Храм и его значение в жизни верующего. Значение православных храмов в жизни города Курчатова. Значение храма в православии

Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны - художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения).

Эти храмы, естественно, являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства. Взоры жителей и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных линиях, на священных изображениях, а слух и чувство внимают умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, государства и царствующего дома - то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, Покровская церковь (собор Василия Блаженного и храм Христа Спасителя в Москве; Александро-Невская Лавра, Казанский, Исаакиевский, Петропавловский и Смольный соборы, храм Воскресения Христова - в Петербурге, храм в Борках близ Харькова на месте чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. и многие другие.

Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской. Так, базиличная продолговатая форма храма, похожая на корабль, выражает ту мысль, что мир есть житейское море, а Церковь - корабль, на котором можно безопасно переплыть это море и достигнуть тихой пристани - Царства Небесного. Крестообразный вид храма (византийский и романский стили) указывает на то, что в основание общества христиан положен крест Христов. Круглый вид напоминает, что Церковь Божия будет существовать бесконечно. Купол - наглядно напоминает нам о небе, куда мы должны устремляться мыслями, особенно во время молитвы в храме. Кресты на храме издали наглядно напоминают, что храмы предназначены для прославления распятого Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Медленный звон в самый большой колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении). Такой звон употребляется перед началом богослужения, например, перед всенощной или Литургией. Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». В дореволюционное время в России трезвонили в течение всей пасхальной недели. Поочередный печальный звон в разные колокола называется перезвоном; он употребляется при погребении.

Тема 11. Древнерусское зодчество: Внешний вид и духовный смысл православного храма.

Цели и задачи:

    Познакомить учащихся с языком (средствами) православной культуры, как способами выражения православной духовности.

    Сообщить новые сведения о внешнем и внутреннем устройстве православного храма;

    Показать историю возникновения храмовой архитектуры Древней Руси;

    Рассказать о символизме форм христианских храмов;

    Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;

    Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

    Продолжить формирование умений работать с текстом.

    Продолжать знакомить учащихся с историей христианской культуры и историей своего государства;

    Показать, что история распространения христианства на Руси неразрывно связана с историей государства.

    Способствовать уважительному отношению к святыням родной земли;

    Воспитывать чувства патриотизма.

Основные понятия: базилика, ротонда, крест, купол, барабан, апсида, закомара, кокошники, портал, неф, придел, притвор, жертвенник, престол, диаконник (ризница), иконостас, паперть, солея, амвон, клирос, Царские врата, Северные врата, Южные врата, икона Богородицы, икона Спасителя, храмовая икона, местный чин, праздничный чин, деисусный чин, пророческий чин, праотеческий чин, четверик, Литургия, Евхаристия, благовест, перезвон, трезвон, набат,

византийский стиль, Владимиро-Суздальская архитектурная школа, Новгородская архитектурная школа, восьмерик на четверике.

Ход урока:

    Оргмомент. (2мин.)

    Проверка отсутствующих

    Проверка готовности к уроку

    Повторение пройденного материала

Выполнение задания в презентации

    Сообщение темы урока (1 мин.)

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Символичность и каноничность проявилась и в зодчестве, тема урока:

« Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

    Изучение нового материала. (25мин.)

Строение и духовный смысл православного храма.

Трёхчастное строение храма

В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной и небесный.

Типы христианских храмов

Христианские зодчие строили храмы, похожие на базилику (корабль), крест или ротонду (круг).

Базилика - прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на нефы, где средний неф выше боковых и заканчивается полукруглой апсидой.

Базилика - символ корабля, плывущего по волнам моря жизни.

Ротонда – символ вечности церкви.

Крест – символ крестной жертвы.

Крестово – купольный тип храма

Вместе с православием Русь переняла от Византии и образцы архитектуры. Церковь крестово-купольного типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено столбами на проходы «нефы»: центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христианства.

На месте пересечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом.

Внешнее устройство храма

Крест – главный символ христианства.

Купол – сводчатое перекрытие в виде свечи, символа молитвы.

Барабан – часть здания, несущая купол.

Апсида – выступ в восточной части храма, в котором размещается алтарь.

Закомара – полукруглое завершение внешней части свода.

Кокошники – декоративные украшения, похожие на закомары.

Портал – красиво оформленный вход в храм.

Виды куполов

Полукруглый ( заимствован из Византии)

Шлемовидный ( Духовное воинство)

Луковичный ( Молитвенная свеча)

Символы

Один – единство бога.

Два – проявление двух начал: божественного и человеческого.

Три – как ипостаси (сущности) Бога.

Пять , как Христос и четыре Евангелиста.

Семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

Девять глав (девять чинов Ангельских);

Тринадцать , как Христос и двенадцать апостолов.

Внутреннее устройство храма



Неф – часть храма, отделенная от других, столбами или колоннами.

Придел – дополнительное помещение.

Притвор – западная часть храма, его преддверие.

Жертвенник – возвышенное место для жертвоприношения.

Престол – четырехугольный каменный стол, символизирующий «гроб Господень».

Диаконник (ризница) – расположен справа, помещение для хранения утвари.

Иконостас – алтарная перегородка, состоящая из нескольких рядов икон.

Паперть - площадка перед входом в церковь.

Солея – возвышение перед иконостасом.

Амвон – выступ в центре солеи.

Клирос – место для певчих, по бокам солеи.

Традиционное устройство иконостаса


Иконостас отделяет алтарь от четверика.

Четверик – место для молящихся людей.

Алтарь

За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма , в котором расположен престол, который символизирует собой Царство Небесное . В нем находится Горнее место, Святой Престол и Жертвенник.

Литургия

Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия , во время которой совершается Таинство Причащения «Евхаристия» – установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери. Службу совершают священнослужители .

Колокольный звон

Благовест – звон в один колокол.

Перезвон – попеременные удары в разные колокола.

Трезвон – радостный звон во все колокола.

Набат – тревожный звон в один большой колокол.

История древнерусского зодчества.

Византийский стиль.

Вместе с православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры.

В 11 веке были построены Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке . Это были большие многоглавые храмы.

Формирование древнерусского архитектурного стиля.

С 12 века , в период раздробленности на Руси формируются самостоятельные архитектурные школы.

Владимиро-Суздальская архитектурная школа . Небольшие, стройные, изящные храмы с обилием резьбы и наличием аркатурного пояса .

Новгородская архитектурная школа . Мощные, тяжелые храмы, образ богатыря.

В 15 веке столицей становится Москва .

Успенский собор Московского Кремля . За образец был взят Успенский собор во Владимире.

Троицкий собор Троице – Сергиевой лавры . Сохраняет в себе черты владимирской архитектуры.

Шатровый тип храма

В 16 веке появляется новый тип храма шатровый «восьмерик на четверике»

Церковь Вознесения в Коломенском . Первый шатровый храм. Построен в честь рождения Ивана Грозного.

Нарышкинский стиль (Московское барокко)

В 17 веке патриарх Никон провел реформу, запретив строительство неканонических шатровых храмов, утвердил традиционное пятиглавие , но они так полюбились людям, что их стали использовать в строительстве звонниц.

Церковь Троицы в Никитниках.

Так к концу 17 века появился новый смешанный архитектурный стиль – Нарышкинское барокко.

Этот стиль стал переходным, на нем заканчивается история древнерусского зодчества и начинается архитектура Нового времени.

5. Закрепление изученного материала (5 мин.)

1. Назовите три части православного храма

2. Что такое храм в понимании христиан?

3. Какие храмы называют базиликами, а какие ротондами?

4. Что находится в алтаре храма?

5. Как называется место в храме, где находятся молящиеся люди?

6. Почему тип храма называется крестово – купольный? Что стало для него основой?

7. Как называют главное богослужение в храме?

8. Какое Таинство совершается во время него и

кем оно было установлено?

9. Что символизирует количество куполов (1, 2, 3, 5, 7, 9, 13)?

10. Объясните термины: благовест, трезвон, перезвон, набат.

11. Назовите основные части православного храма.

12. Расскажите о внутреннем устройстве храма.

14. Расскажите о традиционном устройстве иконостаса.

15. Расскажите о истории древнерусского зодчества.

    Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали об основных положениях православия. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

    Домашнее задание. (9 мин.) В электронном дневнике.

Православного человека святыни окружают, практически, на каждом шагу. Храм, иконы в храме, хоругви на Крестном ходе — это все святыни. Людей неверующих (или верующих, но неправославных) подобные вещи просто шокируют. «Вот вы говорите, — убеждены они, — будто бы вы лишь одному Богу поклоняетесь. Но так ли это: вон у вас сколько «богов» — людей, которых вы на иконах рисуете и называете святыми. Да и вещей, которым вы поклоняетесь у вас немало: те же иконы, например. А храм: почему вы к зданию-то так благоговейно относитесь? Вы что, и камням покланяетесь? Не заслоняет ли вам Бога вся эта внешняя мишура?» Чему на самом деле поклоняются православные люди и мишура ли все это – давайте попробуем разобраться вместе.

Первая православная святыня, которую видят и которой восхищаются все, даже неправославные, — это храм. Храмы и монастыри России – наше бесценное историческое наследие, подлинное сокровище нашей и мировой культуры. Но почему для православного человека так важен храм? Почему наши предки тратили столько времени, сил, средств и труда для того, чтобы создавать эти архитектурные шедевры?

Храм для православного человека – это примерно то же самое, что оазис с источником воды для странника в пустыне. Для него вода – это не просто жидкость. Это великая ценность. Точно также и для верующего человека храм – не просто здание, но место, где каждый человек здесь и сейчас переживает общение (и встречу) с Богом. Конечно, молиться Богу можно практически везде (например, дома, на работе). Но дома человек общается с Богом как бы один на один. В храме же его личная молитва присоединяется к общей (православные называют ее соборной) молитве других таких же, как он, верующих людей. Таким образом, если храм подобен источнику воды, то домашняя молитва – это вода из фляги, которую человек набрал в этом источнике. Как бы много воды не было во фляге, когда-нибудь фляга все равно опустеет. И с пустой флягой человек идёт к источнику. Точно также и человек, чтобы его общение с Богом не прерывалось, имеет возможность, посещать храм.

У верующих особое отношение к храму еще и потому, что сама его архитектура и внутреннее устройство глубоко символичны, они подчеркивают, что человек оказался в месте, где его ожидает встреча с Царем, Царем Небесным. Храм даже называют маленьким кусочком неба на земле.

Любой храм имеет ступеньки. Они символизируют необходимость для каждого человека подняться (совершить восхождение) от земных сиюминутных забот к вечным духовным истинам и ценностям.

Войдя в храм, человек оказывается в так называемой трапезной части храма. В древние времена (времена первых христиан) здесь совершались общие трапезы (агапы). Потом эта традиция прервалась, но трапезные части во многих храмах сохранились. Их продолжали строить как напоминание, что православные должны не только молиться вместе, но и совершать вместе добрые и полезные для всего общества и каждого конкретного человека (богоугодные) дела. Ведь православные люди, это активные люди, стремящиеся к тому, чтобы воплощать заповеди Христовы в реальной жизни. Вера без богоугодных дел – не вера. Сегодня в трапезной части храма нередко совершается Таинство Крещения. Здесь обычно находятся иконы наиболее почитаемых местных святых.

Во многих храмах трапезной части нет, но есть притвор – своеобразная «прихожая», что отделяет мир повседневной суеты от кусочка неба на земле. Пройдя притвор или трапезную часть, мы оказываемся в основной части храма – месте, где, собственно, и проходят богослужения.

Первое, что бросается в глаза человеку, оказавшемуся здесь – иконостас. Это передняя стена с рядами православных икон.

Кто же такие святые и почему православные обращаются к ним в молитвах? Святые – это люди, которые научились никогда не прерывать своего общения с Богом. Это те, для кого Бог стал всем. И которые пред Ним живы, ведь наш Господь – Бог живых! И когда мы обращаемся к ним в молитвах, мы просим их помочь нам стать ближе к Нему, наладить наше общение с Ним, разделить с нами наш путь в Небесное наше отечество. Просим также, как мы бы просили помощи в наших земных нуждах наших родственников (старших братьев, сестер) или друзей. И они помогают, свидетельства о чем мы найдем в многочисленных эпизодах из житий святых.

Молясь перед иконами, мы молимся не доскам и краскам, но обращаемся с молитвой к тому, кто на сей иконе изображен. Каждая икона – это, говоря языком Интернета, своеобразная ссылка. Ссылка на житие святого, на его жизнь, которая всегда может послужить достойным примером для любого человека. Ссылка на историю нашей страны, ведь все российские святые были лучшими гражданами нашего Отечества, многие из которых оставили яркий след в истории (святые Александр Невский, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков). Не почитать их – это забыть лучшие страницы Отечественной истории, потерять бесценный опыт.

Иконостас отделяет от нас алтарь. Возвышения на полу перед иконостасом – солея и амвон. Они подчеркивают, что за иконостасом находится самая большая святыня в храме – престол. Престол – это действительно удивительное и непостижимое место в храме. Во время Евхаристического канона (когда хлеб и вино сошествием Св. Духа пресуществляются в Кровь и Тело Иисуса Христа) вокруг него разрывается время и пространство и буквально в прямом смысле мы переносимся в сионскую горницу, где Сам Иисус преподаёт своим апостолам, а теперь уже и нам, Св. Дары, источник бессмертия.
Более подробно о Таинствах Православной Церкви мы расскажем в следующих номерах.

Разве может не быть святыней место, где происходят такие чудесные события? Храм, иконы и помогают человеку понять суть православного вероучения, причем эта сфера познания не имеет конца. И это не «внешняя мишура». Это сжатое до символов, образов знание, которое дает возможность жить, постоянно находясь в общении с Богом.

Пишите на электронную почту миссионерского отдела епархии mission@сайт или на электронный адрес сайта епархии info@сайт, если статья у вас вызвала интерес или желание высказаться.

Руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии иерей Валентин Марков

В настоящее время в современном мире усиливаются тенденции разобщения государств и отдельных граждан, нарастает социальная напряженность и проявляются прочие факторы нестабильности. Во многих странах возникает множество острых противоречий и кризисных проблем, в том числе связанных с потерей многими людьми нравственных ориентиров. Мир нуждается в мобилизации всего арсенала общественных ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. Поэтому в настоящее время как никогда возрастает значимость и роль церкви в решение многих глобальных социальных и нравственных проблем.

Во все времена Православная Церковь являлась носителем духовных и нравственных ценностей, как в нашей стране, так и во всем мире. На современном этапе в мире все больше прослеживается тенденция отдаления мирового сообщества от своей духовной составляющей, поэтому Русская Православная Церковь, совместно с представителями других мировых религий, предпринимает множество попыток повлиять на данную ситуацию, исходя из собственных особенностей.

Анализируя роль церкви в современном мире, важно помнить, что церковь, как общественно-историческое образование, является одним из главнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. В своей деятельности церковь опирается на устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Русская Православная церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей. При этом православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для Русской Православной церкви, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. В частности, православная церковь утверждает, что христианство представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно основывается на системе догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.

Главнейшие из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. При этом важной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она очень строго относится к основам собственного вероучения, так как со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это происходило в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству, и именно на этом Русская Православная церковь выстраивает основу своей миссионерской и просветительской деятельности на мировой арене.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения всего мирового сообщества, поэтому иерархи ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала как каждого человека, так и общества в целом, вне зависимости от границ стран и государств.

Русская Православная церковь выполняет на международной арене несколько важных ролей:

  • · Просветительская роль;
  • · Объединяющая роль;
  • · Миссионерская роль;
  • · Борьба с инославными религиозными объединениями.

В частности, за последние годы значительно возросла активность церкви, ее духовенства, а также околоцерковного актива в различных сферах мировой общественной жизни и культуры. Расширились международные связи с представителями различных религиозных конфессий, по вопросам решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, усилилась проповедническая, а также благотворительная деятельность Русской Православной церкви, возросло число церквей и монастырей, православных учебных заведений, открываемых за рубежом, активизировалась издательская деятельность церкви. Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств и усиление пастырской деятельности. Все эта деятельность не только увеличивает авторитет Русской православной церкви за рубежом, но и способствует решению глобальных мировых общественных проблем.

Таким образом, в настоящее время роль церкви в нашей стране и мире неуклонно возрастает. Выполняя многие важные функции, а прежде всего, объединяя людей и воздействия на их духовный уровень, церковь помогает в решении многих глобальных социальных проблем, стоящих перед обществом.

Храм, его устройство и значение его в жизни христианина.Часть 2, так называлась встреча настоятеля Благовещенского храма отца Иоанна Масягина с телезрителями КТВ-8 передачи «Православие для всех»

Храмы нужны не Богу, Престол Которого - небо и подножие - земля, а нам они нужны.

Архиепископ Иоанн Шанхайский

Совершенство форм православного храма, в которых ясно прослеживается идея о спасении и беспредельной любви Божией к своим созданиям не оставляет равнодушным ни одного проходящего мимо него. Каждая деталь христианского храма рассказывает нам, как величествен, и в тоже время достижим горний мир для истинно верующей человеческой души.

Устроение храма — это своеобразный гимн красоте и премудрости сотворенного Богом мира. Он выражен в единстве трех областей: земной, небесной и Божественной. Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: притвор, собственно храм и алтарь. Алтарь знаменует собой область бытия Божия, средняя часть - область горнего Ангельского мира (духовное небо) и притвор - область земного бытия.

После грехопадения человека Царство Божие было закрыто для него. В ветхозаветном храме область бытия Божия символизировала Святая святых, куда никто не мог входить, кроме первосвященника один раз в год с кровью очистительной жертвы. Первосвященник был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте откроет Царство Небесное для всех.

История алтаря православного храма восходит к тем ранним временам христианства, когда в катакомбных храмах под землей ставилась, как святыня, каменная гробница с останками святого мученика. На этой каменной гробнице в катакомбах совершалось Таинство Евхаристии - претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Слово “алтарь” происходит от латинского alta ara что означает “возвышенное место”. Алтари христианских храмов устраиваются на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. Это правило берет свое начало еще с глубокой древности и соблюдается по сей день.

Первую и важнейшую часть алтаря составляет Святой Престол. Престол для храма - то же, что Церковь для мира. Как знамение Единого Бога Вседержителя, являющегося центром всякого тварного бытия, Престол располагается только в центре алтарного пространства. Он символизирует и Гроб Господа Иисуса Христа, в котором покоилось Его Тело до момента Воскресения, а также и Самого Господа, лежащего во Гробе. Четырехугольная форма указывает на Четвероевангелие, содержащее всю полноту учения Спасителя, и то, что все четыре стороны света, все люди призываются к общению с Богом в Святых Таинах.

В соответствии с традицией в восточной стене алтаря с внешней стороны храма устраивается полукружие - абсида. Вплотную к середине абсиды сооружается возвышение, где расположено кресло для епископа, как знамение трона, на котором невидимо восседает Господь Вседержитель. Эта часть храма именуется Горним местом. Архиерей, во время сидения или стояния на горнем месте, изображает Самого Иисуса Христа, а священники, служащие с ним - святых апостолов. В первые века христианства горнее место в храмах пользовалось особым почитанием. Священномученик Петр, правивший Церковью в Александрии, в течение всей своей жизни так и не посмел взойти на ступени горнего места, каждый раз видя на нем блистающий свет и чувствуя некую Божественную силу.

В алтаре храма обычно имеется особый светильник из семи ветвей, который располагается с восточной стороны Престола перед Горним местом. Семисвечник знаменует собою райское древо жизни, а число лампад - семь таинств Православной Церкви, тех благодатных даров Святого Духа, которые изливаются на верующих благодаря Искупительному Подвигу Иисуса Христа.

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола находится жертвенник, который по внешнему виду подобен Престолу, а по размерам бывает меньше его. Свое название это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной Литургии, во время которой хлеб и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства. В некоторых случаях при богослужении жертвенник напоминает нам пещеру, в которой родился Иисус Христос. А в некоторых - гору Голгофу, на которой он был распят.

Алтарь, как правило, имеет три окна, символизирующие троический свет Божества. По причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии алтарь как бы повторяет собой ту прибранную горницу, где состоялась Тайная Вечеря перед крестной смертью Иисуса Христа. Святость этого места настолько велика, что в древности вход в алтарь был строго запрещен кому-либо из мирян, как женщинам, так и мужчинам. Впоследствии в алтарь стало дозволено входить церковнослужителям в сане иподиакона, чтеца, алтарника или инокиням женских монастырей, которые помогают в соблюдении убранства этого святого места.

Святая церковь заботится о душе каждого, пришедшего в храм, и учит нас основам нашего спасения не только через богослужение и таинства. Но и через устройство православного храма. Каждый священный предмет, находящийся в алтаре имеет свое символическое и богослужебное значение, через которое мы узнаем глубину премудрости и любви Божией ко всем приходящим в храм.

На престоле находятся несколько священных предметов. Это антиминс, Евангелие, дарохранительница, один или несколько напрестольных крестов.

Антиминс — это освященный архиеерем четырехугольный шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Иисуса Христа, орудий Его казни и четырех евангелистов по углам. Без него нельзя совершать Божественную Литургию.

По своему значению Антиминс равен Престолу. В переводе с греческого слово антиминс означает «вместопрестолие».

В первые века христианства, когда совершение богослужения преследовалось, Таинство Евхаристии могло совершаться в частных домах, пещерах и даже под открытым небом. В антиминс вкладывается частица мощей святого, так как в первые века христианства литургия совершалась на гробницах мучеников.

Поверх сложенного антиминса на престоле полагается Святое Евангелие, называемое напрестольным, которое знаменует собой Господа Иисуса Христа. Евангелие значит «благая весть», весть о Воскресении и нашем спасении. Напрестольное Евангелие принято украшать драгоценным окладом, на котором помещается образ Воскресения Христова, или Сошествия во ад.

На престоле всегда находится дарохранительница. Этот особый сосуд предназначен для хранения Святых Даров – Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Святые Таины, находящиеся в ней, предназначены для причащения больных, не способных самостоятельно придти в храм для участия в Таинстве Евхаристии.

Дарохранительница, по обычаю, делается в виде церкви, в старину называвшейся «Иерусалимы» или «Сионы». Внутри этого сосуда в гробнице — особом ящичке, полагаются приготовленные в Великий Четверг Святые Дары.

Напрестольный крест с распятием есть также одна из самых существенных принадлежностей Престола. Крест это не только символ Искупления, но и залог любви к нам Христа Спасителя, и здесь на Святой Трапезе — Престоле он довершает всю символику нашего спасения.

Средняя часть, символизирующая горний, Ангельский мир, самая большая часть храма. Также она знаменует область земного бытия – мир людей, но уже освященный и оправданный – Царство Божие на земле. Часть храма, означающая земной мир непременно должна отличаться от области бытия Божия, которую символизирует алтарь. Возвышение алтаря соблюдалось с древних времен и сохранилось до наших дней. Но постепенно алтарь стал отделяться особой перегородкой. Она получила название — «иконостас».

Иконостас имеет важное богослужебное значение, а также учит верующих основам христианского богословия.

В центре иконостаса располагаются Царские Врата – двустворчатые, особо украшенные двери, расположенные напротив Престола. Свое название Царские Врата получили благодаря своему предназначению в Божественной Литургии. Господь Иисус Христос невидимо проходит через них во время входов с Евангелием, в предложенных Честных Дарах во время Великого Входа.

Слева от царских врат всегда помещается икона Божией Матери, справа — икона Иисуса Христа. Сразу за иконой Спасителя расположен образ того святого или священного события, во имя которого освящен престол данного алтаря. Эта икона называется местной или Храмовой.

Над Царскими вратами мы видим образ Тайной Вечери, означающий начало и основание Церкви и её самое главное Таинство – Причащение Тела и Крови Христовых.

Иконостас не закрывает алтарь от молящихся в храме. Он раскрывает для них духовную сущность всего, что совершается в алтаре и в Церкви Христовой. Образы иконостаса, как и всего православного храма открывают человеку Царство Божие, являющееся здесь с особой силой, они создают особые благоприятные условия для встречи и общения человека с Богом.

Православный храм - это гораздо больше, чем дом молитвы, - это целый мир, …собранный воедино благодатью, таинственно преображенный в соборное тело Христово.

русский философ, правовед Евгений Николаевич Трубецкой