Интересные задания по зоологии. «Играя, вспоминаем»: летние задания. Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии

2 Познавательные задачи и ответы по зоологии

Россия, Краснодарский край

МБОУ СОШ № 59

Учитель

Бочарова Ольга Анатольевна

Познавательные задачи и ответы по зоологии

Тип Членистоногие

Класс Ракообразные

1. Иногда мы в шутку употребляем выражение: «Я покажу тебе, где раки зимуют!» А где зимуют раки?

2. Откуда пошло выражение «Покраснел как рак?»

3. Всегда ли рак пятится назад?

*4. У кого кровь синяя?

(Кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин – вещество, синеющее на воздухе)

*5. Выпишите название представителей класса Ракообразных.

*6. Известно, что морские обитатели «склонны к тесной дружбе». Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезал в пустую раковину моллюска, рак обзаводится, таким образом, собственным домом. Затем отыскивает актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая ее на раковину. Так и живут они вместе до самой смерти. Перебираясь в новую раковину – домик, рак переносит на нее и актинию. Объясните, каков биологический смысл такой «дружбы»?

(Актиния защищает рака от врагов. А ей перепадают кусочки его добычи)

*7. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?

(для защиты)

*8. В океанах обитают рачки – калянусы, составляющие пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?

(Вследствие высокой скорости размножения число рачков в определенных местах очень высоко).

*9. Обозначьте возможные пищевые связи (цепи) среди следующих представителей водоема: щука, дафния, инфузория, карась, циклоп, бактерии, одноклеточные водоросли.

(бактерии, одноклеточные водоросли инфузории, циклопы, дафнии карась жук).

10. В одной кладке самки дафнии бывает примерно 60 яиц. Спустя 15-20 суток вылупляются молодые дафнии, которые вскоре сами могут откладывать яйца. Сколько примерно дафний может появиться от одной самки за лето?

11. В чем заключается забота о потомстве у речного рака?

12. Какова роль циклопа в цикле развития ришты?

(Циклоп является промежуточным хозяином в цикле развития ришты)

Тип Членистоногие

Класс Паукообразные

*1. Среди людей бытует мнение, что скорпион, окруженный горящими углями, оканчивает жизнь самоубийством. Так ли это?

(Нет. Скорпионы практически не восприимчивы к собственному яду. Окруженный углями скорпион впадает в оцепенение, а потом может просто изжариться.)

*2. Если схватить сенокосца за ногу, то она остается в руках, некоторое время продолжает сокращаться. Как называется это явление?

(Аутотомия)

*3. Почему каракурта иначе называют «черной вдовой»?

(Самка после спаривания иногда съедает самца)

4. Объясните название некоторых пауков: серебрянка, птицеед, паук – волк.

5. Как паук серебрянка приспособлен к жизни в водной среде?

Класс Насекомые

1. Заполните таблицу.

Типы пассивной защиты у насекомых.

*2. «В некоторых районах Южной Германии его называют прусаком, на севере швабом, в Западной Германии – французом. В России он опять – таки прусак: Оком идет речь?

(рыжий таракан)

3. У разных народов божью коровку называют по-разному, но везде имя у нее ласковое. Любят в народе этого жука. А знаете, за что?

*4. Каких животных называют «Санитарами» и почему?

(Жуков – могильщиков, закапывающих в землю трупы мелких животных с отложенными на них личинками. В более широком смысле так можно называть любых жуков, чьи личинки поедают мертвую органику)

5. Выпишите из данного списка название дневных и ночных бабочек: боярышница, павлиний глаз, орденская лента, крапивница, тутовый шелкопряд, бражник, голубянка.

6. Что такое «медвяная роса»?

*7. Что такое прополис? Как его использует человек?

(прополис – пчелиный клей, клейкое смолистое вещество, вырабатываемое медоносными пчелами для обмазывания стенок улья и заделки щелей. Используется в медицине.)

8. Почему насекомые, живущие в полярных областях и высокогорных районов, имеют преимущественно темную окраску?

9. Чем вы можете объяснить тот факт, что осыпарализаторы, охотящиеся на жуков, всегда жалят жертву с нижней стороны?

10. Чем отличается жало пчелы от жала комара?

*11. «Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта…Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде …» О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ригель?

(Муха Цеце).

12. Перечислите известные вам способы защиты насекомых.

13. Заполните таблицу.

Особенности членистоногих различных классов

14. Перечислите насекомых-переносчиков различных заболеваний человека и животных.

15. Решите головоломку, каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?

(Носорог)

Одноклеточные животные.

1. Летом в стоячих водоемах, особенно в небольших, вода становится ярко-зеленой. Это явление называют «цветением воды». Как можно объяснить его с биологической точки зрения?

*2. В свое время большой популярностью у верующих пользовался «святой колодец» близ города Сихема в Палестине. Вода в нем раз в три месяца меняла свою окраску, становясь то кроваво-красной, то обычной. Эти изменения приписывались Божьей воле. Можно ли объяснить такое изменение цвета воды более прозаической причиной?

(Изменение цвета воды связано с размножением простейших-гематококкусов дождевых, или, как их еще называют, гематококкусов «кровавых», содержащих пигмент красного цвета)

*3. Немецкий ученый Келлер в 1897 г. Записал в своем дневнике: «Дом, в котором я жил, стоял на берегу. С каждым ударом волны моя комната озарялась столь ярким светом, что я ясно мог различить отдельные предметы…» Объясните, с чем связано свечение воды в теплых морях?

(В теплых морях свечение воды вызывают простейшие организмы-ночесветки)

*4. Какие заболевания вызывают простейшие?

(Малярия, токсоплазмоз, лейшманиоз, сонная болезнь и другие)

5. Заполните таблицу, проставив знаки «+» (наличие) или «-» (отсутствие) в каждой из трех колонок:

Сходство и различие простейших.

*6. О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»:

А там играет формами протей,

То куб, то шар, то будто червь иль змей…

(простейшие не имеют постоянной формы тела)

7. Инфузория туфелька переплывает по мостику из одной капли в другую, где находятся бактерии. Эвглена зеленая перемещается из темноты на освещенное место. Что общего между этими явлениями?

8. Почему многие простейшие при неблагоприятных условиях (высыхании или зимнем охлаждении водоемов) не погибают?

Тип кишечнополостные

*1. В 1742 году в трудах Лондонского королевского общества появилась корреспонденция из Голландии, сразу обратившая на себя внимание ученого мира. В ней сообщалось, что один натуралист – Абрам Трамбле сделал поразительное открытие: он обнаружил в прудах такое животное, «которое, будучи разрезано на несколько частей, превращается в столько же целых животных». Как называется животное, открытое голландским натуралистом? Какое явление было впервые описано Трамбле? (гидра; регенерация)

2. В клетках внутреннего слоя гидры живут одноклеточные водоросли зоохлореллы. В чем смысл сосуществования этих организмов?

*3. Известный натуралист Трамбле, изучивший гидру, пытался найти в воде крупных животных, которые бы поедали этих полипов. Он начал с того, что предложил их рыбам. Сначала рыба приблизилась к гидре и схватила ее, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же «выбросила ее, как бы питая к ней отвращение». То же повторилось пять или шесть раз. Объяснить поведение рыбы.

(срабатывают стрекательные клетки гидры)

4. Любители подводного спорта могут любоваться на дне теплых морей настоящими подводными садами. Нежные стройные деревья и кусты напоминают огромные разноцветные веера. Здесь встречаются самые причудливые сочетания тонов и красок. Объясните, откуда взялись на дне морей эти сады? Кто их «создал»?

5. Каких представителей кишечнополостных называют подводными цветами?

Тип моллюски

*1. Самка рыбы горчака откладывает икру в мантийную полость моллюсков беззубки или перловицы. Когда маленькие горчаки покидают раковину моллюска, личинки беззубки или перловицы, снабженные липким жгутиком, быстро внедряются в их кожу. Какое значение для горчака и моллюсков имеет существующая между этими видами связь?

(Для горчака - сравнительно безопасные условия развития, для моллюска - расселения на новые места обитания внутри водоёма)

(прудовик и некоторые другие пресноводные формы)

3. Выпишите цифры, которые соответствуют сведениям, относящимся к большому прудовику.

1) Тело животного мягкое, есть мантия.

2) Снаружи тело покрыто двустворчатой раковиной.

3) Раковина единая, имеет вид башенки.

4) Хищник: поедает рыбу, крабов, моллюсков.

5) Питается водными растениями.

6) Дышит атмосферным воздухом.

7) Дышит кислородом, растворенным в воде, проникающим через жабры.

8) Кровеносная система не замкнутая.

9) Кровеносная система замкнутая.

10) Есть глаза, расположенные у основания щупалец.

11) Органы зрения отсутствуют.

12) Нервная система состоит из нескольких пар узлов.

13) Нервные клетки не образуют узлов.

14) Обитает в пресных водоемах.

15) Обитает в морях.

4. Из списка двустворчатых моллюсков выберите те виды, которые имеют промысловое значение: мидия, шаровка, горошина, петушок, жемчужница, сердцевидка, дрейсена.

5. Какие виды пресноводных моллюсков обитают в водоемах нашей республики (области, края)?

*6. Что вы знаете о моллюсках, получивших название «корабельные черви»?

(«Корабельные черви», тередо, брюхоногий моллюск с маленькой зазубренной раковиной и длинным телом. Поселяется в оказавшихся в море деревянных предметах, просверливая в них длинные ходы, которые использует, как убежище. Распространен преимущественно в теплых морях, у нас – в Черном и Японском морях «корабельные черви», представляют страшную угрозу для деревянных судов.)

*7. Известно, что головоногие моллюски передвигаются реактивным способом. Среди них ест, такие, которые спасаясь от погони, могут взлетать в воздух и в планирующем полете проноситься над волнами десятки метров. Назовите их.

(Кальмары)

8. Проставьте против названий моллюсков в списке цифры, которыми помечены соответствующие этим видам описания:

Рапана –

Устрица –

Лужанка –

Кальмар –

Гребешок –

Жемчужница –

Прудовик –

1) Моллюск, уничтожающий устриц в Черном море

2) Головоногий моллюск, обладающий реактивным способом передвижения

3) Пресноводный моллюск – промежуточный хозяин печеночного сосальщика.

4) Двустворчатый моллюск, имеющий важное промысловое значение.

5) Моллюск, в раковине которого образуется жемчуг.

6) Моллюск, закрывающий отверстие в раковине крышечкой.

7) Моллюск, носящий название бытового предмета.

9. Заполните таблицу.

Тип плоские черви

1. Заполните таблицу.

2. Сравните между собой пресноводную гидру и белую планарию. Чем сходны эти животные по внешнему строению? Кто из них - гидра или планария - имеет более сложную организацию? Обоснуйте свой ответ.

3. Заполните таблицу.

Цикл развития печеночного сосальщика.

4. выпишите цифры, которые соответствуют сведениям о: а) ресничном черве планарии; б) бычьем цепне.

1) многоклеточное животное, имеющее уплощенное тело

2) живет в пресноводных водоемах

4) свободный образ жизни

5) длина тела 10м. и более

6) длина тела 1-2см.

7) тело двустороннесимметричное

8) во взрослом состоянии не передвигается, ведет прикрепленный образ жизни

9) передвигается при помощи ресничек

10) питается мелкими беспозвоночными животными: дафниями, циклопами

11) питается питательными веществами в кишечнике хозяина

12) кровеносная система замкнутая

13) кровеносной системы нет

14) дыхание осуществляется через всю поверхность тела

15) нервная система состоит из головного узла и нервных стволов с ответвлениями

Беспалова В.
Летние задания по ботанике.
«Фенологические наблюдения за ростом и развитием растений в саду (огороде, приусадебном или учебно-опытном участке, парке)»
Ход работы:
1. Проведите ранней весной первый обход сада. Охарактеризуйте состояние сада после зимы и наметьте план своих наблюдений.
2. Систематически, через два дня на третий проводите осмотр растений и записывайте наблюдения в дневнике.
3. Подготовьте краткое описание своих наблюдений и сделайте выводы (не более 1 стр.) (Описание может сопровождаться фотографиями).
4. Поместите наиболее важные сведения в таблицу (можно менять заголовки и вносить свои изменения в таблице).
Таблица наблюдений
Название плодово-ягодной или другой культуры (сорт, если знаете) Дата набухания почек Дата появления зеленых кончиков листьев;
Дата появления бутонов
Начало цветения Массовое цветение
Конец цветения Появление завязей плодов
Другие

Опытные варианты Высота
растения Начало
цветения Массовое цветение
Завязь плодов Массовое созревание Количество, вес плодов Качество плодов Выводы
1.
Посев сухими семенами
2.
Посев намоченными семенами
3.
Посев пророщенными семенами

Сделайте краткое описание работы не более 1 стр., включая следующее:
1. Название культуры, сорт опытного растения.
2. Агротехнические мероприятия.
3. Полученные результаты.
4. Выводы
5. Описание может сопровождаться фотографиями.
Летние задания по зоологии.
1. Наблюдение за домашними животными
1. История одомашнивания данного вида животного.
2. Биологические и хозяйственно ценные особенности данной породы.
3. История появления данного животного в вашем доме.
4. Внешний вид животного (размеры, вес тела, окраска покровов).
5. Условия содержания:
– помещение и его характеристика (площадь, объем, температура, освещенность, вентиляция);
– выгул – устройство, его значение;
– уборка помещения: частота и средства.
6. Кормление:
– корма, их подготовка к скармливанию;
– биологическое обоснование кормового рациона;
– режим кормления;
– кормушки, поилки, их устройство.
7. Поведение животного, его характер, привычки. Значение условных рефлексов для ухода за животным. (Какие условные рефлексы, как и с какой целью вы выработали у своего животного?)
8. Получение потомства и особенности ухода за ним. Взаимоотношения между полами и поколениями.
9. Меры профилактики наиболее распространенных заболеваний и лечение больных животных.
10. Ваши взаимоотношения с животным. Их значимость для вас и для него.
11. Составьте отчет о проделанной работе, используя описания, зарисовки, фотографии, литературные материалы.
сбор коллекции
МОЛЛЮСКИ
Для сбора коллекции раковин нужно сходить на реки или озера. На низких песчаных берегах они валяются в готовом для коллекции виде – пустые, сухие, чистые. Собирателю остается лишь поднимать их и класть в коробку. Вы найдете здесь двойные створки беззубки или перловицы. Створки беззубки более тонкие, чем у перловицы. Спинные края створок, где они соприкасаются одна с другой, у беззубки ровные, гладкие, а у перловицы на одной створке вырост – «зуб», а на другой створке – ямка, в которую входит зуб. Беззубки живут в озерах или медленно текущих реках на мягком илистом грунте; перловицы встречаются на песчаном грунте в быстрых реках. У брюхоногих раковина имеет вид извитой трубки. Чаще всего из них вам встретятся почти шарообразной формы лужанки, у которых вход в раковину закрывается крышечкой, катушки – в виде плоской спирали, прудовики– с длинной, заостренной раковиной и некоторые другие. Прудовиков и катушек надо уложить в коробки на вату: стенки их раковин тонки и хрупки. Полезно раковины покрыть спиртовым лаком.
Створки пластинчатожаберных храните по 20 штук в общей коробке или на общем подносе.
Раковинки укрепите на экране по типу работы первой. Для прочности экран с этими раковинами лучше заложить в коробку под стекло, по типу работы восьмой.
Для прикрепления на экран сначала к самой раковине приклейте столярным клеем комочек ваты; потом этот комочек промочите клеем и после этого раковину укладывайте на предназначенное ей место.
В садах и лиственных лесах легко найти раковины наземного брюхоногого моллюска – улитки. Южные улитки крупнее, чем северные. Особенно крупна крымская виноградная улитка.
Прочные раковины этих моллюсков храните в коробке без ваты.
Но раковина моллюска – это только оболочка его тела. В школе желательно показать и самого моллюска, хотя бы в искусственном изображении. Кто умеет лепить, тот может слепить тело моллюска в естественную величину и присоединить его к натуральной раковине.
сбор гербария повреждений листьев насекомыми,
Повреждения листвы (выгрызание, скелетирование, минирование, галлообразование и др.) засушиваются теми же способами, что и при составлении гербариев. Образцы повреждений коры аккуратно вырезаются и подсушиваются под прессом. Образцы повреждений древесины выпиливаются.
Произведите сбор листьев(30-50штук).
В альбоме с помощью клея приклейте листья, выявите степень повреждения и насекомого-вредителя, разделите листья на категории и подпишите под листом.
Выберете одно растение и дайте рекомендации по защите от вредителей.
4. Работа над произведением-описанием. Составление ориентировочного плана
1) Где живет животное, его порода, кличка?
2) Какое оно?
размер («известное» - «новое»);
масть животных;
шерсть;
форма туловища;
глаза, нос, уши, хвост;
особенности характеров.
Сопровождение фотографиями
3) Чем привлекает меня это животное?

Летние задания по ботанике

Задание 1. Изучение способов распространения растениями плодов и семян.

  • Выявите время образования плодов и семян у растений: осота, бодяка, череды, репейника, бальзамина, одуванчика. Зарисуйте внешний вид растений.
  • Соберите их плоды и семена и установите, у каких из них развились приспособления к распространению ветром или животными, саморазбрасыванием и в чем проявляется та или иная приспособленность. Заполнить таблицу.

Распространение

растения

ветром

животными,

саморазбрасыванием

осот

бодяка

череда

репейник

бальзамин

бальзамин

  • Сделайте коллекцию плодов и семян, распространяемых растениями с помощью ветра, животных и саморазбрасыванием.

Задание2. Наблюдения за временем раскрытия и закрытия цветков цветковых растений.

  • Установите сезонные сроки цветения (от и до) одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Изучите особенности строения цветков. Зарисуйте их.
  • Выявите время наблюдения за раскрытия и закрытия цветков или соцветий дикорастущих и садовых цветковых растений: одуванчика, ноготков, садового вьюнка ипомеи.
  • Выясните, в какое время раскрываются и закрываются цветки каких либо других наиболее известных вам цветковых растений.
  • Установите, с чем связаны наблюдаемые явления в жизни растений.
  • Соберите для засушивания и изготовления гербарных листов несколько растений, открывающих и закрывающих цветки или соцветия в строго определенное время суток.

Задание3. Наблюдения за подзимними посевами корнеплодов .

Выяснить, как влияют подзимние посевы на сроки уборки корнеплодов (морковь, свекла, петрушка).

Сравнить развитие раннеспелых сортов корнеплодов при подзимних и весенних посевах:

  • отметить сроки появления всходов, первого, второго и третьего настоящих листьев на опытных делянках (подзимний посев) и контрольных (весенний посев);
  • подсчитать число листьев, оценить величину корнеплодов через каждые 15 дней (в течение всего вегетационного периода - от появления всходов до уборки);
  • отметить появление стрелкующихся растений.

Задание 4. Собрать растения и смонтировать гербарий, иллюстрирующий их индивидуальное развитие.

1.Заложить опыт и провести наблюдения за выращиванием астры, с прищипкой главного побега и удалением боковых побегов. Каждая из которых, выращивается на трех делянках:

  1. без названных манипуляций (контроль);
  2. с прищипкой главного стебля (опыт);
  3. с удалением боковых побегов (опыт).
  • Рассмотрите форму куста
  • число цветков (или соцветий), их размеры,
  • сроки и продолжительность цветения;
  • количество семян

2.Оформить гербарий цветков.

3.Собрать семена со всех делянок.

4.Составить сравнительный отчет о проделанной работе в виде таблицы с с схематическими рисунками

Задание 5.

Летние задания по зоологии

1. Наблюдения за развитием бабочки капустной белянки

  • Отыщи на листьях капусты несколько гусениц капустной белянки. Поместите их в стеклянную литровую банку и завяжите ее сверху марлей.
  • Кормите гусениц листьями капусты.
  1. Наблюдайте, как и часто ли они едят,
  2. много ли поедают корма.
  3. Опишите внешний вид гусеницы и зарисуйте ее.
  • Дайте гусеницам вместо листьев капусты листья пастушьей сумки, сурепки или другого крестоцветного растения.
  1. Отметьте, будут ли гусеницы есть этот корм.
  • Дотроньтесь кончиком карандаша или прутиком до гусеницы.
  1. Проявится ли у нее при этом оборонительный рефлекс? Если проявится, то в чем он выражается?
  • Проследите, как гусеницы линяют, как они превращаются в куколок. Схема превращения.
  1. Меняется ли поведение гусениц перед окукливанием?
  2. Отметьте, через сколько суток из куколок выйдут бабочки. Опишите их внешний вид.
  • Наблюдайте, будут ли из тела некоторых гусениц выходить небольшие чевеобразные личинки наездника белянскового. Что с ним будет происходить потом? Много ли гусениц заражено наездником?

2.Наблюдения над божьими коровками.

  • Несколько божьих коровок поместите в стеклянную банку, которую с верху затяните марлей.
  • Отыщите черемуху ли другое растение, побеги которых облеплены тлями. Срежьте один из побегов с тлями и поставьте его в стакан с водой, а затем в банку с божьими коровками.
  • Наблюдайте, будут ли божьи коровки поедать тлей. Если будут, то попробуйте подсчитать, сколько тлей может уничтожить за сутки одна божья коровка.
  • Отыщите в колониях тлей личинок божьей коровки, поместите их в другую банку и проследи, едят ли они тлей. Наблюдайте за превращением личинок в куколок. Схема превращения.
  • Отметьте, через сколько суток, после окукливания выйдут взрослые божьи коровки. Опишите их внешний вид.
  • После окончания наблюдений за божьими коровками их следует обязательно выпустить в природу.
  • Сделать вывод о значении божьи коровки в природе.

3.Обнаружение гидр в естественных водоемах и наблюдения за их питанием.

  • Наберите с помощью сачка в июле-августе в стеклянную банку из пруда или реки ряски, листьев кувшинки. Дома разложите содержимое банки в несколько других банок, налейте в каждую доверху воды и поставьте на подоконник.
  • Осмотрите на следующий день с растениями: попробуйте найти гидр на освещенных стенках банок.
  • Обнаруженных гидр отловите из банок стеклянной трубочкой, для чего зажмите верхний конец трубки пальцем, а нижний подведите к гидре. Откройте верхний конец трубки, и гидра током воды будет увлечена в нее. Теперь снова зажмите пальцем верхний конец трубки, и перенести гидру в банку с водой и веточкой элодеи.
  • Кормите гидр пресноводными рачками – дафниямии и циклопами. Пронаблюдайте,
  1. какой вид имеет голодная и сытая гидра, зарисовать.
  2. как она ловит добычу, зарисовать.
  3. сколько рачков может съесть за одно кормление,
  4. сколько времени сытая гидра не принимает добычу.
  • Регулярно кормите гидр пресноводными рачками. Принесите банку с гидрами в начале сентября.

4.Провести наблюдения за пауком и его ловчей сетью.

  • В саду или лесу найдите ловчие сети пауков. Из всех выберите самую аккуратную, целую.
  • Тщательно зарисуйте ее. Измерьте длину и диаметр сети. Потрогайте радиальные лучи сети - клейкие ли они? А нити, соединяющие их?
  • Некоторое время наблюдайте за ловчей сетью. Если удастся, подробно пронаблюдайте и опишите процесс охоты паука за добычей.
  • Затем испытайте паутину на прочность. Для этого осторожно подвесьте к центру паутины палочку в виде крючка. Порвалась ли паутина? Если нет, то постепенно увеличивайте нагрузку: подвесьте палочку потолще, шишку, карандаш, ножичек и другие предметы. Последовательность подвешивания предметов записывайте в таблицу:

Название предмета

Вес

  • Позднее взвесьте эти предметы и их вес отразите в той же таблице. Сделайте выводы.
  • В течение лета продолжайте присматриваться к ловчим сетям пауков.
  • Если удастся увидеть сеть другой формы, зарисуйте ее и укажите место, где обнаружили.
  • Составьте письменный отчет. В нем должны быть все ответы на поставленные вопросы, описания наблюдений и рисунки (по возможности, фотоиллюстрации).

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.

А. В. Шариков, А. А. Мосалов, В. В. Алпатов, Д. А. Шитиков, Т. В. Макарова

Проверочные задания по зоологии. Часть 2. Позвоночные животные

Учебно-методическое пособие по дисциплинам «Зоология» и «География животных»

Рецензент

И. А. Жигарев, заведующий кафедрой зоологии и экологии биолого-химического факультета МПГУ, д-р биол. наук, профессор


© Издательство «Прометей», 2012

Тестовые задания по теме «Классы головохордовые и круглоротые»

1. Сколько видов относят к подтипу бесчерепные?

а) около 50;

б) около 20;

в) около 30;

г) около 40.


2. Функция спирального клапана в кишечнике у миног…

а) ускорение прохождения пиши;

б) придает жесткость кишечнику;

в) замедление прохождения пищи;

г) служит размельчению пищи.


3. Атриальная полость образуется…

а) двумя метаплевральными складками;

б) подхвостовым плавником;

в) из целомической полости;

г) в ротовой полости.


4. У круглоротых венозный синус примыкает…

а) к спинной аорте;

б) к желудочку сердца;

в) к предсердию;

г) к брюшной аорте.


5. Функция миосепт…

а) обеспечивают согласованную работу мышечных волокон;

б) поддерживают венозный синус;

в) прикрепление внутренних органов;

г) опора мышечным волокнам.


6. Ланцетник был впервые описан…

а) Палласом;

б) Северцовым;

в) Дарвином;

г) Шмальгаузеном.


7. У круглоротых орган обоняния…

а) непарный;

б) парный;

в) парный, но располагается в разных участках тела;

г) отсутствует.


8. Предротовая воронка у ланцетника окружена…

а) 100 парами щупалец;

б) 25 парами щупалец;

в) 10–20 парами щупалец;

г) 20–30 парами щупалец.


9. Функция боковой линии…

а) хеморецепция;

б) защитная;

в) светочувствительная;

г) восприятие давления воды.


10. Головной конец хорды ланцетника…

а) выдается за край нервной трубки;

б) немного не доходит до края нервной трубки;

в) сильно не доходит до края нервной трубки;

г) хорда и нервная трубка одинаковой длины.


11. Глазки Гессе располагаются…

а) на поверхности нервной трубки;

б) ближе к внутренней поверхности нервной трубки, граничащей с невроцелем;

в) в невроцеле;

г) на периферических нервах.


12. У круглоротых вольфовы каналы являются…

а) частью пищеварительной системы;

б) половыми протоками;

в) мочеточниками;

г) одновременно и половыми протоками и мочеточниками.


13. Печеночный вырост у ланцетника отходит от…

а) передней части кишки;

б) от ротовой полости;

в) от глотки;

г) задней части кишки.


14. Висцеральный скелет круглоротых представлен…

а) хрящами ротовой воронки и языка;

б) хрящевой решеткой;

в) хрящами языка;

г) хрящами ротовой воронки, языка и хрящевой решеткой.


15. Кровь ланцетника…

а) содержит форменные элементы и пигменты;

б) не содержит форменные элементы и пигменты;

в) содержит форменные элементы и не содержит пигменты;

г) содержит пигменты и не содержит форменные элементы.


16. Движение крови у ланцетника осуществляется сокращением…

а) сердца;

б) спинной аорты;

в) брюшной аорты и спинной аорты;

г) брюшной аорты и жаберных артерий.


17. Жаберные мешки и лепестки круглоротых имеют…

а) мезодермальное происхождение;

б) смешанное происхождение;

в) эктодермальное происхождение;

г) энтодермальное происхождение.


18. В венозный синус у ланцетника кровь попадает из…

а) двух кювьеровых протоков и печеночной вены;

б) кювьеровых протоков;

в) спинной аорты;

г) печеночной вены.


19. Круглоротые имеют…

а) непарный корень аорты;

б) парный корень аорты;

в) три корня аорты;

г) четыре корня аорты.


20. У круглоротых полукружных каналов во внутреннем ухе…

а) всегда 3;

в) всегда 2;


21. У ланцетника нефридии располагаются…

а) вдоль всего тела;

б) в хвостовом отделе;

в) в области глотки;

г) от глотки до хвостового отдела.


22. Головной мозг у круглоротых состоит из…

а) 4 отделов;

б) 5 отделов;

в) 3 отделов;

г) 6 отделов.


23. Жаберные мешки у круглоротых открываются…

а) только в дыхательную трубку;

б) в дыхательную трубку и на поверхность тела;

в) только на поверхность тела;

г) на поверхность тела и в кишечник.


24. Роговые зубцы у миног располагаются…

а) на языке и в кишечнике;

б) на предротовой воронке и на языке;

в) только на предротовой воронке;

г) только на языке.


25. Печеночный вырост ланцетника…

а) гомологичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

б) аналогичен желудку более высокоорганизованных позвоночных;

в) аналогичен печени более высокоорганизованных позвоночных;

г) гомологичен желудку более высокоорганизованных позвоночных.


26. У круглоротых хвостовой плавник…

а) протоцеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) отсутствует;

г) гомоцеркальный.


27. Кровеносная система ланцетника состоит из…

а) одного круга кровообращения;

б) двух кругов кровообращения;

в) 1–2 кругов на разных возрастных стадиях;

г) незамкнутого круга кровообращения.


28. У круглоротых соединительнотканная оболочка покрывает…

а) только хрящевую решетку;

б) только хорду;

в) только нервную трубку;

г) хорду и нервную трубку.


29. Половые продукты у ланцетника выводятся наружу через…

а) анальное отверстие;

б) через ротовое отверстие;

в) специальное половое отверстие;

г) атриопор.


30. У круглоротых головных нервов…

Тестовые задания по теме «Класс хрящевые рыбы»

1. Какой тип хвостового плавника у хрящевых рыб?

а) процеркальный;

б) гетероцеркальный;

в) гомоцеркальный;

г) ацеркальный.


2. Гемальный канал располагается…

а) в печени;

б) между верхними дугами позвонков;

в) между нижними дугами позвонков;

г) над спинномозговым каналом.


3. Брызгальца у хрящевых рыб – это…

а) рудименты жаберных щелей;

б) рудименты глаз;

в) рудименты слуховых отверстий;

г) рудименты обонятельных отверстий.


4. Первая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) губными хрящами;

в) меккелевыми хрящами;

г) гиоидными хрящами.


5. Коракоидный отдел хрящевой дуги грудных плавников располагается…

а) выше выступа, к которому крепится плавник;

б) ниже выступа, к которому крепится плавник;

в) входит в состав плавника;

г) входит в состав черепа.


6. Число жаберных щелей у хрящевых рыб …

а) обычно 3, реже 5–9;

б) обычно 6, реже 7–10;

в) обычно 4, реже 5–9;

г) обычно 5, реже 6–7.


7. Парные конечности у хрящевых рыб представлены…

а) брюшными и спинными плавниками;

б) спинными плавниками;

в) грудными и брюшными плавниками;

г) грудными и спинными плавниками.


8. Третья висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратным и меккелевым хрящами;

б) губными хрящами;

в) копулой;

г) гиоидными хрящами.


9. У хрящевых рыб череп платибазальный, то есть…

а) глазницы разделены головным мозгом;

б) черепная коробка состоит из костных элементов;

в) глазницы отделены хрящевыми мостиками от черепной коробки;

г) глазницы разделены костной перегородкой.


10. Хрящевые лучи, служащие опорой для межжаберных перегородок, отходят от…

а) от мозгового отдела черепа;

б) переднего края жаберных дуг;

в) центральной части жаберных дуг;

г) заднего края жаберных дуг.


11. Рострум у хрящевых рыб – это…

а) вырост черепной коробки;

б) выросты над глазницами;

в) небольшой гребень на голове;

г) особая форма нижней челюсти.


12. Плакоидная чешуя и зубы…

а) аналогичны;

б) гомологичны;

в) отсутствуют у хрящевых рыб;

г) образуются только у скатов.


13. Вторая висцеральная дуга у хрящевых рыб представлена…

а) небно-квадратными хрящами;

б) гиомандибулярными хрящами;

в) губными хрящами;

г) копулой.


14. Пояс задних конечностей (брюшных плавников) состоит из непарного хряща, расположенного…

а) в хвосте;

б) в мускулатуре вдоль тела;

в) в мускулатуре поперек тела;

г) вдоль позвоночника, прикрепляясь к нему.


15. Гиостилия – это…