Методика проведения занятий по художественной обработке природных материалов на уроках труда в начальной школе. Конспект и презентация внеурочного занятия "Работа с природным материалом. Опилки" Внеурочные занятия с природным материалом

Муниципальное учреждение дополнительного образования -

Центр внешкольной работы

г. Маркса Саратовской области

План - конспект занятия

объединение «Фантазёры»

Руководитель : педагог дополнительного образования

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Составитель: педагог

дополнительного образования I квалификационной категории

Гриценко Галина Анатольевна

Тема занятия: «Природа и фантазия».

Цель занятия: развитие и сохранение интереса у детей к изготовлению поделок из природного материала, развитие творческих и индивидуальных способностей, приобретение практических навыков ручного труда, использование их в жизни.

Задачи занятия:

-образовательные: сообщение познавательных сведений; продемонстрировать знания и умения обучающихся; приобретение и закрепление навыков по изготовлению аппликации из природного материала; научить оформлять готовые работы;

-развивающие: развивать творческие способности детей, упорство в достижении цели, мелкую моторику рук, внимание, умение контролировать свои движения, фантазию, эстетический вкус, воображение, память, сообразительность;

-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство коллективизма, желание принимать участие в коллективном творчестве, взаимопонимание, уважительное отношение к товарищам, экономное и бережное отношение к материалам, аккуратность, трудолюбие, терпение, усидчивость.

Тип и вид занятия: комплексное: сообщение познавательных сведений, повторение и закрепление имеющихся знаний, применение знаний, умений и навыков на практике, урок- упражнение.

Форма занятия: групповая с индивидуальным подходом.

Методы занятия: словесные, наглядные, практические; занятие с использованием фантазии, занятие-путешествие, метод игры.

Оборудование : образцы аппликаций, природный материал, картон, клей, ножницы, простые карандаши.

План занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие;

Подготовка учащихся к работе на занятие;

Настрой на работу.

2. Основная часть:

Сообщение познавательных сведений.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала;

- физминутка для глаз и рук.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

Ход занятия.

1.Организационный момент: приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к занятию, правила поведения на занятие, подготовка необходимого материала для работы.

2. Основная часть:

- сообщение познавательных сведений:

Здравствуйте, ребята и гости!

Наше занятие, сегодня, будет не простое. Мы с вами сегодня будем путешествовать. А после путешествия цель нашей работы – изготовление аппликации из природного материала. Тема нашего занятия: «Природа и фантазия».

Вереницею недель, как велит природа,

Кружит время-карусель временами года.

По листкам календаря ходят друг за другом

С января до декабря месяцы по кругу.

Вслед за осенью – зима, за весною – лето.

Там уж осень, чтоб опять зимушка настала…

Карусель свою вращать время не устало.

В календарном том ряду сменит братец братца.

Сколько месяцев в году? Правильно, двенадцать.

Ребята, мы все знаем, что существует четыре времени года. И каждое время года отличается друг от друга, каждое имеет свои приметы, свои особенности. Сегодня мы будем путешествовать по временам года.

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Зима.

Наступили холода. Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Дел у меня немало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю

Белю поля, дома зовут меня… (зима).

Ребята, расскажите об основных приметах зимы (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Стали дни короче, солнце светит мало,

Вот пришли морозы, и зима настала.

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы зимы, о которых мы сейчас говорили.

Зима приходит ненароком, по всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам, а вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку, взглянув в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» – везде, вокруг, белым-бело…

Льдом закована река в крепкие оковы,

И пришел издалека к нам мороз суровый.

Почернели до весны ветки дубов, кленов,

Лишь у ели и сосны цвет зимой зеленый.

Спят еноты и медведи, спят ежи, а их соседи -

Волк, зайчишка и лиса ищут пищу по лесам.

Земля окутана хрустальной пеленою,

В сугробы белые ныряет детвора,

Коньки наточены, и лыжи предо мною,

Метель закончилась, и в лес давно пора.

Полно на улице веселого народу!

Зима-проказница зовет в снежки играть!

Ну, как не совестно в морозную погоду

Уроков школьникам так много задавать?!

Весна.

Я раскрываю почки в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна. Зовут меня… (весна).

Мы сегодня рано встали, нам сегодня не до сна!

Говорят, скворцы вернулись! Говорят, пришла… (весна)!

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах весны (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы весны, о которых мы сейчас говорили.

Вот пришла весна неспешно, не до сна теперь, конечно,

Мишке, ежику, еноту - нужно браться за работу.

И готовить к лету норки, на прогревшемся пригорке.

За окном звенят капели, первоцветы зацвели.

С юга прибыли в апреле утки, гуси, журавли.

Оживился дом – пенек посреди лесной опушки -

Вылез из него жучок, муравей, паук, две мушки.

Появляется трава, распускается листва.

Оживает вся природа, прыгает лягушка в воду,

Начинает громко квакать: «Ква-ква-ква-квакая слякоть!»

Прилетел скворец в скворечник, обживается успешно

И вполне уже готов к маю вывести птенцов.

Ближе к середине года, лета ждет уже природа!

Лучи весенние всю землю отогрели, повсюду буйствует зеленая трава.

И разливаются над нами птичьи трели, и светит солнце, и кружится голова!

Манит в объятия волшебница-природа! Гляжу на улицу, и хочется гулять…

Ну, как не совестно в хорошую погоду уроки нам, несчастным детям, задавать?!

Лето.

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, купаться приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я… (лето).

Солнце печет, липа цветёт

Рожь колосится, золотая пшеница.

Кто знает, кто знает, когда это бывает?

Ребята, расскажите об основных приметах лета (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы лета, о которых мы сейчас говорили.

Вот и лето подоспело, зеленью леса одело.

Выросли грибы в бору, вон - лисичек россыпь!

Комары звенят в жару и летают осы.

В лесу - звериный детский сад: в семье ежей найдем ежат,

В берлоге - бурых медвежат, под елкой - сереньких зайчат.

У птичек - птичий детский сад, у них птенцы в гнезде пищат,

И полон клюв забот у птиц - у дятлов, зябликов, синиц.

Несет зайчишка две морковки, и много травки у коровки.

А в тине у пруда кишат семейки шустрых лягушат.

Ой, выросли в лесу - гляди-ка! Смородина и ежевика!

Мы в лес ведем в июле деток, чтоб собирать малинку с веток.

На градуснике двадцать восемь, но все ж не за горами осень!

Осень.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я… (осень).

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Что там шепчут листья? Подойдем и спросим.

Листья отвечают: осень, осень, осень.

Ребята, расскажите об основных приметах осени (обучающиеся отвечают, педагог помогает с ответами).

Ребята, послушайте стихотворение, в котором отражены все приметы осени, о которых мы сейчас говорили.

Вот и наступила осень, яблок у нее попросим.

Повезло нам с урожаем - три корзины набираем!

Летом был зеленый двор, посмотри-ка, в октябре

Стал цветным, как светофор! Очень много во дворе

Листьев тополя и клена, красных, желтых и зеленых.

Птичьи стаи в октябре полетели к югу,

Там тепло, там, в декабре не закружит вьюга.

А жучок и паучок присмотрели дом-пенек,

Или выбрали сосну, приготовились ко сну.

Кушает мишутка много, чтобы толстым лечь в берлогу.

И еще зверек енот зиму в спячке проведет.

Белке не страшны морозы - у нее пушистый мех.

Белочка в дупле березы припасет лесной орех.

В ноябре снежинки-мушки с неба полетели.

Всем понятно на опушке - на носу метели!

Осенний дождик барабанит мне в окошко, у школы лужи и опавшая листва.

И тучи серые, и мокрая дорожка, и всюду грязь, и заболела голова…

Льет слезы горести печальная природа. Тоскливо на сердце, и хочется поспать.

Ну, как не совестно в ненастную погоду уроков школьникам так много задавать?!

Вот такое путешествие совершили мы по временам года.

- повторение пройденного материала, необходимого для работы.

Но прежде чем приступить к изготовлению аппликации из природного материала, давайте вспомним, что мы уже узнали на наших занятиях.

1.Правила безопасной работы с инструментами, которые используем на занятиях.

Всегда давайте отметать мы травмы и опасности.

И в каждом деле соблюдать законы безопасности.

Для ножниц есть закон простой: ты для начала их закрой.

И лезвиями от себя всегда клади, себя щадя.

Подруге захочешь ты их передать, колечки вперед не забудь ей подать.

2. Повторение теоретического материала, необходимого для работы.

3. Практическая часть:

Практическая работа: выполнение занимательного задания – изготовление аппликации из природного материала.

Ребята, берем необходимый материал и инструменты, приступаем к работе. Обучающиеся выполняют практическое задание, педагог помогает индивидуально.

- физминутка для глаз и рук.

Упражнения для рук, двигательного аппарата: круговые вращения кистей рук, «Моя семья», «Замок», «Гости».

Физминутка для глаз:

1. Расслабляем глаза – частое моргание без всякого напряжения.

2. Движения зрачков вниз - вверх, влево - вправо, из угла в угол, по кругу.

3. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, открыть глаза

4. Сосредоточение на кончике носа. Это считается в йоге одним из самых полезных для глаз.

5. Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям, вокруг глаз (эти упражнения приносят успокоение).

После физминутки продолжение практической работы.

4. Заключительная часть:

- подведение итогов занятия.

В конце занятия подводятся итоги работы. Отметить хорошо работающих, общие замечания по занятию.

Ребята, как вы думаете, справились вы со своей задачей? А что вам больше всего понравилось на занятие?

Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях.

До свидание! Всем удачи и хорошего настроения!

Наталия Баринова

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе осуществления экологического воспитания»

Тема : «Чудесные превращения »

(поделки из природных материалов )

Цели : создание социальной ситуации развития в процессе нравственного и патриотического воспитания в системе осуществления экологического воспитания.

Задачи :

Развивать мышление, внимание, речь, мелкую моторику рук;

Воспитывать интерес и бережное отношение к природе , вызвать желание сохранять её красоту в аранжировках и флористических композициях;

Дать представление о природном материале и его разнообразии , возможностях использования на занятиях по конструированию ;

Умения и навыки при работе с хрупким природным материалом , семенами растений, с пластилином, используя его в качестве крепления природного материала к основе ;

Учить сравнивать натуральные предметы с их изображениями, учить видеть глубину природы . Развивать у детей творческое воображение, чувство эстетики, ритма, цвета, умение работать точно и аккуратно. Развивать способность в ворохе сухих листьев увидеть необычные образы.

Раздаточный материал : засушенные листья, веточки, семена растений, горох, фасоль, пластилин, подносы для работы с пластилином, карандаш, ножницы, лист картона, салфетка.

Зрительный ряд : сказочный герой – лесная Фея, загадки, готовая работа.

Предварительная работа : беседа об осени, рассматривание иллюстраций на тему «Осень» , чтение художественной литературы

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Вступительная беседа

Воспитатель : Ребята, какое время года наступило? (Осень) . Какое время года было перед осенью? (Лето) А давайте сейчас представим, что вернулось лето. Воспитатель просит детей закрыть глаза.

2. Упражнение на релаксацию

Светит солнышко, жарко. По тропинке мы спешим в лес, чтобы почувствовать прохладу. Птицы поют, стрекочут кузнечики. Всюду грибы, ягоды. Белка прыгает с дерева на дерево, стучит весёлый дятел, около пня еж фырчит. Всем весело! А на пне сидит… Кто бы вы думали? (Дети открывают глаза) (кукла – осенняя Фея)

Это волшебница леса, Фея! Ей очень хочется познакомиться с вами поближе. И для знакомства Фея хочет вас испытать.

II. Основная часть занятия

1. Отгадайте загадки (картинки с изображением отгадок)

В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)

Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.

Здесь скворцы, дрозды снуют, и, галдя, его клюют. (Рябина)

Стоит Антошка на одной ножке (Гриб)

Нарядные сестрёнки весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Золотые монетки падают с ветки (Осенние листья)

Хоть он совсем не хрупкий, а спрятался в скорлупку.

Заглянешь в серединку – увидишь сердцевинку.

Из плодов он тверже всех, называется… (орех)

– Молодцы, первое испытание выдержали.

– А сможете ли вы преодолеть второе испытание, приготовленное Феей?

2. Игра «Волшебный мешочек»

Угадайте на ощупь содержимое мешочка (в нем желуди, шишки, овощи, ракушки, камешки и т. п.)

3. Беседа «Берегите природу »

– Как назвать одним словом все, что мы достали из мешочка? (природный материал )

Природа богата и щедра . И мы с вами, пользуясь всеми ее богатствами, должны беречь природу , заботиться о ней. А что значит беречь природу ? Вам нужна природа ? Чем мы можем помочь ей, как сохранить природу ?

4. А теперь главное испытание Феи – выполнить композицию из природного материала .

Дети рассматривают разложенные на столе осенние листочки и семена, описали их «красивыми» словами, обратили внимание на различную форму, цвет, размер осенних листьев. Воспитатель показывает варианты картин с простыми сюжетами. Объясняет особенности изготовления необычных картин . Дети самостоятельно выбирают материал и составляют картины по замыслу. Педагог помогает определиться с цветом и форматом фона, предлагает экспериментировать, прикладывая листочки разного цвета к выбранному фону и сравнивая цветосочетания.

III. Физкультминутка

Мы листочки осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

IV. Заключительная часть занятия

Лесная Фея очень довольна вашими работами. Хотите подарить лучшие работы нашему гостю в музей?


Картины из листочков помещаются на выставку. Во второй половине дня проводится экскурсия в «музей лесной Феи» , где дети рассказывают о понравившихся работах.


Публикации по теме:

Цель: Включить детей и родителей в творческий процесс, который позволит им лучше понять друг друга, стать ближе друг к другу. Задачи:.

Имея различные природные материалы, можно весело и с пользой провести время со своим ребенком. Причем основную работу должен выполнять ребенок,.

«Дары Осени». Конкурс поделок из природных материалов. Людмила Вологдина «Дары осени». Конкурс поделок из природных материалов. В нашей.

Конспект интегрированного занятия «Чудесные превращения воды» Конспект интегрированного занятия «Чудесные превращения воды» Возрастная группа: средняя Количество детей: 7 Цель: Формирование упорядоченных.

План – конспект занятия

внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Королевство творчества».

Класс 1 «А»

Учитель Дмитриева М.В.

Тема: «Красота вокруг нас (сбор природного материала)».

Форма занятия: экскурсия.

Цели:

1.Создать условия для закрепления знаний природного материала для поделок, формирования знаний правил сбора природного материала -листьев, умений собирать осенние листья для поделок, пополнения и активизации словаря.

2.Способствовать развитию слухового восприятия, наблюдательности, внимания, мышления, восприятия,

Развитию устной речи на основе умения отвечать на вопросы, составления простых предложений.

3. Способствовать формированию мотивации к учению, воспитывать бережное отношение к природе.

Формируемые УУД:

Личностные: мотивация учебной деятельности (чебно – познавательный интерес к деятельности), рефлексивно само оценивать свою деятельность, успешность на уроке; настроиться на работу.

Регулятивные: определять цель деятельности (с помощью учителя), принимать, сохранять и решать учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, классифицировать предметы по заданным параметрам, уметь определять практическое значение выполненной деятельности, уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; осмысленно воспринимать устную речь; при восприятии заданий – выполнять их.

Оборудование:

1. Карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

2. Муляжи овощей в мешочке.

3. Таблички со словарём по темам: овощи и фрукты, цвета, геометрические фигуры, размер, названия уроков, что будем делать, что делали.

4. Мультимедийная презентация с заданиями, зарядкой для глаз, физ. минуткой.

5.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер.

СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный

1)Организация внимания.

2)Эмоциональный настрой.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Организационные фразы на слух.

Что будем делать?

Спросите меня.

Будем заниматься, внимательно слушать, выполнять задания, играть.

Повторение правил поведения во время экскурсии.

* по улице надо идти спокойно, не толкаться;

* во время наблюдения становиться так, чтобы всем было видно;

* слушать внимательно;

* беречь природу;

* выбираем контролёра. Он будет следить за охраной природы.

П/п приём - упражнение ««Солнышко»:».

Посмотрите, как хорошо на улице!

Вдохните. Какой воздух! (Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вздохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальчиков рук и заканчивая пальцами ног без напряжения. Задержали дыхание – «тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.)

Как светит солнышко зимой?

(Пальцы собираются в щепотку).

Как светит солнышко весной?

(Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты).

Как светит солнышко летом?

(Широко растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы

Ладони).

Улыбнитесь солнышку, а теперь друг другу.

Дети выходят на пришкольный участок, взяв с собой тетради для сбора листьев.

Воспринимают фразы на слух и слухо-зрительно, повторяют их, дают ответы на вопросы.

Личностные: настроиться на работу, организация деятельности.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленный вопрос;

Регулятивные: принимать и решать учебную задачу,

2. Актуализация знаний.

- Какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц?

Назовите осенние месяцы.

Осенью можно собрать много природного материала для поделок.

Задание: выбрать на картинке из различных материалов для поделок природный материал и назвать его.

Отвечают на вопросы (слабые

уч- ся с опорой на словарь).

Все выбирают природный материал. Олег называет его, остальные повторяют 9проговаривают с дактилем)

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, отвечать на поставленные вопросы. Регулятивные: принимать и решать учебную задачу.

Познавательные: уметь классифи-цировать предметы по заданным параметрам.

3. Подготовительный.

Постановка темы и цели урока.

Упражнение на развитие внимания.

Найдите на рисунке все листья и сосчитайте их.

Сообщение темы.

- Как вы думаете, какая тема урока?

Что будем делать на уроке?

Тема урока «Осенние листья для поделок».

Будем собирать листья для поделок.

Выполняют задание.

Олег называет, с какого дерева листья.

Высказывают предположение темы урока. Отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4. Основной этап.

1) Формирова-ние знаний.

    Физ. минутка

2)Практичес-кая часть.

Ознакомление детей с правилами сбора осенних листьев.

Прежде чем собирать листья, познакомьтесь с правилами их сбора.

1. Собирать только опавшие листья.

2.Проверить качество листьев:

    Целые

    Без тёмных пятен

    Красивые по форме и цвету.

3. Листья надо положить между страницами тетради.

4.Дома листья нужно переложить газетами и поставить под пресс.

Учитель показывает примеры качественных и некачественных листьев.

Подвижная игра «Лес». Учитель предлагает детям изобразить движениями, как реагирует дерево на:

* лёгкий тёплый ветерок;

* ураган;

* мощные холодные порывы ветра;

* ливень;

* палящее солнце;

* мороз.

1.Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья для поделок.

2.Осуществление контроля качества собираемых листьев.

Воспринимают объяснения учителя.

Участвуют в игре.

Дети расходятся участку, собираю листья, проверяют друг у друга качество собранных листьев.

Коммуникативные:

Личностные: учебно – познавательный интерес к заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: принимать, сохранять и решать учебную задачу,

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные: уметь определять внешние признаки предметов и соотносить их с необходимыми параметрами, развивать эстетический вкус.

5. Этап подведения итогов.

1.Опрос - итог ».

Что делали на уроке?

Практическое использование:

Для чего собирали листья?

2.Оценка деятельности.

Вы справились с заданием?

Как работали на уроке: хорошо или плохо?

3.Рефлексия .

Вам понравилось занятие?

Учащиеся встают в круг. Выполняют упражнение «Цвет моего настроения»

Окончание занятия: организационные фразы на слух.

Учитель благодарит детей:

Спасибо за урок .

С помощью учителя осуществляют оценку деятельности на уроке.

Соотносят своё отношение к уроку с условными обозначениями и изображают их.

Воспринимают фразы на слух, осмысливают их. При необходимости отвечают.

Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь определять практическое значение выполненной деятельности.

Личностные: подведение итога урока, самооценка деятельности и успешности на уроке.

МКОУ «Михеевская основная общеобразовательная школа»

Районный конкурс методических разработок

«ФГОС в действии»

Разработка внеурочного занятия.

«Плоскостная аппликация из природного материала

«Рыбка».

Выполнила Пашкова Н.Н.

учитель начальных классов

2014 г.

1.Пояснительная записка______________________________3 -5

2. Разработка занятия_________________________________ 6 - 8

3.Испльзуемая литература______________________________9

4.Приложение________________________________________10 - 11

Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности. Воспитать после уроков всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувство прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности. Решить эту задачу трудно. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с ним разделить его мысли и чувства, его радости и творческие неудачи.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В своей работе я использую примерную программу внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И.Коротеева. Направление работы - художественно – эстетическое. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности, станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребенок. Увлеченные искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её.

Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств ребёнка. Ведь детское рисование, аппликация, вязание, шитьё участвуют в согласовании межполушарных взаимоотношений. Здесь важна связь изодеятельности с мышлением и речью. Будучи на прямую связанной с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, речью и мышлением – она способствует их развитию и связывает между собой. Поэтому истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое пробуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

Особое место в программе по художественно – эстетическому направлению занимает раздел «Аппликация». Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов и форм, и расположения в пространстве складывается у ребёнка при помощи тактильно – двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач:

  1. способствует развитию интеллекта у детей;
  2. готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма.

Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта, а также для овладения письмом в будущем.

Отсюда вытекает необходимость занятий специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема является важной на сегодняшний день. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Младшие школьники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребёнку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы. И задача учителя, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.

Занятие представлено по номинации « Разработка внеурочного занятия в начальной школе».

Количество внеурочных занятий в неделю – 1 час, в год - 34 часа.

Тема занятия : Плоскостная аппликация из природного материала «Рыбка».

Возраст обучающихся : 7 -8 лет (2 класс).

Тип занятия : комбинированное (технология, окружающий мир)

Цель занятия: формирование нравственно – эстетической, всесторонне развитой личности

Через творческую деятельность.

Задачи:

  • способствовать формированию простых приёмов работы в технике плоскостной аппликации;
  • совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, картоном, применяя различные техники работы;
  • воспитывать интерес к работе с природным материалом;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность;
  • способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

Планируемые результаты

Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы ножницами, наносить клей на основу, пользоваться карандашом.

Метапредметные результаты

ЛичностныеУУД: формировать интерес к учению, организовывать своё рабочее место, осуществлять саморефлексию.

Регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана, исправлять свои ошибки, определять степень успешности.

Познавательные УУД: осуществлять осознанное и произвольное высказывание в устной форме, использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные УУД: принимать помощь одноклассников и учителя, умение работать самостоятельно.

Формы обучения на занятии: индивидуальная, фронтальная.

Методы используемые на занятии: метод сравнения, Метод целепологания, метод рефлексии, словесно – иллюстративный, игровой метод.

Виды деятельности : решение практических задч.

Используемые электронно – образовательные ресурсы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик «Красота подводного мира», презентация физкультминутки.

Материально – техническое оснащение (дидактические средства)

Учителю – таблица по технике безопасности, заготовка эскиза аквариума на доске, дерево успеха без листьев; 5 красных,5зелёных и 5 коричневых листочков.

Ученикам: шаблоны – заготовки (рыбка), клей, ножницы, цветной картон, карандаши, листья берёзы и калины.

Предварительная работа

Прогулка в лес, наблюдения за деревьями, изменениями окраски листьев, разнообразием их форм. Сбор листьев. Чтение стихов об осени В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник», А Толстой «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», загадки об осени. Подготовка листьев к сушке.

Ход занятия.

1.Организационно – мотивационный этап .

У. Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Сядьте ровно, ножки вместе,

Ручки положи на стол

Начинаем разговор.

Ребята перед началом нашего занятия проверим готовность к работе

Дети проверяют принадлежности на парте.

У. А теперь покажите друг другу какое у вас настроение.

Дети выбирают смайлики на столе (весёлый, безразличный, грустный) и поднимают их.

Звучит музыка на экране видео «Красота подводного мира». Дети смотрят ролик.

У. Как вы думаете, ребята, что мы будем делать сегодня на занятии?

Д. Мы будем делать рыбок!

У. Хорошо.

2.Поготовительный этап.

У. А теперь предположите из чего мы будем делать наших рыбок, вот послушайте

Листик жёлтый, листик красный,

Листья расписные.

Вот коричневый, зелёный,

Листики сухие.

Ветер с листьями играет,

Листья с веток обрывает,

Листья жёлтые летят

Прямо под ноги ребят .

Д. Из листьев

У. Давайте вспомним, с каких деревьев листья мы с вами собирали на прогулке?

Д. Листья берёзы, дуба, липы, калины, рябины.

У. Правильно, молодцы.

3. Актуализация знаний.

У. А сейчас внимание на экран (слайд 1)

Вот какую рыбку мы будем с вами делать.(слайд 2)

В какой технике выполнена эта работа?

Д. Это аппликация.

У. А кто из вас знает, что такое аппликация?

Дети высказывают свои мнения.

У. Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм и закрепление их на другом материале, фоне (слайд 3)

4. Постановка целей и задач .

У. Какую работу нам предстоит сегодня выполнить?

Д. Аппликация из листьев «Рыбка».

У. Из чего будет состоять наша аппликация? Что нам потребуется? (слайд 4)

Д. Из высушенных листьев и картона. Нам понадобится ещё клей, ножницы карандаш.

Физкультминутка (для глаз) «Догони рыбку»

У. Встанем тихо из – за парт, и сделаем упражнения для глаз. Нужно не шевеля головой проследить глазками за движением рыбок. Внимание, начали! (Учитель включает шум моря и презентацию физкультминутки).

Дети выполняют гимнастику для глаз.

5. Применение знаний и умений.

У. А теперь определим ход выполнения нашей работы.

Дети смотрят презентацию и слушают учителя.

Возьмём шаблон (приложение 1), вырежем его (слайд 5), обведем на картоне выбранном вами и тоже вырежем (слайд 6).

Разложим рядами листики берёзы, изображая чешуйки (слайд 7) они лежат перед вами. Если мешают хвостики листиков, то мы их отрежем.

Приклеим листики рядами заполняя всё тело рыбки (слайд 8).

Для плавников и хвоста используем листья калины, они тоже есть у вас на столах, приклеим их (слайд 9)

Нарисуем глаз нашей рыбке, работа готова!

У. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем.

Дети повторяют правила безопасности (на доске плакат). Приложение 1.

У. А теперь приступаем к самостоятельной работе.

Дети работают. Во время работы учитель помогает детям индивидуально при затруднении.

6. Рефлексия.

У. Итак, наша работа завершена. Давайте представим свои работы. Я предлагаю вам запустить наших рыбок вот в этот небольшой водоём.

Дети прикрепляют своих рыбок на доску магнитиками.

У. А как можно использовать наши работы?

Д. Их можно подарить или сделать выставку.

У. Молодцы ребята! Я уверена, что все кто увидит ваши работы, тот обязательно порадуется, так как они получились яркие, выразительные, а самое главное - выполненые своими руками, вы вложили в них своё старание, частичку своей души.

А как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Д. Да

У. Всё ли получилось?

Ответы детей.

У. Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

У. Давайте определим степень своей успешности.

Дети выбирают листочки (красный – я очень доволен своей работой, зелёный – я в целом доволен своей работой, коричневый – я не доволен своей работой) и прикрепляют их на дерево успеха на доске.

У. Спасибо за работу! Наше занятие окончено.

Используемая литература.

1.Сборник « Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» М. «Просвещение» 2011г. , под редакцией В. А. Горского.

2.Гуськова «Работа с разными материалами».

3.Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.- 1991г

4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры».

5. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства» М. 2009

6. Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» М.1987

7. Ильина Е. «Воспитание искусством» 2009г.

8. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в школе» М.Воронеж 2006г.

Приложение 1.

Приложение 2.

Правила безопасной работы

с ножницами

с клеем

1.Не держи ножницы концами вверх.

1.Не допускать попадания клея в глаза.

2.Не оставляй ножницы в открытом виде.

2.Передавать клей или клей- карандаш только в закрытом виде.

3.Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место

4.При работе следите за пальцами руки.

5.При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.