Святая перпетуя. Мученики за веру: о подвиге святой Перпетуи. Со святыми ко спасению: святые перпетуа и фелицитата, мученицы, со сподвижниками

Святая Перепетуя происходила из знатного рода и жила в городе Карфагене . Она тайно от своего отца, язычника, приняла святое крещение и, несмотря на его слезные просьбы и увещания, пребывала непоколебимою в истинной вере. Двадцати двух лет от роду, Перпетуя овдовела, имея на руках грудного ребенка, которого она сама кормила. Брат ея Сатир, служанка Филицитата и юноши: Ревокат (слуга), Саторнил и Секунд (из благородного звания) также готовились принять святое крещение. Все они вместе с Перпетуей взяты были языческими судьями и заключены в тесную темницу. Явившийся сюда отец святой Перпетуи старался было поколебать твердость ее веры, возбуждая в мученице любовь к ее грудному младенцу; но любовь ко Христу была в святой Перпетуе выше всех земных привязанностей.

Прежде страдания своего, святая Перпетуя сподобилась следующого видения , которое она сама и описала, находясь в темнице.

«Я видела, – говорит святая Перпетуя, – золотую лестницу, чрезвычайно высокую, которая доходила от земли до неба; она была столь узка, что по ней едва можно было восходить только по одиночке; бока этой лестницы были увешаны и утыканы острыми мечами, ножами, копьями, кинжалами, гвоздями, крючьями и тому подобными острыми предметами. При нижнем конце лестницы обитал страшный змий, готовый броситься на тех, которые покушались взойти по ней. Не обращая внимания на этого змия, Сатир безбоязненно вошел первым на лестницу. Дошедши благополучно до самой последней ступени, он обратился ко мне с такими словами: «Перпетуя! я жду тебя, но остерегайся, чтобы змий не поглотил тебя».

– Я не боюсь его, – ответила ему Перпетуя.

И тотчас решилась во имя Господа нашего Иисуса Христа идти по лестнице. Подошедши к лестнице, она прежде всего наступила на голову змия, как бы на первую ступень. И когда взошла на верх лестницы, то увидала прекрасные райские селения и в них множество обитателей. Когда святая Перпетуя рассказала об этом видении своим сподвижникам, то все они поняли его, как предсказание о своем страдальческом подвиге. С этого времени они всецело отрешились от земных привязанностей, и все свои мысли сосредоточили на вечности.

После многих страданий в темнице, святых мучеников, наконец, осудили на смерть. Юношей бросили на растерзание диким зверям в цирке , а на святых жен Перпетую и Филицитату выпустили дикую и бешеную корову, дабы она забодала их рогами. Но звери не растерзали святых мучеников, а потому они все были после того усечены мечами и ножами. Когда закалали святую Перпетую, то рука исполнителя казни долгое время не могла попасть в гортань ея; тогда Перпетуя сама поднесла к шее меч его, и, таким образом мужественно скончалась за Христа .

Полное собрание и описание: молитва святой перпетуя для духовной жизни верующего человека.

В этой заметке я совершенно не собираюсь ни защищать празднующих «День влюбленных», ни поддерживать тех, кто критикует этот праздник, ни рассказывать о святом Валентине. Рассказать мне хотелось бы об одной почти забытой в Православии святой – Святой Перпетуе, чья память празднуется именно 14 февраля по новому стилю, и которая пострадала вместе со своей служанкой Фелицитатой, Сатиром, Ревокатом, Саторнилом и Секундом.

Святая Перпетуя – это святая уникальная. Она уникальна тем, что именно она является первой женщиной-христианкой, которая оставила нам свой мученический дневник – собственноручные записи о своем аресте, пребывании в темнице, допросах, и удивительных видениях. Ее записи составляют часть Актов святой Перпетуи, которые, в отличие от многих других произведений подобного рода, признаются подлинными. Записи заканчиваются перед мученичеством на арене амфитеатра, и она пишет: «Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой…»

Видения святой Перпетуи следующие:

1) золотая лестница, по которой на небеса восходили праведники, лестницу окружали обнаженные мечи и ножи, а под лестницей стерёг дракон;

2) мученица попирала голову дракона, а затем восходила по золотой лестнице к зелёному лугу, на котором Христос Добрый Пастырь пас стадо овец, Христос дал мученице вкусить из Его рук, причём окружающие сказали при этом «Аминь» (знак будущего мученичества и райского блаженства);

3) святая Перпетуя видела её некрещённого брата-язычника Динократа, умершего в детстве от обезобразившей его болезни, находившегося в тёмном и мрачном месте. После усиленной и слезной молитвы о брате Перпетуя вновь увидела его в том же самом месте, которое однако изменилось и стало светлым, а ее брат напился воды из бассейна, стал здоровым и счастливым, и лишь шрам на лице напоминал о его прежней болезни;

4) Святая Перпетуя победила дикого египтянина, мученица увидела в этом знак того, что ей предстоит победа над дьяволом;

5) накануне мученической гибели Перпетуя вновь видела лестницу на небо, по которой восходили христиане, и змею, жалившую их.

Молитва святой мученицы за умершего брата является очень важным свидетельством того, что ранние христиане молились за умерших. Вопреки утверждениям протестантов, запрещающих своим последователям молиться за умерших и утверждающим, что у ранних христиан не практиковались подобные молитвы, святая Перпетуя молится о своем брате. Кроме того, это свидетельство дает надежду всем тем, чьи родственники, близкие и знакомые умерли без покаяния, или же не сподобились Таинства Крещения. Видение святой Перпетуи отнюдь не утверждает, что ее брат попал в рай после ее усиленных молитв, поскольку мученица видит его в том же самом месте, где он и был до этого, однако видно, что брат получил облегчение и избавился от страданий.

Лестница на небо, которую видит святая Перпетуя, очень напоминает лествицу преподобного Иоанна Лествичника, что доказывает общность духовного опыта восточного подвижника и западной святой.

Интересно, что внешность Христа Доброго Пастыря, Которого видит святая, совпадает с видением Его в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова – и в том и другом случае Христос имеет белые седые волосы – «И я пошла и увидела большой сад, а в середине сада седовласого Человека, сидящего в пастушечьей одежде и доящего овец. Вокруг же стояли многие тысячи облеченных в белые одежды. Он поднял голову, посмотрел на меня и сказал: «Привет тебе, дочь Моя» (Акты св. Перпетуи). «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Апокалипсис 1:14).

Удивительной и мужественной была ее смерть. Дикие животные не нанесли ей вреда. Тогда она была усечена мечом. Гладиатор-новичок не решался нанести удар мечом, и она сама взяла его руку и навела меч на свою шею. Незадолго до смерти она передала через других христиан свое последнее пожелание всей христианской общине: «Будьте крепки в вере. Любите друг друга. Пусть наше мученичество не станет для вас причиной соблазна». Эти слова сквозь века обращены и к нам, современным христианам.

На Западе почитание святой Перпетуи началось с самого времени ее мученической кончины. Ее имя, наряду с некоторыми другими раннехристианскими мученицами, упоминается в каноне римской мессы. В Северной Африке ее почитание было настолько популярным, что в день ее памяти (на Западе ее память празднуется 7 марта) существовал обычай чтения в храмах ее мученических Актов.

У нас же про эту удивительную женщину знают очень мало. Крайне редки у нас ее иконы, появившиеся в основном в последнее время, не существует написанных ей акафистов, тропарей и кондаков, нет и храмов, названных ее именем. Хочется надеяться, что со временем и у нас возрастет почитание Карфагенских мучеников, показавших своим примером, что для них жизнь – это Христос, а смерть – приобретение.

Святая мученица Перпетуя и с ней пострадавшие, молите Бога о нас!

Святая мученица Перпетуя

Родом Перпетуя была из знаменитого африканского города Карфагена. Отец ее исповедывал языческую веру, мать была христианка. Рано овдовев, Перпетуя дала обет посвятить остаток своей жизни Богу. Наступило гонение, поднятое императором Септимием Севером. Еще не крещенную, а только готовившуюся к вступлению в благодатное царство Христово, Перпетую, по указу императора, схватили и ввергли в тюрьму. Престарелый и убитый горем отец употреблял все усилия, чтобы склонить дочь к перемене убеждений, но, видя безуспешность своих попыток, решил оставить ее в покое.

Для мученицы наступили дни тяжелых испытаний. Сырость, духота и теснота темничного помещения, суровость и грубость стражей и, в довершении всего, разлука с любимым ребенком оказывали на Перпетую гнетущее действие. Но потом она привыкла к этой обстановке, а когда принесли к ней ее дитя, то она и совсем успокоилась, и тюрьма, по ее собственному признанию, стала для нее приятным жилищем.

Господь не оставил свою верную исповедницу без утешения и сподобил ее откровения.

Произошло это таким образом. Тюремное заключение разделял с Перпетуей и ее брат Сатир, который, интересуясь участью сестры, просил ее обратиться к Богу с молитвой, дабы Он открыл предстоящую судьбу. И вот, рассказывает святая Перпетуя, Господь исполнил ее прошение. В видении ей была показана золотая узкая лестница, уставленная всевозможными препятствиями. Стражем лестницы был дракон, который не допускал к ней никого. Но Сатир, брат Перпетуи, бесстрашно миновал все препятствия и взошел на верх лестницы.

Затем, замечая стремление Перпетуи последовать за ним, он выразил опасение, что дракон помешает ей в этом. Но Перпетуя именем Господа Иисуса Христа обезоружила чудовище и благополучно последовала за братом. Взошедши на лестницу, она увидела благообразного пастуха, который доил овец. Пастух предложил ей испить молока, на что она согласилась. Пробудившись от сна, Перпетуя, действительно, почувствовала во рту что-то сладкое. Видение это и самой Перпетуей, и ее братом было истолковано в смысле указания на скорое отшествие в обители Отца небесного.

Через несколько дней Перпетуя получила разрешение увидеться с отцом, но и на этот раз, несмотря на все его просьбы образумиться и во имя родственных чувств отказаться от христианства, осталась непоколебимою.

Скоро состоялся и допрос исповедницы. Все бывшие с нею на допросе христиане, крещенные вместе с нею в темнице, бесстрашно исповедали имя Христово. Когда дошла очередь до св. Перпетуи, то перед нею появился отец ее с ребенком на руках и вместе с судьею Иларием еще раз горячо умолял свою дочь отречься от Христа. Однако все было безуспешно, и судья приговорил отдать Перпетую, в числе других исповедников, на растерзание зверям. В темницу, куда отведена была после приговора Перпетуя, еще раз явился отец, не оставлявший надежды убедить свою дочь.

Наконец, перед самым днем казни Перпетуя видела еще один сон, открывший ей волю Господа. Ей видится во сне, будто она подошла к амфитеатру цирка и взошла на арену.

Здесь она увидела безобразного эфиопа, который предложил ей вступить с ним в борьбу. Перпетуя дала согласие и уже готовилась вступить с ним в борьбу. Перпетуя дала согласие и уже готовилась вступить с ним в бой, как вдруг появляется высокого роста человек, в руках которого была богатая трость, а также зеленая ветвь с золотыми яблоками. Он предложил следующие условия состязания: если эфиоп победит женщину, то он может и убить ее; если же одолеет женщина, то она получит и эту ветвь, и эти золотые яблоки. Началась борьба. Перпетуя искусно убегала от всех уловок и хитростей эфиопа, так что борьба затянулась. Наконец, она, чтобы покончить борьбу, сложила обе руки вместе и ударила ими в голову эфиопа так сильно, что последний упал на песок.

Высокий человек исполнил свое обещание, и Перпетуя получила обещанную награду. «Меня утешило это видение, - рассказывает Перпетуя, - ибо оно, хотя и предсказывало мне борьбу, но вместе с тем уверяло меня в победе».

Этим и заканчиваются записи Перпетуи. Эта записи были продолжены свидетелями ее мученических страданий. Вот что они повествуют о дальнейшей участи Перпетуи и ее сподвижников.

Вечером накануне казни христианам, обреченным на съедение зверей, была дана пища, из которой они постарались устроить вечерю любви. В помещении, где страдальцы устраивали свою святую трапезу, мало помалу начали собираться любопытные. Мученики воспользовались этим обстоятельством и обратились к собравшимся с речью, угрожая им праведным судом Божиим и увещевая оставить свои заблуждения.

«Сегодня вы, видимо, тронуты нашей судьбою, - говорил один из узников, брат Перпетуи Сатир, - а завтра будете рукоплескать нашим убийцам. Всмотритесь в нас, чтобы вы могли узнать нас, когда все мы предстанем пред грозным Судиею живых и мертвых».

Многие после этого удалились, объятые страхом, другие же остались и уверовали в Христа.

Но вот наступил и самый день казни. Христиан вывели из темницы и повели в амфитеатр. Радостно шли они восприять смерть за имя Христово. А в цирке, между тем, уже собралась многочисленная толпа, с жадностью ожидавшая возможности насладиться зрелищем растерзанных дикими зверями людей. Наконец, христиане были приведены в амфитеатр. Поравнявшись с тем местом, где сидел эпарх Иларий, они воскликнули, обращаясь к нему: «Ты осуждаешь нас в настоящей жизни, но Бог осудит тебя в будущей!»

Для борьбы с Перпетуей и другими женщинами-христианками была назначена самая свирепая корова. С казнимых обыкновенно снималась одежда и они нагими должны были выходить на арену.

Перпетуе, которую все знали, как добродетельную мать и жену и притом знатную гражданку, было позволено облачится в свои одежды. Началась борьба. Животное легко подняло Перпетую на рога и бросило ее на землю. Мученица Фелицитата, бывшая рядом с Перпетуей, заметивши, что последняя лежит без чувств на земле, быстро подошла к ней и подняла ее. Затем Перпетуе было рассказано, как ее спасли от ярости животного. Она сперва не хотела этому верить, но затем поверила, когда увидела на своем теле многочисленные ужасные раны. Обратившись к смущенным видом этих ран своим собратиям-христианам, она сказала: «Не соблазняйтесь моими мучениями, но пребывайте стойкими в вере…»

Между тем дикие звери продолжали растерзывать христианских мучеников. На брата Перпетуи Сатира бросился огромный леопард и тяжело ранил его. Народ, видя льющуюся из Сатира кровь, закричал: «Он крещается в другой раз!» Умирая, Сатир укрепил в вере одного оглашенного Пудента, убеждая его не падать духом, а, наоборот, укрепляться видом мученических страданий. Сняв со своей руки перстень и окунув его в своей крови, он дал его Пуденту, как залог дружбы в постоянное напоминание о мученической своей кончине.

Видение Перпетуи оправдалось. Первым взошел к Отцу небесному Сатир. Затем после долгих мучений скончалась и Перпетуя, а за нею и остальные мученики.

Так, Перпетуя и иже с нею кровью своею запечатлели свою горячую любовь ко Христу и исповедание Его имени. Это было около 203 года.

Рождество Христово

Святитель Геннадий Новгородский

Преподобный Иоанн Дамаскин

ВСЕ РУБРИКИ

Строительство в городе-курорте Кисловодске клиники инновационных медицинских технологий и Домового Храма Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

357700, Ставропольский край, г. Кисловодск, пр-т Ленина, 38

СО СВЯТЫМИ КО СПАСЕНИЮ: Святые Перпетуа и Фелицитата, мученицы, со сподвижниками

П АМЯТЬ СВВ. П ЕРПЕТУИ И Ф ЕЛИЦИТАТЫ СО СПОДВИЖНИКАМИ, МУЧЕНИЦ

Перпетуа и Фелицитата жили в конце II в. Перпетуа в тайне от отца-язычника при­няла христианскую веру и стала склонять к ней своих близких - брата Са­тура и ра­бов Фелицитату, Ревоката, Се­кунда и Сатурнина. Перпетуа была моло­дой вдовой; Фелицитата также была замужем, но подробностей о её муже в распро­странённых текстах не содержится. Обвинённые в христианстве, все они были в доставлены в Карфаген - столицу провинции, где жили. У св. Перпетуи был сын-младенец, кото­рого приносили ей в тюрьму для кормления. В это же время Фелицитата, будучи на восьмом месяце беременности, после тяжких ро­дов, при издева­тельствах стражи, произвела на свет дочь, которую удочерила христианская семья.

Сохранились подлинные документы, описывающие вышеуказан­ные события - прежде всего, записи самой св. Перпетуи, а также сви­детельство очевидца. Не уступив просьбам отца, посещавшего её в темнице, св. Перпетуа не отреклась от своей веры. После краткого разбирательства всех заключенных приговорили к рас­терзанию зве­рями. Триумфального выхода на арену не дождался только Се­кунд, который скончался в заключении. Непосредствен­но перед мучениче­ством Перпетуа и Фелицитата приняли креще­ние, ибо на момент аре­с­та они были ещё катехуменка­ми. Посреди зверей, на арене, Перпе­туа и Фелицитата обменялись поцелуем мира. Звери, однако, только ранили мучеников. И тогда гладиато­ры добили их мечами.

Их мученичество прославилось по всей Церкви. Имена святых Перпе­туи и Фелицит­аты упоминаются в I Евхаристической молит­ве («Рим­с­ком каноне»).

Мученическая смерть святых Перпетуи, Фелицитаты и сподвижни­ков произо­шла 7 марта 202 либо 203 г.

Соборная молитва дня (Collecta)

Deus, cuius urgénte caritáte

beátæ mártyres Perpétua et Felícitas

torméntum mortis, contémpto persecutóre, vicérunt,

da nobis, quæsumus, eárum précibus,

ut in tua semper dilectióne crescámus.

Per Dóminum nostrum Iesum Christum, Fílium tuum,

qui tecum vivit et regnat in unitáte Spíritus Sancti,

Deus, per ómnia sæcula sæculórum. Amen.

Боже, Чьей неотступною любовью

блаженные мученицы Перпетуа и Фелицитата

мучения смертные от гонителей презренных победили,

подай нам, просим, их молитвами,

чтобы в любви Твоей мы постоянно возрастали.

Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына,

Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа,

Бог во все веки веков. Аминь.

Фрагмент из записей св. Перпетуи, удивительно проникновенных и непосредствен­ных, содержится в книге «Задумайся над этим».

В проповеди, которая произносилась сегодня, содержится замеча­тельная подроб­ность: когда св. Фелицитата рожала дочь, она, как все роженицы, кричала. Страж­ник ей сказал: «Если ты не в силах выне­сти родовые муки, то что ты будешь делать на арене, где тебя станут терзать дикие звери?». Фелицитата отвечала: «Родовые муки я терп­лю сама, и потому кричу. А на арене Иисус будет терпеть муки за меня и даст мне силу. Там я не буду кричать».

И ещё одна подробность: святые мученики начала 3-го века отстоят от нас не так далеко, как могло бы показаться. На прошлой неделе я встречался с отцом-салези­анцем, который приехал в Варшаву для торжественного поминания своего собрата, священника-салезианца, убитого в Тунисе во время недавних беспорядков. Карфа­ген это тер­ритория нынешнего Туниса. История мученичества во вселенской Церкви продолжается…

Остановимся на изображении подвига одной из самых светлых представительниц мученичества святой Перпетуи.

Пред нами – благородная гражданка, дочь богатого и знатного гражданина одного из знатнейших городов Северной Африки – Карфагена . Она уже замужем, имеет дитя и наслаждается счастливой жизнью. Но она решилась стать христианкой, – и отныне ее жизнь должна представлять один непрерывный подвиг, непрерывное мученичество.

Весьма большую ошибку допустил бы тот, кто с представлением о мучениках и мученичестве соединял бы только мысль об орудиях пытки, о диких зверях, амфитеатре, истязаниях, смертной казни...

Нет, чтобы вполне понять мученичество, нужно проследить его в стенах дома, в кругу семьи, среди ежедневной обстановки. Жизнь того времени была плодом вековой цивилизации: она вся была пропитана языческим духом, в малейших мелочах обставлена языческими формами.

Вот наступает языческий праздник. Как держать себя христианину? Должно ли ему принимать участие в общем веселье или, по выражению сурового Тертуллиана, плакать, в то время как мир веселится, и веселиться, в то время как мир плачет? Не будет ли сочтено воздержание среди общего веселья, а иногда и среди безобразных оргий – безмолвным укором?.. Вот сосед, давно знакомый, но ставший чуждым по вере, приглашает на семейное жертвоприношение. Каким мог быть ответ? Только отказ (а ведь эти приглашения бывали очень часты)... Обычный способ выражения, постоянные возгласы в разговоре: «Клянусь Геркулесом!», «Хвала Зевсу! » – как они должны были звучать для христианина, верного своему Богу до полнейшей воздержности в словах и выражениях?

Да не подумает кто-либо, что только крайняя нетерпимость могла возмущаться подобными пустяками. Для нас это – пустяки. Наше время отличается пошлым искусством произносить слова без определенного значения или, что еще хуже, прикрывать красивыми фразами некрасивые вещи.

Далеко не так думали и поступали христиане первых веков.

Христианин всецело предавался Христу; поэтому всем: осанкой, манерой держаться, образом мыслей – он отличался от язычников. Что ни движение, что ни слово – то мужественное и жертвенное исповедничество. Все это возбуждало в язычниках непонимание и недоброжелательство.

Но особенно тяжелым было положение жены-христианки, бывшей замужем за язычником. Здесь разделение проникало в самые близкие, самые задушевные отношения, вносило недоверие, раздражение, ненависть.

Могла ли супруга язычника исполнять спокойно свои религиозные обязанности, будучи зависимой от мужа, который зачастую бывал страшным деспотом? Могла ли, не возбуждая подозрений, посещать по вечерам богослужебные собрания? Могла ли оказывать гостеприимство странствующим братьям? Могла ли посещать мучеников в темницах? Нередко язычник-муж, не встречая сочувствия жены своим языческим привычкам, становился ее палачом. Вот каково было положение христианина, особенно христианки, в языческой семье и в обществе и вот почему оно часто разрешалось мученичеством и смертью!

Святая мученица Перпетуя

Перенесемся теперь в любой город Италии, Галлии или Северной Африки. Гонение только что разразилось – христиане, во дни спокойствия участвовавшие в общественной жизни и появлявшиеся на форуме, спешат принять разного рода предосторожности, стараются уклоняться от злобной подозрительности и избегать предательства.

Наступает самое тревожное время для Церкви. Главным действующим лицом в этой страшной драме преследования, охоты на христиан является чернь, невежественная и дикая. Кровожадный крик: «Христиан ко львам!» – громко раздается на улице.

«Язычники,– говорит современник,– громадными толпами врываются в дома служителей Истинного Бога, каждый бросается в тот дом, который ему наиболее известен, чтобы грабить и разорять. Драгоценности расхищались, а предметы, ничего или очень мало стоившие, и разная домашняя рухлядь сжигались на улице. Точь-в-точь если бы город подвергся неприятельскому разгрому».

В Карфагене, в одно из таких преследований, попала в тюрьму и Перпетуя. Ей было всего двадцать два года. Когда преследование еще только начиналось, отец старался уговорить ее отречься от христианства. «Отец! – возразила молодая христианка, указывая на лежащий у ее ног сосуд.– Видишь ли ты этот сосуд? Можешь ли ты назвать его как-либо иначе, чем он есть на самом деле? Смотри!.. И я не могу назвать себя иначе, как христианкой!»

Спустя несколько времени она была уже в темнице. Нужно знать римскую тюрьму, чтобы составить себе приблизительное понятие о том, что должны были испытывать заключенные. Языческое общество не знало гуманности, не знало того, что человеческая природа имеет великое значение сама по себе, независимо от внешних отличий и прикрас.

Если не было особенной какой-нибудь причины щадить арестованного, то его бросали в ужасную темницу, которая нередко находилась под землей. Ни свет, ни свежий воздух не проникали туда. Там заключенных часто томили голодом и жаждой. «По повелению императора умерщвлять нас голодом и жаждой,– пишет один карфагенский исповедник,– мы были заключены в двух комнатах, где нас и томили, не давая ни есть, ни пить. Огонь нашего мучения был так нестерпим, что никто не надеялся перенести его».

Тяжелое впечатление произвела тюрьма на юную исповедницу. «Я ужаснулась, – говорит она. – Прежде я никогда не была в такой кромешной темноте. Тяжелый день!.. Страшная жара от множества заключенных, жестокое обращение солдат и моя мучительная тоска о моем ребенке!»

Церковь делала все, что могла, для того, чтобы облегчить участь заключенных. Это ей нередко удавалось благодаря продажности тюремных сторожей. Может быть, и сами языческие власти смотрели сквозь пальцы на сношения христиан, остававшихся на свободе, со своими заключенными братьями, надеясь, что ласки и услуги родственников и друзей смягчат упорство заключенных.

«Заключенные в темницу непременно должны иметь, кто бы служил им»,– писали в Карфаген римские христиане. Впрочем, не было нужды в поощрениях к выполнению святой обязанности относительно заключенных.

Известно, что первые христиане отличались особенным усердием к исповедникам, горели к ним такой любовью, что старались заметить и запечатлеть в памяти все слова и движения их, не могли и насмотреться на них...

В той ревности, с какой верующие стремились посещать исповедников, они позабывали иногда даже самые простые, обыкновенные средства предосторожности, так что сами епископы нередко призывали их к бдительности.

Развалины древнего Карфагена

Вот что по этому поводу пишет святитель Киприан своей пастве: «Хотя братья по любви своей стремятся собираться и посещать исповедников, которых Бог удостоил уже прославить славными начатками, однако, по моему мнению, нужно делать это осторожно, не толпами, не собираясь вместе, чтобы тем самым не возбудить злобы».

Посетили верующие и Перпетую, тосковавшую более всего о своем младенце. Диаконы купили ей большую свободу: она получила возможность несколько часов в день проводить в некоем «удобном месте» и поспешила воспользоваться этим облегчением для того, чтобы кормить грудью свое дитя. Так прошло несколько времени. Наконец ей позволено было взять свое дитя к себе в тюрьму. «Темница теперь для меня стала дворцом»,– говорила обрадованная мать, лаская малютку. Какая мать не поймет этой радости!

Если, однако, языческие власти надеялись, что во мраке тюрьмы ослабеет решимость и мужество борцов новой веры, то они жестоко ошибались. Честь пострадать за великое и святое дело, живое сознание Божественной помощи, обещанной каждому страждущему за правду, всеобщее горячее сочувствие братьев, сестер и всей Церкви – все это способствовало тому, чтобы еще более укрепить христианина в его святой решимости и возвысить его над самим собой...

Величественные видения уносили узников из окружающей действительности, и, как первомученик Стефан , они созерцали отверстое небо и победные венцы, спускавшиеся на их чело. Рассказы о видениях в темнице очень часто встречаются в «Актах мученических»...

Перпетуя, среди мертвого мрака темницы, видит золотую лестницу, достигающую до самого неба. Но эта лестница была так узка, что только одному можно было всходить по ней. По бокам лестницы находились разного рода орудия пытки, а внизу, у первой ступеньки, лежало страшное чудовище, которое грозило пожрать всякого, кто осмелился бы приблизиться к нему.

Перпетуя устремляет свои взоры наверх – и там, среди отверстого неба, видит своего брата Сатура , который в то время еще не был схвачен, но потом добровольно предал себя мучениям. Взоры сестры и брата, смотревшего вниз, встретились...

– Перпетуя! Я жду тебя,– восклицает Сатур.– Но смотри, чтобы чудовище не повредило тебе.

– Во имя Господа Иисуса Христа,– отвечает Перпетуя,– оно не сделает мне никакого вреда.

Чудовище, как бы устрашась мученицы, медленно и грозно поднимает свою голову. Перпетуя без малейшего колебания всходит на первую ступеньку и раздробляет голову врагу. Она поднимается все выше и выше и, наконец, достигает до самого Неба.

Здесь пред ее взорами расстилается на необозримое расстояние сад, посреди которого сидит весьма большого роста Старец, с белыми как снег волосами. На Нем – одежда пастыря стад, Он доит своих овец. Вокруг Него стоят многие тысячи одетых в белые блестящие одежды. Он обращает на Перпетую благосклонный взор и говорит: «Здравствуй, дочь моя!» Затем Он подзывает ее к Себе и подает кусок сыру, приготовленного Им Самим. Она принимает сыр с благоговением и начинает есть, а все стоящие кругом возглашают: «Аминь!»

Во время этого восклицания Перпетуя пробуждается, продолжая ощущать невыразимую приятность райского вкушения.

Весьма часто заключенные видели и своих – уже увенчанных мученическим венцом! – братьев. Так, Перпетуе явился диакон Помпоний, незадолго пред тем пострадавший.

Он стоял в дверях тюрьмы и звал исповедницу. На нем была белая прекрасная одежда. Перпетуя пошла за ним по неровному и извилистому пути. Они пришли к амфитеатру, взошли на арену. Перпетуя дрожала от страха. «Не бойся, я буду с тобой и помогу тебе бороться»,– сказал Помпоний и отошел в сторону. Перпетуя огляделась, увидала громадную толпу народа и удивилась тому, что не было зверей.

Но в это время явился египтянин отвратительного вида и с толпой своих не менее мерзких служителей стал готовиться на борьбу против Перпетуи. Между тем на помощь последней явились прекрасные юноши. Перпетуя изготовилась для борьбы, словно мужчина. Юноши умастили мученицу маслом, между тем как египтяне катались по песку арены.

Скоро явился Муж необыкновенного роста: Он досягал высоты амфитеатра. Его одежда была прекрасна. В одной руке держал Он посох, словно глашатай военный, а в другой – сверкавшую ветвь с золотыми яблоками.

Прекратив всеобщее волнение, Он громко возгласил, обращаясь к Перпетуе: «Если этот египтянин победит тебя, ты будешь им убита; если ж тобой он будет побежден, эта ветвь будет твоей наградой». Долго длилось состязание, пока, наконец, Перпетуя не сокрушила своего противника. Народ страшно зашумел. Защитники Перпетуи торжествовали.

Державший золотую ветвь вручил ее победительнице со словами: «Мир тебе, дитя мое!» Тут она пробудилась и поняла, что ей предстоит бороться не со зверями, но с диаволом – и победа будет ей наградой.

Древний город Карфаген. Реконструкция

Мученики нередко видели себя и уже причисленными к лику торжествующих братьев на Небе и поклонялись Христу. Сатур, брат Перпетуи, видел во сне, как взяли его четыре Ангела, надели на него белую одежду и повели его между сонмом мучеников, из которых иных он знал еще на земле.

«Мы видели большой блеск,– рассказывает Сатур, – и слышали голоса, взывавшие: «Свят, Свят, Свят!» Затем мы предстали Престолу Самого Иисуса Христа и облобызали Его». Сколько мужества могла вдохнуть в сердца мучеников эта надежда – облобызать Иисуса Христа! Великие пастыри Церкви, принесшие себя в жертву за дело Божие, также очень часто являлись заключенным среди их видений...

Так освещалось неземным сиянием место ужаса, и, по выражению «Актов мученических», из мрака тюрьмы исходила Небесная радость, а из ветвей терновника расцветала корона!

Но гораздо опаснее и страшнее, чем все лишения заключения, были увещания и просьбы родных-язычников, обращенные к исповедникам. Ориген говорит, что мученичество тогда достигает своей вершины, когда нежнейшие просьбы родных соединяются с насилием мучителей для того, чтобы поколебать мужество исповедников. «Если мы,– говорит он,– в продолжение всего времени испытания не допустили диаволу внушить нам дух слабости и колебаний, если мы перенесли все ругательства, все мучения от наших противников, все их насмешки и оскорбления, если мы перенесли сострадание и мольбы наших родных, называвших нас глупыми и бессмысленными, если, наконец, ни любовь дорогой супруги, ни любовь милых детей не убедили нас дорожить этой жизнью, если, напротив, отрешившись от всех земных благ, мы вполне предались Богу и жизни, от Него исходящей,– только тогда мы достигли высшего совершенства, высшей ступени мученичества».

Да, любовь к родным была одним из величайших испытаний для мучеников. Мученики Церкви не были фанатиками, заглушившими в себе все человеческое в угоду любимой идее. Напротив, сердце их всегда было раскрыто для всех благороднейших чувств и привязанностей.

Таков вообще дух христианства, которое не подавляет, но возвышает и просветляет все истинно человеческие стремления.

Но мученикам приходилось разрывать самые близкие узы родства, как скоро они становились в противоречие с высшим законом человеческой совести.

На этот раз последователи Христа должны были представить своим поведением и выразить истину слов Господа: Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего и матерь, и жену и чад, и братию и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14, 26).

Вот пред нами глубоко трогательное зрелище. В темницу к дочери является престарелый отец. Перпетуя должна выдержать сильнейшие испытания. Отец истерзался от душевных мук; он уже не приказывает, нет,– он просит, умоляет, наконец, бросается на колени перед дочерью:

– Дитя мое! Умилосердись над моей сединой, пожалей своего отца, если я еще достоин этого имени... Вспомни, как я носил тебя на руках своих, как лелеял тебя, пока ты не расцвела как майский цвет, вспомни, как я всегда предпочитал тебя твоим братьям,– не сделай меня предметом поругания... Посмотри на свою мать, братьев, сына, которому не жить без тебя... Не делай нас несчастными.

И бедный отец снова падает ниц перед дочерью, называет ее своей царицей, госпожой, снова целует и обливает слезами ей руки.

С невыразимой тоской смотрит мученица на отца. Но луч решимости и покорности воле Божией блестит в ее взоре:

– Батюшка! Все случится по воле Его. Наша жизнь не в нашей власти: мы все в руке Господа...

Открывается суд над заключенными, является проконсул. Громадная толпа окружает свои жертвы, как бы сторожа их и опасаясь, чтобы они не исчезли из ее кровожадных рук. Наступает критическая минута. Отец с младенцем на руках протискивается сквозь толпу и снова является перед дочерью.

– Пожалей своего ребенка! – восклицает он раздирающим душу голосом.

Но тут не место для родственных увещаний. Заключенные – пред лицом власти. Проконсул дает знак, и солдаты палками гонят несчастного отца вместе с внуком. «Скорбью пронзилось мое сердце,– пишет Перпетуя.– Как будто мне самой наносили удары – так мне больно было видеть страдающего отца». Однако прокуратор уже обращается к мученице:

– Пощади седину отца, сжалься над своим ребенком, принеси жертву цезарю.

– Ни за что на свете!

– Итак, ты христианка?

– Да, я христианка.

Вот сущность допроса. Больше ничего не нужно. Ответ получен утвердительный, «преступление» доказано. Теперь должен состояться приговор. Одно имя христианина влечет за собой тягчайшие обвинения, заключает в себе всевозможные дурные свойства возмутителя, злодея, государственного преступника. Обвинительный приговор был неизбежен: он некоторым образом носился в воздухе – в воздухе, пропитанном народной ненавистью. Это суд, так сказать, безличный, но тем более страшный, и относительно решения не может быть ни малейшего сомнения.

Христианские мученики на арене Колизея

«Когда дело идет о других преступниках,– говорит Тертуллиан,– то недостаточно, если обвиняемый объявляет себя убийцей, поругателем святыни, кровосмесителем, врагом государства: прежде чем состоится приговор, судья подробно расспрашивает об обстоятельствах и свойстве преступления, о месте и времени, о роде и способе – расспрашивает свидетелей, соучастников...

Ничего этого нет при допросах христиан! Одного только добиваются ради удовлетворения народной ненависти: не исследования преступления, но – единственно – признания в имени».

Итак, обвиняемый, желавший остаться верным своему обету, должен был дать только один ответ – ответ, который получали языческие судьи в течение трех столетий на всем протяжении громадной империи: «Я – христианин!» Возвышенный ответ со стороны тех, которые так часто слышали крик кровожадной толпы: «Христиан – на съедение львам!»

С величественным спокойствием, осененный неземным сиянием, обвиняемый на все вопросы отвечает только: «Я – христианин!» Как кратко, но как велико это слово в устах того, который ради этого имени пренебрег всеми земными выгодами!

– Ты из какого звания? – спрашивает судья.

– Я родился свободным, но я слуга Христов,– отвечает христианин.

Открытое пренебрежение всеми земными преимуществами, подчинение всех отношений одному высшему закону есть отличительная и всеобщая черта христиан того незабвенного времени. Свидетельством этому могут служить надписи, встречающиеся в катакомбах. Эти надписи, за весьма редкими исключениями, совершенно умалчивают о земных отношениях отшедшего в вечность...

Итак, получив признание в имени, проконсул старается, не дозволяя никакой свободной защиты, поколебать твердость обвиняемого. Он принимает на себя роль искусителя, выставляет на вид опасности, которым подвергает себя исповедник, грозит неизбежной казнью; иногда, с точки зрения практически опытного человека, остроумно осмеивает притязания исповедника на Небо и вечное блаженство. Но исповедник остается непоколебим. Все угрозы, обольщения – тщетны. Теперь должен состояться приговор.

В первой половине III века простой смертной казнью более уже не довольствовались. Императоры ввели в употребление пытки и истязания. Впрочем, пытки и истязания на практике были применяемы и раньше. Стоит прочитать, например, хоть «Послания» Церкви Лионской, чтобы понять, каким ужасным мучениям подвергали христиан.

«Диакон Санкт , – пишут христиане, находящиеся в Лионе (в Галлии), братьям в Азии и Фригии,– претерпел с мужеством, превышавшим силы человеческие, все муки, какие только палачи могли придумать в надежде заставить его произнести какое-либо слово, оскорбляющее веру и звание. Твердость свою он простирал до того, что даже не хотел сказать ни своего имени, ни рода, ни звания.

На все вопросы отвечал только: «Я – христианин!» – это было его именем, родиной, выражением всего, чем он был. Мучители другого ответа добиться не могли! Твердость эта до того раздражила председателя и палачей, что они раскалили полосы меди и прикладывали к самым чувствительным частям тела диакона. Плоть обуглилась,– но мученик даже не изменил положения своего. Несколько дней спустя, когда воспаление ран его сделало их столь болезненными, что он не мог терпеть никакого прикосновения, мучители снова подвергли его пыткам. Мученики Александр и Аттал , прежде нежели их умертвили, перенесли множество мучений. Александр не выразил никакой жалобы, не произнес ни одного слова, но внутри души своей беседовал с Богом. Аттал же, пока его жгли на раскаленном стуле, кричал своим палачам: «Теперь вы сами пожираете мясо человеческое!» (язычники обвиняли, между прочим, христиан в том, что те на своих собраниях будто бы употребляют человеческое мясо).

Юную Бландину и мальчика лет пятнадцати, именем Понтик , ежедневно приводили в амфитеатр, надеясь устрашить видом мучений, которым подвергались прочие христиане. Их настойчиво убеждали поклясться именем богов, но они с презрением отказались. Тогда толпа пришла в ярость и без всякого сострадания к юности Понтика и девичеству Бландины подвергла их всем возможным мукам, принуждая к отступничеству,– но твердость детей была непреодолима.

Понтик, воодушевленный сестрой, которая даже в виду неверных все продолжала укреплять его и убеждать к терпению, перенес мученичество и восторжествовал над слабостью своей юности и жестокостью мучений. Бландина, претерпевши жестокое избиение и раскаленный стул, была завернута в сеть и предоставлена разъяренному быку, который несколько раз подбрасывал ее в воздух. В конце концов эту невинную жертву закололи...

Идолопоклонники признавались, что никогда еще женщина столько не претерпевала, и притом с таким мужественным постоянством. В течение шести дней тела мучеников подвергались всяким оскорблениям, а потом, чтобы не оставить нам на земле никаких останков, враги сожгли их и бросили в реку».

И все эти зверства совершались при «добродетельном и мудром» Марке Аврелии! Все же до III века истязания не были еще, так сказать, узаконены, лишь с III века они были приняты за правило, сведены в систему.

Иногда исповедники бывали посылаемы на работы в рудники – каторжные работы того времени. Но эти смягчения являлись редкостью. Большей частью для христиан все их испытания оканчивались смертью. Самый род смертной казни был различен. Одних обезглавливали, других бросали на съедение диким зверям, третьих сжигали.

Перпетуя должна была испытать второй род смертной казни. Она была приговорена на растерзание диким зверям в ближайшие праздники.

По старинному обычаю, тем, которые осуждены были на съедение, накануне смерти готовили пиршество. Еще один раз, последний раз в этом мире, они могли воспользоваться и насладиться дарами жизни. Перпетуя и ее товарищи по темничному заключению, мужчины и женщины, отправляли агапу, «вечерю любви»,– и своды мрачной темницы оглашались гимнами в честь Христа.

Страдания святой Перпетуи и иже с нею умученных

Наконец настал последний день. Но христиане держались с таким замечательным спокойствием и достоинством! Когда они приблизились к воротам амфитеатра, хотели принудить их надеть другое платье: мужчин – красные мантии жрецов Сатурна , женщин – белые повязки жриц Цереры , по обычаю, связанному с кровавым культом финикийского божка Ваала . Но Перпетуя от лица всех остальных восстала против этого:

«Мы добровольно пришли сюда не для того, чтобы быть лишенными своей свободы,– мы своей жизнью жертвуем для того, чтобы не испытывать ничего подобного!»

Трибун признал справедливость этого требования. Перпетуя прославила Бога за то, что пришло время сокрушить голову мерзкому финикийцу! Войдя в амфитеатр, осужденные обратились к народу и напомнили о Суде Божием. Раздраженный этим, народ потребовал, чтобы мучеников бичевали, и кровожадное требование было немедленно исполнено. Но страдальцы радовались, что Господь удостоил их этой части Своих страданий.

Мужчин отдали на съедение леопардам, львам и медведям. Перпетуя и ее подруга, Филицитата , должны были подвергнуться растерзанию диким быком. С мучениц сорвали платье и надели на них сеть. Но их стыдливость произвела впечатление даже на дикую толпу, собравшуюся на кровавое зрелище.

На мучениц снова надели одежды. При первом ударе животного Перпетуя упала навзничь. Но так как более всего она опасалась, чтобы не раскрылось ее платье, то поспешила закрыться, думая более о целомудрии, чем о муках. Она старалась завязать и прибрать свои волосы: ей не хотелось страдать с распущенными волосами (это – знак печали, а не радости и торжества). Потом она поднялась, подошла к своей сестре по страданиям, Филицитате, подала ей руку... и обе вновь стали твердо и спокойно.

Толпа увидела себя побежденной, и обе подвижницы были уведены из амфитеатра. Перпетуя вдруг, словно пробудившись, к великому удивлению присутствовавших, спросила, когда же ее поставят против дикого быка.

И, когда ей сказали, что это уже было, она не хотела верить, пока не увидела следов на своем теле и одежде. Затем, обратясь к присутствующим, произнесла следующие слова: «Будьте тверды в вере, любите друг друга. Наши страдания да не устрашат вас!»

По обыкновению, гладиаторы убивали тех мучеников, которые оставались в живых после травли зверями. Народ не мог отказать себе в удовольствии насладиться этим зрелищем, и Перпетуя с Филицитатой снова были введены в амфитеатр. Тут они дали друг дружке прощальный поцелуй и стали спокойно готовиться к смерти.

Увидя занесенную над собой руку, Перпетуя издала слабый крик, но то была минутная слабость, невольная дань природе. Быстро схватила она дрожавшие руки молодого гладиатора, приставила кинжал к своей шее и безмолвно приняла смертный удар.

Так пострадала и умерла Перпетуя (+ 202/203).

Образ святых находит отражение в разных литературных жанрах - в романах, поэмах, рассказах. А иногда подлинным художественным произведением становятся записи, которые человек делал сам для себя - его дневники. Особенно, если эти записи делает человек исключительный и в них описаны события не ординарные.

Сегодня мы говорим о святой Фивии Перпетуе и ее дневниковых тюремных записках.

Есть рукописи уникальные, чудом дошедшие за много веков до наших дней. Таким бесценным сокровищем для христиан является древний документ «Страдания святых мучеников Перпетуи, Фелицитаты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката» начала III века.

Первая его часть представляет собой дневник или тюремные записи карфагенской христианки Фивии Перпетуи. Находясь в темнице в ожидании суда, а затем и казни на арене цирка, молодая женщина-христианка, делала, как она пишет, записи «собственной рукой по ее собственным мыслям». Благодаря им, мы можем узнать достоверные подробности о жизни первых христиан и услышать голос самой святой Перпетуи...

Фивия Перпетуя родилась в конце 2 века в Карфагене в богатой и знатной семье, вышла замуж, родила сына. О ее муже ничего не известно - скорее всего, он рано погиб на войне. Отец Фивии был декурионом - членом городского совета в Карфагене. Он всячески старался отвратить дочь от веры в Христа и в своем дневнике Фивия приводит такой между ними диалог.

Фивия Перпетуя:

- Отец, - сказала я ему, - видишь ли, скажем, этот сосуд - кувшин, лежащий здесь?
- Вижу, - отвечал отец.
- Можешь ли ты назвать этот кувшин каким-нибудь иным наименованием, чем то, что он есть?
- Нет, - сказал он.
- И я не могу назвать себя ничем, кроме того, что я есть, - христианка.
Тогда отец мой, разгневанный моими словами, бросился на меня, как будто хотел вырвать глаза мои. Но он только пригрозил мне и ушел прочь…

Фивии Перпетуе было 22 года, когда она сама, ее раб Ревокат и его жена рабыня Фелицитата, а также еще двое юношей благородного происхождения - Сатурнин и Секунд - готовились принять крещение. Молодых людей схватили и привели в суд на допрос.

К ним добровольно присоединился Сатур, которого в момент ареста не было дома. По возрасту он был старше всех и, судя по всему, являлся наставником группы оглашенных.
По недавнему указу римского императора Септимия (произносить - Сэптимия) Севера (Сэвэра)подданным империи запрещалось принимать христианство.

Заключенных держали под арестом в частном доме, и там все они приняли крещение, там самым открыто выразив неповиновение запрету. Карфагенских христиан бросили в темницу, где они должны были дожидаться суда.

Фивия Перпетуя:

«...Я была очень испугана, потому что никогда ранее не испытывала такой темноты. О, ужасный день! Страшная жара, удары воинов, непролазная толпа. Я была очень прискорбна из-за беспокойства о моем ребенке. Благословенные диаконы Tеpтий и Помпоний, которые прислуживали нам, были здесь, и путем вознаграждения они исхлопотали, чтобы нас подбодрили отправкой на несколько часов в лучшую часть тюрьмы».

Больше всего Фивия Перпетуя тревожилась об оставленном дома грудном ребенке. Но вскоре карфагенским христианам удалось подкупить стражников и ей стали приносить сына в тюрьму на кормление. После этого, как она пишет, «темница показалась мне дворцом, и я предпочитала быть в ней скорее, чем где бы то ни было в другом месте». А впереди ее ожидало новое испытание: свидание во время судебного заседания с отцом, который умолял ее «отложить свою храбрость» и публично отречься от Христа.

Фивия Перпетуя:

И я скорбела о седых волосах моего отца и о том, что он - единственный из всей нашей семьи - не радовался моему мученичеству. И я старалась утешить его, говоря:
- На лобном месте будет то, что Богу угодно, ибо знай, что мы находимся не в собственных наших руках, но в руках Божиих. И он ушел от меня в огорчении.

Вскоре арестованных повели для слушания дела в городское управление. Слух об этом быстро распространился по всему Карфагену и в зале суда собралось много народа. Карфагеняне знали Перпетую и других арестованных с детских лет, и уж, конечно, не как злостных преступников.
Подсудимые по очереди поднимались на возвышение, их допрашивали и каждый вслух «исповедал свою вину», то есть говорил, что он - христианин. Когда очередь дошла до Перпетуи, в зале появился ее отец с младенцем на руках. Он снова стал упрашивать дочь принести жертву императору, к нему присоединился и судья...

Фивия Перпетуя:

«- Пощади седины отца твоего, пощади младенчество твоего сына, принеси жертву о благополучии императоров.
Я ответила:
- Я не сделаю этого.
Илариан спросил:
- Христианка ли ты?
Я ответила:
- Да, я - христианка».

После полученных показаний карфагенских христиан снова отправили в темницу дождаться решения суда.

Впрочем, Фивия Перпетуя еще до вынесения вердикта знала, что всех их ожидает мученичество за Христа и Сатур уйдет из жизни первым. Во сне она видела, как вслед за Сатуром поднимается по золотой лестнице и они оказываются в райских селениях.

И все-таки приговор, который вынес карфагенским христианам суд, многих заставил содрогнуться.

Во время праздничных игр в честь дня рождения Геты - сына императора Септимия Севера - христиан приговорили отдать на растерзание зверям на арене цирка.

Накануне дня казни Фивия Перпетуя записывает в дневнике еще одно сновидение. Она борется на арене с неким чернокожим силачом и побеждает его, получая в награду ветвь с золотыми яблоками. Ее дневниковые записи заканчиваются словами:

Фивия Перпетуя:

«И я проснулась и поняла, что я буду бороться не со зверями, но с диаволом. И я знаю, что меня ждет победа. Итак, я заканчиваю это описание нескольких дней перед представлением. А то, что совершится на представлении, пусть запишет кто-нибудь другой».

Вторая часть древнего манускрипта «Страданий...» представляет собой записи очевидца казни.
Среди жадных до кровавых зрелищ зрителей в амфитеатре, конечно, были и карфагенские христиане. Они пришли для того, чтобы запомнить и записать каждое слово мучеников, а после казни забрать их святые останки для достойного захоронения.

«Перпетуя шла с кротким видом, с величием невесты Христовой, избранницы Божией, пряча сияние своих глаз от рассматривания толпы», - с репортажной точностью описано величайшее мужество и смирение христианки Фивии Перпетуи.

Тела карфагенских мучеников погребли в Карфагене, позднее над их могилой возвели величественную базилику. В 20 веке археологи на месте захоронения обнаружили плиту с высеченными на ней именами Фивии Перпетуи и ее подруги Фелицитаты.

А еще одним памятником карфагенским христианам стал дневник Фивии Перпетуи.

Фивия Перпетуя:

«После того прокуратор произнес приговор обо всех нас, осудив нас на съедение диким зверям, мы сошли с помоста вниз, и радостные вернулись в темницу».

Радостные... Дневниковые записи святой Фивии Перптуи свидетельствуют, что христиане первых веков воспринимали страдания и смерть за Христа как высшую награду.