Аналитические справки к аттестации учителя-логопеда. Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя доу Творческие группы учителей логопедов по теме

Ирина Ивановна Тишкина
Творческий отчет педагога-логопеда

Творческий отчет

педагога- логопеда

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать : «О, как же ты красива!»

слова Е. Щукиной

Логопедическая работа в течение учебного года строилась в соответствии с «Положением об организации работы учителя – логопеда в КГУ «Ясновская СШ» ».

В 2011 году я окончила Музыкально-педагогический факультет по специальности «Дефектология» . Педагогический стаж 3 года и 4 месяца лет. Все эти годы работаю учителем-логопедом в КГУ «Ясновская средняя школа» .

Проблема педагога- логопеда : «Развитие связной речи у детей, через игру»

За учебный год на логопункте были проведены следующие виды работ :

Обследование речи детей;

Участие в родительских собраниях, методических объединениях, педсоветах;

Индивидуальное консультирование родителей и педагогов ;

Исправление дефектов звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматической стороны родного языка, связной речи, формирование слоговой структуры слова у дошкольников, разбор слов на слоги, нахождение гласных и согласных букв.

В 2015 учебном году на основании заключений ПМПК на логопункт зачислены 18 детей.

Выявление уровня актуального речевого развития детей, зачисленных на логопедические занятия, и обработка данных обследования для объективного логопедического заключения позволяют обобщить следующие данные о дефектах речи детей :

Фонетическое нарушение речи – (из всего состава зачисленных детей на логопункт) ;

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ;

Общее недоразвитие речи – 33%.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям .

За все время работы мною было подготовлены карточки на каждый звук, материал на определенные темы по логопедии, наглядности по развитию воздушной струи, материал по развитию крупной и мелкой моторики рук, карточки по развитию артикуляционной моторики, различные карточки по правописанию.

Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитие фонематического слуха, формированию лексико-грамматических категорий и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2015-2016 учебный год.

В конце учебного года будут подведены итоги для контроля эффективности коррекционно-логопедической работы по динамики развитие речи детей.

В декабре были выпущены 3 ребенка с нормальной речью. Те дети, которые ожидали зачисления были зачислены на логопункт.

Все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, взяты на контроль. За период с сентября по март проведены индивидуальные консультации с родителями детей, посещающих логопункт и детей, ожидающих зачисления на логопедические занятия. На каждый запрос родителей (зачисление на логопункт, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашних заданий логопеда и т . д., даны рекомендации и советы по всем вопросам).

Одним из важнейших направлений в коррекционной деятельности логопеда является взаимодействие с родителями. Считаю, что одно из основных условий успешной работы с ребенком – установление доверительных отношений, психологический контакт с родителями. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии. Никогда не даю никаких гарантий и не делаю дальних прогнозов, так как из практики знаю, что могут возникнуть самые непредвиденные ситуации. С самого начала работы пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима. Стремлюсь стать для них советчиком и помощником, стараюсь, чтобы родители поверили, что я сделаю все необходимое, чтобы помочь ребенку. За последний год многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводят множество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется» , «не хочет» , «к школе научится» , «я в его возрасте тоже плохо говорила» . А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа.

Как бы я не стремилась помочь ребенку, но если при этом не будет встречной активности родителей, логопедическая работа окажется мало продуктивной, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные на коррекционных занятиях.

Таким образом, творческий отчет организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.

Публикации по теме:

Аналитический отчет социального педагога ДОУ В 2014/2015 уч. году деятельность социального педагога была направлена на реализацию прав и свобод воспитанников, обеспечение охраны их.

Итоговый отчет учителя-логопеда за 2014–2015 учебный год № Показатели Количество детей 1. Общее количество детей 14 2. ОНР 14 На 1 сентября 2014 года подготовительную к школе группу компенсирующей.

Творческий отчет «Формирование навыков безопасного поведения» Помните время, когда Вы играли в «догонялки» на улице после наступления темноты, те дни, когда родители не задумываясь, отпускали Вас поиграть.

НОД учителя-логопеда и педагога-психолога для детей от 5 до 6 лет «Новая история» Подготовили педагог-психолог Шатилова Лариса Владимировна учитель – логопед Шишкова Светлана Александровна первая квалификационная категория.

Отчет по самообразованию педагога за 2014–2015 гг. Перспективный план работы на 2014-2015 учебный год Месяц Сентябрь - ноябрь Проблема Продолжить формировать знания по самообразованию педагога.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование инновационной культуры в творческих группах логопедов ДОУ

как средство повышения профессиональной компетентности

(из опыта работы ГМО учителей-логопедов ДОУ)

Захарова Светлана Алексеевна,

руководитель ГМО учителей-логопедов МДОУ,

учитель-логопед МКДОУ №9 «Светлячок»

ЗАТО Железногорск Красноярского края

Врач работает с болезнью, священник - с грехами, педагог - с идеалами, психолог - с иллюзиями. В профессии логопеда соединились милосердие медицины, мудрость педагогики, прозорливость психологии. Все эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего профессионала. Логопед, который не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии, именно такой логопед – профессионал.

Профессиональная компетентность – интегральная характеристика профессионализма, включающая в себя развитые личностно-деятельностные структуры. Развитие личности логопеда в профессии проходит поэтапно, каждый этап имеет свою качественную характеристику, протяжённость во времени, зависящую от индивидуальных особенностей. Модель профессионального развития личности логопеда (по Ю.К.Бабанскому, Д.Дж. Левинсон и др.) выглядит так:

1 этап – этап адаптации («вхождение» в профессию логопеда);

2 этап – этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости логопеда (достижение приемлемого профессионального уровня для устойчивой эффективности профессиональной деятельности логопеда);

3 этап – этап мастерства, преобразования, творческого вклада в работу логопеда (высшие достижения в профессии);

Этап профессиональной деформации (стадия регресса) может наступить в любой момент профессиональной деятельности и зависит от многих обстоятельств (состояние здоровья, социально-экономическая ситуация, профессиональное «выгорание» и т.п.).

Процесс повышения уровня компетентности начинается с приобретения профессионально значимых качеств, проходит через конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности.

Неумолимая статистика свидетельствует, что во всех странах мира миллионы людей страдают от дефектов речи. Каким бы ни было нарушение речи, оно всегда носит индивидуальный характер, как уникален и неповторим каждый человек. Молодому специалисту и зрелому мастеру-логопеду каждый раз приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости или же трудности его преодоления, коллизиям коррекционного процесса в каждом конкретном случае, радоваться или же огорчаться результату своего труда, делать открытия в своей профессии, иметь возможность постоянно развиваться и совершенствоваться, становиться профессионально компетентным. Составляющими профессиональной компетентности логопеда являются определённые компоненты, которые важны в коррекционной работе:

  • мотивационный компонент

Продуктивность деятельности логопеда зависит от содержания его профессиональной мотивации;

Высокомотивированные логопеды лучше видят взаимосвязь между усилием и результатом, что во многом влияет на восприятие (эмоциональную оценку) собственной коррекционно-педагогической деятельности;

Положительные изменения в содержании мотивационного компонента обусловливают повышение уровня удовлетворённости избранной профессией и профессиональное самоопределение логопеда;

Личностно-профессиональная компетентность логопеда определяет процесс коррекционно-педагогической деятельности, направленный на ребёнка, родителей, педагогический коллектив.

  • операциональный (деятельностный) компонент

Особенность профессионального мышления логопеда: умение ставить цель, увидеть, сформулировать и решить коррекционную задачу;

Индивидуальный стиль деятельности обеспечивает результат коррекционно-педагогической работы (получение наилучшего результата при минимальных затратах времени и сил);

Эффективность достижения результатов обеспечивается наличием развитых способностей логопеда к самообразованию, самообогащению, самосовершенствованию.

  • рефлексивный компонент

Эффективность рефлексивной оценки зависит от профессионального самосознания логопеда, сформированности «Я-образа»;

Степень адекватности «Я-образа» складывается из самооценки личности, своих профессиональных возможностей, личностных качеств и места среди коллег.

Оптимизировать процесс логопедического воздействия, сделать его открытым для педагогов, родителей, правильно расставить приоритеты, перейти от коррекции к коммуникации - задачи, стоящие перед каждым логопедом-практиком. Городское методическое объединение учителей-логопедов ДОУ способствует тому, чтобы каждый логопед, от начинающего до высококвалифицированного специалиста, имел возможность реализовать себя, найти ответы на актуальные вопросы теории и практики, повысить уровень профессиональной компетенции, организованно заниматься инновационной деятельностью. Эпиграфом, характеризующим профессиональную деятельность учителей-логопедов, служат слова американского философа и педагога Дж.Дьюи: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу это применить».

Функциями ГМО учителей-логопедов являются:

  • Обеспечение освоения нового педагогического и коррекционного содержания, технологий и методов профессиональной деятельности и программ, реализуемых ДОУ;
  • Обобщение прогрессивного педагогического опыта и внедрение в практику коррекционной работы;
  • Повышение профессиональной компетентности, овладение умением профессионального целеполагания и системным анализом профессиональной деятельности;
  • Организация инновационной работы в рамках профессиональной деятельности;
  • Формирование корпоративного имиджа учителя-логопеда ДОУ, развитие кадрового потенциала, обеспечение поддержки логопедического сообщества (организационная, информационная, правовая, научно-методическая, материально-техническая, финансовая).

Городское методическое объединение логопедов дошкольных учреждений нашего города имеет огромный опыт работы, но постоянно ищет новые формы. Несколько лет в рамках ГМО работают творческие группы: учителя-логопеды совместно решают текущие проблемы в области организации кооррекционно-развивающего процесса в условиях ДОУ общеразвивающего вида, компенсирующего вида, комбинированного вида. Такая форма работы на сегодняшний день оптимальна, т.к. небольшие профессиональные сообщества людей, объединенные одними интересами, работают более эффективно: самообразование не в одиночку - сам при помощи всех других.

Современные требования к качеству образования предполагают поиск новых путей оптимизации не только развивающего, но и коррекционного процесса. Целенаправленное изменение логопедических подходов, разработка и внедрение новшеств, вызывающих переход системы из одного состояния в другое, способствуют качественному изменению в структуре коррекционной работы логопеда. Инновационная деятельность - это процессы разработки, освоения, применения, распространения нововведений внутри образовательной системы. Критериями инновационной деятельности являются системность, соответствие инновационных программ образовательным потребностям, создание нового образовательного продукта (проект, программа, методические пособия и др.).

Причины инновационной деятельности учителя-логопеда ДОУ:

  1. Осознание необходимости вести активный поиск путей решения существующих проблем.
  2. Стремление повысить качество профессиональной деятельности, сделать её разнообразной.
  3. Интуитивное представление о том, что нововведение улучшит профессиональную деятельность.
  4. Неудовлетворённость достигнутыми результатами, намерение их улучшить.
  5. Потребность в причастности к решению актуальных проблем.
  6. Стремление молодых специалистов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания по различным темам.
  7. Возрастающие запросы (родители, педагоги, воспитанники).
  8. Профессиональная конкуренция.

Работа творческой группы учителей-логопедов ДОУ будет эффективной в инновационной деятельности только при соблюдении условий:

  1. Системность в работе с кадрами (развитие профессиональных навыков и умений логопедов, обучение руководителей творческих групп).
  2. Наличие личного плана развития, который мобилизует потенциальные способности.
  3. Анализ профессиональных достижений, рефлексивная оценка деятельности творческой группы (содержательная, эмоциональная), создание ситуации успеха (развитие деловых качеств, положительная мотивация к самосовершенствованию).
  4. Создание творческой атмосферы и объединение усилий творческой группы учителей-логопедов ДОУ по построению инновационного пространства, где каждый ощущает свою значимость.
  5. Установление открытых отношений, при которых снимаются напряжённость, приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему, конструктивное решение спорных вопросов.
  6. Проведение открытых дискуссий по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально.

Эффективность работы творческой группы зависит как от состава участников, так и от руководителя творческой группы. К руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ предъявляются требования как к организатору инновационной деятельности: это непосредственный организатор нововведений, пользующийся авторитетом, имеющий опыт и необходимые навыки работы, в том числе умеющий выделять актуальные проблемы, моделировать ожидаемые результаты работы, разрабатывать программы, анализировать результаты преобразовательной деятельности. Задача руководителя творческой группы не только в организации взаимодействия всех участников инновационного процесса, но и формирование чувства неудовлетворённости ранее достигнутым результатом, обеспечение перехода участников творческой группы в зону повышенной инновационной мотивации, создание положительного общественного мнения о нововведениях.

Основные требования к руководителю творческой группы учителей-логопедов ДОУ:

  1. Возможность отличать реально выполнимые цели от недостижимых:
  • что имеем, каких результатов достигли,
  • что не удовлетворяет в работе,
  • что необходимо изменить в соответствии с новыми требованиями, желаниями, потребностями,
  • какие результаты получим.
  1. Готовность предлагать коллегам ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий.
  2. Реально представлять результаты в ходе реализации плана.
  3. Уметь донести идеи до коллег (понять – принять – реализовать).
  4. Опираться на единомышленников.
  5. Мыслить категориями успеха.

Оценивая сложившуюся ситуацию в системе оказания коррекционной помощи детям с нарушениями речи, руководителю творческой группы учителей-логопедов, сначала необходимо оценить возможность организации инновационной деятельности в творческих группах по следующим позициям:

  1. Степень ответственного отношения к делу.
  2. Мотивация деятельности: призвание, или старание, или случайность.
  3. Приоритеты в организации работы: поиск нового, или известные приёмы.
  4. Отношение детей: любовь, или уважение, или боязнь.
  5. Отношение родителей: уважение, или неприятие, или равнодушие.
  6. Отношение коллег: стремление к лидеру, или ровное, или отчуждение.
  7. Кругозор.
  8. Воспитанность: тактичность, или низкая культура, или конфликтность.
  9. Профессиональная позиция: активность, или участие, или присутствие.
  10. Степень профессиональной открытости: по собственной инициативе, или по инициативе руководителя, или закрытость.
  11. Моральные правила: принципиальность, или невмешательство, или игра в «правду».
  12. Чувство юмора.
  13. Коммуникабельность: открытость, или сдержанность, или закрытость.

Проанализировав возможности коллег, выяснив их желание к добровольному объединению в творческие группы, руководитель творческой группы выясняет инновационный потенциал логопедов по основным показателям:

  1. Восприимчивость к новому – потребность в постоянном профессиональном росте:
  • стремление внедрить передовой опыт в практику,
  • самообразование,
  • развитие идей в процессе деятельности,
  • анализ и рефлексивная оценка результатов профессиональной деятельности (своей и коллег),
  • сотрудничество с научными консультантами,
  • прогнозирование, перспективное планирование деятельности.

Для оценки используется 5-бальная шкала:

5 баллов – восприимчивость очень сильно выражена

4 балла - восприимчивость выражена

3 балла – восприимчивость проявляется, но не всегда

2 балла – восприимчивость слабо проявляется

1 балл – восприимчивость не проявляется,

коэффициент восприимчивости К определяется по формуле:

К = К фактически полученное количество баллов : К максимально возможное количество баллов

  1. Подготовленность к освоению нового (выявляется посредством наблюдений, анкетирования, бесед):
  • информированность о новшествах,
  • наличие потребности в изменении педагогического процесса,
  • достаточный объём знаний и умений для успешной, профессиональной и исследовательской деятельности.
  1. Степень новаторства:
  • Новатор – педагог с ярко выраженным новаторским духом, имеет способность к решению нестандартных задач, не только воспринимает новшества, но и сам активно создаёт и разрабатывает инновации.
  • Передовик – первым осуществляет практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации.
  • Умеренный («золотая середина») – освоение новшества осуществляет умеренно, не спеша, но не хочет быть среди последних, включается в инновационную деятельность под влиянием большинства.
  • Предпоследний – воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
  • Последний – связан с традициями, имеет консервативное мышление и отношение к деятельности.

По отношению к инновационному потенциалу, творческая группа учителей-логопедов развивается и изменяется в своём развитии в определённых стадиях: первая стадия - робость, вторая стадия - стабилизация, третья стадия - сотрудничество, четвёртая стадия - зрелость. От стадии робости к стадии зрелости проходит определённое время (до нескольких лет, при условии, что состав творческой группы не меняется).

Прежде чем начать инновационную деятельность, творческая группа решает, какой тип нововведений наиболее актуален. Инновационный процесс различается по типам нововведений :

I. Тип нововведения по влиянию на учебно-воспитательный (коррекционный) процесс:

В формах и методах,

В управлении.

II. Тип нововведения по масштабам (объёму) преобразований:

Частные, единичные, не связанные между собой,

Модульные (комплекс частных, связанных между собой),

Системные (относящиеся ко всему образовательному учреждению)

III. Тип нововведения по инновационному потенциалу:

Модификационные нововведения (усовершенствование, модернизация, рационализация, видоизменение аналогичных методов коррекции речевых нарушений);

Комбинаторные нововведения (анализ методов и приёмов коррекционной работы,

выделение нужных, комбинирование выбранных и внедрение их в работу);

Радикальные нововведения (педагогический продукт является принципиально новым, не имеющим аналогов и прототипов, поиск новых методов и приёмов коррекции речевых нарушений, анализ инновации, возможность внедрения в практику).

IV. Тип нововведения по отношению к предшествующему новшеству:

Заменяющее нововведение (вводится вместо конкретного, устаревшего средства),

Отменяющее нововведение (прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии),

Открывающее нововведение (освоение нового вида деятельности, технологии, программы),

Ретровведение – освоение нового в данный момент, но когда-то уже использовавшегося.

Инновационный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. имеет свои определённые стадии:

Стадии инновационного процесса

Управление инновационным процессом

I. Зарождение инноваций

1. Выявление проблем на основе вычленения препятствий, мешающих достижению намеченных целей (микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым).

2. Формирование потребности в изменениях.

1. Осознание потребностей и определение возможностей

2. Поиск соответствующего новшества

1. Организация творческих групп на добровольной основе.

2. Распределение между ними проблемных тем для поиска инноваций на основе изучения передового опыта, литературы и т.п.

3. Выбор инноваций

1. Детальное обсуждение возможных вариантов.

2. Выбор наиболее приемлемых вариантов, при этом учитывается актуальность, результативность, новизна, методическая разработанность, нормативно-правовая база, время для внедрения и др.

II. Подготовка новаторов

1. Выбор и обучение руководителей творческих групп

2. Обучение участников творческих групп, обеспечение взаимодействия всех участников инновационного процесса

III. Разработка и проектирование новшества: формулировка целей, разработка содержания, определение критериев оценки

Внесение изменений в план работы.

Проведение семинаров.

Составление программы опытно-экспериментальной работы.

IV. Опытно-экспериментальная проверка

  1. Организация работы.
  2. Контроль хода работы.
  3. Внесение корректив в программу опытно-экспериментальной работы.
  4. Информирование о ходе работы.
  5. Методическая помощь.
  6. Психологическая поддержка.

V. Многократное повторение

Расширение сферы повторения новшества на разных объектах и в ситуациях

VII. Включение инноваций в логопедическую практику

VIII. Рутинизация

Широкое использование инноваций в практической деятельности

Как руководителям творческих групп, так и участникам, следует понимать, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом, новое носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определённого промежутка времени, утратить актуальность на более позднем этапе и даже стать тормозом в развитии. Приобретение профессионально значимых качеств, конструктивное преодоление трудностей, познание себя и своей личности позволит повысить уровень профессиональной компетенции через реализацию себя в инновационной деятельности. Это обязательно поможет учителю-логопеду ДОУ стать настоящим Профессионалом!

Желаю коллегам целеустремлённого творчества, повышения уровня профессиональной компетентности, каждому стать профессионалом, человеком результата - принципиальным, решительным, успешным!

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М., 1986.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в ДОУ, М., 1995.
  4. Зборовский Г., Шуклина Е. Самообразование - парадигма 21 века // Высшее образование в России, №5, 2003.
  5. Найн А.Я. Инновации в образовании, Челябинск, 1995.
  6. Нововведения в муниципальной образовательной системе / Под ред. Малахова Н.Д., М., Рос.пед. агентство, 1999.
  7. Чечулина О.Г. Инновационная деятельность педагогов ДОУ в межаттестационный период // Воспитатель ДОУ №11, 2008.
  8. Смолякова Е.В. Управленческое проектирование деятельностью педагогического коллектива // Детский сад от А до Я, №3, 2008.
  9. Тебенева Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ // Управление ДОУ. 2007. №1.
  10. Петелина Н.Г. Анализ психологических условий повышения личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  11. Боровцова Л.А., Роль методических объединений и групп профессионального общения в системе непрерывного образования учителя-логопеда // Логопед, №5, 2007.
  12. Евдокимова Е.С. Технология планирования в ДОУ. М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  13. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие, под ред. М.М.Поташника, М., Педагогическое сообщество России, 2000.

Аналитическая записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвердил основные принципы, одним из которых является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность ребенка - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития, проявляющийся во всех видах деятельности, в том числе музыкальной. Развитие творческих способностей ребенка позволяет особенным образом влиять на становление его социально-личностного роста в перспективе достижения целей, на которые ориентирует педагога Концепция модернизации российского образования.
Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности, предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности самореализации в социуме.
Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития музыкальности для детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения программы, пришла к выводу о необходимости направлять усилия на развитие инициативы ребенка, его мотивации.
Успешное освоение программы развития музыкальности было обеспечено в основном за счет развития музыкального мышления на репродуктивном уровне. Компонент свободы творческого самовыражения на базе приобретенных умений и навыков выражался в незначительной степени: приобретая различный музыкальный опыт, ребенок практически не умел творчески преобразовывать и использовать его в разных видах самостоятельной деятельности.
Определила проблему: развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста невозможно без внедрения системы образовательной деятельности на основе музыкальной творческой педагогики.
Предположив, что использование системы образовательной деятельности на основе специальных технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста, определила данное направление как приоритетное.
Определила цель - создание условий для развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- разработать и реализовать систему музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
- повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах музыкального развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач собственную педагогическую деятельность выстраивала на основе соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики - творческой («Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э Тютюнниковой) и профессиональной.
Планируемый результат на уровне всех участников образовательных отношений:
·дети: положительная динамика развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
·родители: участие в образовательном процессе; приобретение опыта совместной музыкальной творческой деятельности с детьми;
·музыкальный руководитель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста; активизация личного творческого потенциала; приобретение опыта использования творческой музыкальной педагогики в образовательном процессе; обогащение опыта создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО; освоение технологии проектной деятельности; расширение опыта партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

При разработке системы образовательной деятельности, направленной на развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности, использовала технологии и подходы орфовской педагогики (элементарное музицирование). В основе его концепции «элементарное музыкальное воспитание» лежит идея личностно-ориентированного импровизационно-творческого музыкального обучения. Акцент сделан не на конструктивно-технологических, а на художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию музыкальных способностей. Главный дидактический принцип музыкально-педагогической концепции Карла Орфа – «учимся, делая и творя». Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий. Действие, умение делать что-либо - надежная гарантия усвоения любого знания. В коллективном музицировании дети не только учатся у педагога, но и друг у друга. Идея, подсмотренная у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое для приобретения разностороннего музыкального опыта. Детям необходимо творить и переживать , чтобы понимать .

Принципы музыкального воспитания, лежащие в основе методики отечественной детской музыкальной творческой педагогики «Элементарное музицирование с дошкольниками» (автор Т.Э Тютюнникова), подобны принципам и методам орф-технологии. В каждом из разделов программы «Учусь творить» (разработана секцией «Музыка. Творческая музыкальная педагогика» Педагогического общества России) значительное место уделено созданию условий для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности детей, способов их внутреннего раскрепощения. В основу методики положены два метода, которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, формирования навыков и умений.
Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Здесь импровизация рассматривается как главный принцип музыкального и личностного развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности выразительных средств и их отношений. Метод моделирования является здесь механизмом обучения. Различными способами моделируются ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и другие компоненты музыкального языка.

Проектируя педагогическую деятельность по развитию музыкальных творческих способностей, опиралась на технологию творческой музыкальной педагогики (автор Т.Э.Тютюнникова), которая соответствует поставленным задачам и требованиям ФГОС ДО.
Были определены основные направления деятельности:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
- разработка и внедрение в практику работы системы музыкально-игровых заданий и развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- разработка системы мониторинга развития музыкальных творческих способностей в соответствии с методической темой;
- взаимодействие с педагогами, родителями, социальными партнерами.

Образовательную деятельность осуществляла на основе рабочей программы, переработанной с учетом ФГОС ДО. Для решения задач музыкального развития использовала модель образовательной деятельности, которая включала непрерывную образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей, самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и социальными партнерами.

Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-пространственной среды (далее РППС) осуществляла в соответствии с ООП детского сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.


Образовательное пространство музыкального зала оснащено разнообразными средствами обучения и воспитания (дидактические пособия, игрушки, детские музыкальные инструменты, атрибуты для игр, костюмы), в том числе техническими (телевизор, музыкальный центр, синтезатор, проектор, экран). Разнообразие и достаточное количество детских шумовых музыкальных инструментов было обеспечено за счет активного участия родителей и детей в изготовлении нетрадиционных инструментов из различных материалов. Сформированы комплекты творческих шумовых оркестров: оркестр «поварят»; оркестр «школьных принадлежностей»; оркестр «маминых предметов»; оркестр «папиных инструментов»; «лесной» оркестр.
Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры, танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.
В целях совершенствования программно-методического обеспечения педагогической деятельности по музыкальному развитию детей:
- пополнила методическую библиотеку новыми разделами (здоровьесберегающие технологии музыкального развития, материал регионального содержания);
- сформировала электронный вариант библиотеки методической литературы и нотного материала, а также информационный банк литературы по творческому музыкальному развитию детей;
- составила рукописный сборник, содержащий народные, в том числе уральские хороводные и музыкальные игры, картотеку авторских музыкальных игр;
- разработала авторские варианты игр других авторов с включением в них задач творческого развития или определенных дидактических компонентом с учетом индивидуального подхода к воспитанникам;
- разработала авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка.
Все это способствовало поддержанию интереса к разным видам музыкальной деятельности, развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста были подобраны из разных источников игры, музыкально-игровые задания и развивающие упражнения, которые систематизированы по видам музыкальной деятельности.


Для эффективного использования данного материала были составлены картотеки музыкальных игр и игровых заданий, направленных на коммуникативно-социальное и музыкально-творческое развитие дошкольников, в которые включила авторский материал (игры, ноты, тексты, игровые модели).
Примеры игрового материала в картотеке (по видам деятельности):
- пение («Звучащие нити», «Как кричит крокодил», «Песенка моя», «Сидит Яша»);
- музыкально-ритмические движения («Учитель танцев», «Часы», «Боюсь - не боюсь», «Танцуй-замри», «8 шагов»);
- слушание («Вижу музыку», тематические творческие задания на передачу музыкального образа в рисунке);
- игра на музыкальных инструментах («Мани-мо», «Топ, топ, топотушки», «Разноцветные коты», «Что услышала ворона»);
- игра-драматизация («Таря-маря», «Растворились ворота», «Однажды музыканты», «Гости», «Кострома», «Как у дяди Трифона»).

Для создания благоприятного психологического климата учитывала индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Способствовала формированию устойчивой мотивации детей к музыкальной деятельности, развитию художественного вкуса, расширению и обогащению их музыкально-образных представлений через учет и отражение в непрерывной образовательной деятельности их текущих интересов и потребностей. Уделяла постоянное внимание формированию личностных качеств воспитанников, создавала условия для развития коммуникационных способностей, обеспечения позитивной социализации, развитию детской инициативы и самостоятельности.
В образовательном процессе активно использовала современные педагогические технологии:
- специальные технологии (технология музыкального воспитания К.Орфа и его последователей);
- здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки, фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);
- метод проектов (детско-родительский проект «Я знаю, кто написал эту музыку»; индивидуальные творческие проекты «Моя сюита», «Я рисую музыку»; групповые детские творческие проекты «Музыка осени: веселая и грустная», «Сказки-шумелки»);
- информационно-коммуникационные технологии (видеопрезентации «Танцы народов Севера», «Кружева: красота русских хороводов», «Масленица», «От улыбки станет всем теплей», «Оркестр и дирижер», «Оркестр русских народных инструментов», «Уральские ложкари», «Встреча с оркестром»; виртуальные экскурсии «Веселый выходной», «Во- кузнице»).
Составила видеотеку в соответствии с календарно-тематическим планом, материалы которой использовала в разных формах образовательного процесса:
- мультфильмы по дорожной и пожарной безопасности;
- видеоматериалы по формированию представлений детей об окружающем мире (птицы, космос, времена года, явления природы, профессии, театр, уральские творческие коллективы, деятели культуры),
- мультфильмы по сказам П.Бажова;
- мультфильмы и фильмы с музыкой П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, С.Прокофьева, В.Бибергана (уральский композитор), А.Хачатуряна, К.Сен-Санса, А. Вивальди, Э.Грига, И.С.Баха, Л.Бетховена, а также советских композиторов–песенников (В.Шаинский, Г.Гладков, Гр. Гладков, В.Львовский, А.Рыбников, А.Градский, Е.Крылатов, Ш.Калош, Д.Кривицкий, И.Цветков).

Осуществляла постепенный переход от репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов к продуктивным методам обучения (исследовательско-поисковый). Например, при работе в разделе «игра на детских музыкальных инструментах в оркестре» дети самостоятельно предлагали разные варианты оркестровки того или иного произведения, исполняли, самостоятельно выбирали из нескольких вариантов лучший. Поощряла инициативу и творческие проявления в традиционных подвижных играх с музыкальным сопровождением.

Акцентируя внимание на поощрение инициативы и разнообразных творческих проявлений, в работе с детьми использовала следующие педагогические методы и приемы:
- игры, игровые задания и упражнения; музыкально-дидактические игры; игры со звуками; логоритмические игры и упражнения; пальчиковые игры, упражнения для развития мелкой моторики;
- показ, наглядно-иллюстративные методы, использование дидактических пособий;
- моделирование;
- импровизация;
- экспериментирование; творческие, исследовательско-опытнические, проектные задания;
- создание проблемных ситуаций;
- использование ИКТ;
- переключение (комбинирование) деятельности;
- положительное подкрепление, поощрение;
- самооценка результативности собственной деятельности (для старших дошкольников);
- наблюдение за музыкальной деятельностью сверстников и взрослых.
Большое внимание уделяла проектной творческой деятельности и использованию ИКТ, позволяющей эффективно влиять на образовательный процесс по музыкальному развитию.

Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую отслеживать не только динамику индивидуального развития воспитанников, но и анализировать отдельные показатели.
Результаты мониторинга использовала для оптимизации групповой, а также индивидуально-дифференцированной работы посредством динамичной корректировки содержания деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей во всех видах музыкальной детской деятельности.
По данным мониторинга развития музыкальных творческих способностей воспитанников отмечено значительное приращение количества детей, у которых показатели музыкального творчества проявляются на достаточном и близком к достаточному уровню. Если в 2013-2014 учебном году на конец года недостаточные показатели отмечены у 40% детей, то в конце 2015-2016 учебного года этот показатель снизился до 12%. Проявление показателей музыкального творчества на достаточном уровне у воспитанников ДОУ на конец года выросло с 7% (май 2014) до 48% (май 2016).
Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности педагогической деятельности.
Кроме фиксированных показателей мониторинга я также наблюдала изменения, происходящие в детях, которые имеют для меня как педагога особую ценность: дети стали более инициативными, повысилась их мотивации к музыкальной деятельности, выросла их самооценка. Я постоянно была свидетелем ярких положительных эмоциональных проявлений детей в коллективной музыкальной деятельности, их удовлетворенности возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, а также роста потребности в приобретении нового творческого опыта.
Отслеживая успехи выпускников, отметила, что за последние 4 года около 20% выпускников детского сада успешно продолжают свое музыкальное развитие в детских музыкальных школах, два ребенка получают образование в специальной школе-десятилетке при УГК им. М.П.Мусоргского. Среди детей-выпускников детского сада есть лауреаты и дипломанты музыкальных конкурсов различного уровня. Эти данные также свидетельствуют об успешности музыкального развития детей на уровне дошкольного образования, их стойкому интересу к музыкальной деятельности, желанию расширить свои непосредственно исполнительские возможности.

Модель педагогической деятельности по развитию музыкальных творческих способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включала и такие направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Организуя взаимодействие с педагогами, применяла личностно- ориентированный дифференцированный подход. Проводила консультации для молодых педагогов («Роль воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности», «Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям», «Логоритмические игры и музыкальные физкультминутки в НОД», «Музыка в организации режимных моментов», «Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Содержание музыкальных уголков в группах»). Совместно с опытными педагогами разрабатывала и принимала участие в открытых образовательных мероприятиях разного уровня: методическое объединения воспитателей, методическое объединение учителей-логопедов, участие детей в фестивалях, конкурсах (в том числе в областных олимпиадах по программе дополнительного образования – английский язык), районных мероприятиях, проведении мастер-классов.
По запросам педагогических работников оказывала консультативную и техническую поддержку в работе с программами ПК, по использованию ИКТ в образовательном процессе (помощь в подготовке презентаций, электронном оформлении иллюстративного материала).
Являюсь членом методического совета детского сада, экспертом смотров и конкурсов внутри учреждения, секретарем Педагогического совета, членом Аттестационной комиссии.
Одним из направлений взаимодействия с педагогами является развитие их творческого потенциала. С 2009 года вокальный ансамбль педагогов детского сада принимает участие в концертах и досуговых мероприятиях для детей и родителей, в 2017 году фольклорный ансамбль стал лауреатом городского фестиваля творческих возможностей педагогов «Большая перемена».
Через сеть Интернет осуществляла взаимодействие с коллегами из других ДОУ, в том числе из других городов России (общение, обмен опытом через электронную почту и видео звонки Skype). На сайте «Учебно-методический кабинет «Пед-копилка» веду личный блог /blogs/irina-sergevna-kurkina , где размещаю авторский материал и сценарии.

При реализации рабочей программы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста использовала сетевую форму. Она включала организацию музыкальных досугов и развлечений для воспитанников детского с участием педагогов и учащихся ДМШ № 3, фольклорного ансамбля «Красно Солнышко» (худ.руководитель Матвеева Т.В.), артистов екатеринбургских театров и филармонии.
Ярким примером сетевого взаимодействия служит музыкальная гостиная «Нас песня к Победе вела», которая была проведена в 2015 году в рамках областной акции «Марш победы». В ней приняли участие воспитанники, родители, сотрудники детского сада, его выпускники и учащиеся ДМШ № 3 (материалы мероприятия и фильм-отчет представлены на личном блоге).

Реализуя содержание части, формируемой участниками образовательных отношений, активно сотрудничаю с композитором, профессором УГК М.А.Баском. Формы сотрудничества: организация встреч композитора с детьми, концерты, методическая и консультационная помощь. На сборник авторских песен, музыкальных игр и партитур для детского оркестра, который готовится для издания, имеется отзыв композитора.

Организуя взаимодействие с семьями воспитанников, опиралась на концептуальные подходы современных педагогов (Доронова Т.Н.,Соловьева Е.В., Гризик Т.И., Арнаутова Е.П.) и ФГОС ДО (раздел III, п.3.2.5):
- диалогичность общения;
- деятельностный характер сотрудничества;
- непосредственное вовлечение в образовательную деятельность;
- поддержка образовательных инициатив семьи.
Для реализации данных подходов использовала активные формы взаимодействия:
- совместные детско-родительские проекты «Музыкальная мастерская», "Я знаю, кто написал эту музыку!"
- практикумы и мастер-классы («Дома играем - музыкально развиваем», «Логоритмические и музыкальные пальчиковые игры», «Как нарисовать музыку», «Домашний оркестр»);
- участие родителей в образовательных и досуговых мероприятиях (праздники, музыкальные развлечения, концерты).
В целях повышения компетентности родителей по вопросам музыкального развития дошкольников проводила консультации на темы: «Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста», «Музыкальное развитие как фактор подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе», «Развитие музыкального творческого потенциала ребенка как путь к развитию детской инициативы и самостоятельности».
Размещала информацию для родителей на родительском форуме и в группах социальных сетей, созданных родителями воспитанников для оперативного обмена информацией.

В результате планомерной и систематической работы по развитию музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста добилась положительной динамики развития, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Наряду с положительной динамикой развития музыкальных творческих способностей мною отмечены следующие изменения:
- активизация уровня инициативности детей, повышение мотивации к музыкальной деятельности;
- повышение самооценки детей;
- яркие проявления положительного эмоционального опыта в коллективной музыкальной деятельности;
- удовлетворенность детей возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, их потребность в наличии новых возможностей.
Результаты, полученные при использовании нового подхода к музыкальному развитию детей дошкольного возраста через внедрение технологии музыкально-творческой педагогики, свидетельствуют о его целесообразности и эффективности.

В ходе реализации системы педагогической деятельности по созданию условий для развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста были выявлены следующие проблемы:
- индивидуализация музыкального развития детей, в том числе развития музыкальных творческих способностей;
- вариативность содержания, форм, способов и методов реализации системы деятельности по развитию музыкальных творческих способностей детей.
Выявленные проблемы актуальны в современных условиях развития системы образования и введения ФГОС ДО. Для их решения необходим поиск и внедрение новых форм работы, направленных на реализацию принципа индивидуализации образования. В связи с этим целью педагогической деятельности на ближайшие годы определяю как создание условий для индивидуализации и вариативности работы по развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- скорректировать рабочую программу в части, формируемой участниками образовательных отношений с учетом парциальной программы, направленной на развитие музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- составить индивидуальные маршруты развития детей по результатам педагогической диагностики;
- осуществлять образовательную деятельность с учетом индивидуальных маршрутов развития детей;
внедрить инновационные формы образовательной деятельности по развитию музыкальных творческих способностей детей, обеспечивающих индивидуализацию.

Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы об успешности достигнутых результатов на уровне всех участников образовательных отношений. Повышение личных профессиональных компетенции через внедрение технологий музыкальной творческой педагогики, активизацию личного творческого потенциала, создание необходимой РППС, расширение практики использования в образовательной работе современных педагогических технологий, в том числе ИКТ, расширение опыта партнерского и сетевого взаимодействия позволило эффективно повысить результативность поставленных педагогических задач.

Активно транслировала опыт работы на мероприятиях разного уровня:
- 2013г., районное методическое объединение музыкальных руководителей, мастер-класс «Искусство игры на ложках»;
- 2015г., районное методическое объединение воспитателей и музыкальных руководителей, тема «Создание виртуальной экскурсии»;
- 2015г., XXI городские открытые Педагогические чтения, тема «Поддержка инициативы и самостоятельности детей в музыкальной деятельности как условие успешной реализации ООП ДО»;
- 2016 г., районное методическое объединение музыкальных руководителей, мастер-класс на тему «Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу»;
- 2016 год, городской семинар-практикум для педагогов ДОО «На экскурсию вместе с родителями: музейная педагогика в ДОО».

Имею публикации:
- авторских песен «Это осень к нам пришла», «Уличные правила» в журнале «Справочник музыкального руководителя» (№8 2013г, №8 2014г.). Имею письменное подтверждение от редакции журнала о том, что песни «Моя лошадка» и «Мама» включены в план выхода журнала «Справочник музыкального руководителя» и будут опубликованы в соответствии с графиком, утвержденным в редакции;
- авторского материала и сценариев на личном блоге на сайте «Пед-копилка».
авторского материала и сценариев на личном блоге на сайте «Пед-копилка» (

Положение

о городской проблемно-творческой группе

педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ

«Нейропсихологический подход в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует цель и задачи деятельности, структуру и порядок формирования, управление и организацию деятельности городской проблемно-творческой группы (далее ПТГ) педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ.

1.2. Проблемно-творческая группа - это форма объединения педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ, обеспечивающая их самореализацию в рамках совместной творческой деятельности по решению комплексных проблем развития обучающихся и воспитанников через развитие их профессиональной компетентности, освоение современных коррекционно-развивающих технологий.

1.3. Проблемно-творческая группа осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о городской проблемно-творческой группе педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ.

2. Цели и задачи деятельности проблемно-творческой группы

2.1. Основная цель ПТГ : разработка методического обеспечения процесса психолого-педагогического сопровождения системы диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2.2. Основные задачи :

    Проанализировать сущность нейропсихологического подхода в теоретической литературе. Систематизировать нейропсихологические технологии в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2.3. Продукт деятельности ПТГ :

Методическое пособие «Нейропсихологический подход в системе диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста».


Структура и порядок формирования проблемно-творческой группы

3.1. Проблемно-творческая группа создается из числа педагогов-психологов, учителей-логопедов, дефектологов ДОУ и ОУ, имеющих склонность к исследовательской работе и проявивших интерес к заявленной проблеме. Руководитель проблемно-творческой группы определяется методистом по детской психологии информационно-методического центра города Томска.

3.2.Количественный состав проблемно-творческой группы - от 5 до 20 членов.

3.3. Руководитель ПТГ избирается членами ПТГ из числа педагогов-психологов ДОУ, обладающих организаторскими способностями, хорошо владеющих содержанием проблемы, методами групповой работы.

3.4.Основной формой организации работы проблемно-творческой группы является заседание, семинар-практикум, круглый стол .

Управление проблемно-творческой группы

4.1. Координатором деятельности ПТГ является методист информационно-методического центра г. Томска.

4.2.Непосредственное руководство работой ПТГ осуществляет руководитель группы, в обязанности которого входит:

Планирование работы ПТГ;

Распределение работ, подготовка и проведение заседаний;

Осуществление учета и отчетности о работе ПТГ.

5. Организация работы ПТГ

5.1. ПТГ работает по отдельному плану, составленному на учебный год.

5.2. Заседания ПТГ проводятся не реже трёх раз в год в соответствии с планом работы.

5.3. Каждый член ПТГ принимает активное участие в реализации поставленных задач. Объем и качество выполненной работы фиксируется в плане работы и в протоколах.

5.4. Для реализации поставленных задач в полном объеме участники ПТГ имеют право самостоятельно выбирать оптимальные, преимущественно деятельностные формы работы.

6. Документация ПТГ

6.1. В состав документации ПТГ входят:

    Положение о ПТГ. Приказ об открытии ПТГ и назначении руководителя ПТГ. План работы ПТГ. Протоколы заседаний ПТГ. Отчёт о работе ПТГ.

6.2. Документация ПТГ находится в информационно-методическом центре города Томска.

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • представить основные идеи диалогического подхода в образовательной практике;
  • охарактеризовать творческую лабораторию педагога;
  • продемонстрировать возможности методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями;
  • расширить представления о профессии учителя-логопеда.

Участники: специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методисты, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций.

Фокус-группа: три подгруппы по 3 человека.

Дидактический материал: гуашь, кисточки, ручки, альбомы (по количеству участников), зеркало, ножницы, зубная щетка, катушка с нитками, видеопрезентация по теме.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Краткое описание:

Логопедия традиционно лежит на стыке медицины и педагогики, и логопедическая практика представляет особую трудность для диалогической психологии вследствие центрированности на технических аспектах речи. Тем интереснее представляется представленный в рамках мастер-класса успешный опыт работы, где диалогический подход позволил организовать творческое взаимодействие детей и взрослых, позволившее не только решить логопедические проблемы, но и выйти на обсуждение более широкого круга тем и вопросов. Показано, как адресация к целостной личности, включая и духовно-нравственные измерения, позволяет задействовать ее творческие силы, что и становится залогом позитивных изменений.

Ожидаемые результаты: развитие способности к диалогическому взаимодействию с ребенком; стимулирование мотивации моделировать образовательную деятельность с использованием методов художественного творчества.

По итогам мастер-класса участники:

Будут знать: особенности применения методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями; разновидности методов художественного творчества, соответствующие разным целям логопедической работы.

Будут уметь: применять методы художественного творчества в конкретной ситуации обучения.

План проведения:

  1. Введение в тему. Вступительное слово. Цель: актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
  2. Основная часть. Цель: знакомство с теоретическими основами методов художественного творчества в логопедической практике .
  3. Практическая часть. Цель: работа в мини-группах, представление результатов работы.
  4. Обсуждение результатов работы. Заключительное слово ведущего по всем вопросам и предложениям. Цель: подведение итогов работы.

Ход мастер-класса

1. Введение в тему. Вступительное слово.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс “Методы художественного творчества в логопедической практике”. Помимо титульного названия у мастер-класса есть название рабочее, и звучит оно примерно так: “О ребенке, художественном творчестве, диалоге и не только…”. Почему так?

О ребенке, потому что ребенок – это центр педагогической Вселенной…

О художественном творчестве, потому что художественное творчество – это один из возможных и многочисленных путей к центру Вселенной…

О диалоге, потому что диалог – это контекст, который позволяет преодолеть путь к центру Вселенной, раздвигая при этом ее границы до бесконечности… Ни для кого не секрет, что диалог – это полисемантическое понятие. А потому определимся с терминологией. Мы не будем говорить о диалоге, как обмене репликами в процессе коммуникации, не будем говорить о диалоге как форме речи. Мы будем говорить о диалоге как способе отношений между людьми, а если быть более точной, о диалоге как качестве этих отношений. Чем глубже всматриваешься в понятие диалог, тем ощутимее становится его универсальность и многогранность. Кажется, что в мире гуманитарного знания нет таких тайн, которые невозможно открыть с помощью этого волшебного ключа. Или таких, к которым можно прикоснуться, сохраняя монологическую позицию. В области художественного творчества, о котором сегодня тоже пойдет речь, необходимость диалогизма не кажется такой очевидной, как в области педагогики или логопедии. Но это лишь на первый взгляд. Для художественного творчества и для познания художественного творчества с первых шагов человеку необходима диалогическая позиция.

Итак, взяв курс на диалог, мы начинаем.

2. Основная часть.

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем:

– Ребенок должен жить в мире. Вопрос: Как вы полагаете, носит ли эта фраза завершенный характер? Почему? В каком мире должен жить ребенок? Естественной средой обитания ребенка является тайна, чудо, волшебство. Приглашаю вас в волшебный мир детства, в котором все живет и дышит. В этом мире можно встретить банку, которая хранит запах солнца и след от ранки, в котором влажная тряпка для доски непременно превращается в Царевну-Лягушку, а сверчок за печкой – в скрипача на крыше. Попадая в это мир, любой Взрослый становится волшебником. И с вами это тоже случится. Давайте проверим? Перед вами четыре предмета, знакомые каждому: шариковая ручка, катушка с нитками, зеркало и зубная щетка. Превратите эти предметы в волшебные, и создайте с их помощью изображения. Создав его, всмотритесь в изображение и попробуйте рассказать, что вы увидели…

Я же вернусь к нашим гостям и расскажу о причинах, по которым следует заниматься художественным творчеством.

1 причина: занятия художественным творчеством – это следование социокультурным традициям. Первые люди изначально существовали в хаосе и пытались создать из него космос. Так появились отпечатки ладошек на песке, позже – наскальные рисунки, а потом и другие творческие продукты.

2 причина: занимаясь художественным творчеством, ребенок развивает когнитивные способности. Он усваивает сенсорные эталоны, учится пространственно и образно мыслить, тренирует внимание и память. И все это в интересной деятельности, без слез, упреков и обид…

3 причина: творчество и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом, и в нашем мозге они продолжают жить рядом, помогая друг другу. Вы, как никто другой, знаете, как значим в логопедической практике рисунок, которой помогает малышу выразить то, что недоступно пока выразить посредством слова.

4 причина: дети с речевыми нарушениями, как правило, застенчивые, тревожные, нерешительные. Занятия художественным творчеством позволяют гармонизировать эмоциональную сферу малыша: снять эмоциональное напряжение и тревожность, повысить общий эмоциональный фон, развить направленность на сферу человеческих отношений.

5 причина: занятия художественным творчеством воспитывают волю, мотивацию и дисциплину: заниматься можно и нужно постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. С тем лишь отличием, что художественное творчество – это воспитание характера без риска травмы.

6 причина: художественное творчество развивает навыки общения. Ребенок знакомится не только с творчеством И.Я.Билибина или В.М.Васнецова. Вглядываясь в гениальные изображения, малыши знакомятся с их авторами, учатся видеть другого человека, понимать мир и себя в этом мире.

7 причина: быть может, самая важная – творчество воспитывает сердечный слух и родственное внимание, то есть воспитывает Человека.

Характеристика творческой лаборатории, представление полученных результатов:

Без сомнений ваши усилия будут вознаграждены. Результаты не заставят себя ждать, они будут разные у всех, но замечательные и неповторимые у каждого. И это убедительно доказывают детские тексты, полученные в практике работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. (Дети 6-го года жизни поступили в логопедическую группу с заключением “общее недоразвитие речи, II – III уровень речевого развития”, проходили курс коррекционного обучения в течение двух лет).

Технология “монотипии”. На одном из занятий мы наносили краску на подкассетники и ставили штампы на лист бумаги. У каждого оказались свои изображения. О каждом из них хотелось рассказать:

Алина М.: 6,5 л.:

Это следы. А это волшебный человек. Он всё может делать. Солнце ему дало волшебство. Облако дало красоту. Трава помогла добраться до сказочного леса, в котором жил медведь. Медведь и волшебный человек подрались из-за этих следов. Но потом они поняли, что это их следы.

Некоторые изображения были как истории. В них начиналась жизнь: существа думали, ходили, встречались и разговаривали – помогали друг другу…

Илья Л., 6 л.:

Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь.
Змея: – Что такое с тобой случилось?
Лошадь: – У меня нет головы и ног.
Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.

Неожиданно оказалось, что на все изображения можно посмотреть сразу и увидеть…диафильм!

Настя К., 6 л.:

Мы попали в Анапу. Там море, пляж, солнце, скалы. Волны пляшут на море. Скалы высокие-высокие, до неба. Я там плаваю. Но вдруг мы встречаем на берегу крокодила. Он светло-зелёный. Все его испугались, и настроение испортилось. Я нырнула глубоко и вынырнула. Его уже там не было. А я увидела, что уезжает Дед Мороз. Он привозил подарки: самолёт, шарики, лошадь, заводную рыбку и робота-собачку и вкусный вишнёвый торт.

Технология “Ниткопись”. Затаив дыхание, наносим краску на ниточку, оставляя концы не закрашенными. Расправляем нитку на листе бумаги, сворачиваем лист пополам, придерживаем лист ладошкой и вытягиваем нитку. Разворачиваем лист, а там…Там и птичка, и свечка, и месяц…Как тут промолчишь?!

Даша Ц., 6 лет:

Месяц взошёл на небе. И тут прилетела птичка. Птичка задела месяц, а он упал и потух. Откуда ни возьмись, появилась волшебная свечка. Она зажгла месяц, и он стал чудесней чудесного, но поднять его не смогла. Тогда свечка подбавила ещё чудесного огня, и месяц поднялся. Так свечка и волшебный огонь спасли месяц.

Иван О., 6,5 лет:

Жила-была птичка. Птичка сидела на ветке, а над ней светил месяц. С него упали лёгкие мокрые капельки. Месяцу было холодно, потому что наступала зима. Рядом рос чудесный сад. В середине сада стоял дом. Птичка подлетела к дому и увидела, что в доме горит свечка. Вдруг подул сильный ветер, и птичка упала на травку. Птичку поднял и спас большой папа. Огромный папа принёс птичку домой и согрел её. Птичка осталась жить в доме.

Технология “кляксография”. На другом занятии нам пришла идея “играть в кляксы”. Мы наносили кляксу на лист бумаги, раздували ее через соломинку и дорисовывали щеткой. Так появились новые изображения и интересные истории. Слушаешь их и понимаешь, что в душе ребенка живет целый мир, наполненный образами и переживаниями. От нас взрослых требуется всего лишь вслушаться и постараться не пропустить самое главное.

Кирилл П., 6,5 лет

Жила-была в аквариуме рыбка. Она была очень весёлая, но одной в аквариуме было скучно, и рыбка загрустила. Поэтому решила, однажды, рыбка отправиться в водную школу. В школе рыбка подружилась с одиноким крабом. Они вместе после уроков выходили из школы и прыгали через скакалку. Потом рыбка нашла еще друзей. Они стали изучать человека, думали добрый он или нет. Они узнали, что люди иногда бывают злые, они ловят рыбок и хотят их жарить. Но бывают и добрые люди, которые ласково смотрят на рыбок, когда те плавают в море.

3. Практическая часть.

Представление результатов работы.

А теперь давайте заглянем в творческую мастерскую наших волшебников. Участники фокус-группы демонстрируют изображения и рассказывают о них.

4. Обсуждение результатов работы.

Заключительное слово по всем вопросам и предложениям.

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности ведущего и участников мастер-класса.
  • Заключительное слово ведущего по всем замечаниям и предложениям.

– Наше путешествие в волшебный мир детства подходит к концу. Мы теперь опытно знаем, что “ребенок должен жить в мире КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА”. Это слова удивительного человека, замечательного педагога В.А.Сухомлинского.

Литература:

  1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству. М.: Издательство Бином, Лаборатория знаний, 2012.
  3. Тихонова Е.С. А мы будем сегодня заниматься? Диалог в логопедической практике // Дошкольное воспитание. – 2008. – №6. – С.90-98.
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991.
  5. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр Академия, 2001.