Анализ три пальмы. Анализ стиха: "Три пальмы" Лермонтов

Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании. Три пальмы растут в пространстве пустыни, они укрывают собою воды родника и в этом заключатся симбиоз между пустыней деревьями и родником.

Однажды пальмы изнывают от нетерпения явить кому-либо собственную красоту, они хотят чтобы кто-то смотрел на них, радовался этому удивительному оазису и вот они получают караван, который приходит, чтобы остановиться под сенью деревьев. Только люди безучастны к этой красоте, они преследуют полностью утилитарные цели, то есть напиться воды, немного отдохнуть и не замерзнуть. Поэтому, когда наступает темный период дня, пальмы оказываются топливом для огня и исчезают.

Автор описывает безразличие людей к красоте и отличие ожиданий от действительности. Пальмы хотели, чтобы другие разделили с ними красоту, но они забыли, где они сейчас – в безжалостной пустыне, где людям требуется выживать и вся красота заключается только в этом. Пустыня не предполагает созерцательное настроение только для мудрых отшельников и аскетов, которые способны сносить любые тяготы, подчинять себе природу и собственное тело.

От намерения дать кому-то красоту и радость остается только исчезнувший оазис. Пальмы не понимают какую потребность могут на самом деле испытывать другие. Поэтому они оказываются разрушенными.

Также Лермонтов говорит в этом стихотворении о разрушении красоты вообще. Порой нечто великолепное может существовать только в самом себе, отдельно от мира, возможно, такие частички красоты и созданы для того чтобы быть оазисами в пустыне этого мира и лучше никому бы вообще не видеть этой красоты. Ведь люди, по сути, и в большинстве своем губительны, они уничтожают пространство, куда приходят, наиболее распространенный способ преобразования предполагает суровую практичность.

Весьма печальное стихотворение, которое побуждает к длительным рассуждениям. Хочется осмыслить соотношение красоты и практичности. Понять в чем на самом деле была изначальная польза от пальм.

Вариант 2

Стихотворение Михаил Лермонтов написал в 1938 году. Как и во многих стихотворениях Лермонтова, в этом имеется поучительный смысл. Можно назвать это стихотворение притчей, потому как композиция и нравоучение явно настраивают читателя именно на такой расклад.

Стихотворение «Три пальмы» замечательно тем, что затрагивает в себе одновременно несколько проблем. Однако начинать стоит по порядку. С самых первых строк читатель знакомится с основными образами и лирическими героями стихотворения, пальмами. Эти деревья стоят посреди пустыни, под их зелеными ветвями находится оазис, причем ветви являются защитой для райского уголка. Пальмы принимают на себя удар солнца. Однажды три пальмы обращаются к Богу: они недовольны тем, что без надобности растут в пустыне, ведь они родились не для того, чтобы завянуть там. Молитвы пальм были услышаны, пришел караван и начал наслаждаться тенью прекрасных деревьев. Но ведь после наступления ночи люди безжалостно разрубили пальмы и сожгли, чтобы согреться. О чем это может сказать читателю?

Первая проблема, которую выделить можно сразу -это неумение ценить, Бог услышит молитвы, но даст ли он неблагодарному именно то, что тот хотел? Пальмы начали роптать на Бога, они получили долгожданный миг, но ведь это принесло им гибель. Не менее важной в стихотворении является проблема отношения человека к природе. Люди часто уничтожают природу, не понимая, какие дары она преподносит нам каждый день. Лермонтов также упоминает о том, что природа способна ответить на жестокость человека, лишив его того, что он не оценил. Только после лишения человек способен понять, как важен был дар природы.

Стихотворение является уроком для многих людей, ведь люди часто попадают в такие же ситуации, как и пальмы. Надо сказать больше, пальмы и есть олицетворение людей в какой-то степени. Именно пальмы отражают то, что необходимо ценить то, что имеешь.

Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы

В этом стихотворении Лермонтова передана восточная сказка. В той легенде главные герои, соответственно, пальмы. У них нет, как в русской сказке, сходства с тремя сыновьями (разнообразие характеров было бы от умного до дурака), они не спорят друг с другом (как лебедь, рак и щука), но твердят в один голос на троих. У них общее желание, общее недовольство волей Всевышнего…

Начинается стихотворение с описания пейзажа, частью которого и были пальмы, можно сказать, что только они и украшали, и оживляли пустыню. Итак, вокруг лишь бесплодная земля, но тень пальм хранит родник холодный. Иногда налетает пустынный вихрь. Только пальмы не позволяют засыпать родник. Голубая даль, золотой песок, безмятежность, зной… Проходят годны – ничего не меняется, лишь пальмы под вечным солнцем начинают сохнуть, да и родник тоже. А они мечтали о путнике, который припадет в их сени к роднику. И пальмы стали роптать на волю Небес.

Лермонтов передает прямой речью их недовольство. Они считают, что росли без цели, которую сами себе придумали – «благосклонный радовать взор». И пальмы так и заявляют хором, что судьба несправедлива. Как и бывает в сказке на их возмущение тут же ответом появляется караван. Кружится песок, нестройно звучат звуки, взрывают почву верблюды.

Караван со своими пестрыми коврами разрушает спокойствие этого почти райского уголка. Сравнивается движение каравана с челноком в море. С одной стороны, это логичное сравнение (по характеру движения), а с другой, неожиданное, так как построено на контрасте (пустыня и море). Тут и конь поднимается на дыбы, похожий на хищника – барса. Он принадлежит слегка обозначенному герою – фарису в белом. У каравана появляется лицо практически. Это человек, видимо, молод и удал – он кричит и свистит, бросает и ловит копье. Он совсем не похож на изможденного путника, о котором грезили пальмы. И веселый караван приходит под пальмы. Всё же они рады – гордо кивают головою, угощают гостей водой.

Ручей, как живой, щедро поит людей. Да, те набрали воды, но этого им мало. Люди срубают пальмы. И автор восклицает, что погибли «питомцы столетий». Людей он в этой ситуации не оправдывает, но сравнивает с детьми, которые сорвали с них одежду (листья), разрубили тела (стволы), медленно пытали огнем (жгли). Людей не волнует ни судьба пальм, ни ручья, ни караванов, который может вскоре оказаться здесь. Они оставляют за собой пустыню.

Караван уходит утром, оставляя лишь холодный и даже седой пепел, который разметает по пустыне. И остался несчастный родник, его вот-вот занесет песок, ему не с кем даже поговорить больше. Важно, что автор сразу подчеркивает, что пальмы были гордыми. То есть они взирали на все с высока своих стройных стволов не только буквально.

Пальмы считали, что они такие замечательные (особенно по сравнению с окружающим запустением), что составят счастье для любого путника. Он найдет живительную тень под их кронами, будет их всю жизнь благодарить и вспоминать. Как это похоже на мечтания какой-нибудь наивной девушки, например, что стоит ей выйти в свет, куда её не пускает маменька, как она станет светской львицей, звездой салонов. Но оказывается, что наученные обществом её тут же обманут, заговорят, высмеют и, вероятно, обманут её надежды.

Ближе к Михаилу Юрьевичу сравнение с «Мцыри», где герою ничто мило не было, кроме свободы в горах. Он вырвался из спасительных стен монастыря, но заблудился, изголодался, был ранен в схватке с диким зверем, в итоге – погиб. Стихотворение это о гордости, о желании лучшей доли, которая иногда несет гибель.

Конечно, героиням не нужно было проявлять недовольство Вселенной, но просить о том, чтобы помочь страждущему - можно... Но сказание таково.

Анализ для 6 класса

Очень мудро и поучительно написано стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы». Автор вложил в него очень глубокий философский смысл о ценностях в жизни, который передан в сюжете стихотворения. Порой человек не ценит то, что имеет, он не видит то хорошее, что случается каждый день, а замечает только минусы сложившейся ситуации. У него возникает неудовлетворённость оттого, что его ожидания не совпадают с реальностью. Из-за этих противоречий у человека возникает желание изменить ситуацию, не задумываясь о дальнейших последствиях.

Сюжет стихотворения описывает аналогичную ситуацию. В степях аравийской земли беззаботно растут три пальмы, которые омывает звучный родник. Казалось бы, всё очень хорошо, никто не беспокоит и не тревожит эту прекрасную картину. Зелёные, роскошные листья пальм прикрывают ручей от знойных лучей и летучих песков, а он в свою очередь питает деревья влагой. Они полны силы, стройные, красивые и гордые.

Однако в одно прекрасное время это надоело пальмам, они впали в уныние и стали жаловаться Богу о том, что они без пользы растут в пустыне, не радуют никого своим цветением. Странники не подходят к ним, чтобы отдохнуть в тени зелёной или напиться студёной воды из ручья. Но беда в том, что они не подумали о последствиях… И Бог услышал их просьбы, и ситуация изменилась. Но стало ли пальмам от этого лучше? Да, они увидели людей, да, они порадовали их своей роскошной, махровой зеленью, укрыв от палящего солнца. Но это было в первый и в последний раз. Люди же без особого восторга красотой пальм, использовали их как средство для выживания. Сначала они отдохнули в тени деревьев, напились из ручья и напоили своих животных, а с наступлением ночи – срубили и сожгли их огнём. Люди безжалостно лишили жизни питомцев столетий, не подумав о будущем. Они не подумали о том, что, срубив пальмы, они тем самым погубили ручей, потому, что он пересохнет от знойных лучей и его засыплют пески. Также люди не подумали о другом караване, который возможно будет идти после них. Они подумали только про себя, про удовлетворение своих потребностей.

Так и в реальной жизни – кто-то думает только про себя, а кто-то - ещё и про других, рядом присутствующих людей. По сюжету стихотворения пальмы думали не только про себя. Они хотели приносить какую-то пользу, несмотря на то, что уже многие годы они росли очень даже хорошо. Вселенная услышала их желания, но последствия стали необратимыми. Результат оказался полностью противоположным ожиданиям. Возможно это расплата за их уныние, ведь оно является большим грехом, а возможно такова судьба. Так давайте же ценить то, что имеем, радоваться жизни и возможности увидеть новый день.

Анализ стихотворения Три пальмы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Музе Фета

    Стихотворение Афанасия Фета, получившее название «Музе», было написано в 1882 году. Ему недавно исполнилось шестьдесят, за это время он успел выпустить несколько сборников стихотворений,

  • Анализ стихотворения Молитва (Не обвиняй меня, Всесильный…) Лермонтова

    Творчество М.Ю.Лермонтова - постоянный поиск истинного предназначения человека в обществе. Становление в обществе поэта-гражданина четко прослеживается в его произведениях.

  • Анализ стихотворения Фета Ещё весны душистой нега

    В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе

  • Анализ стихотворения Июль - макушка лета Твардовского

    Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.

  • Анализ стихотворения Тютчева Весенняя гроза

    Основной мыслью для движения темы стихотворения, является мысль о грозе. Тютчев воспринимает грозу, как что прекрасное и чистое, которое приводит к чему то новому и прекрасному. На протяжении всего стихотворения Тютчев сравнивает грозу с жизнью людей.

Восточное сказание

Н песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался водою холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов
От знойных лучей и сыпучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклона,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван;
В тени их весёлый раскинулся стан.
Кувшины, звуча, налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне всё дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом;
Напрасно Пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.

О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Три пальмы»

«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова, проникнутых глубоким философским смыслом. Поэт нарисовал в стихотворении необычную эпическую картину: кругом пески, палит жаркое солнце, в воздухе стоит зной, нигде нет никакой растительности, кроме одиноко стоящих среди пустыни трёх пальм у сохранившегося оазиса. Однако пальмам в пустыне одиноко. Их красота никому не видна и никому не нужна. Они, как им кажется, бесполезно живут в голой пустыне, давно и напрасно ждут путников, которых им хочется напоить студёными струями и ласково обвеять листами, дав прохладу и отдых после долгого и изнурительного пути. Пальмы, недовольные своей судьбой, стали роптать на Бога. И Бог внял их мольбам и их ропоту. Неожиданно к пальмам подошёл богатый караван, который живописно изображён Лермонтовым. Казалось бы, сбылась мечта трёх пальм: к ним пришли люди, утолили жажду, отдохнули в тени под сенью их листьев. Но путники повели себя как злые и неблагодарные существа. Они срубили пальмы и сожгли. С гибелью пальм исчез и «гремучий ключ», засыпанный раскалённым песком. Теперь уже никто не напоит путников, и им негде будет отдохнуть после трудной дороги по пустыне. Вот и весь сюжет.

В эту картину Лермонтов внёс пронзительную личную мысль, соединив эпическое изображение с лирическим его выражением. Люди не пощадили красоты природы и с презрением отнеслись даже к той пользе, какую она им принесла и могла бы принести в будущем. Оказывается, никто не требовал от пальм участия, никто не надеялся на их сочувствие. Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Между людьми и природой, которая открывает им красоту и богатства, разорваны глубокие внутренние связи.

«Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение зрелого периода «Три пальмы» было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в «Отечественных записках» в 1839 году.

В стихотворении, являющемся по жанру балладой , поэт использовал ряд пушкинских образов из «Подражания Корану», такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор наполняет ее философским содержанием, поставив во главу угла вопрос о смысле человеческой жизни .

Философский смысл стихотворения имеет явный религиозный оттенок, а вся поэтическая притча насыщена библейской символикой . Число пальм символизирует три составляющих человеческой души: разум, чувства и волю. Родник выступает как символ духа, связывающего человека с источником жизни – Богом. Оазис символизирует собой рай; неслучайно поэт помещает действие баллады в «степи аравийской земли» : именно там, по преданиям, находился Эдемский сад. Эпитет «гордые» по отношению к пальмам символизирует человеческую гордыню и присутствие первородного греха. «Смуглые ручки» и «черные очи» арабов, хаос и беспорядок («нестройные звуки» , «с криком и свистом» , «взрывая песок» ) указывают на нечистую силу. Полный разрыв человеческой души с Богом и завладение ею нечистой силой выражает строка: «Кувшины звуча налилися водою» . Душа человека гибнет от «топора» мавров, а караван следует за следующей жертвой на запад, направление, противоположное месту пребывания Бога. Раскрывая смысл жизни человека, Лермонтов призывает внимательнее относиться к своей душе. Гордыня и отказ от смирения, принятия предопределенного Богом могут привести к трагическим последствиям – разрушению как души, так и тела.

В стихотворении Лермонтов поднимает и проблему взаимоотношений человека и природы : люди не ценят то, что дарит им природа. Они стремятся уничтожить ее ради сиюминутных желаний или выгоды, не думая о последствиях. Осуждая людей за потребительское отношение к окружающему миру, поэт предупреждает, что беззащитная природа все же может отомстить обидчикам, и эта месть будет столь же безжалостна и жестока, как и поступки людей, мнящих себя царями природы.

Стихотворение имеет кольцевую композицию , основанную на приеме антитезы жизни и смерти в первой и последней строфах. Первая строфа ярко рисует идиллическую картину волшебного оазиса среди безбрежной пустыни. В последней строфе оазис превращается в «седой и холодный» пепел, ручей заносит раскаленный песок, и пустыня вновь становится безжизненной, суля путникам неминуемую гибель. С помощью такой организации стихотворения Лермонтов подчеркивает всю трагедию человека в катастрофической ситуации.

Повествовательное по характеру произведение имеет четкую сюжетную линию . Главными героями стихотворения являются «три гордые пальмы» . Не желающие жить «без пользы» и недовольные своей судьбой, они начинают роптать на Создателя: «Не прав твой, о небо, святой приговор!» . Бог услышал их недовольство, и чудесным образом возле пальм появился богатый караван. Его обитатели утолили жажду «студеной водой» из ручья, отдохнули в благодатной тени приветливых пальм, а вечером без сожаления срубили деревья: «По корням упругим топор застучал,// И пали без жизни питомцы столетий!» . Гордые пальмы были наказаны за то, что не довольствовались своим уделом, а посмели «на Бога роптать» .

Баллада состоит из 10 строф-шестистиший, написанных четырехстопным амфибрахием , трехсложной стопой с ударением на втором слоге. Стихотворение отличают острая конфликтность сюжета, четкая композиция, ритмичность организации стиха, лирическая насыщенность и яркая образность. Лермонтов необычайно широко использует разнообразные выразительные средства : эпитеты (ручей звучный, роскошные листья, гордые пальмы, почвы бесплодной, махровою главой ), метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь ), сравнения (люди – «малые дети» , караван «шел, колыхаясь, как в море челнок» ), олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьем, приветствуют пальмы нежданных гостей ). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью. При описании рубки пальм использована аллитерация звука «р».

В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов сумел объединить яркую передачу красоты восточной природы во всех ее красках и важнейшие философские вопросы, волнующие не одно поколение.

Ответы на вопросы по стихотворению Три пальмы Лермонотова

1. Почему произведение М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» обозначено как восточное сказание и что в тексте подтверждает этот жанр? Какие слова и выражения передают восточный колорит сказания?

Произведение Лермонтова «Три пальмы» названо восточным сказанием, так как, во-1-х, его сюжет вправду припоминает классические восточные сказания, а во-2-х, на восточную тему показывает спектр повествования и отдельные слова: песочные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные глаза, араб, фарис, караван, Пророк.

2. Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали?
3. Как вели себя люди из пришедшего каравана? Чем заканчивается сказание? Что хотел сказать поэт своим произведением?

2, 3. Я думаю, обстоятельств смерти пальм две: 1) то, что они возроптали на Бога; 2) разорванность внутренних связей меж природой и людьми.

Человек совсем не задумывается о том, какой вред он наносит своими действиями природе.

Исследователи определяют жанр стихотворения «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с таким определением жанра ? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?

В стихотворении «Три пальмы», на­званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер­ты балладного жанра. Это суровая муже­ственность сюжета, его острая конфликт­ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком­позиционных форм, ритмическая органи­зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило­софские и общественно-исторические про­блемы. Все эти признаки имеются в сти­хотворении «Три пальмы».

 Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?

Для внутреннего мира Лермонтова характерно ощущение грядущей человеческой катастрофы. В балладе «Три пальмы» мы находим подобные ситуации.

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: « Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ход урока

I . Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III . Создание проблемной ситуации:

Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

III. Постановка учебной задачи.

Какие цели поставим?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV . Открытие новых знаний.

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V . Самостоятельная работа . Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

VI . Продолжение анализа.

Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

Как изображены пальмы?

Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу

С какой целью употреблена аллитерация?

Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Определить стихотворный размер. Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII . Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

    Творческая история.

    Тема и идея.

    Композиция и внутренний сюжет (если есть).

    Лирический герой и система образов.

    Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

    Жанр.

    Особенности ритмики, размера, рифмы.

    Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

VIII . Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал

И п али б ез жизни п итомцы столетий

Морфология

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX . Выводы по стихотворению.

Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X . Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI . Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

Приложение.

Анализ стихотворения

Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…

Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков », махровой главою ». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.


(Восточное сказание)

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Родник между ними из почвы бесплодной,

Журча, пробивался волною холодной,

Хранимый, под сенью зеленых листов,

От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;

Но странник усталый из чуждой земли

Пылающей грудью ко влаге студеной

Еще не склонялся под кущей зеленой,

И стали уж сохнуть от знойных лучей

Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на Бога роптать:

"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

Колеблемы вихрем и зноем палимы,

Ничей благосклонный не радуя взор?..

Не прав твой, о небо, святой приговор!"

И только замолкли - в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонком раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь, висели меж твердых горбов

Узорные полы походных шатров;

Их смуглые ручки порой подымали,

И черные очи оттуда сверкали...

И, стан худощавый к луке наклоня,

Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,

И прыгал, как барс, пораженный стрелой;

И белой одежды красивые складки

По плечам фариса вились в беспорядке;

И с криком и свистом несясь по песку,

Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит, шумя, караван:

В тени их веселый раскинулся стан.

Кувшины звуча налилися водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро их поит студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли до утра их огнем.

Когда же на запад умчался туман,

Урочный свой путь совершал караван;

И следом печальный на почве бесплодной

Виднелся лишь пепел седой и холодный;

И солнце остатки сухие дожгло,

А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит -

Его лишь песок раскаленный заносит

Да коршун хохлатый, степной нелюдим,

Добычу терзает и щиплет над ним.

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение по своему сюжету можно соотнести с «Песнью араба над могилою коня» Жуковского 1810 и «Подражанием Корану» Пушкина.

Место стихотворения в творчестве поэта

1839 год. Зрелый период

Главная тема стихотворения

Тема гибели совершенства, разрушения. Конфликт человека и природы

Лирический сюжет

В пустыне росли пальмы, закрывая собой родник от высыхания. Они долгие годы винили бога в своем одиночестве. Вскоре мимо прошел караван. Люди набрали воды из ручья, а пальмы срубили для костра, оставив родник высыхать.

Проблема стихотворения

Проблема смысла жизни, оценка собственной пользы в этом мире.

Композиция стихотворения

Последовательно выстроенное повествование

Лирический герой

Лирический герой – рассказчик. Он наблюдает происходящее со стороны, не включаясь в процесс.

Преобладающее настроение, его изменение

Спокойствие, торжественность. Трагизм в момент сруба пальм. В конце мотив тихой грусти.

10 строф. шестистишия

Основные образы

«Гордые» пальмы, недовольные своей миссией охранять родник, поплатившиеся за это своей жизнью.

Караван. Люди, подчинившие себе природу и пользующиеся ее благами бездумно, без ограничений.

Лексика стихотворения

Слова, рисующие экзотический образ: «пальмы», «пески», «пустыня», «верблюды», «караван», «шатры», «смуглые руки», «араб».

Поэтический синтаксис

Использование сложных предложений. Много деепричастий.

Изобразительные средства иносказания

Стихотворение полно достаточно прозрачных аллегорий. Олицетворение. Антитеза

Эпитеты: «гордые пальмы», «знойные лучи», «пылающей грудью», «роскошные листья»

Метафоры: «звонком раздавались»

Сравнение: «как в море челнок» «как барс»

Перифраз: «питомцы столетий»

Звукопись

Аллитерация

П о к ор ням упр угим т оп ор заст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

Четырехстопный амфибрахий. Стопа трехсложная с ударением на 2ом слоге.

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа A-A-B-B-C-C (земли – росли – бесплодной – холодной – листов - песков)

2-я строфа A-A-B-B-B-B (прошли – земли – студеной – зеленой – лучей - ручей)

3-я строфа A-A-B-B-C-C (роптать – увядать – мы – палимы - взор - приговор)

4-я строфа A-A-B-C-D-D (голубой – золотой - звуки – вьюки – челнок - песок)

5-я строфа A-A-B-B-C-C (горбов – шатров – подымали – сверкали – наклоняя - коня)

6-я строфа A-A-B-B-C-C (порой – стрелой – складки – беспорядке – песку - скаку)

7-я строфа A-A-B-B-C-C (караван – стан – водою – главою – гостей - ручей)

8-я строфа A-A-B-C-D-E (упал – застучал – столетий – дети – потом - огнем)

9-я строфа A-A-B-B-C-D (туман – караван – бесплодной – холодный – дожгло - разнесло)

10-я строфа A-A-B-B-C-C (кругом – ключом – просит – нелюдим - ним)

Стихотворение «Три пальмы», полное философских размышлений о смысле человеческой жизни и бренности всего живого, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Данное поэтическое произведение имеет вид восточной притчи, имеющей глубокий философский смысл, здесь нет главных лирических героев, под талантливой рукой мастера поэтического слова оживает сама природа, которая обладает чувствами и размышляет как настоящий человек. Лермонтов, очень любивший природу и трепетно относившийся к её красоте и величию, в данном произведении хотел достучаться до людских сердец, показать им ценность окружающего нас природного мира, призвать всех ценить его блага, быть добрее и отзывчивее к братьям нашим меньшим.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими. В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом. Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три - мистическое число) - прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» - лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев - «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью. Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.