Что такое повесть? Разница между рассказом и повестью

Рассказ и повесть очень похожи друг на друга. Порой даже опытные филологи не могут сходу определить, в каком жанре написано произведение - рассказа или повести. Тем не менее, в большинстве случаев можно понять, какой перед вами жанр. Для этого нужно знать, чем отличается рассказ от повести.

Рассказ и повесть: отличия

  • Оба жанра прозаические, однако чаще повесть по размеру больше рассказа.
  • Рассказ отличается точностью (четко указывается время и место действия), напряженностью, четким сюжетом, малым количеством событий, в нем описан один или несколько эпизодов из жизни героя. Сюжет рассказа однолинейный. В повести могут быть лирические отступления, размышления автора, описания пейзажа, обстановки и т. д. Течение повествования там более спокойное и плавное, повесть охватывает несколько событий из жизни героя, описывает некий период его жизни. В повести наряду с основной сюжетной линией могут присутствовать дополнительные, которые переплетаются с основной.
  • В рассказе очень мало действующих лиц, может быть даже всего один - главный герой. В повести действующих лиц больше, но имеется главный герой, вокруг которого и строится все повествование.
  • В повести автор часто стремится к фактической или исторической достоверности, рассказ же - это правдоподобный вымысел.

Термин "повесть" также имеет и исторический смысл. В Древней Руси повестью называли любое повествование. Это были устные рассказы о тех событиях, которые видел или слышал рассказчик. Важным источником старинных повестей являлись летописи.

Литературные повествовательные жанры, к которым относятся повесть и роман, не всегда разделяет четко выраженная граница. Тем не менее, ошибочно считать, что повесть – это маленький роман. Такое определение имеет место в зарубежном литературоведении, но русская художественная проза, обладающая своими, особыми характерными чертами, требует более точной жанровой классификации.

Определение

Повесть – это прозаическое литературное произведение, жанровой особенностью которого считается сосредоточенность повествования на судьбе или значительном эпизоде из жизни одного героя.

Роман – крупное произведение художественной прозы, представленное в эпическом жанре. В романе драматические судьбы героев тесно связаны с исторически значимыми событиями. Идейное содержание романа затрагивает глубокие мировоззренческие проблемы или актуальные для своего времени социальные темы.

Сравнение

Роману свойственны масштабность изображения описываемых событий, многоплановость сюжета, широкие временные рамки, в которые входит хронология повествования. Сюжет романа строится на одной основной и нескольких дополнительных сюжетных линиях. Они тесно связаны между собой и представляют единое композиционное целое произведения.

Общее определение романа как жанра конкретизируется в таких его разновидностях, как социально-бытовой, психологический, исторический, приключенческий, фантастический и детективный роман.

В повести ряд последовательно развивающихся событий ограничен конкретным временем и сосредоточен в определенном месте. Судьба и личность героя раскрываются в пределах повествования об одном или нескольких эпизодах, которые становятся поворотными моментами в его жизни.

Сюжет повести не имеет параллелей, как в романе, но может быть осложнен неожиданными поворотами, придающими ему глубину и многоплановость. Сюжетное действие концентрируется вокруг главного героя, внутренний мир которого неизменно остается в центре внимания автора.

В повести отсутствует выраженная социокультурная или историческая проекция описываемых событий. Непосредственное участие в них главного героя создает в произведении напряженную сюжетную динамику, созвучную естественному ходу событий в обычной, реальной жизни.

Проблематика повести значительно уже, чем та, которая представлена в романе. Она, как правило, касается вопросов этики и морали, личностного становления и проявления качеств человеческого характера в необычных или даже экстремальных ситуациях.

Как и роман, повесть может быть исторической, приключенческой, фантастической, детективной, бытописательной. Такая жанровая разновидность, как психологическая повесть, в литературе явление редкое, зато хорошо известны жанры сатирической повести и повести-сказки.

Выводы сайт

  1. В романе отражаются исторически и социально значимые события. В повести они могут служить только скрытым фоном повествования.
  2. Судьбы героев в романе предстают в историческом или социально-психологическом контексте. В повести личность главного героя раскрывается в конкретных ситуациях и событиях.
  3. Сюжет романа имеет разветвленную структуру, включающую дополнительные сюжетные линии. Сюжет повести более прост и строится без усложняющих его развитие параллелей.
  4. Действие романа охватывает значительный отрезок времени. События, описываемые в повести, ограничены временем и местом действия.
  5. Проблематика романа касается широкого круга вопросов. Проблема повести затрагивает только часть из них.
  6. В романе герои могут быть выразителями философских идей и мировоззренческих позиций. Для содержания повести важна индивидуальность героя и его личные человеческие качества.
  7. В современной литературе повесть может быть представлена жанровыми разновидностями, не совпадающими с жанровым разнообразием романа.

Рассказ и повесть наряду с романом относятся к основным прозаическим жанрам художественной литературы. Они имеют как общие жанровые особенности, так и определенные отличительные черты. Все же часто границы между жанрами повести и рассказа нечеткие, поэтому нередко возникают трудности с определением жанра. И даже опытные литературоведы не всегда сразу справляются с этой задачей.

История развития повести как жанра

Этот жанр проистекает из древнерусской летописи и литературы. Слово «повесть» употреблялось в значении «весть о некотором событии». Этим словом обозначались произведения, написанные в прозаической, а не в стихотворной форме. Они рассказывали о событиях, имевших место в то время. Это были летописи, жития, хроники, воинские повести. Об этом красноречиво говорят названия произведений древнерусской прозы: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о нашествии Батыя на Рязань».

Позже, с семнадцатого века, отвечая потребностям времени, появились повествования о жизни обыкновенных людей, мирян, — светские повести.

Именно светская повесть явилась первоосновой жанра повести, получившего развитие в литературе 19-20 века и в современной прозе. Она описывает естественное течение жизни, часто суровую действительность времени, в центре которых судьба главного героя.

В девятнадцатом веке повесть становится любимым жанром известных русских писателей. К ней обращаются А. Пушкин («Станционный смотритель»), Н.Гоголь («Шинель»). Позже жанр повести развивают писатели реалистического направления: Ф.Достоевский, Н.Тургенев, А.Чехов, Л.Толстой, И.Бунин. Позднее, в советское время, жанр получает развитие в творчестве Р. Погодина, А.Гайдара, В. Астафьева. Интересно, что повесть – достояние именно русской литературы. В зарубежной литературе развиваются жанры новеллы и романа, а повесть как жанр отсутствует.

История развития рассказа как жанра

Истоки жанра рассказа проистекают из произведений фольклора – притч, сказок, устных пересказов. Рассказ, как краткое произведение об отдельном событии, эпизоде из жизни героя, сформировался значительно позже повести, пройдя определенные этапы и развиваясь параллельно с другими повествовательными жанрами.

В процессе становления прослеживается отсутствие четкости в разграничении жанров повести и рассказа. Так, А. Пушкин и Н. Гоголь отдавали предпочтение названию «повесть» для тех своих произведений, которые мы могли бы определить как рассказ.

Начиная с пятидесятых годов 19 столетия в обозначении жанра рассказа видна большая точность. У Л. Толстого «Записки маркера» названы автором повестью, а «Метель» — рассказом, что полностью соответствует определению жанра. В литературе 19 – 20 века повесть уступает первенство рассказу, который получает наибольшее распространение.

Характеристика повести как эпического жанра

Повесть является прозаическим литературным жанром. Она не имеет устойчивого объёма. Её объём больше, чем у рассказа, но существенно меньше объёма романа. Повествование сосредоточено вокруг нескольких важных эпизодов в жизни основного персонажа. Обязательно присутствие второстепенных действующих лиц.

В композиции нередко использование всевозможных описаний (интерьер, пейзаж), авторских отступлений, портретных характеристик. Возможен разветвленный сюжет, содержащий дополнительные сюжетные линии. Содержание повести основывается на историческом материале, интересных событиях человеческой жизни, реже вымысле, фантазии.

Характеристика рассказа как эпического жанра

Рассказ – небольшое по размеру эпическое произведение. Повествование динамичное, посвящено важному интересному событию из жизни автора или вымышленного героя. Композиция напряженная. В рассказе единственная сюжетная линия, дополнительные сюжетные линии отсутствуют.

При сравнительно малом объеме ограничено использование автором художественных средств. Поэтому большая роль придается выразительной художественной детали. Повествование о событиях зачастую представлено как рассказ от первого лица. Это может быть или главный герой, или сам автор.

Что общего у повести и рассказа

  • Оба жанра – это проза.
  • В сравнении с романом имеют небольшой объем.
  • Присутствует основной персонаж, возле которого сосредоточено действие.
  • И повесть, и рассказ могут быть бытовыми, фантастическими, историческими, авантюрными.

Различие между повестью и рассказом

  • Размер объема повести непостоянен и может достигать нескольких сотен страниц, а рассказа – десятки страниц.
  • Повесть характеризуется отсутствием интриги. В ее содержании раскрываются достоверные периоды жизни героя. А в рассказе описывается один или несколько случаев из жизни основного персонажа.
  • Четкий, динамичный сюжет характерен для рассказа. Неторопливое, плавное повествование – особенность повести.
  • Дополнительные сюжетные линии, переплетающиеся с основной, – особенность повести. В рассказе сюжетная линия одна.
  • Автор повести стремится к исторической и фактической правдивости. Рассказ – это достоверный вымысел.
  • Повести присущи приемы, замедляющие действие: описания, портретные зарисовки, лирические отступления. В рассказе это отсутствует и играет роль художественная деталь.
  • В отличие от повести в рассказе один герой, нет предыстории, которая позволяет проследить развитие характера.
  • Аналогии повести в других литературах нет, рассказ имеет такие аналогии.