Мученик младенец гавриил белостокский. Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский)

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский)

Гавриил Белостокский (Заблудовский) родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова под Белостоком (ныне Польша) в семье бедных православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Родители мальчика свято и нерушимо хранили православную веру, принятую от предков, несмотря на все притеснения, которым подвергались жители, не желавшие принять унию. Маленький Гавриил был крещен и воспитан в правилах святого Православия.

11 апреля 1690 года, когда младенцу Гавриилу только исполнилось 6 лет, случилась беда. Отец мальчика отправился на работу в поле, жена понесла в полдень ему обед, оставив дитя без присмотра дома. Она была совершенно спокойна, так как в деревне все знали друг друга, а маленького Гавриила любили все соседи.

Икона мученика младенца Гавриила Белостокского

Живший в Зверках чужак-арендатор, некий Шутко, приласкал мальчика и тайно увез в Белосток. Невинного ребенка страшно мучили, его распяли, как нашего Господа Иисуса Христа, искололи маленькое тельце и по каплям девять дней выпускали из мученика кровь. Злодей Шутко тайно привез убитого малыша и бросил на опушке около родной деревни. Вокруг тела страдальца собрались бродячие собаки, которые отгоняли от него хищных зверей и птиц. Девять дней собачья стая охраняла тело младенца. По их лаю несчастные родители нашли нетленный изуродованный труп своего сына, а собаки, исполнив свой долг, ушли в лес.

Дело об убийстве младенца Гавриила разбиралось в суде Заблудова, преступники понесли заслуженное наказание. Маленького Гавриила похоронили около кладбищенской церкви в Зверках. На могилу часто приходили и дети и взрослые, от скромного холмика исходила благодать, тишина и покой, утихали беды и болезни. Через 30 лет в деревне была эпидемия холеры, было много умерших. При их погребении был случайно задет гроб Гавриила, и обнаружилось, что тело его не истлело. Нетленные мощи мальчика были перенесены в склепе под православным храмом в Зверках.

У мощей мученика Гавриила стали происходить чудеса. Прекратилась эпидемия, выздоравливали больные, бесноватые. В 1746 году церковь в Зверках сгорела, но святые останки уцелели, только обгорела одна ручка. Когда святыню переносили крестным ходом в Свято-Троицкий Заблудовский монастырь, жители увидели чудо - обгоревшая ручка покрылась новой кожей, а по пути следования происходили многочисленные исцеления болящих детей и юношей. Ко времени перенесения в Заблудов мощей святого Гавриила в крае стала усиливаться уния, и мощи младенца мученика по разрешению Константинопольского Патриарха и Киевского митрополита были перенесены в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Это был надежный оплот православия. Сотни и тысячи паломников притекали к мощам, многочисленные чудеса и исцеления происходили там.

В 1820 году в Слуцке состоялась канонизация святого мученика младенца Гавриила. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской Империи. Православными он стал почитаться как покровитель детей и юношества. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви,откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г.Белостока (Польша).
Прихожанка храма Святого Преподобного Серафима Саровского, православная журналистка Ксения Александровна Авдеева, привезла в дар из Польши замечательную икону святого мученика младенца Гавриила с частичкой мощей, и написала книгу о покровителе детей и юношества. Ныне жители п.Снегири и все прихожане храма могут просить помощи и заступничества этого святого.

СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ МЛАДЕНЧЕ ГАВРИИЛЕ,

МОЛИ БОГА О НАС!

В православном календаре среди мучеников всех времен имеется немало детей. Начиная со времен мучеников Маккавейских и 14 тысяч младенцев, истребленных Иродом в Вифлееме, православное благочестие с особой любовью относится именно к детям, ставшим жертвами внезапной насильственной смерти. В их случае жертвенная смерть соединялась с чистотою их невинности. Тем самым еще не совсем зрелые в физическом смысле отроки и младенцы становились истинной «солью земли» и «светом мира» (Мф.5,13-14).

Отсюда причисление многих младенцев и отроков, замученных за веру от язычников в первые века христианства, а также в дальнейшем пострадавших от иноверных, инославных и атеистов, к лику святых. Отсюда и народное почитание и в дальнейшем причисление к лику святых мученика младенца Гавриила, названного Белостокским, Заблудовским и Слуцким.

Гавриил родился 22 марта (2 апреля) 1684 года в селе Зверки, близ городка Заблудова Белостокского уезда Гродненской губернии в семье православных крестьян Петра и Анастасии Гавдель. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога.

В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор деревни Шутко. Он приласкал дитя, и тайно увез его в Белосток, где младенца предали мучениям. Сначала его посадили в подвал, где при помощи острых орудий проткнули ему бок для выпускания крови. После этого мученик был распят на кресте, установленном в корыте и исколот острыми орудиями для выпускания остатков крови. На девятый день ребенок скончался.

Палачи тайно вывезли бездыханное тело в поле, и бросили у опушки леса вблизи села Зверки. Приближался праздник святой Пасхи. К телу прибегали голодные собаки, над ним кружились хищные птицы, но собаки не только не растерзали его, но даже охраняли тело от птиц. На доносившийся лай сошлись жители села и обнаружили жертву изуверства. Изуверы были найдены и наказаны, а в мемуарах городского Заблудовского правления оставлена соответствующая запись.

При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет.

В 1720 г., во время эпидемии, местные жители старались хоронить умерших младенцев вблизи могилы мученика, чувствуя благодатность этого места.

Однажды случайно задели гроб Гавриила и обнаружили его нетленные мощи. Их перенесли в крипту зверковской церкви. В 1746 г. храм сгорел, но мощи Гавриила остались невредимыми и были перенесены в Заблудовский монастырь. В 1755 г. в связи с ухудшением материального положения монастыря, из-за «его обветшалости и из-за опасений нападок со стороны иноверцев» , с разрешения Константинопольского патриарха и по благословению Киевского митрополита архимандрит Михаил (Козачинский) перенес мощи Гавриила в слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

Гавриил Белостокский был канонизирован Русской православной церковью в 1820 году и почитается как покровитель детей, его память совершается 20 апреля (3 мая) и 9 (22) мая. Церковь сообщает о многочисленных случаях исцеления от святых мощей. Постепенно почитание мученика младенца Гавриила установилось по всей Российской империи.

В 1930-х годах Троицкий Слуцкий монастырь, где хранились мощи, был закрыт, а святые мощи Гавриила перенесены в Музей атеизма в Минске. В 1944 году святые мощи были перенесены из Минска в церковь Покрова Божией Матери в Гродно, где они находились до 21 сентября 1992 года. В 1992 году по благословению архиепископа Саввы (ставшего в 1998 году предстоятелем Польской Православной Церкви) мощи были торжественно перенесены в Свято-Никольский собор Белостока, где находятся и поныне, являясь объектом паломничества. В деревне Зверки сегодня действует женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где сооружен храм в честь святого Гавриила Белостокского. Это место также является местом православного паломничества, как для Русской, так и для Польской Православных Церквей.

Составил Александр Медельцов
по материалам сайтов:
church.by
voskres.ru
wikipedia.org

Краткое житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

Ро-дил-ся 22 мар-та 1684 г. в де-ревне Звер-ки Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии, в се-мье бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии. Он рос крот-ким, незло-би-вым, за-мет-на бы-ла в нем склон-ность к со-зер-ца-тель-но-му уеди-не-нию. В 1690 г. 11 ап-ре-ля мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле. Вско-ре при-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. В это вре-мя в дом за-брал-ся арен-да-тор-ев-рей, при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в г. Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям: рас-пя-ли, про-ко-ло-ли бо-ка, по-сте-пен-но ис-пус-кая кровь. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся, его бро-си-ли в по-ле у опуш-ки ле-са близ де-рев-ни Звер-ки. Го-лод-ные со-ба-ки, на-шед-шие те-ло, не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но охра-ня-ли да-же от хищ-ных птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-бак при-шли жи-те-ли де-рев-ни, на-шли те-ло му-че-ни-ка и при-зна-ли, что мла-де-нец по-гиб в ре-зуль-та-те ри-ту-аль-но-го убий-ства. Те-ло за-му-чен-но-го Гав-ри-и-ла при боль-шом сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, пре-да-но бы-ло зем-ле близ хра-ма.

Через 30 лет по-сле по-гре-бе-ния мо-щи св. Гав-ри-и-ла оста-ва-лись нетлен-ны-ми. В 1746 г. храм, в ко-то-ром был по-гре-бен мла-де-нец, сго-рел, но свя-тые мо-щи уце-ле-ли. Ча-стич-но об-го-ре-ла руч-ка, но ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.

Св. Гав-ри-ил счи-та-ет-ся це-ли-те-лем де-тей. Свя-тые мо-щи его несколь-ко раз ме-ня-ли ме-сто сво-е-го пре-бы-ва-ния. С 1944 по 1992 гг. они хра-ни-лись в Грод-нен-ской По-кров-ской церк-ви, от-ку-да тор-же-ствен-но бы-ли пе-ре-не-се-ны в Свя-то-Ни-коль-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка.

Полное житие мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого

В сон-ме ис-чис-ли-мых лишь толь-ко Гос-по-дом свя-тых пра-во-слав-ной церк-ви мы на-хо-дим име-на мно-же-ства му-че-ни-ков, доб-ро-воль-но при-нес-ших се-бя в «жерт-ву жи-вую». Это они, пре-бы-вая в го-тов-но-сти быть все-це-ло пре-дан-ны-ми Хри-сту да-же до смер-ти, му-че-ни-че-ски сви-де-тель-ство-ва-ли о Том, Кто есть «путь и ис-ти-на и жизнь» (), о непре-хо-дя-щей цен-но-сти жиз-ни во Хри-сте и со Хри-стом.
Сре-ди му-че-ни-ков всех вре-мен опре-де-лен-ное ме-сто в пра-во-слав-ном ка-лен-да-ре за-ни-ма-ют де-ти. На-чи-ная со вре-мен му-че-ни-ков Мак-ка-вей-ских и 14 ты-сяч мла-ден-цев, ис-треб-лен-ных Иро-дом в Виф-ле-е-ме, пра-во-слав-ное бла-го-че-стие с осо-бой лю-бо-вью от-но-сит-ся имен-но к де-тям, став-шим жерт-ва-ми вне-зап-ной на-силь-ствен-ной смер-ти. В их слу-чае жерт-вен-ная смерть со-еди-ня-лась с чи-сто-тою их невин-но-сти. Тем са-мым еще не со-всем зре-лые в физи-че-ском смыс-ле от-ро-ки и мла-ден-цы ста-но-ви-лись ис-тин-ной «со-лью зем-ли» и «све-том ми-ра» ().
От-сю-да при-чис-ле-ние мно-гих мла-ден-цев и от-ро-ков, за-му-чен-ных за ве-ру от языч-ни-ков в пер-вые ве-ка хри-сти-ан-ства, а так-же в даль-ней-шем по-стра-дав-ших от ино-вер-ных, ино-слав-ных и ате-и-стов, к ли-ку свя-тых. От-сю-да и на-род-ное по-чи-та-ние и в даль-ней-шем при-чис-ле-ние к ли-ку свя-тых му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, на-зван-но-го Бе-ло-сток-ским, За-блу-дов-ским и Слуц-ким.
Лич-ность свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла яв-ля-ет-ся об-ра-зом совре-мен-но-го му-че-ни-че-ства. Он не про-сто стра-да-ет пе-ред су-дом языч-ни-ков или ере-ти-ков за ис-по-ве-да-ние ве-ры, но стра-да-ет без-вин-но и уми-ра-ет, не со-про-тив-ля-ясь злу, чтобы та-ким об-ра-зом по-сле-до-вать при-ме-ру Хри-ста. Он - от-ро-ча чи-стей-шее (как по-ет-ся в ака-фи-сте), плод спо-кой-ной и да-же ра-дост-ной го-тов-но-сти тер-петь стра-да-ния «да-же до кро-ве» за По-стра-дав-ше-го нас ра-ди. Вме-сте с зем-ной му-че-ни-че-ской кон-чи-ной мла-ден-ца Гав-ри-и-ла и од-новре-мен-ным его рож-де-ни-ем для но-вой, луч-шей жиз-ни мы по-лу-чи-ли осо-бен-но-го хо-да-тая за нас, греш-ных, пе-ред пре-сто-лом Все-выш-не-го.
Му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил ро-дил-ся, жил и по-стра-дал на тер-ри-то-рии ны-неш-ней Поль-ши. По-это-му Поль-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь от-но-сит-ся к нему с осо-бен-ным по-чи-та-ни-ем. В его честь стро-ят-ся пра-во-слав-ные хра-мы, он яв-ля-ет-ся небес-ным по-кро-ви-те-лем Брат-ства Пра-во-слав-ной мо-ло-де-жи в Поль-ше, а так-же счи-та-ет-ся осо-бен-ным це-ли-те-лем де-тей. По-сле ис-то-ри-че-ски обу-слов-лен-ных взле-тов и па-де-ний в по-чи-та-нии свя-то-го му-че-ни-ка в на-сто-я-щее вре-мя его па-мять от-ме-ча-ет-ся так-же все-ми Пра-во-слав-ны-ми Церк-ва-ми.
Свя-той му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил Бе-ло-сток-ский (За-блу-дов-ский, Слуц-кий) ро-дил-ся 22 мар-та 1684 го-да в се-ле Звер-ки За-блу-дов-ско-го при-хо-да Бе-ло-сток-ско-го уез-да Грод-нен-ской гу-бер-нии. Был он сы-ном бла-го-че-сти-вых кре-стьян Пет-ра и Ана-ста-сии Го-в-дель. Кре-сти-ли его с име-нем свя-то-го Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла в хра-ме то-гдаш-не-го Свя-то-Успен-ско-го За-блу-дов-ско-го мо-на-сты-ря, од-ной из немно-гих оби-те-лей в этой ча-сти Ре-чи Поспо-ли-той, со-хра-нив-шей в то вре-мя вер-ность пра-во-сла-вию.
Мла-де-нец Гав-ри-ил от-ли-чал-ся от дру-гих де-тей необыч-ны-ми для его воз-рас-та ка-че-ства-ми ду-ши. Он рос ре-бен-ком крот-ким и незло-би-вым. В нем бы-ла за-мет-на склон-ность к мо-лит-ве и уеди-не-нию, чем к дет-ским уве-се-ле-ни-ям и иг-рам. Его ро-ди-те-ли, несмот-ря на при-тес-не-ния, ко-то-рым под-вер-га-лись то-гда пра-во-слав-ные Ре-чи Поспо-ли-той, не же-лав-шие при-ни-мать Брест-скую унию, свя-то хра-ни-ли пра-во-слав-ную ве-ру. Боль-шое вли-я-ние на свя-то-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла ока-зы-ва-ла бли-зость мо-на-сты-ря, в ко-то-ром во вре-мя бо-го-слу-же-ний он ду-хов-но со-зрел, учил-ся мо-лит-ве и по-зна-вал Бо-га.
В 1690 го-ду се-мью Го-в-дель по-стиг-ло ве-ли-кое го-ре. Невин-ный маль-чик стал жерт-вой изу-вер-ства. 11 ап-ре-ля, ко-гда мать ше-сти-лет-не-го Гав-ри-и-ла по-нес-ла му-жу обед в по-ле, в дом за-брал-ся арен-да-тор де-рев-ни Шут-ко. Он при-лас-кал ди-тя и тай-но увез его в Бе-ло-сток, где мла-ден-ца пре-да-ли му-че-ни-ям. Сна-ча-ла его по-са-ди-ли в под-вал, где при по-мо-щи ост-рых ору-дий про-ткну-ли ему бок для вы-пус-ка-ния кро-ви. По-сле это-го му-че-ник был рас-пят на кре-сте, уста-нов-лен-ном в ко-ры-те, и ис-ко-лот ост-ры-ми ору-ди-я-ми для вы-пус-ка-ния остат-ков кро-ви. На де-вя-тый день ре-бе-нок скон-чал-ся.
Па-ла-чи тай-но вы-вез-ли без-ды-хан-ное те-ло в по-ле и бро-си-ли у опуш-ки ле-са вбли-зи се-ла Звер-ки. При-бли-жал-ся празд-ник Свя-той Пас-хи. К те-лу при-бе-га-ли го-лод-ные со-ба-ки, над ним кру-жи-лись хищ-ные пти-цы, но со-ба-ки не толь-ко не рас-тер-за-ли его, но да-же охра-ня-ли те-ло от птиц. На до-но-сив-ший-ся лай со-шлись жи-те-ли се-ла и об-на-ру-жи-ли жерт-ву изу-вер-ства. Изу-ве-ры бы-ли най-де-ны и на-ка-за-ны, а в ме-му-а-рах го-род-ско-го За-блу-дов-ско-го прав-ле-ния остав-ле-на со-от-вет-ству-ю-щая за-пись.
При сте-че-нии на-ро-да, глу-бо-ко взвол-но-ван-но-го по-доб-ным звер-ством, те-ло за-му-чен-но-го мла-ден-ца Гав-ри-и-ла бы-ло пре-да-но зем-ле близ клад-би-щен-ско-го хра-ма в Звер-ках, где и про-бы-ло око-ло 30 лет.
В на-ча-ле 18 ве-ка по всей тер-ри-то-рии Бе-ло-сток-ско-го уез-да про-шел мор. Лю-дей ед-ва успе-ва-ли хо-ро-нить. В се-ле Звер-ки умер-ших де-тей ста-ра-лись хо-ро-нить по-бли-же к мо-ги-ле мла-ден-ца Гав-ри-и-ла, чув-ствуя необыч-ную бла-го-дать это-го ме-ста. Од-на-жды в 1720 го-ду во вре-мя по-гре-бе-ния слу-чай-но за-де-ли гроб му-че-ни-ка. К ве-ли-чай-ше-му удив-ле-нию, его те-ло об-на-ру-жи-ли нетлен-ным. Весть об этом мол-ние-нос-но раз-нес-лась сре-ди пра-во-слав-но ве-ру-ю-ще-го на-ро-да, уси-ли-вая по-чи-та-ние му-че-ни-ка. Пре-да-ние свя-зы-ва-ет с этим со-бы-ти-ем мно-гие ис-це-ле-ния, про-ис-шед-шие у мо-ги-лы свя-то-го, и окон-ча-ние эпи-де-мии, что по-слу-жи-ло по-во-дом для по-чи-та-ния му-че-ни-ка. Об-ре-тен-ные мо-щи бла-го-го-вей-но пе-ре-нес-ли в крип-ту под хра-мом в се-ле Звер-ки.
В 1746 го-ду сго-ре-ла сель-ская цер-ковь в Звер-ках, но мо-щи оста-лись непо-вре-жден-ны-ми. Ча-стич-но об-го-ре-ла толь-ко руч-ка, да и то, несо-мнен-но, про-изо-шло со-глас-но Бо-жию про-мыс-лу, ра-ди укреп-ле-ния ве-ры и бла-го-че-стия в пра-во-слав-ном на-ро-де. Ко-гда свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны в За-блу-дов-ский мо-на-стырь, руч-ка чу-дес-но за-жи-ла и вновь по-кры-лась ко-жей.
В 1752 го-ду ар-хи-манд-рит Слуц-ко-го мо-на-сты-ря До-си-фей (Го-ля-хов-ский), на-мест-ник Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та, со-ста-вил тро-парь и кондак мла-ден-цу.
9 мая 1755 го-да вви-ду на-пря-жен-ной об-ста-нов-ки, вы-зван-ной внеш-ни-ми об-сто-я-тель-ства-ми и недоб-ро-же-ла-тель-но-стью ино-слав-но-го на-се-ле-ния, по бла-го-сло-ве-нию Ки-ев-ско-го мит-ро-по-ли-та ар-хи-манд-рит Ми-ха-ил (Ко-за-чин-ский) пе-ре-нес мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Слуц-кий Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь Мин-ской гу-бер-нии и со-ста-вил сти-хо-твор-ную по-весть о мла-ден-це му-че-ни-ке Гав-ри-и-ле. Крест-ный ход со свя-ты-ми мо-ща-ми, ко-то-рые в ра-ке нес-ли на ру-ках, ве-ли-че-ствен-но про-ше-ство-вал бо-лее 300 верст. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла ле-жа-ли в ра-ке со-вер-шен-но от-кры-ты-ми. Обе руч-ки мла-ден-ца дер-жа-ли ма-лень-кий на-перс-ный крест. Паль-цы ис-ко-ло-ты, на те-ле рва-ные ра-ны.
В 1820 го-ду мла-де-нец Гав-ри-ил был при-чис-лен к ли-ку свя-тых Рус-ской Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью.
Вме-сте с воз-рас-та-ю-щей сла-вой мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла и рас-ши-ря-ю-щим-ся его по-чи-та-ни-ем пра-во-слав-ные хри-сти-ане ста-ра-лись осо-бым об-ра-зом укра-сить ра-ку с его свя-ты-ми мо-ща-ми. В 1897 го-ду на доб-ро-воль-ные по-жерт-во-ва-ния бы-ла из-го-тов-ле-на но-вая се-реб-ря-ная ра-ка.
В 1908 го-ду в ти-по-гра-фии Успен-ской По-ча-ев-ской Лав-ры бы-ла на-пе-ча-та-на служ-ба свя-то-му му-че-ни-ку мла-ден-цу Гав-ри-и-лу, со-став-лен-ная ар-хи-епи-ско-пом Во-лын-ским и Жи-то-мир-ским Ан-то-ни-ем (Хра-по-виц-ким).
В том же го-ду епи-скоп Грод-нен-ский и Брест-ский Ми-ха-ил вме-сте с епи-ско-пом Бе-ло-сток-ским Вла-ди-ми-ром при-ня-ли ре-ше-ние пе-ре-не-сти из Слуц-ка часть мо-щей свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в го-род Бе-ло-сток.
Пе-ре-не-се-ние кре-ста и мо-ще-ви-ка, в ко-то-ром до 1897 го-да по-чи-ва-ли мо-щи свя-то-го му-че-ни-ка, на-ча-лось 31 мая. Свя-ты-ни бы-ли пе-ре-не-се-ны из го-ро-да Слуц-ка в Жи-ро-виц-кий мо-на-стырь Успе-ния Бо-жи-ей Ма-те-ри. С 1 по 12 июня через де-рев-ни Ялув-ка, Но-вая Во-ля, По-ло-та, За-блу-дов, Звер-ки и Дой-ли-ды свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Жи-ро-виц-ко-го мо-на-сты-ря в Бе-ло-сток. Та-ким об-ра-зом, по-чти через 150 лет свя-ты-ня вер-ну-лась на свою от-чиз-ну.
Ча-сти-ца свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла на-хо-ди-лась в Свя-то-Ни-коль-ском ка-фед-раль-ном со-бо-ре го-ро-да Бе-ло-сто-ка до 1912 го-да, по-ка не бы-ла пе-ре-не-се-на в Бла-го-ве-щен-ский мо-на-стырь в Су-п-рас-ле.
В Слуц-ке, где оста-лись мо-щи, на-хо-ди-лась спе-ци-аль-ная кни-га, в ко-то-рой за-пи-сы-ва-лись из-вест-ные ду-хов-ным и го-судар-ствен-ным вла-стям чу-дес-ные слу-чаи, свя-зан-ные с на-хо-дя-щи-ми-ся там мо-ща-ми свя-то-го му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла. Все-на-род-ное по-чи-та-ние му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла уста-но-ви-лось по всей Рос-сий-ской Им-пе-рии. В день па-мя-ти свя-то-го к ме-сту его упо-ко-е-ния со всей стра-ны со-би-ра-лись ты-ся-чи па-лом-ни-ков.
В 1915 го-ду во вре-мя Пер-вой ми-ро-вой вой-ны епи-скоп Бе-ло-сток-ский Вла-ди-мир вы-вез де-ре-вян-ную ра-ку с ча-сти-цей свя-тых мо-щей му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в Моск-ву и вре-мен-но по-ме-стил в По-кров-ском Со-бо-ре на Крас-ной пло-ща-ди.
По-сле ок-тябрь-ско-го пе-ре-во-ро-та 1917 го-да в Рос-сии на-ча-лись кро-ва-вые го-не-ния на пра-во-слав-ных.
Вра-гам Хри-ста ме-ша-ла па-мять об упо-до-бив-шем-ся Ему мла-ден-це. Так, за-щи-щав-ший его па-мять от по-ру-га-ния свя-щен-но-му-че-ник , на-сто-я-тель мос-ков-ско-го По-кров-ско-го со-бо-ра на Крас-ной пло-ща-ди, при-вле-кал-ся боль-ше-ви-ка-ми в ка-че-стве об-ви-ня-е-мо-го и впо-след-ствии был рас-стре-лян.
Ре-ше-ни-ем Со-ве-та На-род-ных Ко-мис-са-ров от 29 июля 1920 го-да бы-ло по-ста-нов-ле-но: «пла-но-во и по-сле-до-ва-тель-но пре-про-во-дить на тер-ри-то-рии пол-ную лик-ви-да-цию мо-щей…». Это рас-по-ря-же-ние не обо-шло и свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В 30-х го-дах Тро-иц-кий Слуц-кий мо-на-стырь, где до сих пор хра-ни-лись мо-щи, был за-крыт, а свя-тые мо-щи му-че-ни-ка пе-ре-не-се-ны в му-зей ате-из-ма в Мин-ске.
Во вре-мя Вто-рой ми-ро-вой вой-ны ре-прес-сии ста-ли сла-беть, и в 1942 го-ду в ха-о-се во-ен-ной нераз-бе-ри-хи пра-во-слав-ным жи-те-лям Мин-ска уда-лось по-ме-стить свя-тые мо-щи му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла в де-ре-вян-ную ра-ку в ка-фед-раль-ном со-бо-ре Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня в Мин-ске,на-сто-я-те-лем ко-то-ро-го был мит-ро-по-лит Пан-те-ле-и-мон (Рож-нов-ский).
В 1943 го-ду из-ве-стие о на-хож-де-нии свя-тых мо-щей в мин-ском со-бо-ре до-шло до на-сто-я-те-ля церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы в се-ле-нии Свис-ло-чи от-ца Алеския Зноско. Отец Алек-сий за ко-рот-кое вре-мя на-пи-сал ака-фист свя-то-му му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу, ис-поль-зуя бо-лее 40 ака-фи-стов, ко-то-рые слу-жи-ли ему об-раз-цом. Ака-фист был утвер-жден цер-ков-ной вла-стью в 1943-1944 го-дах и вве-ден в цер-ков-ное упо-треб-ле-ние.
9-10 июля 1944 го-да свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны из Мин-ска в Грод-но, в цер-ковь По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри, где они и на-хо-ди-лись до 21 сен-тяб-ря 1992 го-да.
По-сле-во-ен-ная судь-ба этой свя-ты-ни по-кры-та за-ве-сой тай-ны. Свя-тые мо-щи на про-тя-же-нии по-след-них несколь-ких де-сят-ков лет на-хо-ди-лись в под-зе-ме-льях грод-нен-ской церк-ви вда-ле-ке от тех, кто мог бы осквер-нить их. Свя-тые мо-щи на-хо-ди-лись во влаж-ном под-валь-ном по-ме-ще-нии в крайне небла-го-при-ят-ных усло-ви-ях. Од-на-ко они не по-стра-да-ли, что в оче-ред-ной раз сви-де-тель-ству-ет об их свя-то-сти.
21-22 сен-тяб-ря 1992 го-да по бла-го-сло-ве-нию ар-хи-епи-ско-пов Грод-нен-ско-го и Вол-ко-выс-ско-го Ва-лен-ти-на и Бе-ло-сток-ско-го и Гдан-ско-го Сав-вы (ныне мит-ро-по-ли-та Вар-шав-ско-го и всея Поль-ши) свя-тые мо-щи бы-ли пе-ре-не-се-ны пер-вым, на-чи-ная с 1944 го-да, крест-ным хо-дом из грод-нен-ской церк-ви Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, где они хра-ни-лись, в Свя-то-Ни-ко-ла-ев-ский со-бор г. Бе-ло-сто-ка. На бе-ло-рус-ско-поль-ской гра-ни-це их встре-ча-ло несколь-ко ты-сяч ве-ру-ю-щих, ко-то-рые со-про-вож-да-ли мо-щи до са-мо-го Бе-ло-сто-ка через все го-ро-да и се-ла. Мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла пе-ре-во-зи-лись на ав-то-мо-би-ле в ду-бо-вой ра-ке. По пу-ти сле-до-ва-ния ве-ру-ю-щие осы-па-ли ее цве-та-ми. В каж-дом го-ро-де или де-ревне, где есть храм, де-ла-ли оста-нов-ку. Свя-тые мо-щи вно-си-лись с крест-ным хо-дом в храм, где слу-жи-лись мо-леб-ны и ака-фи-сты. Ве-ру-ю-щие при-кла-ды-ва-лись к свя-тыне, оста-ва-ясь на ночь в хра-ме для мо-лит-вы пе-ред свя-ты-ми мо-ща-ми мла-ден-ца Гав-ри-и-ла.
В са-мом Бе-ло-сто-ке свя-тые мо-щи встре-ти-ли на окра-ине го-ро-да и про-нес-ли по глав-ным ули-цам крест-ным хо-дом в Ни-ко-ла-ев-ский со-бор. Крест-ный ход про-дол-жал-ся око-ло трех ча-сов. В нем участ-во-ва-ло око-ло 60 ты-сяч че-ло-век. Дви-же-ние транс-пор-та по ули-цам бы-ло оста-нов-ле-но. Крест-ный ход встре-ча-ли да-же пред-ста-ви-те-ли свет-ских вла-стей.
Бо-го-слу-же-ние в Ни-ко-ла-ев-ском со-бо-ре про-дол-жа-лось всю ночь. Утром 27 сен-тяб-ря бы-ла так-же от-слу-же-на Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия. По-сле нее свя-тые мо-щи мла-ден-ца му-че-ни-ка Гав-ри-и-ла об-нес-ли крест-ным хо-дом во-круг хра-ма и по-ме-сти-ли в пра-вом при-де-ле со-бо-ра. Еже-не-дель-но по втор-ни-кам пе-ред ра-кой со свя-ты-ми мо-ща-ми чи-та-ет-ся ака-фист му-че-ни-ку Гав-ри-и-лу. В Поль-ше му-че-ник мла-де-нец Гав-ри-ил по-чи-та-ет-ся пра-во-слав-ны-ми как по-кро-ви-тель де-тей и мо-ло-де-жи.
С 1993 го-да еже-год-но 2-3 мая по но-во-му сти-лю мо-щи мла-ден-ца Гав-ри-и-ла пе-ре-но-сят-ся из Бе-ло-сто-ка в За-блу-дов, где при от-кры-той ра-ке ве-ру-ю-щие про-во-дят всю ночь на бо-го-слу-же-нии. Мо-щи при-во-зят на ав-то-мо-би-ле до окра-и-ны За-блу-до-ва и от-ту-да на ру-ках ве-ру-ю-щие несут их в за-блу-дов-ский храм. По слу-чаю празд-ни-ка 2 мая из Бе-ло-сто-ка вы-хо-дит па-лом-ни-че-ский крест-ный ход в За-блу-дов.
Па-мять му-че-ни-ка мла-ден-ца Гав-ри-и-ла от-ме-ча-ет-ся: 20 ап-ре-ля/3 мая (в го-дов-щи-ну его му-че-ни-че-ской кон-чи-ны), в 3-ю Неде-лю по Пя-ти-де-сят-ни-це (со-бор Бе-ло-рус-ских свя-тых), а в Поль-ской Ав-то-ке-фаль-ной Пра-во-слав-ной Церк-ви так-же 9/22 сен-тяб-ря (в го-дов-щи-ну об-ре-те-ния и пе-ре-не-се-ния его мо-щей из Грод-но в Бе-ло-сток). В про-шлом его па-мять от-ме-ча-лась так-же в День Свя-то-го Ду-ха.

Молитвы

Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Святы́й младе́нче Гаврии́ле,/ ты за Прободе́ннаго нас ра́ди от иуде́й/ лю́те от о́нехже в ре́бра прободе́н был еси́/ и за Истощи́вшаго кровь Свою́ за нас/ все те́ло твое́ на истоще́ние кро́ве/ в лю́тыя я́звы пре́дал еси́,/ ны́не же во сла́ве ве́чней с Ним всели́лся еси́./ Тем помяни́ и нас, мо́лим, зде чту́щих па́мять твою́,/ прося́ нам здра́вие телеси́// и спасе́ние душа́м на́шим.

Перевод: Святой младенец Гавриил, ты за Пронзенного за нас иудеями жестоко от них же в ребра был пронзен и за Источившего кровь Свою за нас все тело свое ты отдал на источение крови из жестоких ран, сейчас же во славе вечной с Ним поселился. Потому помяни и нас, молим, почитающих здесь память твою, прося нам здоровья телесного и спасения нашим душам.

Молитва мученику младенцу Гавриилу Белостокскому

Младе́нческаго незло́бия храни́телю и му́ченическаго му́жества носи́телю, Гаврии́ле блаже́нне, страны́ на́шея адама́нте драгоце́нный и иуде́йскаго нече́стия обличи́телю! К тебе́ мы, гре́шнии, моли́твенно прибега́ем и, о гресе́х свои́х сокруша́ющеся, малоду́шия же своего́ стыдя́щеся, любо́вию зове́м ти: на́ших скверн не возгнуша́йся, чистоты́ сый сокро́вище, на́шего малоду́шия не омерзи́, долготерпе́ния учи́телю, но па́че сих не́мощи на́ша от Небе́с ви́дя, тех исцеле́ния нам твое́ю пода́ждь моли́твою и твоея́ Христу́ ве́рности подража́тели нас бы́ти научи́. А́ще ли терпели́вно крест искуше́ний и злострада́ний понести́ не возмо́жем, оба́че и тогда́ ми́лостивыя твоея́ по́мощи не лиши́ нас, уго́дниче Бо́жий, но свобо́ду и осла́бу нам у Го́спода испроси́. Та́же и моля́щияся о ча́дех свои́х ма́тери услы́ши, здра́вию и спасе́нию младе́нцем от Го́спода пода́тися умоля́яй. Несть такова́го жесто́каго се́рдца, е́же слы́шанием о му́ках твои́х, святы́й младе́нче, не умили́тся, и а́ще кроме́ сего́ умиле́ннаго воздыха́ния никоего́же блага́го дея́ния принести́ возмо́жем, но и таковы́м умиле́нным по́мыслом на́ши умы́ и се́рдце, блаже́нне, просвети́в, на исправле́ние жития́ на́шего благода́тию Бо́жиею нас наста́ви. Вложи́ в нас о спасе́нии души́ и о сла́ве Бо́жией ре́вность неуста́нную и о ча́се сме́ртнем па́мять неусы́пную храни́ти помози́ нам. Наипа́че же в сме́ртном успе́нии на́шем терза́ния де́монская и по́мыслы отча́яния от душ на́ших предста́тельством твои́м отжени́ и сия́ упова́нием Боже́ственнаго проще́ния испо́лни, во е́же и тогда́ и ны́не сла́вити нам милосе́рдие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, и твое́ кре́пкое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

КРАТКОЕ ЖИТИЕ МУЧЕНИКА МЛАДЕНЦА ГАВРИИЛА БЕЛОСТОКСКОГО, СЛУЦКОГО Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (Заблудовский, Слуцкий) родился 22 марта 1684 года в селе Зверки Заблудовского прихода Белостокского уезда Гродненской губернии (территория нынешней Польши). Был он сыном благочестивых крестьян Петра и Анастасии Говдель. Крестили его с именем святого Архангела Гавриила в храме тогдашнего Свято-Успенского Заблудовского монастыря, одной из немногих обителей в этой части Речи Посполитой, сохранившей в то время верность православию. Младенец Гавриил отличался от других детей необычными для его возраста качествами души. Он рос ребенком кротким и незлобивым. В нем была заметна склонность к молитве и уединению, чем к детским увеселениям и играм. Его родители, несмотря на притеснения, которым подвергались тогда православные Речи Посполитой, не желавшие принимать Брестскую унию, свято хранили православную веру. Большое влияние на святого младенца Гавриила оказывала близость монастыря, в котором во время богослужений он духовно созрел, учился молитве и познавал Бога. В 1690 году семью Говдель постигло великое горе. Невинный мальчик стал жертвой изуверства. 11 апреля, когда мать шестилетнего Гавриила понесла мужу обед в поле, в дом забрался арендатор-еврей, приласкал дитя и тайно увез его в г. Белосток, где младенца предали мучениям: распяли, прокололи бока, постепенно испуская кровь. На девятый день ребенок скончался, его бросили в поле у опушки леса близ деревни Зверки. Голодные собаки, нашедшие тело, не только не растерзали его, но охраняли даже от хищных птиц. На доносившийся лай собак пришли жители деревни, нашли тело мученика и признали, что младенец погиб в результате ритуального убийства. При стечении народа, глубоко взволнованного подобным зверством, тело замученного младенца Гавриила было предано земле близ кладбищенского храма в Зверках, где и пробыло около 30 лет. В начале 18 века по всей территории Белостокского уезда прошел мор. Людей едва успевали хоронить. В селе Зверки умерших детей старались хоронить поближе к могиле младенца Гавриила, чувствуя необычную благодать этого места. Однажды в 1720 году во время погребения случайно задели гроб мученика. К величайшему удивлению, его тело обнаружили нетленным. Весть об этом молниеносно разнеслась среди православно верующего народа, усиливая почитание мученика. Предание связывает с этим событием многие исцеления, происшедшие у могилы святого, и окончание эпидемии, что послужило поводом для почитания мученика. Обретенные мощи благоговейно перенесли в крипту под храмом в селе Зверки. В 1746 году сгорела сельская церковь в Зверках, но мощи остались неповрежденными. Частично обгорела только ручка, да и то, несомненно, произошло согласно Божию промыслу, ради укрепления веры и благочестия в православном народе. Когда святые мощи были перенесены в Заблудовский монастырь, ручка чудесно зажила и вновь покрылась кожей. Св. Гавриил считается целителем детей. Святые мощи его несколько раз меняли место своего пребывания. С 1944 по 1992 гг. они хранились в Гродненской Покровской церкви, откуда торжественно были перенесены в Свято-Никольский собор г. Белостока. День памяти - 3 мая

/p>

Св. мученик Гавриил родился 22 марта 1684 года в православной семье в селе Зверках близ города Заблудовка. Родители его, Петр и Анастасия Говдел, держались веры предков в нелегкие для православных времена, когда было очень сильно влияние Брестской унии. Младенца крестили в Заблудовском Успенском монастыре с именем Гавриил в честь архангела Гавриила.

11 апреля 1690 года Гавриил был похищен евреем-арендатором из того же села Шуткой и умучен им. В самый день Пасхи Христовой (20 апреля/3 мая) мальчик был исколот для истечения из него всей крови. Мучитель выбросил его тело в поле, где через девять дней он и был найден родителями. Тело мученика осталось нетленным, при этом собаки все это время охраняли тело от птиц. Тело младенца было погребено в православном Заблудовском монастыре.

В 1720 г. началась эпидемия. Младенцев, умерших от нее, хоронили в близи гроба мученика Гавриила, и однажды во время копания могилы были обнаружены его нетленные мощи. После обретения мощи были перенесены и поставлены в церковный склеп в Зверковской церкви.

В 1746 году в храме вспыхнул пожар. Церковь выгорела до основания, но огонь не коснулся тела невинного страдальца. Тело его лишь приняло от дыма коричневый оттенок.

В 1755 году мощи св. мученика Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий монастырь в г. Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в раке совершенно открытыми. У раки висела доска, а на ней на церковно-славянском и польском языках было выгравирована следующая надпись: «Младенца Гавриила Гавделюченко из села Зверков графства Заблудовского, рожденного 1684 года марта 22 дня, а умученного от жидов в Беломстоку в 1690 году апреля 20 дня. О сем кто хочет пространнее ведати, отсылается до книг правных Магдебургии Заблудовския. Мощи его святии принесены из Заблудова до Архимандрии Слуцкой 1755 года мая 9 дня, за благополучным княжением сиятельнейшего князя Иеронима».

20 апреля 1912 года в Свято-Троицком монастыре перед мощами св. муч. Гавриила прошло народное торжество. Была отслужена литургия и совершен крестный ход с мощами мученика, во время которого на глазах народа, архиепископа Антония и предводителя дворянства Рыбакова шестилетний крестьянский мальчик с парализованными ногами получил исцеление. Паломников в те дни в Слуцке было около 35 тысяч человек. Получены сотни приветственных телеграмм от членов Государственного Совета, Думы, братств и императора Николая II.

В 1910 - 1912 гг. по благословению епископа белостоцкого Владимира (Тихоницкого) мощи святого были перенесены в кафедральный собор в Белостоке, а за тем в Супрасльский монастырь. Во время Первой мировой войны мощи св. муч. Гавриила были перевезены из оккупационной зоны. Снова мощи возвращаются в Слуцк. В тридцатые годы XX века Cлуцкую обитель закрывают, а мощи переносят в один из минских музеев; позднее они падают в Гродненскую Преображенскую церковь.

/center>


В 1944 г. мощи переносят в Гродненский Покровский храм, где они находились до 21 сентября 1992 г.

С 21 по 22 сентября 1992 г. с благословения архиепископа Белостоцкого и Гданьского Саввы, ныне Митрополит Варшавский и всея Польши, и Гродненского и Волковысского Валентина мощи торжественно были перенесены в кафедральный собор Белостока.