Основные понятия и этапы развития государственного управления и муниципального самоуправления в россии. II. История развития муниципального управления в России. Сочетание отраслевого и территориального управления

Содержит два раздела: раздел 1 - Учет кассовых операций​, раздел 2 - Учет операций по расчетному счету.

Выполнение практических заданий предполагает использование программы 1С: Бухгалтерия (учебная версия)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Краснодарский колледж электронного приборостроения»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПМ.05 Выполнение работ по должности служащего Кассир

для специальности

Краснодар

201___

Рассмотрена

цикловой комиссией

«Экономических дисциплин»

протокол № ____ от _______ 201_

Председатель ц/к «Экономических

дисциплин»

Л.Л.Петрова

Организация - разработчик: ГБПОУ КК «Краснодарский колледж

электронного приборостроения»

Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю (ПМ 05) Выполнение работ по должности служащего Кассир разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), примерной программы, утверждённой приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1199 от 29 октября 2013 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 26 декабря 2013г. № 30861.

Спецдисциплин ГБПОУ КК «ККЭП»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ 05

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля 05 Выполнение работ по должности служащего Кассир разработана для подготовки студентов дневного и заочного отделения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учёта имущества организации и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1 - Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

ПК 1.2 – Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учёта организации.

ПК 1.4 – Формировать бухгалтерские проводки по учёту имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта.

ПК 5.1 - Проводить операции с денежными средствами, ценными бумагами и бланками строгой отчетности. Распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;

ПК 5.2 - Оформлять документы по кассовым операциям;

ПК 5.3 - Составлять приходные и расходные документы, вести кассовую книгу, составлять кассовую отчетность;

1.2 Цели и задачи учебной практики по профессиональному модулю

Учебная практика по ПМ 05 позволяет:

углубить знания в области:

  • Работы с планом счетов бухгалтерского учёта;
  • Работы по формированию бухгалтерских проводок по учёту имущества организации;
  • Работы с первичными документами по движению денежных средств по кассе;
  • Работы по заполнению первичных документов по движению денежных средств на расчётном счёте;
  • Работы по заполнению кассовой книги организации.

получить практический опыт:

  • Применения плана счетов;
  • Формирования бухгалтерских проводок по учёту имущества организации и его использования;
  • Заполнения первичных документов по кассе и расчётному счёту;
  • Заполнения бухгалтерского баланса по форме №1, отчёта о прибылях и убытках по форме № 2, заполнения отчёта о движении денежных средств по форме № 4.

на прохождение учебной практики по профессиональному модулю 05 Выполнение работ по должности служащего Кассир – 72 часа (2 недели).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Объем производственной практики и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной практики «Технология обработки кассовых операций»

Второй курс (четвёртый семестр) на 72 часа.

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Учет кассовых операций

Вводный инструктаж

Практические задания

Установка 1С: Предприятие 8.2.

Настройка рабочего места.

Настройка Учетной политики

Тема 1.1. Аналитический учет денежных средств

Практические задания

Статьи движения денежных средств

Банковские счета организации

Ввод остатков на начало периода

Лимит остатка кассы

Тема 1.2. Денежные документы

Практические задания

Денежные документы.

Поступление денежных документов от поставщика

Практические задания

Поступление денежных документов от подотчетного лица

Прочие поступление денежных документов

Выдача денежных документов под отчет

Тема 1.3.Учет кассовых операций

Практические задания

Создание ведомости на получение заработной платы в кассу

Создание ведомости на получение заработной платы через банк.

Практические задания

Оформление платежного поручения на перечисление взносов в ПФР

ПКО. Получение наличных в банке

Практические задания

Выдача заработной платы по ведомости

Оформление отчета о розничных продажах

Поступление розничной выручки в кассу

Практические задания

РКО. Взнос наличными в банк

Депонирование заработной платы

Оплата от покупателя.

Практические задания

Выплата депонированной заработной платы

РКО. Инкассация

Авансовый отчет

Практические задания

Возврат денежных средств от подотчетного лица

Возврат денежных средств покупателю

Формирование кассовой книги.

Раздел 2. Учет операций по расчетному счете

Тема 4

Учет операций по расчетному счете

Практические задания

Поступление на р/с. Расчет по кредитам и займам

Поступление на р/с. Инкассация

Перечисление заработной платы на пластиковые карты сотрудников

Практические задания

Оформление платежного поручения на оплату поставщику

Перечисление взносов в ПФР

Оплата поставщику

Практические задания

Поступление оплаты от покупателя

Возврат денежных средств от поставщика

Перечисление безналичных денежных средств подотчетному лицу

Итоговое занятие. Защита отчетов

Всего:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной практики профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

  • бухгалтерский учёт, налоги и налогообложение;

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

Кабинет «Бухгалтерский учёт, налоги и налогообложение»:

  • учебные столы;
  • стулья;
  • доска;
  • бланки первичных документов;
  • бланки форм бухгалтерской, финансовой отчётности;
  • комплекты нормативно правовой документации по бухгалтерскому учёту;
  • учебная литература;
  • методические указания по изучению отдельных тем;
  • методические указания по выполнению практических работ и задания практических работ;
  • компьютер.
  • программа 1С:Бухгалтерия.
  • экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

  1. Касьянова Г.Ю. Кассовые и банковские операции, Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя, - М. 2011
  2. Медведев М.Ю. Теория бухгалтерского учета, Учебник – М. 2014
  3. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет, Учебник, - М. 2013
  4. Кравченко Г.Н. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  5. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник Ростов н/Д: Феникс, 2012.
  6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 28.11.2011 № 183-ФЗ). Принят Государственной Думой 23.02.1996. Одобрен Советом Федерации 20.03.1996
  7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н (в ред. от 24.12.2011 № 186н)

Дополнительные источники:

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н
  2. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2014.
  3. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Практикум по бухгалтерскому учету: учебное пособие для студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  4. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014
  5. Материалы периодической печати:
  • Журнал "Главный бухгалтер"
  • Журнал "Московский бухгалтер"
  • Финансовая газета
  • Экономика и жизнь

Электронные ресурсы:

www.nalog.ru

www.klerk.ru

www.pravcons.ru

www.buhsoft.ru

3.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам).

Реализация профессионального модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее экономическое образование, соответствующее профилю модуля и опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой – высшее экономическое образование.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы

Заполненные первичные документы по кассе, расчётному счёту и авансовые отчёты

Оценка заполненных первичных документов.

ПК 1.2 Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учёта организации.

Определить по комплексной задаче применяемые счета бухгалтерского учёта

Разработанный по комплексной задаче план счетов бухгалтерского учёта.

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учёту имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учёта. Формировать бухгалтерские проводки по учёту хозяйственных операций по процессам: снабжения, производства и продажи.

Бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям по учёту имущества организации

Оценка верности бухгалтерских проводок по учёту имущества организации

ПК 5.1 и 5.2 Проводить операции с денежными средствами, ценными бумагами и бланками строгой отчетности. Распознавать платежеспособность государственных денежных знаков. Оформлять документы по кассовым операциям

Оформление первичных документов по учёту денежных средств организации

Оценка результатов учебной практики по заполнению первичных документов на учёт денежных средств организации

ПК 5.3 Составлять приходные и расходные документы, вести кассовую книгу, составлять кассовую отчетность

Первичные документы по кассе, кассовая отчётность

Оценка результатов учебной практики по заполнению первичных документов на учёт денежных средств и кассовой отчётности организации

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только формирование профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе выполнения практики по ПМ 05

ОК 2. Организовывать

Выбор и применение

Оценка результатов наблюдений за

выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

методов и способов решения профессиональных задач при выполнении работ по должности служащего - кассир

деятельностью обучающегося в процессе выполнения практики по ПМ 05

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

демонстрация способности принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность при выполнении работ по должности служащего - кассир

Оценка результатов выполнения ситуационных заданий.

Анализ за результатами самостоятельной работы студентов с нормативными документами.

Оценка результатов самостоятельной работы обучающихся по поиску и анализу информации по учёту денежных средств с помощью интернет ресурсов.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные источники.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно - коммуникационных технологий

демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Проверка самостоятельной работы обучающихся с нормативными документами и интернет ресурсами по поиску информации по работе с денежными средствами организации.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством потребителями.

Взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания

Демонстрация ответственности за работу членов команды и результат выполнения задания.

Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения заданий по учебной практике.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

организация выполнения заданий полученных сверх программы самостоятельных занятий.

Проверка самостоятельной работы обучающихся с теоретическим и практическим материалом и оценка готовности к самостоятельной работы.

Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения заданий по учебной практике

ОК 9.

Ориентироваться в

условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности»

анализ инноваций в области контрольно-кассовой деятельности, приему платежей

Анализ самостоятельной работы студентов по изучению законодательства в области контрольно-кассовой деятельности, приему платежей


Муниципальное управление - это административная и экономическая деятельность власти, направленная на поддержание и развитие социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также управление учреждениями, которые находятся в собственности городской/поселковой общины. Такая деятельность осуществляется в рамках муниципальных границ согласно принятому и утвержденному депутатским корпусом Генеральному плану развития территории.

Муниципальное управление напрямую не является формой политического администрирования. Однако согласно действующей российской конституции, местные власти включены в единую систему государственной власти. Поэтому принимаемые муниципальными образованиями экономические, социальные и административные решения исполняются в рамках правовых норм, установленных федеральными органами власти.

Система государственного и муниципального управления отличается как по функциональным, так и по правовым критериям. Для государственного управления в большей мере характерна миссия общего контроля соблюдения федерального законодательства на конкретной территории. В то же время муниципальное управление занято экономическим развитием поселения. В частности, речь идет о поддержке и модернизации транспортной сферы (медицина, образование, местные социальные программы), сборе и перераспределении Особое место в этом списке занимают региональные программы развития, которые обычно направлены на технологическую специализацию экономики муниципального образования.

Иначе говоря, муниципальное управление - это целый комплекс экономических, социальных и правовых воздействий на местную общину, ориентированных на повышение ее экономического благосостояния. Местные администрации вправе самостоятельно определять цели и задачи развития территории, не противоречащие федеральному законодательству.

В общей сложности муниципальное управление располагает такими функциональными возможностями, как:

Принятие местного бюджета и администрирование региональных налогов;

Выстраивание удобной, автономной по отношению к федеральной власти развития, в частности, право создавать административно-бюрократические структуры по управлению муниципальной собственностью;

Привлечение населения к решению наиболее важных вопросов, в частности, путем проведения местных референдумов.

Кроме того, в функции муниципалитета входит и управление Наиболее проблемными вопросами являются поддержка и модернизация транспортной инфраструктуры и физического состояния жилого фонда. Дело в том, что большинство предприятий, отвечающих за развитие ЖКХ, либо приватизированы, либо проданы частным владельцам. Однако коммунальные сети по-прежнему находятся в муниципальной собственности, а потому возникает проблема совмещения интересов местной общины, администрации поселения и собственников энергокомпаний.

Аналогичная ситуация и в отношении транспортной инфраструктуры. Получается, что дороги и развязки в основном государственные или муниципальные, тогда как транспорт - частный. Соответственно, возникает вопрос о том, как управлять собственностью, которая принадлежит административно, но не в экономическом отношении. И это при том, что региональные экономические программы и администрирование местных налогов - основа муниципального управления.

Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Управление служит интересам взаимодействия составляющих систему элементов. Управление – внутреннее качество целостной системы, элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах организации.

Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера.

Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие – прерогатива субъекта управления.

Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное управление – воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели. Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.

Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т. д.).

Объект воздействия социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения (категории сознательно – волевого характера).

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей – участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления – субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей.

Властно-волевой момент. В условиях государственной организация общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.

Управленческое решение составляет главное средство управляющего воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование управляемых систем. Признаком управленческого решения является его непосредственная направленность на систему организации коллективного труда.

Управление, в социальном смысле:

в широком смысле как механизм организации общественных связей. Задачи и функции управления выполняют все государственные органы, независимо от конкретного назначения, и общественные объединения;

в социальном смысле как государственное управление – специфический вид государственной деятельности, отличающий ее от иных проявлений (законодательной, судебной), а также от управления деятельностью негосударственных формирований (коммерческие структуры) и общественных объединений.

2)определение государственного и муниципального управления

В настоящее время в учебной и научной литературе (в том числе и в данной работе) понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление» используются как тождественные. Термин «муниципалитет» (нем. Munizipalitat) имеет троякое значение: 1) система местного самоуправления, совокупность различных структур местного самоуправления; 2) выборный орган в системе местного самоуправления; 3) здание или система зданий, где расположен вы­борный орган местного самоуправления.

Муниципальное управление - это научная дисциплина в системе эконо­мических знаний, изучающая управление региональными социально-экономическими системами.

Система муниципального управления формируется на основе принципа самоуправления, который состоит из субъекта управления (органы местного самоуправления) и объекта управления (муниципального образования и муни­ципального хозяйства).

Принцип самоуправления - это правило, которым необходимо руково­дствоваться при разработке форм народовластия. Этот принцип обеспечивает организацию деятельности населения для самостоятельного и под собственную ответственность решения вопросов местного значения.

Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации и в их звеньях (городах, сельских поселениях, административных районах) должно осуществляться с учетом исторических, природных, экономических, демогра­фических условий и особенностей, а также местных традиций.

Муниципальное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на их властную силу.

«Муниципальное управление» как комплексная дисциплина, изучающая муниципальное управление и закономерности его функционирования, с одной стороны, выступает как самостоятельная, а с другой стороны, она тесно связана с другими науками и опирается на полученные ими результаты.

Использование экономических наук дает возможность проводить экономические оценки деятельности органов муниципального управления, анализировать состояние экономической базы муниципального управления.

Исторические науки дают возможность охарактеризовать эволюцию муниципального управления, его условий и прогнозировать социальные процессы, происходящие в муниципальном образовании.

Социология вносит вклад в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов, без которых невозможно эффективное управление на муниципальном уровне.

Политология обеспечивает знаниями о политическом поведении населения, а также о взаимодействии местных органов власти с политическими партиями и движениями.

Муниципальное управление требует использования системного подхода.

Муниципальное управление как особая дисциплина имеет свои понятия, категории, свою терминологию.

Так, термины «муниципальный», «местный» применяются в отношении органов местного самоуправления на всех уровнях. Понятие «муниципальная собственность» характеризует собственность муниципального образования. Муниципальная служба - это профессиональная деятельность работников управления на постоянной основе в органах местного самоуправления.

Субъект муниципального управления – это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления.

Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами.

Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей. К примеру, говоря об эффективности муниципального управления, невозможно ограничиться лишь экономической эффективностью, оставляя вне рассмотрения социальную, «нравственную» эффективность тех или иных управленческих решений. При этом жители муниципального образования одновременно являются как объектом, так и субъектом управления по отношению к системе органов муниципального управления, так как население управляет своими делами или непосредственно (через выборы, референдум), или опосредованно (осуществляя контроль за деятельностью органов муниципального управления).

В настоящее время местное самоуправление в России находится, по существу, в состоянии перехода от системы «местных Советов» к системе местного самоуправления. В ходе формирования системы муниципального управления необходимо решение следующих основных проблем:

Рационального разграничения полномочий между федеральным, региональным и муниципальным управлением, и прежде всего в сфере бюджетных отношений и отношений собственности;

Совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления;

Создания эффективной системы подготовки кадров для работы в органах муниципального управления.

3)история развития государственного и муниципального управления.

Местное самоуправление и управление в России имеет свои особенности на различных этапах ее истории. В русских городах Х-ХII в.в. широкое распро­странение получило вече как высшая власть, наделявшая полномочиями глав­ных должностных лиц. Деятельность древнерусского веча обычно сводилась к призванию со стороны князя, к разработке законодательства, решению вопро­сов войны и мира

История местного управления в России XV - 1-й половины XVII в. под­разделяются на три эпохи:

1.Эпоха «кормлений» - управление через наместников в городах и волостелей в волостях - до 1-й половины XVI в.;

2.Земское и губное управление (самоуправление) - 2-я половина XVI-начало XVII в.;

· Приказно-воеводное управление в сочетании с самоуправлением(XVII в.).

Наместник, являясь представителем верховной власти, осуществлял од­новременно и судебные полномочия. Главное назначение наместников и волос­телей состояло в том, чтобы осуществлять связь населения с государством. Внутреннее управление, как правило, осуществляли выборные сотские и ста­росты. Кормленщики не только значительно превышали «нормы» взимания по­датей, но и подрывали влияние верховной власти, не проводя в жизнь ее уста­новки. Уже в конце XV в. судебные полномочия кормленщиков начинают по­степенно ограничиваться.

При Иване IV правительство делает следующий, важный и решительный шаг в деле реформы местного управления и суда. Наместники и волостели бы­ли заменены выборными земскими властями, старостами и земскими судьями, которым поручались суд по всем делам. Вместо «кормов» и пошлин они долж­ны были платить денежный «оброк» в царскую казну. Правительство назначало для каждого округа лишь общую сумму подлежащего уплате оброка, а затем посадские и крестьяне должны были разделять этот оброк между собой в соот­ветствии с имущественным цензом.

Развитие институтов самоуправления в России XVIII - 1-й половине XIXв. Вступление России в эпоху абсолютизма сопровождалось делением различ­ных групп населения в четыре сословия: дворянство, крестьяне, духовенство и городское население. Деление общества на сословия определяло наряду с об­щегосударственным централизованным управлением наличие и особого со­словного управления, в сферу которого входили некоторые аспекты ведения местного хозяйства.

В 1699 году городам было предоставлено право выбирать своих бурмист­ров, которые составляли ратушу, в которой поочередно председательствовали, занимались судейскими вопросами и собирали подати и доходы с торгово-промышленных обывателей. К концу царствования Петра I ратуши были пре­образованы в магистраты. В 1720 году Сенату было предписано учредить об­разцовый магистрат в Петербурге, который должен был устроить магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоуст­ройстве городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела подчи­ненных им городских обывателей.

Петр I провел новое административное деление страны, в результате чего Россия была разделена на 10 губерний. Во главе губерний стояли губернаторы, назначаемые царем. В их ведении было гражданское управление губерний, ко­мандование войсками, полицейские и некоторые судебные функции. Губернии делились на провинции, которыми управляли воеводы, а провинции - на дист­рикты, где управляли земские комиссары.

«При Екатерине II была проведена губернская реформа 1775 года. К кон­цу ее царствования в Европейской части России было учреждено 50 губерний, каждая губерния делилась на уезды с числом жителей от 20 до 30 тыс. человек. И в губерниях, и в уездах имелись три ряда учреждений: общая администрация, финансовое управление и судебные учреждения (отдельно для дворян, город­ских обывателей и казенных крестьян). Во главе губерний ставились наместни­ки, генерал-губернаторы или губернаторы, назначавшиеся верховной властью и обладавшие широкими полномочиями в сфере управления. В помощь губерна­тору в качестве совещательного органа учреждалось губернское правление, включавшее двух губернских советников, губернского прокурора и руководи­телей важнейших губернских учреждений. Во главе уездного управления стоял земский исправник, или капитан».

В 1785 году была издана «жалованная грамота дворянству», которая пре­доставляла дворянству целый ряд прав и преимуществ. Дворянские собрания избирали губернских и уездных предводителей дворянства, имели право делать представления правительству о своих пользах и нуждах. Однако их деятель­ность подвергалась тщательному контролю со стороны губернаторов.

При Николае I в законе 1838 года получили регламентацию органы кре­стьянского самоуправления. В каждом большом селении учреждались сельские общества. Их органами управления являлись сельский сход, сельское начальст­во (старшины, сотские, десятские, сборщики податей) и сельская расправа (первая инстанция сельского суда). В каждой волости, составленной из сель­ских обществ, учреждались волостной сход, волостное правление и волостная расправа (вторая инстанция сельского суда). В правление входили волостной голова и два заместителя - по полицейским и хозяйственным делам. В задачу крестьянского общественного управления входило «народоисчисление», кон­троль за делами веры, охрана общественного порядка, паспортный контроль, противопожарные мероприятия, управление хозяйством сельских общин, сбор податей и выполнение повинностей. Работа крестьянских органов контролиро­валась чиновниками от казны, громоздким бюрократическим аппаратом, со­держание которого возлагалось на тех же крестьян. Закон 1838 года не влиял на положение помещичьих крестьян. Помещик как собственник земли и крестьян выполнял полицейские и судейские обязанности в пределах своего имения.

Организация местного самоуправления после крестьянской реформы 1861 года. До эпохи Александра II все органы самоуправления в императорскойРоссии носили сословный характер.

К компетенции земских учреждений относились: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталами; устройство и поддержание местных путей сообщения; обеспечение продоволь­ствия, содействие в развитии местной торговли и промышленности, благотво­рительность, содействие в строительстве церквей и школ; здравоохранение; со­действие военным и гражданским властям в их местных мероприятиях; предос­тавление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах.

«Положение 1864 г. не включало земские учреждения в общую систему государственных учреждений страны, что снимало с бюджета существенное бремя. Служба в них была отнесена к общественным обязанностям». Должно­стные лица земских управ (председатель и члены) не пользовались правами го­сударственной службы. Земские собрания и управы не располагали собственной реальной властью, которая позволяла бы им строго следить за исполнением в уезде и губернии принятых постановлений. При неисполнении кем-либо воз­ложенных на него обязанностей земства могли требовать от местной полиции применения принудительных мер либо взыскивать с виновных через суд.

Министр внутренних дел лично осуществлял высший контроль за орга­нами местного самоуправления в масштабах страны; в губернии реализация этой функции возлагалась на губернатора. Начальник губернии и министр ут­верждали в должности соответственно председателей уездных и губернских земских управ. Министерство устанавливало правила о производстве дел в зем­ских собраниях. Ряд постановлений земских собраний не мог быть приведен в действие без утверждения сверху. Высший надзор за деятельностью земских учреждений осуществлял Правительственный сенат. Ему принадлежало право окончательного разрешения всех споров земских учреждений с местной адми­нистрацией, внешними органами государственного управления.

В 1870 г. было издано «Городовое положение», вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме уплачиваемых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. «Систе­му органов городского общественного управления составили:

1 Городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года;

2 Городская дума (распорядительный орган);

3 Городская управа (исполнительный орган)».

В задачи городского самоуправления входило решение местных культур­но-хозяйственных дел: внешнее благоустройство города, содержание городских коммуникаций, забота о народном продовольствии, образовании, принятие мер против пожаров, содержание благотворительных учреждений, музеев, театров, библиотек, больниц. Компетенция городского самоуправления строго ограни­чивалась пределами города и отведенных ему земель.

Земские и городские учреждения просуществовали в первоначальном ви­де меньше 30 лет, но успели принести немало пользы. Однако в развитии обще­ственного управления стала усматриваться угроза политическому господству дворянства, российская буржуазия активно вытесняла из земских и городских учреждений представителей дворянства, росло значение земской демократиче­ской интеллигенции.

12 июля 1889 г. было издано Положение о земских участковых начальни­ках, которое положило конец надеждам земских учреждений распространить свое влияние на волости.

В 1892 г. было принято Городовое положение, в котором установлен чрезвычайно высокий имущественный ценз городских избирателей. Таким об­разом, была завершена организация системы административно-хозяйственных учреждений при Министерстве внутренних дел, низшим звеном которой стали земства. Однако под влиянием неудач русско-японской войны и антиправи­тельственных демонстраций 12 декабря 1904 года правительство было вынуж­дено принять закон об учреждении Государственной думы, изданный 6 августа 1905 г. Таким образом, в России было учреждено народное представительство. Вместе с тем сохранение самодержавного характера власти сказалось на после­дующих событиях, приведших в Февральской революции 1917 г.

Анализ характера местного самоуправления (управления) в дореволюци­онной России позволяет сделать следующие выводы:

1. Местное управление (самоуправление) в России со времени Петра Iвыступало как три системы: бюрократическая, земская и сословная;

2. Демократичность местного самоуправления относилась прежде всего к дворянству как господствующему в обществе сословию;

3. Местное управление не было обособлено от государственного, его исполнительные органы представляли собой местные звенья единой вертикали управления, состоявшие из назначаемых чиновников. Основное отличие было в наличии выборных представительных органов;

4. Управление на всех уровнях характеризовалось ограниченностью полномочий представительной власти.

Конституция СССР 1936 года преобразовала местные Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. Съезды Советов были упразднены, Советы стали постоянно действующими ор­ганами власти. Все Советы избирались гражданами на основе всеобщего, рав­ного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Исполкомы ста­ли только лишь исполнительно-распорядительными органами.

В 1957 г. было принято постановление ЦК КПСС «Об улучшении дея­тельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». Права местных Советов расширялись в области планирования народного хо­зяйства, производстве и распределении продукции предприятий местной про­мышленности. Возросла роль областных Советов как высших звеньев системы местных органов власти.

Конституция СССР 1977 г. изменила название Советов на Советы на­родных депутатов. Все Советы составляли единую систему, которую возглав­лял Верховный Совет СССР.

Местные Советы являлись звеньями единой системы органов государст­венной власти. На них была возложена задача обеспечить экономическое и со­циальное развитие территорий, получили право рассматри­вать проекты планов предприятий и организаций вышестоящего подчинения, осуществлять контроль за соблюдением ими законодательства, координировать их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов и т.д. Конституцией была установлена обяза­тельность применения актов местных Советов, было зафиксировано право профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций участ­вовать в управлении государственными и общественными делами.

Однако на практике фактически верховенство в Советах принадлежало не представительным, а исполнительным органам. Исполнительные комитеты со­зывали сессии Советов, организовывали их подготовку и проведение. Испол­комы были вправе решать все вопросы, отнесенные к ведению Советов, они ко­ординировали деятельность постоянных комиссий. По существу аппарат как в советских, так и в партийных органах превалировал над выборными лицам в Советах.

Изучение исторического опыта местного самоуправления в России в со­временный период развития страны - необходимое условие для формирования эффективного управления на местах.

2. Основные принципы муниципального управления.

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой ме­стного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осущест­вляющих управление местными делами.

Принципы муниципального управления - общие и частные - вытекают из отношений управления и требований к процессу организации самоуправле­ния. Частные принципы относят к осуществлению отдельных функций управ­ления (принципы планирования, организации, мотивации и др.), а также к его отдельным сторонам (социально-экономической и организационно-правовой) и уровню управления (т.е. все формы муниципального образования).

В теории и практике муниципального управления общие и частные прин­ципы тесно связаны друг с другом, но имеют и самостоятельное значение. Принципы муниципального управления отражают требования объективных за­кономерностей и тенденций развития местной власти. Принципы являются тео­ретической основой формирования муниципальных образований и позволяют выяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и при­знаки.

1) Единоначалие и коллегиальность.

Сущность единоначалия заключается в том, что руководители конкрет­ного звена системы управления муниципальных образований пользуются пра­вами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Связано это с тем, что организация управления общественной жизнью муници­пальных образований невозможна без строжайшего подчинения воли всех уча­стников процесса системы муниципального управления воле одного лица - руководителя конкретного процесса муниципального управления.

Единоначалие как организационно-правовая форма руководящей дея­тельности относится ко всем звеньям и уровням системы муниципального управления.

В соответствии с этим принципом каждая совокупность видов деятельно­сти в процессе муниципального управления должна преследовать одну и ту же цель и иметь одного руководителя, наделенного определенными полномочия­ми. Следовательно, сущность принципа состоит в том, что в процессе управле­ния сотрудники должны получать приказания от одного руководителя, но это не значит, что все решения должны приниматься на высшем уровне.

Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных органи­зационных и социально-экономиических вопросов развития муниципальных об­разований. В то же время необходимы и единоличная ответственность, еди­ноличное распорядительство, чтобы не затягивать процесс выработки и приня­тия управленческих решений, важных для социально-экономического развития муниципального образования.

На основе принципа единоначалия строится деятельность органов в сис­теме муниципального управления. Использование коллегиальных начал допус­кается при подготовке проектов по формированию этих органов, выработке решений по наиболее важным проблемам управления местной жизнью. Прак­тика показывает, что единоначальная деятельность главы местной администрации может сочетаться с работой коллегии при главе местной администрации. В состав коллегии, выполняющей совещательные функции, входят руководители структурных подразделении местной администрации или иные сотрудники. Следовательно, органы местного самоуправления в своей деятельности руко­водствуются принципами единоначалия и коллегиальности. В любом случае данные органы наделяются соответствующими полномочиями для решения во­просов местного значения и несут ответственность в соответствии с уставами и закрепленными в них организационно-правовыми гарантиями.

Соблюдение правильного соотношения между принципами коллегиаль­ности и единоначалия составляет одну из важнейших задач системы управле­ния муниципальным образованием, от этого во многом зависит ее эффектив­ность и действенность. Особенностью использования коллегиальности в орга­нах системы муниципального управления, построенной на принципе единона­чалия, является то, что обсуждаемые этими органами рекомендации приоб­ретают силу решения и становятся обязательными для исполнения в случае со­гласия с ними руководителя-единоначальника и издания им соответствующего нормативного правового акта.

2) Законность.

Этот принцип выступает важнейшей гарантией муниципального управле­ния и является одним из основных конституционных принципов российской государственности.

Принцип законности требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона. Тем самым государ­ство признает и гарантирует, а также обеспечивает соблюдение законности в системе муниципального управления, т.е. речь идет о контроле государства за соблюдением органами местной власти правовых норм, а не о качестве реше­ний, принимаемых муниципальными органами власти по вопросам местной жизни.

Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц сис­темы муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. На практике для контроля за соблюдением законности принимаемых решений и действий прокурор или его заместители приносят протест на проти­воречащий закону правовой акт органу или должностному лицу системы мест­ного управления, которые издали этот нормативный правовой акт, или обра­щаются в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Прокурор и его заместители имеют право присутство­вать на заседаниях органов системы муниципального управления любого му­ниципального образования, участвовать в рассмотрении внесенных ими пред­ставлений и протестов.

Требования принципа законности должны быть отражены в уставе муни­ципального образования. Если устав муниципального образования противоре­чит Конституции РФ и законам, муниципальному образованию отказывают в государственной регистрации его устава.

3) Гласность.

Принцип гласности деятельности органов системы муниципальногоуправления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти. Принцип гласности способствует демо­кратизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу, а также позволяет гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы; права и свободы. Способы обеспечения гласности отражаются в нормах муниципального права и формируются в практике местного самоуправ­ления.

4) Государственная гарантия.

Этот принцип предъявляет требования к системе правовых гарантий за­щиты прав муниципальных органов управления. Следовательно, государство устанавливает правовые основы организации деятельности муниципальных ор­ганов управления, правовые гарантии финансовой, экономической и организа­ционной деятельности органов управления муниципальных образований, формирует механизм взаимодействия муниципальных органов управления с органами государственной власти. Конституция Российской Федерации обес­печивает судебную защиту прав муниципальных органов управления и устанав­ливает запрет на их ограничение.

Этот принцип обеспечивает:

Формирование правовой основы системы органов управления муници­пальных образований;

Организационно-методическую поддержку системы органов управления муниципальных образований;

Формирование системы государственного контроля за деятельностью ор­ганов системы муниципального управления;

Формирование финансово-экономических основ управления муниципаль­ных образований;

Формирование и поддержку информационного обеспечения системы ор­ганов управления муниципальных образований;

Создание системы работы с кадрами (процесс подбора, расстановки и пе­реподготовки кадров управления муниципальных образований

5) Участие населения в процессе управления муниципальным образованием.

Этот принцип позволяет совершенствовать систему органов управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятель­ностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу госу­дарственной и общественной жизни, расширять гласность.

Население участвует в обсуждении и решении государственных и обще­ственных дел, в планировании социально-экономического развития муници­пальных образований, в обсуждении и решении вопросов управления и исполь­зования средств, предназначенных для социально-экономического развития, а также социально-культурных мероприятий муниципальных образований.

Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности.

Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с насе­лением, их подконтрольность населению.

Устав муниципального образования регулирует процесс участия населе­ния в управлении муниципальным образованием через порядок отзыва, выра­жение недоверия населением, досрочное прекращение полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Эффективность и активность участия населения в процессе решения про­блем местного значения, а также контроль зависят от информированности гра­ждан о работе органов местного самоуправления и состояния муниципального хозяйства, а также от реализации принципа гласности муниципальной деятель­ности.

6) Комплексность.

«Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муници­пального образования и разработки рекомендаций по управлению им. Он пред­полагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Для этого использу­ются исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти же яв­ления».

Комплексное изучение явлений и процессов развития муниципального образования позволяет: повышать эффективность местного хозяйства, решать социально-экономические проблемы развития муниципального образования, проводить социально-культурные мероприятия, решать экологические задачи, а также рационально использовать трудовые, материальные, финансовые, при­родные и другие ресурсы, создавать необходимые условия для жизнедеятельно­сти населения муниципальных образований. Этот принцип предъявляет требо­вания ко всем функциям муниципального управления, обеспечивает необходи­мые условия для успешного решения вопросов местной жизни и достижения целей местного самоуправления, позволяет учесть интересы развития муници­пального образования как территории субъекта Российской Федерации.

7) Удовлетворение потребностей населения.

«Сущность этого принципа заключается в обеспечении условий жизне­деятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. Происходит это посредством организа­ции, содержания и развития соответствующих муниципальных предприятий, учреждений, организаций и служб».

Органы муниципального управления должны обеспечивать удовлетворе­ние основных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муни­ципальных образований, на уровне не ниже государственных социальных стан­дартов. Выполнение этих стандартов гарантируется путем закрепления средств в доходах местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отчисле­нием от федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерац

Принцип удовлетворения потребностей населения обязывает органы му­ниципального управления создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, деятельности учреждений культуры, средств мас­совой информации, организации зрелищных мероприятий, обеспечивать насе­ление услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, заботиться о санитарном благополучии населения, осуществлять социальную поддержку и содействие занятости населения, соблюдать меры противопожар­ной безопасности в муниципальном образовании, развивать сеть муниципаль­ных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образо­вания, обеспечивать снабжение топливом, утили­зацию и переработку бытовых отходов, организовывать транспортное обслужи­вание населения и т.п.

8) Сочетание отраслевого и территориального управления.

«На основе отраслевого принципа формируются отраслевые системы управления». Механизм управления формируется исходя из задач, особенно­стей и возможностей развития каждой конкретной отрасли. По территориаль­ному принципу создаются системы управления, объединяющие производствен­ные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического разви­тия для удовлетворения потребностей населения данного муниципального об­разования. Он призван реализовать социально-экономические возможности, вытекающие из территориальной организации хозяйства применительно к за­дачам, особенностям и возможностям соответствующих территориальных, хо­зяйственных систем.

Сочетание отраслевого и территориального принципов управления явля­ется ведущим в формировании систем и структуры муниципального управле­ния. Эффективность организации руководства территорией муниципального образования зависит от оптимального сочетания отраслевого и территориаль­ного управления в рамках единой муниципальной системы.

3.Методы

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления. Существуют следующие группы методов: экономические, административно-распорядительные и правовые, социально-психологические.

Каждая группа методов обладает определенным характером воздействия на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими методами, в правильном их выборе и сочетании, умении применить на практике.

Механизм муниципального управления подразделяется на несколько подсистем: организационную, экономическую, финансовую, бюджетную и др. Данные подсистемы между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены, составляя сложную интеграционную совокупность. Регулирование или совершенствование одной из них влечёт изменения в другой или цепную реакцию по всей муниципальной системе.

Каждому направлению муниципального управления, определяемого конкретным предметом ведения местного самоуправления, характерен набор функций управления и свой комплект инструментов реализации (перечень их не исчерпан) для решения задач, позволяющие выработать тактическую цель, управленческий алгоритм, выявить необходимое информационное и организационное обеспечение, определить задания для муниципальных служб и условия их реализации.

Совокупность методов управления получает статус подсистем обеспечения (экономическая, организационная, правовая, социально-психологическая) взаимодействия субъекта и объекта управления, в качестве которых выступают органы местного самоуправления и определённые виды целесообразной деятельности людей на территории муниципального образования.

К основным методам управления следует отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивным механизмам, например: программно-целевой, способствующий ускоренному развитию социально-экономической системы. /1, с.126/

Метод управления - это способ достижения целей управления.

Методы управления можно рассматривать с точки зрения их содержания, направленности и организационной формы.

В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом:

Методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе;

Методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.);

Методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.

Применение этих методов, используемых в сфере муниципального управления, помогает решать такие проблемы в муниципальном образовании, как поддержка социально незащищенных групп населения, безработица, решение национальных вопросов и т.д.

Отметим, что в практике управления все перечисленные выше методы управления находятся во взаимодействии. Нет плохих или хороших методов муниципального управления. Для каждой ситуации имеют место «свои» методы или свое особое сочетание методов управления.

Социально-психологические методы - это приемы и способы управленческих воздействий на коллективы, и отдельные личности, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии с целью повышения их трудовой и творческой активности.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой совокупность средств юридических (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления.

Экономические методы управления - это комплекс способов и приемов управления, основанных на использовании экономических законов и интересов. Цель этих методов - создать условия, заинтересовывающие производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Они призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

Заключение.

Итак, в ходе выполнения курсовой работы была достигнута ее цель – всестороннее исследование понятия и характеристики муниципального управления, а также целей, задач и методов муниципального управления. Было рассмотрено понятие и содержание муниципального управления, субъект, объект и специфика муниципального управления.

В работе представлены основные виды целей муниципального управления, образующие следующую структуру: социальные, культурные, экономические, производственные и организационные. Стратегические и тактические цели муниципального управления связаны с сохранением или повышением уровня и качества жизни населения муниципального образования. Оперативные цели же связаны с каждодневными и конкретными действиями по достижению стратегических и тактических целей. Кроме того, представлены требования, которые предъявляются к целям муниципального управления.

Что касается задач муниципального управления, то было выделено три уровня задач: стабилизация управляющих параметров, управление сферами жизнедеятельности и оптимизация функционирования муниципального образования. Основные задачи муниципального управления заключаются в удовлетворении потребностей населения в различного рода услугах, в реализации социально-экономического потенциала муниципального образования, в оптимальном сочетании местных и государственных интересов, в распределении социальных благ, в поддержании систем, обеспечивающих жизнедеятельность муниципального образования и обеспечении условий для производства благ в видовом, количественном и качественном отношении.

Далее в работе рассмотрены методы муниципального управления, целью которых является создание условий, заинтересовывающих производителя производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Методы муниципального образования призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий и организаций, всего местного сообщества и конкретного жителя.

В заключение следует отметить, что возможности решения тех или иных задач муниципального управления определяются ресурсами, которые можно направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от уровня экономического развития муниципального образования.

Список использованной литературы

1. Васильев А. А. Муниципальное управление: Конспект лекций – Н.Новгород: Издатель Гладкова О.В., 2008. – с.156.

2. Зотов В.Б. Система муниципального управления [Текст]: Учебник для вузов. – СПб.: Лидер, 2009. – с.493.

3. Можаева Н. Г., Богинская Е. В. Муниципальное управление [Текст]: Учебник для студентов. – М.: Гардарики, 2009. – с.254.

4. Тихомиров Ю. А. Муниципальное право [Текст]: учебник – М.: Норма, 2009. – с.460.

5. Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление [Текст]: Учебник. – М.:Юристъ,2008. – с.320.

6. Интернет-ресурс – http://www.twirpx.com.

7.Конституция Российской Федерации. М., «Издательство ЭЛИТ», 2007 – 32 с.

8.Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, № 31, ст. 3215.

9.Федеральный закон от 27.05.2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 01.12.2007) // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, № 22, ст. 2063.

10. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) и Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под общ. ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. – М.: Изд-во РАГС, 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Формирование умного управления -- цель модернизации

5. Российская система государственного и муниципального управления и ее кадры перед грядущими вызовами цивилизаций

Заключение

Список литературы

государственный муниципальный управление конкурентоспособность

Введение

Информатизация и виртуализация современного общества приводит к формированию совершенно нового социального пространства, что предполагает конструирование новых управленческих стратегий, реализуемых в ответ на процессы, происходящие во внешней среде. Это неизбежно приводит к необходимости смены парадигмы городского развития: индустриальные «фордистские» мегаполисы с преобладанием административной и производственной функции города перестают отвечать потребностям городского населения в условиях возрастающей конкуренции между городами за информационно-технологические, человеческие, природные ресурсы.

Развитие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) привело к пересмотру правил взаимодействия людей во всех сферах жизни, в том числе и в сфере государственного управления. «Виртуальный» аспект деятельности государства перестает быть чем-то новым и становится все более реальной и во многом даже традиционной практикой во многих странах мира.

Один из наиболее важных элементов «умного города» -- «умное управление» -- связан с идеей о том, что формирование «умной» городской среды зависит в первую очередь от качества подготовки специалистов сферы управления в городском пространстве. Развитие «умного города» на основе ИКТ предъявляет новые требования к условиям формирования и подготовки квалифицированных специалистов, к созданию предпосылок для его органичного включения в систему управления «умным городом», и, в первую очередь, к образовательному процессу. Из этого следует тесная связь «умного управления» городским пространством и системой образования, и, прежде всего, речь здесь идет о подготовке специалистов с высшим образованием, т.к. современный чиновник, управленец в «умном городе», должен обладать целым комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для принятия системных и обоснованных решений проблем городской жизни.

1. Формирование умного управления -- цель модернизации.

«Умное управление» -- это управление диверсифицированное. Делегирование функций и диверсификация власти являются основой социального взаимодействия социальных институтов в «умном городе», поскольку для перехода индивидуальных и групповых когнитивных и ценностных установок в интерсубъективную сферу важен разделяемый (общий) социальный контекст, формируемый различными практиками институционально-личного взаимодействия государства и граждан.

Формирование новой городской структуры предоставляет широкие возможности для использования инноваций. Тем не менее, было бы ошибочным думать, что «инновационность» в данном случае может относиться только к отдельным техническим решениям.

Специалисты в области урбанистики сформировали три основные сферы, в которых инновационный подход даст серьёзный толчок к качественно новым изменениям городской среды. Прежде всего, современному мегаполису нужна инновационная, «умная» экономика, которая включает в себя формирование новых кластеров роста, новых экономических зон и активное развитие городских районов, ранее считавшихся депрессивными. Вторая сфера применения инноваций - это «умная» инфраструктура. Сюда входит развитие «зелёного», экологически чистого общественного транспорта, создание современной системы мониторинга ситуации на дорогах и в целом оптимизация дорожно-транспортной структуры города. Осуществить всё вышеперечисленное поможет третья сфера применения инноваций - «умное» управление:

– открытость всех городских данных, активное участие населения в развитии города и открытое обсуждение всех инициатив и новых направлений городского развития с местными жителями;

– максимальное использование информации с мобильных источников и их аналитическая обработка;

– персонализация цифровых услуг, повышение «цифровой» культуры населения и, как следствие, его вовлеченности в принятие управленческих решений в области городского развития;

– правильный выбор правительством приоритетных направлений развития города: точечный отбор наиболее эффективных инновационных решений, дающих максимальный эффект для модернизации городской среды при минимальных затратах.

– создание благоприятной среды для бизнесменов и предпринимателей, расширение частногосударственного партнерства в реализации проектов городского развития.

Выделяются несколько основополагающих принципов управления городом, среди которых? активное использование информационных технологий в городской среде, участие населения в обсуждении решений городской администрации, эффективное использование информации с мобильных устройств для регулирования ситуации на дорогах города.

Особо подчеркивается необходимость открытия всех данных, связанных с принятием решений, направленных на городское развитие, в т. ч. в интересах бизнеса и стартапов, которые смогут предлагать свои решения и услуги.

2. Внедрение инноваций в государственное и муниципальное управление

Необходимость привнесения инноваций в экономическую и социальную сферу российского общества -- актуальный вопрос современности, обсуждаемый на всех уровнях власти. Очевидно, инновационное развитие -- один из приоритетов в российском обществе, по крайней мере, на ближайшее время.

Необходимо отметить, что в российской традиции еще не выработана единая трактовка термина «инновация». Первая точка зрения на этот термин определяет инновацию как нововведение преимущественно техническое, само понятие рассматривается не с гуманитарной точки зрения.

Предполагается, что люди, прежде всего, являются проводниками, сопроводителями инноваций в жизнь, а не ее реализаторами. В частности, существует мнение, что государственная инновационная политика в регионе реализуется в формах поддержки, которые включают в себя государственное финансирование, программно-правовое обеспечение, информационное обеспечение, развитие инфраструктуры, подготовку и поиск кадров.

Другая точка зрения основывается на том, что понятие инновации гораздо шире и распространяется и на гуманитарную сферу. Согласно этому подходу, инновация -- преобразование идеи или теорий в конкурентный продукт или услугу, развитие нового или усовершенствованного процесса производства и распределения, новый способ оказания социальных услуг. В рамках данного подхода инновация возможна и в сфере обслуживания, и в организационной структуре конкретной организации. Такое определение более предпочтительно, поскольку более точно отображает современные требования, предъявляемые к продукту или услуге, появляющимся на рынке.

Употребление такого понятия инновации позволяет говорить о человеческом потенциале, как главном факторе развития муниципального образования, о его использовании в качестве основного ресурса в муниципальном управлении.

Именно государственные и муниципальные служащие обладают наивысшим потенциалом для внедрения положительных инноваций. Кому, как не контролерам норм вводить новые нормы? И если эти нормы окажутся удачными, то быстрее всего они распространятся именно через сферу государственного и муниципального управления, поскольку большая часть населения взаимодействует с государственными и муниципальными служащими. Поэтому ключевым вопросам становится кадровый. Только образованный, грамотный и разделяющий основный ценности общества чиновник способен отделить позитивные инновации от негативных, не хвататься за каждое нововведение, как революционное, а взвешенно и постепенно вводить в общество новые нормы гражданского и экономического поведения. Кроме того, каждый государственный и муниципальный служащий должен обладать чувством глубокой ответственности и быть способным принимать самостоятельные управленческие решения. Он должен видеть в своих публичных полномочиях не личную выгоду, а обязанность. Подготовка качественных кадров для государственной и муниципальной службы -- важнейшее условие внедрения инноваций в российское общество на данном этапе развития.

Введение инноваций в сфере государственного и муниципального управления на данный момент является крайне актуальным. Но для успешной реализации подобных намерений необходимо четкое понимание целей нововведений, а также грамотная команда ис- полнителей-реализаторов подобных начинаний.

Система государственного управления и предоставления государственных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требованиями инновационного развития.

3. Значение современных информационных технологий для управленческой практики

Основополагающим принципом управления является необходимое количество достоверной информации, переработанной и освоенной на современной технической основе, достаточной для принятия управленческих решений и осуществления разносторонних мер контроля за их реализацией.

Для осуществления управленческих функций на местном уровне сегодня, как никогда раньше, необходима научная информация, причем ее характер зависит, прежде всего, от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции субъектов муниципального управления. Необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Поскольку управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей -- непременных компонентов любой общественной системы, -- управление обязательно предполагает сбор, переработку и духовно-культурной социальной информации, касающейся состояния отношений групп людей -- социальных организаций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Необходима специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя информация о состоянии местного управления, призванного регулировать местные организационные отношения, поднимать ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности.

Особенно важное значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления, включающая в себя два типа потоков: циркулирующие по каналам прямой связи от субъекта к объекту (прямая информация) и циркулирующие по каналам обратной связи от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление к объекту различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации -- поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Разработка системы мер, расширяющих возможности наиболее эффективного использования информации, -- важное условие успеха в муниципальном управлении. Среди этих мер первостепенное значение имеют тщательная подготовка субъекта управления к восприятию, оценке информации, выработка умения оценить ее социальную значимость, выбрать из потока информации наиболее значимую, социальную, поскольку информация этого типа неоценима в управлении, ее сбор и обработка немыслимы без применения современных технических средств.

Таким образом, компьютерная техника как орудие переработки и анализа информации открывает принципиально новые возможности для оперативной обработки больших объемов информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденции и закономерности развития местного сообщества и тем самым успешно решать управленческие задачи на этом уровне управления.

В целом информационные технологии коренным образом преобразуют интеллектуальный потенциал муниципального управления.

Именно информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать мировые, национальные и региональные информационные ресурсы общества, которые сегодня становятся таким же стратегически важным фактором развития местного сообщества, как полезные ископаемые, энергия, материальные и людские ресурсы. Они помогают оптимизировать (а во многих случаях и автоматизировать) разнообразные информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в различных сферах социальной активности местного сообщества.

4. Учет факторов и источников развития конкурентоспособности государственного и муниципального управления в России

Проанализируем положение России в рейтингах, характеризующих качество государственного управления и успешность страны на международном уровне. Для этих целей закономерным представляется рассмотреть рейтинги ВЭФ и IMD и оценить на их основе конкурентоспособность РФ в мировой экономике (см.рис. 1).

Рисунок 1 Конкурентоспособность России в 2014 г. в соответствии с рейтингом глобальной конкурентоспособности

К сильным сторонам относятся большой объем рынка, хорошее развитие макроэкономической среды, развитость инфраструктуры, достаточно высокий уровень высшего образования и профессиональной подготовки и неплохой инновационный потенциал.

К слабым сторонам можно отнести недостаточное развитие институтов, финансовых рынков, низкая эффективность товарного рынка и низкий уровень модернизации оборудования.

Сравнивая результаты России по индексу глобальной конкурентоспособности ВЭФ и индексу конкурентоспособности стран IMD, можно выявить как сходства, так и различия в оценках. Так, обе организации отмечают в качестве сдерживающих факторов повышения конкурентоспособности РФ недостаточное развитие институтов, финансовой системы и неэффективность законодательства.

Рисунок 2 Показатели конкурентоспособности РФ по IMD

Также мнения экспертов двух организаций совпадают в отношении оценки таких положительных факторов конкурентоспособности РФ, как благоприятная макроэкономическая среда и достаточно развитая инфраструктура. Различие состоит прежде всего в том, что IMD в целом оценивает конкурентоспособность России более высоко, чем ВЭФ.Причина этого может заключаться в том, что индекс глобальной конкурентоспособности формируется в значительной мере на основе опроса руководителей компаний - участников ВЭФ, что вносит большую субъективную составляющую. Так, в целом не очень благоприятный имидж России в мире не способствует объективности ее оценки при опросе. Кроме того, состав участников ВЭФ каждый год меняется, что также может оказывать влияние на определение индекса.Эффективность государственного управления в России является не удовлетворительной ни по одному из показателей. Россия в рейтингах расположена рядом со странами Восточной Европы (Венгрия, Литва, Молдова) или Африки и Азии, которые являются аутсайдерами по большинству показателей.

5. Российская система государственного и муниципального управления и ее кадры перед грядущими вызовами цивилизации

В стратегическом прогнозе до 2020 года, подготовленном разведсообществом США, проблема качества российского государственного управления выделяется в качестве главной проблемы для России.

Прекратив свое существование в качестве члена СССР, Россия во многом сохранила всю систему государственного управления, характерную для него. Неэффективность этой системы и стала одной из главных причин прекращения существования СССР. Следовательно, проблема повышения качества государственного управления существует на протяжении длительного периода времени, влияя на положение России на международном уровне.

На пути повышения качества государственного управления первоочередной к решению является проблема низкого профессионализма служащих органов государственной власти. Профессиональный опыт и глубокие знания, играющие огромную роль в повышении эффективности государственного управления, накапливаются в течение длительного времени. Следовательно, этой группе рекомендаций необходимо уделить наибольшее внимание.

Повышение профессионализма госслужащих можно подразделить на несколько последовательных действий. В первую очередь необходимо осуществить создание бизнес-школ, благодаря которым наука и практика государственного управления в России поднялась бы на более высокий уровень. Помимо создания новых учебных заведений, необходимо реформирование существующих высших школ. Реализация этих рекомендаций обеспечила бы повышение уровня профессионализма молодых специалистов, да и всей отечественной науки управления в России, что является платформой для дальнейших преобразований.

Таким образом, применительно для России представляет важность создание реестра должностей государственной службы для соответствия полномочий и кадрового потенциала органов исполнительной власти, а также переход к эффективному контракту с государственным служащим, при котором базовый компенсационный пакет формируется с учетом состояния рынка труда, а премиальная часть напрямую учитывает результаты индивидуальной деятельности.

В России в соответствии с Указом Президента РФ в 2012 г. был утвержден план разработки профессиональных стандартов, а также разработка до 2015 г. не менее 800 профессиональных квалификационных стандартов. Применение данных стандартов будет закреплено за Министерством труда России совместно с заинтересованными общероссийскими объединениями работодателей и профсоюзов.

Таким образом, в России в перспективе будет существовать система критериев оценки госслужащих с целью повышения их профессионального уровня, активизации их мотивации, возможности контроля профессионализма, поддержки и улучшения стандартов качества.

Следующим шагом является обеспечение мобильности кадров, по мнению А.И. Турчинова, в демократическом обществе государственная кадровая политика должна выступать прежде всего как важнейший управленческий ресурс государства, как инструмент динамичного общественного развития. Только ориентация на общенациональные интересы делает государственную кадровую политику адекватной задачам общественного развития.

Однако, недостаточно только отслеживать количественные и качественные характеристики кадрового потенциала страны. Надо научиться создавать условия для его реализации. Именно в этом и заключается основной смысл деятельности государства в данной сфере.

Заключение

Обеспечение высокой эффективности государственного управления экономики России должно быть одной из ведущих задач государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы.

Выход на путь устойчивого развития экономики и благосостояния общества способна обеспечить реализация рекомендаций, разработанных по каждой из вышеперечисленных проблем, однако, ситуация, сложившаяся в России, требует применения радикальных преобразований для того, чтобы в конечном итоге, достигнуть целей, стоящих перед государственным управлением любой страны - высокий уровень жизни и удовлетворенность населения, проживающего на его территории, а также успешность страны на международном уровне, что подразумевает собою конкурентоспособность.

Список литературы

1. Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика / Лобанов В. В. СПб.: ПИТЕР, 2004. 448 с. 3.

2. Кравченко А. И. Социология / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. СПб.: ПИТЕР, 2006. 432 с. 5.

3. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебное поспобие / А. Н. Олейник. М.: ИНФРА-М, 2005. 416 с. 8.

4. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран. URL: http://www.gmu-countries.ru/europa/uk/uk-gs.html.

5. Итоговый доклад/ Стратегия 2020. URL: http://2020strategy.ru/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты государственного и муниципального управления. Анализ деятельности органов государственного и муниципального управления в России (IX-XVIII веков). Основные факторы, обусловившие неизбежность реформы центрального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Природа и характеристики государственного и муниципального управления. Понятие и особенности публичной власти. Государственная власть. Государственное и муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Характеристика принципов их соотношения.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Определение понятий "система государственного управления" и "местное самоуправление". Важнейшие элементы кадровой политики. Недостаточная квалификация специалистов - как основная проблема в системе государственного и муниципального управления.

    эссе , добавлен 09.11.2010

    Роль информатизации в решении социально-экономических задач развития регионов. Цели создания правительственных веб-сайтов. Повышение эффективности работы органов государственного и муниципального управления с помощью современных информационных технологий.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2012

    Объективная детерминация государственного и муниципального управления. Состав и организованность субъективного фактора, его влияние на государственное и муниципальное управление. Нормативно-правовое регулирование деятельности государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    Организация аппарата государственного и муниципального управления. Понятие и характеристики, основные виды органов государственного управления и способы их формирования. Политический механизм системы государственного и муниципального управления.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2017

    Сущность государственного управления. Методы государственного и муниципального управления. Особенности органичной и догоняющей модернизации, их достоинства и недостатки. Специфика модернизации государственного и муниципального управления в России.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2017

    Особенности законодательства в области информатизации деятельности органов государственного управления России на современном этапе. Проблемы внедрения информационных технологий Интернет в деятельность Муниципального образования "Оренбургский район".

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Система муниципального управления, ее элементы, основные принципы. Вклад социологии в теорию и практику муниципального управления через изучение функционирования общественных институтов. Вопросы местного значения, факторы их типологии и классификации.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2014

    Муниципальное управление в системе и структуре государства, зарубежный опыт его организации. Применение механизма муниципального управления в сфере развития здорового образа жизни среди жителей муниципального образования городского округа Фрязино.