Букварь ссср. Из истории букварей. Букварь "Родной мирок" В. Руднева

Года два назад ко мне в руки попал старый букварь (рисунок слева).

В букваре не хватало страниц, из некоторых страниц варварски были вырезаны изображения, но позволить выбросить этот раритет я не смогла. Так он и живет с той поры на одной из книжных полок у меня дома.

Но я-то хорошо помню, что обложка моего букваря, по которому я училась читать, была совсем другой (рисунок справа).

Поэтому вполне закономерно у меня возник вопрос – какие вообще буквари были в России? Масштабность проблемы помог мне решить Его Величество Интернет. Начнем с самого раннего букваря, информацию о котором мне удалось найти на Федеральном портале Российского образования.

Букварь Ивана Федорова


Букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк.

Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.

Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

Букварь Василия Бурцова


Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова. Выпущен Московским печатным двором 20 августа 1634 года.

Среди более 17-ти изданий книг его букварь отличается особым изяществом и простотой. По традиции книга небольшого размера.

В отличие от Ивана Федорова Бурцов использовал красный цвет, выделяющий буквы, слоги и названия разделов букваря.

Особое внимание уделено шрифтам и графическому оформлению, построение каждой страницы четкое, продуманное. Составлен букварь по образцу федоровских азбук


"Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким в 1679 г.

Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Также как и у Бурцева, красный цвет использован в буквицах, инициалах, начальных слогах, названиях частей книги. При таком большом объеме выделение цветом помогало лучше ориентироваться

Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

Рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, Карион Истомин поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваря получили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

Краткая
справка
Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем. Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе.

Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей (в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Печатное издание «Букваря» толщиной в 44 листа, вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров.

Азбука в картинах Александра Бенуа

Созданная в 1904 году веселая и добрая книга, в которой в отличие от букваря нет слогов и слов. Только краткие пояснения под иллюстрациями, но какими роскошными! Александр Бенуа иллюстрировал азбуку картинами на тему театра, истории, жизненных ситуаций и сказок и своих воспоминаний. Посмотреть полную коллекцию иллюстраций азбуки можно на сайте " Библиотекарь.Ру "


Своей азбукой Бенуа положил начало новому направлению книгоиздания – детским иллюстрированным книгам. Через несколько лет, в 1911 году, Мстислав Валерианович Добужинский начинает работу над своим вариантом азбуки, которая называется «Азбука мира искусств». Иллюстрация к букве «А» в этой азбуке посвящена Александру Дюбуа.

Букварь "Родной мирок" В. Руднева

В букваре В. Руднева "Родной мирок" (1907 год издания) есть и сам букварь как таковой, и прописи (в самом начале) и даже «Книжка для чтения». Заканчивает букварь несколько страниц с письменными упражнениями. Получается уже почти готовый учебник. Полистайте при желании отсканированный вариант на сайте научной педагогической электронной библиотеки


Что меня поразило больше всего – в конце букваря есть целых две страницы с молитвами!

"Военный букварь" 1919 года и "Азбука красноармейца" 1921 года

В первые годы советской власти одной из первоочередных задач была борьба с безграмотностью. Именно тогда возник термин "ликбез", именно тогда за парты сели взрослые дяди и тети.


А для бойцов Красной Армии был изданы специальный "Военный букварь" и "Азбука красноармейца".

Изображения в них похожи на агитплакаты и по идее авторов должны не только научить читать, но и привить революционный дух в бойцах.

В 1919 году в типографии Строгановского училища издается еще одно патриотическое пособие для бойцов – "Советская азбука", страницы которой оформлял В.В.Маяковский.

Под каждой буквой алфавита, изображенной в виде рисунка - карикатуры, помещена злободневная частушечная подпись. Дерзкая и злободневная, "Советская азбука" была написана Маяковским, по его собственным словам, для армейского употребления: "Там были такие остроты, которые для салонов не очень годятся, но которые для окопов шли очень хорошо".

Размеры азбуки 24,5см на 19,2см (сравнимо с размерами современного планшета), напечатано все издание на очень ломкой бумаге в целях экономии и массовости. Несмотря на большой тираж, она стала редкой, поскольку раскрашенная часть тиража бесплатно выдавалась уходящим на фронт красноармейцам и курсантам и не сохранилась.

"Долой неграмотность: Букварь для взрослых"

Книга считается первым советским букварем для взрослых, изданным в 1919 году и изобилует актуальными для того времени лозунгами. Букварь и звестен благодаря фразе: "Мы не рабы, рабы не мы", бывшей символом эпохи, когда в советской России в массовом порядке ликвидировалась безграмотность.

Фраза представляет собой словесныйпалиндром, то есть может читаться как слева направо, так и (по словам) справа налево. Ее автор - составитель учебника Александр Яковлевич Шнеер. На рисунках ниже – добавление к букварю в виде плакатов.

Азбука в 36 рисунках Владимира Конашевича


Раз уж зашел разговор об азбуках, не могу не рассказать о замечательной азбуке Владимира Конашевича. Этот художник рисовал иллюстрации к книгам Маршака, Хармса, Зощенко.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и очевидно он считал, что пора уже знать буквы».

Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

В азбуке есть и старое и новое написание букв, а также не забыты и непривычные нам буквы «фита» и «ижица» . Мне нравятся эти иллюстрации, а вам?

"Русский букварь" Василия Порфирьевича Вахтерова

Нашла я упоминание о нем на сайте Тарской центральной районной библиотеки . Прогуляйтесь по ссылке, там можно увидеть другие не менее интересные старые книги.

Фото экземпляра, сохранившегося значительно лучше (переиздание 1944 года в Праге), взято с сайта букинистических книг .

Издание интересное тем, что буквари известного педагога Василия Порфирьевича Вахтерова (1853-1924) выдержали более ста изданий в дореволюционной России. Эта книга учит детей уже новой орфографии (лишь полтора листочка в конце букваря посвящено старой орфографии). По всем текстам расставлено ударение.

Издание представляет историческую ценность как вышедшее на оккупированной гитлеровцами территории компактного проживания белоэмигрантов.

Букварь "Пионер" И. Сверчкова


Букварь Афанасьева "Читай. Пиши. Считай"

В основу обучения детей Петр Онисимович Афанасьев, крупнейший в то специалист по начальному обучению, положил метод цельных образов. Сейчас бы мы это назвали эйдетическим восприятием, а тогда, в 1925 году, букварь был прогрессивным, так как учил и считать и включал в себя элементы прописей, появившихся позже.

А еще, в самом конце букваря, я увидела «Наставление к игре в домино» и ноты «Интернационала»)) Если хотите – можете тоже полюбопытствовать (файл pdf , открывается для просмотра). На титульном листе - дарственная надпись автора с его автографом.

Лётчикам в полёте - Тем, кто в небе На работе!

Тем, кто у печей,- Нет работы горячей!

Трактористу -

Слава в поле,

А твоя работа В школе.

Труд твой Тоже на виду.

Честному труду!

Козлята и волк.

Жила-была коза. У неё было семеро детей. Сделала она себе избушку в лесу. Каждый день уходила коза за кормом в лес. Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не открывать...

Когда собака подойдёт к болоту, то чибис слетает с гнезда и заманивает за собой собаку. Он бегает перед самой собакой. Собака бросается за ним, хочет поймать. А чибис отводит собаку от своего гнезда.

Дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Юра и Юля играют в шахматы:

А я знаю другую игру!

Учёный сын.

Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал: «Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне». А сыну не хотелось работать, он и говорит: «Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл. Что такое грабли?» Только он пошёл по двору, наступил на грабли. Схватился за лоб и говорит: «И кто тут грабли бросил?»

Поиграем в эхо.

Когда вы ходили в лесу или вечером на речку, то слышали эхо. Вы кричали, а эхо вам отвечало, и вы слыхали лишь конец слова.

Попробуем поиграть в эту игру.

Машина - шина.

Смех - мех.

Коса - оса.

Экран - кран.

Олень - лень.

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты.

Где обедал, воробей?

Где обедал, воробей?

В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва

За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы. Ел морковку у слона.

С журавлём поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Старик сажал яблони.

Ему сказали:

Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.

Один льёт, Другой пьёт, Третий растёт.

Летом вырастают, Осенью опадают.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Зимние гости.

Опустели поля, леса, парки, сады. Словно пух, летит, порхает первый снег. Покинули родные места зяблики.

Холодно им и голодно.

Скоро появятся зимние гости - красногрудые снегири.

Пошли дети на гору, взяли салазки, сели на них верхом. Гора была очень скользкой. Салазки пошли шибко, задели другие салазки и вывалили всех ребят.

А. С. Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский писатель. Весь мир знает имя Пушкина, читает его произведения. А. С. Пушкин - слава и гордость нашей Родины.

Знаете ли вы, из какой сказки Пушкина эти строки:

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые...

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах...

Один юзер писал :

- Неужели азбуку печатали за границей? Я всегда считал, что в СССР с полиграфической промышленностью все было хорошо... Молодцы немцы - везде успевали. И для себя старались, и нам помогали


Я тоже ломала голову - почему в азбуке и букваре разный порядок букв?))


lybimye_knigi
Для меня по-прежнему остается загадкой, где эта азбука применялась - в школе или садике? Помню свой синий букварь, его нам дали сразу в первом классе, у меня даже мое фото с ним за партой сохранилось. Азбуку тоже помню, но вот когда мы по ней учились? Обе книги одинаково учат чтению, зачем надо было дублировать?

elenka_knigolub
Думаю, что эта Азбука предназначалась для занятий детей с родителями или в детском саду.
Посмотрела сейчас Букварь - он сложнее: там уже и гласные/согласные, твердые/мягкие звуки, письмо, шарады, ребусы, и вообще он был утвержден Министерством Просвещения РСФСР, в отличие от Азбуки.
А эта Азбука, кстати, содержит помимо буквенного раздела, еще и материалы для обучения счету, а также посвященные детскому творчеству.

Для желающих "полистать" Азбуку в онлайне -

Букварь, 1987 год

Почти все советские дети учились по этому букварю.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Букварь 1970 год.

Первоклассникам 70-х годов повезло меньше - обложка "Букваря" образца 1970 года была более проста и лаконична. По нему я училась в первом классе в 1984 году.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. Печатали в ГДР. А все же почему? И "Кто такой? Что такое?" в двух томах тоже некогда печатали в ГДР.

У меня и мужа в детстве был такой учебник из двух частях, по которому нас учили русскому языку.
Предназначен для подготовительных и первых классов национальных школ, а также для иностранцев, начинающих изучать русский язык.

Русский язык в картинках .

Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Старая редакция учебника. 1971 год.

У меня такой был. Вторая часть не найдена.

1.


2.


3.


4.На страницах учебника отражен советский быт 60-годов.


5. Обратите внимание - плита на дровах.


6.

Эти издания были у меня и мужа. Любили их листать в детстве - смотреть на картины и пытаться читать слова.

1982 год. Первая часть

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.Для меня этот огород был как живое существо)

14. Идеальный семейный обед. Опять бабушка жарит, мама варит суп.


Вторая часть.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Плита газовая. Советский быт конца 70-х и начала 80-х годов.

10.

11.

12. Советский супермаркет, а раньше это универсам по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков. Магазин самообслуживания.

13. А небольшой торт оказался знаком - это "Сказка"!

14. И по сей день об этом вспоминаем, когда общаемся в Интернете - на форумах, в чатах: одни ложатся спать, а другие еще на работе.

17.

Мне всегда нравились иллюстрации в этом стиле. Эмоциональные. Животные как люди. Такие картины во всех учебниках и в пособиях для внеклассной работы. Долгое время я не могла найти фамилию художника. Методом исключения я предположила, что это Е.В. Викторов. О нем не нашла в Интернете. Может, кто-нибудь из читателей о нем знает?

Е.В. Викторов создал обложки и для тетрадей по математике.

Наверно, это одна из первых работ художника. Учебник "Родная речь. 1 класс" 1975 год.

А какие были первые советские азбуки?

26 декабря 1919года был издан декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР. Среди пунктов декрета был такой:
8. Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности.
Значит, все умеющие читать и писать были обязаны обучить неграмотных, а те - ходить в школу. Видимо, в некоторых семьях не разрешили девочкам и женщинам идти в школы - мол, это не бабское дело.

Впрочем...
5. Обучающимся грамоте, работающим по найму, за исключением занятых в милитаризованных предприятиях, рабочий день сокращается на два часа на всё время обучения с сохранением заработной платы.

Полный текст декрета -

1.


2.

3.


4.


5.

6. Только при советской власти женщины могли научиться читать и писать - ведь считалось, что "баба" не способна к учёбе.

Букварь для взрослых "Долой неграмотность" (1920), начинающийся лозунгом "Мы не рабы. Рабы не мы",

1.


2.


3.


4.


5.

Были и другие - "Рабоче-крестьянский букварь", коммунистический букварь "Грамотный красноармеец" и "Антирелигиозная азбука" (1933).

Азбука революции, 1921 г.

Серия плакатов "Азбука революции", выполненная украинским художником Адольфом Страховым, была впервые издана в 1921 году. Главная тема этого комплекта - жизнь молодой Советской республики в первые послереволюционные годы. "Азбука революции", не смотря на не вполне совершенную литературную форму своих стихов-подтекстовок, явилась значительным явлением в агитационном искусстве 1920-х годов и впоследствии - в 1969 году - была переиздана Киевским издательством "Мистецтво".

Продолжение азбуки -

Антирелигиозная азбука. Вряд ли для первоклассников.

УТИЛЬБЮРО ИЗОГИЗА.
Москва 1933 Ленинград.
Художник Михаил Михайлович Черемных.

- В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу. Никакого креатива, исполнение - так себе. А тут - целая азбука с приличными и выразительными (говорю как специалист) иллюстрациями!
- "В наше время в России не способны создать какую бы то ни было толковую социальную рекламу" - в наше время все сильно "поумнели" и чуть что, так кидаются своими правами. Поэтому хорошей социальной рекламы вы не увидите..

1.

2.

3.

4.

Ну кто мог подумать, что доживем до времен, когда подобная картина снова станет актуальна.

5. Чем Ганди не угодил советским большевикам?

- Ну, видимо, во время его политических манёвров, возникала в его адрес различная критика.
- Это же коммунисты, они всегда за границей видели только врагов, вот и против Индии, равно как и против других стран, народ настраивали..
- Почитайте историю. СССР всегда старался поддерживать дружеские отношения с Индией, как с революционной страной, восставшей против ига английских колонизационных сил.
- Зря они так про Ганди.


6.
- Насколько я помню, Форд поддерживал фашистов во времена третьего рейха, вот его и приписали в эту азбуку

- Они его сюда его приплели только потому что так называемый фордовский конвейер в понимании коммунистов является наиболее выраженной формой эксплуатации, где личность человека при производстве какого либо предмета не имеет ни малейшего значения.


Продолжение букваря в

Была "Советская эротическая азбука", созданная в 1931 году будущим народным художником СССР Сергеем Дмитриевичем Меркуровым (1881—1952). Интересно, что автор этой азбуки был скульптором-монументалистом, автором многочисленных монументов Иосифу Сталину (в том числе трех крупнейших на территории СССР) и Ленину, а также надгробных памятников у Кремлевской стены — Ф.Э. Дзержинскому, А.А. Жданову, М.И. Калинину, Я.М. Свердлову, М.В. Фрунзе.

Азбука Владмира Конашевича - на этот раз для детей. Без революционных лозунгов.

Как вспоминала дочь художника, «Азбука» родилась из писем, которые Конашевич писал жене: «Папа писал маме письма, а мне присылал картинки. На каждую букву алфавита. Мне было уже четыре года, и, очевидно, он считал, что пора уже знать буквы. Позднее эти картинки были изданы под заглавием «Азбука в рисунках Вл. Конашевича».

Издательство: Тв-во Р. Голике и А. Вильборг
Место издания: Петроград
Год издания: 1918

Интересно, твердый знак на конце слов отсутствует в азбуке, но сохранились буквы - фита и ижица.

1.

2.

3.

4.

5. Два варианта правописания - старое и новое.

6.

Полностью азбука -

Букварь 1937 год

Время такое, что надо славить вождей и дорогих товарищей чуть ли не на коленях...

И.С. Беляев. Букварь.1943г.

Госиздат К-ФССР.

Видный деятель народного образования Карелии. На преподавательской работе с 1930 по 1940г. с 1940г - заместитель наркома, а с 1944г. по 1951г. - нарком - министр народного просвещения К-ФССР. В 1944-1949гг. многое сделал для восстановления школьной сети Карелии. Заслуженный учитель Карелии, кандидат педагогических наук, автор более 20 учебников. Несколько учебников было им подготовлено и в годы войны.

После войны.

"Азбука", 1970 год .

Изд-во "Просвещение", издание десятое. Авторы: Воскресенская А.И., Редозубов С.П., Янковская А.В.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.Мама работает дома - кем?

9.

10.

А это букварь для детей с ограниченным слухом. Глухонемыми называли детей с 2-4 степенью тугоухости и с полной потерей слуха.Тогда не было специальной аппаратуры (наушники и микрофоны) и мощных слуховых аппаратов, которые бы помогли детям с 2-4 степенью. Не было современных методов обучения речи детей. Поэтому их учили писать грамотно, читать по губам - если не может сказать, то пусть напишет на бумажке. И читать книги - источник знаний. Дактильная азбука и жестовой язык в то время были, но сурдопереводчиков не очень много, в основном это слышащие дети глухих родителей, потерявших слух после болезни (приобретенная ненаследственная глухота)

Зыков С.А. Букварь для школ глухонемых

Издательство: Гос. учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Год: 1952

Настоящий букварь построен по звуковому (аналитико-синтетическому) методу. Обучение по нему рассчитано на полтора года. С целью поддержания интереса учащихся в букваре даны упражнения-игры, тексты сопровождаются иллюстрациями. Для развития чувства ритма в букваре помещены короткие стихи. При чтении по букварю дети знакомятся с такими понятиями по грамматике, как единственное и множественное число существительного, настоящее и прошедшее время глагола, мужской и женский род глагола, образование слов путем прибавления приставки и т.д.
Обучение письму проводится одновременно с обучением чтению, поэтому в букваре также даны и упражнения для письма.

1.

2.

3.

4.

5. Быт советских граждан 50-х годов.Телевизор есть, а люстры не видно.

6. Артикуляция губ при звуке "а".

7.

8.

9.

10. Напоминает метод обучения иностранному языку. Это и понятно, для глухих детей родной язык все равно как иностранный. Учить слова, которые обозначают предметы, действия и др. Выделенные слога обозначают ударение, где надо поднять голос.

11.

12. Были наушники в школах для глухих детей. Но нет аппаратуры и кнопок. Видимо, почти не было их... В классе парты расположены по кругу, чтоб дети могли смотреть на учительницу, точнее на ее губы и на жесты дактильной азбуки.

13.

14.

Донская Н.Ю., Линикова Н.И. Букварь для школ слабослышаших.

Второе издание. М.: Просвещение, 1986 г. Именно по нему (первое издание) я училась в первом классе сразу после букваря в синей обложке.

Художник обложки Е. в. Викторов.


1.

2.

3.

4. В классе немного учеников - не только потому, что слабослышащих много меньше, чем слышащих. Но для учителя десяток учеников то же самое, что и 30 слышащих учеников. За их речью надо следить, исправлять произношение, а на это уходит немало времени.

Аппаратура для управления наушниками и микрофонами, по-видимому, встроенная в стол. Только что добавлено. Я сегодня поговорила на работе с глухим, у которого ребёнок идет в школу для детей с недостатком слуха. Он рассказал,что в таких школах давно нет аппаратуры, теперь все носят слуховые аппараты различной мощности.

5. Вот та самая аппаратура на столе учителя, но плохо видна. Учительница не поёт в микрофон, она говорит. Парта для двух учеников. У учениц наушники, но те не выделяются. Видимо, ходожник их не подчеркивал из эстичных соображений. Обычно это черные резиновые наушники на черном платмасовом гибком обруче.

8. Ударение в каждом слове. Забавный и поучительный рассказ. Художник все тот же Е.В. Викторов.

Ну, все, я заканчиваю пост на этом.)

А какие теперь буквари для современных школьников? Азбуки?

Каждый учащийся обязан:
1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями для того, чтобы стать образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы Советской Родине.
2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.
3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.
4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить всё необходимое для урока.
5. Являться в школу чистым, причёсанным и опрятно одетым.
6. Содержать в чистоте и порядке своё места в классе.
7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать своё место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.
8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь, внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся, не разговаривать и не заниматься посторонними делами,
9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая.
10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос поднимать руку.
11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.
12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.
13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.
14. Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить. Не играть в игры на деньги и вещи.
15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.
16. Быть внимательным и предупредительным, к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.
17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сёстрах.
18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.
19. Иметь при себе табель успеваемости и поведения, бережно его хранить и предъявлять по требованию директора и учителей школы.
20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.
За нарушение правил учащийся подлежит наказанию вплоть до исключения из школы.

Разбирал старые книжки и наткнулся на свой старый школьный букварь 1984 года выпуска. Пролистал бегло и, честно говоря, обалдел. Эта детская книжка, по которой ребятишкам нужно весело и с удовольствием учиться читать, оказалась настолько густо пропитана коммунистической пропагандой, что даже удивительно, как нам, рождённым в СССР, удалось избежать окончательного и бесповоротного зомбирования.

Трэш начинается с первой же страницы. Цитирую: "Сегодня ты начинаешь свой путь в замечательную, необыкновенную страну — Страну знаний. Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин"

Дальше — больше. Ленин, партия, Великий Октябрь, СССР — лучшая в мире страна, ветераны, ВОВ, и — довольно настойчивое втюхивание идеи стать космонавтом. Создаётся ощущение, что СССР планировал масштабную космическую экспансию.

Так что не удивляйтесь количеству ваты в мозгах соотечественников. Скорее, удивляться нужно тому, что даже при таких грандиозных и систематических усилиях госпропаганды нормальные люди остались.