Церковь в комягино расписание службы. Усадьба комягино, сергиевская церковь, московская область, пушкинский район. Усадьба Мураново. Король, красавицы и Салтычиха

История Казанской церкви села Марково начинается в XVII веке, когда Марково и соседнее с ним Малахово приобрел астраханский воевода князь Яков Никитич Одоевский.

Строилась церковь восемь лет - с 1672 по 1680 год. Когда, наконец, работы были завершены, взорам всех предстало изящное здание, украшенное богатым и необычайно разнообразным декором из фигурного кирпича, резного белого камня и зеленых поливных изразцов. Красный кирпич стен удачно оттенял белые карнизы и наличники окон, а также многоярусные кокошники. Главный престол храмоздатель решил освятить в честь Казанской иконы Божией Матери. С западной и восточной сторон храм имел четыре придела: во имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и преподобного Макария Унженского, чудотворца. Каждый из приделов венчала небольшая главка-луковичка. Внутри размещались деревянные иконостасы, украшенные позолоченной ажурной деревянной резьбой. Особенностью архитектуры храма являлось применение зодчим принципа плавающей симметрии, позволяющего церковному зданию выглядеть одинаково гармонично как вблизи, так и издалека.

29 октября 1901 года в Казанском храме села Маркова Бронницкого уезда Московской губернии заново освящен придел во имя Предтечи и Крестителя Иоанна, обновленный заботами настоятеля священника И. Казанцева и церковного старосты жителя деревни Рыбаки Григория Кондратьева, при помощи некоторых прихожан.

В середине XIX века было разобрано западное храмовое крыльцо, на месте которого возвели колокольню. В 60-х годах того же столетия два западных придела были упразднены и соединены с восточными.

В период богоборчества храм был закрыт и разорен. В стенах жемчужины русского церковного строительства разместилось овощехранилище. В 1962 году Казанской церкви села Марково придали статус памятника архитектуры федерального значения, однако на положении православной святыни это никак не сказалось: От некогда богатого церковного убранства не уцелело почти ничего. В семидесятые годы из обветшавших, но еще целых иконостасов «любителями старины» были варварски выдраны все образа. Лишь иконостас XVII века, чудом сохранившийся в одном из приделов, был передан в Центр древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Последний раз храм упоминался в краеведческой литературе в 1975 году, с тех пор о его существовании и плачевном состоянии старались не вспоминать.

В июне 1999 года Казанский храм села Марково был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю для открытия здесь монастырского скита и устройства подворья.

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал здесь. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанской церкви, которые затем были установлены на куполах.

13 ноября 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в с. Марково.

В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.

Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде».

Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.

Хотя в житии нет истории, которую рассказывают в Комягино, там есть намеки на то, что нечто подобное могло произойти. В частности в житии говорится о разногласиях между родителями и сыном, когда тот в первый раз захотел начать свой духовный подвиг. Когда юный Сергий попросил отца и мать отпустить его для отшельнической жизни, то получил от них отказ: «Мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами…когда в гроб нас положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». У Сергия было еще два брата, но, по словам родителей, те не могли позаботиться о родных, потому что «женились и думают, как угодить женам». Повинуясь долгу, Сергий остался в отцовском доме и ухаживал за стариками до самой их смерти. Когда родители умерли, Сергий и его старший брат Стефан вместе «обошли по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода». Из этого краткого указания видно, что до прихода на холм Маковец, Сергий осматривал и разные другие варианты. Возможно, среди них было и Комягино.

Так или иначе, устное предание о связи села с преподобным Сергием Радонежским устойчиво сохранялось среди его жителей на протяжении нескольких веков. В конце семнадцатого века новый владелец села строит церковь, которую посвящает Святой Троице, подобно главному собору монастыря, ставшего потом Троице-Сергиевой лаврой. Один из приделов нового храма назвали в честь Сергия Радонежского, поэтому в народе церковь всегда называли «сергиевской». Более того, некоторое время село даже в документах называлось не Комягино, а Сергиево. Получилась забавная перекличка с историей названия города Сергиев Посад. Несколько десятилетий город сходным образом назывался Сергиев, а железнодорожная станция и вовсе называлась точно также – «Сергиево».

Владимир Губский – местный житель, рассказавший легенду, поделился также интересными подробностями, связанными с каменным храмом: «Сергиевскую церковь построил стольник царя Алексея Михайловича по фамилии Акинфиев. Он привез с собой крестьян из Вологодчины, где у него было имение. Говорят, дом барина стоял когда-то на другом берегу оврага, а на стороне церкви жили крестьяне. От имения ничего не осталось, кроме храма. Когда я строил здесь свой дом, нашел одну интересную вещь. Случайно откопал в земле старинное приспособление, похожее на строительный отвес. Кто знает, может его использовали, когда строили храм».

Иконы и другие святыни сергиевской церкви в Комягино, к сожалению, пропали в советские годы. Очевидцы вспоминали, что их просто выбросили в овраг. На внешней стене храма уже в наше время были сделаны две красивые мозаики: одна изображает Троицу, а вторая – Сергия Радонежского. Мозаичная икона Сергия копирует образ святого с известного шитого покрова первой четверти XV века, который хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Этот старинный покров считается самым ранним изображением лица святого, он был сделан всего через тридцать лет после его смерти. Вполне возможно, что эти черты, скопированные и на мозаике в Комягино, имеют портретное сходство с реальным обликом преподобного, ведь в написании лица могли принимать участие еще живые ученики святого.

Интересна еще одна деталь, расположившаяся над мозаикой. В треугольную нишу стены над образом вставлен изразец в виде глаза. Символ глаза в треугольнике обычно ассоциируется с масонской эмблемой «лучезарная дельта». Дельта – это название греческой буквы «Д», которая имеет форму треугольника. Однако не стоит думать, что на церкви в Комягино поместили масонский символ. Эмблема изначально появилась именно в христианской среде. Этот символ называется «Око Господне», он иллюстрирует текст тридцать второго псалма: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих… Он создал сердца всех их и вникает во все дела их… Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Треугольник же символизирует Троицу. Глаз в треугольнике можно увидеть снаружи или внутри и других православных церквей, хотя большого распространения он не получил (должны отметить, что редакция портала придерживается другой версии происхождения ЛД — прим. редакции).

Нельзя исключать, что стольник Акинфиев построил свой каменный храм, сохранившийся до наших дней, на месте более старой деревянной церкви. Обычай обновлять храмы был тогда повсеместным. Кто знает, быть может, первый храм в честь святой Троицы срубил в Комягино сам Сергий во время своего недолгого пребывания в селе. Именно так он поступил, когда вместе с братом нашел подходящее место на холме Маковец, на котором потом возникла Лавра. Первым делом братья срубили деревья и сложили небольшую клеть, которую нарекли церковью во имя святой Троицы.

На днях удалось побывать в чудесном подмосковном местечке - селе Комягино Пушкинского района на речке Скалбе (притоке р. Уча - притоке Клязьмы) - на границе с Щёлковским районом Московской области. Конечной нашей целью было каменное чудо Подмосковья - церковь Преподобного Сергия Радонежского 1678 года постройки...

Добирались мы до него пешком от железнодорожной платформы Ивантеевка ветки Москва (Ярославский вокзал)-Фрязино. Маршрут наш лежал по улице Трудовой, далее Школьной (параллельно ул. Новоселки-Слободка) и, после пересечения ул. Новоселки по улице Колхозной.


Продолжая путь по Колхозной мы покинули пределы Ивантеевки...


Прошли несколько левых поворотов на заброшенную военную часть...


По всей видимости, радиолокационных войск...


Прошли въезд на территорию пионерского лагеря МАМИ "Полет"...


И вот вдалеке показались постройки Комягина...


С интереснейшей церковью XVII века.

Сразу приведу информацию для паломников и туристов. Храм открыт круглосуточно, с 9 утра до 16.00. В обеденное время с 13.00-14.00 проводится уборка храма, - так что не всегда можно попасть в главное помещение, но придел открыт.

Как ни странно, историческая информация о селе ограничивается обычно историей Сергиевского храма. Попытаемся восполнить это упущение.

Мне удалось установить, что впервые Комягино упоминается в Списке с писцовой книги 1584-1586 годов письма и меры Тимофея Хлопова со товарищи как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда . Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежало митрополичьим землям, - в те времена митрополиту Московскому и всея Руси Дионисию (ум. 1587), при котором в 1584 году скончался Иван Грозный и венчался на царство Федор I Иоаннович, прозванный Блаженным.

Происхождение названия пустоши не вызывает сомнений. В декабре далекого1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит всея Руси Зосима Брадатый (ум. 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежском станах некоторых своих "митрополичьих бортников" землями и деревнями Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков ценных товаров - мёда и воска, мы находи имена Андрейки и Иванки Коняевых:"Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь домовных церковных перчистыя Богородицы и своих митропольских бортников /.../ Андрейка Коняева, да брата его Ивашка... церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями" .

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов служило бортничество, или, точнее бортевое пчеловодство . Поселения бортников конца XV века мы можем найти во множестве и на территории соседнего Щёлковского района (напр. дер. Игнатьева-Жижнеева к югу от Щёлково и др.) .

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, наподобие "земельного оклада" служилых людей великого князя. Поместье давалось "до живота" и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Стоит лишь добавить, что по авторитетному мнению ряда исследователей именно митрополиту Зосиме принадлежит авторство концепции "Москва-Третий Рим", изложенному в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии" 1492 года составления.

Интересно, что местная легенда фиксирует иной вариант происхождения топонима "Комягино", относя его аж к периоду до 1345 года (года основания Троице-Сергиевого монастыря) . Рассказывают, что раньше здесь было два поселения, - одно называлось Сергиево, а другое - Комягино. На месте Сергиева будто бы поселился сам Сергий Радонежский, вырывший здесь землянку на склоне оврага. Из-за какого-то конфликта с жителями Комягино, будто бы закидавшего святого комьями земли (= Комягино), Св. Сергий перебрался отсюда в Радонеж, где и впоследствии основал Троице-Сергиев монастырь.

Но вернемся от этой по-своему интересной легенды к исторической правде...

Каменная церковь, освещенная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год. Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: "в нынешнем 187 (1679) году января 9 дня, по указу патрирха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж сего пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова" .

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была "новопостроена" в сельце Сергееве, что намекает на существовании до каменного - деревянной церкви. Иными словами, бывшая пустошь получила название "Сергеево" до постройки каменного храма и его освящения во имя Сергия Радонежского. Это обстоятельство может свидетельствовать только о том, что до постройки каменного храма на его месте находился деревянный храм, также освященный в то же наименование.


Это мнение находит свое подтверждение и в документах того времени. Село Сергеево (стало быть, с деревянным храмом Сергия Радонежского) было заселено в 1646 году крестьянами, переведенными сюда из вотчин Никиты Ивановича Акинфова - деревни Фомкиной Костромского уезда, села Клобукова Юрьевского уезда сельца Трех-Прудок и деревни Тереховец Вологодского уезда . Сельская усадьба вотчинника упоминалась здесь в том же 1646 году.

Вместе с постройкой каменного храма отстраивалось и село. Отдельно стоящая усадьба с церковью постепенно объединялась с деревней Комягино. В 1678 году в деревне было 6 крестьянских (26 душ обоего пола) и 4 двора "бобыльских" (наемных сезонных рабочих или ремесленников) (23 человека бобылей). В следующем 1679 году в селе Сергиево-Комягино находился собственный двор вотчинника (предтеча усадьбы), двор священника, уже 11 дворов крепостных крестьян "молодчих" и 4 двора "бобыльских" . Добавим, что крепостные крестьяне делились на три группы - лучшие, средние и "молодчие" (маломощные). В зависимости от этого распределялись и подати, которые крестьяне ежегодно вносили в казну через своего хозяина. Следует предположить, что указанные "бобыли" были строителями каменного храма.


Село с, по крайней мере, 1646 года принадлежало стольнику Никите Ивановичу Акинфову. Документ подчеркивал, что село было его "родовой вотчиной", - то есть доставшейся ему по наследству от отца, Ивана Федоровича Акинфова (до 1646 года владевшим пустошью Комягино).

Иван Федорович Акинфов вместе со своим старшим братом Архипом (р. 1610, Красноярским воеводой в 1629 г. ум. с 1640 по 1649 г.) упоминаются как московские помещики с 1619 года. В 1623 году братья упоминаются как владельцы подмосковной пустоши Алтуфьево . Упоминаются братья и в Боярской книге 1639 года. В 1643 году Иван Федорович Акинфов служит воеводой в городе Шуя. В 1655 году стольник и воевода Иван Федоров сын Акинфов был в Белгороде, где проводил смотр "детей боярских и всяких служилых и жилецких людей" . В 1658 году воевода Иван Федорович Акинфов вместе с воеводой Василием Григорьевичем Ромодановским ходил в военный поход под Азов против ногайцев Казыева улуса . По некоторым сведениям Иван Акинфов позже участвовал в одном из русских посольств в Варшаву.

После кончины Ивана Федоровича, его сын Никита кроме Сергиевского-Комягина унаследовал и Алтуфьево, в то время уже являвшееся усадьбой с господским домом. Заметим, что владение Акинфовых Алтуфьево стало селом только через 9 лет после Комягино, - в 1687 году, когда при усадьбе была построена церковь Святой Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови, позднее переосвященная в память Воздвижения Креста Господня.

Каким образом в период 1586-ок. 1623 года Комягино перешло из митрополичьих земель в вотчину Акинфовых - мы пока не знаем. Видимо здесь стоит вспомнить о возможном обмене митрополичих земель на земли великокняжеского дома. Но пока - это объект отдельного исследования.


Обратимся к биографии строителя Сергиевской церкви.

Никита Иванович Акинфов (ум. не ранее 1723 года) рано овдовел. От первого брака у Никиты Ивановича был сын Григорий и дочь Анна Никитична (ум. 1735), в первом браке состоявшая за князем Иваном Семеновичем Львовым. Овдовев, в конце 1694 года Анна Никитична вышла замуж за князя Григория Дмитриевича Юсупова (1676-1730) - "товарища детских забав" юного Петра I, - участника Азовских походов, битв при Лесной и Полтаве... и...владельца .

Вторым браком Никита Иванович Акинфов был женат на Аксинье Абрамовне Лопухиной - дочери Авраама Федоровича Лопухина (казнен в 1718 году) (-брата первой жены Петра I, матери печально известного царевича Алексея, Евдокии Федоровны Лопухиной (1669-1731)).

Сын Никиты Ивановича, Григорий Никитич Акинфов упоминался в 1682 году как комнатный стольник и скончался в 1708 году (по всей видимости, погиб) .

После того как в связи с делом царевича Алексея "за некоторые противности и подозрения" царица Евдокия была сослана в Суздальско-Покровский монастырь (1699) и пострижена под именем Елены, Лопухины и их родственники впали в царскую немилось. Среди подпавших по подозрение был и владелец Сергиевского-Комягина. В 1718 году он был арестован...

По податным сказкам 1719 года за Никитой Ивановичем поместий и вотчин числилось в разных уездах 8330 четвертей с осминой земли и 3622 человек крепостных крестьян. Среди его владений упоминается село Алексеишево Боголюбского стана Владимирского уезда, деревни Горшкова, Есетрево и село Старая Слобода Кривцова стана Юрьевского уезда. В Манатьином и Быковом стане Московского уезда он владел селом Воздвиженским (с 2 дворами вотчинников и скотным при которых проживало 24 человека крепостных. Крестьянских дворов в селе не было). Кроме села Сергиевского-Комягина в Боховом стане Никите Ивановичу принадлежала деревня Тарасовка (См.).


На лепной иконе Преподобного Сергия изображен негласный символ храма, найденный реставраторами на одном из резных белокаменных наличников - изображение Всевидящего Ока.

В 1720 году Никита Иванович все еще продолжал находиться в тюрьме в Санкт-Петербурге под следствием. В 1721 году узник был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Иоанникия. Перед обрядом пострига опальный Никита Иванович должен был назначить наследника своих вотчин. От Лопухиной у него был единственный сын Петр по прозвищу Канбар (или Xабар), битый кнутом и сосланный по тому же делу Лопухиных в Сибирь. Наследником своих сел и деревень несчастный Никита Иванович назначил его сына - своего внука Николая Канбаровича (Петровича) Акинфова (ум не позже 1755).

Но зять Никиты Акинфова, Григорий Дмитриевич Юсупов вскоре оспорил решение тестя в пользу своей супруги Анны. Иоанникий неожиданно и сам встал на сторону Григория Юсупова. Дело рассматривалось в Сенате. Тяжба между родственниками тянулась до 1728 года, пока, наконец не была решена в пользу Николая Канбаровича (Петровича) Акинфова.

Дабы избежать дальнейших возможных тяжб, в следующем, 1729 году Николай Акинфов продал село Сергиевское-Комягино брату своей бабушки Аксиньи Абрамовны - Василию Аврамовичу Лопухину (1711-1757), впоследствии павшему в сражении при Гросс-Егерсдорфе .

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Художник: Л. Токке. XVIII в.

Через 20 лет, в 1749 году Василий Аврамович Лопухин продал Сергиевское-Комягино вице-канцлеру, графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766). Надо заметить, что в том же 1749 году А.П. Бестужему-Рюмину было высочайше пожаловано соседнее село Образцово , конфискованное у Платона Ивановича Мусина-Пушкина (?-1768) по делу А.П. Волынского приговоренного к урезанию языка и ссылке на Соловки.

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин в ссылке. Художник: Ф. Мхов, 1765 г.

В 1758 году Алексей Петрович был приговорен к смерти за его попытку лишить Петра III очереди на престол и возвести на него малолетнего Павла Петровича (будущего Павла II . Приговор был заменен ссылкой в село Горетово под Можайском. Конечно, во время правления Петра III Алексею Петровичу не на что было рассчитывать, но воцарение в 1762 году императрицы Екатерины II вновь вернуло Бестужеву-Рюмину награды, вотчины и звания.


Екатерина II принимает графа Бестужева-Рюмина, по возвращении его из ссылки.

31 августа 1762 года торжественно обнародованным указом он был оправдан во взведенных на него обвинениях. А.П. Бестужеву-Рюмину был пожалован чин генерал-фельдмаршала. Прежнее влияние при дворе, однако, он утратил. Императрица обращалась к нему иногда за советами по иностранным делам. Граф сохранил внешнее первенство среди вельмож, но все его попытки властно вмешиваться в крупные дела встречали решительный отпор. Бестужев-Рюмин по характеристике одного из современников был «с обширным разборчивым умом, приобрёл долговременной опытностью навык в делах государственных, был чрезвычайно деятелен, отважен; но вместе с тем горд, честолюбив, хитр, пронырлив, скуп, мстителен, неблагодарен, жизни невоздержанной. Его более боялись, чем любили» .


Как красное крыльцо с гульбищем в землю вросло!

За год до своей кончины граф решил выделить своему сыну часть своих владений. Село Сергиевское-Комягино с 72 крепостными обоего пола и село Образцово перешли во владение его беспутного и "неистового" сына Андрея Алексеевича Бестужева-Рюмина младшего (1728-1768), едва не промотавшего "всё, что было нажито непосильным трудом" его батюшки.

По справедливому мнению К.А. Писаренко, « Карьера Бестужева младшего складывалась вполне удачно исключительно благодаря заслугам отца. И Елизавета Петровна, и Екатерина II жаловали чинами отпрыска четы Бестужевых, идя навстречу просьбам главы семейства. Даже первое венчание Андрея Алексеевича 22 февраля 1747 г. с юной племянницей А. Г. Разумовского, Авдотьей Денисовной Разумовской, было по большому счету событием политическим. Брак в первую очередь содействовал укреплению значения и положения Бестужева - старшего при Дворе. Впрочем, молодожены прожили вместе немногим более двух лет. 14 мая 1749 г. супруга Андрея Бестужева скончалась, и молодой вдовец опять пустился во все тяжкие. Ни опала отца в 1758 г., ни смерть в 1761 г. матери, Анны Ивановны, урожденной Беттигер, не образумили дебошира. Наоборот, в Горетово он со скуки буянил с еще большим безрассудством. Понадобилось вмешательство Елизаветы Петровны, которая пригрозила взять под стражу сына, без конца третирующего родителей» .Последние несколько лет жизни Алексей Петрович Бестужев-Рюмин практически целиком потратил на безуспешное противоборство с безрассудным и необузданным поведением собственного сына Андрея. Отец попробовал утихомирить его второй женитьбой на княжне Анне Петровне Долгоруковой. Закономерный финал семейной драмы наступил 31 августа 1765 года, когда Бестужев-Рюмин старший письмом уведомил своего отпрыска, что больше не намерен жить с ним под одной крышей, и решил выделить молодым супругам часть своего огромного состояния.


Через два года, после смерти отца, в 1768 году скончался и "неистовый" Андрей Алексеевич, а села Образцово и Сергиевское-Комягино перешли под опеку племянников графа Алексея Петровича - князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским, действительному статскому советнику Якову Ивановичу Сукину (1710-1778) и премьер-майору Михаилу Федоровичу Межакову.(1709-1783).

Впоследствии по разделу между братьями село досталось Алексею Никитичу Волконскому. Алексей Никитич Волконский был генерал-майором, и депутатом Московской губернии в комиссии по составлению Уложения 1767 года. Женой его была Маргарита Родионовна Кошелева (ум. 1790), с которой супруг был погребён в одной усыпальнице в Пафнутиевом монастыре Боровского уезда. От неё Алексей Никитич имел трех сыновей – Михаила, Николая и Петра и двух дочерей: Анну (1762-1828) и Екатерину (1754-1829), которая вышла замуж за Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, подарив ему дочь Наталью Алексеевну (вышедшую замуж в 1811 году за Д.М. Волконского).

Нет сомнений, что князь Алексей Никитич нередко бывал в своих образцово-Сергиевских владениях, занимаясь их обустройством. Доказательством тому служит прошение князя Алексея в Синодальную Контору от 4 мая (стар. ст.) 1772 года, опубликованное Н. Скворцовым. Князь Алексей Никитич подал прощение «в коем представлял, что в его вотчине Московского уезда, Радонежской десятины, селе Образцове, тому уже больше сорока лет имеется построенная каменная церковь во имя Рождества Богородицы с двумя по сторонам приделами во имя преподобной Марфы, матери Симеона Столпника, и преподобного Евфимия Суздальского, из коих первый освящён в 1736, второй в 1738 годах, только настоящая церковь и доныне, за бытиём означенного села до его владения у различных владельцев, не освящена, к чему и в готовности не была, а ныне готова к освящению; приходских при оной церкви, по исповедным 1771 года книгам 66 дворов» . В том же 1772 году Синодальная Контора выдала дозволение освятить церковь в Образцове.


А вот и само Всевидящее Око.

После смерти Алексея Никитича 21 апреля (стар. ст.) 1781 года села Сергиевское-Комягино и Образцово перешли к его сыну бригадиру Михаилу Алексеевичу Волконскому (ум. ок. 1794). По генеалогическим таблицам рода Волконских, составленных Е.Г. Волконской, удалось узнать, что он был женат на Варваре Ивановне Шиповой (ум. 14 декабря 1804 года в Париже). От неё у М.А. Волконского родился сын Павел, который, кажется, умер во младенчестве.


Обойдем храм противосолонь...

В 1800 году села Образцово и Сергиевское-Комягино с деревнями Васильевское, Мальцево, Набережная, Бурково и Байбаки были куплены у наследников М.А. Волконского надворным советником, Маркеллом Демидовичем Мещаниновым (1750 - 1813 или 1815 или 1824). В Образцове им была основана шерстоткацкая мануфактура, а недалеко от Сергиевского-Комягино открыта фабрика по производству писчей бумаги.


С предыдущей точки, подняв глаза вверх - увидим.

Такие же писчебумажные производства Мещаниновых находились в селе Ново-Демидовском Кинешемской округи Костромской губернии (село Адищево), под Смоленском и Калугой. Бумага, выпускавшаяся на писчебумажных фабриках Мещаниновых имела филигрань с надписью латинскими буквами "MECHTSCANINOV". Образцы бумаги с такой филигранью, выпущенной в 1811, 1813, 1814 и 1816 годах хранятся в Государственном историческом музее в Москве .


Одного красивого вида - с кладбища зимой мы не увидим. Все кладбище у церкви в снегу выше колен.

Весной 1812 года испытывая острую нехватку рабочих рук на своей бумажной фабрике в Сергиевском-Комягине, Маркел Демидович решил переселить сюда 362 души крестьян, купленных им в Варнавинском уезде Костромской губернии у помещика Волынского. Но фабрикант натолкнулся на резкое сопротивление крестьян при первой же попытке организации их переселения. Вторичная попытка, относящаяся к 1813 году также как и первая окончилась неудачей .


Не было спокойно и в самом Сергиевском... В июле 1812 года в селе Сергиевском-Комягине на бумажной фабрике Мещанинова под влиянием слуха, что скоро все крепостные будут освобождены вспыхнуло волнение . Весть о нем дошла до генерал-губернатора Москвы, Федора Васильевича Ростопчина, писавшего в письме Балашеву от 10 августа (26 июля ст. ст.) 1812 года: "В Богородском уезде есть бумажная фабрика Мещанинова. Приказчик его, приехав пьяный из Москвы, насказал им такого вздору, что мужики на один день вышли из повиновения. Но капитан-исправник, надворный советник Евреинов так хорошо и проворно поступил, что все пришло в повиновение и за работу; не разглашая, приказчика высек в деревне и отослал в Москву в смирительный дом. Я осмеливаюсь для награждения сего исправника и в поощрение другим испросить ему орден Владимира 4-й степени" .

В том же 1812 году из своего Образцово-Сергиевского владения М.Д. Мещанинов предоставил в ополчение 38 ратников.


После кончины Маркелла Демидовича его владения перешли в руки его сыновей, Александра (ум 1846) и Петра Маркелловича - коллежского советника, остававшегося владельцем этих сел и деревень и в 1860 году.

В том же 1852 году в селе Сергиевское, Комягино проживало 104 души мужского и 129 женского пола. Кроме церкви в селе было 37 крестьянских дворов . Образцовская фабрика была продана Петром Маркелловичем фабриканту И.В. Алексееву. Накануне отмены крепостного права, в 1860 году, в селе Сергиевском с деревнями, по прежнему принадлежавшему Петру Маркелловичу, проживало 466 крестьян в 149 дворах.


Подробнее о фабрике мы расскажем летом, так как планируем экспедицию на место, где эта фабрика находилась.


Но пришла пора вернуться к храму Сергия Радонежского. Памятник отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.

Впервые село Комягино , расположенное в Пушкинском районе Московской области, упоминается в Списке с писцовой книги 1584 - 1586 годов как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда. Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежала митрополичьим землям.

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов здесь было бортничество . В декабре 1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит Зосима Брадатый (ум. в 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежских станах некоторых своих митрополичьих бортников землями и деревнями. Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков мёда и воска, были имена неких Андрейки и Ивашки Коняевых : «Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь… своих митрополичьих бортников Андрейка Коняева, да брата его Ивашка… церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями» (См.: Материалы по истории крестьян в России XI - XVII вв.: Сборник документов. Л., - 1958. С. 48).

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, подобно «земельному окладу» служилых людей великого князя. Поместье давалось «до живота» и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Каменная церковь, освященная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год.

Современный вид храма:
Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: «В нынешнем 187 году января 9 дня, по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж того пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова» (См.: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквях и селах. Вып.5. Радонежская десятина. - М., 1886 ).

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была «новопостроена» в сельце Сергееве, что намекает на существование до каменного - деревянного храма.

Сергиевский храм в Комягино отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.
По мнению многих исследователей, храм в Сергеевском-Комягине является одним из лучших образцов древнерусского каменного зодчества во всем Подмосковье.

Я бы, пожалуй, поставил в один ряд с этой церковью только Благовещенский храм в селе Тайнинском (об этом храме см.: http://sergeyurich.livejournal.com/901377.html ).

Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом преподобного Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.
Основной четверик вытянут по оси север-юг, что существенно увеличивает ширину храма для лучшего обозрения прихожанами деталей священнодейства.

Интерьеры храма:

Вот две фотографии Сергиевского храма, сделанных в начале ХХ века и его описание 1887 года.

«Из местрики №260, составленной в 1887 году священником о. Владимиром Степановичем Разумовским видно, что в алтаре на стене у окна имеется закрашенная белилами резная надпись, которую без снятия краски трудно разобрать. Церковь имеет в длину 11 саженей, в ширину - 8 саженей, в вышину - около 20 саженей и находится на горе и от села отделена оврагом, она построена из кирпича на известковом растворе, ход на колокольню сделан в толще стены, в стенах имеются железные связи. Средняя глава светлая и все пять глав покрыты черепицею; для входя имеются две двери с западной стороны, северных и южных дверей нет, двери обделаны кирпичными колонками и тягами; в стенах есть голосники, пол лещадный, а около дверей выстлан чугунными плитами; в главном храме в южном предолтарии помещается ризница, а в северном кладовая; иконостас главного храма нового устройства о шести ярусах, окрашен голубою краскою, по местам вызолочен; стены холодной церкви расписаны иконописным письмом, но записей в времени росписи не имеется, теплая же церковь не расписана. В иконостасе помещена старинная икона Препод. Сергия и кроме того в церкви из древних предметов имеются: Ковчег из олова и плащаница из шелковой материи с надписью: «писан сей образ лета 7222 (1714 г.), совершена месяца июня в 7-й день» (См.: Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Императорского Московского археологического общества. Т. 1. - М., 1907. С. 97 ).

В 1929 году храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было утрачено. Иконы XVII века были выброшены в овраг. По распоряжению правления ближайшего колхоза «Красный Октябрь» с храма были сняты железная кровля, обрешетка с крыш, вынуты прутья из ограды.

Фотографии 1953 года (

Лишь в 1955 году государство обратило внимание на тяжелое положение памятника культуры. С 1955 по 1961 г. под руководством известного архитектора-реставратора Л. А. Давида памятник был восстановлен.
Но затем последовало новое осквернение храма. В 1976 году отреставрированная церковь вновь была разорена. К 1980 году под руководством архитектора-реставратора Б. Л. Альтшуллера была проведена повторная реставрация бесценного памятника.