Гиперактивный ребенок. Гиперактивные дети: проявления, причины, способы коррекции

Содержание статьи

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.

Диагноз

гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух–трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.

Термин «гиперактивный ребенок» в последнее время у всех на устах: у врачей, воспитателей, учителей, психологов, родителей. Как отличить егозу от малыша с признаками дефицита внимания? Как разграничить обычное баловство от неврологических нарушений?

Гиперактивный ребенок характеризуется рядом качеств: импульсивный, возбужденный, упрямый, капризный, избалованный, невнимательный, рассеянный, неуравновешенный. Важно понять: в каких ситуациях нужна профессиональная помощь психолога, медикаментозное лечение при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а когда необходимо пересмотреть принципы воспитания. Часто бывает, что родители ищут «спасительную таблетку». А ведь достаточно перестроить отношения с сыном или дочерью, чтобы выздоровление наступило самым естественным способом. Для этого требуется время, усилия, терпение и главное - желание что-то менять в себе и своих отношениях с детьми.

С чем связана гиперактивность

Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в перинатальном периоде развития плода и затрудненных родах.

  • Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности - все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
  • Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) - наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
  • Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.

Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. К примеру, ребенок родился с асфиксией, недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах - гиперактивность у такого малыша может ярко проявиться.

Как распознать гиперактивность у ребенка

Диагностировать СДВГ не так просто, поскольку признаки гиперактивности могут быть симптомами других неврологических нарушений. На что следует обратить внимание?

  • Первые симптомы. Могут появиться в грудном возрасте. Плохой сон, длительный период бодрствования уже с первых месяцев жизни, возбудимость малыша, нетипичная бурная реакция на шум, яркий свет, игры, гигиенические процедуры, незначительное отставание в освоении моторных навыков - все это могут быть первые предвестники гиперактивности у детей до года.
  • Возраст 3 года. Переломный момент в жизни малыша, когда наступает знаменитый кризис трех лет. В это время у большинства детей наблюдается капризность, упрямство, смена настроения. У гиперактивных малышей эти признаки проявляются еще ярче. Также у детей с СДВГ отмечаются неловкие, хаотичные, суетливые движения, речь развивается с запозданием.
  • Здоровье. Гиперактивные малыши часто жалуются на усталость и головные боли. У таких детей нередко диагностируется энурез, нервные тики.
  • Первые признаки неусидчивости. На них могут обратить внимание воспитатели в детском саду. Когда начинается процесс социализации, и ребенок выходит за пределы семьи, признаки неусидчивости становятся более явными. В детском саду малыша невозможно уложить спать, накормить, усадить на горшок, успокоить.
  • Нарушения развития памяти и внимания в дошкольном возрасте. У детей до 7 лет интенсивно развивается память и внимание. У малыша с СДВГ наблюдается медленное усвоение материала при подготовке к школе. И это объясняется не отставанием в развитии, а недостаточной концентрацией внимания. Малышу с признаками гиперактивности трудно сидеть на одном месте и слушать воспитателя.
  • Неуспеваемость в школе. Еще раз подчеркнем, что плохие отметки у детей связаны с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, а не с их умственными задатками. Наоборот, гиперактивные школьники часто развиты не по годам. Но проблема в том, что им трудно дается встраивание в систему и дисциплину: трудно высидеть 45 минут урока, слушать, писать, выполнять задания учителя.
  • Психические аспекты. Со временем проявляются такие качества: вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, плаксивость, тревожность, недоверие, подозрительность. Уже в раннем возрасте у малыша могут развиваться фобии, которые могут сохраняться в подростковом возрасте и на протяжении всей жизни, если с ними не работать.
  • Перспектива. В подростковом возрасте у такого ребенка, как правило, формируется (точнее, ее формируют взрослые) заниженная самооценка. Гиперактивный подросток бывает агрессивным, нетерпимым, конфликтным, некоммуникативным. Ему трудно найти друзей, завязать теплые, приятельские отношения. В дальнейшем у него может сформироваться асоциальное поведение.

Симптомы СДВГ у детей проявляются в комплексе и регулярно. Не стоит сразу приписывать ребенку «модный» диагноз при возбудимости, плохом сне, капризности, которые наблюдаются время от времени. Множество объективных факторов может изменить психоэмоциональное состояние малыша. Причиной может быть прорезывание зубов, смена обстановки, посещение детского сада, неудача в игре и т.д. Даже климатические условия влияют на состояние и поведение малыша.

Диагностика СДВГ

И все же до 6-7 лет никто не ставит неврологический диагноз, даже если есть признаки СДВГ. Это объясняется психологическими особенностями дошколят. В дошкольном возрасте дети переживают два серьезных психологических кризиса - в 3 года и 7 лет. По каким критериям ставится медицинский диагноз СДВГ?

8 проявлений гиперактивности

  1. Хаотичные, суетливые движения.
  2. Беспокойный сон: крутится, разговаривает во сне, сбрасывает с себя одеяло, может ходить по ночам.
  3. Не может долго усидеть на стуле, все время крутится по сторонам.
  4. Не способен находиться в состоянии покоя, часто в движении (бегает, скачет, кружится).
  5. Если нужно сидеть и ждать (например, в очереди), может подняться и уйти.
  6. Чрезмерно разговорчив.
  7. Не отвечает на поставленные вопросы, перебивает, вмешивается в чужой разговор, не слышит, что ему говорят.
  8. Проявляет нетерпение, если его просят подождать.

8 проявлений дефицита внимания

  1. Небрежно и быстро выполняет поставленные задачи (домашние задания, уборка в комнате и т.д.), не доводит дело до конца.
  2. С трудом концентрирует внимание на деталях, не может их запомнить, воспроизвести.
  3. Наблюдается отсутствующий взгляд, погружение в свой мир, трудности коммуникации.
  4. Трудно усваивает условия игры, часто их нарушает.
  5. Рассеянный, нередко теряет личные вещи или кладет так, что не может потом найти.
  6. Нет самодисциплины, все время необходимо его организовывать.
  7. Легко переключает внимание на другие объекты.
  8. В нем живет «дух разрушения»: часто ломает игрушки, вещи, но отрицает свою причастность к делу.

Если родители насчитали 5-6 совпадений из перечисленных критериев, нужно показаться детскому неврологу, психотерапевту и психологу.

Как лечить ребенка

При лечении гиперактивности у детей важно понимать, что будет самым действенным для конкретного ребенка? Какая степень СДВГ? Стоит ли сразу применять лекарственные препараты или достаточно психотерапевтической коррекции?




Медикаментозные способы

Медицинское лечение СДВГ психостимуляторами чаще применяется на Западе и в США. Стимуляторы помогают повысить концентрацию внимания у детей, дают быстрый положительный результат. Однако имеют ряд побочных эффектов: плохой сон, аппетит, головные боли, раздражительность, нервозность, нежелание общаться. Эти признаки, как правило, появляются в самом начале лечения. Их можно снизить следующим образом: уменьшение дозы и замена препарата аналогом. Психостимуляторы назначаются лишь при сложных формах дефицита внимания, когда ни один другой метод не работает. К ним относятся: «Декседрин», «Фокалин», «Виванс», «Аддерал» и многие другие. В России избегают назначения психостимулирующих препаратов, потому что согласно протоколу лечения СДВГ они запрещены. Их заменяют ноотропными препаратами. Широко применяется при лечении СДВГ у детей препарат «Страттера». Любые антидепрессанты при дефиците внимания следует применять с большой осторожностью и только под контролем врача.

Работа с психологом и психотерапевтом

Это важнейшая часть терапии, которая в сложных случаях проводится параллельно с медикаментозным лечением. Психолог и психотерапевт используют самые разные методики для коррекции поведения гиперактивного ребенка. Даются различные упражнения на развитие внимания, речи, мышления, памяти, повышения самооценки, творческие задания. Также моделируются различные коммуникативные ситуации, которые помогут найти ребенку общий язык с родителями и сверстниками. Специалистам приходится работать с тревожностью и страхами у гиперактивных детей. Часто применяются релаксационные методы, которые помогают расслабиться, снять напряжение, нормализуют работу головного мозга и нервной системы. При дефектах речи рекомендуются занятия с логопедом.

О чем важно знать? Психокоррекция у ребенка окажется результативной лишь тогда, когда со специалистом будут сотрудничать родители и с точностью выполнять все задания и советы психолога или психотерапевта. Нередко у родителей бывает такая позиция - «вылечите ребенка», в то время как лечить нужно отношения в семье.


Коррекция образа жизни

Режим дня и гиперактивность - две вещи, на первый взгляд, несовместимые. И все-таки родителям необходимо устроить для непоседы жизнь по расписанию.

  • Крайне важно выдерживать режим сна: вовремя ложиться и вставать. Если непоседа выбивается из графика, его трудно уложить, тяжело привести в чувства утром. Нельзя перегружать таких детей информацией перед сном, играть в активные игры. Воздух в комнате должен быть свежим и прохладным.
  • Организовать полноценное питание. Нужно исключить перекусы, особенно едой из фаст-фуда. Желательно сократить в рационе быстрые углеводы (сладости, выпечка), которые возбуждают нервную систему.
  • Прогулки перед сном. Свежий воздух успокаивает нервную систему. Кроме того, будет хорошая возможность поговорить, обсудить, как прошел день.
  • Физические нагрузки. Необходимы в жизни гиперактивного ребенка для разрядки его неуемной энергии. Можно попробовать себя в индивидуальных и командных видах спорта. Хотя последние будут даваться сложнее. Больше всего подходят легкая атлетика, гимнастика, езда на велосипеде, плавание. Хорошо, если ребенок занимается спортом для себя. Соревнования и любой состязательный момент будет привносить еще большее напряжение и агрессию. Многое в этой ситуации зависит от тренера и его педагогического мастерства.


Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с СДВГ

Как воспитывать гиперактивного ребенка?

  • Повышать самооценку. Гиперактивных детей часто наказывают и осаживают: «сядь», «не крутись», «замолчи», «успокойся» и т.д. Это регулярно повторяется в школе, дома, в саду. Такие замечания формируют у ребенка ощущение ущербности. Всех детей нужно хвалить, но гиперактивные особенно нуждаются в эмоциональной поддержке и похвале.
  • Выстраивать личностные границы с детьми. Воспитывать непосед нужно в строгости, но справедливости. Наказания и ограничения должны быть последовательными, адекватными и согласованными со всеми членами семьи. Дети с признаками СДВГ часто не имеют «тормозов». Задача родителей - показать собственные границы, проявить родительскую волю и дать понять, кто в доме хозяин, четко формулировать запреты. При этом не должно быть агрессии. Если у папы с мамой слишком мягкий характер, бразды правления непременно возьмет в руки гиперактивный член семьи.
  • Маленькие и полезные задания. Гиперактивных детей нужно привлекать к выполнению домашних обязанностей и поощрять их инициативу. Лучше давать простые, поэтапные задания. Можно даже нарисовать план, схему, пошаговый алгоритм действий. Эти задания помогут ребенку организовывать свое личное пространство и время.
  • Не нагружать информацией. При чтении книг, выполнении домашнего задания нужно давать небольшие нагрузки - по 15 минут. Затем делать перерыв с двигательной активностью, потом снова приступать к статическому занятию, требующему концентрации внимания. Переутомление вредно сказывается на состоянии детей с СДВГ.
  • Осваивать новый род деятельности. Гиперактивных детей трудно чем-либо заинтересовать надолго, уж слишком быстро они переключают свое внимание. Однако нужно искать разные виды деятельности (музыка, пение, рисование, чтение, лепка, танцы), в которых ребенок максимально раскроется. Нужно находить такое дело, которое невидимым способом будет «воспитывать» егозу и требовать каких-то личных усилий, мотивации.
  • Коммуникативные аспекты. Гиперактивным непоседам все прощается дома, но они часто оказываются в конфликтной ситуации с педагогами и отвергаются сверстниками. Важно обсуждать с детьми их жизнь вне дома, трудные ситуации, причины конфликтов. Это поможет им адекватно оценивать свои поступки в дальнейшем, контролировать себя, осознавать свои эмоции, извлекать уроки из собственных ошибок.
  • Дневник успеха. Психологи рекомендуют завести тетрадь или блокнот, куда можно записывать (или зарисовывать) все большие победы и маленькие успехи. Важно, чтобы ребенок осознавал результаты собственных усилий. Также можно придумать систему поощрений.

Некоторые родители считают, что лучшее лекарство от гиперактивности у детей - витамин «Ре», то есть ремень. Это жесткое средство лишь усугубляет проблему и никогда не устранит истинную причину непослушания. Поведение детей с СДВГ нередко вызывает праведный гнев родителей, но лучше все-таки избегать шлепков.

Трудности социальной адаптации

В детских садах и школах детей с СДВГ относят к категории «трудных». Иногда конфликты, связанные с неадекватным гиперактивным поведением, настолько обостряются, что приходится переводить малыша в другой детский сад или школу. Важно понимать, что система государственного образования не будет подстраиваться под индивидуальные особенности ребенка. Искать подходящий сад или школу можно долго, но так и не найти. В этой ситуации важно учить ребенка проявлять гибкость, терпение, дружелюбие - все те качества, которые так важны для общения и нормальной социальной адаптации.

  • гиперактивные ученики должны быть в поле зрения учителя;
  • им лучше сидеть за первой или второй партой;
  • не акцентировать внимания на особенностях поведения таких детей;
  • часто хвалить, поощрять, но не завышать оценки;
  • давать мелкие задания, при которых ребенок будет двигаться: принести журнал, раздать тетради, полить цветы, вытереть доску;
  • подчеркивать сильные стороны ученика, давать возможность их проявить.
  • быть на стороне ребенка, но при этом не создавать открытого конфликта с учителем;
  • находить компромиссные решения;
  • прислушиваться к мнению педагога, ведь объективный взгляд со стороны бывает ценным для понимания собственного ребенка;
  • не наказывать, не читать морали ребенку в присутствии педагога и сверстников;
  • помогать адаптироваться в детском коллективе (принимать участие в совместных мероприятиях, можно приглашать детей в гости и т.д.).

Важно найти не какую-то особенную школу или частный детский сад, а педагога, который с пониманием отнесется к проблеме и будет союзником родителей.

Лечение гиперактивного ребенка медикаментами целесообразно лишь при сложных формах СДВГ. В большинстве случаев проводится психокоррекция поведения. Терапия проходит гораздо успешнее, если в ней участвуют родители. Ведь гиперактивность ребенка нередко связана с взаимоотношениями в семье и неправильным воспитанием.

Распечатать

Детская гиперактивность: диагноз или индивидуальная особенность ребенка?

Гиперактивностью называют чрезмерную активность ребенка, его неусидчивость, непокорность, невнимательность, постоянную нервную возбужденность. Гиперактивность – это признак неуравновешенности нервной системы ребенка. В медицине СДВГ (расшифровывается, как синдром дефицита внимания и гиперактивности) определяют, как нарушение развития неврологического и поведенческого характера, при котором гиперактивность детей выражена достаточно ярко, причем зачастую она сопряжена с таким явлением, как дефицит внимания. СДВГ развивается у детей раннего возраста. Сопровождается синдром чрезмерной импульсивностью и активностью, плохой концентрацией внимания, неумением контролировать свои эмоции и действия. Как правило, диагноз гиперактивности может подтвердить только медицинский работник: педагоги и психологи подтверждать или опровергать этот диагноз не имеют права.

Гиперактивность и ее причины

СДВГ имеет место быть у еще не рождённых детей. Однако у одних этот синдром не прогрессирует, а у других выражается особенно ярко. Почему? Происходит это по таким причинам:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Следствие тяжелой беременности и родов (сильный токсикоз, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, недоношенность, патология самих родов, получение травм во время родов).
  3. Инфекции и токсикация(например, тяжелыми металлами) ребенка в раннем возрасте, неправильное питание.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье: стрессы из-за частых скандалов и конфликтов, строгое и неправильное воспитание, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятные условия проживания.
  5. Неврологические патологии у ребенка.

По сути, одна из вышеперечисленных причин не может провоцировать развитие СДВГ. Как правило, гиперактивность – это следствие комплексного воздействия различных провоцирующих факторов.

По каким признакам можно распознать гиперактивного ребенка?

Существуют признаки, по которым легко определить, гиперактивен ребенок или нет. Среди этих признаков:

  • чрезмерная активность и неусидчивость: ребенок с СДВГ находится в постоянном движении, он крутится, что-то теребит в руках, стучит пальцами, топает ногами и т.д.;
  • повышенная отвлекаемость: гиперактивного ребенка от основной деятельности отвлекает все, например, начиная от летающей мухи в помещении, и заканчивая интересным, по его мнению, рисунком в книге;
  • импульсивность;
  • забывчивость;
  • отсутствие контроля над собственными действиями;
  • плаксивость, капризность и беспокойность;
  • рассеянность;
  • негативизм по отношению к окружающим и агрессивность;
  • нарушение концентрации внимания;
  • повышенная возбудимость;
  • плохой сон;
  • повышенный мышечный тонус.

Обнаружив у ребенка в возрасте до 7 лет хотя бы 6 признаков из перечисленного списка, взрослый может предположить, что малыш гиперактивен. Однако это может быть лишь предположение: диагноз вправе ставить только медик.

Разновидности патологии и ее возможные последствия

Гиперактивность по доминирующим признакам делят на такие типы:

  1. Синдром дефицита внимания, при котором гиперактивность отсутствует. Чаще наблюдается у девочек. При дефиците внимания малышки замыкаются в собственном мире, становятся слишком мечтательными, обладают бурной фантазией.
  2. Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Подобная патология – явление редкое. Как правило, обусловлена нарушениями в работе ЦНС и индивидуальными особенностями малыша.
  3. Собственно, СДВГ – наиболее распространенная форма патологии, при которой у ребенка диагностируется и нарушение внимания, и гиперактивность.

Наивно полагать, что СДВГ лечить нет необходимости. Данная патология не проходит сама собой, наоборот, ее последствия со временем могут усугубляться. Так, последствиями СДВГ могут быть:

  • плохая успеваемость в школе;
  • заниженная самооценка;
  • сложности в построении отношений с окружающими;
  • избиения и драки;
  • издевательство над сверстниками;
  • алкоголизм и наркомания;
  • попытки суицида.

Что удивительно, гиперактивные дети очень способные, у них отличный уровень развития. Однако из-за недостатка концентрации внимания им трудно справ ьляться с учебой.

Как диагностировать гиперактивность у ребенка?

Диагностикой должны заниматься такие специалисты, как невролог, психиатр и психолог. Диагноз после первого обследования не ставится – за малышом наблюдают в течение полугода, используя:

  • методы беседы;
  • нейропсихологические тестирования;
  • наблюдение за поведением;
  • диагностические опросники.

При необходимости, для уточнения диагноза, ребенка отправляют на обследование к логопеду, эндокринологу, офтальмологу, отоларингологу и эпилептологу, поскольку под синдромом гиперактивности может скрываться неврологическое или соматическое расстройство. Для подтверждения диагноза обязательно следует провести МРТ мозга, общий и биохимический анализы крови, ЭхоКГ и ЭЭГ. На основании результатов этих исследований и ставится диагноз.

Особенности лечения СДВГ у детей

  1. Метаболический, он же – медикаментозный. Препараты в каждом случае подбираются индивидуально, согласно симптоматике патологии.
  2. Нейропсихологический: заключается в психомоторной коррекции онтогенетических блоков мозговой организации деятельности ребенка.
  3. Синдромальный: заключается в использовании специальных игр, которые благоприятно воздействуют на развитие отдельных элементов синдрома. Для младших дошкольников развивающие игры зачастую являются наиболее эффективными в борьбе с СДВГ.
  4. Поведенческий: комплекс различных видов психотерапии, который позволяет формировать желаемые модели поведения.
  5. Личностный: использование разных приемов индивидуальной и групповой психотерапии, которые помогают разрешить внешние и внутренние психогенные конфликты, благотворно влияют на личностный рост и отношения с окружающими.

К лечению СДВГ стоит подходить очень ответственно. Изначально предпочтение стоит отдать немедикаментозным методам терапии. Но если они оказались неэффективными, при условии, что все рекомендации специалиста выполнялись беспрекословно, от медикаментозного лечения отказываться не стоит.

Игры для гиперактивных детей

Психология гиперактивных детей значительно отличается от психологии других малышей: им нужно уделять больше внимания, так как они легко отвлекаются и упускают важные моменты во время занятий. Поэтому индивидуальные игры для гиперактивных детей – прекрасная возможность развить те навыки, которые сложно им даются. Начинать лучше с игр, направленных на развитие одной функции. Например, это может быть упражнение только на развитие внимания или исключительно на воспитание усидчивости. Когда ребенок хорошо усвоит одну функцию, в игру можно включать задания на развитие сразу двух функций – той, которая уже знакома, и той, которую нужно еще воспитать. Когда ребенок научится контролировать свои действия, можно начинать вовлекать его в коллективные игры.

  1. Игра «Где что было». Цель: развитие концентрации внимания. Ход игры: перед ребенком нужно расставить несколько игрушек, попросить малыша посмотреть на них некоторое время и запомнить их, после чего ребенок должен отвернуться. Взрослый убирает одну из игрушек и просит ребенка повернуться обратно. Задача малыша – сказать, какая игрушка исчезла и где она стояла. Постепенно количество игрушек можно увеличивать.
  2. Игра «Многоножки». Цель: развитие дисциплины. Ход игры: пальцы ребенка лежат на краю стола. По команде взрослого «многоножки» (пальцы ребенка) должны двигаться в указанном направлении, вовремя меняя его по сигналу взрослого. Важно, чтобы все 5 пальцев каждой из рук принимали участие в игре.
  3. Игра «Разговор с руками». Цель: учить контролировать свои действия. Подходит для особенно агрессивных детей, тех, кто часто ломает игрушки. Ход игры: предложите ребенку на листе бумаги карандашом обвести силуэт своих ручек, вырезать их и оживить, нарисовав им глазки, носики и ротики цветными фломастерами. Затем заведите с ожившими ручками беседу: спросите, кто они и как их зовут, что они любят делать, а что не любят, какие они – послушные или нет. Если ребенок не желает включаться в разговор, проговорите диалог самостоятельно. Главное – подчеркните, что ручки хорошие, что они многое умеют делать (можно перечислить, что именно), но иногда бывают непослушными. Заканчивая игру, заключите с ручками и их хозяином договор, в котором ручки пообещают, что в течение дня они будут делать только хорошие дела – убирать, чинить, здороваться, играть, не будут никого обижать и ничего не будут ломать. Для гиперактивных детей время договора лучше брать короче, постепенно его увеличивая, если малыш согласится на такие условия. Каждый раз с ладошками нужно заключать новый договор.
  4. Игра «Передай мяч». Цель: снять чрезмерную двигательную активность. Ход игры: стоя в кругу или сидя на стульях, дети должны как можно быстрее передавать мяч друг другу, чтобы не уронить его. Усложнитьзадание можно, запустив в круг несколько мячей.
  5. Игра «Менялки». Цель: развитие коммуникативных навыков. Стулья нужно поставить в круг. Затем участники игры выбирают водящего, который свой стул убирает за линию круга. Таким образом, в кругу остается стульев на один меньше, чем участников. Водящий говорит: «Местами меняются те, у кого… (темные волосы, белые колготки, есть куклы и т.д.). После этого дети с названным признаком должны поменяться местами, а водящий в это время должен занять чей-то стульчик. Тот, кто не успел занять свое место, становится водящим.

Какие методы использовать в работе с гиперактивным ребенком?

Благодаря использованию этих методик, гиперактивный ребенок становится спокойней, уравновешенней, внимательней. В работе с детьми с СДВГспециалисты рекомендуют применять:

  • лечебное питание;
  • лечебную физкультуру и дыхательную гимнастику;
  • аутогенную тренировку;
  • игровую терапию;
  • семейную психотерапию;
  • танцевальную, музыкальную и драматургическую терапию;
  • арт-терапию и изотерапию;
  • фото-, библио- и сказкотерапию.
  1. Хвалите ребенка за все его достижения, будьте к нему внимательны.
  2. Придумайте крохе ежедневное поручение, которое он должен выполнять сам.
  3. Строго соблюдайте предписания специалистов (например, массаж, гимнастику или прием лекарств, которые назначались для лечения СДВГ).
  4. Сообщите педагогу о проблеме ребенка, попросите, чтобы к вашему малышу относились более внимательно.
  5. Всегда оставайтесь спокойными, не повышайте голос на ребенка, не ругайте его. Будьте солидарными с мнением второго родителя.
  6. Не завышайте, но и не занижайте требования.
  7. Приобщайте малыша к подвижным играм и видам спорта.
  8. Определите четкие границы дозволенного и недозволенного. Все ваши требования должны выполняться всеми членами семейства.
  9. Уделяйте ребенку максимум внимания.
  10. Во время прогулок с ребенком избегайте слишком людных мест – это может стать причиной перевозбуждения малыша.
  11. Следуйте строгому распорядку дня всей семьей. Укладывайте спать и будите малыша строго в одно время.
  12. Не позволяйте долго смотреть телевизор. Не допускайте перевозбуждения его нервной системы.
  13. Давайте ребенку понять, как он дорог для вас.Чаще обнимайте и целуйте малыша.
  14. Позволяйте ребенку делать выбор.
  15. Заметив способности ребенка к какой-либо деятельности, способствуйте их развитию.

Гиперактивные дети нуждаются в особом воспитании. И если родитель все сделает правильно, к подростковому возрасту от этого синдрома не останется и следа, а ребенок вырастет умным, успешным, интеллектуально развитым и счастливым человеком. Конечно, от взрослых потребуется много усилий и терпения. Но счастливое будущее собственного ребенка стоит этих усилий.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Или просто активный. Только специалист по определённым симптомам сможет определить состояние вашего малыша. Одни говорят, что гиперактивность - это болезнь, другие считают, что такой уж характер у ребёнка. Где же всё-таки правда? Что такое гиперактивность? Какой ваш малыш? Что с активностью крохи делать в этом случае? Об этом и о многом другом вы сейчас и узнаете.

Что такое детская гиперактивность?

Дети не могут быть похожими друг на друга: один активный, другой спокойный - все они индивидуальны. Многие мамы рассуждают: мол, если у них малыш слишком подвижный, значит, он гиперактивный. Однако это не совсем так. Гиперактивность - это перевозбуждённое которое сопровождается слишком большой активностью.

Такое состояние характерно для него всегда, даже ночью. Сидеть на одном месте он не может, ходить медленно - тоже. Всё делается очень быстро и не всегда обдуманно. При этом никогда не знаешь, чего ждать от гиперактивного человека в следующую минуту. Все решения он принимает спонтанно. Считается, что такому ребёнку уделяют недостаточно внимания. Поэтому он и придумывает новые шалости. Гиперактивность - это Она ярко начинает выражаться в возрасте двух лет, а к школьному возрасту обороты набираются, и тогда малыш становится неуправляемым: перестаёт полностью соблюдать дисциплину, проявляет свою агрессию, грубит взрослым. Для таких детей нет авторитета. Ещё около 150 лет назад медики пытались понять и решить проблему гиперактивности. На сегодняшний день некоторые вопросы раскрыты, но далеко не все. Появилось много книг и советов по этому поводу.

Чем отличаются детская активность и гиперактивность?

Активные дети - очень шустрые, это непоседы, которые постоянно хотят знать всё. Они познают мир благодаря своей неусидчивости. Но при этом они прислушиваются ко взрослым, их можно увлечь на некоторое время интересным занятием. Например, лепкой, аппликацией или складыванием пазлов. Всё зависит от интересов ребёнка. Чрезмерные эмоции у них проявляются редко. Если активных деток ничего не беспокоит, они не голодные и не больные, тогда слышен только их смех. Подвижность зачастую проявляется только дома - в гостях или на прогулке малыш ведёт себя по-другому, скромнее и тише. Активный ребёнок не конфликтует с детками, но если его обидят, сдачи даст, не задумываясь. Сам он не провоцирует скандалов. Физическая активность сопровождается жизнерадостностью, энтузиазмом, энергичностью, послушанием. За день ребёнок устаёт сильно, поэтому спит ночью очень хорошо.

Гиперактивных детей возможно тоже увлечь, но не более чем на 10 минут. Спокойного состояния у них не бывает. Малыш демонстрирует своё поведение абсолютно везде, не знает, что такое застенчивость. Говорит быстро, перескакивая с темы на тему. Задаёт очень много вопросов. Не дожидаясь ответа, спрашивает дальше. В речи заметно, что не договаривает окончаний, настолько быстро хочет что-то сказать. Спит в постоянном беспокойстве, крутится, падает с кровати, возможны Эмоции и поведение неуправляемы и неконтролируемы. Физическая активность перерастает быстро в агрессивность. В компании гиперактивные дети довольно часто конфликтуют со всеми.

Гиперактивность у детей: симптомы

Ваш ребёнок не может сидеть спокойно на одном месте? Не надо сразу бегать по врачам и думать, что у него детская гиперактивность. Сначала обратите внимание на особенности активности вашего малыша:

  • беспокойность и импульсивность;
  • невнимательность;
  • агрессия, нервозность и бесконечные истерики;
  • проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • невосприимчивость к обучению;
  • неуклюжесть, неумение дело доводить до конца;
  • недисциплинированность.

Все вышеперечисленные признаки и характеризуют гиперактивность. Симптомы, которые вы обнаружили, должны вас насторожить. Возможно, стоит применить какие-то меры для улучшения поведения вашего чада. Ведь агрессию проявляют слишком часто и выраженно.

Любые родители устанут воевать с таким поведением. Эти малыши быстро теряют контакт с друзьями, в итоге с ними дружить никто не хочет, и даже взрослые стараются избегать общения с такими личностями. Если они получили задание, никогда не смогут его выполнить полностью, так как чересчур перевозбуждены, невнимательны и могут забыть о порученной им серьёзной работе. Обратите внимание на гиперактивность у детей. Симптомы у них могут отличаться. Ведь, как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален.

Питание гиперактивных детей

Всем известно, что питание каждого ребёнка должно быть полноценным и сбалансированным, а главное - полезным. Если обычным деткам родители позволяют съесть шоколадку или конфетку, то из рациона гиперактивных такой продукт нужно исключить. В конце зимы - начале весны необходимо давать комплекс витаминов для улучшения памяти и мозговой деятельности. Как только начнут появляться на огородах и на деревьях первые овощи и фрукты, обязательно включите их в ежедневное меню. И вообще, они постоянно должны присутствовать на вашем столе.

Рыба раз в неделю, а лучше два должна присутствовать в рационе вашего малыша. То же касается всех продуктов, где есть магний, железо, кальций и др. А вот пирожные, торты, колбасы, покупные пельмени ребёнок не должен даже видеть. Они вредны не только для здоровья в целом, но и для поведения ребёнка. Это доказано медиками уже давно. Кроме того, необходимо помнить, что детям с гиперактивностью необходимо давать пищу исключительно по времени. Многие не верят, что от режима питания зависит поведение малыша, но наукой доказано, что это так.

Почему появилась гиперактивность

Откуда взялось такое поведение? Может, по наследству досталось? Так считают многие родители. Однако причины гиперактивности искать надо в другом. Вспомните, как протекала ваша беременность. Возможно, мама много нервничала, болела или принимала препараты, которые впоследствии сказались на малыше. Бывает даже такое, что женщина вела чересчур активный образ жизни, благодаря чему кроха ещё в утробе начал привыкать к этому. Тяжёлые роды также могут спровоцировать гиперактивность малыша. Помимо этого довольно часто причиной может быть нехватка внимания со стороны окружающих. Возможно, родственники ребёнка недостаточно с ним общаются или играют. Тогда детки пытаются привлечь внимание взрослых своим ужасным поведением.

Факторы, провоцирующие гиперактивность

Родители счастливы, если их ребёнок жизнерадостный, весёлый и активный. Однако когда у малыша просыпается агрессия и непонятное поведение, взрослые не понимают, что спровоцировало эту ситуацию. В первую очередь обратите внимание на собственное отношение к своему малышу. Возможно, вы недостаточно с ним добры и ласковы. Подобное поведение возможно, если ребёнок употребляет часто пищу, в которой находятся пестициды. Она очень вредно влияет на малыша. Газированная вода тоже входит в список запрещенных продуктов.

Поэтому старайтесь избегать употребления вредной пищи. Отношения в семье, в невнимательность к ребёнку - все это сказывается на состоянии нервной системы малыша, помните об этом.

Что говорят врачи

Мнения специалистов разделились. Одни уверены, что гиперактивность у детей дошкольного возраста - нормальное явление, другие говорят - это серьёзное заболевание. Педиатр направляет пациента к невропатологу и психиатру. Европейские учёные считают, что такого заболевания, как гиперактивность, не бывает. Просто ребёнок очень шустрый и беспокойный, а со временем он обязательно перерастёт. Гиперактивность - это миф, а не болезнь. Его придумали в начале 80-х годов, чтобы оправдать повышенную активность карапузов. Кроме того, окзывается, возраст детей тоже имеет значение. Исследование показало, что у школьников ко второму или третьему классу поведение меняется. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Если ребёнок слишком нервный и невнимательный, возможно, у него нарушена психика. Однако, по мнению европейских медиков, не стоит пичкать детей психотропными и другими лекарствами. Последствия могут оказаться нежелательными. В дальнейшем ребёнок уже не сможет себя чувствовать нормально без медикаментов. Это ещё больше сказывается на его психике. Лучше добиваться нормального поведения непоседы ласковыми словами и разговорами. Всегда нужно помнить: все достижения или проблемы ребёнка - вина самих взрослых и окружения.

Игры с гиперактивными детьми

Любого ребёнка нужно уметь завлекать. Игры для детей дошкольного возраста предлагаются в большей мере активные. Так малыши будут тратить свою энергию с пользой. Чтобы развивать внимание и послушание, можно поиграть в игру: «Сделай всё наоборот». Взрослый опустил правую руку - малыш поднял левую. Взрослый закрыл один глаз, а малыш - другой и т. д. Поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное - несъедобное». Только тематику нужно менять очень часто, чтобы малышу не надоело. Например, озвучиваете названия мебели - ребёнок ловит мячик, произносите другое слово, не касающееся тематики, - отбивает. Работа с детьми при повышенной активности проводится регулярно. Так они будут чувствовать, что им уделяется достаточное внимание, и будут вести себя энергично, но без лишних, никому не нужных эмоций. Время от времени играйте с малышами в шумные и эмоциональные игры.

Благодаря им у малышей развивается ловкость, мышление, Подвижные дети любят игру «Молчанка - кричалка». Взрослый заранее подготавливает 3 круга, цвета которых соответствуют светофору. Покажите малышу красный, в это время пусть он бегает, кричит, стучит и др. (2 минуты). Покажите жёлтый круг - ребёнок должен разговаривать и делать всё очень тихо. Зелёный цвет означает, что надо замолчать и совсем ничего не делать в течение 2 минут. С каждым "сеансом" время увеличивается. Следующая подвижная, но нешумная игра увлечёт на некоторое время детей. Это «Море волнуется раз» - забава, известная с давних времён. Она формирует у непосед послушание и фантазию. Для любого возраста можно найти интересные игры. Родители и воспитатели, заинтересованные в понижении гиперактивности ребёнка, должны научиться вместе с ним шуметь, кричать, бегать и прыгать. Вот увидите, как изменится малыш.

При гиперактивности работа с детьми проводится регулярно. Они должны чувствовать к себе постоянное внимание со стороны окружающих. Организуйте малышу чёткий распорядок дня. Постарайтесь, чтобы он кушал и ложился спать в одно и то же время. Обязательно выслушивайте мнение ребёнка, не игнорируйте его, даже если вам кажется, что он говорит абсурдные вещи. Если вы считаете, что малыш не прав, доказывайте свою точку зрения, только не жёстко. Ребёнок поверит достоверным фактам, найдите и приведите примеры. Постарайтесь сформулировать свою просьбу чётко, без крика, в доброжелательном тоне. Когда ребёнок начал капризничать или истерить, попробуйте не наказывать или бить его, а отвлечь игрой.

Даже банальный поцелуй успокоит разбушевавшегося малыша. Если никакие просьбы и уговоры не действуют, оставьте его одного - вот увидите, когда он поймёт, что некому закатывать истерики, он сам успокоится. Ребёнку часто говорить слово «нельзя» нежелательно. Нужно сформулировать запрет таким образом, чтобы это выглядело как просьба. Если вы ему запрещаете засовывать предмет в розетку, постарайтесь объяснить, почему это опасно. Непонятное для ребёнка наказание спровоцирует страшную истерику и скандал. Приказывать также не нужно, лучше просто спокойно попросить. Если ребёнок не хочет извиняться, заставлять его не обязательно, так как в очередной раз будут испорчены нервы у каждого члена семьи.

Как говорилось выше, игры для детей дошкольного возраста должны быть обязательным занятием, причем играть они должны как вместе с другими ребятами, так и со взрослыми. Гиперактивным деткам не стоит давать одновременно несколько заданий: после выполнения первого такой ребенок всё равно забудет, что нужно делать дальше. Лучше просить выполнить ту или иную задачу поэтапно. Не давайте успокоительного малышу - оно негативно влияет на его общее состояние. Лучше вместо лекарств обеспечить регулярное полноценное питание, и не забывайте о витаминах - их должно быть много. Твёрдость в воспитании должна присутствовать, но только без негативных эмоций. Добивайтесь от малыша умения доводить дела до конца, не останавливаясь на половине пути. У каждого ребёнка признаки гиперактивности индивидуальны. Ласковое и доброе отношение изменит его поведение.

Заключение

В случае с гиперактивными детьми помните, что нужно применять специфические методики воспитания и игры, если хотите добиться желаемого результата. Родители и педагоги должны сообща работать с такими малышами. Воспитатель детского сада или психолог должен объяснять родителям, что в семье может быть только тихая и спокойная обстановка, чтобы не провоцировать истерики крохи. С самого рождения от ребёнка нужно мягко требовать аккуратности и послушания. Он должен уметь уважать окружающих, общаться с ними в положенном тоне: не грубить и не хамить. Гиперактивные детки не очень отличаются от активных сорванцов. Немножко усидчивости - и с ними можно вполне нормально общаться. Просто каждый маленький человечек хочет постоянного внимания. Чем быстрее педагоги и родители начнут работать над гиперактивностью ребёнка, тем эффективнее будет результат.