Исследовательский проект по астрономии. Исследовательский проект "волшебная астрономия". «От художественных образов

Темы проектов по астрономии, космонавтике и авиации (3-11 кл.) (с кратким содержанием проектов можно ознакомиться на сайте https://project.1september.ru)                                              12 апреля - День космонавтики 50 лет Советской космонавтике 50 лет космической эры А все-таки она вертится! А знаем ли мы историю освоения космоса? А из нашего окошка видно космоса немножко "А мне летать охота" Авиация Авиация. Модели самолетов Агропромышленный комплекс Якутии: современное состояние, проблемы и перспетивы развития Америка - пример прогресса "Апач" против "Ночного охотника" Арктика - мой дом родной Архызская обсерватория Астероидная опасность Астероидная опасность – миф или реальность Астероиды Астероиды - малые планеты Астероиды - проблема землян Астрологические открытки в графическом редакторе PowerPoint Астрология: за и против Астрономический аспект астрологических предсказаний Астрономический зонт Астрономическое определение географической широты с помощью простейших приспособлений Астрономия в картинках Астрономия в поэзии И.Бунина Астрономия для младших классов Астрономия на координатной плоскости Астрономия на плоскости и в пространстве Атмосфера Земли: история освоения Аэробус A-380 Аэродинамика Аэроплан Александра Фёдоровича Можайского Б.В. Чернятьев - почетный гражданин города Котельнича Кировской области Белые ночи Берегиня. Кто называет созвездия? Беркут – птица и человек Бесконечно мерцающие звезды Бесконечный космос Биоскафандр для полета на другие планеты Боинг 747 Большое красное пятно - загадка планеты Юпитер Большой наш дом и кто мы в нём Будущее человечества Бумажные птицы                                                  Бумажные самолётики - полётные качества Быстрые крылья В мире звёзд В поисках системы мира В ритме Солнца В созвездии Рыб В.Н. Челомей - крылатый гений Наукограда Валерий Павлович Чкалов Валерий Чкалов – легенда российской авиации Вверх по лестнице, ведущей вниз Ведущие космические державы мира (Россия, США, Китай) Великие шаги в освоении космоса Великий авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев Великий конструктор Величайшее противостояние Марса Венера - утренняя звезда Верить ли в гороскоп? Вертикальный полет Взаимодействие Солнца и Земли Взаимодействие солнечного ветра и кометной атмосферы Взгляд из космоса Взрывающиеся звезды Викторина "История освоения космоса" Викторина "Космический алфавит" Влияет ли Луна на рост волос? Влияет ли знак зодиака на учебную деятельность? Влияние Луны на живые организмы Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека Влияние космических процессов на ритмы Земли Влияние лунных фаз на земную жизнь Влияние луны на природу Влияние магнитного поля на спектры звезд Влияние невесомости на организм человека Влияние солнечной активности на Землю Влияние солнечной активности на некоторые аспекты жизнедеятельности человека (на примере Оренбургской области) Влияние солнечной активности на человека Влияние уроженцев Алтая на развитие космонавтики Влияние фаз Луны на успеваемость школьников Влияние фаз луны на рост и хранение растений на примере овощных культур, выращиваемых в Нижегородской области Внеземная жизнь Внеземные цивилизации Внеземные цивилизации - проблемы поиска Военная техника Военные самолеты России периода Первой мировой войны Воздушное пространство России Возможна ли жизнь на спутнике планеты Юпитер - Европе? Возможное решение проблемы экологического загрязнения Земли в XXI веке. Размещение хранилища отходов в точках Лагранжа L4/L5 системы Земля–Луна Возникновение жизни на Земле Воплощение мечты в реальность                                                   Время Время и машина времени Время остановить нельзя, а измерить? Всевысотный многоцелевой фронтовой истребитель Вселенная Вселенная в представлении древних людей Вселенная далекая и бесконечная... Вселенная - наш дом Вселенная: тайна зарождения Всё, что мы знаем о планете Марс Выбор профессии. Знаки зодиака советуют Высота светил Высший пилотаж: шоу или оборона страны Выявление характерных признаков планеты Сатурн по данным астрономических наблюдений Газовые гиганты Солнечной системы Галактика - звездный дом, в котором мы живем Галактики Где и как взлетают ракеты Где найти невидимку? Генератор неординарных идей: Сергей Павлович Королев География космических мест России Геометрия космических кораблей Герой нашего времени (об М.Х. Манарове) Гипотеза апокалипсиса Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом пространстве Голубая кровь: миф или реальность? Гороскоп и мои друзья Гравитационные силы и их значение в масштабах планеты Земля Гражданин Вселенной Гражданская авиация. Авиационные спасатели Д.И. Менделеев – исследователь воздухоплавания Дальнемагистральный самолет Ил-96-300 Две минуты астрономического счастья Движение звезд как доказательство развития Вселенной "Дедушка русской авиации" Б.И. Россинский и моя семья День космонавтики День, когда не стартуют ракеты "Дневные звезды" Доисторические обсерватории Доклад по природоведению по теме «Юпитер» Дорога в космос начинается с космодрома Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии Если бы Земля была квадратной Есть ли вода на других планетах? Есть ли жизнь внутри планет? Есть ли жизнь на Луне? Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли чудеса за пределами нашей планеты? Женщина, покорившая космос Женщины-космонавты                                                    Женщины-космонавты России Животные в Космосе. Полет на геофизических ракетах Животные штурмуют космос Животные-космонавты Жизнь в творческом горении Жизнь во Вселенной Жизнь и смерть в пределах космоса Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова Жизнь на планетах Солнечной системы Жизнь - это развитие Вселенной Жизнь, разрешенная Вселенной За пределами слышимости. Наш адрес во Вселенной Зависимость здоровья жителей заполярного поселка Белая Гора от активности Солнца Загадки времени Загадки звездного неба Загадки красавицы Венеры Загадки северных сияний Загадки фаз Луны Загадочная Луна Загадочная планета Марс Загадочная планета Нептун Загадочная планета Сатурн Загадочная планета - Плутон Загадочный мир инопланетян Задачи - это интересно! Закат солнца Законы Ньютона и их применение Законы движения планет Зарождение Земли Затмения с Земли и из космоса Затмения: солнечные и лунные Звезда по имени Солнце Звездная жизнь, или Космические трагедии Звездное небо Звездное небо. Знаки зодиака Звездные собаки Звездные узоры Звездные узоры неба Звездный путь Звезды в жизни человека Звезды далекие и близкие Звезды зовут Звезды, химические элементы и человек Звёздная магистраль жизни профессора Г.А.Токаева Звёздное небо - великая книга природы Звёзды в треугольниках Звёзды и созвездия Здравствуй, Луна! "Зеленая" родословная Земля и её соседи Земное и неземное: факты и свидетельства, фантазии и размышления...                                                Знаете, каким он был? Знаки зодиака учеников класса Знаки зодиака, вязанные крючком Знаки зодиака. Кулинарные пристрастия Зодиакальные созвездия Золотое сечение Золотой век воздухоплавания Зёздное небо "И звёзды становятся ближе..." И на Марсе будут яблони цвести... Игры со временем Идеи русского космизма в художественном искусстве Из истории летательных аппаратов Изготовление радиоуправляемой модели самолета Super Sportster Ep Изменчивая луна Измерение больших расстояний. Триангуляция Изучение законов реактивного движения Изучение и освоение астероидов в Солнечной системе Изучение названий небесных тел Солнечной системы Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас–Фотон Иллюстративно-методическое пособие по теме: " Вселенная" Имеет ли Вселенная начало? Инженерные таланты России: Г.Э. Лангемак Интересные факты из жизни Солнца Информационный проект «Богатства, отданные людям. К. Э. Циолковский» Использование воздушных шаров для сбора космического мусора Использование космических съемок для определения площадей земельных участков Исследование Марса автоматическими межпланетными станциями Исследование гидрохимического состояния вод села Ытык-Кюель Исследование движения солнечных пятен Исследование доказательств расширения Вселенной на основе существующих научных теорий Исследование космоса Исследование модельных свойств различных моделей бумажных самолетов Исследование мстинского метеорита Исследование экономической эффективности применения информационных и спутниковых технологий Глонасс наземной с/х техникой и с/х авиацией при производстве с/х продукции в Белореченском районе Краснодарского края Исследование энергии Солнца Исследовательская работа "Астрономия. Тунгусский метеорит" Исследовательская работа "Звёздное небо" Исследовательская работа "Из чего состоит след самолёта?" Исследовательская работа о Луне Исследовательский проект "Машина времени" Исследовательский проект по биологии "Лунно-солнечный календарь огородника" Исследовательский проект учащихся 4-го класса "Планеты Солнечной системы" Исторический экскурс в стихах по теме "Космос и мы" История авиации Абыйского р-на Республики Саха (Якутия) История авиации и космонавтики через историю МАТИ История астрономии                                                     История аэропорта г. Великие Луки История воздухоплавания История воздухоплавания История воздухоплавания. От Икара до… История возникновения астрономии. Древние обсерватории История космического скафандра История космоса в коллекции марок История одной планеты История развития космонавтики История российской космонавтики Исчисление времени К звёздам! Как Луна исследуется людьми Как выжить в космосе? Как дотянуться до звезды? Как они улетали из плена? Как стать космонавтом? Как тебе живется, планета Земля? Как устроена Вселенная Как человек использует летательные аппараты? Как человек покоряет космос, и как космос служит человеку Календари времени Календарный вопрос Календарь Календарь знаменательных дат (2011 год, Космос) Календарь и время Камни знаков зодиака Камни и легенды Качественные задачи по астрономии Классификация летательных аппаратов Ковш Большой Медведицы глазами землян и инопланетян Кого берут в космонавты? Колонизация Марса Колонизация Марса и его терраформирование Кольца Сатурна Кольца Сатурна Кометы – хвостатые странницы космоса Компьютерная презентация "Солнце - ближайшая к нам звезда" Компьютерная презентация по астрономии Компьютеры в космосе Конструкторские авиационные бюро Конференция "Ломоносов - гений русской науки" Координатная плоскость: знакомая и новая Кордовая пилотажная модель самолета "Luftmeister" Космическая гавань России Космическая деятельность: обратная сторона Космическая еда Космические исследования по программе "Здравствуй, Луна!" Космические катастрофы Космические лилипуты, или Мир астероидов Космические незнакомцы - звезды Космические путешественники                                                     Космические технологии в повседневной жизни человека Космические угрозы Космический зоопарк Космический лифт - новые технологии старого изобретения Космический мусор Космический мусор как источник засорения околоземного пространства "Космический мусор" Космическое путешествие Космическое путешествие к Юпитеру Космодромы планеты Земля Космонавт А.Г. Николаев в Комсомольском районе Космонавт Герман Степанович Титов Космонавтика Космонавтика Космонавтика СССР Космонавтика в почтовых марках нашей страны Космонавтика и полет в космос Космос в живописи Космос в настоящем и будущем Космос далёкий и близкий Космос и человек Космос как предчувствие. Руслан Комаев Космос начинается на Земле Космос. Другие Космос. Звёзды Космос: прошлое – настоящее – будущее Красивая и загадочная планета Венера Красная планета - Марс Кротовые норы в космосе Кто вы, Галилео Галилей? Кто украл Луну? Куда летят космические послания? "Легенда века" - Валентина Терешкова Легенды звездного неба Легенды и мифы звездного неба Легенды о полетах в космос Ледяной метеорит в атмосфере Земли Лекарственные растения Кукморского района Республики Татарстан Летательные аппараты Летательные аппараты в освоении космоса Летают ли книги в космос Летают ли книги в космос? Летчики не умирают, они улетают навсегда Луна Луна – спутник Земли Луна - первая станция на пути в космос Луна - спутник Земли Лунные затмения Любопытному наблюдателю звёздного неба Лётчиками не рождаются, лётчиками становятся! Магнитное поле Земли Магнитные бури и их влияние на здоровье человека и успеваемость школьников                                                    Малая авиация разных поколений Малые тела Манящий мир космоса Марс Марс - прекрасная и удивительная планета Математическая статистика в жизни 5 "Б" класса Медико-биологическая подготовка космонавтов Медицина в космосе Международные полеты по программе "Интеркосмос" Межпланетное путешествие Меняющаяся Земля Месяц-хрусталик, месяц-крючок, месяц-рогалик, месяц-стручок Металлы в космосе Метеориты Метеориты и астроблемы Метеоры и метеориты Методический паспорт исследовательского проекта по теме «Влияние луны на жизнедеятельность растений» Мир звёзд Мир космоса Мир моих увлечений: "Наблюдения за звездным небом" Мир часов Миры и антимиры Миссия человека в космосе Мифы в астрономии Мифы и власть звёзд Мифы и гипотезы о происхождении НЛО Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли Мифы и легенды о созвездиях Мифы и созвездия Михаил Васильевич Ломоносов: страницы жизни Михаил Кузьмич Янгель - сын земли Илимской Млечный путь Мне бы в небо! Малая авиация Модели космической и авиационной техники Модель (макет) космического корабля "Восток" Модель Солнечной системы Может быть, мы не одни? Может ли Солнце потухнуть? Можно ли верить в гороскоп? Можно ли доверять прогнозам? Мои наблюдения за Луной Мой знак зодиака Мой космос Мой любимый конструктор Моё открытие Вселенной Музей истории космонавтики Мы подвластны звёздам? Мы - звезды галактики Мыльные пузыри Вселенной Н.М. Бударин - славный сын земли Чувашской НЛО - загадка Вселенной                                                    НЛО - загадка нашей планеты НЛО. Миф или реальность НЛО: что, откуда и зачем? На Луну по трассе Кондратюка (забытое имя в космонавтике) На какой из планет Солнечной системы можно построить взлетно-посадочный модуль с жилым комплексом? Наблюдение за Луной Наблюдение за Юпитером и его спутником Наблюдение прохождения Венеры по диску Солнца 6 июня 2012 года Наблюдения за Солнцем Наблюдения редких астрономических явлений Навстречу звездам Нам нужна Великая Россия. С.П. Королев Наука космонавтика и её творцы Научно-исследовательский проект "Мы - дети Галактики" Научные и религиозные концепции о происхождении Вселенной Научные исследования в космосе Наш космический дом Наш космос Наша Галактика Небесная странница Небо и Земля космонавта – художника Алексея Леонова Немного о Луне Необходимо ли участие женщин в космических полётах? За и против Необычное транспортное средство - "летающая тарелка" для освоения Марса Необычное-вероятное событие на Заинской земле Необычные явления на небе Неповторимая планета Никулин Геральд Николаевич Новая Луна Новые слова в русском языке О женщина, как много в этом слове! О космосе О физических явлениях на Земле и в космосе (в условиях невесомости) Об обеспечении жизнедеятельности человека в космическом полёте Образ Юрия Гагарина в искусстве Палеха Одиноки ли мы во вселенной? Он был первым... Он в будущее путь нам показал… Они проложили дорогу в космос Опасные космические объекты - метеориты Оптические приборы Орбитальная станция "Мир" Освоение космоса Освоение космоса: плюсы и минусы Основные этапы освоения космоса Особенности личностных качеств учащихся, обусловленные их датой рождения Открытие Нептуна и Плутона Откуда есть пошла Земля? Откуда у кометы хвост? Отправляемся в полет Падающие небесные тела                                                     Падение метеоритов Памятники природы Печенгского района Первая экспедиция на Луну Первые в космосе Первые в космосе Первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин Первый космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин Первый полет в космос Перехватчик астероидов с разделяющимися ядерными боеголовками Планер 2010 Планета Динозаврия Планета Земля в азбуках и викторинах (поверхность Земли) Планета Марс и ее спутники Планета Сатурн Планета Солнечной системы - Юпитер Планета Юпитер Планета-гигант Юпитер Планеты Планеты Солнечной системы Планеты земной группы в картинах великих художников Покорители космоса Покорители космоса Полвека в космосе Полезные ископаемые Земли и космоса Полет в космос Полет начинается на Земле Полет ракеты Полеты наяву и во сне Полное описание самолётов Полярное сияние - что это? Почему Луна не падает на Землю? Почему Луна такая разная? Почему летает воздушный змей? Почему летают самолеты Почему мы принимаем НЛО за корабли инопланетян? Почему появляется радуга Почему солнце называют звездой? Презентация "Космические аппараты на марках разных стран" Презентация "Тайны Луны" Презентация "Черные дыры" Преобразование планет Солнечной системы Применение композиционных материалов в ракетно-космической технике Применение силы Архимеда в технике Притяжение Земли Притяжение звёздного неба Проблемы исследования космического пространства Проблемы малой авиации (авиации общего назначения) Проверка жизнеспособности летательного аппарата. Крылья Прогулка по звёздному небу Проект "Самолёты" Проект космического летательного аппарата с активным солнечным парусом Происхождение Земли                                                     Происхождение Земли и человека (на основе мифов разных народов) Прорыв в космос Профессионально-трудовые стратегии современной молодежи Башкортостана Прохождение Венеры по диску Солнца 6 июня 2012 года Прохождение Венеры по диску Солнца 8 июня 2004 г. Прошлое, настоящее и будущее Солнца Пусть всегда будет солнце! Путешествие в воздухе Путешествие по Солнечной системе Путешествие по Солнечной системе Путешествие по Солнечной системе Путешествие по созвездиям Путь в небо Радиационные пояса Земли. Опасно ли летать в космос? Радуга - одно из самых красивых явлений природы Развитие авиации в России Развитие отечественной космонавтики Разоблачение масштабной мистификации ХХI века Разум вне Земли: существует ли он? Ракета Ракета - дорога в космос Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства Рекорды Вселенной Реферат "Гипотеза внеземной жизни" Рисунок "Где-то в открытом космосе" Рождение Вселенной, эволюция, гибель звезд Рождение Солнечной системы Рождение и смерть звезды Рождение планеты Земля Роль Новосибирской области в исследовании космоса Российские проекты по усовершенствованию многоразовых кораблей Русский космос Сайт "Космос глазами детей" Сайт "Планеты Солнечной системы" Самара православная Самое интересное о Солнце Самолет на солнечных батареях Самолеты строим сами Самолёты Самолёты Самолёты времён Великой Отечественной войны Самый "космический и астрономический" округ Москвы Сатурн и его исчезающие кольца Сборник задач по астрономии Светлана Евгеньевна Савицкая Свидание с кометой Сергей Павлович Королёв Симметрия в царстве растений Сказки звёздного неба Сказки звёздного неба. Зодиак Сколько планет в Солнечной системе? Сколько планет в Солнечной системе?                                                    Скорпион во мне Славные сыны земли Алгазинской Славный сын земли дрожжановской Сложный мир космического века (50-летию полета первого человека в космос посвящается) "Служба Солнца". История и работа Уссурийской астрофизической обсерватории Смешарики на Луне Собаки в космосе Собачий космос. Отряд космических дворняг Советская космонавтика Содержание космической фантастики в русской литературе Созвездие Большой Медведицы Созвездие Солнечной системы Созвездия Созвездия Большой и Малой Медведицы Созвездия звездного неба Созвездия и мифы. Секреты звездного неба Созвездия и планетные системы Созвездия над г. Ядрин Созвездия северного неба Создание образовательной игры "Путешествие на орбите" Создание планеты и жизни на ней Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов Солнечная активность и её влияние на здоровье человека Солнечная система Солнечная система во Вселенной Солнечная система: спутники планет-гигантов Солнечное затмение Солнечное затмение и изменение погодных условий Солнечные затмения в городе Славгороде Солнечные часы Солнечные часы "Солнечный дом". Мы и наши соседи Солнечный зайчик - что это? Солнце Солнце и Земля во Вселенной. Есть ли жизнь на другой планете? Солнце и его влияние на окружающий мир Солнце как источник энергии Солнце – двойная звезда? Солнце – источник жизни на Земле Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы Солнце - источник жизни Солнце - источник жизни на Земле Солнце. Что мы знаем о нём? Солнце: строение и влияние на Землю Спор учёных: сколько планет в нашей Солнечной системе Способы счёта времени. Календари Спутник Земли Спутники Марса - Фобос и Деймос Спутники Сатурна Статья "Говорит и... показывает Москва" Сто лет тайны тунгусского метеорита                                                    Страницы из истории космонавтики Страницы истории создания летательных аппаратов Страсти по кометам Стремление к звездам Строение Солнечной системы Структура Галактики Существуют ли планеты вне Cолнечной системы? Таинственные обитатели космоса Тайна Подкаменной Тунгуски Тайна девятой планеты Тайна красного Сириуса Тайна красной планеты Марс Тайна тунгусского метеорита Тайны Вселенной Тайны Солнечной системы Тайны Солнца Тайны планеты Тайны третьей планеты Тайны черной дыры Такие разные свадьбы… Такой ли пустой космический вакуум? Телескоп "Хаббл" - путешествие по Вселенной Телескоп - устройство и история Темная материя Теоретические расчеты легкомоторного самолета РА1 Теории возникновения Земли Теория Большого Взрыва Теория Большого взрыва Термоэлектрические источники тока для освоения планет Тестовая работа №1 - "Как открыть работу?" Тестовая работа №2 Технический проект "Покорителям космических высот" Толковый словарь астрономических названий (пособие к образовательной программе астроклуба "ИКАР") Томск астрономический Труженики Байконура - уроженцы Ковылкинского района Туманности Тунгусский метеорит У Солнца все дома "У природы нет плохой погоды" Удивительная Луна Удивительные норы Удивительный мир звезд Умели ли динозавры летать? Уникальная звезда Урал космосу Утро космической эры Учебный мультимедийный комплекс "Физика и астрономия" для 8-го класса Учение о ноосфере как о новом этапе развития мировоззрения человечества Фильм "Космос" Фильм "Луна" Фракталы                                                  Химия звезд и планет Хроники "космической гонки" (СССР - США) Царь-ракета Человек в космосе Человек в открытом космосе Черная акула Черные дыры Черные дыры Черные дыры Вселенной "Честь и родина - превыше всего" Четвероногие космонавты Что влияет на судьбу человека? Что знают ученики о космосе? Что мы знаем о космосе? Что такое дирижабль Что такое звёзды? Что такое кометы? Что такое космический мусор и опасен ли он для планеты Земля? Что такое солнечный зайчик? Чудеса cвета Чудеса природы - радуга Чёрная дыра - загадка космоса Чёрные дыры Шагнувший к звездам Школьная конференция "М.В. Ломоносов - гений русской науки" Эволюция Вселенной Эволюция звезд Эволюция представлений о природе полярных сияний Экзопланеты Экспериментальное определение углового диаметра Луны Электронный энциклопедический словарь по астрономии Элементы краеведения при изучении астрономии Эмпирические доказательства вращения Земли Энергия звёзд Энциклопедия одного слова. Все о солнце Эпиграфы к урокам астрономии Эта загадочная планета - Фаэтон Этапы большого пути Этот загадочный дом - Вселенная Этот загадочный мир Эхо солнечных бурь Ю.А. Гагарин Ю.А. Гагарин в судьбе моей семьи Юпитер - самая большая планета в Солнечной системе Юрий Алексеевич Гагарин Юрий Алексеевич Гагарин Юрий Гагарин - Человек Земли Юрий Гагарин - гражданин Вселенной Я - звездочёт!

Звездам числа нет, бездне дна.

Ломоносов М. В.

Постановка проблемы:

Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает к себе внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям».

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникланеобходимостьработы над проектом «Волшебная астрономия». К созданию проекта мы приступили еще и потому, что 2011 год объявлен Годом российской космонавтики.

Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.

Цель проекта:

Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка.

Гипотеза:
Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут, является источником познания и умственного развития дошкольников.

Задачи:

1. приобщить детей к современным знаниям о Вселенной;

·2. способствовать осознанию детьми уникальности нашей планеты и важности ее изучения;

·3. сформировать представления о роли человека в изучении космического пространства;

·4. воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.

· 5. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.

Участники проекта:

Участники проекта: дети подготовительной группы МДОУ детский сад №4 «Светлячок», воспитатели подготовительной группы, старший воспитатель, заведующая детским садом, музыкальный руководитель, родители детей подготовительной группы, работники библиотеки имени С.П. Мосияша.

Время и место проведения:

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №4 « Светлячок». С детьми – в специально организованной деятельности воспитателя и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности. С педагогами и родителями – в условиях проведения активной методической работы.

Организация деятельности участников проекта:

Руководитель проекта доводит до участников проекта важность проблемы, составляет перспективный план мероприятий, подбирает совместно со старшим воспитателем методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме, Заведующая детским садом улучшает материально – техническую базу.

Методы и приемы:

· Практические (творческие работы, экспериментальная работы).

· Коммуникативные (беседы, игры и игровые упражнения, художественное слово, наблюдения).

Средства работы:

Технические средства (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, ДВД – плеер, музыкальный центр);

Методические разработки, журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Дошкольное образование», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», «Расскажи детям о космосе» - карточки для занятий в детском саду и дома, О. А. Скорлупова «Покорение космоса», Москва, 2006, издательство Скрипторий;

Презентации о космосе.

Формы работы:

Коллективная (музыкальные, математические, конструирование – ручной труд, рисование и познавательного цикла)

Групповая (продуктивно – творческая деятельность, развивающие игры)


Игровая деятельность

Познавательное развитие

Конструирование – ручной труд

Ознакомление с художественной литературой

Физическое развитие

Ознакомление с малыми фольклорными литературными формами

Театрализованная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыка

Работа с родителями

I этап - подготовительный

Создать условия для проведения проекта

II этап - основной

Дидактические игры: « Найди лишнее»; «Укрась слово»; «Дверная скважина»; «Звук потерялся»; «Что изменилось»; «Разведчики».

Строительная игра «Космодром».

Сюжетно – ролевая игра «Будущие космонавты»

Д/упражнения «Собери вещи в полет», «Подбери слово»

Экскурсия в библиотеку, экскурсия в школу №1 на урок астрономии;

Занятие «Земля - наш дом во вселенной», «Ракета летит к звездам», «Космическое путешествие», «Путешествие на неизвестную планету», «Мы летим в космос», «Солнце и планеты».

«Наш космический корабль»

К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В Кащенко «Найди созвездия», В.Бороздин «Первый в космосе», К. Порцевский «Моя первая книга о космосе», Энциклопедия «Юный эрудит», Картины Ю. Копейко «Космос», А. Гурштейн «Люди и звезды». Стихи о космосе.

Спортивное развлечение «Путешествие к разноцветным планетам»

Загадки о космосе.

Тетрализованное представление «Покрутите пестрый глобус».

Занятия по рисованию «Путь к звездам», «Лунный пейзаж».

Занятие по аппликации + рисование «Космический коллаж».

Слова и музыке Е. Соколовой «Сказка, сказка приходи!», русская народная музыка « Во дворе то калина», песня «Первый снег» музыка н. Тимофеевой, слова В.Приходько, слова Е. Авдиенко музыка Варламова «Пин и Гвин», «Мелодия для танцоров» (Китай) народная, музыка А. Киселева слова А.Меньшова «Мама».

Информационный листок для родителей «Покорение космоса».

Ожидаемые результаты проекта:

Повышение квалификации воспитателей.

Распространение передового педагогического опыта.

Положительные отклики родителей.

Любознательность, познавательная активность детей.

Изготовить руками детей альбом «Мир глазами детей».

Изготовить книгу - высказываний детей о космосе, альбом «Волшебная астрономия».

Результаты проекта .

У детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов.
По итогам можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции.
Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей.

Изготовили руками детей альбом «Мир глазами детей».

Изготовили альбом «Волшебная астрономия».

Дата публикации: 31.05.18

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональноеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА МОСКВЫ

«Колледж сферы услуг №3»

Исследовательскаяработа по астрономии

«От художественных образов

к астрономическим явлениям»

Учебные дисциплины: астрономия и литература

Выполнил: преподаватель

физики и астрономии Шнырева Л. Н.

Москва, 2018 год

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию……5

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

2.1Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества…………………………………………………………..7

Глава 3. Экспериментальная часть.

Выводы……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы……………………………………….30

Приложение 1………………………………………………………………..31

Пояснительная записка.

Актуальность и обоснование выбора темы:

Еще с давних времен астрономия была составной частью обучения. Связано это с важным значением астрономических знаний для развития цивилизации. У астрономии были две основные задачи: научить человека ориентироваться в пространстве и во времени и задача определения места и роли человека во Вселенной.

К сожалению, на изучение астрономии в школе отводится мало времени, поэтому изучить глубоко этот предмет очень сложно, но влюбиться в восхитительный мир планет и звезд, окутанный мифами и легендами, загадками и тайнами можно с первого урока, с первой странички учебника.

Однажды урок астрономии наша преподаватель Шнырева Людмила Николаевна,начала со сказки С.Маршака «От чего у месяца нет платья». Вспомнили, что Луна может находиться в различных фазах, а это значит, что не всегда мы будем видеть серп Луны и т. д. Возникла идея написать работу.

У менявозникла мысль систематизировать стихотворения по изучаемым темам. Ведь действительно для того, чтобы разнообразить различные формы урока, вызвать интерес у учащихся к предмету, привлечь их внимание к увиденному и услышанному, дать им возможность самим описать различные явления одним из способов является метод, предложенный в моей работе, а именно изучение астрономии в стихах.

Умение мыслить образами - это умение видеть объектыцельно, опосредованно, во взаимосвязи. Основным фактором творческой личности является именно умение мыслить образно. Без хорошо сформированного наглядно-образного мышления невозможно перейти к понятиям в мышлении.

Современная наука не может развиваться без способностик образному мышлению. Известно, что воспитываетсяобразное мышление искусством. Художественную литературу относят к одному из видов искусства.

Затем, проанализировав учебную, научную и художественную литературу, проконсультировавшись с работниками планетария, я не только нашел много погрешностей (их еще можно назвать литературные курьезы), то есть расхождения научных данных с текстом в художественной литературе. Так появилась эта работа.

Проблема:

Недостаток образного мышления затрудняет глубокое понимание астрономических явлений и процессов.

Гипотеза:

Мы предполагаем, что через образы и эмоциональные сопереживания обучающийся более полно усваивает знания астрономических явлений.

Цель:

Доказать, что образы, формируемые художественной литературой, способствуют более глубокому усвоению астрономических явлений и процессов при изучении астрономии.

Задачи:

Изучить научную литературу о формировании образного мышления;

Изучить художественную литературу, в которой отражены астрономические явления и процессы;

Научиться анализировать прочитанное

Подобрать эпиграфы и цитаты из художественной литературы к соответствующим темам астрономии, изучаемым на уроке;

Объект исследования:

художественная литература, отражающая астрономические явления и процессы.

Предмет исследования:

Художественная литература

Метод исследования:

(теоретического исследования)

Изучение и анализ художественной литературы, отражающей астрономические явления и процессы, обобщение, систематизация.

Формы представления результатов:

представление электронной презентации.

Межпредметные связи: астрономия, литература.

Глава 1. Роль образного мышления как основного ключа к познанию.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды - человеческого общества.

С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к обобщенному, теоретическому уровню, к понятиям. Появляются и развиваются абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

1.2. От образа к понятию.

Формирование понятий - одна из самых важных когнитивных функций человека. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в когнитивной психологии - все это примеры формирования понятий , способствовавшие лучшему пониманию предмета.

Прежде всего, процесс познания начинается с процесса восприятия объектов и явлений реальности. Процесс восприятия осуществляется с помощью органов восприятия: прежде всего зрения, а также слуха, осязания и других. Органы восприятия дают человеку чувственную информацию о признаках наблюдаемых объектов. На самых первых этапах жизни человека эти признаки объектов не образуют устойчивых взаимосвязанных комплексов, т.е. целостных образов объектов. Но опыт взаимодействия человека с реальными объектами приводит к выявлению взаимосвязей между признаками.

Переход же от чувственной ступени познания к логическому мышлению характеризуется прежде всего как переход от восприятий, представлений к отражению в форме понятий .

Иногда образное мышление соотносят к детским и называют его допонятийным . Но, помимо образов восприятия есть образы воображения . Именно с последними связывают творческое, эвристическое мышление. Поэтому, нас, конечно, в большей мере интересуют образы воображения – операции их синтеза, интеграции, анализа, отношения между ними, отношения между образами и их денотатами.

Очевидно, не бывает каких-либо образов без чувственных прообразов. Любой образ воображения опирается на некоторые образы восприятия. Образы восприятия – первичны , образы воображения - вторичны . Первые являются «строительным материалом» для вторых.

Глава 2. «Точки соприкосновения» астрономии и литературы.

Прежде всего, наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Цель у науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. «И в науке и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, - это жестокая необходимость, - говорит американский писатель, физик по образованию Митчелл Уилсон, – И ученый, и писатель, в какой бы обстановке они не росли, в конце концов находят свое призвание, словно под влиянием той же силы, которая заставляет подсолнечник поворачиваться к солнцу».

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй на определении индивидуальных отличий познавательного объекта от других объектов. Первый способ познания

Не только искусство притягивает науку, но и наука постоянно притягивает искусство. Замечательного русского поэта и ученого Валерия Брюсова можно назвать родоначальником «научной поэзии». В предисловии к своему сборнику стихов «Дали» Брюсов писал: «…поэт должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы неправильно, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Все, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Взаимоотношение науки и искусства – сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематическогопознания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно.

Наука описывает явления и процессы окружающей действительности. Она дает человеку возможность:

Пронаблюдать и проанализировать процессы и явления,

Выяснить на качественном уровне механизм их протекания,

Ввести количественные характеристики;

Предсказать ход процесса и его результаты

Искусство, к области которого относится и художественная литература отражает мир в образах - словесных, визуальных.

Оба названных способа отражения реального мира взаимно дополняют и обогащают друг друга. Это связано с тем, что человеку от природы присуще относительно независимое функционирование двух каналов передачи и переработки информации - вербального и эмоционально-образного. Это обусловлено свойствами нашего мозга.

Наука и искусство по-разному отражают общественное сознание. Язык науки – понятия, формулы. Язык искусства – образы. Художественные образы вызывают в сознании людей стойкие, яркие, эмоционально окрашенные представления, которые, дополняя содержание понятий, формируют личностное отношение к действительности, к изучаемому материалу. Формулы, соотношения, зависимости могут быть красивы, но это нужно уметь почувствовать, тогда учеба вместо суровой необходимости может стать трудным, но приятным делом. В художественных произведениях нередки картины астрономических явлений в природе, описания различных технических процессов, конструкций, материалов, сведений об ученых. В научной фантастике отражены многие научные предположения и гипотезы. Особое видение мира, владение словом и умение обобщать позволяет писателям добиваться в своих произведениях удивительно точных, легко представимых описаний.

Описание научных знаний встречается как в классической литературе, так и в современной. Особенно же востребованы такие описания в жанре фантастики, поскольку он по своей сущности как раз базируется на изложении различных научных гипотез, излагаемых языком художественной литературы.

Глава 3. Экспериментальная часть.

С древнейших времён люди для того, чтобы донести до следующих поколений красоту природы, использовали знания, относящиеся к астрономии. Особенно ярко связь с астрономией в поэзии. Поэтические образы, пропитанные астрономическими явлениями, придают наглядность и естественность мыслям и чувствам поэтов. Какие только поэты не обращались к астрономическим явлениям. Может быть, некоторые из них сами, не ведая того, описывали их.

Трудно найти такого поэта в мировой художественной литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звёздах, о грозе и молнии, о планетах и затмениях. (Приложение 1)

Николай Гумилёв «В небесах»

Ярче золота вспыхнули дни,
И бежала Медведица-ночь.
Догони её, князь, догони,
Зааркань и к седлу приторочь!
Зааркань и к седлу приторочь,
А потом в голубом терему
Укажи на Медведицу-ночь
Богатырскому Псу своему.
Мёртвой хваткой вцепляется Пёс,
Он отважен, силён и хитёр,
Он звериную злобу донёс
К медведям с незапамятных пор.
Никуда ей тогда не спастись,
И издохнет она наконец,
Чтобы в небе спокойно паслись
Козерог, и Овен, и Телец.

Увлекательный стих Гумилева говорит нам о простой вещи: человеческая фантазия поселила на небе зверей и птиц, людей и неодушевлённые предметы. С каждым из них связана какая-то история, миф или легенда. Этот материал можно использовать при изучении созвездий.

В. Брюсов. «Месяца свет электрический»

Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.
Волны взбегают упорные,
Мечутся, дикие, пленные,
Гибнут в борьбе, непокорные,
Гаснут разбитые, пенные…
Месяца свет электрический
В море дрожит, извивается;
Силе подвластно магической,
Море кипит и вздымается.

Что за магические силы, под действием которых море кипит и вздымается?
Это стихотворение напоминает нам о том, что на явление приливов и отливов действует сила гравитационного притяжения Луны.
Но мы знаем, что Луна не светится сама, тем более «электрическим светом», а отражает свет Солнца.

М. Цветаева. «Август – астры»

Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август - Месяц
Ливней звездных!

Ежегодно, в августе месяце, наблюдается метеорный поток «Персеиды», явление которого в народе называют «августовским звездопадом».

М. Цветаева. «Комета»

Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность -
Волосатая звезда древних!
(1921)

Как верно заметила М. Цветаева, комета в переводе означает «косматая звезда».

Константин Бальмонт

По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она вначале появленья -
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу - и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар - ее нутро.
(1908 год)

Из этого стихотворения мы можем узнать о траектории полета кометы, о существовании ядра - центральная часть головы называется ядром, диаметр которого 0,5-20 км, масса 1011-1019 кг, ядро представляет собой леденистое тело. А главное, из стиха мы можем подчеркнуть, что на значительных расстояниях от Солнца комета выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост».

«Космическая пыль» К Л.Татьяничева

Как глобус, шар земной пылится.
Оставив в небе тонкий след,
Летят к нам быстрые частицы
Иных миров, иных планет.
Тех, что за облачною дымкой
Горят в космической дали,
Стремясь хоть малою пылинкой
Коснуться жителей земли.

Действительно, по современным представлениям, космическая пыль состоит из частиц размером около 1 мкм с сердцевиной из графита или кремня, поэтому в стихотворение совершенно справедливо сказано о частицах.

«Вот это сон!» Виктор Трошенков

Первый раз приключилось такое.
Видно, Солнцем, проникся насквозь.
Мне с полярным сияньем цветное
Сновиденье увидеть пришлось.
То стремительным вихрем крученым,
То "короной", то снова "дугой"
С фиолетовым спектром,
зеленым простиралось оно надо мной.
Удержать бы такие мгновенья.
Но часы просыпаться велят.
Помню только жалел в сновиденье,
Что для съемки не взял аппарат...

Прекрасное стихотворение напоминает нам о простом, но удивительном свечении разреженных слоев воздуха на высотах 90-1000 км под действием протонов и электронов, которые действительно изменяют свои цвета и форму.

«Лунное» Валентин Берестов

Две стороны, как у медали,
У нашей спутницы Луны.
Но лишь недавно увидали
Луну с обратной стороны.
Из века в век на небосклоне
Блестит знакомый лунный лик.
Как плохо, как односторонне
Мы знаем спутников своих!

Думаю, что это стихотворение не только прекрасно из-за своего философского и очень правильно подмеченного окончания, но в нем с астрономической точки зрения много полезной информации. Во-первых, у Луны действительно две стороны, она ведь круглая, во-вторых, это было окончательно доказано лишь в 1959 году, когда Луна-3, советская межпланетная станция совершила облет вокруг нее, а с многолетним развитием астрономии, это действительно недавно. В-третьих, как односторонне мы знаем спутников своих сравнивается с односторонним знанием Луны и плохими знаниями о второй стороне, что совершенно верно.

М. Лермонтов:

Посреди небесных тел
Лик Луны туманный,
Как он кругл и как он бел
Точно блин в сметане.

А С. Есенин написал:
Золото холодное Луны
Запах олеандра и левкоя,
Хорошо бродить среди покоя
Голубой и ласковой страны.

Эти два отрывка из стихотворений обращают наше внимание на то, что цвет Луны, мы можем наблюдать разный: белый или желтый. Красновато-желтый цвет Луны мы можем наблюдать при лунном затмении, ее нахождении над горизонтом. Белый цвет возможно увидеть при полнолуние.

«Свет для души» Виктор Трошенков.

Если б Солнце не знало вспышек,-
Не смогла бы Земля сиять,
Не издали бы ярких книжек,
В небе чудо не стали бы ждать.

В этом отрывке говорится о солнечных вспышках, что действительно происходит и здесь можно предложить ученикам целый ряд вопросов.

3.2 Литературные курьезы, встречающиеся в произведениях.

- Звезды

В сочинениях Козьмы Пруткова есть такие стихотворные строки:

Но вот уж меркнет солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звёзды Млечного Пути.

Свет Луны полностью затмевает слабое свечение Млечного Пути.

У Александра Блока есть такие строки:

О, край небес - звезда омега,
Весь в искрах, Сириус цветной.
Над головой - немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землей.
Вега бывает видна вблизи зенита летом, тогда как Сириус можно видеть только зимой.

В стихотворение "Южный Крест" В.Я.Брюсова:

Я долго шёл, и, выбрав для ночлега
Холм ледяной, поставил гибкий шест.
В полярной тьме не Сириус, не Вега-
Как знак любви, сверкает Южный Крест...

Прекрасные стихи, но увы - с астрономической точки зрения неграмотные. Вега из Антарктиды не видна: светило со склонением +38° южнее параллели 52° южной широты не восходит. Иное дело Сириус, склонение которого -17°: южнее 73° южной широты он станет незаходящим, да и в прибрежной части материка Сириус находится над горизонтом большую часть суток. Если бы герою стихотворения удалось приблизиться к полюсу, он обязательно увидел бы эту ярчайшую из звёзд.

У современного поэта Ивана Олейникова есть такие строки:

На Камчатку из Владивостока
Нас ведёт Полярная звезда,
И глядит Вселенная стооко,
Как в ночи беснуется вода.

Камчатка не только севернее Владивостока, но и значительно восточнее него. (Долгота Владивостока - 132°, долгота самой западной точки полуострова Камчатка - 155°). К северу от Владивостока лежит материк, и плыть из этого порта в направлении Полярной звезды просто невозможно.

Из стихотворения В. Бабешко:

Кариатидами звезд расцвечено мирозданье
И розовый Млечный Путь соединяет века.
Кометы пылят во мгле, заглатывая расстоянье.
Галактикам молодым, почесывая века.

Млечный Путь назван был так потому, что светлой полосой проходит по небу. А у комет, как заметил автор, действительно бывают не только газовые, но и пылевые хвосты.

- Солнце

У Алексея Константиновича Толстого есть такие строки:

По-прежнему сияет правды сила,
Её сомненья боле не затмят;
Неровный круг планета совершила
И к солнцу снова катится назад,
Зима прошла, природа зеленеет,
Луга цветут, весной душистой веет!

("Я вас узнал, святые убежденья...")

Конечно, эллиптическую орбиту нашей планеты можно условно назвать "неровным кругом". Однако смена сезонов года определяется не положением Земли на её орбите, а взаимной ориентацией её радиус-вектора и оси вращения. Ведь в то самое время, когда в северном полушарии наступает весна, в южном, наоборот, вступает в свои права осень!

Перигелий - ближайшую к Солнцу точку своей орбиты - Земля проходит в начале января, и к моменту наступления весны в северном полушарии наша планета не приближается к Солнцу, а удаляется от него!

У Николая Грибачёва в стихотворении "В предосеннем поле" есть такие строки:

Но я припомнил небо над экватором,
Где всё в природе то же день за днём.
Такое ж солнце полное в зените,
В листве бессменной рядом цвет и плод,
Не надо шубы - ситчик в заменителе,
Вода не знает, что такое лёд...

На экваторе Земли Солнце можно наблюдать в зените, но отнюдь не "день за днём". Точно через зенит светило проходит только в дни равноденствий, когда оно пересекает экватор небесный и склонение его равно нулю. В другие дни высота полуденного Солнца над горизонтом изменяется в широких пределах - от 66,5° до 90°.

Планеты

У Николая Гумилёва в стихотворении "CREDO" есть такие строки:

Мне всё открыто в этом мире -
И ночи тень, и солнца свет,
И в торжествующем эфире
Мерцанье ласковых планет.

Планету можно отличить от звезды по ровному, без мерцаний, свечению.

В стихотворении Михаила Светлова "В разведке" рассказывается, как двое разведчиков-красноармейцев вечером видят Меркурий и беседуют об этой планете.

последняя строфа стихотворения звучит так:

Ночь звенела стременами,
Волочились повода,
И Меркурий плыл над нами -
Иностранная звезда.

Меркурий не может быть виден в полночь. Даже при самых благоприятных условиях он виден всего час-полтора вечером на западе или утром на востоке в лучах зари.. А также, Меркурий не является звездой, это планета.

Стихотворение Поля Верлена "Благословенный час" в переводе Валерия Брюсова начинается так:

Луна ала на тёмных небесах;
Качается туман; луг холодеет
И спит в дыму; в зелёных тростниках
Лягушка квакает; прохлада реет...

Проснулись совы; то впёред, то прочь,
На тяжких крыльях, лёт бесшумный, мерный
Свершают; у зенита свет неверный,
И, белая, Венера всходит: Ночь!

На самом деле восход Венеры предвещает наступление утра. Если же планета видна вечером, значит, она вскоре зайдёт.

Современный поэт Валерий Хатюшин склонен к философии:

Воронки,
воронки...
На Марсе, на Сатурне, на Луне...
Почему мы решили,
что это кратеры вулканов?
А может быть, это
воронки от разрывов бомб?..

На Луне и на Сатурне вулканических кратеров нет - только ударные.
А на Сатурне нет и не может быть кратеров, т.к. эта планета состоит преимущественно из газов и не имеет видимой твёрдой поверхности.

Поэт Гумилев написал:

На далекой звезде Венере
Солнце пламенней и золотистей.
На Венере, ах, на Венере
На деревьях синие листья.

Ошибка Гумилева в том, что он назвал планету Венеру звездою. Кроме того, температура на Венере достигает примерно 750К, значит никакой формы жизни там не может быть – не может быть деревьев.

- Луна

Стихотворение Константина Бальмонта "Чары месяца" начинается строками:

Между скал, под властью мглы,
Спят усталые орлы.
Ветер в пропасти уснул,
С моря слышен смутный гул.

Там, над бледною водой,
Глянул месяц молодой,
Волны тёмные воззвал,
В море вспыхнул мёртвый вал..,

Вот уж с яркою звездой
Гаснет месяц молодой.
Меркнет жадный свет его,
Исчезает колдовство.

Скучным утром дышит даль,
Старой башне ночи жаль,
Камни серые глядят,
Неподвижен мёртвый взгляд...

В первом фрагменте действительно описан молодой месяц, но чтобы утром "погаснуть" на фоне зари вместе со звёздами, месяц должен быть старым.

Стихотворение Зинаиды Гиппиус "Мудрость" начинается так:

Сошлись чертовки на перекрёстке,
На перекрёстке трех дорог.
Сошлись к полночи, и месяц жёсткий
Висел вверху, кривя свой рог...

Рог молодого месяца заходит задолго до полуночи, а рог старого месяца восходит перед рассветом.

У Маргариты Алигер читаем:

Проходит ночь - от света и до света.
И сутки - от луны и до луны.
Ни на один вопрос мне нет ответа,
а все они тревогою полны...

На самом деле между восходом Луны и следующим её восходом проходит больше суток (в среднем 24 часа 50 минут), поскольку за сутки Луна вследствие орбитального движения смещается среди звёзд на 13о.

Название темы или раздела по астрономии

Солнечная система

Наша Солнечная система!

В пространстве космическом воздуха нет
И кружат там девять различных планет.
А Солнце - звезда в самом центре системы,
И притяжением связаны все мы.

Солнце-светило клокочет вулканом,
Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,
Протуберанцы взлетают фонтаном,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце-звезда преогромнейший шар
Свет излучает, как будто пожар.
Ну а планеты тот свет отражают,
Солнце-светило они обожают!

Много планет вокруг Солнца летают.
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем с тобой,
Помчимся от Солнца во тьме голубой!

Может, Меркурий порадует нас?
И приведет нам друзей целый класс!

(Ж. Парамонова)

Строение Солнечной системы

Как плоская истёртая монета,

На трёх китах покоилась планета.

И жгли учёных-умников в кострах, Тех, что твердили «дело не в китах».

(Наум Олев)

Система Земля-Луна

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

(А. Пушкин)

Луна

Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

(Р. Алдонина)

Лунный зайчик

Когда уходит Солнце спать

За синий лес, за елей рать,

Лишь только зеркальцу Луны

Лучи его видать…

И тысячи подлунных лет

Нам по ночам его привет

Шлёт Зайчик Солнечный с небес,

Рождая лунный свет.

Да вот беда - никто кругом

Свет солнечный не видит в нём,

И, двери заперев ключом,

Уходят люди в дом.

С ним не играет детвора.

Уходят гуси со двора,

И Зайчик бродит, одинок.

Вздыхая до утра.

Ему лишь кроха-соловей

Выводит трели средь ветвей

О беге дней, красе полей,

И о любви своей…

Да речка, волнами блестя,

Его качает, как дитя…

И Зайчик спит счастливым сном

Весь день под шум дождя.

(В. Топоногова)

Стихи о луне

Чёрное небо, и в нём луна
Серпиком тонким повисла.
Вёдро! Ни капельки не прольёт
Жёлтое коромысло.

***
Тёмная скатерть и дыни ломоть.
Манит ароматная мякоть,
Сулит наслажденье душистая плоть, –
Вот бы кусок оттяпать!:-)

***
Ночью слышна мышей возня, –
Что-то покоя лишило их:
Вместо луны глядит на меня
Сырный кусочек в дырочках.

***
Мир засыпает. День погас.
Звёзды по небу рассыпались.
Уютно поскрипывая в поздний час,
Луны колыбелька выкатилась.
(М. Даценко)

Чья Луна?

– Ты слышал – в Киеве Луна
Прекрасна, точно в Риме?
– Она, должно быть, не Луна,
Хоть носит это имя.

А может, в Киеве видна
Сестра Луны, а не Луна?..

Луна в ответ сказала так:
– Да что я вам, ночной колпак?
Нет, я для всех сияю.
До рубежей мне дела нет.
Дарю Парижу ясный свет,
Каиру и Шанхаю,

Гляжу на Кубу и Тунис,
И мне в пути не надо виз!
(Джанни Родари, перевод С. Маршака)

Естественный спутник Земли - Луна

Ну а спутница Луна
Круглолица и бледна.
Но, пока с Землей вращается,
Диск ее перемещается.
Потому мы видим в ночь
(толь сестра Земли, толь дочь)
В разных фазах появляется,
А народ ей улыбается:
«То блином, а то серпом!
Может спрятаться потом!
И появится опять
Ночь на небе сиять!»

Она ведь не просто на небе сияет,
Луна всей водой на Земле управляет.
Приливы, отливы морей ей подвластны,
Ее же сухие пейзажи ужасны.
В лунных «морях» нет ни капли воды,
Всюду видны разрушенья следы,
Кратеры, цирки - огромные ямы,
И атмосферы она не имеет.
Жизни там нет! Все об этом жалеют!

«Лунатиков» нет на Луне. Очень жаль!
Мчится ракета в безбрежную даль.
К Марсу теперь свой направим полет,
Глядишь, с «марсианами» нам повезет!

(Ж. Парамонова)

Общие сведения о Солнце

Для того, чья могучая мысль поспевает за Солнцем, весь день - утро.

(Генри Торо)

Что такое Солнце

Солнце - монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце- звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.

(А. Еськова)

Откуда солнышко идёт…

Откуда солнышко идёт
Когда мы спим в кроватках?
Откуда солнышко плывёт
По небу без оглядки?
Быть может, у него есть дом
И там стоит кроватка
Хотя гуляет солнце днём
А ночью спит в ней сладко
К нему в тот дом приходят сны
В снах речка в травах вьётся
Который день всё ждёт весны
А солнце не проснётся
А солнце ленится зимой
Вставать как я с постели
Расшевелят его покой
Сосульки и капели

(С. Карпеев )

Зачем, под вечер, солнышко…

Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!

(Н. Родивилина)

Источники энергии и внутреннее строение Солнца

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни как вода кипят,

Горящи там дожди шумят.

(Михаил Ломоносов)

Физическая природа звезд

Хотел бы я знать, зачем звезды светятся…

(«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)

Происхождение и эволюция галактик и звезд.

Эволюция Вселенной

Все изменяется, ничто не исчезает.

Планеты Солнечной системы

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)

Какие светила называются планетами?

На небе есть звёзды, но странные очень.

Гуляют по небу они между прочих

Других, настоящих, мерцающих звёзд.

И звёзды ль они? - Нас волнует вопрос.

По небу блуждающий странник-звезда -

Совсем не звезда, а планета она!

Планеты, в отличье от звёзд, холодны -

Не светят, лишь свет отражают, увы!

И свет этот ярок, но разных оттенков.

Они отличаются чем-то, наверно.

Различны поверхности - вот в чём секрет.

Изучим планеты - поищем ответ.

(Т. Тверитинова)

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
(Р. Алдонина)

Планета Сатурн

Там в ожерелье жемчужных колец
Тускло мерцает Сатурн молодец.
Назван он так в честь бога судьбы,
Только не слышит людской он мольбы.
Нет атмосферы и вечно зима.
Жизни там нет. Ведь кромешная тьма!

Колечко Сатурна - загадка природы -
Серебряный свет восхищает народы.
А это кусочки, покрытые льдом,
И всевозможных размеров при том.
А ширина у кольца - боже мой!
Может катиться наш шарик Земной!

Опять неудача, и снова в полет!
К холодным мирам наш летит звездолет.

(Ж. Парамонова)

Планета Юпитер

Юпитер - царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит -
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.

А на груди его
Есть «красное пятно».
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобойПри использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.

Организатор конкурса "Педагогика XXI век. Инновации в действии" Всероссийское СМИ " Педагогика XXI век. Инновации в действии ".

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 64909 от 16.02.2016 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель и главный редактор Артемьев А.В., адрес редакции: Курганская обл., Кетовский р-н, с. Менщиково, ул. Солнечная, д. 3