Усиливаем эффект боке на фотографии в фотошоп. Что такое боке

Слово боке появилось относительно недавно - в конце 1990-х годов. Слово пришло из японского языка, на котором оно означает "нечеткость", "размытость". Боке - это своеобразный рисунок, который формируется из объектов, находящихся вне зоны резкости.

Человек не может своими глазами увидеть эффекта боке, так уж устроен наш глаз, что все видит резко (при нормальном зрении). Вся прелесть боке заключается в том, что при грамотном его использовании можно снимать очень необычные фотографии чуть ли не на ровном месте. Конечно, для этого крайне желательно наличие хотя бы одного "красиво размывающего" объектива.

Известно, что производители фототехники при разработке нового объектива изо всех сил стараются дать ему максимум разрешающей способности и снизить искажения, вызванные аберрациями разных видов - наносят на линзы многослойное просветление, вводят низкодисперсные и асферические элементы, совершенствуют оптическую схему и так далее... Это, впрочем, почти всегда удается - объектив каждой следующей модификации действительно дает более высокую детализацию, чем предшественник, и "прорисовывает" пропорционально растущие мегапиксели.

Но, обратите внимания - среди профессиональной оптики встречаются "нетипичные" объективы, которые намеренно смягчают картинку. Например, Canon EF 135mm 1:2.8 Soft Focus, Canon EF 50mm 1:1.2L и т.п. Если посмотреть лабораторные тесты, то разрешающая способность у них невысока (особенно по краям кадра). Зачем тогда люди платят бешеные деньги, покупая такую оптику? Они покупают боке!


Боке объектива Canon 50mm f/0.95. Автор фотографии - Moaan

Стоимость объективов, имеющих такое боке, иногда с легкостью переваливаливает за 100 тысяч рублей. Сумма, так скажем, подъемная далеко не для всех. Может есть какие-то варианты подешевле? Да, безусловно... Но впервую очередь нужно разобраться, в каких случаях боке "играет и выигрывает", а в каких "висит бесполезным балластом". Так, глядишь, и обойдемся тем, что имеем!

Обязательно ли иметь дорогую оптику, чтобы получать красивое боке?

Оказывается, нет! За поиском истины для начала обратимся к старой советской "мануальной" оптике, которая стоит копейки по сравнению с "настоящими" Цейссами и Лейками (зачастую, являясь их копиями). Посмотрите это фото (на нем так называемое "крученое" боке):

Как вы думаете, сколько стоит объектив, которым была сделана эта фотография? 20 тысяч? 30 тысяч? Может быть 45? Фотография сделана при помощи объектива "Гелиос" 44-го семейства, самый "крутой" из которого (44-7) можно купить в нормальном состоянии за 3000 рублей (+1000 рублей за переходник с программируемым чипом). В продаже есть и новые Гелиосы, правда, стоят они подороже.

Еще один пример фотографии, на этот раз, сделанной объективом Helios 77 M4 на Canon EOS 450D:

Фотограф - Наталья Ова

Не буду приводить большое количество примеров, вы их можете найти в группе М39-М42 Клуб. Гелиос 40 - там много замечательных фотографий, сделанных Гелиосами, Юпитерами, Индустарами, Таирами, и т.д. - советскими объективами, которые сейчас стоят весьма скромно по сравнению с оригинальной оптикой Canon, Nikon, Pentax и т.д.

Что касается оригинальной оптики - любительские недорогие фиксы в некоторых ситуациях тоже проявляют себя очень неплохо, хотя у них картинка может быть и не такой интересной. Например, эта фотография сделана любительским "полтинником" Canon EF 50mm 1:1.8 II:

Эта фотография интересна тем, что фактура боке перекликается с фактурой на переднем плане - круглые листочки, круглые "бокешки". В виду того, что на фотографии преобладают светлые тона, это добавляет ей легкости и воздушности. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что более-менее приемлемое боке у "полтинника 1.8" только на открытой диафрагме, но при этом детализация в зоне резкости не высока.

Конечно, то боке, которое дает недорогая оптика может быть и не столь утонченно-изящное, как у топовых "творческих" объективов но учитывая 20-, 30-, иногда даже 100-кратную разницу в цене, недорогим объективам можно многое простить и рассматривать их как отправную точку в развитии нового виденья старых сюжетов.

Можно ли достичь хорошего боке на зум-объективе?

К сожалению, большинство зумов не может похвастаться хоть сколько нибудь оригинальным или, хотя бы, узнаваемым боке. Китовые объективы 18-55mm со светосилой f/5.6 на длинном конце размывают фон "для галочки", чтобы удовлетворить потребности тех, кто теоретически знает, что на портрете фон должен быть размытым. Вот максимум, что можно выжать из китового объектива:

Фотография была сделана аппаратом Canon EOS 400D с объективом 18-55 мм на длинном конце с максимально открытой диафрагмой (5.6). Дистанция фокусировки - минимально возможная - около 30 сантиметров. Рисунок боке по сравнению с теми же "Гелиосами" получился весьма унылый и безликий - сразу видно, что проектировщики объектива о боке задумывались в последнюю очередь. По пятнышкам размытия будто прошлись инструментом "размытие по Гауссу".

С китовыми объективами все понятно, но что если взять оптику посерьезнее? Ниже приведено несколько примеров фотографий, сделанных на Canon EOS 5D с объективом Canon EF 24-105mm 1:4L.

Заметно, что боке уже более интересное, чем у китового объектива - вместо размытых пятнышек на заднем плане аккуратные "кругляши" (т.н. диски нерезкости). Однако, при съемке с очень близкой дистанции на длинном конце и максимально открытой диафрагме, диски нерезкости уже начинают отвлекать от перед переднего плана, а это уже не очень хорошо:

Так или иначе нужно найти некую золотую середину, при которой боке дополняет основной мотив, но не пытается его затмить. Следующая фотография сделана с фокусным расстоянием 105 мм и диафрагмой 7.1:

Вывод - интересное боке можно получить и с зум-объективом. Главное, чтобы максимальное фокусное расстояние было более-менее приличным (от 70 мм) и светосила на длинном конце была бы от 1:4 и больше. Но все равно, большинство зумов выглядит компромиссным решением по сравнению со светосильными фиксами.

Количество лепестков диафрагмы - для чего оно указывается в характеристиках объектива?

В характеристиках объектива всегда указывается такая вещь как количество лепестков диафрагмы . На что это количество влияет, знают не все. Тут принцип такой - чем больше лепестков у диафрагмы, тем ближе форма дисков нерезкости к кругу, если диафрагма прикрыта (на открытой диафрагме количество лепестков не оказывает на форму дискков никакоговлияния). Считается, что чем больше лепестков, тем более "правильное" получается размытие, так как диски нерезкости склонны принимать форму диафрагменного отверстия.

Некоторые объективы в виду своих конструктивных особенностей имеют очень необычный рисунок боке! Например, у объектива Зенитар МЕ1 диафрагма имеет форму ромба!

Соответственно, рисунок размытия у этого объектива очень своеобразный:

Еще интереснее боке у зеркально-линзовых телеобъективов, например, MC 3M-5CA 8/500 - оно уже в виде бубликов:


Как оценить боке объектива?

Возможно, после просмотра приведенных в статье фотографий, вы уже задумываетесь о покупке нового стекла, чтобы заняться подобными экспериментами. Как выбрать? Расскажу историю из своего опыта...

Когда-то давно при покупке портретного объектива , продавец продемонстрировал мне примеры портретных фотографий с настолько сильно размытым фоном, что складывалось впечатление, будто фотографировали на фоне покрывала. Что-то вроде этого:

Продавец с восхищением говорил: "Посмотрите, как он круто размывает задний план!" На самом же деле, задний план не просто размыт, он убит. Проблема здесь уже не в объективе, а в построении кадра. Если дистанция от объекта до заднего плана велика, задний план будет размыт "в ноль" и фотография легко может потерять объем - фигура портретируемого будет выглядеть будто наклеенной на задний план (хотя, некоторые это преподносят как достоинство). Лично я считаю, чтобы сохранить объем, лучше обеспечть плавный уход заднего плана в размытие. Проще всего это сделать, если между передним и задним планам будут располагаться какие-то промежуточные объекты (желательно, однотипные), которые будут размываться по-разному - чем дальше, тем сильнее. Пример фотографии, где боке является полноправной частью композиции:

Фотограф - David Hendrawan, Сanon EOS 7D + Helios 40-2 / 85mm f1.5

На этой фотографии видно, как меняется степень размытия объектов заднего плана по мере удаления от модели (да еще и тональная перспектива здесь играет не последнюю роль). Благодаря этому объем на фотографии передан "от и до". Кстати, неизвестно, что больше привлекает внимание в этой фотографии - модель или размытый фон. Если вы смотрели подборки художественных портретных фотографий, наверняка обратили внимание, что уходящие вдаль аллеи, по краям которых растут кусты и деревья - чуть ли не излюбленное место для фотографов-портретистов.

Возвращаясь к теме оценки боке (желательно, до покупки объектива), ищите в интернете примеры именно художественных фотографий - портретов, макро, просто крупных планов, сделанных именно на пестром фоне - только в таких условиях можно увидеть реальное боке объектива. И поменьше слушать продавцов! Почти всегда у них иные критерии оценки объективов, нежели у творческих личностей, вроде нас с вами:)

Ну и напоследок, еще одна тема, которая волнует многих...

Можно ли создать боке в Фотошопе?

Есть несколько программных способов смоделировать боке. Один из них - инструмент "Размытие при малой глубине резкости" (Lens blur) в Adobe Photoshop.

Давайте попробуем сравнить результат программного и оптического размытия. В качестве объекта съемки выберем конструкцию из светодиодных гирлянд:

Сначала, давайте сделаем размытие в Фотошопе. Используем инструмент "размытие при малой глубине резкости", выбираем имитацию объектива с 8-лепестковой диафрагмой. Вот что получилось:

Мне одному кажется, что это очень похоже на боке китового объектива 18-55 мм? А вот так размыл картинку объектив Гелиос 44М (58 мм, 1:2):

Я думаю, и без объяснений видно, что второй вариант гораздо красивее и интереснее. Программное размытие получилось монотонным и скучным. Размытие оптическое имеет определенную фактуру, форму (у разных объективов она разная). Диски нерезкости имеют четкие края. Таким образом, боке, полученное при помощи подобного объектива способно превратить заурядный и банальный мотив в оригинальную художественную фотографию!


p.s. На заднем плане - такая же гирлянда, что и на переднем, но воспринимается она совсем иначе.

Наверняка вы слышали восхищенные возгласы типа «Ах, какое у него боке!» или «Мне так нравятся фотографии с боке!». Что означает это странное слово? И почему это боке в фотографии так всем нравится? Давайте разберемся вместе!

Слово «боке» (правильно произносить «бокЭ» с ударением на последний слог) пришло в русский язык от японского «??» (бокэ) «размытие, нечеткость». Боке в фотографии называют элемент изображения, которое оказалось вне зоны резкости. Именно характер размытия на фотографии зависит от формы и качества боке. Зачастую под боке понимают цветные пятна, которые получаются при размытии небольших световых пятен в зоне нерезкости (фонари, лучи света сквозь листву, вечерние окна домов и т.д.). И это не ошибка, потому что именно в этом случае можно детально разглядеть форму и характер боке.

На самом деле такими размытыми пятнами становятся все детали в зоне размытия на фотографии, и из таких маленьких «бокешек» складывается изображение в зоне нерезкости. Одно боке накладывается на другое, и мы получаем размытое изображение. Только вот разные объективы по-разному размывают фон. Это зависит от конструктивных особенностей конкретного объектива, которые влияют на форму боке. Посмотрим, какие виды боке встречаются и отчего это зависит.

Форма боке в фотографии . Вы наверняка замечали, что на некоторых снимках световые пятна на заднем плане превращаются в размытые кружочки, а на других – в пяти-, шести- или восьмигранники. Дело в том, что форма боке зависит от строения диафрагмы объектива, а именно от количества лепестков. Чем больше лепестков, тем более округлым получается боке на фотографии. При меньшем количестве лепестков получаются многоугольники.

Более качественные и дорогие объективы обладают диафрагмой со множеством лепестков (8-10), что позволяет рисовать округлое боке. Традиционно считается, что идеальное боке с точки зрения художественности – это круглое пятно, которое дает объектив идеальной конструкции с максимально открытой диафрагмой. Однако интересного эффекта можно добиться и с объективами, которые рисуют боке в фотографии в виде многоугольника.

На форму боке также влияет степень открытия диафрагмы. При полностью (f=1.2, 1.4, 1.8) лепестки разъезжаются до максимального значения, образуя максимально округлое отверстие. При закрытии диафрагмы лепестки сужаются, образуя тупые углы между каждым из элементов конструкции, и отверстие приобретает форму многоугольника с количеством углов, равным количеству лепестков. Также не забывайте, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем меньше размытия на фотографии. Поэтому чтобы получить красивое боке в фотографии, сильнее открывайте диафрагму объектива.

Степень яркости боке в фотографии. Еще одна характеристика качества боке – это распределение яркости. В зависимости от этого выделяют три типа боке:

Как получить эффект боке на фотографии? Здесь под боке будем понимать именно размытые световые пятна, которые так нравятся многим ценителям фотографии. Такие пятна придают снимку атмосферность. Добиться эффекта боке достаточно просто: выберите объект съемки (человека или предмет), расположите его на фоне с множеством небольших источников света, которые могут превратиться в красивые цветные пятна. Теперь максимально открывайте

Как вы уже знаете, боке в фотографии образуется за счет размытия отдельных участков изображения. Лучше всего боке получается при попадании в зону нерезкости источников освещения или отдельных световых пятен.

Красивое боке украшает многие портретные снимки и придает им глубину пространства и атмосферность. Чаще всего боке в портретных снимках появляется на заднем плане при съемке с малой глубиной резкости. Так, размытыми получаются лучи света, проходящие через листву на заднем плане, фонари ночного города вдалеке или блики света на водной глади днем. Все эти небольшие источники света можно превратить в красивое фоновое боке.

Как уже можно догадаться, боке получается, когда эти самые источники света оказывают в расфокусе (т.е. в зоне нерезкости, в зоне размытия). При этом чем меньше глубина резкости на снимке, тем более ярко выраженное боке получится на фотографии. Исходя из всего вышесказанного выделим основные параметры для создания красивого боке на заднем плане:

Оставлять блики (из которых должно получиться боке) в размытии , т.е. наводить резкость по главному объекту в кадре. Если это портрет, то по модели. При этом источники света для боке должны остаться либо далеко позади, либо непосредственно перед объективом, чтобы оказаться в зоне нерезкости.

Максимально увеличить расстояние между точкой фокусировки и бликами, которые должны уйти в размытие. Например, при съемке портрета чем дальше расположены огни ночного города от модели, тем сильнее они уйдут в размытие, и тем более выраженным получится боке на фотографии.

— Использовать светосильную и/или длиннофокусную оптику . Чем сильнее открыта диафрагма и чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем меньше получается глубина резкости на фотографии. Это означает, что объекты в расфокусе будут размываться сильнее. Именно поэтому для получения красивого боке обычно используют объективы со светосилой f1.2-2.8 и фокусным расстоянием 50-200 мм.

Но можно добиться с различными сочетаниями параметров объектива. Так, например, и на объектив 20 мм на диафрагме f2.8 можно получить боке. Или на объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм даже при диафрагме f4-f5.6 можно добиться вполне симпатичного боке.

Начинающие фотографы и любители могут поэкспериментировать с боке в фотографии даже используя обычные китовые объективы 18-55 мм или 18-135 мм с диафрагмой f3.5-f5.6. Для того чтобы получить максимальное размытие пятен света на заднем плане выкрутите ваш китовый объектив на максимум (от 55 до 135 мм) и выставьте минимально возможную диафрагму (f4-5.6). Теперь расположите объект, по которому будет наводиться фокус как можно дальше от бликов, которые должны превратиться в боке. Подойдите с фотоаппаратом как можно ближе к снимаемому объекту (насколько позволяет кадрирование и ограничение по минимальному расстоянию фокусировки). Теперь, используя одну , наведите резкость на главный объект съемки и дожмите кнопку спуска. Блики и другие небольшие источники света на заднем плане должны уйти в размытие и превратиться в боке.

Эффектнее всего боке смотрится при размытии ночных огней, потому что ночью любой источник света будет выглядеть контрастнее. Также красиво смотрится боке из цветных огоньков, а вот днем при белом свете цветное боке получить практически невозможно. Днем обычно боке складывается в однородный фон, тогда как вечером и ночью вы можете получить достаточно четкие пятна, которые отделены друг от друга.

Также в фотографии можно выделить целое направление, где боке – не просто размытые пятна света на заднем плане, а полноценный смысловой и композиционный акцент. Некоторые фотографы специально фотографирует только боке, эти цветные пятна круглой формы или в форме многоугольника (зависит от конструкции объектива).

Для того чтобы сфотографировать только боке , можно полностью отключить автофокус и пользоваться ручным кольцом фокусировки. При этом главная цель – не навести резкость (как вы делаете во всех остальных случаях), а наоборот – сделать снимок полностью в расфокусе. Причем подкручивая кольцо фокусировки, следите, как меняется размер и характер боке. Чем сильнее вы уводите снимок в нерезкость, тем больше становятся пятна боке на фотографии, и наоборот.

Сейчас в предновогоднее время можно легко потренироваться фотографировать боке . Наверняка у вас в доме найдется гирлянда с цветными огоньками или где-то в городе вы найдете витрины магазинов и окна домов, украшенных новогодними огоньками. Теперь осталось выбрать самый светосильный и/или длиннофокусный объектив из имеющихся под рукой, максимально открыть диафрагму, переставить объектив в режим MF (мануальной фокусировки) и начать размывать огоньки, подкручивая колесо фокусировки. Лучше всего снимать боке в сумерках или вечером.

Экспериментируйте с композицией и степенью размытия огоньков, чтобы добиться интересного эффекта. Вот, что примерно у вас должно получиться в итоге.

О том, почему образуется боке в фотографии и какое боке бывает, .

Хороших вам снимков!

Добрый день, читатели моего блога! С вами на связи, Тимур Мустаев. Начался новый день, и я снова предлагаю вам пополнить знания по фотографии. Сегодня я хочу рассказать вам о том, что такое боке в фотографии.

Этот стиль создан для творческих личностей, фотографов, которые не просто разбираются в своей фотоаппаратуре, но и готовы экспериментировать, креативить и создавать уникальные изображения. Банальными фото уже никого не удивить – они уходят в прошлое!

Поэтому мне хочется узнать, а насколько ваши фотографии необычны, насколько вы смелы в реализации своих замыслов?

Понятие “боке”

Боке означает интересное, красивое размытие кадра. Оно может быть похоже на туман, который располагается по краям фотографии или на заднем плане. Фон получается в нерезкости, при этом мы можем различить очертания цветных кругов, снежинок, звезд и других фигур на нем.

В итоге у вас и объект (человек) в центре внимания, так как ничто лишнее вокруг него взгляд зрителя не отвлекает, и изысканный фон, который, несомненно, оживляет кадр.

Боке – это достаточно простой способ сделать из простой фотографии конфетку!

Перейдем к тому, как сделать его с помощью вашей оптики.

Настройка фотоаппарата

От чего же зависит эффект боке в фотографии? Обычно фигурное боке создается специальными насадками на объектив, а для получения размытия заднего плана иногда достаточно правильно выставить значения на фотоаппарате.

Боке во многом зависит от глубины пространства, изображаемого на снимке, и степени резкости объектов (ГРИП). В свою очередь, упомянутый параметр определяется:

  1. : чем больше диафрагма открыта, тем больше процент размытости в кадре.
  2. Фокусным расстоянием: большое фокусное расстояние дает более заметное боке. Если у вас объектив с зумом, то просто прокрутите его кольцо.
  3. Расстоянием до предмета: чем ближе вы подходите, тем вероятнее появится желаемый “туман”. Только учитывайте, что для каждого объектива есть максимально близкое расстояние, с которого аппарат еще может настроить фокус.
  4. Расстояние от предмета съемки, до заднего фона. Желательно, что бы объект съемки находился как минимум в 1 метре от фона. Это позволит, наиболее красиво размыть задний фон.

Для боке важна не только настройка фотокамеры, но и изначальная светосила. У светосильных и, как правило, дорогих объективов эта способность воспринимать свет намного выше.

Привлекательным размытием могут похвастаться портретные и макро объективы. Первые сделаны специально для съемки людей и выделения их на остальном фоне, вторые – для акцента на мелких объектах и увеличения их масштаба (насекомых, цветов, механизмов и др.). В такой оптике априори есть возможность выставить максимально открытую диафрагму, что усилит впечатление от боке.

Боке из подручных материалов

Любители и профессионалы, в общем люди, “съевшие собаку” на изучении фотоискусства, не всегда тратятся на дорогие аксессуары или современные технические вещи. Многие из них создают из подручных средств нечто невероятное. Так же дело обстоит с боке, которое мы вполне можем сделать в домашних условиях. Сомневаетесь? Тогда читайте дальше и попробуйте сами.

Итак, варианты необходимых материалов:

  • Целлофановый пакет – средство для создания классической нечеткости по периметру картинки. В данной части изображение будет находиться в зоне малой видимости, что сможет скрыть все недостатки в этих местах. Вот вам и дополнительный плюс изучения возможностей боке! Для этого всего лишь нужно обмотать пакет вокруг объектива так, чтобы он чуть-чуть закрывал обзор. Закрепите целлофан можно маленькими кусочками скотча.
  • Картон (или тонкий пластик): в его центре вырезается желаемая форма. Самодельный фильтр следует хорошо закрепить на объективе.
  • Разного рода ткань, цветные платки и т.д. Их также можно использовать, разместив по краю объектива, аналогично как целлофан.

Таким образом, вам необязательно приобретать набор специальных фильтров на фотоаппарат, чтобы получить впечатляющий фоновый рисунок на снимке. Чтобы приноровиться делать его качественным, вам нужна практика, но при этом не стремитесь все и всех снимать с эффектом боке. Используйте этот прием целесообразно – только там, где он действительно украсит снимок, дополнит, а не испортит его.

Вот пишу вам статью, и вспомнил момент из своей жизни. Сижу, и меня пробирает со смеху. Купил я как то, в далеком прошлом себе объектив полтинник (50 мм. f/1.8). Поставил на самую открытую диафрагму, а именно 1.8 и стал все фотографировать подряд, смотря на дисплей фотоаппарата и восхищаясь, какие красивые получаются фотографии.

Но когда я все фотографии скинул на компьютер, то разочаровался. Часть фотографий, где я фотографировал только один предмет или одного человека, относительно получились не плохо, и боке меня впечатлило. А все остальные, например, группы людей, здания и так далее, были не в резкости. Поэтому, будьте внимательны, когда устанавливайте минимальное значение диафрагмы.

Боке в фотографии – вещь субъективная. И учитывайте возможности вашего объектива, точнее его способность делать меньшую или большую ГРИП. Оцените, насколько красиво и приятно внешне смотрится боке на вашем фотоаппарате. По некоторым отзывам, даже форма лепестков диафрагмы конкретной модели объектива может влиять на особенности итогового боке.

Если вас действительно заинтересовал этот стиль фотографирования, и вы хотите более наглядно и детально изучить его, а также разобраться в своем фотоаппарате, познать все его возможности, то рекомендую вам видеокурс – «Цифровая зеркалка для новичка 2.0 ». Обалденный курс, лично меня он впечатлил своей простотой и грамотностью.

Всех вам благ, Тимур Мустаев.


Опубликовано: Сентябрь 16, 2011 в 07:34

Боке — одно из понятий в фотографии, которое обсуждают и любители, и профессионалы. Слишком часто люди думают, что действительно знают, что значит, когда кто-нибудь говорит, что любит особенные снимки в технике боке. Если Вы только начинаете познавать мир фотографии, то Вам больше нет необходимости залезать в словарь и искать определение этого слова. Статья станет для Вас кратким проводником по эффекту боке.

1. Подобно «до, ре, ми…» при изучении нотной грамоты, начнем с постижения азов. И, прежде всего, с самого слова «боке» (bokeh – англ.). Оно не похоже на английское и по-английски почти не звучит. Было бы простительно, если бы Вы посчитали, что это очередная новомодная идея, охватившая нацию, что-то вроде необычного состояния кожи, или приняли бы это слово за имя одного из трансформеров.

2. Изначально это слово японского происхождения и дословно означает «размытость», «нечёткость». В японском языке на конце слова не встречается буква «h» и кажется, что оно заимствовано из английского для более правильного произношения. Если Вы произнесете «бокэй», то довольно близко подберетесь к оригинальному произношению.

3. Наверно, Вы уже догадались, что суть этого приема кроется в фокусе. Так и есть, правда, это несколько больше чем просто фокус. Вопрос о том, кто ввел этот фотографический термин в английский язык, обсуждается горячо, но предвестником стал Майк Джонсон, некогда выпускавший журнал «Photo Techniques».

4. Фотографическое сообщество использует термин «боке» с середины девяностых. В печати это слово с «h» на конце появилось в начале нашего века. Не думайте, что знали его всегда. Это довольно новое определение. Хотя, как было бы здорово, если бы его придумал Шекспир: “The quality of mercy is not bokeh”.

5. Одним из главных отличий фотографии от других видов искусства, скажем, живописи, является выбор фокуса. Когда мы, люди, смотрим на мир, наши глаза фокусируют объекты, находящиеся перед нами, безотносительно близко они или далеко. Раньше художники в большинстве своем так и изображали действительность. Даже если человек или объект на переднем плане картины написан детально и в четких цветах, то менее значительные объекты, как правило, выписывались так, чтобы можно было разглядеть их.

6. Но если вы целенаправленно посмотрите на один объект перед собой, то менее значимые детали фона расплываются. Существуют линзы фотоаппарата, которые способны растушевать объекты на переднем, среднем или заднем плане фотографии. Различные линзы в различных камерах открывают множество технических возможностей.

7. Камеры с большой величиной диафрагмы особенно искусны в создании эффекта боке. Те, у которых величина диафрагмы небольшая, обычно просто смягчают фон фотографии.

8. Красивое боке при фотосъёмке достигается увеличением значения диафрагмы (F-number). «F» означает «фокусный». Фокусное расстояние определяется способностью оптической системы собирать лучи в одну точку или рассеивать их. Другими словами, фокусировать или расфокусировать изображение.

9. Значение диафрагмы – это отношению диаметра входного отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Чем больше размер диаметра входного отверстия, тем более размытым получается фон.

10. Однако, боке это не только наука и механика, это еще и эстетика. Прием определяется не столько тем, насколько размыт фон (или даже передний план), как тем, насколько хорош общий эффект размытия. Когда будите оценивать боке, обязательно обратите внимание, насколько приятна глазу неясность.

11. Эффект боке может значительно улучшить качество фотографии. Это происходит благодаря тому, что объект становится более заметным и заставляет зрителя концентрировать свое внимание на одной части снимка - на той, которую хочет показать нам фотограф.

12. Этот прием особенно полезен любителям макрофотографии - он позволяет подчеркнуть особенности крошечного объекта. Что за размытые очертания позади гигантского мертвого одуванчика? Конечно, дерево в поле. Боке делает изображение более привлекательным, потому что так много находится в центре нашего внимания.

13. Благодаря способности более эффективно, нежели другие средства фокусировать наше внимание на нужном объекте, боке можно назвать своего рода обманом зрения. Некоторые могут сказать, что это свойственно почти каждому приему в фотографии: от использования объективов с возможностью сдвигов и наклонов до применения светотени. Запутались?

14. Что ж, Вы на правильном пути, потому что все дело в так называемом пятне (кружке) рассеяния. Пятно рассеяния представляет собой конус из световых лучей, который исходит от линзы при создании фотографии, когда изображение не сфокусировано, но при этом имеет приемлемый уровень четкости.

15. Большинство отверстий диафрагмы многоугольные, именно поэтому, когда вы видите боке, формы рассеянных пятен на снимке, как правило, имеют схожие с этими отверстиями формы. Однако если вы установите максимальный размер диафрагмы, то боке должно быть в виде кругов.

16. При создании эффекта боке важную роль играет объектив. Диски нерезкости могут светиться равномерно, или, как вариант, ярче по радиусу или в центре. Все это зависит от сферической аберрации объектива. Аберрация - это эффект, возникающий при увеличении преломления света через объектив.

17. В «нормальных» фотографиях это будет аберрацией, но при создании эффекта боке все зависит от фотографа. Другими словами, фотограф может изменять настройки камеры, если сферические аберрации плохо влияют на достижения желаемого эффекта.

18. Конечно, эффект боке всегда изучают ради него самого.

19. Некоторые спорят о том, должно ли еще одно японское слово пополнить английский лексикон. Это слово «пинто» (pinto), что означает «в фокусе». Действительно, все, что на фотографии не в фокусе - то есть боке. Впрочем, это спорно.

20. В конечном счете, мнение о боке субъективно. Оно полностью зависит от того, как считаете Вы: выиграла или потеряла общая композиция от применения этого эффекта. Подводя итог, скажем, что каждый решает, что на фотографии можно убрать на задний план, а на чем можно было бы заострить внимание. Нравится вам боке, или нет - всегда и полностью зависит от вас.