Вышегород. Церковь Михаила Архангела

Вышегород - деревня Весёловского сельского поселения Наро-Фоминского района Подмосковья. Она раскинулась на правом берегу Протвы, в 56 километрах юго-западнее районного центра.

История

Вышегород - древнее поселение. Первые поселения на месте деревни возникают в эпоху неолита. В раннем средневековье здесь обосновались финские племена, которых последовательно сменили балты и славяне. Предполагают, что в древнерусский период на месте Вышегорода находилось поселение Людогош.

Современный населённый пункт - наследник древнего Вышгорода Московского. Старейшие письменные упоминания об этом поселении датированы 1351 годом. В 14-16 столетиях он являлся пограничным городком Московского княжества, которым долгое время владели литовцы. Лишь в 1565 году от окончательно присоединён к Московии. Городище древнего Вышегрода (14-17 столетия) с крепостью площадью 1,5 гектара находится на берегу Протвы к западу от деревни. От него уцелели лишь земляные валы высотой до 3 метров.

В 1693 году Пётр І даровал Вышегородскую волость братьям-немцами Мюллерам. Тогда же он утратил городской статус. Зато вскоре здесь обнаружили минеральные источники, и сюда приезжал на лечение сам Пётр І.

Вышгород известен как место локальных крестьянских восстаний. Одно из них произошло в 1821 году, когда замученные жестокостями местного управляющего, учинили разор. Бунт подавляли с помощью батальона регулярных войск. Другое восстание поднялось в 1918 году, в период большевистской политики «военного коммунизма». Тогда тоже для пресечения недовольства привлекли военное подразделение.

Вы задались целью преодолеть расстояние от Вышгорода до Наро-Фоминска. Кто из автомобилистов не мечтает максимально быстро и с наименьшими затратами добраться до места назначения. Одним из способов достижения этой цели является наличие информации о расстоянии между пунктом отправления и конечной точкой маршрута. Наша карта поможет вам найти самый короткий и самый оптимальный маршрут между Вышгородом и Наро-Фоминском . При известной средней скорости транспортного средства можно с небольшой погрешностью рассчитать время в пути. В данном случае, зная ответ на вопрос сколько км между Вышгородом и Наро-Фоминском - 834 км. , время, которое вы проведете в дороге, составит примерно 13 ч.54 мин. Работать с картой очень просто. Система сама найдет кратчайшее расстояние и предложит ОПТИМАЛЬНЫЙ маршрут. Трасса от Вышгорода до Наро-Фоминска показана на схеме жирной линией. На схеме вы увидите все населенные пункты, которые встретятся на вашем пути во время движения. Имея информацию о городах, поселках (ознакомьтесь с перечнем населенных пунктов по трассе Вышгород - Наро-Фоминск в нижней части страницы) и постах ДПС, расположенных по маршруту следования, вы сможете быстрее ориентироваться в незнакомых районах. Если нужно найти другой маршрут, просто укажите ОТКУДА и КУДА вам нужно добраться, и система обязательно предложит вам решение. Имея готовую карту от Вышгорода до Наро-Фоминска и зная как проехать трудные развязки, всегда можно легко ответить на вопрос как проехать из Вышгорода в Наро-Фоминск .

Панорамы
Панорама Вышгорода и Наро-Фоминска

Движение по заранее проложенному маршруту – это способ исключить проблемы, которые могут возникнуть в незнакомой местности, и максимально быстро преодолеть нужный участок дороги. Не упускайте деталей, заранее уточните по карте все сложные дорожные развилки.
Не забывайте несколько простых правил:

  • Любому водителю, преодолевающему большие расстояния, требуется отдых. Ваша поездка будет более безопасной и приятной, если, заранее построив маршрут движения, вы определитесь с местами для отдыха. Представленная на сайте карта имеет различные режимы. Воспользуйтесь результатом работы простых интернет-пользователей и обращайтесь к режиму "Народная карта". Возможно, там вы найдете полезную для вас информацию.
  • Не превышайте скоростной режим. Предварительный расчет времени и построенный маршрут поездки поможет уложиться в график и не превышать разрешенные значения скорости движения. Таким образом, Вы не будете подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.
  • Запрещается употребление за рулем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также психотропных или иных веществ, вызывающих опьянение. Несмотря на отмену нулевого промилле (теперь возможная суммарная допустимая погрешность при измерении уровня алкоголя в крови составляет 0,16 мг на 1 литр выдыхаемого воздуха), употреблять алкоголь за рулем строго запрещено.
Удачи на дорогах!

Церковь Михаила Архангела построена в 1885 г.

Действует.



Церковь построена в 1863-1873гг. на средства помещиков Бибиковых как храм-усыпальница. Освящена 1-2 июля 1873г. Используется общиной женского монастыря Русской истинной православной (катакомбной) церкви (сведения 1997г.).



Церковь Архистратига Михаила построена в 1873 году. Закладка храма последовала 16 июня 1863 года. Он сооружен на иждивение полковника Петра Ивановича Бибикова, супруги его Анны Александровны, сыновей их генерал-лейтенанта Василия, генерал-майора Александра и тайного советника Николая Бибиковых. Храм был построен как усыпальница. В родовом склепе находилось пять захоронений, четыре из них, в том числе и могила П.И. Бибикова, были разграблены. Останки Петра Ивановича Бибикова без лишнего шума и почестей были перезахоронены на вышегородском кладбище, вместе с сохранившимися сапогами и именной саблей, ловко подмененной на похожую, но ценности не имеющей. Родовое имение Бибиковых находилось в двух километрах от Вышегорода, а в деревне Петрово.

Церковь имела два престола: главный - Архистратига Михаила и придельный - в честь рождества святого Иоанна Предтечи. Причт до Октябрьской революции состоял из священника и двух псаломщиков. Церковной земли не имелось. После революции хоам стоял в полном запустении вплоть до 1936 года. Затем был передан в ведение ЛГИ. До Великой Отечественной войны там располагался чертежный зал Горного Института. Неоднократно к Келль Н.Г. приезжали руководители разных уровней с приказом о снятии куполов, но эти указания выполнены не были. Благодаря этому мы сейчас можем любоваться первозданным величием церкви Архангела Михаила.

Во время Великой Отечественной войны, когда территория была оккупирована немецкими войсками, в храм был назначен священник. Были перенесены иконы из храма Богоявления Господня и начались богослужения. Но продлились они не долго. Помещение храма было приспособлено под немецкий оружейный склад. Священник Куховский П.П. со всем скарбом был отправлен в Прибалтику. Помещение под храмом было приспособлено немцами для заточения туда людей, которых позднее расстреливали и закапывали в пулеметных ячейках. После освобождения территории от немецких захватчиков, в храм вернулся священник. До наших дней храм считается действующим.



Деревня Вышегород Дедовический район, Псковская область. Храм был построен на средства генерал-майора Бибикова во второй половине XIX века. До сих пор жива легенда, связанная с историей его возникновения. Рассказывают, дочь генерала была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. Чудо свершилось. Встал вопрос: где ее строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы во время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться, что сон оказался вещим. Генерал понял, что это знак свыше. Так было выбрано место. Строили храм всем миром 10 лет (1866-1876). При этом на всю округу было наложен строгий пост, и все это время никто ни смел есть яйца - раствор для крепости замешивался на яичном белке. В нижней, подвальной части храма согласно завещанию захоронен и прах его устроителя генерала Бибикова. До сих пор здесь лежит мраморная плита, на которой еще сохранилась соответствующая надпись. Ходили слухи, что будто бы тело положили в гроб вместе с именной золотой шашкой. В годы лихолетья, чьи-то шкодливые руки вскрыли склеп, но так ничего и не нашли. Прах боевого генерала был выброшен и нашел последний приют где-то под горой. Тем не менее, плита осталась. Выстоял храм и во время войны. Рассказывают, что немцы, отступая, собирались его взорвать, начинив собор динамитом от подвала до купола. Вот что об этом рассказывает отец Софроний, настоятель здешнего Богоявленский мужского монастыря, который находится под юрисдикцией Русской православной зарубежной церкви. - Послали одного солдата, чтобы тот поджег бикфордов шнур. Но он вернулся, поразив своих тем, что не мог произнести ни слова. Послали другого - такая же самая картина. Наконец вызвался идти офицер, который тоже не смог выполнить приказ. Как потом он рассказал, ему было видение архангела Михаила с золотым кадилом, и это спасло собор. Во время оккупации он использовался фашистами и как тюрьма и как газовая камера - одновременно. Собор был устроен так, что его можно было зимой топить. В стенах до сих пор сохранились специальные тепловые ходы. Если же закрыть вьюшку, то весь дым шел в подвал: так фашисты расправлялись с пленными. Однажды 11-летний мальчик попытался передать партизанам, которые томились в подвале, хлеб и воду, но он был схвачен и тут же возле крыльца расстрелян. Здесь же его и похоронили. - К счастью, время донесло до нас имя этого маленького героя, - заключает отец Софроний и указывает на небольшую мраморную плиту, на которой вырезана надпись: «Здесь расстреляны в 1942 году партизаны: Сережа Евдокимов, 11 лет и другие. Дорогому брату от сестер». Юрий Моисеенко, фото автора. Опубликовано: "Панорама", 27.10.2004. * * *

Обращение научного общества школьников по истории «Судамирь» Дедовичского района

Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты двухлетнего исторического исследования уникального историко-архитектурного памятника - храма Архистратига Михаила Архангела в деревне Вышегород.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Великого Новгорода возведена застава князя Александра Невского - Вышегород. В XIX веке все вышегородские земли, деревни: Петрово, Михалево, Плотишино, Вышегород -принадлежали семье помещиков Бибиковых. Хозяева имения обладали живым чувством красоты и величия природы, высоким интеллектом и чувством самодисциплины. Род Бибиковых, старинный, славный, состоял в родстве с фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Семья большая - три сына и дочь Мария. Хозяйкой поместья была Анна Александровна Бибикова. Мужская часть семьи традиционно занималась военным делом. По свидетельству инокини монастыря при храме Тавифы и священника церкви батюшки Серафима, «... отец семейства Петр Иванович Бибиков имел звание полковника, сыновья же: Александр - генерал-майора, Василий - генерал-лейтенанта, младший Николай состоял в чине Тайного Советника Двора его императорского величества Александра II. Семья дружная и набожная». О возникновении храма существует предание: «Дочь Мария была больна. Много средств и сил потрачено на ее лечение, но ничего не помогало. В молитвах проводили родители бессонные ночи, вымаливая у Бога здоровье дочери. Однажды Петру Ивановичу приснился сон, что для излечения Марии необходимо построить храм. На семейном совете решено было начать строительство. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович. Старший сын Александр занимался изготовлением кирпича на заводе в деревне Петрово, Николай - архитектурой храма, Василий - заказывал церковную утварь, иконы, ведал установкой алтаря.

Так в 1863 году заложили храм великой святыни - церковь Архистратига Михаила Архангела». Много пота и средств вложено: в строительство храма и одновременно усыпальницы семьи. Сооружалось на совесть, на века. Крестьяне всех вышегородских деревень тоже трудились, усилиями мира, как принято в русском народе исстари, поднимали святыню. В Петрово на заводе производили кирпич, в Плотишино заготавливали дрова, вышегородские крестьяне подвозили для строительства воду на гору, местные умельцы, обученные Бибиковыми, вели кладку. Недалеко от здания церкви и сейчас можно рассмотреть яму для гашения извести. Старожилы вспоминают, что вокруг нее стояли корзины с яйцами, которые добавляли в известково-песчаный раствор, масса получалась эластичная, «как масло» тонким слоем ложилась на кирпич. Шов получался тонкий и очень прочный. Углы здания и сейчас стоят ровные, только под проездными воротами колокольни мы обнаружили небольшой осколок кирпича. Уже при первом осмотре можно убедиться в прочности материала и увидеть тонкий слой известкового раствора. По свидетельству монахини Тавифы, «на каждом кирпиче авторитетно стоит штамп АПБ как знак качества и личного достоинства строителя». Интересна история строительства пандусовых лестниц храма. Материалом для них служили гранитные блоки весом до 2,5 тонн, привезенные из Финляндии по зиме шестерками лошадей. При чем там, на финской границе был создан макет лестниц, по нему мастера высекали отдельные детали, а на месте каждый слой гранита укладывали на свинцовые пластины, в которых тяжелые гранитные блоки утопали и не смещались. Так возвели церковь изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались родовые иконы Бибиковых*. Апостола Петра, Анны Пророчицы, Апостола Святителя Николая, Святой Елизаветы (родственницы семьи), Марии Магдалины, икона Архистратига Михаила Архангела помещена над входом в храм, святого Александра Невского - над входом в склеп.

Приход в церкви был большой, верующие шли со всех сторон в чудный храм. Только на клиросе пели до тридцати мужиков. Все было свято и достойно. Церковь стоит алтарем на восток. Сами господа Бибиковы подъезжали на службу в коляске — рессорном четырехколесном экипаже с откидным верхом, входили только с правой стороны (чтобы жизнь сочеталась с правдой) вот почему и были избраны пандусовые лестницы - пологие, наклонные. По ним удобно ходить и спускаться именно по правой стороне, так как ступени располагаются веером, справа они шире и удобнее. Отец Серафим, долгое время служивший священником храма и много сделавший для его сохранения, свидетельствует о том, что «глубоко верующие члены Семьи Бибиковых перед смертью приняли монашество, церковь передали архиерею. Ушли из духовного мира, приняв мир Божеский». В усыпальнице храма, расположенной на цокольном этаже, было три захоронения создателей храма, но время неумолимо и безжалостно. В советское время власти преследовали церковь, ее служителей, вывезли все лучшие иконы, осталась одна -Апостола Святителя Николая. С колокольни сброшены колокола. Самое худшее, коварное - перекопан склеп, останки тел вынесены на кладбище, и никто не знает, где их варварское захоронение».

ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ХРАМА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ

20-90 годы XIX века в России характеризуются всплеском русской архитектурной мысли. Проанализируем архитектуру храма Михаила Архангела. «Здание поставлено на верхней площадке высокой горы в одном километре от села и доминирует над живописным озерным ландшафтом. План храма отличается тем, что классически правильная ориентация запад-восток нарушена, сооружение расположено по оси север-юг. Этим объясняется своеобразие его декора. Материал - кирпич, именно он позволяет четко выделить все декоративные детали. Цоколь облицован бетонной штукатуркой, крыльцо построено из серого гранита. План церкви приближен к кресту, симметричен по продольной оси: состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Западный вход оформлен широкими гранитными пандусовыми лестницами и квадратным в плане крыльцом, завершенным барабаном с главкой. Спуски-пандусы выполнены из гранита, который задает иную крупную форму, в ней не может быть обилия декора. В то же время выделение входа в церковь с запада характерно для архитектуры эклектики и одновременно явилось попыткой архитектора уравновесить отступление от православного канона, соблюсти традиции. Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Место трапезной в церкви занимает северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, который представляет собой купольную церковь, декорированную снаружи световыми трехгранными выступами, завершенными щипцами и двумя закомарными завершениями. Таким образом, декор придельной церкви Иоанна Предтечи выполнен в формах, близких к декору основного четверика. По характеру убранство фасадов делится на два основных типа: высокий и низкий рельеф, выполненный средствами кирпичной кладки. Декор нижнего яруса четверика (на уровне пола интерьера) состоит из горизонтальной рустовки в три ряда; широкие оконные проемы с арочными завершениями и наличниками - столбиками на южном и восточном фасадах декоративные. Оконные проемы в этом ярусе имеют такие же арочные завершения. Углы оформлены в виде плоских пилястр; пазухи креста второго яруса обработаны в виде плоскостей с килевидным луковичным завершением. Стены второго яруса четверика украшены разнообразными поясками, карнизными тягами, поребриком, неглубокими нишами и изображениями крестов. Простенки светового восьмерика обработаны плоскими пилястрами, окна арочные с указанным декором. Главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня с мощными проездными воротами в первом ярусе, декорированными столбами-пилястрами и удлиненными гирьками. Второй, наиболее нарядный, ярус обработан по углам круглыми пилястрами, имеет сдвоенные, готические по формам арочные проемы и выступающий карниз с обломами и сухариками, увенчанный по сторонам пятью кокошниками. Третий ярус - восьмерик звонов имеет четыре пролета, простенки декорированы нишами и завершены щипцами. Переход к восьмигранному барабану осуществляется с помощью парусов и подпружных арок. Колокольня завершается шлемовидной главой. Основная церковь соединена с придельной широким дверным проемом. Иконостас и утварь датируются второй половиной XIX века. Все сооружение покоится на цокольном этаже, который является родовой усыпальницей семьи Бибиковых. Церковь теплая, отапливалась из цокольного этажа по воздушным каналам. Таким образом, архитектура памятника представляет собой интересный и характерный образец применения эклектики в культовой архитектуре середины второй половины XIX века, основанный на сочетании разнообразных стилевых форм, т.е. русско-византийский стиль. Нам, к сожалению, не удалось установить подлинного имени архитектора этого замечательного храма. Уникальность и ценность вышегородского храма состоит в том, что за 130 лет своего существования он сохранился полностью, это - подлинное сооружение! Согласно данных техника-архитектора ПСИРПМ Голубевой И.Б. за 1977 год: «Здание церкви не перестраивалось, производились мелкие ремонты: покраска шатра глав, закладка северного дверного проема в придел, окраска внутренних стен. Ремонт произведен в 1915 году. Реставрационных работ не производилось».

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА И ПРОБЛЕМА ЕГО СОХРАНЕНИЯ

Художественные особенности и своеобразие храма Михаила Архангела обусловлены гармоничной связью с ландшафтом местности, масштабностью. Вышегород занимает обособленное место среди городищ Псковской земли, возникших в Х1У-ХУ1 вв. и известных в исторической литературе, как псковские города-пригороды. Письменные источники упоминают Вышегород, начиная с рубежа XIV и XV вв., но пригородом его не называют. Располагаясь на границе с Новгородской землей в составе Навережской губы, Вышегород был надежной крепостью Новгорода. Последнее подтверждается летописными данными. В 1428 году Литовский князь Витовт осаждает Вышегород, выступив против Новгорода: "В лето 6936 (1428) ...князь Витовт Литовский нача нелюбье держати на Новгород, а приеде первое к Вышегороду, стоял два дни и две ночи..." В 1471 г. с Вышгорода новгородцы начали поход на псковские земли: "В лето 6979 (1471) пригонивше новгородцы из зарубежья с Вышегорода и в Навережской губе и много хоромов пожгли, и церковь Святого Николы сожгли..." В этом же 1471 г. псковичи выступив против Новгорода вместе с Иваном Васильевичем, осадили Вышегород: "псковичи...скопившися вся сила 10 тысящ и поидоша за рубежь с князем Василием Федоровичем и сташа под вышегородом и повоеваша волости". Вероятно в конце XV века Вышегород прекращает свое существование, как крепость, т.к. в документах XVI в. он не числится городом.

Спасем храм

На северо-западе России, в деревне Вышегород Дедовичского района Псковской области находится сохранившийся великолепный храм Архистратига Михаила с приделом Святого Предтечи и крестителя господня Иоанна. Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Великого Новгорода возведена застава Александра Невского - Вышегород. В девятнадцатом веке все вышегородские земли принадлежали дворянской семье Бибиковых. Род старинный, славный, служилый, состоял в родстве с фельдмаршалом М. И. Кутузовым. Хозяева обладали живым чувством красоты, высоким интеллектом и самодисциплиной. Мужская часть семьи - отец и трое сыновей, занимались военным делом. В 1863 году семья Бибиковых заложила храм великой святыни - церковь Михаила Архангела - покровителя воинов. Сооружали на совесть, на века всем миром. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович, помогали сыновья: Александр, Василий, Николай. В 1873 году возвели церковь, изящную по форме, богатую утварью, иконами. В левой части алтаря помещались иконы Бибиковых. До сего времени и храм, и архитектура его уникальны. Расположенный на верхней площадке Вышегеродской горы, он доминирует над живописным озерным ландшафтом. План церкви приближен к кресту, состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые закомарами с луковичным завершением. Световой восьмерик храма венчает шатровая кровля с небольшой главкой и крестом. Убранство фасадов представлено высоким и низким рельефами, выполненными средствами кирпичной кладки, горизонтальной рустовкой в три ряда, широкими оконными проемами с арочными завершениями. Углы оформлены в виде плоских пилястр, главка шатра декорирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного сооружения соответствует трехъярусная колокольня, завершающаяся шлемовидной главкой. Архитектура памятника является характерным образцом эклектики - русско-византийский стиль.

Уникальность и ценность храма в том, что за 137 лет своего существования он полностью сохранился! Это подлинное сооружение, реставрационных работ не проводилось. Храм Михаила Архангела - наше богатство. Еще предки считали Вышегородский погост русскою Швейцарией. Сотни людей приходят к храму и благоговейно останавливаются, завороженные его величественной красотой. В лучах заходящего солнца храм кажется живым. Вот почему человеку, поднимающемуся к храму на вершину горы, открывается поразительное зрелище: храм словно парит в небесах. Сама дорога к храму помогает человеку успокоиться, отдохнуть душой, впитать красоту, понятную без слов. Так хочется верить, что в нем снова возродится жизнь. Давно на звоннице Михайло-Архангельского храма нет колоколов. Святыня, созданная любовью наших предков, просит помощи. В полный рост встает проблема сохранения памятника, так как сегодня храм не охраняется, идет процесс разбазаривания святыни, разрушается кровля. В целом храм находится в бедственном положении, но средств на реставрационные работы нет. Человеку, поднимающемуся к храму на вершину горы, открывается поразительное зрелище: храм словно парит в небесах. От подножия до вершины путь нелегок, сама дорога к храму позволяет человеку успокоиться, отдохнуть, смириться душой, впитать красоту, понятную каждому без слов. Местные жители рассказывают: в ненастную погоду низкие лохматые тучи опускаются до паперти церкви, плывут, окутывая храм, словно соединяющий небесное и земное. Давно на церковной звоннице нет колоколов, но звук их много лет плыл по окрестностям ничем не загороженный и лечил людей. Храм и сейчас словно живой.

Во время экспедиции в августе 2004 года мы обходили вокруг храма, в котором тихонько напевала староста Нина Васильевна Никифорова, но мы четко слышали ее пение на улице. Храм полон звуков, он дышит, радует приходящих чудесными потоками света, струящимися с купола в главный молельный зал. Впечатление усиливает художественная роспись свода; выполненная художником Павлом Николаевичем Аносовым в 1983-1986 годах. Храм Михаила Архангела гармонирует не только с ландшафтом местности, но и с соразмерностью человека, с его душой, вызывая самые высокие нравственные переживания наших современников. В связи с этим в полный рост встает проблема сохранения памятника. Сегодня храм не охраняется, поэтому идет процесс разворовывания святыни: с западного фасада пропала красивая памятная доска Бибиковых, летом 2004 года украдены две иконы, появилась растительность на кровле. Такое попустительство общества к святыне, созданной любовью наших предков, не делает нам чести. И сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы сохранить этот уникальный памятник. Выражаем благодарность за содействие и помощь в сборе материала жителям д.Вышгород, лично Яковлевой Евгении Никандровне, методисту Дедовичского краеведческого музея Долженковой Татьяне Николаевне, Кучинскому Самсону Яковлевичу — священнику храма Михаила Архангела с 1982 по 1998гг.

23.04.2010 года Обращение учредителей Фонда к населению района, предприятиям и организациям Инициативная группа по восстановлению Михайло - Архангельского храма, расположенного в дер. Вышегород, в марте 2010 года зарегистрировала устав благотворительного Фонда «Возрождение храма Архистратига Михаила Архангела». Целью создания Фонда является формирование имущества, в том числе и денежных средств, для направления их на восстановление Прихода храма Архангела Михаила Псковской Епархии Православной Церкви дер. Вышегород Дедовичского района. Церковь Михаила Архангела 1873 года постройки является подлежащим охране памятником местного значения в соответствии с Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 542 от 30.01.1998 г. и находится в реестре Комитета Псковской области по управлению государственным имуществом. Распоряжением Администрации Дедовичского района № 429-р от 01.12.1992 Михайло - Архангельской церкви в бессрочное пользование перерегистрирован земельный участок в дер. Вышегород площадью 2,7 га. Уважаемые земляки! Учредители благотворительного Фонда просят вас внести свой вклад в дело сохранения историко - культурного наследия нашего района и перечислить денежный взнос на восстановление храма дер. Вышегород БФ «Возрождение храма Архистратига Михаила Архангела» * * * Фотография http://foto.mail.ru/mail/leiatata/191/69.html Купол храма Архангела Михаила в Вышгороде автор Татьяна Лединина * * *

Один день в Дедовичах: Мифы и легенды Вышегорода

Холм, на котором расположен храм Михаила Архангела, - одна из самых высоких точек не только Дедовичского района, но и всей Псковской области. Шутка ли - высота над уровнем моря почти 300 метров. Поэтому, когда с запада надвигается очередной циклон, кажется, что облака цепляются за купол. Обет отца Вышегород…Маленькая деревня, затерявшая среди холмов и озёр вдали от суеты. До недавнего времени здесь располагался Богоявленский мужской монастырь - главная достопримечательность здешних мест. Насельников здесь было немного - человек десять, но после того, как храм передали Московской патриархии, монахи ушли отсюда. Дело в том, что здешняя духовная обитель находилась тогда под юрисдикцией Русской православной зарубежной церкви, поэтому они и отправились искать приют в другое место. Между тем заброшенный памятник старины по-прежнему привлекает внимание любопытствующих. И это не мудрено: до сих пор живы удивительные легенды, связанные с этим величественным храмом. Построен он был генерал-майором Бибиковым в 1876 году. Согласно преданию, его дочь была тяжело больна. И тогда убитый горем отец дал обет: воздвигнуть церковь, если она получит исцеление. И чудо свершилось! Тогда встал вопрос: где строить? Однажды Бибикову приснился сон, будто бы по время прогулки его конь сломал ногу. И надо же такому случиться: сон оказался вещим. Генерал понял, что это был знак свыше. Так было выбрано место. Строили храм всем миром 10 лет. При этом на всю округу было наложен строгий пост: всё это время здесь никто не смел есть яйца - раствор для крепости замешивался на яичном белке. Может быть, поэтому он до сих пор и стоит? «Серёжа Евдокимов, 11 лет»… Удивительно, но связывают эти места и с именем… Пушкина. Согласно местной легенде, он тоже, якобы, бывал в этих края и даже знаменитую фразу «у лукоморья дуб зеленый» «списал» с натуры. Рассказывают, будто на берегу здешнего озера Локно жил слепой мудрец. Его дети, чтобы отец не заблудился при спуске к воде, проложили цепь, которая начиналась от векового дуба. Есть и ещё одна история, которую мы услышали от современных жителей Вышегорода, будто бы на берегу Локно можно встретить свою суженую. И такой случай не так давно здесь и произошёл, когда из одного сибирского города приехал парень, чтобы поселиться здесь навсегда. - Девушки у него не было, но местный батюшка ему сказал: не волнуйся, она сама тебя найдёт. Так и получилось. По распределению приехала в Вышегород учительница. В жаркий день она отправилась гулять на озеро, где её и застала гроза. Спасаясь от непогоды, она забежала в дом, где и познакомилась со своим будущим мужем. Поверить в такое в наше время довольно трудно. Верить вообще трудно. Но нет без веры ни надежды, ни любви. * * *

Частная страница Александра Павлова 2005-2010 Врев .
Главное управление образования Администрации Псковской области. Псковский государственный педагогический институт им. С.М. Кирова.
Сборник документов и и материалов по истории Псковского края (IX-XX вв.)

Примечания составителя

Храм является выдающимся памятником, имеет богатую историю, но сейчас очень нуждается в восстановлении. Материалы (описания, фото, исторические справки, видео фильмы) о храме рассеяны на разных сайтах Интернета. Составитель сделал попытку собрать их в одно место. Небольшие файлы скопированы со ссылками, для больших указаны только ссылки. Работа выполнена, чтобы люди могли полнее оценить святыню, которая сейчас очень нуждается в их помощи и заботе… (Составитель Мельниченко Н. Т., СПб, [email protected]) * * *