Житие зосимы савватия и германа соловецких. Преподобные зосима и савватий соловецкие. Перенесение святых мощей зосимы и савватия

Откровения святого Иоанна – это последняя книга Нового Завета и Библии. Уникальность откровения заключается в том, что это единственная книга, повествующая об апокалипсисе, которая вошла в канон Нового Завета.

Откровение, написанное Иоанном Богословом, содержит в себе 22 главы , каждую из которых можно прочитать в интернете или купив Новый Завет. Кроме того, выпускают видео, в которых рассказывают об откровениях Иоанна Богослова и толкованиях к ним.

Основные черты откровения Иоанна Богослова

В откровении перечислен ряд катастроф , которые проявят себя перед вторым Пришествием, именно поэтому книга и вошла в раздел апокалипсических. Читать её можно на любом интернет-ресурсе соответствующей тематики.

Время вхождения откровения Иоанна Богослова в канон Нового Завета

Впервые о труде Иоанна Богослова упоминается в начале II века, в трудах таких известных людей, как Тертуллиан, Ириней, Евсевий, Климент Александрийский. Но ещё долгое время после своего появления, текст про апокалипсис был неканонизированным.

Только в 383 году откровение Иоанна Богослова вошло в новозаветный канон , поспособствовал этому Иппонский собор и непосредственно Афанасий Великий. Данное решение было окончательно принято и утверждено в 419 году Карфагенским собором.

Но у подобного решения были и ярые противники в лице Кирилла Иерусалимского и святого Григория Богослова.

Согласно ряду данных, на сегодняшний день, насчитывается около 300 манускриптов Апокалипсиса , но далеко не все из них содержат в себе полную версию откровения. Сегодня читать полные версии откровений, разрешается каждому, святые отцы церквей даже рекомендуют ознамиться и понять всю суть толкования.

Толкование апокалипсиса Иоанна Богослова

В своём откровении Иоанн Богослов описывает людям видения, которые пришли ему от Бога, во время этих видений он видит следующие события:

  • появление в мире антихриста;
  • второй приход Иисуса на землю;
  • апокалипсис;
  • Страшный Суд.

Откровение заканчивается информацией о том, что Бог одержит беспрекословную победу над .

Видения, изложенные Иоанном Богословом на бумаге, множество раз пытались толковать, но самыми популярными до сегодняшнего дня являются толкования святых отцов.

Первое видение описывает человеческого сына , который держит в руках семь звёзд и располагается в центре семи светильников.

Согласно толкованиям святых отцов можно предположить, что сын человеческий – это Иисус, ведь он ещё и сын Марии, которая являлась человеком. Иисус подобно Богу, содержит в себе всё сущее.

Расположение Божьего сына посреди семи светильников указывает на то, что толкование дано семи церквям. Именно такое количество церквей стояло во главе всей религии во времена жизни Иоанна Богослова.

На человеческом сыне были надеты поддир и золотой пояс . Первый элемент одежды указывает на первосвященническое достоинство, а второй элемент одежды на царское достоинство.

Наличие у Иисуса в руках семи звёзд указывает на семь епископов. То есть, человеческий сын пристально следит и управляет действиями епископов.

В процессе видения человеческий сын приказал Иоанну Богослову записывать все дальнейшие видения.

Второе видение

Иоанн возноситься к престолу Бога и видит его лик. Престол окружает 24 старца и 4 представителя животного мира.

Толкование трактует, что рассматривая лик Бога, Иоанн, заметил исходящее от него сияние:

  • зеленное – как признак жизни;
  • жёлто-красное как признак святости и кары грешникам.

Благодаря такому сочетанию цветов Иоанн понял, что это предсказание Страшного Суда, который истребит и обновит землю.

24 старца, которые окружали Бога – это люди, которые угодили ему своими деяниями.

Животные возле престола – это стихии, которыми руководит Господь:

  • земля;
  • небеса;
  • море;
  • преисподняя.

Третье и четвёртое видение

Иоанн Богослов наблюдал, как с удерживаемой в Божьих руках книги снимаются семь печатей .

Книга, представленная в видении, указывает на мудрость Бога, а присутствующие на ней печати, ознаменуют тот факт, что человек не может понять всех замыслов Господа.

Снять печати с книги смог только Иисус , который знает, что такое самопожертвование и отдал свою жизнь за других людей.

В четвёртом видении взору Иоанна Богослова представляется семь Ангелов, удерживающих в своих руках трубы.

После того как Иисусом будет снято семь печатей, на небесах будет полная тишина, которая указывает на затишье перед бурей. После чего явиться семь ангелов, которые заиграв на своих трубах, напустят на представителей человечества семь великих бед.

Пятое видение

В ходе видения Иоанн видит , как красный змей идёт по пятам своей жены, облачённой в солнце. Война между Михаилом и красным змеем.

Согласно толкованию святых отцов, жена – это Пресвятая Богородица, однако, ряд толкователей утверждает, что это церковь.

Под ногами женщины размещена луна – это признак постоянства. На голове у женщины находиться венок с двенадцатью звёздами – это указывает на то, что изначально он была создана из 12 колен Израелевых, а после этого её руководило .

Красный змей – это образ Дьявола , который своим видом символизирует злость, направленную в сторону созданных Богом .

Цель змея отобрать дитя, которое скоро должно родиться у женщины. Но в результате ребёнок попадает к Богу, а женщина бежит в пустыню.

После этого происходит битва между Михаилом и Дьяволом, согласно толкованию святых отцов – это символизирует войну между христианством и язычеством. В результате битвы змей одержал поражение, но не погиб.

Шестое видение

Наблюдается появление из морской пучины неизведанного зверя , который имеет семь голов и десять рогов.

Зверь, возникший из морской пучины – это антихрист. Но, несмотря на наличие у него черт зверя он является человеком. Поэтому те люди, которые считают, что антихрист и Дьявол одно и то же совершают огромную ошибку.

Наличие у антихриста 7 голов указывает на то, что он действует под предводительством Дьявола. Подобное сотрудничество приведёт к тому, что антихрист воцариться на земле и будет властвовать 42 месяца.

Каждый, кто отречётся от Господа, и поклонится антихристу, будет заклеймён, на его лбу или правой руке появится цифра «666» .

Седьмое видение

Следующее видение указывает на явление ангелов .

В этом видении взору Иоанна Богослова предстаёт гора Синай, на вершине которой стоит агнец, окружённый 144 тысячами людей, божьих избранников из всевозможных народов.

Поднимая взгляд вверх, Иоанн видит трёх ангелов:

  1. Первый рассказывает людям «вечное Евангелие».
  2. Второй – предрекает падение Вавилона.
  3. Третий – обещает неслыханные муки тем, кто предал Бога во имя антихриста.

Ангелы ознаменуют начало жатвы . Иисус бросает на землю серп и жатва начинается. На данном этапе, под жатвой подразумевается апокалипсис.

Один из ангелов жнёт виноград, под этими ягодами подразумеваются все люди, которые оказывали негативное влияние на состояние церкви.

Восьмое и девятое видения

В восьмом видение описывается семь чаш гнева .

В этом видении взору Иоанна предстаёт стеклянное море, смешанное с частицами огня. Это море подразумевает тех людей, которые были спасены после конца света.

После этого Богослов видит, как открываются небесные врата и оттуда выходит семь ангелов в белоснежных одеждах, они получают от четверых животных 7 золотых чаш, наполненных гневом Господа. По указу Господа, ангелы должны до начала Страшного Суда, вылить все чаши на живых и мёртвых.

В девятом видении Иоанном описывается всеобщее воскресенье , которое заканчивается Страшным Судом.

Десятое видение

Иоанн видит новый Иерусалим, который был построен после окончательной победы над Дьяволом. В новом мире будет отсутствовать море, поскольку оно символизирует непостоянство. В новом мире, человек забудет о том, что собой представляют, горе, болезни, слёзы.

Но частью нового мира станут только те, кто устоит перед Дьяволом и не пойдёт к нему на поклон. Если же люди не сдержатся, то они будут осуждены на вечные мучения.

Апокалипсис Святого Иоанна , это та книга, которая заставляет людей чаще посещать церкви и действительно отдавать всего себя служению Господу, поскольку никто не знает, когда настанет судный день или в мир придёт антихрист.

Ознакомившись с откровением Иоанна Богослова можно получить базовые знания о развитии и появлении Церкви, а также получить ряд советов относительно того, как нужно правильно жить, главное, понимать, что хотел преподнести Иоанн Богослов.

Откровение - самая загадочная Библейская книга. Она завершает Новый Завет и все Священное Писание христиан. Именуется также Апокалипсис, Книга Откровения Иисуса Христа (источник предсказаний), Апокалипсис Иоанна. Апостолу Иоанну были показаны видения о грядущем, которые он и должен был описать. Апокалипсис предрекает будущее и говорит о конце света.

Историческая справка об Откровении

Автором Откровения является Иоанн - один из 12 приближенных учеников Иисуса Христа. Во время написания, как свидетельствует текст, находился в ссылке на о. Патмос. К тому времени остальные 11 апостолов уже приняли мученическую смерть (Иоанн единственный, кто избежал этой участи). Большинство исследователей считает, что книга создана в конце I в. - между 81 и 96 г. нашей эры. Иоанн написал еще несколько трудов, включенных в Библию: одно Евангелие и три Послания.

Согласно преданию, апостол 20 дней не принимал пищу, после чего получил Откровение от Бога. Ангел пояснял увиденное. Апостол диктовал текст своему ученику, Прохору. Каноничность Апокалипсиса какое-то время подвергалась сомнениям. Стилистика весьма отличается от других книг, приписываемых Иоанну. Некоторые исследователи объясняют это чрезвычайными обстоятельствами, в которых было написано Откровение. В V в. споры прекратились, и оно вошло в канон.

Единственная библейская книга, которая практически не читается во время богослужений в Православной церкви. Исключение - великопостное . Католики используют Откровение на мессах после Пасхи и на Литургии часов.

Структура Апокалипсиса

Многие христиане считают завершающие главы Библии самыми сложными для понимания. При чтении надо учитывать символический язык видений. Образы, которые использует автор, взяты у пророков Ветхого Завета, так он сохраняет связь между священными книгами. Откровение повествует верующим о невидимых духовных баталиях между Добром и Злом:

  • После небольшого введения и приветствия автор описывает Иисуса Христа в божественной славе. Затем следуют послания семи церквам (это действительно существовавшие христианские общины).
  • По словам Иоанна, он был восхищен (перенесен, поднят) на небо - место, где обитает Бог. С 4 главы по 5 описывается поклонение Ягненку.
  • Рассказ о снятии семи печатей (6:1 - 8:1).
  • Семь труб, предваряющих Суд (8:2 - 11:9).
  • Описание символических видений занимает почти 3 главы (12:1 - 15:8).
  • Последний суд (17:1 по 22:5) и Заключение (22:6 - 21).

По объему книга небольшая, всего 22 главы. Сегодня в интернете доступны различные варианты - как на языке оригинала (греческий), так и переводы (церковнославянский, Синодальный, современный русский). В Апокалипсисе очень много параллельных мест - ссылок на другие книги Священного Писания (Псалтирь, Даниила, Исайи, Иезекиля, новозаветные Послания).

Откровение описывает важные события, предсказанные в других канонических книгах. Они сами по себе становились объектами изучения богословов:

  • Второе пришествие Иисуса Христа.
  • Рождение, деятельность и уничтожение Антихриста.
  • Восхищение праведников на небо.
  • Тысячелетнее правление верующих.
  • Страшный суд, новый Иерусалим.

Многие события предсказываются еще в Ветхом Завете. Например, о будущей жизни на Небесах писали пророки Исайя, Аввакум, Софоний. Иеремия говорил об уничтожении антихриста.

Символический язык повествования

Ни одну библейскую книгу не следует понимать буквально, особенно Откровение. Ее язык глубоко символичен. Неправильная трактовка приводит к глубоким заблуждениям. Например, православные богословы отвергают учение о хилиазме - тысячелетнем царствовании Христа на земле. Хилиазм распространен среди пятидесятников, баптистов, мессианских иудеев, адвентистов.

Особенную сложность для восприятия создает нелинейность повествования. Автор был вознесен на небеса. Но там не существует времени, не действуют законы физики, это идеальный мир. Прошлое, настоящее и будущее можно наблюдать одновременно. Видимо, это становится причиной того, что хронологический порядок событий в изложении Иоанна отсутствует. Например, ангельская битва и низвержение дьявола случились еще до сотворения мира. Согласно же изложению апостола это произошло после воскресения Христа.

Как понять писание

Изучение Священного Писания лучше проводить под руководством духовного лица. Сегодня во многих приходах работают специальные курсы. Самостоятельное исследование сложнее: некому задать возникающие вопросы. В этом случае помогут пояснения теологов. Толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова писали отцы христианской церкви:

  • Андрей Кесарийский;
  • Иоанн Златоуст;
  • Иоанн Кронштадтский.

Требуется много времени, чтобы изучить Откровение Иоанна Богослова. Слушать онлайн-толкование разрешено Церковью, главное, чтобы его автор придерживался православного вероучения. Это позволит усваивать знания в любом месте, например, по дороге на работу.

Пользуются популярностью и работы современных богословов. Толкование на Откровение Иоанна Богослова Даниила Сысоева, например, можно бесплатно скачать на его официальном сайте. Работы священника стали вызывать повышенный интерес после того, как он был застрелен в храме апостола Фомы (г. Москва). Убийство до сих пор не раскрыто, но считается, что оно было вызвано миссионерской деятельностью покойного.

Проявляют интерес верующие также к толкованию, которое написал протоиерей Олег Стеняев . Это известный миссионер, ведущий радио «Радонеж». Изначально священник не планировал глубокого богословского анализа, просто провел цикл просветительских бесед для верующих. Прихожане сделали записи, которые стали расходиться «по рукам». Тогда Олегу Викторовичу было предложено издать отдельную книгу. Доступность изложения делает ее особенно привлекательной для современного читателя.

Видение Христа, семь печатей

Семерка - символическое число, часто встречается в Библии. Оно обозначает полноту власти Иисуса Христа как Бога и главы Вселенской Церкви. Семь церквей, упомянутых в Апокалипсисе - реально существовавшие общины. Но предостережения к ним можно считать актуальными и сегодня. Снятие семи печатей с Книги означает начало войны между Добром и Злом. Сделать это достоин лишь Христос - Он сполна познал, что такое жертвенность, отдав жизнь за грехи всего человечества.

Трубы Ангельские

После того, как Христос раскрывает книгу, являются Ангелы с трубами в руках. Но перед тем, как они начнут трубить, наступает затишье. Только затем Божьи посланники поочередно возвещают о начале испытаний. Бедствия посылаются на землю за то, что люди впали в грех, отступили от Бога. Христиане, оставшиеся верными Господу, получат печать на чело, спасающую от участи нечестивых.

Семь знамений

Население земли представляется провидцу как два противоборствующих лагеря. Сторонники добра - члены Церкви Христовой, приспешники зла находятся под руководством антихриста. Пугающий зверь описан в начале 13 главы: с семью головами и десятью рогами. По толкованию православных отцов, он символизирует светскую власть. Часть исследователей отождествляет его с Римской империей .

Еще один зверь, который выйдет из моря - изображение растлившейся церковной верхушки. Показан и дьявол в образе дракона, который сознательно творит зло, пытаясь уничтожить Церковь. Два свидетеля - проповедники Евангелия. Некоторые видят в них пророков Еноха и Илию, которые были взяты живыми на небо. По мнению некоторых богословов, святые еще явятся на землю и будут убиты за веру.

Заключительные главы

Война Добра и Зла окончится поражением дьявола. Мученики уже одержали духовную победу, теперь они воцаряются физически. Богоборческие силы гибнут во время второго пришествия Христа. Змей (образ дьявола) получает вечное осуждение. Наступает всеобщее воскрешение, за которым следует Страшный суд. На него придут не только люди, но и падшие ангелы. Книга заканчивается описанием блаженной жизни праведников в обновленном мире - ведь старый будет уничтожен.

Хотя Апокалипсис и остается самой загадочной книгой, понять основные мысли, заложенные в нем, нетрудно. Виновник бед человека - дьявол, который использует ложь, гордыню, страсти и сомнения против праведников. Однако, он не в силах победить тех, в ком вера достаточно крепка. Чтобы получить духовную пользу, не стоит слишком увлекаться и пытаться понять каждую деталь. Тогда даже искушенный читатель запутается и начнет впадать в уныние. А чтение Библии должно приносить утешение. По сути, Откровение Иоанна - обнадеживающая книга, которая повествует об окончательной победе Агнца (Христа Спасителя).

Дата окончания земной истории неслучайно сокрыта от людей. Будь она известна, многие стали бы жить беспечно, откладывая покаяние на последний момент. Но для каждого настанет персональный конец света - физическая смерть. Святые отцы рекомендуют думать о том, как пройдет личная встреча со Спасителем, а не пытаться разгадать то, что Господом скрыто до времени. Раз Он счел необходимым что-то оставить тайной, значит, это не имеет решающего значения для спасения души. А в этом и состоит цель христианской жизни.

Введение.

Книга Откровения имеет очень большое значение, так как это последняя книга Богодухновенной Библии и по праву заключительная книга Нового завета. Если четыре Евангелия, которыми начинается Новый Завет, говорят о первом пришествии Иисуса Христа на землю, то главной темой книги Откровения Иоанна Богослова, которой Новый Завет заканчивается, является Его второе пришествие. Кроме того, в этой книге сходятся откровения, данные в обоих заветах, и в ней возвещается последнее слово многих пророчеств, исполниться которым еще предстоит.

Второе пришествие Христа и события, предшествующие ему, представлены в книге Откровения Иоанна более наглядно и красочно, чем в любой другой книге Библии.

Время написания.

Большинство ученых-богословов утверждает, что откровение было написано между 95 и 96 годами по Р. Х. Они исходят при этом из свидетельства отцов ранней Церкви, что апостол Иоанн был сослан на остров Патмос при императоре Домициане, который умер в 96 г.

Стиль.

Также как в ветхозаветных книгах Даниила и Иезекииля, в книге Откровения Иоанна Богослова широко используются символы, в ней постоянно возникают апокалипсические картины и видения. Но поскольку символы и видения подлежат толкованию, многие по-разному объясняют истины, изложенные в книге Откровения. В большинстве случаев, однако, подлинный смысл помогает установить сопоставление с прежними ветхозаветными пророчествами. Оно-то и побудило многих толкователей увидеть в книге Откровения Иоанна Богослова вполне реалистические предсказания того, что должно произойти в будущем. Книга Откровения характеризуется разумным видением будущего в согласии с видением его в других книгах Священного Писания.

Толкование.

Из-за того, что книга Откровение Иоанна написано в особой манере, богословы подходили и подходят к этой книге, руководствуясь различными принципами толкования. Вот некоторые из этих принципов.

Исторический подход. Начиная со средних веков, многие богословы стали рассматривать книгу Откровения Иоанна Богослова как пророчество об истории всей Церкви, начиная от первого пришествия Христа до Его второго пришествия. Этот подход был предложен Лютером и разделялся Исааком Ньютоном, Эллиотом и другими в последующие века. Однако уязвимость его в том, что очень редко даже два сторонника этого метода толкуют одно и то же место в книге одинаково, в смысле соотнесенности его с каким-то конкретным историческим событием. Каждый богослов непременно пытался увидеть осуществление того или иного пророчества в свое время.

Футуристический подход. Большинством консервативных богословов нашего времени разделяется "футуристический подход" к книге Откровения Иоанна. Они считают, что в главах 4-22 речь идет о событиях, которым предстоит произойти в будущем. Причем, главы с 4 по 18 посвящены, по их мнению, тому, что совершится в последние семь лет перед вторым пришествием Христа, и в особенности страшным событиям "великой скорби" в последние три с половиной года.

Возражавшие против этой точки зрения часто исходили из того, что книга Откровения Иоанна, будь она преимущественно "футуристической" по своему характеру, едва ли могла бы быть понята первыми христианами. Сторонники же футуристического подхода, напротив, настаивают на том, что именно в описании событий будущего в Откровении таится для христиан всех времен источник утешения и уверенности, ибо по самой природе своей веры последователи Христа взирают в будущее, сознавая, что в нем ожидает их последняя и окончательная победа.

Цель написания.

Цель книги состоит в откровении событий, которые произойдут непосредственно перед вторым пришествием Христа, во время Его пришествия и после него. Этому и посвящены в основном главы 4-18. Само второе пришествие наиболее впечатляюще представлено в 19 главе Откровения. Далее, в 20 главе, описывается наступление Тысячелетнего царства Христа на земле.

И, наконец, в главах 21 и 22 дано откровение о вечном Божием царстве. Таким образом более конкретная цель книги видится в дополнении и разъяснении ранних ветхозаветных пророчеств (к примеру, в книге пророка Даниила), а также пророчеств Самого Христа, особенно в Его проповеди на Елеонской горе (Матф. 24-25).

Практическое значение.

Особое практическое значение имеют главы 2 и 3, состоящие из посланий к семи поместным церквам, олицетворяющим Церковь в целом. Собранные воедино, эти целенаправленные и решительно звучащие послания Христа образуют как бы основу основ всех новозаветных посланий, трактующих вопросы практической жизни истинных христиан. С одной стороны, Христос поощряет верующих к святой жизни, а с другой - предупреждает неверующих о грядущем суде.

Книга Откровения Иоанна Богослова не оставляет сомнения в том, что в конце концов праведный Бог не только покончит с человеческим грехом, но и приведет к славному завершению процесс спасения тех людей, которые доверились Христу. Суровое предупреждение делается тем, кто не готов встретить это будущеею День, когда все преклонятся перед Богом (Фил. 2:10), неизбежно придет.

"Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко" (Откр. 1:3) - эти слова находят исчерпывающее объяснение как в свете истин, изложенных в книге Откровения, так и в призыве к праведности, звучащем в ней.

План книги Откровения Иоанна Богослова:

I. Вступление: "Что ты видел" (глава 1)

А. Пролог (1:1-3)

Б. Приветствие (1:4-8)

В. Прославленный Христос в видении на Патмосе (1:9-18)

Г. Повеление написать… (1:19-20)

II. Послание семи церквам: "Что есть" (главы 2-3)

А. Послание церкви в Ефесе (2:1-7)

Б. Послание церкви в Смирне (2:8-11)

В. Послание церкви в Пергаме (2:12-17)

Г. Послание церкви и Фиатире (2:18-29)

Д. Послание церкви в Сардисе (3:1-4)

Е. Послание церкви в Филадельфии (3:7-13)

Ж. Послание церкви в Лаодикии (3:14-22)

III. Откровение будущего: "Что будет после сего" (главы 4-22)

А. Видение небесного престола (глава 4)

Б. Книга с семью печатями (глава 5)

В. Снятие шести печатей - начало Божьих судов (глава 6)

Г. О спасенных в дни великой скорби (глава 7)

Д. Снятие седьмой печати и явление семи ангелов с трубами (главы 8-9)

Е. Сальный ангел с раскрытой книжкой (глава 10)

Ж. Два свидетеля (11:1-14)

3. При звуках седьмой трубы… (11:15-19)

И. Семь важных действующих лиц при конце времени (главы 12-15)

К. Чаши Господнего гнева (глава 16)

Л. Падение Вавилона (главы 17-18)

М. Песня хвалы и славы на небе (19:1-10)

Н. Второе пришествие Христа (19:11-21)

О. Тысячелетнее царство Христа (20:1-16)

П. Суд у великого белого престола (20:11-15)

Р. Новое небо и новая земля (21:1 - 22:6)

С. Завершающее слово от Бога (22:6-21)

III . Толкование Откровения Иоанна Богослова

Откровение Иоанна Богослова кажется отрывочным и мозаичным, об этом пророчестве можно сказать, что оно написано образами, а не словами и поэтому представляет собой картину. Для того, чтобы оно могло быть обьяснено словами, толкование должно представлять собой систему. Поэтому очередность толкования глав Откровения будет изменена по сравнению с написанной, потому что эта последовательность диктуется логикой Откровения как системы. При этом подразумевается, что человек читающий толкование имеет рядом текст Откровения, открытый на той главе, которая обьясняется, так как множество ссылок со скобками отвлекает от смысла текста.

Начинается Откровение апостола с обращения Иисуса Христа к семи малоазийским церквам. Это пророчество символически и образно описывает духовную эволюцию христианской церкви на земле – в пространстве-времени, превратившуюся в духовную деградацию. Выбор пути духовной эволюции в точках бифуркации определялся решениями Вселенских соборов. Если и дальше описывать роль и значение Вселенских соборов современным научным языком из области синергетики, то соборы представляют собой флуктуации в неравновесных системах, определявшими этот выбор.

По своему влиянию на конечный результат духовной эволюции человечества семь Вселенских соборов оказались семью печатями (Отк.5.1), затворившими живое слово учения Христа. На такое толкование «семи печатей» указывает совпадение по «белым одеждам» при снятии пятой печати (Отк.6.9-11) с обращением к V Вселенскому собору (Отк.3.4-5). Таким образом, догматические ошибки детских болезней христианства были возведены в ранг незыблемых законов.

Христианское учение должно было совершенствоваться и развиваться вместе с культурным и научно-техническим развитием всего человечества, при этом независимо от государственной власти. Однако церковь остановила учение в его развитии, поэтому появились противоречия и конфликты с развивающимся научным мировоззрением. Итак, постепенно и неизбежно процесс духовной эволюции христианской церкви обратился в необратимый процесс возрастания энтропии.

1 - 3. Обращение к семи церквам.

Слова Иисуса Христа: Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Отк.1.20) – означают двойное толкование числа семь. В одном случае это основные этапы развития христианской церкви в пространстве-времени, в другом – семь Вселенских соборов, определявших пути развития церкви.

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, ходящий посреди семи золотых светильников. В данном случае должно быть два толкования, потому что во фразе есть семь звезд и семь светильников. Значит, это обращение относится к первой после апостолов церкви и к I Вселенскому собору. Ефесская церковь – это время «мужей апостольских» и «апологетов». Мои оппоненты из газеты «Православная Пермь» №3 за 2002 год приписали авторство известных слов «кому церковь не мать, тому Бог – не Отец» Игнатию Антиохийскому из мужей апостольских. Может быть и так – похожие слова я нашел у апологета Киприана Карфагенского: Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь . Оба этих святых являются мучениками и авторами посланий, то есть соответствуют словам обращения: Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

К этим словам «кому церковь не мать, тому Бог – не Отец», которые нынешняя церковь считает концептуальными, относятся слова Иисуса Христа: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Это означает, что оставил имя Христа – первую любовь и заменил имя Христа на понятие церковь. То есть неумеренное превозношение церкви началось очень рано и это можно рассматривать как искажение слов Евангелия: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня (Иоан.14.6), где имя Христа подменяется церковью. Таким образом, ничем не ограниченное и неизменное учение Христа низводится – это означает слово «ниспал» – и ставится на один уровень с церковными правилами, которые ограничены местным и индивидуальным пониманием Библии и со временем могут изменяться.

К первому Вселенскому собору и его борьбе с ересями относятся слова: Ты не можешь сносить развратных, и ипытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы . Отмечаются заслуги собора: труд твой и терпение твое. Претензией к собору следует считать, что он «ниспал» от церкви до государства. Соединение церкви с государственной властью произошло на I Вселенском соборе, который прошел под руководством императора Константина. Догматическое постановление было обьявлено церквам в двух указах: и от лица собора, и от лица императора. Так положено начало формальному закреплению роли императора-христианина в христианской империи. Это стало прецедентом и для всех последующих Вселенских соборов .

Слова Иисуса Христа «сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» исполнились. Во-первых, произошло отождествление учения Христа с церковными правилами, вследствие того, что эта принципиальная ошибка не была исправлена «светильник церкви» был сдвинут и фактически центр церковной жизни переместился из старого Рима в новую Византию. Во-вторых, из-за того что на соборе епископов было дозволено державной власти вмешиваться в духовную жизнь церкви произошло их последующее незаконное смешение. Поэтому был сдвинут «светильник собора» и второй Вселенский собор прошел на новом месте – в Константинополе. Таким образом, в первом случае словом «ниспал» означает – от учения Христа до церковных правил, во втором случае – от внутрицерковных правил до государственных законов.

И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, который был мертв, и се, жив. Здесь Иисус Христос изображен без звезд и светильников, поэтому требуется одно толкование. Слова этого обращения всеми богословами понимаются, как обращение к христианским мученикам во времена гонений на церковь в Римской империи, которые закончились в начале IV века. В соответствии со словами – будете иметь скорбь дней десять – этих гонений насчитывают около десяти. Считаю, что никаких дополнительных объяснений к этому толкованию не требуется.

И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч. В этом случае толкование тоже только одно, при этом логично предположить, что оно обращено не к земной церкви, а к словам III Вселенского собора. Потому что понятие меч корреспондируется со словами апостола Павла: меч духовный, который есть слово Божие (Еф.6.17) и ниже по тексту говорится, что сражусь с ними мечем уст Моих . Следовательно, «меч» – это слово истины и оно обращено к ложным словам собора, которые «есть у тебя» и условно обозначены как «учения» Валаама и Николаитов .

Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны. Во-первых, эти слова можно толковать так, что постановления собора содержат «учение», отождествляемое с «престолом сатаны». Во-вторых, если понимать эту фразу буквально, то следует рассмотреть место, где проходили заседания собора. Местный хозяин – ефесский епископ Мемнон, конечно, не без умысла назначил открытие заседаний собора в церкви Девы Марии. Церковная история не знает другого, более раннего факта, свидетельствующего о начавшемся церковном культе Богородицы . В-третьих, далее по тексту этого обращения среди сокровенной манны находим камень, на котором написано «новое имя».

Исходя из вышеизложенного, логично сделать вывод, что утвержденное собором в качестве учения новое имя «Богородица» является «престолом сатаны». Действительно, принципиально новым определением собора было учение о деве Марии матери Иисуса, которую назвали Богородицей и матерью Бога. Именно это учение «о матери» для Бога явилось «престолом» для последующего постоянного присутствия в церкви сатаны. По аналогии с законом возрастания энтропии в замкнутых системах существует духовный закон возрастания неведения, если оно появилось, в рамках учения, поэтому присутствие сатаны в церкви постоянно увеличивалось.

Обоснование этого тезиса находим в словах Иисуса Христа, обращенных к собору. Во-первых, престол – это место, ограниченное в пространстве, во-вторых, ограниченное во времени, потому что на престол садятся на время. Итак, ограниченное понятие «престол сатаны» превратилось ниже по тексту в неограниченное понятие «живет сатана». Таким образом, простое имя Богородица, утвержденное в качестве церковного догмата, превратилось со временем в идола – «Царицу неба и земли». Об этой «царице небесной» тогда на Вселенском соборе никто и не помышлял, епископы просто боролись за право называть Деву Марию Богородицей. Однако потом, спустя много лет, другие богословы стали развивать понятие и вкладывать в это имя свое новое содержание.

Православным оппонентам следует напомнить, что христианская церковь все-таки больше апостольская, чем святоотеческая. Апостол Павел пишет: Убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей, потом иных (1 Кор.12.28). Поэтому, когда мнения святых отцов не соответствуют апостолам, их следует отвергать несмотря ни на какие заслуги – кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал.1.9). Как могло это ложное учение внедриться в церковь? Ответ находится здесь же – мысленный Валаам научил Валака – то есть сатана через патриарха Кирилла внедрил свой престол в церкви для идолопоклонства.

Этот персонаж обозначен в данной главе Откровения двумя словами диавол и сатана . Известно, что Иисус Христос называет его человекоубийца и отец лжи (Иоан.8.44). Этим самым выражаются две разные сферы его воздействия на людей. Во-первых, изнутри – вошел сатана в Иуду (Лук.22.3) – через образ мыслей, когда он обманывает и внушает ложные идеи, тогда он называется сатана и отец лжи . Во-вторых, снаружи – диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет.5.8) – когда он пугает или убивает. Тогда этот человекоубийца называется диавол , как в предыдущем обращении к Смирнской церкви. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти. Таким образом, диавол не мог запугать христиан-мучеников Смирнской церкви, но сатана через патриарха Александрийского смог обмануть епископов III Вселенского собора.

Наряду с достоинствами – содержишь имя Мое и не отрекся от веры Моей – два греха числятся за этим собором – ели идоложертвенное и любодействовали . Понятие «есть идоложертвенное» означает заниматься идолопоклонством. В данном случае, сохраняя веру в Бога, обманом вовлекаются в поклонение идолу, которого назвали «Мать Бога». Понятие «любодействовать» – это значит допускать незаконное соединение власти державной и власти духовной. III Вселенский собор, как и все другие, был собран и проходил под присмотром государственной власти. Следует отметить, что не понимали епископы этого собора, что в богословской дискуссии имеет значение не победа, а важен поиск истины. Поэтому нужно было не перекричать оппонентов и подавить их большинством, а доказать свою правоту на основании Евангелия.

При столь тяжелом споре двух богословских направлений по существу смысл и оправдание созванного императорской властью для утишения волнений Вселенского собора был бы только в том, чтобы свести противников лицом к лицу в живом и плодотворном обмене мнениями и убеждениями. Но как раз этого Ефесский собор 431 г. и не сделал. Он даже не приступил к обсуждению вопроса, а лишь торопился его ликвидировать внешним пресечением. В этом противоорганическом приглушении болезни, отомстившей за себя неизбежными рецидивами, повинны и светские, и церковные власти, лично Феодосий II и Кирилл Александрийский .

И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий… Здесь тоже не находим необходимости двойного толкования. Оно одно и это обращение к Византийской церкви IV - V веков. Время, которое можно было бы назвать торжеством христианской церкви – и любовь, и служение, и вера, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Это вершина святоотеческого богословия – великие каппадокийцы Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и их учение о Троице. Тогда же подвизались в египетской пустыне Антоний Великий и Макарий Великий. Гармоничное сочетание в христианской церкви образования и созерцания, интеллекта и аскетизма. Недолго, до III Вселенского собора продолжалось в церкви это славное время.

Имею немного против тебя, потому что ты попускаешь женщине Иезавели, называющей себя пророчицей, учить. Это значит, что в церкви появилась «женщина-пророчица» и ее учение сравнивается с глубинами сатанинскими . По этим признакам, во-первых, женщина, во-вторых, имеет отношение к учению, которое, в-третьих, имеет отношение к сатане, в-четвертых, по времени появления – этот образ можно отождествить только с «учением о матери у Бога», которое стало появляться немного раньше, но получило силу закона после Ефесского собора. Это «вводит в заблуждение рабов Моих» , догмат учит «есть идоложертвенное» , что означает идолопоклонство. Значит, наступало время, когда «мать Бога» в церкви становилась идолом. Господь «дал время покаяться» около 15-20 лет, но этого не произошло и потом было наказание. Вот Я повергаю любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих .

Об этих ужасах на земле в середине V века пишет современник: В царствование того же Феодосия великое и ужасное землетрясение, превзойдя прежде случившиеся, постигло всю, как говорится, вселенную, так что и многие укрепления в царственном граде пали; раскололась земля и многие села в нее погрузились; многие бесчисленные несчастьяпроизошли и на земле и на море; обнажились высохшие русла некоторых рек, в другом же месте низверглась с неба такая масса воды, какой не бывало прежде, были вырваны до основания деревья с их корнями и из многих насыпей родились чуть ли не горы; мертвые рыбы были выброшены морем и многие из островов погрузились в пучину; морские же корабли оказались на суше, когда воды отхлынули назад. Это зло некоторое время властвовало над землей… В те времена Аттила, царь скифов, разжег великую войну… Во времена Феодосия происходили постоянные смуты в Европе .

Современный церковный историк пишет об этом: Ефес 431 г. был только «началом болезней»… Перемежающаяся лихорадка христологических споров растянулась на целых 250 лет, износила организм Церкви до явного утомления, расколола и умалила самую Византийскую империю, унесла из лона кафолической церкви миллионы душ, ввергнув их в ереси, и отняла у греческой державы весь иноплеменный окраинный Восток .

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд… Слова семь духов и семь звезд указывают на необходимость двух толкований: для поместной церкви и V Вселенского собора. К Византийской церкви XIII - XV веков в конце болезни на смертном одре относятся слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Это означает внешние признаки жизни и прошлые заслуги. О настоящем времени церковный историк пишет: Какой-то анонимный греческий писатель, принадлежавший изображаемой эпохе, в написанном им сочинении под заглавием «Каковы причины постигших нас бедствий», представляет печальную картину жизни греков. Он говорит: «Большая часть из нас не знает, что значит быть христианином, а если и знают, не спешат жить сообразно с этим; священники наши поставляются за деньги; они, как и прочий народ, еще до брака вступают в связи с их будущими женами; за подарок духовные отцы прощают грехи и допускают до причастия; монахи, хвалящиеся девственностью, без стыда живут вместе с монахинями… Добродетель все больше и больше исчезает, а грех все усиливается. Наши власти несправедливы, чиновники корыстолюбивы, судьи подкупны, все безнравственны, девы хуже блудниц, священники невоздержаны». Не лучше рисуются нравы византийцев и у других более авторитетных лиц… Народ византийский отупел, испортился, настолько нравственно измельчал, что ожидать от него и теперь, и в будущем решительно было нечего… Отупевший народ гордился тем, что он православен, как будто православие могло идти к лицу таким жалким пустосвятам… Все показывает, что Константинополь пал в действительности не от руки мусульман-турок, а оттого, что в нем почти все было мертво, безжизненно. Явились вороны, потому что Византия представляла собой труп .

К V Вселенскому собору 553 г. относятся те же слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы твои дела были совершенны пред Богом . Этот Вселенский собор практически не имел результатов и больше всего известен тем, что на нем осудили Оригена. Значит, слова Иисуса Христа обращенные к собору означают, что собрание епископов по незначительному поводу «носит имя» Вселенского собора. Не случайно много позднее Трулльский собор 692 года, разработавший сборник канонов, был обозначен «пято-шестым», чтобы задним числом придать легитимность V Вселенскому собору.

Православный богослов критикует собор: Нового богословского вопроса на соборе не ставилось. Тут творилось что-то искусственное и неясное. Топтались на почве халкидонских постановлений, перекапывали эту почву, ища в ней якобы все еще засоряющие ее ядовитые следы полузабытой несторианской ереси. Занимали общее внимание не богословием по существу, а какими-то личностями и невесомыми мелочами около них .

Можно ещё бы отметить одно обстоятельство, объединяющее эти два предыдущих обращения – к Византийской церквипосле XII века и V Вселенскому собору – разделенные временем на много веков. Это построенный императором Юстинианом прекрасный собор св. Софии в Константинополе и проведенный им же в этой церкви пустой Вселенский собор. Великолепная внешняя оболочка этого собора и его ничтожное духовное состояние образно иллюстрируют слова: Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв . Этот образ позже наполнился реальным содержанием, когда великолепный собор св. Софии после падения Византии был превращен в мечеть Ая-София.

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой истинный, имеющий ключ… Это обращение не подразумевает двойного толкования. Вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое. Данные слова относятся к Русской Православной Церкви XIV - XV веков, которая не много имела силы. Здесь «сила» означает понимание, в данном случае это рассуждение для теоретического развития богословия святых отцов. Интеллектуальных усилий духовенства молодого зарождающегося этноса хватило только на то, что «сохранил слово Мое». Кроме того, эта фраза означает, что церковь сохранила церковно-славянский язык и текст Библии неизменным. И не отрекся имени Моего, то есть имела простую искреннюю веру, благодаря особому состоянию русской души, имевшей врожденное душевное видение духовного мира. Это дарование этносу выражено словами – Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее – по этому состоянию русской души – познают, что Я возлюбил тебя – и назовут «Святая Русь». Слова «сохранил слово терпения» и «держи, что имеешь» означают практический телесный подвиг русского монашества.

И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит аминь, Свидетель верный и истинный… Проходит несколько столетий и к Русской Православной Церкви обращены другие слова: Ты ни холоден, ни горяч… и не знаешь, что ты окаянен и жалок, и нищ и слеп и наг. Преемственность от предыдущего обращения к Филадельфийской церкви выявляется логически через слово «любовь» : Я возлюбил тебя ® кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Выше я не случайно использовал слово окаянен на церковно-славянском языке, так как по-русски написано несчастен , что неправильно выражает смысл обращения. Окаянный по словарю Даля толкуется как проклятый, нечестивый, изверженный, погибший духовно, несчастный, а так же злой дух и сатана . Однако, несчастным нельзя называть того, кто говорит о себе: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды».

Выражение «извергну тебя из уст Моих» означает угрозу отнятия Святого Духа из церкви. Поэтому в своем обращении к христианам последней церкви Иисус Христос призывает к прямому непосредственному обращению к Богу. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться. Советую купить – означает потрудиться, чтобы приобрести – у Меня – это личное обращение к Иисусу Христу – золото, огнем очищенное – слово Божие, очищенное Духом Святым от всякой примеси лжи – чтобы тебе обогатиться – разумом и знанием Истины. После этого поймем, как мы можем приобрести – белую одежду, чтобы одеться – то есть необходимые или доступные нам добродетели – чтобы не видна была срамота наготы твоей – значит избавиться от страстей. Для этого – глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть – что обращает нас к своей совести.

Душевное видение духовного мира русским народом утеряно из-за глупого и невежественного духовенства, которое пускало в эти двери всяких духов. Легкомысленно пренебрегли предупреждением апостола: Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Иоан.4.1). Поэтому Христос, Котороый отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит (Отк.3.7-8), закрыл отверстые двери русской души. В результате призраки Божией Матери перестали являться в России, но стали появляться на Западе, например, в Фатиме, где много говорилось о России.

Сейчас у двери нашей души, которая закрыта, стоит Господь: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему . Следовательно, во-первых, надо услышать и понять, потому что Иисус Христос предупреждает: Слушайте и разумейте (Мат.15.10). Во-вторых, надо самим открыть запертую дверь нашей души, чтобы вошел туда Христос. Заканчивается обращение словами – имеющий ухо да слышит – то есть имеющий разум да поймет. В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что сейчас началом или обязательным условием самостоятельного обращения ко Христу является наличие интеллекта и совести.