«Это практически только кости. Следствию нашли уголовное дело Неожиданная находка браконьеров

11 июня прошлого года самолет Ан-2 несанкционированно вылетел с аэродрома недалеко от города Серов Свердловской области и пропал. На его борту находились командир судна Хатип Кашапов и еще 12 человек, в том числе начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Некоторые из пассажиров, как, например, супруги Юлия и Антон Сафоновы, попали на борт «кукурузника» случайно. Как предполагали следователи, экипаж и пассажиры могли отправиться на рыбалку или даже «в баню в соседний регион». Поиски пропавшего самолета шли несколько месяцев. За это время спасатели обследовали территорию площадью около 3 тыс. кв. км, а с помощью авиации - более 300 тыс. кв. км. Во время поисков удалось найти другой Ан-2, пропавший в 1980-х годах, а также останки вертолета Ми-8, однако следов «кукурузника», вылетевшего из Серова, так и не нашли. В ноябре руководство региона приняло решение прекратить поиски.

«Известия» с первых дней исчезновения Ан-2 следили за ходом спасательной операции, а после ее официального завершения издание продолжило собственное расследование. Были опрошены охотники, егеря и спасатели, корреспонденты издания не раз выезжали в Серов для проверки появлявшихся время от времени сведений о найденном самолете. Но все они оказывались ложными.

И вот спустя почти год после исчезновения самолета корреспонденты «Известий» в рамках совместной экспедиции с местными охотниками наконец-то обнаружили разбившийся Ан-2 и останки летевших на нем людей. Они находились всего в 8 км от аэропорта, с которого «кукурузник» отправился в свой последний рейс.

Мне показалось сперва, что это ЛЭП опрокинутая. Но потом сообразил: откуда в тайге ЛЭП, отродясь не было, - рассказывает житель Серова Сергей Скрябин, который первым наткнулся на обломки самолета Ан-2, разбившегося в окрестностях города в июне прошлого года. - Но пойти туда мы не решились. Уже темнело, а эта ЛЭП в самом центре болота.


Сергей и его товарищ Александр Кузнецов испытывали в лесу самодельный вездеход, но оставили машину и углубились в тайгу, поискать места для открывающегося скоро охотничьего сезона, да и просто присмотреть площадку для посиделок подальше от города. До странной конструкции не дошли метров тридцать. Вернулись домой, забив в GPS-навигаторе координаты ближайшей точки.

Оба признаются, что сразу заподозрили, что наткнулись на пропавший прошлым летом самолет, на борту которого было 13 человек. Но звонить спасателям или в полицию не спешили - вскоре после пропажи воздушного судна и тех и других завалили ничем толком не подтвержденными сообщениями о возможном месте падения самолета. Нужно быть уверенным наверняка. Вместе с охотниками в решающий путь к месту трагедии отправились и корреспонденты «Известий».

Без вездехода, который просто неспособен вместить всю экспедицию, путь туда, где могут лежать обломки самолета, очень непрост. Несколько километров от Серова на машине по разбитой технической дороге вдоль газопровода. Потом прыжками через траншею с гигантской трубой и дальше пешком через болотистую тайгу.

Здесь еще не совсем весна. Под деревьями то тут, то там еще лежат сугробы, лужи подернуты коварным льдом, который проваливается под болотными сапогами, уходя вместе с каблуком порой на метровую глубину.

Если верить GPS-навигатору, то до сохраненной накануне точки всего четыре с небольшим километра. Но по частому валежнику и топи, которая медведем ревет в ответ на каждый шаг по ней, идти приходится больше двух часов.

Но даже тогда, когда аппарат сигнализирует о приближении к концу заданного маршрута, ничего похожего ни на опору ЛЭП, ни на обломки самолета не видно. Кругом лишь тайга и болота. Но навигатор настаивает на том, что переход завершен.


Блин. Вот я случайно совсем эту штуку заметил. Шаг влево - шаг вправо и все, уже не видно, - кипятится Сергей Скрябин. - Но я не вру. Я честно это видел.

Его товарищ Александр в тот же момент кричит из-за ближайшего дерева: «Нашел».

Из-за веток проглядывают металлические сплетения, действительно очень похожие на лежащую на боку опору линии электропередачи. Но это не опора. Это крыло самолета Ан-2 без металлической облицовки.

Самолет лежит - а вернее, торчит - прямо посреди болота. Он вошел в топь под острым углом винтом вперед. Винт, двигатель, да и весь передок до панели приборов ушли в вязкую жижу. Из нее торчит только выхлопная труба. Металлической облицовки нет не только на крыле. Она почти вся разлетелась или оплавилась, запах гари тут чувствуется так явно, как будто огонь горел только вчера. Из-за разрушений «кукурузник» - а это определенно он - нельзя сразу идентифицировать как тот самый, с бортовым номером RA-40312, который почти год назад пропал без вести. Ни самого номера, ни названия авиакомпании на корпусе не сохранилось. Лишь инвентарные номера некоторых деталей и предупреждение «Не браться» - на кромке крыла.


Но то, что находится внутри обгорелого корпуса, почти наверняка подтверждает, что это именно тот самый Ан-2, вылетевший в роковой рейс 11 июня прошлого года. То, что когда-то было салоном, сейчас забито человеческими костями. Позвонками, тазовыми суставами, сплетенными в узел грудными клетками. Мягких тканей тут давно нет. Похоже, что от удара внутренности пилота и пассажиров просто разметало. Среди обломков костей - черепа. Обгорелые и пробитые насквозь соседствуют с белыми без видимых повреждений. Кое-где кости уже обросли мхом, а какую-то их часть определенно растащили лесные звери и птицы.

Александр обходит окрестности, пытаясь реконструировать ход катастрофы. Поваленных самолетом деревьев немного. Около десятка. Таежный ветер и непрочная болотная почва валят куда больше. Значит, «кукурузник» упал почти сразу после того, как зацепился за верхушку одного из стволов.

Завертело его, похоже. Только почему он в этом месте на снижение пошел? До аэродрома отсюда 8 км. Рано снижаться, - Александр узнает расстояние, глядя на цифровую карту в навигаторе.

Среди разбросанных обломков ходит еще один участник поисковой экспедиции - двоюродный брат Сергея Дмитрий Скрябин. Он работает в местной газете и освещал ход поисков, которые прекратились поздней осенью прошлого года, когда леса вокруг Серова засыпало непролазным снегом.

Вот тут тропинка, хорошо утоптанная. Рядом с тем местом, откуда мы самолет рассмотрели. Тут давно никто не живет. Ее поисковики протоптали. Тут же все ими было вдоль и поперек перехожено, - удивленно произносит Дмитрий.

Скорее всего, поисковики не дошли до той кочки, с которой открывается вид на самолет, из-за той самой топи, которую не рискнули штурмовать в темноте первооткрыватели обломков. Она и сейчас едва проходима. А летом, когда окончательно тает лед, который еще в начале мая дает хоть какую-то поддержку при походе по трясине, болото вовсе отказывается подпускать людей к месту трагедии.

Наверное, еще ни одна авиакатастрофа в Свердловской области не вызывала столько ажиотажа, досужих толков, гипотез и фантастических версий, сколько было связано с поисками загадочно пропавшего и так же непонятно появившегося самолета Ан-2. Но, несмотря на то что легендарный «кукурузник» все же нашелся (см. «АиФ-Урал» №19), тайна его исчезновения продолжает будоражить умы.

Против выплат

Глава региона фактически в первые же дни заявил о том, что семьям погибших из бюджета области будет выплачено по 1 млн рублей в качестве компенсации. Заявление Евгения Куйвашева настолько взволновало общественность, что в Интернете тут же развернулись настоящие словесные баталии. Свердловчане раскритиковали душевный порыв губернатора, отметив, что платят налоги не затем, чтобы они шли родственникам нарушителей закона.

Буквально на следующий день предполагаемая сумма компенсации сократилась вдвое. Власти заявили, что семьи погибших получат по 500 тыс. рублей - из внебюджетных средств. «Год люди находились в постоянном стрессе.

Естественно, такая ситуация не могла не сказаться на здоровье родственников - оно подорвано, - высказал свое мнение губернатор. - Из Фонда губернаторских программ семьям будет выделено по 500 тысяч рублей. Я подчеркиваю, это не бюджетные деньги. Безусловно, люди эти не герои, но мы с вами христиане, и нам важно помогать друг другу».

Снижение денежной планки не смягчило уральцев. Они продолжили ожесточенные споры по поводу справедливости принятого решения. Многие припомнили, что пассажиры Ан-2, возможно, были пьяны и к тому же вылетели незаконно, отправившись то ли на рыбалку, то ли в баню.

Активисты поспешили оформить петицию губернатору - с требованием отмены выплат, а уже11 мая у памятника Попову состоялся пикет против решения выделить средства семьям погибших на Ан-2.

«О сколько нам открытий чудных…»

За поисками пропавшего самолета Ан-2 мы с самого начала следили всей семьей, - говорит, волнуясь, наш постоянный читатель из Екатеринбурга Максим Петрович Пахалуев. - Конечно, хорошо, что его наконец нашли. Но у нас возникает закономерный вопрос: почему загадочный «кукурузник» почти год искала вся область, да еще и с помощью соседних регионов, а нашли совершенно случайно двое охотников? Да еще в двух шагах от места взлета. Ведь самолет - не иголка в стоге сена. Ничего не хочу сказать плохого о наших спасателях и полиции, но есть в этом какая-то зловещая мистика…

Заложники слов

Вокруг поисков Ан-2 было столько мистических, необъяснимых и удивительных моментов, что уже сейчас можно было бы написать целую книгу, а то и не одну. Напомним, что поначалу многие высокопоставленные чиновники (включая губернатора, областного премьера, депутатов Госдумы) делали громкие заявления, выезжали в зону поисков, едва ли не лично ходили в тайгу. Тайну исчезнувшего самолета «почти раскрыл», не выходя из своего кабинета, скандальный политик Владимир Жириновский: по его мнению, «кукурузник» был угнан для того, чтобы организовать побег заключенных в одной из свердловских колоний.

Однако за несколько месяцев тщательных расследований самолет так и не был найден, и представители правительства стали заложниками своих слов.

Диву даешься, чего только не нашли силовики, спасатели и волонтеры. В процессе поисков они обнаружили другой Ан-2, пропавший на Среднем Урале еще в 80-х годах прошлого века. Чуть позже был найден ржавый скелет вертолета Ми-8.

«Двойное дно»

Комментарий
Валерий Горелых, руководитель пресс-службы ГУ МВД по Свердловской области:

- Упреки в адрес поисковиков за то, что они недостаточно эффективно проверяли леса, безосновательны. Самолет упал в болото, обнаружить его даже охотникам, которые хорошо знают тайгу, оказалось непросто. По одной из отрабатываемых полицией версий, Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели. Сотрудники полиции обнаружили на месте катастрофы не только фрагменты тел, но и личные вещи пассажиров Ан-2. Дорога до места катастрофы от города занимает около двух часов, причем час нужно ехать на транспорте, а еще час - идти по болоту пешком, в специальных сапогах, поскольку ни на какой технике здесь проехать невозможно. О труднодоступности этого места в летнее время неоднократно заявляли и люди, которые обнаружили обломки самолета. Они сами с трудом вышли к нему во второй раз, имея полные координаты.

Как-то раз житель Нижнего Тагила Валентин Дегтярев поймал радиосигналы с исчезнувшего самолета. Энтузиаст-радиолюбитель перехватил какие-то переговоры, но понял их по-своему. В словах «жгут меди» он услышал «кругом медведи». Позднее тагильчанин, уже было собравшийся в экспедицию, признал свою ошибку.

Понятно, что была масса курьезов. Например, в поисковый штаб в Серове пришло сообщение от одного местного гражданина, который рассказал, где следует искать пропавший Ан-2. Оказалось, что у мужчины две недели назад была черепно-мозговая травма, и после нее он якобы стал обладать даром ясновидения. Правда, после сигнала новоявленный «экстрасенс» почему-то стал избегать встречи с полицией, не брал трубку телефона. Впоследствии выяснилось, что все это время, несмотря на жару, он «накачивал» себя спиртными напитками.

Как-то раз более-менее правдоподобная информация поступила от югорских манси. Свердловские полицейские получили сообщение из Ханты-Мансийского округа о том, что нашелся очередной свидетель. Якобы летом прошлого года мальчик Илья из общины манси пас оленей и увидел заходивший на посадку самолет. Правда, точную дату ребенок не помнит и в моделях воздушных судов не разбирается. Но, по его словам, «кукурузник» пытался приземлиться в районе озера Турват. В сумбурном описании мансийского подростка упоминается, что у озера «двойное дно».

СМС из ада?

Последние мистические события, связанные с исчезнувшим Ан-2, произошли в апреле этого года. Сын пилота «кукурузника» Хатипа Кашапова - Рамиль - оставил на одном из форумов в Интернете запись: «Мама звонила на папин телефон, он был выключен, но 4 апреля ей пришла СМС, что данный абонент появился в сети. В этот же день все начали названивать отцу, но телефон был выключен. Помогите нам, чтоб не спустили все на тормозах, это очень большая зацепка». Позднее Рамиль сообщил, что перерегистрации сим-карты не было, она по-прежнему числится за его отцом. В свою очередь, супруга пилота постоянно звонила на номер мужа, хотя ответ все это время был один: «Абонент недоступен». И тут она получает: «Абонент снова в сети».

Неизвестно, чем бы закончилась вся эта мистика, но в первых числах мая легендарный самолет был, наконец, найден.

Четвертое измерение?

На момент, когда верстался этот номер, практически все обломки Ан-2 были вывезены с Катасьминского болота, а останки жертв отправлены в Екатеринбург. Кое-какие проблемы возникли поначалу с двигателем «кукурузника»: агрегат весом более 600 килограммов никак не хотел вылезать из болота. Самые крупные части пришлось эвакуировать при помощи тягача - для этого в лесу прорубили просеку до ближайшей автодороги. В ближайшее время обломки «кукурузника» будут отправлены в Москву для более детальной экспертизы.

Понятно, что в первую очередь всех интересует причина трагедии. Основных версий три: техническая неисправность, ошибка пилотирования и плохие погодные условия.

На данный момент следователи «разрабатывают» вариант, что самолет упал примерно через три минуты после взлета. Скорее всего, «кукурузник» задел сосну, после чего перевернулся и упал в болото. Но и это пока лишь предварительная версия.

А между тем среди рядовых уральцев популярна история о том, что «кукурузник» попросту был затянут в особую пространственно-временную дыру (так называемое четвертое измерение). Якобы именно поэтому его не могли найти столько времени.

Хеппи-энда не получилось

Родственники погибших на самолете Ан-2 почти год жили в смятении и ожидании - а вдруг?..

Увы, хеппи-энда не получилось. 6 мая родные и близкие погибших пассажиров Ан-2 съехались в пожарную часть в Серове: здесь им официально сообщили о том, что их родственники погибли. Все это время на служебной парковке караулила карета скорой помощи, услуги которой, к счастью, родным погибших не понадобились. За дверями пожарной части люди отсутствовали больше часа, выходили молча - и быстрыми шагами покидали территорию.

Коллаж Юлии Ульяновой Родственники погибших настояли на том, чтобы побывать на месте гибели Ан-2. К месту падения кукурузника их провели спасатели - до Катасьминского болота добраться можно только пешком. После этого некоторые из родственников погибших заявили, что не верят в то, что на болоте велись поиски: «Там даже следов нет, что кто-то ходил. Не было там никого. Пускай никто не рассказывает, что они там были». Многие серовчане сочли высказывания родственников погибших опрометчивыми. По мнению людей, родным, напротив, следовало бы проявить благодарность за то, что самолет, наконец, нашелся.

В свою очередь, начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин призвал свердловчан проявить терпимость и сострадание. «Не дай Бог никому оказаться в такой ситуации: самое худшее - это когда родители хоронят своих детей», - сказал он на прошедшей пресс-конференции.

Похоронить погибших удастся не сразу: 6 мая останки были отправлены в Екатеринбурге для проведения судебно-генетические экспертизы.

Друг и коллега командира разбившегося самолета рассказал ""МК" о возможных причинах катастрофы в Свердловской области

На месте катастрофы Ан-2, пропавшего 11 месяцев назад в Свердловской области, продолжают работать следственные бригады. К ним присоединились представители Росавиации и специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Версии гибели «кукурузника» множатся в геометрической прогрессии. Специалисты говорят о человеческом факторе, а также о технических неполадках, в частности - о возможной неисправности бензиномера и утечке топлива.

«МК» связался с Леонидом ПОПОВЫМ, единственным летчиком-наблюдателем, кто работал вместе с погибшим экипажем Хатипа Кашапова на всех 10 лесоохранных вылетах в Серове в мае-июне 2012 года. Опытный летнаб не исключает, что самолет мог упасть от перегруза.

– Падение Ан-2 - это стечение трагических обстоятельств, одним из которых мог быть перегруз, - говорит летчик-наблюдатель Серовского авиаотделения Уральской базы авиационной охраны лесов, 44-летний Леонид Попов. - Самолетик был старенький, можете представить какой у него был движок и сколько раз он ремонтировался. 13 человек на борту - для такой машины «с пробегом» очень и очень много. Для нового «кукурузника» такое количество пассажиров - предел, это при том что раньше заливали нормальный авиационный бензин, 91-й. А тут бензин был не самолетный. Впрочем, летали без происшествий, экипажем - три человека: 2 пилота и летчик-наблюдатель. КВС Хатип Кашапов был очень опытный пилот, из старой гвардии, советской закваски, хорошо знал технику, буквально «кожей» чувствовал самолет. Прошлый сезон они с экипажем отлично отработали в Ленинградской области. Мы с Хатипом успели подружиться, были, как говорится, «в одной лодке».

Что заставило командира подняться в тот роковой вечер в воздух без помощника, остается загадкой. Версия перегруза кажется вполне правдоподобной, если вспомнить, что свидетели взлета 11 июня говорили о том, что «кукурузник» при наборе высоты задел шасси кусты на краю аэродрома.

Леонид Попов с генеральным директором авиакомпании «Авиа-ЗОВ» Олегом Золиным были первыми, кто на следующий день вылетел на поиски пропавшего Ан-2.

– Искали самолет в район Кытлыма. Высматривали прежде всего дымы, костры, огонь. Внизу летом в наших местах – сплошная зеленая пелена, тайга. Хорошо видно дымы. Даже тоненькую струйку от костра при хорошей погоде видно за 20-30 километров. Там на борту был наш бывший летнаб-инструктор Юрий Соболев, уж он-то знал, как подать знак, чтобы увидели с воздуха. В километрах 15 от Кытлыма заметили задымление. Потом выяснилось, что в этом районе работали лесорубы.

Самолет найден в 22-23 квартале (квартал - разбивка леса на прямоугольники со сторонами 1 на 2 км - ред.) Вы осматривали Катасьминские болота сверху?

Там тайга сменяется участками трясины и небольшими озерцами. Под густыми кронами деревьев летом мало что видно. Ветер подул, нагнул дерево и все, проскочили нужное место. Это даже не секунда, а доли секунды. Поисковый самолет летит на большой скорости, пролетает участки быстро. Ан-2 в длину - около 12 метров, а сосны там и ели - под 30 метров.

По мнению летчика-инструктора Олега Золина, к авиакатастрофе могло привести некое происшествие в салоне воздушного судна, которое вызвало пожар на борту.

Не исключено. Это «аннушка» может сгореть в воздухе за 19 секунд. Мы ведь не знаем, что там могло случиться на борту. В обычном полете все пассажиры сидят смирно на своих местах. А тут молодые ребята, компания. Вдруг захотели что-то посмотреть, сгрудились на одном борту... Пилоту бывает трудно одному выравнять борт. Потому - то и летают вдвоем: КВС и второй пилот.

- В кабине пилота нашли останки еще одного человека. Хатип Кашапов мог дать одному из пассажиров «порулить»?

Как говорили очевидцы, в кабину к КВС сел сторож аэродрома, бывший летнаб Юрий Соболев. У нас ведь как: если катастрофа, есть жертвы, то все валят на пилота, он виноват. Если авария – на техника.

По одной из версий, отрабатываемых следствием, самолет Ан-2 мог потерпеть крушение при заходе на посадку. Самолет повалил два дерева, а остальные после его падения снова поднялись и закрыли место катастрофы, поэтому его и невозможно было найти с воздуха. Корпус «кукурузника» в момент удара погнуло, потом произошло возгорание, а возможно, и взрыв - загорелось топливо в баках. Часть самолета - фюзеляж и мотор - находятся на некотором углублении в земле и, к тому же, скрыты водой. Останки, найденные на месте падения самолета, сильно обгорели.

Самолет найден, а вопросы остаются. До сих пор не ясна траектория падения Ан - 2. На «кукурузнике» было 700 литров бензина. Он упал в 8 км от аэропорта. Почему ни охотники, ни садоводы не заметили зарево горящего топлива? Почему авиатехник оставшийся на аэродроме не увидел черного дыма? Как уверяет Олег Золин, там «с вышки видимость в ясный день – 10 километров». Казалось бы, при таком пожаре на месте катастрофы должны были выгореть все деревья. Но очевидцы утверждают, что прямо из-под груды металла пробиваются зеленые елочки.

Чтобы вывезти обгоревшие детали самолета, через болота в срочном порядке прокладывают дорогу.

МЕЖДУ ТЕМ

Вертолет «Ми-8», принадлежащий МЧС России, с почти двумя тоннами взрывчатки на борту потерпел крушение в Иркутской области. По предварительным данным, погибли 9 человек - их тела разглядели поисковики лежащими на льдине рядом с потерпевшим крушение вертолетом, который перевозил взрывчатку и специалистов для проведения работ по улучшению паводковой ситуации, сложившейся на реке Нижняя Тунгуска.

В 12.54 мск вертолет, на котором летели 9 человек вместе с членами экипажа, последний раз вышел на связь, а потом пропал. А в 14.38 в 7 км северо-западнее поселка Преображенка Катангского района с воздуха были обнаружены его останки. Вертолет разбился, причина пока уточняется, - рассказал «МК» начальник управления информации МЧС России Олег Воронов.

Источник в местных правоохранительных органах рассказал, что полиция получила информацию об обнаружении, предположительно, останков разбившегося вертолета и погибших людей от одной из групп, вылетевших на поиски пропавших.

Поисковый вертолет приземлился в двух километрах от места падения. С воздуха в месте крушения обнаружены останки человеческих тел, сами обломки вертолета лежат на льдине, - рассказал источник.

Пока мы не можем сказать, погибли ли все, кто находился в вертолете, - сообщили «МК» в МЧС. - Поисковая группа обнаружила вертолет, но спасательный отряд пока не подошел, возможно, кто-то и выжил. Среди тех, кто находился внутри, - пять спасателей во главе с врио начальника регионального управления МЧС Станиславом Омельянчиком и три члена экипажа.

Как пояснили в ведомстве, в вертолете находился дополнительный отряд спасателей ГУ МЧС по Иркутской области, которому пришлось срочно вылететь в район села Преображенка из-за резкого подъема уровня воды на реке Нижняя Тунгуска. На реке образовались ледяные заторы - и поселку угрожало наводнение. Подрывные работы стояли в планах, но из-за резко ухудшившейся обстановки было принято решение провести их раньше, чтобы обезопасить население. На борт вертолета было загружено около 1920 тонн взрывчатки. Руководить подрывами льда должен был главный специалист местного центра МЧС Игорь Черыгин, который также находился в вертолете.

Искали на территории, немногим меньшей, чем Франция и Германия вместе взятые. Обломки вместе с останками пассажиров нашли в заболоченном лесу рядом с аэродромом, откуда прошлым летом был без разрешения произведён взлёт.

Найти пропавший самолет удалось совершенно случайно. Охотники, забредшие в эти места в поисках звериной тропы, сначала приняли части фюзеляжа за поваленную опору ЛЭП. И только когда смогли подойти поближе, поняли: перед ними обломки разбившегося воздушного судна.

Самолет упал в лес под углом - здесь находится хвост самолета, крылья, а в болоте двигатель и часть кабины, фюзеляж Ан-2 выгорел полностью.

Следователи и спасатели уже прибыли на предполагаемое место падения самолёта и сразу же приступили к осмотру места происшествия.

"Совместно с судебными медиками прямо сейчас следственные действия происходят и направлены в том числе на установление лиц и личностей на этом самолете", - сообщил руководитель Уральского следственного управления на транспорте СК РФ Дмитрий Путинцев.

Известно, что Ан-2 поднялся в воздух 11 июля прошлого года и бесследно исчез практически сразу после взлёта. На его борту могли находиться пилот Хатип Кашапов и 12 пассажиров. Точного списка людей, так же как и путевого листа не было, поскольку полёт совершался без согласования с авиационными службами. Как выяснилось, уже после инцидента, обычно этот ""кукурузник"" использовался для противопожарного мониторинга тайги, но в момент катастрофы выполнял несанкционированный полет. Проще говоря, пилот катал местных жителей за деньги. В течение нескольких месяцев пропавший самолёт пытались найти и с земли, и с помощью авиации, но Ан-2 словно растворился в воздухе.

Только сейчас, когда поисковыми отрядами было обследовано свыше миллиона квадратных километров, обломки пропавшего самолёта неожиданно нашли всего в восьми километрах к юго-западу от точки взлёта. После того, как на место прибыли специалисты, стало понятно, почему, несмотря на все задействованные силы, Ан-2 не могли обнаружить до этого: вокруг места, где упал Ан-2, непроходимые болота, к тому же самолет сильно разрушен и обнаружит его с воздуха практически нереально.

Охотники, обнаружившие обломки самолета, первыми пригласили на место журналистов. Бортовой номер после пожара не сохранился. Нельзя разглядеть и названия авиакомпании на корпусе.

То, что здесь именно тот Ан-2, который вылетел из Серова 11 июня 2012 года, у следователей нет сомнения, расцветка самолета, некоторые номера на деталях, несмотря на то, что борт сильно выгорел, подтверждают это.

После того, как стало известно о находке, СК возобновил расследование уголовного дела. Появляются и первые версии катастрофы. Предположительно самолет потерпел крушение при посадке.

"Судя по поваленным деревьям рядом с местом падения самолёта, он всё-таки зацепился за ствол дерева, может даже за несколько. И под острым углом ушёл носом в болото. Он утонул по приборную панель. То есть и винт его находится целиком в трясине, и двигатель находится целиком в трясине. Были ли шансы спастись, судя по тому состоянию, в котором находятся кости, никаких шансов не было", - считает специальный корреспондент газеты "Известия" Юрий Моцарский.

"Следователи, которые работают на месте происшествия, подтверждают, что действительно это тот Ан-2. Обнаружены останки не менее десяти человек", - сообщила представитель Уральского Следственного управления на транспорте СК РФ Ирина Саркисян.

О найденных обломках самолета сотрудники полиции оповестили родных и близких, чьи родственники почти год назад улетели на злополучном рейсе. Сегодня были найдены личные вещи пассажиров. Устанавливать личности погибших придется с помощью анализа ДНК.

После того, как криминалисты проведут медицинские и технологические экспертизы, останки пассажиров передадут родственникам для захоронения. Официальные лица, работающие на месте, не исключают, что для поднятия обломков самолета из болота может быть задействован вертолет.

Пропавший полгода назад в Свердловской области при загадочных обстоятельствах «Ан-2» уже сравнивают с бортом-призраком из американского сериала «Lost» («Пропавшие», в российском варианте - «Остаться в живых»).


Киношный борт авиакомпании Oceanic летел из Сиднея в Лос-Анджелес и потерпел крушение на острове в океане, где стали происходить таинственные события с изменением реальности. Уральский «кукурузник» поднялся в воздух 11 июня в 22 часа с крошечного аэродрома города Серова с опытным пилотом и 12 пассажирами на борту. «Аннушка» не запрашивала разрешения на полет и не оставила никаких сведений о направлении движения.

В поисках было задействовано кроме пешей группировки два десятка воздушных судов Росавиации, МЧС и даже космический спутник. Ответить на вопрос: «Где борт RA-40312? Что с людьми?» - не удается до сих пор.

Спецкор «МК» провела в Серове собственное расследование и выяснила: «дикие» прогулочные полеты за наличные на местном аэродроме практиковались регулярно; «Ан-2» мог улететь в зону, где изменяется магнитное поле, приборы показывают неверное направление, а электромагнитное излучение воздействует в том числе и на психику человека; почему среди местных жителей до сих пор преобладает, казалось бы, абсурдная версия: самолет сбили из секретной части, контролирующей небо над Северным Уралом; и есть ли шанс и ныне найти живыми пассажиров улетевшего в никуда «кукурузника».

«Отличник воздушного транспорта»

На въезде в аэропорт Серова весит красный щит с надписью: без сопровождающего выход на летное поле запрещен. Но шлагбаум открыт. Выходя из машины, выхватываю краем взгляда предупреждающий знак: «Стой! На территории служебные собаки». Едва успеваю плюхнуться обратно на сиденье, как у двери «жигуленка» вырастает рычащая псина размером с теленка.

В сопровождении овчарки медленно катим к облезлому двухэтажному зданию, которое является и диспетчерским пунктом, и гостиницей для залетных пилотов. Из спецтранспорта на аэродроме видавший виды трактор и ржавая приставка к газонокосилке. Взлетно-посадочная полоса с грунтовым покрытием стоит под снегом.

Пытаюсь встретиться с начальником посадочной полосы Валентиной Соболевой, чей муж - Юрий Соболев, работающий на аэродроме сторожем, улетел в тот июньский вечер на «Ан-2». Но Валентина Федоровна, предупрежденная о визите репортера, поспешила ретироваться с работы. Родственники пропавших пассажиров твердят: «Понимает, что каждое ее слово может быть использовано против нее же. Тогда может пойти по уголовному делу уже не как свидетель, а как соучастник преступления. Посадочная площадка была в ведении Соболевой. И она не могла не знать, что командированные летчики устраивают несанкционированные полеты с пассажирами на борту».

Из здания аэропорта тем временем выходит сторож Александр, кричит издалека: «Площадка выставлена на торги, если найдется инвестор с 7 миллионами, еще поработаем, если нет - нас закроют».

До недавнего времени местный аэропорт был подразделением 2-го Свердловского объединенного авиационного отряда и аэропорта «Уктус», который ныне находится в стадии банкротства. После пропажи «Ан-2» сюда нагрянула прокурорская проверка, было выявлено, что площадка не была должным образом промаркирована, заросла травой, на аэродроме отсутствовала служба безопасности, а вся ответственность за полет лежала исключительно на командире воздушного судна. В результате работа авиаплощадки была приостановлена.

В шкафу до сих пор висит Юрина спецовка, ботинки его поставили носками внутрь комнаты, примета такая - чтоб вернулся, - говорит сторож Александр. - Юра ведь был везунчиком, сам шутил, что «заговоренный». Шутка ли, 30 лет работал пилотом-наблюдателем, десантником-парашютистом в Авиалесоохране, прыгал в самые очаги лесных пожаров. Только семь лет как стал работать сторожем на аэродроме, но очень скучал по небу.

На аэродроме месяцами стояла звенящая тишина, а 16 мая в Серов из Оренбурга прибыл «Ан-2». Воздушное судно арендовала у ФГУП «Международный аэропорт «Оренбург» челябинская компания «Авиа-зов» для мониторинга лесных пожаров. Командировка экипажа должна была продлиться до 15 сентября.

Последний раз самолет поднимался на задание 31 мая. Потом пошли дожди, классы пожарной опасности снизили, «кукурузник» временно встал на прикол.

Передышку каждый член экипажа использовал по-своему. Второй пилот, Валерий Кузовенков, поехал в Оренбург, чтобы пригнать из дома свою легковую машину. Командир воздушного судна Хатип Кашапов втайне от арендатора устраивал, как выражаются сами летчики, «покатушки». Один из несанкционированных полетов «Ан-2» удалось заснять на мобильный телефон местным рыбакам 10 июня над Киселевским водохранилищем. Пилот, устраивая аттракцион, пикировал к самой кромке воды и снова взмывал в небо.

Позже удалось найти и пассажиров того рейса. Ими оказались две супружеские пары. Договорившись о полете, муж таким образом решил сделать жене подарок к годовщине свадьбы. На борт они взяли с собой и друзей. Хатип Кашапов обозначил таксу: «Мне надо 1,5 тысячи на бензин, а остальное - сколько дадите». Дали еще 1,5 тысячи.

«Ан-2» что грузовик, внутри салона все дрожало, из окон сквозило. Летчик держался за штурвал, постоянно дергал рычажки, щелкал тумблерами, - рассказывал один из пассажиров «покатушек», состоявшихся 10 июня. - Только теперь до нас стало доходить: наши жизни находились в руках одного пилота…»

Теперь вот говорят про базировавшийся у нас «Ан-2», что он «полувековой старичок», «летающее ведро с гайками», - говорит Александр. - А самолету было только 25 лет, все положенные капитальные ремонты он прошел, последний - в 2010 году. Свой ресурс он выработал бы только через три года. И за штурвалом был опытнейший пилот. Хатип Кашапов рулит «Ан-2» с 1982 года, имеет более 8000 часов налета, награжден знаками «Отличник воздушного транспорта» и «За безаварийный налет часов» II степени. 3 января он отметил 50-летний юбилей. Дома его ждали жена, трое детей. А летом на аэродром пришли такие же молодые люди, как два его сына и дочка, попросили покатать. Почему нет? Конечно, заработок не лишний. До командировки к нам на Урал из-за отсутствия заказов экипаж долго сидел в отпуске без содержания.

«Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс»

Изначально 11 июня Хатип Кашапов поднимать в небо «аннушку» не собирался. Со сторожем Юрием Соболевым они готовили ужин, топили баню и ждали из Оренбурга второго пилота. Следователи потом нашли на столе бутылку из-под пива, графин с остатками домашней наливки и два стакана.

В это время мимо аэродрома проезжали 26-летние двоюродные братья Иван Чикишев и Евгений Тренихин. Они делали ремонт у родственника, начальника ГИБДД Серова Дмитрия Ушакова, везли строительный мусор на свалку. Увидев на взлетке «кукурузник», попросили всемогущего Ушакова договориться о воздушном путешествии.

С этого момента события начали развиваться в ускоренном темпе. Начальник ГИБДД приехал на аэродром, переговорил с КВС Кашаповым. Посредником в переговорах выступил скорее всего сторож Соболев, который хорошо знал все местное начальство. Была названа фиксированная сумма «покатушек» - 6 тысяч рублей. В самолете на двух лавках, расположенных вдоль бортов, могли разместиться 12 человек. Чтобы плата с человека была минимальной, стали в экстренном порядке набирать народ.

Дмитрий Ушаков обзвонил чуть ли не половину своих сотрудников. Одни были на даче, к другим приехали гости. Бывший инспектор ГИБДД Сергей Фролов, например, опоздал подняться в небо. А ведь так хотел! За свои 38 лет он ни разу не летал на самолете. А действующий сотрудник - 24-летний Максим Маевский - успел. Еще и прихватил с собой сестру Оксану, с которой они были погодки, и ее жениха из Екатеринбурга Максима Глинских. Молодые люди подали заявление в загс, ждали в гости родителей жениха. Оксана, парикмахер по профессии, нарядилась в нарядное длинное шифоновое платье. В таком вот, почти бальном, одеянии и приехала на такси в аэропорт.

Попала на борт и случайная знакомая Максима Маевского - 20-летняя Людмила Гагарина. Девушка была родом из поселка Гари, из многодетной семьи.

Судьба невероятным образом собрала пассажиров в злополучный рейс. Женя Тренихин, работающий машинистом-обходчиком на Серовской ГЭС, позвал в полет коллегу, 30-летнего Дениса Баранова, с которым вместе рыбачил и охотился. Тот взял машину и помчался в аэропорт.

Когда Ушаков дозвонился до 29-летнего Григория Шаада, ярого велотуриста и фотографа, тот лежал в постели с высокой температурой. Но возможность сделать снимки гор с высоты птичьего полета упустить не смог. Когда оделся, выскочил на улицу, машина с попутчиками уже заворачивала за угол, стал махать руками, свистеть, в результате успел заскочить в салон.

Антон и Юлия Сафоновы и вовсе пришли на аэродром, по свидетельству родственников, чтобы запустить воздушного змея. 31-летний Антон работал охранником на местном предприятии «Уфалейникель». Юлии исполнилось 33. «Это лучшая наша лаборантка, - говорят ее коллеги по поликлинике №1. - У ее родителей было три дочери. Младшая девочка в 14 лет погибла от удара током. Теперь и о Юлии нет полгода вестей. Ей ведь долго не везло в личной жизни. Наконец она встретила Антона. Счастлива была без меры… Они прожили вместе 1,5 года, недавно вернулись из свадебного путешествия из Санкт-Петербурга. Так мечтали о детях».

Родственники теперь недоумевают, как Юля, которая страшно боялась летать, могла сесть в старенький «кукурузник»? Впрочем, тут же сами и отвечают: «Она сильно любила мужа, доверяла ему во всем. Вот и шагнула за ним в самолет».

Одно место оказалось свободным, и в салон забрался 67- летний сторож Юрий Соболев. Заскочил в самолет в чем был - в майке и домашних тапочках.

В полет люди собирались в необъяснимой спешке. КВС Кашапов, например, не взял с собой пилотную сумку с картами и дополнительными средствами экстренной связи и радиомаяками. А в трех припаркованных у взлетки автомобилях пассажиров «Ан-2» остались включенными магнитолы, а на приборных досках - рабочие мобильные телефоны и документы.

Около 23.00 «кукурузник» ушел в свой последний полет. На Северном Урале в это время еще довольно светло. Летать планировали минут 20–30.

Вернувшийся из Оренбурга второй пилот Валерий Кузовенков увидел уже бегущий по взлетке «Ан-2». Самолет шел тяжело, один раз даже задел шасси кусты.

«Как малая авиация на Урале «оглохла»

На стенах обветшалого пункта связи Серовского аэродрома висят пожелтевшая инструкция по производству полетов, засиженная мухами схема ориентиров видимости и плакаты с самолетами.

Раньше диспетчерский пункт, обеспечивавший связь для судов малой авиации, пролетающих над севером Свердловской области, находился в аэропорту поселка Сосьва. 26 марта этого года весь штат диспетчеров был сокращен. Вскоре вслед за этим закрыли и диспетчерский пункт в екатеринбургском аэропорту «Уктус». После этого малая авиация на Урале «оглохла». Старший диспетчер Сосьвинского аэропорта Владимир Пахмутов, отработавший там 27 лет, признавался: «Авиация в нашей области сейчас летает так: утром звонят по телефону, что вылетают, а вечером звонят и сообщают, что прилетели. Случись что в пути - судно просто исчезнет в тайге, не имея возможности сообщить о беде».

Председатель местного туристического клуба Андрей Беляев предполагает, что «кукурузник» мог взять курс на Конжаковский Камень - одной из высочайших вершин Уральских гор, 1569 метров. Там сплошь хвойные леса, горная тундра и каменные россыпи. Этот район прилегает к поселку Кытлым. Пассажиры «аннушки» также могли податься к Денежкиному Камню, где находится заповедник из смешанной пихтово-кедрово-еловой тайги. Могли полететь и на хребет Кваркуш, где особенная энергетика, на склонах - огромные малинники, прозванные «медвежьим раем».

Дмитрий Ушаков, созывая знакомых в полет, говорил: «Полетим в Кытлым». По прямой это 77 километров. Один из свидетелей, капитан юстиции, уверял, что видел борт над поселком Верхняя Лобва, что в 30 километрах от Серова. Казалось бы, направление поисков определили - северо-запад. Но потом к этим данным добавились еще две сотни показаний свидетелей. Штаб стали атаковать экстрасенсы…

Ясновидящие из Воронежа, Узбекистана, Татарии звонили каждые два часа. Шли потоком факсы: «Мы, экстрасенсы Казахстана…» Отмечали на карте все «пророчества», в результате вокруг Серова образовалось «солнце» с множеством лучей, - говорит начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко. - Родственники просили проверить каждую точку, силы спасателей распылялись, их перебрасывали с места на место. В результате мы стали принимать заявления от родственников только в письменном виде. А то было: «Мне приснилось… Проверьте». Первые 2,5 месяца штаб заседал ежедневно. Плюс в Екатеринбурге работала группа опытных аналитиков. Отследить маршрут полета «Ан-2» могли бы специалисты радиотехнического полка ПВО, который стоял раньше на «горке» в Серове, но подразделение было расформировано.

Обследовать участки тайги, горные склоны, болота ежедневно выходила группировка из 1,5 тыс. человек: профессиональные спасатели, сотрудники ОМОНа, полицейские и пожарные.

Эхолотом мы проверили все глубокие озера и затопленные карьеры. На поверхности мы высматривали масляные пятна, части самолета и, уж простите, трупы. Нигде ничего, - говорит государственный инспектор Центра госинспекции маломерных судов МЧС РФ по Свердловской области Петр Иванов. - Реки почти на всем течении неглубокие, а высота «Ан-2» на колесах составляет 4,5 метра. Даже если бы, предположим, он нырнул носом - все равно хвост торчал бы.

Не дала результата и космическая съемка. «Мы обследовали 16 подозрительных объектов, нашли лишь груды металлолома и заброшенную трансформаторную будку», - говорит Юрий Герасименко.

Почему самолет так и не нашли?

Честно скажу: не знаю. В свое время мы искали упавший «Ан-2» в районе Каквинских Печей, потом выяснилось, что две группы прошли с самолетом совсем рядом - в 10 метрах - и не заметили застрявший вертикально в кедраче «кукурузник». Самолет был виден только с определенного ракурса.

Скорее всего самолет лежит где-то в лесу, - считает Петр Иванов. - В 1985 году во время студенческой практики мне пришлось искать «Ан-2» на Полярном Урале. Нам дали задание взять пробы на склоне сопки. Там среди лесных зарослей мы и нашли разбившийся «кукурузник». Он лежал на склоне, в буреломе, сверху его было не разглядеть. Выяснилось, что самолет вез смену на буровую - и вот по какой-то причине врезался в склон и разбился. Мы нашли его через 8 лет после пропажи. Обломки и один череп.

Когда искали пропавший 11 июня «Ан-2», спасатели на земле и летчики в небе попадали в зоны, где всем становилось не по себе. У летчиков и наблюдателей на борту разом начинала кружиться голова, непомерно тянуло в сон. Ребята-поисковики внизу чуть ли не теряли сознание. Проскакивали определенные участки, и голова у всех прояснялась. И именно в этих зонах, как признавались спасатели, не работал даже спутниковый телефон.

Из-за магнитных аномалий - близко к поверхности земли залегает железная руда - стрелка компаса отклоняется почти на 30 градусов, бесполезно было применять в поисках тепловизоры. К тому же в тайге было полно зверья. Специалисты говорят, что приборы бы срабатывали на каждого медведя, волка или росомаху.

«Зенитное вооружение не применялось»

В результате почти 6-месячных поисков не найдено ни сломанных веток, ни масляных пятен на озерах, ни кусков обшивки, ни оторванных консолей. «Ан-2» словно испарился. В Серове до сих пор задаются вопросом: не могли ли вояки «кукурузу» без связи принять за учебную цель? «Низколетящий объект двигался со скоростью около 200 км/ч, на запросы и требования в запретной зоне не отвечал, на реакцию у дежурных - 2–4 минуты, далее - залп».

«Нам запретили летать около Кытлыма, якобы мы светимся на радарах вояк», - подливают масло в огонь дельтапланеристы.

Военные вяло отмахивались: «У нас нет войск ПВО. Зона закрыта только на время запуска космических кораблей, когда в тайгу могут упасть обломки отработавших ступеней ракет и головного обтекателя».

Военная прокуратура Центрального военного округа вынуждена была провести проверку. Штаб ЦВО выступил с официальным заявлением: 11 июня 2012 года зенитное вооружение в радиусе 250 км от авиационной площадки Серова не применялось.

Председатель сельсовета Кытлыма Алексей Семенко уверял: «Воинская часть расположена недалеко от нашего поселка, где живет 400 человек. До Карпинска 60 километров. Если бы самолет сбили военные, обязательно кто-то заметил бы вспышку, загорелся бы лес, нашлись бы свидетели, ведь летом в тайге, на реках и озерах много рыбаков и охотников. Это люди не военные, расписку о неразглашении никому не давали...»

Против «военного следа» выступает и начальник Управления гражданской защиты Серовского городского округа Юрий Герасименко: «В 80-х годах еще можно было скрыть факт того, что самолет сбит. Сейчас, когда любая информация продается, это сделать невозможно».

У Виктора Шаада, чей сын был одним из пассажиров пропавшего самолета, свое мнение: «Если бы военные были виноваты, они бы отписывались и отписывались, а они прислали всего одну бумагу».

Казалось бы, следствие исключило версию, что самолет был сбит. Но жители Серова в один голос говорят: «Не верим. Сбили и зачистили все следы».

Мы рассматривали версию, что по самолету мог стрелять кто-то из пьяных охотников, попал в мотор или в кабину летчика… Но даже в этом случае этот тип самолета не срывается в штопор, он планирует, - говорит Виктор Шаад. - Командир воздушного судна привык летать на низкой высоте, могло перед ним внезапно возникнуть какое-то препятствие, например высокое сухое дерево, пилот не успел сманеврировать и упал. Могли все пассажиры разом, например, заметя медведя, столпиться у одного окна, например в хвосте, где лучший обзор. Нарушилась центровка… Могла сказаться техническая неисправность или прибор отказать, здесь же кругом аномальные зоны. Но опять же все, с кем бы я ни говорил, уверяют, что абсолютно все на борту погибнуть не могли.

Даже при полных баках дальше 500 километров «Ан-2» улететь не может. Вначале ориентировались на 250 километров, предполагая, что пилот рассчитал бензин на путь туда и обратно. Потом стали думать, что летчика отвлекли, он проскочил «точку возврата», стал искать стойбище для посадки, нужная поляна все не появлялась и не появлялась… Но летчики говорили, что «Ан-2» может сесть и на неприспособленную площадку. Может планировать и сесть даже без работающего двигателя. Взлететь он уже вряд ли сможет - шасси потеряет. Но при этом люди будут спасены. Я думаю, что наш «Ан-2» залетел в зону пермской тайги, где практически нет населения. Ясно, что надо расширять границы поиска до 500 километров.

«Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре»

Но 13 ноября, когда в тайге установился снежный покров, поиски самолета «Ан-2» были прекращены. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Свердловской области Денис Паслер.

«Глазолупом» и «пешкочесом», как выражаются сами спасатели, было обследовано 3339 кв. км тайги и болот. Почти 300 тысяч «квадратов» просмотрено летчиками и наблюдателями с почти двух десятков воздушных судов. По предварительным подсчетам, на поиски потрачено почти 200 млн рублей.

Спасатели отчитались, что были обнаружены потерпевший крушение 6 лет назад «Ан-2», а также «Ми-8». Но местные жители недоумевают: «А что их было искать? Все знали, где на ветках деревьев около села Кондратьево лежит «кукурузник». В свое время в биплан загрузилось много народа, кто с ведрами ягод, кто с мешками шишек. Самолет, едва взлетев, тут же спланировал на верхушки деревьев. Лишь один пассажир, эвакуировавшись, сломал ногу, остальные благополучно спрыгнули в глубокий снег. Фюзеляж самолета, проткнутого елками, спускать не стали, сняли с него только мотор». Что касается «Ми-8», жители окрестных поселков прекрасно знали, на какой поляне ржавеет брошенная машина, все кому не лень с «вертушкой» фотографировались.

Между тем родственники пассажиров «Ан-2» верят, что их близкие могли выжить при крушении самолета и укрыться, например, где-нибудь в пещере. В тайге по осени было много грибов, ягод, хороший урожай кедровых орехов. Среди пассажиров есть опытные рыбаки и охотники. Напрасно им напоминать, что люди поднялись на борт самолета в летних платьях, шортах и сланцах. А в тайге - полчища мошки и гнуса, не говоря уже о диких зверях.

Они не хотят слышать, что на борту пропавшего «Ан-2» был аварийный радиомаяк, но он способен излучать, только когда его включишь вручную. Сигнал обнаружить так и не удалось. Это значит, что некому было развернуть антенну.

Одни об исчезновении «Ан-2» в Серове говорят: «Прям триллер какой-то…» Другие твердят: «Типично российская история».

В ходе разбирательств выяснилось, что каждый летчик малой авиации может выписать себе путевку, сам себя освидетельствовать и полететь. И Кашапов, который посадил на борт 12 человек, нарушил только одно: взял с собой в полет пассажиров.

Когда даже все автобусы в Европе оборудованы автоматическими аварийными маяками, у нас, оказывается, на «кукурузники» их устанавливать необязательно. И сторож может покинуть свой пост и в тапочках улететь в никуда.

«Трагедия с «Ан-2» - результат неконтролируемости и безнаказанности», - рассуждают жители Серова. Самые циничные и вовсе говорят: «А может, и естественный отбор». И предлагают вспомнить, кто попал на борт «кукурузника».

Инспектор ГИБДД Максим Маевский был, оказывается, на грани увольнения. В мае, будучи за рулем в пьяном виде, он улетел в кювет. Две его пассажирки - продавщицы магазина разливного пива - получили травмы. Одна девушка попала в больницу с сотрясением мозга, у второй диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Маевский под покровительством шефа, начальника ГИБДД Дмитрия Ушакова, факт аварии скрыл. Отец Маевского тут же продал побывавшую в аварии машину. Хотя не имел права этого делать. «Скорую» не вызвали. Пострадавших в больницу отвез знакомый Дмитрия Ушакова. Позже недруги «настучали» в областной главк, с Маевским работали сотрудники Управления собственной безопасности, он вынужден был написать заявление по собственному желанию. Под Ушаковым, говорят, тоже «закачалось кресло».

После исчезновения самолета выяснилось, что на борту были и те, кто занимался не вполне легальным бизнесом. Например, к гражданской жене Григория Шаада, Ане, теперь приходят кредиторы и требуют деньги за выданный ее мужу «под честное слово» товар. А Аня с Гришей не были официально расписаны, женщина была уверена, что муж подрабатывает лишь ремонтом квартир.

В Серове ни для кого не секрет, что сторож аэродрома в Серове, Юрий Соболев, как и его жена, начальник посадочной площадки, Валентина, любили приложиться к «сорокаградусной», на местном сленге - так, что «только шуба заворачивалась».

А самая юная пассажирка злополучного рейса, 20-летняя Людмила Гагарина, как утверждают местные жители, не отказывалась брать деньги за интим. У ее матери после пропажи дочери отнялись ноги. Дочь кормила всю их многодетную семью.

Пропавший «Ан-2» - это Россия в миниатюре. Отношение к трагедии - показатель, насколько наше общество больно. Когда одни в болотном мареве среди мошки и оводов искали следы пропавших людей, другие в Интернете выкладывали «фальшивые» спутниковые карты с «упавшим» самолетом и от имени одного из сыновей пропавшего летчика Хатипа Кашапова собирали деньги на поиски самолета.