Ферапонтов белозерский богородице рождественский женский монастырь. Ферапонтов монастырь в Вологодской области: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Архитектурные и культурные памятники монастыря

Памятник истории и культуры федерального значения Кирилловского района Вологодской области. В соборе Рождества Богородицы сохранились росписи Дионисия с сыновьями. Это единственный храм, где сохранилась столь объемная (общей площадью 600 м2), документально подтвержденная роспись Дионисия. Ныне в стенах Ферапонтова монастыря располагается музей фресок Дионисия. В 2000 году монастырь был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом Белозерским, сподвижником святого Кирилла Белозерского. В XV веке монастырь становится широко известен, его посещают многие выдающиеся политические деятели. В начале XVI века Богородице-Рождественский собор расписывает известный московский мастер Дионисий с сыновьями. Стоимость работы иконописца приблизительно равнялась стоимости постройки самого монастыря.

В период с 1666 по 1676 годы в Ферапонтовом монастыре пребывал сосланный туда бывший патриарх Никон.

В 1798 году монастырь был упразднен указом Синода как пришедший в запустение, и лишь в 1904 году был возобновлен как женский. Однако в этом виде он существовал 20 лет и в 1924 году был закрыт. С 1975 года началось создание музея.

Основание монастыря

Жития преподобных Ферапонта и Кирилла повествуют о том, что будущие основатели северных обителей, названных Андреем Николаевичем Муравьевым Русской Фиваидой на Севере, являлись монахами московского Симонова монастыря. Вместе они подвизались в труде и молитве, часто общались с посещавшим монастырь преподобным Сергием Радонежским. Когда Кириллу было явление Богородицы, указавшей место основания нового монастыря, именно Ферапонт был избран подвижником в качестве спутника. Достигнув берега Сиверского озера, старцы ископали кельи и постепенно началось обустройство будущего Кирилло-Белозерского монастыря. Спустя небольшое время Ферапонт оставил Кирилла и пошел дальше на северо-восток, пока на расстоянии 15 верст (20 км.) от Сиверского озера он обнаружил озера Пасское и Бородавское, соединенные небольшой речкой Паской. «Есть у меня желание, и оно непрестанно влечет меня, идти безмолвствовать на особое место», - простосердечно сказал Ферапонт, и столь же искренно отвечал ему Кирилл: «Если воля Божия на то будет, можешь и на деле исполнить». На возвышении меж двумя озерами старец и основал свою обитель. Годы основания Кириллова и Ферапонтова монастыря совпадают - 1397 год. Обитель начала развиваться, однако Ферапонт был вынужден покинуть её и по просьбе князя Андрея Дмитриевича Донского отправиться в Можайск, чтобы основать обитель на берегу Москва-реки. Так возник Лужецкий монастырь.

Монастырь в XV-XVII веках

В самом же Ферапонтовом монастыре игуменом стал Мартиниан Белозерский, ученик Кирилла Белозерского. Именно при Мартиниане в 1409 году возводится деревянная церковь Рождества Богородицы с трапезной. Монастырь приобретает широкую известность, во второй половине XV - начале XVI века он становится, наряду с Кирилло-Белозерским и Спасо-Каменным монастырями, духовным, культурным и идеологическим центром северных земель. Долго время после кончины Мартиниана и обретения мощей монастырь носил название «Мартемьяновского».

В 1490 году заканчивается возведение каменного собора Рождества Богородицы, над которым работали ростовские мастера, приглашенные архиепископом Ростовским Иоасафом, выходцем из самого монастыря. Иоасаф же в 1502 году пригласил знаменитого московского художника Дионисия, дабы тот расписал новый собор. Расположенная на поверхности арки северного входа собора надпись сообщает о времени создания (1502) и рекордных сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». Поразительным фактом является и то, что росписи сохранились до наших дней без поновления.

На XVI столетие приходится расцвет монастыря. Именно в этот период монастырь получает множество вкладных и жалованных грамот от царя и князей. В монастырь на богомолье приезжают Василий III, Елена Глинская, Иван IV. Тогда же возводятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата.

Однако в 1614 году монастырь был разорен поляками, были сожжены кельи и ворота, разграблению подверглись окрестные деревни. Спустя четверть века монастырь оправился от нашествия польско-литовских отрядов. В 1643 году в Мартиниановской церкви, выстроенной в 1495 году, была установлена рака с мощами преподобного. В 1645 году была построена двухпридельная надвратная церковь. В 1666 году в Ферапонтов монастырь был сослан патриарх Никон. 10 лет он провел в заточении в обители. Известен поклонный крест, вырезанный и установленный Никоном на небольшом островке посреди Бородавского озера.

Монастырь в XVIII-XXI веках

В XVIII веке монастырь постепенно приходил в запустение, пока в 1798 году не был упразднен указом Синода. Монастырские церкви стали приходскими.

В 1904 году монастырь был возобновлен уже в качестве женского, но вновь закрыт в 1924 году.

С 1975 года началось формирование современного музея.

В 2000 году ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ферапонтов монастырь - уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV-XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV-XVII вв. Расположен в 18 км от города , между озерами Паским и Бородаевским.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей, колокольни, Казенной и Трапезной палат. Территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Деревянные 2-этажные келейные постройки мужской и женской обителей не сохранились.

Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря является собор Рождества Богородицы 1490 года - самый древний каменный храм Русского Севера. Здесь сохранились уникальные фрески 1502 года древнерусского иконописца Дионисия. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Кроме главного престола собор имел южный придел, освященный во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского, над которым возвышалась малая главка. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. В 2000 году памятник включен в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Церковь Благовещения с Трапезной палатой была построена в 1530-1531 гг. на вклад царя в связи с рождением наследника . Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через второй ярус колокольни. Казенная палата первой трети XVI века относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь преподобного Мартиниана построена в 1641 году, является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой ракой с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 года с приделом во имя преподобного Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха . К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII века имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 года, отреставрированный в 1990 году мастером-часовщиком Юрием Петровичем Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни:

  • 9 древних антиминсов XV-XVII вв. из собора Рождества Богородицы,
  • рака и полотняная риза преподобного Мартиниана 1646 года,
  • игуменское место, житийная икона преподобного Ферапонта и Мартиниана 1732 года,
  • кресло Патриарха 1668 года, сохранившееся от времени пребывания его в ссылке в Ферапонтовом монастыре, а также его стол и кресло из надвратной кельи,
  • на Бородаевском озере восстановлен рукотворный остров, сложенный из камней.

История Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 году в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. К началу XV века братия монастыря насчитывала 10-15 иноков. Позднее вдоль его стен пролег большой тракт на через , по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. Расцвет хозяйственной деятельности пришелся на время царствования , и его сына , которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами и льготами.

XVII-XVIII века стали для монастыря эпохой пожаров и разграблений, начало которым положили польско-литовские «воровские люди» в 1612-1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. По указу 1764 года были отобраны монастырские владения, после чего обитель стала приходить в упадок и в 1798 году была упразднена.

В 1666 году в монастырь был заточен низложенный Патриарх , отбывавший здесь 10-летнюю ссылку. В 1676 году после смерти царя врагам удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни. Он был освобожден по настоянию царя , но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под . В разные периоды ссыльными монастыря были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле императрицы .

В 1904 году монашеская жизнь в стенах Ферапонтова монастыря возобновилась. К нему было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П. П. Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Были проведены работы по всему комплексу зданий, под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, около 400 лет был одним из видных культурных и религиозных просветительных центров в Белозерском крае.

История Ферапонтова монастыря в некоторых узловых моментах соприкасается с важными историческими событиями эпохи становления Русского централизованного государства, тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV – XVII веках: пленением и ослеплением великого князя Василия II Темного, утверждением власти первого «государя всея Руси» Ивана III, рождением и правлением первого русского царя Ивана IV, становлением династии Романовых, ссылкой патриарха Никона.

Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Ферапонт. Спустя несколько лет, подчинившись настоянию белозерского князя Андрея Дмитриевича ушел под Москву, в Можайск, и основал второй свой монастырь – Лужецкий.

Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, духовника Василия II, бывшего в 1447 – 1455 гг. игуменом Троице-Сергиева монастыря.

Во второй половине XV – начале XVI века Ферапонтов монастырь стал значительным духовным, культурным и идеологическим центром Белозерья, одним из знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали серьезное влияние на политику Москвы.

Наряду с Кирилло-Белозерским монастырем он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие). Из его стен на рубеже XV – XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

Все XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются владыки Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Богатейшему вотчиннику Белозерья – Ферапонтову монастырю в начале XVII в. принадлежало несколько сел, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные с трапезной, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит , .

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли .

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

В настоящее время в памятниках Ферапонтова монастыря размещается Музей фресок Дионисия, имеющий статус историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Музей, возникший в начале XX века, на протяжении 1930-1960-х годов осуществлял охрану памятников с помощью только одного сторожа. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы. В конце 2000 года ансамбль Ферапонтова монастыря с росписями Дионисия был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО .

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Комплекс памятников Ферапонтова монастыря с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV – XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря – яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, пожалуй, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров.

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монастырь - бывший православный монастырь в Кирилловском районе Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 г. монастырь в список Всемирного наследия. В зданиях бывшего монастыря действует музей.

Расположение

Монастырь, находящийся в 20 км на северо-восток от Кириллова и в 120 км на северо-запад от Вологды, выстроен на холме меж двух озёр - Бородаевского и Паского, которые соединяет маленькая речка Паска. Само село Ферапонтово расположено, преимущественно, на противоположном от монастыря берегу реки. Монастырь доминирует над окружающей местностью, однако благодаря своим камерным размерам и изящному стилю он не подавляет величием, как его ближайший сосед - Кирилло-Белозерский монастырь.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыря

Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля - раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV-XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия - в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV-XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря - яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV-XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1397 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже - трапезную :156 . Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV-XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны - архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки - каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство :156 . Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение :156 . В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Сиверский идол

Сиверский идол

В музее Ферапонтового монастыря находится языческий славянский сиверский идол - символ плодородия и поклонения богу Роду или Яриле. Датируется IV-IX веками, высота - около 1 метра. Найден в деревне Сиверово Суховерховского сельсовета Кирилловского района.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь. Настоящее время

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

В настоящее время службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, однако РПЦ рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 08 июля 2014 года образовать Православную религиозную организацию Архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» с. Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Охранный статус

Монастырь является памятником истории и культуры федерального значения, а также единственным на территории Вологодской области памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), на основании Указа Президента в 1997 году включенного в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Известные деятели

  • Ферапонт Белозерский - основатель и 1-й игумен монастыря.
  • Мартиниан Белозерский - строитель, 2-й игумен монастыря.
  • Галактион Белозерский - блаженный, юродивый - местночтимый святой.
  • Дионисий - иконописец, расписавший стены и создавший иконостас собора Рождества Богородицы.



Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв.

В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода. Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей. Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена. В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II. С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения. Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника. Архитектурный ансамбль Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО. Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание. Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат. Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны. Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест. Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913. (с) Е.Стрельникова