Икона путивльской божьей матери о чем молятся. Путивльская икона божией матери. История происхождения иконы

Наверное, каждый православный христианин хоть раз в жизни слышал о таких иконах Богоматери, как Владимирская, Казанская, Иверская и прочие. И это не удивительно, ведь на территории постсоветских стран Православная Церковь с особенным усердием и благоговением почитает эти иконы. Все это связано с тем, что иконы эти непосредственно повлияли на историю христианства и на историю данных стран в целом.

Менее известной, но не менее важной является икона Божией Матери Путивльская, о которой и пойдет речь.

История происхождения иконы

Свое название образ берет от древнего города Путивля, Курской губернии. Сейчас этот город расположен на территории современной Украины, а именно в Сумской области.

Икона Богородицы «Путивльская»

Из исторических источников стало известно, что существовало, по крайней мере, два образа с подобным названием. Одна икона находилась в местном Молченском монастыре, а вторая - в Путивльском храме Воскресения Господня.

По описанию священнослужителей, обе иконы явили чудеса и знамения, только в разные года. Располагались они на городских воротах, тем самым защищая город своим небесным покровительством от опасностей. Так, город несколько раз был спасен от набега татар.

К сожалению, первообраз иконы был утрачен во времена атеистической политики коммунистической партии. До современных православных христиан дошли только иллюстрации из дореволюционной церковной литературы.

Молченская икона же была перенесена из монастыря на городские врата после явления на болоте Молча. Иконопись обеих икон практически аутентична. В руках у Богоматери находится лестница, которая символизирует соединение между земным и небесным мирами. В руках у Богомладенца находится шар, в знак власти Бога над всем миром. Один из списков и по сегодня находится в Преображенском соборе города Путивля.

В Православной Церкви празднование в честь Путивльской иконы установлен на 15 мая (2 мая по старому стилю).

Важно знать! На современных списках Младенец изображается без шара в руках.

В чем помогает и как молиться

Перед данной иконой можно просить заступничества Богородицы перед Богом за себя и близких или молить о помощи в любой сложной жизненной ситуации. Ведь только по ходатайству Пречистой Девы Марии Господь прощает людям многие прегрешения.

Путивльская икона Божией Матери

Богородица, благодаря своему смирению и кротости, была вознаграждена Господом и удостоилась высших похвал, став при этом самой достойной из всего рода человеческого. При этом она осталась самой близкой заступницей для людей: ведь кому как не Ей знать, как трудно бывает человеку жить в мире полном искушений.

Особой же молитвы перед этой иконой не существует. Можно молиться своими словами, а лучше - произносить про себя или в голос Богородичные молитвы.

Молитва «Достойно есть»

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Молитва «Радуйся»

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитва «Царице моя Преблагая»

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице,
приятелище сирых и странных предстательница,
скорбящих радосте, обидимых покровительнице!
Зриши мою беду, зриши мою скорбь,
помози ми яко немощну, окорми мя яко странна.
Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши:
яко не имам иныя помощи разве Тебе,
ни иныя предстательницы,
ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати,
яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Из детального рассмотрения сведений, помещенных в различных литургических и исторических документах о Путивльской иконе Божией Матери, следует, что по крайней мере два образа носили это наименование.

Один из них хранился в Путивльском Молченском монастыре, другой – в храме Воскресения Христова г. Путивля. Фактором, объединяющим эти два образа, служит то, что явления икон произошли на городских воротах, но в разное время. В документах упоминаются различные даты явления образа – 1232, 1238, 1600 и 1635 годы.

Сведения, помещенные на киоте, в котором хранилась икона Божией Матери из Молченского монастыря, представлены в «Доношении» игумена Мануила. Из них следует, что «От создания мира в лето 7143 году от Рождества Христова 1635 мая во второй день в первом часу дни бысть явление Пресвятыя Богородицы Одигитрии во граде Путивле яже внутрь града у передних Никольских врат».

О второй Путивльской иконе свидетельствует историк начала XX века oтец Иаков Левитский: «Этому городу на пути и благоугодно было Промыслу Божию накануне смутного времени 2 мая 1600 г. явить чудесно икону Божией Матери Путеводительницы, находящейся в настоящее время в Воскресенской церкви под видом большого и оригинального образа Божией Матери, на задней стене которого находится следующая надпись киноварью: "Лета 7108 года 2 маия в 1-й час дне явление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Присно девы Марии образ честного и святого Ея Одигитрии во граде Путивле в первых городовых вратах"». В церковных описях, существующих со времени основания храма, эта икона называется «явленной».

Существуют сведения, что чудотворный образ Пресвятой Богородицы долгое время находился на городских воротах и прославился многочисленными чудотворениями и знамениями.

Благодаря заступничеству Богородицы через Свою святую икону, город Путивль «от нахождения в давних годах на град Путивль татарских людей, а в прошлых годах от свеев (шведов) неоднократно был избавляем».

Во времена воинствующего атеизма первообраз чудотворной иконы, как и многие другие святыни Русской Православной Церкви, был утрачен. Сохранились лишь иллюстрации в дореволюционных изданиях, где Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, как символ Вседержителя; у правой руки Богоматери изображена лестница, в свою очередь символизирующая соединение земного с Небесным через Рождество Спасителя. Подобное изображение встречается и на Молченской иконе Пресвятой Богородицы.

Несмотря на утрату древнего образа, православный народ и в наше время почитает Путивльскую икону Пресвятой Богородицы. К современному списку с чудотворного образа Божией Матери, пребывающему ныне в Путивльском Преображенском соборе, не иссякает поток любящих, благодарных сердец.

Из де-таль-но-го рас-смот-ре-ния све-де-ний, по-ме-щен-ных в раз-лич-ных ли-тур-ги-че-ских и ис-то-ри-че-ских до-ку-мен-тах о Пу-тивль-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри, сле-ду-ет, что по край-ней ме-ре два об-ра-за но-си-ли это на-име-но-ва-ние.

Один из них хра-нил-ся в Пу-тивль-ском Мол-чен-ском мо-на-сты-ре, дру-гой - в хра-ме Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва г. Пу-тив-ля. Фак-то-ром, объ-еди-ня-ю-щим эти два об-ра-за, слу-жит то, что яв-ле-ния икон про-изо-шли на го-род-ских во-ро-тах, но в раз-ное вре-мя. В до-ку-мен-тах упо-ми-на-ют-ся раз-лич-ные да-ты яв-ле-ния об-ра-за - 1232, 1238, 1600 и 1635 го-ды.

Све-де-ния, по-ме-щен-ные на ки-о-те, в ко-то-ром хра-ни-лась ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри из Мол-чен-ско-го мо-на-сты-ря, пред-став-ле-ны в «До-но-ше-нии» игу-ме-на Ма-ну-и-ла. Из них сле-ду-ет, что «От со-зда-ния ми-ра в ле-то 7143 го-ду от Рож-де-ства Хри-сто-ва 1635 мая во вто-рой день в пер-вом ча-су дни бысть яв-ле-ние Пре-свя-тыя Бо-го-ро-ди-цы Оди-гит-рии во гра-де Пу-тив-ле яже внутрь гра-да у пе-ред-них Ни-коль-ских врат».

О вто-рой Пу-тивль-ской иконе сви-де-тель-ству-ет ис-то-рик на-ча-ла XX ве-ка oтец Иа-ков Ле-вит-ский: «Это-му го-ро-ду на пу-ти и бла-го-угод-но бы-ло Про-мыс-лу Бо-жию на-ка-нуне смут-но-го вре-ме-ни 2 мая 1600 г. явить чу-дес-но ико-ну Бо-жи-ей Ма-те-ри Пу-те-во-ди-тель-ни-цы, на-хо-дя-щей-ся в на-сто-я-щее вре-мя в Вос-кре-сен-ской церк-ви под ви-дом боль-шо-го и ори-ги-наль-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри, на зад-ней стене ко-то-ро-го на-хо-дит-ся сле-ду-ю-щая над-пись ки-но-ва-рью: „Ле-та 7108 го-да 2 ма-ия в 1-й час дне яв-ле-ние Пре-свя-тыя Вла-ды-чи-цы на-шея Бо-го-ро-ди-цы и Прис-но де-вы Ма-рии об-раз чест-но-го и свя-то-го Ея Оди-гит-рии во гра-де Пу-тив-ле в пер-вых го-ро-до-вых вра-тах“». В цер-ков-ных опи-сях, су-ще-ству-ю-щих со вре-ме-ни ос-но-ва-ния хра-ма, эта ико-на на-зы-ва-ет-ся «яв-лен-ной».

Су-ще-ству-ют све-де-ния, что чу-до-твор-ный об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы дол-гое вре-мя на-хо-дил-ся на го-род-ских во-ро-тах и про-сла-вил-ся мно-го-чис-лен-ны-ми чу-до-тво-ре-ни-я-ми и зна-ме-ни-я-ми.

Бла-го-да-ря за-ступ-ни-че-ству Бо-го-ро-ди-цы через Свою свя-тую ико-ну, го-род Пу-тивль «от на-хож-де-ния в дав-них го-дах на град Пу-тивль та-тар-ских лю-дей, а в про-шлых го-дах от све-ев (шве-дов) неод-но-крат-но был из-бав-ля-ем».

Во вре-ме-на во-ин-ству-ю-ще-го ате-из-ма пер-во-об-раз чу-до-твор-ной ико-ны, как и мно-гие дру-гие свя-ты-ни Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви, был утра-чен. Со-хра-ни-лись лишь ил-лю-стра-ции в до-ре-во-лю-ци-он-ных из-да-ни-ях, где Бо-жия Ма-терь изо-бра-же-на с Пред-веч-ным Мла-ден-цем, дер-жа-щим в ле-вой ру-ке шар, как сим-вол Все-дер-жи-те-ля; у пра-вой ру-ки Бо-го-ма-те-ри изо-бра-же-на лест-ни-ца, в свою оче-редь сим-во-ли-зи-ру-ю-щая со-еди-не-ние зем-но-го с Небес-ным через Рож-де-ство Спа-си-те-ля. По-доб-ное изо-бра-же-ние встре-ча-ет-ся и на Мол-чен-ской иконе Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы.

Несмот-ря на утра-ту древ-не-го об-ра-за, пра-во-слав-ный на-род и в на-ше вре-мя по-чи-та-ет Пу-тивль-скую ико-ну Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. К совре-мен-но-му спис-ку с чу-до-твор-но-го об-ра-за Бо-жи-ей Ма-те-ри, пре-бы-ва-ю-ще-му ныне в Пу-тивль-ском Пре-об-ра-жен-ском со-бо-ре, не ис-ся-ка-ет по-ток лю-бя-щих, бла-го-дар-ных сер-дец.