Исцеление бесноватого отрока толкование. Евангелие. Исцеление бесноватого отрока. Исцеление бесноватого отрока-лунатика

В сегодняшнюю Неделю мы слушали с вами евангельское зачало об исцелении нашим Спасителем бесноватого отрока – того отрока, за которого просил отец после Преображения Господня. Господь, спустившись с горы Фавор, преобразившись там пред учениками своими, дав им вкусить, можно сказать, что такое есть истинная райская сладость, по спуску с горы даёт им осознать, что есть на самом деле ад. Это терзание человеческих душ, это мука беспросветная. Человек страдает не только за себя, но и за своих ближних.

Подходит отец к Господу и говорит Ему о том, что сын его жестоко беснуется, и в новолуние бес его кидает – и он постоянно бросается то в огонь, то в воду. Он просил учеников исцелить его сына, поскольку, возможно, слышал, что апостолам была дана власть Христом исцелять недуги, бесов изгонять и чудеса творить. Но ученики не смогли этого сделать. И тогда отец припадает к ногам Спасителя, и Господь говорит такие слова: «О, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас» (Мф. 17: 17). Вот очень непростые слова для понимания, которые произносит Христос. К кому они адресованы?

Но есть толкователи всё-таки, которые относят эти слова к человеческому роду. Каким образом мы можем согласиться с ними и можем ли? Да, действительно, можем. Не случайно отец говорит о том, что отрок его кидается из огня в воду. Что символически это значит? Мы знаем с вами человеческую поговорку, что человек прошёл «сквозь огонь и воду, и медные трубы». Она относится к тому человеку, который испытал массу искушений в своей жизни. Медные трубы – это та слава, которая часто начинает окружать человека, и он попадая в неё, часто не в силах бывает устоять. Медные трубы стоят последними в этом изречении, потому что это самое страшное духовное искушение и не всем суждено пройти через него. Но что обозначают огонь и вода?

Святые толкователи говорят нам, что огонь обозначает искушения, связанные с гордостью человеческой, с надмением человеческим. Потому что, когда гордость начинает довлеть в нас, то всё в нас как будто горит, мы осуждаем ближнего и готовы его испепелить. И вот это искушение огнём каждому из нас знакомо. Что такое вода? Вода символически обозначает искушения, связанные, скажем так, с подчревной областью, с низменными инстинктами. И каждый из нас знает, что и здесь, подпадая под это искушение, мы находимся часто на волоске от того, чтобы не совершить страшнейший грех. Поэтому в определённом смысле слова отца об отроке, о том, что бес постоянно кидает его то в огонь, то в воду, относятся и к каждому из нас.

И вот когда мы ставим вопрос, что нам сделать, чтобы этого избежать, ведь, действительно, вне зависимости от того, где мы находимся и среди кого мы постоянно проявляем эти величайшие страсти. Вне зависимости от того, человек богат или очень беден – всё равно он проявляет гордость, человек богат или очень беден – всё равно он имеет в себе воду низменных страстей.

Мы знаем, что однажды Господь похвалил вдовицу, которая в Великий Вторник положила две лепты в сокровищницу Иерусалимского Храма. Господь наблюдал, что многие клали по очень многу, но она положила две лепты, а Христос сказал апостолам: «Истинно говорю вам, что она положила больше всех, потому что все клали от избытка своего, а она положила всё пропитание своё, всё, что имела» (см.: Мк. 12: 43-44). Вот какую оценку Господь даёт внутреннему движению души человеческой. Всё зависит от намерений и от расположения. А это значит, что Господь точно так же может сказать вне зависимости от того, бедные мы или богатые, если мы от всей злости и скудости ожесточённого сердца своего даже шёпотом, даже в мыслях произносим по отношению к какому бы то ни было человеку самое маленькое слово, даже междометие, — но это сказано именно от избытка злого сердца, — то Господь может сказать, что, смотрите, многие клали помногу и ругались помногу, но вот он, шепнувший это междометие, сделал самый страшный грех, потому что им убил своего ближнего. Вот как страшен грех этого духовного огня, в который постоянно кидает нас бес.

Без комментариев, конечно, оставим то, что связано с водой. Но когда зададимся вопросом, что нам делать, чтобы избавиться от всего этого, Христос отвечает нам очень просто — [это происходит] по неверию вашему, потому, что сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17: 20-21)… А что это значит? Если мы соединим всё вместе: вера, молитва и пост, — то получится у нас не что иное, как послушание Господу, послушание Церкви, её мудрому Божественному промыслу. Нам очень часто кажется, что то, что Церковь пытается заставить нас делать – это всё не о том, потому что у нас другие проблемы и другое мироощущение, да и мы вообще немножко – немножко! – поправославнее, чем остальные люди, для которых существуют эти заповеди. Но не тут-то было! Ведь Церковь мудрее нас и то, что она нас просит изо дня в день: молитвенное правило (утренние, вечерние молитвы); делай так, чтобы хотя бы раз в три недели исповедоваться и причащаться, будь обязательно на вечернем богослужении перед тем днём, в который ты причащаешься, — всё это не просто так! Это не для нас, как нам кажется, говорит Святая Церковь, — но именно для нас все эти слова!

И сейчас, когда идёт Успенский пост и мы с вами постимся и молимся, то помолимся Господу и о том, чтобы Он нам дал послушание этому мудрому и спасительному голосу Церкви. Чтобы не пренебрегать всем тем, что она заповедует нам, чтобы обращать как можно больше внимания не на глобальные вещи,.. а на те мелочи, из которых всё это дело и состоит. И тогда мы, действительно, сможем признать и засвидетельствовать, что да, все мы мучимы бываем этим страшным духом, который бросает нас то в огонь, то в воду, и увидеть спасительность послушания и смирения, к которому призывает нас Святая Церковь. Аминь.

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Толкование на Евангельское чтение

Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. – Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ – или, вернее, свобода – от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя , стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, – тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной – но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Митрополит АНТОНИЙ Сурожский (1914 - 2003) - православный епископ, философ, проповедник.
Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире. Он на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету: | | | | | | | | .


ИСЦЕЛЕНИЕ БЕСНОВАТОГО ОТРОКА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В сегодняшнем Евангелии мы еще и еще раз видим отчаянную человеческую нужду и неспособность учеников Христовых исцелить человека. Недавно мы читали в Евангелии о том, что они чувствовали, что не в состоянии накормить народ, который окружал Христа; и спросили Его: почему? Почему они так бессильны? Почему они не могут помочь тем, которые с такой надеждой к ним приходят?

И Спаситель две вещи сказал. Сначала, до их вопрошания, Он сказал: приведите больного мальчика ко Мне... Это первое, что каждый из нас в состоянии сделать. Когда перед нами нужда, болезнь, отчаяние и растерянность, мы так часто стараемся своим умом помочь; и порой, в какой-то мере, мы это можем сделать. Но в конечном итоге, предельная гармония, цельность человека может быть восстановлена только Самим Богом. И поэтому мы должны помнить, что мы посланы в этот мир для того, чтобы каждого нуждающегося привести к Самому Христу, стать настолько прозрачными, настолько незаметными, чтобы люди вошли бы в общение со Христом, потому что мы их за руку к Нему привели - но только.

Второй вопрос был поставлен конкретно учениками: почему мы не смогли его исцелить?.. - Потому что не хватило веры. Не веры в то, что у них есть сила это сделать, а веры в то, что Бог может это сотворить, и что роль ученика в том, чтобы распахнуть как можно шире дверь для Бога, чтобы Он мог вступить в жизнь и сотворить чудо.

Но для того, чтобы быть способным так поступить, как Спаситель им сказал, надо пройти путем молитвы и поста. Не поста в том смысле, в котором мы о нем говорим так часто: воздержание в пище: а поста в том основном смысле, в котором святые отцы понимают это слово: отказ - или, вернее, свобода - от всего того, что нас порабощает; свобода от всего того, что нас прельщает, царственная независимость, при которой мы можем до конца принадлежать Богу и быть способными к Нему обернуться, и слушать, в глубинах нашего бытия, Его животворящее слово.

В этом и заключается, в конечном итоге, молитва: в том, чтобы мы, стряхнув с себя все узы, забыв про землю, про небо и про себя, стали перед Богом в глубоком молчании, слушая, вслушиваясь всем нашим существом в Его присутствие, в Его безмолвие, в Его слово животворящее, и отвечая Ему порой только одним словом: Аминь! Да, Господи, приемлю, да!..

И не напрасно в конце этого отрывка говорит нам Христос о том, что Ему через несколько дней надлежит быть переданным в руки человеков, которые озабочены только землей, и что они Его убьют, потому что такой свидетель свободы в Боге невыносим для них. Это предел того, к чему Он зовет учеников: отрекитесь от себя до конца! Уйдите в Бога до конца, - тогда вы станете, вероятно, чуждыми тем людям, для которых Бог чужд, в которых не живет подлинная жалость и любовь. Следуйте Моему примеру; возьмите свой крест и последуйте за Мной - но без страха! Потому что Я никуда вас не поведу, никаким путем, каким Я Сам не прошел, и этот путь, через крест, ведет к Воскресению. Аминь!

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА "ЕСЛИ ХОТЬ СКОЛЬКО-НИБУДЬ МОЖЕШЬ ВЕРОВАТЬ, ВСЕ ВОЗМОЖНО ВЕРУЮЩЕМУ" « [Мк 9:14-27]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается c просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет… Отец всюду обращался за помощью, даже к Апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: «О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас?». Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Христос говорит: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А отец отвечает: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». После этих слов Господь исцеляет отрока.

Вот такие слова Господь говорит: «Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». А еще Господь говорит в конце Евангелия от Марка, перед Своим вознесением, такие слова: «Кто будет веровать, именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; на недужные руки возложат, и те будут здоровы» (см. Мк.16:16-18). Вот такие слова говорит Господь о тех, кто может веровать.

Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно? Но эти евангельские слова - это правда, это про нас написано. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, когда говорил: «ну если вы верующие, скажите этой горе, - пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся.

Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никаким образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно… Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему… Про кого это? Про нас? Про этого отца? Про конкретную ситуацию? Отец говорит: «Господи, верую, помоги моему неверию». Что стоит за этими словами? Что значит - веровать? Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: « О род неверный!» А говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: «Помоги, услышь!» Разве это не проявление веры? Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается - нет, это не вера. Обращение к Богу - это еще не вера.

А в вере оказывается важным, что слово вера - это однокоренное слово со словом верность. Если нет в вере верности Богу, а только просьбы, только желание что-то для себя получить или, в крайнем случае, что-то внешнее исполнить, то какая же это вера? Именно верностью Богу проверяется наша вера, то есть следованием за Ним до конца.

Что такое верность, знает каждый из нас. По отношению к своим близким, по отношению к своим супругам, по отношению к своим детям, друзьям… все понимают, что такое верность и неверность. Но так же точно и по отношению к Богу существует верность и неверность. И вот оказывается, что по отношению к Богу хранить верность - не удается. Потому что Богу верность хранить нужно везде и всегда, в каждом конкретном случае, в простом и в сложном, в маленьком и в большом. Но когда дело касается верности Богу, очень легко сказать - что за малость, если я такую вещь сделаю… это же ерунда… если я это себе позволю, или то посмотрю или послушаю, немножечко себе позволю то, что не является угодным Богу? И вот из этого состоит вся наша жизнь, из этой неверности, из желания что-то сделать для себя, сделать так, чтобы в этот момент Бог нас не видел, чтобы Он от нас отвернулся, или мы бы от Него где-нибудь спрятались. По чуть-чуть… понемножку… по ерунде… Но оказывается, что из этого чуть-чуть и немножко вся наша жизнь состоит, поэтому никто из нас не может ни смерть победить, ни больного исцелить, ни бесов изгнать…ничего… И гору переставить, конечно, не сможет. И мы можем предстать перед Богом в молитве и услышать эти слова: «О род неверный!»

Простых вещей сделать не можем! Пост соблюсти не можем как следует. Быть ответственным за обещания, данные Богу или ближнему - послужить, поддержать, придти на помощь… Желание есть, а верности нет, именно этой верности, которой очень часто проверяется наша вера, на которой она и стоит.

И второе однокоренное слово слову вера - это слово доверие. А доверие Богу выражается в том, что человек не боится всю свою жизнь на Него возложить, не боится слов, которые мы слышали в прошлый воскресный день, когда выносили крест Животворящий: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Мф. 16:24). Погубить свою жизнь ради Бога, то есть забыть о своей внешней жизни, а Богу себя посвятить, мы не можем решиться. Мы не можем до конца пойти этим путем. Мы не можем до конца услышать этот зов Божий, - Возьми крест свой и иди за Мной! Как евангельский юноша, мы готовы сделать что-то внешнее, готовы раздавать свое имение, готовы заповеди исполнять внешним образом, готовы сделать что-то внешне правильное и думать, что это и есть наша вера. А вот потом все бросить и пойти за Христом… вот здесь мы все останавливаемся, потому что это слишком страшно - идти за Христом… А в этом состоит второе основание веры - довериться Богу до конца.

И вот если ты хоть сколько-то можешь вот так веровать, говорит Господь, - тогда все возможно верующему. Тогда все для этого верующего открывается, несмотря на то, что человеческая жизнь часто складывается, как жизнь этого несчастного отца, когда человек, как писал поэт, оглядываясь видит лишь руины, лишь свои грехи, которые как шлейф за ним тянутся, и он понимает, что ничего нельзя вернуть, ничего нельзя восстановить, и то, что он натворил в своей жизни за ним идет, идет и идет… И он просит: Господи помоги в этом… Господи, помоги в том… тут и родители… тут и дети… тут и близкие… все страдают… И если ничего не получается, то по одной простой причине: потому что если хоть сколько-нибудь можешь веровать вот так, тогда все возможно верующему, а так веровать никто не может.

Поэтому и говорит евангельский отец, - верую, Господи, помоги моему неверию! - понимая, что он хочет так веровать, но не может и просит Бога этой вере помочь. Он готов на нее решиться, понимая свое бессилие. Тогда Господь приходит на помощь. И так Он и к нам может придти, если мы сможем от сердца захотеть такой веры, решиться на такое безумие: так быть верным и так Богу доверять, чтобы пойти за Ним и сказать эти слова, - верую, Господи, помоги моему неверию.

Это так важно для нас, особенно сейчас, когда мы проходим путь этой самой веры. В другом месте Евангелия Господь на недоуменный вопрос учеников, - Почему мы не могли изгнать его? - ответил: «Этот род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17-21). Ведь пост и молитва - это как раз два образа веры. Пост - это образ верности, а молитва - это образ доверия, когда самыми главными словами нашей молитвы являются слова - Да будет воля Твоя.

И вот если пост у нас будет, как верность, а молитва, как доверие, тогда все возможно верующему. Тогда все для нас возможно. И эти два слова - пост и молитва, - которые мы привыкли слышать, должны наполниться самым настоящим содержанием: пост - это наша верность, молитва - это наше доверие. Господи, милостив буди нам грешным, помоги, Господи, нашему неверию. Аминь.

Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. Он спросил книжников: о чем спорите с ними? Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. (Мк.9,14-31)

Синодальный перевод

Об исцелении бесноватого отрока, одержимого духом глухим и немым, рассказывают сразу три евангелиста, один из них Марк. Во всех синоптических (то есть согласных между собой) Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки – Господь совершает это исцеление сразу же после Преображения. На горе Фавор Господь преображается – открывает Свою славу превечного Сына Божьего Своим ближайшим ученикам – братьям Иакову с Иоанном и Петру. Согласно древнему преданию, именно со слов апостола Петра записывал Благовестие Христово евангелист Марк. И в переданном им Евангелии картину исцеления мы видим глазами ученика, который был на Фаворе, а теперь вместе с Учителем возвращается к остальным ученикам и застает их спорящими с книжниками, рядом толпятся люди.

«Что случилось, – спрашивает Господь, – о чем это вы спорите?» Ситуацию для нас разъясняет отец больного отрока, который привел сына к ученикам, но те не смогли его исцелить. И в центре спора, видимо, оказывается вопрос о власти над падшими духами. В век просвещения было принято с недоверием относиться к евангельским рассказам о бесноватых: считалось, что лишь по неразвитости медицины того времени болезни и недомогания приписывались некой злой силе. А в начале XX века была абсолютная уверенность, что очень скоро наука, медицина и психоанализ объяснят нам о человеке все, но человек так и остался тайной, и о духовном мире, мире ангелов и падших духов, мы знаем из Писания и церковного учения. Знаем, что дана Господу Иисусу Христу «всякая власть на небеси и на земли».

«О род неверный, доколе буду с вами, доколе терплю вас», – произносит Господь. И к кому же обращен Его укор? Отцу ребенка? Ученикам? Книжникам? Стоящему тут же народу? Или же он обращен ко всем?

Только что на Фаворе Господ явил Себя в сиянии Своей славы, но Свое величие Сын Божий, став человеком, скрыл завесой Своей человеческой природы, Он, Воплотившись, по слову апостола Павла принял «зрак» – образ – раба. А легко ли было Всемогущему и Всеведущему Богу стать Человеком? Ведь во время Его земной жизни даже ближайшие ученики и последователи часто думали «не о том, что Божие, но о том, что человеческое…» И, может быть, эти укоризненные слова, которые у Матфея и Луки переданы еще жестче: «О род неверный и развращенный, доколе буду с вами (в церковнославянском тексте – «в вас»!), доколе терплю вас?» обращены ко всем нам? Ведь Сын Божий стал человеком «непреложно» – навсегда! И Он доныне пребывает в Своем мире, пребывает в Своей Церкви и, значит доныне нас терпит! Но это значит также и то, что доныне нас милует и нас не оставляет.

Итак, две тысячи лет назад Господь исцелил болящего отрока: Он расспросил отца, а затем повелел духу глухому и немому выйти из отрока и впредь не входить в него. И в центре этой истории, в центре этого исцеления – слова о вере. Те слова, которые произносит отец мальчика, и те слова, которые возвещает Господь: «Если только можешь, – просит отец, – помоги нам».

Конечно, это слова отчаяния, но это слова надежды. И на них Господь отвечает: «Если только можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец восклицает: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Конечно, вера здесь – это не слепая самонадеянность – не уверенность в своих слабых силах. Вера – это доверие Богу, Которому возможно все. Такая вера предполагает обращенность к Богу – молитву. И неслучайно поэтому, что, оказавшись наедине со Своим Учителем, смущенные ученики спрашивали, почему же они не могли сделать то, что сотворил Он, – исцелить больного, то Господь отвечал им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом».

Это Евангельское зачало – этот евангельский отрывок звучит в Церкви во время Великого поста в четвертый воскресный день, который посвящен памяти преподобного Иоанна Лествичника. «Лествица» означает «лестница», и свое имя святой Иоанн получил по названию своей книги, в которой описал деятельное – аскетическое – восхождение от греха к добродетели, от земли на небо. И, конечно, время Великого поста и есть то время, в которое мы должны стать ближе к Богу, должны избавиться от того, что отделяет нас от любви Христовой.

Без всякого сомнения, до сих пор человечество обуреваемо теми же болезнями, о которых так ярко говорят евангелисты. И одержимым глухим и немым духом оказывается не только тот бедный отрок, но и все те люди, которые не хотят ни слышать, ни знать Евангелие, и, не имея возможности и желания обратиться ко Христу, они вдобавок оказываются еще и духовно немыми – им нечего сказать Богу! И о таком духовном заболевании еще в Ветхом Завете говорит Господь через пророка Исаию, а затем, по Воплощении, уже Сам повторяет эти слова: «Услышите и не уразумеете, и глазами смотреть будете и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Истинно, Христос может исцелить нас, ибо Он есть истинный Бог, Которому возможно все! Но это предполагает обращенность к Богу, молитву к Нему. И иногда человек может обращать к Богу тот вопль, который приносил отчаявшийся отец больного мальчика: «Верую, Господи, помоги моему неверию!» И все мы можем молиться Богу теми словами, с которыми обращались к Нему Его ученики и апостолы: «Господи, умножь в нас веру».

Сей же род изгоняется только молитвою и постом

Мф. 17, 21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Грехопадение первых людей сделало человеческую душу доступной для проникновения в нее мрачных враждебных сил. Если бы Господь наделил нас внутренним зрением, каждый ужаснулся бы, увидев, какой клубок отвратительных змей гнездится в наших сердцах. Если человек не хочет или не умеет бороться со своей душевной нечистотой, он рано или поздно становится игрушкой духов зла, жалким рабом страстей и пороков. Иногда господствующий над таким человеком демон видимым образом насмехается над ним, заставляя впадать в дикое и безобразное буйство. Подобное состояние называется одержимостью или беснованием, избавление от него сопряжено с великими трудностями.

Случается, что от вторжения злого духа не спасает даже детская чистота, демон вселяется в душу ребенка. Это происходит «по грехам родительским», когда дитя с малых лет растет в атмосфере безверия и цинизма, видит нравственную нечистоту старших. Так было и с тем отроком, о котором мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, бесновавшимся и тяжко страдавшим, бросавшимся в огонь и в воду (см.: Мф. 17, 15).

Отец несчастного подростка был маловер – из тех, кому всякое явление, нарушающее привычный порядок вещей, кажется невозможным. Он и повел-то сына своего к апостолам, а потом и к Спасителю только для очистки совести, чтобы иметь право уныло сказать себе: «Вот, для сына я сделал все, что мог, даже к чудотворцам водил его, но и эти не помогли». Каким рассудочным холодом веет от его обращенной к Иисусу просьбы: Если что можешь… помоги нам (Мк. 9, 22). А ведь Кому он говорит свое если что можешь ? Самому Сыну Божию, Господу Всемогущему.

Почему апостолы, уже воспринявшие от Спасителя дар чудотворений, не смогли исцелить бесноватого отрока? Дело даже не в том, что силен был вселившийся в него демон. Чудеса исцелений складываются из двух встречных потоков: Божественной благодати и устремленной к ней горячей веры самого страждущего или его ближних. Апостолы же, пытаясь исцелить отрока, наткнулись на глухую стену маловерия. Не мог веровать сам подросток, ибо всецело находился во власти злого духа, не верил и отец несчастного. Огражденный этим безверием, как крепостью, демон насмехался над усилиями апостолов, ибо и их вера еще не была совершенной.

Разрушать демонскую твердыню пришлось Самому Спасителю. Струной, которую пробудил Господь Иисус в сердце отца-маловера, была родительская любовь. Словами всё возможно верующему (Мк. 9, 23) Господь давал понять этому человеку, что только от него, от его способности уверовать зависит, избавится ли его сын от страданий. И очерствевшее сердце дрогнуло, отец отрока воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Этого порыва оказалось достаточно: Иисус Христос изгнал из отрока терзавшего его нечистого духа.

Духи злобы рыщут повсюду, стремясь вселиться в людские души и поработить их. Многообразны личины коварных бесов, они не только выискивают слабости каждого из нас, но и приноравливаются ко времени, в котором действуют.

Долгие десятилетия в нашем отечестве прикровенно господствовали демоны воинствующего безбожия. Сейчас они ослабели. Церковь получила возможность свободно возвышать голос для проповеди слова Божия. Но значит ли это, что опасность миновала, что народ спасен? Увы, нет. Народ, выбирающийся из пропасти бездуховности, диавол силится столкнуть в пучину вседозволенности.

Тем, кто за внешним прозревает сокровенное, наша современность видится ареной открытой схватки сил света и бесовских полчищ. Битва идет за молодое поколение, за детей наших. В их нежное неокрепшее сознание вливается мутный поток фильмов и телепередач, фотографий и картинок, статей и книг, пропагандирующих насилие, блуд, наживу, «сладкую жизнь». Таким образом враг рода человеческого стремится вырастить на нашей земле поколение «бесноватых отроков», которых вселившиеся в них демоны ввергали бы попеременно то в огонь смрадных наслаждений, то в гнилую воду жестокосердия. И если мы не найдем в себе сил воспротивиться этому, так оно и будет.

Что сказать о тех журналистах и режиссерах, художниках и писателях, которые ради денег или из-за собственной испорченности становятся прислужниками на этом бесовском шабаше? Священное Писание гласит: горе тому, через кого приходят соблазны. Но увы, горе и тем, кто подпадает соблазнам.

Страшно, братья и сестры возлюбленные, страшно за детей. Каждое непотребное зрелище, свидетелем которого становится ребенок, прорубает брешь в защитной оболочке юной души, и от внедрения бесовского уже может не спасти даже и благодать Святого Крещения. Фальшивы отговорки вроде того, что «ребенок не понимает», – картины греха ядовитыми семенами ложатся в подсознание и дают порой ужасающие всходы. Враги своим детям те отцы и матери, которые не заботятся о чистоте их впечатлений, еще худшие враги им – те родители, которые сами проводят жизнь в нечистоте, заражая ею детей.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Веруя и любя, мы сможем спасти и себя, и ближних своих, и весь народ наш. Но, приступая к подвигу христианского делания, мы должны прежде всего изгнать злых духов из собственных душ, ибо каждый из нас подвержен своего рода беснованию.

Что такое одержимость, как не рабствование демону? Но разве тот, кто и дня не может прожить без мясных блюд, не раб беса чревоугодия? Тот, кто не может удержать язык от осуждения ближних, разве не прислужник беса злословия? А в каком омерзительном плену держат людей липкий бес блуда и цепкий бес пьянства? Какой звериный облик придает нам хищный бес гнева? И сколько еще адских исчадий таится во глубине наших душ?

Мы приходим в Церковь, а за нами неотвязно влачатся наши страсти и пороки. Часто они уже так застарели, так срослись с нами, что избавиться от них кажется невозможным. Но о самых матерых, самых вкоренившихся демонах сказал Спаситель: Сей род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21).

Молитва и пост! Пост и молитва! Двумя крыльями веры назвал их святитель Иоанн Златоуст. На этих крыльях мы можем подняться ввысь и сбросить с себя цепляющихся за нас злых духов.

В воздержании от тяжелой и жирной пищи, посте телесном скрыт глубокий духовный смысл. Тело, пресытившееся едой, начинает требовать и других ублажений: отсюда леность, сонливость, различные похоти. «Сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе», – говорит святитель Василий Великий. Воздержание в малом укрепляет волю человека, делая ее способной на большие свершения. Понятие поста не исчерпывается воздержанностью в пище, пост всеобъемлющ. Поститься должны глаза – от соблазнительных зрелищ, уши – от слышания непристойных речей, язык – от произнесения праздных слов. Наконец, самый разум и сердце человека должны поститься, отторгая от себя греховные помыслы и вожделения. Так истинный постник со всех сторон ограждает дом души своей от вторжений и прилогов бесовских.

Молитва же высветляет саму душу человеческую, наполняя ее святой радостью Богообщения. Одно имя Господа нашего Иисуса Христа вселяет ужас в бесов, от теплой молитвы они бегут, как от вида всепобеждающего оружия. Неустанный молитвенный труд – залог нашего освобождения от унизительного рабства пороку, тропа, ведущая в Царство Небесного Отца. «Иной начинает молитву грешником, а оканчивает ее праведником», – так говорит блаженный Августин.

И сонмища злых духов не устрашат того, кто достойно подвизается в посте и молитве. Да соделаемся же и мы добрыми воинами Христовыми, по слову святого Апостола Павла: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_____________