Никита святой в православной религии. Каноны и Акафисты

Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде. В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Никольского женского монастыря города Переславля-Залесского. С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском Духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Никольского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля.

В 1907 году от отца Феодора ушла жена, и, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.

22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре . 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента.

В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов.

Положим на сердце свое совершать молитву Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому в трудные моменты нашего жизненного пути и особо почитая его память 19 ноября каждого года , в день его казни за имя Христово. Делать будем это, зная то, что наш

Слава Богу за все

Отче священномучениче Никито, ты во благочестии добре подвизался еси и, яко странен и пришелец на земли пожив, постом и молитвою украсился еси, темже и Господь тя прослави и мученический венец дарова. Моли Человеколюбца Бога в вере истинней нам утвердитися и спастися душам нашим.

Молитва Священномученику Никите, епископу Орехово-Зуевскому

О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, града Орехова-Зуева первый епископе! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси и, яко пастырь добрый, душу свою за овцы полагая, любве и милосердия преисполнен был еси и, сам в нищете пребывая, многим благотворил еси.

Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих, и помози нам веру Православную до конца жития нашего соблюсти, любовь нелицемерную к Богу имети, заповеди Господни неленностно исполняти, чистоту и целомудрие хранити, обидящих прощати и ближних преискренне любити.

О, угодниче Божий! Ты во дни земнаго жития многими испытании искушен быв, можеши ныне и искушаемым помощник быти. Сего ради просим тя: воззови ко Творцу всяческих, да дарует малодушным – укрепление, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь, и всем нам – ревность ко исправлению греховнаго жития нашего.

О, мучениче добропобедный! Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, иго Христово со упованием во благодушии и терпении понести, да сподобимся унаследовати Небесныя обители, идеже ты со ангелы и всеми святыми ныне водворяешися, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Избранный от архиерейского служения на подвиг мученичества за Христа, молитвою и благочестием прославился еси, исповедничеством и юродством преукрасился еси, священномучениче Никито, архипастырю Орехово-Зуевский, но яко имеяй дерзновение ко Владыце всех Богу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Ангелов Творец и всея твари Содетель в годину лютых гонений, обышедших Церковь нашу, яви тя, священномучениче отче наш Никито, веры православныя непорочного блюстителя, заповедей Христовых усердного исполнителя, пастыря доброго и богомудрого, многими добродетельми и подвигами украшенного и венцем мученическим увенчанным. Сего ради, величающе тя, святителю Никито, зовем ти сице: Радуйся, Христа ради пострадавый на земли. Радуйся, с Ним пребывающий на небеси. Радуйся, Православныя Церкви украшение. Радуйся, монашествующих похвало и утверждение. Радуйся, мирян в благочестивом житии укрепление. Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих. Радуйся, заступниче скорый тя призывающих. Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий. Радуйся, о прославляющих тя Господа умоляющий. Радуйся, скорби наша в радость претворяющий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Видя Христос сердца твоего благое изволение и рачение, яко от юности твоея немолчно прославлял еси имя Его чтением псалмов и песней духовных во святем храме Господнем во граде Покрове, в скинии Небесней вчини тя, отче наш Никито, в лике мученик совершенных, идеже ты купно с ними возносиши Ему ангельское пение: Аллилуиа.

Разумом свыше просвещаем, угодниче Христов, житие добродетельное возлюбил еси; богобоязненному родителю твоему внимая, во страсе Божии и благочестии возрастал еси; к молитве и чтению книг священных навыкл еси, и во трудах твоих образ будущаго добродетельнаго жития явил еси. Мы же, дивящеся таковому от юности твоея усердию, вопием ти сице: Радуйся, добраго корене отрасле благородная. Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная. Радуйся, чадо молитвы родителей благочестивых. Радуйся, надеждо и утешение сердец их боголюбивых. Радуйся, Божественное Писание возлюбивый. Радуйся, наставлениям родителя твоего внимавый. Радуйся, молитве наученный и в ней преуспевый. Радуйся, книжную премудрость с детских лет уразумевый. Радуйся, от юности служити Христу возжелавый. Радуйся, нелицемерную по Бозе ревность показавый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Силою Вышняго осеняем, в вере, надежде, любви и разуме возрастал еси, угодниче Христов, ко учениям человеческим, святоотеческих и пророческих писаний разумение приложил еси; после же и саном священным почтен был еси во славном граде Переславле; служение пастырское со тщанием и мудростию в Свято-Никольской обители проходил еси и многия чада духовныя возрастил еси, с ними Богу воспевая: Аллилуиа.

Имея желание твердое постигати высшую премудрость Божию, усердно подвизался еси во святей обители преподобного аввы Сергия, в ней же по прошествии времени, пребыв учеником, во учителя обратился еси, просвещая младые умы светом истинной веры Христовой. Сего ради зовем ти сице: Радуйся, ревность ученическую подобно древним апостолам явивый. Радуйся, благословение Господне на труды ученическия получивый. Радуйся, красото и похвало града славнаго Переславля. Радуйся, дерзновение к дальнейшему просвещению имевый. Радуйся, с Божиею помощию трудности учения подъявый. Радуйся, достойно за труды богословския похвалою увенчанный. Радуйся, подвиг учительства на себя приемый. Радуйся, терпением, кротостию и разумением учеником своим тайны Премудрости Божия открывавый. Радуйся, пастырю истинный, душу за овцы своя положити готовый. Радуйся, грядущему святительству всего себе достойне приуготовивый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Бурею страстей греховных обуреваемые, народы российские от веры отеческия отхождаху и заповеди Христовы разоряху. Ты же, святе Никито, наставлял еси паству твою суемудрых и злых обычаев века сего удалятися и выну на Спасителя нашего уповати; Его же благодатию укрепляем, доброчестно святительства и мученичества путь прошедши, востекл еси во обители Отца Небеснаго, вопиюще:Аллилуиа.

Слыша и видя премногую добродетель твою, отче наш Никито, собор архипастырей российстих благослови тя и торжественно во епископа святыя Церкви Православныя посвяти. Ты же, яко послушник трудолюбивый, святительское служение смиренномудренно совершал еси. И ныне, во обителех небесных пребывая, наставник неусыпный буди и нам, взывающим ти сице: Радуйся, духовных совершенств высото. Радуйся, смирения христианского глубино. Радуйся, епископство, яко великий дар Божий, восприявый. Радуйся, обильно в хиротонии благословение небесное стяжавый. Радуйся, апостолов и святителей достойный приемниче. Радуйся, страже Церкви Святыя неустрашимый. Радуйся, делателю винограда Христова неутомимый. Радуйся, овцы заблудшия ко Спасителю призывавый. Радуйся, людем, во тьме сидящим, истину Господню возвестивый. Радуйся, сим от гибели вечныя их сохранивый.Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Боготечною звездою пришел еси в мир, священномучениче отче наш Никито, блистающи многотрудными подвигами твоими, добродетелию и кончиною мученическою. Тем же, сияеши на Небесех славою вечною в лице праведных и с ними выну воспеваеши Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Видим тя, святителю Никито, очами веры, у Престола Божия предстоящаго и за нас грешных молящегося; твоим бо заступлением в скорбех утешение, в недузех исцеление, в бедах скорое вспоможение обретая, величаем возвеличившего тя Царя Славы Христа. Тебе же, теплому предстателю нашему, от любве сердечныя вопием: Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши. Радуйся, яко, в селениях небесных почивая, нас не оставляеши. Радуйся, яко милосердие Божие о гресех наших умоляеши. Радуйся, теплотою Божественныя любве души наша согревающий. Радуйся, в скорбех и болезнех терпению Христову нас научающий. Радуйся, смирением души верныя обогащающий. Радуйся, недуги телесныя и язвы духовныя исцеляющий. Радуйся, недужных в изнеможении укрепление. Радуйся, младых в благочестии и целомудрии утверждение. Радуйся, младенцев воспитание и благодатное охранение. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Проповедник немолчный и Евангельских истин вещатель явился еси во святительском служении твоем, всеславне отче Никито, наставляя ближних твоих в добродетелех христианских: смирении, кротости, воздержании и чистоте. Мы же, угодниче Божий, ныне молим тя: представительством твоим небесным испроси и нам сии боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным, но благочестно воспоем Спасителю нашему: Аллилуиа.

Возсиял еси звездою на небосклоне церковнем, егда архиерейское служение твое со страхом Божиим и мудростию совершал еси, в проповедях твоих раскол обновленческий обличая, к покаянию во гресех и исправлению жития своего паству твою призывая; сего же ради, от богоотступников нечествивых заточение темничное, изгнание и иныя злострадания притерпел еси. Мы же, вся сия ныне поминая, таковыя похвалы приносим ти: Радуйся, душепагубных расколов ревностный искоренителю. Радуйся, заблудших неустанный вразумителю. Радуйся, сердец смятенных умирителю. Радуйся, от озлобления на нас враждующих хранителю. Радуйся, святаго патриарха Тихона смиренный сослужителю. Радуйся, истинного Православия незыблемое основание. Радуйся, крепкое падающих возведение. Радуйся, стоящих право утверждение. Радуйся, яко многия скорби и труды подъял еси. Радуйся, яко вся ради Возлюбившаго тя протерпел еси. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Хотяй человеколюбец Господь утвердити Православие в земли Московстей, по промышлению Своему направи тя во град Орехово-Зуево, где ты, первым архипастырем на престоле епископстем возсел еси; сугубым добродетельным житием, молитвами и благочестием, а послежде и иными подвигами многими просиял еси во граде сем, яко звезда многосветлая, наставляя всех верных воспевати Господу нашему: Аллилуиа.

Новою и велиею радостию сердца благочестивых людий града Орехово-Зуево исполнишася, егда оные узреша тя, святителю, перваго архиепастыря граду сему. Ты же, добре внимая пастве своей, в ней же Дух Святый постави тя епископом, пасл еси усердно Церковь Божию, кротостию, смиренномудрием и пастырскими добродетельми украшенный. Сего ради, ублажающе тя, отче наш Никито, зовем ти сице: Радуйся, труды многими велию благодать стяжавший. Радуйся, во тьме мира сего благодатию Божиею сияющий. Радуйся, светом Евангельских заповедей нас просвещающий. Радуйся, Бога любити и волю Его творити нас наставляющий. Радуйся, молитвами твоими души наша укрепляющий. Радуйся, на милость Божию уповати нас подвизающий. Радуйся, путь из тьмы греховныя к невечернему свету нам освещающий. Радуйся, плоды Духа Святаго стяжати нам помагающий. Радуйся, от греховных навыков сердца наша свобождающий. Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняющий. Радуйся, иконы Ея благоговейно почитати нас научающий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Странно бысть людем маловерным видети, яко словеса апостола Павла «Ибо когда мир своею мудростию не познал есть Бога, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» в сердце своем восприял еси, святе Никито, и тяжкий подвиг юродства, Христа ради, подъял еси, Подвигоположнику же Богу во благодарении воспевая: Аллилуиа.

Весь был еси Божий, святителю Никито, егда древним блаженным отцам уподобился еси во юродстве твоем, и Андрею Цареградскому подражая, странником бездомным протекл еси путь жития твоего во граде Орехово-Зуево. Сего ради, смиренно просим тя, отче наш Никито, приими наша воздыхания сия: Радуйся, по глаголу апостольскому в ризу юродства облекийся. Радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывый. Радуйся, чуждый миру, сущих в нем не чуждаяйся. Радуйся, от почестей земных всецело отвративыйся. Радуйся, за ненавидящих тя с любовию моливыйся. Радуйся, обидящих тя, яко благодетелей, почитавый. Радуйся, чашу поругания, яко врачевство чистительное, испивый. Радуйся, от сетей вражиих верныя избавляяй. Радуйся, окаменелыя сердца наша оживляяй. Радуйся, в вере и благочестии нас утверждаяй. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Всего себе подвигнув Богови, яко раб благий и верный, послужил еси Ему, священномучениче Никито, паче иных для спасения своего потрудивыйся, темже и внити сподобился еси в радость Господа своего, Емуже предстоиши ныне, со ангелы поя: Аллилуиа.

Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию воспети славу, от Господа уготованную святым Его, еяже наследником сподобился еси быти, священномучениче отче наш Никито! Сея славы сопричастницами и нас быти сподоби, святыми твоими молитвами, да воспоем ти радостно: Радуйся, со всеми святыми Престолу Божию предстоящий. Радуйся, с воинством мученическим Творцу хвалу возносящий. Радуйся, с лики ангельскими хвалу Богу воспевающий. Радуйся, бремя житейское носити нам помогающий. Радуйся, друг друга тяготы носити нас научающий. Радуйся, кротких и благих нравов благоискусный насадителю. Радуйся, нечестивых и душетленных обычаев неуклонный искоренителю. Радуйся, сердец мятущихся блаженный успокоителю. Радуйся, почитающих тя верный хранителю. Радуйся, всех людей скорбящих благостный утешителю. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Спастися хотяй от различных напастей и бед мира сего, тя, всеблагий отче Никито, теплаго предстателя и молитвенника к Богу призываем: не тщетну сотвори надежду нашу на заступление твое, не остави нас милосердием твоим; буди нам защитник необоримый от враг видимых и невидимых; избави нас ходатайством твоим от лютых бед и искушений, и сподоби с тобою вечно воспевати Господу: Аллилуиа.

Царя Небеснаго возлюбив от всея души твоея и всею мыслию твоею, принесл еси Ему, священномучениче Никито, посреди многоразличных приношений веры и усердных подвигов себе самого в жертву живу, святу и богоугодну. Сего ради, мы, ублажающе тя, с любовию зовем ти сице: Радуйся, богоугодно на земли поживый. Радуйся, молитися за недруги учивый. Радуйся, и сам мучители твоя простивый. Радуйся, воине Христов непобедимый. Радуйся, в терпении, твердейший адаманте, невредимый. Радуйся, любовию Божественною страх смертный победивый. Радуйся, ризы твоя в крови Агнчей убеливый. Радуйся, российских мучеников удобрение. Радуйся, архиереев православных похваление. Радуйся, лукавым силам устрашение. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче наш Никито, и со дерзновением молим тя: вознеси ко Господу о спасении душ наших твои святые молитвы. Да сподобимся вечно в радости блаженной Христу воспевати: Аллилуиа.

Светоподательный светильник явился еси нам, священномучениче отче наш Никито, разгоняяй нощь нечестия и освещаяй путь во тьме грехов и заблуждений ходящих. Ныне же, умоляти не переставай Христа Спаса и Владыку нашего, да не даст нам уклонитися от стези, ко спасению ведущей, и сподобит чистым сердцем приносити ти похвалы сия: Радуйся, страстотерпче долготерпеливый и незлобивый. Радуйся, венец нетленный от Господа приявый. Радуйся, благодать молитвы о нас стяжавый. Радуйся, древних мучеников достойный сонаследниче. Радуйся, к сонму новомучеников сопричтенный. Радуйся, сердца наша огнем Божественныя ревности воспламеняющий. Радуйся, от теплохладия и маловерия нас исцеляющий. Радуйся, в вере и верности Богу нас утверждающий. Радуйся, о нашем спасении Святую Троицу умоляющий. Радуйся, милость и утешение всем верным являющий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

Благодать и велие дерзновение твое пред Богом ведуще, тебе, святителю отче наш Никито, просим: молися о нас ко Господу, да избавит нас от всяких бед и утвердит во всяком благочестии и чистоте, да тихое и безмолвное житие поживем, и воспоем тобою нам благодеющему Богу: Аллилуиа.

Воспевая премудрость и милосердие Господа нашего Иисуса Христа, даровавшего нам тебя, отче наш Никито, заступника великого, ходатая изрядного, молитвенника теплого, во всяком благом деле скорого помощника, восхваляем тя, преславный Христов священномучениче, к тебе по Бозе прибегаем и взываем ти сице: Радуйся, бедным отраду и вспоможение дарующий. Радуйся, богатых к милосердию и благотворению подвизающий. Радуйся, от пристрастия к земным богатствам нас отвращающий. Радуйся, богатства нетленныя искати нас побуждающий. Радуйся, от сетей вражиих верныя избавляющий. Радуйся, светом надежды нас озаряющий. Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающий. Радуйся, века сего суемудрия отвергати нас научающий. Радуйся, ходити в заповедях Божиих наставляющий. Радуйся, за вся благодарити Господа подвизающий. Радуйся, священномучениче Никито, молитвенниче о душах наших.

О, священномучениче отче Никито, заступниче наш теплый, и молитвенниче непрестанный. Прими от нас милостиво малое сие моление и сохрани нас от врагов видимых и невидимых, от всякия скорби, напрасныя смерти и будущия муки; да сподобимся с тобою и со всеми новомучениками и исповедниками Российскими воспевати Господу и Спасителю нашему: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.

Сей кондак читается трижды. Затем икос 1 и кондак 1.

Спаси Господи, монахиню Павлу (Соколову-Ковальчук), которая особо указала нам на эту страницу в жизни нашего прихода, за все ее понесенные труды по сохранению

19 ноября празднуется память священномученика Никиты, убитого на Бутовском полигоне и прославленного в соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. На иконах с его ликом имеется надписание: епископ Орехово-Зуевский. Однако мало кому известно, что 16 сентября 1927 года епископ Никита (Делекторский) был назначен владыкой Нижнетагильским, викарием Свердловским, однако на Урал не поехал, за что был уволен на покой.

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек, убиенных здесь в течение очень короткого периода времени: с августа 1937 года по октябрь 1938 года, а полигон функционировал с 1934 по 1953 годы.

Те, о ком известно: мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, – представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.

Аллея памяти на Бутовском полигоне

Поклонный крест на Бутовском полигоне, привезенный с Соловков

Около 1000 человек из числа погребенных в Бутово пострадали как исповедники православной веры, сегодня 325 из них прославлены в лике святых. Нет ни одного места на земле, в котором Господь явил бы такое количество Своих угодников. Празднование памяти бутовских новомучеников и исповедников внесено в месяцеслов 3 сентября 2003 года по благословению Патриарха Алексия II.

Один из них – епископ Нижнетагильский и Орехово-Зуевский Никита (в миру Федор Петрович Делекторский).

Он ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1876 го­да в г. По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1897 го­ду Фе­дор окон­чил Вла­ди­мир­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в Юж­ское учи­ли­ще в Вяз­ни­ков­ском уез­де. В 1898 го­ду Фе­дор Пет­ро­вич же­нил­ся на Ан­то­нине Ни­ко­ла­евне Фло­рин­ской, до­че­ри со­бор­но­го про­то­и­е­рея г. Алек­сан­дро­ва. 3 ав­гу­ста 1898 го­да Фе­дор Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и стал служить в Ни­ко­ла­ев­ско­м жен­ско­м мо­на­сты­ре г. Пе­ре­слав­ля. С 1903 по 1907 год он нес по­слу­ша­ние за­ко­но­учи­те­ля цер­ков­ной шко­лы при обители и со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем Успен­ской цер­ков­но­-при­ход­ской шко­лы г. Пе­ре­слав­ля.

В 1907 го­ду его покинула же­на, что отец Феодор воспринял как волю Божию. 22 ав­гу­ста 1909 го­да он был уво­лен за штат и 31 ав­гу­ста то­го же го­да стал воль­но­слу­ша­те­лем Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 16 ок­тяб­ря 1910 го­да он был утвер­жден в зва­нии сту­ден­та. В 1915 го­ду священник Фе­о­дор окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Его кан­ди­дат­ская ра­бо­та называлась «Вет­хо­за­вет­ные про­ро­ки как пас­ты­ри».

С 1 ок­тяб­ря 1915 го­да по 27 де­каб­ря 1916 го­да отец Фе­о­дор был по­мощ­ни­ком сек­ре­та­ря Со­ве­та и прав­ле­ния Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. 17 июля 1916 го­да он был на­граж­ден ка­ми­лав­кой за осо­бые тру­ды по об­сто­я­тель­ствам во­ен­но­го вре­ме­ни. 27 де­каб­ря 1916 го­да свя­щен­ник Фе­о­дор Де­лек­тор­ский по при­гла­ше­нию епи­ско­па Перм­ско­го и Кун­гур­ско­го Ан­д­ро­ни­ка (Ни­коль­ско­го) был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в г. Пер­ми и пре­по­да­ва­те­лем тео­рии сло­вес­но­сти и ис­то­рии ино­стран­ной ли­те­ра­ту­ры в Перм­ском епар­хи­аль­ном жен­ском учи­ли­ще.

В 1919 го­ду отец Фе­о­дор был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и в том же го­ду Выс­шим Вре­мен­ным Си­бир­ским Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем, ко­то­рое воз­глав­лял ар­хи­епи­скоп Силь­вестр (Оль­шев­ский), на­граж­ден зо­ло­тым на­перс­ным кре­стом. При от­ступ­ле­нии Бе­лой ар­мии он остал­ся в Пер­ми.

В это вре­мя про­то­и­е­рей Фе­о­дор ре­шил все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию Церк­ви и при­нять мо­на­ше­ский по­стриг, о чем и со­об­щил епи­ско­пу Перм­ско­му Силь­ве­ст­ру (Бра­та­нов­ско­му), ко­то­рый при­нял со­от­вет­ству­ю­щее ре­ше­ние: «Вви­ду без­вест­но­го от­сут­ствия в те­че­ние 15-ти лет Ан­то­ни­ны Де­лек­тор­ской и рас­тор­же­ния бра­ка про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра Де­лек­тор­ско­го с нею в граж­дан­ском су­де, цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние с нее как та­ин­ство сни­ма­ет­ся для предо­став­ле­ния воз­мож­но­сти про­то­и­е­рею Фе­о­до­ру Де­лек­тор­ско­му все­це­ло по­свя­тить се­бя слу­же­нию свя­той Церк­ви в без­брач­ном со­сто­я­нии».

В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Фе­о­дор вер­нул­ся из Пер­ми на ро­ди­ну во Вла­ди­мир­скую епар­хию и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Хри­сто­рож­де­ствен­ско­го со­бо­ра в г. Алек­сан­дро­ве и бла­го­чин­ным всех го­род­ских церк­вей.

7 мая 1924 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон и Свя­щен­ный Си­нод по­ста­но­ви­ли от­крыть в Са­мар­ской епар­хии ви­кар­ную ка­фед­ру в г. Бу­гуль­ме. 9 мая в хра­ме Ва­ла­ам­ско­го по­дво­рья в Москве мит­ро­по­лит Ни­же­го­род­ский Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­стриг про­то­и­е­рея Фе­о­до­ра в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ки­та и воз­вел в сан ар­хи­манд­ри­та. 12 мая ар­хи­манд­рит Ни­ки­та был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Бу­гуль­мин­ско­го, ви­ка­рия Са­мар­ской епар­хии.

По при­бы­тии епи­ско­па Ни­ки­ты в Бу­гуль­му ОГПУ аре­сто­ва­ло его, об­ви­нив в свя­зи с бе­ло­че­ха­ми во вре­мя Граж­дан­ской вой­ны. Но это лож­ное об­ви­не­ние сле­до­ва­те­ли не су­ме­ли до­ка­зать, и по­сле ме­ся­ца, про­ве­ден­но­го в тюрь­ме, епи­скоп был осво­бож­ден.

В 1926 году он дважды подвергался арестам, его обвиняли «в совершении богослужения без патента», в поминовении за богослужением Патриарха Тихона. В 1927 году епископ Никита служил в г. Орехово-Зуеве, но вскоре в возрасте 51 года был уволен на покой. С этого времени он бедствовал, не имел ни работы, ни постоянного места жительства.

В 1930 году он был арестован в третий раз в Москве на квартире «у гражданки Елизаветы», проживавшей на Самотеке и дававшей приют странникам и бездомным священнослужителям. Решением Тройки при ОГПУ по Московской области епископ Никита был приговорен к исправительно-трудовым работам сроком на 3 года.

В 1930 – 1933 годах он отбывал заключение на строительстве Днепрогэса, где работал сторожем и конюхом. После освобождения и до последнего ареста он тайно служил в храмах Орехово-Зуева. В 1935 году епископ находился в розыске. Существовал тем, что сдавал утильсырье, которое собирал, где придется. С этого времени, по всей видимости, он стал нести подвиг юродства. В 1936 – 1937 годах, скрывая свой сан и имя, он ночевал в казармах у милиционера Краснова, который проникся к бездомному старику сочувствием. Он пускал его под крышу казармы и «иногда даже поил чаем».

18 октября 1937 года владыка Никита был выслежен и арестован в четвертый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник с документами. Местные жители принесли его в отделение милиции. Кроме документов с указанием имени и сана задержанного, в бумажнике находилось 8 облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Вероятно, это было все имущество епископа Никиты. Вскоре он оказался в Таганской тюрьме.

Епископ Никита (Делекторский) в Таганской тюрьме. 1937 г.

«Свидетелями» по делу владыки проходили священники из Загорска и Орехово-Зуева. Они характеризовали епископа Никиту как «монархиста и реакционера, клевещущего на советскую власть».

Допросы продолжались беспрерывно в течение трех суток.

– Вы имеете определенное место жительства и место службы? – спросил следователь.

– Определенного места жительства и места службы я не имею, – ответил епископ.

– По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

– Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.

– В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?

– Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним владыка, следователь счел достаточным для осуждения архиерейский сан и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

В обвинительном заключении по его делу говорилось, что «Делекторский Ф.П. являлся нелегальным бродячим епископом, деятелем «Истинно Православной Церкви» (ИПЦ), проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

17 ноября 1937 года епископ Никита Тройкой при УНКВД по Московской области был приговорен к расстрелу и через два дня убит в Бутове.

Икона священномученика Никиты, епископа Орехово-Зуевского

Священномучениче Никито, моли Бога о нас.

Тропарь священномученику Никите (Делекторскому) глас 4

Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.

Кондак священномученику Никите (Делекторскому) глас 3

На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.

Молитва первая священномученику Никите (Делекторскому)

О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, первоепископе Орехово-Зуевский! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих и просящих молитвеннаго твоего заступления. Помози нам, угодниче Божий; веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божии неленностно исполняти, обидящих прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, святый страстотерпче, во дни земнаго жития ты сам, искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощнии есмы и о спасении вечном не радим. Просим убо тя, священномучениче отче наш Никито, воззови ко Творцу всяческих, да дарует всем нам силу побеждати искушения наша, ревность ко исправлению греховнаго жития нашего, любовь к Богу и ближним нелицемерную; малодушным – успокоение, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже и ты ныне водворяешися со ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая священномученику Никите (Делекторскому)

О, преславный и дивный страстотерпче, архиерее Христов, священномучениче отче наш Никито. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия, мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, преисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу за тяжкия и многия страдания твоя, чтущим память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений, призывающих тя с верою и любовию, и избави от всякаго злаго обстояния. Мир умири, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас, грешных, Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источники:

1. Бутовский полигон. 1937 – 2007. Храм Святых новомучеников и исповедников Российских. Русская Голгофа, 2007.

2. Никита (Делекторский) // Древо: открытая православная энциклопедия. URL:

19 ноября - Священномученик Никита (Делекторский), Орехово-Зуевский, епископ Священномученик Никита (в миру Федор Петрович Делекторский) родился 22 декабря 1876 года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В 1897 году Федор Петрович окончил Владимирскую Духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде. В 1898 году Федор Петрович женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова. 3 августа 1898 года Федор Петрович был рукоположен в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля. С 1901 по 1907 год отец Феодор состоял председателем Ревизионного комитета при Переславском Духовном училище. С 1903 по 1907 год он нес послушание законоучителя церковной школы Николаевского женского монастыря и состоял заведующим и законоучителем Успенской церковноприходской школы города Переславля. В 1907 году от него ушла жена, и, по-видимому, обстоятельства сложились таким образом, что семью невозможно было восстановить; но детей у них не было, не было и необходимости заботиться ему о семье. 22 августа 1909 года отец Феодор был уволен по прошению за штат и 31 августа того же года стал вольнослушателем Московской Духовной академии. 16 октября 1910 года он был утвержден в звании студента. В 1915 году отец Феодор окончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа «Ветхозаветные пророки как пастыри» заслужила высокую оценку рецензентов. С 1 октября 1915 года по 27 декабря 1916 года отец Феодор был помощником секретаря Совета и правления Московской Духовной академии. 17 июля 1916 года он был награжден камилавкой за особые труды по обстоятельствам военного времени. 27 декабря 1916 года священник Феодор Делекторский по приглашению епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) был назначен настоятелем Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподавателем теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище. В 1919 году отец Феодор был возведен в сан протоиерея и в том же году Высшим Временным Сибирским Церковным Управлением, которое возглавлял архиепископ Сильвестр (Ольшевский), награжден золотым наперсным крестом. При отступлении Белой армии он остался в Перми. В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг, о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому), который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде, церковное благословение с нее как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии». В 1922 году протоиерей Феодор вернулся из Перми на родину во Владимирскую епархию и был назначен настоятелем Христорождественского собора в городе Александрове и благочинным всех городских церквей. 7 мая 1924 года Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод постановили открыть в Самарской епархии викарную кафедру в городе Бугульме. 9 мая в храме Валаамского подворья в Москве митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг протоиерея Феодора в монашество с именем Никита и возвел в сан архимандрита. 12 мая архимандрит Никита был хиротонисан во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. По прибытии епископа Никиты в Бугульму ОГПУ арестовало его, обвинив в связи с белочехами во время Гражданской войны. Но это ложное обвинение следователи не сумели доказать, и после месяца, проведенного в тюрьме, епископ был освобожден. В 1925 году власти снова арестовали епископа и обвинили его в том, что он совершал богослужение без разрешения местных властей как православный епископ, подчиняющийся Патриарху Тихону, между тем как законной религиозной организацией они признавали лишь обновленцев. Кроме того, преосвященный Никита был обвинен в том, что за богослужением поминал Святейшего Патриарха Тихона. После полутора месяцев пребывания в тюрьме в городе Мелекессе владыка был освобожден. В 1926 году преосвященный Никита был назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, и с тех пор поселился в этом городе, где у него появилось много духовных детей. В 1927 году он был уволен по его прошению за штат. Жить, однако, он остался в Орехово-Зуеве. Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в 1930 году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем. В 1934 году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту. Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей: «Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло – попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим – дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает». Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите. 13 октября, когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его. Он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток. – Вы имеете определенное место жительства и место службы? – спросил следователь. – Определенного места жительства и места службы я не имею, – ответил епископ. – По каким документам вы проживаете и прописаны ли вы на жительство где-либо? – Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан. – В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент? – Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени. Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности. 19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря – это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее. 17 ноября тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Тропарь священномученику Никите (Делекторскому) глас 4 Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость. Кондак священномученику Никите (Делекторскому) глас 3 На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный. Молитва первая священномученику Никите (Делекторскому) О, преславный священномучениче, святителю отче наш Никито, первоепископе Орехово-Зуевский! Услыши нас, грешных, молящихся тебе и к твоему предстательству усердно притекающих и просящих молитвеннаго твоего заступления. Помози нам, угодниче Божий; веру христианскую до конца жития нашего содержати, заповеди Божии неленностно исполняти, обидящих прощати, чистоту и целомудрие хранити и всех ближних преискренне любити. О, святый страстотерпче, во дни земнаго жития ты сам, искушен быв, можеши и нам искушаемым помощи, яко немощнии есмы и о спасении вечном не радим. Просим убо тя, священномучениче отче наш Никито, воззови ко Творцу всяческих, да дарует всем нам силу побеждати искушения наша, ревность ко исправлению греховнаго жития нашего, любовь к Богу и ближним нелицемерную; малодушным – успокоение, заблудшим – исправление, согрешившим – дух сокрушения, бедствующим – благовременную помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко отец чадолюбивый чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя, идеже и ты ныне водворяешися со ангелы и святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Молитва вторая священномученику Никите (Делекторскому) О, преславный и дивный страстотерпче, архиерее Христов, священномучениче отче наш Никито. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия, мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, преисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял еси от Господа благодать и силу за тяжкия и многия страдания твоя, чтущим память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений, призывающих тя с верою и любовию, и избави от всякаго злаго обстояния. Мир умири, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас, грешных, Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  • 1897 г. - окончил Владимирскую духовную семинарию
  • С 1897 года - преподаватель Закона Божия в Южском училище в Вязниковском уезде (ныне - территория Ивановской области).
  • В 1898 году женился на Антонине Николаевне Флоринской, дочери соборного протоиерея города Александрова.
  • С 3 августа 1898 года - священник храма Николаевского женского монастыря города Переславля.
  • В 1901-1907 годах - председатель Ревизионного комитета при Переславском духовном училище.
  • В 1903-1907 годах - законоучитель церковной школы Николаевского женского монастыря, заведующий и законоучитель Успенской церковноприходской школы города Переславля.
  • В 1907 году брак фактически распался из-за ухода жены. Позднее он был расторгнут гражданским судом и епархиальным архиереем.
  • В 1909 году уволен за штат и поступил вольнослушателем в Московскую духовную академию.
  • С 1910 - студент академии.
  • 1915 г. - окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы: «Ветхозаветные пророки как пастыри»).
  • С 1 октября 1915 года - помощник секретаря Совета и правления Московской духовной академии.
  • С 27 декабря 1916 года - настоятель Петропавловского кафедрального собора в городе Перми и преподаватель теории словесности и истории иностранной литературы в Пермском епархиальном женском училище.
  • В 1919 году возведён в сан протоиерея.
  • В 1922 году вернулся в родную губернию, настоятель Христорождественского собора города Александрова Владимирской епархии, благочинный городских церквей. Был пострижен в монашество.
  • С 29 апреля 1924 года - епископ Бугульминский, викарий Самарской епархии. Дважды арестовывался местными властями, но освобождался после, соответственно месячного и полуторамесячного пребывания в заключении.
  • В 1926-1927 годах - епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии.
  • Есть данные о том, что 16 сентября 1927 года он был назначен епископом Нижнетагильским, викарием Свердловской епархии, но в Нижний Тагил не поехал, за что был уволен на покой.
  • В 1928 году (по другим данным, в 1930 году) был арестован, приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Отправлен на строительство Днепрогэса, где работал конюхом и ночным сторожем.
  • В 1934 году вернулся в Орехово-Зуево, жил в крайней бедности, юродствовал. К нему обращались как к прозорливому старцу. Духовные чада помогали ему деньгами, но всё, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья.
  • Получив летом 1937 года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе жуликах- обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о святом Никите.
  • 13 октября 1937 г., когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его в четвёртый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами. Дело в том, что последних два года святой жил под вымышленной фамилией Макаров. Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество епископа Никиты.
  • Свяого препроводили в Москву в Таганскую тюрьму. Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуева, а другой из Сергиева Посада (судя по всему жулики-обновленцы). Они характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».
    • Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.
    • - Вы имеете определенное место жительства и место службы? - спросил следователь.
    • - Определенного места жительства и места службы я не имею, - ответил епископ.
    • - По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?
    • - Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.
    • - В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?
    • - Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.
  • Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.
  • 19 октября был допрошен один из свидетелей, который сказал, что знает епископа с 1936 года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря - это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключениесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.
  • 13 октября 1937 года арестован и заключён в Таганскую тюрьму Москвы. В течение трёх суток его непрерывно допрашивали, но он не признал свою вину, заявив при этом, что был и остаётся епископом.
  • 17 ноября тройка НКВД приговорила святого к расстрелу.
  • Был казнён через день после приговора, 19 ноября 1937 года, и погребён в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне .
  • Владыка Никита причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 году для общецерковного почитания.

И в Соборе новомучеников и исповедников Российских

В миру Федор Петрович Делекторский, родился 22 декабря года в городе Покров Владимирской губернии в семье священника. В году Федор Петрович окончил Владимирскую духовную семинарию и был направлен преподавателем Закона Божия в Южское училище в Вязниковском уезде.

В это время протоиерей Феодор решил всецело посвятить себя служению Церкви и принять монашеский постриг , о чем и сообщил епископу Пермскому Сильвестру (Братановскому) , который принял соответствующее решение: «Ввиду безвестного отсутствия в течение 15-ти лет Антонины Делекторской и расторжения брака протоиерея Феодора Делекторского с нею в гражданском суде церковное благословение с нею как таинство снимается для предоставления возможности протоиерею Феодору Делекторскому всецело посвятить себя служению святой Церкви в безбрачном состоянии».

Однако, нового назначения не последовало. С этого времени начались его скитания, бездомная жизнь, которая продолжалась до мученической кончины. Жить он остался в Орехово-Зуеве . Он нес подвиг старчества, крайнего нестяжания и юродства. Иногда он выезжал в Москву и тогда останавливался у неких благочестивых людей, принимавших странников. Здесь в году он был арестован и приговорен к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на строительство Днепрогэса, где ему пришлось работать конюхом и ночным сторожем.

В году владыка вернулся в Орехово-Зуево и поселился в комнате общежития, населенного в основном милиционерами кавалерийского взвода. Милиционеры знали, что это ушедший за штат епископ Орехово-Зуевский, но относились к нему доброжелательно, видя его совершенную нестяжательность и доброту.

Тайно служил в храмах Орехово-Зуева, с года находится в розыске. Существовал владыка тем, что собирал и сдавал утильсырьё.

Духовные дети помогали владыке материально, но все, что ему давали, он раздавал нуждающимся, зарабатывая себе на жизнь сбором утильсырья. Он стал нищим, который благотворил нуждающимся. Среди некоторых людей, его знавших, его юродство вызывало недоумение, недоверие, и они указывали епископу, что сам его вид располагает к пожертвованиям. Однажды он ответил на недоумение одного из жертвователей:

«Вы видели и знаете, что имеете дело с человеком, который страдает за свои убеждения и не мирится с... жизнью, полной обмана, предательства и пошлости... Да не подумайте вы, что мое ремесло - попрошайничанье. Ваши жертвы переданы мною неимущим бедным людям, и они всегда могут вам о том засвидетельствовать. Данное вами через нас взаим - дано Богу, Который в свое время и возвратит вам, ибо ничто у Него не пропадает».

Получив летом года распоряжение о начале массовых гонений, власти Орехово-Зуева стали собирать сведения через служивших в орехово-зуевском соборе обновленцев обо всех проживавших в их городе духовных лицах, и в частности о преосвященном Никите.

13 октября , когда епископ проходил мимо собора, сотрудники НКВД арестовали его в четвёртый раз. На окошко кладбищенской церкви, около которой его арестовали, он незаметно положил бумажник со своими настоящими документами. Дело в том, что последних два года Владыка жил под вымышленной фамилией Макаров. Документы на эту фамилию ему достались от одного заключённого, и когда местные жители нашли бумажник с документами Владыки, они принесли его в отделение милиции, что чрезвычайно усугубило положение Святителя, так как в тех документах указывалось, что он епископ. Кроме документов, в бумажнике находились восемь облигаций, иголка, нитки, ножницы и зашитый в матерчатый лоскуток пятирублевый золотой. Это было всё имущество епископа Никиты. Владыку препроводили в Москву в Таганскую тюрьму . Свидетелями по его делу проходили священники: один из Орехово-Зуева, а другой из Загорска. Они характеризовали Святителя как «монархиста и революционера, клевещущего на советскую власть». В следственном обвинении говорилось, что «Делекторский Ф. П. являлся нелегальным, бродячим епископом, деятелем Истинно-Православной Церкви», что он «проводил антисоветскую агитацию, занимался контрреволюционной деятельностью».

Сразу же после ареста начались допросы, которые продолжались беспрерывно в течение трех суток.

Вы имеете определенное место жительства и место службы? - спросил следователь.

Определенного места жительства и места службы я не имею, - ответил епископ.

По каким документам вы проживаете, и прописаны ли вы на жительство где-либо?

Документов я никаких не имею, и нигде на жительство я не прописан.

В каком сане вы состояли ранее и какой имеете в данный момент?

Ранее я состоял в сане епископа и имею этот сан епископа до настоящего времени.

Убедившись, что перед ним епископ, следователь счел достаточным для осуждения сан владыки и уже не стал ничего спрашивать о его антисоветской деятельности.

19 октября был допрошен один из лжесвидетелей, который сказал, что знает епископа с года, что епископ имеет большой круг единомышленников и почитателей во многих городах Советского Союза, что будто бы владыка говорил ему: обязанность каждого истинного пастыря - это побуждать верующих к защите Церкви, не допустить закрытия церквей, организовать верующих вокруг церкви для ее защиты. В заключение лжесвидетель сказал, что епископ юродствует и к нему обращаются как к прозорливому, который может провидеть грядущее.

17 ноября Тройка НКВД приговорила преосвященного Никиту к расстрелу. Епископ Никита (Делекторский) был расстрелян через день после приговора, 19 ноября года, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Власти считали епископа Никиту настолько опасным, что ещё до его ареста арестовали и вскоре расстреляли регента Орехово-Зуевского собора Андреева только за то, что тот поддерживал связь с Владыкой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви года для общецерковного почитания.

Тропарь, гл. 4

Послан бысть во град Орехово-Зуево/ для утверждения православия,/ прославился еси молитвою и благочестием,/ уподобился еси юродством блаженной Ксении,/ венчался еси венцем мученическим,/ святителю отче Никито,/ моли Христа Бога/ даровати граду нашему мир/ и душам нашим велию милость.

Кондак, гл. 3

На престоле Ореховстем архиерей первый был еси,/ добродетельми многими украшен,/ в лике новомучеников радуешися,/ блажение отче Никито,/ пастырю наш предивный.

Награды

  • золотой наперсный крест (от ВВЦУ Сибири , 1919)

Литература

  • Владимирские епархиальные ведомости. 1907. № 42. С. 254.
  • Богословский вестник Московской Духовной Академии. 1912. Т. 1. Ч. 4. С. 431–432.
  • Журналы собраний Совета и Правления Императорской Московской Духовной Академии за 1915 год. М., 1916. С. 542.
  • Памятная книжка Московской Духовной Академии. 1916.
  • Пермские епархиальные ведомости. 1917. № 1. С. 5.
  • РГИА. Ф. 831, оп. 1, ед. хр. 263, л. 5, 7–9.
  • ГАРФ. Ф. 10035, д. 19180.

Использованные материалы

  • Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. - Тверь: "Булат" , 2001 год, стр. 337-340.