Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ "Лапти"

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.

“Певец осени, грусти и дворянских гнезд” – так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог “вы­разить того, что хочется. Какая мука наше писатель­ское ремесло. А какая мука найти звук, мелодию рассказа, – звук, который определяет все последую­щее!” К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, – это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе “Лапти” пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: “. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море”. Автор стремится показать буйство природы: “. в бездне снежного урагана и мрака”, “потонули вместе с лошадью в страшный снег”. Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: “. в такую страсть”, “такой ужас”, “. ужасала одна мысль”. Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: “. плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности”.

Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: “Господи, помоги! Господи, защити!”, “Бог с тобой. “, “А господь его знает!”. В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде – Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж – Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: “Не по­легчало?”, “. не хитрое дело”, “Она мне будет в зад, пыль-то.” Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как “душа желает”. А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: “Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки – все в снегу, все обмерзло. И вдруг твердо: “Значит, надо добывать. “.

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет “зловещий стук” предска­зывает скорую развязку – Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало – все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед – “выходец из природы”, уходит он тоже в нее.

“Белый от снега” дом и “красные лапти”, “холод­ный” дом и “в жару. плакал ребенок” – антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: “Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми. “.

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость – спасены! жилье рядом! “Кинулись разгребать снег, подняли тело – оказывается, знакомый чело­век.

Тем только и спаслись – поняли, что, значит. в двух шагах жилье. “

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

(4 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пятый день вьюжило. В белом от снега и холодном большом доме стоял сумрак и было горе: тяжело болел ребенок. В...
  2. В основу рассказа «Гранатовый браслет» был положен реальный случай: в жену одного из российских губернаторов Людмилу Ивановну Любимову был безнадежно...
  3. “Макар Чудра” - первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было...
  4. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти»

«Певец осени, грусти и дворянских гнезд» - так критика характеризовала И. А. Бунина, восторгаясь прекрасным языком автора. По словам же самого пи­сателя, он всю жизнь страдал от того, что не мог «вы­разить того, что хочется... Какая мука наше писатель­ское ремесло... А какая мука найти звук, мелодию рассказа, - звук, который определяет все последую­щее!» К. Г. Паустовский говорил, что у Бунина было редкое и безошибочное ощущение красок и освеще­ния, и тот, кто может уловить это соединение, - это счастливейший человек.

В небольшом по объему рассказе «Лапти» пред­ставлено необыкновенное богатство образов и звуков. Только истинному мастеру подвластно из огромней­шего числа русских слов выбрать для своего произведения наиболее точные, живописные слова, связан­ные с повествованием незримой нитью.

Действие рассказа происходит вьюжной зимой. Бу­нин нечасто использует в своих описаниях метафоры, однако если прибегает к этому изобразительному средству, то добивается необыкновенной яркости. Вьюгу автор сравнивает с морем во время урагана: «.. потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Автор стремится показать буйство природы: «...в бездне снежного урагана и мрака», «потонули вместе с лошадью в страшный снег». Разгулявшаяся стихия вызывает в душах людей страх: «...в такую страсть», «такой ужас», «...ужасала одна мысль». Эти эпитеты рисуют состояние души матери, оставшейся в одиночестве с больным ребенком: «...плакала горь­кими слезами от страха и от своей беспомощности». Речь также является средством раскрытия характе­ров героев: «Господи, помоги! Господи, защити!», «Бог с тобой...», «А господь его знает!». В полном бес­силии мать обращается к единственной надежде - Господу. А надежда приходит в ином образе. Обраща­ет на себя внимание тот факт, что все герои безымян­ны, а именем наделен только один персонаж - Нефед. Это говорит о том, что он главный герой рассказа. Речь Нефеда лишена закругленности, в ней нет сложных предложений, много просторечий: «Не по­легчало?», «...не хитрое дело», «Она мне будет в зад, пыль-то...» Незаконченные, часто обрывающиеся фразы говорят не только о крестьянском происхожде­нии Нефеда, но и о том, что он человек дела. И он от­правляется за шесть верст в лавку за лаптями и фук­сином, так как «душа желает». А если выполнить за­ветное желание больного, он выздоровеет. Характер Нефеда, его устремленность и деловитость автор под­черкивает в портретной характеристике и в описании его действий: «Мотнул шапкой. Задумался. Шапка. Борода, старый полушубок, разбитые валенки - все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: «Значит, надо добывать...».

Буниным в рассказе используется прием предвос­хищения событий. Эпитет «зловещий стук» предска­зывает скорую развязку - Нефед заблудился в степи, не дошел до Новоселок, вернулся ни с чем, и это озна­чает, что ребенок умрет.

В данном произведении немногословность Нефеда, приверженность крестьянским жизненным устоям, деятельное начало - все рождает ощущение душево­го здоровья, внутренней гармонии и красоты простого человека. Его внутреннее спокойствие сродни приро­де. Нефед - «выходец из природы», уходит он тоже в нее.

«Белый от снега» дом и «красные лапти», «холод­ный» дом и «в жару... плакал ребенок» - антитеза в начале рассказа рождает ощущение равнодушной хо­лодности окружающего мира по отношению к больно­му ребенку.

Для Бунина деталь важна сама по себе, без привя­занности к сюжету. Она говорит о состоянии мира в целом, стремится вобрать в себя всю полноту чувств, всю сложную характеристику мира в цвете, звуках, запахах: «Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми и грозными видения­ми...».

Знаки препинания тоже играют определенную роль. Они создают грустно-напряженную тональ­ность. Многоточие в конце предложений в финале вы­ражает горькое недоумение и одновременно ра­дость - спасены! жилье рядом! «Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый чело­век...

Тем только и спаслись - поняли, что, значит... в двух шагах жильё...»

Мы понимаем, что Нефед спас не только новоселовских мужиков, но и мальчика. А Бунин подводит нас к мыслям о единстве человека и природы, и о том, что за смертью идет жизнь.

Бунин писал рассказ «Лапти» в 1924 году, находясь в эмиграции. Идея данного рассказа – показать не только русский характер и менталитет, но и душу русского человека. Анализ рассказа «Лапти» подтверждает это. Жанр произведения – рассказ, объемом в две страницы, в котором нет места развернутым переживаниям, кажется, что Бунин передавал события сжато, отрывками, как будто это записи из дневника. Такой способ повествования позволяет читателю представить ярче трагичность ситуации, моральное состояние убитой горем матери и подвиг слуги.

Тематика и проблематика рассказа «Лапти»

В данном произведении нельзя выделить какую-то основную тему. Бунин пишет и о долге, чести, нравственности. Но всё же, центральная тема рассказа – человечность, она формирует позицию человека по отношению к обществу. Нравственный порядок и гуманизм.

При анализе рассказа «Лапти» Бунина становится ясен незамысловатый сюжет. Во время непогоды нездоровится барскому мальчику и в бреду он просит красные лапти. Это его последняя просьба, его мечта. Лапти – последнее, чего он хочет перед смертью, которую предчувствует. Мать уверена, что лапти помогут сыну поправиться. Но погодные условия мешают отправиться за ними, мужа дома нет, ведь идти надо в соседнюю деревню. Бунин детально описывает состояние природы, пейзажные снежные зарисовки - мы можем предположить, что природа и мальчик – единое целое. Но также погода как будто переживала и за слугу. В данном рассказе погода и человек равнозначны. Продолжим анализ рассказа «Лапти» Бунина.

Читателю не ясно, выздоровел ли мальчик, принесли ему лапти, хотя Нефёд отправился за ними. Мать отправила в пургу слугу за желанной обувью. Нефед замерз на обратном пути. Но кульминация происходит в конце рассказа, так как Бунин не раскрыл всей интриги. В этом есть некая особая трагичность. Читатель может сам завершить рассказ. Подумать над вопросом: увидел ли мальчик перед смертью лапти? Тосковал ли он по слуге? Выздоровел ли он или умер?

Герои рассказа «Лапти»

Нефёд – слуга в барском доме. Он принимает роковое решение отправиться за лаптями. Он видит в них исцеление для мальчишки. Он единственный, кто способен на такой поступок. Нефед не думает о последствиях, трудной и дальней дороге, непогоде. Это образ ключевой в рассказе. Нефед – как символ человечности и сострадания. Он жертвует своей жизнью ради выздоровления другого человека. Слуга ушел ночью и был найдем мертвым на следующий день. Найдя его с находкой, мужики спасли жизнь и себе. Нефед совершил высокоморальный поступок, бескорыстный и гуманный.

Анализ рассказа «Лапти» Бунина позволяет сделать вывод, что, жертвуя своей жизнью можно спасти другие. Нужно относиться к людям с заботой, уважением и любовью.

Вы прочитали статью, в которой был представлен анализ рассказа «Лапти» Ивана Бунина . Посетив наш литературный блог , вы найдете немало полезных и интересных статей.

Анализ рассказа И. А. Бунина «Лапти».

Бунинские «Лапти», небольшое по объёму произведение, – рассказ в его классическом виде. В нём одна сюжетная линия: в отдаленном хуторе тяжело болен ребёнок, в бреду он жалобно просит красные лапти, за окном воет вьюга, и убитой горем матери кажется, что спасения её мальчику уже нет.

У рассказа "Лапти", как и большинства бунинских произведений, точная дата написания – 26 июня 1924 года. Бунин живёт за границей, но память снова и снова возвращает его в Россию. Герои его рассказов – простые русские люди, ставшие на чужбине для писателя ещё ближе. Один из таких героев - Нефёд из рассказа "Лапти".
Нефёд – имя греческого происхождения, в переводе на русский язык означает «в порядке идущий, целенаправленный, методичный». Именно таким, целеустремлённым, несгибаемым в стремлении помочь ближнему, предстаёт бунинский герой. В народе более употребительна другая форма этого имени – Мефодий. Обращает на себя внимание тот факт, что в рассказе имя есть только у Нефёда. Бунин тем самым подчёркивает центральное место этого персонажа в системе образов.
Рассказ написан в характерной для Бунина-писателя реалистической манере, но ощущаются отголоски символизма, наложившего свой отпечаток на всю литературу конца XIX – начала XX века. Главный символ рассказа – вьюга (в разных вариантах повторяется семь раз: непроглядной вьюгой; в такую страсть; в такой ужас; в белом, куда-то бешено несущемся степном море; в бездне снежного урагана и мрака; гул и грохот вьюги; в страшный снег ). Эпитеты, подобранные писателем, усиливают мрачность разыгравшейся непогоды, возникает ощущение обречённости. И только открытый финал вселяет надежду.

Размышляя над темой, идеей рассказа, нужно обратиться и к названию рассказа, «Лапти», и к образу главного героя. Бунин здесь обращается к одной из центральных тем своего творчества, теме гуманизма, человечности. Нефёд отправляется в путь, поскольку считает, что, если выполнить желание больного, он обязательно выздоровеет: «…душа желает. Надо добывать». Ег о не пугает разыгравшаяся непогода. Ему некогда размышлять, нужно выполнять желание больного ребёнка. Об этом говорят его обрывистые фразы, которые он бросает, вся его речь лишена какой-либо замысловатости, что ещё раз говорит о том, что перед нами простой мужик.

Главный герой замёрз, сбившись с пути, но его смерть спасла жизнь заблудившимся новосельским мужикам. Идея рассказа очевидна: Нефед, не задумываясь, решает выполнить желание тяжело больного мальчика. Бунин показывает, что никакая жертва во имя других не будет напрасной.