Адорно философия. Идеи Т. Адорно. Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях

АДОРНО

АДОРНО

(Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wisengrund-Adorno) Теодор (1903-1969) - нем. и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 - в эмиграции в Англии, с 1938 - в США. В 1949 возвращается во Франкфурт-на-Майне. Находясь под влиянием идей марксизма, А. полагает, что всегда должна сохранять критическую направленность. Исходя из этого, он подвергает критике многие подходы, используемые в социальных исследованиях и претендующие на научность, за то, что они не учитывают социального изменения. Причина неудач традиционной метафизики - феноменологии, идеализма, позитивизма - в иллюзии, что соотносится с мышлением и является доступным для него. «Никакой не смог бы найти себя в реальности, и форма которой подавляют любую претензию разума», - пишет А. в кн. «Актуальность философии» (1931). Принципу тождества бытия и мышления должна быть противопоставлена «негативная », диалектика отрицания, не признающая тождества реальности и мышления. Традиционная стремится познать непохожее, сделав его похожим. «Разум становится неспособным уловить не в силу собственной неспособности, а поскольку реальность не есть разум». Негативная диалектика как против господства тождественного означает восстание частностей против порочного всеобщего и к индивидуальному. Негативное, т.е. не подвластное усмирению духом, должно быть двигателем демистификации.
Негативная диалектика является для А. ключом к истолкованию и критике филос. и социологических концепций. Идеализм, формалистическое , неопозитивизм принадлежат прошлому; «рафинированная и амбициозная» Э. Гуссерля - не более чем общая программа; М. Хайдеггера - « иррационализм»; догматические формы марксизма - априорный и некритический социальных явлений. В кн. «Негативная диалектика» (1966) А. соединяет вместе эпистемологические и социально-критические мотивы: не является, как в гегелевской диалектике, моментом перехода к к.-л. синтезу; представляет собой релятивизации любой замкнутой системы понятий и требует отказа от наличной действительности ради конкретной возможности «утопии», не заданной в виде какой-то позитивной модели.
В кн. «Диалектика Просвещения» (1947), написанной А. совместно с М. Хоркхаймером, переосмысливается покорения природы человеком с помощью разума. Цели вышли из-под контроля разума, и он сделался чисто инструментальным: его задача - находить средства для являющихся внешними для него целей. Возникло «тотально административное », в котором индивидуальная замещается стереотипными реакциями и мысленными клише, навязываемыми массовой «индустрией культуры». Ценности и модели поведения, предлагаемые масс-медиа, рассчитаны на всех и потому единообразны, примитивны, подменяют личностное общенеопределенным. «Весь становится пропущенным через фильтр культуриндустрии. Хорошо известное кинозрителя, воспринимающего улицу, на которой стоит кинотеатр, как продолжение только что закончившегося зрелища именно потому, что последнее всегда ориентировано на точное воспроизведение обыденного восприятия мира, становится путеводной нитью процесса производства массовой культуры». Под «административно управляемым миром» авторы - в духе абстрактного подхода к современному обществу, характерного для франкфуртской школы, - имеют в виду и капиталистическое, и социалистическое (коммунистическое и национал-социалистическое) общество. Тип деятельности, характеризуемый как «буржуазно-угнетательский», «буржуазно-эксплуататорский», распространяется на всю историю Запада с догомеровских времен (его в ясной форме проповедовал будто бы еще Ксенофан) и вплоть до «позднекапиталистической эпохи». В предисловии к новому изданию книги (1969) авторы настаивают на том, что мир и после поражения фашизма продолжает двигаться к тоталитаризму: «Осознанное в этой книге в направлении тотальной интеграции прервано, но не прекращено; угроза его осуществления путем диктатур и войн остается актуальной. Прогноз вызванного этим превращения Просвещения в , в миф того, что имеет быть, в конечном счете - интеллекта со всем тем, что враждебно духу, самым убедительным образом подтвердился». Выходом из того тупика, в который разум завел себя, авторам представляется «критическое , не останавливающееся даже перед критикой прогресса».
Анализ А. современной массовой культуры, производимой индустрией культуры с целью манипуляции массами, получил большой в социологии и социальной философии.
Существен вклад А. в методологию социальных наук. Полемизируя с К. Поппером, отстаивающим о единстве и, в сущности, совпадении метода естественных наук и метода социальных наук, А. подчеркивает три момента: естественных и социальных наук является несомненно разной; , отправляющаяся, как и всякая , от фактов и конструирующая теории, делает это иначе, чем ; социология, начинающаяся с К.А. Сен-Симона, представляет собой достаточно зрелую научную дисциплину, и нельзя сказать, что она со временем будет все более приближаться к методологическому идеалу естественных наук. Социальные факты специфичны, они как капли воды на раскаленном железе, их требует предвосхищения момента целого, а их использование в критике выдвигаемых концепций предполагает особую осторожность. «Социальные факты не есть последняя реальность, поэтому основанием познания быть не могут... - это , а не средство социологии... Критика не только формальна, но и материальна: критическая социология, если истинны ее понятия, всегда и по необходимости есть общества...» Спекулятивность нельзя считать болезнью социального познания: без предвосхищения целостности невозможны адекватные частные наблюдения.
Филос. и социологические работы А. отличаются большой разноплановостью. Он является одним из авторов кн. «Авторитарная » (1950), а также автором кн. «Философия новой музыки» (1949), «Призмы» (1967), «Minima Moralia» (1974).
У М. Вебера основной закономерностью музыкального развития (в особенности в европейской музыке Нового времени) являлось как выражение обшей тенденции овладения человеком природой. По А., неизбежное рационализирована музыки ведет в конечном счете к рационализирова-нию внутренней природы человека и увеличению возможностей господства над нею, ее искажения и извращения. Музыка, скрывающая, что она руководствуется принципом рационализирования, превращается в ложное , становится идеологией. Необходимы эмансипация музыки, освобождение ее от чуждых ей религиозных, моральных, политических и др. функций с тем, чтобы она освободилась для своей основной функции - выражения антиномии нерационализиру-емого индивидуального и формально-рационального всеобщего. Под «новой музыкой» как протокольной фиксацией «непросветленного страдания» А. имеет в виду прежде всего композиторов «новой венской школы» (А. Шенберг, А. Берг, А. Веберн).
В опубликованной посмертно (на основании рукописей) «Эстетической теории» (1970) рассматривается как форма распоряжающегося природой разума. То, что делает произведение искусства некоторым строем и единством, А. называет «рациональностью», используя этот примерно в том же смысле, в каком Хайдеггер, М. Мерло-Понти и др. употребляют художественное пространство.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

АДОРНО

(Adorno) , Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903, Франкфурт-наМайне,- 6.8.1969, Фисп, Швейцария) , нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 - в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхаймером («Диалектика просвещения» - «Dialektik der Aufklarung», 1948) , сложилась в русле гегелевской , отчасти - психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного фетишизма и овеществления. В центре внимания А.- регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.) , связанные с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в монополи-стич. «управляемом обществе», в понятии которого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию «демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» - «The authoritarian personality», 1950) .

В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и неопозитивизма. Раавил идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966) , в крой сливаются теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (которое, в отличие от гегелевского, перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирова-ние всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949) как протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на творчество композиторов «новой венской школы» - А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция «новой музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», которое диссоциирует воспринятое на стереотипные . Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального студенч. движения 60х гг. , от которого сам А., однако, отмежевался.

Gesammelte Schriften, Bd 1-ID-, Fr./M., 1970-77-, Манн Т., Собр. соч. , т. 9, ?., 1960 , с. 228-31; Михайлов A.B., Муз. социология: . и после А., в сб. : Критика совр. бурж. социологии искусства, М., 1978 , с. 176-238;

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АДОРНО

(Adorno)

Теодор ( . 11 сент. 1903, Франкфурт-на-Майне – . 6 авг. 1969, Фисп, Швейцария) – нем. философ и социолог, с 1949 – профессор Франкфуртского ун-та. Исходя из предпосылки о неизбежности упадка первичной философии (prima philosophia) и иррациональности рекультивирования исторически отживших идеологий, занимался проблемами критического осмысливания современной культуры и общества. Осн. труды: «Kierkegaard. Konstruktion des Дstetischen», 1933; «Minima Moralia. Reflexionen aus dem beschдdigten Leben», 1951; «Zur Metaphysik der Erkenntnistheorie», 1956; «Eingriffe. Neue kritische Modelle», 1963; «Negative Dialektik», 1966.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АДО́РНО

(Adorno), Теодор [фамилия отца – В и з е н г р у н д (Wiesengrund); А. – фамилия матери] (11 сент. 1903 – 6 авг. 1969) – нем. философ, социолог, музыковед. В 1931–33 – доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 – в эмиграции в Англии, с 1938 – в США. С 1949 – во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с Хоркхеймером ("Dialektik der Aufklärung", Amst., 1948), сложилась в русле гегелевской диалектики, социологич. критики товарного фетишизма и овеществления, отчасти – психоанализа Фрейда. В центре внимания А. – регрессивные социально-антропологич. изменения (отмирание рефлексии, замена ее стереотипными реакциями и мысленными клише и т.п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистич. "управляемом обществе", в понятии к-рого А. отождествляет буржуазное и социалистич. общество, и развитием массовой "индустрии культуры". В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено социологич. и психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к принятию "демокра-тического" или "авторитарного" руководства ("The Authoritarian personality", N. Y., 1950).

Отказываясь от абстрактной систематики, Α., вслед за В. Беньямином, видит цель философии не в конструировании всеобщего, а в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного. Критикуя неопозитивистский "научной" философии как нейтрального описания сущего, а также реставрацию онтологии в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме, А. развивает идеи антисистематич. "отрицательной диалектики" ("Negative Dialektik", Fr./M., 1966), в к-рой сливаются теоретико-познават. и социально-критич. мотивы: отрицание (к-рое в отличие от Гегеля перестает быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности "утопии", не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.

В филос.-эстетич. концепции "новой музыки" как протокольной фиксации "непросветленного страдания" – в противоположность гармонич. преображению страстей, характерному для классич. музыки ("Philosophie der neuen Musik", Tüb., 1949), – А. ориентируется на творчество композиторов "Новой венской школы" – А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна. Концепция "новой музыки" тесно связана у А. с критикой музыкального фетишизма и формирующегося в лоне стандартизованной музыкальной культуры "регрессивного слышания", диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы. Свойственные А. стремление к максимальной концентрации изложения и афористич. лаконичность стиля сложились под сильным влиянием австр. писателя и публициста К. Крауза. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию, эстетику и музыковедение, прежде всего в ФРГ.

Соч.: Kierkegaard, Tüb., 1933, 3 Aufl., Fr./M., 1966; Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1–3, Fr./M., 1958–65; Klangfiguren, В., 1959; Mahler, Fr./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Prismen, Münch., 1963; Dissonanzen, 3 Aufl., Gött., 1963; una fantasia, Fr./M., 1963; Versuch über Wagner, Münch., 1964; Eingnffe, 3 Aufl., Fr./M., 1964; Moments musicaux, Fr./M., 1964; Jargon der Eigentlichkeit, 2 Aufl., Fr./M., 1965; Drei Studien zu Hegel, 2 Aufl., Fr./M., 1966.

Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228–31; 3олтай Д., Музыкальная современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "ВФ", 1968, No 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика "Негативной диалектики" Α., "Сов. музыка", 1969, No 7–8; Zeugnisse. Th. W. Adorno zum 60. Geburtstag, Fr./M., 1963.

Ю. Попов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

АДОРНО

АДОРНО (Adorno) Теодор (Визенгрунд-Адорно) (Theodor Wesengrund-Adomo) (11 сентября 1903, Франкфурт-наМайне-б августа 1969, Фисп, Швейцария)-немецкий философ, социолог, музыковед, один из ведущих теоретиков старшего поколения Франкфуртской школы. Выходец из обеспеченной буржуазной семьи (отец-предприниматель, мать-певица), вундеркинд в гимназические годы, Адорно изучал философию, социологию, музыковедение и психологию во Франкфуртском университете. Первую докторскую степень по философии получил в 1924 за работу о Гуссерле. Продолжил свое музыкальное в Вене, по возвращении в 1931 представил диссертацию “Кьеркегор. Конструкция эстетического”. Затем примкнул к возглавляемому М. Хоркхаймером Институту социальных исследований. В 1934 эмигрировал в Великобританию, в 1938-в США, где возобновил сотрудничество с переместившимся в Нью-Йорк Институтом социальных исследований, участвовал в разработке ряда исследовательских проектов при различных университетах, в частности по проблемам масс-медиа и антисемитизма. Соавтор труда “Авторитарная личность” (The Authoritarian Personality. 1950). В 1941 совместно с Хоркхаймером приступил к созданию

Уже в “Диалектике Просвещения” четко очерчивается круг тем, разработке которых посвящено творчество Адорно в последующие годы. Центральное место среди них занимает автономии субъекта, противостояния чело

веческой индивидуальности, руководствующейся принципом самозаконодательства разума (Кант), всем формам самоотчуждения и овеществления. Таковыми, в частности, являются процессы формализации и инструментализации разума в научном и философском познании, настаивающем на непреложной позитивности учреждаемой им картины мира и тем самым увековечивающем социальное и порабощение. Заимствуемый из гегелевской диалектики радикальный негативизм призван разорвать “вечного возвращения тождественного” в природе и в обществе. Негативная диалектика Адорно стремится развеять чары как традиционного мифа, так и вырождающихся в миф в ходе реализации программы Просвещения науки, техники и социальной практики, заставить вспомнить о принципиальной открытости человеческого существа опыту неведомого.

В зрелый период творчества Адорно (период “Негативной диалектики”) эти идеи получают окончательное оформление в концепции “неидентичности”, во всей полноте отразившей уникальное мироощущение философа. Направленная против всех видов “идентифицирующего мышления”, всех типов “аффирмативной культуры” (Маркузе) критическая имеет целью выявление к самотрансцендированию в качестве основной характеристики человеческой субъективности, делающей доступным ей свободы, опыт нового и иного, забытого и вытесненного, утерянного и запретного. Тем самым Адорно во многом сближается с идеями Шеллинга, Ницше, Фрейда и Батайя.

Соответствующим образом ориентированным оказывается и музыковедческое творчество Адорно. Прототипичным здесь является представленный им еще в “Диалектике Просвещения” между преследующей лишь цели самосохранения самостью (Одиссей) и олицетворяемой пением сирен стихией и бездной бытия, одновременно губительной и невыразимо притягательной для гомеровского героя. В работах, посвященных творчеству А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, Г. Малера и др., музыка (а вместе с тем и искусство в целом) выступает в роли той сферы человеческого творчества, в которой самым явственным образом воплощается его “неидентичность” самому себе, неустанного выхода за пределы всякой позитивности в иные, еще неизведанные измерения бытия.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1-20. Fr./M., 1970-1986; Клогике социальных наук.-“ВФ”, 1992, № 10; Диалектика Просвещения. Философские фрагменты, М.-СПб., 1997 (совм. с М. Хоркхаймером).

М. М. Кузнецов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Адорно Т.

(Adorno) Теодор (фам. отца Визенгрунд, Wiesengrand; А. - фам. матери) (11 IX 1903, Франкфурт-на-Майне- 6 VIII 1969, Бриг, Швейцария) - нем. философ, социолог, музыковед и композитор. Изучал композицию у Б. Секлеса и А. Берга, фп. - у Э. Юнга и Э. Штойермана, а также историю и теорию музыки в Венском ун-те. В 1928-31 ред. венского муз. журн. "Anbruch", в 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. Изгнанный из ун-та нацистами, эмигрировал в Англию (после 1933), с 1938 жил в США, в 1941-49 - в Лос-Анджелесе (сотрудник Ин-та обществ. наук). Затем возвратился во Франкфурт, где был профессором ун-та, одним из рук. Ин-та социологических исследований.
А. - разносторонний учёный и писатель-публицист. Его философские и социологич. труды являются в ряде случаев и музыковедческими исследованиями. Уже в ранних статьях А. (конец 20-х гг.) ярко выразилась социально-критич. тенденция, осложнённая, однако, проявлениями вульгарного социологизма. В годы амер. эмиграции наступило окончательное духовное созревание A., сформировались его эстетич. принципы. В период работы писателя Т. Манна над романом "Доктор Фаустус" А. был его помощником и консультантом. Описание системы серийной музыки и критики её в 22-й главе романа, а также замечания о муз. языке Л. Бетховена основаны целиком на анализах А. Выдвинутой А. концепции развития муз. иск-ва, анализу западноевроп. культуры посвящён ряд книг и сб. статей: "Очерк о Вагнере" (1952), "Призмы" (1955), "Диссонансы" (1956), "Введение в музыкальную социологию" (1962) и др. В них А. предстаёт как острый в своих оценках учёный, приходящий, однако, к пессимистич. выводам о судьбе западноевроп. муз. культуры. Круг творческих имён в трудах А. ограничен. Он ориентируется гл. обр. на творчество А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, редко упоминая не менее крупных композиторов. Неприятие его распространяется на всех, сколько-нибудь связанных с традиционным мышлением композиторов. Он отказывает в положительной оценке творчества даже таким крупнейшим композиторам, как С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит, А. Онеггер. Его критика направлена также и на послевоенных авангардистов, к-рым А. ставит в вину утрату естественности муз. языка и органичности худож. формы, связанность математич. расчётом, что приводит на практике к звуковому хаосу. С ещё большей непримиримостью обрушивается А. на т. н. "массовое" иск-во, служащее, по его мнению, духовному порабощению человека. А. полагает, что истинное иск-во должно быть в постоянном конфликте и с массой потребителей, и с аппаратом гос. власти, регламентирующим и направляющим официальную культуру. Однако иск-во, противостоящее регламентирующей тенденции, оказывается, в понимании A., узкоэлитарным, трагически изолированным, убивающим в себе жизненные истоки творчества. В этой антитезе проявляется замкнутость и бесперспективность эстетико-социологич. концепции А. Его философия культуры имеет преемственные связи с философией Ф. Ницше, О. Шпенглера, X. Ортега-и-Гассета. Нек-рые её положения сформировались как реакция на демагогическую "культурную политику" национал-социалистов. Схематизм и парадоксальность концепции А. отчётливо сказались в его книге "Философия новой музыки" (1949), построенной на сопоставлении творчества А. Шёнберга и И. Стравинского. Экспрессионизм Шёнберга, как утверждает A., ведёт к распаду муз. формы, к отказу от создания композитором "законченного опуса". Целостное же замкнутое худож. произв., по мнению A., уже своей упорядоченностью искажает действительность. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм Стравинского, к-рый якобы отражает иллюзию примирения индивидуальности и об-ва, превращая иск-во в ложную идеологию. А. считал закономерным абсурдное искусство, оправдывая его существование бесчеловечностью общества, в к-ром оно возникло. Истинное произв. иск-ва в совр. действительности, по мнению A., может оставаться лишь разомкнутой "сейсмограммой" нервных шоков, неосознанных порывов и смутных движений души.
А. - крупный авторитет в совр. зап. муз. эстетике и социологии, убеждённый антифашист и критик бурж. культуры. Но, критикуя бурж. действительность, А. не принимал идеи социализма, они остались чужды ему. В ряде выступлений А. проявилось враждебное отношение к муз. культуре СССР и др. социалистических стран. Его протест против стандартизации и коммерциализации духовной жизни звучит остро, однако позитивное начало эстетич. и социологич. концепции А. выявлено значительно слабее, менее убедительно, чем начало критическое. Отвергая и совр. бурж. идеологию и идеологию социалистическую, А. не видел реального выхода из духовного и социального тупика совр. бурж. действительности и остался по сути дела во власти идеалистич. и утопич. иллюзий о "третьем пути", о некой "иной" социальной действительности.
А. - автор муз. произв.: романсов и хоров (на тексты С. Георге, Г. Тракля, Т. Дёйблера), пьес для оркестра, обработок франц. нар. песен, инструментовок фп. пьес Р. Шумана и др.
Литературные сочинения : Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949; Versuch ьber Wagner, Frankf., 1952; Prismen, Frankf./M., 1955; Dissonanzen, Cцttingen, 1956; Klangfiguren, B.-Frankf., 1959; Mahler. Eine musikalische Physiognomik, Frankf./M., 1960; Einleitung in die Musiksoziologie, Frankf., 1962, и др. Литература : Манн Т., История "Доктора Фаустуса". Роман одного романа, гл. V, Собр. соч., т. IX, М., 1960; Давыдов Ю. Н., Искусство и элита, гл. V: Развитие элитарной концепции искусства на основе буржуазной философии истории и социологии XX века, М., 1966; его же, Негативная диалектика "негативной диалектики" Т. Адорно, "СМ", 1969, NoNo 7, 8; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, "Вопросы философии", 1968, No 3. О. Т. Леонтьева.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Адорно Т." в других словарях:

    Адорно, Теодор Теодор Адорно Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno … Википедия

    - (Adorno) Визенгрунд Адорно Теодор (11.09.1903, Франкфурт на Майне 6.08.1969, Фисп, Швейцария). Немецкий социальный философ, социолог искусства (главным образом музыки) и литературы. Один из ведущих представителей франкфуртской школы неомарксизма … Энциклопедия социологии

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wisengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ и социолог, один из ведущих представителей франкфуртской школы. С приходом в Германии к власти нацизма А. с 1934 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. В 1949… … Философская энциклопедия

    Визенгрувд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) нем. философ, представитель франкфуртской школы, культуролог, социолог искусства. Учился в Венском ун те; изучал муз. композицию у композитора А. Берга, ученика А. Шёнберга. С 1931 … Энциклопедия культурологии

    - (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903 69), немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества (Диалектика Просвещения, 1948, совместно с М. Хоркхаймером) и идеями отрицательной… … Современная энциклопедия

    - (Adorno), ВИЗЕНГРУНД АДОРНО (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … История Философии: Энциклопедия

    - (Adorno), Визенгрунд Адорно (Wiesengrund Adorno) Теодор (1903 1969) немецкий философ, социолог, музыковед, композитор. Один из ведущих представителей Франкфуртской школы, внес крупный вклад в эстетику модернизма. Творческую деятельность А. начал… … Новейший философский словарь

    Адорно - «Негативная диалектика» В «Негативной диалектике» (1966) Адорно (1901 1969) делает выбор в пользу Гегеля как диалектика, но не систематика. Ему импонирует диалектика «Феноменологии духа» в отличие от «Логики» и «Философии права» с их… … Западная философия от истоков до наших дней

    - (Adorno) Теодор [фамилия отца Визенгрунд (Wiesengrund); А. фамилия матери] (11.9.1903, Франкфурт на Майне, 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931 33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в… … Большая советская энциклопедия

    Адорно Т. - АДÓРНО (Adorno) (Визенгрунд Адорно) Теодор (1903–69), нем. философ, социолог, музыковед, представитель франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 – в США; с 1949 – во Франкфурте на Майне. Выступил с критикой… … Биографический словарь

Книги

  • Теодор Адорно. Избранное. Социология музыки , Теодор Адорно. Теодор Визенгрунд-Адорно - немецкий философ, социолог, музыковед, культуролог. Учился в Венском университете, изучал музыкальную композицию у А. Берга, ученика А. Шенберга. С 1931 г.…

Боже правый, до такого не додумалась даже брежневская пропаганда во времена самых неистовых газетных нападок на "Битлз"!
А я такой курьёз пропустил, хоть и смакуют его на просторах Интернета уже не первый год... Собственно, не беда, что пропустил, но после того как наткнулся в Интернете на нижеследующее, сижу и ломаю голову: что заставляет людей верить в подобное ?

"...Феномен «Битлз» не был спонтанным молодежным бунтом против старой социальной системы. Наоборот, это был тщательно разработанный неуловимыми заговорщиками план ввода чрезвычайно разрушительного элемента в большую целевую группу населения, сознание которой планировалось изменить против ее воли.

Никто не обратил бы внимания на шутовскую группу из Ливерпуля и на их двенадцати-атональную систему «музыки», если бы пресса не подняла бы вокруг них настоящий ажиотаж. Двенадцати-атональная система состояла из тяжелых повторяющихся звуков, взятых из музыки жрецов культов Диониса и Ваала и подвергнутых «современной» обработке Адорно (Adorno), близким другом королевы Англии и, следовательно, Комитета 300.

Тависток и его Стэнфордский Исследовательский Центр создали специальные слова, которые затем вошли в общее употребление в среде «рок-музыки» и ее любителей. Эти модные ключевые слова создали новую отколовшуюся от социума большую группу молодежи, которую посредством социальной инженерии и обработки заставили поверить, что «Битлз» - это действительно их любимая группа.

Вслед за «Битлз», которых, между прочим, собрал вместе Тавистокский Институт, приехали и другие «Made in England» рок группы, для которых, как и для «Битлз», Тео Адорно писал всю культовую «лирику» и сочинял всю «музыку».

Автор этих строк - Джон Коулмэн (John Coleman) - или Колеман, как его именуют русские переводчики. Кто он такой, можно узнать в Википедии, а русский перевод его книги "Комитет 300. Тайное мировое правительство" (Comittee 300 ) легко найти в Сети. Обсуждать её целиком у меня нет намерения, так как я абсолютно некомпетентен в том, о чём в ней говорится, и не имею ни малейшего понятия ни о Римском клубе, ни о Комитете Трёхсот, ни о том, был ли на самом деле Борис Николаевич Ельцин выходцем из Secret Intelligence Service. Точно так же, как автор книги понятия не имеет ни малейшего понятия о музыке, отчего и написал несусветную ахинею о "Битлз" - о том немногом, что мне всё-таки известно.

Поэтому, будучи далее сдержанным в эпитетах, позволю себе не согласиться с автором, заявляющим, что "Битлз" были собраны вместе британским Тавистокским институтом человеческих отношений, чтобы сыграть ключевую роль в наркотизации и оболванивании американского населения, а музыку и тексты им, как и другим британским рок-музыкантам, посещавшим США, специально для этого писал немецкий левый философ, социолог и музыковед Теодор Адорно...

Первое . Джон Леннон и Пол Маккартни познакомились за семь лет до американских гастролей - 6 июля 1957 года, когда Джону было 16 лет, а Полу едва исполнилось 15. Джон был лидером группы Quarrymen , членом которой тогда же стал Пол. Год спустя Маккартни привёл в Quarrymen пятнадцатилетнего Джорджа Харрисона. Так был создан костяк будущих "Битлз".

Затем в группу влился Стюарт Сатклифф, а спустя некоторое время Пит Бест, заменивший временно игравшего на барабанах Томми Мура. К тому времени группа уже называлась The Silver Beatles.

Групп таких в одном Ливерпуле было что грибов после дождя - одни распадались, другие появлялись, поэтому очень трудно понять, зачем Тавистокскому Институту понадобилось собирать вместе мальчишек, исполнявших до этого со своими друзьями расхожий репертуар, и несколько лет ждать, пока они научатся сносно играть, прежде чем отправить их растлевать Америку. Проще было сразу подобрать профессионалов, приставить к ним Адорно - и дело с концом.

Второе .К моменту американских гастролей "шутовская группа", созданная, по мнению Коулмэна, специально для морального разложения и наркотизации Америки, уже несколько месяцев как была самой популярной в Британии - и не благодаря газетному ажиотажу, а после выпуска двух альбомов, занявших первое место в топе, гастролей по стране и выступления в телепрограмме "Воскресный вечер в "Палладиуме", которую смотрело 27 миллионов человек, после чего и началась битломания. А главное - "Битлз" выступили и перед королевой, что вовсе не вызвало у неё желания тут же принять ЛСД.

Третье . Если отколовшаяся от социума часть англоязычной молодёжи поверила в то, что "Битлз" их любимая группа под влиянием неких ключевых слов, изобретённых Стэнфордским исследовательским центром - чем объяснить любовь к "Битлз" в тех странах, где не говорят по-английски и где огромное число людей начало изучать английский именно для того, чтобы понимать любимую группу?

Четвёртое .Британия не является единственной родиной рок-музыки. Можно лишь утверждать, что предтечей британского рока был "ливерпульский бит", который вдохновлялся, в свою очередь, американским рок-н-роллом, появившимся в середине 50-ых. Ливерпуль - город-порт на западном побережье, куда приходили пароходы из США, на борту которых, среди прочего, непременно было некоторое количество пластинок с записями Билла Хейли, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, Фэтса Домино, которые затем расходились по всей стране. Их-то, как известно, и заслушивали до дыр будущие герои британского рока. Так что, кто кого "морально разлагал" - большой вопрос.

Пятое .Бывший рыцарь плаща и кинжала, не особо искушённый в музыкальных веяниях, смешал два термина: атональная музыка (atonal music) и додекафония или, как иногда говорят, 12-тоновая система композиции (12-tone system of composition). Вышло "12-атональная музыка" (в оригинале - 12-atonal music). Можно было бы возразить, что это непринципиальная оговорка и что по сути автор прав. В таком случае прошу внимания. Вот здесь, как мне кажется, наиболее понятное определение додекафонии: "С 1915 по 1917 год Арнольд Шёнберг служит в армии. Только в 1919 году он вновь возвращается к творческой работе и пытается придать музыке более современное звучание: разрушает консонансные и диссонансные связи и придает функциям аккордов равное значение. Тем самым он приходит к понятию атональности вместо известной до того времени тонально-гармонической организации музыкального материала, что само по себе явилось великим открытием. ...Вторым открытием Шёнберга был так называемый тематический стиль - рациональный способ работы с мелодией, в которой все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение (тона звучат в сериях - серийная техника - и обычно не повторяются раньше, чем звукоряд полностью мелодически исчерпает себя). Эта система получила название додекафонии "....

При чём тут Шёнберг, скажете вы, если речь об Теодоре Адорно? А при том, что не Адорно познакомил мир с атональной музыкой, "осовременив" некие жреческие песнопения, а его учитель Шёнберг, которого и называют отцом атональной музыки, хотя сам он считал, что её корни - в европейском Средневековье.

Впрочем, чем говорить, давайте послушаем фрагмент композиции "Лунный Пьеро", которая считается характерным образцом атональной музыки Шёнберга. Потом сравним с "Битлз".

Ну как, похоже на Yesterday ?

Смею предположить, что Джон Коулмэн не только cмешал два упомянутых выше термина, но и перепутал 12-тоновую систему композиции с традиционным 12-тактным блюзом (12-bar blues), который действительно составляет гармоническую основу рок-н-ролла. Наверное, спросил у специалистов, ему ответили, а он не так запомнил. Бывает... Слышал звон...

Шестое . Музыка "Битлз" постоянно находилась в развитии, последовательно впитывая в себя различные влияния и представляя собой гармоничный синтез самых различных музыкальных течений. Блюз и рок-н-ролл, народные песни, индийские раги, джаз - но только не атональная музыка ! С первых дней популярности группа находилась под неусыпным контролем журналистов и поклонников. Едва ли не по часам известно, где кто из "Битлз" был в какой день и с кем общался. Одно неизвестно - какие шпионские спецредства использовал всемирно известный немецкий профессор, чтобы передавать из Франкфурта-на-Майне новые песни так, чтобы никто об этом не узнал. Зато сохранились нотные черновики, варианты текстов, аудиозаписи репетиций, во время которых песни приобретали окончательный вид... К тому же, и музыканты "Битлз", и "Роллинг Стоунз", и "The Who" (также гастролировавшие в Штатах, а стало быть, пользовавшиеся услугами профессора) продолжали писать прекрасные песни и после смерти 66-летнего Адорно в 1969 году - и продолжают писать... Нужно совершенно не понимать, как рождается музыка и поэзия; совершенно не ощущать их живой ткани, чтобы видеть за всем этим злодейский заговор.

Ай да Адорно, ай да сукин сын!

М-да... Хотел я было ограничиться музыкальной темой, но не удержался, заглянул дальше:

Американская молодежь подверглась радикальной революции, даже не осознавая этого, в то время как старшее поколение беспомощно пребывало рядом, будучи не в состоянии установить источник кризиса и, следовательно, неадекватно реагируя на его проявления, которыми были всевозможные наркотики, марихуана, а позднее лизергиновая кислота. «ЛСД» была «как нельзя кстати» предоставлена для них швейцарской фармацевтической компанией SANDOZ, после того как один из ее химиков Альберт Хоффман открыл синтез эрготамина - одного из мощнейших изменяющих сознание наркотиков. Комитет 300 финансировал этот проект через один из своих банков S. C. Warburg, а в Америку наркотик завез философ Олдос Хаксли.

Как нельзя кстати? Странно, что бывший сотрудник спецслужб не знает, что Хоффман открыл ЛСД ещё в 1938 году (Хаксли уже год как переехал в Штаты), впервые описал случайно обнаруженный эффект в 1943 году, а первыми в 60-ые годы активно экспериментировать с ЛСД начали именно американские психиатры, которым предоставила пробы фармацевтическая компания. Пропагандировал его в США профессор Тимоти Лири с соратниками - и только после массового употребления (как и в случае с морфием, который прежде продавался в аптеках как лекарственное средство) стало ясно, что "расширением сознания" дело не ограничивается...

"Белый или белый со слегка сероватым или кремоватым оттенком кристаллический порошок без запаха. Мало растворим в воде и спирте. Усиливает ритмические сокращения матки и повышает ее тонус; по сравнению с эргометрином действует более продолжительно, хотя эффект развивается несколько медленнее. Применяют в акушерско-гинекологической практике в раннем послеродовом периоде при гипо- и атонических кровотечениях, во время и после кесарева сечения, при субинволюции матки после родов и аборта, обильных дисфункциональных маточных кровотечениях и геморрагиях, связанных с миомами матки".

Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но у меня создалось впечатление, что что швейцарская фармацевтическая компания занималась не производством наркотиков по чьему-то заказу, а создавала новые лекарства, в числе которых и был эрготамин, синтезированный в лаборатории в 1961 году. А Джон Коулмэн услышал очередной звон.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.

Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.

С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.

В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.

В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».

С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.

По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.

Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).

В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.

Книги (8)

«Диалектика Просвещения» вышла в свет у Керидо в Амстердаме в 1947 году.

Книга, поначалу расходившаяся с трудом, теперь давным-давно распродана. Если спустя более чем двадцать лет мы ныне вновь издаем эту работу, то идем на это, не только уступая многочисленным просьбам, но и будучи убеждены в том, что многие из содержащихся в ней идей и сегодня отвечают духу времени и в значительной мере стати определяющими для наших последующих теоретических усилий. Постороннему взгляду вряд ли удастся легко представить себе, до какой степени являемся мы оба ответственными за каждую ее фразу.

Обширные разделы диктовались нами совместно; напряжение между двумя интеллектуальными темпераментами, соединившимися в «Диалектике», стало элементом ее жизни.

Избранное: социология музыки

В книге публикуются произведения одного из создателей социологии музыки Теодора В. Адорно, крупного немецкого философа и социолога, многие годы проведшего в эмиграции в Америке.

Выдающийся музыкальный критик, чутко прослушивавшийся к становлению музыки новейшего времени, музыки XX века, сказавший весомое и новое слово о путях ее развития, ее прозрений и оправданности перед лицом трагической эпохи, Адорно предугадывает и опасности, заложенные в ее глубинах, в ее поисках выхода за пределы возможного.

Исследование авторитарной личности

Теодор Адорно сразу же после окончания второй мировой войны становится руководителем крупного эмпирического исследования по изучению корней авторитаризма, проведенного в Западной Германии и США.

Результаты исследования показали опасность дрейфа человеческого миропонимания в сторону укрепления пустого автоматизма сложившихся стереотипов, действований по правилам, узаконенным лишь одной привычкой. Адорно выяснил весьма симптоматическое для антидемократической структуры сочетание таких личных черт, как конвенциальность, покорность власти, деструктивизм и цинизм.

Негативная диалектика

Над текстом «Негативной диалектики» Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в College de France в Париже.

Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками; первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента «Мировой дух и всемирная история» заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантонского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.

Теодор Людвиг Визенгрунд Адорно (нем. Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno, 11 сентября 1903, Франкфурт-на-Майне, Германская империя, — 6 августа 1969, Висп, Швейцария) — немецкий философ, социолог, композитор, музыковед. Представитель Франкфуртской критической школы.


Теодор Адорно родился в обеспеченной буржуазной семье еврейского (отец) и итальянского (мать) происхождения.


С 1913 по 1921 год Теодор Адорно, слывший в детстве вундеркиндом, учился в гимназии имени кайзера Вильгельма, которую окончил экстерном. Гимназистом он также поступил в местную консерваторию.


В 1921 году Адорно поступил во Франкфуртский университет имени Иоганна Вольфганга Гёте, где изучал философию, музыковедение, психологию и социологию. В конце 1924 года он защитил диссертацию, посвящённую феноменологии Эдмунда Гуссерля.


В 1925 году он поселился в Вене, где изучал композицию у Альбана Берга, с которым познакомился годом раньше во Франкфурте, и брал уроки игры на фортепиано у Эдуарда Штойермана. Однако уже в 1926 году, разочаровавшись в иррационализме Венского музыкального кружка, вернулся во Франкфурт, где работал над диссертацией о мысли Имманиуила Канта и Зигмунда Фрейда («Концепция бессознательного в трансцендентной теории разума»), которая так и не была принята. С 1928 года примкнул к возглавляемому Максом Хоркхаймером Институту социальных исследований, на базе которого сформировалась «Франкфуртская школа» неомарксизма (формальным сотрудником стал числиться с 1938 года), а также публиковал статьи в издаваемом там «Журнале социальных исследований».


С 1921 по 1932 год всего вышло порядка сотни музыковедческих статей Адорно (в 1928-1931 годах выступал также как редактор венского авангардистского музыкального журнала «Der Anbruch»). Первой философской публикацией стала габилитационная диссертация 1930 года «Конструкция эстетического у Кьеркегора», написанная под руководством теолога-экзистенциалиста и христианского социалиста Пауля Тиллиха.


По возвращении во Франкфурт Адорно преподавал в университете. Свою вступительную лекцию в качестве приват-доцента, тема которой была обозначена как «Актуальность философии», прочёл в мае 1931 года.


Приход нацистов к власти застал его врасплох: в отличие от своих товарищей, тоже придерживавшихся левых взглядов евреев, он не выехал из страны сразу, а решил выжидать, но уже в сентябре 1933 года как «неариец» был лишён права на преподавание. Это заставило его в 1934 году эмигрировать в Великобританию, а затем, в 1938 году, в Соединённые Штаты, куда его пригласил Хоркхаймер, сделав штатным сотрудником своего института. В 1938-1941 годах Адорно работал в Нью-Йорке директором научно-исследовательского проекта радиовещательной компании, а в 1941-1948 годах — содиректором исследовательского проекта Калифорнийского университета в Беркли. Со своим коллективом (Эльза Френкель-Брюнсвик, Дэниел Левинсон, Невит Сэнфорд) итоги этого исследования изложил в книге «Авторитарная личность» (1950).


В 1949 году вернулся во Франкфурт-на-Майне, став в 1953 году руководителем Института социальных исследований, а в 1963 году — председателем Немецкого социологического общества.