Поминают ли покойного в день его рождения. Как помянуть усопшего в годовщину смерти? Основные тонкости ритуала

Смерть близкого человека - это большое горе. И особенно драматично, когда это событие совпадает с днём его рождения, хоть это происходит довольно редко. Случается, что по семейным или непредвиденным жизненным обстоятельствам не выходит организовать поминание в назначенный день. Тогда люди планируют его на другую дату, но что делать, если она случайно совпадает с днём рождения усопшего? В подобных случаях родственники и близкие начинают задумываться, можно ли поминать покойного в день, когда он родился, либо правильнее будет перенести поминки на день раньше или позднее.

Как поступали наши предки

Наши предки годами изучали законы жизни и природы, и во многих сферах понимали больше, чем современное прогрессивное общество. В те далёкие времена люди так же уважительно относились к обрядам и соблюдали традиции, но, обладая важными знаниями, они поступали не так, как привычно для последующих поколений. К примеру, было не принято посещать кладбище и приносить на место захоронения поминальную еду и соответствующие атрибуты (полотенца, свечи). Также не устраивали поминальные процедуры в кругу семьи в честь дня рождения умершего человека.

Можно посчитать это неуважением и подумать, что родные забывали о таком важном дне, но это связано с поверьем того времени, которое гласит, что день смерти является новым днём её рождения. Так как душа навеки покинула тело, именно эта дата считается достойной поминания. Смерть считалась моментом возрождения души в новом теле, поэтому поминали покойного в день его ухода в иной мир. Поминание усопшего в день рождения считалось плохим поступком, насильно возвращающим ушедшего в прошлую жизнь, не давая ему возродиться заново. Также это плохо влияет на душевное состояние родных покойного, которые угнетают себя печальными мыслями и не могут отпустить родного человека.

Мнение священников

Для тех, кто не знаком с основными правилами христианства, может стать новостью, но православные священники считают поминки с пышно накрытыми столами и наличием спиртных напитков - языческими атрибутами, сохранившимися с давних времён. Душа покойного не нуждается в пище и алкоголе, поэтому подобные вещи не обязаны присутствовать на процедуре поминания. Не исключается присутствие на столе простой мирской еды: риса, мёда, хлеба. Но нет места для алкогольных напитков там, где вспоминают молитвой и добрым словом покойного родственника.

Главное правило для живых - поминать ушедших молитвой, вымаливать упокоение их душ. Традиционными поминальными днями с трапезой считаются третий, девятый и сороковой дни. Православная церковь не запрещает поминать усопшего в остальные дни, в том числе и день рождения, но это должно быть, в первую очередь, молитвенное поминание.

Смерть человека не заставляет его родных и близких забыть о нем. Одним из обязательных ритуалов, свидетельствующих о том, что человека помнят и любят, считается посещение места захоронения усопшего. Чаще всего оно совмещается с знаменательными церковными праздниками, или необходимость наведения порядка на могиле. А можно ли это делать в день, когда покойный родился?

По мнению представителей православной церкви нет ничего предосудительного в желании родственников усопшего в посещении его могилы в день его появления на свет. Желательно при этом заказать заупокойную службу, и раздать милостыню нуждающимся. Могила может быть при этом украшена с помощью цветов и на ней следует поставить свечку. Устройство при этом распития спиртных напитков церковью не приветствуется.

Главное, как считают священнослужители, чтобы у пришедших в это день на кладбище было желание вознести молитву об усопшем и их переполняли благие намерения. Рекомендуется при посещении захоронения воздержаться от плача, так как это заставит душу маяться без возможности отыскать покой для себя.

Отсутствуют какие-то временные ограничения для прихода на могилу близкого человека, так же нет каких-то рамок устанавливающих промежуток времени в течение которого можно там находиться.

Правила поминовения усопшего в день его рождения

По мнению священников этот день не является каким-то особенным. Если человек умер, то его значение теряется само собой. А потому ответ на вопрос о том, каким образом надо поминать в этот день очень прост - как в любой другой. Не существует каких-то особых процедур и обычаев на этот счет.

Можно совершить следующие действия:

  • Заказать в церкви поминальное богослужение.
  • У могилы выполнить общее молитвенное правило.
  • Раздать нуждающимся милостыню.

После возвращения домой можно организовать для родственников и соседей угощение в виде поминальной еды или сладостей. Такие действия еще раз напомнят об усопшем предоставив дополнительны повод вознести молитву о его душе.

От чего следует отказаться в этот день:

  • От устройства пышных поминок.
  • От распития напитков, содержащих алкоголь.
  • От привоза еды на могилу и поедания ее там.

Умершего можно помянуть дома и в церкви, а на могилу сходить в любой другой день.

Отношение к этому дню в старые времена

В те далекие времена не было принято в день рождения усопшего ходить н его могилу. Соответственно ничего и не приносилось на нее: ни поминальная еда, ни полотенца. Эту дату даже не вспоминали в кругу семьи, члены которой как будто забывали о самом ее существовании.

Считалось что после того, как человек скончался, и душа покинула его тело он теряет право на день рождения. И этот статус теперь переходит на дату, которая является одновременно и последней для тела, и первым для обновленной души. Ведь ее возрождение происходит сразу же после отделения от старого тела.

Совершая поминальные действия в дату рождения, принятую при жизни, родственники помимо своей воли пытаются вернуть душу в ее старое существование. Это причиняет ей беспокойство, не давая спокойно существовать в новой ипостаси. По этой причине не было принято устраивать никаких поминальных трапез.

Кроме того, наши предки считали, что, устраивая подобные поминальные мероприятия, родственники рисковали сами оказаться под негативным воздействием. Оно будет проявляться в угнетении их души и сознания, что может негативно отразиться на психическом состоянии.

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

Религиозное чтение: молитва усопшему на день рождения в помощь нашим читателям.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Как отмечают день рождения умершего человека в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Каждый человек рано или поздно теряет близкого. К сожалению, это случается в каждой семье. После пережитого горя многие начинают задумываться о том, как правильно отмечать поминки, в какие дни и что делать в день рождения умершего. В этом вопросе попробуем разобраться ниже.

Когда правильно поминать усопшего

Как известно, согласно православным канонам, в честь усопшего человека принято устраивать поминки (поминальную трапезу). Этот ритуал позволяет близким и родственникам покойного провести ритуал в его честь во имя памяти его.

Согласно православным традициям, поминать умершего человека следует непосредственно в день его похорон, спустя 9 дней и на 40-й день. В народе устраивают поминки еще и на годовщину смерти, и на день рождения усопшего.

Отмечают ли день рождения умершего

Очень редко бывают такие случаи, когда человек умирает в день своего рождения. Иногда бывает и так, что родственники по некоторым причинам хотят помянуть усопшего на день раньше, а эта дата по случайности выпадает на его день рождения. В таких случаях многие теряются и не знают можно ли поминать в день рождения умершего.

Нужно отметить, что наши предки несмотря на то, что в истории считается что они были безграмотными по сравнению с современным человеком, почитали православные традиции намного правильней и знали намного больше толку в житейских вопросах чем современные люди. Они особо относились к погибшим и умершим.

В те времена никогда, и никто не носил на кладбище полотенце и поминальную еду в день рождения покойного. Этот день абсолютно никак не отмечали. И связанно это было с тем, что в старину отдавали предпочтение мнению о том, что после смерти умершего человека дня рождения, когда душа была в этом теле нет. Как только душа покидает тело так дата смерти сразу и становится датой его рождения.

Вообще в православии считается, что человек имеет три даты рождения:

  • первая – дата рождения, когда человек появился на свет;
  • вторая – дата крещения;
  • третья – дата, когда человеческая душа отходит в мир иной.

Поэтому после смерти нужно поминать последнюю дату рождения, то есть дату смерти. Поминая душу в дату рождения человека на землю, родственники невольно тянут ее в прежнее существование, не давая усопшему покоя. Поэтому таких поминальных трапез предки не устраивали.

Как отмечаю день рождения умершего в современности

В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.

Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.

Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.

Современный взгляд на поход на могилу в день рождения покойника

Современные люди мало суеверные, поэтому мало кто сегодня будет интересоваться вопросом что делать в день рождения умершего человека. Люди все чаще начинают обращаться в церковь. В этот день как правило несут поминальную панихиду, чтобы священнослужители помолились за покой души усопшего.

Также рекомендуется вместе со священником отправится на могилку покойника, чтобы он там почтил память усопшего и почитал молитву. Очень часто после такого обряда родственники остаются рядом с могилой и высказывают близкому человеку все свои ненастья, беды и неприятности. После чего приходят домой и начинают поминальную трапезу. Во многих странах в этот день принято раздавать родственникам и соседям угощения в виде сладостей, чтобы те помянули усопшего.

Ходить на кладбище в день, когда покойника родился в живой мир сегодня стало уже твердой традицией, которую принимает церковь. Ей следуют многие не суеверные. Также они не следуют таким ограничениям как посещение кладбища в зимний период времени или посещение после полу дня и с пустыми руками.

На самом деле такая практика не является обязательной или принудительной. Ведь каждый человек сам в праве решать, как ему поминать близкого человека. Даже если не получится посетить в этот день кладбище – ничего страшного тут нет. Главное, чтобы об усопших остались в памяти только хорошие и позитивные воспоминания.

Посещение кладбища – является возможностью отдать покойнику должное. Если есть возможность и желание, то такой ей нельзя пренебрегать.

Как правильно поминать усопших.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Бочарова Наталия. Молитва.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина.

Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, кому-либо из родственников следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Александр Смирнов.У гроба святого

Шатрова Н.КНИГА БЫТИЯ

An Old Woman Praying, circa 1655, by Nicolaes Maes (1634-1693)

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии.

Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отошедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.

ANTONELLO da Messina.Virgin of the Annunciation

Carl Kronberger.A Portrait Of A Woman With A Book Of Prayer.

Жуков Фёдор Иванович.Молитва.

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок “О упокоении” такие же, как и записок “О здравии”.

Молящийся старик.Рембрандт, Харменс ван Рейн

Евангелие, читаемое на заупокойной литургии в родительскую субботу

ANTONELLO da Messina.Virgin Annunciate

25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.

26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.

28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;

29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.

30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.

Православные молитвы поминовения усопших

Молитвы об усопших считаются важным церковным ритуалом, помогающим душе умершего обрести покой. Какую читать молитву по усопшему до 40 дней каждый день, чтение какой молитвы за упокой души до 1 года за родителей, родственников, мужей, жён, следует выбрать, чтобы правильно помянуть новопреставленного (недавно отошедшего в мир иной) близкого человека, давно умершего отца, мать?

До 40 дней души усопших нуждаются в молитве. Молитвы об усопших, как правило, читают родственники дома или в храме, тексты молитв могут быть короткие, длинные, в дни поминовения подходят мольбы, произнесённые своими словами.

Первые 3 дня после смерти, согласно повествованию Святых Отцов, душа находится возле тела. После 3 дней душа новопреставленного умершего переходит из земной жизни в духовный мир, где каждой душе представляется возможность понести ответ за содеянные земные дела, ответить за совершённые грехи. На 40 день Божий Суд заканчивается, и душа перемещается в рай либо в ад. Первые 40 дней очень важны для душ усопших, молитвы особенно необходимы в эти дни.

Разгадамус считает познавательным. Самые важные для православных христиан – молитвы об усопших; читается православная молитва на Литургии в храме во время богослужения, в процессе поминальной Панихиды священниками. Дома, кроме молитвы, можно читать Псалтырь – это священная книга псалмов, которая читается коллективно, единолично в церкви либо в домашних условиях пред иконами. Псалтыри по усопшим можно читать на годовщину смерти родителей, мужа, жены, в любой другой день, правильно читать дома следует с горящей свечой либо лампадкой.

Как молиться в дни поминовения, какие молитвы за усопших должны иметь православные христиане? Предлагаем самые сильные православные молитвы поминовения, читать которые можно в Родительские поминальные субботы, после смерти родителей (отца, матери) до 40 дней либо умершей жены, мужа, родственника каждый день. После Христовой Пасхи, согласно церковному православному календарю, ежегодно православные христиане отмечают праздник Радоница или Родительский день (в 2017 году число – 25 апреля); надеемся, что доступные тексты, опубликованные в этой статье, будут использованы многими верующими в приближающийся день поминовения.

Молитва за упокой души усопшего

Молитва об усопших родителях

Молитва об усопшем до 40 дней

Молитва об усопших короткая

Больше всего верю в силу понятного текста. Читала сегодня краткую молитву она мне понравилась думаю души мамы и папы услышали меня.

Траурные темы затрагивать нужно обязательно чтобы не забывать о тех кто умер пусть давно но нуждается в нашей помощи - молитве за упокой!

Насколько я знаю каноны православия за новопреставленного в церкви в первую очередь заказывают панихиду чтобы господь помиловал его душу, молитва если она сильная помогает и умершему и родственникам оплакивающим близкого человека

стыдно сказать, даже и не знала, что есть специальные тексты за упокой, которые можно читать на кладбище и т.п. да и не обращала внимания никогда, чтобы кто-то на могилках молился?

Важно не где молиться за усопших (дома, на кладбище, в церкви) как это делать - осознанно или как некоторые читают текст на автомате заучив его не вникая в смысл.

после того как умерли родители молилась до 40 дней и после 40 дней со дня смерти. сначала умер отец через 3 месяца за ним мама. поняла из рассказа священника - за новопреставленного лучше читать в церкви во время панихиды, а дома само собой.

Душам умерших требуется молитва до 40 дней как новоприставленным так и после прохождения чистилища. Помнить и не забывать нужно про тех кто уже отошел в мир иной постоянно, они нашу заботу чувствуют - души имеется ввиду.

если я правильно поняла смысл текста молитвы ее можно читать об упокоении и помиловании души умершего человека?

Поминальные молитвы для этого и читаются, чтобы Господь помиловал душу новопреставленного и подарил ему Царствие Небесное.

Я для себя выбрала короткую молитву за усопших УПОКОЙ ГОСПОДИ. читаю ее на Радоницу, Родительские субботы в поминальные дни памяти со дня смерти или в день рождения родителей. Текст молитвы целенаправленный и доходчивый аж слезы наворачиваются когда читаешь.

Спрашивала в церкви сказали - поминать умершего можно в какой угодно день. Лучше чаще заказывать молебен особенно недавно усопших до 1 года.

Лучше всего регулярно заказывать молебен об усопших в церкви. Один раз в год прочитать молитву - недостаточно.

Кто-то говорит про один раз в год. Поминать усопших молитвой надо каждый раз, как приходите на кладбище, при чем ДВА раза: сначала сразу по приходу, потом перед уходом.

Не знала что за упокой молитва на кладбище читается два раза?! Буду знать - спасибо за подсказку.

Любое копирование материалов с Разгадамус.ру запрещено.

Поминовение усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).

Поминове́ние усо́пших - богоугодное действие, ходатайственного характера, направленное на улучшение участи усопших.

Для христианина смерти, как исчезновения, или прекращения существования, нет. Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Любовь не умирает

Плодом жизни любого человека является только одно – любовь, которую он смог проявить в своей жизни. После временного разлучения души и тела до Страшного Суда, усопший уже не может творить дела любви, но его любовь может умножаться через его близких в его память.

Близкие могут духовно возрождаться, желая помочь усопшему, поминать его на Литургии, молиться о нём, творить дела милосердия в его память.

Поминовение на Божественной литургии

«Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии . Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо…» (архиеп. Иоанн (Максимович)).

Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, «…молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, – помилование от Господа».

Для молитв за умерших назначен особый день в седмице – суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день).

Помимо частных поминовений усопших, Святая Церковь установила общие поминовения. Дни особого общего поминовения усопших называются родительскими субботами. В эти дни поминаются все от века умершие христиане. Почему именно в субботы, а не в другие дни, полагается моление об упокоении душ? Потому что день субботы, как день покоя, по своему значению есть наиболее примечательный для моления – упокоить умерших со святыми. А родительскими они называются потому, что каждый человек поминает, прежде всего, самых близких людей – своих родителей. Это:

– Мясопустная вселенская родительская суббота за неделю перед Великим Постом;

– Троицкая вселенская родительская суббота перед днем Святой Троицы;

– Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста;

– Димитриевская родительская суббота (за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского – Небесного Покровителя благоверного великого князя Дмитрия Донского); Радоница (во вторник второй недели после Пасхи),

– 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

Накануне родительских дней вечером в храмах совершаются парастасы – заупокойные всенощные бдения, а после литургии бывают вселенские панихиды .

Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст – это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве . Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим . На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении – своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви – некрещеных, еретиков и т.д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

Кроме молитвы за усопших ещё одним действием поминовения их является милостыня . Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

Оценка 4.6 проголосовавших: 8

Нет такой семьи, в которой бы не вспоминали об умершем в день его рождения. Разумеется, рано или поздно, большинство людей задаются вопросами о том, насколько этот обычай соответствует православным традициям и каковы правила поминовения.

Церковь призывает к поминовению покинувших этот мир близких не только в день их рождения, но и в другие даты. Кроме того, вспоминать об усопшем в молитвах не возбраняется в любое время.

Нужно ли в этот день посещать кладбище?

Среди принятых в народе негласных правил того, как поминать усопшего в его день рождения, имеется обычай посещения кладбища. Православная церковь ни в коем случае не препятствует этой традиции. Однако многие священники обращают внимание прихожан на то, как они ведут себя при посещении могилы.

Речь не только о неумеренном употреблении спиртного, но и о привычке обихаживать захоронение. Памятные даты, такие как день рождения, похорон, смерти, не являются лучшим временем для того, чтобы покрасить оградку или же заняться иными мелочами. Для этого есть другие дни. Не следует забывать о благоустройстве места последнего пристанища близкого человека и вспоминать о необходимости этого лишь в дни поминовения.

Что делать на месте захоронения?

Если, придя на могилу в особую дату, не стоит заниматься хозяйственными хлопотами, то что же тогда делать? Как поминать умершего в его день рождения? Просто постоять рядом с надгробием? Подобные вопросы обычно возникают у людей суетливых, привыкших к тому, что в каждую минуту жизни у них имеется какое-либо занятие, приносящее пользу.

Правила поведения на кладбище при поминовении ушедшего в мир иной человека в дату его рождения запрещают суету и хлопоты, занятия тем, что можно сделать и в другой день. В этот же будет уместно:

  • разместить цветы как искусственные, так и живые;
  • поставить и зажечь свечку или же небольшую лампаду;
  • оставить у надгробия какой-либо предмет, который пришелся бы по душе покойному.

Что касается оставления предметов, то это очень древняя традиция, присутствующая в каждой человеческой культуре. Вполне вероятно, что данный способ того, как поминать усопшего в его день рождения, гораздо старше, чем христианство и его обычаи.

Нужно ли молиться об усопшем дома?

Как правило, люди заказывают молебен в храме в такую дату. Однако подобная возможность имеется не у каждого. Не все могут и просто прийти в церковь. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться или пренебрегать обращением к Господу. В том, как поминать усопшего в его день рождения, не приходя в храм, помогает домашняя молитва.

Слова в таком молении допустимы любые. Важно не забыть поблагодарить Бога за каждый день, проведенный с покойным, при его жизни, разумеется, и попросить милости для души почившего.

Пример текста:

«Господи Всемогущий, всемилостивый и Всевидящий. Все мы пребываем в воле твоей, от тебя исходим и к тебе возвращаемся. Благодарю тебя Господи за милость твою к рабу (имя умершего) в ходе жизни его. Молю тебя о милосердии и прощении к душе его. Молю допустить в твое Царствие и не дать сгинуть в геенне. Аминь»

Как поминать в церкви?

Как поминать усопшего в его день рождения в церкви? Конечно же, заказать соответствующий дате молебен. Для этого вовсе не нужно вникать в тонкости православных традиций, достаточно лишь побеседовать с батюшкой или работниками церковной лавки. Они обязательно объяснят, какой именно молебен требуется.

Однако если заказать поминовение возможности нет, то отказываться от посещения храма не нужно. Помолиться за усопшего вполне можно и самостоятельно, используя собственные, простые, понятные и искренние слова.

Конечно же, не каждый человек может найти нужные фразы для того, чтобы выразить в молитве свои мысли, чаяния, печаль, тревоги или иные чувства. В подобной ситуации в том, как поминать усопшего в его день рождения, помогут готовые тексты.

Разумеется, души отличаются. Поминовение детей требует одних слов, супругов - других. Однако главное, что должно быть в подобной молитве - искренность и понимание того, что именно говорится. Использование устаревших терминов, которыми нередко наполнены тексты обращений к Господу, совершенно не требуется. Если молящийся не понимает смысла этих слов или же затрудняется в их произношении, то они превращаются в энергетический мусор, отвлекающий человека. Молящийся начинает думать только о том, как правильно произнести мудреные слова и не забыть их, а вовсе не вспоминает об усопшем и уж тем более не концентрируется на обращении к Богу.

Как помянуть детей в молитве?

Одно из самых жутких испытаний среди всех, которые выпадают на долю человека, это смерть детей. Не всем под силу пережить подобное, не впав в отчаяние, не потеряв веру в промысел божий и сохранив тепло в душе. И слабым утешением даже для глубоко верующих людей является мысль о том, что их чадо пребывает в лучшем мире, чем земной.

Поминальная молитва в таких ситуациях нужна. Она помогает человеку вспоминать об усопшем не со слезами и отчаянием, а с улыбкой. Разумеется, для этого требуются не только поминальные моления, но и время.

Пример текста:

«Господи Боже, Всемилосердный и Всемогущий! Утешь сокрушенное сердце раба твоего (имя собственное). Не оставь в нем места для скорбей и уныния, позволь ему наполниться радостью за дите мое (имя усопшего), в лоне твоем пребывающее. Как призвал к себе, так не оставь своей милостью душу невинную. Не дай душе дитя моего (имя усопшего) познать неземных горестей, не отринь от своего Царствия, упокой с миром, Господи. Аминь»

Как помянуть супругов в молитве?

В современном мире достаточно актуален вопрос о том, поминают ли усопших в их день рождения оставшиеся на этом свете супруги в том случае, если с покойными они находились в разводе. У церковнослужителей единого мнения в данном вопросе нет. С точки зрения церкви, развод является нонсенсом, из ряда вон выходящим событием и допускается лишь при наличии объективных причин. К примеру, физиологической несостоятельности одного из супругов. Но мирская регистрация отношений и браком не является в принципе. То есть для священника пара не обвенчанная - не муж и жена. С другой стороны, православное духовенство в нашей стране не проявляет особой жесткости в вопросах брака ввиду того, что народ перенес десятилетия безверия.

Поминовение бывшего супруга не возбраняется, как и любого другого человека. Однако молиться за него нужно просто, не делая акцент на близости. То есть достаточно обычного текста.

Совершенно иное отношение требуется при молитве за почившего супруга, с которым была разделена пополам вся жизнь, с ее радостями и горестями. У многих людей возникает вопрос о том, можно поминать усопших в день их рождения молитвой самостоятельно, ничего не заказывая. Разумеется, церковью подобное поминовение одобряется.

Пример текста:

«Господь Вседержитель! Пребываем мы в воле твоей, Господи. По ней приходим в мир земной. По воле твоей несем испытания до той поры, пока не призовешь к себе. Без ропота, но с печалью в сердце обращаюсь к тебе, Господи. Молю тебя, дать сил мне (имя собственное) перенести утрату. И возрадоваться за супруга моего (имя почившего), в Царствие твоем пребывающего. Молю тебя не оставить душу его, не дать узнать гнев твой и допустить райских кущ. Молю дать успокоение душе его и наполнить сердце мое благодарностью. Аминь»