Семь бесов. Мария магдалина и ее семь бесов история,мир людей. Воздавайте благодарение и хвалу

Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Отец Олег Моленко

СЛОВО О БОЖЕСТВЕННОЙ И РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЕ

Как у нашего Господа Бога и в Его истинной Церкви все дивно, непостижимо, нетривиально, неожиданно и нелогично (по логике мира сего падшего) бывает!

Разбойник - покаявшись и исповедав на кресте своем Христа истинным Богом - первым вводится Господом в рай! Одержимая семью демонами профессиональная блудница, по ее обращении Господом Иисусом к Себе, становится Его невестой, Апостолом для Апостолов Христовых и вселенской равноапостольной проповедницей Евангелия Христова! Женщина, да еще бывшая блудница - и проповедница слова Божьего! Кто не удивится этому чуду? Кто не прославит Бога, сотворившего такое удивительное дело?

Только наш любвеобильный Господь Иисус смог разглядеть в этой одержимой бесами блуднице свой дивный и драгоценный сосуд, сосуд Духа Святого, Свою преданную и верную избранницу и невесту! Господь смотрел не на ее лицо, не на ее злые дела и грехи, не на ее немощи, не на ее порочное положение в обществе, а на ее любящее и тоскующее по Богу сердце! Из толщи греховной грязи, из ужасных жизненных обстоятельств, из тяжкой одержимости семью демонами пробивал у блаженной Марии из Магдалы луч внутреннего несогласия со всем этим безобразием, внутренняя тоска по Богу и надежда на изменения к лучшему! Сама она ничем не могла помочь себе, ибо была в полной власти у семи злых духов, которые насильно против ее воли и желания сделали из ее женского естества проститутку. Эта Мария была прекрасно сложена и внешне выглядела очень красиво, чем, естественно, и привлекала мужчин. Она не искала блуда, не стремилась к нему и не находила в нем для себя никакого удовольствия. Но так сложились у нее обстоятельства, что нужда и влияние демонов сделали из нее профессиональную блудницу, которая торговала своим телом. Она мучилась от сидящих в ней демонов и от этой неизбежности продажных совокуплений с посторонними лицами, но никак не могла вырваться из порочного круга.

Надо отметить, что эта профессия в то время в Палестине, в условиях действия закона Моисея была весьма опасной, ибо всякий раз ее могли схватить и побить камнями всем обществом. Многие из тогдашних блудниц так поплатились за свое греховное ремесло. Но Господь Бог хранил пребывающую под гнетом греха Свою будущую избранницу, которую Он провидел. Ее дивная внешняя красота и необыкновенная внутренняя гармоничность ее личности так воздействовали на ее клиентов, что высокопоставленные из них щадили ее, покрывая своей властью, для тайного пользования ею. Вот почему, хотя она прослыла в обществе известной блудницей, ее никто не осмеливался потревожить из-за протекции скрытых, но влиятельных в том обществе лиц. Сама же она томилась и мучилась, и ждала освобождения, как Божьего чуда.

И вот неожиданно это Божье чудо свершилось! Бог в Лице нового Учителя и Проповедника Иисуса Христа вышел на Свою общественную проповедь, которую начал с призыва к покаянию. Мария, как только услыхала от других лиц о необыкновенном Проповеднике и Учителе, так ее потянуло к Нему с невероятной силой! Никакие демоны не могли удержать ее стремление к Источнику своей жизни, свободы и блага! Как только она впервые увидела Христа, то в ней все перевернулось! Она так затрепетала, так обрадовалась своему невероятному счастью и, вместе с тем, так ужаснулась своему безобразию и своему мерзкому состоянию, которое так отчетливо узревалось на фоне чистейшей Личности Иисуса, что ничем не могла выразить переполняющие ее чувства кроме как плачем, рыданием и обильными слезами! С этой минуты для нее весь этот видимый мир перестал существовать! Ей уже было все равно, что подумают, что скажут или что сделают с нею люди! Она от всего своего естества и существа возлюбила единого Господа Иисуса Христа и всемерно устремилась только к Нему! Он для нее стал всем: смыслом жизни, надеждой на благое исправление, единственной целью, Источником всякого блага! Но прежде всего ей нужно было получить от Него прощение своих грехов и изгнание живущих в ней демонов. Какое это было досточудное и дивное обращение! Какое прилепление ко Христу! Какое возлюбление Иисуса!

В таком настроении, в таких чувствах и в великой надежде она предстала перед очи Своего Господа и Владыки. О, как же она скорбела внутренне о своей греховности и недостоинстве! О, как она смирилась! Как она возлюбила Бога во Христе! Ее любовь ко Христу повлекла ее в чужой и недружелюбный для нее дом фарисея Симона. Она не обращала внимание на презрение и усмешки встречающих ее лиц, ни во что вменяла их вражду. Она думала только о Христе Боге и стремилась только к Господу Иисусу! Иисус видел ее душу, видел ее любовь, видел всю ее прошлую жизнь и ее будущее. Он принял ее, как любящий Отец принимает свою вернувшуюся из дальнего странствия любимую дочь! Он изгнал из нее семь бесов и принял ее деятельное покаяние, которое она публично принесла при всех присутствующих в доме фарисея Симона.

Лк.7: « 37 И вот, женщина того города, которая была грешница, узнавши, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром».

А женщина эта и была блудница Мария из Магдалы, известная тому обществу. Мария, именуемая Магдалиной, пришла в дом фарисея не как равная фарисею, не как его подданная, не как разделяющая его взгляды. Она для фарисея была не только посторонняя, чужая, чуждая, но ещё и презираемая грешница, с которой бы он ни сел рядом ни есть, ни общаться, ни, тем более, молиться! У него и в мыслях не было такого, он даже дерзнул об этом укорительно заявить Господу Иисусу.

Но она пришла не к фарисею. Она пришла в дом его, но не к нему, а к находившемуся там Господу! Какое удивительное, какое дивное и все преодолевающее стремление этой женщины ко Христу! А мы, находящиеся в значительно лучших условиях, так ли стремимся к Нему? И сейчас есть души, которые идут к Господу, но в дом фарисея, т.е. в церковь фарисейскую, лицемерствующую, отступническую. Они не знают, где ещё Господь на самом деле бывает, но они думают, что там Он бывает иногда или может бывать по Своему снисхождению. Они ошибаются и это простительно только до момента издевательства над Ним этими неофарисеями и распятия этими лицемерами. После этого меняется всё и ходить к ним никак нельзя!

И вот Мария кающаяся приходит к Господу Иисусу. Она не вступает в общение с фарисеем, с гостями, с домочадцами и другими находившимися там лицами, она сразу приносит алавастровый сосуд с миром и повергается к ногам Иисуса. Миро - это очень дорогое благовонное вещество. Такая жертва с ее стороны многое говорит нам. Значит, она вложила в приобретение этого сосуда с миро много денег, а может, и все деньги, какие у неё были! Из этого мы можем увидеть то, что она для Господа пожертвовала всем и этим самым отреклась от своего греховного жительства и от мира сего. Этим она показала, что Господь Иисус для нее отныне самое большое сокровище, единственное сокровище ее жизни! Деньги, потраченные ею, были нажиты работой продажной женщиной, но она от них отказалась, и все вложила в свое деятельное покаяние.

Поучимся у этой дивной женщины ее самоотвержению, ее покаянию, ее вере во Христа и прилеплению к Нему! Она для Христа ничего не жалела! Мы, при своем обращении так ли поступали? Для многих обратившихся ко Христу тяжело давать положенную десятину, а не то что отдать все свои накопления.

Покаяние Марии было представлено вот этим сосудом благовонного миро, возлитым на Христа вместе с ее слезами, и отиранием волосами ног Спасителя! Христос Бог принимает ее дивное покаяние и ее решительный и окончательный отказ от греховной жизни, ее самоотверженное обращение к Богу как благовонное миро! Но в этом дивном покаянии Господь Иисус Христос принимает и любовь Марии к Нему! Смиряя превозносящегося над Марией фарисея Симона, Господь говорит ему: Лк.7: « 47 сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» .

Дальше в диалоге наш долготерпеливый Господь пытается обратить этого фарисея, хотя заранее, как Бог, знает, что это невозможно, но, тем не менее, Он предпринимает все меры, чтобы потом, на Страшном Суде, последнем и окончательном, никто не мог бы оправдаться тем, что он не знал, не слыхал и не понимал Божьей воли.

Появление этой кающейся блудницы внезапно вскрыло зло, злое устроение, находящееся в этом фарисее, в этом лицемерном человеке: Лк.7: « 38 и, ставши позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» . Так поступала кающаяся блудница! Лк.7: « 39 Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» . А так поступал расчетливый лицемер. Он не принимал Господа как Сына Божия. У него был вопрос «пророк это или не пророк?» - вот уровень его веры. Необычный и прославляемый людьми человек - вот почему фарисей и пригласил Его к себе в дом. Но у него было сомнение только в одном - пророк Он или не пророк. И когда он увидел, что Господь позволил этой женщине прикасаться к Нему и волосами отирать Свои ноги, то это ее покаяние и отношение к Иисусу больше всего задело фарисея. И поэтому он искал оправдания себе. Он не мог допустить того, чтобы эта известная всем блудница оказалась мудрее, чем он: такой «умный», такой «значимый» в обществе фарисей. А эта презренная женщина пришла и «попала в точку». «Ну как это? Не может такого быть!»

Он даже не высказал свои сомнения вслух Господу, а сам в себе - а это его внутренняя порча - размышлял и укорил Господа, по сути, отказывая Ему даже в звании Пророка. Он сказал в себе: «Если бы это был пророк...», т.е. другими словами: «я узнал, наконец-то, что это даже не пророк. Ой, как я промахнулся! Кого ж я к себе пригласил?! У меня теперь будут проблемы, слухи, что вот пригласил Его, а Он, оказывается, даже и не пророк»! Вот о чём помышлял этот несчастный фарисей по имени Симон.

А Господь отвечает ему на его внутреннее сомнение, показывая Свой дар прозорливости, свойственный пророкам: Лк.7: « 40 ...Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель» . И дальше идёт рассказ Господа о двух должниках, которым заимодавец простил долг в пятьсот и пятьдесят динариев, т.е. в десять раз один долг превышал другой, и он им обоим простил. И Господь спрашивает фарисея: «как ты думаешь, вот из тех, кому прощён долг вот этот разный, кто больше возлюбит Того, Кто простил?». Симон фарисей совершенно справедливо рассудил, что кому больше прощено, тот и больше возлюбит. Господь поддержал его рассуждения: Лк.7: « 43 ...сказал ему: правильно ты рассудил» . Если взять отвлечённый пример, то ты, лицемер, правильно различаешь. Но если этот пример у тебя перед глазами стоит в жизни, то ты почему-то слепотствуешь, т.е. твоя вера, твои убеждения, твоё понимание оторваны от жизни. Всё безжизненное, потому что отвлечённо ты можешь оперировать, но когда ты с тем же самым соприкасаешься в жизни, то ты вдруг не видишь. Получается, что ты пристрастен. Ты ослеплён. Ты действуешь по страстям: из ненависти, зависти, злопамятства, мстительности, осуждения, укорения и т.д. и т.д., а всё это - плоды твоего внутреннего неверия. И поэтому слово «фарисей» стало нарицательным как самое жуткое лицемерие, как выражение этого самого жуткого лицемерия.

И, отталкиваясь от этого рассуждения Симона, правильного рассуждения, Господь обращается к примеру находящейся перед глазами Симона кающейся блудницы и на этом примере обличает Симона, заставляя его задуматься о его состоянии, и призывая его этим к покаянию, и к подражанию этой кающейся блуднице:

Лк.7:
« 44 ...видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отёрла;
45 ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги;
46 ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги.
47 А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.
48 Ей же сказал: прощаются тебе грехи».

Здесь и духовный закон установлен и показано отношение Бога к нашим грехам для того, чтобы грешники никогда не отчаивались. Самые тяжкие грешники, у которых множество грехов, не имеют права отчаиваться, потому что Господь установил дивный духовный закон: кому МНОГО прощается, тот много и возлюбит.

Поэтому наши грехи в их объёме, в количестве и тяжести могут послужить нам и во спасение тогда, когда мы от них отказываемся и получаем прощение. И за это прощение, соответственно, и возлюбляем Господа, потому что никаких шансов у нас не было спастись и быть с Господом, ибо это огромное количество грехов отделяло нас от нашего Господа. Он удаляет эту преграду, непроходимую для нас, и видя эту любовь Его к нам, мы в ответ, конечно же, отвечаем любовью: смиренной, благодарственной, вот такой - недоумением к милости Божией: почему такая милость Божия? Непостижимо! Ибо по правде мы должны были бы за эти грехи вечно мучиться в страшных местах ада. Но Господь прощает нас. Но при одном условии - при нашем нелицемерном покаянии.

Мария Магдалина была первой грешницей, которая преодолела своим покаянием непроходимую стену между грешником и Богом! На ней Бог показал прощение многих и тяжких грехов, приводящее человека к великой любви к Своему Благодетелю и Спасителю!

Но божественная Мария Магдалина не остановилась в своей любви к Господу на своем покаянии. Она послужила делу Божию, явившись образцом истинного проповедника Евангелия Божия, причем в женском естестве!

Великий светильник и учитель вселенской Церкви Иоанн Златоуст говорил о ней: «Она была Апостолом для Апостолов». Сам Бог её избрал и послал её на проповедь - проповедь кающейся любви и любящего покаяния! Она была любимейшей ученицей Господа. За что? Разве Бог лицеприятен и у Него есть любимчики просто так, какие бывают у людей? - Ничего подобного! Лк.8: « 2 и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов» , - вот кого Господь избрал. И она была равноапостольнай, потому что несла апостольскую проповедь, потому что она была очевидцем Господа и любимой Его ученицей.

По условиям Бога женщина не может быть Апостолом. Но Мария Магдалина была очевидцем Христа, она видела Его воскресшим первой вместе с Матерью Божией и ещё некоторыми женами мироносицами. Вот почему она могла свидетельствовать истину о воскресении Христа как очевидица!

И пусть никто не соблазнится на то, что Мария была одержима семью бесами. Что для нас значат эти семь бесов? Мы знаем из Святых Отцов, что это семь основных страстей, начальников всех остальных страстей греховных. И вот за каждой страстью стоит бес. Поэтому здесь это число символическое, хотя оно, конечно было и на самом деле, т.е. у неё, действительно, было семь бесов.

И мы, а не только Мария Магдалина, каждый из нас имеем этих семь основных страстей, и все от них проистекающие сотни страстей! Все они в нас находятся, как в копилке и хранилище! Только мы, увы, не имеем ее самоотвержения и не повторяем её покаянный подвиг. А чем же она изгнала этих бесов? Или иначе: за что Господь исцелил её и изгнал из нее этих семь злых духов?

Господь сказал слова: «говорю тебе, что прощаются ей все грехи её многие, ибо много возлюбила». Вот чем она добилась милости Божией! И Он сказал ей: «вставай, чадо, прощаются тебе грехи; иди с миром». Естественно, что после этих слов - «прощаются грехи» - бесы вышли! Бог не просто прощает грехи, некогда соделанные человеком. Нет! Он при этом прощении всегда уврачёвывает душу истинно кающегося человека! Он разрешает эти грехи, ослабляет, развязывает - это цельный комплекс Божественных воздействий. Просто простить за прошлое - мало. Ведь человек, прощенный Богом, остается грешником. Он постоянно продолжает грешить по своему злому навыку. Бес продолжает сидеть в человеке и подвигать его опять на грех. Так что, опять должно каяться, каяться, каяться? Грешить и каяться? Нет! Живое Богообщение, смирение пред Богом, любовь к Нему, выявленная покаянием, глубоким сокрушением, производит чудо исцеления человеческой души и изгнание бесов из человека. Блаженная Магдалина уцепилась за Иисуса, даже за ноги Его. Что это? - Это Иисусова молитва, указание на Иисусову молитву! Только Иисус может изгнать бесов: «Именем Моим бесов изгоните» - подтвердил Господь перед Своим Вознесением, посылая Апостолов на проповедь. И она воспользовалась этим ещё тогда, когда Он ходил с этим Своим именем, и творил великую милость страждущим людям, исцеляя их и умиротворяя их.

Вот почему она для нас образ удивительного смирения и истинного перерождающего покаяния, а также сильнейшего возлюбления нашего Господа Иисуса Христа. Покаяние и смирение не может быть расторжимо. Это то, что Бог соединил и что нельзя разлучать. Ибо покаяние без смирения не есть покаяние. А смирение невозможно без покаяния. «Ибо сердце сокрушенное, (и вследствие этого) и смиренное, Бог не уничижит». И Христос Бог не уничижил Магдалину и её покаяние. Он возвысил её настолько, что сделал Апостолом для Апостолов и равноапостольной проповедницей Его Благовествования, основанного на любви Бога к кающимся грешникам и нашем покаянии пред Ним! Кто лучше может проповедовать о Божьей любви, чем та, которая на себе испытала всю ее силу и благость? Кто лучше может проповедовать покаяние, чем та, которая из одержимой бесами грешницы стала равноапостольной проповедницей?

И поэтому, обличая всех этих лицемерных книжников, лукавнующих фарисеев, самодовольных религиозных лидеров, Он говорил: Мф.21: « 31 «блудники и блудницы, мытари и грешники предваряют вас в Царстве Божием» . Но какие грешники? Грешащие? - Нет, но кающиеся и оставляющие грех, поверившие Мне и идущие за Мною, как Мария Магдалина, как разбойник благоразумный, как мытарь Матфей, ставший Апостолом и Евангелистом, как мытарь Закхей, ставший епископом Церкви. Вот из кого Господь набирал Своих учеников, Апостолов и равноапостольных жен.

Поэтому, взирая на её житие, взирая на её подвиг, взирая на её исцеление от бесов, будем помнить и подражать ей в покаянии и в любви к спасшему нас Богу! Потому что кто много возлюбит Бога покаянием, верностью Его слову, Его заповедям, смирением пред Ним, тот будет много возлюблен Богом и тому простится много грехов. А кто мало любит, кто хочет с Богом рассчитаться по каким-то внешним делам, тот не получит прощения, но станет книжником и фарисеем. Станет в независимости от того к какой он церковной структуре принадлежит, попал он в истинную или не в истинную Церковь. Для него всё не истинно, он сам не истинный! Мёртвый! И не желающий воскреснуть. Сама по себе мёртвость ещё не страшна, ибо Бог всесилен воскресить мертвого, а вот мёртвый, который упирается, не желает, противится Богу - он закрыт для Бога и для своего исправления и оживления.

Покаяние для нас - это, прежде всего исправление, изменение, резкая перемена всего нашего внутреннего состояния, умонастроения, мыслей, желаний, чаяний. Мы резко меняем всё! Отбрасывает всё земное! Отвергаем весь мир этот, тлеющий в похотях! Вменяем его, как Апостол Павел пишет, в уметы, в мусор! И кого мы ставим в замен его? - только Христа распятого, Его Крест, Его скорби! К ним мы добавляем свои скорби и свой крест, который мы несём и должны соделать Крестом Христовым, чтобы наш крест слился с Крестом Христовым. Мы должны выйти за пределы этого мира, неся поругания мира сего, за стан. Выход этот делается не обязательно физическим перемещением тела, в пустыню или ещё куда-то. Важно то, чтобы мы внутри в своих сердцах, в своём духе, во всём внутреннем человеке, поверив заповедям Божиим, возлюбили этот узкий, тесный путь, и пошли по нему посредством истинного покаяния и непрестанного, по возможности, призывания имени Божия с целью покаяния, и возрастающего смирения, с подкреплением себя Таинствами истинной Церкви, пошли, отрываясь от помыслов мира сего, не оглядываясь назад, т.е. не сохраняя пристрастия в сердце своём к гибнущему и казнимому Богом миру!

Вот почему Господь говорит заповедь для нас, для последних людей: Лк.17: « 32 Вспоминайте жену Лотову» . Это заповедь Господа Иисуса Христа! Смотрите, чтобы вы не стали в своей духовной жизни вот такими каменными столпами, мёртвыми для Бога, книжниками, всё знающими по букве, и не живущими, а убивающими даже тех, кто вокруг вас стремится истинно к Богу, всё заражающими духовными мертвецами.

Да избавит нас Господь от такой участи молитвами равноапостольной Марии Магдалины и всех исцелённых Господом, святых угодников Его, всех, из кого Господь изгнал бесов и демонов. И да изгонит Он из нас и демонов, и страсти, дарованием святого, блаженного, спасительного покаяния, и да приведёт нас к неизреченному блаженству моления Его святым, всеславным, всемогущем Именем. И с этим именем в сердце, в уме и на устах да войдём мы в Его Вечное Невечерние Царствие. Аминь!

Из богослужения святой равноапостольной Марии Магдалине:

«Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне, глаголющи, яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса, неизреченным Твоим истощанием, да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость»;

«Днесь Христос приходит в дом фарисеов, и жена грешница приступивши к ногам, валяшеся вопиющи: виждь погруженную грехом, отчаянную деяний ради, негнушаемую от Твоея благости: и даждь ми Господи оставление злых, и спаси мя»;

«Приступи жена злосмрадная и оскверненая, слезы проливающи, любящи Спасе, страсть исповедающи: како воззрю к Тебе Владыце? Сам бо пришел еси спасти блудницу: из глубины умершую мя воскреси, иже Лазаря воздвигнувый из гроба четверодневна: приими мя окаянную Господи, и спаси мя»;

«Тебе Девыя Сына, блудница познавши Бога, глаголаше, в плачи молящися, яко слез достойная соделавшая: разреши долг, якоже и аз власы: возлюби любящую, праведно ненавидимую, и близ мытарей Тебе проповем, Благодетелю Человеколюбче»;

«Погруженая грехом, обрете Тя, пристанище спасения, виждь и мира со слезами растворяющую, Тебе вопияше: виждь согрешающих покаяния ожидаяй. Но Владыко спаси мя от волны греховныя, великия ради Твоея милости»;

«Отчаянная жития ради, и уведомая нрава ради, мира носящая приступи Тебе вопиющи: да не отвержеши мене блудную, Родивыйся от Девы, да не презриши моя слезы радосте ангелов, но приими мя кающуюся, юже не отринул еси согрешающую Господи, великия ради Твоея милости».

Святая равноапостольная Мария Магдалина моли Бога о нас!

Духовные метания его героев похожи на одержимость, в каждом романе происходит убийство, Петербург Достоевского - особый мир, тёмный и больной.

Болезнь

Эпилепсия - недуг особенный. Им были отмечены Цезарь и Сократ, Ван Гог и Флобер, Наполеон и Байрон. Эпилепсию долгое время считали и одержимостью, и озарением. Действительно, есть в этом заболевании элемент катарсиса. Эпилептический припадок характеризуется потерей контроля над телом. Судорожные сокращения, неконтролируемые и опасные для самого больного и окружающих. Эпилептик всегда пребывает в особом пограничном состоянии. Для творчества Достоевского характерно развитие сюжетных линий при помощи конструкций со словом «вдруг». Это «вдруг» - восприятие мира после эпилептического припадка. Эпилепсия Достоевского носила особый характер. Это была истероэпилепсия. Она характеризуется тем, что её протекание не приводит к деградации личности и основными симптомами является беспорядочное сокращение мышц и крики о помощи.

Конечно, эпилепсия влияла на Достоевского. Его позднее творчество характеризуется вязкостью, склонностью к детализации, замедлением сюжета посредством вставок «междудействий», отступлениями с тщательными разборами, почему тот или иной герой поступили так, а не иначе. Могли ли они поступить по-другому? Нисколько не умаляя талант писателя, нужно понимать, что когда говорят, что у Достоевского «больное творчество», доля истины в этом суждении есть.

Азарт

Ещё одной страстью и проклятием Достоевского была игромания. Висбаден, увековеченный Достоевским под именем Рулетенбурга, в XIX век был одной из туристических Мекк Европы, своеобразным Лас-Вегасом. Достоевский отдал казино 9 лет жизни. В 1865 году он писал Ивану Тургеневу: «Пять дней как я уже в Висбадене, и все проиграл, все дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне гадко и стыдно беспокоить Вас собою. Обращаюсь к Вам как человек и прошу у Вас 100 талеров». Игромания мучила Достоевского. Тяжек для него был и религиозный аспект восприятия этого недуга. Азарт - грех, форма праздности, страсть, православие осуждает это пристрастие.

Но даже в этом пристрастии Достоевский нашёл своё вдохновение, написал роман «Игрок», который был, впрочем, вынужден был написать, чтобы вернуть карточный долг.

Национализм

Национализм Достоевского - одна из болезненных тем при обсуждении творчества и взглядов писателя. В записных книжках Достоевский писал: «Над Россией корпорации. Немцы, поляки, жиды – корпорация, и себе помогают. В одной Руси нет корпорации, она одна разделена. Да сверх этих корпораций еще и важнейшая: прежняя административная рутина. Говорят: наше общество не консервативно. Правда, самый исторический ход вещей (с Петра) сделал его не консервативным. А главное: оно не видит, что сохранять. Все у него отнято, до самой законной инициативы. Все права русского человека – отрицательные. Дайте ему что положительного и увидите, что он будет тоже консервативен. Ведь было бы что охранять. Не консервативен он потому, что нечего охранять. Чем хуже, тем лучше – это ведь не одна только фраза у нас, а к несчастью – самое дело». В письме Майкову писатель утверждал: «…Надобно, чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесповоротно». Обвиняли Достоевского в антисемитизме, на что он отвечал в «Дневнике писателя»: «Когда и чем заявил я ненависть к еврею, как к народу. Так как в сердце моем этой ненависти не было никогда, и те из евреев, которые знакомы со мной, это знают, то я с самого начала и прежде всякого слова, с себя это обвинение снимаю, раз навсегда, с тем, чтоб уж потом об этом и не упоминать особенно».

Достоевский видел за Россией и русскими особый путь развития, в этом отношении он был близок славянофилам, но славянофилом не был, скорее почвенником. Он живо переживал назревающие в обществе национальные вопросы, не мог на них не реагировать.

Беллетричность

Все мы знаем, что Раскольников убил старушку. Это знание мы несём в одном узелке с такими аксиомами, как «Герасим утопил Муму», а «Анна Каренина бросилась под поезд». Не обязательно читать классические произведения, чтобы быть в курсе их сюжетных коллизий. В кратких пересказах, которые издаются многотысячными тиражами, произведения Достоевского изложены в нескольких страницах. Сюжетные повороты в романах Фёдора Михайловича близки к беллетристике. Недаром Достоевского принято считать одним из первых детективщиков в русской литературе. Достоевскому был важен сюжет. Он был профессиональным писателем, его жизнь в прямом смысле зависела от того, будут ли его романы продаваться. Соответственно, он сознательно шёл на обострение. В каждом его романе происходит минимум одно убийство. Деньги-болезнь-убийство-раскаяние-грех... Достоевский должен был хорошо чувствовать рынок, его просчеты могли ударить по карману и привести семью к бедности.

Ссылка

Фраза, ошибочно приписываемая Достоевскому о том, что «все мы вышли из гоголевской шинели», к самому Достоевскому относится только отчасти. Достоевский вышел из ссылки. Его становление произошло именно там, на каторге, куда он был отправлен после неожиданного смягчения приговора. Настольной книгой, которую читал в то время Достоевский было Евангелие. Понимание простых людей, сопереживание тяготам их жизни - всё, наметившееся в раннем романе «Бедные люди», стало одной из сильных сторон творчества писателя. О своём пребывании в ссылке Достоевский вспоминал: «...те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет».

Деньги

Нужда, которая преследовала Достоевского, нашла прямое отражение в его творчестве. Тема денег -одна из ключевых. Из-за денег Раскольников совершает двойное убийство, деньги меняют князя Мышкина, из-за денег убивают Фёдора Карамазова. Пишет Достоевский тоже из-за денег, денежная мотивация для писателя - одна из основных. Это немаловажный факт. Достоевский называл деньги чеканной свободой, но давали ли деньги свободу писателю? Долгое время они вгоняли его в азарт, из-за потери денег Достоевский потерял первую семью. Вторая (и последняя) жена Достоевского, Анна Снаткина, взяла все денежные дела семьи на себя, избавив мужа от этой страсти.

Провокативность

Творчество Достоевского в высшей мере провокативно. Это является одним из «продающих факторов» его произведений, но в то же время это стало и его «проклятием». За Достоевского «крепко взялись» фрейдисты. Можно даже сказать, что фрейдизм вырос из Достоевского. Творчество Фёдора Михайловича дало плодотворную почву для развития фрейдистской теории. Мотивы отцеубийства (отца Достоевского убили крепостные), эдипов комплекс, инцестуальные перверсии - всё это легко находится в творчестве Достоевского и, откровенно говоря, мешает чистому восприятию его творчества. Подход к Достоевскому с позиций фрейдизма - однобокий метод, который в силу своей простоты и наглядности по сей день популярен. Внутренние тяжбы писателя, его непростой жизненный путь, его гениальные откровения и прозрения - всё это нивелируется фрейдистским подходом.

4 августа Русская Православная Церковь (22 июля Церкви отмечающие события по старому стилю) почитает равноапостольную мироносицу Святую Марию Магдалину.

В ее биографии сказано, что, когда Иисус ходил по Галилее и творил чудеса, к нему пришла женщина Мария Магдалена из города Магдалы (нынешний Мигдаль на севере государства Израиль). Она молила о помощи. В ней сидело семь бесов. Господь изгнал из нее семь бесов и она полностью излечилась от болезни. С тех пор Мария услышала его учение и благодарно служила Господу, идя за ним до самой его смерти на кресте.

В католической Церкви святую Марию Магдалину отождествляют с той грешницей, которая омыла ноги Иисусу Христу. Православная же Церковь всегда считала Марию Магдалину девственницей, в которую вселились демоны и которая после исцеления последовала за Христом.

Имя Мария древнееврейского происхождения. Слово Мар на иврите означает горький, по другой версии ее имя означает любимая, по третьей — упрямая. Пресвятая Дева Мария уже в первые годы существования христианства была причислена к лику святых.

Мария Магдалина была единственной кто не оставил Иисуса, когда Он был взят под стражу. Апостол Петр отрекся из-за страха, все другие Его ученики бежали. Этот страх был побежден любовью Марии Магдалины к Учителю. Мария стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей разделяя ее великую скорбь.

Мария Магдалина с другими святыми женщинами подготовили ароматную мазь, которой, согласно еврейскому обычаю, смазали тело Иисуса Христа. До рассвета в воскресенье, раньше всех пришла Мария Магдалина к пещере в которой покоился Иисус и к своему удивлению увидела, что камень был сдвинут и гробница пуста.

Потрясенная увиденным, Мария Магдалина пошла к апостолам. Они пришли в пещеру и не увидев тело Иисуса ушли, а Мария осталась у гроба, стояла и плакала. Она заглянула в гробницу и увидела двух сидящих ангелов в белом одеянии — одного у главы где лежало тело Иисуса и другого у ног. Они сказали ей: «Женщина, почему ты плачешь?»
- Господь оплакиваю моего- ответила она, — и я не знаю, где положили Его.
Сказав это, она обратилась назад и увидела Иисуса возле себя, но не узнала его и подумал, что это садовник.
- Женщина, — сказал он ей, — почему ты плачешь, кого вы ищете?
- Если вы пришли к нему — сказала она, — скажи мне, где ты положили Его, и я возьму.
- Мария!, Тогда сказал ей, Спаситель.

Только теперь Мария узнала Его и воскликнула радостно: «Учитель»
- Не прикасайся ко мне — Господь сказал ей, — а иди к братьям моим и скажи им, что я ушел к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему!

«Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» – это были слова, которые Мария Магдалина принесла апостолам, первая проповедь о Воскресении.

«Я видела Господа! Он говорил со мной».- Эта была проповедь с которой она обошла всю Италию.

Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения. А.А. Иванов 1834

Мария Магдалина явилась в Рим к императору Тиверию (14-37г.) и рассказала ему о учении Христа, его жизни, чудесах, о Его неправедном суде и малодушии Пилата. Тиверий не поверил в чудо Воскресения и попросил доказательств. Мария Магдалина взяла в руки яйцо, и, подала его императору со словами: «Христос Воскрес!». В руках императора при этих словах белое яйцо стало ярко-красным.

Обычай в день светлого Христова Воскресения дарить друг другу пасхальные яйца распространился между христианами всего мира. С тех пор яйцо является символом зарождение новой жизни и выражает веру в грядущее Воскресение.

В этот день также празднуют день ангела Валентина, Магдалена, Меглена, Малена..

Я недавно общался с молодыми лидерами и они подняли интересный вопрос о служении освобождения. Похоже, что многие исполненные Духом христиане имеют противоречивые мнения на этот счёт. Как нам донести благость и славу Иисуса тем, кто поражён темнотой?

Я поделюсь семью вещами, которые вам необходимо знать, чтобы изгонять бесов.

1. Говорите с личностью, а не с бесом.

Работая над освобождением, помните, что вы служите мужчине или женщине, а не бесу. Сохраняйте спокойствие и любовь. Всегда держите личность в приоритете. Спрашивайте их, слышат ли они вас. Если они не отвечают, вероятно, доминирует другой дух. Вы должны взять власть над ним во имя Иисуса. Бес может попытаться показать себя, заставив человека рычать, выть, спорить, угрожать или кривляться. Не говорите с бесом, если это только не приказ ему во имя Иисуса. Говорите понятно и авторитетно.

2. Выясните, хочет ли человек быть освобожденным.

Если одержимый бесом человек искренне не желает помощи, это будет тяжелая битва. Какое бы пространство вы не отвоевали, оно будет позже заселено вновь (Матфея 12:43-45). Спросите их, действительно ли они хотят освобождения. Если вы обнаружите, что человек хочет и дальше быть связанным, то вашим оптимальным действием в таком случае будет решение подождать. Отдавайте любовь и заботу, и заканчивайте это дело, до тех пор пока они не переосмыслят ваше предложение.

3. Ведите их в молитве расторжения и покаяния.

Если есть открытость для работы Иисуса, вы должны смело вести их в молитву расторжения демонических уз. Помогите им устно отменить все безбожные соглашения и простить каждого в их жизни. Мы хотим закрыть все “открытые двери”. Пусть человек откажется, во имя Иисуса, от всех грехов и духовных зависимостей. Именно в это время человек должен отказаться от любых внутренних обетов, заветов и проклятий. Этот отказ должен быть провозглашен твердо и во всеуслышание: запрет - это не молитва Богу, а приказ, провозглашенный врагу.

4. Молитесь молитвами приказания.

А теперь время приказать всем духам уйти. Освобождение - это не традиционная молитва, это молитва-приказ. Она направлена не в небеса, а к духу зла, и является приказом ему: “убирайся прочь!” Эта молитва подкреплена Божьим авторитетом и провозглашается во имя Иисуса Христа.

Апостол Павел, например, изгнал дух прорицательства из служанки в Фиатире. Этот бес надоедал ему, пока он служил другим.

“Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.” (Деяния 16:18)

Когда придет время начать молитву приказания, вы можете сказать что-то наподобие: “Я разрушаю твою силу и запрещаю тебе владеть этим человеком. Я приказываю тебе оставить этого человека во имя Иисуса!

5. Заполните пустоту.

Когда бесы изгнаны, следующий шаг - “заполнить пустоту”. После того, как бесы уходят, остаётся духовный вакуум в страдавшем прежде человеке. Потому мы заканчиваем нашу молитву просьбой Богу заполнить пустое место благостью, Духом и жизнью Иисуса. Если Дух Святой не “завладеет” человеком, бесы будут непрестанно пробовать вернуться назад. Мы хотим заканчивать любое освобождение на позитивной, Богоцентричной ноте, молясь за наполнение всякой силой и добродетелью, характеризующей жизнь Иисуса.

6. Воздавайте благодарение и хвалу.

В этот момент время направить освобождённого к выражению благодарения и хвалы. Это должно быть поистине радостное время. Мы хотим показать, как мы благодарны за чудные дела, сделанные Иисусом. Благодарение и хвала утверждают проделанную работу и возможность каждого получить больше Царства.

7. Разработка нового стиля жизни и поведения.

Даже если люди уже освобождены, они все равно нуждаются в чьей-то помощи в своих отношениях и обязанностях. Поощряйте их стремление к молитве и консультированию (при необходимости). Человеку, возможно, нужно также сделать какие-то шаги к строительству духовной крепости, которая будет противостоять его слабостям. Годами их мысли и чувства формировались по деструктивному образцу. Им нужно изменить эти привычные модели поведения. Поощряйте их регулярное посещения церкви, молитву и чтение Библии. Примите их в христианское общество, чтобы они могли открыть для себя новый стиль жизни.

Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс. 117:24) ! Почему? Потому что солнце уже не затмевается, но все просвещается; уже не завеса рвется, но Церковь познается; уже не пальмовые ветви мы носим, но новопросвещенных ведем… Этот день, и никакой другой! Ибо одно Царство, а не многие владычества. Это день по Господу именуемый, торжественный, день воскресения по обычаю, украшение благодати и раздатель умного агнца, млекопитатель возродившихся и попечитель о нищих. Возрадуемся и возвеселимся в оный : не в лавки торопясь, но спеша в храмы мучеников; не пьянство почитая, но любя умеренность; не скача по-иудейски, но наслаждаясь по-апостольски; не играя на площадях, но воспевая в жилищах… Это тот день, в который освободился Адам, в который Ева избавилась от скорби; в который свирепая смерть устрашилась; в который сила мощных камней ослабла и запоры гробниц, расторгнутые, отворились; в который тела давно скончавшихся были возвращены к прежней жизни; в который побеждены были вечно сильные и прочные законы земных вещей; в который при воскресении Владыки Христа отверзлись небеса; в который цветы и плоды воскресения, словно в саду, взошли во вселенной для рода человеческого; в который проросли лилии новопросвещенных; в который иссохло кровотечение грешников; в который обессилена была мышца дьявола; в который рассеялись полки демонов.

На Воскресение Господне.

Свт. Григорий Палама

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов

Из сказанного представляется будто Евангелист ясно указывает и час, когда Господь воскрес, т.е. – «заутра» , и что в тот же самый час Воскресения Он сначала явился Марии Магдалине. Однако, не это он говорит, как для разумевающих станет ясно немного далее. Ибо немного выше и он, согласуясь с прочими Евангелистами, говорит, что эта Мария приходила и ранее с прочими Мироносицами на гроб (Христа), и увидев его (пустым), ушла; отсюда явствует, что Господь воскрес гораздо ранее наступления утра, когда она увидела его (гроб). Обозначая же то время, он не просто сказал «заутра» , как – выше, но «зело рано» ; следовательно он указывает здесь не на восход солнца, но говорит, что в то время был слабый, предшествующий восходу солнца, свет. Обозначая это и Иоанн говорит, что Мария Магдалина пришла рано, когда было еще темно, и увидела, что камень отвален от гроба (Ин.20:1) .

Но только тогда она не вошла сама во гроб (пещеру Гроба Господня), согласно повествованию Иоанна, но отошла от гроба, не увидев Господа; потому что она побежала и пришла к Петру и Иоанну, и возвестила им не о Воскресении Господа, но о том, что Он – взят от гроба; так как она отнюдь не знала еще о Воскресении. Господу не было угодно просто явиться в первый час, но по прошествии первого часа дня.

Омилия 18. В Неделю Мироносиц.

Свт. Исидор Севильский

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов

В Священном Писании этот день изображен как торжественный. Это был первый день мира: в этот день образованы элементы мира, в этот день сотворены ангелы, в этот день из мертвых воскрес Христос, в этот день с небес на апостолов сошел Дух Святой. И в этот же день впервые в пустыне дана была манна небесная.

О церковных служениях.

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов

Так вознаграждается любовь! Ей дарится первая радость. Мироносицы при жизни Христа и во время Его страданий и после самой смерти Христа обнаружили так много самоотверженной любви к Господу, любви, превосходящей самую любовь избранных апостолов, что Господь по Своем Воскресении является им первым, предпочтительно пред всеми учениками. Так близки Христу и так любимы Им преданные Ему души! Счастлива Мария! Блаженны последующие ей!

«Радуйся, Дево, радуйся! Радуйся, Благословенная! Радуйся, Препрославленная! Твой бо Сын воскресе, тридневен от гроба» (припев 9-й песни пасхального канона).

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Сщмч. Игнатий Богоносец

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов

Итак, на пятницу приходится страдание, на субботу - погребение, а на День Господень - воскресение.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-14 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, - не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили

«Воскреснув» - здесь остановись, потом читай: «рано в первый день недели, Иисус явился Марии Магдалине» . Ибо не воскрес рано (кто видел, когда Он воскрес?), но явился рано, в день воскресный (так как этот день есть первый день субботы, то есть седмицы). «Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» , то есть многих (ибо Священное Писание принимает иногда число «семь» в смысле множества) или семь бесов, противоположных семи духам добродетели, как-то: дух бесстрашия (небогобоязливости), дух неразумия, дух неведения, дух лжи и прочие, противоположные дарованиям Святаго Духа. «После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение» . Об этих двоих и Лука говорит (Лк. 24, 13-35). «И те возвестили прочим; но и им не поверили» . Как же Лука говорит, что они, «возвратились и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 33-34) , тогда как по свидетельству Марка не поверили и тем, кои пришли из села? Отвечаем: когда евангелист говорит, что «возвестили прочим» , то разумеет не одиннадцать апостолов, но некоторых других. Этих и назвал он «прочими», поскольку одиннадцать видели Его (Христа) в тот же день, в который и возвратившиеся из села нашли их говорящими, «что Господь истинно воскрес».

Беда Достопочтенный

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов

Подобно тому, как в самом начале жена стала автором вины перед мужем, а муж соучастником этой вины (ср. Быт. 3:1-24), так теперь вкусившая первой смерть первой видит и воскресение, дабы ей не быть вечно виновной в грехе перед мужчинами. Жена, принесшая мужу вину, теперь принесла ему благодать.

Изложение Евангелия от Марка.

О том, что Господь вышел из закрытого гроба, первой ученикам поведала женщина (ср. Мк. 16:10 , Ин. 20:18), чтобы там, где царствовал грех, стала изобиловать благодать (ср. Рим. 5:20).

Изложение Деяний апостолов.

Лопухин А.П.

Ст. 9-11 Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили

См. «О подлинности заключения к Евангелию Марка», с. 96.

Об этом явлении Христа Марии Магдалине не говорит и евангелист Матфей (а также и Лука). Только евангелист Иоанн с гораздо бóльшими подробностями описывает его (Ин. 20:11–18) .

«Сперва ». Евангелист, очевидно, противополагает это явление двум, описываемым далее (стихи 12:14). «Из которой изгнал» семь, т. е. очень много «бесов ». Вероятно, эта Мария за полученное ею исцеление сделалась наиболее ревностной последовательницей Христа.

«Бывшим с Ним» . Значит не только апостолам, но и другим верующим (ср. Деян. 1:21).

«Не поверили» . Ясно, что апостолы опасались вдаться в заблуждение, так как женщины, с их точки зрения, не являлись достаточно твердыми свидетельницами истинности воскресения. Им могло представляться странным и то, почему Христос явился не им, а женщинам. С другой стороны, евангелист Марк дает понять, что неверие не осталось в душе апостолов как что-то постоянное, об этом говорит то обстоятельство, что он употребил здесь аорист (ἠπίστησαν), показывающий, что действие, обозначаемое глаголом, не имело продолжения, а было, так сказать, временным (однократным).