Зарождение рока в мире. Краткая история рок-музыки. История рок музыки

Суханова Анна обучающаяся 8 класса

Рок музыка - одна из немногих, которую можно назвать интеллектуальной. Сочетание звучания классики, тяжелых гитарных нот, сильный, проникновенный вокал и сложность композиции – вот, чем покоряет нас металл. Тяжелая музыка заставляет испытывать различные чувства: будь то радость и грусть, любопытство и задумчивость, печаль о прошедшем и предчувствие будущего счастливого события – всё это магия рока. Можно сказать, что рок - музыка- это жизнь! Именно поэтому нам захотелось побольше о ней узнать.
Надеемся, что благодаря моей работе, многие смогут понять рок – музыку и посмотреть на нее с другой стороны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

История развития рок - музыки

Вступление

В детстве я впервые услышала эту странную музыку, и не смогла правильно понять ее до конца, так как с первого раза все звуки были смешаны и казались непонятными. Но потом, когда я стала старше, интерес к подобному жанру музыки возрос.

Рок - музыка полна энергии, от каждой песни исходят волны положительного заряда и наполняют душу человека. Эта музыка живет и дышит; ее невозможно подвести под формат! Каждая песня несет в себе великий смысл и располагает к размышлению на самые разные темы. А рок-музыканты? Они все интересные, мудрые и образованные люди и, конечно же, бесконечно талантливые. Рок музыка - одна из немногих, которую можно назвать интеллектуальной. Сочетание звучания классики, тяжелых гитарных нот, сильный, проникновенный вокал и сложность композиции – вот, чем покоряет нас металл. Тяжелая музыка заставляет испытывать различные чувства: будь то радость и грусть, любопытство и задумчивость, печаль о прошедшем и предчувствие будущего счастливого события – всё это магия рока. Можно сказать, что рок - музыка- это жизнь! Именно поэтому нам захотелось побольше о ней узнать.

Надеемся, что благодаря моей работе, многие смогут понять рок – музыку и посмотреть на нее с другой стороны.

2 слайд.
Цель данной работы:
изучить историю возникновения рок-музыки и ее основные направления

3 слайд Рок - это не просто музыкальное направление, под роком понимается молодежная культура, способ самовыражения молодого поколения, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Зародившись в США в форме рок-н-ролла, рок-музыка завоевывает широкую популярность с 1960-х годов

Существенными чертами рок-музыки являются:

  • особая ритмическая пульсация в басу (бит),
  • использование преимущественно электромузыкального инструментария.

В дальнейшем, развиваясь во взаимодействии с поп-музыкой и в связи с расширением средств шоу-бизнеса (особенно телевидение), рок-музыка прошла значительную стилевую эволюцию. В настоящее время она представляет собой разветвленную культуру, складывающуюся из множества музыкальных течений со своими особенностями.

4. слайд Панк-рок возник в середине 1960-х годов. Динамичная, агрессивная музыка. Расцвет пришелся на середину 1970-х годов, когда некоторые молодежные музыкальные коллективы взялись за переделку «застывшего» рока. В результате сложился музыкальный стиль, отличающийся резкостью, быстрым темпом и хаотичными изменениями ритмических структур и гармоний. Панк-рок в основном играли любители, не обладавшие даже минимальной музыкальной подготовкой. В США первыми группами панк-рока были «The Stooges», «МС5» («Motor City Five» - «Пятерка из города моторов», т. е. Детройта) и «New York Dolls».

5 слайд. Описание первого выступления группы «The Stooges» американскими критиками тех лет: «Игги Поп (лидер группы) извивался всем телом, испуская нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла, потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось под примитивный и очень громкий рок».

слабые стороны панк-рока

  • Подмена мастерства исполнения эмоциями.
  • Панк-группы так и не сумели развиться музыкально, хотя их тексты, как правило, отличались глубиной и выражали настроение большей части молодежи того времени.
  • А настроение это было следующее: жизнь потеряла смысл, поэтому живи, как хочется тебе, и никому не подчиняйся.

6 слайд Арт-рок (art-rock - от англ. art «искусство») представляет собой сочетание элементов рока, академической музыки (классической и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Арт-рок берет своё начало в среде лондонского андерграунда второй половины 1960-х гг., в недрах британской психоделики с её интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому

7 слайд: Непосредственно на пороге формирования стиля арт-рока как такового стояла британская группа «Moody Blues», одна из первых (наряду с «The Beatles») использовавшая возможности симфонического оркестра. применение оркестрово-акустических инструментов, обращение к классике, в некоторых случаях выражающееся в использовании цитат, фрагментов чужих произведений, а иногда и в полной переработке старых сочинений на новый лад. Кроме того, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приёмы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также классические формы и жанры (среди них - фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера).

8 слайд . В начале 1970-х годов складывается жанр концептуального альбома, своеобразной «большой формы» в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития (пионерами здесь стали «The Beatles» с их альбомом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», 1967).

9 слайд Стиль хард-рок можно считать классическим направлением рок-музыки, тесно связанным с блюзовой праосновой. От блюза хард-рок перенял композиционно-гармоническую схему, лад и др. Звучание хард-рока характеризуется заметной тяжестью, высокой плотностью, усилением метроритмического начала, ставшего жесткой основой для виртуозной импровизации.

10 слайд Рок-н-ролл. С середины 1970-х гг. слово «рок-н-ролл» подменяет понятие «рок» и включает в себя почти все музыкальные стили: от психоделии и панк-рока до хард-энд-хэви, индастриал и модерна. Сформировался рок-н-ролл на основе ритм-энд-блюза. Считается, что первыми музыкантами, исполняющими рок-н-ролл, были Элвис Пресли, Билл Хэйли и его группа «The Comets», Чак Берри и Рэй Чарлз. Изначально рок-н-ролл был обращен исключительно к молодежной аудитории, что раздражало старшее поколение, которое называло эту музыку сатанинской. С течением времени рок-н-ролл отчасти утратил свою бунтарскую сущность, но зато к творческой манере музыкантов, исполняющих музыку в данном стиле, добавился более высокий профессионализм.

11 слайд Пост-панк является наследником панк-рока второй половины 1970-х годов. Публика устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма панк-рока.
Поэтому в какой-то мере постпанк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных.
На становление пост-панка большое воздействие оказал жанр диско, арт-рок и другие стили музыки.

12 слайд Поп-рок. Под поп-роком принято подразумевать мелодичную рок-музыку, перегруженную звучанием клавишных инструментов. Поп-рок можно охарактеризовать и как коммерческую музыку, к которой предъявляются достаточно высокие требования с тем, чтобы слушатель заинтересовался ею уже с первых аккордов. Одними из наиболее ярких представителей поп-рока сегодня можно считать Джо Кокера, Пола Маккартни, Рода Стюарта, Эрика Клэптона и Элтона Джона, хотя каждый из них в свое время сделал вклад в самые разные жанры, которые ни в коем случае нельзя было назвать попсовыми.

13 слайд. Готика. Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV веках. На рокеров в большей степени повлияла не музыка Средневековья как таковая, а готический роман эпохи романтизма со всеми его образами вампиров и вурдалаков и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, выразившееся в песенных текстах и сценическом действе. Культовыми фигурами готик-рока стали «Sisters Of Mercy», «The Mission» и др. Настроение сосредоточенной скорби, отрешенности, тексты насыщены мотивами любви-смерти, ухода в иные миры.

14 слайд . Хэви-металл - одна из ранних разновидностей металла, выделившаяся из хард-рока в конце 1970-х годов. Оформление получила в творчестве таких групп, как «Deep Purple», «Black Sabbath», «Nazareth», отчасти «Queen» и др. Хэви-металлистов выделяли следующие качества: тяготение к более быстрым темпам, жесткому звучанию, полифоничной фактуре, экзальтиро-ванной вокальной манере (особенно ценились сильные, хорошо поставленные тенора, хотя встречается и фальцет), виртуозному солированию. В инструментарий хэви-металлических групп входили исключительно электрогитары и ударные. Тематика песен была соответствующей: культ силы и агрессии, героика, истории в духе фэнтэзи, мифологические мотивы, любовная и рок-н-ролльная тематика. Имидж музыкантов был шокирующим: кожаная одежда, железные цепи, длинные волосы, кое-кто появлялся даже в шкурах животных и т. д. Неизменными атрибутами металлистов стали мотоциклы.

15 слайд. Сам термин «альтернатива» имеет значение не столько стилевое, сколько общекультурологическое: так называют группы, стремящиеся продемонстрировать свои некоммерческие (и даже антикоммерческие) идеалы. Очень важным пунктом в идеологической программе альтернативы является протест, направленный на весь мир вообще.

16 слайд . Хардкорные композиции отличались резким ускорением темпа к концу. Вокал скорее напоминал крик, чем пение, тексты песен сыпали грубостями и непристойностями. Музыка несла настроение агрессии, анархии, злой энергии, но при этом содержала и некий конструктивный компонент .

17 слайд. Индастриал – рок. Формировался данный стиль в процессе творческой деятельности германских групп «Krafrwerk», «Tangerine Dream» и «Can». Для их музыки характерны многочисленные электронные эффекты, сознательно искаженное звучание инструментов, сложные ритмы, но все это не идет вразрез с мелодичностью. Творчество «Саn» оказало большое влияние на европейский авангард, психоделический арт-рок и в определенной степени стимулировало появление стиля техно-рок. Музыканты, играющие индастриал-рок, воссоздавали звуковые реалии современного города разными методами. Так, уникальная западногерманская группа. «Einsturzende Neubauten» в качестве музыкальных инструментов использовала стальные листы, рессорные пружины, электродрели, циркулярные пилы, отбойные молотки, пластиковые контейнеры, насосы, сыплющийся песок, капающие в воду куски горящей пакли и др.

18 слайд . Грандж. Одно из наиболее заметных явлений альтернативы рубежа 1980-1990-х годов, сосредоточившее в себе все деструктивное, что только было в панке, пост-панке, хардкоре и металле. Характерными чертами музыки грандж стали грязные аккорды гитар, резкий саунд, надрывный вокал. Вместе с тем грандж был лиричен и на удивление мелодичен.

19 слайд. Вывод : Рок это не просто музыкальное направление, это молодежная культура, средство общения молодежи, зеркало общества. Он изначально создавался как способ самовыражения молодежи, бунт и протест, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Хотя рок существует довольно давно, на нем выросло сегодняшнее взрослое поколение, но все же перед ним сегодня встают такие же проблемы, как и вначале его пути: непонимание и отвержение. Это обстоятельство хорошо показывает спиралевидность развития: как бы мы не развивались, мы проходим этапы, которые уже остались в истории.

20 слайд . Литература

Под роковой музыкой подразумевается синтез негритянского ритм-энд-блюза и кантри. От первого направления позаимствован своеобразный ритмический рисунок (обратный бит: акцент на вторую и четвёртую доли такта), от второго - завершённость композиций и упрощённая по сравнению с блюзом импровизация. Рок - это протест против политической ситуации в стране, ценностей старшего поколения, способ самовыражения и заявления собственных взглядов на жизнь. Противостояние происходит за счёт текста песен и агрессивной манеры исполнения.

История

Впервые музыка подобного стиля появилась в 1954 году. В фильме «Джунгли классных досок» прозвучала песня Rock round the clock в исполнении Билла Хейли. В это же время вышли пластинки Элвиса Пресли. Несколько позже на музыкальной арене появляются «Битлз», «Роллинг Стоунз» и Боб Дилан.

Постепенно музыка рокового направления начинает исполняться как протест против войны во Вьетнаме, создаются организации, члены которых не приветствуют вооружённые конфликты и расизм.

С появлением в США развивается андеграунд (The Doors, Steppenwolf, Blood, Sweet & Tears), а в Великобритании музыканты стараются сохранить черты традиционной культуры (Led Zeppelin, Deep Purple, Pink Floyd). В это же время появляется новая форма представления композиций - музыкальный альбом: несколько мелодий, объединённые одной идеей.

Постепенно рок-стиль завоёвывает популярность в других странах, развивается и распадается на различные направления.

Джаз, хард, фолк…

В основе стиля лежит классический рок. Музыканты (Элтон Джон, Стинг, The Who) играют на электрогитаре, бас-гитаре, барабанах и не используют стилистические особенности других направлений.

Психоделический рок - это музыка, которую сочиняют под влиянием а прогрессивный отличается иными формами музыкального построения, сложностью и глубиной подаваемого материала. К прогрессивным рокерам относятся Blood, Sweat & Tears, Gong и другие. Творчество музыкантов, желающих выйти за рамки стиля, называют экспериментальным роком. Наиболее известные экспериментаторы - The Fugs, The Godz, Red Crayola и др.

Ещё одно направление объединяет в себе черты рока и джаза. Оно появилось не только из-за того, что джазменам стало тесно в своём стиле, но и как результат слияния «белой» и «чёрной» музыки в рамках борьбы с расизмом. Известные музыканты синтетического стиля - Georgie Fame, The Soft Machine, The Mahavishnu Orchestra и т. д. Фолк-рок представляет собой синтез рока и народной музыки (Боб Дилан, Джоан Боез, Fairport Convention), а хард-року присущи специфические гитарные ритмы, тяжёлая ритм-секция и чрезмерная громкость звучания. Известные представители направления - Джимми Хендрикс, Iron Butterfly, Vanilla Fudge.

Также музыкальные критики выделяют глэм, готик и т. д. Определение стилевых разновидностей несколько условно, так как группы постоянно экспериментируют, меняют манеру игры или изобретают новые способы исполнения.

Рок-опера

Характерно для всех видов искусства, в том числе музыкального. Пример тому - синтез рока и драмы, называемый рок-оперой. Сюда относится состоящее из эпизодов, в которых раскрывается сюжет. Арии исполняются в стиле рока. В отличие от классической оперы, на сцене могут присутствовать клавишник, гитарист, другие музыканты. Чаще всего спектакль сопровождается и звучанием классического оркестра.

Манера пения напориста и агрессивна, что характерно для рок-музыки. Иногда партии содержат элементы других музыкальных направлений (джаз, фолк, барокко и т. д.). Помимо арий, музыканты исполняют речитативы и пластические номера.

Примеры произведений подобного жанра - «Волосы» Г. Макдермота, «Годспел» С. Шуорца, «Юнона и Авось» А. Л. Рыбникова и т. д.

Рок-культура

С течением времени музыка рокеров стала настолько популярной, что элементы стиля проникли в другие пласты культуры, возник своеобразный рок-стиль. Так появился особый язык (сленг), на котором изъясняются приверженцы стиля и фанаты. Сленг используется для написания текстов песен, однако на концертах (сейшенах) становится важнее невербальное общение. Единство музыки, слов, сценических движений и образов воздействует на подсознание человека, вызывая определённые ощущения и эмоциональные реакции.

Рокеры увлекаются буддизмом, другими религиозными учениями, противоречащими психологии Запада. В свободное от концертов время музыканты и поклонники посещают так называемые хэппенинги (встречи), на которых общаются, музицируют, высказывают своё мнение по поводу всего, что происходит в их жизни.

Тенденции рок-культуры проявляются в одежде (несмываемые пятна грязи у хиппи), манере держать себя (рок - это отрицание всего и вся, поэтому приверженцам стиля свойственна агрессия), отвержение традиционных ценностей, нравственных и эстетических установок.

Рок и христианство

Христианская религия не признаёт право на существование рока, считая приверженность рок-культуре невозможной для верующих в Бога. Усиленные ритмы, повышенные частоты, проникновенные тексты влияют на подсознание людей, будят глубинные инстинкты.

Рок - это серьёзное воздействие на психику. После прослушивания подобной музыки человек теряет способность к самоконтролю. Содержание многих песен посвящено теме смерти, депрессивным состояниям человека, саморазрушению. Во многих случаях увлечение роком тесно связано с употреблением наркотиков, проявлениями насилия, что также не соответствует образу жизни христианина.

Искусствоведами и культурологами рок-музыка и всё, что связано с ней, рассматривается как противостояние традиционной культуре.

Особая благодарность Алеку Скрулю за предоставленные 2 тома книги Jeremy Pascall The illustrated history of Rock music.

Рок - его основное происхождение-протест, протест против чего-либо... далее будет написано о его истории

Рок зародился в далекие 50е годы 20 века, предпосылки к этому были созданы знаменитым для всех афроамериканцев, человеком, сыром Мартином Лютером Кингом. Его выступления по поводу свободы африканского населения сделали свое дело, теперь в США попробуй негра пальцем тронь, ну все это знаете по комедиям с Мартином Лоуренсом и другими негритянскими актерами, его выступления встретили одновременно поддержку черных и их протест, те кто был за смешение и объединение рас - стали в последствии Рок Н- Рольщиками, а те кто был против стали- Getto people(люди гетто), они создали стили RnB, Рэп, Хип-хоп и прочие стили основанные на ритмах и африканской музыке, проще сказать, те негры кто до этого был блюзмэном и джазмэном стали рокенроллерами, а те, кто ритм энд блюз играл и африканские мелодии, те стали люди гетто.

Рок-н"Ролл - начало РОКа


Рок н. Ролл появляется сразу же после выступления Кинга, его название дано Аланом Фридом ди-джеем из Кливленда, который популизировал только что зародившейся стиль. Само же классическое звучание Рок-Н-ролла было сформировано, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу Рок- Н- Ролла. После невиданного коммерческого успеха Пресли, рок-н-ролл мгновенно стал объектом интереса кинематографа, а также крупнейших лейблов, которые старались переманить к себе начинающих талантливых исполнителей из маленьких студий. В 1956-57 гг. рок-н-ролл пополнился новыми звёздами - Карл Перкинс, Джерри Ли Льюис, Бадди Холли, Эдди Кокран - привнёсшими новаторские приёмы игры и оказавшие ещё большее влияние на следующее поколение музыкантов. Особое место в истории инструментального рок-н-ролла занял Линк Рей, чья композиция «Rumble» оказала огромное влияние на развитие последующей гитарной музыки. К концу 1950-х пластинки в стиле рок-н-ролла были одними из самых продаваемых в музыкальной индустрии США.Развитие рок-н-ролла было стремительным, однако он также довольно быстро оказался на грани самоисчерпания: Литл Ричард оставил поп-музыку уже в 1957 году, два года спустя после своего первого успеха; Элвис Пресли был призван в армию на два года и по возвращению в 1960 году был больше занят кинокарьерой; Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран погибли в 1959-60 гг.; Чак Берри был приговорён к тюремному заключению. Другие певцы стали осваивать посторонние стили (кантри, ритм-энд-блюз и др.). Параллельно существовало множество коммерчески успешных исполнителей, старательно отшлифовывавших рок-н-ролл (особенно в жанре ду-уап), однако мало способствовавших музыкальному развитию. К началу 1960-х гг. рок-н-ролл оказался на пути тупикового самоповторения, и от конечного угасания его не спасали ни модный твист (Чабби Чеккер), ни калифорнийский сёрф-рок The Beach Boys, несмотря на очевидное стремление последних обновить стиль. Свежие идеи, вдохнувшие в рок-н-ролл новую жизнь, были принесены из Старого Света «британским вторжением» (The Beatles) середины 1960-х гг. Почти все рок-н-ролльные хиты 50-х гг. (особенно Чака Берри и Литла Ричарда) были заново перепеты британскими группами. Тогда же начинает использоваться общий термин - «рок». Традиционный рок-н-ролл, как жанр рок-музыки, несколько раз переживал возрождение: в конце 1960-х (группы Creedence Clearwater Revival, Mungo Jerry), в середине 1970-х (Shakin" Stevens, Showaddywaddy) и, наконец, в начале 1980-х гг., когда многие панк-группы взяли на вооружение рокабилли (Stray Cats), - они же дали рождение сайкобилли.В 1986 году был учреждён «Зал славы рок-н-ролла», в который ежегодно на церемении в Нью-Йорке вводятся влиятельные исполнители рок-музыки (не обязательно жанрового рок-н-ролла 50-х гг.). В 1993 году в Кливленде, шт. Огайо, был открыт музей «Зала славы рок-н-ролла»

Русский рок-н-ролл

Американский рок-н-ролл проник в СССР ещё в середине 1950-х гг., хотя его советские слушатели составляли весьма узкую группу людей. Первые, весьма малочисленные, рок-н-ролльные исполнители в СССР, игравшие, как правило, англоязычные хиты, появились в начале 1960-х гг. в Прибалтике, Москве и Ленинграде. Их музыка была достаточно любительского характера, и в скором времени в их репертуаре собственно рок-н-ролл был смещён «британским вторжением» (песни The Beatles, The Rolling Stones и т.п.). На официальном уровне рок-н-ролл игнорировался, хотя нередко был предметом антизападной пропаганды. Парадоксальным образом, твист оказался вполне приемлемым и популярным жанром.

На русском языке рок-н-ролл, в его традиционном понимании (если не считать твисты М. Магомаева, Т. Миансаровой и др.), стали играть в начале 1980-х гг. (одновременно с очередным западным возрождением стиля). Самыми известными группами этого направления в то время были Зоопарк, Секрет, Браво, и позднее многочисленные клубные коллективы, играющие рокабилли (Мистер-Твистер).

Рок-музыка 60-х годов


Так как Рок-н-Ролл был сам собой уничтожен, то на его основе в 60х годах в Британии стал развиваться новый стиль, который уже носил название Рок.
Здесь мы рассмотрим термин Британское вторжение.

Термином «британское вторжение» принято называть проникновение популярной британской музыкальной культуры на территорию США. The Beatles, с успеха синглов которых и начался новый этап рок-истории, закрепили успех «высадкой» на американский берег в феврале 1964 года. The Beatles уже в ранние годы представляли собой принципиально новое явление - в них соединялись необычайная музыкальная плодотворность и принципиально новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей, группа, где каждый поёт и каждый способен сочинить хит). Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению - «битломании». Вслед за The Beatles обрели популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной.

Биг-бит и мерсибит

Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе ранних работ The Beatles - лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman"s Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит - «She’s Not There»).

Ритм-энд-блюз и блюз-рок

Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрика Клэптона, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» - вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников.
Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке.
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.

Появление жесткой музыки и мод движение

Чтобы продолжать наш рассказ, нужно разобраться с термином мод-движение, что это такое? Мо́ды (англ. Mods от Modernism, Modism) - британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х гг. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х гг. Моды пришли на смену тедди-боям, и позже из среды самых радикальных модов сформировалась субкультукра скинхедов.
Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду (первоначально были популярны приталенные итальянские костюмы, затем британские брэнды), любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм «Квадрофения»).
В качестве транспорта моды выбирали себе мотороллеры (особенно итальянские модели «Ламбретта» и «Веспа»), при этом нередки были столкновения с рокерами (обладателями мотоциклов). Моды, как правило, встречались в клубах и на приморских курортах, таких как Брайтон, где в 1964 году проходили скандально известные уличные столкновения между рокерами и модами.
Во второй половине 60-х гг. движение модов сошло на убыль и возрождалось с тех пор лишь эпизодически. В конце 70-х гг. стиль модов был взят на вооружение некоторыми панк-группами (Jam).

Мод из фильма про модов "Quadrophenia"


На основе мод-движения в Британии стала формироваться, так называемая, жесткая музыка, но пожалуйста не путайте с хард-роком-жестким роком, это-разные вещи.
The Rolling Stones, в частности, их хит «(I Can"t Get No) Satisfaction» звучали для своего времени и на фоне мерсибита необычайно тяжело, «тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстамии. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям).

Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.

Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами.



группа The Who-символ британской мод-культуры

Появление фолк-рока

Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе саунда вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных.

Американский фолк-рок 1960-х

В первоначальном и наиболее узком смысле, этот термин относится к музыкальному стилю образовавшемуся в США и Канаде в середине 60-х гг. Музыкальное содержание стиля выражалось сильной вокальной составляющей и, относительно, «чистым» (без использования различных дополнительных электронных эффектов и приспособлений, искажающих звук) подходом к использованию электронных инструментов. Репертуар музыкантов этого стиля формировался под влиянием фольклорных источников, а еще чаще вдохновлённых фольклорной музыкой певцов и композиторов, таких как Боб Дилан, Пит Сигер, позднее - Джони Митчелл и Нил Янг. Основные представители названы выше - это The Byrds, The Band, Buffalo Springfield, Саймон и Гарфанкел.

Британский фолк-рок

Эта первоначальная форма фолк-рока напрямую привела к формированию отдельного, эклектичного стиля британского фолк-рока (также называемого «электрическим фолком» (англ. electric folk)). Пионерами этого стиля в конце 60-х стали Pentangle и Fairport Convention. Начиная с североамериканской формы фолк-рока, Pentangle, Fairport Convention и другие похожие группы постепенно концентрировали элементы традиционной британской фольклорной музыки. В то же время, в Бретани, Алан Стивелл (Alan Stivell) начал смешивать свои бретонские корни с ирландскими и шотландскими и рок-музыкой. Очень скоро после этого, бас-гитарист Fairport Convention Эшли Хатчингс (Ashley Hutchings) собрал группу Steeleye Span вместе с приверженцами традиционной британской фольклорной музыки, которые хотели попробовать усилить свою музыку электронными инструментами, а позднее непосредственно элементами рок-музыки.
Это, в свою очередь, породило другие варианты: самостоятельно развивавшийся английский фолк-рок группы Albion Band и некоторые сольные работы Ронни Лейна (Ronnie Lane), и более плодовитое течение кельтского фолка, сочетающее элементы традиционной музыки Ирландии, Шотландии, Корнуолла и Бретани. По крайней мере, в первой половине 1970-х гг, кельтский рок стоял ближе к фольклорным корням, основываясь на использовании традиционных мелодий кельтской скрипки и губной гармошки, а также традиционных вокальных стилей, но дополняя музыку характерными року приемами.




The Byrds



Pentangle

Американский поп-рок

Термин «поп-рок» впервые был использован для описания ранних хитов «Битлз» и их последователей, таких как The Grass Roots, Gary Puckett & The Union Gap, The Buckinghams. Сёрф-рок иногда включают в понятие поп-рока; это использование является анахронизмом, поскольку сёрф-музыка и рок-музыка в 1960-х годах считались различными музыкальными жанрами.
Поп-рок подготовил почву для софт-рока в 1970-х годах. Хотя в 1970-е и 1980-е годы существовало несколько групп, подходящих под определение поп-рока, жанр получил продолжение в виде тяжёлых баллад хард-роковых и хэви-металлических групп, вместе с песнями более быстрого темпа, нежели у софт-роковых групп.
Выступление Аврил Лавин в июне 2005 года.
Последняя волна поп-рока зародилась в середине 1990-х с творчеством Аланис Морисетт и Мелиссы Этеридж. В последние годы состоялось возрождение жанра, в то время как тяжёлый рок теряет в популярности по сравнению с рэпом, R&B и хип-хопом. Чертой некоторых современных поп-роковых песен является чередование мягких куплетов и громких припевов, возникшее под влиянием альтернативного рока. К современным поп-роковым артистам относятся Michelle Branch, All-American Rejects, Kelly Clarkson, Roxette, PMMP, Melanie C, Regine Velasquez, Kitchie Nadal, Catalina Velez, Ashlee Simpson, The Veronicas.
Важнейшими представителями поп-рока 60х стали:The Mamas And The Papas,The Lovin" Spoonful, The Turtles, The Grass Roots. Поп-рок был гармонически и музыкально ориентирован на фолк-рок, но не без влияния сёрф-попа (в основном The Beach Boys).




The Mamas & the Papas



The Lovin" Spoonful

Гаражный рок



Помимо той музыки, которая попадала в чарты и на телевидение, в начале-середине шестидесятых начал развиваться и своеобразный андерграунд: группы, репетировавшие чаще всего в гаражах и записывавшие грязные и шумные пластинки. Не все представители гаражного рока ориентировались на жёсткую музыку, однако наиболее бескомпромиссные из них считаются первыми прото-панк-музыкантами. Многие из представителей гаражного рока не выпустили даже одного полноценного альбома, поэтому вышли и продолжают выходить серии сборников, посвящённые гаражу и включающие синглы, живые записи и другие раритеты; самые известные из них - Nuggets, Pebbles.
Мнения по поводу того, что считать первой песней в жанре гаражного рока, расходятся. Среди вариантов - «Rumble» Линка Рея, «Jenny Lee» Jan and Dean, «Dirty Robber» The Wailers. Среди предшественников прото-панка следует назвать и Литтл Ричарда, и Джерри Ли Льюиса. В 1962 году записывается главный гаражный стандарт - «Louie Louie» The Kingsmen (кавер-версия забытого рок-н-ролла 1956 года, чуть ранее популяризированного в узких кругах The Wailers), ставший одной из самых перепеваемых песен в рок-музыке и особенно в альтернативном роке.
С началом британского вторжения гаражные рокеры Америки получили образец для подражания - британские группы. Расцвет гаражного рока приходится на середину десятилетия. Среди ключевых групп направления - The Sonics, записывавшие безумные рок-н-роллы с предельно утяжелённой гитарой и саксофоном, The Seeds, игравшие более мягкую музыку с использованием органа, а также The Standells, Kenny and the Kasuals, The Music Machine, The Knickerbockers. Изредка отдельные песни гаражных групп становились хитами: так случилось с «Psychotic Reaction» Count Five, «96 Tears» ? And The Mysterians, «Dirty Water» The Standells. Особняком среди гаражного рока находятся Monks - группа, чьё оригинальное звучание (хаотическая гитара, фидбэк, безумные тексты, странные аранжировки) не имеет близких аналогов среди рока 60-х.

В целом имидж и музыка значительной части гаражных команд оказали сильное влияние на последующее развитие прото-панка и панк-рока.



группа The Sonics-символ расцвета гаражного рока

Середина 60-х: начало инноваций в рок-музыке

Хотя чёткого разделения музыки 1960-х годов на несколько пластов не существует, именно период с 1966 по 1969 годы принято считать временем наибольшего расцвета так называемого «классического рока» - этот условный термин включает в себя все основные направления музыки 60-х, начиная с «британского вторжения» (в широком смысле он включает в себя также хэви-метал и арт-рок 70-х). 1967 год традиционно считается лучшим годом в истории рок-музыки - годом, когда появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, и одновременно уже развивался произошедший от гаражного и психоделического рока ранний музыкальный андерграунд.
В развитии музыки конца 1960-х особенно ярко проявились характерные для 1960-х годов тенденции к увеличению её роли в обществе: из ещё одного средства развлечения рок-музыка стала феноменом контркультуры. С рок-музыкой связаны движение хиппи в Америке, Молодёжная революция в Европе. Музыка стала неразрывно связана с общественным противостоянием войне во Вьетнаме.

В какой-то мере музыка 1966-1969 годов заложила основы для всех последующих достижений рок-музыки.

Расцвет психоделического рока

Психоделический рок - сложная, экспрессивная музыка, сильно воздействующая на слушателя. Изначально связанный непосредственно с употреблением психоделиков как слушателями, так и музыкантами, психоделический рок, со временем, стал имитировать действие галлюциногенов. Для этого используется широкий арсенал средств музыкальной выразительности и специальные эффекты при исполнении музыки.


Американский психоделический рок

В американской психоделии в большей или меньшей степени проявлялось влияние её истоков - фолк-рока (в общем звучании) и гаражного рока (в экспериментальности и импровизационности). Ряд значительных групп сохранили более тесную связь с с фолк-роком. Прежде всего, это Love - первая «белая» группа с афроамериканцем в составе и один из первых коллективов хиппи-сцены, появившихся на крупном лейбле. Однако, более популярны в дальнейшем стали также близкие к фолковым истокам Jefferson Airplane.

Одной из влиятельнейших американских групп были The Grateful Dead, звук которых был ближе к ритм-энд-блюзу, однако отличался наличием элементов множества других стилей - фолка, джаза, кантри. Они знамениты уникальными «живыми» выступлениями, которые превращались в длинные гипнотические джемы. Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В саунде группы отсуствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона.

Ряд ведущих психоделических артистов ориентировался на «чёрную» музыку - ритм-энд-блюз, соул, блюз-рок. Соул оказал сильное влияние на Дженис Джоплин, обладательницу уникального «блюзового» голоса, записавшую ряд альбомов с разными составами (в том числе Big Brother & the Holding Company). Ещё более важным явлением в рок-музыке стало творчество Джимми Хендрикса, который многими считается величайшим гитаристом в истории рок-музыки. Его музыка была ориентирована, с одной стороны, на психоделию, с другой - на предельно утяжелённый блюз-рок. Протяжные, страстные, виртуозные соло Джимми Хендрикса открыли новые возможности для использовании гитары в рок-музыке, а его саунд был уже совсем близок к хард-року.

Во второй половине 1960-х отошли от сёрф-попа The Beach Boys, ставшие одной из знаковых групп американской психоделии. В 1969 году благодаря Вудстокскому фестивалю стал популярен гитарист Карлос Сантана, который стал основателем особого жанра - латино-рока. Продолжал развиваться и гаражный психоделический рок (группы The Electric Prunes, Tomorrow, Strawberry Alarm Clock).


группа Love

Британский психоделический рок

В отличие от американского, британский психоделический рок развивался за счёт не столько новых групп, следовавших этому течению, сколько экспериментов ведущих групп «британского вторжения».

Под влиянием The Beach Boys The Beatles выпустили концептуальный альбом «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band», ставший одним из влиятельнейших в рок-музыке вообще. Для этого и следующего релиза The Beatles, помимо элементов психоделии в музыке, были характерны своеобразные, нередко фантасмагоричные тексты. Многие другие британские группы также выпустили интересные психоделические (нередко концептуальные) работы - среди них The Who, Yardbirds, Hollies. Менее удачным вышел психоделический эксперимент The Rolling Stones. The Pretty Things в 1968 г. записали первую в истории рок-оперу - психоделический альбом «S.F.Sorrow». Шотландский исполнитель Donovan исполнял мягкий психоделический рок с влиянием фолка. Образованная в 1966 году группа Cream тяготела к тяжёлому звучанию на основе блюз-рока с элементами психоделии, и иногда Cream, а не Led Zeppelin, называют первой группой хэви-метала.

Однако в Англии формировалась и новая чисто психоделическая сцена, хотя многие интересные её представители не добились широкого признания - среди них Traffic, The Nice, Tomorrow, High Tide. Самой знаковой английской психоделической группой стали Pink Floyd; для их психоделических работ характерны своеобразный гитарный саунд, необычные музыкальные структуры, призванные передать ощущение ЛСД-трипа





The Rolling Stones


PinkFloyd



Андерграундная музыкальная культура

Хотя изначально психоделический рок был близок к гаражному, к моменту расцвета культуры хиппи на основе поисков гаражных групп уже сформировалась альтернативная музыкальная культура.

Одной из наиболее значительных и влиятельных групп 60-х стали Velvet Underground. Их музыка и идеология 1966-1967-х годов была откровенно противоположна идеалам хиппи. Выпущенный мизерным тиражом дебютный альбом группы с тягучими, мрачными песнями и текстами, посвящённым нелицеприятным и «крамольным» для того времени темам, фактически положил начало всему направлению альтернативного рока. На втором альбоме Velvet Underground заложили основы использования нойза и фидбэка в музыке. В дальнейшем группа стала записывать более мягкую музыку, однако успех и признание пришли к ней уже значительно позже.

Развивался и рок-авангард, лидером которого, помимо Фрэнка Заппы, стал его друг Captain Beefheart, музыка которого была более приближена к блюз-року. Среди примечательных авангардных артистов - гаражная группа The Fugs. Своебразный вклад в развитие авангардной музыки внесла девичья группа The Shaggs, считающаяся «лучшей из худших групп в истории рока».

Развитие гаражного рока, а именно его самого жёсткого направления - прото-панка, привело к появлению в конце 60-х самых агрессивных и тяжёлых его представителей, уже вплотную приблизившихся к панк-року. Это группы «детройтской школы» гаражного рока - MC5 и The Stooges, чьи альбомы были жёсткими, мрачными и открыто противостояли музыкальному мейнстриму. Лидером The Stooges был Игги Поп, позже прославившийся и как сольный артист.

Все андерграундные артисты второй половины 60-х - Captain Beefheart, MC5, The Stooges, Velvet Underground - оказали огромное влияние на последующее развитие панка и альтернативного рока.




    The Velvet underground

Рок-музыка 70-х годов

Новые жанры рок-мейнстрима

С началом 1970-х годов многие жанры, бывшие популярными в 1960-х годах, отходят на второй план. Наибольшим коммерческим успехом начинают пользоваться новые жанры - в первую очередь хард-рок (ранний метал), прогрессив-рок (арт-рок) и глэм-рок - хотя последний представляет из себя очень широкое музыкальное направление. Ряд жанров (например, брит-поп, поп-рок, фолк-рок) отходят на задний план или подвергаются значительным изменениям.

Возникновение и развитие хард-рока

К началу 70-х годов появились хард-рок-группы, которые считаются фактическими основателями этого жанра, и являются непререкаемыми авторитетами хард-рока: Black Sabbath, Deep Purple, Led Zeppelin. Вслед за ними стали появляться другие группы, перенявшие музыкальные приёмы «классиков», либо уже существующие коллективы стилистически двигались в сторону «утяжеления». Среди них Nazareth, Uriah Heep, Queen, UFO, Grand Funk Railroad и многие другие.
Black Sabbath, одна из групп-основоположников хард-рока
Хард-рок 1970-х заложил основу для появления в дальнейшем стиля хэви-метал и металической музыки в целом.

Ряд групп, которые пытались на основе блюз-рока создать «тяжёлый» гитарный саунд, уже во второй половине 1960-х заложили основы стиля, получившего название хард-рок. Следует помнить, что термин хард-рок, который в России в связи со сложившейся практикой используется для обозначения хэви-металлической музыки 70-х годов, является в мировой практике менее употребительным синонимом термина «метал», охватывающим также энергичную гитарную музыку 60-х годов (например, ритм-энд-блюз британского вторжения), что не вполне совпадает с общепринятыми рамками метала.

Среди главных предтеч хард-рока в 1960-х годах - ранние The Kinks, The Who, позже - Yardbirds, Cream и Джимми Хендрикс. Вплотную приблизились к основам жанра и другие менее известные группы второй половины 60-х - Iron Butterfly, Blue Cheer. Так же очень важную роль в становлении жанра сыграли различные группы гаражного рока, подхватившие идею «тяжелого» гитарного звучания.

Так или иначе, основные каноны жанра уже были сформированы: это тяжёлый гитарный рифф (короткая повторяющаяся музыкальная «фраза», поддерживающая ритм-секцию) в основе песни, электрогитара как основной инструмент (иногда также клавишные), длинные сольные партии, слаженная работа ритм-секции.

Первым альбомом хард-рока принято считать дебютную пластинку группы Led Zeppelin 1969 года. Именно на этом альбоме группа окончательно вышла за рамки тяжёлого блюза и вывела подобную музыку на принципиально новый уровень. Для Led Zeppelin был характерен крайне высокий уровень исполнительского мастерства: виртуозные гитара и бас, мощные ударные, драматический вокал. В дальнейшем Led Zeppelin нередко экспериментировали, вводя в свою музыку элементы фолка, классической музыки, регги, фанка.

Другой важнейшей группой жанра стали Black Sabbath. Их музыка отличалась от Led Zeppelin более мрачными, тягучими риффами и «инфернальной» тематикой текстов, что в конечном итоге больше повлияла на формирование стоунер-рока и дум-метала, в несколько меньшей степени - хэви-метала 80-х, а также на гранж и альтернативный рок.

Среди первых ярких звёзд жанра - Deep Purple, начинали в жанре психоделии, но в 1970-х они сместили акценты в сторону хард-рока с виртуозными гитарными и клавишными соло, характерными для прога элементами классической гармонии и меньшим, чем у Led Zeppelin, влиянием блюза.

Немалое влияние на развитие жанра оказали также группы Grand Funk Railroad, Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep совершили попытку скрестить хэви-метал с симфонической музыкой; Montrose и Mountain были ориентированы на блюз-рок. Поджанр southern rock, ориентированный на блюз и кантри, представляли Lynyrd Skynyrd.

К середине 1980-х годов хард-рок в чистом виде практически исчез, трансформировавшись в хард-н-хэви (более близкий к металу 80-х жанр) звучание которого с середины 1970-х годов формировали такие группы, как ранние Judas Priest, Mötley Crüe и (в меньшей степени) AC/DC. В отличие от Led Zeppelin, все эти группы, модернизируя свой саунд в соответствии с новыми веяниями хэви-метала 80-х, продолжали существовать в и позднее.

Краткая история рок-музыки

Рок - музыка для каждого... В данной статье мне хотелось бы поговорить о жанре музыки, объединяющем между собой миллионы людей по всему миру. Его фанатов можно найти как среди обычных подростков из школы через дорогу, так и среди известных людей, посещающих концерты мировых рок-звезд . Да и сами музыканты выглядят по-разному, а об обширном спектре звучаний и направлений говорить можно долго. Так что же есть рок-музыка?

Что такое рок-музыка?

С самых первых дней этот жанр ставили в противовес популярной музыке. Рок-н-Ролл зародился в конце 50-х годов. У его истоков стояли такие исполнители, как Чак Берри , Бил Хейли и другие. В то время у них еще не было мировой славы и известности. Это были выходцы из афроамериканских семей, игравшие блюз в барах или на улице. И с детства они видели конфликты: противостояние богатых и бедных, противостояние белых и афроамериканцев, с ранних лет они впитывали в себя эту борьбу, всю злость. А когда брали в руки гитару, то звуком принимали участие в борьбе.

Блюзмен - это бедный человек с гитарой, который противостоит всему миру в тяжелой борьбе. И в тот момент, когда поколение, наблюдавшее жестокость, выросло, набрало сил, то начался протест против обычных устоев. Но это не была война, это был крик, крик о том, что человека ничто не может остановить. Молодые гитаристы из самых низов начали экспериментировать со звуком, давая выход радости и злости, создавая более плотное и яркое звучание. Со временем зародился жанр, названный Рок-н-Роллом . Вскоре новоиспеченное музыкальное направление начало захватывать умы миллионов. Каждый находил в этой музыке звук свободы, манящий привкус опасности, о котором до этого не приходилось и мечтать.

Первым шагом к популярности стал интерес к Рок-н-Роллу со стороны “белых” людей. - стал королем Рок-н-Ролла. Он непросто был звездой местного масштаба или знаменитостью в пределах жанра. Его песни ставили диск-жокеи с различных радиостанций . Весь мир тогда услышал о Роке . Быстрые и зажигательные ритмические рисунки, тексты, от которых бросало в дрожь или хотелось смеяться. Все это притягивало к себе сотни и тысячи людей.

Окончательное становление Рок-н-Ролла как самостоятельного, популярного и перспективного жанра случилось во времена “Британского вторжения” .

Приумножили успех Элвиса Прэсли и стали поистине легендарной группой. Они смогли получить популярность не только в Европе, но и в Америке. Практически каждый сингл группы становился хитом. А альбомы получали статус мультиплатиновых. Характерной особенностью этой группы был легкий, ритмичный и мелодичный звук, а также чувственные, проникновенные и близкие сердцу баллады. Также “битлы” показали всему миру, что рок может говорить не только о проблемах, но и быть веселым, нежным и чувственным. И по сей день редко можно найти группу , у которой нет хотя бы одной песни, раскрывающей душу.

В то же время другой британец по имени Джимми Хендрикс заложил другую основу рока - виртуозное исполнение песен. Он непросто пел и подыгрывал на гитаре, а использовал гитару, чтобы демонстрировать чувства. Тогда начали появляться тяжелые рифы , долгие и быстрые гитарные соло , которые впоследствии будут входить в состав многих

Рок - не искусство; рок - это способ разговора простых парней.

Билли Айдол

История рок-музыки насчитывает уже более 60 лет, считая началом возникновения середину-конец 50-х годов прошлого столетия, когда на основе стиля ритм-энд-блюз, исполняемый большей частью чернокожими музыкантами, стал активно развиваться рок-н-ролл. С тех пор в мире музыка рок заняла одну из самых прочных позиций в музыкальных направлениях вообще. По большому счету, ни один другой стиль нельзя сравнить с рок-музыкой по значимости в истории музыкальной культуры человечества. Разве что, упомянуть можно классическую музыку, которая в свое время оказала наибольшее влияние на развитие культуры и стала своеобразной основой музыкальных гармоний. Неудивительно, что до сих пор все, кто учится в музыкальных школах, получают образование на основе классики. Причем, совершенно без разницы, какой музыкальный инструмент является профилирующим.

Но вернемся к року. С момента формирования рока само название стало слишком тесным для того, чтобы описать все направления этого стиля. Дело в том, что музыка рок претерпела такое огромное количество изменений, что понятие «рок» стало в большей степени обобщающим. Однако, с момента возникновения рок всегда являлся бунтарским выражением чувств и образа жизни молодежи, по крайней мере, на первых порах. Само собой разумеется, что тут же нашлись (и находятся до сих пор) продюсеры разных мастей, которые поставили рок на коммерческую основу. В принципе, эта составляющая присутствует во всех жанрах, особенно сильно это заметно в так называемой «попсе». А вот рок-музыка всегда противопоставлялась такой коммерции. Да и музыка эта намного более серьезная, чем обычный «поп». Неподготовленному слушателю не всегда с первого раза удается уловить гармонию или ритмику рока. Однако, в своем развитии музыка рок достигла небывалых вершин и остается одним из самых уникальных явлений до сих пор. Более того, рок часто называют разрушителем стереотипов и своеобразной субкультурой.

Зарождение и развитие рок-музыки

Интересно знать

Именно в 50-годах на смену негритянскому ритм-энд блюзу и пришла рок-музыка, которая сразу же трансформировалась в так называемый блюз-рок и рок-н-ролл. Блюз опирался в гармониях именно на ритм-энд-блюз, а рок-н-ролл – большей частью на стилях кантри, скиффл и т.д.

Моментом зарождения рок-музыки, как уже говорилось выше, считается начало 50-х годов. Многие эксперты в этой области склонны считать родиной рока Североамериканский континент. Именно туда в свое время перебралось множество представителей негритянской расы. Они сохранили не только свои традиции, но и привезли в Америку национальные инструменты.

Многие специалисты до сих пор спорят, какое произведение считать первым творением в стиле рок. И единого мнения на этот счет нет. На развитие рок-н-ролла наибольшее влияние оказали такие известнейшие исполнители, как Билл Хейли, Фэтс Домино, Бо Диддли, Чака Берри и Литтл Ричард. Кстати сказать, одним их непревзойденных хитов стала композиция Билла Хейли Rock Around The Clock, которую перепело множество исполнителей. И большей частью в этом преуспели рок-группы Америки и Британии. Однако же, всем известно, что корону короля рок-н-ролла завоевал не негритянский, а белый исполнитель Элвис Пресли, ставший уже при жизни легендой. Не менее сильное влияние на развитие рок-н-рола оказали И британцы Клифф Ричард и группа The Shadows. С тез пор корона первенства в роке постоянно оспаривается представителями Америки и Великобритании.

Со временем, рок-н-ролл стал отходить на второй план и к началу 60-х годов прошлого века на музыкальной сцене появились две группы, оказавшие наибольшее влияние не только на музыкальные направления, но и на развитие своеобразной субкультуры в целом. Это были The Beatles и Rolling Stones. Наверняка, многие знают, что чуть позднее на этой основе сформировалось движение хиппи. Эти две группы создали поистине неувядающие хиты всех времен и народов. Хотя, если разобраться, The Beatles поначалу выглядели как пай-мальчики. Их композиции были исполнены романтизма, а главным слоганом группы многие до сих пор считают фразу и одноименную песню Джона Леннона All You Need Is Love. И практически все движение хиппи («цветов жизни») прошло именно под этим лозунгом.

В отличие от битлов Rolling Stones проявили себя более агрессивно, что абсолютно противопоставлялось устоявшимся обычаям и традициям. Молодые бунтари вели себя на сцене крайне вызывающе. Да и тексты с музыкой у них были и остаются явно бунтарского характера с отрицанием всего и вся. Этот период ознаменовался началом повального увлечения наркотиками, особенно марихуаной.

К концу 60-х сформировался так называемый британский бит. Даже Америка, относившаяся к британцам скептически, пала. Началом завоевания Соединенных Штатов считается 1964 год, когда The Beatles впервые ступили на американскую землю и просто произвели настоящий фурор. Вслед за этим событием повсеместно в Америке и Великобритании начали возникать новые группы, как грибы после дождя. Но наиболее значимыми в то время стали The Kinks, The Animals, The Yardbirds, Manfred Mann, Searchers, Hollies, Herman"s Hermits и мод-рок группы The Who, The Kinks и The Troggs, The Small Faces, Creedence Clearwater Revivle и многие другие. Самое интересное, что в составах этих групп играли музыканты, впоследствии ставшие мировыми знаменитостями. Так, например, через The Yardbirds прошли такие известные гитаристы, как Эрик Клэптон, Джефф Бэк и Джимми Пейдж.

Арт-рок и психоделическую музыку разделить чрезвычайно сложно. Очень многие музыканты взяли за основу классическую школу. Иногда добавлялись даже нестандартные размерности. Особенно сильно это проявилось у Pink Floyd, King Crimson и Yes. Впоследствии все это трансформировалось в хэви метал и дало начало еще большему количеству стилей.

Наиболее значимым событием в рок-культуре того времени, как своеобразный итог, стал известнейший сегодня во всем мире фестиваль в Вудстоке. Это было поистине одно из самых первых грандиозных зрелищ в истории рока. Поклонники в буквальном смысле жили на поле, на котором проводился концерт. Это уже было своеобразное братство, связанное не только узами знакомства или дружбы, но и своими музыкальными вкусами и образом жизни. Не зря многие исследователи феномена рок-музыки называют это время «золотым веком» рока. Кстати сказать, именно к этому времени сформировался и инструментальный состав рок-групп. Из инструментов в обязательном порядке присутствовали барабаны, бас, ритм-гитара, лидирующая гитара и иногда клавишные.

Конец 60-х годов принес в рок-музыку еще одно значительное событие. Дело в том, что увлечение марихуаной у многих музыкантов того времени начало сменяться употребление более сильных наркотиков типа героина и мескалина. На основе этого начали появляться группы, описывающие в своих композициях ощущения наркотического опьянения. Большей частью наркотики вызывали галлюцинации. А их описанием занялись группы, исполнявшие психоделический рок. Психоделия развивалась параллельно с прогрессивным роком или, как его чаще называют, арт-роком. В это же время начали зарождаться основы хард-рока, который впоследствии дал толчок к возникновению Heavy Metal, который в своем развитии разделился на множество ответвлений. Для всех этих стилей стали характерными длинные солирующие партии какого-либо инструмента, усиленная ритм-секция и весьма заумные, философские или мрачные тексты.

Основные направления рок-музыки

Современная рок-музыка настолько разнообразна, что описать все стили практически невозможно. Попробуем подойти к возникновению множества ветвей рока с исторической точки зрения и будем следовать хронологии развития рока.

Итак. В начале 70-х годов доминировать стал новый стиль хард-рок. Наиболее яркими представителями стали постоянно борющиеся за пальму первенства Deep Purple и Led Zeppelin. В Америке такой проблемы не было, и группой номер один была признана Grand Funk Railroad. В это же время пика популярности достигли и Black Sabbath с их мрачными мистическими или болезненно-психическими текстами. Неизменными оставались только Uriah Heep.

Со временем хард-рок разделился на глэм (Гарри Глиттер, Дэвид Боуи, Род Стюарт, Kiss, Элис Купер и т.д.) и Heavy Metal. Здесь сразу выделяется использование риффов и искаженного звука гитар, который был назван драйвом. Тогда ярчайшей звездой и исполнителем с филигранной техникой стал Джимми Хендрикс, оказавший наибольшее влияние на развитие гитарной техники. Популярная рок-музыка явно пришлась по вкусу молодому поколению. Старые музыканты следовали своему стилю (Nazareth). В это же время появилась и рок-опера. Самым известным произведение считается «Иисус Христос Суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера.

Рок-музыка 70-х, музыка рок 80-х и рок-музыка 90-х во многом похожа. Стиль «метал» получил неимоверное развитие. Все началось с Judas Priest, Iron Maiden, AC/DC, Aerosmith, Scorpions и многих других. Сегодня «метал» имеет столько направлений, что сосчитать их просто невозможно. Это thrash-metal (Metallica, Exodous, Anthrax, Slayer), speed-metal, death-metal, hardcore, grindcore, Black metal, nu metal, progressive metal и многое другое. Не менее популярной является и классическая музыка в рок-обработке (Mekong Delta, Ингви Малмстин). Американская и английская рок-музыка всегда задавали моду, а влияние рока вообще трудно переоценить.

Самые известные рок-музыканты

Конечно же, в каждом направлении есть музыканты, внесшие наибольший вклад в развитие рока. Среди гитаристов стоит отметить Эрика Клэптона, Джимми Пейджа, Ритчи Блэкмора, Тони Айомми, Ингви Малмстина, Тони Макалпина, Кирка Хэммета, Стива Вая и т.д. Барабанщики тоже преуспели. Взять хотя бы Йэна Пэйса, Джона Бонэма, Ларса Ульриха – их просто множество. Рок подарил миру и целую плеяду известнейших вокалистов, среди которых присутствуют настоящие рок-легенды: Йэн Гилан, Роберт Плант, Дио, Джо Линн Тернер, Дэвид Ковердейл, Бон Скотт, Брайан Джонсон, Клаус Майне, Винс Нейл, Эксл Роуз, Роб Хэлфорд и других. Наиболее влиятельными клавишными исполнителями до сих пор считают Джона Лорда и Рика Уэйкманна. Многие музыканты даже удостоились титулов от английской королевы. Вспомните Пола Маккартни, Элтона Джона или Джона Бон Джови. Вообще, все музыканты, работающие в стиле рок, представляют собой яркие индивидуальности, непохожие ни на кого.

Зарубежная рок-музыка

Зарубежная рок-музыка всегда следовала своим путем. Дело в том, что, если ранее это было творчеством, то сегодня все это поставлено на внушительную коммерческую основу. Неудивительно, что индустрия рока ярко отображается в таких известных изданиях, как Rolling Stone, Metal Hammer или Rock hard. В этих журналах можно узнать последние новости. Здесь представлено несколько основных разделов, среди которых стоит выделить такие, как: популярная рок-музыка, новости рок-музыки, рок музыка клипы, новая рок-музыка, концерты рок музыки, хиты рок-музыки, метал, легенды рок музыки, фильмы про рок-музыку, рок баллады, исполнители рока, жанры рока – в общем все, что касается этого музыкального направления.

Нередко в журналах можно встретить не только статьи, но и вклеенные диски типа «Лучший сборник рок-музыки», «Новинки рок-музыки 2013», «Музыка 2012 рок», «Рок-музыка 80-х» и т.д. Все эти издания посвящены именно зарубежной рок-музыке. В мире с множеством филиалов по всем странам даже создано специализированное заведение с общим названием Hard Rock Cafe. Главное кафе уже стало чем-то вроде музея рок-музыки. Там можно встретить уникальные вещи: инструменты знаменитостей, диски, одежду, автографы и т.д. Своеобразная голливудская «Аллея славы» только в виде музыкального бара.

Русская рок-музыка

В отличие от Запада, русский рок долгое время находился в подполье, особенно в советские времена и лишь относительно недавно вышел на широкую публику. Среди основоположников музыки русского рока особенно стоит выделить «Машину времени», «Автограф», «Кино», «Алису», «Аквариум», «ДДТ», Константина Никольского, Владимира Кузьмина, «Арию» и многих других.

Вообще, на формирование рока в Советском Союзе и на постсоветском пространстве самое сильное влияние оказал тогда еще Ленинградский рок-клуб. И одним из корифеев русского рока принято считать Бориса Гребенщикова, который внес немалый вклад в развитие этого музыкального направления. Вспомните Виктора Цоя, песни которого пели и поют до сих пор просто под гитару во дворе или сидя у костра. А сколько песен создал Андрей Макаревич, и сосчитать невозможно. Существуют даже фильмы про рок-музыку. К примеру, фильм «Душа», в котором, кроме Софии Ротару и Михаила Боярского, снялась группа «Машина времени». Всего столько, что в одной статье и не перечислишь.

Современная рок-музыка

Ели рассматривать современные направления рок-музыки, то можно сказать, что большей частью в зарубежной рок-музыке наметилась тенденция к ужесточению стилистики или, так сказать, «утяжелению» звучания. Достаточно много групп исполняют black metal или gothic metal, на основе которых сформировались собственные движения типа «готов».

Музыканты старшего поколения все еще следуют своим стилям, не изменяя их, а только дополняя современными инструментами или новыми веяниями в музыке. Отчасти, такая же ситуация наблюдается и в русском роке. Новоявленные музыканты стараются играть более тяжелую музыку, все чаще используя для этого тексты на английском языке, в то время, как «старички» продолжают создавать хиты в собственном стиле. Возьмите хотя бы тот же «Аквариум», «Чайф», «Машину времени» и многих других. Не то, чтобы они не стремятся быть современными. По всей видимости, это просто их жизнь или то, что было им дорого во времена зарождения отечественного рок-движения.

Музыкальные фестивали или концерты рок-музыки всегда проходят с наибольшим ажиотажем. Публика, как и сами музыканты, получает фантастический заряд энергии. И с ними связано наибольшее количество интереснейших случаев.

Так, например, считается, что более популярный исполнитель выступает всегда последним. Во времена расцвета хард-рока на одном из концертов последними должны были выступать Led Zeppelin. Ритчи Блэкмор, считая Deep Purple королями харда, просто по завершении выступления разбил своей гитарой всю звукоусиливающую аппаратуру, заявив, что его группа действительно выступает последней.

Не менее интересным является и поведение самих музыкантов на сцене. Сколько уже говорилось о том, как Оззи Осборн на одном из концертов откусил голову дохлой крысе. Или взять Элиса Купера, чуть не задавленного удавом, с которым он выступал на сцене. Восемь рабочих не могли оторвать змею от рок-звезды. Таких приключений в жизни каждого музыканта, наверняка, найдется немало.

Интересно еще вот что. Многие именитые на сегодняшний день музыканты и исполнители сперва даже не помышляли и такой головокружительной карьере. Стоит привести всего два случая (хотя их, естественно, намного больше). Один из самых известных вокалистов Дэвид Ковердейл, начавший карьеру в Deep Purple, а пото создавший собственный проект Whitesnake, был простым продавцом верхней одежды. А барабанщик группы, Metallica Ларс Ульрих до того, сесть за ударную установку занимался теннисом и даже стал чемпионом Дании среди юниоров.

Что же касается самих концертов и рок-мероприятий, то это всегда захватывающее зрелище. Народу – просто тьма. Тем не менее, особо хочется отметить два грандиозных шоу, которые проходили в Москве в 1989 и 1992 годах. Они считаются самыми большими концертами в истории рока. Первый фестиваль назывался «рок против наркотиков» - туда собралась чуть ли не половина Советского Союза. А на втором концерте Монстры рока в Москве» на выступление групп Pantera, The Black Crows, Metallica и AC/DC собралось аж 800 тысяч человек. На сцене было установлено 600 кВт звука. За несколько километров от Тушинского аэродрома, на котором проходил концерт, даже в метро было слышно любую группу, да еще так, что приходилось перекрикивать друг друга в разговоре.

В заключении хочется сказать, что музыка под общим название «рок» - явление в мире весьма неоднозначное. Влияние рока на всю музыкальную и культурную жизнь человека настолько велико, что представить себе современный мир без этого музыкального направления просто невозможно. Даже противники этого направления утверждают, что рок-баллады настолько мелодичны, лиричны и имеют завидную долю экспрессии, что ни один другой стиль по яркости выражения чувств, эмоций и переживаний с ними просто не сравнится. А вообще, попробуйте поискать в том же Интернете историю рок-музыки. Без сомнения, вы всегда найдете в этой музыке для себя что-то интересное и абсолютно новое.