Диоген Синопский – эпатажный древнегреческий философ. Диоген — бочка и фонарь

Его сочинения до нас дошли только в пересказах. По преданию, философ жил в глиняной бочке на афинской площади. Точнее, вероятно, Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе. Эти сосуды обычно имели высоту 1,5 - 2 метра, закапывались в землю и использовались для хранения зерна. Диоген разместил свой пифос на центральной площади города Коринфа и, находясь в нём или же рядом с ним, лёжа давал советы горожанам. Странствуя по Греции, он называл себя гражданином не государства-полиса, а всего космоса – «космополитом»… Проповедовал аскетизм.

По преданию, на вопрос, почему люди подают милостыню нищим и убогим, но не помогают философам, Диоген ответил: «Богатые знают, что бедными и больными они могут стать, но мудрецами – никогда…

По другому преданию, когда Диогена спросили, где он будет жить, если украдут его бочку, тот ответил: «Останется ведь место от бочки!»

«Хрисипп и Диоген были первыми авторами - и притом наиболее последовательными и непреклонными, - выразившими презрение к славе».

Мишель Монтень, Опыты, М., «Альфа-книга», 2009 г., с. 604.

«Славу Антисфена превзошёл его ученик Диоген . Это был «молодой человек из Синопа на Эвксине, которого он (Антисфен) невзлюбил с первого взгляда; это был сын менялы с сомнительной репутацией, сидевшего в тюрьме за порчу монеты. Антисфен гнал юношу прочь, но тот не обратил на это внимания. Антисфен побил его палкой, но тот не сдвинулся с места. Ему нужна была мудрость, и он считал, что Антисфен должен ему её дать. Целью в жизни у него было делать то же, что делал его отец, - «портить монету», но в гораздо более широком масштабе. Он хотел бы портить всю «монету», имеющуюся в мире. Любой принятый штамп фальшив, ложен. Аюди со штампом полководцев и царей, вещи со штампом чести и мудрости, счастья и богатства - все это были низменные металлы с фальшивой надписью».

Он решил жить, как собака, и поэтому его назвали «киником», что означает «собачий». Он отвергал все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и жилища, и пищи, и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Мюррей уверяет, что это ошибка: то был огромный кувшин, какие употреблялись в первобытные времена при погребениях. Он жил, как индийский факир, подаянием. Он заявлял о своём братстве не только со всем человеческим родом, но также и с животными. Он был человеком, рассказы о котором собирались ещё при жизни. Широко известен тот факт, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он какой-либо милости. «Только не заслоняй мне свет», - ответил Диоген.

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем циничным, как раз наоборот. Он пламенно стремился к добродетели, в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила Вас фортуна, и Вы освободитесь от страха. В этом отношении, как мы увидим, его доктрина была воспринята стоиками, но они не пошли за ним в отказе от прелестей цивилизации.

Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан на то, что принёс человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни. В этом он напоминает последователей даосизма , Руссо и Толстого , но более устойчив во взглядах, чем они. Хотя он был современником Аристотеля , его доктрина по своему характеру принадлежит к эллинистическому веку. Аристотель был последним греческим философом, чьё мироощущение было жизнерадостным; после него все философы в той или другой форме проповедовали уход от жизни . Мир плох, давайте научимся быть независимыми от него. Внешние блага непрочны, они - дары судьбы, а не вознаграждение за наши собственные усилия. Только субъективные блага - добродетель или довольство, достигнутые путем смирения, - прочны, и только они поэтому имеют цену для мудреца. Сам Диоген был человеком, полным энергии, но его учение, как и все доктрины эллинистической эпохи, должно было привлекать людей утомлённых, у которых разочарование убило естественную активность. И, конечно, оно не было рассчитано на то, чтобы развивать искусство или науку, дело управления государством или любую другую полезную деятельность, за исключением протеста против могущественного зла».

В Античности человечество сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний.

Это послужило благоприятной почвой для возникновения школ философии. Тогда было сформулировано учение Сократа, дополненное и переработанное его прославленным учеником Платоном. Это учение стало классическим, оно остается актуальным и в наше время. +Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. А ярким представителем этого течения – был Диоген Синопский, он прославился вечными спорами с Платоном, а также эпатажными, а порой и весьма вульгарными выходками. Оказывается, эпатажные люди встречались и в глубокой древности. Среди них попадались и философы, как Диоген Синопский.

Из биографии Диогена:

О жизни Диогена известно немного, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Согласно этой книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и его прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена проходило во времена неспокойные – в его родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие Диогена, которое привело его в Дельфы.

В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Затем дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном, который поразил Диогена до глубины души. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа, хотя Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни.

У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины). Купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Хотя и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена. Пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот его ученик прославил кинизм как школу античной философии.

В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали его вульгарные регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.

Во время беседы с Александром Македонским философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. А ещё он голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека». Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа. «Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.

Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена. Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Согласно книге библиографа Диогена Лаэртского, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена. К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Интересные факты из жизни Диогена:

*Диоген на самом деле жил не в бочке, как многие считают, а в пифосе - глиняном сосуде для хранения зерна. Деревянная бочка была изобретена римлянами через 5 веков после смерти Диогена.

*Однажды очень богатый человек пригласил Диогена в свой роскошный дом и предупредил его: «Смотри как чисто в моем доме, не вздумай плюнуть куда-нибудь.» Осмотрев жилище и подивившись его красотой, Диоген подошел к хозяину и плюнул ему в лицо, заявив, что это самое грязное место, которое он нашел.

*Диогену часто приходилось попрошайничать, но он не просил милостыню, а требовал: «Дуралеи, подайте философу, ведь он учит вас жить!».

*Когда афиняне были заняты подготовкой к войне с Филиппом Македонским и кругом была суета и волнение, Диоген начал катать по улицам свой пифос. Многие спрашивали его, зачем он это делает, на что Диоген отвечал: «Все заняты делом, и я тоже».

*Когда Александр Македонский покорил Аттику, он решил лично познакомиться с Диогеном и пришел к нему с предложением выполнить любое желание. Диоген попросил его отойти, чтобы не заслонять солнце. На что полководец заметил, что не будь он Александром Великим, стал бы Диогеном.

*Однажды, возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там народу, Диоген сказал: «Народу полно, а людей нет».

*А в другой раз, выйдя на площадь, он начал кричать: «Эй, люди, люди!», но когда народ сбежался, он начал прогонять их палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

*Увидев сына проститутки, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!»

*После того, как Платон дал определение человека как животного, ходящего на двух ногах и лишенного шерсти и перьев, Диоген принес к нему в школу ощипанного петуха и отпустил его, торжественно провозгласив: «Теперь ты - человек!» Платону пришлось добавить к определению фразу «… и с плоскими ногтями».

*При жизни Диогена часто называли собакой за его поведение, и это животное стало символом киников - последователей Диогена.

*На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник в виде пса, стоявшего на колонне.

Цитаты и изречения Диогена Синопского:

1.Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг.

2.Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда сможешь.

3. «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».

4.«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным».

5.На вопрос, откуда он, Диоген сказал:» Я - гражданин мира."

6.Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».

7.«Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

8.На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

9. «Злословец есть самый лютый из диких зверей».

10. «Поучать старца – что лечить мертвеца».

11. «Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня».

12. «Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак».

13. «Любовь - дело тех, кому нечего делать».

14. «Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы».

15. «Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья».

16. «Быть в хорошем настроении - причинять муки своим завистникам».

17. «Сладострастие - занятие людей, ничем другим не занятых».

18. «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им».

19. «Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум или петлю».

20. « Льстец - самый опасный из ручных животных».

Диоген родился в городе Синоп в 412 году до н.э. умер в 323 в городе Коринф. Философ и великий мыслитель Древней Греции Диоген являлся учеником Антисфена, который основал школу Согласно источникам, Диоген был сыном менялы-купца. Однажды, подойдя к оракулу и задав ему вопрос: «Каково мое призвание в жизни, чем мне заниматься?», он получил довольно странный ответ: «Переоценкой ценностей». Диоген изначально понял это, как перечеканку монет, но, когда его изгнали, философ осознал свое призвание.

Философ Диоген Синопский

Когда Диоген Синопский прибыл в Афины, он нашел Антисфена и остался подле него. Известна история, что Антисфен попытался прогнать потенциального ученика, замхнувшись на него палкой. На что Диоген, подставив голову под удар, сказал:

«Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе, находящемся под землей. В таких сосудах обычно хранили масло, зерно, вино, оливки и даже хоронили людей. Сведения о том, что он жил в бочке, недостоверны — греки в то время не делали деревянных бочек. Жилище Диогена было недалеко от Афинской Агоры (знаменитое место в Афинах площадью 5 га). Однажды, жилище Диогена разбили дети, но ему горожане предоставили новый сосуд.

Диогену было с кем поспорить, и, зачастую объектом его насмешек и человеком, которого Диоген так рьяно критиковал, был . Например, на изречение Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев», Диоген ощипал петуха и крикнул, что это человек по Платону. Платон тоже в долгу не оставался и называл Диогена обезумевшим . Диоген же критиковал философскую концепцию Платона сущности вещей, говоря: «Чашу вижу, а чашности – нет». Когда Платон заметил скудный образ жизни Диогена, то подметил, имея в виду себя: «Когда я был в рабстве Сиракуз у тирана Дионисия, то даже там не мыл сам овощи», на что Диоген ответил ему: «Не попал бы в рабство, если бы мыл их сам».

Диоген постоянно эпатировал окружающих своим поведением. Образ Диогена с фонарем, зажженным среди бела дня и фраза «Ищу человека» стали классикой еще при его жизни.

Так же, Диоген утверждал, что музыканты настраивают струны на лире, но не состоят в ладах с собой и собственным характером. Однажды, Диоген выходил из бани по пути встретил знакомых, и на вопрос много ли там народу, ответил – «Полно.» Чуть позже встретил еще знакомых и на вопрос много ли там людей – помотал головой и сказал, что людей там не видел.

Рабство Диогена Синопского

Диоген Синопский был участником битвы при Херонее, (Херонейская битва), но внезапно стал пленником македонцев и был продан в рабство с невольничьего рынка. Когда его спросили, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми». Философа купил состоятельный Ксениад, как учителя и наставника своим детям. Диоген учил детей метать дротики, ездить верхом, параллельно занимаясь с ними греческой поэзией и историей.

Аскетизм Диогена Синопского

Диоген Синопский своим образом жизни говорил об идеале аскетизма и ставил в пример мышь, которая ни к чему не стремилась и ничего не боялась, а жила, довольствуясь минимумом. Если вдаваться в суть аскетизма, то его основное значение как раз в обретении независимости и стремлении к свободе.

Диоген, был личностью весьма неординарной, чтобы не сказать «странной». Например, он был замечен в хождении босыми ногами по снегу. А когда Аттика, где он жил была на грани войны с Филиппом Македонским, Диоген катал свой пифос (глиняную бочку) туда-сюда. На вопрос: «Зачем ты это делаешь, когда все готовятся к войне?», он сказал, что все заняты и ему тоже необходимо занятие, а бочку он катает потому, что у него больше ничего нет.

Александр Македонский и Диоген

Великий царь и политический деятель Александр Македонский, по прибытии в Аттику решил посмотреть на знаменитого мыслителя Диогена, и ждал пока тот сам к нему придет, но Диоген не торопился. Тогда Александр Македонский пришел к нему сам и сказал:

«Я – великий Царь, Александр Македонский»

И тут же услышал в ответ: «А я – собака Диоген.»

«И за что тебя зовут собакой?» — спросил царь.
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю» — ответил философ.
«А меня ты боишься?» — задал следующий вопрос Александр Македонский.
«А что ты такое?» - спросил Диоген, - «Зло или добро?»
«Добро» — ответил царь.
«А кто же боится добра?»

Поняв, что Диоген и правда не так прост и весьма умен не смотря на все свои диковинные замашки, Александр сказал:

«Проси у меня чего хочешь»

«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген

Интересный факт: Александр Македонский и Диоген Синопский умерли в один день — 10 июня 323 до н. э

Диоген Синопский, цитаты

«Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.»
«Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается
убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.»
«Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным
искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные
люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо-
ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы
нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?»
«Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из
ручных животных.»
«Быстрее всего стареет благодарность.»
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных;
гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым
несчастным.»
«Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат
животным, чем животные им.»
«Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.»
«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.»
«Я гражданин мира.»

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией :

    Пусть состарится медь под властью времени - всё же
    Переживёт века слава твоя, Диоген:
    Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
    Ты указал нам путь, легче которого нет.

    Сочинения

    Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

    Аскетизм

    Случаи из жизни Диогена

    • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
    • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
    • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».
    • Когда Александр Македонский пришёл в Аттику , то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом » как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я - великий царь Александр». «А я, - ответил Диоген, - собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю». «А меня ты боишься?» - спросил Александр. «А что ты такое, - спросил Диоген, - зло или добро?» «Добро», - сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.
    • Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
    • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
    • Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.
    • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, - спросили они мимоходом, - как там, полно народу?». «Полно», - кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей - почти никого», - покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии , на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, Диоген напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
    • Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
    • Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
    • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому , сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен вознегодовал: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, - сказал Диоген, - если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
    • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много­численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
    • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
    • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
    • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
    • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
    • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
    • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,- говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,- сказал Диоген,- я убедил бы тебя удавиться».
    • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,- сказал Диоген,- когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
    • Увидев сына гетеры , швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
    • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы , за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь своё презрение к мнениям [большинства]?» .
    • Однажды философ Аристипп , который нажил состояние, восхваляя тирана, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял тирана, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять тирана!».
    • Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повёл самую простую жизнь.

    Афоризмы

    • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
    • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
    • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
    • Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящ­ным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо­ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
    • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из ручных животных.
    • Быстрее всего стареет благодарность.
    • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым несчастным.
    • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
    • Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.
    • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
    • Я гражданин мира.

    Философ Диоген родом из Синопа почти всю сознательную жизнь провел на городской свалке. Он не писал никаких произведений, его высказывания запоминались и записывались другими людьми. У Диогена не было рода деятельности, имущества и постоянного места жительства. Порой ночевал он в храмах, порой – в бочке, подложив листья.

    Диоген считал, что природа дала человеку все нужное. Он стремился побольше общаться с разными людьми, очень любил покритиковать и вступать в споры. Он высмеивал даже греческие традиции или известных людей, что шокировало простых греков. Однако Диогена ни разу не за это. Сам философ считал, что таким образом заставляет людей больше думать. Цинично Диоген высказывался и о самом себе.

    Жил в бочке Диоген именно потому, что это отвечало его общему принципу о жизни в единении с природой. Он намерено отказывался от всех благ и удобств, отсутствие которых другие люди восприняли бы как лишение и бедность. Диоген даже попытался отказаться от кулинарной обработки пищи, но это не возымело всестороннего успеха. Он ходил практически , закалялся в снегу зимой. Он считал, что цивилизацию и культуру нужно уничтожить, потому как имеет право существовать только то, что соответствует природе.

    Философия Диогена

    Диоген был известен своими дерзкими высказываниями, но тем не менее его уважали и ходили к нему за советами. Даже Александр Македонский приходил к Диогену спросить совета о планируемом походе в Индию. Диоген не одобрил этого плана, предрекая ему страдания от лихорадки. К этому он добавил и предложение: присоединиться к нему в соседней бочке. Александр Македонский не принял такой совет и отправился таки в Индию, где в результате заразился лихорадкой и умер.

    Диоген считал зависимость от материального разрушительной, отказ от материального – путем к свободе. Также он говорил о необходимости быть равнодушным к любого рода искушениям. Высмеивал церковь и религиозную веру в целом, а также социальный институт семьи. Он считал, что женщины и дети должны быть общими. О современном ему обществе Диоген говорил, что оно лишено желания проявлять настоящую доброту и не умеет видеть собственных недостатков.

    О философах он говорил, что они – друзья богов. Раз все принадлежит в мире богам, и философам тоже. Потому что у друзей все общее. Именно он практиковал поиск человека с фонарем при свете дня. Афиняне любили Диогена, и когда его бочка была разбита мальчишкой, дали ему новую.