Каковы отличия плоских червей от кишечнополостных. Задачи: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей; выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных

Вопрос 1. Перечислите отличия плоских червей от кишечнополостных животных.

Во-первых, в отличие от кишечнополостных, обладающих лучевой симметрией, плоские черви имеют двустороннюю симметрию.

Во-вторых, кишечнополостные являются двухслойными животными, у которых нет внутренних органов. Тело же плоских червей состоит из многих слоев клеток. Внутри кожно-мышечного мешка располагаются внутренние органы, объединенные в системы органов: пищеварительную, выделительную, нервную и половую. Пространство между этими органами заполнено клетками, поэтому внутренняя полость отсутствует.

Вопрос 2. Какие особенности строения и образа жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

Вопрос 3. Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Чем отличаются круглые черви от плоских? В отличие от плоских червей, имеющих сплющенное в спинно-брюшном направлении тело, все круглые черви имеют туловище, круглое в поперечном сечении. У плоских червей отсутствует внутренняя полость, пространство между кожно-мышечным мешком и внутренними органами заполнено клетками, а у круглых червей эти клетки распались, и образовалась внутренняя полость, которая заполнена жидкостью, находящейся под давлением и обеспечивающей постоянство формы тела. Мускулатура у круглых червей располагается только вдоль тела
    Вопрос 1. Каковы различия в строении круглых и кольчатых червей? У кольчатых червей тело состоит из колец - сегментов, а круглые черви имеют нечленистое строение тела. Движение круглых червей осуществляется благодаря продольным пучкам мышц, а у кольчатых обеспечивается пучками кольцевых и продольных мышц. У некоторых кольчатых червей имеются специализированные органы передвижения - пара - подии. У круглых червей специальных органов передвижения не встречается. У круглых червей отсутствует кровеносная система, функции которой выполняет исключительно
    Вопрос 1. У каких животных органы размножения отсутствуют? Органы размножения отсутствуют у простейших (амеба, инфузория, эвглена). Вопрос 2. Какие животные называются гермафродитами? Гермафродитами называют животных, у которых функционирует одновременно и мужская и женская половая система. Гермафродитами являются, например, плоские черви, некоторые кольчатые черви (дождевой червь), многие брюхоногие моллюски (прудовики, катушки), усоногие ракообразные, ряд рыб и др. Вопрос 3. У каких животных наблюдается живорождение? Живорождение наблюдается у некоторых рыб, пресмыкающихся и млекопитающих. Вопрос 4. Что позволяет утверждать,
    Вопрос 1. Какие особенности кольчатых червей позволили им заселить большую часть планеты? Кольчатые черви приобрели ряд особенностей в строении и физиологии, которые позволили им выжить в разнообразных условиях среды. Во-первых, у кольчатых червей появились специализированные органы передвижения, что дало относительную независимость от физических свойств среды обитания. Это параподии у полихет, обеспечивающие передвижение в толще воды и по дну, и щетинки у олигохет, помогающие при передвижении в почве. Во-вторых, у кольчатых червей значительного развития
    Вопрос 1. Какую функцию выполняет раковина у моллюсков? Основная функция раковины моллюсков - опорная, т. е. раковина играет роль наружного скелета. У моллюсков нет кожно-мускульного мешка, отдельные пучки мышц крепятся к раковине. Кроме того, раковина выполняет функцию пассивной защиты. Вопрос 2. О чем свидетельствует неодинаковое развитие органов чувств у различных моллюсков? Неодинаковое развитие органов чувств у разных моллюсков говорит о различии в образе жизни этих животных. Органы чувств наиболее развиты у моллюсков, ведущих
    Вопрос 1. В чем основные отличия развития с метаморфозом и без него? У животных, развивающихся без превращения, личиночные и взрослые особи похожи. При развитии с метаморфозом из яйца выходит личинка, обычно устроенная проще взрослого животного, со специальными органами, отсутствующими во взрослом состоянии. При метаморфозе они преобразуются и возникают органы, свойственные взрослым животным. Вопрос 2. Выскажите суждение о преимуществах и недостатках метаморфоза. Преимущества развития с метаморфозом заключаются в том, что взрослые организмы и личинки
    1. Язык хамелеона вдвое длиннее его тела. 2. Крокодилы глотают камни, чтобы погружаться глубже. 3. Кожа белого медведя черная. 4. Лошадь может сносить подковы за одни забег скачек. 5. Самка броненосца может задержать роды на 2 года. 6. Носороги спариваются пару раз в год, но зато одно спаривание может длиться полтора часа. 7. Самки голубей не могут откладывать яйца в одиночестве. Им обязательно для этого нужно видеть голубя. В неволе их можно обмануть с помощью зеркала. 8.
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Основные классы, строение, питание и размножение. Ра­диальная симметрия в организации кишечнополостных в связи с образом жизни. Метагенез у гидроидных и сцифоидных полипов. Значение движения в происхождении мышечной и нервной систем с органами чувств у медуз. Коралловые поли­пы, распространение и биологическое значение. Гребневики выделены в отдельный тип). Филогения кишечнополостных.

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 66-84.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте кишечнополостных как многоклеточ­ных животных.

    Почему животные этого типа называются кишечнопо­лостными?

    На какие классы подразделяется тип кишечнополост­ных?

    Образ жизни кишечнополостных (питание, размноже­ние, развитие, способность к регенерации и т. д.).

    Значение кишечнополостных в общей эволюции много­ клеточных животных.

Плоские черви

Общая характеристика и деление на основные классы.

Ресничные черви Морфология и филогения ресничных червей. Происхождение двусторонней (билатеральной) сим­метрии в организации червей и значение ее в эволюции жи­вотных.

Сосальщики (трематоды). (Моногенеи выделяют в отдель­ный тип).

Размножение, развитие с чередованием поколений и сме­ной хозяев. Соотношение между онтогенезом и филогенезом у сосальщиков. Основные представители трематод, циклы их развития и вызываемые ими заболевания домашних живот­ных и человека. Борьба с сосальщиками.

Ленточные черви (цестоды). Их строение, размножение и развитие (онтогенез), плодовитость. Лентецы и цепни, их важнейшие представители и циклы развития. Ленточные чер­ви как возбудители инвазионных заболеваний животных и человека. Борьба с цестодами. Значение работ К. И. Скряби­на

Круглые черви

Общая характеристика и деление на основные классы: нематоды.

Кольчатые черви

Кольчецы как высшие черви. Метамерия как основная особенность организации аннелид. Происхождение вторичной полости тела, кровеносной системы и их значение в эволюции. Развитие и строение ганглиозной нервной системы аннелид. Основные классы кольчатых червей. Многощетинковые. Осо­бенности строения и образ жизни многощетинковых (полихет). Их значение в питании рыб. Малощетинковые (олигохеты). Роль кольчатых червей в образовании почвы и ее плодородии.

Филогения кольчатых червей и их значение в эволюции беспозвоночных. Роль русских ученых в истории изучения ан­нелид. (И. И. Мечников, А. О. Ковалевский, П. П. Иванов)

ЛИТЕРАТУРА: 2, с. 327-351.

Вопросы для самопроверки

    Классификация червей на отдельные типы (плоские, круглые и кольчатые черви).

    Перечислите основные признаки различий (по систе­мам органов) типов плоских, круглых и кольчатых червей.

    Происхождение и связь различных типов червей с другими группами беспозвоночных (плоских с кишечнопо­лостными, родство кольчатых с членистоногими и т. д.).

    Дайте общую характеристику и классификацию плоских червей.

    Опишите строение, размножение и развитие сосальщиков (печеночной фасциолы), лентецов (широкого лентеца, свиного и бычьего цепней) и эхинококка.

    Дайте общую характеристику и классификацию круг­лых червей.

    Опишите строение, питание, размножение и развитие круглых червей на примере лошадиной аскариды.

    Дайте общую характеристику и классификацию кольчатых высших червей.

    Опишите строение и биологию кольчецов на примере дождевого червя.

Главная > Урок

Описание методической разработки

1. Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария. (с использованием ЦОР и средств ИКТ)

2.Комбинированный урок. Помимо конспекта представлена презентация урока с выраженными этапами урока.

На данном уроке используются раздаточные материалы, кроссворд, видеофрагменты и аудиофрагменты. Кроме того, вопросы, кроссворд и таблицы, использующиеся в ходе урока, снабжены ответами при помощи гиперссылок. Благодаря этому, урок, становится очень подробным и удобным в применении, как для учителя, так и для ученика.

3.Предмет-биология 7 класс. Животные.

4.Для учащихся 7 класса ОУ.

5.Классно-урочная форма работы.

6. Полное описание разработки

Урок на тему:

Тип Плоские черви. Белая планария .

Задачи:

1.познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения, образом жизни свободноживущих плоских червей;

2.выявить черты сходства и отличия плоских червей и кишечнополостных;

3.составить общие признаки типа Плоские черви;

4.Познакомиться с новыми терминами: мезодерма, паренхима, двусторонняя симметрия; развивать понятия: ткань и орган, система органов.

Средства обучения : Презентация урока, таблица « Плоские черви», ЦОР по биологии, мультимедиа-ИКТ кабинет, раздаточный материал.

Основное содержание урока:

1. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

2. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

3. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

4. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

5. Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными.

Ход урока

    Актуализация знаний

1.Фронтальная письменная проверка знаний по теме «Кишечнополостные» - кроссворд, в виде индивидуального раздаточного материала для каждого учащегося. Последующая проверка и обсуждение результатов заполнения кроссворда учащимися.
2.Индивидуальная устная проверка-опрос с обсуждением вопросов и сверкой ответов по презентации урока.

    1.В чем сходство кишечнополостных и простейших?

Предполагаемый ответ:

    Кишечнополостные и простейшие имеют несколько сходных признаков:

    1.Обитание преимущественно в водной среде обитания

    2.клеточное строение

    3.гетеротрофное питание

    4.сходство процессов дыхания и питания

    5.сходство клеток внутреннего слоя с

    строением простейших

Предполагаемый ответ:

    Кишечнополостные животные:

    1.регулируют численность рыбы, ракообразных в природе;

    2.создают коралловые рифы и сопутствующие им сообщества;

    3.скелеты кораллов применяют для изготовления извести, удобрений, бижутерии и украшений и др.

    4. объекты опытов (регенерация и др.)

    5.используются в пищу в странах Юго-Восточной Азии(медузы в Японии и Китае)

    Назовите общие признаки кишечнополостных?

Предполагаемый ответ:

    1.лучевая симметрия тела;

    2.двуслойность строения;

    3.наличие кишечной полости;

    4.примитивная нервная система;

    5.наличие стрекательных клеток;

    6.гетеротрофы, хищники;

    7.водная среда обитания

    8.две жизненные формы: прикрепленная и подвижная.

2. Изучение нового материала 1.Общие сведения о Типе Плоские черви: двусторонняя симметрия тела, кожно-мускульный мешок. Объяснение понятия трёхслойность (рассказ учителя с использованием компьютерной презентации «Тип Плоские черви. Белая планария»). 2. Общие признаки плоских червей. Запись в тетради учащихся. 3. Места обитания, образ жизни и представители свободноживущих плоских червей в связи со средой обитания (сообщение учащихся с использованием слайдов из презентации урока под № 10, 11, 12.

Сообщение учащегося (текст)

    Планарии

    Планарии - плоские черви (Platodes ), которые принадлежат к классу ресничных червей, или турбеллярий (Turbellaria ), к группе Triclada .

    Это небольшие плоские черви, которые постоянно встречаются в пресноводных водоемах, где они ползают среди водных растений. Характерной особенностью планарий является покров из тончайших ресничек, покрывающий их тело. Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, а кишечник состоит из ветвей с многочисленными разветвлениями и не имеет анального отверстия. Все планарии - гермафродиты.

    В северной и средней полосе СССР очень часто встречается молочно-белая планария (Dendrocoelum lacteum ), самая крупная среди других (до 3 см), с совершенно белым телом, сквозь которое ясно просвечивает темный ветвистый кишечник (рис. 171). На голове можно различить пару глаз.

    Еще более обыкновенна всюду в стоячих водоемах гораздо более мелкая бурая планария (Planaria torva ) бурой окраски с закругленным головным концом, на котором также имеются два глаза. Часто встречается черная планария (Polycelis nigra ) с закругленным головным концом, по краю которого сидит ряд глаз. Наконец, в текучих водах живет траурная планария (Planaria lugubris ), также темного цвета, но отличающаяся своим характерным головным концом, который имеет вид тупого треугольника.

    При лове планарий следует захватить в сачок побольше водных растений, которые и подлежат внимательному осмотру. Тем не менее, начинающие очень часто не замечают планарий вследствие их малых размеров, неяркой окраски и медленных движений. Исключение представляет молочно-белая планария, которая обыкновенно бросается в глаза своим цветом. Чаще всего планарий можно найти на нижней стороне плавающих листьев кувшинки.

    Ползая под водой по твердым предметам, червь движется вперед чрезвычайно плавно, медленно и равномерно, точно плывет, без всяких видимых усилий. Причиной такого своеобразного движения являются покрывающие тело животного реснички, которые невидимы невооруженным глазом. Планарии выделяют обильную слизистую массу, обволакивающую предметы, на которых они сидят. При движении реснички упираются в эту слизистую ленту, толкая тело животного вперед. Мелкие виды могут, кроме того, свободно плавать при помощи веслообразных ударов ресничек о воду.

    Питаются планарии мелкими водными животными и являются довольно деятельными хищниками. Не отказываются они и от падали. В неволе едят и белый хлеб. Рот находится на брюшной стороне и ведет в подвижную растяжимую глотку, которая может выпячиваться наружу наподобие трубки. Кишечник имеет чрезвычайно разветвленную форму, которую особенно хорошо можно наблюдать у молочно-белой планарии, если смотреть на нее в лупу в проходящем свете.

    Размножаются планарии яйцами, которые заключены в круглый или овальный кокон величиною немного больше булавочной головки, буроватого цвета. Такие коконы прикрепляются к подводным предметам, а у некоторых видов прикрепляются к субстрату на особых стебельках.

4. Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.

Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными.

5.Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности. Появление тканей и органов. Половое размножение. Регенерация планарии.

(Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам презентации)

3. Закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся по таблице «Внутреннее строение белой планарии».

Органы, образующие систему

Предполагаемая заполненная таблица:

Название системы внутренних органов планарии

Органы, образующие систему

Выполняемые функции системы органов

1.нервная

Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками

Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов.

Ответная реакция организма на раздражение

пищеварительная

Рот, глотка, кишечник

Захват и переваривание пищи

3. выделительная

Пламенные клетки,

Выделительные канальцы, каналы и поры.

Выведение жидких продуктов обмена веществ

4.половая

Семенники-трубчатые семяпроводы.

Парные яичники-яйцеводы

Размножение, увеличение численности


4 Домашнее задание

    1.Изучить §15 учебника, ответить устно на вопросы после §.

    2.Выписать определения в тетрадь: «гермафродит», «паренхима», «кожно-мускульный мешок».

5. Обобщение знаний по теме урока:

Особенности строения плоских червей. Усложнение их строения по сравнению с кишечнополостными.

Сформулировать вывод с учащимися (отразив в презентации). Учебный план 2 иностранный язык 3 отечественная история 17

Ответы к школьным учебникам

Особенности строения плоских червей:

Тело вытянуто и уплощено в спиннобрюшном направлении, четко различаются передний и задний концы;

Они имеют двустороннюю симметрию, что позволяет совершать более активные движения, чем у радиально-симметрич- ных животных (кишечнополостные);

Имеется четыре вида тканей: покровная, соединительная, нервная и мышечная;

Стенка тела представляет собой кож- но-мускульный мешок, образованный однослойным эктодермальным эпителием и мышцами, лежащими в три слоя (наружный - кольцевые мышцы, следующий, глубже расположенный - продольные, самый глубокий слой - диагональные мышцы);

Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань - паренхима, в которой находятся все внутренние органы;

Пищеварительная система слепая и не имеет анального отверстия;

Нервная система состоит из двух нервных узлов в передней части тела и отходящих от них продольных тяжей, соединенных перемычками;

Выделительная система представлена разветвленными канальцами, начинающимися в паренхиме звездчатыми клетками, имеющими полость с находящимся в ней пучком ресничек; колебания ресничек вызывают ток жидкости, содержащей продукты обмена, направляя ее в канальцы, которые сообщаются с внешней средой выделительными отверстиями;

Половая система гермафродитна, состоит из половых желез и сложной системы протоков, служащих для выведения половых клеток;

2. Какие органы чувств имеются у плоских червей?

Органы чувств, как правило, представлены отдельными кожными ресничками - отростками чувствительных нервных клеток. Некоторые свободноживу- щие представители типа в процессе приспособления к условиям существования приобрели примитивные органы зрения - светочувствительные пигментные глазки и органы равновесия.

3. Что такое паренхима?

Паренхима - это рыхлая соединительная ткань, заполняющая промежутки между органами. Функции паренхимы:

1)опорная;

2) запасание питательных веществ;

3) участие в обмене веществ и пищеварении.

При отсутствии пищи паренхима истощается.

4. Как устроена нервная система плоских червей?

Нервная система представлена двумя нервным узлами, расположенными на переднем конце тела, - мозговыми ганглиями и отходящими от них нервными стволами, соединенными перемычками, т. е. у плоских червей нервная система лестничного типа.

5. Каковы особенности строения выделительной системы плоских червей?

6. Как устроена выделительная система плоских червей?

В паренхиме лежат звездчатые клетки, выделяющие в просвет канальцев воду и продукты обмена. У звездчатых клеток в углублении имеется пучок ресничек, который непрерывно колеблется и гонит жидкость наружу по специальным канальцам. Канальцы объединяются в трубочки и образуют поры на поверхности тела. Эти органы выделения также регулируют осмотическое давление, благодаря чему плоские черви распространены в пресных водах.

7. Какой образ жизни ведут ресничные черви?

К ресничным червям относят свободно- живущих морских или пресноводных червей (молочная планария, черная плана- рия, многоглазка), а также наземных. Как правило, ресничные черви - хищники. Они поедают многих простейших (инфузорий, корненожек, жгутиконосцев), нематод, мелких ракообразных, личинок комаров - зачастую более крупных животных, чем они сами.

8. Какие особенности строения сосальщиков связаны с их образом жизни?

Плотная защитная оболочка, покрывающая тело;

Две присоски для прикрепления к тканям хозяина;

Гермафродитизм; высокая плодовитость;

Упрощенные органы чувств.

9. Опишите развитие сосальщика.

Взрослая (половозрелая) особь печеночного сосальщика обитает в печени крупных травоядных млекопитающих и человека, питается в основном желчью, а также кровью и клетками печени, вызывая иногда гибель основного хозяина.

10. Кого называют промежуточным хозяином? Кто является промежуточным хозяином у печеночного сосальщика?

11. Каковы особенности строения ленточных червей?

Особенности строения ленточных червей:

Лентовидное тело, состоящее из головки, шейки и нескольких тысяч члеников, которые увеличиваются в размерах к концу тела;

На головке имеются органы прикрепления к стенкам кишечника хозяина (присоски, присасывательные щели, крючья);

В каждом членике - гермафродитная половая система;

Последние членики заполнены оплодотворенными яйцами, эти членики отрываются и выводятся наружу;

Пищеварительная система отсутствует, всасывание пищи происходит всей поверхностью тела;

Нервная система образована головным узлом, от которого вдоль тела идут нервные стволы.

12. Что такое финна?

Финна - это одна из стадий развития ленточного червя. Она представляет собой пузырек, заполненный жидкостью, в полости которого находится сформированная головка червя с четырьмя присосками.

Финна попадает в кишечник человека с непроваренным или непрожаренным мясом, финна прикрепляется к стенке кишечника, и начинается рост червя, отравляющего человека продуктами обмена, вызывающими расстройство пищеварения и малокровие.

13. Как происходит развитие бычьего цепня?

Почему плоские черви получили такое название?

Плоские черви получили такое название из-за специфической формы тела.

Какие плоские черви опасны для человека?

Для человека опасны бычий цепень, эхинококк, свиной цепень.

Вопросы

1. Каковы отличия плоских червей от кишечнополостных?

Плоские черви, в отличие от кишечнополостных, имеют двустороннюю симметрию тела. Их тело состоит из нескольких слоев. Появились органы.

2. Какие особенности строения и жизни позволяют разделить тип плоских червей на классы?

Разделить тип плоских червей на классы позволяют особенности внешнего строения тела, специфические черты внутреннего строения, разные циклы развития и среды обитания.

3. Почему у ленточных червей отсутствуют органы пищеварения?

Профилактикой гельминтозов служат следующие меры:

Соблюдение правил личной гигиены (мытье рук перед едой)

Использование только качественных продуктов питания

Достаточная термическая обработка мяса.

5. Личинки плоских червей способны самостоятельно передвигаться. Какое это имеет значение?

Подвижность личинок способствует быстрому поиску промежуточного хозяина.

Задания

Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о современных достижениях гельминтологии.

Гельминтология

Прикладные проблемы охватывают: детальное изучение всех патологоморфологических и патологофизиологических процессов, связанных с заражением человека, полезных животных и растений различными гельминтами, в целях изыскания наиболее эффективных методов диагностики, профилактики и лечения вызываемых ими заболеваний, Основные разделы Гельминтология: общая Гельминтология (изучение Гельминтология, фауны, морфологии, систематики, биологических циклов и физиологии гельминтов); медицинская Гельминтология (гельминтозы человека, меры борьбы с ними); ветеринарная Гельминтология (гельминтозы домашних и промысловых животных, меры борьбы с ними); агрономическая Гельминтология, или фитогельминтология (изучение влияния гельминтов на растение, разработка мероприятий по борьбе с фитогельминтами).