Лекция: Доминик и доминиканцы - Магистерия. Со святыми ко спасению: святой доминик. Святой Доминик, его апостольство и поражение

– выдающийся средневековый проповедник, борец с ересью альбигойцев, основатель Ордена Проповедников (Доминиканцев, OP). С его именем предание связывает почитание Девы Марии в молитве Розария.

Доминго де Гусман Гарсес родился в 1170 г. в знатной кастильской семье Гусманов. Эта семья отличалась строгим католическим благочестием, так что ее дом напоминал скорее монастырь, чем веселый рыцарский замок с пирами и турнирами. Мать св. Доминика Хуана де Аса и его младший брат Маннес впоследствии будут причислены к лику блаженных, а старший брат Антонио был священником известным помощью бедным и уходом за больными в госпитале.
Доминик был крещен в честь святого Доминика Силосского, мощи которого покоились неподалеку от родного города Гусманов Каларуэге. Житие св. Доминика Гусмана сообщает, что незадолго до его рождения донне Хуане во сне явился св. Доминик Силосский и предсказал, что ее сын станет «светом Церкви и грозой еретиков». В еще одном сне донна Хуана увидела черно-белую (такими позднее будут цвета Ордена Доминиканцев) собаку, несущую в зубах факел, который освещает весь мир. А в ходе церемонии Крещения младенца Доминика крестная заметила, что как только вода коснулась его чела, на нем воссияла подобная бриллианту звезда. Уже после смерти св. Доминика его духовная дочь Цецилия (позднее причисленная к лику блаженных), выступая на канонизационном процессе, утверждала: «От его лба и точки между бровями исходила сила, подобная лучу света и наполнявшая людей любовью и благоговением».

Юный Доминик очень охотно усваивал благочестивый дух своей семьи: его любимым делом было сопровождать мать на Мессу и повторять вслед за ней слова молитв, а стремясь угодить Богу своими аскетическими практиками, он вылезал по ночам из кроватки и спал на голых досках.
В возрасте семи лет родители отдали Доминика на воспитание его дяде по матери, набожному священнику, и с тех пор всё его время было распределено между учебой, молитвой и исполнением обязанностей министранта (алтарника).
В 14 лет юный Доминик отправился на учебу в университет Валенсии, где прослушал обычный курс риторики, философии и естественных наук, проявляя при этом особый интерес к Священному Писанию. В этот период он обращал на себя внимание исключительной скромностью и любовью к бедным. Так во время голода 1191 г. он, движимый состраданием, после того, как истратил на помощь нуждающимся все имевшиеся у него наличные деньги, продал свои личные вещи и даже книги, по которым учился, со сделанными на полях собственноручными пометками, и все вырученные средства раздал беднякам. Книги тогда (печатного дела еще не было) были крайне дороги, и коллеги Доминика были изумлены его поступком, считая, что он тем самым лишает себя возможности получения образования, а Доминик отвечал: «Неужели я буду учиться по мертвой коже, когда живые люди умирают от голода?» В конце концов, побуждаемые примером Доминика, профессора и студенты университета собрали значительные пожертвования, которые позволили многим людям спастись от голодной смерти.

Проведя в общей сложности в университете 10 лет и закончив наконец курс богословия, Доминик получил священническое рукоположение и вступил в Общину регулярных каноников (по уставу св. Августина) при кафедральном соборе города Осма, в которой вскоре стал заместителем настоятеля. Его аскетические практики, включая самобичевания, были столь суровыми, что настоятель просил его смягчить их.

В 1203 г. настоятель Общины каноников Диего де Асеведа стал епископом Осмы. Король Кастилии Альфонс IX отправил его с миссией в Данию, дабы добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Епископ взял с собою в путь Доминика. Проезжая через южную Францию, Доминик обратил внимание на ужасающую религиозную ситуацию в этом регионе. Вся эта местность была заражена ересью альбигойцев (они же – катары). Еретики держались манихейского дуализма, признавая материю как таковую исключительно злым началом. Они отрицали Таинства, вообще весь церковный культ и иерархию, но притом отличались повышенной миссионерской ревностью. По этой причине католичества в Лангедоке (так называлась эта провинция) уже практически не было, храмы и монастыри лежали в развалинах. Но тогда же Доминик одержал свою первую духовную победу. Хозяин постоялого двора в Тулузе, где остановилось посольство, тоже был еретиком, но после продолжавшейся всю ночь беседы с Домиником он вернулся в лоно католичества.

Позднее епископ Диего и Доминик отправились с паломничеством в Рим. Диего, ощущавший у себя призвание скорее к миссионерству, чем к епископству, намеревался испросить у Папы Иннокентия III позволения отправиться с миссией к татарам, которые как раз тогда начали свою экспансию, однако Папа повелел ему вместе с Домиником присоединиться к легатам Святого Престола, направлявшимся в Лангедок для борьбы с альбигойской ересью. Тогда же Доминик в общих чертах сформулировал свой проект противодействия еретикам: с ними следовало бороться их же оружием. Католические священники зачастую ограничивались одним лишь исполнением обрядов, а еретики много проповедовали и были активными миссионерами. Коррумпированные католические прелаты предавались алчности и выставляли напоказ свое богатство, а еретики нарочито презирали материальные блага. Значит, противопоставить им нужно было католическое миссионерство, убедительную проповедь, притом проповедники должны были жить в бедности и предаваться аскезе, нисколько не уступая в этом своим оппонентам. Доминик принял добровольный обет нищеты и постановил отныне питаться одним подаянием.

Несколько месяцев Диего и Доминик проработали вместе с монахами-цистерсами. Переходя из города в город, они устраивали публичные диспуты, на которых присутствовали все жители. Эта проповедь развивалась с переменным успехом: например, если в Сервиане после продолжавшихся неделю диспутов все горожане вернулись в лоно Церкви, то в Безье пятнадцать дней миссионерских трудов не принесли ничего. То же самое было в Каркасоне. Доминик (а он остался один после того, как Папа отозвал епископа Диего, поручив ему иные задания) чем дальше, тем яснее осознавал, что «жатвы много, а делателей мало», и его мечтой стало собрать общину миссионеров и проповедников, состоящую как из мужчин, так и из женщин, которые были бы «защитниками веры и истинными светильниками миру».
Дело в том, что руководители альбигойцев, называемые «совершенными» или «чистыми», учреждали своеобразные общежительные школы для подготовки миссионеров, называемые «конвентами», причем очень заметную роль в этой работе играли женщины. Вот и Доминик создал в городе Фанжо нечто вроде «конвента», первыми ученицами которого стали девять девушек из благородных фамилий, обращенных из альбигойской ереси. По мысли Доминика, эти женщины должны были превзойти в набожности, праведности и любви к Иисусу женщин-еретичек. Особое «знамение Господне», или «Сигнаду» на местном наречии (им был огненный шар, нисходивший с небес две ночи подряд), указало место новой обители. Им стал городок Пруйль в миле от Фанжо, известный своим Богородичным святилищем со статуей Марии с Младенцем Иисусом и глобусом, слывшей чудотворной.

Доминику удалось найти понимание у епископа Тулузы Фулька, который передал ему храм Пресвятой Девы Марии в Пруйле с небольшим участком земли, где и разместился женский монастырь, получивший название обители «Святой Проповеди», а его сестер стали называть «проповедницами». Устав для этой обители был написан лично Домиником. Произошло это в 1206 г. Понемногу в Пруйле начала формироваться и небольшая община братьев-проповедников,ставшая полноценным братством к 1217 году. Естественно, ее настоятелем, после смерти в Осме в 1207 г. епископа Диего, стал именно Доминик. В 1215 г. епископ Фульк Тулузский официально назначил Доминика и его сподвижников проповедниками вверенной ему епархии.

Общежитие первых последователей Доминика располагалось в центре епархии, в Тулузе. У братьев была своя библиотека,основу которой составляли книги, подаренные епископом. Вновь присоединявшиеся к братству лица проходили обучение в основанной Фульком епархиальной школе, которую возглавлял будущий архиепископ Кентерберийский, Александр Ставенсби. Доминик настаивал, чтобы все братья получали степень доктора богословия. Духовная жизнь сообщества зиждилась на трех столпах: созерцании, глубоком теологическом образовании и апостолической деятельности.

В том же 1215 году Фульк и Доминик отправляются на созванный Иннокентием III IV Латеранский собор, где Доминик представил на утверждение понтифика Устав фактически уже возникшего нового Ордена. Однако Папа не спешил подписывать его, а затем неожиданно скончался. Тем не менее, преемник Иннокентия III Гонорий III отнесся к Доминику и его делу очень благосклонно. В двух буллах, изданных в один и то же день, он утвердил новый Орден и обратился к Доминику и его братьям с пророческим призывом стать «светом миру и оплотом веры». Братство получило официальное наименование «Ордена Проповедников» (OP : Ordo Praedicatorum ) и единственную в своем роде на тот момент привилегию быть папской институцией, т.е. подчиняться непосредственно Папе. В это время членами Ордена было всего лишь 16 братьев.

Они с огромной радостью приветствовали своего настоятеля, вернувшегося к ним в середине мая 1217 г. Но их радость сменилась недоумением, когда они узнали о намерении Доминика рассеять это маленькое братство, дабы Орден мог возрастать численно и расширять свою деятельность по всему миру. Многие отговаривали Доминика от этого шага, но он оставался непреклонен. В Пруйле осталось два человека. Семеро братьев должны были представлять Орден в Парижском университете, двое отправлялись в Сен-Ромен, четверо – в Испанию, а еще одному предстояло сопровождать Доминика, который намеревался опять идти в Рим. Все они отправились в путь как истинные апостолы, получив в дорогу лишь благословение. Некоторые присутствующие при этом монахи-цистерсы недоумевали, как это Доминик посылает проповедовать и учить «неопытных мальчиков», на что Доминик ответил: «Я знаю, что эти мальчики благополучно пойдут и вернутся, собрав большой урожай душ».

Сам Доминик отправился в Рим в октябре 1217 года. Весь путь он и спутники проделали пешком, питаясь лишь подаянием, передвигаясь босиком между городами и селениями. На ночлег они останавливались в домах благочестивых людей, которые получали очень многое за те несколько часов, которые святой проводил у них. И на всём пути через Францию, Германию, Швейцарию и Италию к Доминику присоединялись всё новые кандидаты на поступление в основанное им братство, просившие об учреждении новых конвентов.
Папа Гонорий встретил Доминика очень радушно и передал ему древнюю церковь Св. Сикстуса с прилегающими постройками. Благодаря пожертвованиям верующих, строения удалось расширить так, что они смогли вместить значительное число братьев. За три месяца пребывания в Риме Доминик собрал вокруг себя более сотни последователей. Затем, верный принципу «зерно нужно сеять, а не хранить», он вызвал из Парижа своего любимого ученика Бертрана Гарригуанского, чтобы основать братство в Болонье, известной своим прославленным университетом.

Позднее Папа Гонорий передал Доминиканскому Ордену помещение римского монастыря Санта Сабина, а монастырь Св. Сикстуса был предоставлен доминиканским монахиням. Пока отстраивался новый монастырь, братья- временно проживали в резиденции Римского понтифика. Доминик был очень огорчен царящими там нравами: пока кардиналы обсуждали дела Церкви, их слуги играли в азартные игры. По просьбе Папы Доминик начал объяснять Священное Писание не только маленькой группе братьев, но и всей Папской Курии. Впоследствии очень многие доминиканцы исполняли эту почетнейшую обязанность «проповедников Папского Дома». Кроме того, находясь в Риме, Доминик ежедневно проповедовал в какой-то из церквей Вечного Города. Здесь он ввел среди братьев Ордена обычай начинать проповедь со славословия Деве Марии.
В Риме к братству присоединились два поляка, Гиацинт и Сеслаус. Они стали основателями Доминиканского Ордена в Восточной Европе. До монгольского нашествия доминиканская обитель существовала даже в Киеве.
К этому же периоду жизни святого относится основание Третьего Ордена доминиканцев-мирян, вначале известного под именем «Воины Иисуса Христа». В момент учреждения в нем хотели видеть религиозный рыцарский орден, призванный защищать Церковь, в том числе и с оружием в руках. Но с течением времени он стал называться«Третий Орден Кающихся Святого Доминика» или «Орден Святого Доминика от покаяния». Изменение название отражало изменение его характера: заботы военной службы сменились делами милосердия и покаяния, и в орден стали принимать мужчин и женщин. Обычно такие группы благочестивых верующих формировались вокруг доминиканских монастырей и, тем самым, святость монашеской жизни проникала в светскую жизнь.
Существуют легенды о встречах Доминика с Франциском Ассизским и о крепкой дружбе, соединявшей этих двух удивительных святых-современников.

Летом 1218 года у Доминика появился послушник чрезвычайных дарований –Реджинальд Орлеанский, впоследствии причисленный к лику блаженных. Во время тяжкой болезни он имел видение Пресвятой Девы, которая совершила над ним помазание, после чего он исцелился. Именно блаженному Реджинальду Приснодева в ходе одного из последующих видений показала одеяние доминиканцев, появившись перед ним с черно-белым хабитом в руках и сказав: «Смотри, вот одежда вашего Ордена». С того времени характерный доминиканский плащ с капюшоном заменил стихарь регулярных каноников.

Следующие несколько лет Доминик провел в странствиях по Испании, Франции и Италии, основывая новые монастыри и посещая имеющиеся. Современники отмечали, что Доминик любил всех людей – богатых и бедных, простых и благородных, и его любили все, кроме еретиков, которых он обличал в проповедях. Но и к ним он был милосерден, увещевая их, склоняя к покаянию и истинной вере. Святой проповедовал и исповедовал в любом месте, через которое проходил.
Во всех трудах и заботах, невзирая на голод, жажду, усталость, длительные путешествия и многочисленные препятствия, сердце Доминика было всегда свободно и открыто Богу, как если бы не существовало ничего кроме Него. Однажды в Болонье, в частном разговоре со святым цистерцианским отцом, Доминик признался: чего бы он ни попросил у Господа, всё это всегда исполнялось.
Ночи святой всегда проводил в молитве. Он никогда не позволял себе нежиться в кровати, а если иногда ему нужно было немного отдохнуть, то ложился на голый пол у подножия алтаря. Он носил на поясе железную цепь и трижды за ночь до крови бичевал себя, сначала за свои собственные грехи, потом за обращение грешников и, наконец, за души в чистилище.
Все знавшие его люди говорили, что никогда не видели такого смиренного человека. Его милосердие и сокрушенное сердце проявлялись и в молитвах, в которые он включал отрывки из псалмов, отражавших его душевное состояние, и в его заботах о ближнем, и в благодарности жертвователям.

В начале августа 1221 г. по дороге из Венеции в Болонью Доминик почувствовал себя плохо. Болезнь усиливалась, и в пятницу 6 августа около полудня он скончался в помещении конвента Св. Николая в окружении братьев, дав им последнее наставление: «Будьте стойкими и усердными в служении нашему Господу, прилагайте все усилия для распространения нашего Ордена, которое только начинается. Вы знаете, что служение Господу – ваш долг, но вы должны служить ему всем сердцем. Стремитесь к святой жизни, будьте верны уставу, возрастайте в целомудрии. Кроме того, дети мои, я завещаю вам иметь милосердие и смирение и хранить свои сокровища в суровой бедности».
Папа Григорий IX причислил Доминика к лику святых в 1234 г. Поскольку на 6 августа приходится праздник Преображения Господня, день его памяти был установлен на 8 августа .

Житие приписывает св. Доминику многие чудеса. Одна их группа связана с обращением еретиков. Так однажды Доминик увещевал нескольких жнецов не работать в воскресенье. Один из них так разгневался, что хотел убить святого серпом, но остальные жнецы вдруг увидели, что сжатые ими снопы покрылись кровью. Пораженные увиденным, они тут же обратились и последовали за Домиником.
В другой раз процедура диспута с еретиками включала «испытание огнем»: в костер были помещены альбигойские писания и книга, написанная Домиником. Еретические писания сгорели, а книгу Доминика некая сила трижды исторгала из среды огня.

Согласно Житию, Доминик неоднократно воскрешал умерших, среди которых был и племянник кардинала Орсини Наполеон, разбившийся насмерть при падении с лошади.
Особая группа чудес связана с явлением святому и некоторым его последователям Пресвятой Богородицы. С тех пор Доминиканский Орден отличается исключительным почитанием Пречистой Девы. Дева Мария указала, каким должно быть одеяние монахов этого ордена. А когда Доминик однажды молился перед статуей Богородицы в Пруйле, Она вручила ему Розарий и сообщила, что это – именно та молитва, которой предстоит сокрушить еретиков.

С течением времени борьба с ересью, ради которой первоначально был создан Доминиканский Орден, отошла на второй план, однако братья-доминиканцы, одним из главных харизматов которых стала богословская образованность, внесли свой немалый и очень разнообразный вклад в развитие различных церковных наук, в укрепление интеллектуального фундамента веры.

Главная святыня День памяти Покровитель Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирован

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (исп. Domingo de Guzmán Garcés ; , Калеруэга , Испания - 6 августа , Болонья , Италия) - испанский католический монах , проповедник , основатель Ордена проповедников , более известного как орден доминиканцев .

Канонизирован католической церковью. Художественно -символически изображается в белом одеянии под чёрным плащом, с лилией в руке, знаком целомудрия ; иногда со звездой во лбу - выражением источаемой им святости .

Биография

Родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в году. Он обучался в школе в Паленсии , где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию . В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини , упавшего с лошади и разбившегося насмерть

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках . По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в г. во время явления Девы Марии . Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха , белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия , звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий , посох .

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи , а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе . Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня» , произошедшее в г. в Фанжо , когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

См. также

Напишите отзыв о статье "Святой Доминик"

Примечания

Литература

  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002

Святой Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (1170, Калеруэга, Испания - 6 августа 1221, Болонья, Италия) - (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés), Св. Доминик де Гусман - монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Биография

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209-1213 гг.. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218-1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви cв. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

День памяти в Католической Церкви - 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго - столица Доминиканской респбулики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня», произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки - символ молитвы Розария.

Библиография

* Лакордер А. Жизнь святого Доминика. М, 1915

* Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002

  • - в миру де Гусман, - основатель "нищенствующего" ордена доминиканцев, по происхождению дворянин из Старой Кастилии. Принимал участие в подавлении движения альбигойцев. При поддержке франц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Доменико де Гусман - исп. монах, основатель доминиканского ордена...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - составитель польско-русского словаря...
  • - Управляющий директор по рынку корпоративных бумаг Альфа-банка с мая 2000 г.; родился в 1966 г. в Канаде; окончил университет города Торонто в 1990 г.; 1990-1992 - сотрудник канадского института международных отношений...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - голл. моряк в службе Петра I и позднее принимал участие в составлении полковых штатов морского ведомства при...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, едва ли не брат танцора, см. Лепик...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - первый танцор СПб. придворного театра, находившийся на службе здесь, до 1783...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - польский писатель; учился в Виленском университете, после чего был назначен учителем гимназии...
  • - один из друзей короля французского Генриха IV. Он был в числе сторонников Генриха еще до его восшествия на престол; сражался за него при Иври и в других битвах...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - последний аммейстер Страсбурга. Служа на этом посту посредником между городом и поставленными в нем после Вестфальского мира франц. резидентами, Д. старался сохранить нейтралитет Страсбурга...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основатель анского ордена, обычно называемый де Гузман, хотя он не происходит из этой семьи; род. в Старой Кастилии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - известный разбойник, сын трактирщика, сделался атаманом значительной шайки в Париже и его окрестностях. Поддерживаемый тайными друзьями, он не боялся полиции и действовал с возрастающею смелостью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ларрей, Ларре Доминик Жан, французский хирург, один из основоположников военно-полевой хирургии. Медицинское образование получил в Тулузе...

    Большая Советская энциклопедия

  • - афорист А теперь пришел черед передела загробного мира. Бия себя в грудь, сними ордена. Бывают амнистии, которые освобождают только тюремных охранников. Велико расстояние от идеала до идеала...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Домин"...

    Русский орфографический словарь

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 имя...

    Словарь синонимов

"Святой Доминик" в книгах

Доминик Ори

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Доминик Ори Корсет, кожаный ошейник и наручникиДоминик Ори (настоящее имя Анна Декло) (1907–1998) – французская писательница, переводчик, редактор.Анна Декло писала для того, чтобы эротически покорить своего любовника, Жана Полана, с которым познакомилась во время немецкой

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ

Из книги Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или… автора Бёме Якоб

Глава III О ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ, ТОРЖЕСТВУЮЩЕЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ, СВЯТОЙ ТРОИЦЕ, БОГЕ ОТЦЕ, БОГЕ СЫНЕ, БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ, БОГЕ ЕДИНОМ Благосклонный читатель, здесь хочу я искренне пригласить тебя покинуть твои мечтания и не заглядываться на языческую мудрость, а также не

Жан-Доминик Кассини

Из книги Предсказания катастроф автора Хворостухина Светлана Александровна

Жан-Доминик Кассини Рис. 10. Жан-Доминик КассиниЖан-Доминик Кассини (рис. 10) родился в Италии (Перинальдо) 8 июня 1625 года. В юные годы он заинтересовался астрологией. Его увлечение было настолько велико, что все свое время юноша тратил на то, чтобы изучить планеты, звезды,

ИННОКЕНТИЙ III, СВЯТОЙ ДОМИНИК И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1198–1208)

Из книги автора

ИННОКЕНТИЙ III, СВЯТОЙ ДОМИНИК И КРЕСТОВЫЙ ПОХОД (1198–1208) 8 января 1198 г. умер папа Целестин III , и в тот же день кардиналы избрали его преемником Лотарио ди Конти, из графов Сеньи, принявшего имя Иннокентия III. Он был еще молод, только тридцати семи лет. Лотарио ди Конти учился

2. Святой Доминик, его апостольство и поражение

Из книги Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов автора Ольденбург Зоя

2. Святой Доминик, его апостольство и поражение Широкое движение религиозных реформ, которое волею случая обрело жестокий характер из-за своей связи с Инквизицией, зародилось на каменистых дорогах Лангедока, где под палящим летним солнцем пылили босыми ногами двое

Святой Доминик и инквизиция

Из книги История инквизиции автора Мейкок А. Л.

ДОМИНИК ЭНГР

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

ДОМИНИК ЭНГР (1780–1867)«Чем проще линии и формы, – говорил Энгр, – тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете… Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего на целое. Спрашивайте его и только его. Детали – это важничающая мелюзга,

Доминик Опольский

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Доминик Опольский афорист А теперь пришел черед передела загробного мира.Бия себя в грудь, сними ордена.Бывают амнистии, которые освобождают только тюремных охранников.Велико расстояние от идеала до идеала.Дети своего времени со временем сиротеют.Записывай каждую

Ларрей Доминик Жан

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Скутецкий Доминик

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СК) автора БСЭ

Урбани Доминик

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УР) автора БСЭ

ЛУИ, Жозеф Доминик

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ЛУИ, Жозеф Доминик (Louis, Joseph Doninique, 1755–1837), французский финансист, в 1814–1815, 1830–1832 гг. министр финансов 593 Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы. Королю Луи Филиппу на заседании Совета министров, вскоре после Июльской революции 1830 г. Приведено в «Мемуарах»

ЛУИ, Жозеф Доминик

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ЛУИ, Жозеф Доминик (Louis, Joseph Doninique,1755–1837), французский финансист,в 1814–1815, 1830–1832 гг. министр финансов94Государство, которое хочет иметь кредит, должно платить за все, в том числе за свои глупости.Совет Наполеону I. ? Boudet, p. 429.95Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава XIII Как Святой Франциск и Брат Массео положили хлеб, который они получили в милостыню, на камень подле источника; и как Святой Франциск восхвалял добродетель Святой Бедности, моля Святого Петра и Святого Павла умножить его любовь к ней. И как Святые Петр и Павел

Доминик Рубин

Из книги Богословие личности автора Коллектив авторов

Святой Доминик

Святой Домини́к де Гусма́н Гарсе́с (1170, Калеруэга, Испания - 6 августа 1221, Болонья, Италия) - (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; Domingo de Guzmán Garcés), Св. Доминик де Гусман - монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Биография

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209-1213 гг.. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218-1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви cв. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

День памяти в Католической Церкви - 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго - столица Доминиканской респбулики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня», произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки - символ молитвы Розария.

Библиография

* Лакордер А. Жизнь святого Доминика. М, 1915

* Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Святой Доминик" в других словарях:

    Доминик Santo Domingo de Guzmán … Википедия

    Доминик оригинальное имя Santo Domingo de Guzmán имя в миру Доминго де Гусман Гарсес родился … Википедия

    - (Dominicus) латинское Род: муж. Этимологическое значение: Господь Женское парное имя: Доминика Производ. формы: Доми, Домушка, Домка, Дом Иноязычные аналоги … Википедия

    Santo Domingo de Silos … Википедия

    Старейшее из известных изображений Франциска, созданное ещё при его жизни; находится на стене монастыря св. Бенедикта в Субиако. Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d Assisi (Giovanni di Pietro Bernardone); 1182 1226) … Википедия

    Иоанн Боско Отец Иоанн Боско оригинальное имя итал. Giovanni Bosco имя в миру Иоанн (Джованни) Боско … Википедия

Доминик
Santo Domingo de Guzm?n
Имя в миру:

Доминго де Гусман Гарсес

Рождение:

1170 год(1170 )
Калеруэга, Испания

Смерть:

1221 год(1221 )
Болонья, Италия

Почитается:

в католицизме

Прославлен:

в 1234 году, Григорием IX

Главная святыня:

мощи в базилике св. Доминика, Болонья

День памяти:
Покровитель:

учёные, Доминиканская Республика

Подвижничество:

основатель Ордена братьев-проповедников

Святой Домини?к де Гусма?н Гарсе?с (1170, Калеруэга, Испания - 6 августа 1221, Болонья, Италия) - (лат. Sanctus Dominicus , исп. Santo Domingo; Domingo de Guzm?n Garc?s ), Св. Доминик де Гусман - монах, проповедник, католический святой. Основатель Ордена проповедников, или ордена доминиканцев.

Биография

Св. Доминик родился в дворянской семье Гусманов в Калеруэге в 1170 г. Он обучался в школе в Паленсии, где в течение 10 лет изучал свободные искусства и теологию. В молодости Доминик прославился своей добротой и состраданием, известно, что он продавал свои ценные книги и даже одежду, чтобы помочь страдающим от голода и взятым маврами в плен соотечественникам.

В 1196 г. Доминик был рукоположен в священники и стал членом капитула регулярных каноников в г. Осма.

В 1203 г. епископ Диего де Асеведа был послан кастильским королём Альфонсом IX в Данию с дипломатической миссией, имевшей цель добиться согласия на брак датской принцессы с испанским принцем. Доминик был включён в состав этой экспедиции. Проезжая через территорию Южной Франции, епископ и его спутники были поражены размахом распространения на этой территории ереси альбигойцев. После возвращения из северной Европы епископ де Асеведа и Доминик остались в Южной Франции, решив посвятить себя проповеди Евангелия и борьбе с ересью в этом регионе. В 1206 г. ими была основана женская община в Пруйле, состоявшая из дочерей дворян-католиков и женщин, обращённых из ереси.

Епископ скоро был отозван папой, но Доминик остался во Франции и продолжал свою деятельность.

В 1209-1213 гг. Доминик вновь проповедует в Лангедоке во время крестового похода против альбигойцев, который позднее возглавил граф Симон де Монфор.

В 1214 появляется первая община в Тулузе, шестеро единомышленников из этой общины стали затем ядром Ордена проповедников.

В 1215 г. во время работы IV Латеранского Собора, Доминик прибывает в Рим и обращается к папе Иннокентию III с просьбой утвердить Орден, однако, утверждён устав ордена был уже в 1216 г. следующим папой Гонорием III в булле Religiosam vitam. Орден получил имя Орден Проповедников (Ordo Praedicatorum, OP), впоследствии его стали чаще называть орденом доминиканцев по имени основателя. Главными задачами ордена были проповедь Евангелия и изучение наук.

В 1217 г. Доминик переехал в Рим, где начал интенсивную работу в интересах созданного им и быстро растущего ордена. В 1218-1219 он совершил визитацию доминиканских монастырей во Франции, Испании и Италии. На первых генеральных капитулах ордена Доминик определил его структуру, в частности ввел разделение ордена на провинции.

В 1221 г., незадолго до смерти, Доминик основал монастырь при римской церкви св. Сабины.

Умер в 1221 г. в Болонье, мощи св. Доминика покоятся в болонской базилике, названной в его честь. В 1234 г. папа Григорий IX канонизировал Доминика.

«Его любили все - богатые и бедные, евреи и язычники» - вспоминал современник

По преданию, св. Доминик в монастыре Сан-Систо в Риме воскресил Наполеоне Орсини, упавшего с лошади и разбившегося насмерть

День памяти в Католической Церкви - 8 августа. Помимо Болоньи, католические храмы в честь Святого Доминика воздвигнуты во многих других местах, например, в Турине, Таормине, Кьети, Пополи, Сантьяго, Оахаке-де-Хуарес, Сан-Кристобале-де-лас-Касас и др. Его именем названы город Санто-Доминго - столица Доминиканской респбулики, покровителем которой он является, а также несколько городов в Чили, Колумбии, Коста-Рике, Эквадоре, США, на Кубе, Филиппинах, форт на Тайване.

Традиции

Традиция Католической Церкви связывает с именем св. Доминика появление Розария - широко распространенной католической молитвы на чётках. По легенде, Розарий был вручён св. Доминику в 1214 г. во время явления Девы Марии. Ещё одна традиция связывает эмблему доминиканского ордена - бегущую собаку с пылающим факелом в зубах - со сном, в котором мать св. Доминика увидела такую собаку накануне рождения сына. Возможно также, что эта эмблема происходит от игры слов: лат. Domini canes - «псы Господни».

Иконография

Св. Доминик изображается в белой тунике доминиканского монаха, белом скапулярии и чёрном плаще; иконографические символы св. Доминика - лилия, звезда во лбу или надо лбом, книга (чаще всего открытая на странице со словами «Идите и проповедуйте»), крест основателя (патриарший), храм (латеранская базилика), собака с факелом, розарий, посох.

Самые ранние интерпретации образа святого - изображения XIII века в монастыре Санта Мария Новелла во Флоренции и в базилике Св. Франциска в Ассизи, а также фрески школы Джотто в церкви Сан Доменико Маджоре (Неаполь).

Цикл сцен из жизни св. Доминика представлен на полиптихе Ф. Траини (XIV век) для церкви Св. Екатерины в Пизе. Серию одухотворенных образов св. Доминика создал Беато Анджелико (XV век). На картине Педро Берругете (XV век) изображено так называемое «Чудо огня» , произошедшее в 1207 г. в Фанжо, когда в ходе ордалии еретические книги альбигойцев сгорели, а книга св. Доминика выскочила из огня невредимой.

В работах Креспи, Доменикино, Джордано, Тьеполо и других художников изображено явление Девы Марии, вручающей св. Доминику чётки - символ молитвы Розария.

Примечания

Библиография

  • Католическая энциклопедия. М.: Изд. францисканцев., 2002