Равноапостольные константин и елена день памяти. Елена Равноапостольная: жизнеописание, церковное почитание. Равноапостольные Константин и Елена

Флавия Юлия Елена Августа, равноапостольная царица Елена, святая Елена – всё это имена матери римского императора Константина I, которая вошла в историю благодаря своей деятельности по распространению христианства и обретению Гроба Господня и Животворящего Креста в ходе раскопок в Иерусалиме. 21 мая (3 июня) по юлианскому календарю совершается празднование царя Константина I и матери его царицы Елены.

Приблизительные годы жизни Елены - 250-337 гг. н. э. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана, недалеко от Константинополя. Позже её сын, император Константин Великий, переименовал его в Еленополис (сегодня Херсек). В начале 270-х годов Елена стала женой будущего цезаря Констанция Хлора.

27 февраля 272 года Елена родила сына - Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора, сделавшего христианство государственной религией Римской империи. В 305 году Константин был поставлен отцом-императором западной части Римской империи, а в 330 году официально перенёс столицу Римской империи в Византию и нарёк его Новым Римом.

В 324 году сын Елены провозгласил её «августой»: «венчал он царским венцом богомудрую мать свою Елену и позволил ей, как царице, чеканить свою монету» и распоряжаться царской казной. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina («благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы Константину во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР - и тогда он одержит победу («и сим победиши»). А на следующий день Константину было видение креста в небе. Так и вышло, Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

Сделавшись полновластным правителем западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трёхсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенёс свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убеждён, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и сам Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретён в 326 году. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста.

Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм во славу Воскресения Христова.

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) пишут, что за время пребывания на Святой Земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий:
. на Голгофе - храм Гроба Господня;
. в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
. на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа.

Житие святой Елены, описанное позднее в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо перечисленных, входят:
. в Гефсимании - церковь Святого Семейства;
. в Вифании - церковь над гробницей Лазаря;
. в Хевроне - церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму;
. у Тивериадского озера - храм Двенадцати Апостолов;
. на месте вознесения Илии - храм во имя этого пророка;
. на горе Фавор - храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна;
. у подножия горы Синай, возле Неопалимой купины, - церковь, посвящённая Богородице, и башня для монахов

Согласно описанию Сократа Схоластика, царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку).

В 326 году, когда царица Елена возвращалась из Палестины в Константинополь, шторм заставил царицу Елену укрыться в бухте на Кипре. Существует много преданий о посещении царицей Еленой острова святых, но фактом остаётся то, что ею были основаны несколько христианских обителей, которым царица даровала частицы Животворящего Креста, обретённого на Святой Земле. Это монастырь Ставровуни, монастырь Святого Креста (деревня Омодос). А также монастырь Агия Фекла.

Святые Константин и Елена глубоко почитаются на Кипре. В их честь построено множество храмов, в том числе:
● монастырь Константина и Елены, XII в. (Куклия);
● монастырь Миртового Креста, XV век (Тсада);
● храм Честного Креста (Платанистас);
● церковь Святого Креста (Айя Ирини);
● церковь Святого Креста (Пелендри).

Святая царица Елена возвратилась в Константинополь после путешествия по Кипру, где вскоре скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется «равноапостольной».

Равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребён в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

С именами святых равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены связано открытие Императорского Православного Палестинского Общества и деятельность Общества на Святой Земле.

Императорское Православное Палестинское Общество создано Указом Императора Александра III и общественной инициативой выдающихся русских людей.

8 мая 1882 года был утверждён Устав Общества, а 21 мая (3 июня по григорианскому календарю) того же года в Санкт-Петербурге состоялось его торжественное открытие, приуроченное к празднованию дня памяти святых равноапостольных Константина и Елены, распространявших христианство, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. С именами этих святых связаны древнейшие храмы Иерусалима и Вифлеема, а также сам принцип покровительства Святой Земли со стороны православных императоров.

Публикацию подготовил председатель Кипрского отделения ИППО Леонид Буланов

Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) - на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) - на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью "Сим побеждай". Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.

За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых - святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин "Единосущный Отцу", навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение "Единосущный", слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Константина, Елены, Ярослава, Михаила, Феодора, Андрея.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память равноапостольных Константина и Елены.

Святой император Константин, получивший от Церкви именование равноапостольный, а во всемирной истории - Великий, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя в то время была разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке и императора Максимиана Геркула - на Западе.

После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единовластный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская вера может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские храмы. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре и скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри нее нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя Поместными Соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора в 325 году был созван I Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена, и в составленный Символ веры, был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести его в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Отец Савва пишет: «Прежде всего, усиленно молись Богу, с постом строгим о даровании духовного отца. Затем, когда молитва исполнится, необходимо иметь к духовному отцу полное доверие». Такое завещание он давал своим духовным чадам:

«Принести исповедь полную с шести лет. Просить установить правило для молитвы церковной и домашней, для сна, для работы. Перед приходом к духовному отцу с каким-либо вопросом усердно помолиться о том, чтобы Господь открыл ему Свою волю; идти к духовному отцу с полной верой, что Господь через него откроет нам Свою волю. Безусловно и точно выполнять все сказанное духовным отцом, иметь полное послушание к нему. Не скрывать от духовного отца ничего, никакого смущения, греха и прочего.

Если появится в отношении духовного отца какое-либо смущение, недоверие, подозрение, сразу же сказать об этом духовному отцу с полной откровенностью, иначе враг может вас погубить. Постоянно молиться за своего духовного отца и всегда испрашивать его благословения и молитв. В трудных обстоятельствах взывать ко Господу: «Господи, молитвами отца моего духовного (имя) спаси меня или помоги мне в том-то и том-то».

Если явится желание что-либо из данных духовным отцом правил изменить или в отношении удлинения молитв, поста и прочего, или, наоборот, уменьшения их, то делать это с благословения духовного отца».

Полезные мысли святых отцов:

«Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение, так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом деле небесном? Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он дается не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему, и он заслонит собою образ Христа в твоем сердце. Для этого держи в памяти его наставления, но не черты его лица, иначе получишь не врачевание души, но вред».

Важнейшее духовное условие - чтобы человек не заслонял собою образ Христа, чтобы, как говорит митрополит Антоний Сурожский, священник был как бы «прозрачным»: сквозь него должен быть виден лик Христов.

«Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Божиим содействием входит в пристанище, так и душа, имущая доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя бы прежде и много зла сделала».

«Испытывающие какую-либо тревогу, или какое-либо недоумение, или раздвоение в своей совести должны обращаться к духовному своему отцу, опытному в деле духовной жизни (если не имеют своего духовника), сопровождая сие уповательною молитвою, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумений и смущений, и затем совершенно успокаиваются на их слове».

«Все надо делать с благословения духовного отца. Благоразумен ты, что без благословения не входишь ни в какое общение с другими. Так будешь делать — легко сохранишь и спасешь себя».

В Церкви уделяется очень много внимания отношениям духовника и его чада. Есть и достаточно предупреждений о том, что нужно внимательно испытывать, чтобы не попасть вместо кормчего (того, кто управляет кораблем) на обычного гребца. Много говорится о правильном взаимоотношении: что не надо привязываться, искать душевности, дружбы. Возникающая душевность перекрывает духовные отношения, и возникает пристрастие, лицеприятие. Духовник должен быть врачом, а относясь к духовному чаду по-человечески (когда таким образом сложились отношения), теряет трезвость, ясность, чуткость и рассудительность и может принимать какие-то решения уже по человекоугодию, потому что все немощны. А это неполезно, так как не приносит духовного плода и результата.

Будем внимательны, дорогие мои! Будем просить Бога, чтобы Он даровал духовное руководство, дорожить этими отношениями, если они сложились, и понимать, что это определенная степень церковной зрелости - когда у человека есть постоянный священник для совета. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по -политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина.

Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанция не назначили правителем Галлии, Британии и Испании. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и женился на его (императора) падчерице Феодоре. Кроме того, император забрал восемнадцатилетнего Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. На самом же деле семья отлично понимала, что он фактически является заложником лояльности его отца по отношению к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Ее оторвали от мужа ради политической выгоды, и, очевидно, супруги с тех пор ни разу в жизни не виделись. Она переселилась поближе к сыну, насколько это было возможно, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь, и именно здесь она познакомилась с Христианством. Она крестилась в местном храме и следующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре после ее обращения Константин, часто посещавший ее, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери.

Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. Он стал цезарем западных земель. Император Максимиан, видя в Константине будущего соперника, решил “подстраховаться”: он выдал за молодого военачальника свою дочь Фаусту, подкрепив его лояльность узами родства. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. В 312 году, накануне битвы против войск своего шурина Максентия, Константин стоял со своей армией у стен столицы. В ту ночь на небе явился огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”. Максентий, вместо того, чтобы обороняться внутри стен города, вышел сразиться с Константином и потерпел -поражение.

На следующий (315) год Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому Христианство получало законный статус, чем положил конец римским гонениям, длившимся (с перерывами) в течение нескольких столетий. Спустя десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи, и в 323 году возвысил свою мать, объявив ее Императрицей. Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе Императорская власть была мало привлекательна. Однако она быстро поняла, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину. Когда корабль проплывал мимо островов Греции, она сошла на берег на острове Парос и стала молиться Господу, прося помочь ей найти Его Крест и обещая построить здесь храм в случае, если ее прошение будет исполнено. Ее молитва была услышана, и она исполнила свой обет. В наши дни церковь Екатонтапилиани, внутри которой стоит храм, построенный тогда святой Еленой, является древнейшим христианским храмом Греции.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти обломки за городские стены, но не знала, где ее слугам следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывает об этом ее житие:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.1

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в хра-ме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене.2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Сейчас ее мощи (большая часть) покоятся в Риме, куда их перевезли крестоносцы, к тому же во многих местах Христианского мира хранятся частицы ее мощей. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

Что произошло с Животворящим Крестом Господним после его обретения?

После того, как святая Елена в 326 году нашла Животворящий Крест Господень, она отослала часть его в Константинополь, вторую часть в том же году сама повезла в Рим, еще одну часть оставила в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Там она (эта третья часть) оставалась в течение примерно трех столетий, до 614 года, когда персы под предводительством своего царя Хозроя переправились через Иордан и захватили Палестину. Они жестоко обращались с христианами, разрушали церкви, убивали священников, монахов и монахинь. Они унесли из Иерусалима священные сосуды и главную драгоценность — Крест Господень. Патриарх Иерусалимский Захария и множество людей были взяты в плен. Хозрой суеверно полагал, что, завладев Крестом, он каким-то образом обретет силу и власть Сына Божия, и он торжественно водрузил Крест возле своего трона, по правую руку. Византийский Император Гераклий (610—641) много раз предлагал ему мир, но Хозрой требовал сначала отречься от Христа и поклониться солнцу. Эта война стала религиозной. Наконец, после нескольких удачных сражений Гераклий в 627 году победил Хозроя, которого вскоре сверг с престола и убил собственный сын Сирой. В феврале 628 года Сирой заключил мир с римлянами, освободил Патриарха и прочих пленников и вернул христианам Животворящий Крест.

Крест сначала доставили в Константинополь, и там, в храме Святой Софии, 14 сентября (27 сентября по новому стилю) состоялось торжество его второго воздвижения. (Праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память как первого, так и второго торжества.) Весной 629 года Император Гераклий отвез его в Иерусалим и лично водрузил на прежнее почетное место в знак благодарности Богу за дарованную ему победу. Когда он приближался к городу, держа в руках Крест, Император внезапно остановился и не мог двигаться дальше. Сопровождавший его Патриарх Захария предположил, что его великолепное одеяние и царская стать не сочетаются с обликом Самого Господа, смиренно несшего Свой Крест. Император -тотчас же сменил свой пышный наряд на рубище и вошел в город босой. Драгоценный Крест был все еще заключен в серебряный ларец. Представители духовенства проверили сохранность печатей и, открыв ларец, показали Крест народу. С того времени христиане стали праздновать день Воздвижения Креста Господня с еще большим благоговением. (В этот день Православная Церковь вспоминает также чудо явления на небе Креста Господня в знак грядущей победы Императора Константина над войсками Максентия.) В 635 году Гераклий, отступая под натиском мусульманской армии и предвидя скорый захват Иерусалима, увез Крест с собой в Константинополь. Во избежание полной его утери в будущем, Крест разделили на девятнадцать частей и раздали их Христианским Церквам — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Римской, Едесской, Кипрской, Грузинской, Критской, Аскалонской и Дамасской. Сейчас частицы Креста Господня хранятся во многих монастырях и храмах по всему миру.

Память правителя Римской империи равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены православная церковь чтит ежегодно 3 июня. Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом, не позволяющим преследовать приверженцев христианской религии, Константин с детства впитал особое уважение к вере. Став правителем, он направил все свои усилия, чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена во всех странах, подвластных ему.

Царица Елена, мать Константина, также совершила огромное множество благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию сына, даже привезла из Иерусалима тот самый Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа, за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Показать поздравления


Родила Елена сына
Святого Константина.
Запомнил этот день навек
Православный человек.
Император и царица
Стали людям помогать.
И проблемы государство
Согласованно решать.
За заслуги их большие
Стали Елена и Константин святые,
А этот день в их честь назвали,
Чтобы все на свете знали,
Что сегодня поздравляем не жору и не гену,
А именинников Константина и Елену.

Автор

Константин Великий! И Свята Елена,
В честь великих ликов, радостны сердца!
В этот день несчастья будет в пепле тленны,
Нужно помолиться в церкви у Христа!

Ну, коль именины, души пусть смеются,
Если грусть на сердце - сгинет навсегда!
В честь святых Елены, свята Константина,
Счастливо прожили б вы свои года!

Автор

В день памяти Елены, Константина,
Чья святость уже признана давно,
О ком слагались древние былины,
Кому прославить Бога суждено

Отслужит Церковь славно литургию,
Тем самым воздавая Небу дань.
Дела сегодня - только лишь благие,
Исключены злословие и брань.

Автор

Спасибо, император славный, за то, что христиан любил,
За то, что нашу веру главной ты во всем Риме утвердил,
Спасибо матери Елене, что животворный крест нашла,
За то, что храмы воскрешала, мир христианский берегла!
Храните свято веру, люди! Всю жизнь, до самых до седин,
А вас, святые, не забудем - Елена - мать и Константин!

Автор

Мало кто знает Елену и Константина,
Их родословную, звания и чины.
Не слышал никто о жизни царицы и сына,
Так лучше прочтите эту историю вы.

Святая царица Елена когда-то была христианкой,
А сын ее Римской империей правил не год.
Забыв о язычестве и приняв христианство,
Стал Константина ценить византийский народ.

И помня о том, как распяли Христа на Голгофе,
Константин всеми силами крест попытался найти.
Почитая Иисуса, отправил царицу Елену
В Иерусалим, чтобы веру в сердца донести!

Автор

Всю жизнь посвятил принятию веры,
Христианству он отдал всю душу любя.
Святой Константин, без чувства и меры
Он создал единство тебя и меня.

Единство людей, принимающих веру,
Один он не смог бы пройти через ад,
Лишь мама поддержку давала все время.
Судьбе поклониться не каждый ведь рад.

Святая Елена поддержку давала,
Христианкой была, и делилась теплом.
Ребенка она правильно воспитала,
Чтоб в будущем стал он святым королем!

Автор

Благословенны Богом мать и сын.
На многое способна вера...
Доказывали это Константин
И мать его блаженная Елена.

Причислены к святым теперь они,
Деяния их чисты, угодны Богу
И могут успокоить в горя дни,
Давая в жизни верную дорогу.

Автор

Жил император Константин когда-то в Риме,
Он христианское ученье защищал,
Величественным был, непобедимым,
Он в Бога веровал, Иисуса призывал.

Царица-мать по имени Елена,
В Иерусалим направлена была,
Для верующих новых поколений
Тот самый крест, где Бог распят, нашла.

Язычество они не признавали,
И гроб Господень ими найден был,
Живого Бога только призывали,
Чтоб Он в сердцах у верующих жил.

Автор

Равноапостольный Елена, Константин.
Праведными были мать и сын.
Святой великий император
Августой мать свою провозгласил.

Он всячески поддерживал Церковь,
Из ссылок христиан он возвращал.
И первым делом император
Свободу веры христианской объявлял.

Отправил он царицу-мать
Животворящий крест искать.
И чудным образом она нашла
Крест для распятия Христа.

Автор

Они боролись за то, во что верили.
Сын - Константин - он спасал христиан
От верной смерти в то время гонений,
Не побоявшись угроз ближних стран.

Елена - мать - обратившись в веру
Не отступилась на добром пути.
Несла свой крест, тяжело и смиренно,
Дай Бог так каждому путь свой пройти.

Автор

Когда римский император
Славить запрещал Христа,
И языческим развратом
Наполнял свои уста,
У Елены-христианки
Родился прекрасный сын -
Христиан заступник яркий
Император Константин.
Константина и Елену
Почитаем мы святых,
И в молитве неизменно
Поминаем подвиг их.