Создание рабочих мест для инвалидов. Обязательное выделение рабочих мест для инвалидов

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов составляется в обязательном порядке, если количество сотрудников в организации превышает отметку в 100 человек. Об этом ясно говорится в 21 статье Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

ФАЙЛЫ 2 файла

Для того чтобы люди с инвалидностью имели возможность трудоустройства в той или иной организации, необходимо создать либо выделить некоторое количество рабочих мест. Процент от среднесписочной численности работников зависит от принятых в конкретном регионе России законодательных акта. Например, в Санкт-Петербурге это будет 2,5%, в Москве – 2%. Вообще, люди с инвалидностью могут составлять до 30% от общего количества работников.

Важный момент: при подсчете квоты в нее не включают персонал, который осуществляет свою деятельность во вредных либо опасных условиях.

Если люди с инвалидностью уже работают в организации, то их рабочие места идут в счет квоты. Таким образом, вполне возможно, что после издания приказа по этому вопросу количественный состав сотрудников не изменится.

Кто составляет

Заверяет документ руководитель организации, но составить его может любой другой работник. Эту функцию можно возложить на кадровика, бухгалтера, юриста, секретаря. Словом, на любого из сотрудников компании.

Также важно учитывать, что приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов подразумевает постановку подписей всех лиц, которые в нем упомянуты в качестве ответственных за что-либо. В основном – за организацию специально квотируемых рабочих мест, оборудования для нормального выполнения обязанностей сотрудником с инвалидностью.

Составные части приказа

Документ состоит из вводной, основной и заключительной частей. Вводная часть – это шапка, как и для других приказов. Она включает в себя:

  • Реквизиты организации: полное наименование, ИНН, КПП, ОКПО и пр. Располагаются в самом верху страницы. В идеале заранее пропечатываются на стопке фирменных бланков организации.
  • Название и номер приказа. Ниже реквизитов, посередине строки.
  • Город и дату.

После вводной части идет основная. Ее содержание будет зависеть от района регистрации компании, так как в разных частях России приняты разные локальные акты о том, какой именно процент инвалидов должен работать в организации со штатом более 100 человек. В прикрепленном бланке и образце предусмотрено расположение в документе:

  • Ссылки на Федеральный закон №181-ФЗ.
  • Ссылки на Приказ Минтруда №685н от 19.11.2013 года.
  • Ссылки на региональные законы. Например, города Москвы, Ивановской области, Санкт-Петербурга. Это будет зависеть от места нахождения и функционирования организации.
  • Распоряжения установить квоту на соответствующий закону процент от среднесписочной численности сотрудников.
  • Распоряжения о выделении специальных рабочих мест с соответствующими уровню здоровья условиям труда.
  • Таблицы с перечислением должностей и особенностей оборудования рабочего места.
  • Распоряжения о передаче отчета по трудоустройству инвалидов по квоте в центр занятости. Туда же предоставляются данные о вакантных должностях.
  • На кого возлагается ответственность за выполнение приказа.

Завершается приказ подписями руководителя, а также всех ответственных лиц.

Стоит отметить, что прием на работу инвалидов является обязательным требованием не только для отдельных офисов либо производств, но и для филиалов компании, расположенных в разных уголках страны. На них будут распространятся нормы тех регионов, где они ведут свою деятельность.

Положенные льготы

Принимая на работу инвалида, работодатель обязан соблюдать ряд условий. К ним относится:

  • Обустройство рабочего места таким образом, чтобы «особый» сотрудник мог выполнять свои обязанности, не испытывая при этом дискомфорта.
  • В отношении инвалидов первой и второй группы устанавливается особая продолжительность рабочей недели. Она не должна составлять более 35 часов каждую неделю. Об этом прямо говорится в 92 статье Трудового кодекса и 23 статье Федерального закона №181-ФЗ.
  • Оплачиваемый отпуск, выделяемый каждый год, для инвалидов оставляет не менее 30 дней (это на два дня дольше стандартного отпускного режима).
  • Если поступит такое заявление со стороны работника с инвалидностью, то начальник не имеет права отказывать ему в отпуске без сохранения заработной платы. Максимальное количество календарных дней таких отпусков – до 60 в год.
  • Отдельно с сотрудника с инвалидностью берется расписка в том, что он ознакомлен со своими правами относительно работы ночью, сверхурочной работы, выхода в выходные и праздничные дни. Работник-инвалид вправе отказаться вообще от подобного рода работ без потери места.

В принципе, требования не очень жесткие.

К тому же обязанностью работодателя является только создание этих самых рабочих мест для инвалидов и информирование о их наличии центра занятости. В обязанности работодателя не входит целенаправленный поиск сотрудников с такими параметрами.

Так что отсутствие работников-инвалидов на вакантных местах не будет являться нарушением законодательства. Это подтверждает и судебная практика в отношении таких вопросов.

В центр занятости населения обычно от организации поступает такая информация:

  • Сколько мест для людей с ограниченными возможностями выделено.
  • Сколько из них свободно, доступно для трудоустройства.
  • Ссылки на локальные акты, описывающие эти должности, а также сведения о том, насколько выполнена квота.

Приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов будет являться в этом случае страховкой работодателя, которая минимизирует возможность несения им административной ответственности в виде штрафа.

Помимо этого приказа, в организации должен существовать локальный нормативный акт, свидетельствующий о том, что сотрудники с инвалидностью пользуются положенными льготами.

Несоблюдение квоты для инвалидов – одно из самых спорных нарушений, выявленных надзорными органами. Из-за противоречивой трактовки законодательства претензии нередко предъявляются к работодателю, у которого на самом деле все «по регламенту». Как правильно понимать нормативные требования и отстоять свою позицию в случае судебного разбирательства, разъясняет эксперт трудового права Денис Елисеенков.

Об авторе : Денис Елисеенков, руководитель направления по трудовым спорам Департамента трудового права Юридической компании «Митрофанова и партнеры». Более 10 лет консультирует работодателей из разных отраслей экономики в области трудового законодательства РФ по различным аспектам его применения и проведения кадровых аудитов. Опыт представления интересов в суде на стороне Заказчика свыше 8 лет.

Квотирование рабочих мест для инвалидов - процедура, реализация которой всегда вызывает споры и противоречивые мнения.

Обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а так же Законом г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест». Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве – его могут привлечь к административной ответственности (кодекс РФ об административных нарушениях, закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»).

При этом действующее законодательство не дает четкой трактовки, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. Если следовать буквальному толкованию закона, то выделение рабочего места означает его оформление в кадровых документах согласно общей процедуре (указание в штатном расписании компании). Создание рабочего места означает его физическое формирование.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а так же за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест не означает , что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5).

«Не может быть признан состоятельным довод о том, что признание обязанности работодателя выполненной с момента создания рабочих мест и приема на них инвалидов, означает, что само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Как следует из содержания нормы, работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями, только в этом случае обязанность его по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной. До приема на работу, одним только созданием рабочего места цели федерального закона не могут быть признаны достигнутыми, поскольку обязанность приема на работу инвалида в рамках квоты предусмотрена нормой Федерального закона (часть 2 статьи 24 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) и, являясь ограничением прав работодателя по заполнению рабочих мест иными лицами, проистекает из смысла и целей этого Закона , направленного на защиту инвалидов, обеспечение им равных возможностей с другими гражданами, что в социальном государстве призвано служить достижению целей социального мира и обеспечения достойного уровня жизни граждан».

Что происходит на практике

Тем не менее, судебная практика нижестоящих судов по данному вопросу в некотором роде не соответствует требованиям закона. В одном из текущих административных дел по оспариванию результатов проверки, в ходе которой инспекторы усмотрели нарушения в части соблюдения требований законодательства по квотированию организациями рабочих мест для инвалидов, Останкинский районный суд г. Москвы пришел к следующему выводу. «Под созданием (выделением) рабочих мест для инвалидов следует понимать организацию и фактическое трудоустройство на такие места работников (инвалидов). Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, иными словами - выполнена квота » .

То есть, суд полагает, что привлечение организации к административной ответственности за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вполне законно в случае, если в организации отсутствуют работники-инвалиды или квота не заполнена в полном объеме.

Почему-то не принимаются во внимание три обстоятельства:

  • во-первых, административная ответственность установлена не за невыполнение квоты , а за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой;
  • во-вторых, у работодателей отсутствует обязанность в самостоятельном поиске работников вышеуказанной категории для заполнения установленной квоты;
  • в-третьих, предусмотрена отдельная ответственность за отказ в приеме на работу инвалида и не предоставление в органы занятости населения сведений.

Последняя обязанность сформулирована в пункте 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» –предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся:

  • наличия вакантных рабочих мест (должностей);
  • созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
  • информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
  • выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Данные обязанности направлены на выполнение работодателем квоты. То есть, создание и выделение рабочих мест – это одна из составляющих процесса квотирования.

Позиция судов, что рабочие места считаются созданными (выделенными), только в том случае, если на них трудоустроены работники вышеуказанной категории, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, чтобы исключить претензии со стороны инспекционных органов по данному вопросу, а так же аргументировано оспорить законность привлечения к административной ответственности за невыполнение обязанности по созданию и выделению квотируемых рабочих мест, организациям необходимо предпринять все меры по соблюдеению квоты для приема на работу инвалидов установленные действующим законодательством. В том числе – выполнять требования пункта 3 статьи 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В совокупности, все эти действия, при их документальном подтверждении, помогут отстоять свою правоту.

Квотирование рабочих мест для инвалидов – всего лишь один пункт в «прицельном» списке вопросов надзорных органов (в том числе ГИТ). Разобраться в многочисленных нормативных противоречиях и «застраховать» компанию от репутационных и финансовых рисков поможет семинар « ».

Наше предприятие относится к тем, которые обязаны принимать на работу инвалидов по квоте. Мы выполнили эту обязанность, но специальных рабочих мест не создавали, поскольку, как мы посчитали, они не требуются для работающих у нас инвалидов. Однако прокуратура потребовала создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. Действительно ли мы должны организовать такие рабочие места в любых случаях приема на работу инвалидов, даже если им такие места не требуются? Какова последовательность действий по исполнению закона в отношении создания специальных рабочих мест? Какие еще льготы полагаются принятым на работу инвалидам?

Да, вы обязаны создавать специальное рабочее место для инвалида с учетом его индивидуальных особенностей в каждом случае приема его на работу.

Статья 224 Трудового кодекса обязывает работодателя создать сотрудникам-инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Мнение работодателя о том, что специально оборудованные места не требуются, вовсе не означает, что он преодолел требование закона о создании таких мест. Инвалиды — особая категория работников, у которых в определенной мере ограничены физические возможности и повышена эмоциональная напряженность. Создание специального рабочего места не всегда означает значительное переоборудование в офисе (пандусы и дверные проемы). Иногда достаточно изменить высоту рабочего стола.

Что такое специальное рабочее место

Определение специального рабочего места для трудоустройства инвалидов дано в ст. 22 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон № 181-ФЗ). Это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Иными словами, для работника, использующего инвалидную коляску, надо будет установить пандусы и расширить дверные проемы. Для слабослышащего или слабовидящего сотрудника необходимо предусмотреть специальное оборудование, например установить дополнительные световые кнопки вызова, специальное программное обеспечение в компьютере с включением субтитров, с диктофоном, управлением для клавиатуры, экранной лупой.

Требования к оборудованию

Общие требования к особенностям организации рабочих мест для инвалидов в зависимости от заболевания, ставшего причиной инвалидности, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30 . Этим постановлением введены Санитарные правила СП 2.2.9.2510—09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (далее — Санитарные правила).

Согласно п. 4.1 Санитарных правил специальные рабочие места для инвалидов должны проектироваться и оснащаться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Кроме того, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными или умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травмирования.

В Санитарных правилах закреплено, что при проектировании, реконструкции и эксплуатации специальных рабочих мест для инвалидов следует руководствоваться действующим законодательством РФ. Таким образом, надо обязательно соблюдать требования ст. 224 ТК РФ, то есть учитывать индивидуальную программу реабилитации инвалида. Эта программа разрабатывается на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, и представляет собой комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Причем инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Такой отказ освобождает организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, от ответственности за ее исполнение.

Ответственность

Действие Санитарных правил распространяется на все отрасли экономической деятельности, предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности, в которых применяется труд инвалидов (п. 1.3 Санитарных правил).

За нарушение Санитарных правил лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — штраф от 500 до 1000 руб., для юридических лиц — штраф от 10 000 до 20 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Возмещение затрат

Если в том субъекте РФ, где находится работодатель, в соответствии с Законом РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с осложнением ситуации на рынке труда реализованы дополнительные мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, работодателю могут быть возмещены его затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 23-3/10/1-570).

Размер возмещения ограничен максимальной суммой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В 2010 г. максимальная сумма возмещения составляла 30 000 руб. на одно постоянное рабочее место, в 2011 г. она увеличена до 50 000 руб.

Льготы

Помимо требований по оборудованию специального рабочего места (ст. 224 ТК РФ), законодательство устанавливает дополнительные льготы для инвалидов.

В частности, продолжительность рабочего времени для сотрудников — инвалидов I и II групп не должна составлять более 35 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ). Продолжительность ежедневной работы (смены) должна быть установлена в соответствии с медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ).

К работе в ночное время (с 22 до 6 часов), сверхурочно, в выходные и нерабочие праздничные дни инвалиды могут быть привлечены только с их письменного согласия и если это не запрещено им по состоянию здоровья (ч. 5 ст. 96, ч. 5 ст. 99, ч. 7 ст. 113 ТК РФ). К тому же работник должен быть под роспись ознакомлен со своим правом отказаться от подобной работы.

Инвалиды имеют право на отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ч. 2 ст. 128 ТК РФ) и ежегодный оплачиваемый отпуск до 30 календарных дней (ч. 5 ст. 23 Закона № 181-ФЗ).

Работодатель, нарушивший указанные требования закона, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Для должностного лица это штраф от 1000 до 5000 руб., для юридического — либо штраф от 30 000 до 50 000 руб., либо приостановление деятельности на срок до 90 суток, для предпринимателя — либо указанное приостановление, либо штраф от 1000 до 5000 руб.

Вероятнее всего, с 2019 года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов серьезно ужесточится. Эксперт рассказывает, как уберечься от возможных штрафов.

Написать эту статью я решил после общения с руководителями предприятий на региональном совещании. Как обычно, в перерыве говорили о налогах, проверках и штрафах в результате проверок. Один из руководителей рассказал о проверке предприятия на наличие квоты для приема на работу инвалидов. Он сказал, что в штатном расписании предусмотрены места для трудоустройства инвалидов, но в службу занятости сведения они не подавали, и ему выписали штраф в размере 10 тыс. руб.

Больше всего поразила реакция остальных участников разговора. Пять руководителей из восьми, участвовавших в разговоре, сказали, что у них вообще отсутствуют выделенные места для инвалидов (хотя по закону они обязаны их создать), и что штраф в сумме 10 тыс. руб. их не испугает, а создавать места, сдавать отчеты и искать инвалидов для трудоустройства они не будут.

Как штрафуют сейчас

Хотелось бы обратить внимание на то, что обязанность работодателя в создании или выделении рабочих мест для инвалидов регламентирована положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также региональными законами. Согласно этим нормативным актам, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, обязаны создавать или выделять рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Если работодатель не исполняет обязанность по созданию рабочих мест в соответствии с квотой, а так же если отказывает инвалиду в трудоустройстве — его могут привлечь к административной ответственности от 5 до 10 тыс. руб. Однако федеральным штрафом дело не ограничится. Ведь законодательством субъектов РФ также предусмотрена ответственность за невыполнение квоты по инвалидам. Понятно, что в зависимости от региона, размер установленного штрафа может отличаться.

В любом случае, административная ответственность, предусмотренная законом за отказ в приеме на работу инвалида, а также за отсутствие выделенных или созданных рабочих мест, не означает, что работодатели обязаны самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов и таким образом заполнять установленную квоту, обеспечивая фактическое трудоустройство.
Кроме того, к административной ответственности по ст. 5.42 КоАП РФ можно привлечь должностное лицо только за отсутствие выделенных рабочих мест или за отказ в приеме на работу инвалида, но никак за то, что предприятие не сдает отчетность в службу занятости.

Данный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ (Определение от 22.05.2013 года № 50-АПГ13-5): «Само по себе наличие незаполненных рабочих мест, созданных в рамках квоты для трудоустройства, может быть расценено как неисполнение обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов» .

То есть работодатель обязан создать рабочее место в рамках квоты и не вправе отказать инвалиду в приеме на работу по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями. Тогда обязанность по квотированию рабочих мест будет считаться выполненной.

Что изменится

Хочу обратить внимание на то, что в Госдуме находятся два законопроекта по проблеме квотирования мест для инвалидов. В них предлагается:

— предоставить трудинспекциям полномочия по осуществлению надзора за соблюдением работодателями законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов;

— с работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере не менее 7800 руб. в месяц.

— на ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

— одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников

Самое главное — предлагается за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты налагать на работодателя административные штрафы: на должностных лиц — в размере от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Аналогичное наказание будет грозить работодателю в случае неосуществления им в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов.

Как обезопасить компанию от штрафов

Вступление в силу соответствующих поправок в КоАП РФ предполагается с 1 января 2019 года.

В том, что данные проекты будут приняты, сомнений мало. Ведь таким способом можно решить сразу две задачи: помочь в трудоустройстве инвалидам и хорошо пополнить бюджет. Предприятий с численностью работников более 35 сейчас насчитывается около 400 тыс. Сумма штрафов даже от 30% предприятий будет сопоставима с бюджетом отдельного региона.

Во избежание негативных последствий предприятиям уже сейчас необходимо:

— отразить в локальных нормативных актах (штатном расписании, приказ) места, предназначенные для инвалидов в соответствии с установленной квотой;

— предоставлять в органы службы занятости сведения, касающиеся: наличия вакантных рабочих мест (должностей) и информации о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Если организация подпадает под квоту службы занятости, у нее появляется обязанность выделить рабочие места для инвалидов. Причем год назад в законодательство были внесены поправки, ужесточившие ответственность работодателей в этой сфере. И если бухгалтеру приходится выполнять еще и обязанности кадровика, то бо´ ль -шая часть работы по организации специальных рабочих мест ложится на него. Органы занятости уведомлять надо, затраты на оборудование специальных рабочих мест учесть надо, возместить их из бюджета надо.

Свои пояснения на эту тему дал редакции представитель Федеральной службы по труду и занятости.

Работодатели обязаны отражать сведения о созданных или выделенных рабочих местах для инвалидов в локальном нормативном акте и сообщать об этом в службу занятост ип. 3 ст. 25 Закона от 19.04.91 № 1032-1 ; п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . Иван Иванович, как вы считаете, это должен быть отдельный ЛНА? Или можно включить нормы о выделении рабочих мест для инвалидов в правила внутреннего трудового распорядка и в должностные инструкции по таким рабочим местам?

И.И. Шкловец: Наличие рабочих мест для инвалидов можно предусмотреть в штатном расписании. А можно и в любом другом акте работодателя, изданном в произвольной форме. К примеру, это может быть локальный нормативный акт, утверждающий перечень мероприятий, направленных на оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Среди таких мероприятий могут быть разработка перечня основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудования, применение которых обеспечивает инвалиду возможность работать.

В должностной инструкции прописывать выделение рабочих мест для инвалидов не нужно, поскольку должностная инструкция - это не локальный нормативный акт. А правила внутреннего трудового распорядка - не совсем подходящий для этих вопросов локальный акт, так как в нем отражаются вопросы, касающиеся всех или большинства работников, а не только инвалидов.

Какие конкретно сведения о рабочих местах для инвалидов надо отражать в локальном нормативном акте?

И.И. Шкловец: Если это штатное расписание, в нем отражается наименование должности, структурного подразделения, количество штатных единиц, условия оплаты труда. В отдельной графе «Примечание» можно сделать пометку о том, что это рабочее место предназначено именно для инвалида.

В локальном акте, предусматривающем перечень мероприятий по оснащению таких рабочих мест, указываются сведения об оборудовании этих мест.

Если характер работы на таких рабочих местах предполагает какие-то особенности или требования, они отражаются в отдельном акте.

Предположим, организации установлена квота для приема на работу инвалидов в количестве 3 человек. Обязан ли работодатель заранее выделить конкретные рабочие места (например, по одному в бухгалтерии, отделе кадров, технической службе, закрепить за ними статус «инвалидных») и не занимать их никем, пока инвалиды не будут приняты на работу?

Или он может отчитываться перед службой занятости лишь о количестве вакантных мест, а инвалидов брать на работу исходя из текущей ситуации - например, всех троих в бухгалтерию?

И.И. Шкловец: Работодатель сам, исходя из специфики и характера своей деятельности, определяет, на каких должностях будут трудиться инвалиды. Однако сведения о таких рабочих местах, имеющихся и выделенных для приема на работу либо специально создаваемых, он обязан в установленный срок, то есть ежемесячно, подавать в службу занятости.

Исходя из этих сведений, служба занятости направляет для трудоустройства кандидатов из числа инвалидов. Когда направленный службой занятости кандидат предъявит работодателю свои дополнительные документы (медицинские заключения, индивидуальную программу реабилитации (ИПР)), работодатель решит, принять ли его на имеющееся рабочее место, или не принять, или дооснастить рабочее место с учетом требований законодательства и рекомендаций ИПР, а потом принять.

Не исключается прием всех работников в одно структурное подразделение.

А можно ли отказать в приеме на работу конкретного инвалида по причине, например, его недостаточной профессиональной квалификации?

И.И. Шкловец: Да, но при этом работодатель обязан известить службу занятости о том, принял ли он инвалида на работу или отказал ему в трудоустройстве. Если инвалид был направлен к работодателю службой занятости, он предъявляет работодателю свое направление.

В этом направлении работодатель должен сделать пометку, принял ли он этого кандидата на работу или нет.

Если в приеме на работу отказано, служба занятости направит нового кандидата.

Должны ли рабочие места для инвалидов оставаться свободными, пока служба занятости не направит своих кандидатов? Или работодатель имеет право сам, без направления службы занятости принять на это рабочее место инвалида?

И.И. Шкловец: На рабочие места, выделенные или созданные для приема на работу инвалидов, работодатель вправе принимать граждан как по направлению органов службы занятости, так и самостоятельно. Но если работодатель принял на работу инвалида самостоятельно, он обязан известить об этом службу занятости.

А можно ли, не дождавшись направления службы занятости, принять на это рабочее место не инвалида?

И.И. Шкловец: Если работодатель принял на квотированное рабочее место не инвалида, он не выполнил требование закона, так как обязан квотировать рабочие места именно для инвалидов.

Региональные власти вправе устанавливать в рамках «инвалидной» квоты минимальное количество специальных рабочих мест, то есть мест, требующих особого оборудовани яст. 22 Закона от 24.11.95 № 181-ФЗ . При этом определено, что оснащать специальные рабочие места работодатель должен индивидуально для конкретного инвалида либо для группы инвалидов, имеющих однотипные нарушени яп. 2 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . Каким образом тогда работодатель может отразить создание специального рабочего места в ЛНА и отчитаться об этом в службу занятости? Ведь он не может знать заранее специфику нарушений у инвалида, которого к нему направят?

И.И. Шкловец: Не всегда удается принять направленного службой занятости кандидата для трудоустройства на готовое выделенное рабочее место. Ведь у этого кандидата могут быть особые функциональные ограничения, противопоказания или рекомендации.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Обязанность по трудоустройству инвалидов в счет квоты заменить уплатой компенсации в бюджет нельзя.

Для того чтобы обеспечить занятость таких людей, региональным властям предоставлено право устанавливать минимальное количество рабочих мест, требующих специального оснащения. В таких случаях рабочие места создаются, как правило, под конкретных кандидатов либо под группу таких лиц с заранее известными ограничениями их функциональности.

И если работодатель планирует создать специализированное рабочее место, ему не обойтись без информации от службы занятости о конкретных кандидатах. Это могут быть слабовидящие, слабослышащие или имеющие нарушение функций опорно-двигательного аппарата кандидаты.

Надо издать локальный нормативный акт, в котором предусматривается создание таких мест с указанием в нем перечня мероприятий, оборудования, требований к содержанию таких рабочих мест. Работодатель должен выявить потребности инвалида, связанные с оснащением рабочего места, проанализировать его ИПР, вид выполняемой работы, уровень механизации и автоматизации рабочего места и т. п.

После создания такого рабочего места направленный службой занятости кандидат может быть принят на работу. Обычно работодателю не приходится ждать, это происходит сразу, так как кандидаты уже известны.

Вправе ли работодатель отказаться оборудовать специальное рабочее место для конкретного инвалида, если к тому есть объективные препятствия? Так, инвалиду, передвигающемуся на коляске, надо обеспечить возможность подъезда к рабочему мест уп. 10 Основных требований, утв. Приказом Минтруда от 19.11.2013 № 685н . А в здании, допустим, нет лифта и его невозможно оборудовать.

И.И. Шкловец: Если органом исполнительной власти региона принят нормативный правовой акт о квотировании минимального количества специальных рабочих мест, он подлежит исполнению. Но, как правило, на стадии подготовки таких актов в рамках трехсторонних отношений анализируется ситуация на рынке труда и все вопросы можно рассматривать заранее. Если порядок трудоустройства на специализированные рабочие места в таком акте детально не прописан, вопросы трудоустройства конкретных инвалидов работодатель решает непосредственно со службой занятости.

Могу посоветовать работодателям активно взаимодействовать со службой занятости, обращаться туда за разъяснениями. И тогда вряд ли к вам будут предъявлены требования, которые невозможно исполнить.

Кроме того, не исключается возможность частичной компенсации затрат работодателя на создание рабочих мест для инвалидов за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок такой компенсации устанавливается нормативными актами региональных органов власти.

У работодателей нередко возникают проблемы с пониманием рекомендаций, содержащихся в индивидуальной программе реабилитации инвалида. К примеру, в ИПР может быть написано, что инвалиду разрешается труд 1- 2 класс априложение 2 к СП 2.2.9.2510-09, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 18.05.2009 № 30 . Означает ли это, что инвалиду разрешена любая работа, кроме вредной? Или все же есть какие-то другие ограничения?