В чем помогает икона Петра и Февронии? Чудодейственная икона петра и февронии

Святые благоверные
князь ПЁТР и княгиня ФЕВРОНИЯ,
Муромские чудотворцы (†1227)

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) - русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии — это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии» . Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 - начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой - тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" . Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.


Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети - устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом - смысл и назначение его.


Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу — умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

В Москве находится чтимая икона святых князей Петра и Февронии с частицей мощей в храме Вознесения Господня на Большой Никитской ("Малое Вознесение"), где каждое воскресенье в 17.00 им служится акафист.

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля - день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка - как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. А минь.

Петр и Феврония (в иночестве Давид и Ефросиния) – православные покровители семьи. Поэтичное и поучительное повествование о супружеской любви и их верности с древних времен считается примером идеального христианского брака. Благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии, о счастье в браке, о даровании детей.

Как икона защитит Вас и Ваших близких
Молитва перед иконой Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии защитит Вашу семью от разногласий, сохраняя мир и благополучие. Память об удивительной истории земной жизни святых Петра и Февронии, слова молитвы защитят супругов от возможного неверного шага в отношениях, ибо эти святые – ходатаи перед Господом Богом о крепости брака, добродетельной жизни в супружестве.

В чем помогает икона
Молитва перед иконой Святых Петра и Февронии помогает сохранить благополучие в браке, любовь между супругами на долгие времена, наполнить свои отношения христианским благочестием, поскольку счастливая и крепкая семья – это основа крепкого и здорового общества. В счастливом браке, видя любовь родителей, растут счастливее дети. Для них пример родителей, образ их жизни станут той моделью брака, к которой будут стремиться и они, когда подойдет их время вступать в брак.
Девушкам, которые хотят удачно выйти замуж – конечно, мы здесь говорим о любви и семейном взаимопонимании как альфе и омеге хорошей и крепкой семьи, тоже помогает молитва перед образом святых Петра и Февронии. Перед ним же молятся об укреплении государственности нашей Родины, об упрочении веры Христовой в сердцах православных христиан.
Также перед иконой Святых Петра и Февронии молятся о даровании детей, если брак длительное время остается бесплодным.

Как молиться перед иконой
Святым благоверным Петру и Февронии Муромским молятся о семейном благополучии и о счастье в браке.
Молитва первая
О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков. Аминь

Молитва девушки ко Господу о скором замужестве
О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя. Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Сегодня многие задаются вопросом: где находятся мощи Петра и Февронии? В действительности эта удивительная история с торжественным перемещением мощей святого благочестивого семейства из соборного храма Благовещенской лавры в Свято-Троицкую женскую обитель благополучно завершилась 19 сентября 1992 года. С благословения Архиепикопа Владимирского и Суздальского Евлогия впервые за прошедшие безбожные семьдесят лет прошел великий Крестный ход, на котором собралось огромное количество православный людей.

Муром: мощи Петра и Февронии, монастырь

Это событие для города Мурома стало ознаменованием начала духовного возрождения церковной жизни после долгого запретного периода. Под перезвон колоколов вся торжественная процессия двигалась по городским улицам от Благовещенского монастыря к воротам Свято-Троицкого женского монастыря, где был сооружен специальный помост для гробницы, куда впоследствии доставили мощи святых Петра и Февронии. Под открытым небом рядом со стенами монастыря Архиепископ Евлогий отслужил праздничный молебен и выступил с проповедью. В уютной монастырской обители в конце концов обрели покой святые супруги Петр и Феврония. Мощи их покоятся в должном месте, так как наконец-то завершили свои скитания, длившиеся на протяжении всего XX-го столетия.

Город древний, город славный

Старинный город Муром впервые упоминается у в его культурно-историческом литературном наследии - «Повести временных лет». В 862 году вместе с другими городами после он подчинялся князю Рюрику.

Свято-Троицкой монастырь расположился в самом центре Мурома, в месте, имеющем название Старое Вышнее Городище. Несколько столетий назад там находился первый городской кремль. А теперь здесь можно увидеть Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри. Это место в городе считается одним из самых намоленных, поэтому не зря здесь были похоронены святые Петр и Феврония. Мощи их святые теперь стали настоящим сокровищем не только для монастыря, но и для всего города.

Святой Константин

По преданию в XII века крестителем земли Муромской стал благоверный князь Константин, который стал строить здесь первые православные храмы. Он упомянут в «Повести о водворении христианства в Муроме» как строитель первоначальной церкви

Иконография святого Константина посвящена князю и его двум сыновьям - Михаилу и Федору, которые всегда изображены вместе в духовном и молитвенном соединении в Святой Троице Единосущной. Таким образом, прослеживается мотив сопоставления с Ней святой четы.

В Вышнем городище князь Константин возвел потом и Борисоглебский храм, который впоследствии, а точнее через пятьсот лет, превратился в обитель Святой Троицы.

Тарас Цветнов

В XVI веке городской кремль передвинули к ближе к Оке. С этого момента Вышнее Городище стало частью городского поселения. Прошло еще немного времени, и вместо Борисоглебского храма здесь уже стояла деревянная Свято-Троицкая церковь.

В 1642 году, когда церковь уже изрядно обветшала, купец Т. Б. Цветнов решил построить на этом месте красивую и величественную каменную церковь со всевозможными декоративными нарядами, с тем же названием, с крестами кованными и золоченными, представляющими шедевры кузнечной работы того века.

Когда собор был готов, Цветнов обратился к епископу Рязанскому и Муромскому с прошением об основании на этом месте девичьего монастыря. Для монастырского хозяйства он даже пожертвовал свой участок земли, находящийся рядом с церковью, и вдобавок выкупил соседские. Новой обители он подарил драгоценные вклады: Евангелие, водосвятную чашу, кадило и т.д.

Время забытья

При советской власти о святых чудотворцах Петре и Февронии мало кто знал, даже в церковных кругах они были мало популярны. Требовались большие усилия, чтобы раздобыть их иконку или акафист. Но в Муроме православные жители не могли не знать и не почитать своих святых земляков. Когда мощи находились в советском религиозном музее, так сказать, «под спудом», верующие старались любыми способами приложиться к святому месту, где покоились преподобные Петр и Феврония. Мощи действительно помогали всем, кто приходил со своими добрыми и искренними молитвами, ведь в этом Богом сотворенном мире все связано незримыми узами.

Сегодня на торжество, посвященное памяти святого семейства, съезжается много гостей в Муром. Петр и Феврония - святые, которые во всем дополняли друг друга, поэтому и для верующих они стали великолепным примером идеальной супружеской пары. Их покровительство сейчас, как никогда, необходимо для всех нас, немощных, ведь семья - это остаток рая на нашей грешной земле.

Золотошвейная мастерица монахиня Феврония

Одной из первых золотошвейных муромских мастериц была наша святая и праведная княгиня Феврония. В своей уединенной келье она вышивала церковные воздухи и пелены, такие специальные облачения на престол. Перед тем как предстать перед Господом, она как раз и заканчивала вышивать воздух. Но ее супруг Петр прислал ей весточку о том, что умирает, и поторопил ее. Она же попросила его подождать немного, но потом пришло еще два известия, в последнем он сказал, что у него уже нет сил ждать ее. И тогда она, воткнув иглу в свою работу, отставила ее и отошла в мир иной в один день со своим благочестивым супругом.

После многих лет современный монастырь все так же живет своей тихой молитвенной жизнью. Взяв пример со святой Февронии, инокини вышивают иконы лицевым шитьем. Игуменья Тавифа благословила своих матушек к началу возрождения этого декоративно-прикладного искусства с самых первых дней открытия женской обители. Теперь память святых Петра и Февронии отмечается в Православной Церкви дважды в год - 8 июля и 19 сентября.

Всегда был богат на историю и святых подвижников Муром. Мощи Петра и Февронии теперь находятся в Свято-Троицком женском монастыре, и святых почитают в России как покровителей семьи и брака. На территории обители есть и часовня, построенная в честь благоверных Петра и Февронии. В обители также хранится Виленский крест-мощевик.

Краткая история жития

История любви князей Петра и Февроньи за многие века уже больше представляет собой какую-то красивую легенду о любви. Еще во времена Иоанна Грозного по заданию митрополита Московского Макария ее впервые услышал в Муроме и записал священник Ермолай Прегрешный.

Когда-то очень давно землей Муромской правил князь Павел. В одно время к его жене повадился на блуд прилетать Змей Нечистый, перед ней он представал в облике мужа. Она немедленно поведала об этом мужу, который повелел ей нежными речами выведать у того, от чего он ждет своей смерти. Смиренная жена при следующей встрече узнала, что убьет его Петр Агриковым мечом. У Павла действительно был брат Петр, и он рассказал ему о Змее. Петр готов был сразиться с коварной нечистью, но вот где же взять меч Агриков?

Меч

Однажды Петр молился в храме, и тут к нему подошел отрок и указал на кладку в монастырской стене, где был спрятан заветный меч. Петр взял его и оправился к брату, и неожиданно застиг Змея в его колдовском обличии возле невестки. Тогда он нанес ему мечем смертельный удар, от которого нечистый и скончался, однако его кровь попала на Петра. После этого он заболел, и на его теле появились зловонные струпья. Ни один лекарь не брался за его лечение. Но нашлась одна деревенская знахарка и мудрая дева из деревни Ласково Рязанской земли, которую звали Феврония. Она пообещала ему исцеление, если он женится на ней. Князь не мог позволить себе жениться на простолюдинке, однако Феврония все-таки смогла устроить все так, что он был вынужден взять ее в жены.

Счастливое княжение

Когда умер брат Павел, престол занял Петр. Но бояре невзлюбили его жену, они предложили ей откуп для того, чтобы она удалилась из города. Феврония же пообещала покинуть город, но только обязательно со своим мужем. Петр же был верен своей жене и, не раздумывая, решил идти с ней. Бояре были этим сильно обрадованы, однако с этого момента у них начались междоусобные брани, эта борьба за престол довела их до убийств, которым не было конца. Тогда они с большим раскаянием пришли на поклон к князю Петру и Февронии, которые на своих ладьях еще не успели отплыть далеко от города. Они вернули их обратно. После этого город зажил спокойно и мирно.

Развязка истории

Когда благочестивая чета состарилась, Петр и Февронья решили принять постриг с именами Давид и Ефросинья. Будучи в монашестве, они начали молиться Господу, чтобы он послал им кончину в один день, и даже приготовили себе общий гроб со специальной перегородкой. Почили святые действительно в один день, но священники не стали монахов хоронить в одном гробу, боясь гнева Божьего. Их покойные тела были расставлены на ночь по разным церквям. Когда наступило утро, все увидели, что святые каким-то необыкновенным образом оказались в одном гробу. И их опять разъединили, но они опять оказались вместе, и тогда было решено никогда более не разлучать Петра и Февронию. Святые отошли к Господу в 1228 году, 25 июня (8 июля).

В 1547 году были канонизированы святые Петр и Феврония, мощи их до определенного времени хранились в Свято-Троицком монастыре.

Праздник ромашки

Благодаря их праведной жизни, каждый теперь имеет возможность посетить знаменитый город Муром. Петр и Феврония, если помолиться их святым мощам и попросить покровительства в семейной жизни, всегда помогут, нужно только делать это с глубокой верой.

Теперь установлен как праздник семьи и любви, в 2008 году его официально утвердили. Инициатором стала жена тогдашнего президента Светлана Медведева. Символом праздника стала ромашка.

Мощи Петра и Февронии в Москве

Адрес женского Свято-Троицкого монастыря: Муром, Владимирская обл., пл. Крестьянина 3-а.

Однако сегодня многих также интересует вопрос: есть ли мощи Петра и Февронии в Москве? Если говорить именно об этом городе, то сразу необходимо отметить храм Вознесения Господня на ул. 18; храм Сергия и Германа Валаамских на ул. 2-й Тверской, 52, и храм Знамения иконы Божией Матери на Петровке при ГУМВД, пер. 1-й Колобовский, д. 1.

Сегодня иконы и частицы мощей Петра и Февронии можно встретить во многих церквях России. И это не удивительно, потому что союз этого святого семейства стал для всех верующих людей образцом православного христианского брака, и поэтому они с большим откликом в душе и в сердце встретили этот светлый праздник. Не вызывает сомнений и то, что об этих святых уже знают везде, можно даже встретить мощи Петра и Февронии в Нижневартовске. И можно не удивляться тому, что их и в Антарктиду привезут, святая божья благодать - она только спасает.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – "предобрая и пречистая двоица". В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества. В Муроме в Свято-Троицким женском монастыре стоит рака с мощами муромских святых Петра и Февронии.

Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5:26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

"Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). "Пусть подождет, мне надо закончить…", - просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и "затихла навеки". Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе".

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.

Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Святые Петр и Феврония предположительно жили в конце XII – начале XIII века, повсеместное почитание как покровителей семьи и брака получили в XVI веке в связи с выходом в свет «Повести о Петре и Февронии», написанной Ермолаем-Еразмом после канонизации святых. Повесть эта отличалась удивительной умиротворенностью, простотой и беззлобием и очень быстро стала популярна. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. В митрополичьей грамоте указывалось: «Пети и праздновати в Муроме и повсюду, Июня в 25 день, новым чудотворцем благоверному князю Петру и княгине Февронии Муромским». С этого времени новые Муромские чудотворцы стали изображаться на иконах. В 1560-е годы их образы были включены в роспись Архангельского собора Московского Кремля.

Житие святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев

В городе Муром правил благоверный и благочестивый князь Павел. При нем жил его младший брат – Петр. И вот случилось так, что дьявол вселился в летающего змея и стал посещать жену Павла. Всем он виделся в облике самого князя, и только княгиня видела в нем змея. Верная жена ничего не утаила от мужа, и он посоветовал ей выспросить у змея, от чего тому суждена смерть. Княгиня так и сделала, польстила змею и узнала, что смерть его будет «от Петрова плеча и Агрикова меча». Разгадывая, что же означают эти слова, Павел рассказал о речах змея младшему брату Петру. Петр, выслушав брата, не сомневался в том, что змей погибнет от его руки. Он очень любил брата и разделял апостольские слова: «Любящий брата своего и Бога любит». Он задумался, как же ему добыть Агриков меч (меч-кладенец – волшебное оружие богатырей из русского фольклора, придававшее владельцу непобедимость).

Благоверный Петр для уединенной молитвы часто посещал различные церкви. И вот в одной из них к нему подошел отрок с предложением показать Агриков меч. Меч лежал в алтарной стене между плитами. Помня о предначертанном ему подвиге, Петр забрал меч и с того дня стал ждать подходящего случая, чтобы убить змея. Однажды он зашел в палаты брата для поклонения, а сразу после этого в палаты княгини и вдруг увидел змея в облике брата. Он вернулся в покои Павла и попросил его не выходить и молиться Богу о помощи в одолении змея. Твердо уверившись, что под видом князя скрывается змей, он вошел к княгине и сразил змея Агриковым мечом. Поверженный змей явил свое естественное обличье. Капли зловредной крови змея попали на Петра, и тело его покрылось струпьями и язвами. И никто не мог его исцелить. Брань его была с дьяволом и помощь в исцелении нужна была Божественная.

Петр слышал, что в Рязанской земле живет много искусных целителей, и отправился туда искать помощи. В селе Ласково он встретил свою будущую супругу – Февронию – дочь «древодельца». Именно Февронии – мудрой простолюдинке было суждено исцелить князя. Она приготовила исцеляющую жидкость и сказала, что он должен омыться этой водой в бане. Он решил испытать, так ли мудра девица, как рассказывают. Он послал ей пучок льна и просил изготовить за то время, что он будет в бане, рубаху, порты и полотенце для него. Феврония же в ответ передала ему чурочку и просила соорудить из нее ткацкий станок. Подивившись мудрости девы, князь сделал все, как она велела, и на утро был совершенно здоров. Не обошлось и без сложностей. Ему пришлось бороться с собой, чтобы выполнить свое обещание Февронии о том, что она станет его супругой, если сумеет исцелить. «Слава мира сего» была еще сильна в нем, и он никак не мог решиться сделать своей супругой девицу низкого рода.

И все же с великой честью он вернулся в Муром с блаженной Февронией. Муромский епископ благословил Петра и Февронию на честный брак, и они обвенчались. Благоверные супруги стали жить в благочестии, соблюдая заповеди Божии, проводя свою жизнь в смирении и кротости.

Спустя некоторое время умер старший брат Павел. Пришло время Петру одному править городом. «Слава мира сего» не давала покоя и боярам, они вдруг со злостью стали настаивать на том, что у него должна быть высокородная супруга, говоря, что не желают, чтобы простая девица была госпожой их женам. Он с полным смирением просил их самих обратиться к Февронии. Бояре предложили Февронии покинуть город. Она согласилась – с одним условием: они дадут ей все, что бы она ни попросила. Бояре обрадовались и обещали выполнить любую просьбу. Княгиня Феврония же сказала: «Ничего не прошу иного – только супруга моего князя Петра». Он не оставил свою супругу ради скоротечной власти и покинул город вместе с ней.



Они отправились по реке Оке вдаль от города. Вместе с ними в лодке была еще одна семейная пара. Через некоторое время их попутчик стал часто взирать на княгиню с нечистыми мыслями. Она же попросила его зачерпнуть воды с двух сторон лодки и попробовать. Княгиня спросила, одинакова ли она на вкус. Получив утвердительный ответ, она сказала, что и женское естество одинаково. А муж не должен забывать о своей супруге и думать о другой.

В то время, пока они удалялись от города, в Муроме началось кровопролитие. Каждый из бояр метил на место самодержца, многие из них погибли. Оставшиеся же в живых вместе с народом послали вслед за Петром и Февронией посыльных, чтобы те умолили их вернуться в город и господствовать над ними, как и прежде.

Нимало не гневаясь, благоверные вернулись в город. Весь народ с радостью вышел их встречать. И до конца своей жизни княжили Петр и Феврония , соблюдая все заповеди Господни, и молились за свой народ. Они любили всех своих подданных, не любили же гордость и грабеж. Для своего города они были добрыми пастырями – правили с истиной и кротостью, а не с жестокостью. Они принимали странников, питали голодных, поили жаждущих, одевали нагих, бедных избавляли от напастей.

Когда подошел конец благочестивой жизни, стали они молить Бога, чтобы им преставиться в один день. Повелели вытесать из камня единый гроб с преградой посередине и завещали положить тела их в том гробу. Сами же в одно и то же время приняли иночество. Петр был наречен Давидом, а Феврония – Ефросинией. Благоверные, помолившись Богу, предали оба свои души в руки Божии 25 июня.

Из-за принятого благоверными супругами монашеского чина людям показалось, что не подобает их телам лежать в одном гробу, и они положили их в разные. Петра они решили похоронить внутри города в соборной церкви и поставили там гроб с телом. Благоверную Февронию же – вне города в женском монастыре в церкви Воздвижения Креста Господня и там поставили гроб с ее телом. Наутро люди обнаружили, что оба гроба, в которые они положили своих правителей, пусты. А тела их находятся вместе в соборной церкви Рождества Богородицы, в той каменной гробнице, что они себе приготовили. После повторения этого чуда и на следующий день люди уже не посмели трогать их тела и оставили вместе, гроб поставили в соборной церкви Рождества Богородицы.

Память о благоверных супругах после их смерти всегда бережно сохранялась в народе, особо чтилось место их захоронения. «Кто с верою приходит к рацее мощей их, неоскудно исцеление приемлет, хвалящее Бога и его угодников святых чудотворцев Петра и Февронию».

Общерусское прославление иконы Петра и Февронии Муромских относится к эпохе Ивана IV (Грозного) и митрополита Московского Макария. До эпохи митрополита Макария на Руси почти не знали женской святости. Прославление их земного брака уникально не только в русской агиографии, но и христианской вообще. Образ «мудрой жены» в середине XVI века поднимается на небывалую высоту. К ней восходят похвалы равноапостольной княгине Ольге и княгине Февронии.



Житие святых подтверждается и летописью города Мурома. Согласно летописям в городе в конце XII – начале XIII века действительно жили два брата, сыновья Муромского князя Юрия. Младшего брата звали Давид. В «Степенной книге» (1550-е годы) прямо указано: «Юрьевич Петр, во инецах Давид чудотворец»

С каждым годом растет поток паломников к гробнице покровителей брака, молящих Муромских чудотворцев о семейном благополучии и даровании детей.

Какое чудо произошло

В Свято-Троицком монастыре, где упокоены мощи святых Петра и Февронии, сестры-насельницы записывают все становящиеся им известными свидетельства о чудесах, происходящих от нетленных мощей святой семьи.

Например, после того как в 1992 году святые останки Петра и Февронии были перенесены из монастырского скита в Троицкий собор, монахини заметили, что над Муромом по ночам поднимались ввысь два столпа света, а во время перенесения мощей икона, которая раньше находилась на крышке раки, стала мироточить. Сами зажигались лампадки у мощей – сестры поняли это пожелание святых, и теперь у раки горит неугасимая лампада.

С этого начались многие чудеса: у одного из спонсоров, что помогали восстановлению монастыря, родился долгожданный ребенок, дочь, хотя супруги уже почти не надеялись дождаться потомства. Еще один художник из Мурома, семья которого также длительное время была бездетна, а было ему уже 42 года, усердно молился святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, и по их молитвам к Господу у них также родился ребенок.

В одной из семей дело дошло почти до развода, но жена горячо молилась святым Петру и Февронии, и семейная жизнь пошла на лад, вскоре о разводе никто и не думал. Матушка московского священника молилась им о том, чтобы Господь даровал ей благочестивого супруга, и всё сложилось по ее вере и искренним молитвам.

А на другой год после обретения святых мощей Петра и Февронии в Муроме обретение частицы их мощей случилось и в Москве. В 1993 году святыня – вставленная в написанную икону частица святых останков – была перенесена в Москву, в небольшой храм Вознесения Господня. И что удивительно, священник его сказал, что до разорения храма здесь также находилась чтимая икона Петра и Февронии, к которой приходили поклониться перед вступлением в брак молодожены, и многие пары приходили венчаться именно сюда.

Этот небольшой храм, иначе его называют Малое Вознесение, находится в Москве на Большой Никитской улице. Так что у москвичей, желающих поклониться святым мощам Петра и Февронии Муромских и помолиться о своих проблемах, принести свои просьбы для помощи в их разрешении, – есть такая возможность. Но очень многие семьи, и те, кто желают обрести крепкий сердечный союз или никак не могут дождаться, когда в доме зазвенят детские голоса, к 8 июля едут в Муром – 4 часа поездом. Они приходят в Троицкий храм, приносят цветы, ставят свечи и, как исстари повелось, молятся святым Петру и Февронии о главном – найти себе пару в жизни по милости Божией, ибо еще в начале адамовых времен Господь сказал: «Нехорошо человеку быть одному» 1 .

Значение иконы

Значение иконы Святых Петра и Февронии Муромских непреходяще уже не одно столетие. История их супружества – уникальна, это потрясающий пример любви и верности. И хотя оба они приняли монашеский постриг, исключающий возможность даже совместной жизни, и Бог не даровал им детей, ибо они всецело отдали себя на служение Ему, к их молитвенной помощи прибегают и те, кого долго обходит стороной радость деторождения. И есть еще одна важная сторона их духовного подвига.

Пример святых Петра и Февронии показывает нам, что даже у безмерно влюбленных на первом месте должна быть любовь к Богу, ведь именно Он одарил нас чудесным качеством – любить всё и всех тем бесконечным множеством любовей, какие существуют в мире. Мы любим по-разному родителей и друзей, любимых и детей, зверей и птиц, цветы и небеса, всё сущее, что даровано нам вместе с жизнью Им, Богом.

Мы можем любить, жениться, выходить замуж, у нас могут рождаться дети, и мы будем бесконечно любить их, но история супружеской любви Петра и Февронии – это тоже дар Бога нам: наглядный пример настоящей, богоданной любви, где любовь к Богу, благодарность Ему за эту встречу оказалась превыше всего. В конце концов они упокоились вместе: в одном гробу был их земной прах, а дух так же едино вознесся к Богу, и теперь они навечно вместе у престола Божия.

Там святые Петр и Феврония молят Господа и Матушку-Заступницу о нас, о тех, кто приходит к ним с молитвой об укреплении брака. Одни приносят семейные проблемы, отчаявшись их решить своими усилиями. Другие – благодарят за их молитвенные труды и просят, чтобы благополучие брака сохранилось и впредь. Третьи – приносят им свои молитвы, чтобы Господь послал им наконец счастье встретить среди множества людей, живущих в мире, того долгожданного или ту единственную, с которыми возникнет прочный союз любящих и верных сердец. И Бог посылает. Только найдя свою вторую половинку, не будем забывать о Том, Кто наделил нас чудесным даром любви, и о тех, кто просил Его за нас, чтобы горячее желание иметь крепкую и счастливую семью осуществилось.


В рассказе использованы материалы:
Благоверные святые Петр и Феврония Муромские, О.А. Сухова
(ведущий научный сотрудник Муромского историко-художественного музея).
М.: Гранд-Холдинг, 2009.
Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979
(Текст Жития Святых в редакции патриарха Гермогена)


__________________________________