Сакральное. Что есть сакральная жертва - военная история

1 марта в Москве прошло очередное массовое мероприятие «либералов» - оппозиционное шествие памяти Бориса Немцова. И хотя убили вроде бы Немцова – физиономии у главных персонажей в колонне были крайне кислые, словно они шли не на революцию, а на собственную панихиду.

Для западной публики такие кислые лица вполне объяснимы «скорбью по убитому» и «страхом перед Кремлем», но мы-то живем в России и все прекрасно знаем. Знаем, что костяк «либералов» составляют глубоко циничные люди. Так же мы знаем, что «либералы» Кремль совсем не боятся и плевать на него в общем-то хотели, они там, в Кремле сами были. Даже если мелкого «либерала» иногда вызывают на допрос – за границей поднимается такой гвалт, словно речь идёт не о мелком мошеннике, а об аресте академика Сахарова. В 1937-м и даже много позднее – вот тогда Кремля реально боялись. Никто бы и не помыслил о каких-то «митингах». Так что, раз вышли – значит, не боятся. Но раз не боятся Кремля, то чего такие кислые физиономии? Чего боятся?

А дело в том, что как нам кажется, не один гражданин Навальный оказался такой умный и вовремя сообразив, что сейчас его будут мочить, немедленно скрылся в СИЗО. Похоже, в «либеральной» тусне прошел нехороший слух: Маэстро вернулся и сейчас всех начнут мочить во имя «сакральной жертвы».

О какой жертве и о каком Маэстро идёт речь? Напомним один давний эпизод от 2004-го года, когда хорошо известный читателям и как бы покойный Борис Абрамович Березовский подыскивал кандидата в президенты. В качестве варианта он рассматривал, в частности, и известного телеведущего Владимира Соловьева, который поведал о своем частном разговоре с олигархом следующее:

"Есть план, понимаешь, популярность Путина может и упасть, но надо принести сакральную жертву, в интересах демократии, чтобы все содрогнулись и отвернулись от Путина, но это только первый шаг. Если ты согласишься баллотироваться, то мы встретимся еще раз, и я посвящу тебя во все детали кампании".

Господин Соловьев парень сообразительный и сразу смекнул значение слов про сакральную жертву. Он тут же унес ноги. Но некто Иван Рыбкин (Председатель Государственной думы 1-го созыва (1994-1996), секретарь Совета Безопасности (1996-1998))– тот оказался попроще, и принял предложение олигарха. Про сакральную жертву до него дошло в самый последний момент и он успел выскользнуть. А вот Сергей Юшенков - сопредседатель партии Березовского "Либеральная Россия" – тот оказался достаточно глупым и не сообразил даже в самый последний момент, став той самой «сакральной жертвой», на крови которой гражданин Березовский потом делал пиар своей партии.

Как можно понять из биографии олигарха – сакральные жертвы это его фирменный стиль. Владислав Листьев, Анна Политковская и другие - Березовский как заказчик прямо, как в случае с Юшенковым, не всегда доказан, но его подозревали, ибо руку мастера не скроешь. Сначала жертва – потом пиар себя с попутным обвинением в убийстве оппонентов. И сакральная жертва – это не просто для красного словца, поскольку без оккультизма там явно не обходилось. Сам Березовский камлал или приглашал специалистов более высокой квалификации, но камлания непременно были.

И вот, Березовский как бы умер. Однако, Немцов - это не похоже на работу ученика. В убийстве ощущается рука самого маэстро, драматургия в декорациях. Немцова не просто убили, а сделали это прямо под окнами Кремля. Может, чтобы подумали будто Путин вечером сидел в маскхалате на крыше, смотрел в бинокль и наблюдал за процессом исполнения заказа. Место преступления очень сложно, кругом камеры, открытое пространство. На таком мог настоять только сам маэстро, для которого Кремль это важная декорация.

Однако, скажут, Борис Абрамович ведь умер. Похоже, все же нет. В странной смерти Березовского было столько вопросов, что мы сразу в ней усомнились. Постановочная смерть с похоронами непонятно кого – это классический вариант, который и был сделан, наверное, с помощью спецслужб Великобритании.

Но сегодня, похоже, Маэстро открыто вернулся в большую политическую игру. Есть спрос. Кто уж там поручил ему дирижировать, вопрос другой, главное, он в деле, и главный в нем. А политика всегда для него была игрой. У нас нет на счет участия Березовского никаких фактов, никакой «инсайдерской информации». Чисто логические размышления и узнаваемый почерк. Но у «либералов» - у тех что-то наверняка есть. Может кто призрак бродящий по Болотной площади видел, может кто видел как призрак мерки с Навального снимал. Но слух пошел. И слух этот для «либералов» нерадостный, поскольку Маэстро всегда мыслил с размахом и ему замочить в сортире кандидата в президенты – раз плюнуть. Что уж говорить про разных навальных, касьяновых и прочей шелупони. Таких в жертву можно приносить целыми пачками. Время сейчас такое. Может в качестве черного юмора, на шествии «либералы» несли лозунг с сакраментальным «это пули в каждого из нас».

У всех на памяти печально известное «Шарли Эбдо» - пришли какие-то мусульмане в редакцию и всех покрошили. А что если маэстро надумает поставить похожий сценарий - «кровавая гэбня» пришлет в редакцию «Эха Москвы» каких-нибудь «кадыровских чеченцев»или «фашистов-скинхедов» и те всех там в куски порубят тесаками. Чем не схема?

Российские «либералы» - люди хотя и циничные, но неглупые. Они все просчитывают и все понимают: раз Маэстро снова в игре – значит будут «сакральные жертвы», а они кандидаты – живые мишени. И от такой мысли какое тут может быть веселье? Каждый шёл, нес «портрет Бори» - и представлял свою физиономию на его месте.

Аналитический отдел АРИ.

В сути своей непостижимое; феноменологически сакральное - дивное, поразительное; аксиологически - , императивное, глубоко чтимое.

Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное - тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное - сотериологическая высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения.

В философии религии 20 в. учение о святом как конституирующем элементе религии получает развернутое с различных религиеведческих позиций. Э. Дюркгейм в работе “Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая в Австралии” (Les formes élémentaires de la vie religieuse. Système totémique d"Australie, 1912) подверг критическому пересмотру о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; сверхъестественного возникает поздно - за пределами классической античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области - мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший сакрального - его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М. Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления - в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т. Лукмана святое приобретает “страты значений”, к которой повседневная отнесена как к конечной инстанции.

С социологической трактовкой святого резко расходится Р. Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И. Канта, построил свою книгу “Святое” (Das Heilige, 1917) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в “основании души” априорный источник категории святого и религиозности вообще - особую “настроенность духа” и интуицию святого. “Настроенность духа”, из развития которой вырастает категория святого, немецкий назвал “нуминозной” (от лат. - божественного могущества), выделив важнейшие психологические составляющие нуминозного: “чувство тварности”; misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны - “Совершенно Иного” (Ganz Andere), повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом - в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое ); чувство fascinans (от лат. fascino - зачаровывать, завораживать) - возникающее в соприкосновения с тайной позитивное притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте - augustum (лат. , священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого - плод позднейших приращений к нуминозному ядру, а нуминозная ценность - первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое в “идеограммах” - “чистых символах”, выражающих нуминозную настроенность духа.

Исследование Отго внесло крупный вклад в феноменологического подхода к изучению категории святого и в феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. ван дер Леув в работе “Введение в феноменологию религии” (1925) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе - от начальной, архаической ступени до категории христианского сознания. Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н. Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти (у Отто - majestas). Г. Ван дер Леув сблизил категорию святого с заимствованным из этнологии термином “mana”. Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский философ религии задал теологическое (“Бог”), антропологическое (“святой человек”), пространственно-временное (“священное время”, “священное место”), ритуальное (“священное слово”, “табу”) и др. измерения категории святого.

Отто придавал первостепенное описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М. Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде (“Священное и мирское” - Le sacré et te profane, 1965*; и др.) стоит иерофания - обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику Принципиально важно, что центральный Элиаде - об универсальности антагонизма “сакрального” и “профанного”, сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения.

Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни - характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная , которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3. Фрейда и в психоаналитическом религиеведении (Г. Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических. Святое в своем происхождении и бытии есть для Фрейда “нечто такое, к чему нельзя притрагиваться”, священные образы олицетворяют прежде всего запрет, изначально - запрет инцеста (Человек Моисей и монотеистическая , 1939). У святого нет качеств, существующих независимо от инфантильных желаний и , ибо святое, по Фрейду, есть “длящаяся праотца” - длящаяся в психическом пространстве осознанного и бессознательного как некий “психический конденсат”.

Данные религиозного языка, вероучения, культовая разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак (“габуированное”, “иное” и т. п.) или универсальную комбинацию признаков (“повергающее в ужас”, “восхищающее” и др.). Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелишозные .

А. П. Забияко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "САКРАЛЬНОЕ" в других словарях:

    - (от лат. “посвященное богам”, “священное”, “запретное”, “проклятое”) святое, священное, важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной… … Энциклопедия культурологии

    - (от англ. sacral и лат. sacrum священное, посвященное богам) в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей,… … Википедия

    САКРАЛЬНОЕ - чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    САКРАЛЬНОЕ - чувство религиозного.Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917) определяет как «чувство… … Философский словарь

    сакральное - 1. Понятие Coro и противопоставление Coro и профанного распространилось в социальных науках ок. ста лет назад, в частности благодаря работам Э. Дюркгейма. А. Юбер и М. Мосс одними из первых стали употреблять слова «Сое» и «профанное» как… … Словарь средневековой культуры

    сакральное - СВЯТОЕ, священное, сакральное (лат. sacer, франц. sacre, англ. sacred) категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    САКРАЛЬНОЕ - (SACRED) По Э. Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые… … Социологический словарь

    Сакральное - – то, что люди почитают за экстраординарное, приводящее в чувство трепета и благоговения … Словарь-справочник по социальной работе

    САКРАЛЬНОЕ - (от лат. sacrum священное) все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное освященное, святое, заветное. С. противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и… … Современный философский словарь

Получилось это абсолютно случайно, но тем не менее...

Полиция выполняет все положенные в таких случаях процедуры и предпринимает меры к розыску киллера.

К месту преступления стянулись какие-то стайки невменяемых граждан, которые из смерти Немцова пытаются создать политическое шоу.

Постоянно донимали сотрудников полиции, оцепивших место убийства, различными лозунгами: убили совесть нации, снимите шапки, вы во всем виноваты и тому подобную провокационную ересь.

Полиция вела себя очень достойно и даже не пыталась утихомирить прокламаторов. Просто стояли и смотрели на беснующуюся группку граждан. Граждане, надо сказать, не производили впечатление нормальных людей... БОльшую часть собравшихся составляли журналисты, которые вели репортажи с места происшествия.

Теперь к вопросу причин убийства. Базовых версий три.

1. Политическое убийство с целью дестабилизации обстановки в Москве

2. Убийство по каким-либо бизнес-причинам

3. Убийство из мотива личной ненависти по ряду причин (женщины, вызывающее поведение и т.п.)

Понятно, что окончательные выводы будет делать следствие, но я склоняюсь, что убийство все-таки является политическим. Немцов в данном случае выступает как сакральная жертва. Объясню почему я так думаю:

Некоторые люди говорят, что не было смысла убивать Немцова как сакральную жертву , ибо Немцов давно мало кого представлял и в определенном смысле являлся просто политическим клоуном.

В корне с этим не согласен! Немцов - видная фигура в оппозиции. То что он в чем-то был клоуном - святая правда. Но кто у нас в оппозиции не клоун? Все они клоуны, в первую очередь из-за абсолютной упоротости, сводившей ВСЕ проблемы развития России только лишь к одному фактору - Президенту Путину. Это потрясающая инфантильность или дикое лицемерие.

Причем, если паства оппозиции видимо скорее более инфантильна, чем лицемерна, то уж предводители оппозиции точно лицемерны и лживы. Их ход мысли великолепен:

"В России не все хорошо, Путин же является Богом, который контролирует ВСЕ, следовательно все плохое что можно найти в нашей огромной стране есть не просто попустительство, но прямая вина лично Путина! Поэтому надо разрушить ГОСУДАРСТВО, а затем построить нечто идеалистическое ". Дикая лживая чушь... Но многие ведутся...

У нас выросла целая плеяда видных оппозиционеров, которые не занимались НИЧЕМ, кроме пошлых наездов лично на Президента Путина, перемежая это попытками организации государственного переворота с помощью механизмов т.н. "оранжевой революции".

Однако, парадокс! Такая линия поведения в итоге привела к тому, что видных оппозиционеров народ в итоге стал считать фриками, политическими провокаторами и агентами западных спецслужб. Немцов был одним из самых видных представителей этого сорта политиков. Но не единственным.

Можно долго пытаться дать характеристику этому, безусловно, яркому человеку. Но факт остается фактом. Все его РЕАЛЬНОЕ влияние было далеко в прошлом. Однако имидж непримиримого борца "за свободу" остался. Вся его политическая программа в итоге сжалась просто до концентрированной ненависти лично к Путину.

Однако, это не вчера случилось . И не позавчера. Это продолжается уже ДЕСЯТИЛЕТИЕ. И в калейдоскопе политической жизни России каждый (в т.ч. и Немцов) нашел какое-то место. Безусловно одно - т.н. режиму, а говоря по совести - государственной власти России - Немцов НЕ МЕШАЛ. При этом, позиция Немцова была совершенно непримирима. Парадокс? Нет, скорее повод оценить гибкость и разнообразие нашего политического ландшафта...

Но сейчас дела становятся более серьезными. Россия достаточно успешно переживает беспрецедентный в последние 20 лет прессинг на себя со стороны Запада. Как показывает опыт, внешнее давление на Россию, приводит только к сплочению граждан России вокруг СВОЕЙ СТРАНЫ, СВОЕГО ГОСУДАРСТВА, СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА.

Несмотря на серьезное обострение противоречий между Россией и Западом, рейтинг Президента Путина составляет 85%. Это беспрецедентно много! И это не дутые цифры. Это так оно и есть. Более того, часть граждан России наоборот считает, что Россия должна еще более жестко себя вести на международной арене... Какой вывод?

А вывод такой: раз не получается сдвинуть Россию снаружи, то нужно сделать это изнутри. Но народ реально доверяет своей власти. Не сказать, что совсем уж доволен:)... Но ДОВЕРЯЕТ... ПОНИМАЕТ, что можно ждать от СВОЕЙ власти. И СОГЛАСЕН иметь такую власть. Что вовсе не исключает необходимости совершенствования, развития и т.п.

Понятно, что не добившись необходимого результата внешним воздействием, будет пробоваться внутреннее. А тут все как по нотам. Нужно знамя. Все ныне живущие оппозиционеры явно не тянут на ЗНАМЯ. Но если нет ГЕРОЯ, то может помочь МЕРТВЫЙ ГЕРОЙ.

Кто-то должен был быть принесен в жертву. Кто-то должен был стать мертвым героем. Нужна была жертва. САКРАЛЬНАЯ ЖЕРТВА. Ею стал Немцов. Виднее если честно... только Навальный. Но тут ведь вот какая загогулина... Мертвый герой и сакральная жертва это конечно прекрасно, но должен же быть и живой герой, который несет знамя...

Как будет разыгрываться эта жертва?

Способов много. Ну самый тупой, например, 1 марта на запланированном шествии оппозиции махать его портретами и кричать что его убил лично Путин.... Посмотрим.... Одно ясно что все это не случайно и имеет весьма расчетливый и далекий прицел. На мой взгляд, расчет этот в корне не учитывает РЕАЛЬНЫХ настроений народа, а следовательно обречен на неудачу.

Не думаю, что самые изощренные политические провокации на смерти Немцова могут сколько-нибудь серьезно что-то изменить в общественно-политическом раскладе. Но и оставлять это без внимания нельзя...

Тот кто идет на такие шаги, как сакральные убийства, тот совершенно очевидно не остановится и перед другими столь же безумными, провокационными и преступными шагами.

Думаю, стоит серьезно прорабатывать украинский след. Обезумевшая киевская власть находится уже в настолько безвыходном положении, что вполне может пойти даже на такое безумие...

В течение последних суток каждый, кто следит за новостями, прочитал это словосочетание как минимум раз 20. И сам 10 раз повторил. И лишь немногие, самые наивные, а может быть — самые честные, спросили: а что это вообще значит?

«Сакральный» (от лат. sacrum - священное, посвященное богам) — значит «священный». Соответственно «сакральная жертва» — это то, что принесли в жертву богам. Если эта жертва — человек — то мы можем говорить о «человеческом жертвоприношении» или «ритуальном убийстве». Жертва для ритуального убийства выбирается не по принципу виновности, а по соответствию неким признакам, строго определённым ритуалом. Преступников казнят ЗА что-то, а жертву приносят РАДИ чего-то (умилостивить богов, заручиться их поддержкой в предстоящем деле), вот в чём разница.

Но какому божеству и ради чего приносят в жертву людей в 21 веке, в цивилизованном обществе? Разумеется, слова «сакральная жертва» используются в переносном, образном значении. Хотя… так ли далек современный человек от своих предков-язычников в нравственном плане?

Грузия, апрель 1989 года. Массовый митинг в Тбилиси. На трибуне лидер оппозиции Гамсахурдия. Он бросает в толпу поистине сакральную фразу:
- Пусть прольется кровь!
Толпа кричит в ответ:
- Пусть прольется кровь!
Патриарх Грузии Илия взывает к народу:
- Братья и сестры, покиньте площадь, не доводите дело до применения силы!
Тщетно. Итог – 18 погибших, 16 из которых женщины. Местные власти обвинили в случившемся советских солдат, которые, якобы, рубили людей саперными лопатками. Но, как заключила судебно-медицинская экспертиза, смерть всех наступила от механической асфиксии, то есть люди погибли в устроенной ими же давке.

Но применительно к политике под «сакральной жертвой» подразумевают всё же другое. Одного или нескольких конкретных человек, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, с умыслом, принесённых в жертву кровожадному Идолу американской Свободы, Демократии и Прав Человека.

Три года назад, в феврале 2012, это предельно доходчиво объяснил премьер-министр Путин , заявив, что накануне выборов президента РФ оппозиция может организовать громкие политические убийства, чтобы свалить ответственность на власть. Путин отметил, что прекрасно знаком с этой методикой и тактикой. «Они уже десять лет как пытаются ее применить, прежде всего те, кто за границей сидит. Точно вам это говорю. Это мне известно. Даже ищут так называемую «сакральную жертву» из числа каких-нибудь заметных людей. Сами грохнут, извините, а потом будут власть обвинять», — сказал Путин.

Он выразил надежду, что «на это не поддадутся граждане, которые искренне хотят улучшения ситуации в стране и используют свое право на критику, на демонстрации». «Но все должны об этом знать».

Все должны знать, что наши «западные партнёры», они же — геополитические противники, способны организовать убийство известного человека или теракт, жертвами которого станут простые люди, с целью обвинить российскую власть и в первую очередь Президента, чтобы подтолкнуть оппозицию к радикальным действиям, а народ — к одобрению этих действий. И на волне вышедшего из-под контроля гнева и недовольства совершить государственный переворот. Это и есть «сакральная жертва».

Мы все, священные коровы,
Твоею жертвой стать готовы,
Но лишь с тобою во главе.
Дмитрий Быков

Везло мне в том году невероятно.

Всегда мечтал жить в центре Москвы. Правда, для этого пришлось совершить изрядное количество хитрых манипуляций. Тёткина хата и уютная студия в новостройке превратились в удобную двушку именно в таком доме, в каком я хотел. Тем более, очень кстати позвонили общие знакомые:

Хочешь квартиру в центре почти даром? Если быстро сориентируешься, всё устроим сразу. Покупателей много, тем более, если апартаменты в центре по такой цене.

Я даже думать не стал.

Пару месяцев я просто наслаждался тем, что вроде как сбылась мечта. Потом перевёз кое-что из мебели и начал обустраиваться. Выучил имя консьержки – Викторина Капитоновна. Запомнил, что она предпочитает шоколад «Линдт». Хороший вкус.

Прекрасные широкие коридоры, светло и чисто. Воздух свободы…

В первый раз я увидел Аллу, когда тащил домой пальму. У неё название прикольное было – трахикарпус. Говорят, женщин притягивает. Ну и вот… притянул.

Я сразу же подумал, что она – модель. Почему модель? Потому что если девушка такого же роста, как пальма, она или баскетболистка, или модель. Куда ей ещё податься, такой аномальной? Но баскетболистки обычно небрежно одеваются. Брюки, майки мятые, мускулы накачены на руках и на ногах. А модели хрупкие и хорошо одеты. Алла была очень хорошо и дорого одета. Волосы длинные, тёмные, сама вся ухоженная. Хотя чему я удивился – дом-то элитный.

От изысканного аромата, который она источала, я чуть было не одурел.

Ой… - сказала она. – Пальма!

Здравствуйте…

Чуть позже я видел их вместе с Игорем, они выходили из его квартиры, напротив моей. Почему-то я совсем не удивился, когда узнал, что Игорь Гриднев живёт здесь. Где же ему ещё жить? Неподалёку штаб его партии, радиостанция, где он часто выступает. Всё рядом, очень удобно.

Ему было чуть за пятьдесят, но одевался он очень просто, был всегда приветлив, всегда в хорошем настроении, бодрый. Свой в доску, короче. Наверное, именно это меня удивило больше всего. Говорил на лестнице по мобильному, в свитере и домашних тапочках. Здоровался за руку, в гости не напрашивался – конечно, зачем это ему - но мы часто обменивались парой слов, когда встречались. Часто я ловил себя на мысли, что и после того, как он уходил, я продолжал улыбаться. Как это ему удавалось, не знаю.

Алла жила у него. Не постоянно, изредка, наездами. Других я с ним не видел, хотя они, говорят, были и много.

Когда он всё успевал? Успевал куда угодно, кроме спортзала, видимо, судя по наклёвывающемуся пузцу. Впрочем, мне тоже в спортзал ходить было лень.

Сигнал сайтовской почты нашего сообщества разбудил меня противным писком. Сообщения шли потоком:

Иван, Иван, ты чего, спишь, что ли?

Да в чём дело-то? – отстучал я ответ.

Ты что, не понимаешь, что у нас хотят устроить майдан? Всего неделя осталась, они что-то готовят.

Да ну, ерунда. Болотная не прошла. Сам посмотри, кто у нас в оппозиции – девушки эти гламурные, ну, смешно же.

А Павел?

Неволин? Я тебя умоляю. У него есть программа? Где? Чего он народу может дать?

А ты видел, как он выступает? У него на митингах атмосфера, как на рок-концерте. Достаточно ему рукой повести, и за ним пойдут.

Куда? Не смеши, а?

Всё равно. Как за этим чуваком из Гамельна.

Думаю, Павел идёт по своей колее, специально для него отведённой. Другой ему и не надо, кстати. Смешно считать его оппозицией.

Ты хочешь бунта? Врагов страны в упор не видишь?

Враги – это кто? Неволин? Гриднев, может, потому что они вместе листовки раздают? Извини, но я в них не вижу реальной опасности.

Любой хороший психолог тебе скажет, что настоящий враг тем и опасен, что не кажется врагом. Почитай, что они пишут.

А что? Разоблачают коррупцию. Что плохого?

На заказ.

Не уговаривай. Я – пас, - разозлился я и вышел из чата.

Вояки хреновы. Крови хотят. Зачем, для чего? Живи себе, жри, пей, гуляй с девочками. Нет. Им подавай бунт. А Достоевского читать им Вождь не велит.

Я задумался.

Не всё ли равно, на чьей стороне играть? Павел Неволин всё чаще напоминал мне белку в колесе. Крутится, крутится, время от времени что-то раскапывает, озвучивает, но в широкий эфир это не пускают. Его иски против коррупционеров суды заворачивают. Зато против него – удовлетворяют. Это забавно. Юрист, понимаешь ли. Какой же ты после этого юрист, если не знаешь, как подкопаться под эту систему, если не можешь играть по её правилам?

Вся активность Павла разбивается о невидимую стену. Его деятельность разрешена только до определённого предела. Большой Брат снисходительно и не без интереса наблюдает за ним, устранять не собирается, но за черту не пустит.

Неужели Неволин этого не понимает? Или понимает, но развлекается таким образом, принимая эти правила? Но и в его случае была сакральная жертва. Жертва близкого человека, но, с позиции Большой Игры – пешки.

Принял ли он эти правила? Знает ли он, что дальше положенного его не пустят? Бывают клоуны с серьёзными лицами. Пафосные, с ореолом романтика. Бывают, да.

Думаю, Павел достаточно умён, чтобы это понять. Сейчас он гораздо активнее Гриднева, который ушёл в тень. Заметки, блог, домашние тапочки и Алла – вот и вся его нынешняя активность.

Иван, у вас есть ножницы? Я у Гоши искала – у него нет…
Гоша. Ну надо же… Не Игорь же Юрьевич, в самом деле. Алла младше него в два раза. Хотя это же модно сейчас.

Шарлотта Корде? - засмеялся я.

Кто? – Алла распахнула огромные глаза. – Шарло Такорде??? Это певец такой? Или бренд?

Она что, серьёзно не знает, кто это? Мдааа…

Ну не смейтесь… Гоши нет целый день, мне скучно…

Что за манера – гулять по комнате, будто бы она у себя дома. И, главное, у неё всё получалось так непосредственно и совершенно естественно, без тени фальши. Здесь Игоря можно было понять – его мир был совсем другим, пропитанным лицемерием и враньём, когда любой из соратников может сдать тебя хоть завтра.

Она благоухала невероятно. Что это за аромат?

Меня не взяли здесь в агентство, потому что я не умею притворяться… А девочки мне пишут, что я просто не очень красивая. Но у меня дома, в Киеве, скоро съёмки… Мне идёт сниматься в белье. А вы что пишете?

Это по работе, - я мгновенно захлопнул ноут. Что за бесцеремонность?

Гоша тоже всё время пишет. И ночью… И не говорит со мной почти. Я его только по радио слушаю, - вздохнула Алла. – Журналистов убили в Париже, теперь туда ехать страшно. А мы хотели…

В Париж никогда не поздно, ещё съездите.

Фото Аллы в белье? Хм. Это интересно.

Покажете?

На флешке, я принесу…

Что ж её так тянет к моему компу? Наивная, там всё под пятью паролями. Да нет, она реально такая непосредственная, с девственно чистым мозгом. У неё не может быть не то что задних, а вообще никаких мыслей. И почему-то Алла упорно не хочет видеть во мне мужчину, даже не стесняется меня. Это даже как-то заводит. Любопытная штучка. Хоть бы покраснела, что ли. Для неё что сосед, что врач – всё одно. Пусть даже и молодой. Или она типа хранит верность Игорю? Хм, занятно… Хотя, конечно, серый кардинал для такой штучки не так интересен, как вчерашняя знаменитость, пусть и ушедшая в тень. Тем более, она ещё под стол пешком ходила, когда гремело его имя.

Всё удачно сошлось одно к одному. Здесь не могло быть ничего другого. Я, Гриднев, сеть, Кремль, Алла. Она очень вовремя приехала. Как будто кто-то это заранее спланировал за нас.

Хороший политтехнолог – на вес золота. А принцип внедрения в любую систему прост – не противоречь ей. Влейся гармонично, изучи строение. Стань её частью, а потом рули как хочешь.

Всегда есть два лагеря. Свои и чужие. Враги и наши. Манипулируй. Возвысься над ними. Играй, дёргай за ниточки. Главное, определись, чего хочешь. Подчини этот игрушечный мир себе. Не важно, где ты – в офисе, в правительстве. Правила везде одни и те же. Правда, не все знают, что у тебя они свои собственные.

Брось камень и взволнуй их. Почему бы и нет? Они перебьют друг друга. Да, и пусть. Получай от этого максимум выгоды. Используй ситуацию. Поддерживай то один лагерь, то другой. Бросай, ври, играй. Сшибай бонусы. Греби деньги. Наслаждайся жизнью.

Всю эту кашу с мировой войной заварили СМИ. Кому понадобилось поселиться там и стравливать людей между собой, так успешно стравливать? Прекрасно зная все слабые места не только отдельных людей, но и целых народов? Да, это должны быть очень умные люди. Но разве умным людям нужна война? Зачем?

Они даже не подозревают, к чему это приведёт. Поэтому нужны люди, которые будут всё уравновешивать. Чтобы в мире было поровну добра и зла.

Нужны очень сильные духом люди…

Что-то она долго за флешкой ходит.

Я ткнул в магнитолу пультом, канал наугад, и наткнулся на мессу си минор. Agnus Dei…

Жизнь состоит из случайностей, которые иногда противоречат всему, с чем ты сталкивался до этого, но они выстраивают вполне гармоничную цепь событий, которую при желании даже можно объяснить логически.

Музыка лилась плавно, сердце ухало и вздрагивало от чередования высоких и низких нот… надо же, как давно я её не слышал. И почему она включилась именно сейчас?

Иван, вот, посмотрите… Мы сегодня вечером идём с Гошей в ресторан, я купила платье… Подружек у меня нет здесь, спросить не у кого; посмотрите – не стыдно в этом пойти? Не очень открытое?

Я подумал, что оно открытое по самое некуда и напоминает скорее сорочку, чем платье, но чистые глаза Аллы вопрошающе и искренне топили меня в своей глубине.

«Иди сюда, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук… Не хочешь? Оставайся и зимуй», - крутилось у меня в голове.

К чему бы это?

Думаю, вам надо одеться потеплее – всё-таки холодно. Снег обещали, гм… мокрый.

Выбор должен был пасть на того, кто ничего сейчас не решает и никому, по большому счёту, не нужен. Чья гибель не сделает погоды, но остановит движение неких сил.
Меня два месяца убеждали в этом, пока я не согласился. Да, это должен быть тот, кто невинен. Он должен взять на себя грехи остальных, в этом смысл. И не должен воскреснуть, в этом нет никакого смысла.

Какой же он враг, недоумевал я. Страну свою он по-своему любит. Живёт себе на полную катушку, радуется жизни, растит детей, встречается с красивыми женщинами. Разве враг может быть таким своим в доску оптимистичным, весёлым парнем? Или настоящие враги – они именно такие и есть?

С экрана улыбался Вождь, который всё больше напоминал мне резинового пупса. Гриднев по сравнению с ним казался молодым и игривым кучерявым пуделем. Который высоко прыгал и громко лаял.

Что и говорить, на эту роль он подошёл как нельзя лучше.

Следующий день начался уже ночью. Снег действительно был, сильный, мокрый, противный. Оседал на лицах, на асфальте…

Звонок Аллы, плачущей в трубку («Иван, помогите, пожалуйста, помогите! Я здесь никого не знаю, кроме вас, в Игоря стреляли, что мне делать, он там… там лежит»), моя спешная поездка в участок, потом мы вместе с Аллой и людьми в форме едем на их квартиру, она собирает сумку с вещами, её снова куда-то везут, на лестнице, закрыв сизое лицо огромным носовым платком, слезами и синюшной тушью плачет Викторина Капитоновна («ах, да как же наш Игорь Юрьевич, какой хороший человек, господи, за что...»), форум, полный восторженных криков, в которые вплетались редкие реплики сочувствия и возмущения (да как это так, замочили политика в двух шагах от Кремля, а девицу-свидетеля в живых оставили, где это видано, и никого не поймали, не видели, а спецслужбы куда смотрели, а камеры разом вырубились, и девица ничего не видела и не помнит)…

Цель достигнута. Никакого весеннего марша не будет. Будет другой, трогательный марш. Кто говорил, что их не бывает? Майдан провалился, не начавшись.

Алла просилась на родину, но идти ей было некуда, поэтому она пришла ко мне.

Очаровательно лохматая, потерянная, робкая, но затуманенные слезами чистые глаза смотрели всё так же смело и прямо. Такие не умеют врать, хитрить, выкручиваться, притворяться… Разве не это ценнее всего на определённом этапе жизненного пути?
Ничего не видела, ничего не знает, ничего не помнит, в глубоком шоке…

Я утешал. Утешать я умею.

«Я всё равно тебя когда-нибудь возьму. Одну – или вдвоём с Парижем». Это не я сказал. Это Маяковский.

Но через пару недель всё так и вышло, чётко по тексту. Хотя я в упор не понимал, как ей удалось выйти чистой из этой мутной речки. Невероятное везение. Вопреки всем законам жанра.

Сколько он выложил за эту квартиру? Миллионов десять? Общая площадь хаты – как футбольное поле. Он на одной квартплате разорится. Ходит в одном свитере, бедняга. И мнит себя крутым политтехнологом, ага. Шпион, у которого парашют за спиной волочится. Смешно.

Стоило ему показать мои фотки в белье, и мозг вынесен. Полукруг-полувзмах волосами, красиво поправить длинную прядь, вздохнуть в нужный момент. Мужики непроходимо тупы, все ниточки, за которые их можно дёргать, женщине известны испокон веков.

Именно женщины творят историю, правят политическими играми… Шарлотта Корде, Екатерина… хотя бы Грейс Келли - почему нет? Да.

Месса си минор… Боже ты мой! Смех один. Раскольников, фея с топором. Ох…

Пусть бы сам попробовал отмазаться от обвинения в соучастии в убийстве. Ничего не знаю, ничего не помню, тупа как пробка, и вообще, где я… Делов-то. Глазки оленьи. Что с этой красивой дуры взять? Ага.

Сакральная жертва… Самое то, если на кону майдан. Сейчас мы к этому не готовы, у нас куча других проблем, от которых надо отвлекаться любыми способами. Нам сейчас не нужен майдан, никак не нужен. А Паша пусть себе пытается пробить головой бетонную стенку. На здоровье.

На алтарь всегда приносится кучерявый, невинный и беспомощный. Мне ли не знать, когда мужчина беспомощнее всего?

Обо мне скоро забудут. Поговорят-поговорят, и забудут, когда появится куча других свежих сенсаций.

Такими вот Иванами забита вся сеть. Вояки диванные, властители мира, спрятанного в мониторе. Кто и когда вложил им в мозг этот бред про мировое правительство и прочую ересь? Реальность другая. Но они её никогда не видели. Они прячутся от неё в айфонно-айпадной виртуальной реальности. Оттуда всё кажется таким простым и легко решаемым. Стратеги…

Вскрыть его комп – нефиг делать. В Париж съездили – очень кстати и очень мило. Никто не знает, что очень скоро там всё запылает.

Этот форум очень просто прикрыть, он один из самых крупных в сети. Но есть пути сложнее. Искать корни, искать противоядие…

Диванным Иванам от нечего делать хочется затеять войну. И стоит им лишь намекнуть на то, что им всем скопом нужно ломануться в определённую точку мира, чтобы спасать при этом почему-то свою родину – они ломанутся. Потому что так приказал дядя в мониторе, завернув сигнал в красивую блестящую обёртку. Собаки Павлова и подопытные кролики думают, что это они всё решают в лаборатории, а не те, кто ставит над ними опыты, и кого они никогда не увидят. И будет война, и будут потери. Нужны люди, которые этого не допустят. Вовремя переключая программы и нажимая кнопки. И поэтому всегда будут жертвы. Сакральные жертвы, меньше всего ожидавшие, когда, зачем и куда их приведут.

Нужны люди, которые будут всё уравновешивать.