Входила ли чехия в ссср. Границы братства. Раскол движения "Общество против насилия"

Предыстория

В Чехословакии именно этнические (а точнее, конфликт национальных элит, а не населения - согласно опросу ), а не чисто экономические, причины привели к распаду государства. Межэтнические проблемы (в несравненно меньших масштабах, чем в СССР) дестабилизировали экономическую ситуацию в стране и привели её к распаду. Межэтнические трения в республике существовали всегда, поскольку настоящая автономия многочисленным меньшинствам в стране так и не была предоставлена. Поначалу (до 1945), однако, они проходили по линии славяне (чехи , словаки , русины) - неславяне (в первую очередь во вторую группу входили судетские немцы в Чехии и венгры в южной Словакии). Однако после депортации немцев после Второй мировой войны и значительной эмиграции венгров основные противоречия сместились в другую плоскость - между относительно однородной и более развитой Чешской СР (чей ВВП на душу населения на 20 % превосходил подобный показатель в более бедной Словакии) и Словакией. Тогда же чешские политики начали высказывать мнение, что Чехия обременена Словакией, куда уходят, как в прорву, налоговые поступления, а словацкие были раздражены тем, что находятся в унизительном положении в союзном государстве.

Накануне подписания соглашений о разделении республики, в сентябре 1992 года был проведён опрос населения Чехословакии об отношении к разделу страны. В Словакии за разделение страны было 37 %, против 63 %, в Чехии за 36 %, против 64 % .

Хронология событий

По мере дестабилизации обстановки в Чехословакии, встал вопрос и о национальном самоопределении составляющих её республик. Поначалу было найдено чисто формальное компромиссное решение - писать официальное название страны как Чехо-Словакия (полностью - Чешская и Словацкая Федеративная Республика , ЧСФР), которое действовало в 1990-1992 годах. В целом, несмотря на явственную смену политико-экономического курса страны, большинство населения, и

Чехословакия - это государство, существовавшее на территории Центральной Европы в 1918-1992 годах. Распад Чехословакии на два независимых государства произошел 1 января 1993 года, образовались Чехия и Словакия.

Чехословакия как государство было образовано в 1918 году на чешских и словацких землях, пережила оккупацию и раздел в годы Второй мировой войны и было воссоздано после освобождения в мае 1945 года. В 1948 году она была провозглашена народно-демократической республикой, в 1960-1990 годах называлась Чехословацкая Социалистическая Республика. У руководства страной до декабря 1989 года находилась чехословацкая коммунистическая партия.

Однако, после ноябрьских событий 1989 года, вошедших в историю как «бархатная революция», коммунистическое правительство было вынуждено уйти в отставку. В результате, Парламент страны отменил статью конституции о ведущей роли компартии и сформировал первое некоммунистическое правительство. На пост президента был избран Вацлав Гавел, а в июне 1990 года прошли свободные парламентские выборы.

Но падение коммунистического режима привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии, и по мере дестабилизации обстановки в Чехословакии, встал вопрос и о национальном самоопределении составляющих ее республик. К тому же посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

После выборов 1992 года в Чехословакии произошла полная смена власти в правительстве - диссидентов, пришедших к власти в 1990 году, сменили абсолютно новые люди, чья политика была ориентирована на строительство демократического общества и рыночной экономики.

В июле 1992 года словацкий парламент принял Декларацию о суверенитете Словакии, и президент Чехословакии Вацлав Гавел, который выступал против разделения страны, ушел в отставку. В октябре того же года Федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. А 25 ноября Федеральное собрание Чехословакии приняло закон о прекращении существования Чехословацкой Федерации и разделении страны с 1 января 1993 года.

В полночь 31 декабря 1992 года Чехословакия как государство прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 года стали Чешская Республика и Словацкая Республика. Так страна мирным путем распалась на два независимых государства и оформила это документально - произошел так называемый «бархатный развод». Бархатным он был назван по причине своей бескровности. Переговоры о разделении страны были очень корректны, шли спокойно и серьезно.

По мнению историков, то, каким образом распалась Чехословакия, это - весьма исключительный случай, ведь в то время образование нового государства нередко сопровождалось военными конфликтами. Но, несмотря на мирное разделение государства без кровопролития, до сих пор идут споры о правильности данного политического решения.








Чехословакия - государство в Центральной Европе, существовавшее в период с 1918 по 1992 г. (за исключением периода оккупации накануне и во время Второй мировой войны).
В начале существования двух государств СССР и Чехословакии дружественные отношения между ними не сложились.Сказывалась былая вражда после вооруженного конфликта между большевистской властью и чехословацкими легионами в период Гражданской войны в СССР. Чехословакия признала Советский Союз де-юре только 16 мая 1935 года.
14 марта 1939 г. Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять немецкую оккупацию Чехии. Гаха согласился на это и германская армия вторглась на чешскую территорию практически без какого-либо сопротивления (единственную организованную попытку сопротивления в городе Мистек предприняла рота капитана Карела Павлика).
15 марта 1939 года личным указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз. Словакия во главе с авторитарным союзником Гитлера Йозефом Тисо стала независимым государством, а вся Подкарпатская Русь была включена в состав Венгрии.
Советский Союз в это врем быстро признал новый статус и прекратил дипломатические отношения с чешскими представителями. Сотни чехословацких беженцев искали безопасность в Советском Союзе, но были отправлены в трудовые лагеря, кроме чехословацких коммунистов, которые бежали в Советский Союз вскоре после Мюнхенского соглашения.
В первые месяцы оккупации немецкое правление было умеренным. Действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и интеллигенции. Однако 28 октября 1939 года на годовщину провозглашения независимости Чехословакии чехи выступили против оккупации. Начались массовые аресты политиков, также были арестованы 1800 студентов и преподавателей. Все
университеты и колледжи в протекторате были закрыты, девять студенческих лидеров казнены, сотни людей были отправлены в концлагеря. Осенью 1941 года Рейх предпринял ряд радикальных шагов в протекторате. Премьер-министр Алоис Элиаш был арестован, а затем расстрелян, чешское правительство реорганизовано, все чешские культурные учреждения были закрыты. Гестапо
начало аресты и смертные казни. Была организована высылка евреев в концлагеря, в городке Терезин было организовано гетто.
После нападения Германии на СССР в июне 1941 года с участием двух словацких дивизий, советское правительство было первым, кто признал лидеров чехословацкого сопротивления в Лондоне в качестве союзного правительства и утвердил формирования чехословацких вооруженных сил из беженцев.
В 1943 году около 350000 чешских рабочих были депортированы в Германию. В пределах протектората вся невоенная промышленность была запрещена. Большинство чехов подчинились и лишь в последние месяцы войны вступили в движение сопротивления.
В декабре 1943 года в Москве был подписан договор о военном сотрудничестве с чехословацким правительством в изгнании.
С сентября 1944 по май 1945 года Красная Армия совместно с чехословацкими войсками освободили большую часть чехословацкой территории, а 9 мая 1945 года была взята и её столица Прага.
Поражение нацизма в 1945 г. привело к восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории. Но Подкарпатская Русь вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) в этом же году были переданы УССР. В результате Советский Союз и Чехословакия в первый раз в своей истории получили общую границу.
Президентом вновь стал Бенеш. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван в Москву для объяснений. В это-же время проводилась политика депортаций - немцы и венгры были депортированы из страны. Экономическое положение страны ухудшалось, и большинство населения напрямую
связывало это с отказом от плана Маршалла. При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г. Летом того же года ушедшего в отставку Бенеша (вскоре он умер) сменил коммунист Клемент Готвальд. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по
образцу сталинских. Чехословакия попала в сферу влияния Советского Союза и девиз "С Советским Союзом навсегда!" - представлял сущность политики её коммунистического режима.
В двух следующих десятилетиях Чехословакия была самым верным союзником Советского Союза в Центральной Европе.
Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем - хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков. 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода» недовольные денежной реформой - отказались выйти на работу, и вместо этого - вышли на улицы. После мелких столкновений с полицией - в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись.
С 1960 Чехословацкая республика стала называться Чехословацкой социалистической республикой (ЧССР).
С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе. Медленный процесс десталинизации и низкий уровень жизни по сравнению с соседними западными странами привели к массовым требованиям реформ.
Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. Было заменено руководство Коммунистической партии Чехословакии. Став 5 января 1968 первым секретарём ЦК КП Чехословакии, Александр Дубчек при поддержке сменившего Новотного героя Второй мировой войны президента Людвика Свободы инициировал ряд преобразований, направленных на существенную либерализацию и демократизацию существующего режима. Политика первого секретаря Дубчека завоевала поддержку широких слоёв населения страны. Одновременно началось преследование ортодоксальных кругов партии во главе с Новотным. Проходили митинги и демонстрации.
Западные журналисты, приезжавшие в 1968 в страну, восхищались непривычной ни для восточного, ни даже для западного блоков, атмосферой «свободы и солидарности», царившей в стране, называя Чехословакию «самой свободной страной Европы». Этот период получил впоследствии название "Пражская весна".
Такая ситуация вызывала опасения со стороны Советского Союза. "Они собираются сделать из страны что-то вроде Югославии, а затем - Австрии" - сказал Юрий Андропов. 18 августа 1968 совещание стран Варшавского договора осудило чехословацкое руководство, деятельность которого якобы «угрожала завоеваниям социализма». Под предлогом предотвращения контрреволюционного переворота, силы 5 стран - членов Варшавского договора (СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии), заручившись поддержкой целого ряда видных общественных деятелей Чехословакии, подписавшихся под просьбой о введении войск для защиты социализма, 20 августа 1968 пересекли границу страны с целью сместить реформаторов в её руководстве. В считанные часы мощный 124-тысячный контингент
«дружественных государств» занял все ключевые пункты Чехии и Словакии. Дубчек фактически был задержан и вместе с остальными руководителями Чехословакии доставлен в Москву для переговоров.
На апрельском пленуме ЦК КПЧ (1969) Дубчек был отстранен от власти и заменён другим словаком - Густавом Гусаком, полностью лояльным к СССР. Примечательно, что напрямую Дубчеку обвинения в оппортунизме не предъявлялись, но он обвинялся в попустительстве «правооппортунистическим оппонентам». Из-за этих обвинений в 1970 Дубчек был исключён из Компартии Чехословакии и лишён статуса депутата. 7 ноября 1992 года Александр Дубчек погиб в автомобильной катастрофе.
С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую и Словацкую социалистические республики.
Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя). Лозунг "С Советским Союзом навсегда!" был вновь введен, но репутация Советского Союза в Чехословакии существенно ухудшилась.
В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Прошло 10 лет после распада Чехословацкой федеративной республики. Сейчас, по прошествии стольких лет, можно смело говорить о том, что разделение было успешным политическим шагом. Во всяком случае, так считают президенты Чехии и Словакии - Вацлав Гавел и Рудольф Шустер. 1 января 1993 для Словакии и Чехии стало одной важнейших дат в их истории. 10 лет назад прекратила свое существование Чехословацкая федеративная республика, а народы Чехии и Словакии избрали путь самостоятельного развития.

Распад Чехословакии в 1992 году войдет в историю как пример мирного разделения государства без кровопролития, межнациональных конфликтов и международной напряженности. В то время образование нового государства нередко сопровождалось военными конфликтами.

Словацкая республика появилась по политической карте Европы 1 января 1993 года. Послушаем мнения тех, кто непосредственно участвовал в процессе разделения Чехословакии и в образовании независимого Словацкого государства. Бывший председатель Федерального собрания, а впоследствии первый президент СР Михал Ковач считает, что решающую роль в разделении Чехословакии сыграли депутаты федерального собрания, а не лидеры двух самых сильных в то время политических субъектов чешского ОДС и словацкого ХЗДС - Вацлава Клауса и Владимира Мечиара, которым до сих пор приписывается этот исторический акт. Политическая воля о разделении государства, по словам Ковача, могла осуществиться только в Федеральном собрании. И депутаты, которые голосовали за разделение ЧСФР, по мнению, первого президента СР, заслуживают высоких государственных наград. На вопрос, какие чувства тогда испытывали словацкие политики, Михал Ковач ответил:

- Кроме ощущения радости, счастья от того, что мы сумели договориться с чешскими партнерами о разделении федерации и о создании двух самостоятельных государств, у нас было чувство ответственности и долга за судьбу своего народа.

Не все в Словакии приветствовали разделения Чехословацкой федерации. Михал Ковач будучи в то время председателем Федерального собрания так оценивал сложившуюся ситуацию:

- Разумеется, я понимал, что словацкое общество было разделено минимально на две части с точки зрения политического спектра. Одни заявляли, что Словакия должна обрести суверенитет, другие полагали, что еще рано говорить о самостоятельном развитии Словакии и требовали сохранения общего государства чехов и словаков на федеративном принципе.

Разделение Чехо-словацкой федеративной республики по мнению бывшего председателя Нацинального Совета СР Ивана Гашпаровича не было легким, но это был очень важный шаг, который в дальнейшем определил место словаков в Европе.

- Однозначно говорить о том, что разделение было неизбежным, нельзя, - говорит Иван Гашпарович. В Словакии существовало мнение, что мы должны сделать все возможное для того, чтобы освободиться от административной и экономической зависимости чехов: почти все ключевые посты в ЧСФР, в том числе и в предсавительствах за рубежом, занимали граждане чешской национальности. В то время мы хотели создать единый высший орган федерации, который бы выполнял внешнеполитические задачи, включая оборону общего чешско-словацкого государства. Что касается экономических отношений, то по нашему мнению, каждая из республик должна была их строить самостоятелно. Но чешская сторона это предложение не приняла. На последнем совещании в Братиславе, бывший премьер ЧСФР Вацлав Клаус заявил, Чехословакия должна быть унитарным государством, а если нет, то пусть возникнут две самостоятельные республики. Его слова впоследствии привели к распаду Чехо-словацкой федерации. Но в Европе и во всем мире к этому решению отнеслись с пониманием.

Большая заслуга в разделении Чехословацкой федерации принадлежит лидеру ХЗДС - Движения за демократическую Словакию Владимиру Мечиару. Как он видел эту проблему со своей позиции. «У нас есть уже свое государство, что же дальше? - такой вопрос я получал чаще всего в 93 году. Я всегда был убежден в том, что разделение Чехословакии произойдет мирно. Я категорически опровергал утверждения некоторых западных политиков, что отделяясь от чехов, я хочу освободить словаков из-под их гегемонии и вернуть в Словакии тоталитарной режим. Но это было не так. Я всегда считал, что Словакия достойна самостоятельного развития и процветания, и что она является неоьъемлемой частью Европы, а потому в 1992 году вышла из Федерации и объявила о своей независимости. Что касается проведения референдума по вопросу о разделении Чехословакии, то я никогда не был против. Люди имеют право, данное им Конституцией, высказаться по этому поводу. Но всё было решено на основе политических договоренностей».

И в Словакии, и в Чехии существует мнение о том, что вопрос о разделении государства должны были решать не политики, а граждане во всенародном референдуме и что распад ЧСФР не принес пользы ни одной, ни другой стороне. Действительно ли это так? Вот что по этому поводу говорит действующий президент СР Рудольф Шустер:

Президент Шустер в своем выступлении по случаю 10 летия образования независимой СР сказал, что взаимодействие с нашим чешским соседом имеет особое для нас значение, потому что с Прагой нас связывает большая историческая эпоха.

- Надо признать, что Прага была местом, где был отменен Варшавский договор. С этой инициативой выступил Вацлав Гавел. Нельзя забывать, что в свое время он был и нашим президентом в рамках ЧСФР. Символичным является и то, что 10 лет спустя, после разделения Чехословакии, ни где-нибудь, а именно в Праге на саммите НАТО, СР была приглашена в Северо-атлантический альянс.

Оглядываясь назад, нужно признать, что в чешско-словацких отношениях были разные периоды. Не обошлось без упреков и взаимных претензий в процессе разделения имущества и полномочий. Пережили наши страны и малый «ледниковый» период, когда на официальных встречах тон был весьма сухим и холодным, а сотрудничество на всех уровнях оставляло желать лучшего. Но будем надеется, что это безвозвратно ушло в прошлое. Уже не за горами то время, когда Чехия и Словакия будут в составе большой европейской семьи, безопасность которой будет гарантирована со стороны НАТО.

В 1989 г., перед крушением коммунистического режима, политическое, экономическое и социально-психологическое положение в Словакии было иным, нежели в Чешской Республике. Большая часть словаков относительно хорошо адаптировалась к социально- экономическим условиям «реального социализма». Словацкое общество не считало - в отличие от чешского - сорок лет «реального социализма» однозначным шагом назад. Словацкая республика развивалась это время в лучшую сторону, жизненный уровень повышался. Словакия в 1989 г. не была достаточно готова к радикальным общественным

переменам, но лишь к определенному варианту перестройки.

В 1992 г. словацкие граждане ретроспективно оценивали коммунистический режим положительнее, чем чехи. В Словацкой Республике меньшинство опрошенных видело в существующем строе больше преимуществ, чем в предыдущем - коммунистическом, в то время как в Чешской Республике так считало большинство 12 .

Новые демократические институты пользовались в Словакии меньшим доверием, чем в Чешской Республике. Словаки гораздо больше, чем чехи, опасались угроз на этнической почве; большой процент словацкого населения был озабочен возможностью гражданской войны вследствие неспособности политиков решить проблему чехословацкого государственного строя 13 . В Словакии были также громче призывы к сильной личности политического лидера. Граждане Словакии были заметно более недовольны политическим и экономическим развитием после 1989 г. 1 , что было обусловлено частично тем, что социально-экономические условия в Словакии были хуже, чем в Чешской Республике.

Фундаментальное значение приобрели различия отношений к рыночной экономике и приватизации. Большинство чехов придерживались мнения, что только рыночная экономика обеспечит успех экономического развития. В Словакии сторонники рыночной экономики составляли только треть. Чехи в своем большинстве приветствовали приватизацию, большинство словаков ее отвергали 13 . Эти различия решающим образом влияли на поведение электората на выборах в обеих частях Чехословакии. Чехи голосовали на парламентских выборах 1992 г. преимущественно за реформы, словаки - против. Это привело к тому, что представители чехов и словаков, которые были избраны в парламент 1992 г., придерживались диаметрально противоположных политических и экономических концепций. Итоги этих выборов придали чехо-словацкой дилемме взрывную динамику, которая в течение немногих привела к политическому решению о разделе единого государства.

Адаптационный кризис при переходе к демократии и рыночной экономике. Переход от централизованной государственной к рыночной экономике и от однопартийной диктатуры к плюралистической системе не мог не сопровождаться экономическими и социальными кризисами. Экономически коммунистическая система разрушалась уже много лет, сохраняя политическую стабильность. Она распалась лишь тогда, когда все ресурсы были исчерпаны. Новый оборот событий не мог не повлечь за собой дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, усугубить социальные проблемы, унаследованные из коммунистической эры. Этот процесс шел в Словакии намного драматичнее, чем в чешской части государства. Экономические трудности Словакии привели к непризнанию организованных Прагой рыночных реформ.

Еще одним фактором раздела стало образование в процессе трансформации в Чехии и в Словацкой Республике 1990-1992 гг. двух полностью автономных партийных систем. Обособлению словацкой и чешской партийных систем содействовал составленный с серьезными ошибками избирательный закон, позволяющий политической партии входить не только в Национальный совет соответствующей республики, но и в Федеральное собрание, если она получала определенный процент голосов избирателей лишь в одной из двух республик.

Граждане Чехословакии - и новая политическая элита - не имели в начале девяностых годов опыта демократии, что негативно сказалось

на дальнейшем политическом развитии. Демократия неизбежно связана с конфликтами, которые должны решаться публично. Граждан раздражали длительные споры и разногласия политиков в различных комиссиях, их неспособность найти консенсус в отношении нового государственного устройства отношений между чехами и словаками. Они просто приравняли в известной мере чехо-словацкую дилемму к конфликтам, желая быстрого государственно-правового разрешения вопроса. Разделу также в негативном плане способствовали средства массовой информации. Их анализ причин и вероятных последствий раздела был поверхностным. Они некритично повторяли мнения политиков и в основном защищали мнимые интересы «своего» народа. СМИ ответственны за по-

с? 133

ляризацию общественного мнения чехов и словаков.

Фактором раздела стала деформация политической культуры, обусловленная господством в предшествовавший период коммунистической идеологии и разрывом преемственности исторического развития в эру коммунизма «Посткоммунистическая паника», беспомощность граждан в политической ориентации после распада авторитарных структур, - типичны для поставторитарных обществ. Атомизация общества породила спрос на харизматического вождя. Это было время решительных популистских политиков таких как Владимир Мечиар и Вацлав Клаус, крайне неохотно допускавших компромиссы. Новый национализм, коллективно-идеологическая функция которого сменила коммунистическую доктрину, также способствовал развитию в этом направлении.

Чехословакии после ноября 1989 г. пришлось столкнуться со сложной ситуацией в плане своей конституции. Федерация Двух конституирующих единиц весьма неблагоприятный вариант федеративного государства 13 . Институционально решающая проблема заключалась в том, что не удалось своевременно, к началу девяностых годов принять новую - демократическую и одновременно действенную - конституцию. Конституция времен «пражской весны», продолжавшая действовать и после перелома, абсолютно не подходила для облегчения поиска демократического консенсуса. Ее положение, обеспечившее абсолютное право вето одной десятой части выбранных в одной из республик депутатов Федерального собрания, запрограммировало конституционный кризис. Авторы конституционного закона чехословацкой фе-

дерации 1968 г. не рассчитывали (и в тот момент, очевидно, и не могли рассчитывать) на то, что в Чехословакии в будущем могут состояться выборы, в которых чехи и словаки проголосуют за противоположные политические ориентации и разные модели чехо-словацкого государственного устройства. Положения конституции требовали вновь и вновь добиваться единства коалиции чехов и словаков в парламенте, что стало обстоятельством, из-за которого после выборов 1992 г. Чехословакия разрушилась.

Чешская и словацкая политические элиты несут совместную ответственность за то, что до выборов 1992 г. не был достигнут консенсус в отношении нового устройства государственно-правовых отношений обоих наций и что не была использована возможность создания адекватных конституционных механизмов, делавших возможным дальнейшее существование единого государства. Активно за раздел выступали словацкие политики, руководство Движения за Демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемого Владимиром Мечиаром. Оно воспрепятствовало избранию президентом государства единственной сильной личности, способной интегрировать федерацию, Вацлава Гавела. ДЗДС инициировало в словацком Национальном совете объявление независимости и принятие словацкой конституции, не учитывает федеральную конституцию. Делегация ДЗДС потребовала после выборов 1992 г. на коалиционных переговорах с чешской Гражданской Демократической Партией (ГДП) полной независимости и субъектности Словакии в соответствии с международным правом, что было равносильно требованию раздела государства.

Столкнувшись с действиями руководства ДЗДС, учитывая соотношение политических сил и угрозу конституционного кризиса, чешская сторона не могла воспрепятствовать разделу. Когда стал очевидным раздел государства, чешские политики настаивали на том, чтобы это произошло быстро, по возможности, без насилия и осложнений («цивилизованно»).

Раздел Чехии и Словакии был, мотивирован интересами вышедшей из выборов 1992 г. словацкой властной элиты. В новом словацком государстве имелись несколько тысяч высоко оплачиваемых должностей во вновь создаваемых министерствах, посольствах, центральном банке и других институтах, которые сторонники ДЗДС и их партнеры по коалиции разделили между собой. Вся государственная собственность, которая была приватизирована в независимой Словацкой Республике, за часть реальной цены перешла в собственность тех, кто лично или политически стоял близко к новой правительственной команде . Продажи по символическим ценам лицам, близким к одной из трех партий правительственной коалиции, были во время Мечиара практически единственным методом приватизации 13 .

Чешская сторона несет свою часть ответственности, корни которой следует искать в истории. Чехи рассматривали Чехословакию как свое национальное государство, которое дополнено словацкой территорией. Они не обеспечили обещанную словакам автономию, исторические шансы конституционного уравнивания. В течение чувствительной фазы после поворота федеральные органы в Праге, в которых доминировали чехи, с трудом уступали соответствующую часть их компетенций словацким органам в Прессбурге и учитывали в федеральной политике желания словацкого населения.