Церковь в поселке барвиха

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо. Устройство подворья началось в 1900-е годы, и было окончательно завершено при настоятельстве деятельной игумении Марии (Коробка; 1858- до †1930).

Так, в 1909 году по просьбе крестьян близлежащих деревень на монастырских землях попечением обители была построена и стала работать «Покровская хуторская Зачатьевского монастыря церковно-приходская школа». Вскоре на этих землях отчасти на средства монастыря, отчасти попечением неизвестной благодетельницы были сооружены игуменские кельи, сестринский корпус, трапезная, больница, различные хозяйственные постройки. При подворье были молочное хозяйство, огород, фруктовый сад.

В 1910 году игумения Мария, по благословению сщмч. Владимира (Богоявленского), приступает к строительству деревянного храма. Храм, так же как и весь ансамбль построек на хуторе, был возведен по проекту известного церковного архитектора А.А. Латкова в стиле «русский модерн».

16 мая 1911 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и вскоре стала любимейшим местом молитвенной отрады и утешения для монастырских сестер и жителей окрестных деревень. В знак любви и уважения местные крестьяне подарили настоятельнице золотой крест с надписью «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян. 1916, мая 16».

Но недолго было суждено продолжаться мирной жизни на подворье. Началась эпоха гонений на веру и Церковь. Подворье было ликвидировано в 1923 году, но Покровская церковь действовала как приходская. При ней продолжала существовать община сестер, занимавшихся разными рукоделиями, работала и школа, где по-прежнему обучались крестьянские дети. После закрытия подворья было основано «Покровское православно-религиозное общество», членами которого стали 54 человека. Они-то и были какое-то время главными защитниками храма и школы.

В то время на хуторе проживали и трудились 20-30 насельниц недавно закрытого монастыря. Большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. Многим жителям Барвихи была известна схимонахиня Филарета («тетя Евгеша»), старица высокой духовной жизни († 10 августа 1980 г.)

В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли и бревна пустили на дрова. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.
Новая страница в жизни Барвихинского подворья началась в середине 1990-х годов, когда настоятельницей вновь утвержденного Зачатьевского монастыря стала инокиня Мария (Каледа), ныне – игумения Иулиания, которая по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начала труды по возрождению Барвихинского подворья.

Для постройки был предложен участок, находящийся приблизительно в 400 метрах от снесенной Покровской церкви. 14 мая 1996 года Святейший Патриарх Алексий II издал указ о возобновлении «исторически существовавшего подворья Зачатьевского женского монастыря в д. Барвиха», а 14 июня 1996 года был утвержден устав подворья. Так была окончательно перевернута трагическая страница истории, связанная с поруганием и разрушением Покровского храма и всего подворья; началась его новая история.

Большую помощь в возрождении подворья оказали жители дачного поселка Барвиха. Их имена можно увидеть на почетной доске с благодарностью благодетелям, что расположена на западной стене храма, в притворе. Огромную поддержку возрождающемуся подворью оказал А.Г. Гладышев, глава Одинцовского района Московской области. Особенно весомый вклад в финансирование работ внесли генеральный директор фармацевтической фирмы АО «Время» Артем Бектемиров и президент фирмы Сергей Кривошеев. По заказу АО «Время» было проведено комплексное историко-архивное исследование прошлого Покровской церкви. Настоящей душой проекта был местный краевед, летописец Барвихи А.В. Рудомино.

Проектирование Покровской церкви было поручено архитектору А.Н. Оболенскому, и 24 июля 1996 года Святейший Патриарх утвердил проект, который в главных чертах повторял архитектурно-копозиционное решение прежнего храма.

9 июня 1996 года на месте возведения Покровской церкви был отслужен молебен, освящен закладной камень и установлен крест. Закладку производил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне архиепископ Костромской и Галичский). Осенью 1996 года был заложен фундамент храма. Весной 1997 года было начато возведение бревенчатого здания.

4 июня 1998 года Святейший Патриарх Алексий II освятил купола и кресты на воссоздаваемых храме и колокольне. 14 октября 1998 года, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, было совершено малое освящение церкви и отслужена первая Литургия. Началась новая жизнь возрожденного храма.

В августе 2002 года на колокольню были подняты освященные колокола. В 2004 году завершен многоярусный иконостас.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе.

Так день за днем течет монастырская жизнь на подворье под милостивым покровом Царицы Небесной, и многие люди, приходящие в храм, находят здесь свой путь к Богу, приобщаются к церковной жизни, обретают сердечный мир и духовную радость.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и от всей души благодарят тех, кто внес и вносит свой вклад в восстановление подворья: благотворителей, строителей, постоянных прихожан и трудников, а также всех, кто посещает службы в Покровском храме, с любовью и усердием участвует в благоукрашении подворья.

Смиренно осознавая свою немощь пред Господом, сестры монастыря совершают свое служение, уповая всецело на силу Божию, «немощствующее врачующую и оскудевающее восполняющую», а также на заступничество и покров Всемилостивой Владычицы Небесной Игумении.

Рядом с великолепным замком баронессы Мейендорф сохранилась Рождественская церковь стиля барокко (1759-1760). Здание обезличенное и перестроенное в годы советской власти, внешним видом нисколько не походило на культовой сооружение, а иначе и быть не могло? Ведь через забор от него находился элитный санаторий "Барвиха", где с послереволюционных времён отдыхало партийное руководство страны.

Храм восстановлен в начале 2000-х годов и действует. При нём разместилась небольшая женская община.



Здание типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней. Храм выстроен на средства А. М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 году, помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыт в начале 1930-х годов, полностью перестроен, использовалася как баня-прачечная санатория. Вновь открыт в 1996 году, отреставрирован. Изначально церковь была деревянной, дата построения неизвестна и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV века и, вероятно, получило имя от прозвания богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатова, представителя рода, к которому принадлежал один из видных деятелей правления Иоанна Грозного думный дьяк и хранитель государственной печати Иоанн Михайлович Висковатый. В начале XVII века, нуждаясь в деньгах, вдова Симеона Висковатова Авдотья Феодоровна заложила село Московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить обратно, 1627 г. - первая точная дата, занесенная в писцовую книгу, в истории с. Подушкино и Храма. В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянских дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продает село думному дьяку Григорию Васильевичу Львову. С конца 1620-х годов он служил в Ямском, а затем в Посольском приказах. При приеме иноземных послов в его обязанности входило "объявление" их царю, им же он позднее сообщал "государево жалование". Он входил в число лиц, оставляемых царем в Москве на время его отсутствия. При нем в Подушкино было уже 13 крестьянских домов. После смерти мужа его вдова Фекла Ивановна Львова продает с. Подушкино в 1652 г. Илье Даниловичу Милославскому - пожалуй, наиболее известному из владельцев села. Милославские владели селом до середины XVIII века. Чтобы закончить с историей с. Подушкино, забегая вперед, скажем, что здесь, на даче у своего брата Анатолия Ильича, с 31 мая по 1 сентября 1883г. жил Петр Ильич Чайковский, где и написал 2-ю сюиту для оркестра, кантату "Москва", а также работал над корректурой оперы "Мазепа". В 1885г баронессой Мейендорф (девичья фамилия Веригина), по соседству со зданием Храма, был выстроен великолепный замок. Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с. Рождественно) Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. есть "указ о построении коллежскому асессору А.М. Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено - Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте". Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась из-за некоторой истории, связанной не только с А.М. Воейковым, но и с его другом Львом Пушкиным, дедом известного поэта А. С. Пушкина, которые наложили жесткое дисциплинарное взыскание в виде порки на француза - гувернанта за его недостаточно нравственное поведение. Распространившиеся слухи, что его повесили на воротах (что в шутку упоминает и А. С. Пушкин) были ложными, но длительное разбирательство по этому поводу все же было. В 1830 году "тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова", здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Существуют различные выписки о причте разных времен, среди которых можно выделить, Что "священник Алексей Алексеевич Соколов, 40 лет, священник на настоящем месте с 1807г., награжден крестом на Владимировской ленте за 1812г." И вот век ХХ. Настает смутное время. Уже в 1920-е годы церковь пытаются закрыть - 2 августа 1925 г. прихожане церкви, действуя явно под давлением, заключают договор с Московским Уездным Советом под страхом уголовной ответственности не допускать в здании церкви "политических собраний враждебного Советской власти направления; раздачи или продажи книг, брошюр, листков, посланий и т.п. против Советской власти; произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти; совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти; преподавания религиозных вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия" и др. Но едва успели просохнуть чернила, как 30 октября того же года, менее чем три месяца Президиум Мосгубисполкома постановляет "ликвидировать церковь в пос. Барвиха". Но тогда это не удалось. Дважды выезжавшему для ликвидации представителю Администрации отдела Московского УИКа "было оказано сопротивление со стороны собравшейся толпы". Интересно, нашлись ли бы сейчас такие смелые люди? 5 мая 1927г. новая попытка "ликвидации". Но церковь удалось закрыть лишь в начале 1930-х годов. Здание было обезображено до неузнаваемости (см. фото). 0чевидно "перестраивали" товарищи из НКВД, т. к. при реставрации (о чем будет сказано позднее) был обнаружен заложенный в стену, очевидно, "на счастье" патрон от винтовки. В бывшем здании церкви были устроены практичные и логичные, по мнению строителей новой жизни, "институты": баня, душевая, прачечная, размещены ЖЭК и милиция. Кладбище перед алтарем перерыто и уничтожено. Некоторые старожилы еще помнят могилы своих родственников. Другие рассказывают, что здесь венчались их родственники, и что никогда не ходили в устроенную баню. В 1995г. инициативная группа начала сбор подписей за восстановление церкви. Подписи, в достаточном количестве, были собраны, но этого оказалось мало. Надо было еще доказать, что именно это здание ранее было зданием церкви, т.к. по внешнему виду невозможно было это определить, а в документах оно значилось как банно-прачечный комбинат. Были специально собраны подписи еще оставшихся в живых свидетелей и, только после этого, удалось зарегистрировать здание как памятник культуры и архитектуры. Из разных архивов, в т.ч. г. Санкт - Петербурга удалось собрать достаточное количество информации, а главное, была найдена фотография церкви, сделанная на кануне вандального разрушения. Без нее реставрация была бы просто не возможна. Проектные работы взял на себя архитектор Яганов А.В. По мере медленного освобождения здания начались реставрационные работы, которые велись (особенно на первом этапе) силами добровольцев. Приходили местные жители и даже приезжали из г. Москвы по объявлениям в газетах люди совершенно разные по возрасту, по образованию, по материальной обеспеченности. Объединяло одно - желание возродить церковь. При регистрации общины впервые появилось слово Храм - так зарегистрировали в документах. В Храм назначили священника и на престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1996 г. была отслужена первая Божественная литургия. Служили на втором этаже вчерашнего ЖЭКа во временно устроенном алтаре и, конечно же, без колокольного звона - не было ни колоколов, ни самой колокольни. Но сила Божия в немощи совершается. Отстроили сначала колокольню. Нашелся благотворитель, который оплатил колокола. Затем, во вновь отстроенную трапезную (широкую часть Храма, примыкающую к колокольне), перенесли со второго этажа временный алтарь и, только после этого, начался заключительный этап реставрации - восстановление четырехгранника, восьмигранника, купола и апсиды (алтарной части). Теперь здание Храма обрело первоначальный вид. Все это стало возможно благодаря жертвенному труду и добровольной материальной поддержке многих людей, а также некоторых организаций. Теперь Храм Рождества Христова живет полноценной жизнью. Для многих прихожан посещение богослужений, исповедь, причащение стали неотъемлемой частью быта. Постоянно совершаются крещения, венчания, отпевания. Звон колоколов оглашает округу. Работает воскресная школа, как для детей, так и для взрослых. Организуются поездки по святым и историческим местам. http://rublevka.lonru.ru/Culture-and-Art/Churches-and-Temples/121/

Здание типа восьмерик на четверике в стиле провинциального барокко, с трапезной и невысокой колокольней.

Храм выстроен на средства А. М. Воейкова. В трапезной, перестроенной в 1870 году, помещались Никольский (с 1870 г.) и Тихвинский (с 1831 г.) приделы. Закрыт в начале 1930-х годов, полностью перестроен, использовалася как баня-прачечная санатория. Вновь открыт в 1996 году, отреставрирован.

Изначально церковь была деревянной, дата построения неизвестна и принадлежала селу Подушкино. Село известно с XV века и, вероятно, получило имя от прозвания богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. В конце XVI века село Подушкино было вотчиной Симеона Висковатова, представителя рода, к которому принадлежал один из видных деятелей правления Иоанна Грозного думный дьяк и хранитель государственной печати Иоанн Михайлович Висковатый.

В начале XVII века, нуждаясь в деньгах, вдова Симеона Висковатова Авдотья Феодоровна заложила село Московскому гостю Иоанну Гавриловичу Сверчкову, но не смогла его выкупить обратно, 1627 г. - первая точная дата, занесенная в писцовую книгу, в истории с. Подушкино и Храма. В описании числится двор вотчинника, шесть крестьянских дворов, три бобыльских и небольшая деревянная Рождественская церковь. Вскоре Иоанн Сверчков продает село думному дьяку Григорию Васильевичу Львову.

С конца 1620-х годов он служил в Ямском, а затем в Посольском приказах. При приеме иноземных послов в его обязанности входило "объявление" их царю, им же он позднее сообщал "государево жалование". Он входил в число лиц, оставляемых царем в Москве на время его отсутствия. При нем в Подушкино было уже 13 крестьянских домов. После смерти мужа его вдова Фекла Ивановна Львова продает с. Подушкино в 1652 г. Илье Даниловичу Милославскому - пожалуй, наиболее известному из владельцев села. Милославские владели селом до середины XVIII века.

Чтобы закончить с историей с. Подушкино, забегая вперед, скажем, что здесь, на даче у своего брата Анатолия Ильича, с 31 мая по 1 сентября 1883г. жил Петр Ильич Чайковский, где и написал 2-ю сюиту для оркестра, кантату "Москва", а также работал над корректурой оперы "Мазепа". В 1885г баронессой Мейендорф (девичья фамилия Веригина), по соседству со зданием Храма, был выстроен великолепный замок.

Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с. Рождественно) Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. есть "указ о построении коллежскому асессору А.М. Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено - Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте". Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась из-за некоторой истории, связанной не только с А.М. Воейковым, но и с его другом Львом Пушкиным, дедом известного поэта А. С. Пушкина, которые наложили жесткое дисциплинарное взыскание в виде порки на француза - гувернанта за его недостаточно нравственное поведение.

Распространившиеся слухи, что его повесили на воротах (что в шутку упоминает и А. С. Пушкин) были ложными, но длительное разбирательство по этому поводу все же было.

В 1830 году "тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова", здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери.

Существуют различные выписки о причте разных времен, среди которых можно выделить, Что "священник Алексей Алексеевич Соколов, 40 лет, священник на настоящем месте с 1807г., награжден крестом на Владимировской ленте за 1812г."

И вот век ХХ. Настает смутное время. Уже в 1920-е годы церковь пытаются закрыть - 2 августа 1925 г. прихожане церкви, действуя явно под давлением, заключают договор с Московским Уездным Советом под страхом уголовной ответственности не допускать в здании церкви "политических собраний враждебного Советской власти направления; раздачи или продажи книг, брошюр, листков, посланий и т.п. против Советской власти; произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти; совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против Советской власти; преподавания религиозных вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия" и др.

Но едва успели просохнуть чернила, как 30 октября того же года, менее чем три месяца Президиум Мосгубисполкома постановляет "ликвидировать церковь в пос. Барвиха". Но тогда это не удалось. Дважды выезжавшему для ликвидации представителю Администрации отдела Московского УИКа "было оказано сопротивление со стороны собравшейся толпы". Интересно, нашлись ли бы сейчас такие смелые люди? 5 мая 1927г. новая попытка "ликвидации". Но церковь удалось закрыть лишь в начале 1930-х годов.

Здание было обезображено до неузнаваемости (см. фото). 0чевидно "перестраивали" товарищи из НКВД, т. к. при реставрации (о чем будет сказано позднее) был обнаружен заложенный в стену, очевидно, "на счастье" патрон от винтовки. В бывшем здании церкви были устроены практичные и логичные, по мнению строителей новой жизни, "институты": баня, душевая, прачечная, размещены ЖЭК и милиция. Кладбище перед алтарем перерыто и уничтожено. Некоторые старожилы еще помнят могилы своих родственников. Другие рассказывают, что здесь венчались их родственники, и что никогда не ходили в устроенную баню.

В 1995г. инициативная группа начала сбор подписей за восстановление церкви. Подписи, в достаточном количестве, были собраны, но этого оказалось мало. Надо было еще доказать, что именно это здание ранее было зданием церкви, т.к. по внешнему виду невозможно было это определить, а в документах оно значилось как банно-прачечный комбинат. Были специально собраны подписи еще оставшихся в живых свидетелей и, только после этого, удалось зарегистрировать здание как памятник культуры и архитектуры. Из разных архивов, в т.ч. г. Санкт - Петербурга удалось собрать достаточное количество информации, а главное, была найдена фотография церкви, сделанная на кануне вандального разрушения. Без нее реставрация была бы просто не возможна. Проектные работы взял на себя архитектор Яганов А.В. По мере медленного освобождения здания начались реставрационные работы, которые велись (особенно на первом этапе) силами добровольцев.

Приходили местные жители и даже приезжали из г. Москвы по объявлениям в газетах люди совершенно разные по возрасту, по образованию, по материальной обеспеченности. Объединяло одно - желание возродить церковь. При регистрации общины впервые появилось слово Храм - так зарегистрировали в документах. В Храм назначили священника и на престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1996 г. была отслужена первая Божественная литургия. Служили на втором этаже вчерашнего ЖЭКа во временно устроенном алтаре и, конечно же, без колокольного звона - не было ни колоколов, ни самой колокольни. Но сила Божия в немощи совершается. Отстроили сначала колокольню. Нашелся благотворитель, который оплатил колокола. Затем, во вновь отстроенную трапезную (широкую часть Храма, примыкающую к колокольне), перенесли со второго этажа временный алтарь и, только после этого, начался заключительный этап реставрации - восстановление четырехгранника, восьмигранника, купола и апсиды (алтарной части). Теперь здание Храма обрело первоначальный вид. Все это стало возможно благодаря жертвенному труду и добровольной материальной поддержке многих людей, а также некоторых организаций.

Теперь Храм Рождества Христова живет полноценной жизнью. Для многих прихожан посещение богослужений, исповедь, причащение стали неотъемлемой частью быта. Постоянно совершаются крещения, венчания, отпевания. Звон колоколов оглашает округу. Работает воскресная школа, как для детей, так и для взрослых. Организуются поездки по святым и историческим местам.

История усадьбы Подушкино.

Подворье Зачатьевского женского монастыря с храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен. Здесь еще в 1798 году указом императора Павла I монастырю были дарованы 92 десятины лесных угодий. В XIX веке монастырь часть земель сдавал в аренду, лес использовался для нужд обители: как строительный материал, а также на топливо. Устройство подворья началось в 1900-е годы, и было окончательно завершено при настоятельстве деятельной игумении Марии (Коробка; 1858- до †1930).

Так, в 1909 году по просьбе крестьян близлежащих деревень на монастырских землях попечением обители была построена и стала работать «Покровская хуторская Зачатьевского монастыря церковно-приходская школа». Вскоре на этих землях отчасти на средства монастыря, отчасти попечением неизвестной благодетельницы были сооружены игуменские кельи, сестринский корпус, трапезная, больница, различные хозяйственные постройки. При подворье были молочное хозяйство, огород, фруктовый сад.

В 1910 году игумения Мария, по благословению сщмч. Владимира (Богоявленского), приступает к строительству деревянного храма. Храм, так же как и весь ансамбль построек на хуторе, был возведен по проекту известного церковного архитектора А.А. Латкова в стиле «русский модерн».

16 мая 1911 года церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена и вскоре стала любимейшим местом молитвенной отрады и утешения для монастырских сестер и жителей окрестных деревень. В знак любви и уважения местные крестьяне подарили настоятельнице золотой крест с надписью «Многоуважаемой матушке игуменье Марии за храм и школу от благодарных крестьян. 1916, мая 16».

Но недолго было суждено продолжаться мирной жизни на подворье. Началась эпоха гонений на веру и Церковь. Подворье было ликвидировано в 1923 году, но Покровская церковь действовала как приходская. При ней продолжала существовать община сестер, занимавшихся разными рукоделиями, работала и школа, где по-прежнему обучались крестьянские дети. После закрытия подворья было основано «Покровское православно-религиозное общество», членами которого стали 54 человека. Они-то и были какое-то время главными защитниками храма и школы.

В то время на хуторе проживали и трудились 20-30 насельниц недавно закрытого монастыря. Большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. Многим жителям Барвихи была известна схимонахиня Филарета («тетя Евгеша»), старица высокой духовной жизни († 10 августа 1980 г.)

В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли и бревна пустили на дрова. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.

Новая страница в жизни Барвихинского подворья началась в середине 1990-х годов, когда настоятельницей вновь утвержденного Зачатьевского монастыря стала инокиня Мария (Каледа), ныне – игумения Иулиания, которая по благословению Святейшего Патриарха Алексия II начала труды по возрождению Барвихинского подворья.

Для постройки был предложен участок, находящийся приблизительно в 400 метрах от снесенной Покровской церкви. 14 мая 1996 года Святейший Патриарх Алексий II издал указ о возобновлении «исторически существовавшего подворья Зачатьевского женского монастыря в д. Барвиха», а 14 июня 1996 года был утвержден устав подворья. Так была окончательно перевернута трагическая страница истории, связанная с поруганием и разрушением Покровского храма и всего подворья; началась его новая история.

Большую помощь в возрождении подворья оказали жители дачного поселка Барвиха. Их имена можно увидеть на почетной доске с благодарностью благодетелям, что расположена на западной стене храма, в притворе. Огромную поддержку возрождающемуся подворью оказал А.Г. Гладышев, глава Одинцовского района Московской области. Особенно весомый вклад в финансирование работ внесли генеральный директор фармацевтической фирмы АО «Время» Артем Бектемиров и президент фирмы Сергей Кривошеев. По заказу АО «Время» было проведено комплексное историко-архивное исследование прошлого Покровской церкви. Настоящей душой проекта был местный краевед, летописец Барвихи А.В. Рудомино.

Проектирование Покровской церкви было поручено архитектору А.Н. Оболенскому, и 24 июля 1996 года Святейший Патриарх утвердил проект, который в главных чертах повторял архитектурно-копозиционное решение прежнего храма.

9 июня 1996 года на месте возведения Покровской церкви был отслужен молебен, освящен закладной камень и установлен крест. Закладку производил викарий Святейшего Патриарха епископ Орехово-Зуевский Алексий (ныне архиепископ Костромской и Галичский). Осенью 1996 года был заложен фундамент храма. Весной 1997 года было начато возведение бревенчатого здания.

4 июня 1998 года Святейший Патриарх Алексий II освятил купола и кресты на воссоздаваемых храме и колокольне. 14 октября 1998 года, в престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, было совершено малое освящение церкви и отслужена первая Литургия. Началась новая жизнь возрожденного храма.

В августе 2002 года на колокольню были подняты освященные колокола. В 2004 году завершен многоярусный иконостас.

Богослужения совершаются по монастырскому уставу, по воскресным и праздничным дням, в дни сугубого поминовения усопших, а также в дни памяти особенно почитаемых святых. В храме совершаются Таинство Крещения и Таинство Браковенчания. Ежегодно в день престольного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха, богослужение возглавляет архиерей.

Ныне комплекс подворья практически сложился. Помимо самого храма сооружены игуменский и сестринский корпуса, хозяйственные постройки, а также теплица и скотный двор.

Монастырские сестры, несущие послушания на подворье посменно, совершают ежедневно иноческое молитвенное правило, трудятся в храме, на огороде, на скотном дворе. В Барвихе уже восемь лет действует воскресная школа, где постоянно обучаются 30-40 детей разного возраста, проводятся занятия и для взрослых. Среди преподавателей есть сестры и священнослужители обители.

Так день за днем течет монастырская жизнь на подворье под милостивым покровом Царицы Небесной, и многие люди, приходящие в храм, находят здесь свой путь к Богу, приобщаются к церковной жизни, обретают сердечный мир и духовную радость.

Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и от всей души благодарят тех, кто внес и вносит свой вклад в восстановление подворья: благотворителей, строителей, постоянных прихожан и трудников, а также всех, кто посещает службы в Покровском храме, с любовью и усердием участвует в благоукрашении подворья.

Смиренно осознавая свою немощь пред Господом, сестры монастыря совершают свое служение, уповая всецело на силу Божию, «немощствующее врачующую и оскудевающее восполняющую», а также на заступничество и покров Всемилостивой Владычицы Небесной Игумении.

ИСТОРИЯ ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА п. БАРВИХА

Изначально церковь была деревянной (дата построения неизвестна) и принадлежала селу Подушкино. Село известно с ХV в. и получило имя от первого его владельца богатого Московского гостя, сурожанина Иоанна Владимировича Подушки. 1627г. – первая точная дата в истории с Подушкино и церкви, занесенная в писцовую книгу. Судя по описанию, село было небольшое: кроме двора вотчинника и небольшой деревянной Рождественской церкви в нём насчитывалось всего 6 крестьянских и три бобыльских двора, где жило 15 человек. В 1766г. владельцем Подушкина и деревни Рождествено значится уже надворный советник Александр Михайлович Воейков (см. далее). В 1786г. в селе проживало 164 человека. Последним помещиком села был Дмитриев-Мамонов. При нём крестьяне вышли из крепостной зависимости. В 1885г баронессой Мейендорф (девичья фамилия Веригина) по соседству со зданием Храма был выстроен великолепный замок.

Для церкви значимым событием явился переход во владение с. Подушкина (и прилегающего с.Рождествено) к Александру Матвеевичу Воейкову. В протоколах Московской Духовной Консистории от 16 мая 1750г. находим “указ о построении коллежскому ассесору А.М.Воейкову Московского уезда, Загородской десятины, Сетуньского стана, села Рождествено – Подушкина вместо ветхой деревянной церкви вновь каменную на другом месте.” Точная дата постройки по разным источникам расходится, но можно утверждать, что к 1767г. каменная церковь в виде креста с колокольней уже была. Известно также, что новая церковь долго не освящалась. В 1830г. “тщанием господина Григория Сергеевича Кушникова” здание расширено и устроен придел Тихвинской иконы Божией Матери. Существуют различные выписки разных времен о причте.

ХХ-ый век. В 1920-е годы церковь пытаются закрыть. 2 августа 1925г., приход церкви, явно под давлением, заключает договор с Московским Уездным Советом под страхом уголовной ответственности не допускать в здании церкви «политических собраний враждебного Советской власти направления», произнесения проповедей и речей враждебных Советской власти, преподавания религиозных вероучений лицам, не достигшим совершеннолетия и др. 30 октября того же года, спустя три месяца, Президиум Мосгубисполкома постановляет “ликвидировать церковь в пос. Барвиха”. Но дважды выезжавшему для ликвидации представителю Администрации отдела Московского УИКа “было оказано сопротивление со стороны «собравшейся толпы». 5 мая 1927 г. — новая попытка “ликвидации”. Церковь властям удалось закрыть лишь в начале 1930-х годов.

Здание было обезображено до неузнаваемости. В бывшем здании церкви были устроены практичные по мнению строителей новой жизни, “институты”: баня, душевая, прачечная, ЖЭК и милиция. Кладбище перед алтарем было перерыто и уничтожено.

5 декабря 1994г – регистрация устава прихода в Епархии (фактическое его признание и благословение).

19 августа 1995г. – служится первый молебен у исковерканного здания храма перед бывшим алтарём (внутрь не пускают). Служат: отец Николай Цуканов и дьякон Иоанн Печагин из церкви Гребневской иконы Божией Матери г. Одинцово. С этого момента стали понемногу освобождаться помещения здания (раньше отказывали). Большую роль в этом сыграла помощь зам. директора санатория Букарёва Александра Ивановича.

Также в 1995г. инициативная группа начинает сбор подписей за восстановление церкви. Не смотря на то, что подписи в достаточном количестве были собраны, этого оказалось недостаточным. Пришлось ещё доказывать, что именно это здание ранее было зданием церкви, т.к. по внешнему виду это определить было невозможно, а во всех отчётных документах оно значилось как банно – прачечный комбинат. Из разных архивов, в т.ч. г. Санкт-Петербурга удалось собрать достаточное количество информации, а главное, была найдена фотография церкви, сделанная накануне вандального разрушения и только после этого удалось зарегистрировать здание как церковь (памятник культуры и архитектуры) и передано приходу.

Проектные работы и контроль за восстановлением здания церкви провёл архитектор Яганов А.В. В 1996г в храм был назначен настоятель — священник Иоанн Печагин, и на престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1996г. была отслужена первая Божественная литургия. Служили на втором этаже ЖЭКа во временно устроенном алтаре. Восстановление храма началось с колокольни и трапезной, а лишь затем, во вновь отстроенную трапезную, перенесли со второго этажа временный алтарь. С этого момента начался заключительный этап реставрации – восстановление четырехгранника, восьмигранника, купола и апсиды (алтарной части).

Март-апрель 1996г. – на 2-м этаже сооружается временный иконостас. Начинается разборка водонапорной башни силами прихода и добровольцев. К этому времени из здания выселены службы ЖЭКа (кроме мастерских, расположенных в алтарной части). Продолжают функционировать баня и душевые.

9 июля 1996г. (Престольный праздник Тихвинской ик. БМ) – отслужена первая Божественная литургия.

В течении 1997г. — восстановлена колокольня, подарены первые 6 колоколов, мастерская выселена, баня закрыта и демонтирована.

В течении 1998г. – демонтируются стены, бетонные перекрытия и перегородки трапезной, построенные в советский период. Подарены (тем же благотворителем) ещё 4 колокола.

В течении 1999г. — восстановлена трапезная и в неё перенесён временный алтарь (дата «переезда» — 02.07.99г.). Разбираются ненужные стены, перекрытия и перегородки остальной части Храма. Начинается восстановление алтарной части, четверика, восьмигранника и купола.

В течении 2000г. — восстановлены: алтарь, четверик, восьмигранник и купол.

В течении 2001г. – отделочные работы. Храм окончательно приобретает первоначальный облик. В ноябре сломана временная техническая перегородка, разделявшая (на время восстановительных работ), основную часть храма от трапезной.

2002 – 2008г.г г. – восстановление иконостаса и внутреннего убранства, расписываются стены.

По территории храма:

1997 – 2008г.г – приведена в порядок территория храма: вымощены плиткой дорожки и площадка перед храмом, разбиты газоны и клумбы, посажены деревья, установлен кованый забор по периметру.
2001 – 2003г.г. – строительство воскресной школы.
2004 – 2008г.г. — строительство крестильни.
2005 – 2006г.г. — строительство ризницы.

В настоящее время храм полностью восстановлен, территория облагорожена – разбиты клумбы и газоны, а оставшаяся часть вымощена. На территории также построены: крестильня, воскресная школа и ризница.


26 июля 2009г. – состоялось Великое освящение храма во главе с епископом Можайским Григорием.