Индоарийская языковая группа. Индоарийские народы. Отрывок, характеризующий Индоарийские языки

Индоарийские языки (индийские) - группа родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку. Входит (вместе с иранскими языками и близкородственными дардскими языками) в индоиранские языки, одну из ветвей индоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральная Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская Республика, Непал; за пределами этого региона - цыганские языки, домари и парья (Таджикистан). Общее число говорящих около 1 миллиарда чел. (оценка, 2007). Древнеиндийские языки.

Древнеиндийский язык. Индийские языки происходят из диалектов лревнеиндийского языка, имевшего две литературные формы – ведийскую (язык священных «вед») и санскрит (созданный жрецами-брахманами в долине Ганга в первой половине – середине первого тысячелетия до нашей эры). Предки индо-ариев вышли из прародины «Арийского простора» в конце 3 – начале 2 тысячелетия. Родственный индоарийскому язык отражен в собственных именах, теонимах и некоторых лексических заимствованиях в клинописных текстах государства Митанни и хеттов. Индоарийская письменность на слоговом письме брахми возникла в 4-3 веках до н.э.

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

На западе и северо-западе граничат с иранскими (белуджский язык, пушту) и дардскими языками, на севере и северо-востоке - с тибето-бирманскими языками, на востоке - с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге - с дравидийскими языками (телугу, каннада). В Индии в массив индоарийских языков вкраплены языковые островки других лингвистических групп (языков мунда, мон-кхмерских, дравидийские и др.).

  1. Хинди и урду (хиндустани) – две разновидности одного новоиндийского литературного языка; урду – государственный язык Пакистана (Столица Исламабад), имеет письменность на основе арабского алфавита; хинди (государственный язык Индии (Нью-Дели) – на основе староиндийского письма деванагари.
  2. Бенгали (штат Индии – Западная Бенгалия, Бангладеш (Калькутта))
  3. Панджаби (восточная часть Пакистана, штат Пенджаб Индии)
  4. Лахнда
  5. Синдхи (Пакистан)
  6. Раджастхани (северо-запад Индии)
  7. Гуджарати – ю-з подгруппа
  8. Маратхи – западная подгруппа
  9. Сингальский – островная подгруппа
  10. Непали – Непал (Катманду) – центр.подгруппа
  11. Бихари – инд.штат Бихар – вост.подгруппа
  12. Ория – инд.штат Орисса – вост.подгруппа
  13. Ассамский – инд. Штат Ассам, Бангладеш, Бутан (Тхимпху) – вост. подгруппа
  14. Цыганский –
  15. Кашмири – индийские штаты Джамму и Кашмир, Пакистан – дардская группа
  16. Ведийский - язык древнейших священных книг индийцев – Вед, сложившихся в первой половине второго тысячелетия до н.э.
  17. Санскрит – литературный язык древних индийцев с 3 века до н.э. по 4 век н.э.
  18. Пали – среднеиндийский литературный и культовый язык средневековой эпохи
  19. Пракриты – различные разговорные среднеиндийские наречия

Иранские языки - группа родственных между собой языков в составе арийской ветви индоевропейской семьи языков. Распространены, главным образом, на территории Среднего Востока, Средней Азии и Пакистана.


Иранская группа образовалась согласно общепринятой версии в результате выделения из индоиранской ветви языков на территории поволжья и южного урала в период андроновской культуры. Также существует другая версия образования иранских языков, согласно которой они отделились от основного массива индоиранских языков на территории культуры БМАК. Экспансия ариев в древнюю эпоху происходила на юг и юго-восток. В результате миграций иранские языки распространились к V в до н.э. на значительных территориях от Северного Причерноморья до Восточного Казахстана, Киргизии и, Алтая (Пазырыкская культура), и от гор Загроса, востока Месопотамии и Азербайджана до Гиндукуша.

Важнейшей вехой в развитии иранских языков стало выделение западноиранских языков, распространившихся на запад от Деште-Кевир по Иранскому плато, и противопоставляемых им восточноиранских языков. В произведении персидского поэта Фирдоуси Шахнаме отражается противостояние древних персов и кочевых (также полукочевых) восточноиранских племен прозванных персами туранцами, а их места обитания Тураном.

В II - I вв. до н.э. происходит Великое центральноазиатское переселение народов, в результате которого восточные иранцы заселяют Памир, Синцзян, индийские земли к югу от Гиндукуша, вторгаются в Систан.

В результате экспансии тюркоязычных кочевников с первой половины I тыс. н.э. иранские языки начинают вытесняться тюркскими, сначала в Великой Степи, а с началом II тыс. в Средней Азии, Синцзяне, Азербайджане и ряде областей Ирана. От степного иранского мира остался реликтовый осетинский язык (потомок алано-сарматского языка) в горах Кавказа, а также потомки сакских языков, языки пуштунских племен и памирских народов.

Современное состояние ираноязычного массива в значительной степени определила экспансия западноиранских языков, начавшаяся ещё при Сасанидах, но набравшая полную силу после арабского нашествия:

Распространение персидского языка на всю территорию Ирана, Афганистана и юга Средней Азии и массовое вытеснение на соответствующих территориях местных иранских и иногда неиранских языков, в результате чего образовались современные персидская и таджикская общность.

Экспансия курдов в Верхнюю Месопотамию и на Армянское нагорье.

Миграция полукочевников Горгана на юго-восток и образование белуджского языка.

Фонетика иранских языков разделяет много общих черт с индоарийскими языками в развитии из индоевропейского состояния. Древние иранские языки относятся к флективно-синтетическому типу с развитой системой флективных форм склонения и спряжения и таким образом подобны санскриту, латыни и старославянскому. Особенно это касается авестийского языка и в меньшей степени древнеперсидского. В авестийском наблюдается восемь падежей, три числа, три рода, флективно-синтетические глагольные формы презенса, аориста, имперфекта, перфекта, инъюнктива, конъюнктива, оптатива, императива, имеется развитое словообразование.

1. Персидский – письменность на основе арабского алфавита – Иран(Тегеран), Афганистан (Кабул), Таджикистан (Душанбе) – юго-западная иранская группа.

2. Дари – литературный язык Афганистана

3. Пушту - с 30х годов гос.язык Афганистана – Афганистан, Пакистан – восточноиранская подгруппа

4. Белуджский – Пакистан, Иран, Афганистан, Туркмения (Ашхабад), Оман (Маскат), ОАЭ (Абу-Даби) – северо-западная подгруппа.

5. Таджикский – Таджикистан, Афганистан, Узбекистан (Ташкент) – западноиранская подгруппа.

6. Курдский – Турция (Анкара), Иран, Ирак (Багдад), Сирия (Дамаск), Армения (Ереван), Ливан (Бейрут) – западноиранская подгруппа.

7. Осетинский – Россия (Сев.Осетия), Южная Осетия (Цхинвал) – восточно-иранская подгруппа

8. Татский – Россия (Дагестан), Азербайджан (Баку) – западная подгруппа

9. Талышский – Иран, Азербайджан – северо-западная иранская подгруппа

10. Прикаспийские диалекты

11. Памирские языки – бесписьменные языки Памира.

12. Ягнобский – язык ягнобцев, жителей долины реки Ягноб в Таджикистане.

14. Авестийский

15. Пехлеви

16. Мидийский

17. Парфянский

18. Согдийский

19. Хорезмийский

20. Скифский

21. Бактрийский

22. Сакский

Славянская группа. Славянские языки - группа родственных языков индоевропейской семьи. Распространены на территории Европы и Азии. Общее число говорящих около 400-500 млн человек[источник не указан 101 день]. Отличаются большой степенью близости друг к другу, которая обнаруживается в структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, системе регулярных звуковых соответствий, морфонологических чередованиях. Эта близость объясняется единством происхождения славянских языков и их длительными и интенсивными контактами между собой на уровне литературных языков и диалектов.

Длительное самостоятельное развитие славянских народов в разных этнических, географических и историко-культурных условиях, их контакты с различными этническими группами привели к появлению различий материального, функционального и т Славянские языки в рамках индоевропейской семьи наиболее близки балтийским языкам. Сходство между двумя группами послужило основой для теории «балто-славянского праязыка», согласно которой из индоевропейского праязыка сначала выделился балто-славянский праязык, позже распавшийся на прабалтийский и праславянский. Однако многие ученые объясняют их особую близость длительным контактом древних балтов и славян, и отрицают существование балто-славянского языка. Не установлено, на какой территории произошло обособление славянского языкового континуума из индоевропейского/балто-славянского. Можно предполагать, что оно произошло южнее тех территорий, которые, согласно различным теориям, относятся к территории славянских прародин. Из одного из индоевропейских диалектов (протославянского) сформировался праславянский язык, который является родоначальником всех современных славянских языков. История праславянского языка была более длительной, чем история отдельных славянских языков. В течение длительного времени он развивался как единый диалект с тождественной структурой. Диалектные варианты возникли позже. Процесс перехода праславянского языка в самостоятельные языки наиболее активно проходил во 2-й половине I-го тыс. н. э., в период формирования ранних славянских государств на территории Юго-Восточной и Восточной Европы. В этот период значительно увеличилась территория славянских поселений. Были освоены районы различных географических зон с различными природными и климатическими условиями, славяне вступили во взаимоотношения с населением этих территорий, стоящими на разных ступенях культурного развития. Всё это отразилось в истории славянских языков.

История праславянского языка делится на 3 периода: древнейший - до установления тесного балто-славянского языкового контакта, период балто-славянской общности и период диалектного дробления и начала формирования самостоятельных славянских языков.

Восточная подгруппа

1. Русский

2. Украинский

3. Белорусский

Южная подгруппа

1. Болгарский – Болгария(София)

2. Македонский - Македония (Скопье)

3. Сербохорватский – Сербия (Белград), Хорватия (Загреб)

4. Словенский – Словения (Любляна)

Западная подгруппа

1. Чешский – Чехия (Прага)

2. Словацкий - Словакия (Братислава)

3. Польский – Польша (варшава)

4. Кашубский – диалект польского

5. Лужицкий – Германия

Мертвые: старославянский, полабский, поморский

Балтийская группа. Балтийские языки- языковая группа, представляющая особую ветвь индоевропейской группы языков.

Общая численность говорящих - свыше 4,5 млн человек. Распространение - Латвия, Литва, ранее территории (современных) северо-востока Польши, России (Калининградская область) и северо-запада Белоруссии; ещё ранее (до VII-IX, местами XII вв.) вплоть до верховья Волги, бассейна Оки, среднего Днепра и Припяти.

По одной из теорий, балтийские языки представляют собой не генетическое образование, а результат ранней конвергенции[источник не указан 374 дня]. Группа включает 2 живых языка (латышский и литовский; иногда выделяется отдельно латгальский язык, официально считающийся наречием латышского); засвидетельствованный в памятниках прусский язык, вымерший в XVII в.; как минимум 5 языков, известных лишь по топонимике и ономастике (куршский, ятвяжский, галиндский/голядский, земгальский и селонский).

1. Литовский – Литва (Вильнюс)

2. Латышский – Латвия (Рига)

3. Латгальский – Латвия

Мертвые: Прусский, Ятвяжский, Куржский и др.

Германская группа. Историю развития германских языков принято делить на 3 периода:

· древний (от возникновения письменности до XI века) - становление отдельных языков;

· средний (XII-XV вв.) - развитие письменности на германских языках и расширение их социальных функций;

· новый (с XVI в. до настоящего времени) - формирование и нормализация национальных языков.

В реконструируемом прагерманском языке ряд исследователей выделяет пласт лексики, не имеющей индоевропейской этимологии - так называемый догерманский субстрат. В частности, это большинство сильных глаголов, парадигму спряжения которых также невозможно объяснить из протоиндоевропейского языка. Смещение согласных по сравнению с протоиндоевропейским языком - т.наз. «закон Гримма» - сторонники гипотезы также объясняют влиянием субстрата.

Развитие германских языков от древности до наших дней связано с многочисленными миграциями их носителей. Германские диалекты древнейшей поры делились на 2 основные группы: скандинавскую (северную) и континентальную (южную). Во II-I веках до н. э. часть племен из Скандинавии переселились на южное побережье Балтийского моря и образовали восточно-германскую группу, противостоящую западногерманской (ранее южной) группе. Восточно-германское племя готов, продвигаясь к югу, проникло на территорию Римской империи вплоть до Пиренейского п-ова, где смешалось с местным населением (V-VIII вв.).

Внутри западногерманского ареала в I веке н. э. выделялись 3 группы племенных диалектов: ингвеонская, иствеонская и эрминонская. Переселение в V-VI вв., части ингвеонских племен (англы, саксы, юты) на Британские острова предопределило развитие в дальнейшем английского языка Сложное взаимодействие западногерманских диалектов на континенте создало предпосылки для формирования древнефризского, древнесаксонского, древненижнефранкского и древневерхненемецкого языков. Скандинавские диалекты после их обособления в V в. от континентальной группы разделились на восточную и западную подгруппы, на базе первой позднее образуются шведский, датский и старогутнийский языки, на базе второй - норвежский, а также островные языки - исландский, фарерский и норн.

Формирование национальных литературных языков завершилось в Англии в XVI-XVII вв., в скандинавских странах в XVI веке, в Германии в XVIII веке Распространение английского языка за пределы Англии привело к созданию его вариантов в США, Канаде, Австралии. Немецкий язык в Австрии представлен его австрийским вариантом.

Северогерманская подгруппа.

1. Датский – Дания (Копенгаген), сев.Германия

2. Шведский – Швеция (Стокгольм), Финляндия (Хельсинки) – конт.подгруппа

3. Норвежский – Норвегия (Осло) – континентальная подгруппа

4. Исландский – Исландия (Рейкьявик), Дания

5. Фарерский – Дания

Западногерманская подгруппа

1. Английский – Великобритания, США, Индия, Австралия (Канберра), Канада (Оттава), Ирландия (Дублин), Новая Зеландия (Веллингтон)

2. Нидерландский – Нидерланды (Амстердам), Бельгия (Брюссель), Суринам (Парамарибо), Аруба

3. Фризский – Нидерланды, Дания, Германия

4. Немецкий –нижненемецкий и верхненемецкий – Германия, Австрия (Вена), Швейцария (Берн), Лихтенштейн (Вадуц), Бельгия, Италия, Люксембург

5. Идиш – Израиль (Иерусалим)

Восточногерманская подгруппа

1. Готский – Вестготский и Остготский

2. Бургундский, вандальский, гепидский, герульский

Романская группа. Романские языки (лат. Roma «Рим») - группа языков и диалектов, входящих в италийскую ветвь индоевропейской языковой семьи и генетически восходящих к общему предку - латыни. Название романский происходит от латинского слова romanus (римский). Наука, изучающая романские языки, их происхождение, развитие, классификацию и т. д. называется романистика и является одним из подразделов языкознания (лингвистика). Народы, говорящие на них, также называются романскими. Романские языки развились в результате дивергентного (центробежного) развития устной традиции разных географических диалектов некогда единого народно-латинского языка и постепенно обособились от языка-источника и друг от друга в результате разнообразных демографических, исторических и географических процессов. Начало этому эпохальному процессу было положено римскими колонистами, заселявшими удалённые от столицы - г. Рима - регионы (провинции) Римской империи в ходе сложного этнографического процесса, получившего название античная романизация в период 3 в. до н. э. - 5 в. н. э. В этот период на различные диалекты латыни оказывают влияние субстрат, Долгое время романские языки воспринимались лишь как просторечные говоры классического латинского языка, а потому практически не использовались в письменном виде. Становление литературных форм романских языков во многом опиралось на традиции классической латыни, что позволило им вновь сблизиться в лексическом и семантическом плане уже в новое время.

  1. Французский – Франция (Париж), Канада, Бельгия (Брюссель), Швейцария, Ливан (Бейрут), Люксембург, Монако, Марокко (Рабат).
  2. Провансальский – Франция, Италия, Испания, Монако
  3. Итальянский –Италия, Сан-Марино, Ватикан, Швейцария
  4. Сардинский – Сардиния (Греция)
  5. Испанский – Испания, Аргентина (Буэнос-Айрес), Куба (Гавана), Мексика (Мехико), Чили (Сантьяго), Гондурас (Тегусигальпа)
  6. Галисийский – Испания, Португалия (Лиссабон)
  7. Каталанский – Испания, Франция, Италия, Андорра (Андорра-ла-Велья)
  8. Португальский – Португалия, Бразилия (Бразилиа), Ангола (Луанда), Мозамбик (Мапуту)
  9. Румынский – Румыния (Бухарест), Молдавия (Кишинев)
  10. Молдавский – Молдавия
  11. Македоно-румынский – Греция, Албания (Тирана), Македония (Скопье), Румыния, Болгарский
  12. Ретороманский – Швейцария
  13. Креольские языки – скрещенные романские с местными языками

Италийские:

1. Латинский

2. Средневековая вульгарная латынь

3. Оскские, умбрские, сабельские

Кельтская группа. Кельтские языки - одна из западных групп индоевропейской семьи, близкая, в частности, к италийским и германским языкам. Тем не менее кельтские языки, по всей видимости, не образовывали специфического единства с другими группами, как иногда считалось ранее (в частности, скорее всего, неверна гипотеза кельто-италийского единства, отстаиваемая А. Мейе).

Распространение кельтских языков, как и кельтских народностей, в Европе связывается с распространением гальштаттской (VI-V вв. до н. э.), а затем латенской (2-я половина I тысячелетия до н. э.) археологических культур. Прародина кельтов локализуется, вероятно, в Центральной Европе, между Рейном и Дунаем, однако расселились они очень широко: в 1-й половине I тысячелетия до н. э. они проникли на Британские острова, примерно в VII в. до н. э. - в Галлию, в VI в. до н. э. - на Иберийский полуостров, в V в. до н. э. они распространяются на юг, переходят Альпы и приходят в Северную Италию, наконец, к III в. до н. э. они доходят до Греции и Малой Азии. О древних стадиях развития кельтских языков нам известно сравнительно немного: памятники той эпохи весьма скудны и не всегда легко поддаются интерпретации; тем не менее данные кельтских языков (в особенности древнеирландского) играют важную роль в реконструкции индоевропейского праязыка.

Гойдельская подгруппа

  1. Ирландский – Ирландия
  2. Шотландский – Шотландия (Эдинбург)
  3. Мэнский – мертвый – язык острова Мэн (в Ирландском море)

Бриттская подгруппа

1. Бретонский – Бретань (Франция)

2. Валлийский – Уэльс (Кардифф)

3. Корнский – мертвый – на Корнуолле – полуострове ю-з Англии

Галльская подгруппа

1. Галльский – вымер с эпохи образования французского языка; был распространен в Галлии, Северной Италии, на Балканах и в Малой Азии

Греческая группа. Греческая группа - в настоящее время это одна из самых своеобразных и относительно малочисленных языковых групп (семей) в составе индоевропейских языков. При этом греческая группа - одна из самых древних и хорошо изученных ещё со времён античности. В настоящее время главным представителем группы с полным набором языковых функций является греческий язык Греции и Кипра, имеющий долгую и сложную историю. Наличие единственного полноправного представителя в наши дни сближает греческую группу с албанской и армянской, которые также фактически представлены одним языком каждая.

При этом ранее существовали другие греческие языки и крайне обособленные диалекты, которые либо вымерли, либо находятся на грани исчезновения в результате ассимиляции.

1. новогреческий – Греция (Афины), Кипр (Никосия)

2. древнегреческий

3. среднегреческий, или византийский

Албанская группа.

Албанский язык (алб. Gjuha shqipe) - язык албанцев, коренного населения собственно Албании и части населения Греции, Македонии, Косова, Черногории, Нижней Италии и Сицилии. Число говорящих- около 6 млн человек.

Самоназвание языка - «шкип» - происходит от местного слова «шипе» или «шкипе», что собственно означает «каменистая почва» или «скала». Т. е. самоназвание языка можно перевести как «горский». Слово «шкип» также можно истолковать как «понятный» (язык).

Армянская группа.

Армянский язык - индоевропейский язык, обычно выделяемый в отдельную группу, реже совмещаемый с греческим и фригийским языками. Среди индоевропейских языков является одним из древнеписьменных. Армянский алфавит создан Месропом Маштоцем в 405-406 гг. н. э. (см. Армянская письменность). Общее число говорящих по всему миру - около 6,4 млн человек. В течение своей долгой истории армянский язык контактировал со многими языками. Будучи ветвью индоевропейского языка, армянский в дальнейшем соприкасался с разными индоевропейскими и неиндоевропейскими языками - как живыми, так и ныне мёртвыми, переняв у них и донеся до наших дней многое из того, чего не могли сохранить прямые письменные свидетельства. С армянским языком в разное время соприкасались хеттский и иероглифический лувийский, хурритский и урартский, аккадский, арамейский и сирийский, парфянский и персидский, грузинский и занский, греческий и латинский. Для истории этих языков и их носителей данные армянского языка во многих случаях имеют первостепенное значение. Особенно важны эти данные для урартологов, иранистов, картвелистов, которые черпают многие факты истории изучаемых ими языков из армянского.

Хетто-лувийская группа. Анатолийские языки - ветвь индоевропейских языков (известны также под названием «хетто-лувийские языки»). По данным глоттохронологии, довольно рано обособились от прочих индоевропейских языков. Все языки этой группы являются мёртвыми. Их носители обитали во II-I тыс. до н. э. на территории Малой Азии (Хеттское царство и возникшие на его территории малые государства), позднее были покорены и ассимилированы персами и/или греками.

Древнейшие памятники анатолийских языков - хеттская клинопись и лувийская иероглифика (имелись также краткие надписи на палайском языке, наиболее архаичном из анатолийских). Трудами чешского лингвиста Фридриха (Бедржиха) Грозного данные языки были опознаны как индоевропейские, что способствовало их дешифровке.

Более поздние надписи на лидийском, ликийском, сидетском, карийском и др. языках выполнены малоазийскими алфавитами (частично дешифрованы в XX в.).

1. Хеттский

2. Луувийский

3. Палайский

4. Карийский

5. Лидийский

6. Ликийская

Тохарская группа. Тохарские языки - группа индоевропейских языков, состоящая из мёртвых «тохарского А» («восточно-тохарский») и «тохарского Б» («западно-тохарский»). На них говорили на территории современного Синьцзяна. Дошедшие до нас памятники (первые из них обнаружил в начале XX века венгерский путешественник Аурель Стейн) относятся к VI-VIII векам. Самоназвание носителей неизвестно, «тохарами» их называют условно: греки называли их Τοχάριοι, а тюрки - toxri.

  1. Тохарский А – в Китайском Туркестане
  2. Тохарский В - там же

ИНДОАРИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа народов, говорящих на индоарийских языках. Составляют основное население Южной Азии: в Северной и Центральной Индии - 74%, Пакистане - свыше 80%, Бангладеш - свыше 99% (в основном бенгальцы), Непале - 80%, Шри-Ланке - 82% (сингалы). Индоарийские народы численно преобладают в составе выходцев из Южной Азии в Великобритании (2,2 миллиона человек - оценка по переписи 2001), Канаде (до 2 миллионов человек - оценка по переписи 2005), США (до 2 миллионов человек - оценка по переписи 2001), Южной Африке (до 2 миллионов человек - 2007, оценка), на острове Маврикий (до 1,5 миллионов человек), островах Фиджи (до 1 миллиона человек) и др.

В Индии индоарийские народы насчитывают около 830 миллионов человек, расселены в основном на севере и в центре страны, составляя основное население штатов Уттар-Прадеш, Мадхья-Прадеш, Харьяна, Бихар, Раджастхан, Пенджаб, Гуджарат, Махараштра, Ассам, Западная Бенгалия, Орисса, Джамму и Кашмир и Национальной столичной территории Дели. В числе индоарийских народов есть крупные консолидированные народы: хиндустанцы, маратхи, бенгальцы, гуджаратцы, пенджабцы, ория, бихарцы (майтхили, бходжпури, магадхи), раджастханцы, ассамцы, конкани, а также «зарегистрированные племена» (адиваси) и касты Северной и Западной Индии (бхилы, пахари, гуджары и др.). В Пакистане индоарийские народы насчитывают свыше 130 миллионов человек. Основное население составляют синдхи и пенджабцы (включая этнокастовые общности джатов, раджпутов, гуджаров), а также пахари, урдуязычные общности и др. Индоарийские народы Бангладеш (в основном восточные бенгальцы, а также бихарцы, ория, хиндустанцы, переселившиеся из Индии по религиозным мотивам, и их потомки) насчитывают свыше 140 миллионов человек. Восточные бенгальцы исповедуют ислам и этим отличаются от западных бенгальцев Индии. Численность индоарийских народов в Непале составляет свыше 25 миллионов человек (основное население - непали, носители индуистской культуры в противоположность тибетоязычным монголоидам-буддистам, а также тхару и выходцы из Индии - бихарцы, хиндустанцы, бенгальцы и др.). В Шри-Ланке индоарийские народы насчитывают 14,7 миллионов человек (в основном сингалы, индоарийские предки которых прибыли из Северо-Западной и Северо-Восточной Индии несколькими волнами, начиная с 1-го тысячелетия до нашей эры, и вступили в контакты с автохтонами острова веддами и переселившимися сюда дравидами).

Индоарийские народы сложились в результате контактов и взаимной ассимиляции между племенами ариев, переселившимися в Индостан в последней трети 2-го тысячелетия до нашей эры, и автохтонными народами Южной Азии - племенами мунда, дравидами и тибетo-бирманскими народами, переходившими на индоарийский язык, как язык основанной на индуизме культуры и государственности. Расселение индоарийских народов в Южной Азии прямо связано с границами индийской цивилизации (смотри в статье Индийцы). Расселение индоариев в Индостане было длительным и многоэтапным процессом. Их миграции трудно проследить археологически, поскольку они, будучи подвижными скотоводами, не производили собственной бытовой посуды, пользуясь керамикой местного населения. С «ведийскими индоариями» многие археологи связывают серой расписной керамики культуру в северной части долины Ганга. Другую волну арийской миграции на западе и юге Индостана представляют, возможно, памятники мегалитической культуры (наиболее ранние - 12 век до нашей эры), близкие к некоторым культурам Северного Ирана. Носители мегалитической культуры со временем, по-видимому, утратили язык, растворившись среди дравидского населения. «Неведийские» индоарии обитали также в Пенджабе и на юге долины Ганга; именно в среде этих восточных ариев сформировались основные неведийские религиозные учения Древней Индии - буддизм и джайнизм. В раннеисторический период формой правления у многих племён «неведийских» индоариев были «кшатрийские республики» или «олигархии», где власть принадлежала воинской знати (кшатриям), избиравшей царя-вождя (раджан) или осуществлявшей ротацию власти между избранными кланами, тогда как у «ведийских» индоариев нормой было наследственное правление царя, руководимого наследственным же родовым жрецом (пурохита). Со временем все «неведийские» племена (за исключением переселившихся на остров Шри-Ланка сингалов) оказались вовлечены в сферу влияния ведийско-индуистской культуры.

С 1980-х годов среди части индийских учёных распространилась тенденция к отрицанию историчности арийской миграции и утверждению автохтонности индоариев в Индии, выражающаяся либо в неприятии всего сравнительного языкознания с его учением о языковых семьях как «колониалистской лженауки», либо в гипотезах о происхождении всех индоевропейских языков из Индии (вплоть до попыток реконструировать общий праязык для санскрита и дравидийских языков).

Лит.: The Indo-Aryans of ancient South Asia: language, material culture and ethnicity / Ed. by G. Erdosi. В., 1995; Bryant Е. The quest for the origins of Vedic culture: the Indo-Aryan migration debate. Oxf.; N. Y., 2001.

Я. В. Васильков, Е. Н. Успенская.

Представлена в России всего одним народом - цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык имеет несколько диалектов. Самая крупная группа- рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру- выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы - длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев- православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

Представлена в России всего одним народом - цыганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочисленные этнографические группы, а цыганский язык име ет несколько диалектов. Самая крупная группа - русская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать довари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в "северо- западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в ХУ-ХУ1 вв., вторая - через Германию и Польшу в ХУ1-ХУП вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканского влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рассеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах (женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесорубами. Большинство цыган кочевали, но те из них, которые регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивляются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась в конце XVIII в., когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру- выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском языке не появлялись.

Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . - 432 с.. 2000 {original}

Еще по теме Индоарийская группа:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе
· Санскрит)
Древнеиранский
(Авестийский · Древнеперсидский) Этнические группы Индоарийцы · Иранцы · Дарды · Нуристанцы Религии Праиндоиранская религия · Ведийская религия · Гиндукушская религия · Индуизм · Буддизм · Зороастризм
Древняя литература Веды · Авеста

Индоевропейцы

Индоевропейские языки
Анатолийские · Албанский
Армянский · Балтские · Венетский
Германские · Греческие Иллирийские
Арийские : Нуристанские , Иранские , Индоарийские , Дардские
Италийские (Романские)
Кельтские · Палеобалканские
Славянские · Тохарские

курсивом выделены мёртвые языковые группы

Индоевропейцы
Албанцы · Армяне · Балты
Венеты · Германцы · Греки
Иллирийцы · Иранцы · Индоарийцы
Италики (Романцы) · Кельты
Киммерийцы · Славяне · Тохары
Фракийцы · Хетты курсивом выделены ныне не существующие общности
Праиндоевропейцы
Язык · Прародина · Религия
Индоевропеистика

Классификация

До сих пор не существует общепринятой классификации новоиндийских языков. Первые попытки были предприняты в 1880-х гг. немецким лингвистом А. Ф. Р. Хёрнле. Наиболее известными были классификация англо-ирландского лингвиста Дж. А. Грирсона и индийского лингвиста С. К. Чаттерджи (1926).

В основе первой классификации Грирсона (1920-е годы), впоследствии отвергнутой большинством учёных, лежит различение «внешних» (периферийных) языков и «внутренних» (которые должны были соответствать ранней и поздней волнам миграции ариев в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делились на северо-западные (лахнда, синдхи), южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгальский, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членились на 2 подгруппы: центральную (западный хинди, панджаби, гуджарати, бхили, кхандеши, раджастхани) и пахари (непальский , центральный пахари, западный пахари). В состав промежуточной подгруппы (Mediate) входит восточный хинди . В издании 1931 года был представлен значительно переработанный вариант этой классификации, в основном за счёт переноса всех языков, кроме западного хинди, из центральной в промежуточную группу. При этом в Ethnologue 2005 по-прежнему принята самая старая классификация Грирсона 1920-х гг.

Позднее свои варианты классификации были предложены Тёрнером (1960), Катре (1965), Нигамом (1972), Кардоной (1974).

Наиболее обоснованным можно считать разделение индоарийских языков прежде всего на островную (сингальский и мальдивский языки) и материковую подветви. Классификации последней разнятся между собой в основном в вопросе о том, что следует включать в центральную группу. Ниже языки в группах перечислены при минимальном составе центральной группы.

Островная (сингальская) подветвь Материковая подветвь Центральная группа минимальный состав В разных классификациях может также включать восточный панджаби , восточный хинди , фиджийский хинди , бихари , всю западную и северную группы . Восточная группа

  • Ассамо-бенгальская подгруппа
    • бишнуприя (бишнуприя-манипури)
  • Бихарский язык (бихари): майтхили , магахи , бходжпури , садри , ангика
  • Халби (халеби)
  • Восточный хинди - промежуточный между восточной и центральной группами
Северо-западная группа
  • «Панджабская зона»
    • восточный панджаби (пенджаби) - близок хинди
    • лахнда (западный панджаби, ленди): сараики , хиндко , кхетрани
    • гуджури (годжри)
Западная группа
  • раджастхани - близок хинди
Юго-западная группа Северная группа (пахари) Западный пахари относится к северо-западной группе
  • центральный пахари : кумауни и гархвали
  • непальский язык (восточный пахари)
Цыганская группа
  • ломаврен (язык армянских цыган боша)
парья - в Гиссарской долине Таджикистана

В то же время языки раджастхани, зап. и вост. хинди и бихари включаются в т. н. «Пояс хинди ».

Периодизация

Древнеиндийские языки

Древнейший период развития индоарийских языков представлен ведийским языком (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до н. э.) и санскритом в нескольких его литературных разновидностях [эпическим (3-2 вв. до н. э.), эпиграфическим (первые века н. э.), классическим санскритом (расцвет в 4-5 вв. н. э.)].

Отдельные индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодческие термины), засвидетельствованы начиная с XV века до н. э. в т. н. митаннийском арийском несколькими десятками глосс в хурритских документах из Северного Двуречья (царство Митанни). Ряд исследователей относят к вымершим индоарийским языкам также касситский (с точки зрения Л. С. Клейна, он мог быть тождественен митаннийскому арийскому).

Среднеиндийские языки

Среднеиндийский период представлен многочисленными языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письменной форме с сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за которым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апабхранша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоиндийским языкам).

Новоиндийский период

Новоиндийский период начинается после X в. Представлен приблизительно тремя десятками крупных языков и большим количеством диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга.

Ареальные связи

На западе и северо-западе граничат с иранскими (белуджский язык , пушту) и дардскими языками , на севере и северо-востоке - с тибето-бирманскими языками , на востоке - с рядом тибето-бирманских и мон-кхмерских языков, на юге - с дравидийскими языками (телугу , каннада). В Индии в массив индоарийских языков вкраплены языковые островки других лингвистических групп (языков мунда, мон-кхмерских, дравидийские и др.).

См. также

Напишите отзыв о статье "Индоарийские языки"

Литература

  • Елизаренкова Т. Я. Исследования по диахронической фонологии индоарийских языков. М., 1974.
  • Зограф Г. А. Морфологический строй новых индоарийских языков. М., 1976.
  • Зограф Г. А. Языки Индии. Пакистана. Цейлона и Непала, М.. 1960.
  • Трубачев О. Н. Indoarica в Северном Причерноморье. М., 1999.
  • Чаттерджи С. К. Введение в индоарийское языкознание. М., 1977.
  • Языки Азии и Африки. Т. 1: Индоарийские языки. М., 1976.
  • Языки мира : Индоарийские языки древнего и среднего периодов. М., 2004.
  • Bailey T. G. Studies in North Indian languages. L., 1938.
  • Beames, John. A comparative grammar of the modern Aryan languages of India: to wit, Hindi, Panjabi, Sindhi, Gujarati, Marathi, Oriya, and Bangali. V. 1-3. London: Trübner, 1872-1879.
  • Bloch J. Indo-Aryan from the Vedas to modern times. P., 1965.
  • Cardona, George. The Indo-Aryan Languages // Encyclopedia Britannica, 15. 1974.
  • Chatterji, Suniti Kumar: The Origin and Development of Bengali Language. Calcutta, 1926.
  • Deshpande, Madhav. Sociolinguistic attitudes in India: An historical reconstruction. Ann Arbor: Karoma Publishers, 1979. ISBN 0-89720-007-1 , ISBN 0-89720-008-X (pbk).
  • Erdosy, George. The Indo-Aryans of ancient South Asia: Language, material culture and ethnicity. Berlin: Walter de Gruyter, 1995. ISBN 3-11-014447-6 .
  • Grierson, George A. Linguistic survey of India (LSI). Vol. I-XI. Calcutta, 1903-28. Reprint Delhi 1968.
  • Grierson, George A. On the Modern Indo-Aryan Vernaculars. Delhi, 1931-33.
  • Hoernle R. A comparative grammar of the Gaudian languages. L., 1880.
  • Jain, Dhanesh; Cardona, George. The Indo-Aryan languages. London: Routledge, 2003. ISBN 0-7007-1130-9 .
  • Katre, S. M.: Some Problems of Historical Linguistics in Indo-Aryan. Poona 1965.
  • Kobayashi, Masato; Cardona, George. Historical phonology of old Indo-Aryan consonants. Tokyo: Research Institute for Languages and Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 2004. ISBN 4-87297-894-3 .
  • Masica, Colin P. The Indo-Aryan languages. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. ISBN 0-521-23420-4 .
  • Misra, Satya Swarup. The Old-Indo-Aryan, a historical & comparative grammar (Vols. 1-2). Varanasi: Ashutosh Prakashan Sansthan, 1991-1993.
  • Nigam, R.C.: Language Handbook on Mother Tongue in Census. New Delhi 1972.
  • Sen, Sukumar. Syntactic studies of Indo-Aryan languages. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Foreign Cultures of Asia and Africa, Tokyo University of Foreign Studies, 1995.
  • Turner, R.L.: Some Problems of Sound Change of Indo-Aryan. Poona 1960.
  • Vacek, Jaroslav. The sibilants in Old Indo-Aryan: A contribution to the history of a linguistic area. Prague: Charles University, 1976.
Словари
  • Turner R. L. A comparative dictionary of the Indo-Aryan languages, L., 1962-69.

Отрывок, характеризующий Индоарийские языки

и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.
В особенности после соединения армий блестящего адмирала и героя Петербурга Витгенштейна это настроение и штабная сплетня дошли до высших пределов. Кутузов видел это и, вздыхая, пожимал только плечами. Только один раз, после Березины, он рассердился и написал Бенигсену, доносившему отдельно государю, следующее письмо:
«По причине болезненных ваших припадков, извольте, ваше высокопревосходительство, с получения сего, отправиться в Калугу, где и ожидайте дальнейшего повеления и назначения от его императорского величества».
Но вслед за отсылкой Бенигсена к армии приехал великий князь Константин Павлович, делавший начало кампании и удаленный из армии Кутузовым. Теперь великий князь, приехав к армии, сообщил Кутузову о неудовольствии государя императора за слабые успехи наших войск и за медленность движения. Государь император сам на днях намеревался прибыть к армии.
Старый человек, столь же опытный в придворном деле, как и в военном, тот Кутузов, который в августе того же года был выбран главнокомандующим против воли государя, тот, который удалил наследника и великого князя из армии, тот, который своей властью, в противность воле государя, предписал оставление Москвы, этот Кутузов теперь тотчас же понял, что время его кончено, что роль его сыграна и что этой мнимой власти у него уже нет больше. И не по одним придворным отношениям он понял это. С одной стороны, он видел, что военное дело, то, в котором он играл свою роль, – кончено, и чувствовал, что его призвание исполнено. С другой стороны, он в то же самое время стал чувствовать физическую усталость в своем старом теле и необходимость физического отдыха.
29 ноября Кутузов въехал в Вильно – в свою добрую Вильну, как он говорил. Два раза в свою службу Кутузов был в Вильне губернатором. В богатой уцелевшей Вильне, кроме удобств жизни, которых так давно уже он был лишен, Кутузов нашел старых друзей и воспоминания. И он, вдруг отвернувшись от всех военных и государственных забот, погрузился в ровную, привычную жизнь настолько, насколько ему давали покоя страсти, кипевшие вокруг него, как будто все, что совершалось теперь и имело совершиться в историческом мире, нисколько его не касалось.
Чичагов, один из самых страстных отрезывателей и опрокидывателей, Чичагов, который хотел сначала сделать диверсию в Грецию, а потом в Варшаву, но никак не хотел идти туда, куда ему было велено, Чичагов, известный своею смелостью речи с государем, Чичагов, считавший Кутузова собою облагодетельствованным, потому что, когда он был послан в 11 м году для заключения мира с Турцией помимо Кутузова, он, убедившись, что мир уже заключен, признал перед государем, что заслуга заключения мира принадлежит Кутузову; этот то Чичагов первый встретил Кутузова в Вильне у замка, в котором должен был остановиться Кутузов. Чичагов в флотском вицмундире, с кортиком, держа фуражку под мышкой, подал Кутузову строевой рапорт и ключи от города. То презрительно почтительное отношение молодежи к выжившему из ума старику выражалось в высшей степени во всем обращении Чичагова, знавшего уже обвинения, взводимые на Кутузова.