Линия Мажино и её мифы. Мажино линия

Система фортификационных сооружений вдоль восточной границы Франции (протяженность ок. 380 км); считалась наиболее укрепленной пограничной линией в Европе. Название – по имени А. Мажино …

- («Мажино линия»,) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона протяжённостью около 380 км. Построена по предложению военного министра А. Мажино (A. Maginot) в 1929 34, совершенствовалась до 1940.… … Большая советская энциклопедия

- «МАЖИНО ЛИНИЯ», система французских укреплений (строилась в 1929 34; совершенствовалась до 1940) на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона; ок. 400 км. Названа по имени военного министра генерала А. Мажино (A. Maginot). В 1940 немецко… … Энциклопедический словарь

И укрепленные районы на ней (1939 1941 гг.) Г. К. Жуков о линии Мол … Википедия

В районе Буллекурта (Bullecourt), вид с воздуха … Википедия

Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) система французских укреплений на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона. Была построена в 1929 1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного… … Википедия

Карельский перешеек. Границы между СССР и Финляндией до … Википедия

Франц. фортификац. укрепления стратегич. назначения на границе с Германией. Названа по имени воен. министра А. Мажино. Представляла собой систему долговрем. укрепл. р нов, полос и участков протяженностью св. 400 км. Возводилась в 1928 40 на базе… … Советская историческая энциклопедия

Бункер H4 восле села Гаахт и шлюз, через который противотанковый ров должен был наполняться водой Диля … Википедия

Мажино линия - см. Линия Мажино … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

Книги

  • "Линия Сталина" в бою , Виниченко М.В., Рунов В.А.. Ее превозносят как "самую мощную и протяженную оборонительную систему" в истории, по всем статьям превосходящую знаменитые "Линию Маннергейма" и "Линию Мажино" . Ее величают "неприступной…
  • Все укрепрайоны и оборонительные линии Второй Мировой , Валентин Рунов. НОВАЯ книга от автора бестселлера «Линия Сталина» в бою». Подлинная история всех укрепрайонов и оборонительных полос Второй Мировой войны и боевых действий при ихпрорыве. Линия Маннергейма и… электронная книга

Линия Мажино (фр. la Ligne Maginot) - система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгюйона. Была построена в 1929-1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино. В её состав входили 5600 долговременных оборонительных укреплений, 70 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Французские генералы полагали, что немцы будут действовать так же, как в кампании 1914 года. Попробуют провести прорыв с северо-востока через территорию Бельгии. План французской обороны предусматривал отражение немецкого наступления на реке Диль, с ведением пассивной обороны на укреплениях линии Мажино. Строительство данной линии началось в 1928 году и к 1936 году основные строительные работы были завершены. Ответственным за возведение «непреодолимой линии» обороны был военный министр Франции Андрэ Мажино, именем которого и была названа система фортификационных сооружений.

В восточной части Франции были расположены 10 самых богатых провинций, в которых в 30-40-х годах прошлого века производилось около 60% стали и стальных изделий, добывалось 76,5% цинка и 94% меди. При любом развитии войны армия должна была сделать все возможное, чтобы не допустить немцев в эти важные экономические районы. В первую очередь с северного и северо-восточного направлений.

В военной науке различают 2 основных типа обороны – жесткая (позиционная) и маневренная . При позиционной обороне войска упорно защищают выбранный рубеж и пытаются не попустить противника за линию фронта. В то же время маневренная оборона основана на том, что позиции не удерживаются жестко и могут быть сданы, когда же противник истощит свои резервы и наступательные возможности, утраченное положение обороняющиеся пытаются вернуть контрударами. Маневренная оборона вполне допускает временную потерю отдельных территорий.

Маневренный тип обороны особенно любят военные, и в большинстве случаев не переносят государственные деятели и политики . Военные любят его за то, что этот метод не делает обороняющиеся войска пассивными, не дает наступающему противнику навязывать свою волю, позволяет в подходящий момент перехватить инициативу и перейти к наступлению. В то время как позиционная оборона ставит обороняющихся в заведомо проигрышное положение, ведь противник рано или поздно нащупает брешь в обороне, что будет чревато окружением всей обороняющейся группировки.

Политиков же маневренная оборона заставляет нервничать, им бывает очень трудно объяснить населению страны потерю той или иной территории, оставления ее под властью оккупантов и связанные с этим человеческие и материальные потери. Население страны часто рассматривает это как неудачный ход войны. Моральное состояние, как и доверие к политикам падает, что может быть чревато поражением.

Задачей французской армии в войне было не допустить немцев в богатейшие промышленные районы Франции, что поставило бы страну в тяжелейшее положение и лишило армию возможности пополнения ресурсами. Париж видел выход из ситуации в выстраивании вдоль германской границы непробиваемой обороны, что требовало постройки мощных фортификационных сооружений, способных выдерживать обстрел крупнокалиберной артиллерии и длительное время сдерживать атаки больших масс пехоты.

Французы прекрасно понимали, что вермахт постарается ворваться во Францию через Бельгию, как и в Первую мировую войну, а линия Мажино просто не позволит им нанести удар в другом месте . В Париже считали, что, удерживая большую часть северной и северно-восточной границы, они не пропустят немцев в промышленные районы страны, навязав немцам полевые сражения на севере Франции с переносом боев в Бельгию. При этом французские генералы полагали, что в любой момент смогут нанести по противнику контрудар из-за линии Мажино в направлении на север, отрезая всю германскую армию и перехватывая все ее линии снабжения.

На строительство линии Мажино французы потратили очень внушительную по тем временам сумму - около 3 млрд. франков или 1 млрд. долларов. Общая численность войск, располагавшихся на линии, доходила до 300 000 человек . В подземных многоуровневых фортах размещались помещения для личного состава, мощные вентиляционные установки, электростанции, проложенные узкоколейные дороги, комнаты отдыха, госпитали, телефонные станции, которые были недосягаемы для бомб и снарядов. В верхних наземных этажах были расположены орудийные и пулеметные казематы, снабженные лифтами для подачи боеприпасов.

Форты представляли из себя вкопанные глубоко в землю бетонные «коробки», толщина стен которых доходила до 3-4 метров . Наверху обычно располагались лишь бронебашни-турели. Перед первой линией обороны по возможности были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны находилась целая сеть из опорных точек – бетонных площадок, предназначенных для размещения пехоты, артиллерии, прожекторов.

Склады боеприпасов и снаряжения располагались на глубине до 50 метров . В глубине обороны располагались позиции дальнобойной артиллерии на железнодорожном ходу. Еще дальше располагалась старая модернизированная оборонительная линия, включавшая форты Бельфор, Верден, Эпиналь и ряд других.Глубина линии Мажино на некоторых участках доходила до 90-100 км , французские генералы считали ее неприступной.

Поэтажное устройство фортов выглядело примерно следующим образом. На поверхности были расположены лишь бетонированные пулеметные гнезда и артиллерийские блокгаузы, противотанковые ямы и заграждения. Ниже под землю уходил ряд этажей форта, связь между которыми осуществлялась по лестницам и лифтам, максимальная глубина укреплений могла достигать 100 метров . Толщина железобетонной крыши любого форта доходила до 3,5 м, что позволяло выдерживать обстрел снарядами калибра до 420 мм.

На первых двух этажах форта располагались помещения для гарнизона. Здесь же был установлен ряд дизелей, приводивших в движение вентиляционные установки, осуществляющие подачу воздуха во все помещения форта, а также динамо-машины, обеспечивавшие выработку электричества. Подобные двигатели были расположены и на других этажах, выполняя роль страхующих, на случай выхода из строя какого-либо из них.

На третьем этаже форта размещались боеприпасы для текущего боепитания и запасы воды и продуктов. На четвертом этаже находилась телефонная станция и помещения канцелярии форта.

На пятом этаже располагались запасы медикаментов и помещения госпиталя, ниже на шестом уровне проходил тоннель электрифицированной подземной узкоколейки, посредством которой осуществлялась быстрая переброска боеприпасов и войск на нужное направление. Главный путь этого подземного метро был двухколейным, вспомогательные подъездные пути – одноколейными.

На уровне седьмого этажа находился штаб форта , еще ниже были расположены резервные склады боеприпасов и резервные дизели. На достаточно большую глубину форт защищался сплошными бетонными стенами, которые устраняли возможность проникновения в форт или его подрыв с использованием подкопа.

Линия Мажино была чудом фортификационной мысли своего времени :
– 5600 долговременных оборонительных укреплений,
- 70 бункеров,
- 500 артиллерийских и пехотных блоков,
- около 500 казематов,
- многочисленные блиндажи и наблюдательные пункты.

Протяженность линии около 400 км. Средняя плотность была на уровне 7,7 сооружений на 1 км фронта (на некоторых участках это число доходило до 14). Нигде между ДОТами не было промежутков, превышающих по длине 8 км. Часть дотов была оборудована артиллерийскими и пулеметными бронеколпаками, которые могли подниматься для ведения огня и опускаться потом под землю, избегая ответного огня противника.

#gallery-1 {
margin: auto;
}
#gallery-1 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 33%;
}
#gallery-1 img {
border: 2px solid #cfcfcf;
}
#gallery-1 .gallery-caption {
margin-left: 0;
}



Основу укрепленных секторов составляли большие форты, между которыми располагались малые форты и отдельные ДОТы, а также танковые башни. Все боевые сооружения УС объединялись единым командованием, и их расположение на местности обеспечивало взаимную видимость и связь. Система огня была организована так, что соседние сооружения всегда могли поддержать огнем атакованный форт или ДОТ или закрыть огнем брешь, если укрепление захвачено или разрушено противником.

Часть укрепрайонов была оборудована специальными плотинами, которые обеспечивали затопление обширных территорий и подземных сооружений в случае их захвата неприятелем. При постройке линии были задействованы многие передовые для того времени военно-инженерные решения.

Многие историки считают, что линия Мажино не оправдала себя полностью, что является правдой лишь отчасти. Свое основное значение линия выполнила – сильно ограничила масштаб атак на те районы, которые были ей защищены. Трагедия заключалась в другом - многочисленные просчеты французского командования и руководства страны свели на нет все те преимущества, которые предоставляла им эта мощнейшая в мире оборонительная линия.

Главная и самая трагическая ошибка французского генералитета заключалась в том, что они не смогли предугадать новой тактики, которую навязал им вермахт . Немцы сделали своим козырем стремительные удары крупных механизированных соединений, основной ударной силой которых были танки.

Полевая оборона французской армии и английского экспедиционного корпуса просто не выдерживала натиска механизированных соединений. Вопреки планам французского командования им не удалось навязать немцам позиционные бои ни на территории Бельгии, ни на территории севера Франции, пропустив немецкие части в тыл линии Мажино.

/По материалам popmech.ru , rusproject.org и azbukivedi-istoria.ru /

#gallery-2 {
margin: auto;
}
#gallery-2 .gallery-item {
float: left;
margin-top: 10px;
text-align: center;
width: 33%;
}
#gallery-2 img {
border: 2px solid #cfcfcf;
}
#gallery-2 .gallery-caption {
margin-left: 0;
}



"Внутри цитадели статической (статичной?) войны.
Один из бастионов могучей Линии Мажино"
Из публикаций в английской (американской?) прессе за декабрь 1939 года.

В-принципе, английские подписи не должны смущать людей, знакомых с военным делом, но не владеющих английским языком - все очевидно.

Из Википедии:

Ли́ния Мажино́ (фр. la Ligne Maginot ) — система французских укреплений, на границе с Германией от Бельфора до Лонгийона . Была построена в 1929 —1934 годах (затем совершенствовалась вплоть до 1940 года). Длина около 400 км. Названа по имени военного министра Андре Мажино.

В её состав входили 39 долговременных оборонительных укреплений, 75 бункеров, 500 артиллерийских и пехотных блоков, 500 казематов, а также блиндажи и наблюдательные пункты.

Линия Мажино была построена для выполнения нескольких целей:


  • Для того, чтобы избежать внезапного нападения и дать сигнал к началу оборонных мероприятий.

  • Чтобы защитить Эльзас и Лотарингию (эти территории были отданы Франции в 1919 ) и их промышленный потенциал.

  • Чтобы быть использованной в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.

  • Для того, чтобы сдержать наступление противника на время проведения мобилизации и до тех пор, пока основная часть армии могла бы быть подведена к линии.

Французы предполагали, что немцы будут действовать так же, как и в 1914 году — предпримут обход французских войск через Бельгию с северо-востока. Поэтому их план обороны предполагал отражение немецкого нападения на реке Диль и пассивную оборону на укреплённой линии Мажино.

На строительство линии Мажино было затрачено около 3 млрд франков (1 млрд долларов в ценах тех лет). Общая численность войск на линии достигала 300 тыс. человек. В подземных многоуровневых фортах были оборудованы жилые помещения для личного состава, электростанции, мощные вентиляционные установки, узкоколейные железные дороги, телефонные станции, госпитали, комнаты отдыха, недосягаемые для снарядов и авиабомб. В верхних наземных этажах располагались снабженные лифтами орудийные казематы. Они представляли собой вкопанные в землю бетонные «коробки» с толщиной стен и потолка 3,5—4 метра. Наверх выступала бронебашня-турель.

Перед первой линией обороны были вырыты противотанковые рвы и выставлены заграждения из противотанковых ежей. За первой линией обороны располагалась сеть опорных точек — бетонных площадок для пехоты, артиллерии, прожекторов и т. д. У этих точек на глубине около 50 метров под землей находились склады боеприпасов и снаряжения, снабженные лифтами. Еще дальше размещались позиции дальнобойных крупнокалиберных орудий на железнодорожном ходу. Была также модернизирована старая оборонительная линия , состоящая из фортов Бельфор, Эпиналь, Верден и др. Глубина обороны Линии Мажино составляла 90—100 км.

Французские военные стратеги считали линию Мажино неприступной. После ввода войск Вермахта в Польшу в 1939 году Франция и Великобритания решили, что быстро помочь Польше они уже ничем не смогут и вместо этого начали планировать длительную войну. В начале сентября Франция нерешительно двинула свои войска в Саарскую область, но 4 октября, после поражения Польши, вновь отвела их за линию Мажино (так называемая Странная война). В 1940 году германские войска стремительно обошли линию Мажино с севера через Арденны. После капитуляции Франции гарнизон линии Мажино сдался.

14 июня 1940 года 1-я и 7-я пехотные армии группы армий «С» генерал-полковника Вильгельма фон Лееба (19 июля 1940 года произведён в генерал-фельдмаршалы) атаковали линию Мажино и прорвали её. Оборонительные сооружения линии Мажино были прорваны за несколько часов в результате наступления пехоты даже без танковой поддержки. Германская пехота наступала при мощной авиационной и артиллерийской поддержке, широко применялись дымовые снаряды. Вскоре выяснилось, что многие из французских дотов не выдерживают прямых попаданий артснарядов и авиабомб. Кроме того, большое количество сооружений не были приспособленыдля круговой обороны, и их легко можно было атаковать с тыла и фланга гранатами и огнемётами.

Многие историки считают, что в условиях современной войны такие высокозатратные фортификационные сооружения довольно уязвимы и не обеспечивают эффективную защиту. Однако справедливости ради следует отметить, что по большей части линия Мажино, как она была задумана создателями в 1920-х годах, выполнила свою основную задачу, которая состояла в ограничении масштаба атак на позиции, защищённые линией. Главная и качественно выстроенная часть линии была построена до 1936 года, когда Бельгия отказалась от союзнического пакта с Францией, объявив нейтралитет, что вынудило последнюю спешно достраивать линию вдоль бельгийской границы до Атлантического океана. Эта новая часть линии была построена в спешке и не была доведена до должного уровня защиты. Поэтому, когда говорится о прорыве линии Мажино, то имеется в виду прорыв новых участков линии, построенных в болотистой местности, где строительство подземных сооружений было очень затруднено. Поражение Франции в 1940 году не было результатом недостатков центральной части линии (которая, несмотря на многочисленные попытки германской армии, была прорвана лишь в двух местах, что произошло уже после падения Парижа и отступления большей части французской армии), а произошло в результате многочисленных стратегических просчётов правительства Французской республики, не сумевшего воспользоваться теми преимуществами, которые создавались существованием этой мощной оборонной линии.

После войны часть сооружений линии Мажино передана под склады военного имущества. Своеобразной видеоэкскурсией по линии Мажино в XXI веке может служить французский фильм 2004 года «Багровые реки 2: Ангелы апокалипсиса».

Путешествующий по Эльзасу обязательно посетит Страсбург, прокатится по винному пути, повосхищается фахверковой архитектурой и, возможно, ещё заскочит в какой-нибуть местный замок. Но далеко не каждый вспомнит, что в этой провинции разворачивались кровавые события многих войн. Эльзас помнит многомесячное противостояние фронтов немецкой и французкой армий во время Первой Мировой войны. Очень интересные события разворачивались здесь и во Вторую Мировую. Мест так или иначе связанных с этими историческими событиями в этом регионе огромное количество. Самым грандиозным памятником прошедших войн можно назвать Линию Мажино - гигантскую систему укреплений на границе с Геманией.


2.

То что в своё время построили здесь французы можно смело назвать настоящим чудом военно-оборонительной инженерии. Кстати, Мажино - это фамилия военного министра Франции. Стоит только вдуматься в эти числа - 39 долговременных укреплений, 70 бункеров, 500 артелирийских блоков, 500 казематов, а ещё несчётное количество блиндажей и наблюдательных пунктов. На один квадратный километр линии приходилось в среднем 14 дотов. То, что скрыто под землёй и 4-метровым слоем бетона, тоже поражает воображение - многоуровневые форты, электростанции, склады, штабы, мощные вентялиционные системы, узкоколейные железные дороги, госпитали, лифты и телефонные станции. Многие укрепления уходили под землю на глубину 50 метров. К тому же на поверхности была организована специальная сеть плотин для затопления окружающей местности. Многие доты были построенны по последнему слову техники с артиллерийскими бронеколпаками, которые могли подниматься для артобстрелов и вновь опускаться под землю. Численность войск, занятых на всей линии обороны достигало 300 тысяч человек.
3.

Французы вложили в это мероприятие чудовищную сумму в 3 миллиарда франков и были до поры уверенны, что создали уникальное и абсолютно неприступное укрепление. Удивительно и то, что строительство линии Мажино начиналось ещё в 1929 году. То есть тогда, когда о никакой агрессии со стороны ослабленной и раздробленной Германии не могло быть и речи. Воистину дух войны летал над Европой!
4.

Но французы готовились к новой войне, опираясь на опыт старой, с затяжными позиционными боями. Точнее они были уверенны, что никто даже не станет думать нападать на такую совершенную систему обороны. Цель всей линии Мажино - заставить Германию воевать только в восточном направлении. Но французы не дооценили немцев. Те вовсе не собирались воевать по навязанным им правилам.
5.

После захвата фашистами Польши, Англия и Франция начали против Германии, так называемою, „Странную войну“. То есть война была объявлена, но артиллеристы обеих сторон не стреляли, самолёты не бомбили, одним словом главная задача была не беспокоить противника. Вот тут то и был главный просчёт французов. Немецкая армия выбрала стратегию короткого блицкрига и успешно прорвав линию Мажино со стороны Бельгии в двух местах коротким и быстрым маневром захватила Париж. Через несколько дней Франция объявила капитуляцию и гарнизон линии Мажино без боя сдался на милость победителя. Не правда ли, поучительная история!
6.

Мы посетили лишь два объекта линии Мажино из большого количества хорошо сохранившихся частей укреплений. Почти повсеместно в наши дни в этих разрозенных частях некогда единной системы действуют музеи. Для любителей военной истории это отличная возможность походить по подземельям, прочувствовать дух и быт тех времён. Но вот не задача! Большинство этих музеев работает лишь летом, да иногда по выходным. Так что во внутрь нам попасть не удалось. Сперва мы заехали в местечко под названием Шоненбург.
7.

Здесь в небольшом сосновом лесочке расположился крупный опорный пункт линии Мажино. На въезде нас встретило заброшенное здание КПП. Чуть далее мы увидели мощные стены бункеров. Тоннели Шоненбурга распологаются на глубине до 30 метров и растянулись в длину до трёх километров. Внутрь форта ведёт действующая узкоколейка. Маленький паровозик, который мы разглядели сквозь запертую решётка, возит по подземельям форта туристов.
8.

Сохранность форта отличная, хотя ему и пришлось попасть под сильный отвлекающий огонь немецкой артиллерии в 1940 году. Музей Шоненбурга, наверняка, очень интересный, но нам пришлость довольствоваться лишь его внешним осмотром. То же разочарование нас ждало у бункера Хаттен. Его мощные бронированные двери оказались запертыми.
9.

Это укрепление особенно интересно тем, что оно успело поучаствовать в крупном сражении. Причём не на стороне французов, а немцев. В 1945 году бункер Хаттена оказался крепким орешком для наступающей американской армии. О двухнедельном кровопролитном сражении свидетельствуют его стены, исчерченные следами пуль и снарядов.
11.

Огромные рванные воронки с клочьями арматуры служат свидетельством попадания в бункер мощых авиабомб. Немцы в Хаттене смогли сделать то, что не удалось французам и заствали американцев отступить на этом участке фронта и искать другие возможности для наступления. В этом месте, даже не заходя во внутрь, мы почувствовали неуловимый дух войны, который не в силах стереть годы.
12.

На верхушке бункера теперь стоит американский танк „Шерман“, который служит хорошим ориентиром для проезжающих мимо посетителей. А ещё здесь удивительно спокойно. Даже проходящее рядом шоссе не нарушает этой особой тишины. Как будто страшный бой закончился лишь вчера... Хочется верить, что эта тишина будет длиться вечность!
13.

Я очень жалею, что не обладал в этот раз достаточным количеством времени и возможностей для более подробной экскурсии по линии Мажино. Кто знает получится ли когда сюда вернуться. Но частичка истории этих мест сохранилась в моей памяти. А значит заехали мы сюда не зря...
14.


«В линию Мажино французы вгрохали кучу денег, а она оказалась совершенно бесполезной: немцы её обошли» - примерно так выглядит распространённое мнение об историческом значении наиболее знаменитой Великой китайской стены новейшей истории. Между строк тут прочитывается осуждение: бестолку потратили кучу денег, лучше бы танков и самолётов наделали. Вот дураки французы. Зачастую, подобная категоричность произрастает из недостатка или несистематичности знаний о предмете. Давайте попробуем их немного упорядочить.

ГЕОГРАФИЯ

Если сталь - хлеб индустрии, то железная руда и уголь - мука для этого хлеба. На западном берегу Рейна, по воле Плутона, оказались крупнейшие в Европе залежи железной руды, а рядом удобно расположились угольные месторождения. Реки Рейн и Маас были готовыми дорогами для угольных и рудных барж, да ещё люди понарыли множество каналов. Немудрено, что вокруг этих природных богатств в Бельгии, Люксембурге, Франции и Германии как на дрожжах наросла металлургическая и машиностроительная промышленность. Наросла она не очень считаясь с начертанием государственных границ, в итоге вышло так, что стратегически-важные промышленные районы, что во Франции, что в Германии, оказались в опасной близости к местам возможных военных действий в самый начальный период войны.

Франко-германская граница идёт от Швейцарии на север по реке Рейн, причём на значительной части своего протяжения она подпёрта с тылу Вогезскими горами на французской стороне и Шварцвальдом на немецкой; здесь природа благоприятствует её обороне. Но чуть южнее Карлсруэ, граница поворачивает на северо-запад и не опирается ни на какие естественные рубежи влоть до самого Люксембурга. И выходит, что в непосредственной близости к границе оказываются с французской стороны богатейшие лотарингские железные рудники, а с немецкой - жирные саарские угольные шахты.

ПОЛИТИКА

После поражения Германии в Первой мировой войне, французы смогли добиться оккупации западного берега Рейна (и нескольких плацдармов на восточном берегу) союзными войсками. С 1920 года французы имели военное соглашение с Бельгией о совместной обороне от германской агрессии, на основании которого проводились периодические консультации начальников штабов. Кроме того, французская дипломатия сумела создать некоторый «противовес» на востоке, заключив союзные договоры с Польшей (1921) и Чехословакией (1924).

К середине 20-х было решено, что военный бюджет уже достаточно обременён рифской войной в Мароко и нужно сэкономить на содержании оккупационной армии. В октябре 1925 года, в швейцарском городке Локарно прошла конференция европейских держав по итогам которой была подписана серия соглашений. Наиболее известное из этих соглашений гарантировало германо-французскую и германо-бельгийскую границы, что позволило начать вывод оккупационных войск, на условиях сохранения демилитаризованной зоны по Рейну. Тогда же в Локарно Францией были подписаны новые соглашения с Польшей и Чехословакией, на сей раз это были уже полноценные договоры о взаимопомощи.

Вывод оккупационных войск из Германии должен был завершиться к 1930 году. Линия укреплений вдоль франко-германской границы должна была компенсировать потерю «передовой позиции» по Рейну.

СТРАТЕГИЯ

С 1930 года деньги и цемент потекли в линию Мажино. Но линия строилась тольо вдоль границ с Германией и Люксембургом. Бельгийская граница оставалась неприкрытой. Почему? Потому, что таков был стратегический план Высшего Военного Совета.

Сценарий войны отрабатывался на случай германского нападения на одного из восточных союзников Франции. В этом случае французская армия по плану выдвигалась в Бельгию, одновременно прикрывая промышленный северо-восток Франции и создавая угрозу немецкому промышленному району в Руре. Линия Мажино дложна была прикрыть расположенные вблизи границы важные сырьевые и промышленные промышленные районы на время мобилизации.

В менее вероятном случае, если первый удар Германии будет направлен на запад, линия Мажино должна была побудить немцев опять же искать решение на полях Бельгии, что автоматически означало вовлечение в войну гарантов Локарно: Великобритании и возможно Италии. По мнению французов это делало первый удар на западе практически невероятным.

Разные вариации этих планов отрабатывались в 1927-1936 гг. Время от времени возникали идеи отказаться от выдвижения в Бельгию для прикрытия, а продолжить линию до Па-де-Кале. Но всякий раз предпочитали тратить деньги на что-нибудь более полезное.

Одновременно с началом стрительства линии Мажино, была запущена и первая программа моторизации армии. Бросок в Бельгию преполагалось осуществить полностью моторизованными пехотными дивизиями (пять, позднее семь штук) под прикрытием легких механизированных (одна, позднее две).

Ситуация изменилась в марте 1936 г. В этом месяце случилось два важных события - ввод Вермахта в Рейнскую область и формальная денонсация Бельгией военного соглашения с французами. В октябре того же года бельгийский король Леопольд III формально заявил о новом, «независимом» курсе бельгийской политики. Бельгия отказалась от участия в каких бы то ни было союзах и взяла курс на укрепление собственных вооружённых сил.

Теперь об использовании Бельгии, как трамплина для прыжка на Рур можно было забыть. Новая стратегия базировалась на использовании линии Мажино, как «центральной позиции», с опорой на которую предполагалось отражать фланговые угрозы в Бельгии или Швейцарии, или обе вместе. Началось строительство отдельных групп лёгких укреплений вдоль белгийской и швейцарской границы.

Распространено мнение, что французская военная мысль в межвоенный период отдавала приоритет обороне и линия Мажино приводится тут как пример стремления к обороне, доведённое до крайности. Однако, оба французских полевых устава (1921 и 1936 гг.) именно наступление называли основным видом боевых действий, считая, что к обороне командир вынужден переходить только тогда, когда не считает возможным наступать по недостатку сил или условиям местности.

Да, французский подход к наступлению отличался от немецкого. Французы считали правильным проводить только методические, хорошо подготовленные, обеспеченные и спланированные наступления с псотоянным контролем сверху до низу, тогда как немцы предпочитали хаос и инициативу низов. Но наступление, пусть даже методическое, это всё-таки не оборона.

В период 1919-1936 гг. Франция потратила на оборону 43 млрд.франков. Из них 42% (18 млрд.) было потрачено на флот, 31% (более 13 млрд.) на армию и 27% (около 12 млрд.) на ВВС. Из 13 млрд. потраченных на армию, 5 млрд. ушло на фортификацию, т.е. строительство линии Мажино. Это много. Если вспомнить, что в армейском бюджете заложены ещё и расходы на рифскую войну, то на перевооружение армии остаются слёзы.

Но 1936 год был только началом. В 1937 году оборонный бюджет составил 13 млрд.франков (в т.ч. 4 млрд. на ВВС), в 1938 году 17 млрд. (в т.ч. 6 млрд. на армию и 7 млрд. на ВВС). В 1939 году, до 1 сентября на оборону было потрачено 37 млрд.франков, 19 млрд. из них на ВВС и 12 млрд. на армию.

Полные расходы на линию Мажино и другую фортификацию не ясны, встречаются разные цифры. Но даже если взять максимальную (7 млрд.франков), то и она теряется в потоке финансирования полученном армией и ВВС в 1937-1939 гг. Утверждение, что линия Мажино съедала значительную часть армейского бюджета верно, нотолько для периода 1930-1935 гг., когда сам бюджет был невелик. В общих расходах на армию за предвоенный период её доля невелика.

Поздний старт перевооружения армии имел и свои плюсы. Если в СССР вплоть до 1939 года в массовых количествах клепали танки конструкции конца 20-х годов (БТ и Т-26), то Франция вступила в войну с весьма современным танковым парком, в основном укомплектованным машинами разработки середины 30-х.

ТАК ВЫПОЛНИЛА ЛИНИЯ МАЖИНО СВОЮ ЗАДАЧУ ИЛИ НЕТ?

Как видим, особых денег линия Мажино не съела. Но как же с задачей? Ведь немцы её обошли? Да, обошли. Но если вы внимательно прочитали все предыдущие букафки, то наверное уже поняли, что именно для того её и строили. Чтобы заставить обходить.