Профессиональная этика врача. Основные положения медицинской этики и деонтологии в работе медицинского персонала
Ни одна специальность не приносит порой столько моральных переживаний, как врачебная.
А.П. Чехов
План-конспект семинарского занятия.
Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.
Ключевые понятия: профессиональная этика, медицинская (врачебная) этика, медицинская деонтология, клятва Гиппократа, «не навреди», «делай добро», клятва врача Республики Беларусь, кодекс врачебной этики Республики Беларусь.
Особенности профессиональной этики. Медицинская этика как разновидность профессиональной этики.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА – отрасль прикладной этики, отражающая совокупность моральных норм и принципов, которые регулируют поведение специалиста с учетом особенностей его деятельности и конкретной ситуации.
Специфика профессиональной этики определяется:
формированием специально-профессиональных моральных норм и ценностей («Не навреди!», «Сохраняй врачебную тайну!» в медицине);
формированием моральных кодексов и клятв специальности («Клятва Гиппократа» в медицине);
конкретизацией моральных ценностей и принципов применительно к своеобразию соответствующей профессии (Добро как сохранение жизни и здоровья в медицине).
Исторически профессиональная этика, прежде всего, сложилась в медицинской, юридической, педагогической профессиях, так как в них непосредственно затрагиваются ценности жизни, здоровья, свободы человека.
МЕДИЦИНСКАЯ (ВРАЧЕБНАЯ) ЭТИКА – профессиональная этика, регулирующая человеческие отношения в медицине «по вертикали» («врач-пациент») и «по горизонтали» («врач-врач») на основе общечеловеческих моральных ценностей и принципов.
Для анализа этической составляющей медицины, наряду с понятием «медицинская этика» используется также понятие «медицинская деонтология».
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. deon – должное, logos – учение) – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и медицинских работников по отношению к пациентам.
При этом в понятии «медицинская этика» подчеркивается общечеловеческий контекст принципов и норм медицинской профессии, а в понятии «медицинская деонтология» фиксируются моральные нормы и стандарты, применительно к той или иной сфере медицинской практики (деонтология в хирургии, акушерстве и гинекологии, педиатрии и т. д.).
История медицинской этики. Медицинская этика в Беларуси.
История врачебной этики насчитывает более трех тысячелетий. В Древней Индии врачи давали клятву еще в сер. II тыс. до н. э. Так, ученик обязывался почитать своего учителя вплоть до личного самопожертвования, вести аскетический образ жизни, ставить нужды пациента выше своих личных интересов, должен был избавиться от всякого рода страстей: ненависти, корыстолюбия, хитрости; не позволять себе преступлений, хранить в тайне профессиональные секреты.
Для европейской медицины непреходящее значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.), воззрения которого, изложены в книгах «Корпуса Гиппократа»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В «Клятве» Гиппократ определил фундаментальные принципы традиционной медицинской этики, многие из которых являются актуальными и на сегодняшний день. В первой части сочинения древнегреческий врач подчеркивает, что отношение ученика, который обучается искусству врачевания, должны строиться на почтении и уважении к учителю. Вторая часть «Клятвы» посвящена отношению врача к больному. В ее основе лежат следующие идеи:
воздержание от причинения всякого вреда и несправедливости по отношению к больному («Не навреди!» );
запрет на использование смертельного средства, даже если об этом просит больной;
запрет на аборт;
воздержание от всего неправедного и пагубного, от интимных отношений с больными;
забота о пользе больного;
запрет разглашать врачебную тайну.
В других текстах Гиппократ отмечал, что врачу должны быть присущи трудолюбие, постоянное совершенствование в профессии, серьезность, приветливость, чуткость, приличный и опрятный вид. Анализируя идеи Гиппократа, необходимо учитывать социокультурный контекст, в котором они возникли. Тем не менее, основополагающим принципом медицинской профессии и на сегодняшний день остается принцип, заданный Гиппократом – «Не навреди!».
В эпоху Средневековья и Возрождения нравственные ориентиры медицинской профессии определялись христианскими ценностями – любовью к ближнему, состраданием, милосердием. Знаменитый врач эпохи Возрождения Парацельс (1493–1541) учил своих учеников: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь». Христианским мировоззрением был задан важнейший моральный принцип медицины – «Делай добро!».
Дальнейшее развитие врачебная этика получила в эпоху Нового времени. В это время происходит переосмысление значения медицины в обществе: целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Работы авторов этой эпохи, в особенности Т. Персиваля (1740–1804), отразили множество разных аспектов внутрипрофессиональных взаимоотношений в медицине. Персиваль уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Следует избегать непрошенного вмешательства в лечение больного, находящегося на попечении другого врача. Не следует задавать никаких назойливых вопросов относительно пациента…, нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к другому врачу или хирургу». Что касается отношения к пациентам, то врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. Врач должен вести себя с пациентами «деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно».
Значение и необходимость медицинской этики отмечали русские и белорусские врачи в XIX в. На основе клятвы Гиппократа в Российской империи было создано «Факультетское обещание» русских врачей. Идеи этики Гиппократа пропагандировал на медицинском факультете Московского университета М.Я. Мудров . Он подчеркивал, что важнейшими ориентирами в деятельности врача должны быть бескорыстие, честность, терпение, внимание к нуждам больного, сохранение врачебной тайны, постоянное совершенствование своих знаний и навыков, уважение к коллегам. Ярким примером практической реализации принципов медицинской этики стала врачебная деятельность Ф.П. Гааза , известного своим афоризмом: «Спешите делать добро!». Этот замечательный врач все свои силы отдавал самым обездоленным – ссыльным, каторжанам, малоимущим, проявляя удивительное сострадание и милосердие по отношению к своим больным. Обсуждение проблем медицинской этики можно встретить в трудах многих русских врачей XIX в. – Н.И. Пирогова, В.А. Манассеина , В.В. Вересаева .
Идеи филантропии (благотворительности) и сострадания отстаивали в своей профессиональной деятельности и белорусские врачи – И.К. Стржалко, И.С. Фейертаг, И.У. Зданович, А.Ф. Недзведзский . На добровольных началах многие из них работали в медицинских учреждениях благотворительных обществ, оказывая медицинскую помощь неимущим слоям населения.
Развитие медицинской этики в Советском Союзе во многом было обусловлено формированием новой политической идеологии и системы здравоохранения. Задача разработки новой медицинской этики, которая бы соответствовала изменившимся реалиям, не ставилась. Тем не менее, некоторые традиционные моральные проблемы медицины становились предметом дискуссий (проблемы аборта, врачебной тайны, врачебной ошибки). В 20-е годы острые дискуссии развернулись вокруг проблемы врачебной тайны. Нарком здравоохранения Н.А. Семашко провозгласил курс на уничтожение врачебной тайны, которая понималась как пережиток буржуазной медицины. В этот период традиционную медицинскую этику было принято критиковать за обоснование и утверждение корпоративно-сословной буржуазной морали, связь с религиозной традицией, чуждой классовым интересам пролетариата. Поэтому вместо термина «медицинская этика» в советской медицине чаще употребляли термин «деонтология». Под деонтологией понимали совокупность правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такого понимания может служить хирургическая деонтология Н.Н. Петрова , который в 40-е гг. в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие моральные правила, которыми должен руководствоваться хирург: хирургия для больных, а не больные для хирургии; делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека; для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после; идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного и др. Широкое же обсуждение проблем деонтологии началось в 60-80-е гг. В 1971 г. был утвержден текст «Присяги врача Советского Союза», которую должны были принимать все выпускники медицинских ВУЗов.
В середине ХХ в. появляются международные организации – ВМА, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совет Европы, одной из целью которых стала разработка регламентирующих современную медицинскую науку и практику этических документов. Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации были приняты Международная клятва врачей, Международный кодекс медицинской этики и др. документы.
В 1994 г. в нашей стране был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь , которую принимают выпускники высших медицинских учебных заведений, получающие диплом врача, а в 1999 г. был принят Кодекс врачебной этики . В этих документах закреплены основополагающие моральные принципы и правила, которыми обязаны руководствоваться в своей профессиональной деятельности врачи Республики Беларусь.
В последней трети ХХ века начинается новый этап в развитии медицинской этики. Она перестает быть сугубо корпоративной и становится частью биомедицинской этики, которая предполагает широкое общественное обсуждение проблем, возникающих в результате стремительного прогресса биомедицинских технологий.
Темы рефератов и докладов:
Клятва Гиппократа и современные этические кодексы.
Христианские моральные ценности и медицинская этика.
Идеи благотворительности в медицине Беларуси.
Проблемы медицинской этики в «Записках врача» В.В. Вересаева.
Медицинская этика в художественных произведениях Чехова А., Булгакова М. и др.
В.Ф. Войно-Ясенецкий. Этика хирурга.
Деонтология Н.Н. Петрова.
Роль Всемирной медицинской ассоциации (ВМА) в развитии современной медицинской этики.
Вопросы для самоконтроля:
Какие особенности характеризуют профессиональную этику?
Каково значение медицинской этики в профессиональной деятельности врача?
Как соотносятся между собой понятия «медицинская этика» и «медицинская деонтология»?
Назовите основные этапы в развитии медицинской этики. Кратко охарактеризуйте каждый из них.
В чем заключается суть принципа «не навреди», сформулированного Гиппократом?
Какие принципы формируются в медицинской этике благодаря христианскому мировоззрению?
На какие моральные принципы ориентировались в своей профессиональной деятельности русские и белорусские врачи ХIX в.?
Ф. Гааз призывал – «Спешите делать добро!». Приведите примеры из профессиональной жизни известных врачей, которые иллюстрируют это высказывание.
Назовите особенности медицинской этики советского периода.
Перечислите нормативные этические документы, которые задают ориентиры медицинской профессии в наше время.
В последней трети ХХ в. медицинская этика перестает быть сугубо корпоративной. Чем обусловлен интерес широкой общественности к проблемам медицинской этики?
Тексты для обсуждения.
Этика Гиппократа.
Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента является этика и деонтология - учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия Кроме того, наиболее важными проблемами считаются проблемы врачебной тайны, эвтаназии, сообщения пациенту истинного диагноза его заболевания, паттернализ-ма, реконструкции личности при психотерапии и другие. Некоторые из перечисленных проблем можно отнести к сфере правового регулирования диагностического и лечебного процесса. Однако традиции, существующие в обществе, нередко приводят к их столкновению. К примеру, необходимость информировать онкологически больного об истинном диагнозе его заболевания, обусловленная правовым принципом, часто приходит в противоречие с точкой зрения врача или сообщества врачей о негуманности данного действа, о необходимости использования для поддержания психологически комфортного состояния пациента принципа «святой лжи».
Квалификация медицинского работника включает в себя такие качества, как уровень знаний и навыков, которыми он обладает, и использование им в профессиональной деятельности нравственных принципов. Ни в какой иной специальности нет такой взаимообусловленности этических и профессиональных качеств человека.
Медицинская этика и деонтология - это совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении им своих профессиональных обязанностей. Этика определяет законы морали и нравственности, нарушение которых зачастую не ведет к уголовной или административной ответственности, но приводит к нравственному суду, «суду чести». Этические нормы поведения достаточно динамичны. В первую очередь, они подвержены влиянию общественных факторов и норм общественной морали.
В теоретическом плане задачами медицинской этики становится выявление этической оправданности и обоснованности моральных норм. В области медицинской этики
доминируют две теории морали: деонтологическая и утилитарная. Первая считает основой нравственной жизни долг, выполнение которого связано с внутренним повелением. Следуя долгу, человек отказывается от корыстного интереса и остается верен самому себе (И. Кант). Основным критерием нравственности выступает честность. Вторая теория морали исходит из убеждения о том, что критерием оценки поступков человека является полезность.
Принципы непричинения вреда, благодеяния и справедливости вытекают из клятвы Гиппократа и соответствующим образом нацеливают медицинского работника.
Конкретные этические нормы, применяемые в медицине, включают правдивость, приватность, конфиденциальность, лояльность и компетентность. Этические нормы поведения врача, разработанные еще Гиппократом, в настоящее время все чаще подвергаются критическому анализу.
Сложной этической ситуацией считается информирование больного о диагнозе его болезни (к примеру, в онкологической практике). Проблема информированности больных в вопросе диагноза их онкологического заболевания в отечественной медицине стоит достаточно остро. Как правило, делается попытка разрешить ее на основе не столько медицинских, сколько деонтологических или юридических принципов (А.Я. Иванюшкин, Т.И. Хмелев-ская, Г.В. Малежко). Подразумевается, что знание больным диагноза своего онкологического заболевания помешает адекватному проведению необходимой терапии вследствие возможной и «высоко вероятной» негативной эмоциональной реакции пациента (вплоть до суицидальных попыток). В то же время неопределенность может нести защитные психологические функции (В.Н. Герасименко, А.Ш. Тхостов). С целью утверждения правоты той или иной позиции предпринимались попытки статистических исследований. Однако, неопределенность может нести и защитные функции. «В сущности, сообщение больному диагноза не снимает неопределенности, а переносит ее в другую, еще более важную сферу: в неопределенность прогноза, который в онкологии не может быть окончательным и достаточно определенным» (А.Ш. Тхостов). И в такой ситуации лучше, если больной будет не до конца
знать, что с ним, чем зная это, будет думать о том, сколько ему осталось жить.
1. Развитие этических концепций и учений Этика - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Нравы и обычаи наших отдаленных предков составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения. Отношения человека к его роду, семье, к другим людям закреплялись тогда обычаем и имели авторитет, нередко более сильный, чем юридические нормы и законы общества. Под нравственностью принято понимать совокупность принципов или норм поведения людей, регулирующих их отношение друг к другу, а также к обществу, определенному классу, государству, родине, семье и т.д. и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества.
Наиболее общие и существенные нормы поведения людей относят к моральным принципам. Можно сказать, что нравственность - это совокупность норм поведения.
Нормы поведения, поскольку они проявляются в поступках людей, в их поведении, создают то, что называется моральным отношением людей.
Задача этики состоит не только в том, чтобы разработать нравственный кодекс, но также выяснить вопрос о происхождении нравственности, о природе нравственных понятий и суждений, о критерии нравственности, о возможности или невозможности свободного выбора поступков, ответственности за них и т.д. Этика теснейшим образом связана с практическими задачами жизни людей.
Платон (427-377 гг. до н.э.) выдвинул этическую систему безусловно вечного блага «идеи добра», находящегося вне человеческого сознания в мире вечносущих идей. Моральные качества добродетели Платон распределял по сословиям, определяя умеренность и покорность низшему сословию, в то время как господствующие наделялись мудростью, храбростью, благородными чувствами.
На протяжении веков мораль выводили из внеистори-ческого начала - Бога, природы человека или неких «космических законов» (натурализм, теологическая эти
ка). Также из априорного принципа или саморазвивающейся абсолютной идеи (Кант, Гегель).
В XVIII в. Кант утверждает, что нравственные понятия имеют своим источником абсолютный человеческий разум. Определяемая разумом, независимая от обстоятельств воля (у Канта она получает название «добрая воля») способна действовать согласно всеобщему нравственному закону, отвергающему возможность лжи.
В XVIII в. материализм становится идеей французской буржуазии, боровшейся против феодального строя, его учреждений и идеологии. Такие представители французского материализма XVIII века, как Гольбах, Гельвеций, Дидро требовали сочетания личного интереса с общественным путем создания разумных законов и воспитания, с помощью которых можно ввести такие общественные порядки, при которых личный интерес человека будет направляться к действиям на общее благо.
Определенное место в истории развития этической мысли занимает этика Л. Фейербаха (1804-1872). Он решительно выступил против теологического обоснования морали. Нравственное воспитание, по мнению Фейербаха, состоит в том, чтобы привить каждому сознание своих обязанностей по отношению к другим. Однако многие другие мыслители наоборот обосновывали именно теологический принцип обоснования морали.
Из отечественных мыслителей особенно близко подошли к научному пониманию вопросов морали такие русские философы, как, например, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. Вопрос об улучшении нравов они связывали с коренными социальными перестройками.
Кризис способов выведения морали в 20 в. нашел выражение в тезисе о невозможности теоретического обоснования моральных идей, а также в расколе на два направления - иррационализм и формализм.
Этика возникла в период становления государств, выделяясь из стихийно-обыденного сознания общества как одна из основных частей философии, как «практическая» наука о том, как должно поступать, в отличие от чисто теоретического знания о сущем. В дальнейшем в самой этике происходит разделение на теоретическую и практическую области, философскую и нормативную этику.
Учение о нравственности - этике - продолжает развиваться на всем протяжении истории человечества. В последние столетия, в связи с растущей дифференциацией различных профессий, возникла необходимость вычленения специальных разделов этики.
2. Развитие и формирование медицинской этики Концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания. Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей, стремящихся нажиться за счет больного человека.
Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали «факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики является скрупулезная детализация норм поведения медицинских работников. Например, в Восточно-Гали-цинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В данное время медицинская этика постепенно вырождается в корпорации медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников. Еще до революции профессионально-корпоративные организации медицинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX - начале XX вв. и имели свои кодексы.
Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашем отечестве.
М.Я. Мудров считал, что нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, СП. Боткина, И.П. Павлова и многих других ученых.
Развитие революционно-демократических идей в России в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебного долга. Врач - общественный деятель, по словам В.В. Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути, как провести свои указания в жизнь.
В годы Советской власти также встали нравственные проблемы в медицине. Большинство этих кадров нужно было подготовить из числа детей рабочих и крестьян. Поэтому вопросы медицинской этики нужно было решать по-новому.
Большой вклад в развитие отечественной медицинской этики внесли такие выдающиеся организаторы здравоохранения и крупные ученые, как Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, В.Я. Данилевский, В.И. Воячек, В.П. Осипов, Н.И. Петров, П.Б. Ганнушкин, В.Н. Мясищев, Р.А. Лурия, А.Ф. Билибин, И.А. Кассирский, Б.Е. Вот-чал, М.С. Лебединский, В.Е. Рожнов и др.
Основными задачами медицинской этики являются: добросовестный труд на благо общества и больного человека, готовность всегда и при всех условиях оказать медицинскую помощь, внимательное и заботливое отношение к больному человеку, следование во всех своих действиях общечеловеческим принципам морали, сознание высокого призвания медицинского работника, сохранение и приумножение благородных традиций своей высокогуманной профессии.
Организаторы советского здравоохранения -- Н.А. Семашко и З.П. Соловьев - утверждали, что медицинский работник не только представитель определенной профессии, но, прежде всего, гражданин общества.
Формированию принципов медицинской морали в нашей стране также способствовали труды выдающихся деятелей отечественной медицины (М.Я. Мудров, В.А. Ма-насеин, С.Г. Забелин, Н.И. Пирогов, С.С. Корсаков, СП. Боткин, В.М. Бехтерев и др.). Эти принципы заключаются в высокой гуманности, сострадательности, доброжелательности, самообладании, бескорыстии, трудолюбии, учтивости.
К числу базисных принципов медицинской этики относятся принципы: а) автономии, б) непричинения вреда, в) благодеяния, г) справедливости. Под автономией понимается форма личной свободы, при которой индивид совершает поступки в соответствии со свободно выбранным им решением. Семь основных аспектов автономии: уважение личности пациента; оказание пациенту психологической поддержки в затруднительных ситуациях; предоставление ему необходимой информации о состоянии здоровья, предлагаемых медицинских мерах; возможность выбора из альтернативных вариантов, самостоятельность пациента в принятии решений; возможность осуществления контроля за ходом исследования и лечения со стороны пациента; вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи.
3. Этика поведения медицинских работников При рассмотрении проблемы этики поведения медицинских работников необходимо выделить основные и общие вопросы, которые следует соблюдать независимо от того, где работает медицинский работник, и частные, применительно к специфическим условиям поликлиники, диспансера или больницы.
В общих вопросах условно можно выделить два основных:
Соблюдение правил внутренней культуры.
То есть - правил отношения к труду, соблюдения дисциплины, бережного отношения к общественному достоянию, дружелюбия и чувства коллегиальности:
Соблюдение правил внешней культуры поведения.
Правил благопристойности, приличия, хорошего тона и соответствующего внешнего вида (внешняя опрятность, необходимость следить за чистотой своего тела, одежды,
обуви, отсутствие излишних украшений и косметики, медицинская форма).
Все это можно назвать медицинским этикетом.
К правилам внешней культуры относится также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и больных, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям и т.д.
Правила этикета выработаны многовековой историей медицины. Эти требования внешнего поведения медицинского работника касаются всех членов медицинского коллектива. К сожалению, среди медицинских работников, особенно молодых, наблюдается пренебрежение к внешнему виду.
Одним из требований внешней культуры поведения является требование взаимной вежливости. Прежде всего, это касается необходимости приветствовать друг друга, не проявляя при этом фамильярности.
Очень важно быть сдержанным и тактичным, владеть собой и считаться с желаниями других людей. Беседуя с коллегой, в особенности со старшими коллегами, надо уметь слушать собеседника, не мешая высказать ему то, что он думает, а затем, если в этом имеется надобность, спокойно возразить, но без грубости и личных выпадов, ибо это не способствует выяснению вопросов, а свидетельствует о бестактности и несдержанности. Нетактичен и неуместен громкий разговор в медицинских учреждениях, не говоря уже о попытке выяснения личных отношений.
Сдержанность и чувство такта также необходимы в отношениях с коллегами, удрученными личными переживаниями. Бестактно спрашивать у них о причинах плохого настроения, так сказать - «лезть в душу». Умение дорожить своим и чужим временем является внешним проявлением внутренней собранности и дисциплинированности человека.
Внешняя культура поведения, по словам А.С. Макаренко, не только полезна для каждого коллектива, но и украшает его.
Сплоченность, дружеское взаимопонимание, нормальные отношения всех членов коллектива друг с другом, соблюдение известной субординации, уважение труда каждого человека, дух честной откровенной критики созда
ют определенный «психологический климат», благоприятно влияют на качество работы.
Интриги разлагают коллектив, который в этих условиях распадается на враждующие группы. Эти настроения нередко становятся известны и больным. Коллектив в таких случаях становится трудноуправляемым. Подобные действия противоречат этике медицинского работника.
Этика взаимоотношений в условиях внебольничных лечебных учреждений.
Условия работы во внебольничных лечебных учреждениях и стационарах имеют свои особенности и в определенной степени влияют на характер взаимоотношений медицинских работников между собой.
В поликлинике или диспансере основное участковое звено (врач, медицинская сестра) осуществляет постоянную медицинскую помощь населению прикрепленного участка. Между участковым врачом и участковой сестрой должны быть добрые взаимоотношения, основанные на взаимном уважении друг к другу, взаимопонимании на базе субординации и четкого выполнения своих профессиональных обязанностей. Когда это звено работает слаженно, то и качественные показатели их работы высокие. При плрхих взаимоотношениях усложняется работа в коллективе. Свидетелем этих отношений может стать больной, что недопустимо.
Поликлиника - крупное медицинское учреждение, обслуживающее большие районы города, сельской местности. Несколько участков объединяются в специализированные отделения (хирургическое, терапевтическое, неврологическое и др.), в результате формируются коллективы отделений. Кроме того, в штатах поликлиник имеются узкие специалисты-консультанты (уролог, офтальмолог, дерматовенеролог, отоларинголог и др.). В целом в штате поликлиники, с учетом всех служб и подразделений, оказывается довольно много медицинских работников. При этом в каждом звене, отделении, подразделении могут сложиться самые различные взаимоотношения.
Основная задача руководства и профсоюзной организации - добиться, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, ориентированным на выполнение единой
задачи - охрану здоровья населения. Эта работа осложняется тем, что медицинских работников поликлинического учреждения трудно собрать вместе, так как половина их работает в разные смены. Кроме того, значительная часть времени участкового медицинского работника проходит вне поликлиники (диспансера) на прикрепленном участке.
Руководителям вновь организованных поликлиник и отделений не всегда в связи с указанной выше спецификой удается добиться хороших взаимоотношений между медицинскими работниками всех звеньев. Для этого нуле но время. В процессе длительной работы, как правило вырабатываются, внедряются и обновляются лучшие образцы работы. Задача поликлинической службы состоит в том, чтобы каждый житель участка знал своего участкового зрача и медицинскую сестру и доверял им. Больной очень тонко чувствует характер взаимоотношений между врачом и медицинской сестрой и живо на них реагирует. Хорошие взаимоотношения укрепляют зеру пациентов участка в них, их способность своевременно оказать необходимую квалифицированную помощь и вместе с тем укрепляют авторитет отделения и поликлиники* Добрая молва быстро распространяется среди населения участка, и больные с любовью и благодарностью относятся к своим врачевателям. Однако, частые ошибки и огрехи в работе, невыполнение обещаний, опоздания на вызов, наносят моральный ущерб больным,
Бывают случаи грубости во взаимоотношениях участковых медицинских работников, безответственное отношение к своему делу, недисциплинированность. В некоторых случаях грубость и нетактичность может быть мотивирована неправильным поведением медицинского работника, однако во всех случаях необходимо соблюдать этику отношений.
Пациент не должен видеть каких-либо осложнений в их взаимоотношениях. Например, неприятные переживания могут возникнуть у больного в тех случаях, когда медицинская сестра допустила ошибку при выписывании направления на лабораторное исследование, неправильно указала часы повторного приема, время явки на консультацию и т.д.
Взаимопомощь необходима и внутри специализированных отделений. Болезнь или невыход на работу по каким-нибудь другим объективным причинам медицинского работника участкового звена требует немедленной его замены. Если такой возможности нет, то приходится выполнять работу значительно большего объема. Это не всегда совпадает с личными интересами медицинского работника, может вызвать недовольство, а иногда даже обострить взаимоотношения. Особенную остроту эти вопросы приобретают во время сезонных гриппозных эпидемий, когда рабочий день каждого медицинского работника значительно уплотняется, и всякие дополнительные нагрузки требуют повышенного напряжения сил. Кроме того, сам характер участковой работы - многочисленные контакты с большим числом больных и их родственниками - требует немалого нервно-психического и физического напряжения.
Роль в укреплении сплоченности коллектива медицинских сестер играет старшая медицинская сестра отделения, От ее умения установить должный контакт с участковыми сестрами, завоевать у них авторитет зависит очень многое. Хорошее знание характерологических особенностей, семейно-бытовых условий участковых сестер и других факторов дает ей возможность во всех сложных ситуациях найти правильное решение. Отношение старших по должности к младшим должно быть тактичным, основанным на уважении к труду и личности подчиненного, От опыта, авторитета, морально-нравственных и общечеловеческих качеств личности старшей медицинской сестры поликлиники, диспансера во многом зависит уровень производственных отношений между средними медицинскими работниками и санитарками в учреждениях в целом.
Трудности участковой работы способствуют определенной текучести кадров. Однако в учреждениях, где царят добрые товарищеские отношения между сотрудниками, где сложились хорошие традиции, коллектив отличается стабильностью.
Этика взаимоотношений в условиях стационара.
Условия работы в больнице, в отличие от поликлиники диспансера, более стабильны. В каждом отделении всегда находится определенное число больных с определенными сроками лечения. Если у участкового медицинско
го работника ежедневно меняется состав больных и период взаимоотношений между ними довольно короткий, то в стационаре контакт медицинских работников с больным постоянный, многодневный, а иногда и многомесячный. Это обязывает к тому, чтобы и отношения между персоналом отвечали этико-деонтологическим требованиям, и внешняя и внутренняя культура поведения была на высоком уровне.
Поговорка «и стены лечат» будет справедлива, если в лечебном учреждении имеет место соответствующий уровень взаимоотношений между медицинским персоналом, высокая дисциплинированность, культура и качество обслуживания.
Каждый дефект в поведении персонала в отделении легко попадает в поле зрения сразу нескольких десятков пациентов и становится предметом их обсуждения, подрывает авторитет как медицинского работника, допустившего это нарушение, так и целого коллектива.
Высокая этика взаимоотношений во всех звеньях медицинской структуры отделения: санитарка, постовая сестра, процедурная сестра, сестра-хозяйка, старшая сестра, ординаторы, заведующий отделением при четком выполнении ими своих профессиональных обязанностей благоприятно влияет на лечебный процесс.
Однако, нередко бывают случаи, когда санитарка грубо отвечает больному, долго не реагирует на его просьбу помочь ему, а медицинская сестра как бы не замечает этих фактов, не хочет портить с няней взаимоотношений. Замечание младшему по должности необходимо сделать тактично, необходимо объяснить, что помощь больному - это долг медицинского работника. Конечно, не следует это делать демонстративно при больном, а попросить няню зайти в процедурный или другой кабинет и поговорить с ней. Медицинская сестра иногда допускает фамильярное обращение к больному на «ты», делает замечания, когда он замешкался при раздаче лекарств или приеме какой-нибудь процедуры. Мимо этих фактов нельзя проходить, так как дурной пример заразителен, особенно для молодых работников.
При рассмотрении проблемы этики взаимоотношений медицинских работников между собой возникает вопрос,
влияют ли на нее специфические условия выполняемой ими профессиональной работы? Отличается ли этика взаимоотношений медицинских сестер, работающих в кардиологических отделениях и в педиатрических стационарах? Принципы отношений между ними похожи, но имеются некоторые особенности, зависящие от условий работы и клинических различий дисциплин.
Рассмотреть конкретно эти особенности можно только комплексно в плане частной медицинской этики и деонтологии.
Средний медицинский работник, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними и на которого ложится основная нагрузка по уходу за больными, должен всегда учитывать психические особенности, чувства, переживания и суждения своих пациентов и их психосоматическое состояние.
Болезни различного клинического профиля (хирургические, терапевтические, онкологические, акушерско-ги-некологические, фтизиатрические и т.д.) вызывают свойственные только им опасения и переживания, так как каждый болезненный процесс имеет свою специфику течения и исход. Кроме того, каждый больной имеет свои индивидуальные психологические особенности. Для лучшего понимания состояния больного и характера его переживаний медицинскому работнику необходимо также знать социальное, семейное и должностное положение больного.
Например, многие больные, поступающие в онкологический стационар, постоянно испытывают мучительные переживания: злокачественная или доброкачественная у них опухоль? Естественно, они постоянно пытаются выяснить это у врача или медицинской сестры. Во время беседы они напряженно следят за мимикой сестры, за тоном ее голоса, характером ответа. Больные прислушиваются к беседам врача и медицинской сестры, медицинских сестер между собой, пытаясь в их разговоре уловить сведения о своем состоянии. Психика больных с онкологическими заболеваниями очень ранима, поэтому нарушение этики взаимоотношений между медицинскими работниками они воспринимают особенно остро.
Небходимо отметить, что больные очень подвержены ятрогениям. Довольно остро это проявляется у онколо
гических больных в состоянии тяжелой интоксикации, когда они предчувствуют приближающийся исход болезни. В таких случаях громкий разговор медицинских сестер, тем более громкий смех неуместны, это быстро выводит больных из состояния равновесия.
Лечебный процесс - это не только лекарственное воздействие, но и в не меньшей степени психотерапия, проявляющаяся в специфике взаимоотношений между больным и медицинским работником.
Этическая сторона воздействия оказывает большое влияние на больного.
Большое значение при общении среднего медицинского работника с пациентом имеет чуткость, т.е» внимательное выслушивание его и стремление понять его переяш-вания. Это способствует поднятию настроения, отвлечению от мрачных мыслей о возможном неблагоприятном исходе заболевания, успокоению больного. Важно ободрить больного участливым словом, разубедить в необоснованности его опасений.
В каждой клинике имеется своя специфика этико-де-онтологических требований. В соответствии с этим как врачебный, так и средний медицинский персонал должен не только соблюдать сложившиеся в медицинском учреждении этико-деонтологические традиции, но и укреплять их наряду с повышением своего профессионального и культурного уровня.
При беседе с больным стоит вспомнить слова М.Я. Муд-рова о том, что во время исследования больной сам исследует медицинского работника.
Беседа с больным может дать определенное представление об его культурном уровне, интеллекте, образованности, личных особенностях, доминирующих переживаниях.
Эти знания могут помочь установить контакт и найти индивидуальный подход к больному. При этом медицинская сестра должна быть терпеливой к назойливым высказываниям и расспросам больного и уделить ему достаточно времени на беседу. Поверхностный расспрос, непродуманные ответы, фамильярность при обращении обижают больного, снижают авторитет медицинского работника. При беседе больной нередко насторожен и тре
вожен, поэтому медицинский работник должен контролировать свои высказывания и учитывать впечатление, которое они оказывают на больного.
Болезненно измененная психика некоторых больных при появлении у них каких-либо неприятных ощущений со стороны внутренних органов или отрицательных переживаний, навеянных внешними факторами, вызывает угнетенное и подавленное настроение, мрачные суждения о своем заболевании. Врачебный и средний медицинский персонал должен стремиться поднять настроение, вселить в больного уверенность в благоприятный исход. Все контактирующие с больным лица должны вести себя адекватно разработанной врачом «легенде» относительно его заболевания и не возбуждать у больного своим поведением и словами догадок о тяжести его состояния.
К важным вопросам медицинской этики относится этика взаимоотношений медицинского работника с родными и близкими больного.
Основными вопросами сбора анамнеза жизни, настоящего заболевания и динамики состояния в процессе лечения занимается врач, но в дни передач и посещений немалая нагрузка приходится на среднего медицинского работника. В такие дни родственники обращаются к медицинским сестрам с вопросами о состоянии больного, интересуются его сном, аппетитом, настроением и многим другим. При рабочем дне, насыщенном выполнением производственных обязанностей, медицинским сестрам мало остается времени па контакт с многочисленными родственниками и близкими больных, поэтому их назойливые вопросы могут раздражать, вызывать недовольство, желание быстрее от них избавиться, избежать контакта с ними. В этих случаях мысленно нужно поставить себя на место этих людей,
Бестактное поведение медицинского работника может привести к появлению обоснованных жалоб в адрес руководства отделения или больницы и к мнению, что культура и качество обслуживания в данном отделении или больнице находятся на невысоком уровне, и вызвать желание перевести близкого человека в другую больницу.
Мнение родственников передается больному, вызывает у него негативное отношение и недоверие к персоналу
и отрицательно сказывается на его нервно-психическом и соматическом состоянии.
Беседа медицинской сестры с родственниками не должна также выходить за рамки ее компетенции. Сестра не должна рассказывать родственникам больного о симптомах и возможном прогнозе заболевания. При беседе родственников с больным они могут передать ему содержание беседы с медицинской сестрой, что-то неправильно истолковать, дополнить своими предположениями. Вследствие этого больной может быть неправильно информирован о своем заболевании и обеспокоен его исходом. У него возникает предположение о наличии тяжелого, возможно, неизлечимого заболевания. Это может привести к ятрогении, в последующем требующей длительной психотерапии.
Общение среднего медицинского персонала с родными и близкими больного требует определенного такта. Если медицинская сестра в момент обращения родственника не может уделить ему внимание, она должна вежливо извиниться и объяснить, что в данное время у нее срочная работа, и попросить, если возможно, немного подождать. При этом недопустимо, чтобы родственники ждали часами беседы с медицинскими работниками. В тех случаях, когда производственная ситуация складывается так, что беседа может состояться только через час или более, целесообразно точно прийти к этому времени или назначить другой день для встречи. В процессе беседы нужно отвечать коротко и четко, продумывая каждый ответ. Если вопрос выходит за рамки компетенции, в частности, о характере заболевания, возможном исходе, ведущей симптоматике, медицинская сестра должна сослаться на неосведомленность и предложить обратиться за разъяснением к врачу.
Правильная тактика общения среднего медицинского персонала с родными и близкими больного создает должное психологическое равновесие в таком важном звене лечебного процесса, как больной - родственник - медицинский персонал.
4. Медицинская деонтология Впервые термин деонтология предложил английский философ Вентам. Данный термин происходит от слов: «деон» - долг, необходимость и «логос» - учение.
Деонтология - наука о долге, о моральных обязательствах, профессиональной этике.
Значение деонтологии особенно важно в тех разделах профессиональной деятельности, которые широко используют формы сложных межличностных взаимовлияний и ответственных взаимодействий. К ним следует отнести современную медицину, внутри которой большую роль играют различные формы психологического влияния медицинских работников на больного.
Не случайно выделение такого самостоятельного раздела, как медицинская деонтология в рамках медицинской психологии, которая раскрывает особенности долга медицинских работников перед больными. А также особенности моральной обязанности медицинских работников перед обществом за охрану здоровья населения и за наиболее совершенные действия, направленные на эффективное лечение больного человека.
Термин «деонтология» был введен в обиход в начале XIX в. для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «деонтология» в равной мере применимо к любой сфере профессиональной деятельности - медицинской, инженерной, юридической, агрономической и т.д.
Медицинская деонтология - наука о профессиональном поведении медицинского работника.
Задолго до введения этого термина основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках, дошедших из древности. Например, в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведения врача. В античные века огромное влияние на развитие принципов поведения медицинского работника оказала знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологическом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь».
На формирование отечественной медицинской деонтологии большое влияние оказали материалистические взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Доб
ролюбова, Д.И. Писарева и др. В условиях Российской Империи земские врачи, располагая крайне ограниченными возможностями, создали уникальную в истории медицины систему оказания медицинской помощи неимущим слоям населения. Они заложили новые традиции в отношениях с больными, составившие славу русской медицине. Земская медицина выдвинула большое число беспредельно преданных своему делу врачей, фельдшеров и медицинских сестер.
Необходимо подчеркнуть, что вплоть до конца XIX в. все то, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, именовалось врачебной этикой. Труды отечественных ученых-медиков М.Я. Мудрова, Н.И. Пирогова, СП. Боткина, СС. Корсакова, В.М. Бехтерева, К.И. Платонова, Р.А. Лурия, Н.И. Петрова и др. заложили теоретические основы деонтологических принципов.
Основными задачами медицинской деонтологии являются: изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения; исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности; изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медицинским персоналом и больным; устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы (Н.И. Петров).
Одной из основных проблем медицинской деонтологии, так же как и медицинской этики, является долг. Однако понятие долга в морально-нравственном отношении не совсем идентично. Медицинская деонтология определяет должное в поведении не в плане морального или правового общественного долга, а в аспекте должностных обязанностей медицинского работника. Важно отметить, что медицинская деонтология имеет отношение и к работникам немедицинских профессий рабочих, служащих и др. Они должны вести себя соответственно требованиям медицинского учреждения.
Медицинская деонтология разрабатывает правила должностного поведения, которые затем оформляются в соответствующих инструкциях. В отличие от моральных правил деонтологические нормативы определяются инструкциями и административными приказами.
Как особое учение в научной и практической медицине деонтология подразделяется на общую, изучающую общие медико-деонтологические принципы, и частную, изучающую деонтологические проблемы в разрезе отдельных медицинских специальностей (Г.В. Морозов).
Элементы деонтологии в деятельности среднего медицинского работника.
Ведущая роль в утверждении деонтологических принципов принадлежит врачу, который проводит полное обследование больного, ставит диагноз, назначает лечение, следит за динамикой болезненного процесса и др. При проведении этих мероприятий в жизнь от среднего медицинского работника требуется служебная и профессиональная дисциплина, четкое выполнение всех распоряжений врача. Качественное и своевременное выполнение назначений или указаний врача (внутривенное вливание, инъекция, измерение температуры, выдача лекарств, банки и др.) - один из основных деонтологических элементов деятельности среднего медицинского работника. Однако выполнение этих обязанностей должно осуществляться не формально, а по внутреннему побуждению, чувству долга, стремлению бескорыстно делать все необходимое, чтобы облегчить страдание больного человека. Это требует постоянного самосовершенствования, пополнения профессиональных знаний и мастерства.
При общении с больным медицинская сестра, помимо соблюдения этических норм, должна обладать высоким чувством профессиональной выдержки и самообладания. Медицинская сестра должна создавать обстановку доверия между врачом и больным, способствовать повышению авторитета врача и медицинского учреждения, строго соблюдать врачебную тайну.
Медицинская сестра и больной.
Работа медицинской сестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением, которое возникает при общении с больными людьми, с их повышенной раздражительностью, болезненной требовательностью, обидчивостью и др. Очень важно умение найти быстрый контакт с больным человеком. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому ее четкие действия и профессиональное выполнение
предписаний врача, ее эмоциональное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое воздействие. Большое значение имеют словесная форма, эмоциональная окраска и тон речи. В ласковом и вежливом обращении, доброй улыбке выражается заботливость и внимание сестры к своим больным. Однако, внимание и теплота со стороны сестры никогда не должны носить интимного характера, не должны побуждать больных преодолеть дистанцию между ними и сестрой. О возможности этого медицинская сестра никогда не должна забывать и соответственно регламентировать свои поступки и наблюдать за поведением больного.
Медицинский работник, в частности, медицинская сестра, должен строго хранить врачебную тайну. Под врачебной тайной понимают следующее: 1) сведения о больном, полученные медицинским работником от больного или в процессе лечения и не подлежащие разглашению в обществе, 2) сведения о больном, которые медицинский работник не должен сообщать больному (неблагоприятный исход болезни, диагноз, наносящий психологический ущерб больному, и т.д.).
«Умелому и доброжелательному объяснению верят, им утешаются и с ним легче умирают не только так называемые непосвященные люди, но и хирурги с огромным именем, когда они заболевают и превращаются в подавленных болезнью пациентов... Нередко можно с успехом сослаться на действительно существующую неясность диагноза и оставить, таким образом, в утешение больному то сомнение, которое он может использовать в свою пользу» (Н.И. Петров).
Нельзя разглашать сведения не только о характере и возможном исходе заболевания больных, но и сведения об их интимной жизни, так как это может причинить им дополнительные страдания и подорвать доверие к медицинским работникам.
Большое значение в общении врача и сестры с больным играет вера в выздоровление, уверенность, что его правильно лечат и своевременно окажут необходимую помощь при ухудшении состояния. Неудовлетворение просьб, опоздание сестры на вызов больного, небрежное выполнение назначенных врачом процедур, админист
ративно-холодный тон вызывают у больного тревогу за свое состояние и желание пожаловаться или просить консилиума.
Сестра не должна рассказывать о том, что случилось в соседнем отделении, распространять вести о тяжелобольных, так как это может обострить ипохондричность, усилить страх и беспокойство больных за свое здоровье. Фамильярность, резкий тон в разговоре очень мешают созданию нормальных отношений и контакта между сестрой и больными.
При установлении контакта сестре следует постараться понять больного. Большое значение имеет способность медицинской сестры к сочувствию и состраданию. Сочувственный отклик на жалобы больного, стремление по возможности облегчить его болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств, и вызывает горячую благодарность со стороны пациентов. При этом иногда важно просто выслушать больного, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное.
Умение выслушивать является одним из важных свойств искусства медицинского работника.
Однако, это дается не сразу, а вырабатывается многолетним опытом. В процессе выслушивания медицинский работник получает для себя самую необходимую информацию о больном. Во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность.
Коллектив лечебного учреждения и больной. Коллектив лечебного учреждения, в котором имеются единство стиля работы, слаженность, добрые взаимоотношения членов коллектива между собой и высокие профессиональные знания, отличается и высоким уровнем лечебной помощи.
Задачами работы старшей сестры является контроль за деятельностью сестер и санитарок по уходу за больными, а также работа с сестрами и с самими больными. Старшая сестра должна замечать недостатки в работе отделения, любую напряженность в отношениях между сестрами и больными и стремиться принять своевременные меры к их устранению, оценивать индивидуальные
запросы больных, следить за качеством ухода за тяжелобольными и оказывать помощь при решении сложных вопросов, возникающих у сестер и больных.
Профессиональные обязанности, место деятельности медицинских сестер довольно четко определены, поэтому важно, чтобы в стиле их работы не было противоречий. Основными требованиями должны быть порядок в больничных палатах и организованность при выполнении распорядка дня.
Медицинская сестра, находясь постоянно среди больных и наблюдая за их поведением, видит их индивидуальные психологические особенности, характер взаимоотношений с соседями, реакцию на свою болезнь и болезни других. Она должна подсказать врачу, в какой палате и с кем больного лучше разместить, поведать ему о психологических особенностях, поведении и высказываниях своих подопечных.
В ходе работы может возникнуть множество таких ситуаций, в которых особую роль играет правильное поведение сестер. Например, часто больные обращаются к сестрам с различными просьбами. Их необходимо внимательно выслушать и если они не противоречат интересам больного, отвечают требованиям врача и местным порядкам, то их целесообразно удовлетворять. Если же сестра не может сама решить вопрос, то нужно извиниться и ответить позже, после консультации со старшей сестрой или врачом. Если же сестра не может выполнить желание и просьбу больного, то она должна найти правильную и вежливую форму отказа. Сестра не должна вступать в споры с больными, ибо они неуместны в стенах лечебного учреждения, и не следует допускать возможности их появления. Не следует также обращаться к больным с просьбами, поручениями.
Здоровая психологическая атмосфера лечебного учреждения создается в тех случаях, когда хороший стиль работы сочетается с доброжелательными отношениями между медицинскими работниками. Это оказывает благоприятное влияние на больных и способствует высокой эффективности лечения.
Медицинская этика и деонтология.
Соблюдение медицинской этики и деонтологии должно лежать в основе деятельности любого медицинского учреждения и пронизывать все моменты работы врача, медсестры, фельдшера и т.д.
Деонтология - учение о долге, основанное на принципе «соблюдения долга» (греч. deon – должное + logos). Термин «деонтология» введен в философию И.Бентамом . Деонтология базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка , соблюдении некоторого набора правил , устанавливаемых сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей человека для обязательного исполнения.
Медицинская деонтология – учение о должном в медицине, прежде всего о профессиональном долге врачей и всех медицинских работников по отношению к их пациентам. В профессиональной медицинской среде понятие медицинской деонтологии обычно употребляется как синоним понятия медицинской этики. В современной медицине употребляются и термин «медицинская этика» , и термин «медицинская деонтология» ; при этом термин «медицинская этика» обычно указывает на мировоззренческий контекст принципов и норм для врачей и других, работающих в медицине специалистов, а термин «деонтология медицинская» – на моральные нормы и стандарты самой медицинской практики. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
Основными нормами медицинской этики и деонтологии должны быть следующие:
непричинение вреда больному
справедливость
правдивость
компетентность (специалиста любого уровня)
приватность (неразглашение сведений о частной жизни)
конфиденциальность (соблюдение медицинской тайны)
предоставление пациенту благодеяний
соблюдение принципов «автономии» пациента
Взаимоотношения врача и больного
Ведущая роль во взаимоотношениях врача и больного, как свидетельствует многочисленные работы, посвященные изучению данной проблемы, имеют личностные и характерологические качества , определяющие их поведение, мотивация деятельности врача, ожидания пациента.
Обращение больного к врачу обусловлено стремлением получить качественную медицинскую помощь . При выборе врача он имеет определенную свободу и опирается при этом на представления об идеальном враче, сведения о конкретном враче, полученные из различных источников, профессиональный статус врача.
Важной составляющей профессиональной деятельности медицинского работника является наличие такого качества, как эмпатия – способность сопереживать собеседнику, понимать его чувства, потребности, интересы, мотивации поступков. Во время общения с пациентом у врача возникает личностный резонанс в виде сострадания, желания облегчить страдания больного человека.
Медицинская тайна.
Конфиденциальность – норма этики и права, запрещающая медицинским работникам разглашать определенную информацию. В том или другом виде норма конфиденциальности имеется в многочисленных кодексах профессиональной этики медицинских работников, юристов, психологов, журналистов и т.д. Данная норма распространяется на всех лиц, которые в силу своего служебного или профессионального положения стали обладателями указанной информации. Оглашение медицинской информации допустимо лишь с открытого согласия пациента или в случаях, прямо предусмотренных законом.
Сохранение медицинской тайны является одним из самых важных вопросов медицинской деонтологии. По роду своей деятельности врач часто становится обладателям множества биографических, часто самых сокровенных, интимных сведений о больном. В настоящее время основы учения о врачебной тайне формируются следующим образом: любой врач не должен разглашать третьему лицу какие либо сведения, касающееся больного, без его согласия, если таковые почерпнуты в ходе профессионального общения с больным, а разглашении их может отрицательно повлиять на больного. Вместе с тем, врач, узнавший от больного сведения, представляющие опасность для общества , обязан выполнить свой гражданский долг и уведомить об этом соответствующие организации
В медицинской практике встречаются как прямые, так и косвенные нарушения медицинской тайны. Прямые связаны с недобросовестностью работников, нарушением ими этических норм. Косвенные могут быть связаны с небрежным хранением документов, использованием всякого рода справок не по назначению (передача случайным лицам).
Врачебные ошибки:
Понятием «врачебные ошибки» обычно определяют действия медицинских работников, приводящие к негативным последствиям в состоянии здоровья человека или неблагоприятным исходам.
Действия врача, связанные с неблагоприятными последствиями, обычно делят на 3 группы:
несчастные случаи
врачебные ошибки
профессиональные преступления
Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват.
Под врачебными ошибками понимают ошибки, произошедшие по вине медицинского работника вследствие недостатка его образования или опыта работы. Обычно они связаны с какими-то объективными или смягчающими вину обстоятельствами, например, отсутствие практического навыка, плохие условия для оказания медицинской помощи, несовершенные методы исследования и т.д.
Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами. Разница между врачебной ошибкой и профессиональным преступлением состоит, по существу, в причинах и условиях их возникновения.
Взаимоотношения в медицинском коллективе.
Отношения медработника со своими коллегами являются важной составляющей медицинской деонтологии, так как атмосфера, царящая в медицинском коллективе, способна оказывать полярное воздействие, как на пациентов медицинского учреждения, так и на его сотрудников.
В медицинском коллективе каждый работник имеет свои функции и круг обязанностей, организационная структура весьма консервативна и традиционна, общим требованием является соблюдение субординации. Для поддержания благоприятного социально-психологического климата медицинским работникам необходимо быть взаимовежливыми, доброжелательными, уметь оказывать товарищескую помощь и не превышать свои должностные обязанности.
Этика ―учение о моральных нормах и правилах, определяющих взаимоотношения людей в семье, обществе, быту и трудовой деятельности. Латинское слово ethica , греческое ethos (обычай) ― учение о нравственности, т.е. система непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали. При определении этики употребляются слова «нравственность» и «мораль».
Термин «этика» был предложен Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который считал «цель этики ― не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку…».
Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.
В профессиональной медицинской этике исходным следует считать принцип гуманизма.
Гуманизм ― это воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Термин «гуманизм» возник в эпоху Возрождения, а идея гуманности (человеколюбие) формируется в середине первого тысячелетия до н. э. и встречается в Библии, у Гомера, в древнеиндийских, древнекитайских, древнегреческих философских источниках VI–IV вв. до н. э. В этот период врачи Древней Греции давали этическое обязательство ― «Клятву» Гиппократа (460–377 гг. до н. э.). У Гиппократа идея гуманизма имеет конкретные выражения: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного... Я направлю режим больных к их выгоде... воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости...». К проявлениям гуманизма этики Гиппократа относятся заповеди о врачебной тайне и о ценности любой человеческой жизни.
Идея гуманности заложена в знаменитом «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Таким образом, медицинский гуманизм в своем исходном значении утверждает человеческую жизнь в качестве высочайшей ценности, определяет ее защиту и помощь ей как основную социальную функцию медицины, которая должна выполнять эту свою задачу, руководствуясь научными знаниями и профессиональным мастерством.
2. Исторические принципы и модели медицинской этики
Более 25 веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие медицину на протяжении всей ее истории. Медицинская этика существует в нескольких формах или моделях.
Модель Гиппократа и принцип «не навреди».
Моральные принципы врачевания были заложены «отцом медицины» Гиппократом. В «Клятве» Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом и своими коллегами по ремеслу. Один из важнейших принципов ― «не навреди». В «Клятве» говорится: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости». Принцип «не навреди» фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия.
Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня в том или ином этическом документе.
Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа» служит «Клятва врача Республики Беларусь».
Формы вреда со стороны врача:
― вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;
― вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;
― вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;
― вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
Таким образом, принцип «не навреди» нужно понимать, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным.
Модель Парацельса и принцип «делай добро» ― модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493–1541). Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего принципа.
Принципы Парацельса: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача ― в его сердце, работа его должна освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства ― любовь».
В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм («pater» - латинское понятие «отец») ― эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание - это организованное осуществление добра.
Принцип «делай добро» может передаваться с помощью таких слов, как «милосердие», «благотворительность», «благодеяние».
Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».
Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».
Термин «деонтология» (от греч. deontos - должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики - врачебную этику.
Деонтологическая модель врачебной этики - это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:
― «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;
― «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;
― «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;
― «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;
― «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.
С точки зрения Н.Н.Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».
Принцип «соблюдения долга» - основной для деонтологической модели. «Соблюдать долг» - это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.
Наборы сформулированных правил поведения разработаны для каждой медицинской специальности.
Этические комитеты (комиссии) ― разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.
Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.
Этика (от греч. cthika — обычай, прав, характер) — философская наука, изучающая вопросы морали и нравственности.
Этика
В более узком смысле под медицинской этикой понимают совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников. В последнем значении медицинская этика тесно соприкасается с медицинской деонтологией.Этика изучает взаимоотношения людей, их мысли, чувства и дела в свете категорий добра, справедливости, долга, чести, счастья, достоинства. Этика врача — это истинно человеческая мораль и поэтому врачом может быть только хороший человек.
Нравственные требования к людям, занимающимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. С глубокой древности врачебная деятельность высоко чтилась, ибо в основе ее лежало стремление избавить человека от страданий, помочь ему при недугах и ранениях.
Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящиеся к XVIII в. до н.э. «Законы Хаммурапи», принятые в Вавилоне. Неоценимую роль в истории медицины, в том числе в создании этических норм, принадлежит Гиппократу.
Ему принадлежат аксиомы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен Богу»; он создатель пережившей века «Клятвы», носящей его имя. Гиппократ впервые уделил внимание отношениям врача с родственниками больного, взаимоотношениям врачей. Этические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах античных врачей А. Цельса, К. Галена и др.
Огромное влияние на развитие медицинской этики оказали врачи Востока (Ибн Сина, Абу Фараджа и др.). Примечательно, что еще в древние времена проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.
В России очень много для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, М.Я. Мудров, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, земские врачи. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой «сплав» любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получил «святой доктор» Ф.П. Гааз, девизом которого было «Спешите делать добро!».
Гуманистическая направленность деятельности русских медиков разносторонне описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова, В.В. Вересаева и др.
Мораль является одной из древнейших форм социальной регуляции поведения людей и человеческих взаимоотношений. Основные нормы морали человек усваивает в процессе воспитания и следование им воспринимает как свой долг. Гегель писал: «Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то этим он еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
По этому поводу Марк Твен заметил, что «не очень удачно мы используем свою нравственность в будние дни. К воскресенью она всегда требует ремонта».
Нравственно развитый человек обладает совестью, т.е. способностью самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки принятым в обществе моральным нормам, и руководствуется этим суждением при выборе своих действий. Нравственные начала особенно необходимы тем специалистам, объектом общения которого являются люди.
Некоторые авторы полагают, что никакой особой врачебной этики не существует, что есть этика вообще. Однако неверно отрицать существование профессиональной этики. Ведь в каждой конкретной сфере общественной деятельности отношения людей специфичны.
Каждый вид труда (врача, юриста, педагога, артиста) накладывает профессиональный отпечаток на психологию людей, на их нравственные взаимоотношения. Интересные мысли о связи нравственного воспитания с профессиональным разделением труда высказывал еще Гельвеций. Он говорил, что в процессе воспитания надо знать «какие таланты или добродетели свойственны человеку той или иной профессии».
Профессиональную этику надо рассматривать как специфическое проявление общей этики в особых условиях конкретной деятельности Профессиональная этика — это раздел науки о роли нравственных начал в деятельности соответствующего специалиста, включающих в себя вопросы гуманизма, проблемы долга, чести и совести. Предметом профессиональной этики является также изучение психоэмоциональных черт того или иного специалиста, проявляющихся в его взаимоотношениях с больными людьми (инвалидами) и со своими коллегами на фоне определенных социальных условий.
Особенности профессиональной деятельности врача обусловливают то, что во врачебной этике всегда в сравнительно большей степени, во всяком случае, больше, чем в этических нормах, которые регламентируют деятельность людей других профессий, выражены общечеловеческие нормы нравственности и справедливости.
Нормы и принципы врачебной этики могут верно ориентировать медицинского работника в его профессиональной деятельности только в том случае, если они не произвольные, а научно обоснованы. Это значит, что различные рекомендации относительно поведения врачей, выработанные медицинской практикой, нуждаются в теоретическом осмысливании.
Медицинская этика должна строиться на глубоком понимании законом природной и социальной жизни человека. Без связи с наукой нравственные нормы в медицине превращаются в беспочвенное сострадание к человеку. Истинное сострадание врача к больному (инвалиду) должно основываться на научных знаниях. По отношению к больному (инвалиду) врачи должны вести себя не как безутешные родственники. По высказыванию А.И. Герцена, доктора «могут в душе плакать, принимать участие, но для борьбы с болезнью надобно понимание, а не слезы». Быть гуманным по отношению к больным людям (инвалидам) — это дело не только сердца, по и медицинской науки, врачебного разума.
Некоторые из несостоявшихся медиков настолько умело согласуют свое поведение с потребностями врачебной этики, что их почти невозможно попрекнуть в отсутствии призвания к медицине. Речь идет «о том холодно деловом бухгалтерском, безразличном отношении к острейшим людским трагедиям, — писал известный отечественный хирург С.С. Юдин, — когда за личиной так называемой профессиональной выдержки и сдержанного мужества фактически скрывают эгоистическую бесчувственность и нравственную апатию, моральное убожество».
Лисовский В.А., Евсеев С.П., Голофеевский В.Ю., Мироненко А.Н.