Человека и состояние его. Психические состояния. Кризисные психологические состояния

психологический эмоциональный состояние настроение

Введение

1. Состояния человека

2. Психические состояния

2.1 Структура состояний

2.2. Классификация состояний

2.2.1 Стресс

2.2.2 Фрустрация

2.2.3 Аффект

2.3. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния

2.4. Производственные психические состояния

2.5. Настроение

3. Факторы управления психическими состояниями

Заключение

Список литературы

Введение

Понятие «состояние» в настоящее время является общеметодологической категорией. Изучение состояний стимулируется потребностями практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. В самом общем плане «состояние» обозначает характеристику существования объектов и явлений, реализации бытия в данный и все последующие моменты времени.

Понятие «психологическое состояние» как специфическая психологическая категория введено Н.Д. Левитовым. Он писал: Психологическое состояние - целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности .

Психологические состояния - важнейший компонент психики человека. Относительно простые психологические состояния лежат в основе всего многообразия психических как в норме, так и в патологии. Именно они - простые психологические и сложные психические состояния - являются предметом непосредственного исследования в психологии и объектом педагогических, медицинских и иных управляющих воздействий.

1. Состояния человека

Проблема нормальных состояний человека стала широко и основательно рассматриваться (особенно в психологии) относительно недавно - с середины XX в. До этого внимание исследователей (главным образом физиологов) было в основном направлено на изучение состояния утомления как фактора, снижающего эффективность трудовой деятельности (Бугославский, 1891; Конопасевич, 1892; Моссо, 1893; Бине, Анри, 1899; Lagrange, 1916; Левицкий, 1922, 1926; Ефимов, 1926; Ухтомский, 1927,1936, и др.), и эмоциональных состояний. Постепенно круг выделяемых состояний стал расширяться, чему в немалой степени способствовали запросы практики в области спорта, космонавтики, психогигиены, учебной и трудовой деятельности. .

Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932). Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний, как уже говорилось выше, была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека». Однако многие психические состояния, не говоря уже о функциональных (физиологических), в этой книге были не представлены; некоторым из них Н. Д. Левитов посвятил ряд отдельных статей (1967, 1969, 1971, 1972).

В последующие годы изучение проблемы нормальных состояний человека велось по двум направлениям: физиологи и психофизиологи изучали функциональные состояния, а психологи - эмоциональные и психические. На самом деле границы между этими состояниями зачастую настолько размыты, что разница имеется только в их названии. .

Сложность определения сущности понятия «состояние человека» заключается в том, что авторы опираются на разные уровни функционирования человека: одни рассматривают физиологический уровень, другие - психологический, а третьи - тот и другой одновременно.

В общих чертах структуру психофизиологического состояния человека можно представить в виде схемы (рис. 1.1).

Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень - вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень - изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень - характеристики поведения, деятельности, отношения человека.

1 Психический уровень реагирования

Переживания, психические процессы

II. Физиологический уровень реагирования

Вегетатика Соматика (психомоторика)

III. Поведенческий уровень

Поведение Общение Деятельность


2. Психические состояния

В современной психологии много внимания уделяется проблеме психических состояний. Психическое состояние - конкретная структурная организация всех имеющихся у человека психических компонентов, обусловленная данной ситуацией и предвидением результатов действий, их оценкой с позиций личностных ориентаций и установок, целей и мотивов всей деятельности (Сосновикова). Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации психических процессов, всей деятельности человека в каждый конкретный момент времени, и как отношения человека. В них всегда представлена оценка ситуации и потребности человека. Существует представление о состояниях как о фоне, на котором протекает психическая и практическая деятельность человека.

Психические состояния могут быть эндогенными и реактивными, или психогенными (Мясищев). В возникновении эндогенных состояний главную роль играют факторы организма. Отношения не играют роли. Психогенные состояния возникают по поводу обстоятельств, имеющих важное значение, связанных со значимыми отношениями: неудачей, потерей репутации, крахом, катастрофой, потерей дорогого лица. Психические состояния имеют сложный состав. Они включают в себя временные параметры (длительность), эмоциональные, и другие составляющие.

2.1 Структура состояний

Так как психические состояния являются системными явлениями, то прежде, чем их классифицировать, необходимо выделить основные компоненты данной системы.

Системообразующим фактором для состояний можно считать актуальную потребность, которая инициирует то или иное психологическое состояние. Если условия внешней среды способствуют быстрому и лёгкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния-радости, воодушевления, восторга и т.д., а если вероятность удовлетворения низка или вообще отсутствует, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. А.О. Прохоров считает, что вначале многие психологические состояния являются неравновесными, и лишь после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов, они приобретают статический характер. Именно в начальный период формирования состояния возникают наиболее сильные эмоции – как субъективные реакции человека, выражающего своё отношение к процессу реализации актуальной потребности. Важную роль в характере нового установившегося состояния играет «блок целеполагания», который определяет как вероятность удовлетворения потребности, так и характер будущих действий. В зависимости от информации, хранящейся в памяти, формируется психологический компонент состояния, включающий в себя, эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия». Последний компонент очень важен для понимания характера состояния, так как именно через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров», объективные характеристики внешнего мира уже гораздо слабей могут воздействовать на сознание, а главную роль играют установки, убеждения и представления. Например, в состоянии любви объект привязанности кажется идеальным и лишённым недостатков, а в состоянии гнева другой человек воспринимается в исключительно чёрном цвете, и логические доводы очень мало влияют на эти состояния. Если в реализации потребности участвует социальный объект, то эмоции принято называть чувствами. Если в эмоциях главную роль играет субъект восприятия, то в чувстве тесно сплетены и субъект и объект, причём при сильных чувствах второй человек может занимать в сознании даже большее место, чем сам индивид (чувство ревности, мести, любви). После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами человек приходит к какому-то результату. Этот результат или позволяет реализовать потребность, вызвавшую данное состояние (и тогда оно сходит на нет), либо результат оказывается отрицательным. В этом случае возникает новое состояние – фрустрации, агрессии, раздражения и т.д., в котором человек получает новые ресурсы, а значит – новые шансы эту потребность удовлетворить. Если же и дальше результат остаётся негативным, то включаются механизмы психологической защиты, снижающие напряжённость психических состояний, и уменьшающие вероятность возникновения хронического стресса .

2.2. Классификация состояний

Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется на фоне состояний утомления, монотонии, агрессии и ряда других состояний. Тем не менее, существует много вариантов их классификаций. Чаще всего их делят на эмоциональные, познавательные, мотивационные, волевые.

Описаны и продолжают изучаться и другие классы состояний: функциональные, психофизиологические, астенические, пограничные, кризисные, гипнотические и другие состояния. Например Ю.В. Щербатых предлагает свою классификацию психических состояний, состоящую из семи постоянных и одного ситуативного компонента

С точки зрения временной организации можно выделить мимолетные (неустойчивые), длительные и хронические состояния. К числу последних можно отнести, например, состояние хронического утомления, хронического стресса, который чаще всего связан с влиянием повседневных стрессов.

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час. Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных. Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности. Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента. Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности. Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности. К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей. Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение. В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства. Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям. В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

— интегрированные отражения воздействий на субъекта как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания (бодрость, усталость, апатия, депрессия, эйфория, скука и т.д.).

Психические состояния человека

Весьма подвижна, динамична. Поведение человека в какой-либо промежуток времени зависит оттого, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в это конкретное время.

Очевидно, что бодрствующий человек отличается от спящего, трезвый — от пьяного, счастливый — от несчастного. Психическое состояние - как раз и характеризует особен ноет и психики человека в определенный промежуток времени.

При этом психические состояния, в которых может находиться человек, конечно, влияют и на такие его характеристики, как психические процессы и психические свойства, т.е. эти параметры психики тесно связаны друг с другом. влияют на протекание психических процессов, а повторяясь часто, приобретая устойчивость, могут стать свойством личности.

Вместе с тем современная психология рассматривает психическое состояние как относительно самостоятельный аспект характеристики психологии личности.

Понятие психического состояния

Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.

Классификация психических состояний

Жизнь человека — непрерывная череда разнообразных психических состояний.

В психических состояниях проявляется степень уравновешенности психики индивида с требованиями среды. Состояния радости и печали, восхищения и разочарования, грусти и восторга возникают в связи с тем, в какие события мы вовлечены и как к ним относимся.

Психическое состояние — временное своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его , личностным отношением к этой деятельности.

Познавательные, эмоциональные и волевые процессы комплексно проявляются в соответствующих состояниях, определяющих функциональный уровень жизнедеятельности индивида.

Психические состояния являются, как правило, — системой реакций на определенную поведенческую ситуацию. Однако все психические состояния отличаются резко выраженной индивидуальной особенностью — являются текущей модификацией психики данной личности. Еще Аристотель отмечал, что добродетель человека состоит, в частности, в том, чтобы на внешние обстоятельства отвечать в соответствии с ними, не превышая и не преуменьшая должного.

Психические состояния подразделяются на ситуативные и личностные. Ситуативные состояния характеризуются временным своеобразием протекания психической деятельности в зависимости от ситуационных обстоятельств. Они подразделяются:

  • на общефункциональные, определяющие общую поведенческую активность индивида;
  • состояния психического напряжения в сложных условиях деятельности и поведения;
  • конфликтные психические состояния.

К устойчивым психическим состояниям личности относятся:

  • оптимальные и кризисные состояния;
  • пограничные состояния (психопатия, неврозы, умственная отсталость);
  • психические состояния нарушенного сознания.

Все психические состояния связаны с нейродинамическими особенностями высшей нервной деятельности, взаимодействием левого и правого полушарий мозга, функциональными связями коры и подкорки, взаимодействием первой и второй сигнальных систем и в конечном счете с особенностями психической саморегуляции каждого индивида.

Реакции на воздействия внешней среды включают в себя прямые и вторичные приспособительные эффекты. Первичные — специфичный ответ на конкретный стимул, вторичные — изменение общего уровня психофизиологической активности. Исследованиями выявлены три типа психофизиологической саморегуляции, что соответствует трем типам общефункциональных состояний психической активности:

  • вторичные реакции адекватны первичным;
  • вторичные реакции превышают уровень первичных;
  • вторичные реакции слабее необходимых первичных реакций.

Второй и третий тип психических состояний вызывают избыточность или недостаточность физиологического обеспечения психической активности.

Перейдем к краткой характеристике отдельных психических состояний.

Кризисные состояния личности

Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость личности зависит от ее моральной структуры , иерархии ценностей, того значения, которое она придает различным жизненным явлениям. У некоторых людей элементы морального сознания могут быть несбалансированы, отдельные нравственные категории могут обрести статус сверхценности, образуются моральные акцентуации личности, ее «слабые места». Одни люди высокочувствительны к ущемлению их чести и достоинства, несправедливости, нечестности, другие — к ущемлению их материальных интересов, престижа, внутригруппового статуса. В этих случаях ситуативные конфликты могут перерастать в глубокие кризисные состояния личности.

На психотравмирующие обстоятельства адаптивная личность, как правило, реагирует защитной перестройкой своих установок. Субъективная система се ценностей направляется на нейтрализацию травмирующего психику воздействия. В процессе такой психологической защиты происходит коренная перестройка личностных отношений. Душевный беспорядок, вызванный психической травмой, замещается реорганизованной упорядоченностью, а иногда и псевдоупорядоченностью — социальным отчуждением личности, уходом в мир грез, пристрастием к наркотикам. Социальная дезадаптация индивида может проявиться в различных формах. Назовем некоторые из них.

Состояние негативизма — превалирование у личности отрицательных реакций, утрата положительных социальных контактов.

Ситуационная оппозиция личности — резкая отрицательная оценка отдельных лиц, их поведения и деятельности, агрессивность по отношению к ним.

Социальная отчужденность (аутизм) — устойчивая самоизоляция индивида в результате конфликтных взаимодействий с социальным окружением.

Отчужденность личности от социума связана с нарушением ценностных ориентации индивида, отвержением групповых, а в ряде случаев и общесоциальных норм. При этом другие люди и социальные группы осознаются индивидом как чуждые, враждебные. Отчужденность проявляется в особом эмоциональном состоянии личности — устойчивом чувстве одиночества, отверженности, а иногда в озлобленности, даже мизантропии.

Социальная отчужденность может приобрести форму устойчивой личностной аномалии: личность утрачивает способность к социальной рефлексии, учету позиции других людей, резко ослабляется и даже полностью тормозится ее способность к сопереживанию эмоциональных состояний других людей, нарушается социальная идентификация. На этой почве нарушается стратегическое смыслообразование: индивид перестает заботиться о завтрашнем дне.

Длительные и трудно переносимые нагрузки, непреодолимые конфликты вызывают у человека состояние депрессии (лат. depressio — подавление) — отрицательное эмоционально-психическое состояние, сопровождающееся болезненной пассивностью. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно переживаемые подавленность, тоску, отчаяние, отрешенность от жизни; ощущает бесперспективность существования. Резко снижается самооценка личности. Весь социум осознается индивидом как нечто враждебное, противопоставленное ему; происходит дереализация , когда субъект утрачивает чувство реальности происходящего, или деперсонализация , когда индивид утрачивает возможность и необходимость быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей, не стремится к самоутверждению и проявлению способности быть личностью. Недостаточность энергетической обеспеченности поведения приводит к мучительному отчаянию, вызванному нерешенностью задач, невыполнением принятых обязательств, своего долга. Мироощущение таких людей становится трагическим, а поведение — недейственным.

Итак, в одних психических состояниях проявляются устойчивые личностно характерные состояния, но бывают и ситуативные, эпизодические состояния личности, которые не только не характерны для нее, но даже противоречат общему стилю ее поведения. Причинами возникновения таких состояний могут быть различные временные обстоятельства: ослабленность психической саморегуляции, захватившие личность трагические события, психические срывы, обусловленные нарушением обмена веществ, эмоциональными спадами и др.

Психические состояния - целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, детерминированная:

  1. предшествующей, наличной и ожидаемой ситуациями;
  2. набором актуализированных свойств личности
  3. предшествующим психосоматическим состоянием;
  4. потребностями, стремлениями и желаниями;
  5. возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);
  6. объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.

Проблема психических состояний впервые поставлена в отечественной психологии Н.Д.Левитовым (О психических состояниях человека. М., 1964.)

Примеры психических состояний: агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.

Характеристики психических состояний:

  1. Эмоциональные (модальные);
  2. Активационные (отражают интенсивность психических процессов);
  3. Тонические (ресурс сил);
  4. Тензионные (степень напряжения);
  5. Временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);
  6. Полярность (благоприятные - неблагоприятные; положительные -отрицательные).

Классификация психических состояний:
1) Нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность);
2) Активационные (возбуждение - апатия);
3) Тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);

Боль - психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Бодрствование - поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации той или иной деятельности. Сон - периодическое функциональное состояние с угнетением осознаваемой психической деятельности. Гипноз - особое психофизиологическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия (гипнотического внушения). Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других факторов.

4) тензионные (напряженность, расслабленность - зажатость). Возникают при повышенной нагрузке, при выходе за пределы комфортной зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей, при физической и психической травме, тревоге, лишении условий.

Функции психических состояний:

  1. Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности);
  2. Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.;
  3. Информационная;
  4. Энергетическая;
  5. Оценочная;
  6. Антиципирующая;
  7. Настроечная;
  8. Побуждающая;
  9. Уравновешивающая.

Непрерывность состояний - отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое.

Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.

Неблагоприятные функциональные состояния : ухудшение показателей выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека. Виды:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха. Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др. Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть. Циклы: компенсируемое - некомпенсируемое - состояние срыва; острое - хроническое переутомление.

Монотония - из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности заданий. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность. Снижается тонус и активация - сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи. Или возникает состояние пресыщения - активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.

Стресс - работа организма в режиме сверх затрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие:

  • мотивация - то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния. От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность;
  • содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации;
  • величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации;
  • исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;
  • индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов.

Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С. 81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности. Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

Подбор методик основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки. Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения. Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

Программа обеспечения оптимальной работоспособности включает следующие методики.

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

Для активации на физическом и физиологическом уровне используются методики «Восстановления рабочего тонуса мышц» Ф. Перлза и дыхательные упражнения (время выполнения от 1 до 5 минут).

Инструкция дается в соответствии с оригинальным текстом Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары. Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает нижнюю челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе «сдуться», как воздушному шарику - и готова к новым делам. Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности. Возьмите кошку за образец. Начинайте зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно. На вершине напряжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться».

Дыхательное «бодрящее» упражнение - каждый час несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох - и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть - вдох, на шесть - задержка дыхания, на шесть - выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих выполнениях).

Для активации эмоциональной сферы и общего физического тонуса устраиваются перерывы в работе с использованием бодрой, активной музыки с любимой мелодией, воспроизводимой аудиотехникой или мысленно, с обязательным отвлечением от работы (время выполнения от 2 до 5 минут).

Дополнением к данной методике было предварительное (3-5 минутное) расслабление с инструкцией: «Взгляд чуть выше горизонта, погружение в себя и расслабление; расслабить мышцы и дать свободу мыслям».

Для активации эмоционально-мотивационной сферы использовались упражнения из тренинга счастья Р. Дэвидсона и Р. Холдена. Первое - улыбаться себе в зеркало по 1-2 минуте перед работой (с бодростью) и после работы (с удовлетворением); улыбка должна быть неподдельной, когда загораются глаза и ощущается (желательно) прилив счастья. Второе - каждый день делиться хорошими новостями с коллегами и окружающими - не менее 10 минут в день в совокупности. Третье - планировать и устраивать себе каждый день маленький праздник или удовольствие, вне зависимости от того, заслужен он или нет. Предварительно пишется список удовольствий, состоящий из 25 пунктов, который становиться основой действий в третьем упражнении.

Программа применяется в комплексе всех названных методик и занимает около 30-40 минут в день потраченных на себя.

Для предотвращения появления мотивации нежелания выполнять программу (в силу ограниченности времени или из-за стремления невыполнять малозначимые для них требования) участникам предлагалось делать не упражнения, а вырабатывать привычки. В этом случае акцент смещался с обязательных сознательных усилий по выполнению заданий на обыденные автоматические (слабоосознаваемые) действия. Это позволяет участникам обойти собственное сопротивление, связанное с негативным отношением к долженствованию. Программа предназначена для самостоятельного освоения и проведения при ежедневном контроле (самоконтроле) в течение двух-трех недель. Необходимым средством контроля и самоконтроля является (рефлексивный) субъективный отчет испытуемых о результатах освоения программы. Такой отчет одновременно обладает для участников эффектом самовнушения, усиливая положительное отношения к освоенным заданиям программы.

Каждый человек на планете в каждую секунду своей жизни переживает определенное душевное или же психическое состояние – радость, тревогу, печаль, умиротворение. Все эти состояния, чередуясь одно за другим, и составляют человеческую жизнь.

Психическое состояние человека – это весьма устойчивое, но в то же время, динамическое явление, которое отображает особенности работы психики личности в конкретный отрезок времени.

Понятие и характеристика психического состояния


Психическое состояние — многокомпонентное объединённое отражение внутренних и внешних факторов в психике личности без четкого осознания их предметного значения (раздражительность, творческое вдохновение, скука, меланхолия, бодрость и др.). В науке душевное психическое состояние рассматривают как динамическое понятие, конкретное лишь в определенный временной промежуток.

Психическое состояние – это не только душевные переживания как реакция на событие или др. факторы, но также и физиологическое состояние организма, отображающееся на нервной, гормональной и др. системах.

Психика личности очень восприимчива к разного рода раздражителям, изменчива и подвижна. И поведение индивида на конкретном отрезке времени во многом зависит от особенностей проявления психических свойств и процессов в данный момент. Очевидно, что грустный человек отличается от счастливого, раздражительный — от спокойного. И душевное психическое состояние – это то, что характеризует эти сами особенности психики личности в конкретный момент. Подобные состояния воздействуют на психические процессы, а часто повторяясь, имеют свойство закрепляться и становиться индивидуальной чертой характера.

В науке понятие «психическое свойство» относят к устойчивым, закрепившимся особенностям, а «процесс психики» характеризуют как динамический момент, тогда как психологические состояние – это относительно устойчивая часть структуры личности, то есть та, которая устойчива лишь в какой-то промежуток времени.

Говоря об этом понятии, психологи часто указывают на определенную энергетическую особенность, которая влияет на человеческую активность или же, наоборот, пассивность в процессе деятельности. Например, усталость-бодрость, раздражение-спокойствие и т. д. Также рассматривается такой компонент, как состояние человеческого сознания: сон или бодрствование. Особые психические состояния, которые возникают на фоне стресса, экстремальных событий, представляют большой интерес для современной науки.

Компоненты психологического состояния и их характеристика


Психические состояния имеют многокомпонентную структуру. В неё входят поведенческие, эмоциональные, волевые и физиологические компоненты психики и организма в целом.

На уровне физиологии и моторики душевное состояние может проявляться учащенным или замедленным пульсом, изменениями в артериальном давлении, в мимике лица, звучании голоса, дыхании.

В познавательной и эмоциональной сфере разные состояния проявляют и определяют чувства с положительной или негативной окраской, способ мышления и пр.

Коммуникативный и поведенческий уровни определяют характер в социуме, правильность или неправильность осуществляемых действий.

Определенное душевное состояние возникает из актуальных потребностей личности, где они являются, как правило, системообразующим стимулом. Из этого следует, что если внешние условия позволяют удовлетворить свои желания, возникает состояние с позитивной окраской. Если же вероятность удовлетворения своих желаний и потребностей низкая или же вовсе отсутствует возникают отрицательные психические состояния.

Вследствие того или иного переживания изменяются многие мотивационные установки личности, его эмоции, характеристики психоэмоциональной сферы.

Человек, переживающий какое-то душевное состояние, начинает взаимодействовать с предметами или субъектами, которые, собственно говоря, и вызвали у него это состояние. После чего приходит к определенному результату:

  • если этот результат удовлетворительный, то его душевное состояние сходит на нет, сменяясь новым;
  • негативный же результат приводит к фрустрации и вызывает другие отрицательные психические состояния.

Фрустрация запускает новые мотивационные механизмы психики личности для того, чтобы понизить уровень негативных эмоций. И человек начинает действовать с новым напором и силами для достижения положительного результата. Если же и в дальнейшем не удаётся достичь собственных целей, тогда включаются механизмы психологической самозащиты для того, чтобы снизить уровень напряженности.

Психические состояния и его виды


Душевное состояние является целым комплексом разных процессов: эмоциональных, поведенческих, когнитивных, которые являются реакцией на определенную жизненную ситуацию. При этом каждое такое состояние имеет ярко выраженную индивидуальную особенность.

Сложность и динамичность структуры психических состояний и определяют разветвлённую их классификацию. К тому же часто состояния тесно пересекаются и даже накладываются друг на друга. Например, нервно-психическое состояние может возникать на фоне усталости, агрессии и др.

Классифицируются психические состояния по следующим признакам.

По источнику возникновения:

  • на ситуативные (связанные с повседневной жизнью или профессиональной деятельностью);
  • и личностные (связанные с особенностями психики и характера конкретного индивида, например, бурная эмоциональная реакция холерика).

В свою очередь личностные делятся на:

  • кризисные и оптимальные;
  • пограничные (невроз, психопатия);
  • состояния нарушенного сознания.

По уровню интенсивности:

  • слабо выраженные (настроение);
  • глубокие (ненависть, страсть).


По степени эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • негативные (астенические);
  • позитивные (стенические).

По структуре психики:

  • эмоциональные;
  • волевые;
  • мотивационные;
  • когнитивные.

По уровню длительности:

  • сиюминутные (состояние аффекта);
  • продолжительные (депрессия);
  • средней продолжительности (эйфория, страх).

По степени проявления:

  • физиологические (сон, голод);
  • душевные (радость).
  • психофизиологические (страх, возбуждение).

По уровню осознанности:

  • сознательные;
  • несознательные.

Учитывая все вышеизложенные критерии, дается полная четкая характеристика тем или иным состояниям психики индивида.

Наряду с психическими состояниями личности рассматриваются и социальные. Так, изучаются общественное мнение и настроение, характерные в данный отрезок времени для той или иной группы населения.

Кризисные психологические состояния


В личностной или профессиональной сфере жизни каждого человека случаются такие события, которые становятся для него глубокой психологической травмой, источником сильной душевной боли.

Такая уязвимость личности носит субъективный характер, который зависит от жизненных ценностей, их иерархии, моральной структуры. У некоторых индивидов бывает часто несбалансированная иерархия этических ценностей, одни приобретают сверхценный характер, сильно преобладая над остальным. Так образуется этическая акцентуация. Простыми словами – «уязвимое место» характера.

Некоторые болезненно реагируют на ущемления их прав, достоинства, несправедливость. Другие – на стеснение их материальных благ, социального статуса.

В процессе воздействия психотравмирующего раздражителя включаются адаптивные механизмы – перестройка личностных установок. Собственная иерархия жизненных принципов и ценностей направляется на то, чтобы нейтрализовать этот раздражитель. Вследствие психологической самозащиты основательно меняются личностные отношения. Вызванный травмирующим фактором, беспорядок в душе замещается организованной структурой и порядком. Однако эта упорядоченность может носить и ложный характер – социальное отчуждение, погружение в мир собственных иллюзий, пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Дезадаптация на уровне социума может проявляться в различных формах. Это:

  • Психическое состояние негативизма — преобладание негативных личностных реакций, потеря позитивных контактов и ощущений.
  • Резкая оппозиция индивида – острая отрицательная характеристика отдельной личности, её поведения, проявление агрессии по отношению к ней.
  • Общественная отчужденность — продолжительная самоизоляция человека вследствие острого конфликта с окружающими.


Социальная отрешенность как одна из негативных форм психического состояния проявляется только в особом самоощущении – чувстве отверженности, одиночества, озлобленности. При этом другие люди и их действия воспринимаются как враждебные. А в крайней форме отчужденности – мизантропии – как ненавистные. Продолжительная или резкая отчужденность может привести к личностным девиациям: снижается, а иногда и полностью пропадает рефлексия, способность сопереживать другим, в тоже время теряется собственная социальная отождествленность.

Сложно переносимые конфликты или нагрузки, особенно длительные, вызывают такое душевное состояние как депрессия. Человек начинает испытывать острую подавленность, тревогу, разочарование, тоску. Во время депрессии снижается самооценка личности, а люди вокруг воспринимаются как враждебные ему. Может происходить деперсонализация или дереализация личности. Пассивность, чувство невыполненного долга, своих обязательств приводит к болезненному отчаянию.

Соотношение между различного рода психическими состояниями, ход их развития влияет на характер и психику человека в целом, а также играет важнейшую роль в личностной и профессиональной сфере каждого.