Каскадная модель жизненного цикла: преимущества и недостатки. Agile и Waterfall: выбираем методологию управления проектами

К сожалению, не существует универсального процесса разработки ПО, полностью подходящего под каждый проект. Во главе угла стоят методологии – системы стандартов, содержащие понятия, методы и способы, которые определяют стиль создания программного обеспечения.

Методология подбирается, во-первых, под конкретные задачи, объемы работ, цели заказчика и бюджет. Во-вторых, не забываем и про специфику деятельности IT-компании. Техподдержка, аутсорсинг и внутренняя разработка своего проекта предполагают разные подходы.

Одни из самых распространенных категорий моделей разработки ПО – Agile и Waterfall, гибкая и каскадная соответственно. Мы дадим краткое описание каждой, рассмотрим их плюсы, минусы и определимся с корректной системой под проект.

Гибкие методологии придерживаются итеративных принципов разработки. Процесс создания продукта делится на серию коротких циклов по 1-4 недели. Каждая итерация представляет собой отдельный проект с планированием, проектированием, программированием, тестированием и ретроспективой.

При оплате труда разработчиков в рамках Agile обычно выбирают между выделенной командой под проект (Dedicated Team) и системой Time&Materials (T&M). Мы уже сравнили между собой некоторые механизмы построения финансовых отношений с подрядчиком. Наши выводы с позиций клиентов и разработчиков можно найти .

Гибкая модель разработки основана на 12 принципах, из которых определяющими мы считаем следующие:

  • рабочее ПО - лучший показатель эффективности команды разработки;
  • редактирование требований приветствуется на любом этапе разработки;
  • личное общение - самый продуктивный способ коммуникации;
  • новые версии продукта выходят либо каждую итерацию, либо раз в несколько месяцев, в зависимости от проекта.

К классу Agile относятся такие методики, как экстремальное программирование (XP), FDD, DSDM, Scrum и другие.

Waterfall

Принцип каскадной системы состоит в последовательности. Процесс разработки разбит на следующие шаги:

1. Анализ требований

2. Планирование

3. Реализация

4. Интеграция

5. Тестирование

7. Поддержка

Переход к каждой фазе происходит только после окончания предыдущей. Новые функции добавляются уже после релиза и исправления предыдущих ошибок. Благодаря четкой документации и стабильным требованиям для каскадных проектов лучше подойдет модель финансового взаимодействия с фиксированной ставкой (Fixed price).

А теперь сравним сильные и слабые стороны Agile и Waterfall.

Плюсы методологий:

Гибкая модель

  • Корректировки функциональных требований встроены в процесс разработки для обеспечения конкурентного преимущества. По сути, уже через 2 итерации проект можно развернуть на 360 градусов и делать совсем другой продукт.
  • Проект разделен на короткие и прозрачные итерации.
  • Минимизация рисков благодаря гибкому процессу внесения изменений.
  • Быстрое получение первой рабочей версии продукта.

Каскадная модель

  • Понятная и простая структура процессов, удобная для команд с небольшим опытом.
  • Качественная и детальная документация.
  • В проекте можно легко отследить ресурсы, риски и затраченное время.
  • Задачи продукта стабильны от начала до конца.

Минусы методологий:

Гибкая модель

  • Невозможно подсчитать точную сумму работы из-за постоянно меняющихся требований.
  • Поскольку Agile скорее философия, чем процесс, в систему нужно погрузиться и принять её, что требуется не каждому проекту.
  • Команда должна быть высококвалифицированной и опытной, ориентированной на клиента.
  • Новые требования могут противоречить существующей архитектуре или функционалу.
  • Со всеми корректировками и изменениями есть риск, что проект не закончится никогда.

Каскадная модель

  • Требования определяются и закрепляются в самом начале, что лишает процесс разработки гибкости.
  • На проект тратится большее количество времени и ресурсов.
  • Клиент увидит только готовый продукт, изменить что-либо крайне сложно.
  • Отсутствие обратных связей между этапами разработки.

Изучив матчасть, мы легко научимся жонглировать Agile и Waterfall в своих проектах!

Гибкая модель разработки действует, если:

1. В проекте задействована опытная команда.

2. Окончательный функционал продукта пока неизвестен, и изменения необходимо вносить максимально оперативно.

3. Конечный пользователь «варится» в проекте с самого начала.

4. Необходимо быстро разработать рабочее ПО.

5. Вы стартап.

Выбирайте каскадную модель в случаях, если:

1. Требования к проекту стабильны и практически неизменны;

2. Качество продукта намного важнее затраченного времени и ресурсов;

3. Проект разрабатывается на аутсорсе;

4. Конечный пользователь только принимает результат работы, не участвуя в процессе.

Необходимо сказать, что обе модели помогут реализовать ваш проект. В первую очередь вы выбираете вариант, который позволит вам делать качественные продукты и эффективно управлять своим бюджетом.

Конечно, как только вы на финишной прямой, никого не будет интересовать выбранная методология. Поэтому, даже если модель разработки оказалась неподходящей, команда должна быть достаточно сильной для получения достойных результатов.

А теперь просто идите и сделайте свой проект!

Стартап - это проект. А когда вы делаете проект, всегда возникает вопрос: как его реализовывать, как организовать команду. От методологии, по которой реализовывается стартап зависит и качество продукта и сроки выполнения.

Зачем нужна методология? Просто берешь - и делаешь!

Вы примерно представляете свою идею, примерно сроки и что должно получиться в результате. Но “примерно” - это хаос.

А в серьезном проекте, который рассчитывает на успех, хаоса быть не должно.

Методология структурирует ум, команду и формирует четкую картинку. Вы видите, на какой стадии проект, куда он двигается и какой шаг сделать следующим.

Мы убедились, что порядок нам нужен. Осталось сделать выбор, какую методологию выбрать.

Как мы проанонсировали в заголовке, батл состоится между Agile и Waterfall. Сразу заметим, что однозначного ответа нет, выбор зависит от проекта.

Но рассказать о достоинствах и недостатках мы можем:)

Waterfall

Waterfall четко структурирует разработку проекта, мы имеем план, который состоит из этапов. Следуя им, мы получаем конечный продукт:

Идея продукта

Именно с идеи, которая загорается над вашей головой, как лампочка, начинается стартап. Нужно четко понимать, какой месседж вы транслируете целевой аудитории и какие цели перед собой ставите. Это дисциплинирует вас и создает визию конечного результата.

Инициация

Собираем команду, распределяем технические задания, сроки и закрепляем деловые обязанности на бумаге или специальной программе (ERP).

Анализ

Ищем лучшие средства для реализации идеи, исследуем рынок и конкурентов, осознаем, кем является целевая аудитория.

Благодаря такому анализу идея трансформируется, уходят элементы, которые не будут востребованы, а на их место приходят новые фишки, необходимые для реализации.

В Waterfall этот процесс стоит особняком. Разрабатывается весь дизайн, интерфейс (front end), когда программное наполнение неизвестно (back end).

Разработка

На этом этапе кодим по полной. Разработчики приспосабливаются к тому интерфейсу, который создали дизайнеры, наполняя его нужным функционалом.

Тестирование

Избавляемся от багов, чтобы к клиентам попал совершенный продукт.

Запуск продукта

Выводим проект на рынок, запускаем маркетинг, делаем так, чтобы о продукте узнал весь мир! (по крайней мере, целевая аудитория)

Эксплуатация

Появляются первые клиенты, которые заходят на сайт, покупают продукт или скачивают приложение - в зависимости от того, какой стартап.

Структура Waterfall очень проста, все этапы следуют друг за другом и мы знаем, какой шаг сделаем следующим.

Agile

Agile - это гибкая методология разработки. У команды нет строгих этапов, все они связаны между собой и повторяются:

Проект разбивается на итерации - циклы. В каждом из них проводится планирование, анализ, проектирование, разработка и тестирование .

Итерации делятся на спринты - 1 или две недели, на которые у каждого члена команды есть пакет задач. Каждый день команда встречается на брифингах, устанавливает ежедневные цели, сообщает о достижениях за предыдущий день.

Дизайнеры не обособлены, они постоянно общаются с разработчиками и тестировщиками, апдейтят интерфейс для максимального качества и юзабилити для будущих клиентов. Анализ проводится постоянно с теми же целями.

Весь процесс получается максимально гибким, после каждой итерации команда получает потенциально рабочий продукт, который анализирует и может улучшать.

Посмотрим на преимущества и недостатки обеих методологий:

Несмотря на то, что тщательное планирование - это большой плюс (делаются все оценки, концепции, бюджет, прорабатываются риски), для многих проектов оно оборачивается минусом. Первый этап затрачивает много времени и ресурсов, все элементы планирования можно делать в процессе. Та же ситуация с огромным массивом документации.

Из-за обособленности всех этапов нет возможности что-то изменить в разработке и дизайне. Программисты вынуждены подстраиваться под уже существующий интерфейс. Клиент не знает свой проект до стадии тестирования, когда слишком поздно, чтобы внести изменения.

В отличие от Waterfall все процессы в Agile неразрывны.Все ошибки, которые находит тестировщик, программист сразу исправляет, а интерфейс может меняться.

В Agile сильный акцент на качество продукта, он совершенствуется и адаптируется на протяжении всей работы.

Отличный плюс Agile - клиент погружен в проект, он может в любое время проверить, как идет работа, присутствовать на встречах с командой в конце итерации и предлагать изменения.

Чтобы работать по Agile, нужно помнить о вызовах и знать, как с ними справляться:

  • вы должны быть полностью вовлечены в процессы, чтобы не запутаться, потому что все они происходят одновременно. В погоне за улучшениями не забывайте о начальных требованиях клиента.
  • не ставьте слишком много задач на один спринт, это ухудшает качество работы. Разбивайте одно большое задание на несколько маленьких.

При выборе метода руководствуйтесь теми принципами, которые важнее для проекта. Waterfall хорош, когда вы имеете закрепленный список требований и четкое представление конечного продукта. Agile ориентирован на отрасли, где стандарты постоянно меняются, возникают новые технологии. И вы сможете под них подстраиваться прямо в середине процесса.

Например, IT-сфера постоянно развивается, возникают новые тенденции, и с помощью Agile Artjoker отлично справляется со стартапами!

Разработки ПО. Сегодня речь пойдёт о самой популярной из них – Waterfall, или каскадной методологии.

Общая концепция подхода была представлена доктором Уинстоном Ройсом ещё в 1970 году. В его основе лежит логическая последовательность шагов, которые должна быть предприняты на протяжении жизненного цикла разработки ПО. Каждый этап согласовывает компетентными сотрудниками, документируется и передаётся дальше.
Хотя популярность модели Водопада за последние годы ослабела, природа последовательного процесса, используемого в методе водопада, интуитивно ближе разработчикам, и потому доминирует в IT.

Как падает вода

Модель, предложенная Ройсом, предельно проста и понятна. Она состоит из 7 блоков, каждый из которых охватывает свою область ответственности.

Не везде и не на каждом предприятии данная модель актуальна. Задолго до того, как ПО начало разрабатываться в каждом офисном здании, разработкой программного обеспечения занимались крупные предприятия, где в первую очередь были важны сроки и точность соблюдения ТЗ, а уже во вторую – правильность и полнота принятых решений на каждом из этапов.

Именно поэтому часто ошибочно за каскадную модель принимается процесс разработки, в котором взаимодействие между этапами в обратном порядке исключено без директивных причин. Да и сами этапы часто дробятся в угоду многочисленным контролирующим органам, или объединяются из-за смежных профессий разработчиков.

Мы также сократим указанную модель до 6 блоков, объединив операции «Инсталляция» и «Поддержка» в одну – «Развертывание». Теперь взглянем на исполняемые функции:

Требования . Проще говоря, на этом этапе создаётся вся входная документация, согласно которой будет вестись разработка. В первую очередь, анализируются требования и пожелания заказчика, затем это проецируется на возможности компании и состояние рынка. В результате получается некий документ, где описывается, что должно делать ПО, но не как и с помощью каких инструментов.

Проектирование . На этом этапе согласовывается логика работы ПО. Здесь всё ещё не принимаются конкретные решения по реализации, но уже описывается функционирование всех разделов приложения. На выходе разработчики уже представляют, сколько по времени и кадровому составу может занять проект.

Конструирование . Здесь уже речь идёт о конкретных инструментах для реализации идей: согласовываются требования к дизайну, языки программирования, уровни данных, сервисы и т. д. Описанный в предыдущем разделе скелет логики обрастает «мясом», впервые формируется внешний облик готового продукта.

Воплощение . Исполнительский этап, на который, как правило, приходится большая часть разработки. Если классическая модель допускает свободное взаимодействие с предыдущими этапами, то на практике допускается лишь внесение незначительных правок в «Конструирование».

Тестирование . На этом этапе QA, бета- и все другие тестеры обнаруживают и сообщают о проблемах в приложении. Данный этап чаще всего вызывает необходимый повтор предыдущей фазы кодирования, чтобы устранить критические неполадки. Если результатом тестирования становятся частые доработки кода, это вызывает возврат к этапу конструирования.

Развертывание . Когда приложение создано, его можно предъявлять заказчику и выпускать на волю. Так как данный этап включает ещё и поддержку, поэтому взаимодействие с предыдущими фазами неизбежно.

Преимущества каскадной модели

В последние годы модель водопада уступает свои лидирующие позиции более гибким методологиям. Это связано с общей динамикой в IT, когда за разработку ПО отвечают команды из 5-9 человек, а дедлайн может быть легко сдвинут из-за наращивания функциональности.

Тем не менее, каскадная модель всё ещё актуальна для крупных проектов и организаций. И вот почему:

  • Устойчива к изменению кадрового состава. Разработчики могут приходить и уходить на протяжении всего жизненного цикла проекта, но благодаря подробному документированию это практически не влияет на сроки исполнения проекта.
  • Дисциплина. Модель водопада заставляет разработчиков, вовлечённых в проект быть дисциплинированными, оставаться в рамках намеченного плана. При необходимости в общей модели добавляется орган управления, ответственный за принятие решений, исполнители же обязаны работать в рамках системы.
  • Гибкость на ранних этапах. Изменения в первых трёх фазах могут быть сделаны немедленно и с минимальными усилиями, поскольку они не подкреплены кодом. Таким образом, заказчик и исполнитель имеют значительный временной запас для кардинального изменения концепции работы ПО.
  • Ориентация на сроки и финансы. Благодаря тому, что каждый этап полностью очерчивает контур будущего ПО, все разработчики понимают свою роль, границы работы и сроки исполнения. Это позволяет оперировать реальными цифрами перед заказчиком, что делает модель проекта привлекательной.

Недостатки каскадной модели

В 1970-х годах идеи Ройса были актуальны. Но спустя почти 50 лет метод каскадной разработки всё меньше подходит для IT. Вот почему:

  • Неадаптивная структура ПО. На первых этапах модель водопада может быть гибкой, но если на фазе тестирования выявляются проблемы в общей структуре – это влечёт за собой плачевные последствия в виде сорванных сроков и даже отказов заказчика. Таким образом, возрастает роль руководителей и ответственных разработчиков, с уровнем компетентности которых в любой компании часто бывают проблемы.
  • Игнорирует конечного пользователя. Чем ниже продвигается процесс в водопаде, тем меньше в нём роль заказчика, не говоря уже о клиентах, которых он представляет. Внесение каких-либо изменений в функциональность ПО запускает всю цепочку этапов заново, поэтому продукты полученные по каскадной модели далеки от ориентации на массового пользователя.
  • Позднее тестирование. Из описания выше легко выявить самый проблемный этап методологии – тестирование. Именно здесь чаще всего выявляются ошибки, допущенные на каждом из этапов. Более гибкие методологии используют тестирование в качестве фундаментальной операции, происходящей непрерывно. «Водопад» же допускает низкую квалификацию сотрудников на каждом этапе и плохое качество исполнения, ведь при запоздалом тестировании проблемы невозможно решить фундаментально, только при помощи «заплаток».

Получается, что каскадная методология – прекрасное решение точки зрения сроков и отчётности, но очень слабое в плане качества. Поэтому сегодня её рекомендуется использовать только в трёх случаях:

  1. При ориентации ПО на заказчика, требующего прозрачность работ и исполнение в назначенные сроки.
  2. При наличии в штате руководителей соответствующей квалификации.
  3. При исполнении проекта, не имеющего конкуренции на рынке.

Несмотря на то, что эти 3 пункта всё реже встречаются в реальной практике, каскадная модель ещё долго будет популярна и востребована из-за чёткой организации. А значит любой профессиональный разработчик должен понимать её основные принципы и быть готовым существовать в рамках этой схемы.

Разработка программного продукта знает много достойных методологий - иначе говоря, устоявшихся best practices. Выбор зависит от специфики проекта, системы бюджетирования, субъективных предпочтений и даже темперамента руководителя. В статье описаны методологии, с которыми мы регулярно сталкиваемся в Эдисоне .

1. «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)


Одна из самых старых, подразумевает последовательное прохождение стадий, каждая из которых должна завершиться полностью до начала следующей. В модели Waterfall легко управлять проектом. Благодаря её жесткости, разработка проходит быстро, стоимость и срок заранее определены. Но это палка о двух концах. Каскадная модель будет давать отличный результат только в проектах с четко и заранее определенными требованиями и способами их реализации. Нет возможности сделать шаг назад, тестирование начинается только после того, как разработка завершена или почти завершена. Продукты, разработанные по данной модели без обоснованного ее выбора, могут иметь недочеты (список требований нельзя скорректировать в любой момент), о которых становится известно лишь в конце из-за строгой последовательности действий. Стоимость внесения изменений высока, так как для ее инициализации приходится ждать завершения всего проекта. Тем не менее, фиксированная стоимость часто перевешивает минусы подхода. Исправление осознанных в процессе создания недостатков возможно, и, по нашему опыту, требует от одного до трех дополнительных соглашений к контракту с небольшим ТЗ.

С помощью каскадной модели мы создали множество проектов «с нуля», включая разработку только ТЗ. Проекты, о которых написано на Хабре: средний - рентгеновский микротомограф , мелкий - автообновление службы Windows на AWS .

Когда использовать каскадную методологию?

  • Только тогда, когда требования известны, понятны и зафиксированы. Противоречивых требований не имеется.
  • Нет проблем с доступностью программистов нужной квалификации.
  • В относительно небольших проектах.

2. «V-Model»


Унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели. V-образная модель применима к системам, которым особенно важно бесперебойное функционирование. Например, прикладные программы в клиниках для наблюдения за пациентами, интегрированное ПО для механизмов управления аварийными подушками безопасности в транспортных средствах и так далее. Особенностью модели можно считать то, что она направлена на тщательную проверку и тестирование продукта , находящегося уже на первоначальных стадиях проектирования. Стадия тестирования проводится одновременно с соответствующей стадией разработки, например, во время кодирования пишутся модульные тесты.

Пример нашей работы на основе V-методологии - мобильное приложение для европейского сотового оператора, который экономит расходы на роуминг во время путешествий. Проект выполняется по четкому ТЗ, но в него включен значительный этап тестирования: удобства интерфейса, функционального, нагрузочного и в том числе интеграционного, которое должно подтверждать, что несколько компонентов от различных производителей вместе работают стабильно, невозможна кража денег и кредитов.

Когда использовать V-модель?

  • Если требуется тщательное тестирование продукта, то V-модель оправдает заложенную в себя идею: validation and verification.
  • Для малых и средних проектов, где требования четко определены и фиксированы.
  • В условиях доступности инженеров необходимой квалификации, особенно тестировщиков.

3. «Incremental Model» (инкрементная модель)

В инкрементной модели полные требования к системе делятся на различные сборки. Терминология часто используется для описания поэтапной сборки ПО. Имеют место несколько циклов разработки, и вместе они составляют жизненный цикл «мульти-водопад». Цикл разделен на более мелкие легко создаваемые модули. Каждый модуль проходит через фазы определения требований, проектирования, кодирования, внедрения и тестирования. Процедура разработки по инкрементной модели предполагает выпуск на первом большом этапе продукта в базовой функциональности, а затем уже последовательное добавление новых функций, так называемых «инкрементов». Процесс продолжается до тех пор, пока не будет создана полная система.

Инкрементные модели используются там, где отдельные запросы на изменение ясны, могут быть легко формализованы и реализованы. В наших проектах мы применяли ее для создания читалки DefView, а следом и сети электронных библиотек Vivaldi.

Как пример опишем cуть одного инкремента. Сеть электронных библиотек Vivaldi пришла на смену DefView. DefView подключалась к одному серверу документов, а теперь может подключаться ко многим. На площадку учреждения, желающего транслировать свой контент определенной аудитории, устанавливается сервер хранения, который напрямую обращается к документам и преобразует их в нужный формат. Появился корневой элемент архитектуры - центральный сервер Vivaldi, выступающий в роли единой поисковой системы по всем серверам хранения, установленным в различных учреждениях.

Когда использовать инкрементную модель?

  • Когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени.
  • Требуется ранний вывод продукта на рынок.
  • Есть несколько рисковых фич или целей.

4. «RAD Model» (rapid application development model или быстрая разработка приложений)

RAD-модель - разновидность инкрементной модели. В RAD-модели компоненты или функции разрабатываются несколькими высококвалифицированными командами параллельно, будто несколько мини-проектов. Временные рамки одного цикла жестко ограничены. Созданные модули затем интегрируются в один рабочий прототип. Синергия позволяет очень быстро предоставить клиенту для обозрения что-то рабочее с целью получения обратной связи и внесения изменений.

Модель быстрой разработки приложений включает следующие фазы:

  • Бизнес-моделирование: определение списка информационных потоков между различными подразделениями.
  • Моделирование данных: информация, собранная на предыдущем этапе, используется для определения объектов и иных сущностей, необходимых для циркуляции информации.
  • Моделирование процесса: информационные потоки связывают объекты для достижения целей разработки.
  • Сборка приложения: используются средства автоматической сборки для преобразования моделей системы автоматического проектирования в код.
  • Тестирование: тестируются новые компоненты и интерфейсы.
Когда используется RAD-модель?

Может использоваться только при наличии высококвалифицированных и узкоспециализированных архитекторов. Бюджет проекта большой, чтобы оплатить этих специалистов вместе со стоимостью готовых инструментов автоматизированной сборки. RAD-модель может быть выбрана при уверенном знании целевого бизнеса и необходимости срочного производства системы в течение 2-3 месяцев.

5. «Agile Model» (гибкая методология разработки)


В «гибкой» методологии разработки после каждой итерации заказчик может наблюдать результат и понимать, удовлетворяет он его или нет. Это одно из преимуществ гибкой модели. К ее недостаткам относят то, что из-за отсутствия конкретных формулировок результатов сложно оценить трудозатраты и стоимость, требуемые на разработку. Экстремальное программирование (XP) является одним из наиболее известных применений гибкой модели на практике.

В основе такого типа - непродолжительные ежедневные встречи - «Scrum» и регулярно повторяющиеся собрания (раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц), которые называются «Sprint». На ежедневных совещаниях участники команды обсуждают:

  • отчёт о проделанной работе с момента последнего Scrum’a;
  • список задач, которые сотрудник должен выполнить до следующего собрания;
  • затруднения, возникшие в ходе работы.
Методология подходит для больших или нацеленных на длительный жизненный цикл проектов, постоянно адаптируемых к условиям рынка. Соответственно, в процессе реализации требования изменяются. Стоит вспомнить класс творческих людей, которым свойственно генерировать, выдавать и опробовать новые идеи еженедельно или даже ежедневно. Гибкая разработка лучше всего подходит для этого психотипа руководителей. Внутренние стартапы компании мы разрабатываем по Agile. Примером клиентских проектов является Электронная Система Медицинских Осмотров , созданная для проведения массовых медосмотров в считанные минуты. Во втором абзаце этого отзыва , наши американские партнеры описали очень важную вещь, принципиальную для успеха на Agile.

Когда использовать Agile?

  • Когда потребности пользователей постоянно меняются в динамическом бизнесе.
  • Изменения на Agile реализуются за меньшую цену из-за частых инкрементов.
  • В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования.

6. «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)

Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований. Этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель, мы стремимся к ней так, чтобы каждый шаг был результативен, а каждая версия - работоспособна.

На диаграмме показана итерационная «разработка» Мона Лизы. Как видно, в первой итерации есть лишь набросок Джоконды, во второй - появляются цвета, а третья итерация добавляет деталей, насыщенности и завершает процесс. В инкрементной же модели функционал продукта наращивается по кусочкам, продукт составляется из частей. В отличие от итерационной модели, каждый кусочек представляет собой целостный элемент.

Примером итерационной разработки может служить распознавание голоса. Первые исследования и подготовка научного аппарата начались давно, в начале - в мыслях, затем - на бумаге. С каждой новой итерацией качество распознавания улучшалось. Тем не менее, идеальное распознавание еще не достигнуто, следовательно, задача еще не решена полностью.

Когда оптимально использовать итеративную модель?

  • Требования к конечной системе заранее четко определены и понятны.
  • Проект большой или очень большой.
  • Основная задача должна быть определена, но детали реализации могут эволюционировать с течением времени.

7. «Spiral Model» (спиральная модель)


«Спиральная модель» похожа на инкрементную, но с акцентом на анализ рисков. Она хорошо работает для решения критически важных бизнес-задач, когда неудача несовместима с деятельностью компании, в условиях выпуска новых продуктовых линеек, при необходимости научных исследований и практической апробации.

Спиральная модель предполагает 4 этапа для каждого витка:

  1. планирование;
  2. анализ рисков;
  3. конструирование;
  4. оценка результата и при удовлетворительном качестве переход к новому витку.
Эта модель не подойдет для малых проектов, она резонна для сложных и дорогих, например, таких, как разработка системы документооборота для банка, когда каждый следующий шаг требует большего анализа для оценки последствий, чем программирование. На проекте по разработке СЭД для ОДУ Сибири СО ЕЭС два совещания об изменении кодификации разделов электронного архива занимают в 10 раз больше времени, чем объединение двух папок программистом. Государственные проекты, в которых мы участвовали, начинались с подготовки экспертным сообществом дорогостоящей концепции, которая отнюдь не всегда бесполезна, поскольку окупается в масштабах страны.

Подытожим


На слайде продемонстрированы различия двух наиболее распространенных методологий.

В современной практике модели разработки программного обеспечения многовариантны. Нет единственно верной для всех проектов, стартовых условий и моделей оплаты. Даже столь любимая всеми нами Agile не может применяться повсеместно из-за неготовности некоторых заказчиков или невозможности гибкого финансирования. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга. Некоторые другие концепции использовались лишь для пропаганды собственных компиляторов и не привносили в практику ничего нового.

О технологиях разработки:
Ещё раз про семь основных методологий разработки .
10 главных ошибок масштабирования систем .
8 принципов планирования разработки, упрощающих жизнь .
5 главных рисков при заказной разработке ПО .

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. , пожалуйста.

Сегодня углубимся в тему и поговорим о инструментах, которые менеджер использует в работе.

В закладки

Методология

Методологией в управлении проектами называется стандартизация проведения проектов. Под стандартизацией здесь подразумевается описание шагов работы, чеклисты к проверке – эдакая канва, в которую можно закинуть проект, и он под присмотром менеджера приплывет к завершению и готовому продукту. Так как каждый проект в той или иной степени уникален, методология не панацея, думать все-таки придется.

Методологий управления проектами великое множество – они бывают используемыми только в одной компании, бывают глобальными. Методологии бывают в виде инструментов (типа Agile), бывают в виде большой книги с набором этих инструментов (PMBoK, тоже методология).

В жизни я использовал и использую две, самые популярные методологии – Waterfall (“водопад”/“каскадная”) и Agile (и его ответвление – Scrum), о них и пойдет речь. Ради расширения кругозора читателя расскажу и о других известных мне вещах. Если читатель работает с диджитал, то “водопада” и “эджайла” хватит за глаза – можно будет использовать их в работе, жизни, рассказывать знакомым и незнакомым людям, на митапах, с умным видом попивая смузи.

Откуда взялись методологии?

Само собой, ничто ниоткуда не берется, и Петр Первый ничего не слышал про эджайл. Методологии придумываются всякими разными организациями и ассоциациями, где умные дядьки собирают свои проблемы в кучи, затем понимают, как их можно было избежать, и делятся после решениями с такими обывателями как я, например. Иногда продумывание методологий происходит на государственном уровне – там тоже решают проблемы и собирают best practices (в приличном обществе так не выражайся) в книги и руководства.

Agile и Waterfall

Речь сегодня пойдет в основном об этих двух зверятах. После прочтения этого раздела можешь смело идти и требовать себе самое классное место менеджера проектов в самой крупной подходящей организации города.

Waterfall

Водопад, каскадная методология – традиционная, самая популярная и логичная методология управления проектами. В чистом виде может сработать совсем в простых проектах. Допустим, тебе потребовалось посадить дерево. “По водопаду” выполнение проекта выглядит так:

  • Купить саженец
  • Выкопать яму
  • Поставить в нее саженец
  • Присыпать землей
  • Полить дерево

Каждый этап в таком проекте идет следом за предыдущим и не может быть выполнен раньше предыдущего – это и есть “водопад”. Еще это пересекается с “методом критического пути”, но о нем расскажу в отдельной статье – напомни мне.

Я работаю с проектами в сфере разработки сайтов и мобильных приложений. Этапы разработки таких проектов по водопаду примерно одинаковы:

  • Написать техническое задание
  • Нарисовать дизайн
  • Сверстать дизайн
  • Закодить
  • Протестировать
  • Запустить проект

Чтобы двигаться по водопаду, нужно иметь четкое техническое задание и понимание шагов, следующих друг за другом. Из практики скажу, что работать по чистому водопаду нереально – обязательно где-то выясняется, что что-то упустили, где-то нужно откатиться на предыдущий этап и делать это параллельно с текущим этапом. Тем не менее, чем четче техническое задание, тем меньше шансов на то, что проект уйдет в сторону. Для проектов, где “уход в сторону” приемлем, есть Agile.

Agile

“Эджайл” (или “агиль”, или “а жаль” – много у него прикольных названий) относится к типу гибкой методологии. Главное его отличие от водопада – рабочий продукт на каждом этапе работы и неясный финал проекта. В примере с тем же деревом, где каждый этап последователен, этот эджайл не покатит: ну купил ты саженец, а толку? У эджайла достаточно широкая область применения, однако более всего он прижился в IT. А его виды и подтипы толстой пленкой накрыли прилегающие сферы – бизнес-планирование, продуктовый менеджмент и так далее, и тому подобное.

Для примера работы “по агилю” представим проект посложнее. Пусть это будет проект из строительства. Задача: построить дом, где можно жить.

Этапы производства (представим, что каждый этап занимает ровно спринт):

  • Построить коробку со стенами и потолком
  • Построить крышу и закатать стены штукатуркой
  • Поставить двери и окна в дом
  • Провести электричество, воду, канализацию
  • Постелить ламинат, поклеить обои
  • Завезти мебель и телевизор
  • Впустить кота

Waterfall или Agile?

Никакая методология не панацея. Ближайшую аналогию могу провести с чеклистами – это такая классная штука (читай @salakhmir), которая люто помогает в работе, но, почему-то, работает не у всех. Любой инструмент – всего лишь инструмент, и сам по себе работать не будет. Представь, что лопату положили на землю и ждут, когда что-то произойдет – так и тут, чтобы что-то сделалось, нужно что-то сделать.

Преимущественно использую гибридную методологию (и водопад, и эджайл), где есть техническое задание, понятны этапы, но случаются отклонения по ходу проекта. Со стороны может казаться, что творится хаос, главное делать лицо с понтом всё идёт по плану. Часто отклонения уходят в отдельные проекта, но чаще остаются внутри текущего и тянут за собой увеличение времени (бюджета) проекта. Кажется, это плохо, но момент политики в работе с людьми (мы же работаем с людьми, а не с сайтами, помнишь?) исключать нельзя.

Организации, управляющие методологиями

Эти организации, по большей мере, именно управляют развитием методологий – развивают их такие же менеджеры, каким однажды станешь ты. В мире их не так много, но все они дико важные – за деньги и время можно получить их дипломов и ходить на собеседования, поражая интервьюеров.

PMI

Project Management Institute – наш друг. Питаю к этой организации особую привязанность – у них мощная комьюнити и хорошая база. Организация базируется в США, существует с 1969 года, а их стандарты управления проектами признаются ANSI.

Основной продукт PMI – свод знаний по управлению проектами PMBoK, осенью 2017 года вышла шестая часть. Свод знаний содержит канвы выполнения проектами в мелочах – от сбора требований стейкхолдеров до закрытия проекта. Рекомендую хотя бы ознакомиться с книгой – в ней же можно почитать и про ватерфолл с эджайлом, и про метод критического пути и метод быстрого прохода – темы одной из будущих моих статей.

Дополнительно к PMBoK у PMI есть такие основные вещи: стандарты управления портфелями (проектов) и программой, стандарты управления рисками и Scrum Guide. PMBoK – не IT-книга, методики из свода применимы фактически ко всем проектам (для некоторых типов есть отдельные расширения) – маст хэв, в общем.

У PMI куча куч видов сертификаций, со ступенями и наворотами. Сертификаты PMI известны и популярны. Например, PMP – профессионал управления проектами – типа подтверждает, что ты можешь руководить проектами. Получить сертификаты организации не имея опыта нельзя, потому они больше как подтверждение, нежели как этот твой университетский диплом, который ты получил, пока учился учиться.

IPMA

Международная Ассоциация Управления Проектами – такая же организация, как PMI, только европейская (Швейцария), и о ней меньше слышно. Работает с 1965 года, и изначально называлась Internet (когда интернета в помине не было).

Что они там делают – понятно мало. Ну, сертифицируют менеджеров. Выпускают свои журналы – сами и под представительствами. Зарабатывают деньги. И слава Б-гу.

PRINCE2

“Принц” (PRojects IN Controlled Environments). Появилась методология в 1989 году, в Великобритании (и тут отделились). Ключевой особенностью методологии является польза, которую принесут процессы внутри проекта проекту. Минимизация рисков, соблюдение качества проекта. Еще у проектов PRINCE2 сложная организационная структура с комитетом проекта. В остальном, такие проекты, как проекты по другим методологиям, имеют старт, этапы и завершения – все знакомо и привычно.

P2M

«A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation». Японская методология управления проектами – на этот раз свежее, она 1999 года. Тентаклями тут является акцент на инновации и управление ожиданиями заинтересованных лиц. Близко не сталкивался, не изучал, оценки дать не могу.

Microsoft Solutions Framework

“Частная” методология управления проектами, MSF, была придумана и введена в работу в 1994 году майкрософтом. Она особенна тем, что разрабатывалась непосредственно под разработку программного обеспечения, а не адаптировалась, что можно сказать о том же PMBoK. Внешне похожа на список внутренних рекомендаций (типа как у вас в интре) для менеджеров проектов. В чистом виде не используется даже Microsoft – добавляют тот же эджайл, например. В википедии есть познавательная статья об этом фреймворке, прошу пройти туда – там больше, чем могу рассказать я.

Резюме

Ничто не панацея, но понимать принципы и брать из них лучшее можно и нужно. Пока писал статью, краем глаза наткнулся на статью о Стаханове – был такой чувак при Советах, его еще в советской пропаганде продуктивности использовали. Он тоже работал по методологии (уголь добывал), но однажды понял, что если чуток переставить людей и пустить некоторые процессы параллельно, можно работать лучше. Вот и заработал себе страницу в википедии. Так и здесь – тестируй, применяй и дорабатывай (потом делись). Все, с чем ты сталкиваешься, все советы – гипотеза, которую нужно проверить. Enjoy it!

В следующей части постараюсь рассказать про планирование задач и времени, включая собственный микроменеджмент. Статья должна помочь не только начинающим менеджерам, но и тем, кто с ними работает. Если хватит запала, то статья будет прям на этой неделе. Пишите письма.