Посмертная маска наполеона. Посмертная маска Наполеона Бонапарта продана за $250 тысяч на аукционе. Шекспир ли это

Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.


Любителям "этого интересного"
Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.

Глава одиннадцатая. Посмертная маска Наполеона

Вот уже почти два века в так называемых «наполеоновских кругах» ходит интересная и практически никак документально не обоснованная легенда, связанная с кончиной великого императора. Существует предание о бегстве Наполеона с острова Святой Елены, организованном тайной бонапартистской организацией и основанном на подмене Наполеона чрезвычайно похожим на него человеком-двойником. Утверждается даже, что этим человеком был бывший капрал Великой армии Франсуа-Эжен Робо, который якобы и умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года.

По слухам, с самого начала своего правления Наполеон отдал приказ искать своих двойников по всей Европе. В результате разыскали четверых. Впоследствии их судьба сложилась по-разному: с одним вскоре приключилось несчастье (он упал с лошади и стал ни на что не годным калекой); второй оказался слабоумным; третий долгое время тайно сопровождал императора и якобы даже находился вместе с ним во время ссылки на острове Эльба, но вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Судьба четвертого двойника императора - Франсуа-Эжена Робо - наиболее интересна и загадочна.

Как известно, после поражения при Ватерлоо Наполеон отрекся от престола и был сослан на далекий остров Святой Елены. Ставший же никому не нужным капрал Робо вернулся в свой дом в деревне Балейкур.

Тихая провинциальная жизнь текла вяло и однообразно. Но вдруг, в 1818 году, в Балейкуре произошло нечто весьма необычное: к деревенскому дому Робо подъехала роскошная карета, из тех, что нечасто случалось увидеть в тех краях (может, потому она и запомнилась многим). Кто находился в этой карете за задернутой занавеской окном - неизвестно. Известно лишь, что карета простояла у дома не меньше двух часов. Хозяин дома потом рассказывал соседям, что приезжавший к нему человек сначала хотел купить у него кроликов, потом долго уговаривал его поохотиться вместе, но он якобы не согласился. Через несколько дней Робо исчез из деревни вместе со своей сестрой.

Позднее власти спохватились и принялись разыскивать бывшего двойника императора. В конце концов они нашли только его сестру, которая жила в городе Нанте, причем в непонятно откуда взявшейся роскоши. Она заявила, будто деньги дал ей брат, который отправился в далекую поездку, а куда именно, она не знает. Вроде бы «нанялся в матросы и ушел в море, плавает где-то…».

Впоследствии Робо так нигде больше и не объявился…

Именно таким образом и строилась легенда о том, что Наполеону удалось бежать с острова Святой Елены, оставив вместо себя двойника (предположительно именно Франсуа-Эжена Робо).

Во всяком случае, двоюродный дядя Наполеона кардинал Жозеф Феш и мать императора Летиция осенью 1818 года и в 1819 году действительно были, как это ни странно, уверены, что узник острова Святой Елены сумел спастись бегством. Именно поэтому они отвергли возможность направить к Наполеону первоклассных медиков, что было связано с немалыми расходами, и послали взамен лишь молодого доктора Франческо Антоммарки, про которого историк Жорж Ленотр написал так:

«Если кто и не был создан для славы, так это Антоммарки - обыкновенный коновал, который в 1818 году занимался лишь тем, что вскрывал трупы в морге».

Историк Ален Деко недоумевает:

«Здесь произошла странная, нелепая и необъяснимая история - ни Феш, ни Летиция палец о палец не ударили, чтобы подобрать достойных кандидатов для выполнения такой ответственной миссии: ведь речь шла о физическом и душевном здоровье не кого-нибудь, а самого императора, пусть бывшего. На самом же деле все произошло как раз наоборот! На Святую Елену был отправлен первый, кто подвернулся под руку».

Объяснение тут может быть лишь одно: они, конечно же, не хотели тратиться на лечение какого-то двойника, подменившего Наполеона. Как утверждает Ален Деко, «государыня матушка и Феш считали, что Наполеона на Святой Елене уже не было».

Послушаем теперь другие доводы сторонников этой теории, например Томаса Уиллера, автора книги «Кто покоится здесь. Новое исследование о последних годах Наполеона».

Автор этой книги подчеркивает, что у Наполеона уже имелся опыт незаметного исчезновения с острова - побег в феврале 1815 года с Эльбы. Подготовка к этому бегству включала использование приемов, позволивших обмануть вражеских лазутчиков, которых подсылал к Наполеону британский комиссар Эльбы сэр Нейл Кэмпбелл. То же самое делал и губернатор острова Святой Елены генерал Хадсон Лоу, просто помешанный на шпионаже.

Поскольку секреты приготовления к бегству с Эльбы так и не были раскрыты, их повторили на Святой Елене. Трудно поверить, что такой человек, как Наполеон, был готов смириться со своей участью. Он решил покинуть остров, но так, чтобы тюремщики и после его бегства не заподозрили об этом. Наполеон совершенно сознательно обострял отношения с английским губернатором и его чиновниками, разыгрывая сцены гнева, с тем, чтобы держать своих стражников подальше от Лонгвуда. Поскольку вся переписка Наполеона и его приближенных просматривалась сначала самим Хадсоном Лоу, а потом и в Лондоне, пленники начиная с 1816 года прибегали к посылке тайных курьеров.

Бонапартисты не раз делали попытки организовать бегство Наполеона. Одну из них, в частности, предприняла его бывшая египетская любовница Полина Фурес, которой после разрыва Наполеон нашел нового богатого мужа - отставного офицера Анри де Раншу, тут же сделанного консулом в Сантандере (Испания), а затем в Готенбурге (Швеция).

Графиня де Раншу (как стала именовать себя Полина) в 1816 году приехала в Рио-де-Жанейро со своим любовником Жаном-Огюстом Белларом и купила там корабль, предназначавшийся для спасения Наполеона. Несмотря на неудачу этой попытки, Полина еще долгое время продолжала действовать вместе с другими бонапартистами в Бразилии и умерла 18 марта 1869 года, пережив Наполеона почти на полвека.

Наполеон получил от своих сторонников еще несколько предложений о побеге (широко известен, например, предлагавшийся вариант спасения на подводной лодке Фултона). Но он неизменно отвергал их. Не потому ли, что имел в запасе другой, более надежный вариант?

Воспоминания приближенных Наполеона о жизни в Лонгвуде весьма тенденциозны, а мемуары англичан передавали лишь ходившие слухи, поскольку к бывшему императору изредка приглашали лишь отдельных лиц - врачей, художников или путешественников, ненадолго приезжавших на остров.

Никто из посторонних, посетивших Наполеона с 1818 по 1821 год, не был знаком с ним в прежние времена. Никто из англичан с осени 1818 года не видел вблизи знаменитого пленника.

Но вернемся к таинственному исчезновению Франсуа-Эжена Робо, ведь эта легенда, тщательно исследованная проживающим в Лондоне журналистом-историком А.А. Горбовским, должна иметь продолжение.

Вскоре после исчезновения Робо в итальянском городе Вероне было замечено появление некоего француза Ревара, открывшего вместе со своим компаньоном небольшой магазин. Именно благодаря этому компаньону, купцу Петруччи, о господине Реваре в памяти потомков остался достаточно заметный след.

А тем временем знаменитый пленник на острове Святой Елены вдруг стал очень забывчив и начал путать в рассказах очевидные факты из своей прежней жизни. И его почерк неожиданно сильно изменился, а сам он сделался весьма тучным и неуклюжим. Официальные власти приписали это воздействию не слишком комфортных условий заключения на богом забытом острове.

Поведение приезжего француза Ревара в Вероне также было весьма странным: он редко показывался в своем магазине, а на улицу вообще почти не выходил. При этом все соседи заметили, что он был очень похож на портреты Наполеона, и дали ему прозвище Император. Сам Ревар отзывался на такое обращение лишь сдержанной улыбкой. Что касается коммерции, то, по словам Петруччи, его компаньон не имел к ней ни малейшего таланта. Когда оказывалось, что очередное начинание приносит ему лишь убыток, это его нисколько не огорчало. К деньгам он был, похоже, безразличен, и оставалось гадать, почему он выбрал именно этот род занятий.

Так продолжалось несколько лет. 5 мая 1821 года на острове Святой Елены официально скончался Наполеон Бонапарт. А 23 сентября 1823 года похожий на него как две капли воды владелец магазина Ревар бросил все и навсегда покинул Верону. Произошло это при весьма странных обстоятельствах. В полдень в дверь магазина, где оба компаньона находились в тот час, постучал посыльный. Убедившись, что перед ним именно господин Ревар, он вручил ему скрепленное сургучовой печатью письмо. Прочтя его, Ревар взволнованно сообщил Петруччи, что неотложные обстоятельства вынуждают его уехать, и отправился домой собираться в дорогу.

Часа через два он вернулся налегке, без багажа. Карета, в которой прибыл посыльный, все еще ждала его у крыльца. Прощаясь, Ревар оставил своему компаньону конверт: если через три месяца он почему-либо не вернется, Петруччи должен был доставить письмо по назначению.

Когда стук кареты по каменной мостовой затих, Петруччи взглянул на конверт. На нем было начертано: «Его Величеству Королю Франции».

Ни три месяца спустя, ни вообще когда-либо господин Ревар в Верону не возвратился. Следуя данному обещанию, Петруччи отправился в Париж и передал письмо королю Франции. За хлопоты свои он был вознагражден, причем необъяснимо щедро. Что касается пребывания при французском дворе, то Петруччи о нем предпочел умолчать. И молчал почти тридцать лет.

А по их прошествии Петруччи неожиданно явился к должностным лицам Вероны и сделал чрезвычайно важное заявление, подтвержденное клятвой. Каждое слово его было зафиксировано писарем, и под документом, как и положено, расписались сам Петруччи, должностные лица и свидетели. Последней фразой в документе было утверждение, что компаньоном Петруччи в течение пяти лет был не кто иной, как Наполеон Бонапарт.

Что стало с Реваром-Наполеоном после того, как он покинул Верону, с достоверностью сказать невозможно. Правда, некоторые биографы императора связывают это исчезновение с инцидентом в Шёнбруннском замке в пригороде Вены в ночь на 4 сентября все того же 1823 года.

Часовой, охранявший замок, где в это время умирал от скарлатины сын Наполеона, застрелил ночью какого-то незнакомца, пытавшегося перелезть через каменную дворцовую ограду. Когда представители властей осмотрели труп убитого, у которого не было обнаружено никаких документов, полиция немедленно оцепила замок. Зачем? Никаких объяснений не последовало.

По настоятельной просьбе бывшей императрицы Марии-Луизы тело убитого незнакомца похоронили на территории замка рядом с тем местом, которое было предназначено для погребения жены и сына Наполеона. Этот интригующий рассказ с некоторыми вариациями был не раз использован в литературе.

Франсуа-Эжену Робо повезло больше: его смерть, похоже, не была насильственной. По версии А.А. Горбовского, в церковной книге его родной деревни сохранилась запись: «Франсуа-Эжен Робо родился в этой деревне в 1771 году.

Умер на острове Святой Елены». Дата смерти, однако, была стерта. Единственной причиной, почему кто-то счел нужным проделать это, может быть совпадение этой даты с днем смерти Наполеона, считает А.А. Горбовский.

Понятно, что этой красивой легенде нет и не может быть никаких официальных подтверждений. Есть только косвенные факты, которые мы и попытаемся проанализировать.

Если ничего этого не было и в 1821 году на острове Святой Елены умер настоящий Наполеон Бонапарт, то как тогда можно объяснить тот факт, что в 1817–1818 годах остров под разными предлогами покинули многие приближенные императора: секретарь Эмманюэль де Лас Каз, генерал Гаспар Гурго, потом сразу шестеро слуг, а также слуги приближенных Наполеона? Известно, что к середине 1819 года в Лонгвуде осталась только половина из живших там ранее французов.

Кроме того, некоторые биографы Наполеона цитируют письмо жены генерала Анри-Грасьена Бертрана, который был одним из сподвижников императора в годы его славы и вместе с женой сопровождал его в изгнании. Датируется это письмо 25 августа 1818 года (напомним еще раз, что, по общепринятой версии, Наполеон скончался в 1821 году). В письме есть странная фраза: «Победа, победа! Наполеон покинул остров». И все. Ни комментариев, ни пояснений. Тот, кому было адресовано письмо, в пояснениях, видимо, не нуждался.

А незадолго до того, как это странное письмо было написано, вблизи острова появился и стал на рейд быстроходный американский парусник, что вызвало большую тревогу у англичан. Дело не только в том, что само появление парусника вызвало их подозрение, но и в том, что в случае каких-то осложнений ни один из бывших поблизости английских кораблей не смог бы угнаться за американцем.

Вполне вероятно, что на этом корабле на остров прибыл двойник Робо и уплыл сам Наполеон.

Но двойник (таково уж его предназначение) должен был умереть. Это было важно как для самой «наполеоновской легенды», так и для спасения участников побега от жестоких преследований. Сам Наполеон, уехав, как предполагается, в Верону, продолжал поддерживать связь с Робо и, вероятно, прислал свое подлинное завещание (оно ведь было «написано» на острове Святой Елены в присутствии одного только адъютанта Шарля-Тристана Монтолона).

Версия о подмене Наполеона на Робо не подтверждена никакими доказательствами. Все документальные свидетельства, которые приводились ее приверженцами, например запись в архиве деревни Балейкур, департамент Мёз, на родине Франсуа-Эжена Робо, о том, что тот умер на острове Святой Елены, при проверке оказались вымыслом.

Легенда страдает и явными противоречиями. Робо, в частности, уехал из Балейкура в конце 1818 года, между тем болезнь, которая свела в могилу Наполеона, обнаружилась еще за год до этого, в октябре 1817 года. Да и бумаги, которые писал и диктовал Наполеон в последние годы и даже месяцы жизни, свидетельствовали о знании сотен вещей, множестве подробностей, деталей, которые могли быть известны только императору, а никак не его двойнику.

Кроме того, в 1823 году Наполеон достиг бы 54-летнего возраста, и вряд ли этот тучный и не отличавшийся атлетическими данными человек мог бы перелезать ночью через высокий каменный забор, окружавший Шёнбруннский замок.

Но все же главным аргументом, подтверждающим версию о том, что в 1821 году на острове Святой Елены был захоронен не Наполеон, а кто-то другой, является гипотеза французского историка Жоржа Ретиф де ля Бретонна, развитая в последние годы исследователем наполеоновской эпохи Брюно Руа-Анри.

Суть этой гипотезы, сделанной Ретифом де ля Бретонном в 1969 году в книге «Англичане, верните нам Наполеона», состоит в том, что англичане якобы подменили тело умершего Наполеона или того, кто выдавал себя за Наполеона, трупом бывшего домоправителя императора Франческо Киприани. В 1818 году этот корсиканец был уличен в шпионаже в пользу англичан и исчез при таинственных обстоятельствах. Во всяком случае, его могила на острове так и не была обнаружена. По мнению французского историка, в 1840 году в Париж были торжественно перенесены именно останки этого самого Киприани, а не Наполеона (от себя добавим: или того, кто выдавал себя за Наполеона).

В подтверждение своей гипотезы Ретиф де ля Бретонн приводит несколько доводов, важнейшими из которых являются отсутствие в 1840 году некоторых элементов униформы и наград покойного по сравнению с тем, что у него было в 1821 году. В частности, указывается на отсутствие одного из орденов, перечислявшихся камердинером Маршаном, и шпор, которых не увидел ни один из участников эксгумации в 1840 году, хотя в 1821 году они были.

В «Мемуарах» Маршана четко сказано, что на императоре была «зеленая униформа с красной отделкой гвардейских егерей, украшенная орденами Почетного легиона, орденом Железной короны, орденом Воссоединения, знаком Большого орла и лентой Почетного легиона». В 1840 году ордена Воссоединения на мундире покойного не было. Тот же Маршан отмечает, что на Наполеоне были «сапоги для верховой езды», то есть со шпорами. Также на наличие шпор указывает и генерал Бертран. В 1840 году сапоги были уже без шпор. Кроме того, положение вышеописанных знаков отличия, упомянутых всегда точным генералом Бертраном, было существенно нарушено.

Брюно Руа-Анри, продолжающий дело Ретифа де ля Бретонна, также уверен, что в Доме инвалидов в центре Парижа торжественно покоится не Наполеон. Доказательствам этого полностью посвящена его книга «Тайна эксгумации 1840 года», вышедшая в Париже в 2000 году.

Доводом Брюно Руа-Анри, дополняющим вышеперечисленные доводы, является анализ положения коленей императора при эксгумации. Они были чуть согнуты якобы для того, чтобы поместить тело в узкий гроб. Но гроб имел длину 1,78 метра, а рост Наполеона составлял 1,68 метра, то есть никакой необходимости сгибать колени не было! Остававшиеся десять сантиметров, даже если оставить четыре сантиметра на высоту каблуков, вполне позволяли телу императора лежать, вытянувшись во весь рост. И он лежал во весь рост в 1821 году, и никто из свидетелей захоронения ни разу не отмечал подобной проблемы.

Довод о том, что колени покойного могли согнуться сами при неосторожной переноске гроба английскими гренадерами, не выдерживает критики: император умер 5 мая, а гроб переносили для погребения 9 мая, то есть через четыре дня.

Еще один важный момент: по свидетельствам доктора Франческо Антоммарки и губернатора острова Хадсона Лоу, серебряные сосуды, содержащие сердце и желудок императора, в 1821 году были помещены по краям гроба (свободное место позволяло сделать это), а в 1840 году при эксгумации они были обнаружены под согнутыми коленями покойного, который при этом оказался немного выше ростом.

Также в 1840 году не было обнаружено шелковых чулок на ногах покойного, которые, по свидетельству того же Маршана, были надеты на ноги императора под сапоги. Не могли же они исчезнуть сами по себе?

И наконец, императорская посмертная гипсовая маска, сделанная доктором Антоммарки. Чья же она на самом деле?

Брюно Руа-Анри утверждает, что она фальшивая, ибо содержит темные волоски от примерно трехдневной щетины (3–5 миллиметра), в то время как Наполеон был тщательно выбрит.

В музее Лозанны (Швейцария) выставлены на всеобщее обозрение посмертная маска Наполеона и локон его волос. Маска в 1848 году была передана музею Жаном-Абрахамом Новерра, одним из слуг императора на острове Святой Елены, которого тот называл «своим швейцарским медведем» и которому перед смертью отдал на хранение предметы своего обихода. Локон волос якобы был сострижен после кончины Наполеона и, как и маска, тоже попал в руки Новерра, который, в свою очередь, передал его лозаннскому ювелиру Марку Жели (когда-то он работал в Париже в ювелирной мастерской Наполеона, и именно этим объясняется столь великодушный жест со стороны бывшего слуги). В музей локон попал в 1901 году от родственника Жели.

Журналисты швейцарской газеты «Matin», проведя собственное расследование, выяснили, что существует еще одна прядь, до недавнего времени хранившаяся за семью печатями у жителя Лозанны Эдгара Новерра, потомка Жана-Абрахама Новерра. Результаты сравнения волос были ошеломляющими. Локоны оказались совершенно разными: первый был светло-русый, тонкий и шелковистый, как у ребенка, второй - черный и густой. И какой из них настоящий?

Ученые могут до бесконечности спорить о причинах смерти Наполеона, анализируя процентное содержание мышьяка в его волосах, но все это не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока не будет точно установлено: какой из локонов был срезан в 1821 году у умершего Наполеона и был ли это на самом деле Наполеон?

Относительно посмертной маски Брюно Руа-Анри, например, уверен, что она принадлежит не императору, а, возможно, Франческо Киприани, также корсиканцу, очень похожему на Наполеона Бонапарта времен Итальянской кампании и экспедиции в Египет.

Остановимся на этом подробнее. Как известно, существует множество так называемых посмертных гипсовых масок Наполеона. Но действительно посмертной была только одна, сделанная доктором Антоммарки непосредственно на острове Святой Елены. Слепок головы императора был им сделан 7 мая 1821 года в четыре часа вечера в присутствии британского военного медика Фрэнсиса Бартона, из глины плохого качества, найденной на острове. Отпечаток маски из гипса состоял из трех частей: первая часть включала в себя непосредственно слепок лица, вторая - подбородка и шеи, третья - верхней части лба, а также верхней и задней частей черепа.

8 мая выяснилось, что первая часть маски куда-то пропала. Есть предположение, что она была похищена мадам Бертран, женой генерала Бертрана, а затем передана доктору Антоммарки. Бартон же покинул остров лишь с двумя оставшимися частями маски.

Оставшийся на острове Франческо Антоммарки попробовал на базе имевшейся у него части восстановить маску полностью, используя для этого предсмертные рисунки, сделанные английским художником Рубиджем.

Именно эта маска и признана сейчас наиболее достоверной, так как все остальные являются либо ее копиями, либо самодеятельными реконструкциями. Именно она и выставлена в Париже в музее Дома инвалидов.

Но в этой истории есть много непонятного.

Во-первых, как утверждает Брюно Руа-Анри, доктор Антоммарки «существенно приукрасил лицевую часть маски, продавая ее копии налево и направо».

Во-вторых, а кто, собственно, доказал, что эта пусть даже приукрашенная маска является маской самого Наполеона? Известно, что все присутствовавшие при кончине императора отмечали, что в первые часы после смерти тот выглядел помолодевшим. Тот же Бертран, в частности, писал:

«В восемь часов стали готовиться делать гипсовую маску императора, но под руками не оказалось всего необходимого. Император казался моложе, чем он был на самом деле: казалось, что ему не более сорока лет. К четырем часам вечера он уже выглядел старше своих лет».

Описанное Бертраном относится к вечеру б мая. А ровно через сутки Бертран констатировал:

«В четыре часа вечера была сделана гипсовая маска императора, который уже был полностью обезображен и издавал неприятный запах».

Как в таких обстоятельствах можно утверждать, что дошедшая до наших дней маска является маской именно Наполеона, ведь она представляет собой лицо относительно молодого человека, а не шестидесятилетнего больного старика?

В-третьих, согласно доктору Антоммарки, размер головы Наполеона составлял 56,20 сантиметра. Но, по данным Констана, слуги Наполеона, работавшего у него четырнадцать лет и отвечавшего за пошив шляп, размер головы императора составлял 59,65 сантиметра!

Короче говоря, мы, возможно, так никогда и не узнаем, чья же маска выставляется в музеях как маска императора (Франсуа-Эжена Робо, Франческо Киприани или кого-то другого), но то, что она не является маской императора, - это, похоже, является свершившимся фактом. Точно так же мы, похоже, никогда не узнаем, кто покоится в Доме инвалидов в Париже - Наполеон или кто-то из его двойников.

Во всяком случае, когда историк Брюно Руа-Анри обратился к правительству Франции с предложением вскрыть саркофаг Наполеона и подвергнуть его останки генетическому анализу, военное министерство, которому ныне подведомствен Дом инвалидов, отказало ему под тем предлогом, что его сомнения якобы недостаточно обоснованы.

Без сомнения, споры на эту тему будут вспыхивать еще не раз. А пока лишь отметим, что окружение Наполеона на острове Святой Елены потребовало написать на надгробной плите только его грозное имя. Британский губернатор острова генерал Хадсон Лоу воспротивился этому, ведь для него речь шла о корсиканском чудовище, о безродном самозванце, пусть его власть и простиралась от Мадрида до Амстердама и от Неаполя до Гамбурга. Он настаивал на том, чтобы написать: «Здесь покоится Наполеоне Буонапарте». К согласию так и не пришли, но каменщик уже начал свою работу и успел выбить на надгробной плите «Ci-Git…», что значит «Здесь погребен…». С этой незаконченной и весьма символичной надписью плита и осталась, так что не понятно, кто тут похоронен - знаменитейший из французов или кто-то другой.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Королевская охота автора Ашар Амеде

ГЛАВА 34. МАСКА СПАДАЕТ Сидализа ждала несколько минут. Наконец, показалась монахиня, ведшая за собой Кристину. Ее прекрасные глаза глядели с тревогой на Сидализу.Монахиня вышла, пожелав Кристине счастливых вестей. Сидализа подошла к Кристине.- Сударыня, - обратилась

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Смерть и посмертная слава Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Умер он то ли 19-го, то ли 20 февраля 1054 года, на руках сына Всеволода, пережив всего на два года старшего сына Владимира.Эти разногласия академик Борис Александрович Рыбаков объясняет тем, что Ярослав

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ПОСМЕРТНАЯ ТАЙНА МОЦАРТА Весной 1986 г. Международный фонд Моцартеум проводил очередную выставку, названную «Моцарт в XIX веке». Среди экспонатов, отобранных для нее, был и загадочно обретенный череп композитора. Его выставили в нише, заботливо укрыв стеклянным колпаком,

Из книги Невидимый флаг. Фронтовые будни на Восточном фронте. 1941-1945 автора Бамм Питер

Глава 14 Последняя маска В течение последующих нескольких дней мы смогли взять ситуацию под контроль. После того как мы отправили всех, кто мог самостоятельно двигаться, в бухту Северную, на нашем попечении осталось около 1200 серьезно раненых.Русские врачи работали день и

Из книги Победы и беды России автора Кожинов Вадим Валерианович

Глава четвертая «ПОСМЕРТНАЯ КНИГА» А. С. ПУШКИНА Стихотворения золотой зрелостиВ отечественном самосознании живут - то противореча друг другу, то сливаясь воедино - два представления о пушкинском творчестве. Его поэзия воспринимается и как предельно близкое всем и

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Посмертная стража императора Циня В 210 г. до н. э. всемогущий император Цинь Шихуанди скоропостижно ушел из жизни. Находясь в зените славы и могущества, последние 11 лет своего правления (221–210 гг. до н. э.) император прожил скрытно и уединенно. Он почти не покидал

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ОТ НЕЛЬСОНА ДО НАПОЛЕОНА. ОТ НАПОЛЕОНА ДО ВЕЛЛИНГТОНА. НАПОЛЕОНОВСКИЕ И АНТИНАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ 14 июля 1789 г. в Париже восставший народ штурмом взял Бастилию: началась Великая французская буржуазная революция (1789–1799). Она вызвала глубокое беспокойство у правителей

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Ее посмертная судьба Но все земные беды преходящи. Для древнего египтянина гораздо важнее была посмертная участь человека. Пока мумия, спеленатая свитками с божественными изречениями, защищенная амулетами и статуэтками богов-охранителей, лежит в саркофаге пирамиды или

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Посмертная экспертиза История поиска и обнаружения останков семьи Николая II общеизвестна. После того как останки царской семьи в 1991 г. извлекли из-под мостика из шпал на Коптяковской дороге в Поросенковом логе под Екатеринбургом (тогда Свердловском), встала проблема их

Из книги Тайна гибели генерала Лизюкова автора Сдвижков Игорь Юрьевич

Часть 2 Посмертная драма погибшего генерала

Из книги Посмертная речь Сталина автора Эс Сергей

Часть 1 Посмертная речь Сталина

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Посмертная память Редко случается так, что чету монархов помнят не по именам, а по прозвищам. В народе многие забывали, что испанских королей конца XV в. звали Изабеллой и Фердинандом, но все знают про Католических королей – под этим прозвищем супруги вошли в историю. Это

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

7. Посмертная жизнь Ленина Культ Ленина как существенная особенность советской политической практики расцвел в первые недели после смерти вождя. Ленин сделался объединяющим символом, который в чреватый нестабильностью период междуцарствия смог внушить обществу

Из книги Влияние морской силы на французскую революцию и империю. 1793-1812 автора Мэхэн Алфред

Глава XVI. Трафальгарская кампания (окончание) – Изменения в плане Наполеона – Движения флотов – Война с Австрией и Аустерлицкая битва – Трафальгарская битва – Существенная перемена в политике Наполеона, вынужденная результатом морской кампании За объявлением войны

Из книги В постели с Елизаветой. Интимная история английского королевского двора автора Уайтлок Анна

Глава 52 Маска юности После многих неудачных попыток покушения на Елизавету и поражения испанской Армады при дворе возникло модное течение. Представители знати считали своим долгом носить какой-нибудь знак верности и любви к королеве, а она взамен дарила им миниатюры со

Как-то так получилось, что в последние два десятилетия Зугдиди оказался вне массовых туристических троп и маршрутов. Вдали от магистральных потоков вообще. Раньше по пути в Сухуми, Гагра или Сочи непременно приходилось его проезжать. Город цвел, кокетливо подчеркивал свое прочное чае-цитрусовое благополучие и неизменно вызывал огромную симпатию.

Теперь, миновав его, упираешься в геополитический тупик. Там за Ингурским мостом - блок-посты и Абхазия. Куда мне, как и подавляющему большинству таких, как я, путь, к сожалению, закрыт. Так что, в Зугдиди попадешь, только отправившись специально. А транзитом туда попадают разве что фанаты, следующие на очередной поп-рок-секс-фестиваль в Анаклиа. Анаклиа тут рядом, у моря - в каких-то 30 километрах. Но, кроме фестивалей, там пока делать нечего…

Поскольку в силу консервативных вкусов, традиционного воспитания и возраста я секс-символами, как и лишенными мелодий ритмами не впечатляюсь, то в Зугдиди давно не бывал. Выезжая в Западную Грузию, обычно сворачиваю в сторону Батуми. Иногда добираюсь до турецкой границы - для грузинских граждан самой "прозрачной". Не требующей даже международного паспорта.

Зугдиди, таким образом, остается в стороне. Как и Озургети, куда можно попасть, только сделав солидный крюк. Никак не соберусь. Хоть и напрасно. Крюк наверняка сделать стоит. И даже включить его в популярные туристические маршруты. Потому что и в Зугдиди, и в Озургети каждому выпадет счастливая возможность приобщиться к нескольким уникальным раритетам. Реликвиям, связанным не только с Грузией, но и с крупными персоналиями и примечательными событиями большой европейской истории.

Сюда, скажем так, на край европейской цивилизации они попали благодаря своенравным капризам судьбы.

Впрочем, может, вовсе и не капризам?! И это как раз очень любопытный вопрос. Поскольку уже тогда в цивилизационном векторе грузинской ментальности едва заметно, но твердо обозначились принципиально новые повороты. С первой половины XIX века через единоверную Россию Грузия, наконец-то, получила прямой доступ в Европу. От непосредственных контактов с которой в течение нескольких веков была наглухо отрезана…

Центральным светским событием Парижа в августе 1868 года стало венчание княжны Саломеи Дадиани - дочери правителя Мегрелии, с принцем Ашилем Мюратом. Внуком Неаполитанского короля Иоахима Мюрата и сестры Бонапарта - Каролины Наполеон. На венчании присутствовал сам тогдашний правитель Франции, император Наполеон III.

© photo: Sputnik / V. Babailov

Репродукция фрагмента панорамы Бородинской битвы "Маршал Мюрат наблюдает за атакой саксонцев" художника Франца Алексеевича Рубо

Незадолго до этого стройный красавец Ашиль был наповал сражен обаянием мегрельской княжны на одном из балов. Надо полагать, девушка произвела на него неотразимый эффект не одной своей внешностью. За ней стояла весьма просвещенная и представительная семья.

Мать - Екатерина Дадиани, приехала в Париж из Санкт-Петербурга, где, покинув Мегрелию, была пожалована в статс-дамы. Дочь выдающегося грузинского поэта и генерала, крестника императрицы Екатерины II - князя Александра Чавчавадзе и правнучка царя Ираклия II, она, как и Саломея, блистала величественной красотой. Между прочим, наравне со своей старшей сестрой - Ниной Грибоедовой. Как вы поняли, супругой одного из образованнейших людей России, аристократа, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.

Так что, можно поспорить о том, кто стоял ближе к высшим сферам европейской культуры - Ашиль или Саломея. Однако не это главное. Важно, что через некоторое время Ашиль Мюрат с женой поселились в Грузии.

Здесь принц прожил оставшуюся часть жизни. И оставил о себе добрую память. Он овладел грузинским и мегрельским языками. Построил дворцы в Зугдиди, Салхино и Чкадуаши. Заложил в Мегрелии основы культурного виноградарства и виноделия. Его вино "Оджалеши" было признано одним из лучших на Кавказе.

Тем не менее, сказать, что с Мюрата и Саломеи началось приобщение края к европейским ценностям, было бы неправильно. Сторонником жизни на европейский лад был и владетельный князь Мегрелии Давид Дадиани. У которого с удовольствием целых три дня гостил император Николай I. Европейского образа жизни придерживалась и мать Саломеи. Разбитый княгиней Екатериной парк по праву считается прекрасным образцом европейского паркового искусства.

К сожалению, из архитектурного наследия Дадиани сохранилось не все. Строения в основном были из дерева, и многие из них сгорели при пожарах. Включая дворец, где останавливался российский император. На его месте позже был сооружен другой, который во время захвата Зугдиди турками также был сожжен.

А вот реликвии, о которых я интригующе говорил в начале, сохранились. Их перевез в Грузию принц Ашиль Мюрат, которому они достались по наследству. Больше не буду вас мучить: это личная шпага и посмертная маска Наполеона, мебель из его кабинета и несколько кресел, принадлежавших Неаполитанскому королю и маршалу Франции Иоахиму Мюрату.

Сделать крюк и заехать в Озургети следует для того, чтобы лично восхищенно полюбоваться шпагой Бонапарта, которая хранится там в местном музее. А в Зугдидском музее представлена одна из трех посмертных масок Наполеона. И мебель.

Она не выставлялась с 30-х годов прошлого века, так как нуждалась в реставрации. Однако я подозреваю, что в запасниках ее прятали еще и по другой причине. Дело в том, что многие советские чиновники, пользуясь тем, что это не Эрмитаж, неоднократно предпринимали попытки мебель присвоить.

К счастью, осуществить кощунство никому не удалось. И сегодня она в лучшем виде доступна для осмотра.

Ну а нам с вами осталось только сделать по дороге крюк. Это чтобы до Зугдиди и Озургети добраться…


В Западной Грузии в городе Зугдиди находится музей- усадьба мингрельских князей Дадиани, в которой хранится одна из трех посмертных масок Наполеона Бонапарта.

Есть в ней и несколько личных вещей французского императора и его портретов в оригинале.

Хранится все это в государственном музее вот уже более 80 лет, однако именно сейчас появились люди, претендующие на бывшую собственность мингрельских князей.



Род князей Дадиани уходит корнями в девятый век.

Усадьбу в Зугдиди потомки князей начали строить еще в 17 веке, и лишь в начале 18 века она приняла свой окончательный вид - дворец в стиле классицизма с элементами готики.

В 1855 году усадьба серьезно пострадала от нашествия турецкого войска. Два других имения князей - в Салхино и Чкадуаши, были разрушены почти до основания.


Вместе с дворцом пострадал и пышный ботанический сад - большая редкость в то время на Кавказе.

Садовник, специально выписанный из Франции, привез с собой саженцы экзотических растений.

После грандиозного пожара остались невредимыми лишь магнолия и шестисотлетняя липа, под которой князья любили собирать гостей из России и Европы.


Князья Дадиани в основном учились в Петербурге и в Париже и слыли людьми глубоко образованными и состоятельными.

Тому свидетельство - большая бибилиотека и европейское убранство комнат.

На посуде, хранящейся в музее, вензели князя Нико Дадиани: NM. Князь Нико Мингрельский - так называли его в Петербурге, где он проводил большую часть года.


При княгине Екатерине Дадиани усадьба славилась как литературно-музыкальный салон, куда съезжалось много гостей из Грузии и из-за рубежа.

Сама она была дочерью известного поэта-романтика князя Александра Чавчавадзе и сестрой Нины Чавчавадзе, жены русского поэта Александра Грибоедова.


В усадьбе выставлена на обозрение одна из трех посмертных бронзовых масок Наполеона Бонапарта, отлитая в Париже в 1833 году по гипсовому слепку Франческо Антомарки, личного доктора императора.

К маске на золотой цепочке прикреплен золотой медальон c изображением Наполеона и надписью: «Наполеон – император и король».

Две другие маски находятся в Париже и в Лондоне.


На этом столике изображен момент коронации Наполеона и его супруги Жозефины.
Дочь Давида и Екатерины Дадиани - Саломе, в 1867 году в Париже познакомилась и вышла замуж за Ашила Мюрата, внука сестры Наполеона.
Переехав в Зугдиди, Мюрат привез с собой вещи, которые по наследству достались ему от бабушки.
Кстати сам он, по неизвестным причинам сведя счеты с жизнью, похоронен в Мингрелии, а прах его супруги Саломе, скончавшейся в Париже, по сей день там и покоится.


Усадьба Дадиани получила статус государственного музея в начале 20-х годов прошлого века.
До недавнего времени здесь, хоть и в бедности, но в спокойствии, мирно протекали будни государственного культурного учреждения.

Нарушили его потомки Мюратов и Дадиани, которые восемь лет назад приехали в Грузию из Франции и обосновались в Тбилиси. Они намерены подать иск в Страсбургский суд, претендуя на возвращение усадьбы в их собственность, если им откажут судебные органы в Грузии.

Фото и текст: Кети Бочоришвили (bbc.com)