Происхождение рэпа. История русского рэпа: от DJ до MC. Важность различных методов

В соответствии с мировой тенденцией за последние пару лет хип-хоп стал самым востребованным и бурно развивающимся жанром в стране. От первых неуверенных попыток подражать заокеанской музыке русский рэп сегодня пришел к собственному уникальному звуку и захватил медиапространство далеко за пределами специализированных ресурсов. В нашей хронологической подборке мы вспоминаем самые важные отечественные записи, а также пару русскоязычных треков, записанных исполнителями ближнего зарубежья и оказавших не менее важное влияние на развитие жанра..

Час Пик - « Рэп »

Трушные представители рэп-сцены до сих пор частенько ставят в упрек коллегам излишнюю образованность и аккуратный вид. Нетрушным считается и отношение к культуре как к диковинке, с которой можно поиграться. Однако факт есть факт: первые композиции в рэп-формате были сыграны самарскими интеллигентами. Первый советский альбом в жанре записал дискжокей местной студенческой дискотеки Александр Астров совместно с группой «Час пик». Альбом получил незатейливое название «Рэп». По форме композиции с пластинки напоминали разминку неповоротливых пенсионеров, повторяют упражнения за задорным заокеанским тренером Грандмастером Флешем.

В последующие годы на позднесоветском пространстве еще ни раз зазвучит речетатив. К рэпу обратится синтипоп-дуэт «Кар-Мэн», даже Константин Кинчев, тогда еще открытый ко всему новому, позволит себе пару рэп-куплетов в песнях “Алисы”. Но полноценный русский рэп сформируется уже в новой стране, после большого «переворота игры» на государственном уровне.

Мальчишник - « Секс без перерыва »

В этом году миллионы людей возрастом старше школьного хватались за головы, слыша бесстыжие тексты самого популярного на сегодня ВК-рэпера с ником Face. Однако хип-хоп-артисты в России не впервые обращаются к развратным темам. Первый большой коммерческий рэп-проект, группа «Мальчишник» построила на теме секса с порнографическими подробностями значительную часть своей карьеры. Кстати у них, как и у Фейса, временами проскакивали чувственные и немного наивные медляки. На основе этих баллад позже Дельфин выстроил свой образ глубокого лирика. Пока сложно представить Фейса в роли нового Дельфина, но Мальчишник он заменяет вполне успешно.

Bad Balance - « Городская Тоска »

Многие из независимых групп раннего российского хип-хопа считали естественным делать ритмическую американскую поэзию (так и расшифровывается слово “rap”) исключительно на английском. О том что русский для рэпа сложноват, говорил и первый фигурант списка. Однако реалии всё же подсказали, о чем можно читать на русском. Раз уж, в отличие от Штатов, у нас рэперы не принадлежат к этническому меньшинству, можно по советской привычке себя ассоциировать с меньшинством классовым. Так лирика орусевшей группы Bad Balance приобрела общую линию - песни от лица молодого человека, пропадающего на улицах. Дополнительного шарма добавляли мелодично распевные парты Михея, ярко проявившиеся на втором русскоязычном альбоме группы «Чисто ПРО». Пост-советский музыкант в среднем и Михей в частности были одинаково расположены к любой иноземной культуре. Поэтому смешение двух разных стилей с общими корнями на русской почве дало узнаваемое звучание сначала Bad B, а потом и сольным песням артиста.

Филипп Киркоров - « Зайка моя »

Всерьез эту песню относит к рэпу разве что ее исполнитель. В эфире телешоу «Успех» очередную перебранку с Гнойным Киркоров завершил словами: «Да я вообще первый русский рэпер!» Рэп стал иметь такое большое значение в шоу-бизнесе, что, впопыхах запрыгивая на хайп-трейн, рэпом спешат назвать даже частушку.

Децл - « Пепси, пейджер, MTV »

Несмотря на успешный проект «Мальчишник», полностью раскрыть коммерческий потенциал жанра смог именно Децл. Подросковый рэп и раньше добирался до каждого утюга (см. Мистер Малой), но только Децл в динамическом дуэте с только что набравшим популярность MTV рассказал всей стране, как это называется – заодно введя повальную моду на мешковатую одежду и преобразовав сленг. Как следствие, мода мгновенно капитализировалась, и Pepsi запустили первую крупную кампанию с рэп-джинглом. Вездесущий нынче рекламный мем от Вити АК случился лишь 17-ю годами позже.

Каста - « На порядок выше »

В противовес мейнстримовому Децлу в провинциальных городах росли свои рэп-звезды, пока не имеющие эфиров и стартового капитала. По словам участников Касты, первые кассеты группы расползлись по стране фактически из рук в руки: ростовчане приезжали в Москву выступать на субкультурных сейшенах и раздавали свои записи знакомым. Прячущийся от попсы слушатель полюбил Касту за сермяжную правду о жизни честных пацанов с российских дворов. Неумелое копирование западных групп переросло в случайно созданный собственный стиль. Примерно об этом и был первый большой хит группы, попавший на MTV после окончания оккупации Децла: «Там пусто, а ты, братан, русский».

Несколько лет спустя песня группы 25/17 «Будь белым» попадет в реестр экстремистских произведений, несмотря на схожий посыл. Название оказалось истолковано слишком буквально, хоть в треке и шла речь о поиске своей рэп-аутентичности. Песню и 25/17 полюбили правые, еще вчера называвшие рэп калом (с подачи группы «Коррозия металла»). Бледный и Ант, одетые по фанатской моде, от этой аудитории открещиваться не стали, а компетентные органы решили предпринять меры, не разбираясь в сложных субкультурных отношениях.

Кровосток - « Биография »

Возможно, «Кровосток» был не первым арт-перфомансом в русском рэпе, но точно оказался самым успешным. Истории из жизни беспринципных гангстеров, описанные с натуралистическими подробностями под минималистичную музыку. В первую очередь, эти песни оказались популярны не среди слушателей со схожей судьбой, а среди московской богемы, воспринимавшей «Кровосток» как изысканное развлечение. Из тех времен в сети сохранились видео, где флегматичный Шило пересказывает перематерным языком сцены убийств напротив женщин в вечерних платьях. Чуть позднее Кровосток оценили сетевые пользователи, а «Биография», описывающая жизнь типичного героя их песен, стала самым популярным синглом с максимальной концентрацией крылатых фраз и насыщенным сюжетом.

Есть мнение, что «Кровосток» положил начало самобытному абстрактному хип-хопу. В похожей форме свою сай-фай-сатиру потом рассказывали 2H Company. Смежный проект СБПЧ и вовсе использовал тот же некачовый сторителлиг для описания тонких внутренних переживаний совсем некриминального лирического героя.

Смоки Мо feat. Ассаи - « Антон »

За десять с лишним лет до пресловутого «Горгорода» Оксимирона другой петербургский рэпер под ником Смоки Мо выпустил концептуальный альбом мгновенно ставший классикой жанра. В «Кара Тэ» не было крепкого сюжета, но воображение слушателя неизбежно соединяло треки в общую картину. Этому способствовало цельное звучание и пересекающиеся лирические образы. Создавался питерский нуар в студии «Кухня запись», основанной участниками группы KRec. Тогда в формацию еще входил большой поэт от рэпа Ассаи. Он же помогает Смоки на самом выразительном треке «Антон», рассказывающем о пациенте реабилитационного центра бежавшего в неприветливый зимний Петербург.

Где-то среди тумана Северной столицы проявилась так называемая питерская школа. Однако развить звучание KRec и Смоки тех времен так никому и не удалось.

Oxxxymiron - « Я хейтер »

Еще до появления на горизонте главной батловой звезды в России (судя по просмотрам последнего «поединка», еще и в мире) батл-рэп как жанр проявлял себя не один раз. Сначала бывшие соратники Шеff и Лигалайз публично обменялись агрессивными диссами. Чуть позднее со страниц форума Hip-Hop.ru загремели St1m’a и Drago, специализировавшиеся на батл-рэпе. Как и Мирон, они приняли агрессивную манеру немецкой сцены, рифмовали техничнее средних русских МС и заявляли, что все местные звезды им и в подметки не годятся.

Почему-то только у Мирона удалось адаптировать этот подход достаточно остроумно, чтобы начать собирать вокруг себя действительно внушительную аудиторию. Дешевый любительский клип на «Хейтера» вызывал у рэперов конца нулевых смешанные чувства: обида пополам с восхищением - так изобретательно их еще не оскорбляли. До сих пор значительная часть публики Оксимирона, которой хватает на стадионы по всей стране, приходит туда не столько из-за музыкальной составляющей, сколько из-за самой личности артиста - профессионального спорщика.

Тимати - « #ДАВАЙДОСВИДАНИЯ »

В карьере рэпера с самой большой узнаваемостью среди старшего поколения было немало ярких моментов, которые имеет смысл обсуждать. Сначала - слезливый поп в рамках «Фабрики звезд», потом - гимны сытой молодежи нулевых, многие вспомнят и властные песни про «лучших друзей». Однако действительно большой, звездой Тимати сделали песни-хэштеги, основанные на популярных интернет-мемах.

Скучный длинный сайфер в ответ Филиппу Киркорову (не последний человек в русском рэпе, судя по всему) был основан на популярном в то время ролике с азербайджанского застолья. Несмотря на то, что стилизованный клип практически невозможно досмотреть, фразу из вирусного видео как-то сразу стали приписывать именно Тимати. Та же история случилась и с «Ты че такая дерзкая», и «У тебя есть борода, я скажу тебе да» и «На эту и на ту набью себе тату» и многими-многими другими народными выражениями, успешно капитализированными самым размашистым бизнесменом в русском рэпе.

Pharaoh - “Black Siemens”

После ухода Децла с большой сцены место подросткового рэп-идола пустовало долгие годы. Освоить бесхозную аудиторию школьников было суждено 18-летнему Глебу Голубину, известному как Pharaoh. Благодаря расширившемуся за последнее десятилетие доступу к актуальной западной культуре Глеб с соратниками в рекордно малые сроки воспроизвели на российской почве только появившиеся подразделы жанра - клауд рэп и трилл. В новом стиле рэперские понты соседствовали жалобами на одиночество, а через трэповые трещотки то и дело прорывался истошный крик.

Первый успешный сольный сингл Фараона “Black Siemens” повествовал о серых буднях мелкого наркоторговца (скорее всего вымышленного) и долго высмеивался многочисленными хейтерами за странные танцы в клипе и странные звуки в припеве. Однако массовые насмешки сделали Фараона одним из самых обсуждаемых артистов в стране, а вокруг персоны этого субтильного юноши образовалась внушительная бригада YoungRussia, состоящая из десятков рэперов с передовым звучанием. Ныне объединение распалось на мелкие фракции (некоторые артисты перешли к предприимчивому Оксимирону), но Фараон так и не сдает позиции даже под натиском свежего конкурента Фейса.

ATL - « Марабу »

2015-й год для русского рэпа стал важным этапом, после которого жанр окончательно вылез из своего подъездного имиджа и осел в плеерах как у случайных слушателей, так и у вдумчивых меломанов. При этом Оксимирон, заранее предсказавший переворот игры, по общему признанию проиграл борьбу за звание лучшего альбома года сразу двум конкурентам - ATL’у и Скриптониту. Оба, несмотря на внушительный опыт в жанре, будто бы забыли, что делают рэп и сотворили монолитные и при этом эклектичные работы. У первого получился шаманский рэйв, второй густо намешивал южноамериканский блюз с собственноручно выведенным казахским стилем. На российской хип-хоп-сцене наконец появились значимые единицы, использующие западный жанр как вдохновение, но создающие собственное неподражаемое звучание.

МС Хованский - « Батя в здании »

До того как блогер Юрий Хованский, вхожий в питерскую тусовку вокруг Versus Battle, дропнул свой дебютный клип, на отечественном Ютубе уже возникали рэперы-комики. Группа «Хлеб» даже выпустила альбом и давала концерты на весьма крупных площадках. Однако именно после «Бати» рэп-клип превратился в постоянный формат среди блогеров: практически каждый сколь-нибудь крупный видеомейкер считал своим долгом записать хотя бы парочку рэп-клипов. Через диссы блогеры стали выяснять отношения между собой, тихие стримеры вроде Лиззки и Дани Кашина стали превращаться в звезд, а их оппоненты, напротив, проваливались в небытие после неудачных клипов. Скоро формат полюбили и рекламодатели, и большой шоу-бизнес. Так в этом году МС Хованский в компании Дмитрия Маликова умудрился получить заказ от целого госфорума профессиональной навигации «Проектория». В кадре рядом с известным матершинником и развратником появились презентабельные Герман Греф и Анатолий Чубайс.

Грибы - « Тает лед »

Самая популярная песня 2017-го на исходе года уже кажется звуками из далекого прошлого. Пародии на вирусный клип, которые, кажется, сделали все, начиная от Ивана Урганта и Филиппа Киркорова (опять он!), заканчивая вашим коллегой или соседом. На короткое время «грибные» пародии забили все видеопотоки в русскоязычном интернете. Кроме того это был первый случай, когда безоговорочным лидером всех чартов в стране стал полноценный рэп-трек. С большим или меньшим удовольствием «Тает лед» слушали люди всех возрастов и всех слоев.

С тех пор украинские «Грибы» так и не решились выпустить ни одной новой песни, объявили о роспуске коллектива и почти полностью отменили потенциально убыточный концертный тур. «Тает лед» - это история о том, как в рекордные сроки можно пройти путь от всеобъемлющего хайпа к почти полному забвению. Рэп сейчас главная музыка в стране. Зазевался - и тебя уже смыли розовым вином.

ЛСП - « Тело »

Одновременно со званием в мире рэп получил еще и статус нового рока. А там где рок, там и драматичные ранние смерти. В субкультуре и прежде случались трагедии. Тут можно вспомнить Грюндика из культовой команды «Рабы Лампы» или упомянутого выше Михея. Но еще никогда артиста не удавалось проводить так помпезно как Рому Англичанина, битмейкера белорусского проекта ЛСП. Всю дорогу предчувствие смерти посреди отчаянной вечеринки прослеживалось в творчестве белорусского проекта. Апогеем ироничного декаданса стал финальный альбом дуэта с соответствующим названием “Tragic City”.

Песня «Тело» выделялась на пластике из-за абсолютно упаднического настроения - припев «Я просто тело, что тупо болит» звучит как чистосердечное признание в полном бессилии перед огромным миром. Позднее станет известно, что именно Рома Англичанин придумал этот припев и всю идею песни. Вышедший после смерти музыканта клип был снят как дань памяти автору. Циничная природа шоу-бизнеса тут же сделала ЛСП одной из самых больших групп жанра. После успешного тура оставшийся участник дуэта Олег ЛСП в компании новых музыкантов заявил о планах собрать самые крупные концертные залы в Москве и Петербурге. Популярность ЛСП продолжает расти.

Что такое рэп, история рэпа

В далёком 1972 году популярный итальянский актёр, певец и композитор Адриано Челентано впервые представил слушателям композицию с удивительным названием «Prisencolinensinainciusol». Песня имела не только странное заглавие, но и содержание, которое было наполнено ничего не обозначающими вымышленными словами. Помимо того, необычным было и само исполнение композиции, так как певец слова не пропевал, а проговаривал под музыку. Тогда ещё никто даже не подразумевал, что через десять лет подобное исполнение возродиться в Америке, поначалу ради развлечения и удовольствия, а затем станет одной из важных составляющих не только суперпопулярного хип-хопа, но и других музыкальных жанров.

Что такое рэп?

В английском языке слово рэп имеет несколько толкований и может быть переведено как стук, удар или разговор. Однако у него есть ещё одно значение - это ритмический речитатив: приём, который применяется в композициях многих музыкальных жанров. Рэп может зачитываться под любую музыку, будь то нежная романтическая мелодия или быстрый и грубый бит. Правда, в нынешнее время весь музыкальный фон, на который он накладывается, называется битом, хотя на самом деле это слово обозначает барабанно-басовую партию минусовки, определяющую ритм.

В перкуссии для рэпа важную роль играют: бас барабан – ударный инструмент низкого звучания и малый барабан – снейр. Кроме того, на слабых долях, то есть в бэкбите рэповых композиций, возможно использование различных элементов, например таких, как свистки и цепи. Также стоит обратить особое внимание на два специфических компонента музыкального оформления рэпа – это «скретчинг» (иголка у проигрывателя специально подталкивается так, что царапает пластинку и издаёт при этом скрипучий звук), а также «сэмплинг» (подбор и соединение коротких отрезков ранее сочинённых мелодических композиций).


Тексты рэпа очень разнообразны, так как охватывают любую тематику от любви до политики. Они все взяты из повседневной жизни и повествуют о людских радостях и печалях, успехах и неудачах. Рифмование в рэпе имеет несколько разновидностей, среди которых стоит особо отметить:

  • глагольную рифму;
  • квадратную;
  • акцентную (на созвучия);
  • внутреннюю;
  • начальную;
  • двойную (даблраймы);
  • тройную (триплраймы);
  • полнострочную (панторифму);
  • плотную рифмовку.

Исполнитель, читающий рэп, называется рэпер или МС – аббревиатура, которая расшифровывается как «мастер церемонии».

Популярные композиции


  • «U Can’t Touch This ». Эта песня относится к лучшим хитам популярного американского рэпера, суперзвезды девяностых годов Эм-си Хаммера. Несмотря на то, что композиция была записана в необычных условия, а именно в передвижной студии, она приобрела такой успех, что помогла третьему студийному альбому исполнителя разойтись тиражом более 10 миллионов экземпляров, а самому Хаммеру подняться во многих мировых чартах на высшую строчку.

«U Can’t Touch This» (слушать)

  • «Lose Yourself ». Композиция знаменитого американского рэп-музыканта Эминема, появившаяся в 2002 году, изначально являлась саундтреком к фильму-драме «8 миля», в котором певец исполнил главную роль. Через некоторое время песня, выпущенная синглом, стала одним из лучших хитов певца и завоевала большое количество наград. Например, в следующем году как «Лучший саундтрек» она удостоилась кинопремии «Оскар». Композиция своего рода рекордсменка, так как продержалась в чартах на первой позиции более 2-х месяцев.

«Lose Yourself» (слушать)

  • «Lollipop ». Этот сингл открывает шестой студийный альбом американского музыканта Лила Уэйна, который на сегодняшний день пожалуй является самым популярным рэп-исполнителем. Композиция сразу стала пользоваться большим успехом и распродавалась в таком большом количестве, что несколько раз была отмечена платиновым статусом, а в 2009 году получила премию «Грэмми».

«Lollipop» (слушать)

  • «Power ». На создание данной композиции у успешного американского рэпера Канье Уэста ушло 5000 часов и это неспроста, так как он поставил перед собой цель создать нечто такое, что будет вдохновлять слушателей. Уэсту это удалось. Песня, исполненная вместе с соул-исполнителем Dwele, сразу получила положительные оценки от разных изданий и во всевозможных чартах заняла высокие строчки как лучшая композиция. Помимо того, впоследствии дважды в США она становилась платиновой.

«Power» (слушать)


Разновидности рэпа

Поскольку рэповский стиль с момента появления является одним из самых популярных, то вполне естественно, что в процессе его развития возникло невероятное множество различных направлений, каждое из которых имеет свою историю, характерные особенности и исполнителей. Иногда непосвященному слушателю трудно определить, к какому типу относится та или иная композиция, однако преданные фанаты очень хорошо в этом разбираются. Вот некоторые из музыкальных видов данного жанра.


  • Альтернативный рэп (Alternative Rap) – для исполнителей данной разновидности жанра не характерно строгое следование стандартам стиля. В своих композициях они успешно синтезируют рэп с элементами таких направлений популярной музыки как джаз, соул, регги и фолк. Среди наиболее известных исполнителей стоит отметить Канье Омари Уэста(Tyler, the Creator), Яна Бэвитца (Aesop Rock), а так же группы«Outkast», «Gorillaz», «Flobots».
  • Британский рэп (British Rap) – этот поджанр появился в Великобритании и далее Европы никогда не распространялся. Первоначально англичане взяли за основу звуковые комбинации американской группы «Враг общества» (Public Enemy), композиции которой отличались текстами на политическую тематику. Затем исполнители стали добавлять в музыку хлопающие и очень низкие басовые звуки. В результате возник стиль, который по восприятию оказался тяжелее, чем его американский прародитель. Исполнители: Dizzee Rascal, Roots Manuva, Lethal Bizzle, Riz MC. Группы «Massive Attack», «Young Fathers».
  • Комедийный рэп (Comedy Rap) - композиции этого направления предназначаются для увеселения. Они отличаются не только юмористическим, но и интеллектуальным содержанием. Исполнители: Biz Markie, Eminem, Hopsin. Группы: «The Lonely Island», «Beastie Boys».
  • Гангста-рэп (Gangsta Rap) – это направление рэпа, получившее развитие в конце 80-х годов отличается особой мрачностью. Оно выделяется среди своих собратьев по жанру агрессивностью звучания, а так же применением в композициях в большом количестве нецензурной лексики. В текстах, наполненных криминальным содержанием, делается акцент на насилии и грабежах, в общем, на том, что называется преступным образом жизни. Группы, выступающие в этом стиле, постоянно привлекают внимание органов правопорядка, а их альбомы попадают под запрет, но тем не менее это направление рэпа является одним из самых коммерчески успешных. Исполнители: Notorious B.I.G., Тупак Шакур, Ice Cube. Группы: «Geto Boys», «Bloods & Crips», «Young Soldierz».
  • Рэп Восточного побережья (East Coast Rap) – трамплином для развития этого направления была Old School («Старая школа»). По мере развития стиля, который становился очень многоликим, «Рэп Восточного побережья» в 80-е годы занимал доминирующие позиции. Он отличался профессионализмом не только в музыкальном оформлении, но и в текстовом наполнении, то есть его художественная форма была целостно продуманна. Исполнители: Afrika Bambaataa, Slick Rick, Kurtis Blow. Группы: «Eric B. & Rakim», «Boogie Down Productions», « The Sugarhill Gang».
  • Джаз-рэп (Jazz-Rap) – направление, появившееся во второй половине 80 – х годов, явилось результатом синтеза афро-американской музыки родившейся в начале века и рэпа – современного стиля, превалирующего в последней четверти двадцатого столетия. Ритмы данного стиля были заимствованы из рэпа, а звуковая текстура – из музыки джазовых стилей. Исполнители: Akua Naru, Kero One. Группы: «A Tribe Called Quest», «Jungle Brothers», «De La Soul», «Gang Starr» .
  • Латинский рэп (Latin Rap) – стиль, в музыке которого преобладают признанные латино-американские ритмы, а тексты читаются не только на английском, но и испанском языке. Это направление пользуется популярностью не только в США, но и в испаноязычных странах, а так же странах Карибского бассейна, Центральной и Южной Америки. Исполнители: Mellow Man Ace, Кид Фрост, Группы: «Latin Alliance», «The Beatnuts».

Помимо этих направлений рэпа существуют ещё и такие виды как Contemporary R&B, Dirty Rap, Dirty South, Foreign Rap, Funk, G-Funk, Hardcore Rap, Narco-Rap, Old School Rap, Party Rap, PoliticalRap, Pop-Rap, Ragga, Rhytm"n"Blues, Southern Rap, Underground Rap и другие.

Интересные факты


  • Речитатив, является одним из основных составляющих рэпа. Этот термин, обозначающий музыкальную речь, впервые появился в оперном искусстве . Слово recitare с итальянского языка означает декламирование или чтение вслух. Оперные певцы очень уважительно относятся к речитативу, так как считают, что именно в нём, а не в пении, можно передать весь накал страстей.
  • В самом начале возникновения музыкальных рэперских стилей исполнители в качестве фона, на который накладывался речитатив, использовали незамысловатое постукивание различными предметами либо вокальную перкуссию, то есть бит-бокс.
  • Популярные рэперы, собирая большие аудитории, считаются одними из самых коммерчески выгодных артистов. Так в частности Доктор Дре в 2012 году смог заработать сто десять миллионов долларов.
  • Несмотря на то, что рэп является лишь способом исполнения, который применяется в различных музыкальных стилях, многие всё равно считают его отдельным жанром. Истина в том, что танцевальным стилем хип-хопа является брейк-данс, изобразительным - граффити, так почему же рэп нельзя назвать музыкальным жанром данной субкультуры?
  • Исполнители рэпа неоднократно попадали в книгу мировых рекордов Гиннесса. Например, в 1992 году имя американского рэпера Twista было занесено в неё как самого быстрого рэпера: за 55 секунд он смог прочитать речитативом 598 слогов. Затем в 2008 году туда попало имя испанца Доминго Морено: в одну минуту испанец уложил 921 слог. Однако на сегодняшний день самым скоростным рэпстаром является исполнитель, который родился в Турции - Билгин Озчалкан. Было просчитано, что за две с половиной минуты он воспроизвёл 1267 целых слов.
  • Рэп в мире с каждым годом набирает всё большую популярность, ведь именно рэперы рассказывают о проблемах, которые возникают у людей в различных сложных ситуациях. Не всем государственным правительствам нравится бурный взлёт этого жанра, например, на китайском телевидении запретили выступления представителей ряда субкультур и в первую очередь рэп-исполнителям. Аргументация сводится к тому, что люди на телеэкранах не должны видеть вульгарных артистов с сомнительной репутацией и не достаточно высоким моральным обликом.
  • Темы для своих композиций рэп-исполнители выбирают очень разнообразные, но иногда они бывают весьма, несуразные, например: «Пускать мыльные пузыри», «Провести выходные в спа-центре», «Искупаться ночью голышом», «Попробовать блюдо, которое вызывает страх», «Объесться клубникой».
  • Как не странно, но рэп в СССР появился уже в 80-е годы прошлого столетия. В 1984 диджей Сергей Минаев сочинил и исполнил композицию «Карнавал», в которую вставил элементы рэпа. В том же году куйбышевский диск-жокей Александр Астров и группа «Час пик» записали первый рэп-альбом на русском языке. В нынешнее время рэп в нашей стране процветает и представлен не одной сотней исполнителей, рейтинги которых растут с каждым выпущенным альбомом. Среди наиболее популярных на сегодняшний день стоит отметить таких рэперов как Тимоти, Баста, Guf, Джиган, Мот и группу «Каста».

История рэпа


Первые музыкальные направления, основу которых составляет рэп, появились сравнительно недавно. Они зародились в Соединённых Штатах в первой половине 70-х годов прошлого века в одном из самых неблагоприятных округов Нью-Йорка, на 90% заселённого выходцами из стран Африки и Латинской Америки, а именно в Южном Бронксе. Своеобразную быструю декламацию зарифмованного текста нью-йоркцам впервые представили на дискотеках ди-джеи с острова Ямайка. Жителям «чёрных кварталов» такой стиль исполнения пришёлся по душе и они его не только быстро подхватили, но и стали интенсивно развивать.

Несколько ранее дискотеки в США были только привилегией среднего зажиточного класса, простая молодежь не могла позволить себе купить дорогой билет в соответствующий клуб. Кроме того в стране в то время всё ещё имела место расовая дискриминация, и в такие заведения допускались люди только с белым цветом кожи. В связи с этим предприимчивые уроженцы с Ямайки стали организовывать свои танцевальные площадки, которые приобрели большую популярность у молодежи бедных районов Бронкса, а одним из первых инициативных диджеев был Кул Герк (настоящее имя Клайв Кэмпбелл). Важно отметить, что на подобных дискотеках особая роль отводилось человеку, которого называли МС (Master of Ceremonies – ведущий мероприятия). Он выступал как конферансье, то есть представлял диджеев, объявлял исполняемые композиции, которые звучали без остановок, а кроме того постоянно «разогревал» присутствующих. Именно в то время ямайские диск жокеи и познакомили американских МС с техникой зачитывания певучей декламации, и ведущие на танцполах стали называться Microphone Controller, Music Commentator, Microphone Commander. Вот они то, по сути являлись первыми рэперами, так как во время дискотек под музыкальное сопровождение зачитывали свои рифмованные тексты, обращённые к посетителям.

Этаким диджем стал Джозеф Саддлер, выступающий под сценическим именем Грэндмастер Флэш. Он вместе со своей группой перехватил и усовершенствовал технику Кула, тем самым явившись зачинателем совершенно новой музыки, которая очень понравилась афроамериканцам. Они стали слагать рифмованные тексты, выходить на улицы и показывать горожанам своё умение, а кроме того устраивать между собой своеобразные словесные поединки – баттлы. Всё это делалось не для коммерческой выгоды, а ради удовольствия. Но всё же вскоре диджеи прямо во время дискотек стали записывать свои выступления на магнитофонные кассеты и продавать их, причём не только в Нью-Йорке, но и других городах Соединённых Штатов. Новый стиль исполнения быстро приобретал популярность, хотя необходимо отметить, что его продвижению также способствовали и любительские радиостанции, так называемое «чёрное радио», на котором крутили музыку, получившую признание у афроамериканского населения. Например, группа «Last Poets», выступающая против расовой сегрегации, записала два альбома, которые тогда являлись революционными в новом жанре и часто исполнялись в эфире.


В первую пору у стиля, основанного на рэпе, названия не было, тем не менее оно всё-таки появилось, а случилось это после того как вновь организовавшаяся группа из Энглвуда «The Sugarhill Gang» в 1979 году выпустила свой первый сингл под названием «Rapper’s Delight» (Восторг рэпэра). Эта одинадцатиминутная композиция, имевшая необычайный успех, и познакомила американскую общественность с термином «хип-хоп» и соответственно с рэпом. Изначально такую своеобразную музыку восприняли как шутку и дальнейшего перспективного развития ей не пророчили. Однако уже к середине 80-х годов музыка рэпа достигла такой же популярности, как рок, кантри и поп музыка, хотя всё равно продолжала занимать позиции жанра принадлежащего криминальному миру. Действительно среди разновидностей рэпа и сейчас есть так называемый ганста-реп, посвящённый преступной тематике, имеющий агрессивное звучание и напичканный нецензурным лексиконом. Без сомнения, такой рэп привлекал и привлекает внимание органов правопорядка. Между тем рэперы со временем всё чаще стали демонстрироваться в кино, на телеэкранах и страницах модных журналов, а коммерческие организации стали привлекать исполнителей жанра для рекламы различных товаров. Помимо этого, в середине 90–х годов из-за знаменитой конфронтации между исполнителями Западного и Восточного побережья пристальное внимание рэпу стали уделять средства массовой информации. Противостояние было настолько серьёзным, что закончилось трагически: осенью 1996 года смертельно был ранен ведущий исполнитель Запада -Тупак Шакур, а весной следующего года та же участь постигла лидера Востока, выступающего под псевдонимом The Notorious B.I.G. Такому соперничеству, завершившемуся очень мрачно, в прессе уделялось много внимания и это способствовало интенсивной популяризации жанра, да так, что композиции рэперов стали занимать верхние строчки хит-парадов.

Сегодня музыкальные стили и направления, в основе которых лежит рэп, находятся на вершине популярности. Зародившиеся когда-то в бедняцких кварталах Нью-Йорка ради развлечения простого люда, считающиеся музыкой гангстеров и бандитов, они теперь покоряют слушателей лучших мировых концертных залов, да и с коммерческой точки зрения считаются наиболее выгодными.

Хип-хоп (ХХ) — Модная субкультура , образ жизни, берущие свое начало в афро-американских кварталах Америки, сочетающие в себе Хип-Хоп-музыку.

Музыка хип-хоп достаточно разнообразна, может быть проста, но в тоже время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat): клэп снэр, а также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей). Важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) — kickdrum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп музыке довольно разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).

Рэп (rap) — ритмичный речитатив, положенный на музыку с рваным ритмом. Исполнитель рэпа называется рэпером (не путать с репером), или более общим термином MC. Рэп является одним из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.

Слово «рэп»

Слово «рэп» произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».

Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы, по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа «Rhythmand Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry» (Ритмическая африканская поэзия), или «Radical Ameriсan Poetry» (Радикальнаяамериканская поэзия) и т. п. Однако rap в английском не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова — rapping, rapper, итп. В основном такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных странах.

История

Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc. Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.

Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979). Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из первых конвентов, посвящённых рэпу.

Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается традицией чернокожих кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» — словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача зарифмованного текста на определённую тему

Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Afrika Bambaataa, то Grandmaster Flash. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.

DJ (disc jockey — диск-жокей, дидже́й) — человек, играющий для аудитории записанные на звуковых носителях музыкальные произведения.

Doubble Time (удвоенное время) — это читка, примерно вдвое быстрее ритма битов.

Flow (флоу, подача) — умение разукрасить свой текст грамотным эмоциональным тоном.

R&B (ритм-н-блюз, ритм-энд-блюз, rhythm and blues, R’n"B) — это жанр популярной музыки, первоначально исполняемой афроамериканскими музыкантами, интегрировавший в себя сочетания блюза, джаза и госпела. Термин был введён в оборот в 1949 году составителями чартов американского журнала «Billboard» вместо пренебрежительного выражения «расовая музыка» (race music), распространённого прежде.

Respect (уважение) - хорошее расположение к человеку, уважение его творчества.

Skillz (навыки, умения) — общеприменимый термин, его можно применять абсолютно ко всему, что красит мастерство рэпера

Spelling (написание) — способ, за счёт которого рифмуется текст, передавая его содержание. Выражение "модный спэл" подразумевает применение в тексте современной игры слов и созвучий, которые реально встретить из всех жанров только в рэпе.

Style (стиль) — совокупность приемов, используемых МС, в уникальном сочетании. Имея свой стиль, рэпер начинает быть узнаваемым, как бы он ни читал, и как бы голос ни ставил. Свой стиль все МС имеют право называть, как хотят.

Акапелла — Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.

Альбом (album) — термин пришел к нам со времен виниловых пластинок, когда на одну пластинку помещался один трек, и их складывали как бы в альбомы (альбомы записей - record albums). Соответственно альбом - это собрание песен одного исполнителя в одну коллекцию.

Андеграунд (underground) — это музыка «не для всех», если перевести с английского как «подполье». Исполнители данного направления обычно не признают никакую коммерцию в любом проявлении, и принципиально записывают песни на дешевом оборудовании, а также отказываются от издания альбомов и остаются лишь в узком круге «для своих». Есть исполнители которые напротив, видят главную задачу в создании данной музыки «не похожей на все вокруг», но нисколько не смущаются того, чтобы на этой музыке зарабатывать.

Баттл (battle, битва, сражение) — соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что иное как дисс на противника.

Бит — такт в музыке, употребляеся в выражении англ. beat per minute, bpm — ударов в минуту. Чем больше значение, тем выше темп музыки.

Битбокс (Битбоксинг) — это искусство создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта.

Битмейкер — человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.

Биф (beef — мясо, в переносном значении жалоба, недовольство) — вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы, их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры. Наиболее известны бифы между рэпперами, но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры: диджеями, би-боями или граффитчиками. На практике биф можно увидеть, когда один рэпер, чтобы специально унизить другого, пишет про него песню, в которой высказывает свое мнение.

Брейк-данс (бибоинг, брейк) — своеобразный уличный танец для брейка характерны пластичность и гибкость.

Бэк вокалист — человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.

Бэки — дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.

Гострайтер — специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.

Граффити — в первоначальном значении - наскальные рисунки, которые древние люди рисовали на стенах своего жилища; в современном смысле — надписи или рисунки, нанесённые краской, чернилами или выцарапанные на стенах, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. В наше время - это художественный стиль культуры хип-хопа.

Гэнста — стиль считки, характеризующийся обилием не норматива и определённой агрессии; в России развит слабо, из-за чего считается уделом супер продвинутых альтернативщиков;

Дисс (disrespect, неуважение) — это направление в хип-хопе (конкретней — в рэпе). Сутью дисса является высказывание неуважения в тексте одного рэппера (или группы) другому рэпперу(ам). В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону неприятеля, иногда угрозы. Часто диссы идут парами, то есть — «дисс — ответный дисс», или цепочками диссов. Часто диссы игнорируются. Используются диссы в бифах.

Кавер (cover) — новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.

Капа — сленговое название слова «акапелла».

Клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок.

Лейбл (label) — зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.

Майк — микрофон.

Мастеринг — финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.

Минус (Минусовка) — запись музыкального произведения, в котором отсутствует одна или более партий, обычно вокал или солирующий инструмент. На данный момент любую музыку под которую считают рэп, называют минус.

МС (эм-си, Master of Ceremonies) — в регги-культуре и хип-хопе — артист, в сопровождении электронной танцевальной музыки произносящий со сцены слова — заранее сочинённые или импровизированные, обычно в виде рэпа — чтобы раззадорить публику, а также представить диджея. В Русскоязычном Рэпе под MC принято считать мастера слова который участвует в баттле, считая свой текст под минус.

Ноунейм (Noname) — недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем».

Ньюскул (Newschol, Новая Школа) — "новый русский рэп" - весь Русский Рэп с 1998 года и по сей день.

Олдскул (Oldschool, Старая Школа) — старый рэп, классика Русского Рэпа. Олдскулом принято считать весь Русский Рэп до 1998 года.

Подача — эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.

Релиз — премьера альбома, трека, клипа или сборника.

Ремикс (Remix) — новая аранжировка уже выпущенного трека.

Рэпкор — поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Сведение — стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек в один звуковой файл.

Свэг (swag) — выражение крутости и индивидуальности.

Сингл (single) — от английского слова "один". Одиночный трек, к которому прилагаются ремиксы, радио версии, инструментал, акапелла и т.д.

Снэр (снейр, англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий.

Стафф (stuff) — в среде реперов данное слово значит как новые произведения, диски, треки, композиции.

Считка — процесс исполнения рэперов своих текстов.

Сэмпл — относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.

Текста (с ударением на А), — называются мысли рэпера, закольцованные в рифмы и положенные на некую ритмическую основу — бита.

Техника — способ управления ритмом. Тут же небольшое ответвление: "техничность" - степень навыка управлять ритмом.

Трек (Track) — синоним слова «песня» в рэпе.

Тру (правда, истина, true) — противоположность фейку. "Тру рэпер" - это рэпер читающий правду, у кого слова не расходятся с делом.

Фит (ft. или feat) — означает, что это совместный трек двух или более исполнителей.

Флейва (flave) — тусовка, компания, группа или лейбл.

Фристайл (от английского freestyle — свободного стиль) — стиль считки, когда мастер слова говорит не написанный заранее текст, а то что ему буквально по ходу считки приходит в голову.

Фэйки (фэйкеры, fake) — лгуны, исполнители с чьих треках много лжи, и реальность расходиться с текстом песен.

Хасл — любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона (продажа наркотиков и т.д.).

Хэйтеры (hate- ненависть) — люди, которые ненавидят что-либо, либо все и вся. В Русском Рэпе обозначают людей, чье творчество пронизано ненавистью к какому либо исполнителю.

Понятие хип-хоп музыки

Хип-хоп в большинстве случаев рассматривают как более широкое понятие, чем рэп. Тем не менее многие склонны утверждать, что хип-хоп существует как отдельный музыкальный стиль. Наиболее яркими исполнителями музыки в этом стиле считаются «De La Soul» и «A Tribe Called Quest». Представители хип-хоп музыки во многом опираются на творчество мастеров так называемой «старой школы» («old-school»): MCs Kurtis Blow, Whodini, DJs Grandmaster Flash и Afrika Bambaataa. Нужно сказать, что непременными атрибутами хип-хоп музыки являются граффити, брейк-данс и спортивный имидж.

Альтернативный рэп (Alternative Rap)

Это музыка, в которой с рэпом соединяются разные стили: фанк, джаз, рок, поп-рок, соул, реггей, фольк. Яркими представителями альтернативного репа являются команды «Arrested Development» и «Fugees». Стоит заметить, что альтернативный рэп в большинстве своем слушают поклонники альтернативного рока. Представители хип-хоп культуры стараются оставаться в стороне от этого стиля.

Британский рэп (British Rap)

Стиль рэпа, который исполняется преимущественно в Великобритании и в Европе. Этот стиль сложился в 80-е годы прошлого века. Представители британского рэпа отталкивались от «Public Enemy», а затем стали использовать элементы acid-house. Новый стиль отличался от американского рэпа тем, что он был более тяжелым. Британский рэп делят обычно на три направления. Лидерами первого направления были «Prodigy». Музыканты соединяли хип-хоп и рейв. Другое направление возглавляла команда «Leftfield», которая делала клубную музыку в стиле hip. Третье направление представляла группа «Massive Attack», которая соединяла рэп с acid-jazz. В результате получался trip-hop. Кроме этого, были команды которые просто копировали американский рэп.

East Coast Rap

Это прадедушка всех стилей рэп-музыки, самый первый стиль рэпа, который появился в 80-х годах 20 века в бедных кварталах Нью-Йорка. Начался он с творчества мастеров «старой школы», к которой относятся DJ Kool Herc, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa, the Sugarhill Gang, Kurtis Blow и Run-D.M.C. Нужно отметить, что стиль менялся: со второй половины 80-х годов он стал более жестким и агрессивным. Совершенствовались и тексты. Наконец, развитие привело к тому, что стиль превратился из танцевального в музыку для напряженного прослушивания. Звезды этого стиля: Eric B. & Rakim, Boogie Down Productions и Slick Rick, EPMD и Public Enemy, De La Soul, A Tribe Called Quest, the Jungle Brothers. В начале 90-х годов произошло разделение рэпа на музыку Восточного (East Coast rap) и Западного побережья США (West Coast rap). Разделение формально связывают с появлением в 1989 году альбома группы «N.W.A.», который назывался «Straight Outta Compton». Рэп Западного побережья был более агрессивным. Он стал преобладать в 90-е годы.

Представителями East Coast Rap были «Nas», «Fugees and Roots» и группа «Wu-Tang Clan».

Грязный рэп (Dirty Rap)

Этот стиль отличается тем, что исполнители в текстах музыкальных композиций культивируют тему секса. Стиль корнями уходит в Miami bass. Ярчайший представитель стиля – команда «2 Live Crew». Нужно заметить, что ни тексты, ни музыка в этом стиле не представляют собой ничего исключительно интересного.

Foreign Rap

Музыканты этого стиля европейского рэпа используют различные языки, исключая английский и испанский. Стиль близок к Euro dance и American hip-hop. Он сравнительно мягкий в отличии от американского и британского рэпа. Музыканты не экспериментируют, а опираются на традиции мастеров «старой школы». Однако, например, jazz-rap находится под влиянием acid house и acid jazz, в результате стиль получается довольно-таки жестким.

Comedy Rap

Этот стиль появился в 80-е годы 20 века. Он существовал как противоположность утяжеленным разновидностям рэпа. Это пародийный стиль, который существует в пространстве взаимодействия real hip-hop с уличным юмором. Стиль направлен на развлечение публики. И тексты, и музыка намеренно смешные. В 80-е годы самый яркий представитель этого стиля Biz Markie, Arsenio Hall.

G-Funk

Это одна из лирических разновидностей gangsta rap. Этот стиль своеобразен медленными ритмами, лиричными синтезаторами, абсолютно скучным женским бэк-вокалом. Расцвет стиля приходится на начало 90-х годов 20 века. Примером стиля может быть альбом Dr. Dre «The Chronic», вышедший в 1992 году.

Gangsta Rap

Как и большинство стилей рэпа, gangsta rap берет свое начало в 80-х годах. Корни этого направления следует искать в hardcore rap. Это жесткий, резкий и агрессивный стиль рэп-музыки. Тематика текстов криминальная со множеством преувеличений и инвективной (нецензурной) лексики. Тем не менее стиль оказался коммерчески успешным и оставался таковым вплоть до начала 90-х годов, когда появились активисты, пытающиеся запретить этот стиль.

Hardcore Rap

Такое название объединяло несколько наиболее жестких и агрессивных стилей рэп-музыки. Стиль отличается тяжелым битом, громкими сэмплами и агрессивными подчас вызывающими текстами. В центре Hardcore rap стоит Gangsta rap. Hardcore rap берет свое начало на восточном побережье США в конце 80-х годов. Он возник как противоположность танцевальной клубной музыке. В текстах композиций преобладали жестокие истории городских улиц, темы секса и насилия. В музыке преобладало энергичное и грубое мужское начало. У истоков Hardcore rap стояли Boogie Down Productions (Нью-Йорк) и Ice-T were (Лос-Анджелес). В 90-е годы Hardcore rap называли также West Coast gangsta rap. В 1993 году на первый план выходит Wu-Tang Clan, благодаря которому начался коммерческий подъем стиля. Во второй половине 90-х годов объемы продаж альбомов B.I.G., DMX и Jay-Z перевалили за миллионы.

Hip-Hop/Urban

Стиль возник в конце 80-х годов прошлого века при взаимодействии Hip-Hop и Urban. Последнее направление Urban Soul стало результатом взаимодействия таких легких танцевальных развлекательных стилей как Philly Soul и disco. Влияние оказали также поп-музыка и soul. В 80-е годы Urban Soul был безумно популярным стилем афро-американской поп-сцены. В этом стиле одно время работали Michael Jackson и Prince. Во второй половине 80-х годов в Urban Soul многие музыканты в качестве эксперимента стали добавлять элементы Hip-Hop: речитатив и рэповые ритмы. Рэп также не стоял на месте. Run-D.M.C. и BoogieDownProductionsсоединили рэп с hard-rock, что привело к появлению Public Enemy. Urban, соединившись с Hip-Hop, породил New Jack Swing. Рэп-исполнители MCHammer, YoungMCи VanillaIceстали делать музыку pop-rap. Постепенно PublicEnemy трансформировался в стиль Urban. Ярким примером этого может быть творчество Mary J. Blige. В дальнейшем благодаря главным образом творчеству Puff Daddy Hip-Hop и Urban Soul стали неразличимы.

Jazz-Rap

Этот стиль возник как результат попыток соединить джаз и рэп. Ритмическая основа стиля взята из рэп-музыки, а сэмплы и мелодика заимствована из различных джазовых стилей:cool jazz, soul-jazz и hard bop. Это был интеллектуальный, а не уличный или клубный стиль рэпа. Он выступал в качестве альтернативы hardcore/gangsta. Его основной аудиторией стали студенты. Самым ярким представителем стиля стала команда «Native Tongues», созданная диск-жокеем Afrika Bambaataa. Здесь же стоит назвать команды «A Tribe Called Quest», «De La Soul» и «The Jungle Brothers», «Digable Planets» и «Gang Starr». В конце 90-х годов элементы jazz-rap время от времени использовала команда «Тhe Roots».

Old School Rap

Стиль появился в начале 80-х годов. Это простейший рэп, в котором отсутствую навороты: только ритм и речитатив. При этом нет никаких сбоев ритма, речитатив полностью соответствует ритму, высота тона голоса и бит полностью совпадают. Тематика текстов преимущественно развлекательная, веселая, шутливая, ни какой социальщины. Примером этого стиля является творчество «Grandmaster Flash & Furious Five» и «Sugarhill Gang». «Старая школа» ведет свою историю с 1979 года, когда появились альбомы «Fatback» («King Tim III») и «Sugarhill Gang» («Rapper’s Delight»). Отправной точкой этого стиля стала студия звукозаписи «Sugarhill Records», на которой записано большинство синглов музыкантов старой школы. Закат «старой школы» связан с появлением Run-D.M.C., который продвигал музыку hardcore urban.

Party Rap

Музыка, в основе которой бас и ударные. Это очень ритмичный стиль, в котором акцент сделан не на вокале, а на поддержании ритма. В композициях присутствую вокальные вставки. Примеры стиля: «Da Dip» и «Rump Shaker»

Political Rap

Стиль возник в результате смешения уличных ритмов в политической идеологией. В 70-е годы представителями этого стиля были «Last Poets» и «Gil Scott-Heron», «Public Enemy». Возглавлял этот стиль рэп-музыки Chuck D, который в текстах активно критиковал действующих политиков, говорил о политической обстановке (слушай его композиции «Black Steel in the Hour of Chaos,» «Fight the Power,» «Rebel Without a Pause,» «Burn Hollywood Burn,» «911 Is a Joke,» «Night of the Living Baseheads». Кроме него, политический рэп читали Bomb Squad, KRS-One и его группа Boogie Down Productions. В 90-х годах представителями политического рэпа были Poor Righteous Teachers, Paris, X-Clan, Disposable Heroes of Hiphoprisy. Но политический рэп был вытеснен более коммерчески успешным G-funk.

Pop-Rap

Этот стиль появился в конце 80-х годов в пространстве взаимодействия hip-hop бита и rap с добавлением мелодии, обычно в припеве. Это более мягкий стиль рэпа по сравнению с остальными стилями. Он связан с творчеством Tone Loc, Young MC, DJ Jazzy Jeff и Fresh Prince, которым удалось снизить агрессивность рэпа и сделать его в определенной степени добродушным. В это время развивался фьюжн-рэп и R@B, где ритмы сопровождались мелодией. Яркими представителями стиля стали PM Dawn, Naughty by Nature, House of Pain, Arrested Development, Coolio, Salt-N-Pepa, Sir Mix-a-Lot.

Southern Rap

Стиль возник в 90-е годы прошлого века. Он представляет собой нечто среднее между East Coastи West Coast hip-hop. Это лиричный и в то же время зажигательный стиль рэп-музыки. Представители стиля: «LutherCampbell’s 2 LiveCrew», которые говорили о сексе; «TagTeam», «95 South», «Тhe 69 Boyz», «QuadCityDJ’s» и «FreakNasty», «ArrestedDevelopment», «OrganizedNoize».

Underground Rap

В этом стиле выделяют обычно две разновидности: hardcore hip-hop, который в отличие от gangsta не зациклен на криминальной тематике и более разнообразен, и hardcore gangsta rap, который сочетает в себе лучшие черты разных стилей рэп-музыки. В отношении обоих подстилей можно говорить, что их представители отказываются жестко следовать каким-либо традициям рэп-музыки.

print

В связи с возрастающим интересом к баттл рэпу и всей хип-хоп инжустрии в целом, представляем вам подробный понятийный аппарат (рэп словарь) по Рэпу, чтобы вы могли понимать то, о чём говорят МС в своих баттлах.

Автотюн – Программа обработки и коррекции голоса, используется для коррекции пения исполнителя по нотам. В рэпе стало именем нарицательным и отождествляет все программы коррекции голоса.

Андеграунд (underground - подполье, андерграунд) - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму.

Акапелла - Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.

Баттл (Battle) - Соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что,иное как дисс на оппонента. Баттлы делятся на онлайн баттлы (проходят в интернете) и лайвбаттлы (все происходит в живую).

Бит (Beat) - Барабанно-басовая партия минуса. Раньше читали под ударную партию, создаваемую бит-боксом либо постукиванием предметов. Изначально это слово употреблялось как такт в рэп музыке. На данный момент любую музыку под которую читают рэп, называют битом.

Битбокс - Бит, создаваемый исключительно при помощи рта, без использования музыкальных инструментов.

Битмейкер – Человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.

Биф (Beef) - Вражда между рэп исполнителями, тусовками или лейблами, сопровождающаяся дисами и за частую разборками в живую.

Бутлег (bootleg) - пиратская сборка треков, о которой исполнитель может даже никогда и не узнать.

Бэки – Дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.

Бэк вокалист – Человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.

Версус () - Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Санкт-Петербурге.

Гострайтер – Специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.

Дабл-тайм - Читка вдвое быстрее ритма музыки. Яркими представителями данного стиля являются Ceza, Tech N9ne, FIKE, Dom1no и другие исполнители.

Двойные рифмы (Double-rhyme) - Окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма в следующей строке, так же двумя словами. То есть если первая строка имеет окончание “мозгом и сердцем”, значит нужно будет подобрать созвучие к слову “мозгом” и отдельное созвучие к слову “сердцем”. Например - “постер на дверцу” (мозгом - постер, сердцем - дверцу).

Дисс (diss, disrespect) - Трек, направленный на другого исполнителя или на кого-либо, что-либо с целью «опустить его». В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону оппонента и его близких, угрозы, шутки ниже пояса и прочее. Дисы часто используются в бифах.

ЕП (EP) - Небольшой альбом, размером как правило, до 7 песен.

Звукорежиссер – Специалист, который осуществляет сведение и мастеринг треков.

Индабаттл (Утконос) - Баттл, проходящий на портале indarnb.ru. Второй по масштабности баттл в России. Носит сленговое название «Утконос», по тому что отец главного организатора баттла (Snake), является владельцем сети магазинов Утконос.

Инструментал - Синоним общего значения слова бит

Кавер (cover) – Новая версия трека, записанная (перечитанная) другим исполнителем.

Капа - Сленговое название слова «акапелла».

Квадратные рифмы - Рифмы в тексте добавляются в конце строки, а у рифмующихся слов совпадают окончания. Пример «рука-мука», «гора-пора». Считается, что это самый простой способ рифмовки.

Концертный директор – Специалист, отвечающий за организацию концертов исполнителя.

Кранк (Crunk) - стиль южной рэп музыки, с повторяющимися фразами и быстрыми танцевальными ритмами.

Лайв (live) - Аудио или видео запись с концерта исполнителя. Как правило пометку live ставят в названии трека, что бы было понятно, что это не студийная версия, а запись с концерта.

Лейбл (label) - 1) Зарубежом лейблом является звукозаписывающая компания, обладающая правами на выпуск и распространение альбомов исполнителей. 2) В России лейблом называют рэп группы. Часто эта группа в первую очередь объединена студией.

Майк – Микрофон

Мастеринг - финальный этап работы над песней, который призван сделать хорошо сведенный микс громче, ярче, чище, прозрачнее и поставить его на один уровень с популярными коммерческими треками по уровню громкости. Так же на этом этапе можно исправить незначительные ошибки, допущенные при сведении.

Микс (mix) - несколько музыкальных произведений (треков), выстроенных в непрерывную последовательность. Как правило, миксы составляются диджеями для разных целей (например, для включения по радио в тематических передачах). Обычно миксы состоят из треков, схожих по жанру, настроению и другим признакам. В среднем, длительность микса колеблется от 25 до 74 минут.

Микстейп (Mixtape) - 1) В иностранном рэпе это слово означает релиз, выпущенный из ремиксов или смикшированных треков. 2) В Русском рэпе микстейпом называют сборник треков, записанных на минусовки, незаконно взятые из чужих треков. Как правило микстейпы в России нарушают авторские права исполнителей. Также микстейпом называют сборник треков, записанных на минус, выложенный битмейкерами для общего пользования.

Минус - Синоним общего значения слова бит.

Независимый баттл - Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является не администрация форума, а сами форумщики.

Ноунейм (Noname) - Недостаточно популярный или неизвестный исполнитель, не обладающий «именем». Относительно объективным показателем в этом аспекте может являться количество аудио в vk и количество концертов, а так же количество посетителей, пришедших на концерт.

НР (Новый Рэп) - Самый масштабный новостной рэп паблик vk.

Ньюскул – Новый стиль хип-хопа, отличительными чертами которого являются использование фастфлоу, перебежек и различных плагинов и эффектов, таких как мелодин и автотюн.

Олдскул (Oldschool) – Ранний стиль хип-хопа, так же именуемый старой школой. Яркими представителями это стиля являются 2Pac, Wu-TangClan и Onyx. За частую это размеренная подача без использования множества эффектов и фастфлоу.

Официальный баттл - Баттл, проходящий на сайте hip-hop.ru, организаторами которого является администрация форума. Самый масштабный баттл России.

Панч, панчлайн (Punch) – Это лаконичная фраза / строка, призванная зацепить оппонента. Это может быть как яркая метафора, так и шутка ниже пояса. «Наличие оппонента необязательно. Это как добивка в анекдоте. Просто цепляющая фраза или строка»

Парт – Прописанная часть одного исполнителя на совместный трек.

Перебежки, ускорение - Основополагающая часть фастфлоу. Увеличение скорости чтения текста.

Пиар – Распространение творчества исполнителя или какой-либо информации и предложения услуг.

Подача - Эмоции, вложенные в читку, расставленные интонации, способ произношения слов, использование вокала, перебежки, ускорения и прочие специфические рэп приемы.

Продюсер – Специалист, полностью занимающийся продвижением исполнителя, занимаясь всеми юридическими и финансовыми вопросами. За частую, имя исполнителя (никнейм) продюсеры регистрируют на себя и когда исполнитель меняет продюсера он вынужден менять и никнейм так как все права на старый никнейм будут принадлежать старому продюсеру. По этой причине Loc-Dogвынужден был сменить свой ник на Лок Дог.

Промо (promo) - релиз для ознакомления с творчеством определенного исполнителя.

Релиз - Премьера альбома, трека, клипа или сборника

Ремикс (Remix) - Новая аранжировка уже выпущенного трека.

Рэпкор - поджанр рок-музыки, характерный использованием рэпа в качестве вокала. Рэпкор сочетает в себе инструментальные и вокальные свойства таких направлений, как панк, альтернативный рок, хип-хоп.

Сведение - стадия работы над песней, во время которой производится совмещение записанных звуковых дорожек (инструменты, основной вокал, дубли и т.д.) в один звуковой файл при помощи различных устройств и приемов, таких как эквализация, компрессия, манипуляций с громкостью, размещение в пространстве, добавлении звуковых эффектов. Примечание: коррекция вокала, синхронизация дублей и бэков - это процесс в сведение не входящий, это предшествующий
сведению этап монтажа.

Свэг (swag) – Выражение крутости и индивидуальности.

Скилз (Skills) - Подача и различные виды построения рифм.

СловоСпб () - Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Краснодаре.

Составные рифмы - Окончание строки в следующей строке рифмуется сразу с несколькими словами. Пример: «Апокалипсис - А ты пока лечись»

Сторителлинг - трек, в котором излагается какая-либо история, при том последовательно описываются события, действия и поступки реальных, либо вымышленных героев.

Сэмпл – Относительно небольшой фрагмент мелодии (музыки), взятый за основу создания минуса. На сэмплы накладывают биты.

Тейк – записанный фрагмент, попытка. Пример использования: Я записал это всё в один тейк, т.е. с одной попытки.

Трек (Track) - Синоним слова «песня» в рэпе.

Триоли - это музыкальный размер. В рэпе сейчас так принято называть читку с ломаными фишками, наподобие тангвиста, ускорений и т. д.

Тру (True) - Исполнитель, который читает правду, то есть то что он на самом деле думает, делает и то, что происходило в его жизни.

Утконос - Сленговое название Индабаттла.

Фастфлоу (FastFlow) - Стиль подачи, построенный на перебежках и ускорениях.

Фит (ft. или feat) - Означает, что это совместный трек двух или более исполнителей

Флейва (flave) – Тусовка, компания, группа или лейбл.

Флоу (Flow) - Скорость исполнения.

Фристайл (Freestyle) - Импровизация в рэпе. Чтение текста, сочиняемого исполнителем на ходу.

Фэйк (Fake) - Исполнители, чей текст основан на вранье. Характерной их чертой считается не умение «отвечать за слова».

Хайп - восторженные слухи, зачастую нарочно раздуваемые с маркетинговой целью.

Хасл - Любой вид заработка, связанный с рэпом или нарушением закона (продажа наркотиков и т.д.)

Хейтер - Слушатель осуждающий какое-либо творчество и имеющий к нему острую неприязнь.

Хоуми (Homie) - Друг или близкий человек.

Х.х.ру (хурма) - Один из самых популярных форумов, посвященный хип хоп культуре, hip-hop.ru.