Развивающее занятие в подготовительной группе "зимующие птицы". План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной группе "Зимующие птицы"

ГБОУ СОШ № 305 г. Москва

Дошкольное структурное подразделение с группами для детей с ОНР

Опыт работы воспитателя логопедической группы Дворницыной А.Б.

НОД в подготовительной к школе группе

«Птицы – наши друзья»

Программное содержание:

Развивать связную и диалогическую речь;

Развивать коммуникативную функцию речи;

Уточнять и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах активизировать словарь по данной теме;

Развивать способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить;

Развивать умение ориентироваться на листе;

Познакомить детей с правилами поведения в лесу,

Учить сопоставлять правила с символическими знаками;

Развивать чувство партнерства и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах;

Оборудование:

Мультимедийная система; заставка с изображением голубя, заставка с изображением зимующих и перелетных птиц, запрещающие знаки (экологические), 2 карточки с изображением ели и дуба, фишки по количеству игр и заданий, картинки с изображением птиц.

Предварительная работа:

чтение художественных текстов; К.Паустовский «Растрепанный воробей», Д. Мамин- Сибиряк «Серая шейка», В. Бианки «Птичья столовая», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди, Гадкий утёнок», А. Пушкин «Сказка о царе Салтане», р. н. сказки: «Гуси- лебеди», «Иван царевич и серый волк».

Наблюдение за птицами в природе и на участке детского сада. Рассматривание птиц на иллюстрациях и сюжетных картинках, отгадывание загадок, беседы по теме. Игры: «Узнай по описанию» «Чей домик», «Зоологическое лото», «Птичья полька», «Совушка- сова».

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, к нам в детский сад прилетел почтовый голубь и принес письмо. Интересно о чем оно? Открывайте конверт, доставайте письмо и давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам лесник Иван Иванович. В нашем лесу случилась беда: радуга потеряла свои цвета и птицы перестали петь! И только вы можете вернуть цвета радуге и голоса птицам. Для этого вам нужно выполнить задания, которые находятся в конвертах. Пронумерованные конверты с заданиями я разместил на дереве».

(Воспитатель обращает внимание детей на дерево с конвертами.)

Воспитатель:

Ребята! Как Вы думаете, с которого по счету конверта нам нужно начинать выполнять задания? (ответы детей )

Возьмите конверт, откройте его и достаньте письмо.

(воспитатель читает письмо ):

«Ребята, разместите птиц по местам. Посмотрите, на мольбертах условные обозначения. Рассмотрите их, и скажите, что они означают».

(ответы детей )

Условные обозначения: перелетные птицы

Зимующие птицы –

Воспитатель:

Ребята, возьмите по одной картинке, рассмотрите, какая на ней изображена птица, и поместите её на мольберт с тем условным обозначением, который её подходит.

(дети выполняют задание)

(после выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что они объединились в две команды)

Воспитатель:

Ребята, у нас стало две команды, придумайте названия своим командам и представьте их (дети договариваются ).

А теперь проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(После выполнения задания на экране появляется радуга и у нее появляется первая красная дуга!)

Воспитатель:

Ребята, под каким номером будет следующий конверт?

(дети называют номер)

Воспитатель:

Снимайте и открывайте его. Здесь вопросы от Ивана Ивановича.

Я буду задавать вопросы каждой команде по очереди.

  1. Птица, призванная лучшим певцом в мире?
  2. Птица, лучший почтальон?
  3. Птица, которая не растит своих птенцов?
  4. Какие птицы служили Бабе-Яге.
  5. Какая птица снесла бабе и деду золотое яичко?
  6. С какой птицей дружит Винни-Пух
  7. Какая птица не летает?
  8. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
  9. Какая птица славится своим необычным хвостом?
  10. Птицы, с которыми путешествовал Нильс.
  11. Птицы, которые взяли лягушку в теплые края.
  12. Птица, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком

Воспитатель:

Ребята, вы правильно ответили на все вопросы, и у радуги появился еще один цвет (оранжевый ).

Подойдите к дереву снимайте и открывайте следующий конверт. Под каким он номером? (ответы детей) В нем тоже письмо с заданием от Ивана Ивановича и он предлагает нам игру «Угадай птицу».

Подойдите к столу, на котором лежат картинки. Каждая команда выберет по две картинки с изображением птиц. Первая команда расположит на мольберте одну картинку так, чтобы другая команда не видела ее и сообщит: «Мы загадали картинку, угадайте какую».

Другая команда должна отгадать эту птицу, называя повадки, внешний вид, место обитания и т.д.

(дети выполняют задание, команды работают по очереди )

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с заданием, и у радуги появился еще один цвет (желтый ).

Снимайте следующий конверт. Какой он по счету? (ответы детей), что же нам еще предлагает Иван Иванович?

(воспитатель читает письмо):

«Дети, я знаю, что вы любите играть. И предлагаю еще одну интересную игру. Она называется «Птичья полечка». Правила игры таковы: когда звучит музыка, вы танцуйте, но как только музыка прекратится, вы остановитесь, и выполняете движения: если услышите название зимующей птицы – вы присаживаетесь, а если перелетной – разведите руки в стороны. Будьте внимательны! правильное выполнение задания в этой игре, поможет вернуть еще один цвет радуге. Раз, два, три – музыка, звучи!»

(игра повторяется 3-4 раза)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вот еще одна дуга радуги заиграла своим цветом! (зеленый )

Нам надо снять следующий конверт под номером… ? Что же еще нам пишет Иван Иванович?!

(воспитатель читает письмо):

«Ребята, в нашем лесу много птиц, как-то они сели в ряд и затеяли спор, какая из них может быть лишней. Помогите им разрешить спор».

Воспитатель:

Ребята, рассмотрите птиц на картинках, расположенных на мольберте, назовите их. Скажите, какая птица может быть лишней, объясните, почему вы так считаете.

(на мольберте выставляются сначала картинки для первой команды, потом для второй, команды выполняют задание по очереди и объясняют свой выбор)

Воспитатель:

Молодцы ребята. В каждом ряду любая птица может быть по определенному признаку лишней, но все птицы важны и нужны!

Вот и радуга изменилась, и у нее появился еще один цвет (голубой ), а нам осталось открыть еще один конверт и он под номером…, снимайте его и давайте прочитаем, что нам еще предлагает выполнить Иван Иванович.

(дети снимают конверт, называют цифру, воспитатель читает письмо):

«Ребята, я предлагаю вам игру, выполнив задания которой вы поможете птицам найти свои дома. Игра называется «Найди дом для птицы», послушайте правила игры, которые вам прочитает воспитатель».

Воспитатель:

Ребята, посмотрите в центре экрана птица, назовите ее. Вокруг нее картинки с разными гнездами. Рассмотрите их внимательно, найдите гнездо этой птицы и назовите, где оно расположено на экране. Для этого вам нужно пользоваться словами: в верхнем углу слева, справа в среднем ряду, в нижнем ряду посередине …

Воспитатель:

Вы отлично справились с этим заданием, и радуга получила еще один цвет (синий ).

Воспитатель:

А вот и последний конверт, под номером (7), снимайте и открывайте, а в нем какие-то интересные знаки. Рассмотрите знаки и расскажите, что они обозначают? (ответы детей).

Нельзя шуметь в лесу. - Нельзя разжигать огонь

Нельзя разбрасывать мусор - Нельзя разорять муравейники

Не разорять гнезда. - Не стрелять из рогатки

Воспитатель:

Молодцы! Как здорово вы все объяснили!

Так что же нам рассказали знаки? (ответы детей )

Вы справились с последним заданием лесника Ивана Ивановича, и посмотрите: радуга засияла всеми своими цветами! Назовите их. (ответы детей )

А сейчас, прислушайтесь, что мы слышим? (включается запись со звуком пения птиц) (Голоса птиц ).

(ребенок читает стихотворение о птицах )

Валерий Шульжик
«У КАЖДОЙ ПТИЦЫ МУЗЫКА СВОЯ...»

На экране появляется картинка с изображением Лесника,

Воспитатель:

Ребята, Лесник благодарит вас за помощь, посылает вам в подарок книгу «Энциклопедия о птицах».



Лузина Марина Александровна
воспитатель

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Цель : закрепить представление о птицах, их повадках, среде обитания.

Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «оседлая птица», т. е. зимующая; расширять представления детей о жизни птиц в естественных условиях, чем питаются, как передвигаются, где живут;

2. Закрепить знания о том, что перья - это «одежка» птиц, для чего она нужна; на примере показать взаимодействие со средой обитания; пополнять и активизировать словарь.

3. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Словарная работа : птица зимующая или оседлая; перелетная; всеядная, насекомоядная.

Методическое обеспечение: ТСО - запись «Голоса леса». Выставка детских книг о птицах.

Иллюстрации птиц перелетных и зимующих

Предварительная работа: разучивание стихотворений; рассматривание картин; наблюдения за птицами на участке в течении года; подбор музыкального сопровождения.

Методика проведения занятия.

1. Сюрпризный момент. Слушание ТСО.

Воспитатель: Я вам приготовила сюрприз. Послушайте сначала внимательно эту запись (Голоса леса; голоса птиц «Малыш в лесу»). Слушание.

2. Беседа по прослушанной музыке.

Воспитатель: Что же вы услышали? Чьи это голоса?

Дети: Это пели птицы, кукушка куковала, воробей чирикал.

В: Ну, конечно, это пение птиц.

3. Путешествие в страну «Птичье царство».

В: Мы с вами отправимся в удивительную страну, в «Птичье царство».

В: Скажите, где же живут птицы?

Д: Птицы живут в лесу, в городе, в деревне.

В: Все ли они одинаковы?

Д: Они разные.

В: Конечно, птицы живут везде: и в лесу, и в поле, на болоте, в городах и в деревнях и все они разные.

В: А кто скажет, чем отличаются птицы от других животных?

Д: У птиц есть перья, у животных их нет.

В: Правильно, только у птиц есть перья - это их одежка.. Перо легкое и очень крепкое, не будь у птицы перьев, она не смогла бы летать, и, вообще, птицам без перьев не обойтись. Перья спасают птицу от ушибов и царапин, от холода и жары, от намокания и высыхания.

4. Беседа о птицах.

В: Перья у птиц разной величины: на груди и спине они маленькие, а на крыльях и хвосте они большие (рассматривание перьев). Вот такая необычная одежка у птиц.

Хороводная игра «Совушка -сова ». А сейчас давайте поиграем в хороводную игру «Совушка - сова».

(После игры дети садятся на стульчики).

В: Давайте вспомним, чем питаются птицы?

Д: Птицы питаются зернышками, семечками, насекомыми.

В: Если птицы питаются насекомыми и гусеницами, они могут оставаться на зиму?

В: Почему нет?

Д: Зимой насекомых нет, они все прячутся.

В: Конечно, ведь зима - это холод, снег и насекомые все спрятались - этим птицам есть нечего и они улетают. А всеядные - птицы, которые могут питаться и насекомыми и семенами растений, остаются с нами зимовать. Как еще они называются?

Д: Зимующие.

В: Зимующие, верно, а еще их называют оседлые, они живут на одном месте, а не перелетают из одного в другое. Давайте повторим это новое для вас слово - оседлые.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей)

5. «Птичий базар» (иллюстрация разных птиц).

В: Посмотрите на иллюстрации картин и назовите оседлых или зимующих птиц.

Д: Сороки, вороны, голуби.

В: А какие птицы прилетают к нам на участок к кормушкам?

Д: Воробьи, синички.

В: А еще к нам прилетает зимовать интересная птичка. Послушайте загадку:

«К нам зимой он прилетает, красной грудкой щеголяет».

Д: Снегирь.

В: Правильно, это снегирь.

6. Чтение стихотворений детьми.

В: Артем расскажет стихотворение про снегиря.

Артем: Мой знакомый снегирек носит красный свитерок.

Он в него рядится, чтоб не простудиться.

В: Денис найдет картинку с этой птичкой на птичьем базаре и поставит ее на птичью выставку. Илья расскажет нам стихотворение про другую птицу.

Илья: Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик, не робей, я бывалый воробей.

В: Найдите эту птичку на птичьем базаре и поставьте на выставку. Воробьи, где живут и чем питаются?

Д: Воробьи живут в городе, питаются крошками хлеба.

В: Кто скажет, какие это птицы, оседлые или перелетные?

Д: Оседлые.

В: Что произойдет, если птиц вдруг не станет?

Д: Будет скучно, будет много гусениц и комаров.

В: Случится беда. Умолкнут поля, леса, степи, расплодятся вредные насекомые, которыми питаются птицы, гусеницы опустошат сады, леса, поля и огороды. Чтобы этого не случилось, мы должны птиц беречь, охранять и заботиться о них. А как заботиться?

Д: Кормить их зимой, делать кормушки, строить домики.

В: Ну, конечно, делать и вывешивать скворечники, кормушки, не шуметь в лесу, не пугать птиц. Давайте еще послушаем голоса птиц и вспомним, что говорили уже в саду.

В: Поиграем в игру «Согреем птенца».

7. Психорефлекторная игра.

В: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытянете руки ладошками вверх. А теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику сложите ладошки, Спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхания.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите: он еще прилетит к нам.

Название: Конспект занятия о птицах в подготовительной группе ДОУ «Не поется птицам без небес»
Лузина Марина Александровна
воспитатель
МДОАУ ДС № 51 общеразвивающего вида
Амурская область, город Благовещенск

Конспект занятия для подготовительной группы «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе.

Материалы и оборудование:

фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.

Вводное слово воспитателя.

Зимний лес в объятьях тишины
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож
На хрустально - ледяное царство.
(Светлана Комогорцева)
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

2.

Знакомство с зимующими птицами.

Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

(воспитатель снимает птичку с дерева и рассказывает о ней, по желанию дети тоже высказывают свое мнение).

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё - лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой, белые щёчки. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким коническим клювом. Бегать по земле синицы не умеют, в отличие от настоящих наземных птиц. Зато, подобно воробьям, умеют скакать. В большинстве случаев синица – осёдлая или кочующая птица, иногда перелётная. Гнёзда синицы любят закрытые. Особенно им нравятся те, которые выдолбили дятлы. Но иногда синицы гнездятся в стволах и пнях гнилых, трухлявых деревьях, щелях на стволе, под крышей домов. Нередко синицы проявляют агрессию: изгоняют из своих гнездовий воробьёв.

Снегирь выглядит нарядным – он всегда в красном. На самом деле красногрудки – это самцы снегиря, самочки сами по себе намного скромнее. Грудка у них зеленовато-серая. Снегири – это осёдлые птицы, они распространены в Европе, Азии. Сады, парки, леса, подлески, низменные территории, горные леса, лесостепные зоны, хвойники и смешанные леса – где только не обитает снегирь.
Дятел.
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы. У дятла очень длинный (для пернатых) язык. Для чего ему такой нужен? Дятел ведь не болтун! Языком из всяческих уголков он вытаскивает насекомых, приносящих дереву вред. Ведь не зря его называют «доктором леса». Большой пёстрый дятел – настоящий красавец, Как у истинного франта, в его одеянии преобладает чёрно-белая гамма, присутствуют алые и зеленые тона. В оперении зеленого дятла доминирует зелёный цвет, только голова и уголки клюва – насыщенно красные. Черный дятел – по определению преимущественно черного цвета. На голове у него – красная пилотка.

Клест – это самая удивительная птица! И самая закаленная! Никаких морозов не боится! И птенцов выводит лютою зимой во время вьюг, метелей и сильных морозов. И поэтому гнездо клесты делают очень теплое и прочное. И всегда их гнездо находится очень высоко на сосне или на ели, чтобы никто птенцов не смог достать. Клеста всегда легко узнать по его клюву. У клестов клюв похож на крестик.
Такой клюв есть только у клестов! Он им нужен, чтобы добывать себе еду – доставать семена из шишек. Обычным прямым клювом семена из шишки не добудешь!

Кедровка.

Эта любительница кедровых орешков – типичная жительница тайги. Крепким длинным клювом она ловко достает семена из спелых шишек. Набив ими зоб, кедровка улетает обедать на лесную опушку. А когда ее ждут голодные птенцы, несет корм им в гнездо, свитое из веток и мха на высокой сосне. К зиме она делает запасы орехов, пряча их в мох или щели гнилых деревьев.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли в поймах рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля, перед размножением, они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место.
3.

Актуализация знаний.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Молодцы, узнали всех птиц.

4. Изготовление «пряников» для птиц.

Для птиц зимой самое страшное - это голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
-Чем человек может помочь зимующим птицам? Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.

Перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все



Все пряник готов.










































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программное содержание: закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах, учить детей связывать условия жизни птиц со способами питания и характерными повадками. В игровой форме закреплять знания о способах питания и выхаживания потомства. С помощью современных технологий закрепить представления старших дошкольников о внешнем виде зимующих птиц. Развивать психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспитывать любовь к родной природе, желание помогать животным в зимнее время года.

Оборудование к занятию: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактическая игра “Птицы на кормушке”, дидактическая игра “Зимующие и перелетные птицы”, модели, обозначающие зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия

Слайд 1. Воспитатель: Дорогие друзья! Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни, подкармливаете, вместе с родителями изготавливаете гнездовья и кормушки. Но чтобы им помогать, о птицах нужно много знать.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

Что может сделать человек, чтобы облегчить жизнь птиц зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Знакомиться с зимующими птицами можно круглый год. Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года. Сегодня мы с вами поговорим о городских птицах воробьях, голубях, воронах, сороках, и о лесных обитателях – дятлах, синицах, их спутниках – поползнях, корольках – и некоторых других птицах, приносящих огромную пользу человеку истреблением вредных насекомых. В то же время они являются истинным украшением нашей природы (особенно зимой), благодаря яркому оперению, оригинальной внешности или своеобразному “пению”.

Слайд 2. Посмотрите на эту веселую, бодрую, горластую, смышленую птицу, ее знают все и ни с кем не спутают. Много прозвищ дали сороке люди. Какие вы слышали прозвища сороки? (Сорока-воровка, белобока)

Слайд 3. Как выглядит сорока? (Ответы детей)

Воспитатель: Действительно, все черное у сороки: и голова, и крылья, и хвост, а вот бока белые. Особенно красив у сороки хвост: длинный, прямой, с красивым зеленоватым отливом. В середине лета сорока меняет оперение. В это время она прячется в лесу. Сороки любопытны, они всегда там, где что-то происходит: сидят высоко в ветвях деревьев и громкими голосами комментируют случившиеся. У этих птиц характерный голос – резкое стрекотание, похоже на “Ча – ча – ча”.

А вот “воровкой” сороку называют потому, что ей нравится все яркое, блестящее и она не может удержаться, чтобы не стянуть приглянувшуюся вещь. Добычу сороки несут в гнездо. Там часто можно найти кусочки проволоки, стекла, блестящие пуговицы и бусинки, даже чайные ложки и очки.

Слайд 4. А вы знаете, где сороки стоят гнезда? (Ответы детей)

Воспитатель: Гнездо сорока устраивает высоко на дереве. Оно похоже на огромный шар: сухие ветки скреплены глиной и землей, а изнутри выстелено листьями растений, шерстью, пухом. В апреле – мае сорока – мама откладывает в гнездо 5–8 яиц и насиживает их. Примерно через 2 недели появляются на свет сорочата. Через месяц птенцы покидают гнездо, но еще не улетают далеко от родителей.

Зимой сорока переселяется поближе к человеку: рядом с ним легче прокормиться, не так трудно пережить долгую холодную зиму.

Сорока приносит пользу, уничтожая мышей, вредных насекомых, червей, слизней. Любит сорока полакомиться семенами растений, ягодами и фруктами.

Слайд 5. Наверное, не раз приходилось слышать, что дятел лечит деревья. Какие же у деревьев болезни и почему только дятел может им помочь? (Ответы детей). Слайд 6. В наших лесах живет множество жуков – дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Они прогрызают ходы в коре и стволе дерева, разрушают его изнутри. Только дятел может сидеть на дереве “солдатиком” и двигаться снизу вверх по стволу, цепляясь за кору острыми коготками и помогая себе твердым, упругим хвостом. Слайд 7. Только дятел своим крепким клювом и длинным языком может достать жуков и их личинок из убежищ.

С помощью своего необыкновенного клюва дятел переговаривается с другими дятлами, выстукивая целые послания. Весной он любит лакомиться сладким березовым соком, но делает это осторожно, не нанося дереву вреда. Слайд 8 . Птенцы у дятла появляются весной. Они родятся слепыми, неоперенными. Родители выкармливают малышей мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Птенцы быстро подрастают.

Зимой дятлы из наших краев не улетают, ведь корма им в лесах хватает. Птица срывает с ветки еловую или сосновую шишку, удобно закрепляет ее в развилке дерева и крепким клювом вылущивает из шишки семена.

Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру “Птицы на кормушке”.

Слайд 9. Воспитатель: Ребята, к нам на кормушку часто прилетают синички.

Синицы – очень подвижные и ловкие птицы, их сильные ноги с острыми и круто загнутыми когтями на крепких пальцах хорошо приспособлены к цеплянью за ветки. Перепархивая с ветки на ветку, обшаривая каждую трещинку в коре, они вытаскивают оттуда своим прямым и острым клювом запрятавшихся на зиму насекомых, их личинки и яйца. Слайд 10. Оперение у синиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой.

Слайд 11. Весной синицы устраивают гнезда в дуплах дятлов, в щелях деревянных построек, устилая их пухом и перьями, охотно селятся в гнездовьях – синичниках. Для утепления жилища птицы приносят шерстяные волоски и кусочки ваты.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем питаются синицы? (Ответы детей)

Слайд 12. Весной и летом синицы питаются насекомыми. Осенью и зимой, кроме того, что они поедают семена, ягоды, любят кусочки мяса и сала, которыми подкармливает их человек.

Синиц надо охранять круглый год: летом беречь их гнезда, осенью и зимой подкармливать, так как в это время их гибнет очень много.

Воспитатель: Ребята, вызнаете, что птицы зимуют и в городе и в лесу. Но есть и перелетные птицы. Предлагаю вам сыграть в игру “Перелетные и зимующие птицы” (на одном столе стоит модель, обозначающая перелетных птиц, на другом – модель, обозначающая зимующих птиц. Дети раскладывают картинки с птицами в соответствии с моделями).

Воспитатель: А мы продолжаем с вами нашу встречу с птицами. Слайд 13. И нас встречает ворона. А вы помните, как выглядит ворона? (Ответы детей)

Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. Слайд 14. Это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы черные, а все остальное серое. Слайд 15. Зимой вороны живут в городе или деревне, около человека. Кормятся днем на свалках, а вечером с шумом и карканьем собираются в большие стаи и летят на ночевку в парк, усаживаются на деревья, тесно прижавшись друг к другу, и таким путем согреваются.

Гнездо вороны строят на дереве из сухих веток, выстилая его тряпками, перьями. Птенцов сначала кормит самец, потом оба родителя. Через месяц птенцы вылетают из гнезда.

А знаете ли вы, друзья, что вороны не только громко каркают, но и умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека.

Ворона всеядна – поедает жуков и других насекомых, улиток, ящериц, лягушек, рыб, мелких грызунов, клюет зерна и даже может кормиться из мусорных баков – костями, остатками еды человека.

Слайд 16. Воспитатель: А это лесная зимующая птица - клест. Посмотрите, как он выглядит. Слайд 17 . Эта птица постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов нарядное – ярко-вишневое, самочки окрашены скромно – в желто-зеленый цвет.

У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.

Слайд 18. Воспитатель: А вы знаете, когда появляются птенцы у клестов? Птенцов клесты выводят зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое, теплое гнездо. Клестиха – мама, отложив яички из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Питается клест семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель: сегодня вспомнить особенности внешнего вида и жизни птиц нам помогли слайда. А сейчас давайте проверим, что вы запомнили и что вы знаете о других зимующих птицах. Посмотрите на экран:

Слайд 19. На что похоже гнездо сороки?

Слайд 21. У какой птицы клюв в виде креста?

    1. у воробья
    2. у дятла
    3. у клеста

Слайд 23. В какое время года у клестов появляются птенцы?

    1. летом
    2. зимой
    3. весной

Слайд 25. В какое время года появляются птенцы у дятла?

    1. летом
    2. весной
    3. осенью

Слайд 27. Какая птица самая любопытная?

    1. синица
    2. сорока
    3. воробей

Слайд 29. Какая птица лечит деревья?

    1. синица
    2. воробей
    3. дятел

Слайд 31. Чем питается клест зимой?

    1. семенами шишек
    2. ягодами рябины

Слайд 33. Какая птица одета в желтую блузку с черным галстуком?

    1. дятел
    2. клест
    3. синица

Слайд 35. Где сороки строят гнезда?

    1. в дупле
    2. высоко на дереве

Слайд 37. Чем любят питаться зимой синицы?

    1. салом
    2. шишками
    3. ягодами рябины

Слайд 39. Почему воробей купается в пыли?

    1. избавляется от насекомых
    2. играет
    3. ищет корм

Слайд 41. Как поет синица?

    1. ча - ча - ча
    2. синь - синь – синь

Воспитатель: Молодцы. Я убедилась, что вы настоящие знатоки птиц. А впереди нас ждут другие увлекательные истории из жизни пернатых друзей.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы» возраст: 6-7лет

Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Программное содержание:
расширять представления о зимующих птицах
закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
активизировать словарь детей
воспитывать доброжелательное отношение к птицам, вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Беседа:
-Ребята, когда я к вам шла на занятие, ко мне подлетела сорока и
затрещала: «Была сегодня в лесу, ничего не пойму, птиц совсем не видно. Неужели пришла в лес беда?
-А ведь мы - то с вами знаем, почему в лесу сейчас нет птиц. Правда?
-Хотите помочь сороке?
-Вы знаете уже, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?
Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.
Хотите поиграть в ученых-орнитологов?
Сегодня, я старший орнитолог, а Вы научные сотрудники.
Ребята, кто мы сегодня с вами будем? – орнитологи.
- Катя, кто мы сегодня?
- Дима, кто мы сегодня?
-Тогда давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться и понять, что же происходит в лесу.
-Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!
(Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке).
-Вот мы с вами и в лесу.
–Как красиво! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц».)
- Ребята, да это птицы. Но где - же они?
- А вот и необычное дерево. (Дети подходят к дереву, на котором
«сидят» птицы).
-Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите? (Птиц).
-По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья)
-Птички в этой стайке разные.
-Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц. (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей…).
-Как вы догадались, что это снегирь? (Красная грудка).
-Как определили, что это сорока? (Длинный хвост, белые бока).
-Как определили, что это ворона? (Черная, большая).
-Как определили, что это синица? (Желтая грудка).
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью.
-Почему?
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Зимующие.
-Почему их так назвали?
-Потому что остаются зимовать.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
-Да.
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее: холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Мы с вами тоже старались помочь птицам пережить трудную зиму.
-Давайте вспомним, как мы помогали зимующим птицам выжить в зимние холода.
-Мы сделали для птиц кормушки и каждый день их кормили.
Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться.
У каждой птицы свой любимый корм.
Давайте теперь поиграем и узнаем, запомнили ли вы кто из птиц, чем питается.
Чем питается?......
-Воробей - питается семенами, зернами, ягодами, хлебные крошки, любой крупой.
-Синица питается семенами растений, любит подсолнечные семечки и сало (несоленое).
-Ворона – вороны всеядные птицы. Это городской санитар, ест любые зерна, семена, хлеб и остатки с человеческого стола.
- Снегири любят семечки арбуза, тыквы, семена хвойных деревьев и трав, молодые почки, ягоды, особенно рябину.
-Голубь – любит семена растений, зерно, крупу и хлеб.
-Когда мы кормили птиц, мы соблюдали некоторые правила. Давайте их повторим.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки
Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени
Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили
-Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
2. Основная часть.
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
Отгадывание загадок.
- Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки, а отгадки вы найдете на столе.
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(снегирь).
2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(ворона).
3. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
(синички).
Синица съедает корма в день столько, сколько (весит сама)..
4. Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый… (воробей)
Если воробьи нахохлились, притихли - будет снег.
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(Сорока.)
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?
А эта птичка к нам тоже не прилетала, но мы о ней тоже много знаем.
7. Вот птичка, так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Ни лебедь, ни утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка
Выводит птенцов
Только лютой зимой (Клест.)
Клёст выводит своих птенцов - в январские морозы.
А вот эта птица тоже не прилетела к нам, потому что она остается в лесу.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло
Это хищная птица, которая питается маленькими птичками и мышками. И оперение у нее теплое и большое, поэтому ей в лесу не холодно и не голодно.
Давайте вы все будете маленькими птичками кто-то один - совой.
Физкультминутка
Подвижная игра
«Сова» .
С одной стороны площадки место для «маленьких птичек". В стороне начертан круг - "гнездо совы". Выделенный ребенок - "сова" встает в гнездо. Остальные дети - " маленькие птички " встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: "день" «маленькие птички» летают (дети бегают по площадке). На слово воспитателя: "ночь" быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелились (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: "день" сова возвращается в свое гнездо, " маленькие птички " начинают летать. Игра заканчивается, когда у совы будет 2 – 3добычи. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.
-Ребята, наверняка вы все задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях?
-Ну, конечно, не всё.
Игра «Верю – не верю».
Если утверждение правильно, то вы отвечаете:
«Верю» , а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний».
А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
(Дети объясняют свой выбор).
Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Составление рассказа «Зимующие птицы»
-Что - то наши птички загрустили на дереве.
- Когда орнитологи ведут работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу. Давайте и мы сегодня вспомним все, что мы узнали о зимующих птицах. А потом запишем свои рассказы и тоже продолжим свою книгу.
Давайте, вспомним, что есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья). Что есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Ребята, кто расскажет о синице…… (сове, воробье, снегире).
-А еще орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют.
-Мы сегодня с вами раскрасим зимующих птиц и тоже поместим их в свою книгу.
-Но сначала пусть наши пальчики отдохнут.
Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Теперь ваши пальчики готовы и можно приступать к работе
Выбирайте, какую зимующую птицу будете раскрашивать.
(Дети садятся за подготовленный стол).
Обратите внимание на цвет оперенья.
Развитие мелкой моторики «Раскрашивание птиц».
Во время раскрашивания звучит музыка «Голоса птиц» (клест, воробей, снегирь, ворона).
Мы с вами подпишем названия птиц. - Этот книгу мы поместим в группе. Звучит музыка «пение птиц».
Итог.
-О каких птицах мы говорили?
-Почему им надо помогать?
Чтение детьми стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Молодцы, а пока мы изучали и помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Молодцы! Я уверена, что вы станете надёжными друзьями для всех птиц и всегда будете готовы помочь птицам.
Большое вам спасибо! Желаю всем добра!