Закон божий содержание. Протоиерей Серафим Слободской: Закон Божий (учебное пособие). «Православная газета» г.Екатеринбург

ЧТО ТАКОЕ ЗАКОН БОЖИЙ?

Я есмь путь и истина и жизнь.

"Закон Божий – это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божиих.

Закон Божий – это свет, просвещающий разум и согревающий сердце. Так смотрели на него люди, жаждущие найти высший смысл в своей жизни: “Закон Твой – утешение мое … Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты сделал меня мудрее врагов моих … Великий мир у любящих закон Твой и нет им преткновения” – писали древние праведники-поэты – царь Давид и другие , ).

Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: и те и другие имеют своим источником Творца и дополняют друг друга: одни регулируют бездушную природу, другие дают нравственную основу человеческой душе. Разница между ними та, что материя, безусловно, подчиняется физическим законам, человек же свободен подчиняться или не подчиняться нравственным законам. В предоставлении человеку свободы выбора заключается великая милость Божия: эта свобода дает возможность человеку духовно расти и совершенствоваться, даже – уподобляться Богу. Однако, нравственная свобода налагает на человека ответственность за свои поступки…."

Епископ Александр (Милеант)

Закон Божий – не просто учебная дисциплина, не только объем определенных сведений, которые можно усвоить, не задумываясь об их смысле, об их значении для человеческой души. Это знания о Боге, о нашей вере, о мире в котором мы живем и месте человека в нем, о Священной истории, о наших принципах и наших традициях. Эти знания надо не только получить – но и принять их, и жить по ним, в соответствии с теми великими законами, которые Господь вложил в человеческую душу и совесть.

Задача нашего сайта – дать такую возможность каждому, кто хочет прикоснуться к основам православной веры и духовной традиции. Кроме видеокурса «Закон Божий» здесь собрана и более подробная информация, помогающая человеку получить ответы на самые важные по сути своей вопросы – о вере и жизни христианской, о Священной истории Ветхого и Нового Завета, об истории Церкви. Эти материалы будут полезны при изучении видеокурса «Закон Божий» и проведении с его помощью занятий, при самостоятельном изучении Закона Божьего, Священного Писания и Предания Православной Церкви, при подготовке к Таинству Крещения или к тому, чтобы стать крестным восприемником.

Видеокурс «Закон Божий» можно посмотреть в режиме

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, - будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, - школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.

В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).

Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.

Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.

Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:

– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!

– А например?

– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта - Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…"

Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.


ЗАКОН БОЖИЙ

Предисловие ко 2-му изданию

Необходимость иметь обширное пособие в преподавании Закона Божия диктуется современными, особенными, небывалыми условиями:

1. В большинстве школ Закону Божиему не учат, а все естественные науки преподаются сугубо материалистически.

2. Большинство русских детей и молодежи находится в окружении иностранной среды, среди различных вероисповеданий и рационалистических сект.

3. Учебники старого издания уже все распроданы, их достать почти невозможно. Кроме того, не все учебники старого издания могут вполне удовлетворять требованиям и запросам современных детей.

Все эти указанные условия и другие обстоятельства нашего трудного времени налагают на родителей, на всех воспитателей детей и, особенно, на преподавателей Закона Божия огромную ответственность. Кроме того, никто не знает, что будет завтра, - будет ли данный ребенок учить Закон Божий или нет, может быть завтра семья его переедет в место, где не будет ни церковной школы, ни храма, ни священника. Уже это одно обстоятельство не дает нам возможности в самых первых классах ограничиваться простым (без всяких пояснений) рассказыванием ребенку событий священной Истории, как это делалось раньше, при программах, рассчитанных на много лет.

В наше время необходимо избегать рассказывать Закон Божий в форме наивной сказки (как говорят «по-детски»), ибо ребенок и поймет его, как сказку. Когда же будет взрослым, у него произойдет разрыв между учением Закона Божия и восприятием мира, как это мы и наблюдаем нередко в окружающей нас жизни. У многих современных людей с высшим образованием знания в области Закона Божия остались только со школьной скамьи первых классов, т. е. в самой примитивной форме, которая, конечно, не может удовлетворять всем запросам ума взрослого человека. Да и у самих детей, растущих в современных условиях и развивающихся быстрее обычного, часто возникают самые серьезные и мучительные вопросы. Такие вопросы, на которые многие родители и взрослые совершенно не в силах ответить.

Все эти обстоятельства выдвигают первостепенную задачу, - дать в руки не только детям в церковной школе, но и самим родителям, преподавателям и воспитателям, а лучше сказать семье, - школу Закона Божия. Для этого, как показывает практика, необходимо дать одну книгу, заключающую в себе все основы христианской веры и жизни.

Ввиду того, что многие из учащихся может быть никогда не возьмут в руки Св. Библию, а будут довольствоваться только одним учебником, то такое положение требует от учебника абсолютную правильность передачи Слова Божия. Не должно быть допущено не только искажения, но даже малейшей неточности в изложении Слова Божия.

Нам приходилось видеть многие учебники, особенно для младших классов, в которых допускались неточности, а порой и неправильности в передаче Слова Божия. Приведем несколько примеров, начиная с мелких.

В учебниках часто пишут: «Мать Моисея сплела из тростника корзинку»… В Библии же сказано: «взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою»… (Исх. 2, 3). На первый взгляд это кажется «мелочью», но эта «мелочь» сказывается дальше уже в более крупном.

Так вот, в большинстве учебников пишут, что Голиаф поносил, хулил имя Божие. Когда в Слове Божием сказано так: «не филистимлянин ли я, а вы рабы Сауловы?.. сегодня я посрамлю полки израильские, дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем»… И говорили израильтяне: «видите этого выступающего человека? Он выступает, чтобы поносить Израиля»… (1 Цар. 17, 8, 10, 25). И сам Давид свидетельствует, когда говорит Голиафу: «ты идешь против меня с мечем и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств израильских, которые ты поносил» (1 Цар. 17, 45).

Вполне ясно и определенно сказано, что Голиаф смеялся вовсе не над Богом, а над полками израильскими.

Но есть ошибки-искажения, которые явились роковыми для многих людей, напр., повествование о потопе. В подавляющем большинстве учебников довольствуются сказать, что шел дождь 40 дней и 40 ночей и наполнил землю водою, покрыв все высокие горы.

В самой же Св. Библии сказано совершенно иначе: «…в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей»… «Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней» (Быт. 7, 11-12; 24).

А в следующей главе говорится: «…и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней…» «в первый день десятого месяца показались верхи гор» (Быт. 8, 3; 5).

С предельной ясностью Божественное Откровение говорит, что потоп усиливался почти полгода, а вовсе не 40 дней. Затем вода стала убывать, и только на 10-ый месяц показались верхи гор. Значит потоп продолжался не меньше одного года. Это особенно важно и существенно знать в наше рационалистическое время, ибо и научные геологические данные это всецело подтверждают.

Укажем еще на одно очень важное обстоятельство. Все учебники, за очень редким исключением, принимают дни творения за наши обычные дни. Каждый учебник так и начинается: «Бог сотворил мир в шесть дней…», т. е. другими словами в неделю. А, ведь, в наше время такие слова, которые в Библии не существуют, для школьников являются самыми странными. Этими словами всегда оперируют безбожники, но, именно, эти то слова и являются полным искажением, в самом начале, Божественного Откровения. Эти слова вызывают у неутвержденного человека сомнения и тогда все остальное Св. Писание начинает им отвергаться, признаваться ненужным и плодом человеческой фантазии. Именно это и пришлось пережить пишущему эти строки, по необходимости слушая антирелигиозные лекции в школе.

Вопрос о днях творения, в условиях нашего времени, никак нельзя оставить без внимания. Тем более, что разъяснение этого вопроса мы находим еще в 4-м веке у Св. Василия Великого, в его книге «Шестоднев», у Св. Иоанна Дамаскина, а также у Св. Иоанна Златоуста, у Св. Климента Александрийского, у Св. Афанасия Великого, у блаж. Августина и др.

Наш день (сутки) зависит от солнца, а в первые три дня творения, не было еще и самого солнца, - значит были не наши дни. Какие были дни творения - неизвестно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). Но одно можем предположить, что эти дни не были мгновениями, об этом говорит последовательность, постепенность творения. И Святые Отцы «седьмым днем» называют весь период от сотворения мира до наших дней и продолжающимся до конца мира.

Но, вот, пережив духовный кризис, попадаем за границу. Здесь, талантливый писатель Минцлов своею книгою «Сны земли» снова вызывает мучительные дни недоумений и сомнений.

Дело в том, что Минцлов, описывая спор студентов петербургской Дух. Академии, устами студента Крестовоздвиженского говорит:

– Нельзя же закрывать глаза на достижения науки в исследовании Библии: она на три четверти фальсификация жрецов!

– А например?

– Например, хотя бы история исхода евреев из Египта - Библия рассказывает, что они сами ушли оттуда, что войско египтян погибло вместе с фараоном Мернефтой в Чермном море, а недавно в Египте нашли гробницу этого самого фараона, и из надписей в ней видно, что он и не думал погибать нигде, а умер себе дома…"

Мы не намерены спорить с г. Минцловым, что фараон Мернефта есть, именно, тот фараон, при котором евреи вышли из Египта. Ибо это дело историков, тем более, что в Библии не указано имя фараона. Но мы хотим сказать, что в этом вопросе г. Минцлов оказался совершенно несведущим, но одновременно с этим, он, не задумываясь, смело бросает «яд» сомнения в достоверность Слова Божия.

В Священном Писании нет определенно точного исторического указания о гибели самого фараона.


Часть вторая. Молитвы.
Ангельское приветствие Божией Матери
Хвалебная песнь Богородице
Самая краткая молитва к Божией Матери
Молитва Животворящему Кресту
Молитва ангелу хранителю
Молитва святому
Молитва за живых
Молитва за умерших
Молитва пред учением
Молитва после учения
Молитва перед вкушением пищи
Молитва после вкушения пищи
Утренняя молитва
Вечерняя молитва
Учитесь читать и молиться по церковно-славянски
Сравнительная таблица чисел

Часть третья. Священная история Ветхого и Нового Завета

Ветхий Завет
Сотворение неба - невидимого мира
Сотворение земли - видимого мира
Беседа о первом дне творения
Беседа о втором дне творения
Беседа о третьем дне творения
Беседа о четвертом дне творения
Беседа о пятом дне творения
Беседа о шестом дне творения

Избрание апостолов
Нагорная проповедь:

Заповеди блаженства, о Промысле Божием, о неосуждении ближнего, о прощении ближнего, о любви к ближнему, общее правило обращения с ближними, о силе молитвы, о милостыне, о необходимости добрых дел

Сила веры и молитвы за других - исцеление расслабленного в Капернауме
Воскрешение сына вдовы Наинской
Притча о сеятеле
Притча о зерне горчичном
Притча о закваске
Притча о пшенице и плевелах
О пришествии Царства Божия на земле

Часть четвертая. О вере и жизни христианской.
Назначение человека
О естественном откровении
О сверхъестественном Божественном откровении. О Священном Предании и Священном Писании
Краткие сведения о Вселенских Соборах

1. О вере христианской.

Беседа о превечном рождении Сына Божия

О третьем члене Символа Веры

Беседа о воплощении Сына Божия Беседа о чудесах Божиих Беседа о Кресте Христовом Беседа о трех промыслительных действиях Божиих, явленных нам на нашей грешной земле. О благодатном огне на гробе Господнем Благодатный огонь Великой Субботы

О пятом члене Символа Веры

Беседа о Воскресении Христовом Таинство крещения Таинство миропомазания Таинство покаяния Таинство причащения Таинство брака Таинство священства Таинство елеосвящения Беседа о всеобщем воскресении мертвых

О двенадцатом члене Символа Веры

2. О жизни христианской

Десять заповедей закона Божия

О первой заповеди закона Божия О второй заповеди закона Божия О третьей заповеди закона Божия О четвертой заповеди закона Божия О пятой заповеди закона Божия О шестой заповеди закона Божия О первой заповеди блаженства О второй заповеди блаженства О третьей заповеди блаженства О четвертой заповеди блаженства О пятой заповеди блаженства О шестой заповеди блаженства О седьмой заповеди блаженства О восьмой заповеди блаженства О девятой заповеди блаженства

Часть пятая. О Богослужении Православной Церкви

Суточный круг Богослужений Недельный круг Богослужений Годовой круг Богослужений 1. Вечерня 2. Утреня I. Проскомидия II. Литургия оглашенных III. Литургия верных Великий Пост Недели Великого Поста Страстная Седмица Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота Праздник Пасхи. - Светлое Воскресение Христово Праздник Пятидесятницы. - День Св. Троицы Праздник Воздвижения Креста Господня Праздник Преображения Господня Праздник Рождества Христова Праздник Крещения Господня
Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

В трудное время многие люди обращаются за помощью к богу, находят утешение и успокоение в вере. А другие живут с верой в сердце изо дня в день, и без неё не представляют себя. Одним из популярных религиозных учений является христианство. Православие – одно из направлений христианского учения, которое проповедует большое количество людей. Книга «Закон Божий» была написана еще в середине прошлого века и с тех пор переиздавалась много раз, она стала одним из самых популярных православных учебников. Протоиерей Серафим Слободской создал наиболее полный учебник, в котором рассмотрены все особенности православия и рассказано о церковной жизни.

Эта книга может считаться настоящей энциклопедией, из которой любой желающий, как взрослый, так и ребенок, сможет почерпнуть всё необходимое. Здесь есть все важные сведения, а также некоторые дополнения в естественно-научной части повествования с учетом того, какие открытия были совершены в науке. В книге есть красивые иллюстрации. Она может изучаться в кругу семьи, воспитывая в детях нужные качества, приобщая их к культуре семьи, также её можно изучать в воскресных школах. Учебник будет интересен тем, кто недавно принял православие или только задумывается об этом, кто хочет познакомиться с православной верой или хорошо её изучить.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Закон Божий" Протоиерей Серафим Слободской бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.