Что такое аутизм простыми словами. Что такое аутизм простыми словами, как он проявляется у детей, признаки, фото Кто такие дети аутисты простыми словами

12 марта 2018

Общие сведения

Аутизм – это диагноз, который многие родители воспринимают как своеобразный приговор. Исследования о том, что такое аутизм, что это за болезнь, ведутся уже очень давно, и, тем не менее, детский аутизм остается наиболее загадочным психическим заболеванием. Наиболее ярко синдром аутизма проявляется в детском возрасте, что ведет к изоляции малыша от родных людей и общества.

Аутизм — что это такое?

Аутизм в Википедии и в других энциклопедиях определяется как общее расстройство развития, при котором отмечается максимальный дефицит эмоций и сферы общения. Собственно, название болезни и определяет ее суть и то, как проявляется болезнь: значение слова «аутизм» — внутри себя. Человек, болеющий этим недугом, свои жесты и речь никогда не направляет во внешний мир. В его действиях отсутствует социальный смысл.

В каком возрасте проявляется это заболевание? Диагноз этот наиболее часто ставят детям в возрасте 3-5 лет и называют его РДА , синдром Каннера . В подростковом возрасте и во взрослых болезнь проявляется и, соответственно, обнаруживается редко.

По-разному выражается аутизм у взрослых. Симптомы и лечение этого заболевания во взрослом возрасте зависят от формы болезни. Отмечаются внешние и внутренние признаки аутизма у взрослых. Характерные симптомы выражаются в мимике, жестах, эмоциях, громкости речи и др. Есть мнение, что разновидности аутизма имеют как генетический, так и приобретенный характер.

Причины аутизма

Причины этой болезни связаны с другими заболеваниями, утверждают психиатры.

Как правило, дети-аутисты имеют хорошее физическое здоровье, внешние недостатки у них тоже отсутствуют. Мозг у больных младенцев имеет нормальное строение.Ведя речь о том, как распознать детей-аутистов, многие отмечают, что такие малыши очень привлекательны внешне.

У матерей таких детей протекает нормально. Однако развитие аутизма все же в некоторых случаях связно с проявлением других заболеваний:

  • ДЦП ;
  • заражение матери в период беременности;
  • туберозный склероз ;
  • нарушенный жировой обмен (риск рождения малыша с аутизмом больше у женщин, страдающих ).

Все перечисленные состояния могут плохо отражаться на мозге и, как следствие, провоцировать симптомы аутизма. Есть данные о том, что определенную роль отыгрывает генетическая расположенность: признаки аутизма чаще проявляются у людей, в семье которых уже есть аутист. Однако, что такое аутизм, и какими являются причины его проявления, до сих пор до конца не ясны.

Восприятие мира аутичным ребенком

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Принято полагать, что этот синдром ведет к тому, что малыш не может объединить в единственный образ все детали.

Болезнь проявляется тем, что ребенок воспринимает человека, как «набор» не связанных между собой частей тела. Больной почти не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Все внешние влияния – прикосновения, свет, звук – провоцируют дискомфортное состояние. Ребенок старается уйти внутрь себя от мира, который его окружает.

Симптомы аутизма

Аутизм у детей проявляется определенными признаками. Ранний детский аутизм – это состояние, которое может проявиться у детей уже в самом раннем возрасте – и в 1 год, и у 2-летнего. Что такое аутизм у ребенка, и имеет ли место это заболевание, определяет специалист. Но самостоятельно разобраться, что за болезнь у ребенка и заподозрить его, можно, опираясь на информацию о признаках такого состояния.

Для этого синдрома характерно 4 основных признака. У детей с этой болезнью они могут определяться в разной степени.

Признаки аутизма у детей следующие:

  • нарушенное социальное взаимодействие;
  • нарушенная коммуникация;
  • стереотипное поведение;
  • ранние симптомы детского аутизма у детей до 3 лет.

Нарушенное социальное взаимодействие

Первые признаки детей аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжелые, когда он полностью отсутствует.

Ребенок не может воспринять целостным образ человека, который пытается с ним общаться. Даже на фото и видео можно распознать, что у такого малыша мимика не отвечает текущей ситуации. Он не улыбается, когда кто-то пытается его веселить, но может смеяться тогда, когда причина этого никому из близких людей не понятна. Лицо такого малыша маскообразное, периодически на нем проявляются гримасы.

Жесты малыш использует только для того чтобы обозначить нужды. Как правило, даже у детей до года резко проявляется интерес, если они увидят интересный объект, — малыш смеется, показывает пальцем, демонстрирует радостное поведение. Первые признаки у детей до 1 года можно заподозрить, если ребенок не ведет себя так. Симптомы аутизма у детей до года проявляются тем, что они применяют определенный жест, желая что-то получить, но не стремятся при этом захватить внимание родителей, включив их в свою игру.

Аутист не может понять эмоции других людей. Как проявляется у ребенка этот симптом, можно отследить уже в его раннем возрасте. Если у обычных детей мозг устроен так, что они могут легко определить при взгляде на других людей, расстроены они, веселы или напуганы, то аутист на это не способен.

Ребенок не интересуется ровесниками. Уже в 2 года обычные дети стремятся к компании – играть, знакомиться с ровесниками. Признаки аутизма у детей 2 лет выражаются тем, что такой малыш не участвует в играх, а погружается в собственный мир. Тем, кто хочет знать, как распознать у ребенка 2 лет и старше, следует просто присмотреться к компании детей: аутист всегда находится в одиночестве и не обращает внимания на других либо воспринимает их, как неодушевленные объекты.

Малышу трудно играть, применяя воображение и социальные роли. Дети в 3 года и даже младше играют, фантазируя и придумывая ролевые игры. У аутистов симптомы в 3 года могут выражаться тем, что они не понимают, что такое социальная роль в игре, и не воспринимают игрушки как целостные предметы. К примеру, признаки аутизма у ребенка 3 лет могут выражаться тем, что малыш часами крутит колесо у машинки или повторяет другие действия.

Ребенок не отвечает на эмоции и общение со стороны родителей. Ранее было принято считать, что такие дети вообще эмоционально не привязываются к родителям. Но сейчас ученые доказали, что когда мама уходит, такой ребенок в 4 года и даже раньше проявляет беспокойство. Если члены семьи рядом, он выглядит менее зацикленным. Однако при аутизме признаки у детей 4 лет выражаются отсутствием реакцией на то, что родители отсутствуют. У аутиста проявляется тревожность, но вернуть родителей он не пытается.

Нарушенная коммуникация

У детей до 5 лет и позже отмечается задержка речи или ее полное отсутствие (мутизм ). При этом заболевании признаки у детей 5 лет в речевом развитии уже явно выражены. Дальнейшее развитие речи определяют виды аутизма у детей: если отмечается тяжелая форма болезни, ребенок может вообще не овладеть речью. Чтобы обозначить свои потребности, он употребляет только некоторые слова в одной форме: спать, есть и т. п. Проявляется речь, как правило, бессвязная, не нацеленная на понимание других людей. Такой малыш может на протяжении нескольких часов говорить одну и ту же фразу, не имеющую смысла. Говоря о себе, аутисты делают это в третьем лице. Как лечить такие проявления, и возможна ли их коррекция, зависит от степени заболевания.

Аномальная речь . Отвечая на вопрос, такие дети повторяют либо всю фразу, либо ее часть. Они могут говорить слишком тихо или громко, неправильно интонируют. Такой малыш не реагирует, если его называют по имени.

Отсутствие «возраста вопросов» . Аутисты не задают родителям множества вопросов о мире, который их окружает. Если же вопросы все же возникают, то они однообразны, практического значения не имеют.

Стереотипное поведение

Зацикливается на одном занятии. Среди признаков того, как определить у ребенка аутизм, следует отметить и зацикленность. Малыш может на протяжении многих часов сортировать по цветам кубики, составлять башню. Причем, вернуть его из этого состояния сложно.

Выполняет ритуалы каждый день. Википедия свидетельствует, что такие дети чувствуют себя в состоянии комфорта, только если обстановка для них остается привычной. Любые перемены – перестановка в комнате изменение маршрута на прогулке, другое меню – могут спровоцировать агрессию или выраженный уход в себя.

Повторение бессмысленных движений много раз (проявление стереотипии) . Аутисты склонны к самостимуляции. Это повторение тех движений, которые ребенок использует в непривычной обстановке. Например, он может щелкать пальцами, качать головой, хлопать в ладоши.

Развитие страхов и навязчивых идей. Если ситуация непривычна для ребенка, у него могут развиваться приступы агрессии , а также самоагрессии .

Раннее проявление аутизма

Как правило, аутизм проявляется очень рано – еще до 1 года родители могут его распознать. В первые месяцы такие дети менее подвижны неадекватно реагируют на раздражители извне, у них скудная мимика.

Почему рождаются дети с аутизмом, до сих пор четко не известно. Несмотря на то, что четко причины аутизма у детей до сих пор не определены, и в каждом конкретном случае причины могут быть индивидуальными, о своих подозрениях важно сразу сообщить специалисту. Можно ли вылечить аутизм, и лечится ли он вообще? На эти вопросы отвечают только индивидуально, проведя соответствующий тест и назначив лечение.

Что нужно помнить родителям здоровых детей?

Тем, кто не знает, что такое аутизм и как он проявляется, все же следует помнить, что такие дети встречаются среди сверстников ваших детей. Итак, если чей-то малыш впадает в истерику, это может быть аутичный ребенок или малыш, страдающий другими психическими расстройствами. Нужно вести себя тактично и не порицать такое поведение.

  • подбодрите родителей и предложите свою помощь;
  • не критикуйте малыша или его родителей, думая, что он просто избалован;
  • постарайтесь убрать все опасные предметы находящиеся рядом с малышом;
  • не присматривайтесь к нему слишком пристально;
  • будьте максимально спокойны и дайте понять родителям, что вы правильно все воспринимаете;
  • не привлекайте внимания к этой сцене и не шумите.

Интеллект при аутизме

В интеллектуальном развитии также появляются аутичные черты у ребенка. Что это – зависит от особенностей заболевания. Как правило, у таких детей имеет место умеренная или легкая форма умственной отсталости . Больные, страдающие этим недугом, с трудом учатся ввиду наличия у них дефектов мозга .

Если аутичность сочетается с аномалиями хромосом , микроцефалией , то может развиться глубокая умственная отсталость . Но если имеет место легкая форма аутизма, и при этом у ребенка динамично развивается речь, то интеллектуальное развитие может быть нормальным или даже выше среднего.

Основная особенность заболевания – избирательный интеллект . Такие дети могут демонстрировать отличные результаты в математике, рисовании, музыке, но сильно отставать по другим предметам. Савантизм – это явление, когда аутист очень выражено одарен в одной определенной области. Некоторые аутисты способны сыграть мелодию точно, услышав ее только один раз, или вычислять в уме сложнейшие примеры. Знаменитые аутисты мира – Альберт Эйнштейн , Энди Кауфман , Вуди Аллен , Энди Уорхол и многие другие.

Существуют определенные виды аутических расстройств, среди них синдром Аспергера . Принято считать, что это легкая форма аутизма, первые признаки которой появляются уже в более позднем возрасте – примерно после 7 лет. Такой диагноз предполагает следующие особенности:

  • нормальный или высокий уровень интеллекта;
  • нормальные речевые навыки;
  • отмечаются проблемы с громкостью речи и интонацией;
  • зацикленность на каком-либо занятии или изучении явления;
  • нарушение координации движений: странные позы, неуклюжая ходьба;
  • эгоцентричность, отсутствие способности к компромиссам.

Такие люди ведут относительно нормальную жизнь: учатся в учебных заведениях и при этом могут делать успехи, создают семьи. Но все это происходит при условии, что для них создаются правильные условия, присутствуют адекватное воспитание и поддержка.

Синдром Ретта

Это тяжелая болезнь нервной системы, причины ее возникновения связаны с нарушениями в Х-хромосоме. Болеют ею только девочки, так как при таких нарушениях плод мужского пола погибает еще в утробе матери. Частота этого недуга составляет 1:10000 девочек. Когда у ребенка именно этот синдром, отмечаются такие признаки:

  • глубокая аутичность, изолирующая ребенка от внешнего мира;
  • нормальное развитие малыша в первые 0,5-1,5 года;
  • медленный рост головы после этого возраста;
  • утрата целенаправленных движений рук и навыков;
  • движения руками – типа рукопожатия или умывания;
  • исчезновение навыков речи;
  • ухудшенная координация и плохая двигательная активность.

Как определить синдром Ретта – это вопрос к специалисту. Но это состояние немого отличается от классического аутизма. Так, при этом синдроме врачи определяют эпилептическую активность, недоразвитие мозга. При этой болезни прогноз неблагоприятный. В данном случае любые методы коррекции малоэффективны.

Как диагностируют аутизм?

Внешне такие симптомы у новорожденных определить невозможно. Однако над тем, чтобы как можно раньше определять признаки аутизма у новорожденных, ученые работают уже давно.

Чаще всего первые признаки такого состояния замечают у детей родители. Особенно рано аутистическое поведение определяют те родители, в семье которых уже есть маленькие дети. Следует учитывать тем, в чьей семье есть аутист, что это такое заболевание, которое нужно стараться диагностировать как можно раньше. Ведь чем раньше выявить аутизм, тем больше шансов у такого малыша адекватно чувствовать себя в обществе и нормально жить.

Тест со специальными опросниками

При подозрении на детский аутизм диагностика проводится с помощью опросов родителей, а также изучения того, как ведет себя малыш в привычной для него среде. Применяются следующие тесты:

  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Инструментальное исследование

Применяются такие методы:

  • проведение УЗИ головного мозга – с целью исключения повреждений мозга , провоцирующих симптомы;
  • ЭЭГ – с целью определения приступов эпилепсии (иногда этими проявлениями сопровождается аутизм);
  • проверка слуха ребенка – чтобы исключить задержку развития речи ввиду тугоухости .

Родителям важно правильно воспринять поведение ребенка, который страдает аутизмом.

Взрослые видят Это НЕ Возможно, это
Проявляет забывчивость, неорганизованность Манипуляции, лень, отсутствие желания делать что-либо Непонимание ожиданий родителей или других людей, высокая тревожность, реакция на стресс и перемены, попытка регуляции сенсорных систем
Предпочитает однообразие, сопротивляется переменам, расстраивается из-за перемен, предпочитает повторять действия Упрямство, отказ сотрудничать, ригидность Неуверенность, как выполнить указания, стремление сохранить обычный порядок, невозможность оценить ситуацию со стороны
Не выполняет инструкции, импульсивен, делает провокации Эгоизм, непослушание, желание всегда оказываться в центре внимания Ему трудно понимать общие и абстрактные понятия, сложно обрабатывать информацию
Избегает освещения и некоторых звуков, не смотрит никому в глаза, вращает, трогает, нюхает посторонние предметы Непослушание, плохое поведение У него плохо обрабатываются телесные и сенсорные сигналы, высокая зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность

Лечение аутизма

Лечится или нет это состояние, больше всего интересует родителей таких малышей. К сожалению, ответ на вопрос «Лечится ли аутизм? » однозначен: «Нет, не лечится ».

Но, несмотря на то, что недуг не излечим, поправить ситуацию можно. Самое лучшее «лечение» в этом случае – регулярные занятия каждый день и создание наиболее благоприятной среды для аутиста .

Такие действия на самом деле являются очень большим трудом, как родителей, так и педагогов. Но такими средствами можно достичь больших успехов.

Как воспитывать малыша-аутиста

  • Осознать, кто такой аутист, и то, что аутизм является способом существования. То есть, такой малыш способен думать, смотреть, слышать, чувствовать не так, как большинство людей.
  • Позаботиться о максимально благоприятной среде для того, кто страдает аутизмом, чтобы он мог развиваться и учиться. Неблагоприятная обстановка и перемены в распорядке плохо действуют на аутиста и заставляют его уходить в себя еще глубже.
  • Консультироваться со специалистами – психиатром, психологом, логопедом и другими.

Как лечить аутизм, этапы

  • Сформировать навыки, которые нужны для обучения. Если ребенок не идет на контакт, постепенно его установить, не забывая, кто это – аутисты. Постепенно нужно развивать, по крайней мере, зачатки речи.
  • Устранить формы поведения, являющиеся неконструктивными: агрессию, самоагрессию, страхи, уход в себя и др.
  • Учить наблюдать, подражать.
  • Учить социальным играм и ролям.
  • Учить идти на эмоциональный контакт.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенное лечение аутизма практикуется согласно с принципами бихевиоризма (поведенческая психология).

Один из подтипов такой терапии – это АВА-терапия . Основа этого лечения состоит в том, чтобы наблюдать, как выглядят реакции и поведение малыша. После того, как все особенности изучены, подбираются стимулы для конкретного аутиста. Для одних детей таковым является любимое блюдо, для других – музыкальные мотивы. Далее таким поощрением подкрепляют все желаемые реакции. То есть, если малыш сделал все, как нужно, тогда он получит поощрение. Так развивается контакт, происходит закрепление умений и исчезают признаки деструктивного поведения.

Логопедическая практика

Несмотря на степень аутизма, у таких детей отмечаются те или иные трудности с речевым развитием, что мешает нормальному общению с людьми. Если малыш регулярно занимается с логопедом, у него налаживается интонация, произношение.

Выработка навыков самостоятельного обслуживания и социализации

У аутистов отсутствует мотивация играть, делать повседневные дела. Они сложно приспосабливаются к поддержанию личной гигиены, распорядку дня. Чтобы закрепить нужный навык, используют карточки, на которых прорисован или написан порядок выполнения таких действий.

Терапия медикаментами

Лечить аутизм медикаментозными средствами допустимо только в том случае, если деструктивное поведение маленького пациента мешает его развитию. Однако родителям нудно помнить, что любая реакция аутиста – плач, крик, стереотипия – это своеобразный контакт с внешним миром. Хуже, если ребенок уходит в себя на целые дни.

Поэтому любые успокоительные и психотропные лекарства допустимо применять только по строгим показаниям.

Существуют некоторые мнения, которые являются скорее народными, чем научными. Например, данные о том, что помогает вылечить аутиста, научно не подтверждены.

Некоторые методы не только не приносят пользы, но и могут быть опасными для пациента. Речь идет о применении глицина , стволовых клеток , микрополяризации и др. Такие методы могут быть очень вредными для аутистов.

Состояния, которые имитируют аутизм

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и . Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Образование: Окончила Ровенский государственный базовый медицинский колледж по специальности «Фармация». Окончила Винницкий государственный медицинский университет им. М.И.Пирогова и интернатуру на его базе.

Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

16Авг

Что такое аутизм

Большинство людей говоря «аутизм» думают, что это одна конкретная болезнь. На самом же деле это группа проблем, с которыми дети могут столкнуться в процессе развития. Есть целая классификация различных расстройств, которые подходят под определение «аутизм», это Синдром Ретта , Синдром Аспергера , общее расстройство развития и другие.

Официально в медицине данное заболевание имеет название: Расстройство аутистического спектра .

Что такое аутизм.

Каждый день наш мозг обрабатывает (понимает) колоссальные объемы информации: вещи которые мы видим, запахи вокруг нас, слух, вкус, осязание, и анализ собственного опыта. Если же в мозге что-то пошло не так, и он не корректно интерпретирует какие-то из получаемых сигналов, то такому ребенка может быть трудно говорить, слышать, понимать, играть и обучаться.

Симптомы данных расстройств у детей могут проявляться как в легкой, так и тяжелой формах. Если в первом случаи ребенку стоит лишь немного помочь в адаптации и его жизнь будет неотличимой от жизни остальных детей. То при тяжелой форме потребуется длительная квалифицированная помощь, что бы научить такого малыша самым обычным повседневным делам.

Детям, страдающим аутизмом очень сложно строить логические цепочки, и делать на их основании определенные выводы. К примеру, если вы обращаетесь к малышу, ласковым и не громким голосом при этом, улыбаясь, скорее всего здоровый малыш не будет расценивать вас как угрозу. Распознав улыбку, он сделает вывод, что вы скорое всего доброжелательно к нему относитесь.

Что же касается детей с расстройством аутистического спектра, то тут наверняка предугадать реакцию невозможно, может быть такое, что обычная улыбка может до ужаса перепугать ребенка, так как его мозг интерпретировал ее как колоссальную угрозу.

У детей с аутизмом зачастую возникают такие проблемы:

  • Обучение значению новых слов
  • Монотонные повторения одного и того же дела или слова
  • Проблемы адаптации к новым местам, вещам, продуктам

Одна из самых больших сложностей при данном заболевании это то, что, ребенок не всегда может понять смысл слов, построить правильное предложение, что бы объяснить, что ему нужно и чего он хочет со всеми вытекающими последствиями. Точно по этой же причине довольно сложно объяснять ребенку те или иные вещи.

Аутизм относится к одному из самых неблагоприятных диагнозов, которые могут быть поставлены ребёнку. Данный недуг выражается в том, что у пораженного им индивида нарушается способность адекватно познавать окружающий мир и те правила, по которым функционирует социум. Провоцирует подобные поведенческие дисфункции тот момент, что отдельные структуры мозга не могут должным образом взаимодействовать друг с другом.

Как следствие, это приводит к проблемам в межличностной коммуникации, отсутствию эмоциональной связи больного со своими родными и близкими, трудностям в овладении элементарными навыками, что касаются личной гигиены и быта. Индивид сосредоточен только на своей персоне, на собственных проблемах и трудностях, его мало беспокоит окружающая реальность, так как он живет в личном замкнутом мирке. В статье будет детально проанализировано понятие «аутизм», перечислены его причины и основные симптомы, а также приведенные эффективные методы лечения.

Под аутизмом в психиатрии принято понимать общее расстройство психического развития индивида, выраженное в сложности освоения коммуникативных навыков и взаимодействия с социумом. Людям, с подобным диагнозом, свойственна умственная отсталость, дисгармоничность в физическом и психическом развитии и повторяющееся, стереотипное поведение. По статистике аутизм чаще всего обнаруживается у детей, достигших 1-3 годов жизни. Точная этиология болезни не установлена, однако врачи сходятся во мнении, что главная причина – плохая наследственность.

Недуг может возникнуть и на фоне тяжелых органических нарушений в работе организма. Точный диагноз ставится после долгих и кропотливых месяцев наблюдения за этапами развития малыша. Лечебное воздействие предполагает комплексное воздействие фармацевтических средств и психотерапии поведения. Аутизм причисляют к наиболее распространенному заболеванию, влияющему на нормальность развития индивида.

Психологические исследования показали, что к подобной патологии в большей степени уязвимы мальчики, чем девочки. С каждым годом, как утверждают врачи, аутизма встречаются в их практике все чаще. В легкой форме он проявляется в виде сложности в установлении контактов больного с ближайшим окружением, частой сменой настроения и неконтролируемыми вспышками гнева. В тяжелое форме все вышеперечисленные симптомы отягощаются тяжелой генетической отягощенностью, которая практически не поддается психотерапевтическому воздействию.

Причины

По причинам возникновения аутизма написано множество научных работ, однако ученые, врачи и психологи так и не выявили точного фактора, провоцирующего этот недуг. Одно известно наверняка, риск его появления во многом обусловлен каким-либо нарушением мозговых структур. К ним относят:

  1. Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день данная теория является лидирующей среди тех, что пытаются объяснить причину недуга. Однако специалистами так и не были определены гены, что способствуют возникновению аутизма. К тому же ребёнок с подобной патологией развития может родиться и у родителей, чей анамнез не отягощен случаями заболевания.
  2. Наличие повреждения плода во время родов или в процессе пренатального развития . Причиной подобных дефектов выступают перенесенные матерью в период беременности болезни вирусной этиологии, как то корь, краснуха или ветрянка.
  3. Пагубное влияние на мозговые структуры таких тяжелых состояний, как туберкулезный склероз, ДЦП и другие аномалии хромосом.
  4. Значительное ожирение у будущей матери . Исследования показали, что женщины, страдающие избыточным весом, намного чаще рожают детей с аутизмом, чем роженицы с нормальным весом.
  5. Высокий возраст родительницы и недоношенность также считаются факторами, предрасполагающими к данной болезни.

В последнее время заметен значительный скачок распространения болезни. К причинам этого врачи относят ухудшающиеся экологические условия, а также влияние другие вредоносных факторов, как-то воздействие на организм будущей матери выхлопных газов, фенолов и некоторых продуктов, употребляемых нею в пищу. Причем перечисленные факторы действуют не напрямую, а опосредовано. То есть у плода может быть в наличии только предрасположенность к патологии, но изменение структуры генов происходит в самом чреве матери.

Симптоматика

По мнению психологов, первые тревожные звоночки, что ребёнок страдает аутизмом, могут проявиться в 3-4 месяца. Зачастую они остаются незамеченными папой и мамой малыша, так как необычности в поведении списываются на особенность возраста. Настоящая тревога за ребёнка проявляется только после его сравнения со сверстниками, которые значительно опережают чадо в своих умениях и навыках.

Подозрения в аутизме могут возникнуть при наличии у воспитанника таких странностей, как частые истерики и нелюбовь к социальному взаимодействию. Если в семью приходят гости, то малыш может прятаться или начинать плакать. Круг его интересов значительно ограничен. Ребёнок любит проводить время, просто уставившись в одно место, или постукивая по полу ладошкой. Это настораживает и пугает его родителей.

Важно понимать, что заболевания может дать о себе знать абсолютно внезапно. Начальные признаки с равным успехом появляются как у грудничка, так и дошкольника или подростка. Психологи убеждены, что при должном внимании папа с мамой способны определить наличие у чада аутизма с самих ранних лет. Малыш может не реагировать на улыбку матери или звук собственного имени, он мало двигается и неадекватно воспринимает сильные или неприятные раздражители – звук, ослепительный свет, голод.

Специалисты определили список симптомов, характерных для детей, страдающих аутизмом. К ним следует относить:

  1. Мимические движения, не вписывающиеся в актуальную ситуацию. Если говорить проще, то такой ребёнок может скривиться на улыбку или рассмеяться просто так, по неизвестной причине. В целом мимика у людей, страдающих аутизмом, очень бедная и порой их лица напоминают маску.
  2. Различные варианты задержек или нарушений речи. Чадо может без устали повторять одну фразу, меняя темп и громкость ее произнесения. Речь ребёнка никуда не направлена, без попыток донести ее до родителей более внятно и разборчиво. Среди таких детей нет тех, что переживают возраст «почемучек», так как они мало заинтересованы в тайнах окружающего мира. Способны на вопрос мамы или папы отвечать тем же вопросом. Психологи отмечают, что дети с аутизмом могут придавать одному слову сразу несколько значений. Например, «есть» для них будет означать: пить, горячее, сладкое, холодное. Если болезнь диагностирована вовремя, то к 2-3 годам с помощью психологов такому ребёнку удается овладеть нужным запасом слов, чтобы функционировать в обществе. В тяжелых случаях чадо может вовсе не владеть речью и будет общаться с помощью нечленораздельных звуков.
  3. Зацикленное повторение одних и тех же движений, не несущих никакого смысла. Сюда относится постукивания себя по голове, хлопки по коленям, кивание и мотание головой, поглаживания. В основное ребёнок использует их в ситуации, которую он воспринимает как тревожную или пугающую.
  4. Не умение поддерживать зрительный контакт и полное отсутствие заинтересованности в ближайшем окружении. Такие дети могут смотреть и не видеть человека, будто он – «пустое место». Их раздражают попытки родителей привлечь к себе внимание. С большей охотой они смотрят на рисунок обоев или комнатный цветок.
  5. Полное отсутствие чувства привязанности или ее чрезмерные проявления. Пораженный недугом рёбенок с равным успехом может никак не реагировать на свою маму, либо впадать в истерику, стоит ей отойти от него.
  6. Апатичное отношение к другим детям. Психологи убеждены, что индивиды с аутизмом воспринимают своих сверстников, как неживых объектов. Им не свойственно участие в коллективных играх. Такой ребёнок скорее просто будит сидеть в сторонке с игрушкой, никак не реагируя на попытки вовлечь его в общее веселье.
  7. Сосредоточенность на одном виде деятельности. Дети с этой болезнью могут часами катать машинку по полу, перебирать кубики или рисовать на листке одну черточку. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они могут начать плакать, кричать и даже укусить.
  8. Болезненная реакция на нарушение распорядка дня или изменения в интерьере. Родители могут заметить, что если резко сменить цвет штор в комнате или убрать в другое место любимую игрушку, то ребёнок тут же начинает кричать и впадать в глубокую истерику. Тоже касается и приема пищи или похода в туалет. Дети с аутизмом быстро привыкают к статичности, а ее изменения вызывают у них острую тревогу.
  9. Неконтролируемые акты агрессии. На любую неудачу или посягательство на личное пространство малыш может отреагировать самым жестоким образом. Это может выражаться в двух различных формах: агрессии, направленной на самого себя и гневе, направленного на стороннего человека.

Родители должны понимать, что каждый из описанных симптомов может проявляться в разной форме и с различной степенью интенсивности. Во многом это зависит от тяжести заболевания и мер, направленных на его устранение. Диагностику аутизма может проводить только квалифицированный специалист, либо созданная специально для этих целей медицинская комиссия. В ее состав должны входить такие врачи, как невролог и психиатр, а также психолог. Помимо этого приглашаются родители и воспитатели, если малыш посещает детское дошкольное учреждение.

Лечение

В странах Европы и США существует множество методик, направленных на адаптацию людей с аутизмом к нормальному функционированию в обществе. Некоторые из них переведены и приспособлены к особенностям детей, проживающих в нашей стране. К таким программам относятся «Игровое время», «Прикладной анализ поведения» и другие. Основная их цель состоит в обучении малыша различным поведенческим сценариям путем активного взаимодействия с ним. Их эффективность следует дополнять и индивидуальными занятиями в домашних условиях, которые будут проводить родители.

Индивидуальная коррекция детского аутизма осуществляется по таким рекомендациям:

  1. Выработка у малыша четкого распорядка дня.
  2. Интенсивная вербальная и невербальная коммуникация родителей с ребёнком.
  3. Частое и методичное повторение тех моделей поведения, которые нужно закрепить.
  4. Чаду противопоказана резкая смена обстановки и привычного уклада дня.
  5. Запрещено кричать и ругать малыша. Проявляйте больше ласки и заботы.
  6. Регулярная совместная гимнастика снизит уровень стресса у ребёнка и повысит его физическую выносливость.

Напоследок хочется сказать, что аутизм – это неизлечимое заболевание, чьи симптомы можно купировать на время, но избавиться от них навсегда невозможно. Родители должны проявляться максимум внимания к малышу и постараться адаптировать его к обществу. Сделать это помогут квалифицированные психологи и психотерапевты.

Заметить признаки аутизма у ребенка можно уже в первые годы жизни. Характерным признаком является нежелание идти на контакт, физический или социальный. Вследствие этого затормаживается речевое развитие ребенка, который просто не стремится устанавливать связи с окружающим миром.

Ребенок не проявляет инициативы в общении, избегает зрительного контакта. Для аутистов характерны эхолалии – повторения слов или фраз, что может ошибочно создать впечатление умственной отсталости. Однако на деле умственная отсталость наблюдается лишь в трети случаев, обычно аутисты понимают смысл сказанного.

Аутичный ребенок не стремиться находить общий язык со сверстниками, кажется эмоционально холодным и отрешенным. Аутистов отличает гиперчувствительность к сенсорным воздействиям окружающей среды: свету, звукам, запахам, прикосновениям. Высокая интенсивность воздействий доставляют страдания сродни боли при физических повреждениях.

Аутисты и социум

Аутисты ригидны, им очень сложно приспосабливаться к изменениям. Потому они протестуют против нарушения привычного уклада, сами любят наводить порядок. Они живут по определенному распорядку и требуют от близких его неукоснительного соблюдения.

Аутистам трудно понять посылы других людей, речевые или невербальные. Поэтому они не воспринимают юмор, переносный смысл слов. Значение сказанного принимается дословно.

Во взрослом возрасте интересы аутистов ограничены, включают как правило одну специфическую сферу. В этой сфере они прекрасно разбираются, знают мельчайшие подробности. С другими людьми они могут разговориться по-настоящему только о своих интересах, при этом не обращая внимания на их ответную реакцию.

Аутисты не понимают проблем других людей и сами не обращаются за утешением. Они предпочитают проводить время в одиночестве, предавшись любимому делу. Из-за этого таким людям очень трудно заводить друзей и поддерживать долговременные отношения.

У больных аутизмом нарушены навыки прогнозирования и планирования, за которые отвечают лобные доли головного мозга. Зачастую они элементарно не могут предвидеть развитие событий, что может повлечь за собой опасные для жизни поступки.

Что касается творческой одаренности, существует разновидность аутизма – синдром Аспергера. Люди с этим синдромом отличаются гениальностью в какой-либо изолированной сфере. Очень много среди аутистов художников, музыкантов или научных деятелей.

Аутизм – это расстройство, которое появляется из-за нарушения развития мозга и характеризуется практически полным отсутствием общения и взаимодействия с другими людьми, а также цикличностью действий и очень ограниченными интересами.

Так что такое аутизм простыми словами ? Это заболевание, появляющееся из-за проблем с развитием мозга. Человек, страдающий аутизмом (аутист) мало общается с другими людьми, не полностью осознаёт реальность, повторяется в своих действиях, мало чем интересуется. Таким людям тяжело поддерживать контакт глаз. Аутизм, кстати, не такое и редкое заболевание, которое встречается у многих людей. Оно может возникать в различных формах, в некоторых случаях выражено достаточно слабо и не диагностируется специалистами.

Очень выраженным дефицитом взаимодействия с другими членами социума, нежеланием и неумением строить межличностные связи характеризуется аутизм у ребенка . Дополнительно могут наблюдаться повторяющиеся действия, желание постоянно вновь и вновь упорядочивать предметы по определенному параметру.

Изучен слабо, механизмы его возникновения и причины были определены только по имеющимся связям. Данная болезнь характеризуется изменением во многих областях мозга, но они все еще остаются непонятными для специалистов.

Симптомы. Признаки аутизма у детей.

Симптомы и признаки аутизма проявляются на первом году жизни, но явно выявить их удается только в возрасте двух-трёх лет. Перечислим наиболее распространенные явления:

  • ребенок не может отличать одушевленные и неодушевленные предметы;
  • отсутствует полноценная реакция на различные виды раздражителей, проявляется полное безразличие к ним;
  • прослеживается задержка в развитии;
  • малыш концентрирует свое внимание только на одной игрушке;
  • полное равнодушие к другим детям, ребенок не принимает участие в совместных играх;
  • нет осознания родителей и привязанности к ним.

Причины аутизма.

На данный момент причины появлении аутизма не изучены, специалистам остается только строить версии и проводить исследования. Сейчас известно, что заболевание возникает в результате неких генетических отклонений. Как они появляются и почему развиваются – непонятно.

Среди предрасполагающих факторов выделяются токсические поражения организма во время беременности, серьезные инфекционные заболевания. Генетические отклонения тоже могут увеличить риск развития аутизма у ребенка.

Прогноз.

На данный момент эффективного лечения не существует. Врачи осуществляют только терапию для развития ребенка и налаживания взаимодействия с другими представителями социума. Иногда все манипуляции дают положительный результат.

В ряде случаев выраженность аутизма снижается с возрастом, а у взрослого человека внешние проявления становятся минимальными. Но симптомы могут усугубиться, в результате чего пациент неспособен адаптироваться в обществе. Остается только следить за развитием заболевания и осуществлять терапию.