Функциональное нарушение сна у детей. Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия. Снохождение и сноговорение

«Спит как ангелочек», - умиляются родители, глядя на спящего малыша. Но что делать, когда умиляться приходится всё реже, проводя большую часть времени в попытках уложить ребёнка спать? Что делать, когда все сказки прочитаны, все песни спеты, а у любимого чада сна, как говорится, ни в одном глазу? И это повторяется почти каждый день, месяц за месяцем?

На самом деле эта проблема, увы, нередкая. Каждый четвёртый ребёнок дошкольного возраста испытывает регулярные или периодические проблемы со сном, а родители, вынужденные искать пути решения проблемы – испытывают хроническое недосыпание. Инсомния (от английского insomnia – «бессонница») в наше время стала одной из самых распространённых проблем, особенно актуальных для детского возраста.

На первый взгляд может показаться, что бессонница у детей никаких серьёзных последствий, кроме нарушения режима дня всей семьи не имеет. Но на самом деле инсомния способна пагубно отразиться на здоровье ребёнка.

Дело в том, что пока ребёнок спит, в его организме наиболее активно вырабатывается соматропин – гормон, отвечающий за рост и развитие в детском возрасте. Дефицит сна замедляет выработку гармона, поэтому дети, которые плохо спят, медленнее растут и нередко испытывают проблемы с весом и даже умственным и психическим развитием. Поэтому сон в грудном возрасте особенно важен.

Кроме того, из-за бессонницы нервная система не успевает восстанавливаться , так как вынуждена постоянно работать. При этом замедляется мозговая деятельность: ребёнок хуже соображает, запоздало реагирует на изменение окружающей обстановки и обращённые к нему вопросы. Он способен выполнять простые обыденные действия «на автомате», но когда требуется изменить привычный алгоритм или перейти к другому занятию, это вызывает ступор. Подобное состояние негативно отражается на учёбе, общении с друзьями и может быть даже опасным.

При продолжительной бессоннице страдают и самочувствие, и психика: ребёнок становится вялым, раздражительным, беспокойным, плаксивым, часто жалуется на головную боль, головокружение и отсутствие аппетита. Подобное состояние может привести и к более серьёзным заболеваниям, поэтому с инсомнией необходимо активно бороться.

Причины и лечение нарушений сна у детей

Бессонница – нарушение, которое требует тщательного лечения. Но прежде чем его начинать, необходимо выяснить причины, повлёкшие за собой расстройства детского сна.

Условно выделяют несколько групп причин инсомнии: психологические, физиологические и связанные с окружающей обстановкой. Бессонница может быть вызвана одной или несколькими причинами, причём у детей разного возраста они могут несколько отличаться.

Так, нарушения сна у детей до года обычно вызваны несовершенством их нервной системы: суточные ритмы в грудном возрасте ещё только вырабатываются. Поэтому если ребёнок здоров, весел, активен и «путает день с ночью», бодрствуя в ночное время и усиленно отсыпаясь днём, то причина именно в этом. Однако есть и более серьёзные причины инсомнии у младенцев:

  • слишком тёплый и сухой воздух;
  • шумная или непривычная обстановка;
  • слишком яркий свет;
  • проблемы с желудком и кишечником;
  • опрелости;
  • прорезывание зубов;
  • ушные инфекции;
  • энцефалопатии.

В этом случае ребёнок плохо спит и днём, и ночью, часто просыпается, капризничает, плач частый и громкий. За малышом необходимо понаблюдать: возможно, потребуется изменить обстановку в помещении, где спит ребёнок, а также непременно показать его врачу, чтобы исключить какие-либо заболевания.

В дальнейшем могут добавиться новые причины бессонницы. После года дети осваивают всё новые двигательные навыки и активно познают окружающий мир. Интенсивная и разнообразная деятельность настолько перегружает нервную систему, что ребёнок засыпает с трудом.

Кроме того, ребёнок начинает пробовать взрослую пищу, и непривычная еда может вызвать желудочно-кишечные расстройства и диатез. Самостоятельно регулировать свой сон малыш в этом возрасте пока не может, поэтому необходимо выработать ежедневный ритуал отхода ко сну и также наладить режим здорового полноценного питания, исключив переедание на ночь.

Дошкольный возраст нередко отмечен первыми ночными кошмарами – дети 3–6 лет слушают сказки, смотрят мультфильмы и телепередачи, а активно развивающийся мозг перерабатывает полученные впечатления в немыслимые фантазии. В итоге ребёнок начинает бояться темноты, опасается засыпать, спит некрепко и нередко просыпается с криками и в слезах.

Кроме того, когда дети начинают посещать детский сад, риск подхватить простудное заболевание или заразиться гельминтами значительно повышается: в этом возрасте дети могут страдать бессонницей из-за боли в горле, заложенного носа или зуда. Подобные проблемы следует решать комплексно: укреплять детский иммунитет, своевременно лечить заболевания и регулярно сдавать анализы. Кроме того, необходимо ограничивать просмотр ребёнком телевизора, а сказки и мультфильмы подбирать тщательнее, исключая страшные сюжеты и пугающих персонажей.

У детей младшего и среднего школьного возраста на первый план выступают психологические причины бессонницы: начало учёбы практически всегда сопровождается стрессом из-за смены обстановки, а дальше могут прибавиться и другие проблемы. Страх перед контрольными и экзаменами, проблемы с успеваемостью, конфликт с учителем, ссоры с друзьями – наиболее частые причины бессонницы у детей в 8–10 лет. Кроме того, проблемы в семье, переезд, смена обстановки и даже смерть домашнего питомца нередко вызывают нарушения сна.

Если инсомния вызвана подобными причинами, необходимо направить все усилия на создание благоприятной атмосферы в семье и психологическую поддержку ребёнка. Важно обратить внимание на оценки: возможно, сыну или дочери требуются дополнительные занятия. Желательно чаще беседовать с ребёнком на волнующие его темы, стараться, чтобы он ощущал дружелюбное отношение. Если бессонница сопровождается головными болями, нарушениями аппетита, обмороками, резкими сменами настроения, расстройством зрения – следует немедленно показать ребёнка педиатру и неврологу, а при необходимости другим специалистам.

Помимо всего вышеперечисленного, бессонницу могут спровоцировать очень серьёзные неврологические расстройства, заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем, а также эндокринные нарушения. Поэтому даже если у ребёнка никаких проблем со здоровьем, кроме трудностей со сном, не отмечается, консультация специалиста обязательна в любом случае.

Медикаментозное и гомеопатическое лечение бессонницы

Бывает, что достаточно создать благоприятную атмосферу в помещении, наладить режим дня или даже откровенно поговорить с ребёнком по душам, чтобы сон снова наладился. Но если ребёнок всё так же не может долго заснуть, часто просыпается или же не спит вообще, может потребоваться лечение.

Главное, запомните – лечить ребёнка препаратами, выбранными самостоятельно или по совету знакомых ни в коем случае нельзя! Любое некорректно применение лекарств может привести к самым страшным последствиям. Кроме того, снотворные таблетки для детей строго под запретом: они отличаются большим количеством побочных эффектов и пагубно влияют на мозг и нервную систему. Любое лечение должен назначать только врач.

Применение лекарственных препаратов у детей до 3 лет строго противопоказано. С 3 лет ребёнку могут назначить такие средства, как «Персен» (строго в таблетках), «Алора» или «Тенотен». Эти препараты на основе растительных экстрактов оказывают расслабляющее и успокаивающее действие, активно борются с раздражительностью и тревожностью, способствуют нормализации сна.

Гомеопатические средства , даже несмотря на своё растительное происхождение, не должны применяться самостоятельно. Длительность применения и дозировку назначает исключительно специалист. В основном все гомеопатические препараты разрешены детям с 3 лет, исключение составляют лишь «Валерианахель», применение которого допустимо с 2-летнего возраста и «Сон-норма», который возрастных ограничений не имеет.

Более безопасными способами нормализации сна у детей является применение отваров таких растений как:

  • пустырник;
  • ромашка;
  • мята;
  • шишки хмеля;
  • душица;
  • мелисса;
  • корень валерианы.

Не менее полезным может быть массаж с эфирными маслами этих растений и ароматические подушки. Однако для детей до 3 лет их следует применять с осторожностью.

Лечение бессонницы даже с помощью лекарственных средств не будет эффективной, если не создать ребёнку комфортную физическую и психологическую обстановку. Для этого важно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. Соблюдать режим дня обязательно. Дети, особенно груднички, очень консервативны: малейшее изменение привычного распорядка или беспорядочный режим выбивает их из колеи и мешает заснуть. Поэтому важно выработать ритуал отхода ко сну. У грудничка это может быть схема «купание - кормление - сон». У детей постарше – «умывание - стакан тёплого молока - чтение сказки - сон». Самое важное – выполнение ритуала ежедневно и строго в одно и то же время.
    2. Важно создать в комнате правильный микроклимат – доказано, что для комфортного сна необходима температура воздуха приблизительно 16–20 градусов и относительная влажность не менее 50%. Обязательно нужно проветривать детскую перед сном и при необходимости пользоваться увлажнителем воздуха.
    3. Особое внимание требуется и питанию малыша – оно должно быть полноценным и разнообразным. Обязательно следует включить в рацион нежирное мясо, кисломолочные продукты, хлеб из цельного зерна – они способствуют выработке гормона сна мелатонина и полезной для мозговой деятельности аминокислоты триптофана. Желательно употреблять больше овощей и фруктов, особенно помидоры и бананы, где содержатся полезные для нервной системы калий и магний. Главное – чтобы у ребёнка не было аллергии на эти продукты.

  1. Не следует плотно кормить ребёнка прямо перед сном или давать ему сладости: это приводит к бессоннице и может спровоцировать страшные сны.
  2. Деятельность ребёнка в течение дня должна быть активной: больше времени проводите на открытом воздухе, играйте, занимайтесь физическими упражнениями. После таких нагрузок сон, как правило, здоровый и крепкий.
  3. За час до сна необходимо настроить ребёнка на отдых: приглушить свет и громкие звуки, перейти к спокойным играм, иначе перевозбуждение помешает ему заснуть.
  4. Ребёнку снятся кошмары, и он просыпается с криками и в слезах? Обязательно следует успокоить малыша, расспросить о том, что ему снится, объяснить безопасность сновидений. Укладывать ребёнка спать сразу после этого не стоит: впечатления от сна ещё долго останутся сильными. Лучше поговорить с ним, почитать сказку, выпить тёплого молока с мёдом и оставаться рядом, пока сон не возьмёт своё. Если ребёнка мучают кошмары, лучше оставлять в комнате небольшой ночник: мягкий свет не помешает сну и позволит ребёнку не испытывать ужас при засыпании и пробуждении.
  5. Если не спит грудничок и при этом не проявляет признаков заболевания, можно попробовать искупать его в прохладной ванне: вдоволь наплававшись, малыш утомится и уснёт.

Если ребёнок плохо спит, не стоит относиться к этому несерьёзно и отмахиваться от проблемы: консультации грамотных специалистов, а также внимание и забота родителей помогут быстро наладить здоровый сон, и как следствие, обеспечить малышу нормальный рост и развитие.

«Спит как младенец» - фраза, отражающая наши представления о детском сне как о чем-то идеальном, образце для подражания. Однако не все родители маленьких детей согласятся с таким утверждением. К сожалению, нарушение сна - достаточно частое явление, обусловленное серьезными причинами. Разобраться с этой проблемой поможет врач – сомнолог.

Сон - сложное физиологическое состояние, которое характеризуется относительным покоем, неподвижностью и выраженным снижением реакций на внешние стимулы. Основная функция сна - восстановительная. Он играет важную роль в процессах обмена веществ в организме. Так, во время медленного сна высвобождается гормон роста, увеличивается синтез клеточных белков. Во сне происходит восстановление иммунитета путем активации защитных иммунных клеток Т-лимфоцитов и выработки иммуноглобулинов, необходимых для борьбы с инфекциями. Во время быстрого сна происходит переработка информации и переход кратковременной памяти в долговременную.

Сон является неоднородным процессом и представляет собой генетически детерминированное состояние организма, которое характеризуется последовательной сменой фаз - медленного сна (сон без сновидений) и быстрого (парадоксальный сон или сон со сновидениями). Основная функция фазы медленного сна - восстановительная. Уменьшаются частота дыхания и ритм сердцебиения, расслабляются мышцы и замедляются движения глаз. По мере углубления медленного сна общее количество движений спящего уменьшается, его трудно разбудить в это время, и сновидения при пробуждении не запоминаются. Основная функция фазы быстрого сна – переработка информации, создание программы поведения на будущее. При быстром сне физиологические функции, наоборот, активизируются, дыхание, ритм сердцебиения и движения учащаются. Клетки мозга в эту фазу чрезвычайно активны, однако информация от органов чувств к ним не поступает и к мышцам не подается. В этом и заключается парадоксальный характер этого состояния. Движения глазных яблок становятся быстрыми - спящий видит сновидения, если его разбудить спустя 10 минут, он расскажет о сновидении.

Потребность во сне у детей более важна для организма, чем потребность в пище. Количество сна - главная составляющая понятия «качество жизни». Сон у малышей существенно отличается от сна у взрослых. До б месяцев он начинается со стадии активного, быстрого сна. Общее время сна примерно одинаково днем и ночью. По мере взросления ночной сон постепенно «консолидируется», количество ночных пробуждений уменьшается, дневной сон становится короче, и уже к 4 годам потребность в дневном сне исчезает у большинства детей. Суточная продолжительность сна детей раннего возраста - в среднем от 12 до 14 часов. К 18 месяцам большинство из них самопроизвольно устанавливают собственный режим сна, который включает послеобеденный однократный сон от 1,5 до 3 часов.

Основной особенностью расстройств сна у детей является богатство двигательных и вегетативных феноменов, которые можно выделить в следующие группы:

Стереотипные движения, связанные со сном: качание, биение, складывание, феномен «челнока», сосание пальцев во сне, онанизм во сне, другие стереотипные движения.

Пароксизмальные явления во сне: судороги, ночные страхи, ночной энурез, бруксизм, ночная астма, пароксизмальные ночные носовые кровотечения, ночные рвоты, другие пароксизмы во сне.

Статические феномены сна: странные позы, сон с открытыми глазами, сон с открытым ртом.

Сложные формы психической деятельности во сне: снохождение, сноговорение, кошмарные сновидения.

Нарушения «переключений» в цикле «сон - бодрствование» у детей: нарушения засыпания, нарушения пробуждения, нарушения бодрствования, инверсия сна и бодрствования.

На сегодняшний день насчитывается более 100 нарушений сна. У детей наиболее часто встречаются инсомнии (нарушения засыпания), парасомнии (ночные страхи, ночные кошмары, снохожде-ние, сноговорение, энурез) и апноэ во сне (остановка дыхания).

Инсомния - недостаточный или неадекватный сон, включающий сложности засыпания, беспокойный сон, частые ночные пробуждения, трудности пробуждения, раннее пробуждение. Наиболее частые причины инсомнии у детей: психофизиологические факторы (стрессы, изменение привычного режима); нарушение циркадных ритмов (синдром смены часовых поясов); соматические, неврологические и психические расстройства (например, тревога); периодические движения конечностей во сне (железодефицитная анемия, ортопедические заболевания); лекарственная зависимость (частое употребление капель в нос - адреномиметиков с выраженным стимулирующим эффектом, например, нафтизина); неадекватные привычки, связанные со сном (нарушение гигиены сна); синдром апноэ во сне (гипертрофия миндалин, заболевания нервно-мышечного аппарата и анатомические особенности верхних дыхательных путей).

У детей в возрасте от 3 до 5 лет самыми частыми причинами нарушения засыпания и поддержания сна могут быть: железодефицитная анемия, инфекция и интоксикация, глистная инвазия, тревожные расстройства.

Снохождение (сомнамбулизм) - наиболее частое нарушение сна, с которым встречаются родители. Оно может случиться с ребенком в любом возрасте, но чаще наблюдается у детей первого года жизни с максимальным проявлением в возрасте от 2 до 4 лет. При снохождении ребенок садится в постели с открытыми глазами, так называемый невидящий взор. Речь обычно невнятная. Ребенок не отдает отчета в действиях. В выраженных случаях могут отмечаться эпизоды хождения по дому. Лунатика разбудить очень сложно - лучше осторожно проводить его обратно к постели. Попытки разбудить ребенка при сомнамбулизме, как и при других парасомниях, безуспешны и могут приводить к проявлениям агрессивности. Иногда агрессия может наблюдаться и спонтанно. Окружающие должны быть предупреждены об этом, а также о нежелательности прерывания приступа посредством насильственного пробуждения. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения во время ночных блужданий. Бывает, что сомнамбулы вываливаются из окон, ошибочно принимая их за двери. В таких случаях необходима консультация врача и лечение.

Сноговорения чаще случаются у детей в периоды напряжения и тревоги, при этом психически дети совершенно здоровы. В редких случаях при сочетании сноговорений со снохождениями проводится дифференциальная диагностика с эпилепсиями.

Ночные страхи возникают обычно в первую половину ночи и сопровождаются пронзительным криком или плачем, вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Типичный возраст начала - от 3 до 8 лет. Через 60-90 минут после засыпания ребенок внезапно садится, начинает кричать. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением и дыханием, расширением зрачков, повышением мышечного тонуса. С утра эпизод страха забывается. Обычно в лечении нет необходимости, но оно может быть показано, если эпизоды становятся частыми. В этих случаях обычно прибегают к короткому курсу препаратов снотворного действия, только после консультации сомнолога.

Ночные кошмары - устрашающие сновидения, от которых наступает пробуждение в фазу быстрого сна (фазу сновидений). Подобные сновидения встречаются у 10-15% детей в возрасте 3-6 лет. До 75% могут вспомнить хотя бы один такой эпизод в детстве. В редких случаях ночные кошмары могут продолжаться и в старшем возрасте, иногда всю жизнь. Возникновению ночных кошмаров могут способствовать тяжелые инфекционные заболевания и просмотр фильмов устрашающего содержания. является частой проблемой у детей. Он подразделяется на первичный и вторичный. Под первичным энурезом понимают наследственный вариант ночных мочеиспусканий. Он гораздо чаще встречается, продолжается с младенческого возраста, с частотой от 1-2 эпизодов в неделю до нескольких ежедневно. Вторичный энурез характеризуется повторным появлением недержания мочи после того, как у ребенка созрели механизмы, препятствующие энурезу, и эпизодов которого не было уже на протяжении длительного времени (З-б месяцев и более). В этом случае необходимо искать причины, которые могут быть самыми разными - от урологических до психиатрических. Энурез отмечается у 30% детей в возрасте 4 года, у 10% - в 6 лет и у 3% - в 12 лет. Особую обеспокоенность вызывают дети со стойким энурезом старше 5 лет. Обнаружена связь между обструктивными дыхательными нарушениями (апноэ во сне - остановка дыхания) и энурезом. У таких детей ночные мочеиспускания могут отмечаться несколько раз на протяжении ночи на фоне гипоксии.

Храп и апноэ во сне. 3-12% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют осложненный храп. У мальчиков храп встречается с такой же частотой, как и у девочек. Самое частое и клинически значимое осложнение храпа - синдром обструктивного апноэ-гипопное сна. Практически всегда он сопровождается храпом и имеет следующие характеристики: отсутствие или снижение воздушного потока при обструкции дыхательных путей со снижением содержания кислорода в крови. Подобные остановки дыхания могут длиться от 5 до 40 секунд, быть достаточно частыми и приводить к неполноценному и неэффективному сну. Наступление сна сопровождается увеличением сопротивления верхних дыхательных путей, при этом периодически возникает частичная или полная обструкция дыхательных путей. Ребенок обычно просыпается на короткое время из-за гипоксии или гиперкапнии (гипоксия – кислородное голодание, кислородная недостаточность, понижение содержания кислорода в тканях, гиперкапния – повышенное парциальное давление и содержание углекислого газа в артериальное крови и в организме), а также из-за повышенных усилий при попытке вдохнуть. Эти явления вызывают повторные пробуждения, приводят к фрагментации сна и к дневной сонливости. Во время обструктивных эпизодов может возникать выраженное снижение кислородного насыщения крови, что бывает причиной опасных для жизни артитмий. Дневными проявлениями синдрома осбтруктивного апноегипное сна у детей часто отмечаются нарушения поведения: невнимательность, отвлекаемость, раздражительность, гиперактивность.

Бруксизм – это переодически возникающие во все приступообразные сокращения жевательных мышц, сопровождающиеся сжатием челюстей и скрежетом зубов. Помимо скрежета зубов, ребенок может жаловаться на мышечные и суставные боли в области нижней челюсти. При осмотре можно не отметить каких-либо нарушений, однако при тяжелой форме заболевания часто наблюдаются стирание дентина, кариес и воспаление периодонтальных тканей. Диагноз можно подтвердить с помощью специального полисомнографического исследования. Кроме этого, полисомнография важна для исключения эпилепсии как причинного фактора бруксизма.

Периодические движения ног во сне и синдром беспокойных ног - периодические движения конечностей во сне, характеризующиеся частыми движениями, обычно в ногах, но иногда в руках. Повторяются во время сна с интервалами в 10-90 секунд. Могут вызывать пробуждения, что приводит к фрагментации сна и дневной сонливости. Дети спят очень беспокойно, могут принимать вычурные позы и даже падать с кровати во сне. Синдром беспокойных ног характеризуется неприятными ощущениями в ногах (иногда в руках), которые появляются перед наступлением сна (а иногда и в другое время) и вызывают сильное желание совершать движения конечностями. У детей возникают ощущения зудящего, скребущего или ноющего характера, которые временно проходят, когда нижние конечности совершают движения, но в состоянии покоя возвращаются через несколько секунд. Симптомы продолжаются от нескольких минут до нескольких часов и могут значительно задерживать наступление сна, а иногда и лишать сна.

Ночное ритмичное качание головой или телом - расстройство сна, обусловленное ритмическими движениями. Основные симптомы возникают в первые 2 года жизни. Типичны стереотипные движения головы и шеи, возникающие непосредственно перед засыпанием и сохраняющиеся во время поверхностного сна. От­мечаются различные виды стереотипных движений - удары головой, вращение, качание в стороны, катание тела. В подростковом возрасте данные нарушения иногда наблюдаются при аутизме, шизоидном расстройстве, пограничных психических расстройствах.

Вздрагивание при засыпании – внезапные кратковременные сокращения мышц рук и ног, иногда головы, возникающие при засыпании. При этом нередко испытываются ощущения иллюзии, падения. В ряде случаев вздрагивания приводят к частому пробуждению, в результате чего может нарушаться засыпание.

Ночные судороги икроножных мышц (крампи) - сопровождаются интенсивными болями в икроножных мышцах. Приступ продолжается в течение 30 мин, затем внезапно проходит, сопровождается сильным криком. Нередко подобные пароксизмы могут быть вторичными и встречаются при широком круге заболеваний, таких как ревматизм, эндокринные, нервно-мышечные нарушения и нарушения обмена веществ. Во время приступа рекомендуется массаж икр, движения, согревание; иногда полезен прием препаратов, содержащих магний, и препаратов железа.

Оценивая состояние сна, рекомендуется начинать с открытых вопросов об общем самочувствии ребенка. Всегда стоит учитывать дневные симптомы, связанные с нарушением сна. Затем можно дополнительно задать несколько уточняющих вопросов родителям, касающихся отдельных симптомов: 1) нарушения засыпания; 2) частых пробуждений в течение ночи (нарушения поддержания сна); 3) преждевременного утреннего пробуждения; 4) потливости во сне; 5) эмоционального состояния ребенка и дневной сонливости; 6) храпа во сне. Стоит также уточнить, спит ребенок с открытым или закрытым ртом.

Профилактикой расстройств сна следует заниматься уже в раннем детском возрасте, вырабатывая у детей привычку ложиться спать в определенное время. Перед сном необходимо избегать волнующих разговоров, эмоционально возбуждающей музыки и телевизионных передач, утомительных умственных занятий. Засыпанию способствуют воздушные ванны, обливания и обтирания, вечерние прогулки, общий массаж, занятия спортом. Если в доме есть лунатик, следует сделать загородку перед ведущей вниз лестницей, снабдить окна спальни крепкими решетками, не оставлять электропроводов, стеклянных столиков и хрупких украшений, лежащих на возможном пути. В связи с тем, что при сомнамбулизме имеется «внутренняя логика» поступков, прервать эпизод можно «входя в игру», например, ребенку, «готовящему уроки», сказать, что он уже все сделал, тогда тот послушно ложится в кровать. Для детей дошкольного возраста с выраженным бруксизмом разработаны специальные капы для защиты зубов. Профилактика зубочелюстных аномалий позволяет устранить также риск возникновения расстройств сна, связанных со скрежетом зубов. Бруксизм, развивающийся в младенчестве, как правило, не требует лечения и самостоятельно прекращается к 6-7 годам.

Записаться на прием

Всё чаще родители сталкиваются с проблемой беспокойного детского сна. Как правило, трудности возникают в укладывание, просыпание и ночном плаче малыша. Бессонная ночь выматывает родителей и негативно отражается на нервной системе ребёнка.
Нарушение сна у ребёнка не может возникнуть без веских на то причин, поэтому надо разобраться и выяснить, почему ребёнок плохо спит ночью, что же всё-таки является пусковым механизмом беспокойного сна ребёнка.

Из-за чего же ваш ребёнок плохо спит ночью, давайте попытаемся разобраться.

Для начала нужно создать комфортные условия для сна.
Ребенок не сможет заснуть, если в комнате будет слишком жарко. Поэтому необходимо ежедневно проветривать помещение, следить за температурой и не укрывать малыша слишком теплым одеялом. Температура в помещение должна быть 19-21 градуса, влажность воздуха 45% - 60%. Для поддержания оптимального микроклимата можно использовать кондиционеры и увлажнители воздуха. Чаще проводите влажную уборку в детской комнате, пылесосьте меховые игрушки и ковры.

У ребёнка должна быть удобная пижама, мягкие простыни и комфортная подушка, одеяло не должно быть слишком тяжёлым и большим.
У ребёнка должна быть собственная кровать. Принеся малютку из роддома, вы должны приучать ребёнка сразу же спать в его кроватки. Если вы всё-таки взяли ребёнка в свою кровать, то, скорее всего это надолго, малыш привыкнет и не захочет спать один, он будет просыпаться и требовать взять его к себе. Не надо чтобы ребёнок спал с грудью как с соской, если ребёнок хочет есть разбудите, покормите и опять уложите спать.

Некоторые специалисты считают, если ребёнок плохо спит ночью, не может самостоятельно расслабиться и заснуть, совместный сон матери с ребёнком возможен и даже является выходом. Родители высыпаются, ребёнок находит мамочку под боком и засыпает дальше, единственный минусом является то, что малыша после двух лет всё же придётся отучать спать вместе с родителями, так как это может неблагоприятно сказаться на психике ребёнка.
Для детей укладывание спать очень важный момент в их жизни. В каждой семье существует свой собственный ритуал, при котором ребёнок с удовольствием ложится спать. В одной семье это купание с игрушками и с пенкой для ванны, в другой - массаж спинки, в третьей – совместное рассказывание сказок, в четвертой – чтение книги перед сном.

Обратим внимание на выбор сказок для прочтения перед сном.
Уважаемые бабушки и дедушки, мамы и папы читайте и рассказывайте своим детям сказки перед сном! А чтобы правильно выбрать сказку на ночь мы дадим вам пару советов.
Начнём с того, что традиция рассказывать ребёнку сказки на ночь восходит к древним временам, к «старине глубокой». Свет луны еле проникает в маленькое слюдяное окошко, поскрипывая, мерно качается колыбель с засыпающим младенцем, усталая женщина тихонько бормочет волшебное предание, некогда услышанное ею от своей матери или бабушки. К счастью, этот прекрасный обычай сохранился в эпоху телевидения и компьютеров. Рассказывая малышу перед сном добрую сказку, вы успокаиваете его нервную систему, утомлённую многочисленными дневными впечатлениями; «программируете» приятные сновидения. Между вами и ребёнком после напряжённого дня возникает спокойный доброжелательный контакт, вы дарите друг другу любовь, человеческое тепло.

Сказки, которые вы рассказываете на ночь, должны содержать познавательную и поучительную информацию, в них не должно быть пугающих, агрессивных моментов. Считается, что страшные истории укрепляют психику ребёнка, приучают его быть смелым, не бояться. Возможно, это и так, не зря многие народные сказки изобилуют разными ужасами: людоедами, ведьмами, драконами. Но всё же перед сном лучше не рассказывать детям страшные истории, так как они могут быть причиной того, что ребёнок плохо спит ночью и ему сняться кошмары. Отметим, что в каждом возрасте свои страхи, например, 2-3-летний малыш боится волка, 5-летний - Бабу-Ягу, 6-летний - вампиров и приведений.

Для маленьких детей сюжет сказки должен быть простой. Герои и персонажи должны быть хорошо известны ребёнку (медведь, заяц, лиса, волк, мышка, курочка и т. п.), если вы рассказываете ребёнку первый раз про какого-то героя или новый предмет, то хорошо бы показывать его изображение и рассказать о нем (например: это колобок, он сделан из теста, он круглый и у него нет ни ножек ни ручек; это репка, её едят, она вкусная и сладкая, она круглая и жёлтая). Детям постарше лучше рассказывать сказки со сложным сюжетом, с множеством необычных персонажей. В сказке должно быть волшебство, приключения или интересные жизненные ситуации. Это развивает воображение и фантазию вашего ребёнка. История должна заинтересовать малыша, чтобы он требовал продолжения сказки. Финал сказки должен быть добрым и поучительным.
Если вы правильно выберите сказку, то возможно сон вашего ребёнка будет сладким и лёгким.

Распорядок дня

Неправильный режим дня зачастую способен вызвать значительные нарушения и сбои в режиме сна ребенка. Если ваш малыш ложится спасть очень рано, или же, напротив, очень поздно, в течение дня спит достаточно много, а двигается мало, само собой разумеется, что ночью он спать будет достаточно плохо, чтобы справиться с этой проблемой вам понадобится время и терпение.

Итак, вам необходимо составить чёткий распорядок дня и стараться максимально правильно придерживаться его. Всё должно быть по часам: приём пищи, прогулки, игры, интеллектуальные занятия, просыпание и укладывание спать. Дневной сон желателен, но можно его сократить или убрать вовсе, если вашему ребёнку за три года. Распорядок дня должен быть составлен таким образом, чтобы большая часть активных игр и занятий приходилась на первую половину дня, во второй половине дня лучше дать ребёнку самостоятельно поиграть в игрушки, можно заняться спокойными видами деятельности (рисованием, лепкой, поделками, чтением книг). Можно просмотреть мультики и поиграть в компьютерные игры за 4- 3,5 часа до сна, но не позже, чтобы ребёнок успел эмоционально успокоиться. Как можно больше гуляйте с ребёнком на улице, ведь свежий воздух способствует укреплению здоровья и улучшает сон ребёнка. Нехватка прогулок также может служить объяснением того, почему ребенок не спит ночью.

Если у вас ещё очень маленький ребёнок и вы кормите его грудью не по часам, а по требованию, то всё остальное вы должны стараться делать по времени (гулять, купать, играть, укладывать спать и будить), тем самым вы будете способствовать выработке у малыша его собственного графика кормления, по которому вы сможете корректировать и свой график. То есть малыш скорее всего захочет есть после прогулки, активной игры.
Питание ребёнка.
Ребёнок не должен ложиться спать с пустым и с переполненным желудком. Грудничкам, которых кормят не по часам, а по первому требованию, никаких ограничений не предлагается. Хотя для последнего кормления перед сном можно сцедить молоко в бутылочку и кроха сможет сразу наесться, а не совмещать процесс кормление с засыпанием. У детей, которых кормят по режиму, последнее кормление должно быть за 1-1,5 до сна.
Дети более старшего возраста обычно любят попросить поесть перед сном. Это может быть один из способов не ложиться спать, а может и правда ребёнок проголодался. Поэтому, если у вас были такие случаи, то надо самим предложить ребёнку за 40 минут до сна лёгкий перекус (стакан кефира с диетическим хлебцем или какой-нибудь любимый вашем ребёнком фрукт).

Некоторые диетологи считают, что плохой сон у ребёнка может быть связан с употреблением в пищу салицилатов, которые содержаться в ацетилсалициловой кислоте, пищевых красителях и усилителях вкуса, в помидорах, малине, лимонах и апельсинах. Поэтому можно попробовать исключить эти продукты из рациона вашего малыша.

Укрепление здоровья и самочувствия ребенка

Многие родители утверждают, что после того как они записали своих детей в бассейн, они намного лучше стали спать ночью, и проблемы с укладыванием и ночным просыпанием сами собой решились. Действительно, вода успокаивает нервную систему и лечит вегето-сосудистые заболевания, а кроме того позволяет ребёнку израсходовать избыточную двигательную активность. Поэтому бассейн может быть и вашим решением проблемы.
Дома можно самостоятельно делать солевые ванны. Для этого хорошо подходят соли с добавлением успокаивающих трав, таких как ромашка,

Catad_tema Нарушения сна - статьи

Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия

Проблемы со сном, к сожалению, наблюдаются не только у взрослых, но и у детей. Между тем состояние сна является особенно важным для развивающегося детского организма. В это время протекают процессы восстановления энергии, роста, вырабатываются важные гормоны, формируются факторы иммунной защиты. В статье приведены наиболее распространенные формы расстройств сна, принципы их диагностики и лечения.

Нарушения сна распрострнены в детской популяции не менее, чем во взрослой, - по данным одного из опросов, 25% детей в возрасте от 1 до 5 лет имеют проблемы со сном. Однако врачи-педиатры, детские неврологи и психиатры значительно хуже, чем врачи, работающие со взрослыми людьми, знакомы с нарушениями сна у детей и реже ставят соответствующие диагнозы. Причем эта проблема является актуальной как для отечественной, так и для зарубежной медицины. Так, по данным R.D. Chervin и соавт. (2001), из 103 случаев подтвержденных нарушений сна жалобы на плохой сон фигурировали в истории болезни в 16% случаев и только в 10% случаев был поставлен правильный диагноз .

Функции сна многообразны, наиболее известные из них связаны с восстановлением физического состояния организма, процессами роста, когнитивными процессами, функциями психической защиты. Недостаточное обеспечение этих фундаментальных потребностей в детском возрасте чревато отставанием в развитии, повышением риска возникновения девиаций поведения в дальнейшем, проблемами в семье для взрослых.

В педиатрической практике встречаются нарушения сна из всех шести категорий, упомянутых в Международной классификации расстройств сна 2005 г.: инсомний, расстройств дыхания во сне, гиперсомний центрального характера, парасомний, расстройств движений во сне и расстройств цикла «сон - бодрствование» .

Инсомнии
Наиболее распространенной и актуальной проблемой являются инсомнии. Инсомния, согласно международной классификации, представляет собой клинический синдром, характеризующийся наличием трудностей инициации, поддержания сна или ранними утренними пробуждениями, ощущением невосстанавливающего или некачественного сна. При этом должно выполняться условие наличия достаточного времени и условий для сна (то есть добровольное хроническое ограничение времени сна не входит в эту категорию), а также наличествовать одно или несколько проявлений во время бодрствования: ощущение усталости или дурноты; нарушение внимания, концентрации или памяти; социальная или бытовая дисфункция или школьная неуспеваемость; расстройство настроения или раздражительность; дневная сонливость; снижение уровня мотивации, инициативности или энергичности; склонность совершать ошибки на работе или во время управления транспортным средством; ощущение напряжения, головные боли, гастроинтестинальные нарушения; беспокойство по поводу своего сна. У детей наиболее частыми симптомами, сопутствующими нарушениям сна, являются дневная гиперактивность, нарушение внимания и эмоциональная лабильность, что может расцениваться как проявление соматической патологии (у младших детей) или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у более старших.

В педиатрической практике наиболее часто встречаются две формы инсомнии: поведенческая инсомния детского возраста и инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна.

Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (Тералиджен).

Поведенческая инсомния детского возраста определяется как нарушения сна, связанные с определенной формой поведения детей и родителей в период, предшествующий сну или отведенный для сна. В зависимости от механизма раз вития выделяют две формы поведенческой инсомнии.

Поведенческая инсомния по типу нарушения ассоциаций засыпания характеризуется зависимостью засыпания от наличия определенных условий - укачивания на руках, кормления, присутствия родителей в непосредственной близости. Наиболее характерным проявлением этого типа поведенческой инсомнии являются частые ночные пробуждения с требованием подхода родителей и обеспечения тех условий, в которых ребенок привык засыпать. Родителям приходится, например, 5-10 раз за ночь подходить к ребенку, вынимать его из кроватки и укачивать на руках или предлагать бутылочку с питьем. При обеспечении привычной ассоциацией засыпания ребенок быстро успокаивается и засыпает. Наиболее часто нарушение ассоциаций засыпания встречаются у детей 2-го полугодия жизни (в 25-30% популяции грудного возраста). Вероятность развития этого типа поведенческой инсомнии во многом определяется социоэкономическими и культуральными факторами. К признанным факторам риска относят: совместный сон, грудное вскармливание, возрастной период от 9 до 12 месяцев; прохождение определенных этапов развития, как моторного (ползанье, вставание), так и психического (тревога отделения). События, временно нарушающие сон, такие как колики, инфекционные заболевания, поствакцинальные реакции, изменения режима, также могут провоцировать установление вредных ассоциаций засыпания как отражение попыток родителей помочь ребенку. На формирование привычек сна также оказывают влияние темперамент ребенка, родительская тревожность и материнская депрессия . Последствиями поведенческой инсомнии по типу нарушения ассоциаций засыпания для детей является увеличение времени ночного бодрствования, снижение общего количества сна. Для родителей нарушение сна ребенка выливается в увеличение частоты внутрисемейных конфликтов и депрессии у матерей. Поведенческая инсомния по типу неправильных установок сна характеризуется наличием необоснованных условий укладывания, определяемых родителями, результатом чего является протестное поведение ребенка и увеличение времени засыпания. Наиболее частой проблемой являются попытки ребенка отстрочить расставание с родителями с помощью уже усвоенных им навыков манипуляции потребностями («хочу пить», «в туалет») или чувствами родителей («мне страшно, посиди со мной»). В других случаях ребенок отказывается ложиться спать в определенном месте (у себя в комнате), а желает спать только в постели с родителями. Это состояние распространено у детей второго и третьего года жизни, достигая значений 10-30% популяции. Факторами риска считают: «свободный» стиль воспитания, с минимальными ограничениями; конфликтующие стили воспитания родителей; недостаточную осведомленность родителей о правилах гигиены сна; вышеупомянутый возрастной период; «трудный» тип темперамента ребенка; наличие оппозиционного поведения в дневное время; проблемы окружения сна, например, трудности выделения отдельной комнаты для сна ребенка; хронотип ребенка - дети«совы» не склонны смиряться с ранним укладыванием. Последствием такого поведения для детей является снижение общего времени сна, особенно когда требуется утром вставать по установленному расписанию, например, в детский сад. Для родителей это становится причиной уменьшения времени вечернего отдыха, учащения тревожных проявлений.

В лечении обоих типов поведенческой инсомнии детского возраста главную роль играют нелекарственные методики. Прежде всего, следует обратить внимание на вопросы гигиены сна. Это касается времени укладывания, условий для сна и ритуала укладывания. Рекомендуется придерживаться одного и того же времени укладывания и подъема для ребенка, корректируя его по мере роста. При этом в первую очередь следует учитывать потребности семьи, а не кажущиеся склонности ребенка засыпать в то или иное время. Практика показывает, что дети легко приспосабливаются к любому времени укладывания, если родители проявляют достаточную настойчивость. Ритуал укладывания должен быть, насколько это возможно, неизменным и содержать повторяющуюся, предсказуемую последовательность действий. Он должен быть достаточно коротким и позитивно настраивать ребенка в отношении укладывания. Последнюю часть ритуала рекомендуется проводить уже в постели, в присутствии родителя. Важным является приучение ребенка к возможности дальнейшего ухода или отхода родителя с формированием способности «самоуспокоения». К возрасту 1 года обычно 70% детей приобретают такую способность и уже не требуют присутствия родителей при засыпании или при каждом ночном пробуждении.

Для изменения неправильных ассоциаций засыпания и установок сна используются специальные формы поведенческой терапии. Наиболее распространенной методикой для первого случая является «проверка и выдержка», для второго - «постепенное погашение». При использовании методики «проверки и выдержки» родителя инструктируют проводить с ребенком во время укладывания определенное время, укладывать спать в кроватку, после этого уходить из комнаты или ложиться к себе в постель и в течение определенного времени (чаще 15-20 минут) не подходить к нему и не откликаться на зов. По истечении этого времени следует подойти, поправить постель и снова вернуться к себе. Во время ночных пробуждений ребенка не вынимают из кроватки, не кормят (если это не требуется по возрасту или медицинским показаниям), также подходят к нему только на короткое время, а затем проявляют 15-20-минутную «выдержку». Метод «постепенного погашения» подразумевает оставление ребенка в спальне засыпать одного на определенное время, игнорируя его протест и попытки манипуляции. Через определенное время родитель возвращается, успокаивает ребенка, затем снова уходит, постепенно интервалы его отсутствия становятся все больше и больше. Таким образом постепенно удается достичь согласия с ребенком в отношении времени укладывания и приучить к самостоятельному засыпанию .

Лекарственные препараты при поведенческих инсомниях детского возраста используются только на время изменения режима сна для того, чтобы уменьшить выраженность протестного поведения ребенка. Для этого применяют гомеопатические препараты, сборы лекарственных трав (корня валерианы, пустырника, пиона), ноотропные средства (аминофенил-масляная кислота), неселективные блокаторы гистаминовых рецепторов (дифенилгидрамин, хлоропирамин, прометазин).

Одним из лекарственных препаратов, эффективность которых в отношении влияния на сон при поведенческой инсомнии детского возраста была должным образом доказана, является алимемазин (в России выпускается под торговой маркой Тералиджен). В 3 плацебоконтролируемых исследованиях детей в возрасте от 7 до 36 ме сяцев применение алимемазина в дозах от 30 до 90 мг в сутки сопровождалось достоверным (p< 0,05) уменьшением выраженности нарушений сна по соответствующей шкале и уменьшением числа ночных пробуждений по сравнению с плацебо . Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино- и адреналинолитическое действие. В малых и средних дозах обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность. В России применение препарата у детей разрешено с возраста 7 лет.

Еще одной формой инсомнии, характерной только для детского возраста, является инсомния, обусловленная нарушением гигиены сна. Распространенность этого нарушения в детской популяции составляет 1-2%. Чаще всего страдают подростки. Наиболее характерной жалобой являются трудности засыпания вечером. Кроме этого, отмечаются проблемы с поддержанием сна (частые пробуждения с трудностями последующего засыпания) и трудности утреннего пробуждения в установленные сроки (например, в школу). Причиной развития нарушений сна в данном случае является нарушение гигиены сна, включающей определенные требования к режиму и условиям для обеспечения полноценного сна. Соблюдение режима сна подразумевает укладывание и подъем в определенное время, обеспечивающее достаточную для данного возраста продолжительность сна (для подростков это 9 часов). Важным аспектом гигиены сна является обеспечение окружения сна, включающее комфортную температуру в спальне (от 18 до 25 °С), низкий уровень шума и освещенности, удобную кровать и белье. Наиболее частой причиной нарушений гигиены сна у подростков является стимулирующая умственная или физическая активность перед сном (приготовление уроков, просмотр телевизионных программ, игра на компьютере). Другой фактор, препятствующий сну, - употребление перед сном продуктов со стимулирующим действием (чай, кола, шоколад) и курение. Ключом к нормализации сна при этой форме инсомнии является установление жесткого распорядка и контроль родителями соблюдения упомянутых правил гигиены сна. Применения лекарственных препаратов обычно не требуется.

Алимемазин является производным фенотиазина, близким к хлорпромазину. Основным свойством препарата является блокада D 2 -дофаминовых рецепторов, также он оказывает антигистаминное, серотонино-и адреналинолитическое действие.

У детей старшего школьного возраста появляется другая форма инсомнии - психофизиологическая инсомния. Это расстройство характеризуется приобретением нарушающих сон ассоциаций, приводящих к нарастанию уровня соматизированного напряжения и препятствующих засыпанию. Ребенок к вечеру устает, чувствует сонливость, однако как только он ложится в постель, сон «как рукой снимает». Полежав так некоторое время, подросток выходит в туалет, идет поесть или попить или отправляется к родителям с жалобами о том, что не может уснуть. Вернувшись в постель, он обнаруживает, что сонливости нет, продолжает беспокоиться о том, что назавтра, не выспавшись, придется идти в школу, и в таком состоянии проводит еще несколько десятков минут или несколько часов. Такого рода инсомния характерна для детей с повышенной тревожностью, ответственным отношением к учебе (чаще это девочки).

В лечении психофизиологической инсомнии используют меры по нормализации гигиены сна ребенка (прежде всего важно ограничить занятия, повышающие уровень мозговой активации и тревожность, - компьютерные игры, просмотр фильмов, приготовление уроков непосредственно перед сном). Методы поведенческой терапии, применяемые в данном случае, включают уменьшение стимуляции (не использовать постель для занятий, просмотра телевидения, чтения; ложиться спать, когда чувствуешь сонливость, но не раньше установленного времени, если не спится - встать позаниматься каким-либо спокойным делом, пока не появится сонливость, затем ложиться), различные формы авторелаксации: аутотренинг, позитивная визуализация, глубокое медленное дыхание. Лекарственные средства назначают на время коррекции режима сна и применения методик поведенческой терапии для облегчения приспособления к новому режиму. Назначают короткие (2-3 недели) курсы транквилизаторов (амино-фенилмасляная кислота, гидроксизин), смесей седативных трав (валерианы, пустырника, ромашки, хмеля). При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

Парасомнии
Парасомнии определяются как необычные формы поведения или восприятия, возникающие в связи со сном (para- (греч.) - около; somnus (лат.) - сон). Наиболее частыми парасомниями в детском возрасте являются снохождение, ночные страхи и ночной энурез .

Снохождение (сомнамбулизм) представляет собой серию эпизодов комплексного поведения, возникающих во время фазы медленного сна и приводящих к хождению во время сна без осознания этого. Выраженность клинических проявлений варьирует от простого присаживания в кровати до производства сложных манипуляций типа открывания замков дверей или запоров окон. Часто хождение во сне сочетается со сноговорением, при этом речь бывает невразумительной, ответы невпопад, однако возможны вполне связные и уместные отчеты (рапортное сно-говорение). Дети во время эпизодов снохождения могут совершать привычные действия, связанные с дневными играми. Характерной особенностью эпизода снохождения является отсутствие воспоминаний наутро. Не отмечается также никакой связи с наличием или содержанием сновидений и такого эпизода.

Приступ снохождения случается обычно во время первого периода медленного сна, чаще через один час после засыпания. На полисомнограмме наблюдается эпизод ЭЭГ-активации или полного пробуждения, возникающий в конце 3-й или 4-й стадии медленного сна. Иногда активации предшествует вспышка высокоамплитудной дельта-активности. Запись ЭЭГ во время эпизода снохождения у детей демонстрирует признаки паттернов сна на фоне ЭЭГ-бодрствования: диффузную ритмическую дельта-активность, диффузную тета-активность, смешанную дельта-, тета-, альфа- и бета-активность. Возможно возникновение приступа снохождения и во 2-й стадии медленного сна. Снохождение может случаться несколько раз за ночь, но обычно бывает только один эпизод. Начало снохождения обычно приходится на возраст 4-6 лет. Пик приходится на период с 8 до 12 лет, когда до 17% детей имеют такие эпизоды. Затем наблюдается быстрое снижение частоты снохождений, у взрослых максимальная распространенность этой формы парасомний составляет 4%. Отмечена значительная семейная предрасположенность к снохождению. Исследования на близнецах показали, что не менее 50% случаев этой формы парасомний имеют генетическую природу. Вероятность развития снохождения у ребен ка, если его не было в детстве ни у одного из родителей, составляет 22%, у одного из родителей - 45%, у обоих родителей - 60%. Факторами, способствующими проявлению такой предиспозиции у детей, считаются: недостаточное количество сна; нерегулярный режим; наличие нарушений дыхания во сне и периодических движений конечностей во сне; лихорадка; прием препаратов, увеличивающих количество медленного сна (литий), или отмена лекарств, снижающих его количество (бензодиазепинов, трициклических антидепрессантов); употребление перед сном кофеинсодержащих продуктов; сон с полным мочевым пузырем; шум и свет; стресс и тревога .

При редких приступах снохождения активное лечение не проводится. Следует обратить внимание на соблюдение правил гигиены сна (режима сна, окружения сна, убрать провоцирующие факторы) и обеспечить безопасное окружение в спальне для того, чтобы, если ребенок будет ходить во сне, он не мог упасть или пораниться. При возникновении приступа не рекомендуется будить ребенка, достаточно контролировать его поведение, мягко отвести обратно и уложить в постель. Не рекомендуется обсуждать случившееся утром, так как он находится в неведении относительно случившегося приступа. К форме поведенческой терапии снохождения относится тактика «запланированных пробуждений». При этом ребенка будят на короткое время за 15-30 минут до предполагаемого начала эпизода в течение 2-4 недель. При частых и/или интенсивных приступах снохождения используют курсовое лечение (1-2 недели) бензодиазепиновыми снотворными препаратами, которые уменьшают количество глубокого медленного сна (клоназепам или нитразепам). При неэффективности этих препаратов возможно применение трициклических антидепрессантов (амитриптилин, имипрамин).

Ночные страхи представляют собой внезапные пробуждения из медленного сна с пронзительным вскрикиванием или плачем, сопровождаемые вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Как и в случае снохождения, эпизоды ночных страхов чаще случаются в конце первого эпизода медленного сна, около часа после засыпания. Во время приступа ребенок обычно садится в кровати, громко кричит, дрожит или напрягает мышцы, выглядит испуганным и возбужденным, не реагирует на попытки родителей успокоить и часто сопротивляется им. Продолжительность приступа составляет от 5 до 15 минут, после чего ребенок успокаивается и засыпает. Наутро, как и при снохождении, воспоминания о происходившем ночью отсутствуют. На ЭЭГ во время приступа регистрируется картина бодрствования с множественными артефактами движений. Начало ночных страхов отмечается с возраста 4 лет, после 12 лет частота их значительно снижается. Распространенность этой формы парасомнии составляет от 1 до 6% детской популяции. Как и при снохождении, в развитии ночных страхов большую роль отводят генетической предиспозиции. Факторы, провоцирующие приступы, являются теми же самыми, что и для снохождения.

В лечении ночных страхов используются такие же подходы, как и при лечении снохождения: организация режима сна и безопасного окружения сна, исключение провоцирующих приступы факторов, поведенческая терапия «запланированными пробуждениями». При частых эпизодах применяют бензодиазепиновые снотворные препараты или трициклические антидепрессанты.

Следует подчеркнуть принципиальные отличия ночных страхов и кошмаров (кошмарных сновидений). При эпизодах ночных страхов случается неполное пробуждение, которое не осознается ребенком, соответственно, он не может рассказать о случившемся наутро, кроме того, отсутствует связь приступа с какими-либо сновидениями. Кошмары представля ют собой неприятные сновидения, часто угрожающего характера, которые возникают из быстрого сна, часто хорошо запоминаются, и наутро о них можно получить достаточно полный отчет. Важным является дифференциальный диагноз снохождения и ночных страхов с комплексными психомоторными припадками при эпилепсии. Для этого рекомендуется проведение ЭЭГ, лучше всего во время ночного сна, в рамках полисомнографии или ночного видеомониторинга ЭЭГ.

Ночной энурез представляет собой частые (не менее 2 раз в неделю) эпизоды непроизвольного мочеиспускания, случающиеся во время сна у ребенка с возраста 5 лет. Первичным называют ночной энурез, имеющий место постоянно, без «сухих периодов», вторичным - энурез, возобновившийся после «сухого периода» продолжительностью не менее чем 6 месяцев. В последнее время принято разделять энурез на моносимптомный, включающий эпизоды ночного недержания мочи без ассоциированных гастроинтестинальных или урогенитальных проблем, и не моносимптомный, ассоциированный с такими дневными симптомами, как императивные позывы, дневное недержание, изменение частоты мочеиспусканий, хронические запоры или энкопрез . Несмотря на то что ночной энурез не несет существенной опасности для здоровья ребенка и вначале игнорируется им, в дальнейшем наличие энуреза может приводить к серьезным проблемам социализации и воспитания. В отличие от бытовавшего ранее мнения о связи эпизодов энуреза с избыточно глубоким сном, полисомнографические исследования выявили, что эпизоды непроизвольного мочеиспускания могут случаться в любой стадии сна и даже во время ночных пробуждений.

Распространенность ночного энуреза в детской популяции составляет 10% в возрасте 6 лет, 7% -в возрасте 7 лет и 5% - у десятилетних. Каждый год 15% детей самопроизвольно излечиваются. Распространенность вторичного энуреза оценивается в 25% от всех случаев ночного энуреза.

Причины развития первичного энуреза видят в нарушении реакции пробуждения ребенка на ощущение наполненного мочевого пузыря или же в невозможности препятствовать сокращениям детрузора во время сна. Это умение формируется с возрастом, поэтому до 5 лет диагноз ночного энуреза как формы патологии не ставится. Нарушают формирование этого умения следующие факторы: задержка психомоторного развития; увеличение порога пробуждения; наследственность (показано, что вероятность наличия ночного энуреза составляет 44%, если в детстве у одного из родителей ставился такой диагноз, если у обоих - то это значение увеличивается до 74%); наличие психических или нейродегенеративных заболеваний (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью); снижение функционального объема мочевого пузыря; снижение продукции антидиуретического гормона во время сна.

Среди факторов, способствующих развитию вторичного ночного энуреза, выделяют: нарушение способности концентрировать мочу при диабете, серповидноклеточной анемии; увеличение продукции мочи при приеме кофеина или диуретиков; патологию мочевого тракта - инфекции, нейрогенный мочевой пузырь, аномалии развития; запор и энкопрез; неврологическую патологию, включая ночные эпилептические припадки; расстройства сна, такие как обструктивное апноэ сна, снохождение; психосоциальные стрессы, например развод родителей.

Лечение ночного энуреза обычно не начинают до возраста 6-7 лет. Важной задачей лечения является активное вовлечение ребенка в этот процесс. Это достигается путем поощрения за «сухие дни», участия в смене мокрой постели. Применяются методы поведенческой терапии, включающие нормализацию режима приема жидкости (не пить перед сном), тренировку удержания мочи днем, пробуждение до начала эпизода энуреза («высаживание»), в том числе с использованием вспомогательных приспособлений. Эти приспособления включают сигнальную систему, срабатывающую при намокании трусиков (enuresis alarm). Эффективность применения сигнального устройства достигает 40% (частота исцеления) при применении в течение достаточно продолжительного периода времени (до 16 недель). Из лекарственных препаратов при первичном ночном энурезе активно применяются имипрамин в дозах от 12,5 до 75 мг и десмопрессин (синтетический аналог вазопрессина).

В малых и средних дозах Тералиджен обладает отчетливым противотревожным, успокаивающим эффектом, снижает возбудимость, раздражительность, аффективную напряженность.

При вторичном энурезе, ассоциированном с гиперактивным мочевым пузырем, эффективны холинолитики (хлорид тросмия).

Расстройства дыхания во сне
Расстройства дыхания во сне у детей представляют серьезную проблему как в силу своей распространенности (около 2% детской популяции), так и в связи с серьезным влиянием на развитие ребенка.

Первичное апноэ сна младенцев характеризуется наличием множественных апноэ и гипопноэ различного характера (центральных, обструктивных или смешанных), сопровождающихся нарушением физиологических функций (гипоксемией, брадикардией, потребностью в реанимационных мероприятиях). Возникновение этой формы расстройств дыхания во сне связано либо с проблемами развития (созревания) стволовых ды хательных центров (апноэ недоношенных), либо с наличием различного рода медицинских проблем, которые могут оказывать влияние на регуляцию дыхания (анемия, инфекции, метаболические нарушения, гастроэзофагеальный рефлюкс, применение лекарственных препаратов).

Распространенность первичного апноэ сна младенцев в значительной степени определяется постконцепционным возрастом. Так, 25% недоношенных весом менее 2500 г имели симптоматические апноэ в неонатальном периоде. В возрасте 37 недель представленность этого синдрома оценивалась в 8%, а в возрасте 40 недель - только в 2%. Течение синдрома первичного апноэ сна младенцев обычно доброкачественное - показатели дыхания во сне достигают нормальных значений обычно уже к 43 неделям постконцепционного возраста. Считается, что у детей с первичным апноэ сна значительно увеличен риск развития очевидных жизнеугрожающих событий, когда возникает необходимость в реанимационном пособии. Ранее первичное апноэ сна рассматривалось как независимый фактор развития синдрома внезапной смерти младенцев, однако последними исследованиями эта ассоциация не была подтверждена.

Диагноз синдрома первичного апноэ сна младенцев ставится на основании результатов объективного исследования (полисомнографии или кардиореспираторного мониторирования во время сна), выявляющего наличие 1 и более эпизода в час пролонгированных респираторных пауз в форме апноэ или гипопноэ продолжительностью 20 секунд и более. В зависимости от постконцепционного возраста выделяют две разновидности синдрома: апноэ недоношенных (для детей младше 37 недель) и апноэ младенцев (для детей в возрасте 37 недель и старше).

При количественном преобладании апноэ и гипопноэ центрального характера препаратами выбора в лечении апноэ сна младенцев являются метилксантины.

Теофиллин применяется в нагрузочной дозе 5-6 мг/кг и поддерживающей дозе 2,0-6,0 мг/кг, разделенной на 2-3 приема. Кофеина цитрат назначается в нагрузочной дозе 20 мг/кг перорально или внутривенно с переходом к поддерживающей дозе 5 мг/кг однократно ежедневно . При наличии выраженной гипоксии во время сна при центральных апноэ недоношенных применяется кислородотерапия. При наличии преимущественно обструктивных апноэ и гипопноэ используется респираторная поддержка методом вентиляции через носовую маску постоянным положительным давлением воздуха (СиПАП-терапия) или вентиляция прерывистым положительным давлением воздуха (БайПАП-терапия). Периодически проводится контроль эффективности лечения с помощью полисомнографии или кардиореспираторного мониторинга, возможность прекращения лечения лекарственными препаратами или приборами обсуждается обычно после возраста 6 месяцев, когда риск развития синдрома внезапной смерти младенцев значительно снижается.

Синдром обструктивного апноэ сна детей (СОАС детей) характеризуется возникновением множественных эпизодов обструкции на уровне верхних дыхательных путей во время сна, часто сопровождающихся эпизодами десатураций. Среди клинических проявлений синдрома преобладают храп и замечаемые окружающими остановки дыхания во сне. Аналогом избыточной дневной сонливости, особенно у детей дошкольного возраста, выступает гипервозбудимость, неуправляемое поведение. Часто в этом случае ставится диагноз дефицита внимания с гиперактивностью. Во время сна с периодами обструкции у детей визуально отмечаются необычные феномены - задняя гиперфлексия шеи для облегчения дыхания и парадоксальное втяжение грудной клетки во время эпизодов неэффективных дыхательных усилий. Ротовое дыхание во время сна является практически облигатным феноменом. Характерными клиническими симптомами СОАС детей являются также избыточная потливость во время сна и частые случаи ночного энуреза.

Клиническая картина СОАС детей имеет свои особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, для детей до года характерны слабое сосание, эпизоды очевидных жизнеугрожающих событий, плохая организация цикла «сон - бодрствование», стридорозное дыхание. В раннем возрасте (до 3 лет) у таких детей часто отмечаются парасомнии по типу снохождения, ночных страхов, беспокойный сон. В дошкольном возрасте присоединяются ночной энурез, трудности пробуждения утром, утренние головные боли. У школьников - нарушения прикуса, трудности в учебе, замедление полового созревания, эмоциональные расстройства, возможно развитие артериальной гипертензии .

В диагностике СОАС детей главная роль отводится полисомнографическому исследованию, позволяющему определить количество эпизодов обструктивных апноэ и гипопноэ. Диагноз подтверждается, если их оказывается 1 и более эпизодов в час и при этом имеются какие-либо из вышеперечисленных клинических симптомов.

Среди причин развития обструктивных апноэ сна детей в первую очередь называют аденотонзиллярную гипертрофию. Наблюдающееся у часто болеющих детей разрастание лимфоидной ткани глоточного кольца приводит к значительному сужению просвета верхних дыхательных путей на уровне носо- и ротоглотки. Преимущественно ротовой тип дыхания способствует нарушению роста верхней челюсти, что, в свою очередь, приводит к относительному сужению просвета верхних дыхательных путей у таких детей. Более редкой, чем у взрослых, причиной СОАС в детском возрасте является ожирение.

Врожденные аномалии развития, затрагивающие лицевой скелет, также способствуют развитию СОАС детей. При болезни Дауна главной причиной развития обструктивных апноэ сна является макроглоссия, при синдроме Круазона - маленькая верхняя челюсть, синдроме Тричера -Коллинза - мандибулярная гипоплазия. С первых дней жизни СОАС обнаруживается у детей с синдромом Пьера Робена в связи с мандибулярной гипоплазией и глоссоптозом. Неврологическая патология может являться причиной развития расстройств дыхания во сне у детей: описаны обструктивные апноэ при миопатии Дюшенна, детском церебральном параличе, аномалии Киари, сочетающейся с гидроцефалией и spina bifida.

В лечении СОАС детей основную роль играет своевременная, до развития осложнений в сердечнососудистой системе и в виде деформации лицевого скелета (аденоидальное лицо, высокое мягкое небо), аденотонзиллэктомия. Ее эффективность оценивают в 50-80%. При этом подчеркивается необходимость одновременного удаления и глоточных, и небных миндалин. Клиническая симптоматика СОАС после таких операций зачастую регрессирует драматически: исчезают ночной энурез, потливость, ребенок становится спокойнее и жизнерадостнее.

При недостаточной эффективности этой операции прибегают к быстрому расширению верхней челюсти с помощью специальной пластины, которая вставляется под мягкое небо между коренными зубами и способствует расширению твердого неба, а с ним и основания носовых проходов, в поперечном направлении.

При лечении инсомнии у детей используют седативный и снотворный эффекты «малых нейролептиков». Так, алимемазин (Тералиджен) рекомендуется применять в дозе 2,5-5 мг на ночь.

У детей с врожденными челюстно-лицевыми аномалиями эффективным признан метод дистракционной остеотомии, позволяющий увеличить в размере верхнюю или нижнюю челюсть, что приводит к нормализации числа обструктивных апноэ во сне.

При невозможности или неэффективности применения указанных выше методик во время сна применяется вентиляция постояннымположительным давлением через носовую маску (СиПАП-терапия). При правильном подборе давления воздуха эффективность этого метода лечения крайне высока -ребенок начинает спать спокойнее, исчезают храп, потливость, необычные позы сна. Лечебное давление воздуха подбирается в условиях лаборатории сна. Критерием правильного подбора давления является уменьшение до нормальных значений числа эпизодов нарушений дыхания во сне во всех стадиях сна и в любом положении тела. Ребенок должен спать с прибором 5-7 ночей в неделю не менее 4 часов за ночь. В дальнейшем с интервалом в один год повторяются полисомнографические исследования с целью оценки динамики синдрома обструктивного апноэ сна, до тех пор пока не будет принято решение о прекращении использования прибора или возможности применения хирургических методик . В данном обзоре мы коснулись лишь некоторых наиболее часто встречающихся в практике детских врачей или клинически значимых нарушений сна у детей. Следует упомянуть и другие достаточно важные расстройства, входящие в различные категории Международной классификации расстройств сна, такие как психофизиологическая инсомния, нарколепсия, возвратная гиперсомния, нарушение цикла «сон - бодрствование» по типу запаздывающей фазы сна, бруксизм, ритмичное двигательное расстройство и кошмары. Клиническая картина и ведение больных с этими нарушениями в детском возрасте могут существенно отличаться от таковых у взрослых.

Литература
1. Chervin R.D., Archbold K.H., Panahi P., Pituch K.J. Sleep problems seldom addressed at two general pediatric clinics // Pediatrics. 2001. Vol. 107. № 6. P. 1375-1380.
2. International classification of sleep disorders, 2nd ed.: Diagnostic and coding manual / American Academy of Sleep Medicine. Westchester, 1ll.: American Academy of Sleep Medicine, 2005.
3. Mindell J.A., Owens J.A. A clinical guide of pediatric sleep: diagnosis and management of sleep. Philadelphia, PA: Lippincott Williams&Wilkins, 2010.
4. Sadech A. Cognitive-behavior treatment for childhood sleep disorders // Clin. Psych. Rev. 2005. Vol. 25. № 5. P. 612-628.
5. Ramchandani P., Wiggs L., Webb V., Stores G. A systematic review of treatments for settling problems and night waking in young children // BMJ. 2000. Vol. 320. № 7229. Р. 209-213.
6. Matwiyoff G., Lee-Chiong T. Parasomnias: an overview // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 333-337.
7. Левин Я.И. Парасомнии: современное состояние проблемы // Эпилепсия. 2010. № 2. C. 10-16.
8. Butler R.J. Childhood nocturnal enuresis: developing a conceptual framework // Clin. Psych. Rev. 2004. Vol. 24. № 8. P. 909-931.
9. Gozal D., Kheirandish-Gozal L. Sleep apnea in children - treatment considerations // Ped. Respir. Rev. 2006. Vol. 7. Suppl. 1. P. S61-68.
10. Mueni E., Opiyo N., English M. Caffeine for the management of apnea in preterm infants // Int. Health. 2009. Vol. 1. № 2. P. 190-195.
11. Sinha D., Guilleminault C. Sleep disordered breathing in children // Indian J. Med. Res. 2010. Vol. 131. P. 311-320.
12. Guilleminault C., Pelayo R., Clerk A., Leger D., Bocian R.C. Home nasal continuous positive airway pressure in infants with sleep-disordered breathing // J. Pediatr. 1995. Vol. 127. № 6. P. 905-912.

: как наладить сон грудничка. Ева Фарбер - консультант по воспитанию и уходу за детьми до 3 лет, разобралась со «сном младенца» на традиционном онлайн-фестивале Института Ньюфелда.

Ева рассказала о 7 мифах сна у младенцев и поделилась естественными решениями, благодаря которым ваш ребёнок сможет засыпать быстрее и спать спокойнее, а вы останетесь для него опорой не только в дневные часы, но и ночью.

Если вам как родителю или специалисту нужна поддержка, вдохновение, свежие идеи и экспертные советы касательно сна младенца, вы можете прочитать наш материал как улучшить сон младенца и найти все ответы.

7 мифов о сне младенца

Мы представляем вашему вниманию 7 нелепых мифов, связанных с детским сном.

Ребенка нужно учить спать

Конечно же, это не так, дети прекрасно умеют спать сами. Еще в утробе дети спят 90% времени. Они привыкают к этой рутине и со временем спят спокойно. Нужно дать понять ребенку, что ничего страшного во сне нет, он проснется, после сна наступит утро и он снова увидит родных.

Некоторые дети спят всю ночь в течение недели или двух после рождения. Но большинство,поначалу, больше спят днем ​​и меньше ночью.

Детей нужно сразу учить засыпать отдельно

Мы боимся, во время совместного сна, навредить ребенку физически или эмоционально, но на самом деле, мы часто думаем о себе. Мамы не хотят вовлекаться в детей еще и ночью, удобнее, когда он лежит в кроватке и можно спокойно отдохнуть, спать в любой позе.

Если мы будем насильно ребенка класть одного, это эмоционально ранит его, отдалит и может нанести травму "ненужности". Но стоит сказать, что существует повышенный риск удушения и падения со взрослой кровати. Если вы часто кормите грудью и хотите, чтобы ребенок был рядом, можно выбрать прикроватную кроватку.

Не стоит приучать ребенка к родительской постели, иначе он не отвыкнет

Это большая ошибка, младенец нуждается в материнской заботе и тепле на базовом уровне.

Это эволюционно обусловленные чувства, без тактильного контакта ребенок не ощущает, что он защищен, что он в безопасности.

Желудок ночью должен отдыхать, ГВ препятствует качеству сна

ГВ, наоборот, укрепляет нервную систему младенца, кормление успокаивает, сон налаживается. Если не кормить ребенка ночью, могут начаться серьезные проблемы с его ЖКТ и резкая потеря веса.

В первые пару недель при рождении дети, как правило, теряют 10% своего веса, поэтому их следует кормить по ночам. Кроме того, если они спят больше днем, чем ночью, можно разбудить, чтобы перерыв без еды был не более 4 часов.

Ребенок должен спать всю ночь не просыпаясь

Непрерывного сна в течении 10-12 часов не будет, но свои 5 часов ребенок может спать спокойно. Это нормально, что сон младенца прерывистый, так задумано природой, до 4-6 месяцев сон малыша свободный.

Прикладывание к груди действует на малыша как снотворное, ему нужно убедиться, что мама рядом и успокоиться. Так ребенок проверяет в безопасности ли он, пробуждение происходит с целью контакта.

Ребенку нужен режим

Сложно маленькому ребенку навязать режим, кроме сопротивления это ничего не даст. Достаточно знать примерное количество сна, которое нужно вашему младенцу, это приходит с опытом.

Следите за его поведением и потребностями, постарайтесь иметь хотя бы какой-то график, но все действия не должны быть расписаны до минуты.

Ребенку не нужен режим

Крайностей быть не должно, все индивидуально. Дети должны понимать ритмы, когда день, а когда уже ночь.

Нужно ориентироваться на природу сна у малыша и помогать ему спать тогда, когда уже пора. Идеальный вариант, когда ребенок ложиться спать в одно и тоже время.

Как наладить сон грудничка

На качество детского сна влияют многие факторы, чтобы ваш малыш крепко спал, нужно следовать определенному плану.

Условия сна - большое значение для спокойствия младенца имеют условия сна, в которых он спит. Определенные внешние факторы создают благоприятные и комфортные условия для сна новорожденного. Вот какие пункты должны соблюдаться:

  • место сна вашего ребенка (с вами или в отдельной комнате)
  • освещение (темно или светло)
  • температура (комфортно или прохладно)
  • звуки (может играть приятная мелодия в комнате малыша, которая успокаивает и усыпляет)

Привычки сна - вам будет легче убаюкать малыша, если у него сформируются определенные привычки сна, которые будут давать ему сигналы, что пора отходить ко сну. Вот какие привычки нужно вырабатывать:

  • привычное одеяло
  • мягкая подушка
  • определенная поза
  • трогать волосы мамы
  • кормление
  • напевание
  • поглаживание

Отход ко сну - чтобы уложить ребенка спать, соблюдайте ежедневные ритуалы, последовательность действий, перед отходом ко сну, которые помогут малышу успокоиться и настроиться на отдых. Эти действия дадут возможность выплеснуть остаток энергии. Вот что можно делать перед тем как уложить ребенка спать:

  • купание малыша
  • вытирание ребенка
  • пеленание
  • качание
  • меньше игр перед сном и новых впечатлений
  • рутинные дела и спокойствие

Также, необходимо покормить и напоить младенца перед сном, обращать внимание на усталость малыша, обнять и поносить на руках перед сном.

До 3х месяцев ребенок спит целых 16 часов в день. Но не все сразу. Новорожденные обычно спят от 1 до 2 часов за один раз. К 6 месяцам многие дети спят по 6 часов в сутки.

Используйте эти советы, чтобы помочь вашему малышу спать всю ночь:

  • Когда малыш суетится ночью, подождите минуту или две и вы увидите, что ребенок успокоится и снова уснет
  • Будьте аккуратны во время ночных кормлений или смены пеленок. Постарайся не разбудить ее слишком сильно.
  • Будьте активны и играйте в течение дня, чтобы малыш не пересыпал. Это может постепенно помочь ребенку больше спать по ночам.

Почему ребенок может не засыпать

У малыша существуют множество причин, которые не дают ему расслабиться и спокойно заснуть. Вот основные из них:

  • Неверный распорядок дня и количество часов сна
  • Нарушение привычного графика, например, в период отпуска
  • Негативные ассоциации на сон, ребенок может вспоминать, что скоро останется один, так как, мама уложит его и уйдет по делам
  • Резкая смена деятельности перед сном, активности, игры, веселье
  • Некорректная атмосфера сна: громкая музыка, яркое освещение, шумы, разговоры людей
  • Позднее укладывание в ночь, когда уже сон прошел и ребенок снова бодрый
  • Проблемы со здоровьем: колики, режутся зубы, аллергия
  • Недостаток внимания и заботы, ребенку может не хватать времени проведенного с родителями, он может скучать и не хотеть засыпать
  • Раннее переселение в большую кровать, малыш может быть не готов, лучшим возрастом для подобной рокировки будет 2,5-3 года, но не раньше.

Также, могут быть психологические страхи, которые будут держать малыша в напряжении и не давать уснуть.

  1. Страх разделения с мамой - часто основная помеха для легкого засыпания младенца и качественного сна. Часто мама засыпает с ребенком в обед, а потом уходит. Он может проснуться и испугаться, начать беспокоиться. Если эта ситуация повторяется, закрепляется условный рефлекс и реакция. Ребенок боится, что его оставят одного.
  2. Беспокойство активизируется вечером - ребенок становится более возбужденным и напуганным. Эти состояния могут привести к: энурезу, бруксизму, мышечным спазмам, ночным кошмарам и хождениям.

Теперь вы знаете 7 мифов о сне младенца и как помочь ребенку заснуть.