Русь и хазария. Отношения с хазарским каганатом и кочевниками

GEOPOLITICS OF RUSSIA. RUSSIA AND THE KHAZAR KAGANATE: CONFRONTATION

Gumelev Vasiliy Yuryevich
Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov
candidate of technical sciences


Abstract
Peculiarities of the economic structure in the Kaganate in VIII – IX centuries, as the reasons of confrontation between Russia and Khazaria, which in the X century led to military confrontation of the two superpowers.

Дальнейшему формированию и развитию Русского государства в середине Х века препятствовал его юго-восточный сосед – Хазария. Антагонистические противоречия в русо-хазарских интересах к тому времени существовали уже на протяжении столетий. Изучению русо-хазарских отношений и истории хазар в современной историографии посвящено большое количество работ . Смертельная схватка между Русью и Хазарским каганатом становилась неминуемой – решался вопрос о том, какая из этих держав будет использовать в интересах своего дальнейшего государственного развития человеческие и природные ресурсы степей и лесов Русской (Восточно-Европейской) равнины. И компромиссов в этой схватке не ожидалось. Из современного названия равнины, за территории которой боролись Русь и Хазария, без всякого труда можно понять, на чьей стороне оказалась победа.

Хазары были тюрками. Родина хазар – прикаспийские степи Северного Кавказа. К концу VI века хазары возглавили союз племен на землях современного Дагестана, ходили походами в Закавказье. Зримым до наших дней свидетельством военного могущества и воинственности хазар является гигантская стена со многими башнями, перекрывающая Каспийские ворота в районе города Дербента – узкий проход из степей Предкавказья между горами Кавказа и Каспийским морем в Иран. Персидские шахи построили двойную Дербентскую стену протяженностью около 3,5 км тысячу пятьсот лет назад для защиты своей страны от набегов хазар.

Во второй половине VI века в степях Азии возникла великая держава – тюркский каганат. В 630 году в каганате вспыхнула междоусобица и держава распалась. Остатки царствующего рода осели в Хазарии и основали там правящую династию. В VII веке хазары оставались по-прежнему язычниками, считали себя наследниками Тюркского каганата, своего правителя называли каганом, а державу – каганатом. К началу VIII века Хазарский каганат занимал территорию современного Дагестана, прикубанские, приазовские степи, часть Северного Причерноморья и большую часть Крыма с приморскими городами. В конце VII – начале VIII веков Хазарский каганат и Византия стали союзниками. Хазары были кровно заинтересованы в этом союзе для отпора надвигающимся в прикаспийские степи арабам.

После покорения арабами Сирии и Месопотамии в 654 году начались арабо-хазарские войны, которые велись с переменным успехом более восьмидесяти лет. Хазары оттягивали на себя арабские армии от границ Византийской империи. Войны Хазарии против халифата обеспечивали Византии некоторый военный перевес над арабами. В 735 году Мерван ибн-Мухаммед – двоюродный брат халифа, смелый и расчетливый арабский военачальник, вторично вторгся в Хазарию и наголову разгромил хазарскую армию. Мерван потребовал немедленного обращения кагана в мусульманство, тот согласился и на время стал правоверным мусульманином. Мерван после этого вернулся назад в Закавказье с громадным количеством пленных и богатой добычей. Арабы не захотели остаться в Хазарии – им очень не понравилась холодная и мрачная, по их понятиям, северная земля. Но они навсегда отучили хазар совершать набеги на свои земли – преподанный Мерваном ибн-Мухаммедом урок пошел им впрок.

В первой половине VIII века часть хазар во главе со своим каганом по имени Булан (Савриил) приняла иудаизм. В Хазарии тогда жили евреи, изгнанные ранее из Ирана, и от них-то пришла к хазарам еврейская религия. В истории человечества обращение хазар в иудаизм стала крупнейшим случаем принятия этой религии как государственной другим народом. При Булане достаточно много евреев переселилось из Ирана и Хорезма в Хазарию. Арабский халиф и византийский император отправили в Хазарию послов, чтобы посулами и угрозами заставить хазар отказаться от иудаизма. Но безуспешно.

В конце VIII – начале IХ века потомок Булана каган Обадия сделал иудаизм государственной религией. После этого в Хазарию стали стекаться евреи из разных стран. Они быстро заселили целые кварталы хазарских городов, особенно в Крыму. Многие вновь прибывшие евреи поселились в столице каганата – городе Итиле, который находился в дельте реки Волги. Они быстро стали приближенными кагана. После этого, согласно :

«Хазарский иудаизм, практиковавший исключительную религиозную терпимость, привлек в Хазарию средства международного торгового капитала, что принесло стране процветание».

На деле же все обстояло иначе. Во внутриполитической жизни Хазарии победившего иудаизма не было ни конфессиональной терпимости, ни добрососедских межнациональных отношений. И конкретно именно какой народ процветал в многонациональном каганате – тоже вопрос крайне интересный . Автор так описывает хазарские события и положение дел в стране, имевшее место в 922 году:

«И вот, когда дошла [весть] до царя хазар в триста десятом году, что мусульмане разрушили синагогу, бывшую в усадьбе аль-Бабунадж, то он приказал, чтобы минарет был разрушен, казнил муеззинов … ».

Согласно догмам иудаизма – сугубо национальной религии, иноплеменники не могут быть истинными иудеями. Еврейские проповедники смогли обосновать иудейское происхождение кагана Обадии и его окружения
:

«В средние века обращение в иудаизм могло совершиться лишь в том случае, если неофит имел предка еврея; не исключалась возможность того, что предок был вымышленным».

Но раввины не захотели сделать этого для всех народов, входивших в состав каганата. Новая религия разъединила государство. Все, не принявшие иудаизма, оказались изгоями в своей стране и объединились против правительства. Началась беспощадная гражданская война, в которой гибли не только повстанцы, но и виднейшие представители иудейской знати, вероятно, даже сам каган и его сыновья. Выдающийся русский историк Л.Н. Гумилев пишет :

«Эта война была беспощадной, так как, согласно вавилонскому Талмуду [священной книги в иудаизме] «неиудей, делающий зло иудею, причиняет его самому Господу и… заслуживает смерть» .

Пользуясь хазарскими неурядицами, в степях Причерноморья и Поволжья укрепили свои позиции кочевники, особенно печенеги. После принятия иудейства резко ухудшились отношения между каганатом и Византией. Многие нападения на Хазарию в IX – Х веках были организованы византийцами.

После победы иудаизма власть в стране окончательно оказалась в руках евреев-иммигрантов. Экономика разоренной Хазарии опиралась только на установившиеся у нее международные торговые связи с ближними и дальними народами и странами. Главную роль играла транзитная торговля с ярко выраженной спекулятивной перепродажей. Она приносила баснословные барыши, потому что торговали еврейские и хазарские купцы предметами роскоши, а не товарами широкого потребления для населения. В XXI века такую прибыль приносят только валютные операции, продажа наркотиков и наркотиков.

Сам каган жил в цитадели на острове в дельте Волги. Окружала его резиденцию новая столица каганата – «огромный город» Итиль , лежавший в глубине Хазарии, вдали от границ. Но место для столицы еврейские торговцы выбрали профессионально: на пересечении двух важнейших торговых путей Евразии – Великого шелкового (системы караванных торговых путей, соединявших со II века до н.э. до XV века страны от Западной Европы до Китая) и так называемого Мехового пути. Этот путь шел из Балтики по Волге и Каспию на Ближний и Средний Восток, он соединял города Ладога, Булгар и Итиль.

Вторым источником доходов была торговля людьми. Благодаря удачному географическому положению Хазарии еврейские купцы контролировали всю торговлю Востока с Западом. Основным товаром стали рабы, которые добывались в набегах. Русы были вынуждены вступать в постоянные сражения и битвы с бандами хазарских работорговцев. В те суровые времена никто не брезговал работорговлей, но хазарам через их единоверцев-иудеев, разбросанных по всем странам мира, удалось придать ранее невиданный размах этому гнусному промыслу. Захваченные в плен мирные жители и военнопленные считались ценным товаром.

Все соседи хазар, но особенно славяне, несли тяжелый урон от хазарских набегов. Иудейские торговцы живым товаром осуществляли работорговлю через города каганата на черноморском побережье Крыма в Византию, Западную Европу, страны Магриба (Северная Африка) и Ближнего Востока. В столице каганата Итиле продавали рабов в страны Среднего Востока и Центральной Азии. Язычников-славян покупали без малейшего зазрения совести и мусульмане и христиане, хотя бы формально избегавшие обращать в рабство своих единоверцев. В Х веке провинция Испании Андалусия находилась под властью арабов-мусульман, а провинция Галисия – под властью христиан. Согласно :

«Известные статьи дохода в Андалусии – рабы из [числа] девушек и юношей, обращенных в рабство в [стране] франков и Галисии, славянские слуги и все, кто есть на земле из славян-евнухов. Ведь кто прибывает в Андалусию, тех неподалеку кастрируют, и поступают так с ними торговцы-иудеи».

В связи с этим многие историки предполагают, что благодаря хазарской работорговле корень «slave», означающий «раб», вошел в языки многих народов (например, в английский) как производное от работорговли славянами.

Третий источник доходов – дань с соседей .
Эту дань на протяжении столетий платили многие славянские племена, в том числе многочисленный и воинственный славянский народ, вошедший в историю под названием вятичи, проживавший в VIII – XII веках по берегам реки Оки.

Правители Хазарии занимались тем, что организовывали защиту корыстных интересов представителей еврейского торгового капитала, поселившихся в городах, где сосредоточилась вся экономическая жизнь каганата. Для обеспечения охраны проходящих через территорию каганата торговых путей, отлова живого товара и организации крупномасштабной работорговли, взимания дани с соседей требовалась армия.

Ядром войска каганата была гвардия из хорезмийских наемников-мусульман численностью от семи до десяти тысяч человек (такая большая и дорогостоящая наемная армия в те времена явление уникальное). В войске царила жесточайшая дисциплина. За поражение рядовые наемники, нанятые на службу хазарами, расплачивались своими жизнями – их казнили. Но плата за службу каганату была настолько велика и привлекательна, что желающих подписать дьявольские условия договора с каганатом – плата своей кровью за поражения – хватало. Потерпевших поражение хазарских военачальников, как правило, предавали лютой смерти :

«А что касается предводителей и его заместителя, то если они обратятся в бегство … он [царь] разрезает каждого из них на два куска и распинает их [на кресте], а иногда вешает их за их шеи на деревья».

В армию Хазарии также входили и наемники из степняков. Собственно хазарские воины представлены согласно рисункам 1 и 2.




А б

а – хазарский воин; б – снаряжение хазарского лёгкого всадника

Рисунок 1 – Вооружение хазарского легкого всадника. IХ –Х века.

Художник О. Фёдоров


Рисунок 2 – Хазарский тяжеловооруженный всадник.

IХ –Х века. Художник О. Фёдоров

Легковооруженный всадник с прямым мечом, заточенным с одной стороны, боевым топором и луком с колчаном, полным стрел, представлен согласно рисунку 1. Снаряжение тяжеловооруженного всадника (рисунок 2) было несколько слабее и легче, чем мусульманского наемника-гвардейца.

К 850 году Хазария достигла вершины своего могущества. Основные направления походов хазар и карта Хазарского каганата в IХ веке представлены в соответствии с рисунком 3.

Вдоль границ каганата была выстроена уникальная фортификационная система степных замков-крепостей . На сегодняшний день обнаружено более трехсот таких крепостей, составлявших рубеж общей протяжённостью более пяти тысяч километров.

В них располагались гарнизоны наемников, которые защищали от нападения соседей сердце каганата – его главную торговую базу и столицу город Итиль. Хазарский замок-крепость представлен согласно рисунку 4.


Рисунок 3 – Основные направления походов хазар и Хазарский каганат

в IХ веке (по книге )


Рисунок 4 – Правобережная Цимлянская крепость

(реконструкция О. Фёдорова)

О наступательном характере этой системы укреплений говорит то, что они возводились не на восточном (хазарском) берегу, что вполне соответствовало задачам обороны, а на западном – славянском. То есть эти крепости защищали речные переправы и выполняли дополнительно еще и функции торговых факторий в системе работорговли, созданной торговой верхушкой каганата.

Поэтому расстояние между ними было всего лишь в один дневной пеший переход. Это объясняется необходимостью обеспечения надежной охраны и уменьшения потерь живого товара, который гнали как скот на невольничьи рынки. Самих же будущих рабов отлавливали и продавали гарнизону крепости разномастные банды, промышлявшие в степи. Внутреннее пространство практически каждого замка-крепости делилось на три территории: для проживания гарнизона, для хозяйственных нужд и для содержания живого товара.

Оборонительная система из степных замков, их архитектура , да и сама, возможно, идея применения в работорговле позаимствованы иудео-хазарами из Хорезма, откуда набирали основную массу наемников в гвардию кагана.


Библиографический список
  1. Каспийский свод сведений о Восточной Европе Б.Н. Заходер Часть II. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0103.htm
  2. Плетнева С.А.. Хазары. [Электронный ресурс] – URL: http://istorya.ru/book/hazary/index.php
  3. Артамонов М.И. История хазар [Текст] / М.И. Артамонов. – Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. – 523 с.
  4. Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2002. – 412 с.
  5. Электронная еврейская энциклопедия. Хазария. [Электронный ресурс] – URL: http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14401&query
  6. Книга Ахмада Ибн-Фадлана Ибн-аль-’Аббаса Ибн-Рашида Ибн-Хаммада, клиента Мухаммада Ибн-Сулаймана, посла аль-Муктадира к царю славян. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/116312/read
  7. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь [Текст] / Л. Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с.
  8. Абу-л-Касым ибн Хаукаль Книга путей и стран. [Электронный ресурс] – URL: http://www.vostlit.info/Texts/rus9/Haukal/text5.phtml?id=9400
  9. Нестор Летописец. Повесть временных лет. [Электронный ресурс] – URL: http://lib.rus.ec/b/149931
  10. Флёров В.С. «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность [Текст] / В.С. Флёров. – М.: Мосты культуры, 2010. – 260 с.
  11. Вадим Кожинов. История Руси и русского Слова. [Электронный ресурс] – URL:

Семинар №2

3. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами:

а) Запад и Византия;

б) Хазарский каганат;

в) Волжская Булгария;

г) отношения с кочевниками: печенеги, половцы.

Византия.

В системе политических взаимоотношений Византии с окружавшими ее странами и народами большое значение имели в IX-X вв. ее отношения с северными соседями. Неуклонно следуя излюбленному принципу «разделяй и властвуй», византийская дипломатия сосредоточила свои усилия на том, чтобы помешать распространению русского влияния на Причерноморье, отрезать Русь от Черного моря. В борьбе, затянувшейся на несколько веков, Русь оставалась наступающей стороной. Первым этапом в развитии византино-русских отношений было установление связей Руси с византийской колонией в Крыму - Херсоном, торговля которого с «варварами» Причерноморья была главным источником его существования и процветания. Второй этап византино-русских отношений характеризуется попытками русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии.Третий этап византино-русских отношений - начало непосредственных контактов с Константинополем. 18 июня 860 г. русские на 20 судах напали на Константинополь. Окрестности столицы были опустошены. Нападение русских было совершенно неожиданным для византийцев. Договоры русских с греками 907 и 911 гг. свидетельствуют об уже сложившейся системе дипломатических и торговых отношений, которые сохранялись, по всей вероятности, до конца IX в. Торговля с Византией способствовала увеличению экономического могущества правителей Руси - сюда они сбывали часть дани и военной добычи. В 907 г. под стенами Константинополя было достигнуто соглашение. Русские получили право беспошлинной торговли в столице империи. В сентябре 911 г. был заключен еще один договор, торжественно скрепленный взаимными клятвами. Договор устанавливал порядок урегулирования конфликтов, обмена и выкупа пленных, возвращения беглых рабов и преступников, охраны и возвращения имущества, находившегося на судах, потерпевших кораблекрушение, касался вопросов наследования и др. По договору 944 г. русские должны были защищать Херсон от нашествия черных болгар, занимавших степи между Доном и Кубанью. В договоре также решительно подчеркивается, что русский князь не имеет права распространять свою власть на владения империи на северных берегах Черного моря.Результатом византино-русских противоречий, выявившихся после заключения договора 911 г., был поход Игоря 941 г. На этот раз поход не был неожиданностью для византийцев. Узнав о приготовлениях Игоря, херсониты и болгары тотчас известили императорский двор. У входа в Босфор армия Игоря были встречена византийскими кораблями, снабженными греческим огнем. Легкие суда Руси были рассеяны. Русские высадились на берегах Босфора, главные силы флота отошли в мелководье близ мало-азийского побережья. Русские разорили Вифинию и берег Понта до Ираклии и Пафлагонии. Лишь в сентябре, стянув значительные силы из Малой Азии, Фракии и Македонии, византийцы вытеснили русских. Вскоре был заключен новый договор, более благоприятный для византийцев, чем договор 911 г. В договоре уже не говорилось о беспошлинной торговле русских в Константинополе. Русским купцам запрещалось приобретать шелковых тканей, русские обязывались помогать Византии, защищать ее крымские колонии. В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения Византии и Руси были мирными.Противоречия, нараставшие между Византией и Русью, вылились в конце 60 - начале 70-х годов в крупное военное столкновение.Весной или летом 970 г. Святослав перешел через Балканский хребет и опустошил Фракию. Летом 988 г. русские принимали участие в разгроме войск Фоки под Хрисополем.Брак, которому предшествовало принятие христианства Владимиром, состоялся, по-видимому, летом 989 г. Ни христианизация, ни родственные узы не привели к подчинению Руси интересам империи. Русь продолжала расти и развиваться независимо ни от константинопольского двора, ни от мировоззрения византийских дипломатов.

Хазарский каганат.

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии.Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата.Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь "из варяг в греки", князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточнославянских племен и объединения их в одном государстве.При приемнике Олега князе Игоре Киевская Русь несколько раз сталкивалась с Хазарским каганатом. Дважды, в 913/914 гг. и в 943/944 гг. Эти крупные столкновения были из-за невозможности для Руси проходить через Хазарию в Каспийское море и далее в Закавказье. Торгово-военные суда Руси из Азовского моря подымались по Дону до Переволоки, откуда сухим путем их перетаскивали в Волгу. Первый такой поход для Руси окончился разгромом: на обратном пути они, по требованию мусульман, подверглись нападению. Второй прошел для Руси благополучно. Киевской Руси несколько раз тогда же приходилось сталкиваться с Хазарией из-за крымских владений. Но смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. князь Святослав поход на реке Оке. В 965 году он разгромил Хазарский каганат.

Волжская Булгария.

После разгрома Святославом Хазарского каганата, Булгария, воспользовавшись начавшейся на Руси гражданской войной, распространяет свое влияние на племена вятичей, мурома и меря. В 80-х годах Х века булгары пытались склонить вятичей против Киева и попытка эта была вполне успешной. В 984 году Владимир совершает поход на радимичей, вятических соседей, а на другой год летописью зафиксирован грандиозный поход объединенных русско-торческих полков против Волжской Булгарии.После похода на булгар в 985 году, киевский князь осознает, что с булгарами выгоднее дружить и сотрудничать, чем враждовать и заключает с ними «вечный мир».Русь интересовала булгар как рынок сбыта и своих товаров, и товаров, привозимых с Востока. В свою очередь, Русь была заинтересована в Булгарии в не меньшей степени, о чем говорит существование в булгарской столице русской колонии.В 1006 году договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией был перезаключен на новых условиях.До 1088 года летописи умалчивают о столкновениях булгар с русами. Владимир Святославович, сделавший попытку покорить булгар, вынужден был заключить с ними «вечный мир». Он понял, что мирные отношения с Волжской Булгарией принесут его государству куда большие выгоды.Договор Владимира с Булгарией перезаключается несколько раз и служит прямым доказательством длительных добрососедских отношений между двумя государствами.

Печенеги.

В конце Х – начале XI века в низовьях Днепра жили кочевые племена печенегов. Их конница то и дело совершала набеги на русские земли и города. Для защиты от подобных набегов южные рубежи Руси постоянно укреплялись поясами оборонительных сооружений. В 969 году войско печенегов осадило Киев. Князь Святослав со свое дружиной в это время находились в Болгарии. поэтому во главе обороны встала его мать, княгиня Ольга. Под ее командованием киевлянам удалось продержаться до прихода дружины. около города Родни, расположенного южнее Киева, Святослав наголову разбил печенегов и взял в плен их князя. Три года спустя во время сражения с печенегами около днепровских порогов Святослав был убит. В 980 г. летописец упоминает печенегов в связи с междоусобной войной между сыновьями князя Святослава. Когда Владимир Святославич с новгородскими войсками и варяжской дружиной изгнал из Киева своего брата Ярополка, тот сделал попытку заручиться поддержкой печенегов. Столкновения с печенегами продолжались и после утверждения Владимира на киевском великокняжеском столе. Девятилетняя русско-печенежская война 988-997 гг. началась вслед за принятием Ру¬сью христианства. Наступление. Спустя три года печенеги снова предприняли большой поход на Русь. Гарнизоны пограничных крепостей и дружины киевского князя были не в состоянии сдержать их натиск. Владимиру пришлось срочно поехать в Новгород за помощью. Тяжелая война с печенегами продолжалась до самой смерти князя Владимира и, судя по летописным известиям, не принесла Руси решающих успехов. Последний большой поход печенегов на Киев был предпринят в 1036 г. в отсутствие князя. В ожесточенной битве, которая продолжалась целый день, печенеги потерпели сокрушительное поражение.

Половцы.

Тюркоязычный народ, обитавший в x – XIII веках в южнорусских степях и средней Азии. Войско половцев состояло из легкой и тяжелой конницы, имевшей постоянный состав; они вооружались луками, саблями и копьями. В 1061 г. половцы во главе с «князем» Искалом впервые напали на русские земли, разбив войско переяславского князя Всеволода Ярославича. С этого времени они в течение более полутора веков непрерывно угрожали южным границам Руси, то совершая на нее опустошительные набеги, то усугубляя княжеские усобицы своим участием. Несколько лет после успешного нападения на Переяславль половцы не беспокоили Русь. Половцы напали уже летом следующего года после этой «пирровой победы». Они снова подошли к Переяславлю. Всеволод теперь не дерзнул сразиться с ними самостоятельно и послал за подмогой в Киев и Чернигов. Противники встретились на р. Альте – месте стольких прежних и будущих битв. Лаконичное летописное сообщение позволяет выяснить лишь одну подробность – причину поражения: половцы напали на русский стан ночью, внезапно. Войско Ярославичей бежало, и победители принялись беспрепятственно грабить земли трех княжеств. Через три года в летописи встречаем упоминание о разорении половцами окрестностей двух пограничных крепостей на Правобережье – Ростовца и Неятина в бассейне Роси и вновь – затишье. Двенадцать лет о половецких набегах сведений нет.В 1078 г. огромные полчища половцев участвовали в битве на речке Сожице, куда их привел Олег Святославич, прозванный за то «Гореславичем». Здесь, 25 августа, «победили половцы Русь». Потери были очень велики. К середине восьмидесятых годов половецкая опасность вновь возрастает. Осенью 1084 г. восьмитысячное половецкое войско подходило к Прилуку. Другой отряд сыновьям Всеволода Ярославича удалось разбить на р. Остре, притоке Десны, после чего им пришлось срочно мчаться на Правобережье и громить половецкие «чади» в разных местах Поросья. Конец восьмидесятых прошел более спокойно. В 1092 г. кочевникам удалось взять три городка на Левобережье: Переволоку и Прилук в Посулье, а Песочен - под самым Переяславлем. Было разорено множество сел по обоим берегам Днепра. Святополк попытался заключить с ним мир, скрепив его женитьбой. В 1094 г. он женился на дочери одного из верховных вождей кипчаков – хана Тугоркана.Зимой 1095 г. под Переяславлем Владимир Мономах, с ведома Святополка, уничтожил двух половецких «князей» Итларя и Китана. Был нарушен закон гостеприимства. Переяславский князь объявил степнякам непримиримую войну. Летом война возобновилась по всей границе. Половцы подошли к городку Юрьеву и, простояв под ним все лето, едва не принудили гарнизон к сдаче. Святополк вышел к Росси с предложением мира и измученные юрьевцы, завидев княжеский стяг, «выбегоша» из крепости навстречу. Половцы разграбили и сожгли опустевший город. Это была их победа. Лишь в 1101 г. главы южнорусских земель смогли окончательно помириться. Было заключено перемирие и с половцами, снова по их инициативе, скрепленное обменом заложниками. Совершенный по инициативе Владимира Всеволодовича весной 1103 г. поход на половцев оказался необыкновенно удачным из-за действий нашей разведки, уничтожившей половецкое походное охранение. Уже под 1105 г. летописец отмечает вновь возросшую активность половцев – они напали на села у Заречска. Воеводы Святополка догнали их и отбили пленных.В следующем, 1107 году половцы Боняка внезапно весной захватили табуны под Переяславлем, а летом, по-видимому. вознамерившись взять реванш, силы нескольких орд осадили крепость Лубен в среднем течении Сулы.Грандиозный поход объединенного войска русских князей в ранней весной 1111 г. приведший к захвату половецких городов на Нижнем Дону и величайшей битве русских с кипчаками, окончательно сломил их дух. Когда, в 1116 г. Ярополк Владимирович пришел к Дону отцовской дорогой и даже прошел дальше – он так никого и не встретил на пути. Воевать становилось не с кем. Перед русскими полками половцы бежали «за Дон, за Волгу, за Яик».

От Руси до Московии

Русь и Хазарский Каганат

Древняя Русь, а позднее раннефеодальное государство имела активные связи с внешним миром. Отношения с отдельными государствами то обострялись на какой-то период, то улучшались. Во многом характер внешней политики определялся последствиями военных действий, которые вело древнерусское государство. Русь вела борьбу с вражескими дружинами, Византией, Хазарией и другими государствами. Борьба с внешней опасностью была одним из важных факторов, способствовавших образованию раннефеодального государства с центром в Киеве. С другой стороны, в этот период древнерусские князья стремились в свою очередь также к расширению территории государства и завоеванию новых торговых путей. Это имело для молодого, развивающегося государства важное значение.

Киевская Русь

К югу от Киевской Руси на территории Северного Кавказа, Приазовья и Донских степей простирались владения могущественного Хазарского каганата, чья экономическая мощь зиждилась на посреднической торговле между Востоком и Западом. Хазарский каганат всячески препятствовал стремлению русских купцов пробиться на рынки Востока. В эпоху наивысшего расцвета Хазария контролировала значительную часть Восточной Европы, русские князья платили хазарам дань. Но к середине X века Хазарский каганат ослаб. Хазары не располагали собственной армией, полагаясь на вооруженные отряды подвластных им племен, например буртасов (предки мордвы), и наемников-мусульман. Каганат уже не мог столь же успешно, как прежде контролировать славянские земли. Русские князья вступили в открытое противостояние с некогда могущественной Хазарией. С хазарами воевал князь Олег. Но победителем каганата суждено было стать великому князю Святославу Игоревичу.

О Святославе историк Карамзин писал, что он «…не имел ни станов, ни обоза; питался кониною, мясом диких зверей и сам жарил его на углях; презирал хлад и ненастье северного климата; не знал шатра и спал под сводом неба: войлок подседельный служил ему вместо мягкого ложа, седло изголовьем…он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: Иду на вас!» Свой поход молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал его летом 964 г.

Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии – Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Свой поход молодой князь, оказавшийся энергичным полководцем, начал его летом 964 г. Святослав не решился идти от Киева к Волге напрямую через степи. Это было очень опасно, ибо племя северян, обитавшее на этом пути между Черниговом и Курском, было сторонником хазар. Русы поднялись по Днепру до его верховьев и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав и дошел до столицы Хазарии – Итиля. Союзниками Святослава в походе 964-965 гг. выступили печенеги и гузы. Печенеги, сторонники Византии и естественные враги хазар, пришли на помощь Святославу с запада. Их путь, скорее всего, пролег у нынешней станицы Калачинской, где Дон близко подходит к Волге. Гузы пришли от реки Яик, пересекши покрытые барханами просторы Прикаспия. Союзники благополучно встретились у Итиля.

Родиной хазар были, очевидно, прикаспийские степи. Со второй половины 4 в. они попали под владычество гуннов, а после распада гуннской державы в середине 5 в. закрепились на Северном Кавказе. К 6 в. они заняли страну алан -- Берсилии (совр. Дагестан) и вошли в могущественный племенной союз, возглавляемый савирами; в его составе воевали в первой половине 6 в. с Сасанидским Ираном. После поражения, нанесенного союзу иранским шахом Хосровом I в середине 6 в., савиры утратили в нем ведущую роль, и она перешла к хазарам. Однако в 567-571 хазары были покорены Синджибу (Истеми) из рода Ашина, правителем возникшей в 552 державы тюрков (Тюрского каганата). Во время вспыхнувшей в каганате междоусобной войны в 581-593 хазары на время обрели независимость, но в начале 7 в. вновь попали под власть тюрок. Известно, что их отряды активно участвовали в набегах тюрского кагана на Иран в 626-630. Первоначально Хазария являлась типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру она унаследовала от Тюркского каганата. Во главе Каганата стоял каган -- верховный правитель. Это звание было наследственным в роде Ашина и передавалось по мужской линии от отца к сыну. Формально он обладал всей полнотой военной и административной власти, но не имел аппарата для навязывания своих решений. Его власть считалась установленной небом. Стать каганом мог только член одного царственного рода, власть в котором передавалась по принятой у тюрков лестничной системе от старшего брата к младшему. В случае отсутствия прямых наследников оно переходило к братьям покойного и их потомству. В языческий период (7-8 вв.) каган был сакральной фигурой и считался носителем сверхъестественной силы. Перед возведением в сан он проходил особый обряд: его душили шелковым шнуром, доводили до полубессознательного состояния и заставляли ответить на вопрос, сколько лет ему суждено царствовать -- ответ рассматривался как «глас богов». Согласно верованиям хазар, сверхъестественная сила кагана являлась залогом могущества их государства, однако она не пребывала с ним постоянно; поэтому когда каган старел или если на страну обрушивались беды (засуха, военные поражения, эпидемии), его убивали и заменяли новым. Положение каганов зависело, прежде всего, от способности успешно получать военную добычу и распределять её среди знати. Другой важной опорой их власти была сакрализация. Каган являлся главой языческого культа и наделялся в глазах подданных сверхъестественными способностями. Иногда ретроспективно полагают, что хазарами правила тюркская династия Ашина. К середине Х в Каганский род оказался на грани вырождения, и один из его представителей, если верить источникам, торговал на базаре. Действия кагана и связанные с ним предметы табуировались; налагаемые на него многочисленные запреты максимально ограничивали его политические возможности и контакты с подданными. Это делало власть кагана сугубо представительской. Высшим сословием в государстве являлись тарханы -- родовая аристократия. Среди неё высший слой составляли родственники царственного рода, рангом ниже стояли эльтеберы -- правители вассальных народов. Раннее хазарское государство не имело специфической бюрократии, но она начинает складываться по мере знакомства хазар с устройством соседних высокоразвитых государств. В Закавказье хазары переняли сасанидскую налоговую практику и установили надсмотрщиков для наблюдения за ремесленниками и торговцами. В крымских городах, где хазарский контроль в ряде случаев сосуществовал с византийским, известны наместники кагана -- тудуны, выполнявшие надзорные функции при местной администрации. В иудейский период в области управления был достигнут значительный прогресс. На узловых торговых путях существовали заставы, где специальные чиновники взимали пошлины. В столице страны Итиле сложилась развитая судебная система: существовало семь судей для каждого вероисповедания (двое для монотеистических религий, один для язычников). Судьи подчинялись назначаемому царскому чиновнику. Население столичной области несло натуральные повинности, иноэтничные ремесленники и купцы облагались ежегодным налогом. Территория Хазарии состояла из нескольких областей, различных по степени контроля со стороны центральной власти. Сердцевиной страны было Нижнее Поволжье. Здесь жили собственно хазары. По этой территории проходили кочевки царя и хазарской знати. Правитель совершал ежегодный объезд центральной области, начинавшийся в апреле и заканчивающийся в сентябре. Стратегические пункты контролировались центром непосредственно. В них находились хазарские гарнизоны. Из них наиболее известны два: Саркел -- застава на Дону и Самкерц -- у Керченского пролива. Особое положение занимала старая хазарская столица Семендер в Приморском Дагестане. Город был населен хазарами, но непосредственно в столичную область не входил. По одним данным в нём был собственный правитель, по другим -- родственник хазарского царя -- иудей. Большая часть территории управлялась без административного вмешательства. Подчиненные народы: аланы, болгары, буртасы, венгры, славяне и др. сохраняли собственную социально-политическую структуру. Они имели своих правителей, которые были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, отдавать дочерей в гарем кагана и выставлять войско. Известно, что волжские булгары платили по меховой шкурке с дома, а славянское племя вятичей по щелягу (серебряной монете) с сохи. Исключительно важным фактором для истории Хазарского каганата оказалось то, что на контролируемой им территории, в том числе на родине хазар - в Дагестане - проживало большое количество еврейских общин.


Еще одной особенностью Хазарского каганата являлась уникальная конфессиональная ситуация: по сообщениям источников, в Хазарии мирно уживались язычники и иудеи, христиане и мусульмане. Большая часть простых кочевников-хазар исповедовала древнюю языческую религию с развитым культом бога небаТенгри. Язычниками оставались также большинство из подчиненных хазарами племен. Но с давних пор значительная часть подвластных хазарам народов исповедовала также христианство (аланы Кавказа, население Крыма) и ислам (болгары); из воинов-мусульман состояла гвардия хазарского бека (царя). Кроме того, еще с 6 в. в Дагестане существовали иудейские общины, апосле принятия Булан-беком иудаизма этарелигия стала господствующей в среде хазарской знати. Ортодоксальный (раввинистический) иудаизм сталгосударственной религией Хазарского каганата, официальная и деловая переписка велась на иврите. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран, где они подвергались в товремя гонениям. Уникальность ситуации заключалась в том, что иудаизм не предполагает прозелитизм (обращение неевреев): иудеем нельзя стать, им можно только родиться.

Решающую роль в гибели Хазарии сыграло Древнерусское государство. В 964 году князь Святослав освободил последнее зависимое от хазар славянское племя вятичей, а в следующем 965 году разбил хазарское войско с каганом во главе и захватил Саркел, который с этого времени стал русским городом Белая Вежа. По-видимому, тогда же был захвачен и Самкерц (Тмутаракань). Затем, в том же 965 или, по другим данным, в 968/969 году русы, действуя в союзе с огузами, разгромили Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого Хазарского государства.

Ряд важных вопросов, связанных с проблемой иудаизацииХазарии затронул в своей работе П.В. Голубовский. Признавая значительные успехи иудаизма в каганате, исследователь пришел к важному выводу об узости социальной базы этой религии. По мнению П.В. Голубовского, иудаизм исповедовало лишь высшее сословие, включая кагана и его двор, а также «незначительная часть народа». Остальные придерживались христианства, ислама или оставались язычниками. Основным источником еврейской миграции в Хазарию исследователь признал Византийскую империю, сделав особый акцент на преследование там иудейского населения в период иконоборчества.

18) Печенеги, торки, половцы. Их взаимоотношения с Русью.

Первое нападение торков на русское пограничье относится к 1055 г. Кочевники-торки сделали попытку вторгнуться в Переяславское княжество, но были отбиты («иде Всеводъ на Торкы зиме войною и победи Торкы» у сказано в Ипатьевской летописи). Видимо, усиление давления торков на русские рубежи было связано с тем, что их теснили половцы, уже проникшие в причерноморские степи. Во всяком случае, непосредственно после записи о походе Всеволода против торков летописец помещает известие о появлении половцев: «Того же лета приходи Блушь с Половци, и створи Всеволодъ миръ с ними» 27 .

Однако и после успешного похода князя Всеволода торки продолжали кочевать где-то поблизости от границ Древнерусского государства и представляли для него определенную опасность. Только этим можно объяснить организацию против них большого похода в 1060 г., в котором приняли участие самые влиятельные князья: Изяслав Киевский, Святослав Черниговский, Всеволод Переяславский, Всеслав Полоцкий. По свидетельству Ипатьевской летописи, «Изяславъ и Святославъ и Всеволодъ и Всеславъ, совокупивше воя бесщислены, и поидоша на конихъ и в лодьяхъ бещисленое множьство на Торкы, и се слышавше Торци, оубоявыпеся, пробегоша и до сего дни и помроша, бегающе..., овии от зимы, друзии же гладомъ, инии же моромъ..., и такъ Бог избави крестьяны отпоганыхъ» 28 . После поражения, нанесенного им русскими князьями, торки, теснимые с востока половцами, ушли на запад, к границам Византийской империи. Однако их наступление на Византию в 1064 г. кончилось неудачей. Часть торческой орды осела в Македонии, а остальные вернулись в Северное Причерноморье. Торки, поселившиеся в Приднепровье, признали власть киевского князя и остались здесь в качестве военных гарнизонов пограничных крепостей. Основным районом расселения «служебных» торков был бассейн Роси и Россавы, где они основали город Торческ. Факт длительного проживания торков в этом районе подтверждается археологически материалами курганных погребений. Впоследствии торки, осевшие во владениях киевского князя и признавшие его власть, сыграли значительную роль в обороне южных границ Древнерусского государства от набегов половцев. Торки, как внешний враг, не оставили заметных следов в истории Руси. Их взаимоотношения с могучим соседом - Древнерусским государством - были очень своеобразны. В конце X в. торки были союзниками Руси в борьбе с общими врагами - Хазарией и Волжской Булгарией. Наступление торков с востока на печенежскую орду сыграло, по-видимому, определенную роль в ослаблении печенегов и облегчило их разгром. В 1055 г. торки впервые напали на русские земли, а в 1060 г. они уже потерпели сокрушительное поражение.

Половцы) Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано, прежде всего, с непростыми отношениями половцев и русичей. Начиная с 1061 года и вплоть до 1210 племена половцев постоянно совершали жестокие набеги на русские земли , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Всего можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь, и еще много десяткой небольших набегов.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 года под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалили несколько полей и ограбили находящиеся здесь деревни. Половцам довольно часто удавалось одержать победу над русской армией. Так, в 1068 году они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 году во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

Также от руки этих кочевников пали войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил "общерусские" походы Руси против половцев)и Ростислава во время битвы в 1093 году, а спустя год, в 1094 году половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья также постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 году половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 году они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 году Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных междоусобных войнах на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 году. Это событие именуется, как побоище Игоря Святославовича с половцами в известном произведении «Слово о полку Игореве». Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным и разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события постоянные набеги вскоре стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям прекратило свое существование, как самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13 века. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы, фактически, стали частью Золотой Орды и, хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее, все же перестали быть самостоятельными.

Печенеги) В истории Древней Руси племена кочевников - печенеги остались как жестокие варвары и разорители. Рассмотрим краткую характеристику этого народа.

Племя печенегов, образовавшееся в 8-9 веках, называли кочевым народом. Титулом главы у тюркоязычных племен, к которым принадлежали печенеги (а так же хазары, авары и др.) был - «каган». Их основным занятием, как и у многих в то время было - скотоводство. Изначально печенеги кочевали в Средней Азии, затем в конце 9 века под давлением соседских племен - огузов и хазар, направились в сторону Восточной Европы, вытеснили венгров и заняли территорию от Волги до Дуная.

К 10 веку разделились на восточную и западную ветвь, состоящих из 8 племен. Примерно в 882 году печенеги дошли до Крыма. В 915 и 920 году возникали конфликты между печенегами и киевским князем Игорем . В 965 году печенеги завладели землями «Хазарского каганата» после его краха. Затем, в 968 году печенеги осадили Киев, но потерпели неудачу. В 970 году на стороне князя Святослава участвовали в русско-византийской битве у крепости «Аркадиополь», но в связи с заключением мира между Русью и Византией (971 год) вновь стали врагами Руси.

В 972 году князь Святослав совершил поход на печенегов и был убит ими у днепровских порогов. В 990-х годах борьба Руси с печенегами вновь продолжилась. Великий князь Владимир разбил войска печенегов в 993 году, однако в 996 году под селом Васильевом сам потерпел поражение. Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племен приняли религию - ислам, а два других, перейдя на византийские территории - христианство.

Во время битвы Святополка с братом Ярославом Мудрым , печенеги бились на стороне Святополка. В 1036 году они снова устроили набег на Русь , однако князь Ярослав Мудрый одержал победу, окончательно разгромив печенегов под Киевом. К 14 веку их племена перестали быть единым народом, слившись с другими племенами (торками, половцами, венграми, русскими и другими).

19. Князь Владимир - приход к власти, основные направления внутренней и внешней политики. Первая религиозная реформа князя Владимира.

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Хазарский каганат был первым государством, с которым пришлось столкнуться Древней Руси. От исхода борьбы этих двух государств зависела судьба не только восточно-европейских племен, но и многих племен и народов Европы и Азии. Первое достоверное упоминание о хазарах относится к 60-80-м годам VI века, когда они как подчиненные участвуют в походах тюркютов в Закавказье. По-видимому, в начале 90-х годов VI века хазары становятся ведущей силой в Восточном Предкавказье, признавая однако верховную власть Тюркского каганата. Овладев Киевом в 882 году и тем самым подчинив своей власти весь путь "из варяг в греки", князь Олег начинает последовательную и упорную борьбу с Хазарским каганатом, добиваясь освобождения из-под хазарского ига восточнославянских племен и объединения их в одном государстве. При приемнике Олега князе Игоре Киевская Русь несколько раз сталкивалась с Хазарским каганатом. Дважды, в 913/914 гг. и в 943/944 гг. Эти крупные столкновения были из-за невозможности для Руси проходить через Хазарию в Каспийское море и далее в Закавказье. Торгово-военные суда Руси из Азовского моря подымались по Дону до Переволоки, откуда сухим путем их перетаскивали в Волгу. Первый такой поход для Руси окончился разгромом: на обратном пути они, по требованию мусульман, подверглись нападению. Второй прошел для Руси благополучно. Киевской Руси несколько раз тогда же приходилось сталкиваться с Хазарией из-за крымских владений. Но смертельный удар Хазарскому каганату, положивший конец его самостоятельному существованию, был нанесен князем Святославом, сыном Игоря. Первые свои походы князь Святослав предпринимает к вятичам и против Хазарии. В 964 г. князь Святослав поход на реке Оке. В 965 году он разгромил Хазарский каганат.

После разгрома Святославом Хазарского каганата, Булгария , воспользовавшись начавшейся на Руси гражданской войной, распространяет свое влияние на племена вятичей, мурома и меря. В 80-х годах Х века булгары пытались склонить вятичей против Киева и попытка эта была вполне успешной. В 984 году Владимир совершает поход на радимичей, вятических соседей, а на другой год летописью зафиксирован грандиозный поход объединенных русско-торческих полков против Волжской Булгарии. После похода на булгар в 985 году, киевский князь осознает, что с булгарами выгоднее дружить и сотрудничать, чем враждовать и заключает с ними «вечный мир». Русь интересовала булгар как рынок сбыта и своих товаров, и товаров, привозимых с Востока. В свою очередь, Русь была заинтересована в Булгарии в не меньшей степени, о чем говорит существование в булгарской столице русской колонии. В 1006 году договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией был перезаключен на новых условиях. До 1088 года летописи умалчивают о столкновениях булгар с русами. Владимир Святославович, сделавший попытку покорить булгар, вынужден был заключить с ними «вечный мир». Он понял, что мирные отношения с Волжской Булгарией принесут его государству куда большие выгоды. Договор Владимира с Булгарией перезаключается несколько раз и служит прямым доказательством длительных добрососедских отношений между двумя государствами. византийский русь хазарский князь