Самый сильный самурай в истории японии. История самураев в японии

Потрясающая серия старинных фотографий показывает жизнь японских самураев 130 лет назад. Среди снимков есть и такие, на которых изображен ритуал харакири, он же сэппуку. Его использовали воины, которые хотели умереть, сохранив честь, - или добровольно, или когда оказывались в плену врага. Церемониальное выпускание кишок на самом деле было частью более сложного ритуала и выполнялось в присутствии зрителей. На одном из снимков молодой самурай пронзает себе живот катаной.

Воины наблюдают за харакири самурая в белом.

Самураи появились в период Хэйан около 710 года нашей эры с целью подчинения местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю. Со временем они становились все более могущественными и стали воинской элитой в Японии. Они были правящим классом с XII по XIX век.


Самурай делает себе харакири, или сэппуку, - ритуал самоубийства через выпускание кишок.

Самураи следовали кодексу, сформированному под влиянием конфуцианства, который известен как бусидо - дословно «путь воина». Неписаный и негласный кодекс прославлял скромность, верность, мастерское владение боевыми искусствами и честь до самой смерти. Правила также призывали самурая к героической отваге, яростной защите семейной гордости и беззаветной преданности господину.


Группа самураев в старинных доспехах и с оружием, около 1870 года.

В XV и XVI веках существовало множество враждующих группировок, но впоследствии их число уменьшилось. Бесстрашные воины носили пластинчатые доспехи и разнообразное оружие, включая лук со стрелами, копья, ружья и, конечно же, самурайский меч. Однако в периоде Эдо сохранялся мир, и многие самураи стали учителями, художниками или чиновниками, поскольку необходимость владения боевыми искусствами потеряла первостепенную важность.


Снимок, сделанный и раскрашенный Феличе Беато: женщины в традиционной японской лавке, конец XIX века.

Когда в 1868 году на трон взошел император Мэйдзи, он стал упразднять полномочия самураев. Сначала он лишил их права быть единственной армией в Японии и с 1873 года начал формировать армию по призыву в западном стиле.


Один из первых военных фотографов, венецианец Феличе Беато сделал этот снимок около 1862 года.

Самураи стали сидзоку, объединившись с другим общественным классом под влиянием реформ Мэйдзи, и право носить катану было утрачено, как и право казнить любого, кто публично проявил неуважение к самураю.


Группа самураев, около 1890 года. Иллюстрация к буклету «В Японии: типажи, костюмы и нравы».

Термин «сидзоку» (нетитулованная знать) оставался частью японской культуры до конца Второй мировой войны, но в 1947 году от него отказались. Несмотря на то что на пике расцвета самураи составляли не более 10% от населения Японии, их влияние до сих пор очень заметно в японской культуре, в особенности в современных боевых искусствах.


Самурай в традиционном наряде и обуви дует в морскую раковину.


Три японских самурая в полном обмундировании.


Яркие традиционные доспехи и старинное оружие на самураях, около 1890 года.

Самурай это...

Самурай - это японский воин. Даже до наших дней дошли истории о храбрости и силе духа самураев. Сословие самураев существовало вплоть до буржуазной революции, и даже после этого сохранились некоторые черты в обществе. Самурай - это не просто воин, изначально ими становились только феодалы. Образ жизни и добродетели средневековых самураев нашли широкое отражение в искусстве. Такая популяризация привела к искажению некоторых фактов о воинах феодальной Японии.

Зарождение

Значение слова самурай можно истолковать как "человек, который нёс службу". Первые самураи появились ещё в 7 веке. Во время правления Тайка был проведён ряд различных реформ. Таким образом, вырисовалось привилегированное сословие воинов. Изначально это были люди, которые и так занимали высокое положение в обществе и являлись землевладельцами. Широкое же распространение самурайство получило в 9 веке, когда японский император Камму вёл войну против айнов. На протяжении следующих столетий формируются чёткие догмы, которые определяют воина. Появляется свод правил "Бусидо", который гласит, что самурай - это человек, который ставит верность своему господину превыше всего. В этом и заключается практическое отличие от европейского рыцарства. "Бусидо" также указывал на доброту, порядочность, честность, однако в центре внимания всё же оставалась верность войне и господину.

Идеология

В среде самураев наиболее почитались такие добродетели как храбрость, верность, отсутствие страха перед смертью и страданиями. Такой нигилизм обусловлен не в последнюю очередь влиянием буддизма. Путь воина (дословный перевод "Бусидо") также предполагал моральное и психологическое развитие. Множество процедур, вроде медитации, были призваны поддерживать равновесие и духовное спокойствие человека. Основная задача "пути духа" состояла в очищение от душевных переживаний и становлению равнодушного отношения к мирской суете.

Отсутствие страха перед смертью стало своеобразным культом. Ярким примером такой идеологии является харакири. Это ритуальное самоубийство специальным ножом. Харакири считалось достойной смертью для любого самурая. Человек, решивший совершить его, становился на колени и затем вспарывал себе живот. Аналогичные способы самоубийства наблюдались ещё у воинов древнего Рима. Живот был выбран в качестве цели, поскольку японцы считали, что именно там находится душа человека. При харакири мог присутствовать друг самурая, который обезглавливал его после вспарывания. Такая казнь разрешалась только за мелкие преступление или отхождения от кодекса.

Кто такой самурай

Современное искусство несколько исказило образ самураев. В древней Японии самурай - это, прежде всего, феодал. Бедные сословия не могли принадлежать к этому движению. Помимо социальных предрассудков, это было обусловлено также и материальными проблемами. Амуниция и оружие самурая стоили очень дорого, а обучение длилось всю жизнь. Воина воспитывали с самого детства. Это были, прежде всего, тяжелые физические тренировки. Подросток должен был постоянно трудиться и тренироваться. Для этого у него был личный наставник, который являлся идеалом и духовным образом мужества для ученика. Тренировки в основном заключались в бесконечном повторении одних и тех же боевых ситуаций. Это делалось для того, чтобы боец запоминал действия в определённых условиях на рефлекторном уровне.

Духовное воспитание самурая

Помимо физических тренировок, существовали также и моральные. Отец с детства должен был учить своего сына не бояться боли и лишений. Для закалки духа подростка могли разбудить ночью и приказать отправиться в место, которое считалось проклятым. Также в юности будущих воинов водили смотреть казни преступников. На некоторых стадиях запрещалось спать или даже есть. Такие лишения должны были закалить тело и дух самурая. Дом, семья и дети никогда не были в приоритете у солдата согласно "Бусидо". Перед отправкой на войну он клялся забыть их и не вспоминать до возвращения.

Среди самураев существовала особая элита - Даймё. Считалось, что это самые опытные и смелые воины. Однако на деле это были просто крупные феодалы, которые фактически правили отдельными регионами. Самурай - это не обязательно мужчина. История сохранила множество воспоминаний о женщинах-воинах.

Вооружение самураев

Самурай - это, прежде всего, человек в дорогостоящих доспехах. На поле боя именно это отличало их от асигару - крестьянского ополчения. Доспехи самураев были сложны в изготовлении и могли стоить дороже целого поселения. В отличии от европейских доспехов, самурайские состояли в основном из металлических пластин. Между собой они соединялись шёлковыми нитями и покрывались кожей. В качестве оружия самураи использовали мечи - катаны, что-то среднее между саблей и европейским мечом рыцаря. Помимо катаны, самурай носил с собой небольшой кинжал. Также использовались яри - копья с длинным жалом. Некоторые самураи использовали луки. С появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли свою практическую пользу и использовались лишь как атрибут высокого статуса. Некоторые элементы доспехов использовались как проявление воинского звания и в капиталистической Японии. В российском фильме "Иерей" самурай показан в современном обществе, что не является редкостью.

МУГЕН-РЮ ХЕЙХО

Меч катана, принадлежавший самому Токугава Иэясу

В самурайские времена в Стране восходящего солнца было много прекрасных мечей и много великолепных мастеров, блестяще владеющих искусством фехтования. Однако самыми знаменитыми мастерами меча в самурайской традиции стали Цукахара Бокудэн, Ягю Мунэ-нори, Миямото Мусаси и Ямаока Тэссю.

Цукахара Бокудэн родился в городе Касима провинции Хитати. Первым именем будущего мастера было Такомото. Его родной отец был самураем, вассалом даймё провинции Касима и обучал своего сына обращению с мечом с самого раннего детства. Казалось, Такамото был прирожденным воином: пока другие дети играли, он упражнялся со своим мечом - сначала деревянным, а потом и настоящим, боевым. Вскоре его отдали на воспитание в дом знатного самурая Цукахара Тосонока-ми Ясумото, который приходился родственником самому даймё и блестяще владел мечом. Свое искусство вместе с фамилией он решил передать приемному сыну. В нем он нашел благодарного ученика, твердо вознамерившегося стать мастером на «пути меча».

Мальчик тренировался неустанно и вдохновенно, и его упорство принесло свои результаты. Когда Боку-дэну исполнилось двадцать, он уже был мастером меча, хотя мало кто об этом знал. и когда юноша осмелился бросить вызов знаменитому воину из Киото, Отиаи То-радзаэмону, то многие сочли это дерзкой и необдуманной выходкой. Отиаи решил проучить наглого юнца, однако, ко всеобщему удивлению, Бокудэн в первые же секунды дуэли одержал победу над именитым противником, но сохранил ему жизнь.

Отиаи тяжело переживал позор этого поражения и решил отомстить: он выследил Бокудэна и напал на него из засады. Но внезапное и коварное нападение не застало молодого самурая врасплох. На этот раз Отиаи лишился и жизни, и репутации.

Эта дуэль принесла Бокудэну громкую славу. Многие даймё пытались заполучить его в телохранители, но молодой мастер отклонил все эти весьма лестные предложения: он вознамерился и дальше совершенствовать свое искусство. Долгие годы он вел образ жизни рони-на, странствуя по стране, учась у всех мастеров, с которыми его сталкивала судьба, и сражаясь с опытными фехтовальщиками. Времена же были тогда лихие: войны эпохи Сэнгоку дзидай были в полном разгаре, и Бокудэну доводилось участвовать во множестве сражений. Ему доверили особую миссию, сколь почетную, столь и опасную: он вызывал на поединок командиров противника (многие из которых сами были первоклассными фехтовальщиками) и убивал их на глазах у всего войска. Сам же Бокудэн оставался непобежденным.


Пединок на крыше храма

Одной из самых славных его дуэлей стал поединок с Кадзивара Нагато, слывшим непревзойденным мастером нагината. Он также не знал поражений и был настолько искусным в обращении с оружием, что мог на лету разрубить ласточку. Однако против Бокудэна его искусство оказалось бессильным: едва Нагато замахнулся своей алебардой, Бокудэн убил его первым же ударом, что со стороны выглядело легко и просто. На самом же деле это была виртуозная техника хитоцу-тати - стиль одного удара, которую Бокудэн оттачивал в течение всей своей жизни.

Самой же курьезной «дуэлью» Бокудэна стало происшествие, приключившееся с ним на озере Бива. Бокудэну в это время перевалило за пятьдесят, он уже по-другому смотрел на мир и не хотел убивать людей ради бессмысленной славы. Как назло, в лодке, где среди прочих пассажиров был и Бокудэн, оказался один устрашающего вида ронин, тупой и агрессивный. Этот ронин похвалялся своим фехтовальным искусством, называя себя лучшим в Японии мастером меча.

Обычно похваляющемуся глупцу нужен слушатель, и самурай выбрал для этой роли Бокудэна. Однако тот не обращал на него никакого внимания, и такая непочтительность взбесила ронина. Он вызвал Бокудэна на поединок, на что тот спокойно заметил, что настоящий мастер стремится не нанести поражение, а по-возмож-ности избежать бессмысленного кровопролития. Такая мысль оказалась для самурая труднопереваримой, и он, распалясь еще больше, потребовал у Бокудэна назвать его школу. Бокудэн ответил, что его школа называется Мутэкацу-рю, буквально - «школа достижения победы без помощи рук», то есть без меча.

Это рассердило самурая еще больше. «Что за чепуху ты мелешь!» - сказал он Бокудэну и приказал лодочнику причалить к крохотному уединенному островку, чтобы Бокудэн мог на практике показать ему преимущества своей школы. Когда лодка подошла к острову, ронин первым выпрыгнул на берег и обнажил свой меч. Бокудэн же взял у лодочника шест, оттолкнулся от берега и одним махом увел лодку далеко от острова. «Вот так я и достигаю победы без меча!» - сказал Бокудэн и помахал рукой оставленному на островке глупцу.

У Бокудэна было три приемных сына, и всех их он обучал искусству меча. Однажды он решил устроить им испытание и для этого поставил над дверью тяжелый чурбан. Как только дверь открывалась, чурбан падал на входившего. Первым Бокудэн пригласил старшего сына. Тот почуял подвох и ловко подхватил падавший на него чурбан. Когда чурбан обрушился на среднего сына, тот успел вовремя увернуться и одновременно вытащить из ножен меч. Когда же дошла очередь до младшего сына, то тот в мгновение ока обнажил свой меч и великолепным ударом рассек падающий чурбан пополам.

Бокудэн был очень доволен результатами этого «экзамена», ибо все трое оказались на высоте, а младший к тому же продемонстрировал великолепную технику мгновенного удара. Однако своим главным преемником и новым главой своей школы Бокудэн назвал старшего сына, ибо для достижения победы ему не пришлось действовать мечом, а это более всего соответствовало духу учения Бокудэна.

К сожалению, школа Бокудэна не пережила своего основателя. Все его сыновья и лучшие ученики погибли в сражениях против войск Ода Нобунага, и не осталось никого, кто мог бы продолжить его стиль. Среди учеников был и сам сёгун Асикага Ёситэру, блестяще владевший мечом и достойно отдавший жизнь в неравном бою с окружившими его убийцами. Сам Бокудэн умер в 1571 г. в возрасте восьмидесяти одного года. Все, что осталось от его школы,- это множество легенд и книга из ста стихов, известная как «Бокудэн Хякусю». В стихах старого мастера речь шла о пути самурая, что проходит по тонкой, как острие меча, грани, отделяющей жизнь от смерти...

Разработанные Бокудэном техника одного удара и идея достижения победы без помощи меча были блестяще воплощены в другой школе кэн-дзюцу получившей название «Ягю-Синкагэ рю». Основателем школы Синка-гэ был знаменитый воин Камиидзуми Нобуцуна, чье фехтовальное мастерство по достоинству оценил сам Такэда Сингэн. Его лучшим учеником и преемником стал другой известный мастер меча, Ягю Мунэёси.


Миямото Мусаси с двумя мечами. С картины неизвестного художника XVIIв

Мунэёси, достигший немалого мастерства еще до встречи с Нобуцуна, вызвал того на поединок. Однако Нобуцуна предложил Мунэёси сразиться сначала на бамбуковых мечах с его учеником, Хикида Тоёгороо. Ягю и Хикида сходились дважды, и дважды Хикида наносил Ягю стремительные удары, которые тот не успевал парировать. Затем с потерпевшим очевидное поражение Ягю Мунэёси решил сразиться и сам Нобуцуна, но когда противники встретились взглядом, между ними словно бы ударила молния, и Мунэёси, повалившись в ноги к Нобуцуна, попросился к нему в ученики. Нобуцуна охотно принял Мунэёси и учил его два года.

Мунэёси вскоре стал его лучшим учеником, и Нобуцуна назвал его своим преемником, посвятив во все тайные техники и во все секреты своего мастерства. Так слились фамильная школа Ягю со школой Синкагэ, и возникло новое направление, Ягю-Синкагэ Рю, ставшее классическим в искусстве кэн-дзюцу. Слава об этой школе распространилась по всей стране, и слух о знаменитом Ягю Мунэёси дошёл до ушей самого Токутава Иэясу, который в то время еще не был сёгуном, но считался одним из наиболее влиятельных людей в Японии. Иэясу решил испытать уже престарелого мастера, который говорил, что для одержания победы меч вовсе необязателен.

В 1594 г. Иэясу пригласил к себе Мунэёси, чтобы проверить его мастерство на практике. Среди телохранителей Иэясу было немало самураев, великолепно владеющих мечом. Лучшим из них он приказал попытаться зарубить мечом безоружного Мунэёси. Но тот всякий раз успевал в последний момент уклониться от клинка, обезоружить атакующего и так швырнуть его на землю, что несчастный уползал на четвереньках или вовсе не мог встать.

В конце концов были побеждены все лучшие телохранители Иэясу, и тогда он решил лично атаковать Мунэёси. Но когда Иэясу занес свой меч для удара, старый мастер успел поднырнуть под клинок и толкнуть обеими руками его рукоять. Меч, описав в воздухе сверкающую дугу, упал на землю. Обезоружив будущего сёгуна, мастер вывел его на бросок. Но бросать не стал, лишь слегка «подприжал», а потом вежливо поддержал потерявшего равновесие Иэясу. Тот признал полную победу Мунэёси и, восхитившись его мастерством, предложил ему почетную должность личного инструктора фехтования. Но старый мастер собирался уходить в монастырь и предложил вместо себя своего сына Мунэнори, который впоследствии также стал замечательным мастером меча.

Мунэнори был учителем фехтования и при сёгуне Хидэтада, сыне Иэясу, и при его внуке Иэмицу. Благодаря этому школа Ягю-Синкагэ вскоре стала очень известной по всей Японии. Сам же Мунэнори прославил себя в битве при Сэкигахара и во время штурма Осакского замка - он находился в числе телохранителей сёгуна и убивал воинов противника, пытавшихся пробиться к ставке Токутава и уничтожить Иэясу и его сына Хидэта-ду. За свои подвиги Мунэнори был возведен в ранг даймё, жил в чести и богатстве и оставил после себя немало трудов по фехтовальному искусству.

Особое внимание школа Ягю-Синкагэ уделяла развитию интуитивного чувства приближающегося противника, неожиданного нападения и прочей опасности. Путь к вершинам этого искусства в традиции Ягю-Синкагэ начинается с постижения техники правильного поклона: стоило ученику опустить голову слишком низко и перестать следить за окружающим пространством, как он тут же получал неожиданный удар деревянным мечом по голове. и так продолжалось до тех пор, пока он не обучался ускользать от них, не прерывая поклона.

В былые же времена искусству воина учили еще более безжалостно. Чтобы пробудить в ученике необходимые для выживания качества, мастер кормил его оплеухами 24 часа в сутки: незаметно подкрадывался к нему с палкой, когда тот спал или занимался домашней работой (обычно ученики в доме мастера выполняли всю черную работу), и безжалостно бил. В конце концов ученик ценой шишек и боли начинал предчувствовать приближение своего мучителя и думать, как избежать ударов. С этого момента наступал новый этап ученичества: мастер брал в руки уже не палку, а настоящий самурайский меч и учил уже очень опасным боевым приемам, предполагающим, что ученик уже развил в себе умение мыслить и действовать одновременно и молниеносно.

Некоторые мастера меча совершенствовали свое искусство дзансин до степеней почти сверхъестественных. Примером этого может служить сцена испытания самураев в фильме Куросавы «Семь самураев». Испытуемых приглашали войти в дом, за дверями которого прятался парень с дубинкой наготове и неожиданно бил вошедших по голове. Один из них пропустил удар, другим удавалось уклониться и обезоружить нападающего. Но лучшим был признан самурай, который отказался войти в дом, ибо почуял подвох.

Одним из сильнейших мастеров дзансин считался сам Ягю Мунэнори. Однажды погожим весенним днем он вместе со своим юным оруженосцем любовался цветением сакуры в своем саду. Вдруг его стало одолевать чувство, что кто-то готовится нанести ему удар в спину. Мастер осмотрел весь сад, но ничего подозрительного не обнаружил. Оруженосец, изумленный странным поведением господина, спросил его, в чем дело. Тот посетовал, что, наверное, стареет: его стало подводить чувство дзансин - интуиция говорит об опасности, которая на деле оказывается мнимой. и тут парень признался, что стоя за спиной любующегося вишнями господина, подумал, что мог бы очень легко его убить, нанеся неожиданный удар сзади, и Мунэнори не помогли бы тогда все его умения. Мунэнори на это улыбнулся и, довольный, что его интуиция по-прежнему на высоте, простил юноше его грешные мысли.


Миямото Мусаси сражается против нескольких противников, вооруженных копьями

Об этом случае прослышал сам сёгун Токутава Иэми-цу и решил устроить Мунэнори испытание. Он пригласил его к себе якобы для разговора, и Мунэнори, как и следует самураю, почтительно присел у ног правителя на расстеленную на полу циновку. Иэмицу заговорил с ним и во время разговора вдруг неожиданно набросился на мастера с копьем. Но движение сёгуна не было для мастера неожиданным - он сумел почувствовать его «нехорошее» намерение гораздо раньше, чем тот его осуществил, и поэтому сразу же сделал Иэмицу подсечку, и сёгун был опрокинут, так и не успев понять, что же произошло, и не успев замахнуться своим оружием...

Совсем по-другому сложилась судьба современника Ягю Мунэнори - одинокого воина Миямото Мусаси, ставшего героем самурайских легенд. Он большую часть жизни оставался неприкаянным ронином, а в битве при Сэкигахара и в сражениях при Осакском замке находился на стороне проигравших противников Токутава. Жил он как настоящий аскет, одевался в рванье и презирал многие условности. Всю свою жизнь он оттачивал фехтовальную технику, однако смысл «пути меча» видел в постижении безупречности духа, и именно это приносило ему блестящие победы над самыми грозными противниками. Поскольку Миямото Мусаси сторонился общества и был героем-одиночкой, о его жизни известно немного. Реального Миямото Мусаси затмил его литературный двойник - образ, выведенный в одноименном популярном приключенческом романе японского писателя Ёсикава Эдзи.

Миямото Мусаси родился в 1584 г. в деревне Миямото, расположенной в местечке Есино, провинция Мима-сака. Его полное имя было Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. Мусаси был мастером меча, как говорится, от бога. Первые уроки фехтования он брал у своего отца, однако мастерство оттачивал самостоятельно-в изнурительных тренировках и опасных дуэлях с грозными соперниками. Любимым стилем Мусаси стал нито-рю - фехтование сразу двумя мечами, однако не менее ловко он обращался и с одним мечом, и с трезубцем дзиттэ и даже использовал вместо настоящего оружия любые подручные средства. Свою первую победу он одержал в 13 лет, вызвав на поединок известного мастера меча Арима Кибэи, принадлежавшего к школе Синто Рю. Арима не отнесся к этому поединку серьезно, ибо не мог допустить, что тринадцатилетний мальчишка может стать опасным противником. Мусаси вышел на поединок, вооружившись длинным шестом и коротким мечом вакидзаси. Когда Арима пытался нанести удар, Мусаси ловко перехватил его руку, провел бросок и ударил шестом. Удар этот оказался смертельным.

В шестнадцать лет он вызвал на поединок еще более грозного воина, Тадасима Акияма, и победил его без особого труда. В этом же году юный Мусаси участвовал в битве при Сэкигахара под знаменами клана Асикага, выступившего против войск Токутава. Отряды Асикага были разбиты наголову, и большинство самураев сложили свои буйные головы на поле брани; юный Мусаси также был тяжело ранен и, скорее всего, должен был погибнуть, если бы из гущи сражения его не вытащил знаменитый монах Такуан Сохо, который выходил пострадавшего юношу и оказал на него большое духовное влияние (так излагается в романе, хотя это, конечно, художественный вымысел).

Когда Мусаси исполнился двадцать один год, он отправился в муся-сюго - воинские странствия, ища достойных соперников, чтобы отточить свое фехтовальное мастерство и поднять его на новые высоты. Во время этих странствий Мусаси носил грязные, драные одежды и выглядел очень неопрятным; даже в бане он мылся крайне редко, ибо с ней был связан один очень неприятный эпизод. Когда Мусаси все-таки решил вымыться и залез в о-фуро, традиционную японскую ванну - большую бочку с горячей водой, то на него напал один из его противников, пытавшийся воспользоваться моментом, когда знаменитый воин был невооружен и расслаблен. Но Мусаси и тут сумел «выйти сухим из воды» и одолеть вооруженного врага голыми руками, однако после этого случая возненавидел купание. Это происшествие, приключившееся в бане с Мусаси, послужило основой для известного дзэнского коана, вопрошающего о том, что должен сделать воин, чтобы победить окруживших его врагов, застигших его стоящим обнаженным в бочке с водой и лишенным не только одежды, но и оружия.

Иногда неряшливый вид Мусаси пытаются объяснить своего рода психологической хитростью: введенные в заблуждение его заношенным платьем, соперники смотрели на бродягу свысока и оказывались не готовыми к его молниеносным атакам. Однако по свидетельству ближайших друзей великого воина, все его тело и голова с раннего детства были сплошь покрыты безобразными струпьями, поэтому он стеснялся раздеваться при людях, не мог мыться в бане и не мог носить традиционную самурайскую прическу, когда полголовы обривалось наголо. Волосы Мусаси всегда были растрепанными и неприбранными, как у классического демона из японских сказок. Некоторые авторы считают, что Мусаси страдал врожденным сифилисом, и это тяжкое заболевание, мучавшее мастера всю жизнь и в конце концов его убившее, определило характер Миямото Мусаси: он чувствовал себя не таким, как все прочие люди, был одинок и обезображен, и этот недуг, сделавший его гордым и замкнутым, подвигнул его и на великие свершения в воинском искусстве.

За восемь лет странствий Мусаси дрался в шестидесяти дуэлях и вышел из них победителем, одолев всех своих противников. В Киото он провел серию блистательных поединков с представителями клана Ёсиока, служившими инструкторами фехтования при семье Асикага. Мусаси победил старшего брата, Ёсиока Гэндзаэ-мона, и зарубил насмерть младшего. Тогда его вызвал на поединок сын Гэндзаэмона, Ханситиро. На самом же деле семейство Ёсиока намеревалось под предлогом дуэли заманить Мусаси в ловушку, наброситься на него всей толпой и убить наверняка. Однако Мусаси узнал об этой затее и сам устроил засаду за деревом, около которого собрались коварные Ёсиока. Внезапно выскочив из-за дерева, Мусаси на месте зарубил Ханситиро и многих его родственников, остальные же в страхе разбежались.

Мусаси также нанес поражения и таким известным воинам, как Мусо Гонноскэ, непревзойденному дотоле мастеру шеста, Сисидо Байкану, который слыл мастером кусари-кама, и мастеру копья монаху Сюдзи, который доселе слыл непобедимым. Однако самой знаменитой из дуэлей Миямото Мусаси считается его поединок с Саса-ки Ганрю, учителем фехтования влиятельного князя Хосокава Тадатоси, лучшим меченосцем на всем северном Кюсю. Мусаси вызвал Ганрю на поединок, вызов был с готовностью принят и получил одобрение самого даймё Хосокава. Дуэль назначили на раннее утро 14 апреля 1612 г. на маленьком островке Фунадзима.


Первый удар - завершающий удар!

В назначенное время Ганрю приехал на остров со своими людьми, он был одет в алого цвета хаори и хакама и опоясался великолепным мечом. Мусаси же опоздал на несколько часов - он откровенно проспал,- и все это время Ганрю нервно ходил туда-сюда по берегу островка, остро переживая такое унижение. Наконец лодка привезла и Мусаси. Он выглядел заспанным, одежда была мятой и изодранной, как рубище нищего, волосы спутаны и всклокочены; оружием же для поединка он выбрал обломок старого весла.

Такая откровенная насмешка над правилами хорошего тона взбесила истомившегося и без того обозленного противника, и Ганрю стал терять хладнокровие. Он молниеносно извлек меч и яростно направил удар в голову Мусаси. Одновременно с этим Мусаси ударил Ганрю по голове своей деревяшкой, отступив на шаг. Шнурок, стягивающий его волосы, оказался рассеченным мечом. Сам же Ганрю повалился наземь без сознания. Придя в чувство, Ганрю потребовал продолжения поединка и на этот раз ловким ударом сумел рассечь одежду своего противника. Однако Мусаси сразил Ганрю наповал, тот повалился на землю и более не вставал; изо рта его хлынула кровь, и он тут же умер.

После поединка с Сасаки Ганрю Мусаси очень изменился. Дуэли больше не привлекали его, зато он всей душой увлекся дзэнской живописью в стиле суйбоку-га и обрел славу великолепного художника и каллиграфа. В 1614-1615 гг. он участвовал в сражениях при Осакском замке, где показал чудеса храбрости и воинского мастерства. (Неизвестно, правда, на чьей стороне он сражался.)

Большую часть жизни Мусаси странствовал по Японии со своим приемным сыном и лишь на излете жизни согласился послужить у даймё Хосокава Тадатоси, того самого, которому некогда служил покойный Ганрю. Впрочем, Тадатоси вскоре скончался, и Мусаси оставил дом Хосокава, став аскетом. Перед самой смертью он написал ставшую знаменитой «Книгу пяти колец» («Го-рин-но сю»), в которой размышлял о смысле боевых искусств и «пути меча». Умер он в 1645 г., оставив о себе память как о мудреце и философе, прошедшем через огонь, воду и медные трубы.

Любая традиция - в том числе и традиция боевых искусств - знает периоды расцвета и упадка. История знает немало примеров, когда в силу разных обстоятельств традиции прерывались,- например, когда мастер не знал, кому передать свое искусство, или же само общество теряло интерес к этому искусству. Случилось так, что в первые десятилетия после реставрации Мэй-дзи японское общество, увлекшись перестройкой на европейский лад, утратило интерес к своей собственной национальной традиции. Безжалостно вырубались многие прекрасные рощи, некогда воспевавшиеся поэтами, и на их месте возникали чадящие трубами заводские корпуса. Было разрушено немало буддийских храмов и старинных дворцов. Под угрозой оказалось и выживание традиций самурайских боевых искусств, ибо многие считали, что эпоха меча безвозвратно прошла, и упражнения с мечом - совершенно бессмысленная трата времени. Тем не менее самурайская традиция благодаря подвижничеству многих мастеров сумела-таки выжить и найти себе место в преобразившейся Японии и даже выплеснулась за ее пределы.

Одним из таких мастеров, спасавших благородное искусство меча от угасания, стал Ямаока Тэссю, жизнь которого пришлась на период падения режима Токутава и заката «золотого века» самураев. Заслуга его в том, что он сумел проложить тот мостик, по которому самурайские боевые искусства перешли в новую эпоху. Ямаока Тэссю видел спасение традиции в том, чтобы сделать ее открытой для представителей всех сословий, желающих посвятить жизнь «пути меча».

Мастер Ямаока Тэссю родился в 1835 г. в самурайской семье и, как это водится, первые навыки обращения с мечом получил от своего отца. Мастерство же свое он оттачивал под руководством многих мастеров, первым из которых стал знаменитый фехтовальщик Тиба Сюсаку глава школы Хокусин Итто Рю. Затем Тэссю в возрасте 20 лет был принят в самурайскую семью Ямаока, представители которой из поколения в поколение славились искусством копья (соодзюцу). Женившись на дочери главы этой семьи, Тэссю принял фамилию Ямаока и был посвящен в сокровенные тайны семейной школы фехтовального мастерства.

Объединив все приобретенные знания и вдохновленный дзэнскими идеями, Тэссю создал свой собственный стиль фехтования, назвав его Муто Рю - буквально, «стиль без меча»; своему же залу для фехтовальных упражнений он дал поэтическое название «Сюмпукан» («Зал весеннего ветра»), заимствованное из стихов известного дзэнского мастера Букко, жившего в XIII в.,- того самого, что помогал Ходзё Токимунэ отражать монгольское нашествие. Кстати сказать, образ ветра - быстрого, не знающего преград и способного мгновенно превратиться во всесокрушающий ураган - стал одной из важнейших мифологем, раскрывающих веками складывавшийся образ мастера меча.

В двадцать с лишним лет Тэссю прославился своими блестящими- победами над многими искусными фехтовальщиками. Однако был у него один противник, от которого Тэссю постоянно терпел поражения, - Асари Гимэи, глава школы Наканиси-ха Итто Рю. В конце концов Тэссю попросил Асари стать его учителем; сам же он тренировался с таким упорством и безжалостностью к самому себе, что получил прозвище Демон. Однако, несмотря на все свое упорство, Тэссю не мог победить Асари в течение семнадцати лет. В это время сёгунат Токутава пал, и в 1868 г. Тэссю участвовал в боевых действиях «войны Босин» на стороне бакуфу.

Подняться до нового уровня мастерства Тэссю помог дзэн-буддизм. У Тэссю был свой наставник, мастер дзэн монах Тэкисуи из храма Тэнрю-дзи. Тэкисуи видел причину поражений Тэссю в том, что тот уступает Асари не столько в технике фехтования (она была у него отточена до предела), а именно духом. Тэкисуи посоветовал ему медитировать над таким коаном: «Когда встречаются два сверкающих меча, то прятаться негде; будь холодно-спокойным, подобно цветку лотоса, расцветающему средь бушующего пламени и пронзающему Небеса!» Лишь в возрасте 45 лет Тэссю удалось в медитации постичь тайный, невыразимый словами смысл этого коана. Когда же он вновь скрестил мечи со своим учителем, то Асари рассмеялся, отбросил свой клинок и, поздравив Тэссю, назвал его своим преемником и новым главой школы.

Тэссю прославился не только как мастер меча, но и как выдающийся наставник, оставивший после себя множество учеников. Тэссю любил говорить, что постигающий это искусство меча постигает суть всех вещей, ибо приучается одновременно видеть и жизнь, и смерть. Мастер учил своих последователей, что истинная цель искусства меча заключается не в уничтожении противника, а в выковывании собственного духа - только такая цель достойна времени, потраченного на ее достижение.

Эта философия Тэссю отразилась и в разработанной им системе так называемых сэйганов, до сего времени широко применяемой в различных японских традиционных видах единоборства. Сэйган в дзэн-буддизме означает обет, который дает монах, иначе говоря - суровое испытание, в котором проявляется сила духа. Согласно методике Тэссю, ученик должен был непрерывно тренироваться в течение 1000 дней, после чего он допускался к первому испытанию: ему предстояло за один день провести 200 поединков с одним лишь коротким перерывом. Если ученик выдерживал это испытание, то затем мог пройти второе, более сложное: за три дня он должен был участвовать в трехстах поединках. Третье же, заключительное испытание предполагало-прохождение через 1400 поединков за семь дней. Подобное испытание выходило за рамки обычного понимания фехтовального искусства: для того чтобы выдержать такую нагрузку, одного лишь владения техникой фехтования было мало. Ученик должен был объединить всю свою физическую силу с силой духа и достичь могучего намерения пройти это испытание до конца. Выдержавший такой экзамен мог с полным правом считать себя настоящим самураем духа, каким и был сам Ямаока Тэссю.

Тайра-но Киёмори был полководцем и воином, который создал первую самурайскую административную систему управления в истории Японии. До Киёмори, самураи в основном рассматривались как наемные воины для аристократов. Киёмори взял под свою защиту клан Тайра после смерти своего отца в 1153 году, и быстро добился успеха в политике, в которой он ранее занимал лишь незначительный пост.

В 1156 году, Киёмори и Минамото-но Йошимото (глава клана Минамото) подавили восстание и стали управлять двумя высшими кланами воинов в Киото. Их союз превратил их в непримиримых соперников, а в 1159 году Киёмори одержал победу над Йошимото. Таким образом, Киёмори стал главой самого могущественного воинского клана в Киото.

Он продвинулся по государственной службе, а в 1171 году выдал свою дочь за императора Такакура. У них, в 1178 году, появился ребенок, сын Токихито. Киёмори позже использовал этот рычаг, чтобы заставить императора Такакура отдать свой трон принцу Токихито, а также своим союзникам и родственникам. Но в 1181 году умер от лихорадки в 1181 году.

11. Ии Наомаса (1561 – 1602)


Ии Наомаса был знаменитым генералом и даймё в период Сэнгоку, когда правил сегун Токугава Иэясу. Он считался одним из Четырех Небесных Королей Токугава, или самых преданных и уважаемых генералов Иэясу. Отец Наомаса был убит после того, как его ошибочно признали виновным в измене, когда Наомаса был маленьким ребенком.

Ии Наомаса продвинулся вверх в клане Токугава, и получил большое признание, после того, как под его руководством 3000 солдат одержали победу в битве при Нагакутэ (1584). Он боролся так лихо, что получил похвалу даже от генерала противников, Тоётоми Хидэёси. После того, как он помог одержать победу Токугава во время осады Одавары (1590), он получил замок Миновa и 120000 коку (древняя японская единица измерения площади), то есть самый большой участок земли, принадлежащий кому-либо из вассалов Токугава.

Звездный час Наомаса настал во время битвы при Секигахаре, где он был ранен шальной пулей. После этого ранения он так до конца не мог поправиться, но продолжал бороться за жизнь. Его подразделение стало известно как "Красные Дьяволы", за их кроваво-красные доспехи, которые они носили в бою, для психологического воздействия.

10. Датэ Масамунэ (1567 - 1636)

Датэ Масамунэ был безжалостным и жестоким даймё в ранний период Эдо. Он был выдающимся тактиком и легендарным воином, и его фигура стала еще более знаковой из-за его потерянного глаза, за что его часто называли «Одноглазый Дракон».

Как старший сын клана Датэ, он должен был занять место своего отца. Но из-за потери своего глаза после оспы, мать Масамунэ посчитала его непригодным кандидатом для правления, и второй сын в семье взял управление на себя, в результате чего в семье Датэ возник раскол.

После несколько ранних побед в качестве генерала, Масамунэ завоевал положение, став признанным лидером и начал кампанию, чтобы победить всех соседей своего клана. Когда соседний клан попросил Терумунэ, его отца, обуздать своего сына, Терумунэ сказал, что не будет это сделать. Впоследствии Терумунэ был похищен, но перед этим он дал наставления, чтобы сын убил всех членов вражеского клана, если что-то подобное случиться, даже если в ходе битвы отец будет убит. Масамунэ повиновался, убив всех.

Масамунэ служил Тоётоми Хидэёси в течение некоторого времени, а затем перешел на сторону союзников Токугава Иэясу после смерти Хидэёси. Он был верен обоим. Хотя это удивительно, но Масамунэ был покровителем культуры и религии, и даже поддерживал дружеские отношения с Папой Римским.


9. Хаттори Хандзо (1542 - 1596)



Хаттори Хандзо был известным самураем и ниндзя эпохи Сэнгоку, и одной из самых часто изображаемых фигур той эпохи. Ему приписывают спасение жизни Токугава Иэясу, а также, что он помог ему стать правителем объединенной Японии. Он получил прозвище Они-но Хандзо (Дьявол Хандзо) за свою бесстрашную военную тактику, которую он показал.

Хаттори выиграл свою первую битву в возрасте 16 лет (в ночном нападении на замок Удо), и успешно освободил из заложников дочерей Токугава в замке Каминого в 1562 году. В 1579 году он руководил отрядом ниндзя из провинции Ига для защиты против сына Ода Нобунага. Провинция Ига была, в конечном счете, уничтожена самим же Нобунага в 1581 году.

В 1582 году он внес свой самый ценный вклад, когда помог будущему сегуну Токугава Иэясу бежать от преследователей в провинцию Микава, с помощью местных кланов ниндзя.

Он был отличным фехтовальщиком, и исторические источники указывали, что последние годы своей жизни он скрывался от всех под видом монаха сименем "Сайнен." Легенды часто приписывают ему сверхъестественные способности, такие как исчезновение и появление в другом месте, предвидение и психокинез.

8. Бэнкэй (1155 - 1189)



Мусашибо Бэнкэй, известный в народе просто как Бэнкэй, был воином-монахом, который служил Минамото-но Есицунэ. Он – популярный герой японского фольклора. Рассказы о его рождении очень разнятся - некоторые говорят, что он был сыном изнасилованной матери, другие называют его потомком бога, и многие приписывают ему атрибуты ребенка демона.

Бэнкэй, как говорят, убивал минимум 200 человек в каждом бою, в котором он участвовал. В возрасте 17 лет, он был ростом более двух метров, и его называли гигантом. Он прошел обучение по владению нагинатой (длинным оружием, похожим на гибрид топора и копья), и покинул буддийский монастырь, чтобы присоединиться к тайной секте горных монахов-аскетов.

По преданию, Бэнкэй отправился на мост Годзё в Киото, где обезоружил каждого проходящего мимо фехтовальщика и тем самым собрал 999 мечей. Во время его 1000-го боя, он потерпел поражение от Минамото-но Ёсицунэ, и стал его вассалом, борясь с ним против клана Тайра.

Находясь в осаде несколько лет спустя, Есицуне совершил ритуальное самоубийство (харакири), в то время как Бэнкэй боролся на мосту в передней части главного входа замка, чтобы защитить своего хозяина. Говорят, что солдаты, организовавшие засаду, боялись заходить мост, чтобы вступить в бой с одиноким, гигантом. Бэнкэй убил свыше 300 солдат и еще долго после того, как битва уже была закончена, солдаты видели, как покрытый ранами и пронзенный стрелой Бэнкэй по-прежнему стоит. Гигант упал на землю, умерев стоя, что в итоге стало известно как "Стоячая смерть Бэнкэя."

7. Уэсуги Кэнсин (1530 - 1578)



Уэсуги Кэнсин был даймё в период Сенгоку в Японии. Он был одним из самых могущественных полководцев той эпохи, в основном его помнят за его доблесть на поле боя. Он славится своим благородным поведением, военным мастерством и давним соперничеством с Такэдой Сингеном.

Кенсин верил в буддийского бога войны - Бисямонтена – и поэтому его последователи считали его воплощением Бисямонтена или Бога войны. Он иногда упоминается как "дракон Этиго", за его грозную технику боевых искусств, которую он показал на поле боя.

Кенсин стал юным 14-летним правителем провинции Этиго после того, как вырвал власть из рук своего старшего брата. Он согласился выйти на поле боя против могущественного военачальника Такеды Сингена, потому что завоевательные кампании Такеды приближались близко к границам Этиго.

В 1561 году Кенсин и Синген участвовали в своей самой большой битве, четвертом сражении при Каванакадзиме. По преданию, во время этой битвы Кенсин накинулся на Такэду Сингена со своим мечом. Синген отмахивался от ударов своим боевым железным веером, и Кенсину пришлось отступить. Результаты боя не однозначны, так как оба военачальника потеряли более 3000 человек.

Хотя они были соперниками более, чем 14 лет, Уэсаги Кенсин и Такэда Синген несколько раз обменивались подарками. Когда Синген умер в 1573 году, Кэнсин, как говорили, плакал в голос из-за потери такого достойного противника.

Также следует отметить, что Уэсаги Кенсин лихо победил самого могущественного военачальника той эпохи, Ода Нобунага, аж два раза. Говорят, что если бы он не умер внезапно после тяжелого пьянства (или рака желудка или же убийства, в зависимости от того, кого вы спросите), он, возможно, узурпировал бы трон Нобунаги.

6. Такеда Синген (1521 – 1573)



Такеда Синген, из провинции Кай, был выдающимся даймё в позднем периоде Сэнгоку. Он известен своим исключительным военным авторитетом. Он часто упоминается как "тигр из Кай" за свое военное мастерство на поле боя, и, как главный соперник, Уэсуги Кэнсина, или "Дракона Этиго".

Синген взял под свою защиту клан Такэда в возрасте 21 года. Он объединился с кланом Имагава, чтобы они помогли в проведении бескровного переворота против его отца. Молодой военачальник добился быстрого прогресса и получил контроль над всем близлежащим районом. Он воевал в пяти легендарных сражениях против Уэсаги Кэнсина, а затем клан Такэда разрушили внутренние проблемы.

Синген был единственным даймё, обладающим необходимой силой и тактическим мастерством, чтобы остановить Ода Нобунага, который хотел управлять Японией. Он победил союзника Нобунаги, Токугава Иэясу в 1572 году, и захватил замок Футамата. Тогда он разбил небольшую объединенную армию Нобунага и Иэясу. Во время подготовки к новому бою, Синген скоропостижно скончался в своем лагере. Некоторые говорят, что вражеский стрелок ранил его, в то время как по другим источникам считается, что он умер от пневмонии или от старой боевой раны.

5. Токугава Иэясу (1543 - 1616)



Токугава Иэясу - первый сегун и основатель сёгуната Токугава. Его семья практически управляла Японией с 1600 года до начала Реставрации Мэйдзи в 1868 году. Иэясу захватил власть в 1600 году, стал сёгуном в 1603 году, отрекся от должности в 1605 году, но оставался у власти до своей смерти в 1616 году. Он является одним из самых известных полководцев и сёгунов в японской истории.

Иэясу пришел к власти, воюя под кланом Имагава против блестящего лидера Ода Нобунага. Когда лидер Имагава, Йошимото, был убит во время неожиданного нападения Нобунага, Иэясу образовал тайный союз с кланом Ода. Вместе с армией Нобунаги они захватили Киото в 1568 году. В то же время, Иэясу заключил союз с Такэдой Сингеном и расширил свою территорию.

В конце концов, после прикрытия бывшего врага, альянс Иэясу-Синген рухнул. Такеда Синген победил Иэясу в ряде сражений, но Иэясу обратился за помощью к Ода Нобунага. Нобунага привел свою большую армию, и силы Ода-Токугава в 38000 человек одержали великую победу в битве при Нагасино в 1575 году против сына Такэды Сингена, Такеды Кацуёри.

Токугава Иэясу в конечном итоге пережил многих великих людей той эпохи: Ода Нобунага засеял почву для сёгуната, Тоётоми Хидэёси получил власть, Сингэн и Кенсин, два сильнейших соперника, были мертвы. Сёгунат Токугавы, благодаря хитрому уму Иэясу, будет править Японией еще в течение следующих 250 лет.

4. Тоётоми Хидэёси (1536 - 1598)



Тоётоми Хидэёси был великим даймё, генералом, самураем, и политиком периода Сэнгоку. Его считают вторым «великим объединителем» Японии, сменившим своего бывшего хозяина, Ода Нобунага. Он положил конец периоду Воюющих царств. После его смерти, его молодой сын был вытеснен Токугава Иэясу.

Хидэёси создал ряд культурных наследий, таких как ограничение, по которому только члены класса самураев могли носить оружие. Он финансировал строительство и восстановление многих храмов, которые все еще стоят в Киото. Он сыграл важную роль в истории христианства в Японии, когда он приказал казнить на кресте 26 христиан.

Он присоединился к клану Ода около 1557 года в качестве скромного слуги. Его повысили, и он стал вассалом Нобунага, и участвовал в битве при Окэхадзаме в 1560 году, где Нобунага победил Имагава Йошимото и стал самым могущественным полководцем периода Сэнгоку. Хидэёси провел многочисленные ремонтные работы в замке и по строительству крепостей.

Хидэёси, несмотря на свое крестьянское происхождение, стал одним из главных генералов Нобунаги. После убийства Нобунаги в 1582 году от рук его генерала Акэти Мицухидэ, Хидэёси хотел отомстить, и, вступив в союз с соседним кланом, победил Акэти.

Хидэёси, как Нобунага, так и не получил титула сёгуна. Он сделал себя регентом и построил себе роскошный дворец. Он изгнал христианских миссионеров в 1587 году, и начал охоту за мечами, чтобы конфисковать все оружие, остановив крестьянские восстания и обеспечив большую стабильность.

Когда его здоровье начало давать сбои, он решил воплотить в жизнь сон Ода Нобунага о том, как Япония завоевывает Китай, и начал завоевание династии Мин с помощью Кореи. Вторжение Кореи закончилась неудачей, и Хидэёси умер 18 сентября 1598 года. Классовые реформы Хидэёси изменили социальную классовую систему в Японии на следующие 300 лет.

3. Ода Нобунага (1534 - 1582)



Ода Нобунага был могущественным самураем, даймё, военачальником, который инициировал объединение Японии в конце периода Воюющих царств. Он прожил всю жизнь в непрерывных военных завоеваниях, и захватил треть Японии до своей смерти в перевороте 1582 года. Его помнят, как одну из самых жестоких и дерзких фигур периода Воюющих царств. Его также признают одним из величайших правителей Японии.

Его верный сторонник Тоётоми Хидэёси стал его преемником, и он стал первым, кто объединил всю Японию. Токугава Иэясу позже укрепил свою власть сёгунатом, который правил Японией до 1868 года, когда началась Реставрация Мэйдзи. Говорили, что "Нобунага начинает делать национальную рисовую лепешку, Хидэёси месит ее, и, в конце концов, Иэясу садится и ест ее."

Нобунага изменил технику военного дела в Японии. Он внедрил использование длинных пик, способствовал строительству укреплений замков, и особенно применению огнестрельного оружия (в том числе аркебуз, мощного огнестрельного оружия), что привело к многочисленным победам полководца. После того, как он захватил два важных мушкетных завода в городе Сакаи и провинции Оми, Нобунага получил превосходящую оружейную мощь над врагами.

Он также учредил специализированную воинскую классовую систему, основанную на способностях, а не на имени, звании, или семье. Вассалы также получили землю на основе того, сколько там производится риса, а не от размера земель. Эта организационная система была позже использована и широко разработана Токугава Иэясу. Он был отличным бизнесменом, модернизировавшим экономику от сельско-хозяйственных городов до формирования городов-крепостей с активным производством.

Нобунага был почитателем искусства. Он построил большой сад и замки, популяризировал японскую чайную церемонию, чтобы можно было поговорить о политике и бизнесе, и способствовал началу формирования современного театра кабуки. Он стал покровителем миссионеров-иезуитов в Японии, поддержал создание первого христианского храма в Киото в 1576 году, хотя он оставался непреклонным атеистом.

2. Хонда Тадакацу (1548 - 1610)



Хонда Тадакацу был генералом, а позже даймё, в конце периода Сэнгоку до раннего периода Эдо. Он служил Токугава Иэясу, и был одним из Четырех Небесных Королей Иэясу наряду с Ии Наомаса, Сакакибара Ясумаса, и Сакаи Тадацугу. Из этих четырех, Хонда Тадакацу имел репутацию самого опасного.

Тадакацу был настоящим воином в глубине души, и, после того, как сёгунат Токугава превратился из военного в гражданско-политический институт, он стал все больше отдаляться от Иэясу. Репутация Хонды Тодакацу привлекла внимание некоторых из самых влиятельных фигур в Японии того время.

Ода Нобунага, который, как известно, не хвалил своих последователей, называл Тадакацу "самураем среди самураев." Тоётоми Хидэёси называл его "лучшим самураем на востоке." О нем часто упоминали как о "воине, превзошедшем саму смерть", так как он никогда не получал серьезных ран, несмотря на то, что прошел через чем более 100 боев к концу своей жизни.

Его часто характеризуют как полную противоположность другому великому генералу Иэясу, Ии Наомаса. Оба были свирепыми воинами, и способность Тадакацу ускользать от травм часто противопоставлялась всеобщему представлению, что Наомаса пережил много боевых ранений, но всегда боролся с ними.

1. Миямото Мусаси (1584 - 1685)



Хотя он не был выдающимся политиком, или знаменитым генералом или военачальником, как многие другие в этом списке, пожалуй, не существовало другого, более великого фехтовальщика в истории Японии, чем легендарный Миямото Мусаси (по крайней мере для западных жителей). Хотя он был фактически бродячим ронином (самураем без хозяина), Мусаси прославился благодаря рассказам о его мастерстве фехтования в многочисленных поединках.

Мусаси - основатель техники фехтования Нитен-рю, искусства боя на двух мечах – там одновременно используются катана и вакидзаси. Он был также автором «Книги пяти колец», книги по стратегии, тактике и философии, которая изучается до их пор.

По его собственным рассказам, Мусаси провел свой первый поединок в возрасте 13 лет, где он победил человека по имени Арика Кихей, убив его палкой. Он боролся с адептами известных школ фехтования, но никогда не проигрывал.

В одном поединке против семьи Йошиока, знаменитой школы фехтовальщиков, Мусаси, как сообщается, изменил своей привычке появляться поздно, прибыл на несколько часов раньше, убил 12-летнего противника, а затем сбежал, когда на него напали десятки сторонников его жертвы. Чтобы отбиться, он достал свой второй меч, и эта техника владения двумя мечами положила начало его технике Нитэн-ки ("два неба, словно одно").

По рассказам, Мусаси странствовал по земле и сразился в более чем 60 поединках, и никогда не был побежден. Это консервативная оценка, скорее всего, не принимает во внимание смерти от его рук в крупных сражениях, в которых он участвовал. В последние годы своей жизни, он участвовал в поединках гораздо меньше и больше писал, удалившись в пещеру, чтобы написать «Книгу пяти колец». Он умер в пещере в 1645 году, предвидя свою смерть, так что он умер в позе, сидя с одним поднятым вертикально коленом и держа свой вакидзаси в левой руке, а палку в правой .

Японская культура предстает перед западным человеком в виде совокупности идей и красочных образов. И самым ярким из них является образ воина-самурая. Он имеет героический ореол и считается своеобразным символом мужества и стойкости в бою. Но все ли мы знаем про самураев? Насколько правда об этих воинах отличается от легенд и мифов?

Самурай: определение слова

В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай - это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак - японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.

Эта цель прослеживается в самом определении "самурай". Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол "служить". Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина - дайме. Многие европейцы считают, что самурай - это служилый человек, которого можно называть японским словом "буси". Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.

Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.

История самурайства: краткая историческая справка

Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Обряд посвящения в воины

На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей - дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.

Мог ли самураем стать простолюдин?

В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай - это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.

Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.

Женщины-самураи: миф или реальность?

В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.

Девочек также брали на воспитание из семьи в восемь лет и проводили обряд инициации в шестнадцать. В качестве оружия женщина-самурай получала от учителя короткий кинжал либо длинное и острое копье. В бою оно было способно с легкостью разрезать вражескую броню. О популярности воинского дела среди женщин говорят исследования японских ученых. Они сделали тест ДНК у найденных на раскопках останков тел самураев, погибших в боях, к их удивлению, 30 % воинов оказались женщинами.

Кодекс Бусидо: краткие положения

Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.

Кодекс воина охватывал практически все сферы жизни, на каждую было свое особенное правило поведения. К примеру, согласно данной философии, самурай - это тот, кто точно знает, как нужно жить и умереть. Он готов смело идти в одиночку на сотню врагов, зная, что впереди его ожидает смерть. О таких храбрецах слагали легенды, их родственники гордились ими и ставили в доме портреты самураев, погибших в бою.

Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.

В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай - это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.

Кто такие самураи? Самураи- военно-феодальный класс мелких дворян и князей (даймё) в феодальной Японии . Зачастую самураев сравнивают с рыцарями средневековой Европы, но такая аналогия во многом неверна.

Название «самурай» произошло от слова saberu, что переводится как «служить»; другими словами самурай - служилый воин. Самураи были не только рыцаями-солдатами. Они также являлись телохранителями своего господина, и одновременно прислуживали ему в обыденной жизни.

Самурай с оружием, фото 1860 г.

Воспитание, обучение, подготовка самураев

Титул самурая в феодальной Японии передавался по наследству. В самурайском роду воспитание будущих самураев происходило в соответствии с самурайским кодексом чести – бусидо - уже с малых лет. В раннем возрасте сыну самурая вручались один или два (в зависимости от положения отца) небольших деревянных меча. Это учило мальчика уважать свой меч - символ принадлежности к классу воинов. Большое значение придавалось конфуцианству. По одному из его положений, дети были обязаны почитать и уважать родителей, не пререкаться с ними, даже если родители не правы или дурно относятся к детям, не огорчать их.

Задачей воспитания в детях долга сына (оякоко) было не только развитие уважения к родителям, но и создание преданности императору, который считался отцом воина. Долг сына являлся опорой верности вассала господину. Не меньше, чем отца, почитали наставника будущего самурая. Авторитет учителя был крайне велик, его указания исполнялись без пререканий. Известная пословица говорит: "Родитель тот, кто дал мне жизнь, учитель тот, кто сделал меня человеком".

Воспитание в семье и обучение наставника были двумя главными обстоятельствами, на которых базировалось взращивание молодых самураев, они создавали образец идеального воина, составленный на основе мифов, буддийском пренебрежении к смерти, почитании родителей и преданности своему сюзерену. Семья и учитель преимущественно стремились к укреплению характера юноши, развитию храбрости и бесстрашия, стойкости и выдержки.

Молодых самураев пытались вырастить мужественными и храбрыми, иначе говоря, воспитать черты характера, считавшиеся в самурайском сословии основными качествами, которые учили воина отдать свою жизнь ради жизни своего повелителя. Данный образ мышления устанавливался чтением повестей и историй о бесстрашии и воинской доблести знаменитых героев, об известных полководцах и самураях, просмотром театральных пьес. Часто отец велел будущему самураю для развития храбрости идти ночью на кладбище или на землю, о которой ходила дурная слава (где по преданиям обитали призраки, демоны и т.д.). Мальчиков водили на публичные наказания и казни, кроме того по ночам устраивался смотр отрубленных голов злоумышленников, при этом будущий самурай был обязан поставить свой личный знак для подтверждения того, что он вправду сюда являлся.

Для становления у мальчиков стойкости и упорства, их принуждали выполнять очень тяжёлую работу, не спать по ночам (во время торжеств богов учения), зимой ходить без обуви, вставать с рассветом и т.д. Голодовка также считалась полезной.

Мальчикам и девочкам прививалась способность контролировать свои поступки, не допускать эмоциональных восклицаний, стонов и слёз. "Отчего ты ревешь из-за такой мелочи, трусишка? - спрашивала мать у плачущего сына. – А если тебе в сражении отрубят руку или ты будешь вынужден сделать харакири?" С самых ранних лет в детях самураев воспитывали чувство чести и ответственности, честности и дисциплины.

Данное воспитание развивало бесстрашие, хладнокровие и эмоциональную стойкость, благодаря чему самураи не теряли четкости мысли даже в самых сложных ситуациях.

Будущие самураи были обязаны постоянно тренироваться, совершенствовать искусство владения оружием, иметь большую силу и ловкость. От юных самураев требовалось превосходное владение приёмами сражения на мечах и копьях, стрельбы из лука, они должны были знать дзю-дзюцу, уметь хорошо сидеть в седле, понимать тактику ведения боя.

В любой семье, при дворе каждого самурая были оборудованы замечательные комнаты для обучения владению мечом, места для тренировки стрельбы из лука и физических упражнений. Обучение, как правило, начиналось в 8 лет и заканчивалось в 16.

Кроме обучения искусству войны присутствовало и освоение литературы, истории, письменности и т.д. Однако самураи изучали эти предметы, только если они могли принести пользу в военном деле. Особые школы, которые для приличия находились в имении феодала, в которых изучалась классическая литература Китая, художественное творчество и т.д., были презираемы самураями. В таких учебных заведениях учились в основном болезненные и слабые дети, не способные обучиться искусству войны, с физическими отклонениями или же люди, которые по своей воле отказались от насилия. Смеясь и глядя сверху вниз на таких учеников, самураи произносили: "Наука - это жалкий удел нежных женоподобных придворных Киото, слабость и болезненность которых не разрешает им использовать мускулы и не дает им возможности изучать возвышенное искусство боя".

Однако именно в таких школах учились большинство японских философов, известных поэтов, писателей и популярных художников периода феодальной Японии.

В 15 лет подготовка будущего самурая полагалась законченной. Ему вручали настоящие мечи для боя (комплект дайсё – катана и вакидзаси), с которыми он был обязан не разлучаться до конца жизни; девушка получала короткий кинжал кайкэн – знак принадлежности женщины к самурайскому сословию. Молодой самурай переходил в другую возрастную группу – становился взрослым.

Во время торжества половой зрелости (гэмбуку) юноше, по старинной традиции, делали самурайскую прическу - сакаяки: обривали волосы у лба и заплетали узел волос на макушке (мотодори).

Мотодори

Молодому человеку надевали высокий головной убор - эбоси, который был нужен для ношения мотодори. Человек, который в процессе торжества закреплял на голове юного самурая эбоси, носил название "усироми", (опекун), или эбоси-оя ("отец по эбоси"). В Японии церемония вступления во взрослую жизнь проводилась как среди знати, так и среди простолюдинов с древних времен. Далее самурай в первый раз надевал одежду взрослого человека; она представляла собой широкие шаровары (хакама), схожие с юбкой и являвшиеся отличительным знаком самурая. Их первое праздничное одевание являлось семейным торжеством и соотносилось с походом в храм бога - покровителя семьи.

В процессе церемонии самурай получал взрослое имя, образовывал церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), и проходил проверку силы самурая.

Опекуном прошедшего гэмбуку как правило приглашали стать влиятельного и известного феодала, для самураев это было очень важно и в это время происходило утверждение взаимной ответственности господина и буси.

Взяв в руки меч и пройдя церемонию инициации, юноша получал свободу и независимость, преисполнялся чувством достоинства и ответственности. Он становился настоящим самураем.

Видео про самураев

В видео приводятся интересные факты о самом знаменитом сословии феодальной Японии - самураях.

Другие интересные статьи