Что такое психические феномены. Аномальные психические феномены. Что можно считать социально-культурным феноменом

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

Ø психические процессы;

Ø психические состояния;

Ø психические свойства.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции . Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда – непрерывность психической деятельности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые – решение, исполнение, волевое усилие и так далее.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Наиболее изученными являются:

Ø общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

Ø эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности.

Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности.



Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:

Ø интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума;

Ø волевые свойства – решительность, настойчивость;

Ø эмоциональные свойства – чуткость, нежность, страстность, аффективность и тому подобные.

Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

Ø жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

Ø темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

Ø способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

Ø характер как систему отношений и способов поведения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

по курсу : П сихологи я

по теме: Психические феноме ны

Введение

1. Чувственные формы познания

2. Внимание и его характеристики

3. Свойства памяти

Заключение

Введение

С точки зрения учения И.П. Павлова, раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?» При этом человек или животное готовятся к неожиданностям, становятся внимательными к тому, от чего можно ждать этих неожиданностей.

1. Чувственные формы познания

Ощущения - отражение свойств предметов объективного мира, возникающие при их непосредственном воздействии на рецепторы человека.

Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущений от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств человека; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного.

Любое ощущение вызывается тем или иным раздражителем, который может быть действующим извне - цвет, звук, запах, вкус; действующим изнутри - голод, жажда, тошнота, удушье;

Осознание ощущения, возникающего под влиянием того или иного раздражителя, называется чувствительностью. Для того чтобы появилась чувствительность к раздражителю, необходимо, чтобы он достиг определенной интенсивности. Наименьшая интенсивность раздражителя, при которой впервые возникает едва заметное ощущение, называется нижним порогом ощущения. Предел интенсивности раздражителя, при котором прекращается изменение качества ощущения, называется верхним порогом ощущения.

Виды ощущений:

1. По модальности:

Ш кожные,

Ш обонятельные,

Ш вкусовые,

Ш слуховые,

Ш зрительные и т.д.

2. По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

Ш Экстероцептивные. Это ощущения, отражающие свойства предметов или явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

Ш Интероцептивные. Это ощущения, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела.

Ш Проприоцептивные. Это ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках.

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств.

Все воспринимаемые предметы реального мира обладают такими свойствами, как цвет, запах, вкус, имеют определенную величину (длину, ширину и толщину) и форму; находятся на определенном расстоянии от человека как субъекта восприятия; имеют определенный объем, что создает глубину и рельефность в их восприятии. Указанные свойства предметов имеют пространственный характер, а отражение их в сознании человека - восприятие пространства. Отражение в сознании человека длительности движения и изменений является источником тех восприятий, которые называются восприятием времени.

Представление времени в отличие от восприятия времени характеризует воспроизведение в сознании когда-то ранее происходивших изменений, которые человек воспроизводит по памяти. Это воспроизведение во многом субъективно, т. е. связано с индивидуальными особенностями личности. Указанное свойство оказывает существенное влияние на процесс установления истины по факту совершенного правонарушения, так как при наличии нескольких лиц, проходящих по уголовному делу, их показания могут существенно различаться.

Свойства восприятия:

Ш Предметность - свойство, проявляющееся в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Целостность - свойство, отражающееся в том, что образы восприятия представляют собой законченные, предметно оформленные структуры.

Ш Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же

Ш Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета независимо от значительных изменений условия восприятия.

Ш Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленная особенностями субъекта восприятия, его опыта, потребностей.

2. Внимание и его характеристики

Внимание - это сосредоточенность сознания человека на объектах, имеющих для него определенную значимость.

Функции внимания:

Ш активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

Ш способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации;

Ш обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.

Виды внимания

Непроизвольное внимание - это такой вид внимания, которое возникает без всякого намерения и без заранее поставленной цели. Психическая деятельность человека происходит как бы сама по себе, без волевых усилий личности.

Непроизвольное внимание вызывают особенности действующих на человека раздражителей. К таким особенностям относится:

Ш сила раздражителя (сильный звук, яркий свет);

Ш новизна, необычность раздражителя;

Ш подвижность предмета, а также начало или прекращение действия раздражителя.

Таблица 1. Виды внимания.

Непроизвольное внимание возникает в зависимости от состояния самого человека, связано с его настроением, переживаниями, ожиданиями, потребностями, интересами и отношением к тому, что воздействует на него (скажи, на что ты обращаешь свое внимание, и я скажу, кто ты).

Произвольное внимание - это внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной цели, в результате применения волевого усилия,

Сохранение устойчивого, произвольного внимания зависит от ряда условий:

Ш осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности;

Ш отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности;

Ш устойчивость интереса к выполняемой деятельности;

Ш благоприятные привычные условия работы.

Послепроизвольное внимание - это внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания, возникает после произвольного внимания на основе интереса к предмету или явлению.

Свойства внимания

Объем внимания - это количество объектов, которые воспринимаются человеком одновременно с достаточной ясностью. Объем внимания зависит от нескольких причин:

Ш от особенностей воспринимаемых объектов (не связанные между собой предметы воспринимаются числом от 3 до 5, а связанные -от 12 до 14);

Ш от опыта и практической деятельности человека;

Ш от поставленной задачи.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-либо деятельности.

Колебание внимания - это периодическое отвлечение и ослабление внимания к данному объекту или деятельности.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой в связи с переходом от одной деятельности к другой и с постановкой новой задачи. При утомлении и однообразной работе переключение внимания является полезным и необходимым.

Определенным недостатком внимания, часто дающем о себе знать при обучении, является рассеянность.

Различают два вида рассеянности.

Ш Первый вид рассеянности - это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность иногда прерывается из-за неустойчивости внимания. Подобная рассеянность - результат плохого воспитания.

Ш Второй вид рассеянности - это следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме своей работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях. Такой вид рассеянности характерен людям, увлеченным работой, охваченным сильными переживаниями, и людям, не умеющим распределять внимание или не обладающим способностью переключения внимания.

Условия воспитания внимания.

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной работы студента в вузе. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1. В любой деятельности, при выполнении любой работы необходимо быть внимательным, всегда работать только внимательно.

2. Следует приучать себя работать в любых условиях, не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.

3. Учиться быть внимательным как на лекциях, практических занятиях так и во время самостоятельной работы.

4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения.

Для этого необходимо:

Ш создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;

Ш создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы. Учебная работа должна быть посильной, иметь ясно поставленную цель;

Ш воспитывать умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, стремится преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент;

Ш воспитывать чувство ответственности - непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;

Ш воспитывать внимание через наблюдательность. Учиться наблюдать.

Ш студенту необходимо знать особенности и своего внимания - сильные и слабые его сторон.

3. Свойства памяти

Память - это познавательный психический процесс, посредством которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его жизненного опыта.

В памяти различают такие основные процессы как: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Таблица 2. Классификация видов памяти.

П.П. Блонский выделил 4 вида памяти в зависимости от особенностей материала запоминания:

Ш двигательная - это память на различные движения и их системы, позволяющие формировать практические навыки;

Ш образная - память, посредством которой обрабатывается информация от различных анализаторов. Соответственно выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память;

Ш эмоциональная - память на чувства;

Ш словесно-логическая - специфически человеческая память, содержанием которой являются мысли человека, воплощенные в различные языковые формы.

Выделяют два вида памяти в зависимости от характера и целей деятельности человека:

Ш непроизвольная - память, в которой отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить;

Ш произвольная - память, в которой такая цель стоит. По способу запоминания выделяется:

Ш смысловая - память, основанная на обобщенных и специализированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов или явлений окружающего мира.

По продолжительности запоминания и сохранения выделяется:

Ш кратковременная - память на несколько секунд (до 5 сек.) в случае однократного восприятия запоминаемого материала;

Ш долговременная - память, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения;

Ш оперативная - память, обслуживающая непосредственно осуществляемую человеком деятельность.

Процессы памяти

К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление), а так же сохранение и забывание.

1. Запоминание

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.

Существуют различные формы процесса запоминания:

Ш кратковременное запоминание - такое запоминание, которое осуществляется в таких временных рамках деятельности человека с материалом, в которых возможно применение лишь автоматизированных способов его обработки;

Ш долговременное запоминание - это такое запоминание, которое позволяет человеку сохранять информацию, имеющую стратегическое, а не тактическое значение для достижения жизненно важных целей деятельности личности;

Ш непроизвольное запоминание - это запоминание без специально поставленной цели что-либо запомнить. Непроизвольно запоминается то, что вызывает активную умственную работу;

Ш произвольное запоминание (заучивание) - это запоминание, являющееся продуктом специальных мнемических действий.

Эффективность произвольного запоминания определяется:

Ш мотивами, побуждающими запомнить;

Ш использованием рациональных приемов запоминания;

Ш пониманием заучиваемого материала.

2. Воспроизведение

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Существуют различные виды процесса воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.

Ш узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного восприятия. Узнавание бывает разным по степени своей определенности, четкости и полноты. Оно может осуществляться как произвольный или как непроизвольный процесс.

Ш воспроизведение - это процесс, который в отличие от узнавания, осуществляется без повторного восприятия того объекта, который

воспроизводится. Направление и содержание воспроизводимых образов и мыслей определяется теми ассоциациями, которые образовались в прошлом опыте человека. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным.

Ш припоминание - это такой вид воспроизведения, к которому прибегает человек в случае необходимости преодолеть значительные трудности на пути вспоминания.

Успешность припоминания зависит от того, какие используются приемы припоминания: составление плана припоминаемого материала, активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

3. Сохранение

Сохранение представляет собой одну из сторон единого процесса долговременного удержания воспринятой информации.

Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающей переработку материала.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим (проявляющимся в оперативной памяти) и статическим (проявляющимся в долговременной памяти). При динамическом сохранении, материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается переработке, реконструкции.

Реконструкция проявляется в различных формах:

Ш в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями;

Ш в изменении последовательности материала;

Ш в обобщении материала.

Проведенные исследования позволяют выделить три существенные особенности, отличающие мнемическую переработку материала индивидуального опыта в процессе его сохранения от его мыслительной обработки.

1. Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс

«самоорганизации» индивидуального опыта человека.

2. Память - это бессознательный процесс, не поддающийся самонаблюдению непосредственно и открывающийся субъекту только через свои «продукты». Управлять процессами памяти можно только с помощью произвольных мыслительных действий.

3. В отличие от мышления память соответствует не целевым установкам

деятельности, а смысловым отношениям опыта, смысловым образованиям человека, его жизненным ценностям.

4. Забывание

Забывание - это процесс утраты человеком возможности долговременного удержания с последующим воспроизведением воспринятой информации.

Для долговременной памяти свойственно забывание: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и полезной информации.

Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее:

Ш отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности называется проактивным торможением;

Ш отрицательное влияние следующей за запоминание деятельности называется ретроактивным торможением.

5. Мнемические действия человека

В.Д. Шадриков и его ученики выделили следующие мнемические действия, выступающие в качестве способов произвольного запоминания или организованного заучивания:

Ш группировка - деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и так далее);

Ш выделение опорных пунктов - фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры и так далее);

Ш план - совокупность опорных пунктов;

Ш классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков;

Ш структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

Ш схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах;

Ш аналогия - установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий;

Ш мнемотехнические приемы - совокупность готовых, известных способов запоминания;

Ш перекодирование - вербализация, или проговаривание, представление информации в образной форме;

Ш достраивание запоминаемого материала и привнесения нового в запоминаемое - использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам;

Ш серийная организация материала - установление или построение различных последовательностей (распределение по объему, времени, упорядочение в пространстве);

Ш ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности;

Ш повторение - сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы воспроизведения материала.

Воображение - это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

Образ восприятия - это конечный продукт процесса восприятия.

Образ представления - это конечный продукт процесса представления - процесса преднамеренного и произвольного создания обобщенного наглядного образа и мысленного манипулирования им при решении различного рода задач. Другими словами, образ представления - это образ предметов или явлений реальной действительности, которые в данный момент не воспринимаются человеком, но которые воспринимались ранее.

В основе всякого представления всегда лежит воспроизведение прошлых ощущений и восприятии.

Образ представления - это воспроизведенный образ предметов или явлений реальной действительности.

По мнению И.М. Сеченова представления по своим нервным механизмам отличается от восприятия лишь разницей в возбудителях:

Ш для восприятия возбудителем являются предметы внешней действительности, которые человек видит, слышит, осязает и так далее.

Ш для представления возбудителем является слово или мысль о предмете или явлении.

Отличие образов представлений от образов восприятий:

Ш образы представления бледнее образов восприятия (только у некоторых людей наоборот);

Ш у образов представления часто отсутствуют детали;

Ш образы представления не являются устойчивыми и неизменяющимися образами предмета;

Ш образ представления более статичен, он или неподвижен, или с ним совершают манипулирования.

Образы воображения могут быть четырех типов:

Ш представление того, что существует в действительности, но что раньше человеком не воспринималось;

Ш представление исторического прошлого;

Ш представление того, что будет в будущем;

Ш представление того, что никогда не было в действительности.

Воображение тесно связано с мышлением:

Ш воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

Ш оба процесса мотивируются потребностями личности;

Ш оба процесса работают с моделью мира;

Ш оба процесса позволяют предвидеть будущее.

Однако между воображением и мышлением существуют отличия:

Ш воображение включается на той стадии проблемной ситуации, которая отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются анализу;

Ш результатом воображения является образ, а результатом мышления - понятие;

Ш в основе воображения лежит возможность выбора образа, в то время как, в основе мышления - возможность новой комбинации понятий;

Ш воображение позволяет перепрыгнуть через этапы мышления и предвидеть этапы мышления.

Виды воображения

Ш Непроизвольное воображение. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.

Ш Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.

а) Воссоздающее воображение характеризуется тем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.

б) Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение - продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Ш Визуальное воображение - это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.

Ш Абстрактно-логическое воображение - такой вид воображения, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.

Оперирование образами представлениями осуществляется во времени и пространстве. В связи с этим выделяют представление времени и представление пространства.

а) Образ представление времени - это продукт такого представления, который можно насыщать деталями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцировать.

б) Образ представление пространства - это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение, масштабное преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение и другие.

Ш Мечта - особая форма воображения. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Образы, созданные в мечте, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время - эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта.

Ш Фантазия - это такой вид воображения, в котором отсутствует связь желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.

Приемы воображения:

1. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых, более или менее необычных комбинациях. Комбинирование - это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

2. Агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания» представлений, соединения не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов (русалка, избушка на курьих ножках, Кентавр);

3. Агглютинация проявляется не только в искусстве, но и в технике: троллейбус, аэросани, танк-амфибия созданы этим способом;

4. Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предметов, их частей и качеств (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, ковер-самолет, семимильные сапоги и другие);

5. Типизация - выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе;

6. Акцентирование - выделение определенной части предмета или части тела животного или человека с последующим изменением по величине (карикатуры, дружеские шаржи).

Связь воображения с действительностью

Существует четыре формы связи образов воображения с действительностью.

1. Всякий образ воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека (Змей-Горыныч). Одним из самых важных законов воображения является следующее: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение,

2. Между сложными явлениями действительности и готовыми продуктами воображения существует тесная связь. Благодаря такой связи человек может расширять свой опыт, приобретать знания о далеком прошлом человечества (образ Великой Французской революции, Куликовская битва).

Эта связь возможна только благодаря чужому или социальному опыту.

3. Существует тесная эмоциональная связь между образами воображения и реальностью. Существует закон двойного выражения чувств: Всякое чувство имеет не только внешнее, телесное выражение, но и выражение внутреннее, сказывающееся на подборе мыслей, образов, впечатлений, «Пуганая ворона куста боится». Горе и траур - черный цвет, радость - светлый тон, восстание - красный и так далее.

4. Построения фантазии - есть нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Однако, принявши материальное воплощение, сделавшись вещью, это «кристаллизованное» воображение начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи (любое техническое решение, машина или орудие труда).

Мышление

Мышление - познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей действительности.

Мышление возникает на основе практической деятельности человека из его чувственного опыта и далеко выходит за его пределы.

Отечественная психология рассматривает мышление как процесс:

Ш формирующийся в общественных условиях жизни;

Ш проявляющийся сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая в свернутые формы;

Ш приобретающий характер внутренних умственных действий.

Сущность мышления заключается в отражении:

Ш Общих и существенных свойств предметов или явлений окружающей действительности, в том числе и таких, которые непосредственно не воспринимаются;

Ш Существенных отношений и закономерных связей между предметами и явлениями.

К опосредованному познанию человек прибегает в случаях когда:

Ш непосредственное познание невозможно из-за несовершенства научных методов или отсутствия соответствующих анализаторов;

Ш исключено непосредственное познание, хотя и возможно;

Ш непосредственное познание нерационально.

Обобщенность мышления обеспечивается тем, что человек отражает окружающий мир не только в образной форме, но и в словесной.

Виды мышления

Ш Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Ш Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Ш Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Таблица 3. Виды мышления

Ш Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помощью которого происходит познание законов и правил. Решение задачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

а) образное мышление, материалом которого являются представления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

б) понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Ш Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: постановку цели, создание плана, проекта, схемы. Также как и теоретическое, эмпирическое мышление подразделяется на два вида:

а) наглядно-действенное мышление - вид мышления, позволяющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойственно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

б) наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредственно связанный с восприятием человека окружающей действительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьного возраста, а также представителям «операторных» профессий, руководителям разного ранга.

Ш Творческое мышление - это мышление, которое позволяет человеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

Творческое мышление характеризуется следующими особенностями:

а) получением результатов, которые раньше никто не получал;

б) возможностью действовать различными путями, не зная, какой из них может привести к желаемому результату;

в) априорной (предварительной) неизвестностью способов, с помощью которых этот результат может быть достигнут;

г) отсутствием достаточного опыта решения подобных задач;

д) необходимостью действовать самостоятельно и без подсказки.

Ш Критическое мышление - это вид мышления по своему функциональному назначению противоположный творческому. Критическое мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

Ш Невербальное мышление (наглядное) - мышление, которое основывается на видении или представлении предметов, составляющих содержание решаемой задачи.

Ш Вербальное мышление опирается, прежде всего, на отвлеченные знаковые структуры, в частности, на слово.

Мыслительные операции

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

Ш анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики;

Ш синтез - мысленный переход от частей к целому;

Ш сравнение - установление сходства или различия между объектами;

Ш обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам;

Ш абстрагирование - отвлечение от несущественного на основе выделения и сохранения существенных свойств и связей предметов или явлений;

Ш конкретизация - переход от общего к единичному, соответствующему этому общему.

Логические формы мышления

Существуют три основные логические формы мышления.

1. Понятие

Понятие - Это логическая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные признаки, свойства предметов или явлений окружающей действительности.

Представление - это образ конкретного предмета. Представление конкретно, образно, наглядно.

2. Суждение

Суждение - это логическая форма мышления, в которой отражаются связи между предметами или явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

Суждения образуются двумя основными способами:

Ш непосредственно - когда в суждении выражается то, что воспринимается;

Ш опосредованно - путем рассуждений, являющихся формой опосредованного познания действительности.

3. Умозаключение

Умозаключение - логическая форма мышления, с помощью которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным выводам, к новым суждениям.

В процессе осуществления мыслительной деятельности человек использует два вида умозаключений:

Ш индукцию - способ рассуждений от частных суждений к общему

Ш дедукцию - способ рассуждений от общих суждений к частным.

Типичным примером умозаключения является доказательство математической теоремы.

Мышление как процесс решения задачи

Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя:

Ш набор определенных условий;

Ш требование, которое нужно достичь.

С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условием - средства ее достижения. Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств, в данных условиях.

Решение задачи, разрешение проблемной ситуации осуществляется в общих чертах по следующей схеме:

1. Осознание проблемной ситуации;

2. Постановка задачи;

3. Ограничение зоны поиска;

4. Построение гипотезы;

5. Проверка гипотезы;

6. Рефлексия действий и результатов.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности.

Ш Первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации.

Ш На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу.

Ш На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта.

Ш На четвертом этапе - появляется гипотеза как предположение о способах решения задачи.

Ш Пятый этап - реализация гипотезы.

Ш Шестой этап - проверка гипотезы.

Индивидуальные особенности мыслительной деятельности человека.

Различия в мыслительной деятельности людей проявляются в разнообразных качествах мышления, наиболее существенными из которых являются широта и глубина, самостоятельность и критичность, гибкость и быстрота ума. Эти качества мышления, или качества ума, становятся своеобразными свойствами личности.

Функции речи

Как было уже сказано, мышление осуществляется в речевой форме. Речь, таким образом, выполняет важную функцию - является средством мышления.

Наряду с этой, существует еще одна важнейшая функция - речь является средством общения между людьми. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка (русского, английского, и т.д.).

Язык - система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь - это процесс использования языка в целях общения людей.

Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единство. Это единство выражается в том, что исторически язык любого народа создавался и развивался в процессе речевого общения людей.

Виды речи

По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю и внутреннюю.

1. Внешняя речь

Внешняя речь - речь, используемая как средство общения и выражения эмоций и чувств человека. Внешняя речь бывает устная и письменная.

Ш Устная речь - это обычная звуковая разговорная речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. В зависимости от конкретных условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической, либо монологической речи.

Ш Диалогическая речь - речь, протекающая в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками. Диалогическая речь, как правило, не имеет ярко выраженного преднамеренного характера, заранее разработанного плана, отличается сравнительной сжатостью.

Ш Монологическая речь - речь, используемая в разных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы и многие другие, устные и письменные сообщения. Монологическая речь более трудная, сложная и напряженная форма речи.

Ш Письменная речь - речь, осуществляемая с помощью графических изображений, письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает трудности в построении письменной речи. Внутренняя речь

Внутренняя речь - речь, используемая в процессе мышления - речь про себя.

Внутренняя речь имеет сокращенный, свернутый характер. Это объясняется тем, что предмет собственной мысли вполне ясен и поэтому не требует от человека развернутых словесных формулировок. Мысль, недостаточно оформленная во внешней речи, не может быть отчетливо выражена и во внешней речи.

Заключение

Все воспринимаемые предметы реального мира обладают такими свойствами, как цвет, запах, вкус, имеют определенную величину (длину, ширину и толщину) и форму; находятся на определенном расстоянии от человека как субъекта восприятия; имеют определенный объем, что создает глубину и рельефность в их восприятии. Указанные свойства предметов имеют пространственный характер, а отражение их в сознании человека - восприятие пространства. Отражение в сознании человека длительности движения и изменений является источником тех восприятий, которые называются восприятием времени.

Внимание является динамической стороной всех познавательных психических процессов, характеризует условия протекания этого познавательного психического процесса.

Память - это непрерывный, никогда не прекращающийся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека.

Воображение - это познавательный психический процесс, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности посредством создания новых образов из образов восприятия и образов представления, полученных в предшествующем опыте человека.

Мышление - познавательный психический процесс, с помощью которого происходит обобщенное и опосредованное отражение окружающей

Как было уже сказано, мышление осуществляется в речевой форме. Речь, таким образом, выполняет важную функцию - является средством мышления.

Наряду с этой, существует еще одна важнейшая функция - речь является средством общения между людьми. Общаясь друг с другом, люди употребляют слова и пользуются грамматическими правилами того или иного языка (русского, английского, и т.д.).

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т. А. Юридическая психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

Подобные документы

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь как важнейшие компоненты любой деятельности. Ощущение и восприятие, их специфика и механизм проявления. Воображение и творчество, мышление и интеллект, их назначение.

    реферат , добавлен 24.07.2011

    Познавательные психические процессы. Мысль как единица мышления. Мышление как процесс. Фазы мыслительного процесса. Язык и дискурсивное мышление. Виды мышления. Мышление и воображение. Тестирование уровня мышления.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2003

    Характеристика основных механизмов и форм познавательной деятельности человека, которая складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Чувственное и логическое познание.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    Основные психологические состояния. Ощущения как процесс отражения отдельных свойств, его физиологическая основа. Особенности восприятия и его типы. Понятие мышления, его формы и законы. Универсальные психические процессы: память, внимание и воображение.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2012

    Характеристика ощущений, восприятия (произвольное, преднамеренное), представления, внимания, воображения, мышления (дедукция, аналогия), памяти (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) и речи как психических познавательных процессов.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Основные познавательные психические процессы, принимающие участие в построении образов окружающего мира. Определение ощущения, восприятия, памяти. Виды мышления, фазы мыслительного процесса. Формирование и развитие понятий. Язык и дискурсивное мышление.

    реферат , добавлен 16.03.2015

    Общее понятие об ощущении, принципы восприятия, его классификация. Общая характеристика памяти. Понятие воображения, его роль в психической деятельности. Специфика психологического изучения мышления, особенности речи. Критерии внимания и невнимания.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2010

    Познание мира в ощущениях и восприятии. Воображение и память как познавательные процессы, их развитие в учебной деятельности. Виды памяти и виды внимания. Участие мышления в процессах познания. Роль внимания, сознательного и бессознательного в познании.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Сущность понятия "познавательные психические процессы". Пути приспособления к окружающей среде. Исходная предпосылка для развития мышления. Теоретическое, практическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Соотношение понятий "мышление" и "интеллект".

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Понятие и виды ощущений, их физиологическая основа. Основные свойства восприятия. Сущность, функции и свойства внимания и памяти как сложных психических процессов. Виды мышления и операции мыслительной деятельности. Воображение как психический процесс.

Страница 15 из 23

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ПЕРЕЖИВАНИЯХ. ВОЗНИКАЮЩИХ В ПЕРИОД САМОВНУШЕНИЯ (психические феномены при самовнушении)

Во время занятия самовнушением у обучающихся лиц нередко возникают своеобразные психические явления. Эти переживания часто наблюдаются в патологии и тогда называются психопатологическими. При самовнушении появление их не носило патологического характера, поэтому мы назвали их «психические явления (феномены)».
Возникновение таких единичных феноменов в виде отдельных проявлении изменения схемы тела (например, появление ощущения легкости, увеличения рук) при АТ описывалось, в частности, И. Шульцем (519). Но они приводились им, между прочим, в тексте протоколов некоторых самонаблюдений испытуемых и не охватывали всего многообразия психических явлений, возникающих при самовнушении. Возможно, это связано с тем, что ряд самовнушенных изменений в организме И. Шульцем не был получен, например, общая каталепсия, при которой данные явления особенно резко выражены.
Специальное изучение психических феноменов, наблюдаемых при самовнушении, было начато в 1958 г. нами "И впоследствии доложено и опубликовано в ряде сообщений. Позже отдельные авторы также отмечали кое-какие психические явления при занятиях самовнушением (АТ) -476, 169, 246, 437, 245, 82, 284 а.
К сожалению, приведенные сообщения были очень краткими, по существу являлись констатацией отдельных фактов и относились к тем случаям, когда самовнушение использовалось у больных, деперсонализационные переживания у которых могли, например, возникнуть уже лишь в связи с имеющимися болезненными нарушениями.
Вообще психические феномены, возникающие в период самовнушения, фактически не изучались. В то же время их исследование имело важное значение в первую очередь для понимания процесса самовнушения и самих феноменов (и их развития при некоторых нарушениях). Все это побудило нас заняться их изучением.
Характеристика состава испытуемых и методики работы. В этом разделе представлены и систематизированы данные, полученные v ряда здоровых лиц, занимавшихся пол нашим наблюдением самовнушением и не страдавших ранее какими-либо психическими пли неврологическими расстройствами. Исследования проведены с 1958 г. со 150 испытуемыми (82 мужчины и 68 женщин) в возрасте от 12 до 65 лет (большинство от 18 до 28 лет), при этом 93 - студенты вузов. Многие из них принимали участие в экспериментах, описанных в предыдущих разделах. Длительность занятий самовнушением колебалась от 10 дней до 2,5 года. Испытуемые сообщали о своих переживаниях в беседах, отчетах и дневниках. Нами был произведен соответствующий анализ этих переживаний с целью выявить их характер, условия возникновения и связь с выполняемыми в процессе обучения самовнушению упражнениями или полученными заданиями. Проанализировано 150 дневников и 1010 отчетов.
Результаты исследований. У всех испытуемых в период занятий самовнушением возникали своеобразные переживания. По характеру своего проявления они были выделены нами в следующие группы: собственно психические феномены; состояние «общей напряженности»; состояние «неудобного положения».
Отмечалось два основных вида условий, при.которых данные переживания возникали: упражнения в овладении способностью к самовнушению и непосредственное выполнение направленного воздействия на те или иные психофизиологические процессы.

Собственно психические феномены.

К этой группе мы отнесли: а) сновидные эпизоды, в) явления ментизма, с) грезоподобные состояния, d) явления деперсонализации с нарушением схемы тела (с периодически сопутствующей дереализацией).
а) сновидные эпизоды обычно могут возникать во время гипнотического сна, если загипнотизированный ни некоторое время остается в состоянии покоя и внушение ему в это время не проводится. При самовнушении мы отмечали сновидные эпизоды у 16 испытуемых. Они проявлялись в виде отчетливых сценических образов, сопровождавшихся переживанием иной ситуации. Обычно они возникали спонтанно в период выраженной самовнушенной погруженности, причем всегда в то время, когда занимающийся находился с закрытыми глазами в самовнушенной состоянии покоя и релаксации, и длились секунды. Воспоминания о них хранились в памяти.
Испытуемая Д-Da, 33 года, служащая, самовнушением занимается 1.5 месяца. В опыте от 6.03 1960 г. в период самовнушения сидела неподвижно с закрытыми глазами, дыхание ровное, выражение лица спокойное. В отчете сообщила, что внезапно после окопчапия самовнушения состояния покоя и расслабления мышц тела увидела перед собой море: «Яркий солнечный день, море медленно катило волны, которые плескались у ног, а брызги попадали на лицо и одежду. Приятный морской ветер обдувал лицо...» Это ясное зрительное переживание длилось секунды. Затем продолжала вызывать ощущение тяжести и тепла (согласно упражнениям);
в) явления ментизма. Ментизм - насильственный наплыв мыслей, представляет явление психического автоматизма. При этом в сознании помимо желания возникает поток мыслей случайного содержания. Ментизм иногда наблюдается в психопатологии (100, 101, 157, 233, 343, 449 и др.). При специальных исследованиях ментизм отмечался у лиц, принимавших мескалин. Как описывает Р. И. Месрович (233), в этот период появлялось ощущение «мысли плывут быстро, голова как проходной двор». По сообщению А. М. Свядоща, у здоровых лиц явления ментизма могут наблюдаться в момент перехода от сна к бодрствованию (гипнапомпический ментизм) или при засыпании (гипнагогический ментизм).
В наших исследованиях явления ментизма возникали у 14 испытуемых и выражались во внезапном появлении наплыва бессвязных мыслей, возникавших непроизвольно и не имевших отношения к выполняемому самовнушению. Они длились несколько мгновений и прекращались, когда занимающийся начинал активно внушать себе, в частности, состояние покоя.
Испытуемый Д-в, 21 год, студент мединститута, самовнушением занимается 1 год 2 месяца, в период занятий 12/1 1967 г. в положении сидя с закрытыми глазами вызвал отчетливое состояние покоя и мышечного расслабления. Внезапно появились мысли, не имеющие никакого отношения к тренировке: «Их было много, они как бы насильно лезли в голову, но не запоминались. Стал внушать себе, что я совершенно спокоен, и тут же активно продолжил занятия самовнушением. Все мысли исчезли, неприятных ощущений нет»;
с) грезоподные состояния. У 34 испытуемых отмечались явления пассивного всплывания отдельных воспоминаний, сопровождавшихся в ряде случаев соответствующими зрительными образами. Эти переживания также возникали в самовнушенном состоянии покоя и мышечного расслабления и отличались от явлений ментизма тем, что при них не было бурного, бессвязного потока мыслей. Они легко запоминались и в отличие от сновидений не сопровождались переживанием иной ситуации и могли быть прерваны усилием воли.
Испытуемая М., 26 лет, студентка мединститута, самовнушением занимается в течение года. В период обычной тренировки 20/1 1967 г. отмечала, что во время отчетливо выраженного самовнушенного состояния покоя и мышечного расслабления внезапно возникли воспоминания о пребывании дома на каникулах: «Некоторое время даже продолжала о них думать, затем вспомнила, что надо продолжать тренировку. Начала активно сосредоточиваться на выполнении самовнушения, и все мои воспоминания постепенно исчезли. Никаких неприятных ощущений не было»; явления деперсонализации с нарушением схемы тела (с периодически сопутствующей дереализацией). Под «схемой тела» понимается отражение в сознании основных качеств и способов функционирования как отдельных частей нашего тела и его органов, так и тела в его совокупности. При нарушениях схемы тела возникает несоответствие между ощущением, получаемым от того или иного органа, и тем, как этот орган был отражен в сознании (233).

Подробное исследование нарушения схемы тела началось проводиться с XIX века. Впоследствии расстройство схемы тела изучалось рядом отечественных и зарубежных ученых (45, 100, 101, 117, 121, 343, 233, 2, 162, 163, 196, 165, 232, 383 и др.).
Обычно у лиц, испытывающих нарушение схемы тела, появляются ощущения отсутствия членов или органов, изменения их формы, размеров, консистенции, веса, умножения членов или органов, возникновение чувства двойника и т. д.
Проявление нарушения схемы тела часто встречается в психопатологии.
В эксперименте оно было получено, в частности, после приема мескалина, гашиша (343, 71 и др.).
Иногда явления деперсонализации могут возникать на мгновение при переутомлении или волнении и у здоровых лиц (383).
В наших исследованиях у 149 испытуемых возникали явления деперсонализации с нарушением схемы тела. Эти переживания выражались в появлении ощущений, связанных с изменением веса, формы, величины тела и отдельных его частей, исчезновением («растворением») отдельных частей или всего тела, появлением чуждости, необычности отдельных частей тела, ощущения двойника. Иногда возникали явления дереализации, когда окружающее становилось каким-то нереальным, неясным, как бы скрытым за вуалью, неотчетливым. Данные феномены появлялись внезапно в период занятий самовнушением и затем исчезали при продолжении тренировки или после внушения себе соответствующего прекращения этих переживаний.

Состояние «общей напряженности».

У 23 испытуемых в процессе занятий самовнушением возникало своеобразное переживание, обозначенное нами как состояние «общей напряженности». Во время самовнушения (независимо от длительности разового сеанса тренировки) у них появлялось неодолимое желание открыть глаза, прекратить тренировку, встать и сделать несколько каких-либо физических движений. Одновременно это состояние сопровождалось рядом своеобразных переживаний: вначале возникало ощущение какого- то внутреннего волнения с чувством мигрирующего жжения и зуда в области подошв, голеней, рук, туловища, временами как бы идущего изнутри кнаружи, снаружи - кнутри. Периодами появлялось сердцебиение, чувство жара в области лица, иногда выступал холодный пот и т. д. Обычно, если такое переживание возникало у лиц, не владеющих хорошо самовнушением, то они тут же прерывали тренировку, поднимались и ходили некоторое время по комнате. При возникновении аналогичных ощущений у тренированных лиц они легко прерывали их самовнушением спокойствия и отдыха.
Испытуемая 3-на, 22 года, студентка мединститута, самовнушением занимается 1,5 месяца. В опыте от 2/IV 1960 г. проводила самовнушение в положении сидя с закрытыми глазами. Вначале была внешне спокойной. Через некоторое время пошевелилась и внезапно поднялась, сделала несколько шагов по комнате, передернув несколько раз плечами. При этом громко сказала: «Нет, больше не могу терпеть...» В этот период у 3. наблюдалась умеренная гиперемия лица. При отчете рассказала: «Вызвала самовнушением состояние покоя и мышечного расслабления, потом стала внушать себе, что руки теплые. Вначале была совершенно спокойной. Вдруг появилось какое-то неприятное ощущение зуда в ногах, но почесать их не хотелось. Почти одновременно несколько иное, но тоже неприятное чувство возникло во всей туловище. Эти ощущения внезапно появлялись и исчезали то в одном, то в другом месте. Стала какой-то напряженной, очень захотелось встать и изменить положение, походить, хотя до этого сидела спокойно и удобно. Пыталась успокоить себя, но ощущения усилились, в груди появилось чувство «распирания», лицу стало жарко, и, еще не поняв в чем дело, вынуждена была встать, сделать несколько движений плечами и пройтись по комнате...»

Состояние «неудобного положения».

Нередко в период самовнушения (особенно в начале обучения) у всех наших испытуемых во время пребывания в избранной для тренировки позе периодически возникало своеобразное ощущение, названное нами состоянием «неудобного положения». Это переживание в некоторой степени напоминало описанное состояние «общей напряженности», но носило в основном локальный характер, не сопровождалось выраженными вегетативными изменениями и проявлялось, в частности, в виде парестезий, чувства «натяжения» в отдельных группах мышц, неудобства положения той или иной части тела. Испытуемые обычно могли продолжать в этот период тренировку, но им было трудно сосредоточиться на выполняемом задании, и, чтобы избавиться от неприятных ощущений, они или прерывали занятия или пытались (и нередко небезуспешно) устранить их соответствующими самовнушениями.
Испытуемая Б., 22 года, студентка мединститута, самовнушением занимается в течение 6 месяцев. В отчете от 26/111 1966 г. рассказала: «Проводила обычные занятия самовнушением дома. Внушила себе состояние покоя и расслабления мышц тела. Ощущения были четкие, сидела удобно, пи о чем не хотелось думать. Внезапно появилось тянущее чувство в области бедер, захотелось пошевелить ими, чтобы переменить положение, одна нога как будто слегка онемела. Решила избавиться от этих ощущений самовнушением. Начала внушать себе, что все неприятное проходит, меня ничто не беспокоит... Спустя некоторое время все неприятные переживания исчезли, и могла продолжать тренировку...»
В соответствующих разделах, а также вышеописанных наблюдениях неоднократно приводятся сведения о переживаниях испытуемых в период выполнения того или иного упражнения и во время направленного воздействия на психофизиологические процессы. Поэтому лишь вкратце рассмотрим условия, при которых эти переживания возникали.
1. Упражнения в овладении способностью к самовнушению. Психические явления встречаются не при каждом занятии самовнушением и возникают обычно через 1-2 недели регулярной тренировки. При этом в одних упражнениях они проявляются чаще, в других - реже.
Таблица 7
Частота психических явлений при различных упражнениях самовнушения (наблюдения над 150 испытуемыми)

Полученные данные отмечают, что психические явления наиболее часто возникают при самовнушении тяжести (неподвижности) в конечностях, реже - во время самовнушения холода в области головы. Мы не выявили особой закономерности в проявлении тех или иных переживаний испытуемых в зависимости от выполняемых упражнений. Но, например, в состоянии покоя и мышечного расслабления преимущественно возникали сновидные эпизоды, грезоподобные состояния, явления ментизма. Меньше - деперсонализационные переживания с изменением схемы тела, явления дереализации, «общей напряженности» и «неудобного положения». Для деперсонализационных переживаний в этот период были характерны, в частности, следующие ощущения: изменение величины, веса конечностей и всего тела.
Самовнушение тяжести вызывало в основном деперсонализационные переживания с изменением схемы тела. Для них были характерны ощущения изменения величины, веса конечностей или всего тела, «растворение» конечностей или всего тела, отчуждение конечностей, парестезии и пр.
Самовнушение тепла в зависимости от локальной или общей направленности вызывало и соответствующие ощущения, в частности явления деперсонализации с нарушением схемы тела в отдельных частях или во всем теле. Наиболее характерными были переживания испытуемых в виде ощущения «увеличения» конечностей (иногда и всего тела) или их «растворения».
В некоторых случаях психические феномены возникали у испытуемых лишь при самовнушении ощущения тяжести и тепла одновременно, хотя и не наблюдались при каждом из них в отдельности. При самовнушении тепла у занимающихся иногда появлялись и состояния «общей напряженности», «неудобного положения».
Самовнушение холода вызывало явления парестезии, чувство онемения в той части тела, на которую оно было направлено. Периодически испытуемые ощущали также и «уменьшение» руки (или ноги).
Мы разобрали связь переживаний испытуемых лишь с основными упражнениями самовнушения, которые использовались нами в процессе специальной тренировки. Приведем некоторые наблюдения.
Испытуемая Л-ва, 35 лет, служащая, самовнушением занимается 1,5 месяца, в отчете от 20/ХП 1960 г. сообщила: «Вызывала ощущение тепла в области живота и почувствовала, как мой живот как бы растворился и я не ощущаю его. Окружающее воспринимала очень смутно, чувство, что живота нет, меня не беспокоило».
Испытуемый Ч., 22 года, студент мединститута, самовнушением занимается в течение 2 месяцев. В отчете от 15/11 1960 г. рассказал: «Вызывал самовнушением ощущение холода в руке, внезапно появилось такое чувство, будто рука уменьшилась, как бы сморщилась... Самовнушением покоя и расслабления мышц руки прекратил это ощущение, неприятных переживаний не было».

  1. Непосредственное выполнение направленного воздействия самовнушением на психофизиологические процессы. Особенно частыми были психические феномены в период произвольного направленного воздействия самовнушением на психофизиологические процессы, и в первую очередь при состояниях каталепсии и анестезии. Следует отметить, что в ряде случаев можно было направленно вызвать самовнушением определенные своеобразные переживания, например деперсонализацию. Так, при анестезии часто внушалось себе ощущение отсутствия руки, предполагая при этом, что если руки не должно быть, то и укол в нее не ощущается. Действительно, возникало четкое ощущение, что руки нет, и уколы в этот период испытуемым не ощущались. В то же время внушение себе с целью анестезии прохлады вызывало иногда деперсонализационные переживания с нарушением схемы тела аналогично упражнению самовнушения «Рука холодная». Кстати, некоторые добавочные упражнения, применяемые для более ускоренного обучения испытуемых самовнушению, также могли вызвать явления нарушения схемы тела, например внушение себе изменения величины языка.

В состоянии каталепсии, если она была частичной, то преобладали локальные изменения в той части тела, которая подвергалась самовнушению, в случае же общей - переживания затрагивали все тело испытуемого.
Таблица 8
Психические феномены, возникавшие во время самовнушения каталепсии (47 испытуемых)


Психические феномены

Количество
испытуемых

Ощущение легкости и воздушности тела или отдельных его частей..

Ощущение чуждости тела или отдельных его частей..

Изменение величины тела или отдельных его частей..

Ощущение исчезновения «растворения» тела или отдельных его частей...

Ощущение двойника

Отдельные описания (переживаний испытуемых в процессе самовнушенной каталепсии, а также и анестезии уже излагались в специальных разделах. Здесь укажем, что при общей каталепсии (каталептический мост, «восковая гибкость») у испытуемых, несмотря на повышенное мышечное напряжение, всегда отмечалось чувство легкости, невесомости, воздушности. Иногда было ощущение, что «тело как бы парит в воздухе или растворяется». При общей каталепсии (а иногда и анестезии) возникало ощущение двойника, когда испытуемый явно видел рядом с собой себя же.
Нередко у испытуемых во время эксперимента в процессе выраженности самовнушенных ощущений или на фоне внушенного себе состояния покоя и релаксации появлялись явления дереализации в виде кажущегося изменения окружающей обстановки или собственного ощущения реальности. При целенаправленном воздействии на дереализационные переживания или возвращении в обычное состояние они прекращались.
Испытуемая Ж., 21 год, студентка мединститута, самовнушением занимается 1 год 8 месяцев. В опыте от 1/Х 1965 г. в период внушения себе общем каталепсии - «восковой гибкости» - в состоянии покоя и релаксации внезапно почувствовала, что тело се будто разбухает, становится очень большим и как бы растворяется. Самовнушением прекратила это ощущение, продолжала тренировку с открытыми глазами и почувствовала, что окружающее несколько изменилось, «как бы закрылось кисеей». «Это было так странно, что даже слегка растерялась, сразу начала внушать себе состояние покоя - ощущение перемены окружающей обстановки исчезло».
При терапевтическом применении самовнушения в процессе тренировки у ряда больных нами неоднократно также отмечалось возникновение деперсонализационных переживаний с нарушением схемы тела и других психических феноменов. Особенно отчетливо это наблюдалось у лиц, страдавших вегето-сосудистыми нарушениями или невротическими состояниями. В то же время отдельные наблюдения дают возможность предполагать в этом случае и определенное диагностическое значение, например, явлений деперсонализации три тяжелых психопатологических нарушениях, скрытых в обычном состоянии и проявляющихся при самовнушении (в частности, при некоторых формах скрытого течения шизофрении).
Заключение. Проведенные исследования показали, что во время самовнушения у занимающихся нередко наблюдаются своеобразные переживания в виде сновидных эпизодов, явлений ментизма, грезоподобных состояний, явлений деперсонализации с нарушением схемы тела и периодически сопутствующей дереализацией, а также состояния, сопровождавшиеся ощущением «неудобного положения» или «общей напряженности».
Их можно разделить по механизму возникновения на 2 группы. В первую войдут феномены, вызванные состоянием диссоциации сна и бодрствования, которое развивается в период самовнушения как проявление своеобразного аутогипнотического состояния. Сюда в основном относятся сновидные эпизоды, явления ментизма и грезоподобные состояния. Во вторую - феномены, вызванные главным образом изменением проприо- и интерорецепции. Это, и первую очередь, явления деперсонализации с нарушением схемы тела и ряд ощущений, отмечаемых в «общей напряженности» и «неудобном положении».
Описанные переживания носят кратковременный обратимый характер, длятся секунды, бывают в основном тесно связаны с самовнушенными ощущениями, к ним имеется критическое отношение со стороны испытуемого, в ряде случаев они могут быть вызваны и произвольно, но всегда возможно их прекращение самостоятельно занимающимися. Некоторые из вышеописанных нами переживаний близки по своему проявлению к «гипопсихотическим состояниям» по М. А. Гольденбергу (392). Но под этим термином подразумеваются психические нарушения, не достигающие уровня развернутого психоза и являющиеся, по существу, предвестниками более тяжелых психических нарушений. Наши же испытуемые ни до начала занятий самовнушением, ни в течение длительного времени после прекращения регулярной тренировки какими-либо болезненными психическими нарушениями не страдали (катамнез ряда лиц, испытавших феномены в период самовнушения,- до 10 лет).

Наиболее удачным мне представляется следующее определение феномена:

Феномен (греч… «являющееся»). …Согласно традиции, восходящей к древнегреческой философии… под феноменом понимают данное в чувственном опыте явление вещи… которое подразумевает стоящую за ним сущность, недоступную чувствам и раскрываемую только в ходе… особого познания или же… непознаваемую. …В Новое время (у Локка, Беркли и Юма) появляется психологическое понятие феномена (явления). Феномен начинает мыслиться как данность сознанию во внешнем или внутреннем опыте ощущения, «идеи», перцепции. …По Канту, феномен - это предмет… явление вещи в доступных нам формах чувственного созерцания. …Феномену противопоставляется непознаваемый трансцендентный ноумен, то есть «вещь сама по себе» [Словарь философских терминов, 2004, с. 614].

И. Кант (1994) рассматривает феномены как чувственно воспринимаемые объекты или явления. Явление же для него - упорядоченная совокупность ощущений. Он пишет:

Явления, поскольку они мыслятся как предметы на основе единства категорий, называются phaenomena. …Вещи… как предметы рассудка, которые… могут быть даны в качестве предметов созерцания, хотя и не чувственного… можно называть noumena [с. 515–516].

Основоположник современной философской феноменологии Э. Гуссерль (2005) пишет:

…психологию называют наукой о психических, естествознание - наукой о физических «явлениях», или феноменах… в истории… говорят об исторических, в науке о культуре о культурных феноменах… Сколь бы различными ни был во всех таких речах смысл слова «феномен»… феноменология (имеется в виду феноменология Гуссерля. - Авт. ) сопрягается со всеми этими значениями, однако при совершенно иной установке, посредством которой… модифицируется любой смысл «феномена»… В феноменологическую сферу он и вступает не иначе как модифицированный [с. 243].

Действительно, автор понимает феномен весьма специфично и заявляет о своем отказе рассматривать феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии». В. Вольнов (2008), рассматривая его позицию, тем не менее замечает:

Хотя Гуссерль называет свое учение феноменологией, понятие «феномен» так и остается у него неопределенным. Определенно можно сказать лишь одно: под феноменом Гуссерль понимает так называемые феномены сознания. …Отождествление феноменов с феноменами сознания Гуссерль унаследовал от Канта [с. 8].

Неужели не бывает феноменов помимо феноменов сознания? [С. 9.]

Феномены в понимании Э. Гуссерля - все же далеко не просто феномены сознания, по крайней мере вовсе не то, что рассматривает в качестве таковых классическая психология. Прочие исследователи относят к феноменам разный круг явлений. Одни исследователи сужают понятие феномен и, рассматривая его в плоскости сознания, отождествляют с психическим явлением:

Феномен - явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Другие расширяют его, отождествляя с тем, что репрезентируется этими психическими явлениями.

  1. В переводе с греческого означает явление, то, что появляется, следовательно, любое заметное изменение, любое явление, доступное для наблюдения. Это значение является очень общим и содержит два аспекта, каждый из которых представлен в следующих более ограниченных значениях.
  2. Физическое явление, факт, подтвержденное событие…
  3. Внутренний опыт, который сознается, данные личного опыта. Это значение отражено в позиции феноменологии.
  4. В терминах Канта - проявления знаний, событий или объектов, интерпретируемые через категории… [Большой толковый психологический словарь, 2001а, с. 414–415].

Е. Е. Соколова , например, в психологии выделяет шесть групп феноменов: сознательные и бессознательные психические явления, формы поведения, феномены общественных отношений, предметы материальной и духовной культуры и даже психосоматические явления. Такой расширительный подход, конечно, неприемлем, хотя бы в силу несопоставимости включаемых в эту классификацию сущностей, например сознательных психических явлений и предметов культуры. Кроме того, все без исключения перечисленные предметы, формы, отношения и даже сами психические явления репрезентируются в сознании человека в форме сознательных психических явлений, а потому могут и должны первично рассматриваться только в виде явлений или феноменов сознания.

Лично я пониманию феномен исключительно в психологическом, а не в философском смысле, как любое явление человеческого сознания: образ, ощущение, эмоцию, побуждение, даже вербальную конструкцию и др., как все то, что человек способен обнаруживать в своем сознании в процессе интроспекции и переживать. Психическое явление - то, что возникает в человеческом сознании. Следовательно, психическое явление - синоним психического феномена.

Обсуждая понятие феноменология 1 , Ж.-Ф. Лиотар (2001) замечает:

Этот термин означает исследование «феноменов», то есть того, что является в сознании, того, что «дано» [с. 7].

Я называю феноменологией учение о психических феноменах, или явлениях, и рассматриваю ее как раздел психологии. Как следует из сказанного, такая феноменология совершенно отлична, например, от феноменологии Э. Гуссерля и от других вариантов философской феноменологии, с которыми ее даже невозможно соотнести. Э. Гуссерль (2005) пишет, что его феноменология:

…это не психология, и что причисление ее к психологии исключается не какими-либо случайными разграничениями области и терминологически, но принципиальными основаниями [с. 19].

Он справедливо указывает, что психология - это наука о «фактах» и «реальностях», тогда как «чистая трансцендентальная феноменология» - это наука, которая занимается «ирреальными феноменами». Редукция, которой подвергает психологические феномены автор, «очищает» их от того, что придает им реальность и включенность в реальный мир (там же). Более того, автор прямо говорит:

Охотнее всего я исключил бы обремененное тяжким грузом слово реальное , если бы только представилась какая-либо подходящая замена ему [с. 24].

Я же, напротив, рассматриваю реальные феномены нашей психики. Если Э. Гуссерль совершенно оправданно отказывался рассматривать свою феноменологию «как нижнюю ступеньку эмпирической психологии», то я именно так и рассматриваю собственные взгляды, излагаемые в данной книге. В то же время мне представляется, что психология и философия неразрывно связаны, поэтому предлагаемая мной психологическая феноменология не может остаться в стороне от философии.

Феномены - непосредственно данные нам явления нашего сознания, соответственно, феноменология, представленная в этой книге, - это рассмотрение данностей нашего сознания, описание его явлений и изучение того, что они собой представляют и как видоизменяются во времени.

В соответствии с гуссерлианской традицией феномены должны рассматриваться исследователями без учета каких-либо даже самых базовых вербальных знаний о них. Однако наше сознание устроено таким образом, что нам не удастся ничего описать и изучить, предварительно не поняв хотя бы как-то изучаемый феномен, то есть не смоделировав его с помощью других, как правило, вербальных феноменов нашего сознания.

1 Феноменология - это изучение сущностей… [М. Мерло-Понти, 1999, с. 5].

Феноменология - учение о явлении… [Философский энциклопедический словарь, 1998, с. 477].

Феноменология - это речь о феномене. Речь, призванная феномен раскрыть, показать его таким, каков он сам по себе… [В. Вольнов, 2008, с. 7].

Феноменологический метод, который предложил и использовал Э. Гуссерль, Ж.-Ф. Лиотар (2001) описывает так:

Нужно предоставить, без всяких предпосылок, кусочек воска самому себе и описать его так, как он себя дает [с. 7].

Тем не менее для того, чтобы описать кусочек воска, о котором говорит Ж.-Ф. Лиотар, надо предварительно выучить слова, то есть усвоить весь «багаж», созданный предшествующими поколениями, а это усвоение радикально изменит воспринимаемый и описываемый нами кусочек воска. Именно поэтому в психологической феноменологии невозможна гуссерлианская редукция.

© Поляков С.Э. Феноменология психических репрезентаций. - СПб.: Питер, 2011
© Публикуется с любезного разрешения автора