Проект на тему мое любимое животное улитка. Выращивание домашней улитки. Интересная информация об улитках: С давних времен улиткам приписывали способность излечивать различные заболевания. Недаром в Вавилоне

Исследовательская работа школьников

«Изучение особенностей жизнедеятельности улиток Ахатин в домашних условиях»
ВВЕДЕНИЕ.
Любой ребенок мечтает о домашнем животном, но часто родители запрещают заводить питомца, ссылаясь на то, что он может кусаться, линять, портить имущество, издавать неприятные запахи и, хуже всего, быть источником аллергии. В таком случае Ахатина может быть альтернативой традиционным домашним животным. Её не нужно выгуливать, вести к ветеринару, тратить много денег на еду, а самое главное, Ахатина не вызывает аллергии. Поскольку Ахатины не так давно были взяты из природы, не всегда можно найти достаточно рекомендаций по их содержанию и разведению в неволе, поэтому изучение особенностей содержания гигантской улитки Ахатины в домашних условиях является актуальным.

Целью работы является изучение особенностей жизнедеятельности улиток на примере Ахатина Фулика (Achatina fulica) в качестве альтернативы традиционным домашним животным.

Задачи:


  1. Используя литературные источники и метод наблюдений изучить общие сведения об Ахатинах, а также условия для их комфортного содержания в условиях террариума.

  2. Определить рацион питания Ахатины.

  3. Определить, существует ли зависимость окраски раковин от цвета пищи.

  4. Определить влияния тепла, света, химических неблагоприятных факторов (недостаток еды и влаги) на поведение улиток.

  5. Определить наличие слуха.

  6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

РАЗДЕЛ I . Литературный обзор

1.1. Историческая справка.

Первоначальное место обитания Ахатины - Восточная Африка. Далее она расселилась по тропическим и субтропическим зонам. Сначала появилась на Мадагаскаре и Сейшельских островах. В 1910 году её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, в 1920 году она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и различных тихоокеанских островах. В настоящее время Ахатина обитает также в Америке. В регионах, где численность этой улитки резко возросла, местное население стало испытывать немалые трудности в борьбе с ней, так как Ахатина является огородным вредителем.

В России Ахатины в природных условиях не выживают, а в неволе их держать не опасно.

В природе Ахатины играют полезную роль. Они малоразборчивы в выборе пищи и поедают разлагающие остатки растений, экскременты животных, различные нечистоты, то есть являются чистильщиками.

На островах Южной части Тихого океана Ахатины давно используются в пищу. В настоящее время их также стали использовать в пищу японцы.

1.2. Характеристика объекта Achatina Fulica.

Африканская тропическая улитка Ахатина - самый крупный представитель сухопутных моллюсков. Ее раковина может достигать 25 см, а тело - 30 см. Вес моллюсков в среднем составляет около 250 граммов. В Книгу рекордов Гиннеса занесен экземпляр весом 600 граммов .

Ахатины - гермафродиты. При размножении каждая особь может играть роль и самца, и самки.
РАЗДЕЛ II. Практическая часть
Наши Ахатины, Макс и Доктор Колоссо, относятся к виду Achatina Fulica , им примерно по 10 месяцев (фото 1). Молодых улиток нужно кормить ежедневно, а взрослых – несколько раз в неделю. В качестве подстилки я использую грунт «Бегонию» или кокосовую стружку.

Источником кальция, необходимым для построения раковины улиток является яичная скорлупа, творог, минеральный камень, мел.

На протяжении девяти месяцев, с 20 марта 2015 г. по 20 декабря 2015г. я проводил наблюдения.

2.1. Наблюдения № 1. «Изучение строения Ахатин». Тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. Помимо легочного дыхания, Ахатинам характерно еще дыхание через кожу. На голове есть ротовое отверстие, а также расположены две пары щупалец: на конце верхней пары, более длинных щупалец, - глаза. Верхние щупальца несут также функцию органа обоняния, нижние – осязания (фото 2). В глотке улитки – радула (терка), при помощи которой улитка легко справляется с твердыми овощами. Язычок шершавый, как у кошки.


2.2. Наблюдения № 2. «Определение длины тела улиток».

На тот момент, когда у нас появились маленькие Ахатины (20 марта 2015 года), их размеры были всего по 0,5 см. Измерения проводились линейкой 1 раз в месяц (фото 3).

Табл.1. Измерение длины тела Ахатин, в см.

Ахати-на

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

март-декабрь

№ 1

0,5

1,5

3,3

5,0

6,5

8,0

9,7

11,3

12,5,

15,0

15,0

№ 2

0,5

1,3

2,9

4,5

6,0

6,8

7,5

8,8

11

11

11

Ахатина №1, в отличие от Ахатины №2, постоянно находилась в более благоприятных условиях.

Вывод: Каждый месяц, в благоприятных условиях, в росте Ахатина прибавляет 1,5см. Чем благоприятнее условия, тем быстрее она растёт.

2.3. Наблюдения № 3 «Образ жизни улиток Ахатин».

Ахатина ведёт ночной образ жизни, по террариуму ночью можно слышать, как трётся о стенки её тело, как позвякивает ее раковина. При испуге, улитка резко втягивается в панцирь и тогда можно услышать писк.

2.4. Опыт № 1 «Определение пищевых предпочтений Ахатины в условиях террариума».

Мы использовали наиболее доступные продукты: морковь, капусту, яблоки, груши, кабачок, болгарский перец, банановую и цитрусовую кожуру, виноградные листья, мясо, хлеб, вареный картофель, вареное яйцо, гречневая каша и др.

Табл.2. Пищевые предпочтения Ахатин.


Продукты

Степень поедания

морковь

**

капуста

***

кабачок

**

яблоки

***

груша

болгарский перец


*

вареное яйцо

***

виноградные листья

***

банановая кожура

**

цитрусовая кожура

*

мясо

*

хлеб

*

гречневая каша

***

укроп, петрушка

*

вареный картофель

***

огурец

***

творог

***

цветная капуста

*

апельсин

***

* - практически не ели
** - ели, но мало
*** - ели очень хорошо

Вывод: лучше всего Ахатины ели капусту, болгарский перец, яблоки, вареный картофель, вареное яйцо, виноградные листья, огурец, апельсин, творог, гречневую кашу. Плохо ели – кабачок, банановую кожуру, морковь. Практически не ели – цитрусовую кожуру, мясо, цветную капусту.

2.4. Опыт № 2 «Влияние цвета пищи на окраску раковины».

Раковина улитки прирастает кольцами, и, согласно гипотезе, если в момент формирования кольца улитка ест преимущественно красную пищу (морковь, красный болгарский перец, помидоры), то кольцо приобретет красноватый оттенок.

Данную гипотезу нам подтвердить или опровергнуть не удалось, так как, наблюдая всего за двумя особями трудно было сделать какие-то определенные выводы.

Однако мы выяснили, что та улитка, которую регулярно кормили разнообразными овощами и фруктами, вела более активный образ жизни, быстрее росла, раковина ее была ярче, прочнее и более гладкой. (фото 4).

2.5. Опыт № 3 «Влияние света, тепла, цветовых и других раздражителей на поведение улиток».

Для определения, каким образом влияет тепло и свет на поведение улиток, террариум мы накрыли черной бумагой и оставляли на прогреваемом солнечными лучами подоконнике. Закрытая часть террариума оказалась более прогретой.

Наблюдения показали, что улитки реагируют не столько на свет, сколько на тепло. Улитки находились в той части террариума, которая была накрыта черной бумагой.

Далее мы закрывали стенки террариума бумагой разных цветов: желтой, красной, синей, зеленой. Улитки предпочитали места, окрашенные в желтый цвет. Реакция же на другие цвета была незначительной. Однако от синего и фиолетово цвета улитки резко уползали в сторону. Точно такая же реакция улиток была и на запах мяты. Данные факты можно применять при выращивании овощных культур, учитывая, что брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству.

2.6. Опыт № 4 «Определение влияния неблагоприятных условий».

Для проведения опыта Ахатин разделили на две группы. В террариуме №1 поддерживалась идеальная температура (20-22°C ), влажность и во время подавался корм. В № 2 – была создана неблагоприятная обстановка (недостаточно влаги, корма, температура 10-15°C ).

В результате наблюдений нами установлено, что улитка террариума № 1 была активной, интересовалась окружающей средой, а Ахатина террариума № 2 «запечаталась» в раковину, перестала двигаться и есть (фото 5).

Вывод: при неблагоприятных условиях Ахатина впадает в спячку. Искупав улитку под теплой водой, нам удалось ее разбудить.

2.7. Опыт №5 «Определение качества слуха у Ахатин».

Согласно литературным данным, у Ахатин отсутствует слух. Для того чтобы проверить эту информацию, был проведен опыт.

Приоткрыв крышку аквариума мы: при помощи свистка издавали громкий свист, создавали грохочущие звуки при помощи подручных средств, громко произносили фразы, включали громкую музыку.

Ни на один из звуков улитки не реагировали и вели себя спокойно. Вывод : у Ахатин слух, действительно, совершенно отсутствует.

АВЫВОДЫ:


  1. Ахатины растут настолько быстро, насколько им позволяют условия: чем комфортнее среда, тем быстрее улитка прибавляет в размере.

  2. Ведут преимущественно ночной образ жизни.

  3. При неблагоприятных условиях впадают в спячку.

  4. Предпочитают места, окрашенные в желтый цвет. Не переносят синий и фиолетовый цвета, а также запах мяты. Эти факты можно применять при выращивании овощных культур, огораживая земельный участок синей или фиолетовой пленкой или живой изгородью из мяты так как брюхоногие улитки наносят вред сельскому хозяйству.

  5. Экспериментально подтвердили литературные данные об отсутствии слуха у Ахатин.
РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Террариум можно сделать из обычного аквариума. Размер 10 литров на 1 Ахатину.

  2. Закрывать террариум крышкой со сквозным отверстием.

  3. Для поддержки влажности рекомендую опрыскивать грунт и стенки террариума.

  4. Рекомендую Ахатин, как прекрасных, крайне неприхотливых домашних животных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брэм, А.Э. Жизнь животных [Текст] / А.Э. Брэм. - М: Терра, 1996, С.

2. Краснова И. «Гигантские улитки ахатины» (2006г.)

3. Пастернак, Р.К. Энциклопедия Жизнь животных [Текст] / Р.К. Пастернак. - М: Просвещение, 1988. С. 52-60.

4. Интернет-ресурс rodoslovnaya.ru. Редкие и экзотичные животные. Ахатина.

5. Интернет ресурс achatina.by.ru.


Задачи работы: Провести анализ литературы по проблеме аллергии от домашних питомцев Провести сбор информации по отношению людей к улиткам Доказать, что улитка Ахатин является идеальным питомцем для аллергика Составить памятку для будущих владельцев улитки.




Домашнее животное – это очень важная составляющая в жизни многих из нас. Здорово, когда дома тебя ожидают лохматые, гладкошерстные, ушастые, хвостатые и прочие четвероногие зверушки. Также весело, когда дома радуются звонкие пернатые, или плавные и молчаливые обитатели аквариумов


Но вот беда, если у вас аллергия на все шерстяное и перьевое? А на размещение аквариума не хватает места или времени? Может вам приходится часто отлучаться и не на кого оставить питомцев? Я предложу вам очень интересный альтернативный вариант домашнего животного. Представляю: ахатина или гигантская африканская улитка (лат. Achatina fulica).


Едят ахатины практически всё, что дают. Овощи, фрукты, кашу, грибы, мясо, рыбу, птицу.. Кормить молодую ахатину достаточно один раз в день, а взрослую - и того реже: пару раз в неделю. Также, кроме корма нужно давать кальций.. Что интересно - улитка не станет есть пищу, которая ей не подходит или которой она может отравиться. Ещё ахатину надо спрыскивать водой поверхность аквариума они таким образом пьют со стенок аквариума Ахатин поглащает воду


Аквариумы и.т.д Домиком для ахатины может стать любой пластиковый контейнер или небольшой аквариум. Совсем не обязательно все время держать его на виду. Вы можете держать емкость с ахатинами в темном месте, вдали от отопительных приборов и доставать тогда, когда необходимо ухаживать за улитками или для наблюдения. Домик должен соответствовать размерам вашей ахатины и подрастать вместе с ней. Для маленьких улитят подойдет небольшой пластиковый контейнер. В любой домик для ахатин вы должны обеспечить доступ воздуха. Достаточно проделать несколько отверстий в крышке, накрывающей контейнер. Крышка должна быть обязательно, иначе улитки отправятся путешествовать по дому.



Ценный элемент Косметологи неспроста заинтересовались свойствами улиток их привлек необычный факт, который был отмечен специалистами, занимающимися профессиональным разведением моллюсков. Оказалось, что у людей, постоянно находящихся в контакте с улитками, быстрее заживают ссадины и порезы на руках, а кожа выглядит моложе. Более детальное исследование позволило сделать вывод, что особый секрет, который выделяют улитки, обладает высокими регенерирующими свойствами и восстанавливает клетки кожи.


Выводы по проекту были сделаны следующие: Они не вызывают аллергии! Не оставляют шерсти! Не царапаются и не кусаются! Не болеют! И живут около 10 лет! Их не надо выгуливать! Они бесшумные! Они не «метят» свою территорию! Мало едят и не требуют больших затрат!




ПАМЯТКА ДЛЯ БУДУЩИХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АХАТИНОВЫХ УЛИТОК Желательно содержать по одной Кормить ежедневно свежей качественной пищей Регулярно и в изобилии давать улиткам молотую яичную скорлупу Минимум раз в сутки (лучше вечером), обрызгивать террариум Заменять грунт, в зависимости от его состояния Не следует ставить террариумы под прямые солнечные лучи. Просто любить своего домашнего тихого и верного питомца.

ЮЛИЯ БУРЦЕВА

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Павловский детский сад общеразвивающего вида №5»

МКДОУ №5___

Проект

«Почему улитка никогда не выходит из своего домика?»

Воспитатели 1 младшей

Группы Б :

Бурцева Ю. Н.

Третьякова В. А

дети и родители

Павловск 2014г.

Паспорт проекта

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный

Цели :

Педагогическая : Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Детская : Узнать, может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Целевая группа : дети, родители, воспитатели младшей «Б» группы;

Место реализации проекта : МКДОУ №5, младшая группа «Б» ;

Партнёры проекта : воспитатели, музыкальный руководитель.

История создания проекта : Во время дидактической игры дети моей группы задали мне вопрос, который и стал названием моего проекта Почему улитка никогда не выходит из своего домика?

Гипотеза исследования : Если улитка выйдет из домика , то она может погибнуть.

Цель : (Педагогическая) Развитие у детей 2-3лет познавательных способностей и интереса к окружающему миру.

Цель : (Детская) Узнать может ли улитка выйти из своего домика?

Задачи :

*Расширить знания детей о улитках

*Помочь детям освоить разные способы поиска информации

* Развивать у детей мыслительные и речевые способности

Прогнозируемые результаты :

Дошкольники приобретут опыт исследовательской деятельности;

Полученные из разных источников сведения, помогут детям пополнить свои знания о улитках ;

Выставка рисунков «Домик для улитки »

Выставка поделок «Лепим улитку »

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап (04.11.14-08.11.14)

Ситуация общения с детьми : «Зачем улитке домик

Цель : Выяснить начальное представление детей о улитке и заинтересованность проблемой.

Создание проблемной ситуации : «Письмо от улитки » .

Чтение художественной.

Поиск информации.

Практический (исследовательский) этап : (09.11.14-17.11.14)

Рассматривание иллюстраций о улитках , чтение познавательной литературы;

Просмотр мультфильма, беседа с детьми о просмотренном мультфильме;

Игры : «Разрезные картинки» , «Угадай по описанию» , «Загадки» ;

Заучивание стихотворения «Улитка »

Продуктивная деятельность : «Лепим улитку »

Рисование на тему : «Домик для улитки

Чтение сказок : «Сказка про улитку » , «Сказка про улитку и кузнечика »

Заключительный этап : (18.11.14-22.11.14)

Оформление выставки рисунков : «Домик для улитки » ;

Оформление выставки поделок : «Лепим улитку » ;

Оформление партфолио проекта ;

Мероприятия по реализации проекта

№ п/п Мероприятия

Сроки Ответственные

1. Диагностика начальных представлений детей о улитках и выяснение заинтересованности проблемой.

04.11.14-08.11.14 Воспитатели

2. Сбор информации :

Чтение художественной и познавательной литературы;

Поиск информации в сети Интернет

08.11.14 – 10.11.14 Воспитатели, родители, дети

3. Просмотр мультфильма

«Домик для улитки » 11.11.14 Воспитатели, родители

4. Экскурсия в живой уголок : «В гости к улитке »

15.11.14 Воспитатели

5. Рисование на тему : «Домик для улитки »

18.11 – 20.11 Дети и родители

6. Продуктивная деятельность «Лепим улитку »

20.11.14 Дети, воспитатели, родители

7. Презентация результатов деятельности :

Оформление выставки поделок «Лепим улитку »

Оформление партфолио проекта

20.11 -22.11. 14 Воспитатели, родители

Вывод :

В ходе проведённого исследования мы выяснили, что улитка действительно никогда не выходит из своего домика. В домике она прячется от врагов : ежей, мышей, лягушек, птиц, ящериц. Если у улитки не будет домика , то она погибнет. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

Приложение 1

УЛИТКА

Улитка медленно ползет ,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несет

Свой домик на себе.

Ей тяжело его носить

Нельзя его ей снять!

Улитке нужно где-то жить ,

Ей нужно где-то спать!

Зато туда никто чужой

Не проберется никогда!

И охраняет домик свой

Улитка хорошо всегда !

У улитки в воскресенье

Будет праздник – день Рожденья!

Только вот беда-то в чём,

Как гостей позвать в свой дом!

Приложение 2

Загадки про улитку

Весь день ползу я по дорожке -

То выпущу, то спрячу рожки.

Ползти домой я не спешу -

Зачем спешить мне по-пустому?

Свой дом всегда с собой ношу -

И потому всегда я дома.

(Улитка )

Это кто, раздвинув рожки

Проползает по дорожке?

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Теремок, гляди, ползет,

На себе его везет

Хозяюшка богатая,

Хозяюшка рогатая.

(Улитка )

У меня девиз простой -

«Всё своё, ношу с собой!»

Две антенны над калиткой,

Домик свой несёт.

(Улитка )

Что за зверь, скажите, братцы,

Может сам в себя забраться?

(Улитка )

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(Улитка )

Круглый домик.

Может, гномик

В этом домике живет?

Он волшебный, этот домик,

Он по травке сам ползет!

(Улитка )

По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко -

Рожки спрятались опять.

(Улитка )

Приложение 4

Поделки детей

Приложение 5

Помощь родителей в подборе информации о улитках

Улитка Ахатина

Творческий проект «Домашние питомцы – Ахатины»

Виноградова Валерия, учащаяся 8 класса, МБОУ СОШ № 7 городского округа город Шарья Костромской области
Цель: изучение особенностей жизни улиток ахатин.
Задачи:
- Изучить литературу об уходе за улитками;
- Определить вкусовые предпочтения улиток Ахатин в неволе;
- Наблюдать за их поведением в неволе.
Назначение: Данный проект будет интересен учителям биологии, учащимся седьмых классов при изучении темы «Брюхоногие моллюски, или улитки», а также тем, кто планирует завести домашнего питомца-ахатина.
В ноябре 2012 года в нашей семье появились домашние животные - это улитки Ахатины. Им дали имена: Банан, Анна и Нюша. На этот момент об улитках я не знала ничего.
Пришлось изучать литературу о содержании, уходе, поведении улиток в неволе и особенностях кормления этих необычных для меня животных.
Происхождение Ахатин
Улитка Ахатина – это сухопутный брюхоногий моллюск из отряда лёгочных улиток. Родиной улитки является восточная Африка: Кения и Танзания. В дальнейшем она была завезена человеком в страны Южной и Юго-восточной Азии, на острова Тихого океана, Карибского моря.
В 1840 году Ахатина уже обитала на Сейшельских островах, в 1860 году на Коморских островах, а в 1900 году на Цейлоне. В 1910 г. её обнаружили на острове Шри-Ланка и в Индии, а в 1920 г. она стала известна в Малайзии, Индокитае, на острове Тайвань и в различных тихоокеанских островах.
Практически все фермеры терпели убытки, посколько Ахатина наносила ущерб не только культурным растениям, но и каучуковым и чайным плантациям. В 1938 году Ахатину привезли на Марианские острова, где было решено изготавливать из неё различные блюда. Но этот вид быстро размножился по всему архипелагу.
В некоторых штатах США потребовалось более 10 лет, чтобы избавить поля и сады от ахатин. Сейчас в США запрещен ввоз улиток этого вида под страхом тюремного заключения.
Ареал обитания Ахатина за последнее время существенно расширился, за несколько лет от одной улитки можно получить почти 8-ми миллиардное потомство.
В Европу Ахатины были завезены из-за кулинарной ценности. В России улитки вида Ахатины могут жить только в домашних условиях, потому что климат для них очень суров.
Строение и физиология
Ахатина – сухопутная улитка, раковины некоторых видов достигают в длину до 25 см, а тело до 30 см.
Тело улитки состоит из головы, туловища, раковины и ноги. На голове расположено ротовое отверстие, щупальца и пара глаз.
У Ахатин хорошо развита подошва, на которой имеются две ножные железы, выделяющие слизь для передвижения по сухой поверхности.
Кожа тела морщинистая, складчатая, в процессе кожного дыхание это дополняет дыхание через легкие.
Ахатины питаются продуктами растительного происхождения. В её рационе более 500 видов растений.
Органы чувств представлены головными щупальцами, головными глазами и органами равновесия. Очень яркий свет эти животные не любят. Подошва и щупальца тоже являются органами осязания.
Слух у Ахатин отсутствует совершенно. Они очень спокойны и непугливы.
При размножении каждая особь играет роль и самца и самки – это животные гермафродиты.
Ахатины откладывают яйца по 20-30 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь, а через 1,5 месяца они становятся взрослыми особями.
Влажная и теплая среда необходима для нормальной жизни улиток. Лучшая для них температура +24-28 градусов, влажность не ниже 60%. При температуре воздуха ниже +16 градусов улитки становятся малоподвижными и впадают в оцепенение. Если температура ниже + 2 градусов длительное время улитка погибает.
Фотоотчет «Мои любимы питомцы»
Ноябрь 2012 г, сразу 3 домашних питомца появились в нашей семье.

С этих пор каждую свободную минутку я провожу со своими любимцами


Мои улитки живут в стеклянном террариуме с крышкой из мелкой сетки. В течение этого времени наполнители террариума были разными (им очень нравится кокосовый субстракт). В качестве домика мы распилили кокосовый орех и они очень любят в нем спать.




Субстракт постоянно увлажняем водой из пульвелизатора, сбрызгиваем стенки террариума (чтобы поддерживать высокую влажность), а также всегда стоит неглубокая крышка с водой.
Мои Ахатины с удовольствие поедают капусту, огурцы, кабачки, бананы, арбуз, овсянку, яичную скорлупу, гамарусы.



Улитки очень любят мыться.





Ахатины общаются между собой, они подползают друг к другу, ощупывают щупальцами, могут наползать на раковину другой улитки.


Улиток можно брать на руки, они любят сидеть на ладони.



На фото представлена первая кладка. Но потомства мы не дождались. Возможно, неправильно ухаживали, а возможно потому, что когда в террариуме живут только крупные экземпляры, кладки не развиваются. Для исправления такой ситуации нужно подсадить маленьких улиток, и потомство благополучно появится на свет.
Я нашла и подсадила к ним маленькую улитку, но она погибла. А у этих взрослых особей больше кладок тоже не было. Хотя они благополучно и комфортно ощущают себя и на сегодняшний день.



На фото улиткам 1 месяц


А так выглядят сейчас.

Юркова Екатерина

Исследовательская работа выполнена ученицей 6 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МО и Н РТ

МБОУ СОШ с.Сизим

Каа-Хемского района РТ

Школьная конференция исследовательских

работ и проектов

«Первые шаги»

Исследовательский проект

Тема: «Моя улитка ахатина гигантская»

Юркова Екатерина Валерьевна

МБОУ СОШ с.Сизим

ученица 6 класса

Руководитель:

Учитель технологии

Юркова Анна Федоровна

2016 г.

I. Введение.

Стр.3.

II. Основная часть.

Стр.4.

Мотивация.

Стр.4.

Стр.4.

Образ жизни улитки.

Стр.5.

Значение улитки в природе.

Стр.5.

Стр.6.

Обработка результатов анкетирования.

Стр.7.

Стр.9.

Вывод.

Стр.9.

III. Заключение по работе.

Стр.10.

IV. Литература.

Стр.10.

  1. Введение

Тема исследовательского проекта: «Моя улитка ахатина гигантская».

Цель:выяснить, может ли брюхоногая улитка ахатина гигантская жить в домашних условиях?

Задачи:

а) Выяснить, какую роль ахатина играет в жизни человека?

б) Выяснить, не приносит ли ахатина вред здоровью?

Объектом изучения является улитка ахатина, её географическое размещение на планете, образ жизни в природе и в домашних условиях.

План исследования:

1.Изучить теоретический материал о данной улитке.

2.С учителем разработать методику исследования.

3.Анкетирование респондентов.

4.Собрать, сравнить и проанализировать полученные данные.

5.Занести в таблицы.

6.На основании данных отразить в диаграммах и сделать выводы.

5.Наблюдение за улиткой.

7.Описание результатов.

8.Сделать фотографии.

Используемые методы:

1.Теоретический- изучение литературы.

2.Практический- наблюдение за улиткой в домашних условиях.

3.Сбор и обработка материалов.

4. Анализ и сравнение материалов.

Проблема: Какая польза людям от ахатины?

Гипотеза моей работы – зависит ли цвет ракушки от пищи?

Новизна: содержание тропического моллюска в районах с холодным климатом.

Актуализация: В природе существует много видов улиток. Чтоже свойственно для улитки ахатины?

II. Основная часть:

а)Мотивация

У меня есть улитка ахатина. брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . И мне захотелось побольше узнать об улитке, которая живёт у меня в аквариуме. Мне стало интересно поведение улиток, их структура тела, как и чем они питаются. Смогут ли они выжить без помощи человека в окружающей среде? Что бы найти все ответы на вопросы, я взяла тему исследовательского проекта – «Моя улитка ахатина гигантская» Приложение 1.

Изучив дополнительную литературу, я пришла к выводу, что д омашние животные - животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им, кров и пищу. Они приносят ему пользу либо как источник материальных благ и услуг, либо как компаньоны, скрашивающие его досуг. Большинство домашних животных легко размножаются. Проводя селекцию, человек может контролировать их размножение и признаки, которые они передают своему потомству.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо), материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Наблюдая за своими домашними животными: коровами, собакой, кошками, курицами и экзотическими животными: попугаями, которые не знаю почему погибли и ахатинами, я стала замечать разницу в поведении.

История одного чудесного открытия.

За пределами своей родины африканская ахатина была впервые замечена в 1803 г. на острове Маврикий, затем на других близлежащих островах. Люди щедро рассеяли этот интересный вид по всем тропическим странам, почти везде она несла вред культурным растениям, кроме того улитка наносила большой ущерб чайным и каучуковым плантациям.

В 1938 г. японцы привезли ахатину с намерением изготавливать из неё блюда; В США она появилась в Калифорнии в 1947 г. Но калифорнийский климат оказался неподходящим для этого моллюска, привыкшего к влажным тропикам.

Образ жизни улитки.

Изучив литературу и наблюдая за своими улитками, я пришла к такому выводу:

ахатины ведут преимущественно ночной образ жизни, хотя во влажную погоду могут выползать и днём. Обычно же светлое время суток они проводят в укромных местах, зарывшись в почву и активизируясь лишь через два часа после заката. Было показано наличие у ахатин долговременной памяти: они могут запоминать расположение источников пищи и возвращаться к ним. Молодые особи более подвижны и преодолевают большие расстояния в течение дня, а также способны к дальним миграциям. Обычно для отдыха в одно и то же место они не возвращаются. У старых же улиток, напротив, имеется место, где они предпочитают отдыхать и откуда они выползают на поиски питания, не удаляясь более чем на 5 метров. При переносе улиток в место отдыха другой ахатины (в пределах 30 метров), они всё равно возвращаются к своему "дому". Живут ахатины до 5-6 и, даже,10 лет. Всё время жизни они растут, однако после первых двух лет жизни скорость роста замедляется. При размножении каждая особь играет роль и самца, и самки. Две улитки сначала тщательно ощупывают друг друга, что является любовной игрой, а затем плотно прижимаются подошвами. Происходит обмен половыми клетками (сперматофорами). Яйца имеют запас питательных веществ и покрыты питательной оболочкой. Ахатины откладывают яйца кучками по 20-30 штук в ямки, которые потом зарывают. Через 2-3 недели появляется молодь. А через 1,5 месяца она становятся взрослыми особями.

Мои ахатины откладывали меньше яиц и молодь не появилась, потому что дома прохладно, а на втором этаже теплее,но сухо. Им нужны тепло и влажность как в тропиках.

В неблагоприятных условиях ахатина может впасть в спячку. При этом она закупоривается плотной, довольно твердой герметичной "крышечкой", и проводит в таком состоянии до 3 месяцев. Изредка они приоткрывают "дверцу" и следят за изменениями в окружающей среде, до наступления более благоприятных условий.

Считается, что ахатина - «умная» улитка. Она может отличать хозяина от других людей. В нашей семье она больше любит маму. Услышав её голос, становится активней, вращает головой, где на рожках находятся глаза. И когда рядом разговаривают, она проявляет любопытство. Наблюдать за улитками интересно и доставляет удовольствие. Они как будто завораживают, успокаивают нервную систему. Спокойные, медлительные, величественные улитки настраивают своих хозяев на такие же чувства.

Наблюдая за своей улиткой, я обратила внимание на то, что когда кормишь улитку листьями салатов, капусты, огурцами- ракушка у питомца светлеет, а когда кормишь цветными овощами (помидорами, перцем сладким,оранжевой тыквой) -панцирь яркий.Очень любит банан, но часто им кормить нельзя, потому что она перестанет есть другую пищу,как

капризный ребёнок.

Враги: Ежи, мыши, насекомые (жуки, сверчки, многоножки), птицы, жабы и лягушки, кроты, скунсы, ласки, ящерицы.

Значение ахатины в природе?

Ахатина гигантская - сухопутный брюхоногий моллюск из подкласса лёгочных улиток . Широко распространён в странах с тропическим климатом, является вредителем сельскохозяйственных растений, особенно сахарного тростника . В настоящее время дальнейшее распространение ахатины остановлено. Было предотвращено распространение улитки в США , в Европе , в том числе в России , где выживание моллюска в природе невозможно, они часто содержатся в качестве домашних животных .

Ахатины питаются продуктами растительного и животного происхождения, предпочитая мягкие или разлагающиеся части растений: молодые особи (размером до 30 мм) предпочитают живые растения, более старые - мёртвые гниющие растительные остатки. Уничтожает зеленые растения, а подчас и штукатурку зданий, панцирь же из чего-то строить нужно. Размножается с огромной скоростью.

Повзрослев, ахатины начинают выполнять благородную миссию чистильщиков, поедая разлагающиеся растительные остатки, гниющую древесину.

Лично мне больше всего интересны гигантские брюхоногие относящиеся к семейству

ахатинид и роду ахатин. Это самые крупные лёгочные моллюски Земли, с самым сложным и интересным поведением. Несмотря на свою кажущуюся неторопливость и беззащитность ахатина оказалась поразительно конкурентоспособной в борьбе за место под солнцем

Значение ахатин в жизни человека.

Темноногие а хатины по пищевой ценности считаются вкуснее альбиносов. В жертву красоте и молодости были принесены безобидные улитки ахатины, вытяжки из которых используются в качестве основного компонента чудо - бальзама. Как утверждает чилийский врач Фернардо Бакунан, полученный его трудами крем на основе вытяжек из улиток творит с кожей настоящие чудеса. Первыми удивительное свойство улиток открыли разводчики этих моллюсков. Они обратили внимание на то, что любые царапины и ссадины у них на руках очень быстро заживают. Оказалось, что в слизи улиток содержится натуральный компонент, регенерирующий клетки. Пока омолодиться с помощью чудо-крема доктора Бакунана могут лишь его соотечественники и жители США, куда ежедневно отправляется 20 тысяч пузырьков. Но предприимчивый доктор уже ведет переговоры о поставке своего бальзама в ЮАР, Испанию, Англию и Бразилию. Уникальными свойствами обладает также мясо улиток. Содержащиеся в мясе улиток биологически активные вещества делают его не только деликатесным продуктом питания, но и сырьем для фармацевтической промышленности. ВАнглии выпускают экстракт, на приготовление одной дозы которого расходуется свыше тысячи улиток. Однако этой дозы достаточно для того, чтобы сохранить в течение нескольких недель силу и бодрость человеку, попавшему в экстремальные условия. Исследования последних лет показали, что секрет особых желез улиток избирательно действует на определенные бактерии (склеивает их), что находит применение при лечении таких заболеваний органов дыхания как коклюш, бронхит, силикоз. Препараты из улиток помогают, кроме того, нейтрализовать нежелательное побочное действие антибиотиков. Поскольку мясо улитки - это пища, обогащенная кальцием и незаменимыми жирными кислотами, диета, основанная на мясе улиток, рекомендуется в случаях рахита и избыточного содержания холестерина в крови. Высокое содержание в нем минеральных солей и железа полезно в течение беременности и выкармливания ребенка. Поскольку мясо улиток практически не содержит жира, оно может употребляться теми, кто страдают заболеваниями печени, атеросклерозом и ожирением.

Самое последнее открытие в области медицины называет улитку - донором мозгов, основываясь на положительных результатах тщательных исследований нейронов этих улиток, и в частности на том, что нейроны человека и нейроны улитки требуют одинаковый ионный состав среды при их выращивании в культуре. Во Франции и в Германии улитки используются при изготовлении косметики, а в Бразилии проводятся исследования по использованию слизи улиток для лечения шрамов и язв.

Цель; Выяснить может ли брюхоногая улитка ахатина, являться современным домашним животным?

Вопросы анкеты и результаты анкетирования после обработки.

1.Слышали ли вы о такой улитке ахатина?

да

нет


Вывод: изучив результаты опроса,36%учащихся знают о такой улитке как ахатина и 64% не имеют представления

2.Знаете ли вы что в настоящее время модно содержать экзотических животных дома?

да

нет

Вывод: 83% опрошенных считают модным разведениеэкзотических животных

3.Имеются ли у вас дома экзотические животные?

да

нет

Вывод:8% опрошенных имеют дома экзотических животные

4.Хотели бы вы иметь таковых?

да

нет

Вывод:изучив результаты опроса,46% хотели бы иметь экзотических животных, 54% не хотели бы иметь таковых.

5.Знакомы ли вы с правилами содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод:17% опрошенных знакомы с правилам содержания экзотических животных

6.Если бы вам предложили завести улитку ахатину, вы бы согласились?

да

нет

Вывод: лишь 42% опрошенных учащихся хотели бы иметь такое домашнее животное у себя дома.

7.Знаете ли вы, чем питаются улитки ахатина?

да

нет

Вывод: 37%владеют информацией о том, как питается улитка ахатина?

8.Знакомы ли вы с условием жизни и содержания экзотических животных?

да

нет

Вывод: 21% не знакомы с условием жизни и содержания экзотических животных.

9.Считаете ли вы что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным?

да

нет

Вывод: 33% считают, что улитку ахатина можно назвать домашним экзотическим животным,67% так не считают.

глубоком сосуде, в который поступает воздух.

2.Кормить улитку можно животной и растительной пищей, исключив из рациона соль,

сахар, перец острый, цитрусовые, жареные и копчёные продукты.

3. Для роста и укрепления раковины давать мел или яичную скорлупу.

4. Держать ахатину в тёплом, солнечном, без сквозняков месте. Мыть тёплой водой.

5.Улитку надо купатьне реже 1 раза в неделю. Кормить 1 раз в неделю.

Вывод поработе:

Изучив материалы, я выяснила, что сейчас модно разводить экзотических животных дома, но ахатина не является современным домашним животным, узнала, как и где появилась улитка, какой образ жизни ведёт. Также я пополнила свои знания о содержании и кормлении этих улиток, их лечебных свойствах. Наблюдая за своей улиткой, я пришла к выводу, что они неприхотливы, не вызывают аллергии, не имеют запаха, молчаливы, спокойны и от цвета овощей зависит цвет панциря.

III. Заключение. Закончив свой проект, я поняла, что самым трудным для меня были постановка цели, задач, определение гипотезы и актуализации темы. Значительно проще было наблюдать за улитками, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Я пополнила свои знания об улитке. Немного научилась анализировать. Конечный продукт моей работы - рекомендации по уходу за улитками ахатинами.